Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

О смысле всенощного бдения и божественной литургии. Разъяснения на Всенощное бдение

Копировала для своей знакомой информацию, решила сохранить ее и здесь.
нашла поучительное о Литургии великой молитвенницы, прозорливой старицы схимонахини Сепфоры, прожившей 100 лет
Цитата.
"Она всё время напоминала, что, входя в храм, надо благоговейно предстоять Богу, обязательно знать Божественную литургию.
И если служба уже началась, не бегать от иконы к иконе, а молиться вместе со всеми. Она рассказывала: "Наш Архипка (блаженный сельский. – Т.Х.) всегда говорил:
"Козы полезли. Тропарей не знают, не читают, чё прикладываются?" (примечание мое - я так понимаю, что сначала прочитать тропарь святому, а потом прикладываться к иконе, но ведь есть длинные тропари...)
Сама она, когда заходила в храм, делала поклоны:
- праздничной иконе,
- Божьей Матери,
- Кресту,
- святителю Николаю,
- иконе всех святых.
Чадам своим не уставала повторять: "Надо знать Священное Писание, уметь думать над ним, размышлять".
Читают, к примеру, Часы. А в это время кто по храму ходит, кто свечи ставит. Она, бывало, сокрушается: "Ты понимаешь, что делается? Идёт Проскомидия , вынимаются частички за усопших, за живых. Молиться надо, а не "дай я поставлю свечку сама". Это же грех великий.

А когда тропарь читают, в храме и вовсе антракт начинается: все бродят-ходят, кто куда. Домой спешат, одеваются. А в это время Господь в Гефсиманском саду молится о чаше, которая Его ждёт.
Говорила: "Будем знать Божественную литургию – будем все вместе с Богом идти".
Газета Эском - ВЕРА 7
......................................................................

Поминание о Здравии и Упокоении на Проскомидии
<...>
Как же совершается в храме возношение Жертвы по нашим запискам?
Поминание о Здравии и Упокоении на Проскомидии - Воскресенский храм (старый) г. Вичуга


<...>
Частицы, вынутые из поданных нами просфор,
не освящаются в тело Господне,
при извлечении их не бывает воспоминание Христовых страданий:
при возношении Святого Агнца, во время возглашения «Святая Святым» эти частицы не поднимаются для таинственного воздвижения на крест с плотью Спасителя.
Эти частицы не даются в приобщение Плоти Спасителя (прим. мое-при Причащении)
Для чего же они приносятся ?
Для того, чтобы посредством их верующие, имена которых написаны в наших записках, получили благодать, освящение и отпущение грехов от приносимой на Престоле очистительной жертвы.

Частица, вынутая из нашей просфоры, возлежа возле пречистого Тела Господня, будучи внесена в потир, напоена Божественной кровью, вся исполняется святыни и духовных дарований и ниспосылает их тому, о имени которого возносится. После того, как все причастники приобщатся Святых Тайн, диакон влагает в потир возлежащие на дискосе частицы о святых, о живых и мертвых.
Это делается для того, чтобы святые в ближайшем соединении с Богом возрадовались на небесах, живые же и мертвые, чьи имена указаны в записках, омывшись самой Пречистой кровью Божия Сына, получили оставление грехов и жизнь вечную.

Об этом говорят и слова, произносимые при этом священником: «Отмый, Господи, грехи поминавшихся зде, Кровию Твоею Честною».

Цитата.
В большие праздники после сугубой и просительной ектении совершается лития и благословение хлебов .

Лития , слово греческое, значит общее моление. Лития совершается в западной части храма, около входных западных дверей. Это моление в древней церкви совершалось в притворе, с той целью, чтобы дать возможность стоявшим здесь оглашенным и кающимся принять участие в общей молитве по случаю большого праздника.


Лития
Вслед за литией бывает благословение и освящение пяти хлебов, пшеницы, вина и елея , в память также древнего обычая раздавать пищу молящимся, приходившим иногда издалека, чтобы они могли подкрепиться во время продолжительного богослужения. Пять хлебов благословляются в воспоминание насыщения Спасителем пяти тысяч пятью хлебами. Освященным елеем (оливковым маслом) священник потом, во время утрени, после целования праздничной иконы, помазывает молящихся.

После литии , а если она не совершается, то после просительной ектении, поются “стихиры на стиховне”. Так называются особые, стихи, написанные в память воспоминаемого события. ....

Нажмите, чтобы раскрыть...

Бодрствуйте и молитесь (Всенощное бдение с разъяснением)

///////////////////////////////////////////////////////////////

ПОЧЕМУ ВАЖНО ПОСЕЩАТЬ ВСЕНОЩНЫЕ БДЕНИЯ
Почему важно посещать всенощные бдения? | Православная Жизнь

Опубликовано: вт, 19/07/2016

О смысле всенощного бдения и Божественной литургии

Всенощное бдение

Первое отверстие царских врат и каждение алтаря изображает явление славы Божией в сотворении мира и человека и блаженное состояние прародителей в раю Божием после их сотворения.

Пение 103-го псалма (предначинательного) «Благослови, душе моя, Господа» изображает величественную картину создания мира. Каждение священника во время пения этого псалма изображает действие Духа Божия, носившегося при сотворении мира над водами. Возженный светильник, предносимый диаконом во время каждения, знаменует тот свет, который по Творческому гласу явился после первого вечера бытия.

Затворение царских врат после пения псалма и каждения означает, что вскоре по сотворении мира и человека врата рая были заключены (закрыты) вследствие преступления праотца Адама. Чтение священником светильничных (вечерних) молитв пред царскими вратами знаменует раскаяние праотца Адама и его потомков, которые в лице священника пред заключенными царскими вратами, как пред заключенными дверями рая, молят Творца своего о помиловании.

Пение псалма «Блажен муж» со стихами из трех первых псалмов и чтение 1-й кафизмы изображает частью блаженное состояние прародителей в раю, частью раскаяние согрешивших и их надежду на обетованного Богом Искупителя.

Пение «Господи, воззвах» со стихами знаменует скорбь падшего прародителя и его молитвенные воздыхания пред заключенными вратами рая, а вместе с тем и твердое упование, что Господь по вере в обещанного Искупителя очистит и избавит род человеческий от падений греховных. Это пение изображает также хвалу Богу за Его великие милости к нам.

Отверзание царских врат при пении догматика (Богородична) означает то, что чрез воплощение Сына Божия от Пресвятой Девы Марии и сошествие Его на землю отверзлись для нас двери рая.

Исхождение священника из алтаря на солею и тайное моление его знаменует сошествие Сына Божия на землю для нашего искупления. Диакон, предшествующий священнику, представляет образ святого Иоанна Предтечи, приготовлявшего людей к принятию Спасителя мира. Каждение, совершаемое диаконом, указывает, что вместе с пришествием на землю Сына Божия, Искупителя мира, Дух Святой исполнил весь мир Своею благодатию. Вхождение священника в алтарь знаменует вознесение Спасителя на Небо, а приближение священника к горнему месту означает седение Сына Божия одесную Отца и ходатайство пред Отцом Своим за род человеческий. Возглашением диакона «Премудрость, прости!» Святая Церковь учит нас с благоговением внимать вечернему входу. Песнопение «Свете тихий» содержит прославление Христа Спасителя за сошествие Его на землю и совершение нашего искупления.

Лития (общее исхождение и общее моление) содержит сугубые моления о наших телесных и духовных нуждах, и прежде всего – о прощении согрешений наших Божиим милосердием.

Молитва «Ныне отпущаеши» (*) повествует о сретении (встрече) праведным старцем Симеоном Господа Иисуса Христа в храме Иерусалимском и указывает на необходимость постоянного памятования о часе смертном.

Молитва «Богородице Дево, радуйся» (*) напоминает о благовещении Архангела Гавриила Пресвятой Деве Богородице.

Благословение хлебов, пшеницы, вина и елея, исполняющее их различных благодатных дарований, напоминает о тех пяти хлебах, которыми Христос, чудесно умножив их, насытил пять тысяч человек.

Шестопсалмие – плач кающегося грешника пред Христом Спасителем, пришедшим на землю. Неполное освещение в храме при чтении шестопсалмия напоминает о состоянии души, пребывающей во грехе. Мерцание лампад изображает ночь Рождества Христова, которая оглашена была радостным славословием Ангелов: «Слава в Вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение». Чтение первой половины шестопсалмия выражает скорбь души, удалившейся от Бога и ищущей Его. Священник, во время чтения шестопсалмия читающий пред царскими вратами молитвы утрени, напоминает о вечном Ходатае Нового Завета пред Богом Отцом – Господе Иисусе Христе. Чтение второй половины шестопсалмия раскрывает состояние раскаявшейся души, примиренной с Богом.

Пение «Бог Господь и явися нам» напоминает о спасении, совершенном явившимся в мир Спасителем.

Пение воскресного тропаря изображает славу и величие воскресшего Христа.

Чтение кафизм напоминает о тяжких скорбях Господа Иисуса Христа.

Пением стихов «Хвалите имя Господне» Святая Церковь прославляет Господа за многие благодеяния и милости Его к роду человеческому.

Тропари «Ангельский собор» напоминают благовестие Ангела женам-мироносицам о Воскресении Спасителя.

Во время воскресного всенощного бдения читается Святое Евангелие, благовествующее о явлении воскресшего Господа женам-мироносицам или апостолам.

По окончании евангельского чтения диакон восходит с Евангелием на амвон, встает лицом к народу, поднимая Евангелие над головой. Молящиеся взирают на него с особым благоговением, как на Самого воскресшего Господа, поклоняясь и взывая: «Воскресение Христово видевше...» (*). Это пение должно быть общенародным. Затем Евангелие переносится на середину храма для поклонения и лобызания верующими.

В канонах утрени прославляются Воскресение Христово (или другие священные события из жизни Господа), Пресвятая Богородица, святые Ангелы и угодники Божии, чествуемые в данный день.

Между 8-й и 9-й песнями канона поется гимн Богородицы (*), составленный из песен Пресвятой Богородицы и праведного Захарии (Евангелие от Луки, глава 1, стихи 46-55, 68-79). Устав назначил этой песне особо благоговейное исполнение. Песнь Богородицы имеет свой припев, одинаковый для всех ее шести стихов: «Честнейшую Херувим и Славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу, Тя величаем». В этой песне Пресвятая Дева исповедуется истинной Богородицей и великим дерзновением веры поставляется выше высочайших чинов ангельских. Песнь Богородицы выделяется из ряда других особым возгласом диакона пред ней, приглашающим к прославлению Богоматери: «Богородицу и Матерь Света песньми возвеличим», чем отмечается необходимость особой внимательности к песни. При пении «Честнейшей» церковный Устав предписывает творить поклоны на каждом стихе, призывая этим выразить свое особое почтение Божией Матери.

В хвалитных стихирах и в великом славословии возносится особое благодарение и прославление Господа Иисуса Христа.

Из книги Записка церковная автора Автор неизвестен

Что такое заказная записка" Поминовение на Божественной Литургии В некоторых храмах кроме обычных записок о здравии и о упокоении принимают заказные записки. Заказная обедня о здравии с молебном отличается от обычного поминовения о здравии тем, что в дополнение к

Из книги Справочник православного человека. Часть 2. Таинства Православной Церкви автора Пономарев Вячеслав

Из книги Церковь автора Сурожский Митрополит Антоний

Место совершения Божественной литургии Местом совершения Литургии является освященный архиереем в соответствии с Канонами храм. Литургия не может совершаться в храме, оскверненном убийством, самоубийством, пролитием крови, вторжением язычников или еретиков. По

Из книги ОБЪЯСНЕНИЕ БОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТУРГИИ по чину Иоанна Златоустаго автора Златоуст Иоанн

Участие в Божественной литургии Произнесение новопоставленным «Мир всем» перед Апостольским и Евангельским чтениями.Благословение народа дикирием и трикирием.Принятие Потира от священника во время Великого входа.Причащение священников и дьяконов.Благословение

Из книги Литургика автора (Таушев) Аверкий

О Божественной литургии Лондон, 1974 год.Я хотел бы, чтобы сегодня мы подумали о Божественной литургии, подумали о том, что она собой представляет, подумали о том, как мы можем в ней участвовать не только во время самой службы - тут мы участвуем, сколько можем, и сердцем и

Из книги Лекции по Исторической Литургике автора Алымов Виктор Альбертович

ОБЪЯСНЕНИЕ БОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТУРГИИ ПО ЧИНУ СВ. ИОАННА ЗЛАТОУСТАГО. По изданию: О. П., С.-ПЕТЕРБУРГ, 1898, Типография П. П. Сойкина, Стремянная, 12. От издательницы. Под именем Литургии обыкновенно понимается не только самое богослужение евхаристии, но и приготовительная к нему

Из книги Сочинения автора Кавасила Николай

Первая часть всенощного бдения. Всенощное бдение и его происхождение «Всенощным бдением» называется торжественное богослужение, которое совершается в ночь накануне воскресных дней, а также и великих праздников, имеющих в Типиконе знак + креста в круге, напечатанного

Из книги Служебник (рус) автора

1. Начало всенощного бдения. Вечерня. Пение Предначинательнаго псалма Всенощное бдение, по Типикону, начинается вскоре после солнечного захождения. Сначала бывает медленный благовест, звон в один колокол, а потом звон (трезвон) во все колокола. Начинается Всенощное

Из книги Молитвенник автора Гопаченко Александр Михайлович

3. Первый Час и окончание Всенощного бдения После отпуста утрени на всенощном бдении в дни воскресные и праздничные, согласно указанию глав 2, 3, 4, 5 и 7 Типикона, полагается исхождение в притвор при пении стихиры самогласной, (т. е. литийной стихиры храма), а когда на своем

Из книги Настольная книга православного верующего. Таинства, молитвы, богослужения, посты, устройство храма автора Мудрова Анна Юрьевна

5. Структура Древнейшего Всенощного Бдения Гипотеза о существовании этого чина подтверждается чрезвычайно архаичным армянским литургическим материалом, близким к Халдейской Церкви. Ещё в 1960 г. его исследовал католический литургист о. Матеус и доказал, что древнейшая

Из книги автора

Изъяснение Божественной Литургии 1. Приготовление к ЛитургииВ священнодействии Святых Тайн (честные) дары прелагаются в Божественное Тело и Кровь; цель его - освящение верных, которые получают чрез (приобщение) святых даров оставление грехов, наследие Царства

Из книги автора

Изъяснение обрядов Божественной Литургии ПроскомидияПроисходящее в жертвеннике над принесенным хлебом - есть наглядное изображение Страстей Христовых и совершается в воспоминание (1 Кор.11:24–25) о том, как Он пострадал за нас и умер. И таким образом повествуется о

Из книги автора

Чин Священной и Божественной Литургии [Проскомидия] Входные молитвыСвященник, готовясь совершить Божественное тайнодействие, должен быть, во-первых, в мире со всеми и ничего не иметь против кого-либо, а сердце, насколько возможно, хранить от лукавых помыслов и с вечера

Из книги автора

О божественной литургии (см. стр. 21)

Из книги автора

Чины Божественной литургии Святейшее Таинство Евхаристии совершается на Литургии верных – третьей части Божественной литургии, – являясь, таким образом, ее важнейшей составляющей. С первых лет христианства в разных Поместных Церквах (и даже в пределах одной и той же

Из книги автора

Место совершения Божественной литургии Местом совершения Литургии является освященный архиереем в соответствии с Канонами храм. Литургия не может совершаться в храме, оскверненном убийством, самоубийством, пролитием крови, вторжением еретиков. По особому

Всенощное бдение

Под воскресные и праздничные дни совершается с вечера (а в иных местах и утром) особая служба Богу, называемая обыкновенно, всенощной, или всенощным бдением.

Это богослужение называется так потому, что оно в древнее время начиналось с вечера и кончалось утром, следовательно, вся предпраздничная ночь проводима была верующими в церкви за молитвою. И в настоящее время существуют такие св. обители, где всенощное бдение продолжается около шести часов от начала оного.

Обычай христиан проводить ночное время в молитве очень древен. Апостолы, частью по примеру Спасителя, Который не раз в Своей земной жизни употреблял ночное время на молитву, частью из боязни врагов своих, имели молитвенные собрания по ночам. Первые христиане, опасаясь преследования идолопоклонников и иудеев, молились по ночам в праздники и дни памяти мучеников в загородных пещерах, или так называемых катакомбах.

Всенощная изображает историю спасения рода человеческого через пришествие на землю Сына Божия и состоит из трех частей, или отделений: вечерни, утрени и первого часа.

Начало всенощной совершается так: отворяются царские врата, священник с кадильницею и диакон со свечою кадят св. алтарь; потом диакон говорит на амвоне: востаните, Господи благослови! Священник говорит: слава святей, единосущней, животворящей и нераздельней Троице всегда, ныне и присно, и во веки веков. Затем священник призывает верующих поклониться Христу Царю и Богу нашему; певчие поют избранные места из псалма 103: Благослови, душе моя, Господа… Господи Боже мой, возвеличился еси зело (т.-е. Весьма)… На горах станут воды… Дивна дела Твои, Господи! Вся премудростию сотворил еси!.. Слава Тебе, Господи, сотворившему вся. Между тем, священник с диаконом, окадивши алтарь, обходят с кадилом всю церковь и кадят св. иконы и молящихся; за этим к концу пения псалма 103 входят в алтарь, и затворяются царские врата.

Это пение и действия священника с диаконом до входа их в алтарь напоминают нам творение мира и счастливую жизнь первых людей в раю. Закрытие царских врат изображает изгнание первых людей из рая за грех непослушания Богу; ектения, которую говорит диакон по закрытии царских врат, напоминает безотрадную жизнь наших праотцев вне рая и наши постоянные нужды в помощи Божией.

После ектеньи мы слышим пение первого псалма царя Давида: Блажен муж, иже (который) не иде на совет нечестивых, и путь нечестивых погибнет, работайте (служите) Господеви со страхом, и радуйтесь Ему с трепетом; блажени вси, надеющиеся нань (на Него). Воскресни Господи, спаси мя, Боже мой; Господне есть спасение и на людех Твоих благословение Твое. Избранные места из этого псалма поются для того, чтобы изобразить как горестные мысли праотца нашего Адама по случаю своего грехопадения, так и советы и увещания, с которыми прародитель наш Адам обращается к своему потомству словами царя Давида. Каждый стих из этого псалма отделен ангельским славословием аллилуия, что значит с еврейского языка хвалите Бога.

После малой ектеньи поются умилительные две молитвы к Господу Богу: Господи воззвах к Тебе, услыши мя. Услыши мя, Господи, Господи, воззвах к Тебе, услыши мя; вонми гласу моления моего, внегда воззвати ми к Тебе услыши мя, Господи! (Псал. 140)

Да исправится молитва моя, яко кадило пред Тобою, воздеяние руку моею жертва вечерняя. Услыши мя, Господи!

Да приидет молитва моя, как фимиам пред Тобою; поднятие рук моих да будет жертвою вечернею. Услышь меня, Господи!

Это пение напоминает нам, что без помощи Божией трудно жить человеку на земле; ему постоянно нужна помощь Божия, которую мы удаляем от себя своими грехами.

Когда пропоются следующие за пением Господи воззвах молитвы, называемые стихирами, совершается вечерний вход.

Он совершается следующим образом: во время последней стихиры в честь Божией Матери отверзаются царские врата, выходят из алтаря северной дверью сначала свещеносец с горящею свечою, потом диакон с кадилом и священник. Диакон кадит св. иконы иконостаса, а священник стоит на амвоне. После пения Богородичной песни диакон становится в царских вратах и, изображая крест кадильницею, возглашает: премудрость, прости! Певчие отвечают следующею умилительною песнею священномученика Афиногена, жившего во 2 столетии по Р. Христове:

Свете тихий святыя славы, Безсмертнаго Отца небеснаго, Святаго, Блаженнаго, Иисусе Христе! Пришедше на запад солнца, видевше свет вечерний, поем Отца, Сына и Святаго Духа Бога. Достоин еси во вся времена петь быти гласы преподобными, Сыне Божий, живот даяй: тем же мир Тя славит.

Тихий свет святыя славы, Безсмертнаго Отца небеснаго, Иисусе Христе! Достигши заката солнечного, видевши свет вечерний, воспеваем Отца и Сына и Святаго Духа Бога. Ты, Сын Божий, жизнь дающий, достоин быть воспеваем во все времена голосами преподобных. Потому мир прославляет Тебя.

Что же знаменует вечерний вход? Вынос свечи означает явление пред пришествием Христовым св. Иоанна Предтечи, которого Сам Господь назвал светильником. Священник, во время вечернего входа, изображает Спасителя, пришедшего в мир для заглаждения пред Господом вины человека. Слова диакона: премудрость прости! Внушают нам, что мы должны с особенным вниманием, стоя наблюдать за священными действиями, моля Господа, да простит и нам все согрешения.

Во время пения Свете тихий священник входит в алтарь, лобызает св. престол и становится на горнее место, обратившись лицом к народу. Этим действием своим он изображает вознесение Иисуса Христа на небо и воцарение Его во всей славе над миром, поэтому певчие вслед за пением Свете тихий поют: Господь воцарися в лепоту облечеся, т.-е. Что Иисус Христос, после Своего вознесения, воцарился над миром и оделся красотою. Стих этот взят из псалмов царя Давида и называется прокимном; он поется всегда под воскресенье. В другие дни недели поются иные прокимны, также взятые из псалмов Давидовых.

После прокимна под двунадесятые и Богородичные праздники и под праздники в честь святых угодников Божиих, особенно чтимых нами, читаются паремии, или приличные праздникам небольшие три чтения из книг ветхого и нового заветов. Пред каждою паремиею возглас диакона премудрость указывает на важное содержание читаемого, а возглашением диакона вонмем! Внушается, чтобы мы были внимательны во время чтения и мысленно не развлекались бы посторонними предметами.

Лития и благословение хлебов.

За сугубою и просительною ектеньями иногда в более торжественные праздники совершается лития и благословение хлебов.

Эта часть всенощного богослужения совершается так: священник с диаконом выходят из алтаря в западную часть храма; на клиросе поют стихиры праздника, а диакон после них молится о Государе Императоре, Государыне Императрице и о всем Царствующем Доме, о епархиальном епископе и всех православных христианах, о том, чтобы Господь сохранил всех нас от бед и напастей. Лития совершается в западной стороне храма для того, чтобы возвестить кающимся и оглашенным, обыкновенно стоящим в притворе, о празднике и вместе с ними помолиться о них. Здесь основание молиться за литиею о всякой душе христианской, находящейся в скорби и горе, нуждающейся в Божией милости и помощи. Лития также напоминает нам древние крестные ходы, которые первенствующие христиане совершали во время общественных бедствий по ночам из опасения, чтобы не подвергнуться преследованию от язычников.

За литиею после стихир, певаемых на стиховне, после предсмертной песни Симеона Богоприимца, и когда пропоется трижды тропарь праздника, совершается благословение хлебов. В первые времена христианства, когда всенощное бдение продолжалось до рассвета, для подкрепления сил молящихся священник благословлял хлебы, вино и елей и раздавал их присутствовавшим. В напоминание об этом времени и для освящения верных, и в настоящее время священник молится над 5 хлебами, пшеницею, вином и елеем и просит Бога о умножении их и о том, чтобы Господь освятил верных, вкушающих от этих хлебов и вина. Елей (масло), освященный в сие время, употребляется для помазания молящихся за всенощным бдением, а пшеница употребляется в пищу. Пять хлебов, освященных в сем случае, напоминают то чудо, которое совершил Господь во время Своей жизни на земле, когда Он 5 хлебами насытил 5000 человек.

Первая часть всенощного бдения оканчивается словами священника: благословение Господне на вас, того благодатию и человеколюбием всегда, ныне и присно и во веки веков, аминь.

При сем бывает звон, напоминающий об окончании вечерни и о начале второй части всенощного бдения.

Вторая часть всенощного бдения

Вторая часть всенощного бдения есть утреня, следующая за вечерней. Она начинается радостною песнею ангелов по случаю рождества Христова: слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение.

За нею читается шестопсалмие, заключающее в себе шесть псалмов царя Давида, в которых этот благочестивый царь молит Бога об очищении людей от грехов, которыми ежеминутно оскорбляем Бога, несмотря на постоянное Его промышление о нас. Во время чтения шестопсалмия священник, сначала в алтаре, а потом на амвоне, молит Бога о ниспослании людям милости Божией. Смиренный выход священника из алтаря на амвон указует на тихую, уединенную жизнь Господа Иисуса в Назарете, из которого Он только по временам приходил в Иерусалим для молитвы во время праздников. Шестопсалмие заканчивается возглашением в честь Триединого Бога: аллилуия, аллилуия, аллилуия, слава Тебе, Боже!

После великой ектеньи, произносимой за шестопсалмием, поется четыре раза стих из псалмов царя Давида: Бог Господь и явися нам, благословен грядый во имя Господне, указующий на явление Спасителя людям в качестве Учителя и Чудотворца.

Затем поется тропарь праздника, и читаются две кафизмы.

Кафизмы - это отделения псалмов царя и пророка Давида, каковых отделений в псалтири 20. Эти отделы псалмов носят названия кафизм, потому что во время чтения их дозволяется молящимся в церкви сидеть. Слово кафизма с греческого языка значит сиденье. В каждый день читаются разные кафизмы., так что в продолжение недели прочитывается вся псалтирь.

Полиелей

После каждой кафизмы произносится священнослужителем малая ектения. Затем начинается самая торжественная часть всенощного бдения, называемая полиелеем, что означает с греческого языка многая милость, или многое масло. Царские врата отверзаются, большие свечи пред св. иконами, погашенные во время чтения шестопсалмия и кафизм, возжигают снова, и на клиросе поется хвалебная песнь Богу из псалмов 134 и 135: Хвалите имя Господне, хвалите раби Господа, аллилуия! Благословен Господь от Сиона (где в древности была скиния и храм) живый во Иерусалиме, аллилуия! Исповедайтеся Господеви (признайтесь в своих согрешениях), яко благ (потому что Он добр), яко в век милость Его, аллилуия! Исповедайтеся Богу небесному, яко благ, яко в век милость Его, аллилуия! Священник с диаконом совершают каждение по всей церкви. Отворенные царские врата знаменуют нам отваление ангелом камня от гроба Господня, откуда нам воссияла новая вечная жизнь, полная духовной радости и веселья. Хождение священнослужителей по церкви с кадилом напоминает нам св. мироносиц, ходивших ко гробу Господню в ночь воскресения Христова, чтобы помазать тело Господа, но получивших радостную весть от ангела о воскресении Христовом.

Под воскресные дни после пения хвалитных стихов 134 и 135 псалмов, чтобы лучше напечатлеть в молящихся мысль о воскресении Христовом, поются тропари, в которых высказывается причина нашей радости о воскресении Христовом. Каждый тропарь начинается словами, прославляющими Господа: благословен еси Господи, научи мя оправданием Твоим (т.-е. Заповедям Твоим). Воскресный полиелей оканчивается чтением св. евангелия об одном из явлений воскресшего Спасителя. Св. Евангелие износится на середину храма, и верующие целуют св. Евангелие, имея (при этом) в мысли все благодеяния воскресшего Господа. Хор в это время поет призывную песнь поклониться воскресению Христову:

Воскресение Христово видевше, поклонимся Святому Господу Иисусу,единому безгрешному. Кресту Твоему покланяемся, Христе, и святое воскресение Твое поем и славим: Ты бо еси Бог наш; разве (кроме) Тебе иного не знаем, имя Твое именуем. Приидите вси вернии поклонимся Святому Христову воскресению. Се (вот) бо прииде крестом радость всему миру, всегда благословяще Господа, поем воскресение Его: распятие бо претерпев, смертию смерь разруши

Полиелей под двунадесятые праздники и праздничные дни святых угодников Божиих отличается от воскресного полиелея тем, что после хвалитных стихов 134 и 135 псалмов выходят священнослужители на середину храма, где полагается на аналое икона праздника, и поется величание, при этом стихи в честь св. жен мироносиц не поются. Евангелие читается, имеющее применение ко дню праздника; молящиеся в храме целуют св. икону на аналое и помазуются освященным во время литии елеем, но не св. миром, как некоторые по неведению называть елей сей.

После чтения евангелия и молитвы Господу Богу о помиловании нас грешных, обыкновенно читаемой диаконом пред иконою Спасителя, поется канон, или правило для прославления Бога и святых и для испрашивания себе милости Божией по молитвам святых угодников Божиих. Канон состоит из 9 священных песней, составленных по образцу тех ветхозаветных песней, которые был воспеты праведными людьми, начиная с пророка Моисея и кончая родителем Предтечи Иоанна, священником Захариею. На каждой песни поется вначале ирмос (по-русски - связь), и в конце катавасия (по-русски - схождение). Название песни катавасией принято потому, что для ее пения положено по уставу обоим хорам сходится вместе. Содержание ирмосов и катавасии взято из тех песней, по образцу которых составлен весь канон.

1.Песнь составлена по образцу той песни, которую воспел пророк Моисей по чудесном переходе еврейского народа через Чермное море.

2.Песнь составлена по образцу песни, которую воспел пророк Моисей пред своею смертию. Этою песнью пророк хотел расположить еврейский народ к покаянию; как песнь покаяния, по уставу православной Церкви, поется только Великим постом. В прочее же время после первой песни в каноне непосредственно следует третья песнь.

3.Песнь составлена по образцу песни, воспетой праведною Анною по рождении ею сына Самуила, пророка и мудрого судии еврейского народа.

4.Песнь составлена по образцу песни пророка Аввакума.

5.Песнь канона имеет своим содержанием мысли, взятые из песни пророка Исаии.

6.Песнь напоминает песнь пророка Ионы, которую он воспел, когда был чудесно избавлен из чрева китова.

7 и 8-я песни составлены по образцу песни, воспетой тремя еврейскими отроками по чудесном избавлении из разожженной печи вавилонской.

После 8-й песни канона поется песнь Божией Матери, разделенная на несколько стихов, после которых припевается песнь: Честнейшую херувим и славнейшую без сравнения серафим, без истления (болезни) Бога Слова родшую, сущую Богородицу, Тя величаем.

9. Песнь содержит мысли, взятые из песни священника Захарии, которую он воспел по рождении у него сына, Предтечи Господня Иоанна.

В древности утреня оканчивалась с наступлением дня, и вот после пения канона и прочтения псалмов 148, 149 и 150, в которых св. царь Давид восторженно приглашает всю природу прославить Господа, священник благодарит Бога за появившийся свет. Слава Тебе, показавшему нам свет, говорит священник, обратившись к престолу Божию. Хор пет великое славословие Господу, начинающееся и оканчивающееся песнью св. ангелов.

Сугубою и просительною ектеньею и отпустом, обыкновенно произносимым священником из открытых царских врат, оканчивается утреня - вторая часть всенощного бдения.

Затем читается первый час - третья часть всенощного бдения; он оканчивается благодарственною песнью в честь Божией Матери, составленною жителями Константинополя за избавление их предстательством Богоматери от персов и аваров, нападавших на Грецию в седьмом веке.

Взбранной Воеводе победительная, яко избавльшеся от злых благодарственная восписуем Ти раби Твои, Богородице. Но яко имущая державу непобедимую, от всяких нас бед свободи, да зовем Ти: радуйся Невесто неневестная

Тебе, одерживающей верх на брани (или войне), мы, рабы Твои, Богородице, приносим песни победные (торжественные), и как избавленные Тобою от зла - песни благодарственные. А ты, как имеющая власть непобедимую, избавляй нас от всяких бед, чтобы мы взывали к Тебе: радуйся, Невеста, не имеющая жениха из людей.

Православное богословие и традиция имеют много терминов, которые до сих пор произносят на древнем славянском языке. Один из таких - всенощная. Для каждого верующего важно знать своё вероисповедание, а не просто слепо слушаться священника. Вера, которая не имеет твёрдого основания не является истинной. Апостол Иаков писал: «даже бесы веруют», но их вера не приносит никакой пользы.

Каждый человек имеет возможность обратиться к священнослужителю для того, чтобы получить ответ на интересующие его вопросы. Бог создал Церковь для того, чтобы люди приходили и получали знание и наставления в истине.

Что это такое

Всенощное бдение или Всенощная является радостным праздником для всех православных Христиан. Длится это общение верующих обычно от заката и до рассвета. Поэтому и называется бдением, так как прихожане и служителя церкви будут бодрствовать всю ночь. Сколько будет длиться богослужение также зависит от временных сезонов. Например, зимой с 18:00 до 6:00, а летом с 21:00 до 5:00.

Славянская церковная традиция считает, что по отношению к этому случаю более духовно будет употреблять фразы как: я иду ко всенощной; я возвращаюсь от всенощной и т. д. Иногда люди, в ежедневной речи, могут употреблять термин «всенощная» в смысле пасхального богослужения, которое происходит ночью и состоит из полунощницы, утрени, пасхальных часов и литургии. Римско-католическая церковь празднует аналогичным образом Вигилию (от латинского vigilia ).

Всенощное бдение имеет обычай быть проведённой накануне следующих событий:

  1. Воскресных дней.
  2. Двунадесятых праздников.
  3. Праздников, отмеченных особым знаком в Типиконе.
  4. Дней храмовых праздников.
  5. Любого другого праздника в соответствии с настоятелем храма или с местной традицией.

В промежуток от вечерней до утреней, после ектеньи проводится - усиленное моление. Христиане призываются одним сердцем избавиться от всех лишних мыслей и полностью посвятить себя взыванию к Всевышнему.

История и значение

Толкование всенощного бдения очень простое - это ночная молитва, совершаемая христианами на коленях. Многие великие святые считали, и до сих пор считают, что молитва является высочайшей из добродетелей. Делами можно помочь человеку, но когда мы молимся, Сам Бог нисходит и помогает. О некоторых молитвенниках в истории говорилось что враги боялись их молитв больше чем десятитысячной армии.

Читая Писание, несложно заметить рассказы о такой практике уже в ветхозаветной церкви. Например, Иосиф, сын Израиля, имел обычай выходить в ночное время для молитвы и рассуждений. И также Царь Давид часто не давал себе уснуть для того, чтобы побыть наедине и молится. Наиважнейшим подтверждением является Сам Господь Иисус Христос и Его апостолы.

Но исторически, всенощное бдение было определено и официально признано Церковью во времена Иоанна Златоуста. Со временем порядок этого богослужение был улучшен и обогащён и другими святыми, как Иоанн Дамаскин и Федор Студит. Бдение часто связывают с призванием христиан к тому, чтобы быть всегда трезвыми, молится непрестанно и помнить о том, что Господь грядёт.

Особенно во времена гонений христиане собирались на всеобщую молитву именно в ночное время. Их часто обвиняли в том, что они развращают детей, в атеизме, людоедстве, и в других ужасных вещах. Так как приходилось прятаться от властей, они выбирали более тайные места, в катакомбах и на кладбищах.

Во II-III вв. еках очень распространилось движение отшельников и монахов. Помимо аскетизма, они часто проводили всю ночь в молитве, пении и в восхвалении. Для отцов Церкви бдение имело эсхатологические оттенки. Бдение считалось образом духовной жизнь. Христианин должен всегда помнить о кресте Христовом, о Святом Евангелии, о прощеных грехах и о награде на небесах за верность. Греческий термин «агрипния» встречается в записях Василия Великого. Он писал о том что такого рода собрания проводились во многих местах на Востоке и происходили накануне воскресных дней.

Как происходит

Молитвенные ночи имеют глубокий духовный смысл. Церковь провозглашает что красивый свет захода солнца изображает духовный образ света Христа. А также взгляд молящихся людей направляется на будущий свет Божьего Царства. Господь обещал, что придёт за теми , кто ждут Его. И Его пришествие будет в присутствии святых ангелов, которые будут нести радость тем, кто веруют, и разочарование и суд - отвергшим Божьего Сына.

Сравнить всенощное бдение можно с принципом, который присутствует в наше культуре на Новый год. Люди расстаются с плохим и приветствуют хорошее. Таким же образом христиане, при бдении, празднуют новое начало; тьма уходит, а свет торжествует. Невозможно уйти не изменённым с такого служения. Поэтому бдение служит как приготовление к Божественной литургии и к Евхаристии.

Сколько длится такое богослужение

Канон на всенощном бдении имеет свои особенности и должен соответствовать определённым критериям. Такое служение имеет довольно длинное последование, состоящий из более чем 20 действий.

На данный момент исходя из того, что среди верующих есть старые и немощные, традиция может быть более снисходительной к людям. Таким образом, возможно побыть на служении несколько часов, а потом возвратится домой.

Исповедь во время всенощного бдения

Одно из важнейших составляющих молитв прихожан является исповедь своих грехов перед Богом. Помимо исповеди перед священником, каждый христианин должен приходить к Богу с молитвами и с исповедью. Исповедь имеет в себе огромную силу. Апостол Иоан побуждает нас жить во свете, и не оставаться в темноте. Грех по своей природе любит темноту. Но мы можем его победить, только если выносим его на свет. Свет освящает людей и показывает им какими они являются. Бог хочет, чтобы христиане исповедовались . Церковь объясняет, что бдение может помочь человеку избавиться от плохих и греховных привычек.

Структура богослужения

Такой древний обряд имеет историческое значение и является символом Ветхого и Нового Заветов. Структура, которая применяется на таких богослужениях следующая:

Таким образом, объясняется весь Евангелия. Люди имеют возможность понять Кем является Бог, насколько Он свят и всемогущ; мы ослушались Его и согрешили; но Он, в Своей великой милости, послал нам Спасителя. В следствии, человек может уверовать в самые важные учения христианства и присоединится к Церкви.

Евангелия может утолить нужду наших сердец полностью и исключительно. Не стоит думать что если мы принадлежим христианскому вероисповеданию и церкви, то мы уже не нуждаемся не в чём. Бог - нужда сердца христианина. Он создал нас для Себя и наши души не будут иметь покоя, пока не найдут его в Нём. Помимо спасения , которое обретается через веру в Иисуса Христа, христианин имеет нужду в постоянном освящении. Поэтому следует продолжать молится и очищать свои души каждый день, пока Господь не придёт.


Всенощные бдения совершались в самые первые века христианства. Сам Господь Иисус Христос нередко посвящал ночные часы молитве (Мф. 14, 23; 26–46 и др.). «Бодрствуйте и молитесь, – говорил Спаситель апостолам, – чтобы не впасть в искушение» () (Мф. 26, 41). И апостолы собирались ночью на молитву (см., например, Деян. 20, 7; 25). В эпоху гонений христиане также совершали богослужения ночью.

Святитель Василий Великий (IV в.) в своих творениях о всенощных богослужениях пишет: «Народ у нас бодрствует в храме в труде, в скорби и в слезном сокрушении, исповедуясь Богу, и, востав от молитв, начинают псалмопение... уже на рассвете дня, все сообща, как бы едиными устами и единым сердцем, возносят ко Господу псалом исповедания...» ().

Хвалил свою паству и святитель Иоанн Златоуст (†407): «Вы не знаете дня и ночи, но то и другое время обращаете в день, не воздух изменяя, а всенощными бдениями просвещая ночи. У вас ночи без сна, и власть сна прекратилась, так как любовь ко Христу победила слабость естества... Вы отринули ненависть, удалили низкие страсти, насадили добродетели, имели силу провести целую ночь в священном бдении...» ().

Ночные богослужения, которые святитель Василий Великий называет по-гречески «агрипниями», то есть «бессонными», имели, по его словам, повсеместное распространение на Востоке, совершались под воскресные дни в течение всего года, в святую пасхальную ночь, на праздник Богоявления и в дни памяти святых мучеников ().

Пасхальное богослужение в древней Иерусалимской Церкви было посвящено воспоминаниям событий последних дней земной жизни Иисуса Христа (). Молитвы и чтение Священного Писания, повествующего о том или ином евангельском событии, происходили в исторических местах, где они совершились, и христиане, слушая слово Божие, становились как бы очевидцами этих событий.

Впоследствии всенощные службы стали предварять и другие торжественные церковные праздники. Но традиция празднования Пасхи в Иерусалиме в первые века, когда христиане становились как бы свидетелями воспоминаемых священных событий, укоренялась и последовательно развивалась авторами Чина всенощного бдения. Благодаря их литургическому творчеству всенощное бдение помогает и нам духовно пережить события священной истории. Над составлением чина всенощного бдения трудились великие молитвенники – святые отцы: преподобные Харитон Исповедник и Савва Освященный, святители Иоанн Златоуст и Софроний, патриарх Иерусалимский, преподобный Иоанн Дамаскин.

Всенощное бдение объединяет великую вечерню с литией и благословением хлебов, утреню и первый час. Глубокое богословское содержание, нравственно-назидательный характер чтений и песнопений службы, выработанное веками богатство художественно-музыкального содержания делают всенощную сокровищницей православного богослужения. Драматизм переживаний всенощной службы и ее молитвенный дух подготавливают христианина отложить все земные попечения и достойно, с чистой совестью и благоговением приступить к Божественной литургии.

Ко всенощной службе положен благовест: сначала в большой колокол, потом во все колокола – празднично. Во время звона принято читать 50-й псалом или Символ веры.
Начинается всенощное бдение обычно в 6 часов вечера великой вечерней. Вечерня отображает историю Церкви Божией в ветхозаветное время и показывает, что Ветхий Завет имеет свое логическое завершение в Новом Завете.

Общая богословская мысль вечерни – спасение человечества в Ветхом Завете, через веру в грядущего Мессию – обещанного Богом Спасителя мира (Быт. 3, 15). Чин вечерни слагался под влиянием литургии, поэтому в них много сходных элементов. На литургии Господь руками священника приносит Себя в Бескровную Жертву, на вечерне – духовное, молитвенное, благодарственное приношение Богу.

Пред началом вечерни отверзаются царские врата и священнослужители совершают каждение алтаря, которое знаменует Божественную благодать, наполнявшую Рай, и блаженное пребывание в нем прародителей ().

Затем диакон призывает христиан встать перед началом богослужения возгласом Востаните! (в древности в храмах сидели) и испрашивает благословения предстоятеля на начало службы. Священник, стоя пред престолом в алтаре, произносит не обычный возглас совершаемой вечерни Благословен Бог наш всегда, ныне и присно и во веки веков, которым исповедуется ветхозаветное знание человека о Боге, но богословствует в благодати Нового Завета, прославляя Святую Троицу: Слава Святей, Единосущней, Животворящей и Нераздельней Троице, всегда, ныне и присно и во веки веков. Хор поет: Аминь.

Слово «аминь» в переводе с еврейского означает: «истинно», «да будет так». Оно служит подтверждением сказанного, и блаженный Иероним называет его «печатью молитв». Затем священнослужители в алтаре (или хор) поют: Приидите, поклонимся, – призывая к поклонению Господу Иисусу Христу как Царю – Создателю и Владыке мира видимого и невидимого (Ин. 1, 3; Откр. 1, 5). Совершается каждение всего храма в знамение Духа Святого, Который, как повествует Библия, «носился над водою» при создании мира (Быт. 1, 2). Каждением воздается честь иконам и всем святыням, призывается освящающая благодать Божия на предстоящих людей.

Каждение фимиамом – древнейший христианский богослужебный обычай. Оно совершается по подобию Церкви Небесной и по примеру Церкви ветхозаветной (Исх. 30, 1, 7–9). В Откровении святой апостол Иоанн Богослов видел ангела, который стал пред Небесным Жертвенником, держа золотую кадильницу, и дано было ему множество фимиама (Откр. 8, 3–4).

Возгласы священника после ектений постепенно раскрывают нам свойства Божии. В них прославляется Царство, сила и слава Бога; благость и человеколюбие милующего и спасающего нас Бога.

Священник в алтаре читает семь тайных молитв, по числу дней творения (Быт. 1). В них содержатся прошения к Милостивому и Долготерпеливому Богу о нашем духовном просвещении, о даровании нам любви к Нему, страха Божия и благоговения – страха оскорбить Его любовь к нам, о даровании нам радости петь от чистого сердца хвалу Богу ныне и в Вечной Жизни. Молитвы эти в Уставе Церковном называются светильничными, поскольку с самых древних времен вечерня совершалась при возжженных светильниках и сама вечерня часто именовалась светильничной службой.

Для примирения с Богом и восстановления духовного общения с Ним человеку нужно осознать свою греховность и свободно избрать в жизни путь веры в Бога и верности Его воле. Пением псалма 1-го Блажен муж изображается жизнь ветхозаветных праведников, которые среди нечестия и безверия не теряли упования на Обетованного Христа Спасителя. Этот псалом образно повествует также о Единородном Сыне Божием, Едином Блаженном Муже, не сотворившем греха. Содержание псалма назидательно и в наше время. Последователи Господа, веруя Его учению, идут по указанному Им в Святом Евангелии пути жизни (Ин. 14, 6), стремятся на путь праведности по заповедям Божиим. Избравшие путь своеволия вынуждены идти по жизни без помощи Божией и уклоняются на путь погибели. Поэтому Господь говорит: «верующий в Сына имеет Жизнь Вечную» (Ин. 3, 36), а «не верующий уже осужден» (Ин. 3, 18). Кто борется со злом в себе и вокруг себя, верует в благодатную помощь Божию, в Его милосердное прощение грехов, – того сила Божия сохранит от уклонения на путь нечестивых, путь порока и лукавства.

К каждому стиху 1-го псалма поется припев Аллилуиа (Хвалите Бога) – радостное и таинственное слово, пение вечности (Откр. 19: 1, 3, 4).

После малой ектений поются стихиры () на Господи, воззвах со стихами (). Ветхозаветные стихи чередуются со стихирами, которые повествуют о событиях новозаветных, что свидетельствует о согласии Ветхого и Нового Заветов. Поются стихиры на один из восьми церковных гласов, антифонно, то есть попеременно правым и левым хорами. Антифонное пение было явлено в видении святителю Игнатию Богоносцу, ученику Иоанна Богослова: так воспевали хвалу Богу ангелы. Святитель Григорий Богослов () и преподобный Иоанн Дамаскин () называют число «8» символом вечности: в числе «7» заключается настоящее время (по дням творения), а восьмой день будет по воскресении мертвых. Напевы гласов исторически изменялись. Нельзя, конечно, отождествлять древний напев (древнегреческий лад) с пением на глас, но основное – молитвенное настроение, которое передается содержанием и соответствующим ему музыкальным воспроизведением, – сохранилось до наших дней.

Первый глас прост, важен, величествен и наиболее торжествен. Древние писатели сравнивали его с солнцем, говоря, что он прогоняет леность, вялость, сон, грусть и смущение. Второй глас исполнен кротости, благоговения, он утешает печальных и отгоняет мрачные переживания. Третий глас бурный, как море при непогоде, побуждает на духовную брань. Четвертый глас – двоякий: то возбуждает радость, то внушает печаль; тихими и мягкими переходами тонов он сообщает особый покой душе; внушает стремление к Горнему, наиболее выражая действие на нас Божией благодати. Пятый глас успокаивает душевные волнения; он подходит для молитвы, плача о грехах. Шестой глас – рождает благочестивые чувства: преданность, человечность, любовь. Седьмой глас – мягкий, трогательный, увещающий. Он ласково убеждает, призывает просить об умилостивлении. Восьмой глас выражает веру в будущую жизнь, созерцает Небесные тайны, молится о блаженстве души.

Пением Господи, воззвах и каждением в это время изображаются времена, когда дан был Богом чрез пророка Моисея Закон (Исх. 20; 30, 7, 8) и установлено ветхозаветное богослужение. Господи, воззвах к Тебе, услыши мя – это голос души, уклонившейся от Бога и нуждающейся в Его помощи. Люди не могли исполнить во всей строгости ветхозаветного Закона, который должен был привести людей к полному и живому осознанию невозможности спасения своими силами и чрез это возбудить в каждом человеке желание пришествия на землю Обетованного Спасителя мира, Который исполнит Закон и восстановит общение человека с Богом.

Последняя стихира – Богородичен, или догматик, – песнь во славу Божией Матери. В ней раскрывается догмат (церковное учение) о Воплощении Господа от Пресвятой Девы Марии (Ин. 1, 1-14). Автором догматиков является преподобный Иоанн Дамаскин.

Во время пения догматика совершается важное священнодействие вечерни – вход с кадилом. Как на литургии священник совершает вход в алтарь со Святыми Дарами для принесения Бескровной Жертвы, так на вечерне – для принесения словесной жертвы – молитвы хвалы, благодарения.

Вечерний вход символизирует сошествие на землю Сына Божия для спасения людей. Тайну Воплощения трудно передать словами, поэтому Церковь безмолвно совершает священные действия, знаменующие эту тайну. Царские врата указывают на те непроходимые врата, что созерцал в видении пророк Иезекииль (Иез. 44, 1–2; поэтому на них изображается Благовещение), а сам вход означает Воплощение. Свещеносцы идут со свечами, которые знаменуют свет учения Христова (Ин. 1, 1–5, 9). Диакон – образ Предтечи Господня Иоанна (Ин. 1, 15-27). Священник идет «прост», как указывает книга Служебник, то есть с опущенными руками, как бы уничиженный, как Сын Божий при Воплощении. Во время входа священник возносит за всех предстоящих тайную молитву, в которой просит Господа уберечь сердца верующих от уклонения в лукавые слова и мысли, просит избавления от ловящих души наши – духов зла.

Песнь Свете Тихий повествует о пришествии на землю в конце ветхозаветного времени Христа, о начале нового, благодатного дня, свет которого принес Спаситель, – дня вечности, даруемого миру Единым Бессмертным, Единым Блаженным Богом, ради искупительного подвига Его Сына. В этом песнопении нашло выражение христианское учение о духовном свете, просвещающем человека, о Христе – Источнике благодатного света (Ин. 1, 9). Песнь эта очень древняя. О ней святитель Василий Великий пишет: «Отцы наши не хотели принимать в молчании благодать вечернего света, но тотчас, как он наступал, приносили хваление» ().

Священник, войдя в алтарь, лобызает престол, что означает Воскресение Господа и явление Его по Воскресении людям, и, изображая, что «Единородный Сын Божий, сошедый к нам с Небес, снова вознесся и возвел нас на Небо» (), отходит к горнему месту алтаря и стоит там во время пения прокимна (с греч. – «предшествующий»). Прокимны – «преднапутия праздников и наступающих дней» () . Предшествуют они паримиям – чтениям из Священного Писания.

В субботу вечером поется прокимен Господь воцарися – о победе Воскресшего Господа над смертью, утверждении Им всех верующих во вселенной.

Чтение ветхозаветных Писаний (паримий) указует прообраз или пророчества в Ветхом Завете о ныне празднуемом Церковью священном событии. Паримия (греч.) – значит притча, мудрое, образное, назидательное иносказание. Чтения эти бывают из разных книг Ветхого Завета и содержат проповедь об ожидаемом спасении, которое устроила для нас Божественная Премудрость, поэтому молящиеся в храме призываются к благоговейному вниманию возглашением: Премудрость! Вонмем! (Будем внимать.) Во время чтения паримий царские врата закрыты ().

Моление Церкви усиливается в сугубой ектении, испрашивающей людям великих и богатых милостей у Человеколюбца Бога. Усердность моления хор поддерживает троекратным пением Господи, помилуй.

Сподоби, Господи – молитва о ниспослании безгрешного вечера и вечернее славословие Триединому Богу.

В просительной ектении, как говорит о том ее наименование, Церковь просит Господа о различных духовных нуждах христианина.

Священник возглашает: Мир всем, а диакон призывает молящихся преклонить главы во образ смирения и сокрушения духа. Священник в молитве над преклонившими главы смиренно умоляет Бога, сшедшего с Небес для спасения человечества, помиловать преклонивших Ему свои главы, ибо только от Него они ждут милости и спасения, и просит сохранить нас на всякое время от диавола.

Лития – усердное моление, вне храма или в его притворе (). Стоя у входа в храм, священнослужители знаменуют наше смирение пред Богом. Как бы изображая Адама, изгнанного из Рая, или блудного сына, ушедшего от отца на чужбину, выходят они из алтаря и встают для молитвы в притворе, во образ мытарева смирения, согласно притче евангельской (Лк. 18, 13).

Литийные молитвы – прошения Церкви за весь мир, о нуждах всего человечества. Церковь просит ходатайства пред Богом у всех святых. Она обращается к Пресвятой Богородице, Предтече Иоанну, Святителю Николаю Чудотворцу, равноапостольным Кириллу и Мефодию – просветителям, учителям православных славянских народов, равноапостольным великому князю Владимиру и великой княгине Ольге и к другим могущественным заступникам, испрашивает молитвенного ходатайства и у ликов святых – апостолов, святителей, мучеников, преподобных и праведных, у святых покровителей данного храма. Церковь молится о всех людях и особенно за нуждающихся в помощи: о труждающихся (занятых тяжелым трудом) и служащих, о оставльшихся и во отшествии сущих, то есть о тех, кто по работе или другой нужде остаются вне храма, не присутствуют за богослужением, о болящих, умерших и об их ослабе (то есть отдохновении от земных трудов и скорбей) и оставлении грехов.

Церковь просит также избавления своих чад и всего мира от стихийных бедствий, войн и междоусобиц. Просит милости Божией от належащаго прещения, то есть грядущего справедливого наказания грешников, просит Господа пременить справедливый гнев на милость.

Молитвы литии усиливаются многократным пением Господи, помилуй.

Священник возглашает: Мир всем, и весь народ, преклонив главы, возносит смиренное моление Многомилостивому Владыке о принятии наших прошений не ради нас, а ради святых предстателей наших, о прощении грехов, покровительстве, отгнании врагов, помиловании нас и всего мира.

После литии священнослужители идут к царским вратам, как бы восходя на Небо. Хор поет «стихиры на стиховне» (то есть со стихами из псалмов), в которых повествуется о празднуемом священном событии. Автором воскресных стихир на стиховне считают преподобного Иоанна Дамаскина. Богородичны этих стихир прославляют Воплощение Христово и содержат моление к Пресвятой Богородице об избавлении от напастей.

Песнопение Ныне отпущаеши благовествует об исполнении Божия обетования о ниспослании в мир Спасителя. Эта молитва воспета Симеоном Богоприимцем – последним ветхозаветным праведником, который в конце своей жизни сподобился увидеть Спасителя Израиля (то есть верных чад Церкви) – Господа Иисуса Христа, пришедшего в мир (Лк. 2, 22-32).

Трисвятое: Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас... Пресвятая Троице, помилуй нас... и молитва Господня Отче наш...– это «Божественная печать» (), которой богослужения начинаются и заканчиваются.

После возгласа священника Яко Твое есть Царство... хор поет тропарь (под воскресенье) Богородице Дево, радуйся...– радостное приветствие Архангела Гавриила и праведной Елисаветы Пресвятой Деве Марии в день Благовещения Ей тайны Воплощения Сына Божия (Лк. 1, 26-38, 39-45).

Тропарь – краткое песнопение, выражающее сущность праздника.

Если совершалась лития, то на приготовленном столе в особом сосуде полагаются пять хлебов (символизирующих пять хлебов евангельских, которыми Господь насытил 5000 человек; Мф. 14, 15-21), пшеница, вино и елей. Священник молится об умножении этих Божиих даров и благословляет их ().

Хор поет: Буди Имя Господне благословено от ныне и до века. Это песнопение и следующий за ним 33-й псалом, из которого поется самая его торжественная часть, служат переходом к службе утрени. Церковь, исполняя завет апостола Павла: «Непрестанно молитесь, за все благодарите» (1 Фес. 5, 17, 18), словами 33-го псалма благодарит Господа за прошедший день и преподает своим верным чадам назидание, что все ищущие (взыскующие) Бога получат спасительную помощь (всякое благо) как в земной жизни, так и для стяжания блаженной вечности. Призыванием благословения Господня заканчивается вечерня, но и вовеки продолжается прославление человеком дивных дел Божиих.

Утреня – вторая часть всенощного бдения. В ней изображаются события новозаветные.
Первая часть утрени возводит молящегося от покаянного настроения к радости о Боге.
Своим пришествием в мир Господь Иисус Христос положил начало новому благодатному дню жизни вселенной. Утреннее богослужение начинается песнью, воспетой ангелами при рождении Спасителя: Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение (Лк. 2, 14), воспеваемой трижды – в честь Пресвятой Троицы. К этому славословию присоединяется прошение: Господи, устне мои отверзеши и уста моя возвестят хвалу Твою () (Пс. 50, 17).

После песнопения Слава в вышних Богу... начинается чтение шестопсалмия (Пс. 3, 37, 62, 87, 102, 142). Псалмы изображают и радостное состояние души человека, с которым милость Господня, и скорбь души, находящейся под тяжестью грехов, осознающей нужду искупления.
И днем и ночью взывает праведник к Богу, понимая свою как бы младенческую слабость, страшась множества губительных для души соблазнов. Милостивый и Щедрый Господь очищает человека от греха, исцеляет недуги, утешает в обидах, укрепляет на пути исполнения заповедей. Поставляя себя пред Богом как на Страшном Суде, молит душа о милости и просит Духа Святого преобразить ее смертоносную оземленность.

Вера в спасение звучит во всех шести псалмах. Таким образом, шестопсалмие настраивает душу христианина на глубокие духовные переживания, подготавливает ее к утренней службе.
Первые три псалма отделяются от последующих тройным Аллилуиа и малым славословием. Конечные стихи псалмов повторяются, дабы остановить на них наше внимание. В древности эти стихи пелись хорами и всем народом.

Шестопсалмие как бы заменяет всю Псалтирь, которая прочитывалась в древности на бдении ().

Слушать чтение шестопсалмия надо благоговейно, молясь о прощении своих грехов. Святые отцы советуют в это время размышлять о суетности человеческой жизни, о смерти и о Страшном Суде Божием.

По прочтении чтецом трех псалмов священник исходит из алтаря, изображая собой Небесного Ходатая за нас пред Богом – Господа Иисуса Христа (1 Ин. 2, 1, 2). Стоя перед закрытыми царскими вратами, он безмолвно читает 12 утренних молитв, освящающих часы всенощного бдения.

После великой ектений диакон торжественно возглашает: Бог Господь, и явися нам! Благословен Грядый во имя Господне! Бог Господь и явился нам! Благословен Приходящий во имя Господне! – благовестие ветхозаветного пророка об ожидаемом Спасителе мира (Пс. 117, 19-29). Этот пророческий глас прославляет первое и второе пришествия Христовы.

Стихи из псалмов (Исповедайтеся Господеви...), произносимые при пении Бог Господь, изображают полную страданий земную жизнь Спасителя, говорившего апостолам о Своей смерти и Воскресении, последствием которых будет основание Церкви (Деян. 4, 11).

Хор поет Бог Господь на глас, которым будет петься тропарь праздника.

Затем следует чтение кафизм по Псалтири. Псалтирь разделена на 20 отделов, которые и называются кафизмами. Кафизма делится на три части (Славы), после прочтения каждой из которых поется малое славословие: «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь» (отсюда и название – Слава). Кафизма в переводе с греческого значит «сидение» – во время чтения Псалтири можно сидеть, но во время краткого славословия надо встать. На всенощном бдении читаются две рядовые (то есть указанные расписанием – рядом Устава) кафизмы и после каждой бывают малая ектения и седальны () – краткие молитвословия, приуроченные к чтению кафизм.

«Как жилы и кости в теле, так псалмы проходят во всем богослужении, – пишет святой праведный Иоанн Кронштадтский, – составляют его основу, связывают Ветхий Завет с Новым, ветхозаветное пение с новозаветным, пророческое с апостольским и святоотеческим» ().

По прочтении кафизм начинается самая торжественная часть утрени – полиелей. Полиелей с греческого значит буквально «обилие масла, елея». Елей в Священном Писании – символ Божией милости, благословения, благодатных даров, жизнерадостности.

В это время в храме возжигаются все светильники.

Последование утрени связано с идеей нетварного Света Христова, явленного в Его Воплощении и Воскресении из мертвых. «По всем церквам востока, – пишет блаженный Иероним (IV в.), – когда следует читать Евангелие, возжигаются светильники, даже при свете солнечном, – конечно, не для прогнания темноты, но в знак радости... чтобы под образом света вещественного представлялся тот Свет, о котором в Псалтири читаем: "Светильник ногама моима закон Твой и свет стезям моим" (Пс. 118, 105)» ().

Полиелей начинается пением хвалебных стихов из 134-го и 135-го псалмов – Хвалите Имя Господне... и заканчивается чтением Евангелия.

Симеон, архиепископ Солунский, говорит, что полиелейные псалмы – «песнь победная и возвещающая дивные дела Божии, особенно же переход душ наших из Египта греха и заблуждения к вере во Христа... после искушения и трудов – вселение в обетованную землю и небесное наследие через Иисуса» (). В это время воспоминается Воскресение Спасителя из мертвых, Его победа над смертью, и Святая Церковь хвалит Господа за Его неизреченные милости к роду человеческому.

Открываются царские врата. Священнослужители совершают каждение всего храма, изображая жен-мироносиц и апостолов, которые рано утром пришли ко Гробу Спасителя и, узнав от ангелов о Воскресении Христовом, возвестили эту радость всем верующим (Лк. 24, 1-10). Об этом событии повествуют тропари Ангельский собор (то есть собрание, лик ангелов). Если с воскресным днем совпадает большой праздник, то перед этими тропарями поется величание празднику.

Степенны, называемые также антифонами по способу их исполнения хорами попеременно, содержат моления об исправлении и очищении души благодатию Духа Святого. Девять стихов антифонов соответствуют пению девяти чинов ангелов, воспевающих Святую Троицу. Автором антифонов считается преподобный Феодор Студит (IX в.).

Степенны возвышают душу своим умиленно-покаянным содержанием и подготавливают молящихся к слушанию Евангелия. Содержание их заимствовано из псалмов, называемых степенными. Они как бы по степеням, ступеням, по лестнице духовной возводят душу христианина от земли к Небу, от скорби к радости, от бедствий к блаженному покою. Звон в это время напоминает об апостольской проповеди Евангелия. Евангелие, символизирующее Воскресшего Господа, износится из алтаря на солею, и возглашается утренний прокимен.
Церковь готовит своих чад к чтению Евангелия, молится об их освящении и призывает все живущее к прославлению Господа: Всякое дыхание да хвалит Господа. Чтобы быть достойным (славянск.– сподобитися) слышать евангельские слова, нужно внимать им, как самой Премудрости, быть простым (славянск.) – смиренным, осознавая себя нищим духом (Мф. 5, 3). Евангелие на утрене читает сам священник (при архиерейском служении – архиерей), изображая Господа, Который питал Своих учеников Божественным словом.

Воскресных утренних евангельских чтений 11 (по числу оставшихся верными Христу апостолов): Мф. 28, 16-20; Мк. 16, 1-8; Мк. 16, 9-20; Лк. 24, 1-12; Лк. 24, 12-35; Лк. 24, 36-53; Ин. 20, 1-10; Ин. 20, 11-18; Ин. 20, 19-31; Ин. 21, 1-14: Ин. 21, 15-25. В них повествуется о явлениях Господа Своим ученикам по Воскресении.

Чтение Евангелия делает нас духовными очевидцами воспоминаемых евангельских событий, вводит в живое, Напрестольное личное общение со Христом. Мы становимся участниками Его спасительных дел, истинными свидетелями Его Божественной славы. Поклонение перед Евангелием и иконой праздника, благоговейное целование их – это наше поклонение Самому Христу. Это убеждение выражает Церковь, когда, после чтения Евангелия, поет: Воскресение Христово видевше, поклонимся Святому Господу Иисусу...

Чем торжественнее событие, тем покаяннее звучит в это время 50-й псалом. Это молитва грешного человека, который, созерцая радость духовного праздника Церкви, помнит о нечистоте своего сердца и страшится, что в Вечной Жизни не узрит Бога, будет отвергнут Им, услышит справедливые слова Господа: «Отойдите от Меня, делающие беззаконие» (Мф. 7, 23).

Песнопения, сопровождающие псалом на Слава, и ныне, обращают нашу молитву к главным виновникам праздника и Пресвятой Богородице.

Чтение канона – важнейшая часть утрени. «Каноном» первоначально называлась церковная служба, последование или правило с указанием порядка числа молитв и псалмов, которые положено пропеть или прочитать в течение суток. В обители преподобного Феодора Студита наименование «канон» получила большая по объему церковная песнь, со строго выдержанной литературной формой, исполняемая на утрене, после полиелея.

Канон – это священное поэтическое произведение, объединяющее девять песней, в котором прославляются жизнь и подвиги святого или лика святых, славословится праздничное событие. Первая строфа каждой из девяти песней канона – ирмос (в переводе с греческого – «связь») – связывает в единое целое последующие строфы (тропари) и задает им определенный музыкальный ритм и молитвенный настрой. Тропари канона начинаются припевами: для праздников Господних – Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе; Богородичных – Пресвятая Богородице, спаси нас; под воскресные дни – Слава, Господи, Святому Воскресению Твоему; Слава, Господи Кресту Твоему Честному и Воскресению. Последний тропарь всегда посвящен Богородице. В конце каждой песни поется или читается малое славословие – Слава, и ныне. Заканчивается каждая песнь канона песнопением, которое называется катавасией, от греческого «катавэно» – «схожу вниз»: для пения катавасий оба хора сходили с солеи вниз, на средину храма, где и пели это песнопение, как это делается поныне в некоторых монастырях.

Первая песнь канона составлена по образцу благодарственной песни пророка Моисея и сестры его Мариам, воспетой ими после чудесного перехода через Красное (славянск.: Чермное) море: Поим Господеви, славно бо прославися (Исх. 15, 1). Вторая – по образцу обличительной песни Моисея, составленной им для обличения израильтян в нарушении Закона Божия (Втор. 32), и поется она только в Великий пост. Третья песнь сложена по образцу благодарственной песни святой Анны, матери пророка Самуила, за разрешение ее неплодства: Утвердися сердце мое в Господе... (1 Цар. 2, 1-10). Четвертая – по образцу песни пророка Аввакума, содержащей предсказание о Воплощении Сына Божия и Божественной силе Воплотившегося: Господи, услышах слух Твой и убояхся... (Авв. 3, 1-19). Пятая – по образцу песни пророка Исаии, содержащей также пророчество о Спасителе мира и плодах Его искупительного подвига: От нощи утренюет дух мой... (Ис. 26, 9-19). Шестая – по образцу благодарственной молитвы пророка Ионы за избавление его от смерти во чреве китовом: Возопих в скорби моей ко Господу Богу... (Иона 2, 3-10). Седьмая и восьмая песни составлены по образцу благодарственной песни трех отроков, чудесно спасшихся в пещи Вавилонской: Благословен еси, Господи Боже отец наших, и хвально и прославлено имя Твое во веки... (Дан. 3, 26-45).

На восьмой песни вместо Слава читается: Благословим Отца и Сына и Святого Духа Господа... и перед катавасией поется: Хвалим, благословим... ибо три отрока в пещи прообразовали Святую Троицу, а также Воплощение Христово (). Девятая песнь содержит прославление Божией Матери. Она применена к песни святого Захарии, отца Предтечи Господня Иоанна (Лк. 1, 68–79).

Перед девятой песнью канона диакон с кадилом возглашает перед иконой Богородицы: Богородицу и Матерь Света песньми (обычно: в песнех) возвеличим, призывая к особому вниманию и торжественности. Пресвятая Богородица именуется Матерью Света, потому что от Нее воплотился Свет человеков (Ин. 1, 4-9) – Господь Иисус Христос. Далее поется песнь Богородицы – собственное славословие Богоматери, произнесенное при свидании с праведной Елисаветой, матерью Иоанна Предтечи: Величит душа Моя Господа... (Лк. 1, 46-55). Господь даровал смиренной Богоматери премирное величие и поклонение всех родов земных. Господь всегда милует боящихся Его, низлагает надменных и возносит (прославляет) смиренных, обогащает благодатью сознающих свою нищету духовную, ищущих правды Его и лишает милости «богатящихся», гордых духом, мудрых пред самим собой и надмевающихся своим разумом (Ис. 5, 21).

Припевом ко всем шести стихам этой песни Богоматери служит песнь Честнейшую Херувим.., в которой «с особой выразительностью Пресвятая Дева исповедуется настоящей, действительной Богородицей и с великим дерзновением веры поставляется выше высочайших Ангельских чинов» (). Песнь Честнейшую Херувим написал святитель Косма, епископ Маиумский (VIII в.). Способные к созерцанию духовного мира неоднократно видели Пречистую Богоматерь, благословляющую поющих эту песнь ().

Одинаковое строение канонов и сходство их по внутреннему содержанию позволяют соединять их между собой. Сначала читается первая песнь всех канонов, затем следующая и т. д., ирмос же поется один. Таким образом, все каноны, сколько бы их ни было на утрени, составляют как бы один канон. На воскресной утрени, например, поются три канона из Октоиха: воскресный, крестовоскресный и Богородичен, а за ними – канон святому из Минеи.

«В тройственный образ Божественной Троицы» () канон делится на три части, – после третьей, шестой и девятой песней произносятся малые ектений. После третьей песни читается седален, который повествует об обстоятельствах праздника. После шестой песни – кондак и икос, содержащие краткое изложение и похвалу события праздника или жизни святого.

Воскресные кондаки богословствуют о духовном содержании Воскресения Христова, а икосы живописуют внешнюю канву событий. Кондак и икос дополняют своим содержанием тропарь праздника.

По окончании канона воскресный торжественный светилен предваряется троекратным возглашением диакона: Свят Господь Бог наш, в подражание хвале Серафимов (Ис. 6, 2, 3). Светилен воспевает Бога как Свет и Подателя Света. Светильны также называются «эксапостилариями» (от греч.– «эксапостелло» – «высылаю», «отсылаю»), ибо воскресные эксапостиларии рассказывают о послании Господом апостолов на проповедь.

Последняя часть утрени полна молитвенного воодушевления. Псалмы Хвалите Господа с небес (Пс. 148), Воспойте Господеви песнь нову (Пс. 149) и Хвалите Бога во святых Его (Пс. 150) вместе с так называемыми «хвалитными стихирами» имеют столь радостный тон, что содержатся и в пасхальной службе. Богородичен воскресных хвалитных стихир всегда один и тот же – Преблагословенна еси, Богородице Дево... Его поют на торжественный второй глас.
Первый проблеск утренней зари, разрушающей тьму ночи, рождает прообраз Бога как Несозданного Света и побуждает Церковь к великому славословию.

Слава Тебе, показавшему нам Свет, – возглашает священник. Великое славословие начинается ангельской песнью, воспетой при рождении Спасителя («Слава в вышних Богу...»), содержит моление о помиловании, обращенное к каждому Лицу Святой Троицы, исполненное веры в спасение человека, и заключается исповеданием Христа.

Благодарение Агнца Божия – Христа Спасителя, взявшего на Себя грехи мира, настраивает нас на ожидание близкой по времени литургии (). Напев тихий и медленный говорит о мире, удовлетворении и успокоении в Боге. «Каждому верующему, – пишет Симеон, архиепископ Солунский, – должно вникать в нее и разуметь ее, и каждый день утром и вечером возносить Богу, потому что она есть исповедание и славословие Единого Бога в Святой Троице, и хвала и Воплощения, и искупления, распятия и Вознесения Слова Божия... благодарное моление о том, чтобы нам каждый день и ночь сохранить себя безгрешными, чтобы на нас, как мы надеемся, была милость Божия, и Господь, соделавшийся чрез Воплощение Прибежищем нашим, помиловал нас...» ().

Великое славословие заканчивается ангельским гимном Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас. В наступивший праздничный воскресный день мы воспеваем хвалу Богу вместе с ангелами, предвосхищая то время, «когда, воскресши, увидим Его лицом к лицу, когда все члены в избытке радости вознесут песнь, прославляя Того, Кто воскресил их из мертвых и даровал Вечную Жизнь» ().

В заключение утреня как бы возвращается к своему началу. Снова поется праздничный тропарь. Сугубая и просительная ектений на утрени ничем не разделяются и, сливаясь, составляют одну большую величественную молитву. Возглас этой молитвы – усиленное прошение милости Божией: Твое бо есть еже миловати и спасати ны (нас). Боже наш...

Возгласом Премудрость начинается чин отпуста (). Хор от лица молящихся просит: Благослови. Священник возглашает: Сый благословен Христос Бог наш...

Далее Церковь просит Господа утвердить святую православную веру православных христиан на вечные времена и молит Богоматерь ходатайствовать о нас пред Ее Божественным Сыном: Пресвятая Богородице, спаси нас. Хор воспевает Ей песнь Честнейшую Херувим...

Славословя Пресвятую Троицу и вознося прославление в вечность: Слава, и ныне, хор от имени всех молящихся просит благословения. Священник исповедует Христа Истинным Богом, воспоминает кратко празднуемое событие (Воскресый из мертвых, Христос Истинный Бог наш...– в воскресенье) и утверждает нашу надежду на помилование и спасение по молитвам Пречистой Богоматери, святых, которые празднуются в этот день, и всех святых. Поется многолетие Святейшему Патриарху, епархиальному архиерею, служащим в храме, прихожанам и всем православным христианам.

Утреня заканчивается. Начинается чтение 1-го часа.

Часы – молитвословия, освящающие определенное время суток; состоят из трех псалмов, нескольких стихов и молитв, подобранных соответственно к каждой четверти дня и к особенным обстоятельствам страданий Спасителя.

Служба первого часа установлена в воспоминание того, что в этот час Господь был приведен от Каиафы к Пилату (Мф. 27, 2).

На службе третьего часа воспоминается суд Пилата и мучения Спасителя (Мф. 27, 11–30), а также сошествие Святого Духа на Апостолов после Вознесения Господня (Деян. 2, 1–4).

На шестом часе воспоминаются: шествие Спасителя на казнь, распятие Его и крестные страдания (Лк. 23, 26-38).

На девятом часе – великие предсмертные страдания и смерть Богочеловека Христа (Мф. 27, 33-54).

Службы часов совершаются ежедневно и потому называются вседневными, или обычными, службами. Ради удобства совершения службы часов соединяются с другими богослужениями: 9-й час – с вечерней, 1-й – с утреней, 3-й и 6-й – с Божественной литургией.

Примечания:

1) Искушение (испытание) – здесь в смысле прельщения диавольского.
2) Святитель Василий Великий. Письмо 199 [= epist.207, 3] // Творения. Т. 3. СПб., 1911. С. 238, 239.
3) 11) Слово 41,2// Творения. Т. 1. СПб., б. г. [репринт: СТСЛ, 1994]. С. 576; Слово 44, 5 // Там же. С. 657.
12) Точное изложение православной веры, 23 // Преподобный Иоанн Дамаскин. Источник знания. М., 2002 (ПСТБИ. Святоотеческое наследие. Т. 5). С. 328.
13) Святитель Василий Великий. К Амфилохию о Духе Святом. Гл. 29, § 73 // Творения. Т. 1. СПб., 1911. С. 638-639.
14) Архиепископ Вениамин. Новая скрижаль. Ч. 2, § 20. СПб., 1899 [репринт М., 1992]. С. 87.
15) Симеон, архиепископ Солунский. Цит. соч. Гл. 301. С. 459.
16) В дни памяти святых апостолов паримий читаются из Нового Завета – из Посланий апостольских. Поэтому при чтении их не закрываются царские врата, как при ветхозаветных паримиях.
17) Притвор – первая входная часть храма, в древности – место кающихся и оглашенных.
18) Симеон, архиепископ Солунский. Цит. соч. Гл. 305. С. 466.
19) В древности, когда всенощное бдение длилось всю ночь, христиане направлялись в трапезную и подкрепляли свои силы этими благословенными хлебами. В Служебнике сказано: «Ведомо (известно) же будет, яко благословенный хлеб есть помогательный от всяких зол (болезней), аще с верою приемлется».
20) 28)Разъяснение церковного богослужения. М., 2010)

Включайся в дискуссию
Читайте также
Йошта рецепты Ягоды йошты что можно приготовить на зиму
Каково значение кровеносной системы
Разделка говядины: что выбрать и как готовить?