«Надо жить, надо любить, надо верить…. «Надо жить, надо любить, надо верить… I
Урок 121 «НАДО ЖИТЬ, НАДО ЛЮБИТЬ, НАДО ВЕРИТЬ» (Л. Н. ТОЛСТОЙ) (УСВОЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ II ТОМА РОМАНА «ВОЙНА И МИР»)
30.03.2013 27102 0Урок
121
«НАДО ЖИТЬ, НАДО ЛЮБИТЬ, НАДО ВЕРИТЬ»
(Л. Н. ТОЛСТОЙ)
(УСВОЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ II ТОМА
романа «ВОЙНА И МИР»)
Цели : показать мирную жизнь героев эпопеи в период с 1806– 1812 гг., помочь учащимся проникнуть в духовный мир героев, осмыслить всю сложность и противоречивость поведения и исканий героев.
Ход урока
I. Вступительное слово учителя.
Мирная жизнь героев романа «Война и мир»
(краткое содержание II романа)
Вновь листаем страницы «Войны и мира», читаем и перечитываем сцены из II тома, в котором писатель изображает жизнь героев между 1806 и 1812 годами. Великий Толстой противопоставляет бессмысленной войне 1805 г. ту жизнь, которую считает «настоящей». («Жизнь между тем, настоящая жизнь людей со всеми жизненными интересами».)
Но мирная жизнь совсем не спокойная, в ней свои беды. Герои Толстого совершают ошибки, страдают и мучаются, иногда поддаются низменным страстям и волнениям. Их судьбы, по словам критика С. Бочарова, «только звено в бесконечном опыте человечества, всех людей, и прошлых, и будущих» . Через частную жизнь своих героев писатель изображает историю страны накануне героического 1812 года.
II. Пересказ сцены «Приезд князя Андрея Болконского в Лысые Горы. Рождение сына. Смерть жены» (т. II, ч. I, гл. 9).
Вопрос ы:
1. Какую роль сыграло Аустерлицкое сражение в изменении мировоззрения князя Андрея?
2. Какое решение принял Болконский после рождения сына и смерти жены? (Князь Андрей после войны 1805–1807 гг. возвращается домой. Его душевное состояние тяжелое. Мечты о славе его больше не занимают. К чему стремиться?.. Но дома его ждет разочарование. И он решает «жить для себя, избегая только этих двух зол (угрызения совести и болезни), – вот вся моя мудрость теперь».)
3. Почему Болконский страдает? (Князь Андрей – человек глубокий, он страдает от отсутствия смысла жизни. Он стремится заполнить свою жизнь чем-то значительным, полезным. Когда же в Отрадном он видит Наташу Ростову, в душе его поднимаются молодые мысли и надежды. Рождается решение: «жить для других».)
III. Пересказ сцены «Вступление
Пьера Безухова в
масонство»
(или беседа).
Вопрос ы:
1. Что такое «масонство»? Как Толстой описывает его?
2. С какой целью Пьер вступает в общество масонов?
3. В чем причина духовного кризиса Пьера? Почему он начинает разочаровываться в масонах?
Масонство – религиозно-философское течение, возникшее во Франции в XVIII веке. Масоны в России, объединявшиеся в тайные организации (ложи), призывали к нравственному самоусовершенствованию. В 1822 г. масонские ложи были запрещены правительством России, так как будущие декабристы, войдя в масонские организации, использовали их в своих политических целях.
Пьеру представляется бессмысленной вся его жизнь. (Особенно после неудачной женитьбы на безнравственной Элен и после дуэли с Долоховым.) У Пьера много вопросов, он ищет на них ответы, но не находит. Он переживает душевный кризис: это сильное недовольство собой и связанное с этим желание изменить свою жизнь, построить ее на добрых началах.
Вывод . Стремление измениться к лучшему и найти возможность «переделать» несовершенный мир привело Пьера к масонам. Некоторое время он был очарован братьями масонами, их идеями. Учение масонов он принял как призыв к реальной деятельности.
В нравственном очищении для Пьера, как и для Толстого в определенный период, заключалась правда масонства, и, увлеченный ею, он на первых порах не замечал того, что было ложью.
Но вскоре Пьер понял, что братья масоны вовсе не стремятся к полезной деятельности, они озабочены своей карьерой. Толстой пишет, что Пьер оказался опять в тупике, разочаровался. Разрыв с петербургскими масонами стал неизбежен.
IV. Выразительное чтение из III части гл. 1 (Грустные мысли князя Андрея при виде старого дуба.), гл. 2 (Ночь в Отрадном.), гл. 3 (Вторая встреча с дубом.)
В чем прелесть этих страниц? Разговор Андрея Болконского с Пьером, лунная ночь в Отрадном, восхищение юной Наташей Ростовой, это помогло «возрождению» князя Андрея Болконского к жизни. Жизненные силы проснулись в его душе. Он теперь думает о возможности приносить пользу людям, о любви и счастье. («Жить для других»).
V. Пересказ сцены «Первый бал Наташи Ростовой» (т. II, ч. III, гл. 15–17).
Пересказ, чтение со слов: «Неужели так никто не подойдет ко мне, неужели я не буду танцевать между первыми...» до слов: «Давно я ждала тебя...».
Вопро с: В чем, на ваш взгляд, секрет успеха Наташи Ростовой на первом балу?
VI. Пересказ «Сцены охоты», эпизодов «Игра дядюшки на гитаре и пляска Наташи Ростовой» (т. II, ч. IV, гл. 6, 7).
Беседа по вопросам :
1. Какие стороны жизни Ростовых изображает автор?
2. Что подчеркивает Толстой в жизни поместного дворянства? (От-сутствие расчета, близость к простому русскому народу и к природе.)
3. Как вели себя на охоте герои?
4. Зачитать из гл. 7 эпизод «Пляска Наташи» , со слов: «Ну, племянница! – крикнул дядюшка...» до слов: «Ай да племянница!». (После охоты у дядюшки в доме Наташа необычайно сильно почувствовала прелесть народной музыки и народного пения. Дядюшка «пел так, как поет народ».
Огромное желание сплясать захватывает Наташу.
«Где, как, когда всосала в себя из того русского воздуха, которым она дышала – эта графинечка, воспитанная эмигранткой-француженкой, этот дух, откуда взяла она эти приемы?.. Но дух и приемы эти были те самые, неподражаемые, не изучаемые, русские, которых и ждал от нее дядюшка...»
В этом русском танце сказалась талантливость Наташи Ростовой, ее любовь ко всему народному.)
Домашнее задание.
1. Отрывок наизусть (по выбору) «Пляска Наташи Ростовой» или «Первый бал Наташи».
2. Чтение т. III.
Анализ эпизодов «Переправа французов через Неман», «Оставление русскими Смоленска».
литература, 10 класс
Тема урока «НАДО ЖИТЬ, НАДО ЛЮБИТЬ, НАДО ВЕРИТЬ»
(Л. Н. ТОЛСТОЙ)
(УСВОЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ II ТОМА
романа «ВОЙНА И МИР»)
Цель : показать мирную жизнь героев эпопеи в период с 1806– 1812 гг., помочь учащимся проникнуть в духовный мир героев, осмыслить всю сложность и противоречивость поведения и исканий героев.
Ход урока:
I. Вступительное слово учителя.
Мирная жизнь героев романа «Война и мир»
(краткое содержание II романа)
Вновь листаем страницы «Войны и мира», читаем и перечитываем сцены из II тома, в котором писатель изображает жизнь героев между 1806 и 1812 годами. Великий Толстой противопоставляет бессмысленной войне 1805 г. ту жизнь, которую считает «настоящей». («Жизнь между тем, настоящая жизнь людей со всеми жизненными интересами».)
Но мирная жизнь совсем не спокойная, в ней свои беды. Герои Толстого совершают ошибки, страдают и мучаются, иногда поддаются низменным страстям и волнениям. Их судьбы, по словам критика С. Бочарова, «только звено в бесконечном опыте человечества, всех людей, и прошлых, и будущих» . Через частную жизнь своих героев писатель изображает историю страны накануне героического 1812 года.
II. Пересказ сцены «Приезд князя Андрея Болконского в Лысые Горы. Рождение сына. Смерть жены» (т. II, ч. I, гл. 9).
Вопрос ы:
1. Какую роль сыграло Аустерлицкое сражение в изменении мировоззрения князя Андрея?
2. Какое решение принял Болконский после рождения сына и смерти жены? (Князь Андрей после войны 1805–1807 гг. возвращается домой. Его душевное состояние тяжелое. Мечты о славе его больше не занимают. К чему стремиться?.. Но дома его ждет разочарование. И он решает «жить для себя, избегая только этих двух зол (угрызения совести и болезни), – вот вся моя мудрость теперь».)
3. Почему Болконский страдает? (Князь Андрей – человек глубокий, он страдает от отсутствия смысла жизни. Он стремится заполнить свою жизнь чем-то значительным, полезным. Когда же в Отрадном он видит Наташу Ростову, в душе его поднимаются молодые мысли и надежды. Рождается решение: «жить для других».)
III. Пересказ сцены «Вступление Пьера Безухова в масонство»
(или беседа).
Вопрос ы:
1. Что такое «масонство»? Как Толстой описывает его?
2. С какой целью Пьер вступает в общество масонов?
3. В чем причина духовного кризиса Пьера? Почему он начинает разочаровываться в масонах?
Масонство – религиозно-философское течение, возникшее во Франции в XVIII веке. Масоны в России, объединявшиеся в тайные организации (ложи), призывали к нравственному самоусовершенствованию. В 1822 г. масонские ложи были запрещены правительством России, так как будущие декабристы, войдя в масонские организации, использовали их в своих политических целях.
Пьеру представляется бессмысленной вся его жизнь. (Особенно после неудачной женитьбы на безнравственной Элен и после дуэли с Долоховым.) У Пьера много вопросов, он ищет на них ответы, но не находит. Он переживает душевный кризис: это сильное недовольство собой и связанное с этим желание изменить свою жизнь, построить ее на добрых началах.
Вывод . Стремление измениться к лучшему и найти возможность «переделать» несовершенный мир привело Пьера к масонам. Некоторое время он был очарован братьями масонами, их идеями. Учение масонов он принял как призыв к реальной деятельности.
В нравственном очищении для Пьера, как и для Толстого в определенный период, заключалась правда масонства, и, увлеченный ею, он на первых порах не замечал того, что было ложью.
Но вскоре Пьер понял, что братья масоны вовсе не стремятся к полезной деятельности, они озабочены своей карьерой. Толстой пишет, что Пьер оказался опять в тупике, разочаровался. Разрыв с петербургскими масонами стал неизбежен.
IV. Выразительное чтение из III части гл. 1 (Грустные мысли князя Андрея при виде старого дуба.), гл. 2 (Ночь в Отрадном.), гл. 3 (Вторая встреча с дубом.)
В чем прелесть этих страниц? Разговор Андрея Болконского с Пьером, лунная ночь в Отрадном, восхищение юной Наташей Ростовой, это помогло «возрождению» князя Андрея Болконского к жизни. Жизненные силы проснулись в его душе. Он теперь думает о возможности приносить пользу людям, о любви и счастье. («Жить для других»).
V. Пересказ сцены «Первый бал Наташи Ростовой» (т. II, ч. III, гл. 15–17).
Пересказ, чтение со слов: «Неужели так никто не подойдет ко мне, неужели я не буду танцевать между первыми...» до слов: «Давно я ждала тебя...».
Вопро с: В чем, на ваш взгляд, секрет успеха Наташи Ростовой на первом балу?
VI. Пересказ «Сцены охоты», эпизодов «Игра дядюшки на гитаре и пляска Наташи Ростовой» (т. II, ч. IV, гл. 6, 7).
Беседа по вопросам :
1. Какие стороны жизни Ростовых изображает автор?
2. Что подчеркивает Толстой в жизни поместного дворянства? (От-сутствие расчета, близость к простому русскому народу и к природе.)
3. Как вели себя на охоте герои?
4. Зачитать из гл. 7 эпизод «Пляска Наташи» , со слов: «Ну, племянница! – крикнул дядюшка...» до слов: «Ай да племянница!». (После охоты у дядюшки в доме Наташа необычайно сильно почувствовала прелесть народной музыки и народного пения. Дядюшка «пел так, как поет народ».
Огромное желание сплясать захватывает Наташу.
«Где, как, когда всосала в себя из того русского воздуха, которым она дышала – эта графинечка, воспитанная эмигранткой-француженкой, этот дух, откуда взяла она эти приемы?.. Но дух и приемы эти были те самые, неподражаемые, не изучаемые, русские, которых и ждал от нее дядюшка...»
В этом русском танце сказалась талантливость Наташи Ростовой, ее любовь ко всему народному.)
Домашнее задание.
1. Отрывок наизусть (по выбору) «Пляска Наташи Ростовой» или «Первый бал Наташи».
2. Чтение т. III.
Анализ эпизодов «Переправа французов через Неман», «Оставление русскими Смоленска».
«Надо жить, надо любить, надо верить…»«Надо жить,
надо любить,
надо верить…»
В одном из самых масштабных произведений мировой литературы - «Война и мир» - каждый из нас может найти себе героя, близкого по духу.
Честным и бескомпромиссным подойдет Андрей Болконский, живым и оптимистичным - Наташа Ростова, уступчивым и тихим - Марья Болконская, добрым и импульсивным - Пьер Безухов.
Именно о последнем и пойдет речь. Несколько цитат любимого героя Льва Толстого - в нашем материале.
«Мы думаем, что как нас выкинет из привычной дорожки, все пропало: а тут только начинается новое, хорошее. Пока есть жизнь, есть и счастье»
«Все мысли, которые имеют огромные последствия, - всегда просты»
«Как легко, как мало усилия нужно, чтобы сделать так много добра, и как мало мы об этом заботимся!»
«Ежели бы я был не я, а красивейший, умнейший и лучший человек в мире, я бы сию минуту на коленях просил руки и любви вашей»
Пьер Безухов и Элен Курагина. Художник А. Николаев
«Мы все знаем, что такое зло для себя»
«Есть ли семья без своего горя?»
«Жизнь есть все. Жизнь есть Бог. Все перемещается и движется, и это движение есть Бог. И пока есть жизнь, есть наслаждение самосознания божества. Любить жизнь, любить Бога. Труднее и блаженнее всего любить эту жизнь в своих страданиях, в безвинности страданий»
«Война есть наитруднейшее подчинение свободы человека законам Бога. Простота есть покорность Богу; от него не уйдешь»
Сергей Бондарчук в роли Пьера Безухова
«Ежели есть Бог и есть будущая жизнь, то есть истина, есть добродетель; и высшее счастье человека состоит в том, чтобы стремиться к достижению их. Надо жить, надо любить, надо верить…»
«Когда два человека ссорятся - всегда оба виноваты. И своя вина делается вдруг страшно тяжела перед человеком, которого уже нет больше»
«Знать мы можем только то, что ничего не знаем. И это высшая степень человеческой премудрости»
«Ничем не может владеть человек, пока он боится смерти. А кто не боится ее, тому принадлежит все»
Анна Зарубина
На болезнь плакаться - Бог смерти не даст.
Война и мир Лев Толстой Том 4 Глава 13
Несмотря на то, что доктора лечили его, пускали кровь и давали пить лекарства, он все-таки выздоровел.
Война и мир Лев Толстой Том 4 Глава 12
Ничем не может владеть человек, пока боится смерти. А кто не боится её, тому принадлежит всё.
Пьер Безухов
Любовь? Что такое любовь? Любовь мешает смерти. Любовь есть жизнь. Все, все что я понимаю, я понимаю только потому, что люблю. Все есть, все существует только потому, что я люблю. Все связано одною ею. Любовь есть Бог, и умереть - значит мне, частице любви, вернуться к общему и вечному источнику.
Андрей Болконский
Андрей Болконский
… Иногда Пьер вспоминал о слышанном им рассказе о том, как на войне солдаты, находясь под выстрелами в прикрытии, когда им делать нечего, старательно изыскивают себе занятие, для того чтобы легче переносить опасность. И Пьеру все люди представлялись такими солдатами, спасающимися от жизни: кто честолюбием, кто картами, кто писанием законов, кто женщинами, кто игрушками, кто лошадьми, кто политикой, кто охотой, кто вином, кто государственными делами…
Я живу и в этом не виноват, стало быть, надо как-нибудь получше, никому не мешая, дожить до смерти.
Андрей Болконский
- … Довольны ли вы собой и своей жизнью?
- Нет, я ненавижу свою жизнь, - сморщась, проговорил Пьер.
- Ты ненавидишь, так измени ее…
Люди вечно заблуждаются и будут заблуждаться, и ни в чем больше, как в том, что они считают справедливым и несправедливым.
Андрей Болконский
Кто всё поймет, тот всё и простит.
Марья Болконская
Быть так дерзко вызывающе-счастливой.
Анна Павловна Шерер
А я говорю: возьмёмтесь рука с рукою те, которые любят добро, и пусть будет одно знамя - деятельная добродетель…
Я хочу сказать только, что все мысли, которые имеют огромные последствия, - всегда просты. Вся моя мысль в том, что ежели люди порочные связаны между собой и составляют силу, то людям честным надо сделать только то же самое. Ведь как просто.
Пьер Безухов
Военное сословие самое почетное. А что такое война, что нужно для успеха в военном деле, какие нравы военного общества? Цель войны - убийство, орудия войны - шпионство, измена и поощрение ее, разорение жителей, ограбление их или воровство для продовольствия армии; обман и ложь, называемые военными хитростями; нравы военного сословия - отсутствие свободы, то есть дисциплина, праздность, невежество, жестокость, разврат, пьянство. И несмотря на то - это высшее сословие, почитаемое всеми. Все цари, кроме китайского, носят военный мундир, и тому, кто больше убил народа, дают большую награду…
Андрей Болконский
Последнее время мне стало жить тяжело. Я вижу, я стал понимать слишком много.
Андрей Болконский
Нет, жизнь не кончена в 31 год, вдруг окончательно, беспеременно решил князь Андрей. Мало того, что я знаю всё то, что есть во мне, надо, чтобы и все знали это: и Пьер, и эта девочка, которая хотела улететь в небо, надо, чтобы все знали меня, чтобы не для одного меня шла моя жизнь, чтоб не жили они так независимо от моей жизни, чтоб на всех она отражалась и чтобы все они жили со мною вместе!
Андрей Болконский
Война не любезность, а самое гадкое дело в жизни, и надо понимать это и не играть в войну.
Болконский рассказывает Пьеру свои мысли перед сражением на Бородино
Я не встречал ещё такой небесной чистоты, преданности, которых я ищу в женщине. Ежели бы я нашел такую женщину, я бы жизнь отдал за неё. А эти!.. И веришь ли мне, ежели я ещё дорожу жизнью, то дорожу только потому, что надеюсь ещё встретить такое небесное существо, которое бы возродило, очистило и возвысило меня.
Федор Долохов
Я ни в чем не могу упрекнуть, не упрекал и никогда не упрекну мою жену, и сам ни в чем себя не могу упрекнуть в отношении к ней, и это всегда так будет, в каких бы я ни был обстоятельствах. Но ежели ты хочешь знать правду… хочешь знать, счастлив ли я? Нет. Счастлива ли она? Нет. Отчего это? Не знаю…
Андрей Болконский
Сражение выигрывает тот, кто твердо решил его выиграть!
Андрей Болконский
Над ним не было ничего уже, кроме неба, - высокого неба, не ясного, но все-таки неизмеримо высокого, с тихо ползущими по нем серыми облаками. «Как тихо, спокойно и торжественно, совсем не так, как я бежал, - подумал князь Андрей, - не так, как мы бежали, кричали и дрались; совсем не так, как с озлобленными и испуганными лицами тащили друг у друга банник француз и артиллерист, - совсем не так ползут облака по этому высокому бесконечному небу. Как же я не видал прежде этого высокого неба? И как я счастлив, что узнал его наконец. Да! все пустое, все обман, кроме этого бесконечного неба. Ничего, ничего нет, кроме его. Но и того даже нет, ничего нет, кроме тишины, успокоения. И слава Богу!..
Несмотря на то, что за пять минут перед этим князь Андрей мог сказать несколько слов солдатам, переносившим его, он теперь, прямо устремив свои глаза на Наполеона, молчал… Ему так ничтожны казались в эту минуту все интересы, занимавшие Наполеона, так мелочен казался ему сам герой его, с этим мелким тщеславием и радостью победы, в сравнении с тем высоким, справедливым и добрым небом, которое он видел и понял, - что он не мог отвечать ему.
Да и все казалось так бесполезно и ничтожно в сравнении с тем строгим и величественным строем мысли, который вызывали в нем ослабление сил от истекшей крови, страдание и близкое ожидание смерти. Глядя в глаза Наполеону, князь Андрей думал о ничтожности величия, о ничтожности жизни, которой никто не мог понять значения, и о еще большем ничтожестве смерти, смысл которой никто не мог понять и объяснить из живущих.
Я хочу сказать только то, что говорю.
Кутузов
Надо жить, надо любить, надо верить.
Пьер Безухов
И нет величия там, где нет простоты, добра и правды.
Мы не столько любим людей за то добро, которое они сделали нам, сколько за то добро, которое сделали им мы.
Весь мир разделен для меня на две половины: одна - она и там все счастье, надежда, свет; другая половина - все, где ее нет, там все уныние и темнота…
Андрей Болконский
Я знаю в жизни только два действительных несчастья: угрызения совести и болезнь. И счастие есть только отсутствие этих двух зол.
Он был так занят целые дни, что не успевал подумать о том, что он ничего не делал.
Всё приходит вовремя для того, кто умеет ждать.
Кутузов
Наташа была так же влюблена в своего жениха, так же успокоена этою любовью и так же восприимчива ко всем радостям жизни; но в конце четвертого месяца разлуки с ним на нее начали находить минуты грусти, против которой она не могла бороться. Ей жалко было самое себя, жалко было, что она так даром, ни для кого, пропадала все это время, в продолжение которого она чувствовала себя столь способной любить и быть любимой.
Наташе 16 лет
До сих пор я была, слава Богу, другом своих детей и пользуюсь полным их доверием, - говорила графиня, повторяя заблуждение многих родителей, полагающих, что у детей их нет тайн от них.
Графиня Ростова
Как можно быть здоровой… когда нравственно страдаешь?
Анна Павловна Шерер
Эгоизм, тщеславие, тупоумие, ничтожество во всем - вот женщины, когда они показываются так, как они есть.
Андрей Болконский