Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Литературные места нашего города исследовательская работа. Исследовательская работа по краеведению на тему «Литературные места нашего города» на базе школьного литературно-краеведческого клуба «Южное Слово

Исследовательская работа

«Литературные места моего города»

Павлова Валерия

11 А класс

МКОУ лицей № 15,

Ставропольский край

Учитель - Селезнева

Таиса Сергеевна

Уважаемые господа! Я хочу пригласить вас на экскурсию по Государственному музею - заповеднику М.Ю. Лермонтова, который является литературным памятником города Пятигорска, КВМ и Ставропольского края. Он был создан на базе музея «Домик Лермонтова» и лермонтовских мест в Пятигорске, Кисловодске, Железноводске. Перед вами схема лермонтовского квартала, образованного пересечением улиц К. Маркса, Лермонтова, Соборной и Буачидзе. Он представляет собой центр мемориала, его основу. О нём мой рассказ.


1 .
2.
3.
4.
5. Дом В.И.Чилаева
6. Флигель В.П.Уманова
7. Кухня В.П.Уманова
8. Конюшня и хоз. постройки на усадьбе В.И.Чилаева

Пятигорск занимает особое положение среди мест, овеянных поэтической славой поэта. Едва ли найдётся на Кавказе другой уголок, где бы так тесно переплеталась личная и творческая судьба М.Ю. Лермонтова.

С тех пор прошло тяжёлых много лет,

И вновь меня меж скал своих ты встретил.

Как некогда ребёнку, твой привет

Изгнаннику был радостен и светел.

Он пролил в грудь мою забвенье бед…

Встреча двух одинаково прекрасных природных явлений – Кавказа и Лермонтова – случилась по Божьей воле в 1820 году. Кавказ и тогда был так же велик и могуч, как и сегодня. А вот в шестилетнем больном мальчике, привезённом сюда из Пензенской губернии, вряд ли кто-нибудь мог бы угадать будущего гения. Но именно тогда врезались в память мальчика прекрасные картины кавказской природы, народные песни горцев, исполняемые сазандарами, черкесы, приезжавшие целыми толпами из аулов для продажи сёдел, бурок, баранов. Наверное, именно тогда произошло духовное рождение Лермонтова, и, может быть, именно тогда в детской головке стали складываться строчки:

Как сладкую песню отчизны моей,

Люблю я Кавказ…

И вот прошло «тяжёлых много лет» и снова встреча, радостная и светлая.

Со дня той встречи прошло уже более полутора столетий, когда майским днём 1841 года Лермонтов переступил порог небольшого домика на краю города, у подножия Машука вместе со своим другом и родственником А.А. Столыпиным, чтобы осмотреть предложенную им квартиру. Квартира оказалась очень скромной. И всё же поэту понравилось здесь, особенно после того, как он вышел на небольшую терраску, пристроенную к домику со стороны палисадника. Над камышовыми кровлями соседних построек и зелёными верхушками молодых деревьев виднелась белоснежная горная цепь, и двуглавый красавец Эльбрус гордо возвышался над ней.

Не было поэту ничего дороже с детства полюбившихся гор, ставших постоянными спутниками его жизни;

Приветствую тебя, Кавказ седой!

Твоим горам я путник не чужой:

Они меня с младенчества носили

И к небесам пустыни приучили.

И долго мне мечталось с этих пор

Всё небо юга да утёсы гор.

Так поэт начинает волнующим обращением к любимому краю поэму «Измаил-Бей». А вот ещё: «…вдали те же горы, но хоть бы две скалы похожие одна на другую – и все эти снега горели румяным блеском так весело, так ярко, что, кажется, тут бы и остаться жить навеки»

А с другой стороны, с севера, во двор глядел ласковый Машук. С тех пор в ничем не примечательный, небольшой, покрытый камышовой кровлей домик вместе с поэтом поселилось бессмертие.

Но судьба домика сложилась не сразу. Она была такой же трудной, как и жизнь самого поэта. Многие десятилетия домик переходил от одного частного владельца к другому. Среди них попадались не только плохие ценители этой исторической реликвии, но и просто никудышные хозяева. Дом ветшал, порою над ним нависала серьёзная опасность разрушения.

Только в 1912 году домик был выкуплен Пятигорской городской управой и передан в ведение Кавказского горного общества. В постановлении городской управы записано: «…предоставить в распоряжение Кавказского горного общества усадьбу с Домиком Лермонтова для помещения в переднем фасадном домике музея и библиотеки общества, а во флигеле, где жил поэт, сосредоточить все вещи, связанные с именем М.Ю. Лермонтова и героев его романа и поэм с условием, что общество будет за свой счёт содержать сторожа при Домике и заботиться о целости и сохранности исторической усадьбы». Тогда же КГО обосновало в нём музей, дав ему утвердившееся в народе уважительно тёплое название – «Домик Лермонтова». Официальной датой открытия музея считается 27 июня 1912 года. Первый сбор в фонд музея, сделанный в то же время, составил 63 рубля.

После Октябрьской революции домик поэта был взят государством на сохранность как памятник отечественной культуры. С 1946 года в музей вошёл расположенный по соседству бывший дом Верзилиных, в котором часто бывал Лермонтов, в котором произошла ссора поэта с Мартыновым.

Через два года в верзилинском доме открылся литературный отдел музея.

В 1964 – 1967 годах были выполнены большие работы по реставрации домика поэта, восстановлен его первообразный облик.

В 1973 году открылась новая глава в истории музея: был образован Государственный музей – заповедник М.Ю. Лермонтова. Центром его является уникальный мемориальный лермонтовский квартал, в котором сохранились дома, связанные с именем М.Ю.Лермонтова.

Последняя глава в истории музея была написана в 1997 году, когда был открыт «Дом Алябьева», который представляет собой литературно - музыкальный отдел музея.

Самый известный в лермонтовском квартале - домик под камышовой крышей, где Лермонтов прожил два последних месяца своей жизни, откуда его провожали в последний путь; здесь написаны последние стихи поэта, ставшие шедеврами русской литературы.

«Вчера я приехал в Пятигорск, нанял квартиру на краю города, на самом высоком месте, у подошвы Машука: во время грозы облака будут спускаться до моей кровли. Нынче в пять часов утра, когда я открыл окно, моя комната наполнилась запахом цветов, растущих в скромном палисаднике…»

Стоит домик в центре двора в середине усадьбы так, что его можно обойти и осмотреть со всех сторон. Вид у домика удивительно скромный: невысокие, выкрашенные белой известью стены, слегка прикрытые камышовой кровлей, окошки разного размера с широко распахнутыми ставнями. На фасаде домика, у входа – небольшая мемориальная доска: «Домъ, въ которомъ жилъ поэтъ М.Ю.Лермонтовъ». Она установлена в 1884 году группой почитателей поэта по инициативе русского драматурга А.Н.Островского.

Из четырёх комнат домика две занимал А.Столыпин, а две, обращённые окнами в сад, назывались «лермонтовской половиной». Общий вид и обстановка комнат удивительно скромны. Многое говорит о том, что здесь жил поэт – изгнанник, вынужденный странствовать с подорожной «по казённой надобности» и нашедший в этом домике временный приют: колясочный сундук, походный складной самоварчик, узкая складная кровать.

Спальня Лермонтова находилась в угловой комнате, обращённой окном в садик. В этой маленькой комнатке, служившей поэту и временным рабочим кабинетом, Лермонтов оставался наедине со своими мыслями и чувствами. Чаще всего это было возможно ночью или на рассвете, когда он был один и мог дать полную свободу самому сокровенному, что его волновало.

О том, чем духовно жил поэт в эти часы, потомки узнали из единственного драгоценного источника, о котором в «Описи, оставшегося после убитого на дуэли Тенгинского пехотного полка поручика Лермонтова» было записано трагически просто: «8. Книга на черновые сочинения подарена покойному князем Одоевским в кожаном переплёте…1».Книга эта есть не что иное, как записная книжка, подаренная поэту В.Ф. Одоевским при последнем отъезде из Петербурга на Кавказ: «Поэту Лермонтову даётся сия моя старая и любимая книга с тем, чтобы он возвратил мне её сам и всю исписанную… 1841г. Апреля 13, СПБ».

То, что было записано Лермонтовым в эту книгу, составило его поэтический дневник и явилось величайшим достоянием русской поэзии. В книжке 254 листа. На 26 листах написаны до приезда в Пятигорск стихотворения: «Утёс», «Сон», «Спор». А в «Домике» - «Они любили друг друга», «Тамара», «Свидание», «Листок», «Нет, не тебя так пылко я люблю», «Выхожу один я на дорогу», «Морская царевна», «Пророк».

Перечитывая стихотворения, можно понять состояние души поэта в последние месяцы, недели, дни его короткой, но очень яркой жизни. Вот знакомое нам всем ещё из курса 6 класса, такое грустное, немного сказочное стихотворение «Листок»:

Дубовый листок оторвался от ветки родимой

И в степь укатился, жестокою бурей гонимый;

Засох и увял он от холода, зноя и горя

И вот, наконец, докатился до Черного моря,

………………………………………………………………………..

Это стихотворение об одиночестве листка, его страданиях. Он ищет родственную душу и не находит. Образ листка - это символ трагического одиночества человека в мире, символ изгнанника, широко распространённый в поэзии 19 века. Под этим символом скрывается прошедший через многие испытания, никем не понятый одинокий лирический герой. И конечно, это стихотворение – размышление о несчастной судьбе человека, гордого, одинокого, вечно ищущего чего-то, не имеющего надежды на счастье, страдающего, о таком человеке, каким был сам поэт. В движении листка на юг просматриваются автобиографические моменты изгнанничества. Дата «1841» подтверждает этот момент – в 1841 году Лермонтов вынужденно возвращался из Петербурга на Кавказ, он был неожиданно вырван из Петербурга, где, как свидетельствуют его современники, он был любим и балован в кругу близких, где его понимали и ценили.

Можно только предполагать, какие думы одолевали Лермонтова, когда он шагал из угла в угол по своему временному кабинету в «Домике» или поздним вечером бродил по затихшему бульвару. Вряд ли кто-нибудь из товарищей, постоянно бывавших в «Домике», поверил бы, что Мишель, всегда такой весёлый, добрый, часто насмешливый, способный даже на детские шалости, живёт сложной внутренней жизнью, что ему «и больно», «и трудно». Свои чувства и настроения поэт не доверял никому. И только читая его последние стихотворения, мы имеем возможность понять их. Художественную ценность последних стихотворений М.Ю.Лермонтова определил В.Г. Белинский: «…тут было всё – и самобытная живая мысль…и какая-то мощь… и эта оригинальность, которая есть достояние одних гениев…тут нет лишнего слова, не только лишней страницы; всё на месте, всё необходимо, потому что всё перечувствовано, прежде, чем сказано, всё видено, прежде, чем положено на картину…».

Находясь в «Домике, нельзя без волнения думать, что стоишь в тех самых комнатах, где звучал голос Лермонтова, видишь подлинные деревянные полы, которые в ночной тишине лёгким скрипом отвечали на шаги поэта, оставшегося здесь после шумного дня наедине с собой.

Любимым местом для работы и отдыха служила Лермонтову небольшая терраска, на которую вела дверь из гостиной. Недалеко от терраски в садике тихо шуршат листья старого клёна, единственного сохранившегося современника поэта. Он был свидетелем его трудов и вдохновенья. По соседству с клёном растёт молодой грецкий орех – потомок огромного орехового дерева, стоявшего здесь во времена Лермонтова. Растёт он из видимого до сих пор остатка могучего старого корня, символизируя бессмертие лермонтовской поэзии. Рядом с этими деревьями в 1964 году сотрудники музея посадили дубок. Дубок этот уже стал взрослым дубом. Он напоминает посетителям «Домика» о поэтическом завещании М.Ю.Лермонтова:

Надо мной чтоб, вечно зеленея,

Тёмный дуб склонялся и шумел.

Завершить рассказ об этом необычном домике под камышовой крышей я хочу стихотворением замечательного ставропольского поэта Сергей Рыбалко. Называется оно « Пятигорск».

Какая осень нынче в Пятигорске,

Как ярки клёны в золоте своём!

В заветный домик к Лермонтову в гости

Мы по ступеням каменным идём.

Вдали, за лёгкой дымкою тумана,

Горя снегами в синей вышине,

Встаёт Эльбрус былинным великаном,

Левей – Казбек, как всадник на коне.

А рядом, здесь, за шапками каштанов,

Под Машуком белеют корпуса.

И в бурке горца царственный Бештау

Собою подпирает небеса.

Осенний день купает в солнце листья.

И современник, видевший певца,

Старинный клён листвою золотистой

Встречает нас у низкого крыльца.

И кажется, хоть в это трудно верить,

Что вот сейчас, не опуская глаз,

Сам Лермонтов откроет настежь двери

И руку всем по-дружески подаст.

Важнейшую часть литературно-мемориального комплекса составляет его литературный отдел, расположенный в доме Верзилиных. Экспозиция этого отдела посвящена теме "М.Ю.Лермонтов на Кавказе». Она знакомит посетителей с историей связей поэта с Кавказом и, в частности, с Пятигорьем.

Дом Верзилиных в лермонтовское время был одним из наиболее известных в Пятигорске. Гостеприимство семьи генерал – майора Верзилина, состоявшей из хозяйки дома и трёх дочерей (сам Верзилин в это время находился по делам службы вне Пятигорска), привлекало к нему многочисленное общество, главным образом из числа молодёжи Часто приходил сюда и живший по соседству Лермонтов. Последний его визит был 13 июля 1841 года. Он пришёл с Л.С. Пушкиным, С.В. Трубецким и другими знакомыми. В этот вечер он был вызван на дуэль.

В верзилинском доме долгие годы жила троюродная племянница Лермонтова Евгения Акимовна Шан-Гирей, скончавшаяся здесь же в 1943 году в возрасте 87 лет. А в 1946 году, благодаря поддержке известных лермонтоведов и деятелей культуры Б.Эйхенбаума, Н.Бродского,

Б. Неймана, В. Мануйлова, И.Андроникова, Н.Пахомова Пятигорский исполком вынес решение о передаче музею усадьбы Верзилиных.

Обстановка гостиной восстановлена в прежнем виде. Одна из дверей гостиной ведёт в коридор и на сохранившуюся до наших дней старую каменную лестницу, на которой Мартынов задержал Лермонтова, явно провоцируя его на ссору. Здесь поэт был вызван на дуэль.

В литературном отделе музея хранятся исторические документы, автографы Лермонтова, книги и журналы того времени, картины и рисунки поэта, портреты людей из его кавказского окружения, виды мест, где приходилось странствовать поэту, и многие другие изобразительные и документальные материалы, рассказывающие посетителям о том, какое особое место занял Кавказ жизни и творчестве Лермонтова, что дало общение поэта с этим краем русской литературе.

С восторгом говорит поэт о суровом и величественном крае, который был для него символом свободы, вдохновителем на непреклонную борьбу за свободу человека.

Тебе, Кавказ, - суровый царь Земли –

Я снова посвящаю стих небрежный.

Как сына ты его благослови

И осени вершиной белоснежной!

От ранних лет кипит в моей крови

Твой жар и бурь твоих порыв мятежный;

На севере в стране тебе чужой,

Я сердцем твой, - всегда и всюду твой…

В некоторых ранних поэмах М.Ю.Лермонтова наряду с описанием жизни, быта кавказских народов, есть детальные описания мест, где мы живём. Действие поэмы «Аул Бастунджи», основанной на горской легенде, происходит в районе Пятигорья.

Между Машуком и Бешту, назад

Тому лет тридцать, был аул…

…Дикую картину Родной земли

И неба красоту

Обозревал задумчивый Бешту.

Давным-давно, у чистых вод,

Где по кремням Подкумок мчится,

Где за Машуком день встаёт,

А за крутым Бешту садится, близ рубежа чужой земли

Аулы мирные цвели,

Гордились дружбою взаимной;

Кавказ звал и манил поэта, загадочно мерцая своими снежными вершинами.

Ещё один экспонат в лермонтовском квартале заслуживает особого внимания. Это угловой дом Уманова. В то время в этом доме снимал комнату бывший однополчанин Лермонтова по Гродненскому полку А.И. Арнольди

Внешний вид дома, построенного в 1823 году, полностью реставрирован. В нём размещена экспозиция отдела «М.Ю.Лермонтов в изобразительном искусстве» Здесь представлены портреты Лермонтова, иллюстрации к произведениям поэта, выполненные русскими и советскими художниками: К.А. Савицким, И.Е. Репиным (Пророк. Акварель. 1891г.), М.А. Зичи, С.В.Ивановым (Сон. Акварель.1891г.), В.А. Серовым (Бэла. Акварель.1891г.), М.А. Врубелем и другими.

Размещение в умановском доме изобразительного отдела не случайно. Оно обосновано не только причинами музейного характера, но и желанием отметить тот факт, что в доме этом случайно сошлись пути людей, причастных к изобразительному искусству.

Офицер Арнольди увлекался рисованием. Лермонтов подарил ему две своих картины: «Воспоминание о Кавказе» и «Черкес». Арнольди зарисовал вид терраски домика, в котором жил Лермонтов. Он же запечатлел могилу на пятигорском кладбище.

Вместе с Арнольди в этом доме поселился его учитель живописи художник Р.К. Шведе. Ему принадлежит портрет декабриста Н.И. Лорера, написанный с натуры на веранде дома Уманова и хранящийся в фондах музея. Шведе нарисовал Лермонтова на смертном одре на следующий день после дуэли. По этому посмертному портрету М.И. Цейдлер, офицер, увлекавшийся скульптурой и живописью, сделал гипсовый барельеф, хранящийся теперь в фондах музея - заповедника в Пятигорске.

Одним из старейших домов в «Лермонтовском квартале» считается Дом Алябьева. Он построен в1823 году комендантом Моздокской крепости полковником Котыревым для собственного проживания и сдачи внаймы посетителям Кавказских Минеральных вод. После его смерти дом перешёл по наследству его жене, во втором браке М.И.Карабутовой. Поэтому другое название музейного объекта – «ДОМ Котырева – Карабутовой». В 1832 году в этом доме снимал квартиру композитор А.А. Алябьев, который создал здесь романс «Тайна» и ряд произведений на кавказские темы В 1980-е годы по инициативе Государственного музея – заповедника М.Ю. Лермонтова на доме установлена мемориальная доска в память о пребывании в нём композитора А.А. Алябьева.

Музей «Дом Алябьева» был открыт в 1997 году. Он является литературно - музыкальным отделом музея. Это единственный в России мемориальный музей композитора. Его экспозиция посвящена теме Кавказа в жизни и творчестве Алябьева, а так же теме «Лермонтов в музыке» Экспонируются подлинные нотные издания лермонтовского времени, редкие литографии с видами Москвы, картина Лермонтова «Атака лейб-гусаров под Варшавой». Нотная коллекция музея составляет свыше 1500 предметов основного фонда.

Помещения Дома Алябьева используются под различные выставки из собрания музея, а также выставки художников Ставропольского края. В музыкальном салоне и выставочном зале проходят музыкальные вечера старинного русского романса, звучат инструментальные сочинения Алябьева.

Лермонтовская тема остаётся одной из самых притягательных в современном искусстве и приоритетной в деятельности музея – заповедника.

Какая хорошая вещь – П А М Я Т Ь,

Какая хорошая вещь – И С Т О Р И Я!

Память о великом русском поэте Михаиле Юрьевиче Лермонтове притягивает тысячи гостей нашего города, коренных жителей, студентов и школьников к этому интересному кварталу, чтобы отдать дань глубокого уважения человеку, вписавшему лучшую главу в его литературную историю, человеку, чья жизнь и судьба с детских лет и до последних дней была связана с нашим краем, с нашим городом.

А Лермонтов… он полон света,

Живой проходит сквозь века.

Ему венок стихов поэты

Несут к подножью Машука.

Френкель Карина, Орехов Егор, Фролкин Роман

Литературные места в двух частях

Скачать:

Предварительный просмотр:

https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Исследование на тему « Литературные места Одинцовского района » . Выполнили: учащиеся 4 « Б » класса СОШ №17 УИОП Френкель Карина Орехов Егор Фролкин Роман Научный руководитель: Шуваева Ольга Семеновна Учитель начальных классов. Г.Одинцово 2013 год

«Мне видится мое селенье, Мое Захарово; оно С заборами в реке волнистой, С мостом и рощею тенистой Зерцалом вод отражено.» А.С.Пушкин

Цель нашей работы вызвать интерес к родным местам и возобновить любовь к культурному наследию края; содействовать воспитанию нравственных качеств у людей; развивать умение анализировать, сравнивать, сопоставлять, обобщать, делать выводы. Гипотеза Мы считаем, что каждое поколение обязано знать и хранить свое культурное наследие. Невозможно полноценное развитие личности без умения воспринимать красоту культурных творений. Объект исследования Литературные места Одинцовского района.

Задачи исследования - проанализировать влияние Одинцовской земли и ее природы на творчество великих литераторов; - научиться видеть индивидуальность таланта каждого из писателей, с творчеством которых мы познакомились; - понять взаимосвязь культурного наследия с нынешним поколением. Методы исследования 1.Изучение интернет - источников. 2. Изучение литературы. 3. Посещение исторических мест, музеев, связанных с писателями. 4. Проведение анкеты. Анализ. 5. Разработка маршрута экскурсии. 6.Выпуск путеводителей и создание литературной карты Одинцовского района. 7. Проведение экскурсии по литературным местам.

Вступление Удивительна и прекрасна судьба некоторых уголков нашей страны! Они хранят память о значительных событиях истории и культуры и, конечно, о людях, живших и творивших там. Подобными местами богато Подмосковье. Следующий слайд

Заповедные места Одинцовского района Но нам, как жителям города Одинцово, стало интересно y знать, чем славится наша Одинцовская земля. После посещения с классом таких заповедных уголков, как Большие Вяземы, Голицыно и Захарово(мест, хранивших память о А.С.Пушкине) и дома-музея Пришвина в деревне Дунино, мы задались вопросом, а кого еще из известных писателей и поэтов судьба связала с землей, на которой мы живем? И мы решили заняться исследо-ванием этой темы.

Знакомство с литературными местами Одинцовского района. Нам стало интересно, насколько люди нашего района знакомы с культурной историей родных мест, и знают ли они, живших деятелей литературы? Чтобы понять это, мы решили провести анкетирование. Мы изготовили карты Одинцовского района с помеченными названиями мест, связанными с теми или иными писателями. И предложили взрослым и детям ответить на вопрос: чем известны эти места? К своему удивлению, мы обнаружили, что 90% не знают литературных мест нашего района.

Карта Одинцовского района

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ Это дало нам основание и убежденность в том, что наша работа не бесполезна и интересна. Она поможет просветить людей в этом вопросе или напомнить им о замечательных уголках нашего края, что в свою очередь, может вызвать у них интерес и даже гордость за нашу историю, культуру и Землю. Ведь оказывается, именно здешние места Одинцовского района хранят память и атмосферу самых замечательных известных и талантливых людей.

Долгое время жил на даче в Барвихе Алексей Николаевич Толстой. В 1942 году написал здесь свои военные рассказы: «Мать и дочь», «Катя», «Рассказы Ивана Сударева». Здесь же начал третью книгу романа «Хождение по мукам», а в конце 1943 года работал над третьей частью романа «Петр I» . Самуил Маршак после пребывания в санатории «Барвиха» оставил нам такие шуточные стихи: «В тиши барвихинского леса, По тропам ходят вкривь и вкось, Афганистанская принцесса, Поль Робсон и рогатый лось».

Голицыно Многие известные писатели в 30-е годы избрали Голицы- но местом творчества. Здесь в разные годы отдыхали и создавали свои произведе-ния Мария Алигер, Констан-тин Паустовский, Мариэтта Шагинян, Александр Малыш-кин, Аркадий Гайдар, Муса Джалиль, Мате Залка, Константин Тренев, Алек-сандр Фадеев, Александр Твардовский, Валентин Катаев. Летом 1937 г., возвратившись из эмиграции, здесь жил известный русский писатель Александр Иванович Куприн. Осенью 1939 г. и зимой 1940 г. после семнадцатилетней разлуки с Родиной в Голицыне жила Марина Цветаева с сыном Георгием.

В 1934 году, по совету Максима Горького, правительство выделило земли усадьбы под постройку городка писателей на правах безвозмездного и бессрочного пользования. Всё, что связано с писательским городком, было поручено курировать Литфонду СССР. За несколько лет по немецким проектам построили 50 двухэтажных деревянных дач. Первыми обитателями переделкинских дач стали Александр Серафимович, Леонид Леонов, Лев Каменев, Исаак Бабель, Илья Эренбург, Борис Пильняк, Всеволод Иванов, Лев Кассиль, Борис Пастернак, Илья Ильф, Евгений Петров.

Для того, чтобы наше исследование могло действительно содействовать культурному развитию нынешнего поколения, мы решили разработать цикл экскурсий по литературным местам Одинцовского района. Этими экскурсиями, по нашему мнению, смогут воспользоваться ученики как из нашей школы, так и дети из других школ и даже районов. Мы хотим положить начало совместному обмену результатами или продуктами исследований и творческому сотрудничеству. Первая обзорная экскурсия прошла по маршруту Большие Вяземы -Захарово-Дунино-Переделкино. Экскурсия по литературным местам.

Мы начали нашу экскурсию с одного из самых молодых на сегодня пушкинских музеев в двух подмосковных усадьбах: в сельце Захарово и в Больших Вязёмах. А расположен он недалеко от станции Голицыно по Старой Смоленской дороге. Пушкинское Захарово –это колыбель его детства, именно оно было для великого поэта путем к раннему сближению с народными обычаями и приемами. Захарово было для Пушкина – ребенка первой длительной встречей с вечно прекрасной природой, проникнутой русским духом. Это было место, где он впервые услышал народные русские песни, увидел праздничные хороводы, с увлечением играл с крестьянскими детьми. Владелица имения- бабушка по материнской линии, Мария Алексеевна Ганнибал- первая истинная воспитательница мальчика. У нее А.С. Пушкин учился русской грамоте и живому, образному русскому языку. Большие Вяземы - Захарово-колыбель А.С.Пушкина.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

«Люблю от бабушки московской Я толки слушать о родне…». Если бабушка рассказывала внуку о былом, то любимая няня Арина Родионовна, хранившая «немало старинных былей, небылиц» , развлекала мальчика чудесными сказками, а познакомился с ними мальчик именно в Захарово.

Ту огромную роль, которую сыграли в детских впечатлениях поэта Захарово и Вязёмы, убедительно показал сам Пушкин, включив в свои литературные произведения реалии этих мест. «Дубровский», «История села Горюхина», «Барышня-крестьянка», «Пиковая дама»(прототипом которой стала сама княгиня Н.П.Голицына), «Борис Годунов» . Обо всем этом рассказывают экспозиции и выставки Музея-заповедника, который стал заметным научным и культурным центром западного Подмосковья.

Далее мы отправились в деревню Дунино, где Пришвин М.М. провел последние восемь лет своей жизни. По его собственному признанию, это были самые счастливые годы. Если бы природа могла чувствовать благодарность к человеку за то, что он проник в ее жизнь и воспел ее, то прежде всего эта благодарность выпала бы на долю Михаила Пришвина. Именно в Дунино он жил в единении с природой, которую так чувствовал и понимал рядом с любимым человеком - женой Валерией Дмитриевной. Пришвинское Дунино

В дунинской усадьбе все как и раньше при нем, полвека назад. Все так не по-музейному, здесь тепло и уютно душе, будто принял в гости сам старый добрый хозяин, который носил внучке из леса "лисичкин" хлеб. Творчество он воспринимал всегда как путь к радости. Вставал засветло, больше всего любил предрассветные часы, считая их самыми важными в жизни человека. Где бы ни находился он - в лесу, на реке, в дороге, - в кармане его всегда были записная книжка и огрызок карандаша. А излюбленным рабочим местом - пенек.

Последней остановкой нашей экскурсии был дом-музей Корнея Ивановича Чуковского. Есть писатели, на которых огромное влияние имело место, где они проживали. А вот с Чуковским наоборот. При-сутствие самого этого человека вносило неповторимый коло-рит в эти места. Ощущение, что все и всё вертелось вокруг К.И. Чуковского. Он всегда был окружен детьми: играл с ними в разные игры около своей дачи, строил с ними различные крепости, а в лесу разжигал костер, что стано-вилось традиционным празд-ником детворы до сих пор. Плата за вход была10 шишек.

Дом-музей Чуковского К.И. в Пере-делкине настолько жи-вой, что создается ощущение, что вот-вот навстречу выйдет сам хозяин. Первое, что восхи-щает тебя - «чудо-де-рево», на котором растут настоящие башмачки. Так же Чуковским К. была построена и открыта детская библиотека, которой пользуются до сих пор.

Заключение В заключении мы хотим сказать, что разработанная нами экскурсия и явилась продуктом нашей исследовательской работы.Но мы бы не хотели останавливаться на этом и планируем продолжить исследование данной темы. Так же мы готовы предложить следующую экскурсию по домам-музеям таких деятелей литературы, как Пастернак, Евтушенко и Б.Окуджава. Ведь когда появляется желание вникнуть взором во что-то новое, всегда открываешь для себя ещё одну страницу чего-то восхитительного, поучительного и до сих пор неизведанного. Это случилось и с нами. Мы даже не могли подумать, что на Одинцовской земле и в пределах её района столько исторических и литературных мест, связанных с самыми известными и незабываемыми именами.

Эдуард Асадов «Мой друг! И вблизи, и в любой дали Запомни хорошее, звонкое слово: Есть город под небом Московской земли С лирическим именем- Одинцово. Сочинить стихи о городе Одинцово может только человек, искренне привязанный к своей малой родине, который знает эту местность вдоль и поперёк.

Одинцово, Одинцово, Подмосковный, образцовый- Город наш красою знаменит! Одинцово, Одинцово, Это ласковое слово В сердце колокольчиком звенит!!! С той поры летели, словно, птицы, Над Россией славные года. У подножья матери- столицы Новые рождались города. Как цветок, упавший с поднебесья, На дубравы, рощи и поля. Вырос Одинцово наш чудесный- Древняя Московская земля!

Мы родились в Одинцово, выросли. И нас интересует всё, что связано с родным краем. Мы считаем, что люди должны знать как можно больше о своей малой родине, думать о её будущем. Пока не знаем, как сложится наша дальнейшая жизнь, будет ли она связана с городом. Но гордимся и очень любим наш родной край, чувствуем связь с родной землёй! Но………Это уже другая страница нашего будущего исследования, другая экскурсия, которую мы обязательно создадим. До скорой встречи!

Иванов Захар Сергеевич

Руководитель проекта:

Панова Людмила Владимировна

Учреждение:

МБОУ СШ№47

Данная исследовательская работа по истории "Литературные места Красноярска" , которую провёл ученик 6 класса, была создана с целью изучения классификации и функций памятников в городе Красноярск.

Данный исследовательский проект по истории на тему "Литературные места Красноярска" углубит ваши знания о литературных достопримечательностях этого прекрасного города.

Захар считает, что мы редко задумываемся о истории возникновения и значимости памятников для культуры русского народа. Парень утверждает, что памятники - это свидетели исторического самосознания народа, его уважения к своему прошлому.

Введение
1. Памятники и их роль в современном обществе
1.1 Классификация памятников. Функции памятников
1.2 Источники о памятниках культуры Красноярска
1.3 Литературные места (памятники) Красноярска
Социологический опрос
Карта литературных мест
Заключение
Список литературы
Приложение

В этом году я случайно попал на экскурсию в с.Овсянка. В этом селе провёл свое детство и юность известный писатель В.П.Астафьев. Экскурсия была настолько занимательна, что я задался вопросом, а какие ещё литературные памятники есть в моем городе?

До этого на уроках литературы мы знакомились с творчеством В.П.Астафьева, и я знал, что он родился неподалеку от Красноярска, писатель любил этот город и умер в нем. Это место для писателя послужило колыбелью становления таланта, мировоззрения и мироощущения, которая отразилась в последующем творчестве.

Введение


Каждый день мы ходим по улицам Красноярска, но никогда не задумываемся, что по этим улицам когда-то ходили известные люди, а возможно и любимый литературный герой бродил здесь по задумке автора. Многие памятники мы узнаем. А задумываются ли горожане почему был поставлен этот памятник в нашем городе, когда он был поставлен и кто автор?

Цель: Привлечь внимание учащихся к литературным памятникам Красноярска

  • Найти и изучить литературные памятники в Красноярске
  • Выявить знания учащихся по этим памятникам
  • Собрать биографический материал по выбранным памятникам
  • Научится работать с разными источниками информации
  • Написать работу, подобрать иллюстрации
  • Составить карту литературных мест
  • Составить библиографию использованной литературы.
  • Современные школьники практически не читают книги и поэтому многие не знают, что существуют памятники литературным героям.
  • Мало кто решает узнать историю возникновения памятника своего города и мена авторов
  • Мало изученная тема в рамках школьной программы.
  • Пригодится и учителям, и учащимся: поможет на уроке, расширит кругозор.

Материалы и методы исследования: изучение разных источников литературы, сайтов, в которых находятся сведения о памятниках архитектуры Красноярска, сбор и обработка материала, работа с фондами библиотек (в электронном варианте) Использование следующих методов: самостоятельное исследование, работа с текстом, мини-анкетирование, описание фотоматериалов, обобщение.

В этой презентации я расскажу о литературных местах России, т.е места связанные с детством или жизнью великих поэтов, творцов и т.д...

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Презентация: Литературные места России Выполнила: Ученица 6 «В» класса Агаджанян Арина

А. С. Пушкин Царское Село (Ныне город Пушкин под Санкт-Петербургом) Куда бы нас ни бросила судьбина И счастие куда б ни повело, Всё те же мы: нам целый мир чужбина; Отечество нам Царское Село... - писал А. С. Пушкин, отдавая дань благодарной памяти месту, где он стал поэтом.

Царское Село. Лицей В 1811 году в Царском Селе, летней резиденции российских императоров, был открыт Лицей, привилегированное закрытое учреждение для детей из семей высшего сословия. Цель Лицея - «образование юношей, особенно предназначенных к важным частям службы государственной». Обучение было рассчитано на шесть лет. В программу Лицея входили русская словесность, история, иностранные языки, география, политико-нравственные и физико-математические науки, рисование, музыка, физические упражнения (фехтование, плавание, верховая езда). Воспитанники много читали, библиотека Лицея получала все издававшиеся в России журналы и газеты. Лицеисты были в курсе последних литературных новинок. Живо и эмоционально обсуждали прочитанное. Лицеистов первого выпуска объединяло то высокое чувство бескорыстной, преданной дружбы, которое поэт называл «лицейским братством». Наиболее дружен Пушкин был с Иваном Пущиным, Антоном Дельвигом, Вильгельмом Кюхельбекером. В Лицее получил благотворное развитие талант юного поэта. Как он сам вспоминал: Близ вод, сиявших в тишине, Являться муза стала мне. Пушкин на лицейском акте. Художник И.Репин. 1911 г Здесь Пушкин написал более 120 стихотворений, начал работу над поэмой «Руслан и Людмила».

Ф. И. Тютчев Овстуг (Жуковский район Брянской области) Овстуг - усадьба родителей Ф. И. Тютчева, Ивана Николаевича и Екатерины Львовны.

Н. А. Некрасов Село Карабиха (Ярославская область) Детство и юность Николая Алексеевича Некрасова прошли на берегу Волги, в родительском имении Грешнево, в Ярославской губернии. Многие годы спустя, став известным поэтом, Некрасов неоднократно навещает ставшие для него родными места, они навсегда запечатлены в его стихотворениях.

Н. С. Лесков Город Орёл С орловщиной и самим губернским городом Орлом связано детство и юность Н. С. Лескова.

Музей Н. С. Лескова Посетители дома-музея Н. С. Лескова в Орле имеют возможность познакомиться с творческой биографией писателя, миром произведений и героев писателя, создавшего прекрасную галерею положительных типов русского человека. В экспозиции музея представлены рукописи писателя, прижизненные издания его произведений, многочисленные фотографии, запечатлевшие различные этапы жизни писателя, его окружение, книги из личной библиотеки Н. С. Лескова с его пометами и комментариями на полях. В 2017 году обещают отреставрировать музей Николая Лескова

А.С.Пушкин Михайловское (Псковская область) С имением своей матери сельцом Михайловским в Псковской губернии Александр Сергеевич Пушкин был связан на протяжении всей своей зрелой жизни - с 1817 по 1836гг. ...В разны годы Под вашу сень, Михайловские рощи, Являлся я; когда вы в первый раз Увидели меня, тогда я был Веселым юношей, беспечно, жадно Я приступал лишь только к жизни; годы Промчалися, и вы во мне прияли

Литературные места, связанные с именем поэта А. С. Пушкина - могила поэта, которая находится в Святогорском монастыре; - пушкинский лицей в Царском Селе, расположенный во флигеле Екатерининского дворца. На четвертом этаже, в 14 номере жил молодой Александр Сергеевич; - памятник Александру Сергеевичу Пушкину в Санкт-Петербурге на площади искусств.

Москва. Государственный музей В. В. Маяковского Этот музей находится в самом центре столицы. Он был открыт по случаю 100-летнего юбилея Маяковского и представляет собой своего рода проекцию жизненного и творческого пути поэта и писателя. Это дом в четыре этажа (на последнем этаже жил сам Владимир Владимирович).

Включайся в дискуссию
Читайте также
Йошта рецепты Ягоды йошты что можно приготовить на зиму
Каково значение кровеносной системы
Разделка говядины: что выбрать и как готовить?