Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Курсовая работа методология исследования экономических процессов и явлений. Основные методы исследования экономических явлений и процессов

В процессе экономического исследования используют большое количество методов и приемов. Остановимся на основных из них.

Сущность абстрактного метода состоит в том, что исследова­тель при изучении экономических процессов может мысленно от­влекаться от частных свойств и связей между экономическими явлениями, останавливаясь на характеризующих сущностные сторо­ны общих признаках. Результатом абстрагирования является фор­мирование общих понятий и законов в экономике таких, как по­требности, ресурсы, законы спроса и предложения и т.д. Форми­рование понятийного аппарата экономической науки создает ус­ловие для анализа и синтеза экономических явлений.

Метод анализа и синтеза заключается в том, что в процессе познания исследователь вначале мысленно производит разложение изучаемого объекта на составные элементы, анализирует особен­ности каждого из них, затем выявляет сущностные связи между ними, восстанавливает расчлененный объект.

Так, мы можем детально рассматривать все факторы, влияющие на величину рыночного предложения данного товара, определить, какие из них влияют на увеличение предложения, а какие приво­дят к сокращению предложения, дать всему этому количественную оценку. В дальнейшем путем синтеза, учитывая все за и против, можно спрогнозировать направление изменения рыночного предло­жения товара на перспективу.

При этом исследователь должен избегать ошибок, связанных с механическим перенесением результатов верных для отдельных частей совокупного процесса, но неприемлемых для целого. На­пример, для фирмы при прочих равных условиях эффективной фор­мой управления является командно-иерархическая. Управление фирмой предполагает строгую субординацию. Руководитель фирмы (менеджер) с помощью системы приказов, инструкций организует процесс производства и продажи товаров и услуг. В то же время распространение такой системы управления на макроуровень и создание командной экономической системы в рамках страны и группы стран показало свою несостоятельность.

Кроме того, при анализе и синтезе экономических явлений ши­роко используется допущение "при прочих равных условиях". Оно означает, что все переменные факторы, влияющие на экономичес­кие результаты, разбиваются на две группы: принимаемые в дан­ной научном исследовании в качестве неизменных и собственно переменные факторы. Например, при анализе рыночного спроса на какой-либо товар мы можем исходить из того, что на величину спроса оказывает влияние только один фактор - цена, абстраги­руясь от множества других факторов (количества покупателей, их вкусов, ожидаемого уровня инфляции и т.д.)

Продолжением метода анализа и синтеза является моделирова­ние. В экономике модель - это мысленно сконструированный и описанный образец, воспроизводящий в главных чертах реальный экономический процесс. Одной из первых экономических моделей были знаменитые "экономические таблицы" французского экономис­та XVIII века Ф.Кенэ. В них автор рассмотрел пропорции, кото­рые необходимо соблюдать в обществе при производстве матери­альных благ. В дальнейшем моделированием экономических процес­сов занимались К.Маркс, Л.Вальрас, В.Леонтьев и др. Со­временное экономическое моделирование широко использует мате­матический аппарат, математическое программирование, теорию вероятностей, математическую статистику.

В процессе построения экономических моделей большую роль играет функциональный анализ. Как известно из курса математики, чис­ловая функция у=ƒ(х) существует, если для какого-либо число­вого множества X указан закон ƒ, по которому каждому числу х из этого множества ставится в соответствие единственное число у.

Независимую величину х называют аргументом функции, а за­висимую переменную у - функцией. При этом, если с увеличением (уменьшением) аргумента значение функции растет (снижается), то между ними существует прямая связь. В том случае, когда ар­гумент и функция изменяются в разных направлениях, между ними существует обратная связь.

Функциональная зависимость может быть представлена анали­тически (задана алгебраической формулой), в виде таб­лицы или графика.

Общая форма аналитической записи у=ƒ(х), где ƒ - характе­ристика функции, указывающая на те действия, которые необхо­димо проделать с х, чтобы получить у. К примеру, уравнение у=а+bх показывает, что для получения у нам необходимо пере­менную величину х умножить на коэффициент b и полученное про­изведение сложить с постоянным числом а. Преимущество анали­тической формы записи в ее компактности, возможности произво­дить различные математические действия, облегчающие поиск зна­чений функции. В то же время аналитический подход не дает на­глядного представления о направлениях изменения функции. Так, нам известно, что при прочих равных условиях величина спроса на данный товар (Qd) зависит от цены на него (Р). В аналити­ческой форме это может быть представлено как Qd=f (P).Однако по формуле трудно определить, в каком направлении изменяется Qd при увеличении или снижении цены.

Табличная форма записи функциональной зависимости преодо­левает этот недостаток. Она обеспечивает возможность предста­вить количественную взаимосвязь между соответствующими пере­менными величинами. Например, в таблице мы можем показать ве­личину спроса на товар для каждого уровня цен. В то же время табличная форма записи не лишена недостатков: в таблице взаи­мосвязь между х и у показывается только для дискретных вели­чин, что затрудняет выявление общей тенденции изменений у при изменении х.

Для выявления взаимосвязи между аргументом и функцией для всех х € Х используется графическая форма. Графиком функции у= ƒ(х) называется множество всех точек декартовой системы координат вида (х; ƒ(х)), где х € Х. По графику можно легко най­ти значение функции для х € X.

Экспериментальный метод предполагает искусственное воспро­изведение какого-либо экономического процесса. С помощью экс­перимента можно выявить его положительные и отрицательные сто­роны, оценить возможность и необходимость практического внед­рения. Например, конвейерная система организации производства,прежде, чем получить всемирное признание, апробировалась в ав­томобилестроении Г.Фордом.

В качестве макроэкономического эксперимента можно рассма­тривать создание в 1917 году в нашей стране командной социаль­но-экономической системы. Реформирования рыночной экономики, проводившиеся в развитых странах по рецептам Дм.Кейнса, М.Фридмена, других экономистов, также носили экспериментальный ха­рактер.

Количественную сторону массовых социально-экономических яв­лений и процессов в их качественной определенности изучают с помощью специальных статистических методов и приемов. Их ши­рокое использование в экономике обусловлено тем, что в эконо­мических исследованиях, как правило, приходится иметь дело не с отдельными обособленными фактами, а со статистическими со­вокупностями взаимосвязанных фактов.

В экономике под статистической совокупностью понимается на­бор каких-либо социально-экономических объектов, имеющих об­щие качественные признаки. В частности, когда мы вводим в ми­кроэкономике понятие предпринимательской фирмы, то под ним по­нимаем всю совокупность организаций, занимающихся на платной основе переработкой ресурсов в товары и услуги и доведением их до потребителей. Для всех предпринимательских фирм харак­терны определенные качественные признаки: стремление к при­быльному ведению дела, переработка тех или иных экономических ресурсов, ориентация деятельности на удовлетворение рыночного спроса и т.д.

В целом методология экономических исследований имеет общие корни с другими естественными и общественными науками. Ее прин­ципиальное отличие от них заключается, главным образом, в объ­ектах исследования. Экономическая наука изучает проблемы, свя­занные с рациональным выбором экономических субъектов (домохозяйств, предпринимательских фирм, правительственных учрежде­ний). Этот выбор строится на основе сопоставления затрат и по­лучаемых выгод.

Под методом исследования понимается последовательность этапов и совокупность способов или приемов изучения и описания какого – либо явления.

Подлинно научным методом познания служит диалектический метод. Используя его, наука выработала и применяет различные конкретные способы и приемы познания экономической действительности. К ним относятся статистические наблюдения, выдвижение и проверка гипотез, анализ и синтез, индукция и дедукция, математическое моделирование и другие. Эти способы и приемы познания используются во всех науках, но формы и границы их применения зависят от содержания данной науки.

В экономической теории процесс познания складывается из трех этапов:

1. Эмпирический этап – это сбор и обработка фактов, относящихся к конкретной проблеме, и сопоставление фактов с существующими теориями и гипотезами.

2. Теоретический этап – это выявление общих принципов, закономерностей на основе известных фактов и создание новых гипотез и теорий.

3. Практический этап – это формирование на основе выявленных закономерностей, принципов или подходов экономической политики.

Учитывая специфику предмета, основным методом исследования экономических явлений является метод научной абстракции, а также анализ и синтез, сочетание исторического и логического.

На эмпирическом этапе основным способом познания является анализ и синтез .

В процессе анализа используются статические группировки, определяются средние и предельные величины, выявляется динамика. В ходе анализа возникают обобщения и формируются новые понятия, при этом используется метод научной абстракции. Он включает в себя два взаимосвязанных процесса познания.

1. Движение от конкретного к абстрактному и от абстрактного к конкретному.

2. Движение от явления к сущности и от сущности к явлению.

Абстрагирование означает очищение наших представлений об изучаемых процессах от случайного, преходящего, единичного и выделение в них прочного, устойчивого, типичного. Именно благодаря методу абстракции улавливается сущность явлений, формулируются категории и законы, выражающие эти сущности.

В результате абстрагирования выводятся экономические категории, то есть научные понятия, которые выражают суть экономических явлений. Углубление экономических знаний позволяет находить объективные и устойчивые взаимосвязи между экономическими явлениями, которые выражаются в виде экономических законов.

Другим важным приемом, которым пользуется экономическая теория на этапе обработки фактов, является сочетание исторического и логического. Вся экономическая жизнь состоит из фактов, которые необходимо собирать, анализировать и обобщать. Факты могут быть самые разные, поэтому надо искать принципы их взаимосвязи и выявлять объединяющий их смысл.



Переход от эмпирического к теоретическому этапу происходит путем индукции, когда из фактов выводятся новые принципы или гипотезы или дедукции, когда к сбору фактов подходят с позиции определенной теории.

Дедуктивный метод – это способ исследования, при котором частные положения логически выводятся из общих положений или правил.

Индуктивный метод – это способ исследования, идущий от частных, единичных случаев к общему выводу, или от отдельных фактов к обобщению.

При переходе от теоретического к практическому этапу познания используется позитивный и нормативный анализ.

Позитивный анализ имеет дело с фактами, которые уже обработаны и перешли на уровень теории. Такой анализ свободен от субъективных суждений.

Нормативный анализ , напротив, представляет оценочные суждения каких-то людей относительно того, какой должна быть экономика или какие меры нужно принять, основываясь на определенной экономической теории.

Позитивный анализ изучает то, что есть, а нормативный анализ выражает субъективное представление о том, что должно быть.

Предмет и метод экономической теории находятся между собой в неразрывном единстве. По мере углубления содержания предмета, используются более разнообразные методы исследования. Итогом этих исследований являются знания, выраженные в виде экономических законов. Они носят объективный характер, значит, не подчиняются воле и сознанию людей и не могут быть в оценке людей ни хорошими, ни плохими. Их нельзя запретить или отменить. Люди обязаны изучать механизмы действия этих законов и принимать решения в соответствии с их требованиями.

Одной из существующих причин кризиса нашей экономики является волюнтаризм российских политиков. Волюнтаризм - это принятие решений, не сочетающихся с объективными требованиями экономических законов, это произвол в политике и экономике.

Учитывая исторический путь, пройденный экономической наукой можно сказать, что предметом изучения экономической теории являются производственные отношения и экономические законы, управляющие поведением людей в процессе производства, распределения, обмена и потребления экономических благ и услуг в мире ограниченных ресурсов.

Уяснив предмет экономической науки, следует ответить на вопросы: как она это делает? с помощью каких приемов и средств? т. е. рассмотреть ее методологию. Методология любой науки - это учение о принципах построения, формах и способах научного познания, а применительно к экономической теории речь идет о познании экономических явлений и процессов.

Для этого ученые используют целую систему методов, приемов, способов и средств Основополагающим методом исследования экономистов продолжает оставаться метод материалистической диалектики. Его основные положения заключаются в следующем:

  • * первичной, объективно существующей является материальная жизнь;
  • * любое экономическое явление необходимо рассматривать во взаимосвязи с другими, как одновременно происходящими, так и предыдущими и последующими;
  • * экономическая жизнь находится в непрерывном движении изменении и развитии;
  • * процесс этого развития происходит на основе законов диалектики.

Для представителей западной экономической теории основ полагающим для изучения экономики являются методы субъективного и объективного идеализма. Их основными чертами являются экономический психологизм, технологический детерминизм и др.

Современная экономическая наука для познания экономической реальности использует целую систему частных методов.

К ним относятся:

  • * метод научной абстракции, состоящий в отвлечении в процессе познания от внешних явлений, черт, несущественных сторон и "погружении", проникновении в суть явления, предмета с целью познания его главных связей. Например, при выяснении закона спроса анализируется только взаимосвязь между спросом и ценой при абстрагировании (отвлечении) от многих, других условий (степени насыщенности рынка, действие внутренней и внешней конкуренции и др.);
  • * индукция и дедукция. Индукция - это умозаключение, которое движется от фактов к гипотезе, общему утверждению, т. е. изучение начинается с накопления фактов, затем они систематизируются, анализируются и выводятся обобщения. Дедукция - основной метод доказательства, это цель умозаключений. Началом дедукции являются аксиомы, или гипотезы, которые имеют характер общих утверждений, а концом дедукции - теоремы, т. е. следствия из начальных посылок;
  • * метод экономико-математического моделирования. Этот метод в настоящее время является мощным инструментом изучения и решения экономических проблем. Суть его сводится к описанию экономических явлений и процессов с помощью математических зависимостей и алгоритмов. Он расширяет сферу познания, повышает обозримость сложных экономических проблем. Экономические связи выражаются в виде функциональных зависимостей; их математическое отображение дает систему уравнений, что собственно, и является математической моделью экономического явления;
  • * метод графических изображений. Он хорошо помогает наглядно воспринимать соотношения между различными экономическими показателями, оценивать их "поведение" под влиянием изменений экономической ситуации;
  • * широко используются и такие методы, как восхождение от просотого к сложному, единство количественного и качественного анализа, исторического и логического, балансовый метод и др.

Выделяют два принципиально различных способа (уровня) исследования (анализа) экономики - на основе макроподхода и микроподхода:

  • * макроэкономический подход предполагает анализ закономерностей функциионирования экономики в целом (макроэкономики). Макроэкономика оперирует такими интегральными показателями, как, например, валовой внутренний продукт (ВВП), общий уровень занятости, безработицы, инфляции и т. д. Регулирование макроэкономики осуществляется посредством рынка и государства;
  • * микроэкономический подход предполагает исследование поведения фирмы, отдельного предприятия (микроэкономика) как основного производственного звена. Она оперирует такими понятиями, как выручка, доход, прибыль отдельных фирм, расходы семьи, цена конкретного товара.

Регулирование на микроуровне производится путем выработки и реализации стратегии поведения конкретной фирмы.

В последние годы разрабатывается (восстанавливается) и мезоэконо-мический подход. Он используется для анализа "среднего звена" экономики (мезоэкономики) - специализированных отраслевых и подотраслевых комплексов (с соответствующими сегментами рынка). При рассмотрении методов, с помощью которых ученый "работает" в процессе познания экономической реальности, возникает вопрос: "Каков критерий правильности (истинности) результатов научного анализа?". Критерием истинности знания всегда выступала и выступает практика. Только она дает окончательный ответ о ложности или верности тех или иных умозаключений, выводов, рекомендаций.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Заметим, что не всякое визуальное и/или слуховое восприятие изучаемого объекта является наблюдением в научном понимании. Чтобы превратить его в научный метод, необходимо осуществить следующий ряд исследовательских процедур:

Вычленить в программе исследования те задачи и гипотезы, которые будут решаться и обосновываться данными наблюдения.

Определить в общей программе исследования или специальной программе наблюдения:

Объект наблюдения (весь коллектив предприятия, отдельная группа его, лидеры забастовочного движения или что-то другое); - предмет наблюдения, т.е. совокупность интересующих наблюдателя свойств (признаков) объекта (факторов его поведения); - категории наблюдения, т.е. конкретные признаки из вышеназванной совокупности, которые одновременно отвечают следующим требованиям: они особенно значимы для решения определенных в общей программе исследования задач и гипотез; выражают те операционалистские понятия, которые определены в программе; имеют количественный характер, т.е. могут быть замерены;

Наблюдаемые ситуации, т.е. те, при которых могут проявиться категории наблюдения;

Условия наблюдения, т.е. те требования к ситуации, при наличии которых наблюдение производить можно (или нельзя);

Единицы наблюдения, т.е. те акты поведения наблюдаемых, в которых проявляются категории наблюдения в оговоренных ситуациях при определенных условиях.

Подготовить инструментарий наблюдения, т.е.:

Дневник наблюдения, где будут фиксироваться его результаты в закодированной или общепонятной форме, а также действия наблюдателя и реакции наблюдаемых;

Карточки для регистрации единиц наблюдения в строго формализованном и закодированном виде (этих карточек должно быть ровно столько, сколько единиц наблюдения);

Протокол наблюдения - методический документ, обобщающий данные всех карточек и содержащий, как минимум, три оценочных показателя;

Коэффициент устойчивости наблюдения (КУН), характеризующий совпадение результатов, полученных одним и тем же наблюдателем в различное время;

Коэффициент согласия наблюдателей (КСН), показывающий степень совпадения данных, полученных одновременно разными наблюдателями в разное время; - классификатор контент-анализа дневниковых и протокольных записей;

Аудиовизуальные технические средства фиксации единиц наблюдения;

Программу обработки данных наблюдения.

Пропилотировать (апробировать) инструментарий, внести в него, если это потребуются, должные коррективы, размножить его в необходимом количестве экземпляров.

Составить план и/или сетевой график выполнения наблюдения (кто, где, когда его проводит).

Разработать инструкцию наблюдателям, провести их обучение и инструктаж.

Осуществить комплекс операций непосредственного наблюдения в полном соответствии с вышеозначенными требованиями и рекомендациями, которые последуют ниже.

Наблюдение имеет ряд преимуществ в сравнении с другими социологическими методами. Главные из них - непосредственная связь исследователя с объектом его изучения, отсутствие опосредствующих звеньев, оперативность получения информации.

Эти достоинства, однако, не исключают ряд недостатков. Наблюдатель вольно или невольно влияет на изучаемый процесс, вносит в него что-то такое, что не присуще его природе. Оперативность же оборачивается локальностью, ограниченностью изучаемой ситуации, неспособностью охватить совокупность всех признаков познаваемого явления. Иначе говоря, этот метод весьма субъективен, личностные качества наблюдателя неизбежно сказываются на его результатах. Поэтому, во-первых, последние подлежат обязательной перепроверке другими методами, во-вторых, к поведению наблюдателей предъявляются особые требования.

Опрос - самый распространенный метод сбора первичной информации. С его помощью получают почти 90% всех социологических данных. В каждом случае опрос предполагает обращение к непосредственному участнику и нацелен на те стороны процесса, которые мало поддаются или вообще не поддаются прямому наблюдению. Вот почему опрос не заменим, когда речь идет об исследовании тех содержательных характеристик общественных, коллективных и межличностных отношений, которые скрыты от постороннего взгляда и проявляются лишь в определенных условиях и ситуациях. Точную информацию дает сплошной опрос. Более экономичным и в тоже время менее надежным способом получения информации является выборочное обследование.

Принципы выборочного лежат в основе всех методов социологии - анкетного опроса, интервью, наблюдения, эксперимента, анализа документов. Существует две основные разновидности социологического опроса - анкетирование и интервьюирование.

При анкетировании опрашиваемый сам заполняет вопросник в присутствии анкетера или без него. По форме проведения оно может быть индивидуальным или групповым. В последнем случае за короткое время можно опросить значительное число людей. Интервьюирование предлагает личное общение с опрашивающим, при котором исследователь (или его полномочный представитель) сам задает вопросы и фиксирует ответы.

В зависимости от источника первичной социологической информации различают опросы массовые и специализированные. В массовом опросе основным источником информации выступают представители различных социальных групп, деятельность которых непосредственно не связана с предметом анализа. Участников массовых опросов принято называть респондентами.

В специализированных опросах главный источник информации - компетентные лица, чьи профессиональные или теоретические знания, жизненный опыт позволяет делать авторитетные заключения. По сути дела участниками таких опросов являются эксперты, способные делать взвешенную оценку по интересующим исследователя вопросам. Отсюда еще одно широко распространенное в социологии название таких опросов - экспертные опросы или оценки. Качество оценок самих результатов зависит от концептуально-аналитических подходов экспертов, их идеологической ангажированности.

Почти во всех индустриальных странах проводились и проводятся социологические эксперименты, доставляющие эмпирическую информацию с помощью самых разных способов социального измерения. Социальный эксперимент - это метод получения социальной информации в контролируемых и управляемых условиях исследования социальных объектов. При этом социологи создают специфическую экспериментальную ситуацию с направленно воздействующим на нее особым фактором, не характерным для обычного течения событий. Под влиянием такого фактора (или ряда факторов) происходят определенные изменения в деятельности исследуемых социальных объектов, фиксируемые экспериментаторами. Чтобы правильно выбрать такой фактор, названный независимой переменной, необходимо предварительно изучить социальный объект теоретически, так как он может привести к всестороннему изменению объекта или «раствориться» в многочисленных связях и не оказать существенного влияния на него.

Социологический эксперимент наиболее эффективен для проверки объяснительных гипотез. Он позволяет установить наличие или отсутствие воздействия определенного фактора (их некоторой совокупности) на исследуемый объект, т.е. обнаружить причинно-следственные связи.

Социологический эксперимент может проводиться в различных формах. Различают мысленные и натурные эксперименты, разделяя последние на лабораторные и полевые. Мысленным экспериментом называют специальную технологию интерпретации полученной информации об изучаемом объекте, исключающую вмешательство исследователя в процессы, происходящие в объекте.

Натурный полевой эксперимент играет роль не только метода сбора информации, но и особой социальной технологии, способа сознательного регулирования социальных процессов.

В методологическом отношении социологический эксперимент базируется на концепции социального детерминизма. В соответствии с ней социолог, взявший на вооружение данный метод, должен, прежде всего, выделить значимые детерминирующие и детерминируемые факторы изучаемого явления. Эти факторы (их называют переменными) представляют собой категории экспериментального анализа, а потому должны быть системно представлены (прооперационализированы) в исследовательской программе.

В системе переменных вычленяется экспериментальный фактор, иначе обозначаемый независимой переменной. Он характеризуется тремя признаками.

Во-первых, экспериментальный фактор определяется социологом непроизвольно, а в полном соответствии с исследовательской программой, в том числе, гипотезой, выносимой на экспериментальную проверку.Во-вторых, независимая переменная должна быть управляемой экспериментатором (только от него должны зависеть направление и интенсивность действия этой переменной).

В-третьих, направление и интенсивность ее действия должны поддаваться контролю экспериментатора и социологическим замерам.

Наряду с экспериментальным фактором (независимой переменной) определяются зависимая(ые) переменная(ые), т.е. факторы, которые предположительно (гипотетически) будут меняться под воздействием независимой переменной.

Установление связи между независимой и зависимыми переменными входит в предмет любого социологического эксперимента, даже самого примитивного. Объект эксперимента конкретизируется понятиями "экспериментальная группа" и "контрольная группа". В первом случае подразумевается та группа, на которую непосредственно воздействуют независимой переменной (экспериментальным фактором). Во втором - аналогичная экспериментальной (по определенным исследователем параметрам) группа, которая не претерпевает воздействия экспериментального фактора. Сопоставление характеристик этих двух групп до и после эксперимента позволяет глубже оценить следствия экспериментального фактора и обеспечивает чистоту эксперимента, так как создает возможность для обнаружения действенности факторов, случайных для данного эксперимента.

Качественные методы социологических исследований представляют собой методы исследования специфичных "жизненных миров", локальных микросоциумов: семьи, товарищеской "тусовки", трудового коллектива, студенческой группы, соседской общности и т.п.

Данные методы нацелены не столько на фиксацию количественных параметров изучаемых явлений микросоциальной жизни (хотя определенные количественные замеры производятся и в них), сколько на познание того качества явления, которое делает его социально значимым, несмотря на его особость.

Соотношение количественных и качественных методов социологического исследование представлено в Таблице.

Каждый набор методов имеет свое исследовательское предназначение. На основе качественных методов невозможно исследовать макросоциальные явления и процессы.

В случаях, когда нужно изучить взаимодействия общественных классов, страт, социальных слоев, этносов, регионов, социальных институтов и тому подобных макросоциальных образований, без количественных методов обойтись невозможно. Качественные методы здесь тоже приемлемы, но не в роли

Качественных методов в социологии существует огромное множество, вот лишь некоторые из них:

1) этнографические и исторические исследования как методы качественного анализа локальных микросоциумов;

2) метод исследования случая - кейс-стади;

3) биографический метод и его разновидности (устная история, история жизни, история семьи)

4) метод восхождения к теории (создания минитеории);

5) методы наблюдающего участия и моделирования ситуаций;

6) провоцирование социальных действий по авторскому сценарию ("драматическая социология");

7) метод нарратива (повествования);

8) беседа в качестве качественного метода социологии;

9) методы групповых дискуссий ("мозговой штурм", "синектика", индуцирование психоинтеллектуальной деятельности и др.);

10) игровые методы, активно использующиеся в качественных социальных исследованиях;

11) метод "проблемного колеса"

12) метод "быстрой оценки с участием" (БОУ);

13) фокус-группа;

14) интеграция экспертных оценок.

Наиболее интересны последние четыре метода, именно они нашли широкое применение в микросоциологических исследованиях и могут включать в себя другие качественные методы.

Фокус-групповая методика предполагает формирование нескольких дискуссионных групп (по 10-12 чел.) и проведение в них обсуждения исследуемой проблемы с целью ее более глубокого понимания и поиска оптимальных путей решения. Фокус внимания участников групповых дискуссий при этом сосредоточивается на каком-то одном, естественно, важном аспекте проблемы, а внимание исследователей фокусируется на выяснении мнений участников по поставленному вопросу, на значении различных точек зрения представителей разных социальных категорий, а также на поиске возможных путей достижения консенсуса.

Фокус-групповое обсуждение исследуемой проблемы гораздо продуктивнее, нежели выяснение мнений о ней методами анкетирования и индивидуального интервьюирования. Оно предпочтительнее в силу следующих факторов:

Взаимодействие респондентов в фокус-группе обычно стимулирует более глубокие ответы и дает возможность появиться новым идеям в ходе групповой дискуссии.

Заказчик исследования может сам наблюдать за ходом обсуждения интересующей его проблемы и получать из первых рук информацию о поведении, установках, чувствах и языке респондентов, делать собственные выводы о путях решения проблемы, которые получат (или не получат) поддержку общественного мнения.

Фокус-групповой метод оперативнее и дешевле, чем анкетирование или интервьюирование. Его использование дает экономию не только временных, финансовых, но и трудовых затрат исследователей.

Этот метод позволяет за короткий срок определить причины возникновения обсуждаемой проблемы. (Например, понять, почему определенный сорт того или иного товара не имеет спроса в одном регионе, хотя в соседних он раскупается хорошо. Если в фокус-групповой дискуссии участвуют потребители этого товара, то они обычно точно указывают перечень основных причин данного явления).

Методика быстрой оценки участниками (БОУ) дискуссии проблем микросоциума применяется, во-первых, не во всех случаях исследовательской практики, а только при анализе актуальной проблематики социальных микрогрупп (семей, соседских общностей, первичного трудового коллектива, пенсионеров определенного микрорайона, многодетных матерей села, лиц, стоящих на учете в бирже труда и т.п.); во-вторых, в ситуациях, когда требуется оперативное вмешательство в жизнедеятельность микросоциума, а потому быстрая оценка его проблем; в-третьих, таким образом, чтобы обследуемые люди прямо и непосредственно участвовали в выработке научных оценок социальных проблем микрогруппы, членами которых они являются.

Основная трудность применения метода БОУ заключена в обязательности соблюдения принципа триангуляции. Он требует выполнения трех следующих условий:

Создание особой исследовательской группы.

Использование разнообразных источников информации.

Применение специфичного набора конкретных исследовательских методик, составляющих их "батарею", и инструментов, образующих особую "корзину".

Конкретный состав команды, проводящей БОУ, зависит, естественно, от объекта, предмета, цели и задач исследования. Если, скажем, будут изучаться проблемы инвалидов какого-то района, то очевидна целесообразность включения в исследовательскую группу социолога, психолога, медицинского терапевта, руководителей районных служб социальной защиты населения. В случаях изучения актуальных вопросов жизнедеятельности других групп населения исследовательские команды будут иными по составу. Но в любых случаях в них должны быть социолог и психолог.

Рамки оптимальной численности исследовательских групп, работающих по методу БОУ, как показывает практика, колеблются в узком пределе от 5 до 7 человек. При меньшей и большей численности эвристические потенции БОУ заметно снижаются.

Кроме специалистов в проведении БОУ обязательно участвуют представители изучаемого микросоциума, причем, не случайно избранные, а специально отобранные исследователями люди. Они должны максимально адекватнее представлять наличествующие в этом микросоциуме социальные, возрастные, половые, профессиональные и иные группы, а также категории населения, отличающиеся друг от друга по уровню материального достатка и недовольства условиями жизни. При соблюдении правила репрезентативности появляется возможность подобрать таких представителей микросоциума, которые способны выражать наиболее распространенные в нем потребности, интересы, настроение, установки и прочие важные для решения исследовательских задач характеристики.Метод БОУ предполагает использование разнообразных источников информации. На этапе подготовки к БОУ важное место занимают вторичные источники, роль которых играют ранее зафиксированные научные данные, относящиеся к предмету исследования. Речь идет о статистических сведениях, научных публикациях, диссертациях, докладах, картах населенных пунктов, текстах законов, распоряжений органов власти и прочих документах. Анализ содержащейся в них информации создает базу метода БОУ, позволяют уточнить его проблему и тему, сформулировать те гипотезы, которые будут проверяться этим методом.

В наборе конкретных исследовательских методик БОУ применяется так называемое полуструктурированное интервьюирование (ПСИ), которое отличается от прочих видов собеседований исследователей с респондентами, прежде всего, тем, что имеют жесткую "домашнюю заготовку" лишь по части вопросов, и предполагают, что в ходе интервью возникнут другие темы и необходимость их обсуждения. Особенность ПСИ как методики БОУ проявляется еще и в том, что здесь опрашиваемые лица играют роль не только и не столько традиционных респондентов, сколько экспертов. Они более других компетентны в тех проблемах, которые являются предметом БОУ.

Технология метода "проблемного колеса" существенным образом зависит от того, проблемы какого социального субъекта и в контексте какой научной дисциплины изучаются. Но в любом случае она характеризуется: во-первых, пятиэтапностью; во-вторых, многошаговостью, как минимум, трехшаговостью, т.е. выявлением трех кругов проблем изучаемого субъекта; в-третьих, комбинацией различных количественных и качественных методик сбора и анализа социальной информации; в-четвертых, вычеркиванием особых схем-картограмм проблем исследуемого социума.

Первый этап имеет предварительный (подготовительный) характер. Он предполагает изучение содержания, характера и остроты проблем, испытываемых изучаемой группой людей. Эти проблемы могут быть выявлены путем анкетирования, телефонного, прессового, экспертного или иного опроса, биографического, фокус-группового или другого качественного метода. Итогом первого этапа является определение наиболее важной и актуальной потребности изучаемого субъекта, удовлетворение которой явно затруднено.

Второй этап состоит из нескольких последовательно осуществляемых исследовательских шагов.

Суть первого шага - выяснение и ранжирование ответов людей, представляющих изучаемый субъект, на вопрос: "Почему возникла та проблема, которая предстает важной, актуальной и трудно решаемой?" Данная задача решается методом интервьюирования (как правило, полустандартизированного) или фокус-группового обсуждения. Результатом первого шага выступает определение первого круга проблем, от решения которых зависит удовлетворение ранее выявленной острой потребности.

Второй шаг делается для выявления второго круга проблем. Для этого вновь задается вопрос "почему", но уже в отношении каждой из выявленных в первом круге причин, осмысливаемых как отдельные проблемы. Таким образом выстраиваются ареалы причин - проблемы второго уровня.

Третий шаг устанавливает третий круг проблем исследуемого микросоциума, производных от каждой проблемы второго круга. Аналогично делаются четвертый, пятый и последующие шаги. При этом проблемы предыдущего уровня осмысливаются основой конструирования детализирующих их проблем последующего круга.

Важно заметить, что второй и все последующие шаги, составляющие второй этап методики "проблемного колеса", реализуются в виде групповой дискуссии, строящейся по принципу "фокус-группы" или других способов "мозгового штурма".

Третий этап исследования, осуществляемого по характеризуемой методике, - оценка выявленных проблем всех кругов в контексте реальности их решения. На нем необходимо определить те причины проблем каждого круга, которые:

Не подвластны субъекту, т.е. на которые он повлиять не может;

Поддаются контролю со стороны социального субъекта;

В полной мере зависят от субъекта, т.е. на которые он может повлиять решающим образом, меняя сложившуюся проблемную ситуацию.

Четвертый этап призван решить две задачи: во-первых, разработку согласованной всеми исследователями картограммы кругов проблем; во-вторых, определение в этой картограмме проблем, которые:

а) следует принять как данность, не зависящую от изучаемого субъекта;

б) можно и должно контролировать;

в) на которые субъект может влиять.

Пятый этап - итоговая аналитическая работа исследовательской группы, разработка ею системы практических рекомендаций по решению проблем обследованного микросоциума.

Метод интеграции экспертных оценок - совокупность приемов перевода количественного анализа этих оценок в качественный.

Интегрирование (согласование, комплексирование) экспертных оценок необходимо тогда, когда нужно:

1) выработать научно обоснованное управленческое решение;

2) сформулировать миниконцепцию, объясняющую новые явления и процессы, происходящие в изучаемом микросоциуме, и дающую основание для последующего теоретизирования.

Реализация характеризуемого метода предполагает выполнение ряда исследовательских операций в следующей последовательности:

Установление мнений экспертов по исследуемой проблеме в заочной форме, т.е. путем анкетирования, заполнения экспертами специальных документов (карт, бланков), изучение монитором докладных записок и иных материалов экспертного характера.

Шкалирование выявленных мнений экспертов, т.е. сопоставление показателей их отношения к предмету экспертизы либо по ранговой, либо номинальной, либо метрической шкалам, или по некоторой совокупности этих шкал.

Согласование мнений экспертов по технике Дельфи, предусматривающей трех-шестикратное повторение заочных опросов экспертов и соответствующее число шкалирований их оценок. На каждом новом этапе опроса (интеграции) монитор информирует экспертов о результатах предыдущего опроса, сообщает им о мнении большинства и просит аргументировать свое мнение, т.е. его совпадение или расхождение с тем, которое претендует на господствующую роль. При этом на каждом этапе эксперту предлагается определить место своего мнения в заранее подготовленной шкале. Каждый этап завершается статистической обработкой полученных от экспертов шкал, исчислением средних арифметических показателей, медианы и квартелей, определением показателей разброса мнений, выявлением крайних мнений, т.е. особо отклоняющихся от оценок большинства. Типичных выразителей крайних мнений и господствующей оценки приглашают для участия в последующих процедурах интегрирования экспертных оценок.

Очное выяснение отношений экспертов к предмету экспертизы и разным вариантам решения обсуждаемой проблемы в групповой дискуссии. Последняя может проводиться не только по вышеизложенным методам (фокус-группы, БОУ, "проблемного колеса"), но и на основе иных способов активизации творческого мышления в группе ("мозговой штурм", синектика, ИПИД и т.п.).

Методика "мозгового штурма" предполагает устранение субординационных границ между участниками дискуссии, запрет критики любых идей, прозвучавших из уст экспертов, поощрение свободного выражения любых мнений и комбинирования идей друг друга, выдвижение необычных, даже несбыточных положений, снижение уровня самокритичности участников дискуссии, расковывание творческого мышления участников дискуссии. Благодаря этому удается выяснить оригинальные подходы к изучаемой проблеме, разнообразие ее возможных решений, определить наиболее оптимальный вариант, сблизить мнения экспертов, добиться их определенного консенсуса в понимании обсуждаемой проблемы.

Синектическая методика дискутирования и согласования мнений экспертов применяется тогда, когда обсуждаемая проблема характеризуется особой трудностью решения, а эксперты - повышенной компетентностью. Она позволяет выявить наибольшее число оригинальных идей и детально проанализировать каждую из них.

Ценность этой методики проявляется и в другом. Участникам "синектической группы" ставятся задачи:

1) четко высказывать свое понимание проблемы;

2) внимательно выслушать мнения других;

3) поставить себя в положение тех участников дискуссии, которые выражают противоположную точку зрения, и постараться понять, почему их мнение таково, какое есть (т.е. проявить эмпатию);

4) скорректировать свою позицию с учетом резонности позиций других.

Если эти условия выполняются, то на пути интегрирования оценок экспертов делается значительный шаг вперед.

Эту задачу можно решить и с помощьюспециальной методики проведения дискуссии, делающей акцент на "индуцировании психоинтеллектуальной деятельности" (ИПИД). Ее следует применять не для выявления разных позиций дискутеров, а в условиях, когда эти позиции уже установлены другими методами. Цель ИПИД - выработка единого понимания проблемы, обеспечение единства действий участников дискуссии по решению обсужденного вопроса. Для этого используются разнообразные техники выработки консенсуса, как те, которые применяются в "синектической группе" (проявления эмпатии), так и многие другие. Речь идет, прежде всего, о "Стоп-технике", "Да-технике", "Чем-тем-технике", "формуле неконфликтного общения", "пароля для друзей" и т.п.

Ранжирование предложенных экспертами вариантов решения исследуемой проблемы, их упорядочение проводится по трем, как минимум, основаниям:

степени популярности, т.е. представленности в коллективном мнении экспертов;

мере реализуемости, возможности практического выполнения; последствиям их реализации для тех социальных систем (и подсистем), в которых сложилась исследуемая проблема.

В дальнейшем происходит синтезирование экспертных оценок в форме минитеории, т.е. непротиворечивого научно доказательного объяснения изученного явления, его причин и тенденций изменения, возможностей влияния на него со стороны различных субъектов социальной жизни. Эта операция требует от исследователя солидной теоретической подготовки (ибо разработка минитеории предполагает знание теорий более высокого уровня), аналитических навыков и научной достоверности. Она призвана обобщить все оценки экспертов, отразить не только достигнутый уровень их согласия, но и мнения, выпадающие из общей их картины.

Разработка такой миниконцепции необходима в двух отношениях: во-первых, в качестве "кирпичика", из которых строятся социологические теории "среднего", а затем и "большего" уровней; во-вторых, - для завершения процедуры интегрирования экспертных оценок.

Комплексирование экспертных оценок - последняя исследовательская операция по интеграции мнений экспертов. Ее конечный результат - комплексная программа решения изученной проблемы (или нескольких вариантов такой программы). Она должна логично вытекать из вышеохарактеризованной минитеории и содержать перечень мер, реализация которых обеспечит решение исследованного вопроса. Предлагаемые меры дифференцируются:

На стратегические (важные и долговременные) и тактические (детализирующие первые);

По времени исполнения (первоочередные, второочередные и т.п.);

По затратам разнообразных ресурсов;

По ожидаемому эффекту от этих затрат;

По адресатам (организациям, персонам), могущим реализовать рекомендации;

По другим основаниям, зависящим от характера проблемы и способов ее решения.

Использование рассмотренных социологических методов в экономических исследованиях позволяет не только формировать эмпирическую базу научной работы, определять проблематику исследования, но и получать научный результат. В результате экономические исследования вполне могут (в рамках определенного предмета) проводиться социологическими методами.

2.2 Статистика в экономических исследованиях

В процессе экономического исследования ученому приходится обрабатывать большие массивы данных, полученных в результате наблюдений, опросов, анализа отчетности и т.п., чтобы извлечь как можно более точную информацию об изучаемом явлении. Для решения этой задачи используются статистические методы, которые и позволяют выявить на основе распределение случайных величин те или иные зависимости и тенденции в экономике.

Значение статистических методов в экономических исследованиях резко возрастает в условиях трансформационных процессов и хозяйственной неопределенности, когда прежние теоретические выкладки не подтверждаются практикой, и становится необходимым поиск новых закономерностей и зависимостей в среде экономических явлений. В этом случае именно статистический анализ выступает первичной основой выявления связей детерминации и структуирования экономической системы.

3 РАЗВИТИЕ СПЕЦИАЛЬНЫХ МЕТОДОВ ИССЛЕДОВ А НИЯ ЭКОНОМ И ЧЕСКОЙ НАУКИ

3.1 Субстанциональная экономическая наука и ее методы

Субстанциональная (от лат. substantia - сущность) экономическая наука рассматривает экономику как сложноструктурированное целое, где за миром явлений скрывается мир сущностей, познание которых и является задачей ученого.

В экономической науке разделение на явление и сущность первоначально совпадало с процессом абстрагирования и выделением из множества конкретного некоего абстракта (например, классическая политэкономия рассматривала стоимость как основание цены с позиции ее общего содержания для всего многообразного товарного мира). Только с появлением диалектики субстанциональная экономическая наука обрела свою специфику.

Основоположником субстанциональной экономической науки по праву считается К.Маркс. Именно он разработал и использовал основные ее методы:

1. Метод диалектического материализма - результат соединения К.Марксом в единое целое учения об "антропологическом" материализме Людвига Фейербаха и идеалистической диалектики Гегеля. Диалектический материализм сам по себе является целостной системой философии, наукой, изучающей наиболее общие закономерности развития и функционирования мира в целом, отношения и взаимодействие человека с окружающей действительностью и наиболее общие принципы ее познания и преобразования.

Применительно к исследованию экономических процессов этот метод определяет первичность сферы производства, предполагает рассмотрение экономических процессов в их постоянной смене и развитии, источником чего служат внутренние противоречия данных процессов. Три закона диалектики: единства и борьбы противоположностей, перехода количественных изменений в качественные и закон отрицания отрицания, - активно использовались при анализе экономических процессов и явлений. Это и определило основной принцип построения экономической системы марксизма: развитие через противоречие, - каждая экономическая категория хранит в себе противоречие, которое в процессе развития разрешается, рождая при этом новую категорию, отрицающую предыдущую.

2. Метод историзма предполагает познание процессов и явлений в их становлении и развитии, в органической связи с порождающими их условиями. При этом происходит фиксация не любого изменения, а лишь такого, в котором выражается формирование специфических свойств и связей вещей, определяющих их сущность и своеобразие. Этот метод позволил марксизму утверждать о преходящем характере капитализма, раскрыть происхождение и сущность сложных общественных явлений, оценить те или иные изменения в экономике с позиции их значимости для настоящего и будущего.

Кроме того, метод историзма определил и цель экономических исследований марксизма, - доказательство неизбежности смены капитализма социализмом; и направление развития всей экономической системы, - от простейших форм товарного производства до сложнейшей системы обобществляемого капиталистического хозяйства.

3. Классовый подход определяет историю всех обществ, основанных на частной собственности и эксплуатации как историю борьбы классов, т.е. борьба классов выступает как движущая сила развития антагонистического общества. В условиях XIX века это обозначало, что классовая борьба рабочего класса необходимо ведет к социалистической революции и установлению диктатуры пролетариата. Одновременно, классовый подход предполагал рассмотрение и оценку экономических процессов с позиции интересов того или иного класса, в данном случае - пролетариата.

Таким образом, методология экономических исследований марксизма давала возможность изучить процессы и явления в их взаимосвязи с внешней средой и друг с другом; в их становлении и развитии; в их сущностных чертах и качественном своеобразии.

Дальнейшее развитие субстанциональной экономической науки также проходило в рамках марксистской традиции. Значительный вклад в это развитие внесли советские экономисты.

Экономическую систему они рассматривали как целостный организм, управляемый изнутри и детерминирующий сам себя, являющийся причиной самого себя и содержащий в виде внутреннего потенциала все свои последующие движения и изменения.

Развитие экономической системы происходит за счет непрерывности актов "полагания" (перенесения части своего содержания на внешнее бытие) и "предполагания" (воздействие внешней упорядоченности на внутреннюю), т.е. за счет неразрывности процессов производства и потребления. Полагание и предполагание взаимно дополняют друг друга, образуя единое кольцо самопричинения, специфическую структуру самодетерминации.

Движение экономической системы направлено на постепенное обретение ею свойств всеобщности, цельности, тотальности, при которых происходит подчинение экономике всего внешнего мира и она обретает способность находить все условия своего развития внутри себя. Выделяются определенные этапы этого движения к тотальности: этап формального основания, реального и всеобщего (полного).

Устойчивость экономической системы обеспечивается самим фактом органической целостности, предполагающей непрерывное самосозидание, а также единство и согласование всех частей с целым. Эффективность при этом рассматривается как минимизация затрат на самообновление.

Источники развития экономической системы рассматриваются на трех взаимосвязанных уровнях.

Во-первых, как следствие любой активности, которая предполагает для воздействия на объект, на внешний мир выход за пределы формы активного начала. Затем необходим возврат энергии от объекта, причем усвоить этот обратный поток активное начало может, только совершенствуя свою структуру.

Характер и степень усвоения внешнеположенного бытия зависит от этапа развития системы (ее продвижения к своей всеобщности) и от внутреннего механизма селекции, который контролирует содержание поглощаемого из внешнего мира. То есть человек, проявляя активность и направляя ее во внешний мир, должен возместить затраченную энергию, потребляя определенные предметы этого мира. В качестве импульса активности и внутреннего механизма селекции выступают человеческие потребности.

Именно с помощью человеческого действия природное окружение преобразуется в предметную сферу собственного саморазвития индивида. За счет целеполагания осуществляется трансформация действительности в человеческий мир. Благодаря акту целеполагания возникает особого рода реальность, "вторая природа", структурированная вокруг человеческих потребностей. Нарастание человеческой активности расширяет границы "очеловеченного" наличного бытия, растет искусственный мир, созданный и определенный потребностями человека.

Если же активное начало не способно усвоить обратный поток энергии (из-за жесткого механизма селекции или структуры), то оно обречено на стагнацию и гибель.

Во-вторых, развитие стимулируется противоречием целого и части. Для полноты своего развития часть должна обособиться, обрести формальную самостоятельность относительно целого. При этом чрезмерное обособление чревато нарастанием несбалансированности системы и потерей ею целостности. Система вступает в состояние патоморфоза, - ее единство разрушается и распад системы становится реальной угрозой, поскольку природа организма такова, что если не все части переходят в тождество, если одна часть полагает себя как самостоятельное целое, то все должны погибнуть.

Бороться с патоморфозом можно двумя способами - или уничтожая "сбесившуюся часть", или подтягивая до ее уровня всю систему. В последнем случае патоморфоз становится стимулом развития.

Ситуации патоморфоза в экономике возникают очень часто, - воспроизводственный механизм включает в себя множество обособленных звеньев, стремящихся переключить ресурсные потоки на себя и порождающие тем самым макроэкономическую несбалансированность, которая также преодолевается двумя способами: урезанием ресурсов для чрезмерно развившегося звена или усилением стимулирования других звеньев воспроизводства.

В-третьих, развитие обусловлено "отпочкованием" от системы зародыша новой целостности, который, в свою очередь, возникает на почве активации какой-либо специфической функции, т.е. отдельный орган целостного организма начинает претендовать на совершенно самостоятельное существование и статус новой целостности. Этот случай является третьим вариантом развития событий с чрезмерно обособившимся органом (другие два - патоморфоз системы и ее развитие). Он возникает в ситуации полной развернутости старой системы, которая уже не воспринимает внешний мир как трансформирующий источник, поскольку в силу свой тотальности целиком самодетерминирована. Такая система перестает реагировать на изменения и становится неадекватна. Вот тут относительно самостоятельные ее части получают шанс превратиться из органа в организм.

Претендент на новую целостность первоначально пребывает в рамках прежней системы и находится на первом этапе обретения всеобщности - на стадии формального метаморфоза (формального превращения). На этом этапе он аморфен, может принять любую форму, развиваться по разным направлениям, он чувствителен к внешней среде и подчиняется ее законам. Победить зародыш новой целостности может только при минимизации затрат на самообновление. В этом случае он передает заряд новообразования через функциональные связи окружающим элементам системы и начинает подчинять их своей природе. На этой стадии наблюдается полное отделение новой целостности от старой и возникает реальный метаморфоз. Состояние структурной неустойчивости преодолевается и начинается процесс обретения всеобщности, тотальности, т.е. переход к полному метаморфозу. В результате осуществляется переход от одной целостности к другой. Именно так рассматривал К.Маркс становление стоимости (через ее единичную, полную, всеобщую формы) и капитализма (через его торговую, денежную, промышленную формы).

Таким образом, все динамические процессы в экономике связаны с обособлением и развитием носителя какой-либо функции в экономической системе, которая по тем или иным причинам активизируется и заставляет систему как-то на это реагировать, отклоняться от сложившихся норм жизнедеятельности.

В качестве закономерностей развития экономической целостности можно выделить следующее:

1. Невозможность конструирования новых социально-экономических форм, - их можно только инициировать и выводить на собственные, генетически заложенные линии развития, поскольку в органической целостности возникают только те структуры и направления эволюции, что были заложены в ней потенциально.

2. Закон перехода количественных изменений в качественные рассматривается как общий закон динамических процессов, сама возможность которых обусловлена действием закона единства и борьбы противоположностей. Направленность динамических процессов во времени и пространстве определяется действием закона отрицания отрицания.

3. Развитие экономической целостности возможно только при возвращении и усвоении энергии носителем активности.

4. При жестких механизмах селекции экономическая целостность слабеет и перестает развиваться.

5. Чем мягче механизм селекции, тем быстрее набирается содержание, тем оно многообразнее и тем быстрее осуществляется выход экономической целостности на новое устойчивое развитие.

В целом, субстанциональная экономическая наука дает возможность ухватить самое главное в экономике - условия сопряженного и согласованного функционирования всех ее элементов, т.е. условия эффективного воспроизводства. Последовательное применение методов этой науки позволяет раскрыть формирование целостности воспроизводственного процесса как на макро-, так и на микроуровнях.

Субстанциональная экономическая наука не лишена и недостатков. Например, она предполагает некую изначальную положенность, инвариантность в зародыше целостности (тот самый механизм селекции). Отсюда проистекает некая внутренняя заданность и жесткая детерминация социального развития, определенная извне, помимо желания и воли человека.

В настоящее время методология субстанциональной экономической науки целенаправленно практически не используется, - экономисты предпочитают функциональный и институциональный анализ хозяйственных процессов. Но при необходимости исследовать движение экономики в целом, экономики как сопряженного и целостного воспроизводственного процесса методы субстанциональной экономической науки незаменимы.

3.2 Позитивизм и функциональная экономическая на у ка

Позитивизм как метод познания предполагает получение точных и бесспорных знаний, опирающихся исключительно на факты. Он отказывается от деления мира на сущности и явления, рассматривая только явления. Полученное знание, по мнению позитивистов, должно быть полезно и удобно для применения, а главная функция любой науки - не объяснение, а предвидение.

Такое понимание процесса познания воплотилось в жизнь в рамках функциональной экономической теории, которая анализирует экономические явления не по принципу движения от глубинных причин к поверхностным явлениям, а по принципу взаимозависимости и взаимного определения, раскрывая не генетические связи между явлениями, а функциональные. К функциональной экономической науке можно отнести неоклассическое направление и отчасти кейнсианское. Поскольку эти направления занимают определяющее место в экономической науке, то рассмотрение позитивизма как их методологического основания необходимо провести как можно более подробно.

Позитивизм в своем развитии прошел несколько этапов: первый позитивизм, связанный с деятельностью Огюста Конта (30-40-е годы 19 века); второй позитивизм - эмпириокритицизм, основоположником которого выступил Эрнст Мах (60-70-е годы 19 века); неопозитивизм (20-30-е годы 20 века) и постпозитивизм (50-60-е годы 20 века).

Первый позитивизм интересен разработкой трех специфических законов.

1. Закон трех стадий, определяющий этапы умственного развития человека и этапы познания им мира. Первая стадия - теологическая (вмешательство сверхъестественных сил). Вторая стадия - метафизическая (стремление к абсолютному знанию о мире, к выявлению первосущности, т.е. того, что скрывается позади явлений, позади всего того, что мы воспринимаем в опыте). Третья стадия - позитивная (накопление положительного знания, получаемого частными науками).

2. Закон постоянного подчинения воображения наблюдению. Наблюдение при этом трактуется как универсальный метод приобретения знаний и определяет преимущественно описательный характер научного знания. Приоритет в изучении отдается не тому, почему что-то происходит, а тому как это происходит.

3. Энциклопедический закон, проводящий классификацию наук и предусматривающий редукцию методов естественных наук на гуманитарные (науки об обществе стали называться социальной физикой).

Второй этап развития позитивизма - эмпириокритицизм опирался на слитность и координированность субъекта и объекта в реальности, в опыте, что стало обоснованием отрицания позитивизмом разделения субъективного и объективного, внешнего и внутреннего, явления и сущности, т.е. позволило утверждать, что за опытом не стоит ничего, нет никакой реальности, независимой от наших ощущений.

В качестве основных концепций эмпириокритицизма рассмотрим следующие:

1. Теория "нейтральных элементов опыта". Опыт с точки зрения его содержания включает элементы (вещи) и характеры (живые чувства), что определяет единство опыта индивида и составных частей среды. Из-за этой слитности объекта и субъекта невозможно достигнуть независимости исследователя, так как наблюдатель самим фактом наблюдения искажает опыт. Поэтому опыт не может делиться на объективное и субъективное, он функция как объективного (среды), так и субъективного (человека и его чувств).

2. Программа "очищения опыта". Она возникла вследствие того, что в опыте слито объективное и объективное, и необходимо установить критерии по его очистке от посторонних привнесений и примесей, т.е. оставить только то, что дано предметом, а не мышлением.

Опыт искажают: этические и эстетические оценки, а также антропоморфические примеси (мифологические - неадекватная оценка своего я, эпатические - поведение на основе чувств, эмоций, страстей; интеллектуально-формальные - априорные, заранее данные категории). Особенно искажает опыт априорное знание - интроекции (предписывание опыта и познания другим людям и вкладывание этого в них). Поскольку от примесей невозможно избавиться, то необходим их учет и корректировка как опыта, так и познания.

3. Теория экономии мышления. Эта теория выработана на основе синтеза биологизма (познание как биологически экономное приспособление к среде: на основании того, что природа проста и экономна можно, опираясь на реальные факты получить такое же простое и экономное знание), позитивизма (описание явлений) и субъективизма (критерий экономии в познании определяется субъектом до опыта).

Эта теория требует логической и содержательной простоты знания, что предполагает отказ от причинно-следственных связей ради описания видимых итогов действий. Законы должны непосредственно наблюдаться. Чем проще теория, тем больший круг явлений попадает под ее определение. Чем абстрактнее схема, тем тяжелее ее опровергнуть, тем легче она догматизируется и входит в сознание познающего.

Основу этой теории составляет принцип наименьшего действия, основанный на:

теории сведения: сведение неизвестного к известному (сопоставление нового опыта со старым, рассуждения по аналогии), сведение частного к общему. Сведение препятствует получению нового знания.

принципе снижающихся предельных знаний: чем больше информации, тем меньше прирост знания. Существует некая критическая масса знания, по достижении которой уже никакие дополнительные источники информации не нужны - логика предмета сама выводит на новые знания.

принципе выбора пути познания: при множестве этих путей выбирается тот, который требует меньше интеллектуальных усилий (т.е. тот метод, который уже знаком исследователю) или тот, что дает больше знаний при одинаковых усилиях.

Третий этап развития позитивизма - неопозитивизм стал наиболее плодотворным для экономической науки.

В качестве его основных достижений можно выделить следующее:

1. Классификация суждений. Все суждения делятся на бессмысленные (выработанные с нарушением логики) - метафизические и осмысленные, выработанные с соблюдением логики. Осмысленные суждения делятся на аналитические (они тавтологичны и не несут содержательной информации - логика, математика) и синтетические (знания опытных наук). Проверка истинности для аналитических суждений заключается в логическом анализе без обращения к фактам, а для синтетических - в сопоставлении с чувственным опытом, при котором данное суждение логически выводится из протокольных предложений (высказываний, фиксирующих наблюдение).

2. Редукционистская модель научного знания: все теоретические положения любой науки сводимы к протокольным, т.е. к эмпирическому базису.

3. Гипотетико-дедуктивная модель научного знания: научные обобщения - гипотезы выдвигаются без обоснования, так как процесс их выведения рассматривается как психологический. Важны результаты познания, а не его процесс. Выбор различных гипотез осуществляется чисто логически путем сравнения с фактами.

4. Инструментализм: рассмотрение научных понятий, теорий и гипотез как инструментов, необходимых для ориентации человека в его взаимодействии с природой и обществом. Истина трактуется как нечто субъективное и обеспечивающее успех в данной ситуации (т.е. истина как таковая не нужна, важна польза).

5. Операционализм: значение любого понятия может быть определенно посредством описания операций, используемых при формировании, употреблении и проверке этого понятия, т.е. через описание метода определяется предмет. Понятия без связи с какими-то операциями по их обнаружению - бессмысленны.

6. Прагматизм: значимость знания определяется его практическими последствиями. Истина есть то, что лучше работает на нас, что соединимо с нашим опытом (реальностью).

7. Утилитаризм: полезность поступка - критерий его нравственности.

Выделенные принципы позитивизма широко использовались в неоклассическом направлении экономической мысли. Так, ее основоположник А.Маршалл предложил в качестве методов исследования следующее:

1) Отрицание причинно-следственные связей, признание только связей взаимодействия;

2) Метод частичного равновесия (исследуется действие на изучаемое явление только одного из факторов, при неизменности всех остальных).

Маршалл пришел к мысли, что постулаты экономической теории сами по себе мало что стоят и не приближают сколько-нибудь к существенно полезным и практическим выводам. Все дело в том, как их применять для истолкования повседневной экономической жизни. А это требует глубокого знания реальных фактов из практики функционирования хозяйства. Однако эти факты и отношение людей быстро меняются. Экономист должен изучать эти изменения.

Все экономисты-позитивисты (как классические - Дж.С.Милль, У.С.Джевонс, так и поздние неопозитивисты - Т.Хатчисон, М.Фридмен, П.Самуэльсон, М.Алле, Ф.Махлуп и др.) основной акцент делали на эмпирическом знании. Так или иначе, в той или иной форме, они объявляли его самоценным знанием и целью всего научного исследования. Соответственно этому, экономические гипотезы во многом квалифицировались как вспомогательные средства, инструменты познания, представляющие собой либо форму обобщения экономических фактов, либо искусственную знаково-символическую, операциональную конструкцию, приобретающую статус знания лишь в той мере, в какой она может быть связана с экономическими данными и прогнозами.

Подобные документы

    Основные цели, задачи и проблемы макроэкономических исследований. Общенаучные и специфические методы исследования. Анализ исследований в области инфляции и занятости в Республике Беларусь. Характеристика методов устранения макроэкономических проблем.

    курсовая работа , добавлен 26.04.2015

    Теоретические подходы к изучению методов исследования экономических процессов и явлений. Основные понятия и пути совершенствования методологии науки. Характеристика основных приемов и методов экономического анализа. Содержание сущность факторного анализа.

    курсовая работа , добавлен 11.12.2010

    Методология как общий подход к изучению экономических явлений, основанный на особых принципах построения и способах познания. Основные функции и методы экономической теории. Сущность трудовой деятельности людей. Экономические модели, принципы и законы.

    курсовая работа , добавлен 24.11.2009

    Зарождение и развитие экономической теории. Теоретическое учение физиократов. Предмет и объект исследования общей экономической теории. Основные проблемы макроэкономики. Основные методы экономических исследований и функции экономической теории.

    курсовая работа , добавлен 15.05.2009

    Микроэкономика как составная часть фундаментальной экономической науки, предмет и методы ее изучения, сферы деятельности, объект и субъект её исследования. Методология, общенаучные и частные методы познания современной микроэкономики, ее основные функции.

    курсовая работа , добавлен 05.09.2009

    Два основных направления общей экономической теории: изучение стоимости и прибавочной стоимости, а также эффективности производства. Общенаучные и специальные для экономической теории методы исследования. Количественный анализ и метод научной абстракции.

    доклад , добавлен 11.02.2010

    Возникновение и развитие экономической теории. Школы экономической теории. Предмет и функции экономической теории. Методы экономических исследований. Экономические законы. Проблемы экономической организации общества.

    реферат , добавлен 15.02.2004

    Понятие экономического анализа как науки, его сущность, предмет, общая характеристика методов и социально-экономическая эффективность. Основные группы эконометрических методов анализа и обработки данных. Факторный анализ экономических данных предприятия.

    реферат , добавлен 04.03.2010

    Формализованные методы финансового анализа. Традиционные и классические методы экономической статистики. Экономико–математические методы анализа. Математическо-статистические методы изучения связей. Финансовые вычисления и теория принятия решения.

    курсовая работа , добавлен 05.05.2009

    Основные функции экономической теории. Методы экономического исследования. Методология микроэкономики - приемы познания экономических отношений и процессов на уровне отдельных хозяйственных единиц. Экономический субъект микроэкономики, основные школы.

Для исследования механизмов рыночной системы и тестирования обоснованности поставленных теорий применяется экономический эксперимент, который в современных реалиях может проводиться не только в ограниченных масштабах. Он позволяет получить информацию о типичном поведении агентов хозяйственной деятельности в условиях контроля.

Основоположник экспериментальной экономики

Активное применение экономическим экспериментам нашел Вернон Смит, родившийся в семье с социалистическими взглядами на жизнь. Поэтому не стоит удивляться, что этот человек начал свои изыскания как приверженец государственного и общественного строя. В его понимании рисовалась такая структура, при которой грамотные люди принимают решения за других лиц.

Заинтересованность экономикой к ученому пришла после духовной эволюции, когда он стал классическим либералом. В 1952 году ему удалось получить степень магистра, а спустя три года - защитить докторскую диссертацию. До этого он имел образование инженера-электрика.

Участие основателя в первом научном опыте

Еще не состоявшийся нобелевский лауреат наблюдал первый экономический эксперимент под руководством своего учителя. Он был посвящен формированию рыночного равновесия. Учащихся разделили на продавцов и покупателей, имеющих бюджетные ограничения. Для первых из них устанавливался допустимый уровень издержек, а для вторых - денежный порог.

В результате проведенных исследований выяснилось, что при осуществлении торгов лица, которые в теории не могли проводить сделку, в экспериментальных условиях ее совершали с некоторой выгодой. Других участников торга, находящихся в противоположной ситуации, иногда удавалось вытеснить с рынка. И это не была какая-то случайность, так как подобные эффекты случались достаточно часто (с вероятностью до 25 процентов).

Выяснилось, что на общее равновесие может влиять больше факторов, чем предполагала теория. Даже к правильному результату удается приходить различными путями. В ходе научного опыта возникли методологические и технические сложности. Однако уже этот экономический эксперимент предопределил два отдельных направления в будущей дисциплине.

Цель проведения исследований

К настоящему времени роль проводимых опытов существенно возросла, так как не одна серьезная дисциплина без них просто немыслима. Изначально исследования проводились на микроуровне, когда за основу берутся мелкие хозяйственные структуры. Однако со временем ситуация изменилась.

Большое количество экспериментов в экономической науке стали проводить на макроуровне. Их приходится осуществлять в определенных условиях, которые нельзя полностью нивелировать в процессе исследований. Чаще всего научные опыты в макроэкономике являются полевыми, а не лабораторными. Отличия от микроуровня достаточно существенны.

Несмотря на различные подходы, основная задача любых исследований заключается в проверке практического применения определенных программ и задач, которые позволят избежать крупных ошибок и провалов в хозяйственной деятельности. Экономический эксперимент не доказывает и не опровергает теоретические изыскания, но он дает возможность установить вероятность наступления того либо иного события.

Методология экспериментального процесса

Контролируемые исследования имеют общие черты. Все они призваны имитировать протекающие динамические процессы. Однако сама система в данном случае формируется экспериментатором. Люди в ней выступают в качестве экономических агентов, которые были набраны с учетом каких-то критериев. В действительности участники выполняют множество функций, от которых они полностью абстрагироваться не смогут. Поэтому методы экономического эксперимента должны быть разными.

Формирование модели ассоциируется с потерей какой-то части данных. Это предоставляет возможность абстрагироваться от менее значимых элементов. Внимание в этом случае концентрируется на базовых компонентах системы и взаимных связях. В модель могут вводиться два типа величин:

  1. Экзогенные. Внедряются в готовом виде.
  2. Эндогенные. Появляются внутри модели в результате решения определенной задачи.

Таким образом, можно утверждать, что экономический эксперимент тесно связан с созданием моделей, представляющих собой формализованное описание хозяйственного процесса, структура которого обусловлена объективными свойствами и субъективными характеристиками.

Основные этапы проведения

Современные эксперименты проходят в несколько этапов:

  1. Производится четкое изучение системы, динамику которой предполагается подвергнуть исследованию, чтобы правильно выбрать нужный раздел теории, на базе которого будет конструироваться спецификация модели.
  2. Ведется разработка имитационной модели для изученной системы. Она должна включать в себя большое количество описаний для основных объектов, условий перехода из одного состояния в другое.
  3. Осуществляется эксперимент с лицом, принимающим решения. Во время процесса ему предлагается рассмотреть определенную ситуацию. В ней должно быть принято какое-то решение.
  4. Определяется спецификация базовых правил, а также производится оценка основных параметров. Разработанные принципы вводятся непосредственно в модель, после чего она обретает автономность.
  5. Независимый прототип тестируется, благодаря чему удается получить временные рамки поведения системы при изменяющихся начальных состояниях. После этого применяются статические методы исследования.
  6. Готовая применяется для повышения результативности управления рассматриваемой системой посредством прогнозирования возможного поведения во времени.

В модели в расчет берутся различные экономические агенты, приобретающие однородную продукцию. Рынок в таком случае выступает в роли внешней среды представленного товара. Руководствуясь динамикой изменения цен, потребители делают определенный прогноз.

Наглядные примеры экономических экспериментов

Одним из показательных примеров проблемы, связанной с ролью экспериментатора, является исследование, проводившееся в фирме «Вестерн Электрик». В то время планировалось установить, от каких факторов зависит производительность труда. Было проведено более десяти экспериментов, касающихся бесплатных завтраков, увеличения количества перерывов и других поблажек для рабочих.

Результат поразил всех. После отмены рабочих льгот начала расти производительность труда на фабрике. Экспериментаторами была допущена ошибка, которая привела к искажению показателей. Наблюдатель превратился в Рабочие поняли так, что проводимые исследования неоценимы для развития американского общества. Из этого следует, что руководитель должен находиться в тени.

Большое количество экономических экспериментов провел Генри Форд. Для увеличения доходов предприятия он предлагал рабочим получать процент от общей прибыли. В результате их производительность труда существенно возрастала, так как людям было выгодно эффективно работать.

Координационные игры

Опытные экономисты при рассмотрении подобных игр задумываются о том, можно ли при необходимости координировать лабораторные элементы на одном из равновесий. Если это возможно, то имеются ли общие положения, способные помочь в конкретном предсказании. Оказывается, что в отдельных условиях испытуемые люди могут координировать лучшие равновесия даже не столь очевидные.

Дедуктивными факторами выбора выступают те, которые позволяют делать прогнозы, базирующиеся на свойствах игры. Что касается индуктивных принципов, то они дают возможность предсказывать результат на характеризационной динамике.

Рыночные торги

Основоположник экспериментальной экономики провел ряд экспериментов по сплочению цен и объемов. Он уделил внимание теоретическим равновесным значениям непосредственно в условиях рынка. В ходе исследований было изучено поведение условных продавцов и покупателей. Экономист выяснил, что в отдельных конфигурациях централизованной торговли ценовые показатели имеют общую грань с объемами продаж.

В качестве заключения

Хотя экономический эксперимент не доказывает каких-то теоретических предположений, он позволяет сделать качественную оценку определенной ситуации в хозяйственной деятельности государства или любого другого объединения. Многое зависит от параметров, учтенных при проведении исследований.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Йошта рецепты Ягоды йошты что можно приготовить на зиму
Каково значение кровеносной системы
Разделка говядины: что выбрать и как готовить?