Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Кто ввел понятие экология в каком году. Отчуждение земель это

наука, занимающаяся изучением взаимоотношений между живыми организмами и средой их обитания. В центре ее внимания - система отношений, поддерживающих все живое на земле, внутренние взаимосвязи природы.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ЭКОЛОГИЯ

(ecology) От греческих корней, означающих "дом" и "наука". Немецкий ученый Эрнст Геккель рассматривал экологию как "науку об отношениях между организмами и окружающей средой". Это общепринятое определение в ходу и поныне. Впервые Геккель использовал слово Oekologie (экология) в книге "Общая морфология" ("Generalle Morphologie", 1866). В те времена бурный процесс индустриализации, менявшей лицо Англии и Германии, и строительство железных дорог, сопровождавшееся хозяйственным освоением прилегавших к ним территорий в Северной Америке, повлекли за собой такие экологические катастрофы, как исчезновение странствующего голубя и почти полное истребление американских бизонов. "Властительницей" дум интеллигенции стала опубликованная в 1859 г. работа Чарлза Дарвина "Происхождение видов" с ее главной идеей – эволюционное развитие всего живого, включая человека. Слово "экология" всегда понималось в трех значениях. Во-первых, как интеллектуальный вид деятельности – исследование взаимодействия между субъектами живой природы. Во-вторых, как сама система, порожденная причинными связями между видами. И наконец, в-третьих, слово "экология" используется (и не обязательно профессионалами-экологами) для анализа нравственных критериев и политических программ, обусловленных осознанием реальности экологических проблем. Моральные критерии, как правило, вступают в противоречие с практической деятельностью человека, разрушающей экологические системы, и требуют поиска путей установления (или восстановления) гармонии человека с природой. Реальность подобных целей (более того, их логичность), равно как и их соотношение с представлениями экологии как науки, являются основным предметом политической экологии. Политическая экология имеет длительную историю, впрочем, некоторым исследователям она представляется слишком короткой. Политический (в отличие от научного) смысл термина определился лишь в конце 1960-х – начале 1970-х гг., когда в западных странах забили тревогу по поводу состояния окружающей среды. В этот период философы, специализирующиеся в области нравственности, в частности норвежец Арне Наэсс, начали уделять больше внимания практической значимости выводов экологии. Наэсс различает "глубокую" и "неглубокую" экологию. Первая не является "антропоцентрической" и признает принципы "биосферного эгалитаризма", "разнообразие", "симбиоз" и децентрализацию. Вторая подразумевает сугубо антропоцентрическую заботу о чистоте среды обитания и сохранений природных ресурсов (будь то красоты природы или нефть) для будущих поколений. По мнению Наэсса, человек обязан встать на позиции "глубокой экологии" хотя бы только для того, чтобы достичь скромных целей "неглубокой экологии". Как говорит он сам, характерные черты и основные принципы "глубокой экологии" еще окончательно не прояснены, однако исследования Наэсса и других ученых затронули тему, будоражившую умы людей, и стимулировали появление "зеленой" философии, которая с тех пор развивается на различных уровнях – общественном, полемическом и научном. Это движение неоднородно но, его отмежевание как от либерального капитализма, так и от марксизма-ленинизма, часто вместе именуемых "индустриализмом" ("industrialism"), очевидно. Безусловно, "зеленая" философия имеет право претендовать на резкое отличие от любых исходных посылок западной политической мысли до 1970 г., которые, как правило, носили либеральный и утилитарный характер – иначе говоря, были экономическими. Как "экология", так и "экономика" (образованные от греческих корней) означают управление – домом или естественной средой обитания, но сейчас эти слова относятся к диаметрально противоположным взглядам на то, каким должно быть это управление. Политическая экология и "зеленая" философия – термины сравнительно новые, но они напоминают нам о давно бытующих взглядах. Для большинства примитивных культур характерно особое отношение к "зеленому" миру, нечто вроде протоэкологической философии. Люди почитали природу и стремились жить в гармонии с окружающей средой. Исключение, как отмечают многие ученые, составляла еврейская культура. В Книге Бытия 126 утверждается "господствующее" положение человека, сотворенного как нечто уникальное, отдельное от природы и наделенного безграничным правом властвовать над всеми другими тварями. Поэтому языческое почтительное отношение к природе многие "зеленые" писатели противопоставляют "иудейско-христианскому" отказу от идеала экологического равновесия в пользу антропоцентрической теологии человека и Бога, отделенных от остальной части творения и господствующих над ней, если не считать высказываний противоположного свойства св. Бенедикта и (особенно) св. Франциска. Любая разновидность политической экологии основана на доктрине, которую обобщенно можно назвать "экологическим грехопадением человека", т.е. на идее о том, что человечество способно жить, и когда-то так и жило, в гармонии с природой, но на определенном этапе эту гармонию нарушило. Одна из общепринятых версий грехопадения – замена язычества христианством сначала в Европе, а позднее и в других регионах, куда добирались европейские колонизаторы. Один из традиционно германских символов веры приписывает дисгармонию между человеком и природой иудейскому влиянию. Эту точку зрения, в частности, высказывает Людвиг Фейербах в "Сущности христианства" ("The Essence of Christianity"). В сочетании с расовой теорией такой подход способствовал возникновению антисемитизма (anti-Semitism) Рихарда Вагнера, Х.С. Чемберлена и нацистов. Нацистский Reichsnaturschutzgesetz, свод законов об охране природы (1935), был прототипом природоохранного законодательства. Рудольф Гесс, заместитель вождя партии, и Вальтер Дарре, министр сельского хозяйства, верили в "биодинамическое" (или органическое) земледелие, однако эта сторона нацистских взглядов начала терять свою привлекательность уже в 1939 г., как только теорию стали применять на практике. Некоторых английских писателей, например романиста Хенри Уильямсона, привлекали сугубо природоведческие аспекты нацистских взглядов. Но более типичным было отношение Дж. Р. Р. Толкиена, видящего в нацизме "извращенный" вариант немецких законов о природе. Еще одно важное направление мысли – это признание за англосаксами тесной связи с природой и их отношение к норманнскому феодализму как к экологическому грехопадению. Джон Массингам, К.С. Льюис и сэр Артур Брайант – писатели, которые чувствовали необычайное родство с Англией саксов: по Массингаму, близкие к природе саксы пришли на смену римлянам – протокапиталистам-эксплуататорам, а позднее их самих вытеснили норманны, но они незаметно оправились и дали средневековой Англии собственные ценности, растоптанные капиталистической бюрократией Тюдоров. Пожалуй, самую реакционную версию экологического грехопадения пропагандировал в 1970-х гг. Эдвард Голдсмит в бытность свою редактором журнала ("Эколог") ("The Ecologist"). По его версии, люди страстно желают жить в гармонии с природой, но реализовать это желание они могли только тогда, когда были охотниками-собирателями, любая же форма сельскохозяйственного и индустриального общества нарушают экологическое равновесие. Это возвращает нас к главной проблеме экологической политической теории. Научные исследования не позволяют ни построить экологически стабильную модель, ни выдвинуть стройную теорию гармонизирующей роли человека в экологической системе. Они скорее ведут к построению дарвиновской модели (Darwinism) нестабильной эволюционирующей системы, в которой человек (и не только он) коренным образом меняет условия жизни большинства других видов, понижая шансы на выживание одних и, возможно, повышая шансы большинства других. Человек не может жить в гармонии с природой, если это подразумевает его пассивную экологическую роль, он также не может не менять экологическую систему как среду обитания других видов, (такую роль играют все виды без исключения). На двух третях суши (а если исключить полярные и пустынные районы, практически на всей суше) человек коренным образом изменил экологические системы. Он не мог оставить природу нетронутой, например, в английской сельской местности. Теперь природа является во многом нашим собственным творением, и без нашего вмешательства не в состоянии существовать. Любая самостоятельная этическая доктрина не будет экологической сама по себе; этические аспекты роли человека в природе должны исходить извне. Геккель, в частности, ввел в свою систему религиозный фактор, он утверждал: "Любая наука как таковая есть явление природы и умственной деятельности. Это незыблемый принцип монизма, который, как принцип религиозный, можно было бы назвать пантеизмом. Человек не над природой, он внутри нее". Однако это религия лишь по форме, в ней нет содержания. Пантеистический Бог не оставил указаний о том, следует ли перекрывать реки плотинами или сажать леса. Один из современных теоретиков экологии, обладающий развитым воображением, обращает наше внимание на экологический парадокс. В сочинении Джеймса Лавлока "ГАЙА: Новый взгляд на жизнь на земле" ("GAIA: A New Look at Life on Earth") говорится о том, что земное существование (речь не идет о Земле и жизни человека) – это самоподдерживающаяся система систем, которой человек не способен принести ни существенного вреда, ни существенной пользы, хотя он может повлиять на собственные шансы выжить. Загрязнение окружающей среды для Лавлока – "самая естественная вещь в мире", а ядерная энергия по своей сути ничем не отличается от любых других источников энергии. По его мнению, в интересах человека руководствоваться чувствами восхищения и священного трепета перед естественным миром. Эта мысль перекликается с идеей Наэсса о том, что этические посылки просто "внушаются, инспирируются и подкрепляются" природой экологии. Индивидуальные или коллективные подходы не могут быть экологически правильными или ошибочными сами по себе. Вместе с тем существуют весьма убедительные аргументы в пользу более общей рекомендации, которая состоит в следующем: рассматривая проблемы окружающей среды, следует задумываться не только над детально изученными экологическими последствиями наших решений, но и над природой экологии.

  • Подколзин М.М. Экология человека (Документ)
  • Маглыш С.С. Общая экология (Документ)
  • Развитие современной экологии (Документ)
  • Социальная экология (Документ)
  • Строительная экология (Документ)
  • n1.doc

    1. Кто впервые ввел в науку термин «экология»?

    А) Э. Геккель

    В) Ю. Одум

    С) В. Вернадский

    D) К. Рулье

    Е) А. Тенсли
    2. Дайте определение науки экология:

    А) наука, изучающая взаимоотношения между живыми организмами, условиями существования и окружающей средой

    В) наука, изучающая динамику роста и развития животных и факторы влияющие на их рост

    С) наука, изучающая развитие растений и влияние на них абиотических и биотических факторов

    D) наука, изучающая распределение в природе животных растений и микроорганизмов в зависимости от действия климатических факторов

    Е) наука, изучающая численность населения аулов, сел, городов и всего мира и их социально-экономическое положение
    3. Как называется раздел экологии, изучающий взаимоотношения отдельных особей с окружающей средой?

    А) аутоэкология

    В) демэкология

    С) синэкология

    D) геоэкология

    Е) биоэкология
    4. Как называется раздел экологии, изучающий изменения популяции, состав, адаптационные экологические механизмы, регуляции численности популяции и устойчивость природных ценозов?

    А) демэкология

    В) аутэкология

    С) синэкология

    D) геоэкология

    Е) биоэкология
    5. Как называется раздел экологии, изучающий взаимоотношения различных соединенных популяций или экологических сообществ между собой и окружающей средой?

    А) синэкология

    В) демэкология

    С) аутэкология

    D) геоэкология

    Е) биоэкология
    6. Дайте определение экологического фактора:

    А) прямое и косвенное действие на организм элементов окружающей среды

    В) круговорот веществ и источники энергии в природе

    С) элементы водной среды, оказывающие отрицательное воздействие на животных

    D) химический состав почвы, оказывающий косвенное влияние на развитие растений

    Е) изменение круговорота химических веществ компонентов биосферы
    7. Как называются неделимые элементы среды, оказывающие прямое или косвенное влияние на организмы?

    А) экологические факторы

    В) условия существования

    С) ограничивающий фактор

    D) неблагоприятный фактор

    Е) благоприятный
    8. Дайте определение абиотическому фактору:

    А) действие элементов неорганической среды на живые организмы


    9. Дайте определение биотическому фактору:

    А) благоприятное и неблагоприятное воздействие живых организмов друг на друга и на окружающую среду

    В) действие элементов неорганической среды на живые организмы

    С) прямое или косвенное влияние деятельности человека на окружающую среду

    D) действие климатических и пищевых факторов на численность популяции

    Е) взаимоотношения между редуцентами и консументами 2-го порядка

    10. Дайте определение антропогенному фактору:

    А) прямое или косвенное влияние деятельности человека на окружающую среду

    В) благоприятное и неблагоприятное воздействие живых организмов друг на друга и на окружающую среду

    С) действие элементов неорганической среды на живые организмы;

    D) действие климатических и пищевых факторов на численность популяции

    Е) взаимоотношения между редуцентами и консументами 2-го порядка
    11. Какие растения относятся к гелиофитам?

    А) растения, произрастающие на хорошо освещаемых местностях

    В) растения, произрастающих в густых лесах, в нижнем ярусе лугов

    С) растения, произрастающие редких и степных лесах

    D) растения, приспособленные к произрастанию в затемненных местах


    12. Какие растения относятся к сциофитам?

    А) растения, произрастающие в густых лесах и в нижнем ярусе лугов

    В) растения, произрастающие на хорошо освещаемых местностях

    С) растения, приспособленные к произрастанию в затемненных местах

    D) растения, произрастающие в редких и степных лесах

    Е) растения, произрастающие в почвах с высокой соленостью
    13. Какие растения относятся к факультативным гелиофитам?

    А) растения, произрастающие в редких и степных лесах

    В) растения, произрастающие в густых лесах и в нижнем ярусе лугов

    С) растения, произрастающие в густых лесах и в нижнем ярусе лугов

    D) растения, произрастающие на хорошо освещаемых местностях

    Е) растения, произрастающие в почвах с высокой соленостью
    14. Какие растения называют гидрофитами?

    А) водные растения, либо растения полностью или частично произрастающие в воде

    В) растения, произрастающие в близи озер, их корни находятся в почве, а нижним части опущены в воду

    D) растения, произрастающие в достаточно увлажненных местах


    15. Какие растения называются гигрофитами?

    А) растения, произрастающие в сильно увлажненной среде

    С) растения, произрастающие в средне увлажненных местах

    Е) растения, произрастающие в сильно засоленных почвах (солончаках)
    16. Какие растения называются мезофитами?

    А) растения, произрастающие в среднеувлажненных местах

    В) водные растения, либо растения полностью или частично произрастающие в воде

    С) растения, произрастающие в сильно увлажненной среде

    D) растения, произрастающие в песках, в засушливых местах и в пустынях

    Е) растения, произрастающие в сильно засоленных почвах (солончаках)
    17. Какие растения называются ксерофитами?

    А) растения, произрастающие в засушливых местах и в пустынях

    В) водные растения, либо растения полностью или частично произрастающие в воде

    С) растения, произрастающие в близи озер

    D) растения, произрастающие в средне увлажненных местах

    Е) растения, произрастающие в сильно засоленных почвах
    18. Как называются растения, приспособленные к засухе, с сухими и жесткими листьями, не способными удерживать влагу?

    А) склерофиты

    В) суккуленты

    С) мезофиты

    D) гигрофиты

    Е) гелиофиты
    19. Как называются растения, очень сильно приспособленные к засухе, с мясистыми листьями, способными удерживать в себе влагу?

    А) суккуленты

    В) склерофиты

    С) мезофиты

    D) гигрофиты

    Е) гелиофиты
    20. Как называются растения, произрастающие в почвах с повышенной концентрацией растворенных солей?

    А) галофиты

    В) склерофиты

    С) гигрофиты

    D) галофилы

    Е) гелиофиты
    21. Как называются микроорганизмы и животные, способные существовать в условиях с повышенной концентрацией солей?

    А) галофилы

    В) галофиты

    С) зоогликофилы

    D) киногалофилы

    Е) гелиофилы
    22. Как называется реакция организмов на продолжительность светового дня?

    А) фотопериодизм

    В) биологические ритмы

    С) фототропизм

    D) анабиоз

    Е) климакс
    23. Как называется область распространения популяции либо группы живых организмов на суше?

    В) экотон

    С) экосистема

    D) природный ландшафт

    Е) экологическая ниша
    24. Как называется сообщество организмов, населяющих определенную территорию, взаимодействующих между собой и окружающей средой?

    А) биоценоз

    В) микроценоз

    С) фитоплактон

    D) зоопланктон

    Е) перифитон
    25. Какой из видов взаимоотношений относится к конкуренции?

    А) борьба за ограниченный ресурс между организмами, относящихся к одному или разным видам

    С) взаимоотношение в результате, которого один вид заботится о другом


    26. Какой из видов взаимоотношений относится к хищничеству?

    А) взаимоотношение, в основе которого лежит убийство, изгнание и уничтожение одного вида другим из-за пищевого ресурса и т.д.

    В) сосуществование двух видов, не приносящих друг другу вреда

    С) взаимоотношение, в результате которого один вид использует другой вид в качестве места обитания

    D) взаимоотношение, при котором два вида не причиняют друг другу вреда, а наоборот приносят пользу

    А) использование одним видом другого в качестве источника пищи или среды обитания

    В) взаимоотношение, в основе которого лежит убийство, изгнание и уничтожение одного вида другим

    С) борьба за ограниченный ресурс между организмами, относящихся к одному или нескольким видам

    D) взаимоотношение, при котором два вида не причиняют друг другу вреда, а наоборот приносят пользу

    Е) вид взаимоотношения, при котором организмы из своего тела выделяют химические вещества
    28. Как называется взаимоотношение, при котором организмы из своего тела выделяют химические вещества?

    А) аллелопатия

    В) зоохария

    С) симбиоз

    D) нейтрализм

    Е) комменсализм
    29. Как называется процесс распространения животными потомства за счет смены места обитания?

    А) зоохария

    В) аллелопатия

    С) симбиоз

    D) нейтрализм

    Е) комменсализм
    30. Как называется вид взаимоотношения, при котором оба вида не приносят друг другу никакого вреда, а напротив приносят пользу?

    А) симбиоз

    В) аллелопатия

    С) зоохария

    D) нейтрализм

    Е) комменсализм
    31. Укажите форму взаимоотношения, при котором один вид, питаясь остатками другого, не причиняет ему вреда:

    А) комменсализм

    В) мутуализм

    D) нейтрализм

    Е) аллелопатия
    32. Форма взаимоотношения, при котором организмы, относящиеся к разным видам, создают выгодные условия для существования:

    А) мутуализм

    С) аменсализм

    D) нейтрализм

    Е) комменсализм
    33. Как называется самый нижний слой атмосферы?

    А) тропосфера

    В) ионосфера

    С) стратосфера

    D) мезосфера

    Е) экзосфера
    34. Где образуется озоновый слой?

    А) в стратосфере

    В) в термосфере

    С) в мезосфере

    D) в экзосфере

    Е) в тропосфере
    35. Укажите содержание углекислого газа в воздухе?

    Е) 78%
    36. Кто из ученых впервые предложил понятие «литосфера»?

    А) Э. Зюсс

    В) В.Вернадский

    С) А. Тенсли

    D) В.Докучаев

    Е) Э. Геккель
    37. Кто из ученых изучал биосферу с научной точки зрения и внес теоретический вклад в науку?

    А) В.Вернадский

    С) А. Тенсли

    D) В.Докучаев

    Е) Э. Геккель
    38. Какой из химических веществ приводит к разрушению озонового слоя?

    В) оксид азота

    С) оксид углерода

    D) формальдегид

    Е) пропан
    39. Что такое загрязнение?

    А) увеличение концентрации некоторых веществ в окружающей среде

    В) увеличение численности растений и животных

    С) не ограниченное потребление природных ресурсов

    D) смена использования пестицидов в сельском хозяйстве на другие вещества

    Е) изменение круговорота биологических и химических примесей в слоях почвы
    40. В зависимости от классификации загрязнения, на какие виды они делятся?

    А) природные, антропогенные

    В) благоприятные, неблагоприятные

    С) прямые, косвенные

    D) прямые, вредные

    Е) критические, летальные
    41. Что относится к физическому загрязнению?

    А) шум, радиация

    В) микроорганизмы

    С) химические вещества

    D) извержение вулканов

    Е) наводнение
    42. Что относится к объектам загрязнения?

    А) вода, почва, атмосфера

    В) природные ресурсы

    С) производства

    D) технологические устройства

    Е) гидроэнергетические устройства
    43. Что относится к загрязняющим веществам?

    А) пестициды

    С) давление

    D) температура

    Е) солнечные лучи
    44. Что относится к источникам загрязнения?

    А) сельское хозяйство

    В) реки, озера

    С) растения засушливых районов

    D) почвенные минеральные вещества

    Е) солнечная радиация
    45. Источники кислотных дождей?

    В) фреоны, хлоруглеводороды


    46. Укажите антропогенный фактор:

    А) вырубка лесов

    В) конкуренция

    С) естественный отбор

    D) извержение вулканов

    Е) наводнения
    47. Какова толщина озонового слоя?

    В) 0,5-0,9 мм

    Е) 15-25 м
    48. Укажите организмы, которые не выносят резкого изменения температуры:

    А) стенотермные

    В) эвритермные

    С) термофильные

    D) термофобные

    Е) гипотермные
    49. Укажите организмы, приспособленные к резким перепадам температур:

    А) эвритермные

    В) стенотермные

    С) термофильные

    D) пойкилотермные

    Е) гипотермные
    50. Как называется область количественных значений какого-либо фактора среды, в пределах которой могут существовать представители данного вида или популяции организмов?

    А) биоинтервал фактора

    В) оптимизм

    С) пределы выносливости популяции

    D) пределы выносливости особи

    Е) пределы адаптации
    51. Может ли существовать организм при экстремальном значении фактора?

    A) может, только в короткий срок

    B) может, только не размножается

    C) существует, размножается и дает потомство

    D) не может существовать

    E) могут существовать только крупные организмы
    52. Как называется повышенное значение фактора, опасное для существования организма?

    А) экстремальный фактор

    В) летальный фактор

    С) критический фактор

    D) стресс фактор

    Е) оптимальный фактор
    53. Как называются значения фактора, при которых нарушения, происходящие в организме еще обратимы, и еще сохраняют способность к самовосстановлению после прекращения действия фактора?

    А) критическими

    В) летальными

    С) экстремальными

    D) стресс-факторами

    E) оптимальными
    54. Как называется значение фактора, при котором нарушения, происходящие в организме необратимы, и ведут к гибели организма?

    А) летальный

    В) критический

    С) экстремальный

    D) стресс- фактор

    Е) оптимальный
    55. К какому типу взаимоотношений относится забота о потомствах у животных?

    А) внутривидовому

    В) межвидовому

    С) трофическому

    D) топическому

    Е) генетическому
    56. К каким отношениям можно отнести иерархию в стаде?

    А) внутривидовым

    В) межвидовым

    С) генеративным

    D) трофическим

    Е) генетическим
    57. Какой это закон: «Любая экологическая система и организмы в ней взаимодействуют с наибольшей эффективностью при определенных значениях фактора, являющихся наиболее благоприятными»?

    А) закон оптимальности

    С) закон толерантности

    D) закон констелляции

    Е) закон адаптации
    58. Как называется фактор, находящийся в недостатке или избытке, отрицательно влияет на организмы и ограничивает возможность проявления действия других факторов, в том числе и находящихся в оптимуме?

    А) лимитирующий

    В) летальный

    С) критический

    D) оптимальный

    Е) адаптационный
    59. Как называется совместное действие факторов, при котором они усиливают влияние друг друга, и они производят больший эффект?

    А) синергическое

    В) негативные

    С) антагонистическое

    D) антисинергическое

    Е) оптимальное
    60. Как называется совместное действие факторов, при котором наблюдается взаимное ослабление эффектов?

    А) негативное

    В) синергическое

    С) синхронное

    D) антагонистическое

    Е) стрессовое
    61. Укажите закон о зависимости продуктивности растения от вещества, находящегося в недостатке:

    А) закон Либиха

    В) закон Шелфорда

    С) закон оптимума

    D) закон Вильяма

    Е) закон толерантности
    62. Какой это закон: «Для экологического благополучия вида необходимо оптимальное сочетание ряда ведущих факторов среды в значениях близких к их биологическим оптимумам»?

    А) закон совместного действия

    В) закон лимитирующих факторов

    С) закон толерантности

    D) закон Шелфорда

    Е) правило Бергмана
    63. Как называются организмы, приспособленные к высоким значениям фактора?

    А) гиперфакториальные организмы

    В) гипофакториальные организмы

    С) стенобионты

    D) эврибионты

    Е) толерантные организмы
    64. Как называются организмы, приспособленные к низким значениям фактора?

    А) гипофакториальные организмы

    В) гиперфакториальные организмы

    С) стенобионты

    D) эврибионты

    Е) толерантные организмы
    65. Как называется равновесие, установившееся в экосистеме?

    А) гомеостаз

    В) сукцесия

    С) синузия

    D) трофическая связь

    Е) климакс
    66. Как называются взаимоотношения между организмами одного вида?

    А) гомотипические реакции

    В) гетеротипические реакции

    С) конкуренция

    D) борьба за существование

    Е) иерархия
    67. Как называются взаимоотношения между организмами разных видов?

    А) гетеротипические реакции

    В) гомотипические реакции

    С) конкуренция

    D) борьба за существование

    Е) иерархия
    68. Влияние самой группы, а также числа индивидов в ней на поведение, физиологию, развитие и размножение особей, вызванные восприятием присутствия особей своего вида через органы чувств называется:

    А) эффект группы

    В) эффект массы

    С) конкуренция

    D) изменение численности популяции

    Е) адаптация
    69. Изменения в среде обитания, происходящие при увеличении численности особей и плотности:

    А) эффект массы

    В) эффект группы

    С) изменение численности популяции

    D) гомеостаз

    Е) адаптация
    70. Укажите типы биотических взаимодействий:

    А) гомотипические и гетеротипические

    В) природные и антропогенные

    С) циклические и случайные

    D) долговременные и кратковременные

    Е) периодические и непериодические
    71. Укажите изменения, характеризующиеся количественным показателем популяции:

    А) модификационные изменения

    В) мутационные изменения

    С) индивидуальные

    D) групповые

    Е) генетические
    72. Укажите изменения, характеризующиеся качественным показателем популяции:

    А) мутационные

    В) модификационные

    С) индивидуальные

    D) групповое

    Е) физиологические
    73. Как называется сообщество особей видов в агроценозе?

    А) агроценотическая популяция

    В) географическая популяция

    С) биогеоценоз

    D) локальная популяция

    Е) территориальная популяция
    74. Как называется общее число особей на данной территории?

    А) численность популяции

    В) плотность популяции

    С) рождаемость популяции

    D) биоценоз

    Е) продуктивность популяции
    75. Как называется средняя численность популяции, населяющей определенное пространство или территорию?

    А) плотность популяции

    В) численность популяции

    С) рост популяции

    D) размножение популяции

    Е) смертность популяции
    76. Как называется взаимоотношения по морфофизиологическим особенностям, половому принципу, распространение популяции с разделением их на территории?

    А) структура популяции

    В) гомеостаз популяции

    С) синузия

    D) бигеоценоз

    Е) плотность популяции
    77. Укажите свойства, характеризующие динамику популяции?

    А) показатель рождаемости, скорость роста, показатель смертности;

    В) выживаемость, толерантность

    С) эврибионтность, размножение

    D) стенобионтность, рост, развитие

    Е) стенобионтность, эврибионтность, рост, развитие
    78. Что связано с увеличением и уменьшением численности популяции?

    В) потомство

    С) конкуренция

    D) условия окружающей среды

    Е) экологические факторы
    79. Укажите причины массовой смертности:

    A) эпизоотии, природные стихии

    B) недостаток трофических ресурсов

    C) изменение адаптационных возможностей

    D) незаразные болезни

    E) изменение активности Солнца
    80. Укажите факторы, регулирующие численность популяции:

    A) плотность популяции

    B) рождаемость и вымирание

    C) темп роста популяции

    D) биологический потенциал популяции

    E) продуктивность популяции
    81. Какие существуют типы пищевого режима?

    А) зоофагия, фитофагия, детритофагия

    В) зоофагия, фитофагия, автотрофизм

    С) автотрофы, гетеротрофы

    D) осенний, весенний, летние режимы

    Е) режим часовой, дневной, месячный
    82. Укажите пищевой режим, характеризующийся использованием животных и их продукций:

    А) зоофагия

    В) фитофагия

    С) детритофагия

    D) некрофагия

    Е) копрофагия
    83. Как называется режим питания, при котором используются растительные организмы и их продукты?

    А) фитофагия

    В) зоофагия

    С) детритафагия

    D) некрофагия

    Е) копрофагия
    84. Как называется режим питания, при котором используются гнилые растения и остатки их распада?

    А) детритофагия

    В) зоофагия

    С) фитофагия

    D) копрофагия

    Е) фагоцитоз
    85. На какие группы подразделяются гетеротрофы по степени ограниченности пищевой специализации?

    A) полифаги, олигофаги, монофаги

    B) зоофаги, фитофаги, детритофаги

    C) биофаги, некрофаги

    D) автотрофы, гетеротрофы

    E) правильные реакции, обратные реакции
    86. Как называются организмы, использующие в качестве питания обширные виды животных и растений?

    A) полифаги

    B) олигофаги

    C) зоофаги

    D) монофаги

    E) фитофаги
    87. Как называют организмов, в круг пищевых материалов которых входят ограниченная разновидность организмов?

    A) олигофаги

    B) биофаги

    C) полифаги

    D) монофаги

    E) фитофаги
    88. Как называются организмы, использующие в пищу один вид или несколько близких видов одного рода?

    A) монофаги

    B) биофаги

    C) полифаги

    D) олигофаги

    E) фитофаги
    89. Укажите типы питания у животных:

    A) пассивное и активное питание

    B) питание растениями и животными

    C) избирательное и неизбирательное

    D) частое и редкое питание

    E) режимное и безрежимное питание
    90. Какой тип питания у животных является избирательным?

    A) активное питание

    B) пассивное питание

    C) групповое питание

    D) индивидуальное питание

    E) режимное питание
    91. Какой тип питания у животных является неизбирательным?

    A) пассивное питание

    B) активное питание

    C) групповое питание

    D) индивидуальное питание

    E) режимное питание
    92. Кем предложено понятие "экологическая ниша "?

    A) Элтоном в 1927 году

    B) В.И. Вернадским в 1920 году

    C) Э. Геккелем в 1865 году

    D) Ю. Одумом в 1900 году

    E) Э. Зюссом в 1869 году
    93. Что такое природные ресурсы?

    А) совокупность элементов природы, используемые человеком

    В) полезные ископаемые недр земли

    С) вещества, используемые в производстве в качестве сырья

    D) топливно-энегетический фонд

    Е) виды энергий
    94. Укажите исчерпаемые ресурсы:

    А) возобновимые и невозобновимые

    В) воздух, почва, водные ресурсы

    С) климатические ресурсы

    D) космические ресурсы

    Е) ядерная энергия
    95. Укажите возобновимые ресурсы:

    А) возобновимые с экономической точки зрения

    D) приодные экспортные ресурсы


    96. Какие ресурсы считаются невозобновимыми?

    А) невосполнимые с экономической точки зрения

    В) самовосполнимые, не требующие дополнительных затрат

    С) ресурсы, которые можно заменить

    D) природные экспортные ресурсы

    Е) возобновимые искуственным путем
    97. Какие ресурсы считаются заменимыми?

    А) ресурсы, которые можно заменить другими ресурсами

    В) климатические и космические ресурсы

    С) самовосполнимые

    D) водные ресурсы и воздух

    Е) ресурсы, добываемые искусственным путем
    98. Что относится к неисчерпаемым ресурсам?

    А) водные ресурсы

    В) энергоресурсы

    С) радиоактивные вещества

    D) биоресурсы

    Е) полезные ископаемые
    99. Укажите неисчерпаемые ресурсы:

    А) климатические ресурсы

    В) энергоресурсы

    С) радиоактивные вещества

    D) биоресурсы

    Е) полезные ископаемые
    100. Укажите неисчерпаемые ресурсы:

    А) космические ресурсы

    В) энергоресурсы

    С) радиоактивные вещества

    D) биоресурсы

    Е) полезные ископаемые
    $$$$$
    101. Укажите климатический ресурс:

    А) атмосферный воздух

    В) энергоресурсы

    С) радиоактивные вещества

    D) биоресурсы

    Е) полезные ископаемые
    102. К какому фактору относится влияние физических и химических свойств почвы на живые организмы?

    А) эдафический фактор

    В) эндогенный фактор

    С) биотический фактор

    D) абиотический фактор

    Е) климатический фактор
    103. Как подразделяются природные ресурсы?

    А) исчерпаемые и неисчерпаемые

    В) наземные и подземные

    С) атмосферные, гидросферные и литосферные

    D) живые и неживые ресурсы

    Е) энергетические материальные
    104. Укажите группы водных организмов:

    А) планктон, нектон, бентос

    В) организмы выплывающие и не выплывающие на сушу

    С) плавающие для добычи пищи и ныряющие

    D) организмы ловящие пищу в глубине и на поверхности

    Е) пассивно плавающие и активно плавающие организмы
    105. Что такое планктон?

    А) совокупность пассивно плавающих в верхнем слое воды организмов

    В) рыбы, активно плавающие в толще воды

    С) совокупность животных и растений существующих на дне моря

    D) микроорганизмы


    106. Что такое нектон?

    А) организмы, активно плавающие в толще воды

    С) совокупность организмов существующих на дне моря

    D) микроорганизмы, существующие в верхнем слое воды

    Е) организмы, обитающие в верхнем слое воздуха
    107. Что такое бентос?

    А) сообщество организмов способных существовать на дне

    В) организмы, пассивно плавающие в верхнем слое воды

    С) организмы, активно плавающие в толще воды

    D) организмы, существующие в верхнем слое воды

    Е) организмы, обитающие в верхнем слое воздуха
    108. Как называется реакция организмов на продолжительность светового дня?

    А) фотопериодизм

    В) биологические ритмы

    С) фототропизм

    D) анабиоз

    Е) климакс
    109. Какие организмы относятся к продуцентам?

    А) растения

    В) животные

    С) микроорганизмы

    D) простейшие

    Е) хищники
    110. Какие организмы не относятся к консументам?

    А) растения

    В) животные

    С) микроорганизмы

    D) простейшие

    Е) черви
    111. Какие организмы относятся к редуцентам?

    А) бактерии

    В) животные

    С) растения

    D) хищники

    Е) птицы
    112. Как называется скорость потребления энергии растениями в результате фото- или хемосинтеза и накопление ее в виде органических веществ?

    А) продуктивность экосистем

    В) вторичная продуктивность


    113. Как называется скорость накопления органических веществ на уровне консументов?

    А) вторичная продуктивность

    В) основная продуктивность

    С) общая первичная продуктивность

    D) чистая первичная продуктивность

    Е) чистая вторичная продуктивность
    114. Как называется общая скорость фотосинтеза, затрачиваемая не только на образование органических веществ, но и на процесс дыхания?

    А) общая первичная продуктивность

    В) основная продуктивность

    С) вторичная продуктивность

    D) чистая первичная продуктивность

    Е) чистая вторичная продуктивность
    115. Что такое биосфера?

    А) жизненная оболочка

    В) почвенная оболочка

    С) водная оболочка

    D) воздушная оболочка

    Е) водная, воздушная оболочка
    116. Из скольких компонентов состоит биосфера?

    Е) 7
    117. Кто из ученых впервые предложил термин «кислотные дожди»?

    А) Р. Смит

    В) П. Крутцен

    С) Ш. Роуланд

    D) М. Малин

    Е) В. Докучаев
    118. Что относится к экологическим системам суши?

    В) болотные территории

    С) лиманы

    D) апвеллинги

    Е) моря и океаны
    119. Что относится к пресноводным экологическим системам?

    А) болотные территории

    В) апвеллинги

    С) лиманы

    Е) моря и океаны
    120. Как называется отрасль экологии, изучающая глобальные проблемы биосферы в целом или отдельных ее компонентов?

    А) глобальная экология

    В) общая экология

    С) синэкология

    D) демэкология

    Е) аутоэкология
    121. Кто из ученых предложил понятие «биоценоз»?

    А) К. Мебиус

    В) В. Вернадский

    С) Н. Наумов

    Е) А. Тенсли
    122. Как называется оценка состояния и наблюдения за всеми изменениями окружающей среды?

    А) мониторинг

    В) прогноз

    С) моделирование

    D) планирование

    Е) стандартизация
    123. Что является целью экологического мониторинга?

    А) наблюдение за источниками антропогенных факторов

    В) проведение исследований в биологических системах

    С) открытие законов природы

    D) экспертное оценивание объектов природы

    Е) сбор оплаты для сохранения природного фонда
    124. Кто ввел термин «экологическая система»?

    А) А. Тенсли

    В) К. Мебиус

    С) Э. Зюсс

    Е) Э. Геккель
    125. Какая область экологии рассматривает экологические системы на уровне биосферы?

    А) геоэкология

    В) экология человека

    С) экология животных

    D) экология микроорганизмов

    Е) правовая экология
    126. Как называют взаимоотношение между различными жизненными формами экологической системы, влияющее на динамику роста?

    А) трофические связи

    В) сукцессия

    С) гомеостаз

    D) климакс

    Е) адаптация организмов
    127. Что такое сукцессия?

    А) смена одного биоценоза другим

    В) равновесие в экологических системах

    С) изменение массы вещества за определенный промежуток времени

    D) выработка растениями органических веществ в процессе фотосинтеза

    Е) уменьшение численности растений за счет деятельности человека
    128. В какой области расположен заповедник Аксу-Жабагылы?

    А) в Южно-Казахстанской

    В) в Алматинской

    С) в Костанайской

    D) в Кызылординской

    Е) в Северо-Казахстанской
    129. Высшая форма защиты ландшафтов:

    А) организация заповедников

    В) проектирование сооружения

    С) использование ресурсов

    D) защита почв от эрозии

    Е) посадка растений и деревьев
    130. Кто из ученых ввел правило о том, что некоторые органы птиц и млекопитающих юга больше, чем у родственных видов северного полушария?

    А) Д. Аллен

    В) В. Докучаев

    С) Ю. Либих

    D) А. Гумбольдт

    Е) В. Вернадский
    131. Что относится к источникам антропогенного загрязнения природных вод?

    А) коммунальные отходы

    С) почвенные организмы

    D) энергия солнца

    Е) микроорганизмы и бактерии
    132. Что относится к антропогенным источникам загрязнения атмосферы?

    А) промышленность

    В) извержение вулканов

    С) природные стихийные явления

    D) растения

    Е) энергия ветра
    133. Что относится к природным источникам загрязнения атмосферы?

    А) извержение вулканов

    В) промышленность

    С) аэрозоли и солнечная радиация

    D) пестициды и аэрозоли

    Е) энергия ветра и солнца
    134. Который из указанных животных занесен в Красную книгу:

    В) корова

    С) сайгак

    D) горный козел

    Е) олень
    135. Что по мнению В.И.Вернадского является основой биосферы в качестве области существования?

    A) взаимодействие живого и неживого веществ

    B) деятельность живого вещества биосферы

    C) лучистая энергия Солнца

    D) хозяйственная деятельность человека

    E) геосфера
    136. Как называются отличительные механизмы вида, обеспечивающие его дискретность?

    B) мимикрия

    C) дифференциация

    E) синузия
    137. Что такое синузия биоценоза?

    А) ярусность биоценоза

    В) особь вида

    С) группа организмов одного вида

    D) территория распространения популяции

    Е) устойчивость экосистем


      138. Как называются пределы низких и высоких значений факторов, при которых могут существовать живые организмы?

      A) пределы толерантности

      B) апвеллинг

      C) абразив

      E) место обитания

      139. Что такое демография?

      A) наука, изучающая состав, численность народонаселения и их динамику?

      B) наука, изучающая взаимоотношения двух государств

      C) наука, изучающая миграцию населения

      D) исчезновение народа или нации

      E) социальное положение населения

      140. Что такое инсектициды?

      A) химические вещества, используемые для уничтожения насекомых-вредителей

      B) заболевания животных

      C) витамины для животных

      D) химические вещества, используемые для уничтожения растений-сорняков

      E) химические вещества, используемые для уничтожения грызунов

      141. Что такое гербициды?

      A) химические вещества, используемые для уничтожения сорняков

      B) химические вещества, используемые для уничтожения насекомых-вредителей

      C) препарат, используемый для лечения болезней растений и животных

      D) химические вещества, используемые для уничтожения грызунов

      E) витамины для животных

    142. Что такое биоформа?

    A) адаптация организмов разных видов к схожим условиям

    B) мутация әсерінен пайда болатын ағзалар

    C) результат отбора

    D) организмы с повышенной экологической пластичностью

    E) биологический вид
    143. Суть правила пищевой корреляции численности популяции:

    A) сохраняются те популяции, скорость размножения которых скоррелирована с количеством пищевых ресурсов

    B) гибель тех популяций скорость поедания пищевых запасов которых быстрее, чем восстановления этих запасов

    C) катастрофическая нехватка пищевых ресурсов даже для одной популяции

    D) лимитирующий пищевой потенциал, который сказывается на распространении популяции

    E) сохраняются те популяции, скорость размножения которых максимальна
    144. Существование любой экосистемы зависит:

    А) от постоянного притока энергии

    В) от круговорота углерода

    С) от переноса пищевых ресурсов с одного уровня на другой

    D) от наличия почвенного плодородного слоя

    Е) от постоянства химического состава воды
    145. Организмы, питающиеся готовыми органическими веществами называются:

    А) гетеротрофами

    В) автотрофами

    С) продуцентами

    D) хемотрофами

    Е) редуцентами
    146. Как называется природный географический комплекс, в котором все его компоненты (рельеф, климат, вода, растения, животные) взаимосвязаны?

    А) ландшафт

    D) экологическая система

    E) географическая система
    147. Как называются территории, подверженные прямому или косвенному влиянию человека?

    А) антропогенный ландшафт

    В) природный ландшафт

    С) географическая система

    D) географическая оболочка

    E) геобиосфера
    148. Назовите рекреационный ландшафт:

    А) курорт

    В) заповедник

    С) заказник

    D) предприятие

    E) орошаемые земли
    149. Назовите особоохраняемую территорию:

    А) заповедник

    В) курорт

    С) парки города

    D) орошаемые земли

    E) предприятие
    150. Назовите антропогенный источник загрязнения почвы:

    А) сельское хозяйство

    В) извержение вулкана

    С) землетрясение

    D) солнечная радиация

    E) сели
    151. Назовите природный источник загрязнения почвы:

    А) извержение вулканов

    В) сельское хозяйство

    С) отходы предприятий

    D) бытовые отходы

    E) теплые воды электростанций
    152. Укажите первичный периодический фактор:

    А) смена времен года

    В) влажность

    С) землетрясение

    D) адаптация животных


    153. Укажите вторичный периодический фактор:

    А) влажность

    В) смена времен года

    С) землетрясение;

    D) деятельность человека

    Е) природные стихийные бедствия
    154.Укажите непериодический фактор:

    А) землетрясение

    В) влажность

    С) температура

    D) адаптация человека

    Е) смена времен года
    155. Укажите климатический фактор:

    А) температура

    В) химический состав воды

    С) почвенные организмы

    Е) соленость и плотность воды
    156. Укажите эдафический фактор:

    А) механический состав почвы

    В) температура окружающей среды

    С) рельеф

    D) химический состав почвы

    Е) соленость и плотность воды
    157. Укажите орографический фактор:

    А) рельеф

    С) животные

    D) растения

    Е) микроорганизмы
    158. Как называется изменение организмами своей морфологии в зависимости от изменения условий обитания?

    А) жизненная форма

    В) норма реакции

    С) биолюминесценция

    D) адаптация

    Е) гомеостаз
    159. Какой ученый ввел классификацию жизненных форм животных?

    А) Д. Кашкаров

    В) С.Раункиер

    С) В.Шелфорд

    D) В.Вернадский

    Е) А. Тенсли
    160. Совокупность жизненно необходимых факторов, без которых не могут существовать растения, называются:

    А) условием существования

    В) природной средой

    С) экзогенные условия

    D) окружающей средой

    Е) эндогенные условия
    161. На уровне отдельного организма абиотические факторы в первую очередь влияют:

    А) на поведение

    В) на адаптацию

    С) на распространение

    D) на климатический режим

    Е) на размножение
    162. На уровне популяции абиотические факторы в первую очередь влияют:

    А) на размножение

    В) на поведение

    С) на распространение

    D) на морфологическое строение

    Е) на адаптацию
    163. Как называются организмы, приспособленные к определенным значениям фактора?

    А) стенобионты

    В) эвритермы

    С) эврибионтты

    D) резистентные

    Е) толерантные
    164. Как называются организмы, приспособленные к изменяющимся значениям фактора?

    А) эврибионты

    В) стенобионты

    С) эвритермные

    D) резистентные

    Е) толерантные
    165. Какую часть биосферы занимает гидросфера?

    Е) 2/5
    166. Сколько % земного шара составляют все океаны и моря?

    Е) 58%
    167. Источники кислотных дождей?

    А) сернистый ангидрид, оксиды азота, двуокись азота

    В) фреоны, хлоруглеводороды

    С) фенол, цианиды, аммиак, метилмеркаптан

    D) дихлорэтан, хлор, бромбензол, аммиак, нитраты

    Е) молибден, серная кислота, азотная кислота, метиловый спирт
    168. Что относится к основным источникам радиоактивного загрязнения?

    А) альфа-, бета-, гамма-излучения

    В) промышленные предприятия, сельское хозяйство

    С) ионы химических веществ, атомные сооружения

    D) оксиды углерода, нитраты и оксиды натрия

    Е) энергия солнца и ветра, электромагнитные волны
    169. Что такое анабиоз?

    А) ослабление жизни организмов в неблагоприятных условиях

    В) место распространения популяции либо групп живых организмов на суше

    С) сходство животных и растений с неживыми и природными подразделениями

    D) адаптация организмов к новым условиям место обитания

    Е) распространение растений на новые пространства
    170. Что такое флюктуация популяции?

    А) колебания численности популяций

    В) саморегуляция численности популяций

    С) гомеостаз популяции

    D) генетические изменения в популяции

    Е) максимальная мгновенная скорость прироста популяции
    171. Укажите основную функцию озонового слоя:

    А) защитная

    В) обеспечение кислородом

    С) поглощение кислорода

    D) задержание инфракрасных лучей

    Е) парниковое влияние
    172. Какой из химических элементов составляет 78,08% атмосферы?

    D) водород

    Е) кислород
    173. Причина массовой смертности популяции:

    А) эпизоотии, стихийные бедствия

    В) недостаток трофических ресурсов

    С) изменения адаптивных способностей

    D) незаразные заболевания

    Е) антропогенные воздействия
    174. Кто из ученых ввел термин «географическая оболочка»?

    А) А. Григорьев

    В) Э. Зюсс

    С) Ю. Одум

    D) Э. Геккель

    Е) И. Н. Пономарева
    175. Выберите химическую формулу озона?

    1. Термин экология ввел 2. основатель биогеографии 3. Раздел биологии, изучающий взаимоотношения живых организмов между собой и с неживой природой.4. в качестве самостоятельной науки экология начала развиваться 5. направление движения естественому отбору диктует 6. Факторы окружающей среды, воздействует на организм 7. Группа экологических факторов, обусловоенная влиянием живых организмов 8. Группа экологических факторов, обусловленна влинием живых огранизмов 9 . Группа экологических факторов,обусловленная влиянием неживой природы 10. Фактор неживой природы, дающий толчок сезонным изменениям в жизни растений и животных. 11. способность живых организмов именть свои биологичекие ритмы в зависимости от длины светогого дня 12. Самый значимый ддля выживания фактор 13. Свет, химический состав воздуха, воды и почвы, атмосферное давление и температура относяться к факторам 14. строительство железных дорог, распашка земель, создание шахт относяться 15. Хищничество или симбиоз относятьс к факторам 16. растения длинногодн обитают 17. растения короткого дня обитания 18.растени тундры относяться 19.РАстения полупустынь,степей и пустынь относяться 20. Характерный показатель популяции. 21. Совокупность всех видов живых организмов, населяющих определенную территорию и взаимодействующих между собой 22. Наиболее богатая видовым разнообразием экосистема нашей планеты 23. экологическая группа живых организмов, создающих органические вещества 24. экологичская группа живых организмов,потребляющиз готовые органические вещества, но не проводящих менерализации 25. экологическая группа живых организмов,потребляющих готовые органические вещесва и спосбствующих полному превращению их в минеральные вещества 26 . полезной энергии на следующий трофический(пищевой) уровень переходит 27 . консументы I порядка 28. консументы IIили III порядка 29. мера чувствительности сообществ живых организмов к изменениям определенных условий 30.способность сообществ (экосистем или биогеоценозов) полдерживать свое постоянство и противостоять извенению условий окружающей среды 31. низкая способность к саморегуляции, видовое разнообразие, использование дополнительных источников энергии и высокая продуктивность характерны для 32. искусственный биоценоз с наибольшей интенсивностью обмена веществ на единицу площади. с вовлечением круговорот новых материалов и выдежением большого количества неутилизируемых отходов характерны для 33. пахотными землями занято 34. города занимают 35. оболочка планеты, заселенная живыми организмами 36. автор учени о биосфере 37. верхняя граница беосферы 38. граница биосферы в глубинах океана. 39 нижняя граница биосферы в литосфере.40 . международная неправительственная организации, созданная в 1971 году, совершабщая наиболее действенные акции в защиту природы.

    Экология – это наука, которая изучает законы природы, взаимодействие живых организмов с окружающей средой, основы которой заложил Эрнст Геккель в 1866 году. Однако люди интересовались секретами природы еще с древности, имели бережное отношение к ней. Понятий термина «экология» существуют сотни, в разные времена ученые давали свои определения экологии. Само слово состоит из двух частиц, с греческого «ойкос» переводится как дом, а «логос» — как учение.

    С развитием технического прогресса состояние окружающей среды стало ухудшаться, что привлекло внимание мирового сообщества. Люди заметили, что воздух стал загрязненным, исчезают виды животных и растений, ухудшается вода в реках. Этим и многим другим явлениям дали название – .

    Глобальные экологические проблемы

    Большинство экологических проблем из локальных переросли в глобальные. Изменение небольшой экосистемы в конкретной точке мира может повлиять на экологию всей планеты. К примеру, изменение океанического течения Гольфстрим приведет к крупным климатическим изменениям, похолоданию климата в Европе и Северной Америке.

    На сегодняшний день ученые насчитывают десятки глобальных экологических проблем. Приведем лишь наиболее актуальные из них, которые угрожают жизни на планете:

    • — изменение климата;
    • — истощение запасов пресной воды;
    • — сокращение популяций и исчезновение видов и ;
    • — истощение полезных ископаемых;

    Это далеко не весь перечень глобальных проблем. Скажем так, экологические проблемы, которые можно приравнять к катастрофе, — это загрязнение биосферы и . Ежегодно температура воздуха повышается на +2 градуса по Цельсию. Причиной этого являются парниковые газы. В Париже проводилась всемирная конференция, посвященная проблемам экологии, на которой многие страны мира обязались сократить количество выбросов газов. В результате высокой концентрации газов происходит таяние льдов на полюсах, повышается уровень воды, что в дальнейшем грозит затоплению островов и берегов континентов. Чтобы предотвратить надвигающуюся катастрофу, требуется выработать совместные действия и проводить мероприятия, которые будут способствовать замедлению и прекращению процесса глобального потепления.

    Предмет изучения экологии

    На данный момент существует несколько разделов экологии:

    • — общая экология;
    • — биоэкология;

    У каждого раздела экологии существует свой предмет изучения. Наиболее популярной является общая экология. Она изучает окружающий мир, который состоит из экосистем, их отдельные компоненты – и рельеф, почва, животный и растительный мир.

    Значение экологии для каждого человека

    Забота об экологии на сегодняшний день стала модным занятием, прситавку «эко» используют везде. Но многие из нас даже не осознают глубины всех проблем. Конечно, это хорошо, что огромное человечество людей стало неравнодушным к жизни нашей планеты. Однако стоит осознать, что состояние окружающей среды зависит от каждого человека.

    Любой житель планеты может ежедневно выполнять простые действия, что поможет улучшить экологию. К примеру, можно сдавать макулатуру и уменьшить использование воды, экономить электроэнергию и выбрасывать мусор в урну, выращивать растения и использовать предметы многоразового использования. Чем больше людей будет выполнять эти правила, тем будет больше шансов сохранить нашу планету.

    Экологией называется наука об отношениях живых организмов и их сообществ с окружающей средой и между собой. Термин «экология» впервые был введен в 1866 году немецким биологом Эрнестом Геккелем в труде «Общая мифология организмов».

    Современное значение термина «экология» подразумевает более широкое значение, чем в первые годы развития этой дисциплины. Сегодня под экологическими вопросами в большинстве случаев ошибочно понимают вопросы окружающей среды. Такое смещение смысла произошло из-за существенных последствий влияния человека на природу. Но нужно уметь отличать понятие, относящееся к науке экологии, и понятие, относящееся к окружающей среде.

    Классическое определение экологии звучит так: это наука, которая изучает взаимоотношение неживой и живой природы. Второе определение экологии было принято на пятом Международном экологическом конгрессе в 1990 году, чтобы противодействовать размыванию понятия экологии, которое можно наблюдать в настоящее время. Однако неверным является то, что это определение исключает из компетенции науки аутэкологию.

    Существует несколько возможных определений науки экологии. Экология есть познание экономики природы, исследование взаимоотношений живых организмов с неорганическими и органическими компонентами окружающей среды. Словом, экологией называется наука, исследующая сложные природные взаимосвязи, которые рассматривались Дарвином как условия борьбы за выживание. Экология представляет собой науку, изучающую структуру и функционирование надорганизменного уровня (экосистемы, сообщества, популяции) во времени и пространстве, в естественных, а также в измененных людьми условиях.

    Экология – это наука об окружающей среде и процессах, происходящих в ней. Сложности определения экологии заключаются в неопределенности границ дисциплины и взаимоотношениях со смежными дисциплинами, в не устоявшихся представлениях о структуре науки. Непросто давать определение экологии из-за деления на частную и общую экологию, различий в терминологии между экологами животных и экологами растений. Экология подразделяется на четыре отдела: экологию популяций, особей, экосистем и биогеоценозов.

    С давних времен люди замечали всевозможные закономерности в отношениях животных между собой и с окружающей средой. Однако в то время даже биология не считалась отдельной дисциплиной, являясь только частью философии. Первые описания экологии животных встречаются в древнегреческих трактатах, например, индийские трактаты «Махабхарата», «Рамаяна» VI-I веков до нашей эры описывают образ жизни зверей, их места обитания, размножение, питание, поведение и т.д.

    В работе Аристотеля «История животных» описывается экологическая классификация животных и тип движения, среда обитания и использование голоса, сезонная активность и наличие убежищ и т.д. В трактатах Теофраста даны основы геоботаники, описано приспособительное значение изменений в окрасе животных. Плиний Старший в «Естественных историях» представляет экономический характер зооэкологических представлений. Древние греки видели жизнь как то, что не требует адаптации и понимания, что сегодня близко к экологическим представлениям.

    В Новое время, когда наблюдался подъем в развитии науки, экологические закономерности часто выявлялись учеными, которые занимались исследованиями, довольно далекими от биологии. Много значимых работ, посвященных вопросам экологии и развитию экологии как науки, было написано в первой половине XIX века, например, Г. Бергхаус «Всеобщий зоологический атлас», Ж. Б. Ламарк «Философия зоологии».

    Современная экология является сложной, разветвленной наукой. Ч. Элтоном использованы концепции пищевой цепи, динамики численности, пирамиды численности. Вклад в теоретические основы нынешней экологии внес Б. Коммонер, который сформулировал четыре основных закона экологии: все связано со всем, природа знает лучше, ничто не исчезает в никуда, ничто не дается даром.

    Можно сказать, что второй и четвертый закон – это перефразированный основной закон физики о сохранении вещества и энергии. А вот первый и третий законы являются основополагающими законами экологии, на которых и должна выстраиваться парадигма этой науки. Основным законом считается первый, который можно считать фундаментом экологической философии. Данная философия лежит в основе понятия «глубокая экология» в труде Фритьофа Капры «Паутина жизни».

    На третьем Международном ботаническом конгрессе в Брюсселе в 1910 году было выделено три подраздела экологии. Это аутэкология, демэкология и синэкология. Аутэкология представляет собой раздел науки, который изучает взаимодействие отдельного организма или вида с окружающей средой. Демэкология – это раздел науки, исследующий взаимодействие популяций особей одного вида внутри данной популяции и с окружающей средой. Синэкологией называется раздел науки, который изучает функционирование и взаимодействие сообществ с биотическими и абиотическими факторами.

    Кроме того, выделяют биоэкологию и геоэкологию, этноэкологию и ландшафтную экологию, химическую и социальную экологию, экологию человека, радиоэкологию и другие. Так как предмет многогранен, а методов исследования много, то некоторые ученые считают экологию комплексом наук, изучающим функциональные взаимосвязи между организмами и окружающей средой, круговорот потоков энергии и веществ.

    Будучи комплексом наук, экология связана с другими науками: химией и биологией, математикой и физикой, географией и биогеохимией, эпидемиологией. Методологический подход к науке экологии дает возможность выделить задачи, предмет и методы исследований. Объектами исследования экологии являются системы выше уровня отдельных организмов: экосистемы, популяции, биоценозы и вся биосфера. Предметом изучения экологии является организация, а также функционирование этих систем.

    Главная задача прикладной экологи состоит в разработке принципов разумного использования природных ресурсов на базе общих закономерностей организации жизни. Методы исследований в науке экологии делятся на экспериментальные и полевые методы, а также на методы моделирования.

    Включайся в дискуссию
    Читайте также
    Йошта рецепты Ягоды йошты что можно приготовить на зиму
    Каково значение кровеносной системы
    Разделка говядины: что выбрать и как готовить?