Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Какая вера у цыган? Линия жизни На равных правах.

.

Окутанные легендами и домыслами, цыгане зачастую кажутся нам какими-то сказочными существами. К цыганкам ходят гадать, но пугают ими детей, пляшут «цыганочку» и любят цыганскую музыку, но стараются держаться подальше, встретив на улице.

Накануне Международного дня цыган, который отмечается 8 апреля, мы смогли уговорить цыганку Ольгу Иванову, которая живет в Чапаевске, рассказать нам про традиции своего народа.

Чтобы добраться до Владимирского поселка, нужно проехать на электричке мимо вокзала и выйти на следующей станции 1053 километр. Если повезло оказаться в первых вагонах, то получится выйти на бетонный перрон, а вот остальным приходится спрыгивать прямо на насыпь из щебня и идти по раскисшей весенней грязи.


Сам поселок появился еще в начале прошлого века, здесь жили рабочие заводов по производству пороха и химического оружия. Теперь дома заняты преимущественно цыганами и выходцами из бывших союзных республик, сбежавшими в Чапаевск в поисках лучшей жизни.

Передвигаться по поселку из-за весенней распутицы лучше на болотоходе, но в маленьком домике Ольги очень чисто и уютно и совсем не похоже на быт цыган, с которыми мы встречались в таборе возле села Яицкое. И различий очень много — начиная с диалекта, заканчивая основополагающими традициями.

- Мы — русские цыгане, — рассказывает Ольга. — Никакие не «русские рома», кто это придумал? Мы так и называем себя — «русские цыгане». У нас народов много, мы даже между собой не можем общаться на своем языке, мы разговариваем по-русски.

- У нас, например, как у русских хоронят. Только стол не убирается, день и ночь люди идут. На третий день хоронят, ну или на четвертый-пятый, если кого из родственников ждут. А вот у нас зять умер из и удивление взяло, что на ковре лежит гроб, а не на лавках. А у нас — так же, как у русских. Только чуть-чуть побогаче! И земля у нас не падает на человека. У вас же вот сколько выкопают земли, столько и засыплют, а у нас навес. Гроб как под столом оказывается, понимаете, нет?


В каждой комнате у Ольги есть уголок с иконами. Русские цыгане в основном исповедуют православие — по крайней мере, как они его понимают. Собственные традиции и христианство сплелись в такой клубок, что родились собственные легенды.

- Мы же православные, я верю в Бога. Хотя много горя я пережила — брат утонул, дочка разбилась, но все равно в Бога верю. Мы и Рождество справляем. Приходим друг к другу, посидим. По старшинству ходим — сначала к старшим идем, а потом к младшим.

Рождество, Пасха, Родительскую — все отмечаем. А своих праздников у нас нет, только православные. Русские праздники мы больно не признаем, Новый год не отмечаем.

Да, есть такой разговор, что, когда Иисуса распинали, цыган спрятал пятый гвоздь, который для сердца. Поэтому Бог благоволит к цыганам. Он сказал, что и воруют они, и гадают, и продают — и это входит в их обязанности! Но это все раньше было. Раньше же бедно жили, женщина все тащила на себе. Она и по дому, и к скотине и… весь кусок этот доставала. А сейчас и мужики работают!

Я скажу даже за своих братьев. Вот в Ульяновской области, где они жили, Петро, Платон, который утонул — там их вообще лелеяли в этой Смальковке. Даже отпускать их оттуда не хотели, они из-за меня сюда переехали.

Вот раньше чем женщина работала? Просили. Гадали. И воровали, что уж сказать. Вот даже так было. Даже такие ученые, институты кончали — подходят (погадать) к цыганке. Потом цыганка что-то берет — и она (ученая) кричит. Да ты ученая, а цыганка — никто!

Вот даже я — думаете, у меня карт нет? Есть у меня карты. Вот одна потеряла все документы, и я ей сказала — через казенный дом всё будет. И правильно, через ГАИ ей все документы нашли. Вот что я за вас скажу. Вы простой человек и доверяете людям, сколько раз обмануты были.

Я пытаюсь вернуть разговор на традиции и взаимоотношения между цыганами и другими народами. Но Ольга говорит об обидах неохотно. Главная ценность цыган — это семья, и все воспринимается через личные и соседские взаимоотношения.

- Не хочу обидеть, но русский народ… он с тобой поест, попьет, а идет по улице — и не скажет «здравствуй». У меня сосед, мы с ним каждый год воду делаем, идет с женой по улице — ну что ты, боишься «здравствуй» сказать?

Это такая часть народа, которая потеряла свои традиции. Вот тут мы дружим, а вышли в город, встретили цыганку — и прошли мимо.

Или вот идут навстречу с ребенком, мальчишке лет 6 от силы. И одета я не то чтобы по-цыгански совсем, ну юбка длинная, все такое. И он говорит: «Ой, бабушка, смотри, цыганка идет! Пойду к ней погадаюсь!» Это же так настраивают. А раньше детишки собирали камни и кидались.

Один цыган украл — на остальных думают, что все такие. Вы спрашиваете, что просить — это традиция. Да как нужда заставит. Никто из нас, семерых, никто, кроме меня и сестры, не знал, как милиция открывается. Никогда ни за что не привлекались, работали и работают.

Я за свою маму расскажу. Она женщина была очень простая, ни гадать не умела, ни воровать. Отец у нас лошадей воровал, а она не могла так. Мы стояли у церкви. Она только циферки знала и буковки. Но всех нас семерых все же научила. Мы же по два, по три класса кончили. Но ни один родитель не пошлет своего ребенка воровать.

Женская тема у нас становится главной в разговоре, и я спрашиваю о браке.

— Ну что сказать, у всех по-разному. В Стромилове в 13-14 лет выдают замуж. У меня одна дочь вышла на 21-м году, другая — на 18-м году, Рада — на 17-ом году. Я выходила на 16-ом году, меня родители отдали в 1976 году. Отдали и так мы жили, пока не умер. Родители понимали, где их ребенок может лучше жить, отдали в более богатую семью. Каждый родитель хочет, чтобы ребенок был устроен.

Стромиловские (цыгане из Яицкого), они один раз замуж выходят и всё. Но там родители еще калым берут. А у нас, если есть возможность, сделай девичник. Жених делает или совместно как-то. Нас они считают за русских.

Чтобы выйти замуж не за цыгана, нужно переступить свой закон, хотя женятся и уходят. И живут иначе, конечно. Но вот даже то, что мы с вами сидим и общаемся — из-за этого могут быть уже разговоры. Знаете, охота уже перешагнуть через это всё. Выступить в защиту своего народа и сказать: ну сделайте хоть что-то для наших детей.

Ольга с одной стороны признает, что перемены в укладе необходимы, и без «выхода во внешний мир» цыгане будут всё глубже увязать в своих проблемах. Но когда речь идет о молодежи, не желающей жить по-старому, начинает хмуриться.

- В штанах стали девки ходить, это раз. Вот этот телефон — «алё, алё» по всем ночам, ноутбук. Маленькие быстро перенимают. Что русские делают, то и наши. От традиций отходят. Могут просто взять и не прийти. Вот скажу даже за внучонка. До армии с цыганкой общался, а пришел — татарку взял. Устроился на работу инкассатором, живет там. Может, и расписался уже, я не знаю, они далеко живут.

— Это хорошо или плохо?

— Конечно плохо! Он отбился от своего народа.


Решение проблемы Ольга, как и многие другие цыгане, видит во внешнем воздействии. Ей кажется, что государство должно заставить цыган учиться и работать — тогда все наладится.

— Главное — это школа. Раньше хоть приходили, милицией пугали: «Иди в школу!» А сейчас нет этого. В городе одна школа принимает, восьмая. Она принимает все народы без различия. Очень хорошие учителя, удивительные. Вот иди в тринадцатую — не возьмут цыгана. Простому человеку в такую сложно попасть. Хотя по ЕГЭ наша школа хорошие результаты показывает.

Цыганских детей много ходит в школу, но они как учатся — день ходит, два — больной, на третий — выходной. А если бы они немножко действовали на родителей… Вот не придет завтра твой ребенок — я позвоню в милицию, и всё. Я понимаю, по семейным обстоятельствам все может быть. После меня пять человек было, я бы выучилась. Но «Оля, чего в школу не пошла? — Мама пошла в деревню просить, не с кем детишек оставить».

С одной стороны, это звучит по-детски наивно. Но цыгане мерят по себе. Неожиданно входная дверь открывается, и на пороге показывается русский парень, робко переминаясь с ноги на ногу. Ольга собирает миску котлет и передает ему.

- Заходи, Андрюш. А чего бокал не принес? У тебя там хлеб есть?

Андрей кивает, забирает миску и уходит, плотно затворив за собой дверь.

— Вот, русский пацан. Освободился в октябре. Диплом есть, паспорт, а прописки нет. Все, живет всю зиму в домике рядом. Ну а что, помогает по дому, на работу иногда провожает, снег уберет. Ну а что, бедно живет, страдает. У нас раздела нет, что сами едим, то и ему. У него дом был, а когда сидел, дом снесли. И теперь надо что-то делать. А ведь и не пьет пацан .

Ольга не называет такую помощь чисто цыганской традицией, но цыгане стараются поддерживать не только друг друга, но и соседей, и своих знакомых. Общинные традиции с одной стороны держат их в изоляции, но с другой — помогают выжить.


Поднимаем тему иерархии в цыганском обществе, и Ольга смеется:

— Я вам честно скажу, хоть на расстрел меня отведите, я так скажу — никогда не было у цыган барона! Был умный человек, у которого была бумажка (удостоверение личности). Вот к примеру, милиционер остановил (табор) и женщин спрашивает:

- Где муж?
— Разошлась!

А детишек-то полно. Вот и порхали своей одеждой яркою, и от крика милиция уже уходила. А остальные в лес убегали. Оставался только один, который бумажечку имел и говорил с милицией.

- Ты табор ведешь?
- Да, я!

Но никто его не выбирает. Просто так получается, что люди сами идут к умному человеку. Кто грамоту знает, законы, может помочь справку какую-нибудь оформить. Но и полномочий у него не так много. Вот, например, я торгую, а он не может мне запретить. Ничего он мне не сделает.

Вот меня по телевизору показали однажды, и тут же пошли ко мне за помощью — «трудоустрой меня!» А что я могу сделать? У нас же никакой службы нет, никакой помощи.

Нужно прямо объявление написать: «Цыганский народ, кто желающие идти на работу! Ваш вопрос будет решен!»

Возможно, в таком наивном призыве Ольга права. Положение цыган само по себе не может измениться к лучшему, а проблемы одного народа порождают проблемы у остальных. Человеку с двумя или тремя классами образования практически невозможно социализироваться, он не знает своих прав, не понимает обязанностей. В Чапаевске, где найти работу сложно даже образованному человеку, малограмотные цыгане оказались в бедственном положении.

Цыгане нередко вспоминают указ об оседлости от 26 октября 1956 года — «О приобщении к труду цыган, занимающихся бродяжничеством». И если раньше меры в отношении цыган считались жестокими, то теперь всё чаще сами цыгане говорят о том, что сейчас они бы согласились на такую помощь.

Партнёрский материал, подготовленный в рамках государственной программы Самарской области «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов Самарской области»

  Цыгане — народ без государства. Долгое время их считали выходцами из Египта и называли «фараоновым племенем», но последние исследования это опровергают. В России цыгане породили настоящий культ своей музыки.

  ПОЧЕМУ ЦЫГАНЕ — «ЦЫГАНЕ»? Цыгане не называют себя так. Их самое распространённое самоназвание — «рома». Вероятнее всего, это влияние жизни цыган в Византии, которая получила это название только после своего падения. До этого она мыслилась частью римской цивилизации. Распространённое «ромале» — звательный падеж от этнонима «рома».

Также цыгане называют себя синти, кале, мануш («люди»).

Другие народы называют цыган очень по-разному. В Англии их зовут gypsies (от Egyptians - «египтяне»), в Испании - gitanos, во Франции - bohemiens («богемцы», «чехи» или tsiganes (от греческого - τσιγγάνοι, «цинга́ни»), евреи называют цыган צוענים (цо’ани́м), от названия библейской провинции Цоан в Древнем Египте.

Слово «цыгане», привычное для русского уха, условно восходит к греческому слову «атцингани» (αθίγγανος, ατσίγγανος), что означает «неприкасаемый». Этот термин впервые встречается в «Житие Георгия Афонского», написанном в XI веке. «Условно», потому что в этой книге «неприкасаемыми» называется одна из еретических сект того времени. Значит, нельзя с уверенностью утверждать, что в книге речь идёт именно о цыганах.

  ОТКУДА ПРИШЛИ ЦЫГАНЕ. В Средние века цыган в Европе считали египтянами. Само слово Gitanes – производное от египтянина. Египтов в Средние века было два: верхний и нижний. Цыган так прозвали, очевидно, по названию верхнего, который находился в области Пелопоннеса, откуда шла их миграция. Принадлежность к культам нижнего Египта видна в быте даже современных цыган.

Карты Таро, которые считаются последним сохранившимся осколком культа египетского бога Тота, были привнесены в Европу именно цыганами. Кроме того, цыгане принесли из Египта искусство бальзамирования покойников.

Безусловно, цыгане были в Египте. Путь из верхнего Египта, вероятно, был главным путем их миграции. Однако современные генетические исследования доказали, что цыгане родом не из Египта, а из Индии.

Индийская традиция сохранилась в цыганской культуре в форме практик по работе с сознанием. Механизмы медитации и цыганского гипноза во многом схожи, цыгане – хорошие дрессировщики животных, как и индусы. Кроме того, цыганам свойственен синкретизм духовных верований — одна из особенностей нынешней индийской культуры.

  ПЕРВЫЕ ЦЫГАНЕ В РОССИИ. Первые цыгане (группы сэрвы) в Российской империи появились в XVII веке на территории Украины.

Первое упоминание о цыганах в русской истории встречается в 1733 году, в документе Анны Иоанновны о новых налогах в армии:

  «Вдобавок на содержание полков сих определить сборы с цыган, как в Малой России с них собирают, так и в Слободских полках и в Великороссийских городах и уездах, приписанных к Слободским полкам, и для этого сбора определить особого человека, так как цыганы в перепись не написаны ».

Следующее упоминание цыган в русских исторических документах встречается в том же году. Цыганам Ингерманландии по этому документу разрешалось торговать лошадьми, так как они «показали себя здешними уроженцами » (то есть жили они здесь уже не первое поколение).

Дальнейшее увеличение цыганского контингента в России шло с расширением её территорий. При присоединении к Российской империи части Польши в России появились «польска рома», при присоединении Бессарабии — молдавские цыгане, после присоединения Крыма — крымские цыгане. Нужно понимать, что цыгане не являются мононациональной общностью, поэтому миграция разных этнических групп рома происходила различными путями.

  НА РАВНЫХ ПРАВАХ. В Российской империи к цыганам отнеслись достаточно дружелюбно. 21 декабря 1783 года вышел Указ Екатерины II, причисливший цыган к крестьянскому сословию. С них стали взимать налоги. При этом никаких особых мер по принудительному закрепощению цыган не проводилось. Более, того, им разрешалось приписываться к любому сословию, кроме дворян.

Уже в сенатском указе 1800 года говорится, что в некоторых губерниях «цыгане вышли в купцы и мещане ».

Со временем в России стали появляться и оседлые цыгане, некоторым из них удавалось обзавестись немалым богатством. Так, в Уфе проживал цыган-купец Санко Арбузов, который успешно торговал лошадьми и имел добротный просторный дом. Его дочь Маша ходила в гимназию и обучалась французскому языку. И Санко Арбузов был не одинок.

В России по достоинству оценили музыкальную и исполнительскую культуру цыган. Уже в 1774 году граф Орлов-Чесменкий вызвал в Москву первую цыганскую капеллу, которая впоследствии выросла в хор и положила начало профессиональному цыганскому исполнительству в Российской империи.

В начале XIX века крепостные цыганские хоры были освобождены и продолжили уже самостоятельную деятельность в Москве и Санкт-Петербурге. Цыганская музыка была необыкновенно модным жанром, а сами цыгане часто и ассимилировались в среде русского дворянства — браки на цыганских девушках заключали достаточно известные люди. Достаточно вспомнить дядю Льва Толстого Федора Ивановича Толстого-Американца.

Помогали цыгане русским и во время войн. В войне 1812 года цыганские общины жертвовали крупные суммы денег на содержание армии, поставляли лучших коней для кавалерии, а цыганская молодежь шла служить в уланские полки.

К концу XIX века в Российской империи жили не только украинские, молдавские, польские, русские и крымские цыгане, но и люли, карачи и боша (со времени присоединения Кавказа и Средней Азии), а в начале XX века из Австро-Венгрии и Румынии перекочевали ловари и колдэрары.

В настоящее время численность европейских цыган по разным оценкам определяется от 8 млн и до 10-12 млн человек. В СССР официально насчитывалось 175,3 тысячи человек (перепись 1970). В России, по переписи 2010 года, проживает около 220 тысяч цыган.

Единого цыганского народа не существует, имеется множество групп. Они очень сильно отличаются друг от друга языком, занятиями, исповедуют разные религии. Бывает даже так, что одна группа не считает другую за цыган.

РУССКА РОМА

Русские цыгане. Их предки пришли в Россию в начале XVIII века со стороны Польши. Исконными профессиями были конная торговля, гадание и музыка. Проживают по всей территории Российской Федерации, а также в других постсоветских государствах. Уже в XIX веке русские цыгане были не только кочевниками, но также артистами, купцами и крестьянами. Ныне русские цыгане в большинстве имеют хорошее образование, занимаются бизнесом, работают в сферах сельского хозяйства, культуры и промышленности. Русско-цыганский диалект стал языком межгрупового общения. Русские цыгане - самая большая по численности этногруппа. Они очень гостеприимны и традиционно открыты для самого широкого круга знакомств.

СЭРВЫ

Украинские цыгане. Их отдалённые предки пришли с румынских земель. Проживают на Украине с начала XVII века, хотя значительное число живёт и в России (Ростов, Воронеж, Самара и т.д). Традиционные занятия: мена лошадей, кузнечество, гадание. Ныне сэрвы - одна из самых образованных цыганских этногрупп с широким спектром профессий, включая наукоёмкие отрасли. Велики их достижения в музыкальной области (хотя при выступлениях используется фольклор русских цыган). У сэрвов далеко зашли процессы ассимиляции и значительная их часть утратила родной диалект. Обрядность заимствована у славянского населения.

ВЛАХИ

Украинские цыгане. Их предки проживали в княжестве Валахия уже в XVII веке. Женщины этой этногруппы до сих пор сохранили ярко выраженный национальный костюм. Традиционные занятия: кузнечество и гадание. Кузнецы, изготавливающие тяпки, подковы, цепи и тому подобное, существуют и сейчас. Уровень образования у влахов низкий. Проживают они на Украине и в южных областях России. Сейчас большинство занимается мелкой торговлей и малоквалифицированным трудом. Прекрасно сохраняют свой диалект цыганского языка. Влахи - очень крупная этногруппа.

КРЫМЫ

Отдалёнными предками этногруппы были молдавские урсары. После перекочёвки на Крымский полуостров эти цыгане приняли ислам. В их диалекте появилось много заимствований от крымских татар. Традиционные занятия этногруппы: кузнечество, торговля и гадание. Голод 1930-х годов выдавил часть крымов в Закавказье, на Украину и в Россию. Мужчины этой цыганской "нации" принимали участие в строительстве московского метро. Многие стали артистами. Крымские цыгане считаются сейчас лучшими танцорами цыганской эстрады. Ныне основное занятие крымов - бизнес. Даже проживая в столице, они в подавляющем большинстве остаются мусульманами, платят за невесту выкуп, крепко держатся за свои обычаи. Прочие цыгане предпочитают не иметь с ними конфликтов.

КЭЛДЭРАРЫ

Цыгане румынского происхождения, православные христиане. В нашей стране они предпочитают называть себя котлярами. Создатели комплекса одежды, который во всём мире считается эталоном "цыганского". Время их переселения в Российскую империю растянулось от 1870-х до 1920-х годов. Традиционное занятие мужчин - лужение посуды и изготовление котлов. Женщины славились как гадалки. Именно кэлдэрарки (и влашские цыганки) по сию пору продолжают гадание на улицах наших городов. Котляры прекрасно сохраняют свой диалект, имеют богатейший фольклор (который, впрочем, практически неизвестен окружающим). Живут большими замкнутыми общинами в компактных поселениях. Котляры строго соблюдают обычаи, согласно которым человек или предмет может оказаться "осквернённым" (пэкэлимос). За невест платят выкуп. Уровень образования низкий. После исчезновения спроса на лужение, зарабатывают бартерной торговлей или перепродажей металла.

ЛОВАРИ

Родственная кэлдэрарам этногруппа. Некоторое время проживали в Венгрии, откуда перебрались в Россию. Первые ловарьские таборы пересекли наши границы в 70-х годах XIX века, последние переселенцы появились уже перед Великой отечественной войной. В прошлом главным занятием ловарей была торговля лошадьми, но у нас они не выдержали конкуренции с русскими цыганами (которые гораздо лучше знали рынок). Долгое время ловари жили за счёт женщин-гадалок, позже освоили эстрадную сцену и успешно занялись бизнесом. Первые десятилетия ловари оставались католиками, но сейчас завершается переход к православию. У них очень сильны традиции, связанные с ритуальным "осквернением" (на их диалекте - магэрипэ). В отличие от котляров одеваются очень современно. В национальной среде ловари имеют репутацию богатых, хотя и несколько заносчивых людей.

ПЛАЩУНЫ

Малочисленная и очень замкнутая этногруппа, изначально происходящая из карпатского (словацко-венгерского) региона. Плащуны долгое время кочевали в Южных областях Российской империи. Их женщины были карманницами. Ныне многие плащуны обрели современные профессии, хотя их уровень образования остаётся низким. По религии они - православные христиане. Проживают на Украине, в России и Азербайджане. Крепко держатся за старинные обычаи.

КИШИНЁВЦЫ

Предки этой этногруппы жили в Молдавии. После отмены крепостного права перекочевали на Украину и в Россию. Процесс формирования их купечества был прерван октябрьской революцией. Основное занятие женщин - гадание. Вплоть до указа 1956 года мужчины-кишинёвцы имели криминальные заработки, но с переходом на оседлость кардинально сменили образ жизни и занялись легальным бизнесом. Кишинёвцы прекрасно сохраняют свой диалект, в котором много молдавских слов, чтут старинные обычаи. Коммерция и гадание сделали их обеспеченными людьми. Их просторные дома могут считаться образцами "цыганского вкуса". Уровень их образования по национальным меркам высок. Численность этногруппы невелика.

ЛОТВЫ

Латышские цыгане, лютеране по вероисповеданию. По происхождению родственны русским цыганам, и имеют с ними много общего в языке. Живут не только в Латвии. Отдельные семьи переехали в Россию и другие государства. Традиционные занятия этногруппы: торговля лошадьми и гадание. Лотвов хорошо знают по всей территории славянских республик, поскольку при "развитом социализме" они освоили торговлю одеждой. У этих цыган хорошее образование и очень широкий спектр профессий.

ЧОКЭНАРИ

Молдавские цыгане, православные христиане. Традиционные занятия: кузнечество и гадание. Имеют свой диалект цыганского языка. По сию пору в быту сохранился красочный женский костюм. Проживают чокэнари в Молдавии и на Закарпатской Украине, однако некоторые выезжают на заработки в Россию. Многие семьи чокэнарей и в наши дни занимаются работами по металлу. В частности, они делают чаны и желоба для водостоков. Что касается образования, то мало кто учится далее средней школы.

ЛИНГУРАРЫ

Молдавские цыгане, православные христиане. Как видно уже из названия, основной профессией этой этногруппы испокон веков было изготовление из дерева ложек и посуды. Цыганский язык лингурарами утрачен - между собой они говорят по-молдавски. В их среде сильны процессы ассимиляции. Тем не менее, и сейчас женщин, продающих ложки, можно встретить даже за пределами Молдавии.

УРСАРЫ

Молдавские цыгане. В далёком прошлом выступали с дрессированными медведями, но уже в XIX веке главным ремеслом мужчин стало кузнечество. Женщины нанимались на сельхозработы в колхозы и совхозы. Урсары и сейчас продолжают жить и работать в Молдавии, редко выезжая за её пределы.

МАДЬЯРЫ

Венгерские цыгане. В границах СССР появились после присоединения Закарпатья, отторгнутого от Венгрии в 1946 году. Мадьяры несколько столетий жили оседло и подверглись сильной ассимиляции. Говорят они по-венгерски. По вероисповеданию: католики и протестанты. Основными профессиями венгерских цыган были музыка и различные ремёсла. Мадьярки не владеют искусством гадания. В советские годы практически вся этногруппа была занята в сферах производства и сельского хозяйства, однако после крушения социализма очень многие лишились работы. Некоторые семьи венгерских цыган оказались на грани голодного вымирания и стали выезжать в Россию. Когда жители Москвы и Петербурга видели на улицах босых женщин с детьми, привязанными за спиной, это были именно мадьярки. Российские цыгане не желают считать выходцев из Закарпатья своими собратьями.

МУГАТ

Цыгане Средней Азии, более известные у нас как "люли". Они, занимались ремёслами, меной лошадей и ишаков, а также музыкой. Женщины гадали. Родными языками мугат стали таджикский и узбекский. Естественно, они многое заимствовали от коренного населения в обычаях и даже в одежде (хотя даже в XIX веке цыганки Средней Азии не носили паранджу). За годы советской власти уровень образования у мугат стал достаточно высоким. Они обрели множество современных профессий. Однако, экономический кризис, разразившийся после крушения СССР, дал те же результаты, что и у мадьяров. Начиная с 1992 года мугат стали выбираться на заработки в Россию и на Украину. Мужчины нанимались на сезонные сельхозработы или на стройки, но часто единственным источником доходов становился для таборов мугат сбор подаяния. Российские этногруппы вообще не считают мугат за цыган.

Любой этнос по отношению к общности есть параллельный мир

Джанджугазова Е.А., Пятнов П.В.

…Согласно легенде, Бог подарил цыганам всю Землю. У этого народа нет географической родины, зато есть общий для всех закон. Только тот, кто его соблюдает, может назвать себя цыганом.

Сегодня цыгане — это множество этносов, которых объединяют общее индийское происхождение и кочевой образ жизни, с которым почти все они расстались в прошлом веке. Численность цыган составляет около 10 млн. человек. Этот народ подобен пестрому лоскутному одеялу, где каждый лоскут представляет собой отдельную этническую группу . Так венгерских цыган называют Ромунграми, итальянских зовут Синти, цыгане из Восточной Европы – Кэлдэрари, из Финляндии – Кале, испанские и португальские цыгане – Кале, английские – Романичалы, французские – Мануш и т.д. Большинство цыган говорят на языке Романес, который относится к новоиндоарийской группе индо-европейских языков, сами же цыгане называют себя «Рома», что в переводе означает «человек».

Путь цыган в Европу из Индии, которую они покинули в Х веке лежал через Персию и Армению, где они прославились как акробаты, музыканты и дрессировщики лошадей. В XIV веке цыгане появляются в Византии и оттуда расходятся по всей Европе. Судьба цыганского народа не простая. За долгие столетия на их долю выпали тяжелые испытания: они голодали, изгонялись из городов и деревень, ими пренебрегали, их уничтожали в фашистских гетто. Целых пять веков этот народ находился на правах крепостных в Румынии и Молдове. Получив свободу в 1864 году, большинство молдавских цыган мигрировало в Россию и Украину, часть из них перебралась через океан в Северную и Южную Америку.

Цыгане, живущие в разных странах, живут по-разному и по-разному зарабатывают на жизнь. Очень часто они хранят традиции тех стран, где они поселились. Так финские цыганки «кале» – единственные кто носит тяжелые бархатные платья, когда-то столь популярные в исконных финских селах. Это один из многих парадоксов цыганского народа, отличающегося такой путаной самоидентификаци ей, легко меняющего свой облик от деревни к деревне и в то же время обладающего стойким цыганским духом – свободолюбивым и мобильным. В России живут около двадцати цыганских народностей. Все цыгане, независимо от своей этнической принадлежности и страны проживания, соблюдают ряд общих правил, которые называются «Цыганским Законом». Носителем этого закона считается сам цыганский народ. Иногда под этим Законом понимают некий свод правил и обычаев, но это определение не только не точное, но и ошибочное.

Цыганский Закон (Романо Законно) – это правила, общие для всех цыган, обычаи у каждой народности свои, но все они опираются на Цыганский Закон. Сам Закон является основной частью «Романипэ», того, что делает цыгана цыганом. Объяснить что такое Романипэ так же трудно, как объяснить, что такое «загадочная русская душа». Это понятие сложное и неоднозначное, включающее в себя помимо Закона (как общего свода правил) еще и особый образ жизни, мировоззрение, набор личных качеств, необходимых для того, чтобы называться цыганом, а главное – желание быть таковым!

Вообще о «Цыганском Законе ходит много легенд. В частности многие думают, что он предписывает цыганам обманывать нецыган. На самом деле это не так. В первую очередь Закон регулирует отношения цыгана к другим цыганам. Например, отношение между детьми и родителями, старшими и младшими поколениями, мужчиной и женщиной. Практически все эти негласные предписания касаются обустройства цыганского быта. Тема взаимоотношений с «гадже» (нецыганами) или чужаками в нем почти не затрагивается, хотя и даются некоторые предписания, но в целом самым главным считается правило, что при отношениях с нецыганами цыган должен придерживаться правил, законов и ограничений нецыганского общества, то есть уважать чужие законы!

В «Романо Законо», табу на убийства, грабежи, насилие распространяется на всех людей, невзирая на национальности, также как и правила гостеприимства. Хотя в цыганском сознании существует четкое разделение на два мира – «Рома» (свои) и «Гадже» (чужие), в общечеловеческом смысле, Все Мы – люди, веками живущие рядом! Конечно, мир цыган и мир нецыган никогда не пересекается – это параллельные миры! У каждого мира свои законы и правила, но кто мешает им вести живой и полезный диалог, чтобы избавиться от навязчивых фобий и вредных мифов.

Наши представления о цыганах очень поверхностны, а суждения порой крайне полярны и колеблются от излишней романтической мифологизации до полного неприятия, сопровождающегос я рассуждениями о «жалкой участи» этого «народа — отщепенца» не влившегося в русло цивилизации. Кочевая жизнь цыган со стороны всегда казалась романтичной, этому способствовали яркие цыганские кибитки (вардо), пестрая одежда и чуть диковатый, но притягательный колорит цыганской жизни. Вместе с тем цыганам – этим «вечным бродягам» доставляло удовольствие вызывать у окружающих народов благоговейное изумление, оно подчеркивало их некую избранность и даже отсутствие собственной территории указывало на особенные качества цыганского народа.

Одна из легенд гласила о том, что Бог цыган особенно полюбил за их веселье и талант и потому не стал привязывать к клочкам земли, как другие народы, а подарил для жизни весь мир. Потому цыгане и кочевали - чтобы сполна воспользоватьсядаром Господа…

Сегодня цыган можно встретить, пожалуй, на всех материках (кроме Антарктиды).

Цивилизованный образ жизни, который ведут почти все современные народы, дал им блага и удобства, но почти полностью лишил интуитивного восприятия метафизической картины мира. Цыгане же такого восприятия мира никогда не теряли, существуя в живой природе не как ее хозяева, а как ее дети, любящие своих родителей безусловной любовью.

Вместе с тем, цыгане весьма постоянны в выборе профессии и следуя традиционной приверженности к кастовому принципу, стараются занять определенные профессиональные ниши.

С точки зрения цыган есть «приличные» и уважаемые цыганские профессии, к ним можно отнести: кустарные ремесла, музыка, танцы, театральное и цирковое искусство, торговлю, дрессировку животных, коневодство, попрошайничество.

К слову сказать, цыгане активно осваивают и современные виды бизнеса, лежащие в рамках «приличных» профессий. Например, шоу-бизнес, инженерное дело, вождение автомобиля и др. Однако у разных этнических групп цыган есть свои профессиональные предпочтения, обычно это целые трудовые династии. Цыганская молодежь охотно продолжает семейное дело. Так что этот уникальный народ «без родины» сам образующий обособленную этническую группу очень неоднороден внутри и разделен на профессиональные сообщества или касты. Каждая этническая группа считает свою профессию главной, и, безусловно, лучшей для цыган и каждая этническая профессиональная группа беззлобно высмеивает другую. Так артисты подсмеиваются над торговцами, которые в свою очередь подшучивают над кузнецами, а те не прочь пошутить над шоферами и так по кругу.

Из всех этнических групп цыган, проживающих в России, две из них словно находятся на разных полюсах. Одни остаются верны цыганскому образу жизни, другие активно включились в современный социум.

К первой группе относятся котляры или кэлдэрары, которые пришли из Румынии, их традиционным ремеслом считается работа с металлом. Они консервативны и ревностно охраняют традиции. Женщин-котлярок легко узнать в толпе, их отличают непременные косы, широкий фартук, цветастый платок и вечно звучащая фраза: «Давай погадаю». У котляров всегда много детей – это показатель высокого статуса семьи. Свадьбы играют рано и денег на них не жалеют, ведь «цыганская свадьба» — это самое большое торжество. Живут котляры, как и их далекие предки просто, поддерживая тесные связи и помогая друг другу.

Вторая группа – русска рома, они составляют основную часть российских цыган. Эта этническая группа обосновалась на территории России, отмежевавшись от польских цыган, которые пришли на нашу территорию около трехсот лет назад. Уже в XIX веке русских цыган можно было встретить практически во всех слоях общества, они очень быстро интегрировались в жизнь русского общества, охотно учились. Уровень образования русска рома был достаточно высоким. Даже кочевые представители русских цыган владели грамотой.

Можно сказать, что русска рома – это особая каста, они не живут табором, хотя любят и почитают свои семьи, успешно работают, хотя большинство по-прежнему привязаны к «приличным» цыганским профессиям. Они не носят традиционных широких цыганских рубах и длинных пышных юбок, но предпочитают одеваться ярко, дорого и празднично.

Русска рома в большинстве своем дружелюбны и гостеприимны их отношения к нецыганам корректны, но вместе с тем они не меньше других этнических групп борются за сохранение родной культуры, традиций и языка. Русские цыгане гордятся своей богатой музыкальной культурой, глубокими театральными традициями и по праву считают себя интеллектуальной и творческой элитой цыганского народа.

Артистический и музыкальный талант цыган навеял интересные образы в литературе, музыке, кинематографе: роковая красавица Кармен у Проспера Мериме, мудрый цыган Мелькиадес в романе Габриэля Гарсия Маркеса «Сто лет одиночества», пламенный юноша Алеко в поэме А.С.Пушкина «Цыганы», обаятельный и сильный Будулай в культовом кинофильме А.Бланка «Цыган». Но, пожалуй, одним из самых интересных воплощений живого и искрометного цыганского таланта является знаменитый театр «Ромэн, созданный в 1931 году и находящийся сегодня в здании, где в прошлом был знаменитый ресторан «Яр» — один из центров цыганской народной музыки и танца.

Из истории театра «Ромэн»

У истоков театра…

В 1930 году в среде московской интеллигенции возникла идея создания цыганского театра, которую поддержал и А. В. Луначарский. В конце января 1931 года состоялось торжественное открытие театральной студии, которая уже через месяц показала свою первую работу – представление в двух частях. Первая – обозрение «Атася и дадывес» («Вчера и сегодня») Э. Шолоха, вторая – инсценированные песни и пляски под общим названием «Этнографический показ». Режиссером – постановщиком первой работы студии был М. Гольдблат, композитором – С. Бугачевский, который и заложил основу музыкальной культуры будущего театра «Ромэн». Более чем за три десятка лет Богачевский создал основу музыкального репертуара театра. Запоминая и записывая самобытные цыганские напевы он составил сборник «Цыганские народные песни и пляски», наиболее полно отразивший особенности музыкально-поэти ческого творчества различных этнических групп российских цыган. После премьерного показа музыкально-драма тического спектакля по пьесе Александра Германо «Жизнь на колесах», студию переименовали в цыганский театр «Ромэн», первым директором которого стал Георгий Лебедев.

Период становления первого в мире цыганского театра

В 1937 году «Ромэн» возглавил актер МХАТа Михаил Яншин, который существенно пополнил репертуар театра произведениями русской и зарубежной классики, спектакли стали играть на русском языке, что значительно расширило зрительскую аудиторию театра. Большой знаток и ценитель цыганского искусства, таборной песни М. Яншин стремился сделать «Ромэн» театром «серьезного содержания, соединить фольклор с большой драматургией». С этой целью он привел за собой мхатовских режиссеров Б. Вершилова, П. Лесли, В. Сахновского, которые помогали цыганским актерам добиваться необходимого синтеза глубокого содержания, песни и танца. Эти принципы, осуществленные М. Яншиным в его постановках спектаклей «Цыгане» по А. Пушкину, «Макар Чудра» по М. Горькому, «Кровавая свадьба» и «Чудесная башмачница» по пьесам Г. Лорки, на долгие годы становятся основой художественного развития театра. А спектакль «Кровавая свадьба» до сих пор является одной из вершин художественной истории театра «Ромэн».

Театр в трудные годы

Свыше пятнадцати лет отдал «Ромэн» профессор Московской консерватории П.С. Саратовский (1941-1957 гг.) Под его руководством «Ромэн» работал четыре военных года. Во время Великой Отечественной войны артисты жили одной жизнью со всем народом. Они выступали в госпиталях и мобилизованных пунктах, выезжали на передовые позиции Южного фронта, играли прямо в землянках и блиндажах. В 1943 году «Ромэн» побывал на Дальнем Востоке, показывал свои спектакли морякам Тихоокеанского флота, трудящимся Забайкалья. За годы войны было дано 1200 спектаклей, 700 шефских концертов. Символично, что советское небо защищал и тяжелый бомбардировщик «Ромэновец», построенный на средства, собранные театром.

Театр «Ромэн» в настоящее время

Сегодня театр «Ромэн» для цыган всего мира стал подлинным центром цыганской национальной культуры. Но в свои 80 лет, театр по-прежнему молод, он продолжает творить, осваивать новые высоты, каждой новой работой доказывая, что славному и сильному духом коллективу многое по плечу. В репертуаре театра сегодня более 15 спектаклей от классики до современной драматургии. Некоторые спектакли живут не один десяток лет, другие же появились совсем недавно. Ежегодно театр радует зрителей своими премьерами. Современный зритель по-прежнему любит «Ромэн»! Его привлекает яркость, национальный колорит и особая энергетика театра.

Хранитель театральных традиций «Ромэн»

Вот уже более тридцати лет цыганский театр «Ромэн» возглавляет Николай Сличенко — гениальный певец, блистательный актер и талантливый режиссер. Он вышел из среды российских цыган и как настоящий сын своего народа впитал в себя его необыкновенную музыкальность и магическое обаяние. В 1951 году, совсем мальчишкой он уехал из колхоза «Ромэн» в первый и тогда единственный в мире цыганский театр, основателями которого были лучшие представители российской культуры: актеры М.Яншин, В.Качалов, А.Тарасова и др.

В коллективе «Ромэн» Николай Сличенко прошел все стадии гражданского и творческого роста: от артиста вспомогательного состава до главного режиссера, демонстрируя необыкновенную силу и оригинальность своего таланта. Он стал своеобразным «лицом» или как сейчас говорят брендом своего овеянного легендами древнего народа, испытавшего множество бед и страданий. С раннего детства Николай Сличенко познал тяжелую участь цыган, на его глазах фашисты, для которых цыгане были не народом, а «грязным отребьем», застрелили отца и уничтожили почти всех родных. Трагические страницы личной биографии нашли отражение в жизни и творчестве знаменитого артиста, научившегося тонко чувствовать и глубоко сопереживать. Когда поет Николай Сличенко, поют его руки, его тело, душу словно обжигает и завораживает пламя страсти, а воображение порождает целый мир художественных ассоциаций.

Сличенко – прирожденный артист, исключительная вокальная одаренность которого развилась на основе песенных традиций цыганского народа и была подкреплена трепетным отношением певца к песне как святыне духа цыган. Каждая песня, исполненная Николаем Сличенко, превращается в настоящий концерт. Все его сольные выступления так артистичны и заразительны, что слушателям как в Москве, так и далеком Токио просто трудно усидеть на месте и не пуститься в огненную цыганскую пляску. Подлинным чудом можно считать талант артиста одним лишь движением руки или даже взглядом, горящих огнем глаз заставить целый зал почувствовать тонкую лирику цыганского романса или почти с дрожью в теле ощутить нежное звучание гитарных струн. Поэтому, наверное, в одном из лучших и как говорится этапных спектаклей театра «Мы-цыгане», его исполнение роли Поющего цыгана воспринимается как апофеоз истинной цыганской песни. Вместе с тем талант Николая Сличенко универсален и интернационален, поражает его способность оригинально исполнять песни многих народов России и мира.

Но, пожалуй, никто из певцов так проникновенно не исполнял песню «Я люблю тебя, Россия …». На концертах Николая Сличенко зал при ее исполнении взрывается шквалом аплодисментов. Так тонко передать чувство любви к Родине никому из современных певцов не еще не удавалось

Сегодня Николай Алексеевич Сличенко – Народный артист СССР и РСФСР, лауреат Государственных премий и кавалер целого ряда орденов и медалей по-прежнему много сил отдает для развития и пропаганды цыганского музыкального искусства, делая его не только современным, но и высокопрофессион альным. Сегодняшние артисты цыганского театра «Ромэн» — это не просто музыкально одаренные люди, это, прежде всего, профессионалы сохраняющие истоки уникального народного творчества, щедро украшающего нашу жизнь.

Ведь не зря гласит цыганская пословица: «Романы яг сарэнгэ свэтинэла», что означает: «Цыганский костёр всем светит».

Литература

1.​ Анисимов А.В. Театры Москвы. М., Московский рабочий,1984.

2.​ Баранников. А.П. Цыганы СССР (краткий историко-этногра фический очерк). М. 1931.

3.​ Владыкин В.Е. Цыгане. Вопросы истории. №1. М.: 1969.

4.​ Друц Е., Гесслер А. Сказки цыган. М.: «Наука», 1991.

5.​ Николай Сличенко. Родился я в таборе. Москва «Молодая Гвардия». 1987.

6.​ Рэймонд Бакленд. Цыгане. Тайны жизни и традиции. М., 2003.

7.​ Соколов Д.С. Нескучное, бывшая подмосковная графа Орлова-Чесменско го. М., 1923.

8.​ Журнал Geo.Октябрь 2008. №161. Сиа Риене «Цыгане: параллельный мир».

9.​ www. teatr-romen.ru

10.​ www. slichenko.ru

Гимн цыган — это песня «Джелем, джелем барэ дромэнса»(Идем, идем большой дорогой). 8-е апреля — Международный день цыган. Цыганский флаг зелено-синий с красной чакрой посередине, он говорит об индийском происхождении цыган.

По итогам переписи населения в России живут 204 958 цыган. Этот древний народ принадлежит к восточной ветви цыганского народа, и в то время, когда ее западная ветвь утрачивает языки и обычаи, восточные цыгане стараются их сохранить.
Исход цыган из Индии произошел около тысячи лет назад, когда несколько этнических арийских групп ушли на север.

Специалисты насчитывают три волны цыганских переселений - сначала из Индии в Азию, затем в XIV веке - в Европу, а в конце XIX века - в Америку. Язык всех цыган происходит от санскрита, но каждый этнос имеет свое наречие. Этнографы делят цыган на три большие группы – это домари (цыгане, живущие на Ближнем Востоке), ломари, проживающие в Европе, и романи, населяющие Восточную Европу и Россию.
Цыгановед Николай Бессонов в статье «Цыганские энтогруппы на постсоветском пространстве» (журнал National Geographic) считает, что цыганские этносы в России самобытны, но отличаются языком, обычаями, верой и занятиями.

Русские цыгане

Самый обширный цыганский этнос - это русска рома. Предки этносы вышли из Польши в XVIII веке; рома занимались торговлей лошадьми, музыкой и гаданиями. В XIX веке они были артистами, музыкантами, купцами, а некоторые крестьянствовали; основной верой было православие, а языком стал русско-цыганский диалект.
Правительство России относилось к цыганам благосклонно, им было дано право приписываться к сословиям, а русские аристократы женились на цыганских певицах. После революции исчезли конные рынки, цыганское купечество было уничтожено, но еще больший удар по цыганам нанесла гитлеровская оккупация - фашисты расстреливали цыган целыми таборами.
В современной России 100% русских цыган ведут оседлый образ жизни, у них хорошие дома, часто прекрасное образование, многие занимаются торговлей, сельским хозяйством, становятся музыкантами, артистами.

Украинские цыгане

Сэрвы пришли из Румынии, основное вероисповедание - православие. В России они живут в Ростове, в Самаре и Воронеже. До революции среди сэровов было хороших кузнецов. После революции сэрвы осели в городах и селах, дети пошли учиться; в годы войны их мужчины становились офицерами Красной армии, сражались с фашистами. Сейчас этот народ имеет прекрасное образование; среди них много ученых, бизнесменов и музыкантов. Лингвисты отмечают, что сэрвы утрачивают язык и ассимилируются.
Среди украинских цыган есть народность влахи - выходцы из Валахии. Это православные христиане, тоже славившиеся кузнечным делом, которым они занимаются до сих пор. В России влахи проживают на юге, большинство занято мелкой торговлей и подработками, зато влахи сохранили культуру и быт.
Цыганская народность крымы произошла от молдавских цыган, которые пришли в Крым и под влиянием крымских татар стали мусульманами. В Россию крымы пришли 1930-х годах. Сейчас народ занимается бизнесом, многие живут в Москве, но по-прежнему остаются мусульманами - платят за жену калым и ходят в мечеть. Это очень музыкальный народ, среди низ много хороших атнцоров.

Польские цыгане

Польска рома живут в Смоленской области, по языку и традициям близки русским цыганам. Они не переставали кочевать даже зимой, меняя кибитки на сани и просились переночевать в русские дома по селам. Если им отказывали, то они становились табором в ближайшем лесу, разжигая огромный костер. Очевидцы вспоминали, что женщины этой народности оставались босыми в самый большой мороз. Вплоть до середины XX века этнос занимался лошадьми и гаданьем. сейчас они живут в домах и имеют престижные профессии.

Румынские цыгане

Их называют кэлдэрары или котляры. Православные христиане, они имеют свою «изюминку»: их наряды стали примером для цыганской моды. До революции мужчины делали и паяли котлы, а жёны гадали, сейчас котляры живут перепродажами или сдачей металла. Именно котлярки и влашки гадают на улицах российских городов. Народ живет общинами и блюдет обычаи: хранит язык и фольклор, который мало неизвестен этнографам. По старым обычаям у котляров за девушку дают выкуп.

Венгерские цыгане

Ловари – родственники котляров, в прошлом занимались лошадьми, часто жили за счет женщин-гадалок, при СССР становились артистами эстрады, сейчас освоили бизнес. Среди цыган считаются богатыми, но заносчивых людей. Блюдут традиции, но одеваются в современную одежду.
Мадьяры – эти цыгане всегда занимались музыкой, плели корзины, делали кирпичи из самана. Женщины-мадьярки никогда не гадали. При СССР мадьяры трудились на селе и на предприятиях, но после развала страны многие предпочли уехать. Русские цыгане считают мадьяров не цыганами, что хи весьма обижает.

Карпатские цыгане

Это небольшая народность называется плащуны. До революции жены плащунов были воровками, и сейчаср среди них мало грамотных людей. Несмотря на бедность, плащуны придерживаются традиций и не спешат ассимилироваться.
Кроме этих этносов в России живут отдельные семьи молдавских цыган: кишеневцев, урсаров, чокэнари, лингураров; есть в стране и лотвы - латвийские цыгане.

Цыгане Средней Азии

Этих цыган называют мугат, они мусульмане и переняли от народов Средней Азии одежду и традиции. Если вы видите на улице Москвы женщину с ребенком, просящую подаяние - скорее всего, она мугат, ведь попрошайничество - это традиция, которой мугат добывали себе пропитание веками, кроме этого, мугат занимались предсказаниями и знахарством. В СССР работали в сельском хозяйстве, а после остались без работы; русские цыгане не считают мугат цыганами.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Йошта рецепты Ягоды йошты что можно приготовить на зиму
Каково значение кровеносной системы
Разделка говядины: что выбрать и как готовить?