Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Как выглядит золотая осень в глазах фотографов и почему листья меняют цвет. План-конспект интегрированного занятия по музыке «Осень глазами поэтов, художников, композиторов Дачи осенью

Осень: поэт - художник - композитор

  1. Междисциплинарная тема.
  2. Произведения искусства и их создатели - поэты, художники, композиторы.
  3. Отражение в произведениях искусства темы осени.
  4. Сравнение настроений и характеров изучаемых произведений.

Художественный материал:

  1. П. Чайковский. Октябрь «Осенняя песнь» из цикла «Времена года» (2 вида исполнения) (слушание);
  2. С. Прокофьев. «Вариации Феи Осени» из балета «Золушка» (слушание);
  3. И. Левитан. «Осень», «Лето»;
  4. И. Грабарь. «Рябинка»;
  5. В. Поленов. «Золотая осень»;
  6. В. Нестеренко. «Последние листья»;
  7. Стихи поэтов: А. Пушкина, А. Плещеева, Е. Трутневой.

Песенный репертуар:

  1. Г. Попатенко, стихи Е. Авдиенко. «Листопад» (пение);
  2. Д. Васильев-Буглай, стихи А. Плещеева. «Осенняя песенка» (пение)

Характеристика видов деятельности:

  1. Иметь представления о роде деятельности представителей искусства - поэтов, художников, композиторов.
  2. Сравнивать образное содержание произведений музыки, поэзии, живописи на уровне темы, выявлять признаки сходства и отличия.

Жила-была хозяйка Осень
В волшебном замке золотом,
Бродила вдоль притихших просек
Дружила с ветром за окном.
Кроила сказки из тумана
И шила нитками дождя,
В мир удивительный и странный
Всех за собою уводя…

Ребята, тема нашего урока - Осень. Осень вдохновляла художников, композиторов, поэтов создавать прекрасные произведения, рассказывая об осени краской, музыкой, словами.

Вот и закончилось лето с длинными жаркими днями и короткими звёздными ночами, с грозами и ливнями, с разноцветной радугой и утренней росой, с ягодами, грибами, цветами. Неужели с уходом лета и настроение теперь будет грустное? Осенью погода бывает пасмурной, хмурой, дождливой. Ребята, вам хочется, чтобы наступила осень? (Ответы детей).

Верно, ребята. Нам грустно расставаться с летом. Но осень будет радовать нас своими чудесами. Послушайте стихотворение Е. Трутневой «Осень» и узнайте, какой настроение было у автора, когда она писала это стихотворение.

Стало вдруг светлее вдвое,
Двор, как в солнечных лучах, -
Это платье золотое
У берёзы на плечах.
Утром мы во двор идём, -
Листья сыплются дождём,
Под ногами шелестят
И летят… летят… летят…
И высоко от земли
Пролетели журавли.
Всё летит! Должно быть это
Улетает наше лето…

Послушайте стихотворение А. Плещеева «Осень наступила» и попробуйте догадаться о настроении другого автора.

Осень наступила, высохли цветы,
И глядят уныло голые кусты.
Вянет и желтеет травка на лугах,
Только зеленеет озимь на полях.
Тучи небо кроют, солнце не блестит,
Ветер в поле воет, дождик моросит.
Воды зашумели быстрого ручья,
Птички улетели в тёплые края…

Великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин каждый год восхищался осенью. Осень была любимой порой поэта. Послушайте отрывок из его стихотворения «Осень».

Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса.
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса.
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий луч, и первые морозы.
И отдалённые седой зимы угрозы.

  1. Какими словами поэт называет осень? Какие слова подбирает для её описания? (В багрец, золото одетые леса; редкий солнца луч; первые морозы…)
  2. А если бы вы были поэтами, какие бы слова вы подобрали, чтобы рассказать о волшебной поре – осени? (Рассказы детей.)
  3. Ребята, а если бы вы были композиторами, какую бы вы сочинили музыку об осени: грустную или весёлую? (Ответы детей.)

Ребята, как вы думаете, а по музыкальному произведению можно догадаться о настроении композитора? Давайте попробуем. Музыку написал русский композитор Пётр Ильич Чайковский.

Слушание произведения «Осенняя песнь» П. Чайковского из цикла «Времена года».

  1. Какая музыка прозвучала: весёлая или грустная?
  2. Какие чувства, настроение она у вас вызвала? (Грусть, печаль.)
  3. Какие явления природы передал композитор в «Осенней песне»? (Порывы ветра, опадание листвы.)
  4. Какой композитор сочинил эту музыку?

Эта пьеса из сборника Петра Ильича Чайковского «Времена года». Пьес там двенадцать, по числу месяцев в году, и каждая носит название месяца. Есть пьесы и про осень – «Сентябрь», «Октябрь», «Ноябрь». Но у каждой пьесы есть свой подзаголовок, например, «Октябрь. Осенняя песня». В ней композитор рисует картину осенней природы, рисует, как шелестит ветерок, срывает листочки и они, кружась опускаются на землю.

  1. А если бы вы были художниками, какими бы красками вы рисовали осенние пейзажи? (Ответы детей.)
  2. Ребята, а с помощью рисунка можно выразить своё настроение? (Ответы детей.)

Правильно. По рисунку также можно догадаться о настроении художника, о его чувствах, мечтах.

Просмотр картины И. Левитана «Золотая осень».

Ребята, посмотрите внимательно на картину: на луг, на речку, на золотые листочки берёз, на пожелтевшую, почти высохшую траву, на одинокий полуувядший цветок, склонившийся прямо к воде и на яркое солнечное небо над ним.

  1. А вы бы хотели оказаться на этом лугу?
  2. Как бы вы назвали эту картину? (Ответы детей.)

Исаак Левитан выбрал для своей картины название «Золотая осень». Как вы думаете, почему? (Ответы детей.)

Правильно. Всё на этой картине как будто золотое: пышное убранство берёз, яркий солнечный свет осеннего дня…

  1. Какие приметы осени вы видите на этой картине?
  2. Какое небо? (Яркое, солнечное, голубое, прохладное.)
  3. Какой день изображён на картине: ясный или пасмурный? (Ясный.)
  4. Есть ли на небе облака? Какие они? (Белое облачко.)
  5. Как вы думаете, какое настроение у берёз? (Весёлое, радостное, они гордятся своими золотыми платьями.)

А вы заметили одинокий цветок у ручья? Как вы думаете, какое настроение у цветка? (Он радуется яркому солнцу: радуется, что он такой красивый, но немного грустит, потому что остался совсем один и скоро будет холодно.)

А теперь отгадаем, с каким настроение художник рисовал эту картину. (С хорошим, весёлым. Радостным, светлым, восторженным и немного грустным.)

Ребята, давайте попробуем придумать по этой картине рассказ. Придумайте название своему рассказу. Расскажите об осеннем дне, небе, об облаках, о солнце, о берёзах, об одиноком цветке и о голубом ручейке. (Рассказы детей.)

Мы слушали стихи, музыку, рассматривали картины. Стихи, картины, музыкальные пьесы – всё это произведения искусства.

  • Поэт сочиняет стихи.
  • Художник пишет картины.
  • Композитор сочиняет музыку.

Замечательный русский композитор Сергей Сергеевич Прокофьев писал не только сложнейшие произведения для взрослых, но и детскую музыку, предназначенную для самых маленьких. Он очень любил сказки.

«Вариации Феи Осени» – отрывок из балета «Золушка», написанного на сюжет известной сказки Ш. Перро. Помните, когда после отъезда на бал мачехи с сестрами Золушка остается одна и мечтает? В сказке-балете Прокофьева к ней на помощь приходят не только волшебница крёстная, но и феи всех времён года, которые преподносят Золушке свои дары. А характер у фей такой разный, под стать временам года… Итак, знакомьтесь: Фея Осени!

Послушайте «Вариацию Феи Осени» С. Прокофьева.

Слушание: С. Прокофьев. «Вариация Феи Осени».

  1. Вы знаете эту сказку?
  2. Назовите главных героев этой сказки.
  3. Куда отправилась главная героиня этой сказки? (На бал.)
  4. Какой показана осень в музыкальном произведении?
  5. Отрывок из какого балета мы сейчас слушали?
  6. Какой композитор сочинил музыку к этому балету?

Запомни!

  • Художник
  • Композитор
  • Произведение искусства

На этом уроке мы увидели, услышали, как изображают осень поэты, художники, композиторы в своих произведениях искусства. Наш урок закончен, но осень продолжает дарить нам много удивительных сюжетов для новых творческих открытий.

Примерный рассказ
Наступила осень. Тоненькие берёзки с белыми стволами нарядились в ярко-жёлтые платья. Дует лёгкий ветерок, листики обрываются с веток и летят, кружась в медленном танце. Смотришь на берёзы и удивляешься, как это зелёные листочки превратились в золотые. По лугу протекает тёмно-синяя река. Вода уже стала холодная. На изгибе реки стоит одинокая красавица берёза, ярко-жёлтая и ровная, как свечка. Вдалеке виднеются зелёно-коричневые деревья, ярко-зелёное поле и несколько деревенских домиков.
Небо голубое-голубое с лёгким облачком. Солнца не видно, но его присутствие чувствуется во всём: словно горит и переливается золотом листва, играя в солнечных лучах. А от деревьев падает тень. По тени можно догадаться, в какой стороне находится солнце.
На берегу реки расцвёл осенний цветок. Он радуется сам яркому лучистому солнцу и радует всех своей красотой. Только жаль, что он остался один. Наверное, все цветы уже отцвели.

Описание картины Игоря Грабаря «Рябинка»
Красота русской природы всегда находила отклик в сердцах творческих людей. Много строк посвятили поэты и писатели бескрайним просторам русских равнин, много художников запечатлели красивейшие уголки России. Одним из таких художников является Игорь Грабарь - тонкий ценитель очарования красок природы. С большой любовь написана картина «Рябинка», изящно играют цвета на ней, мастерски художником создаётся ощущение присутствия в необычайно красивом месте.
На переднем плане картина художник изобразил главную героиню - рябинку. Стоит осень, дерево приготовилось сбросить листву. Наливаются соком красные ягоды, этот цвет олицетворяет приход времени подведения итогов, сбора урожая. На заднем плане виднеется небольшая деревня, где должна кипеть жизнь - время подготовки к зиме, делаются последние приготовления. Художник использует противопоставление суетливой человеческой деятельности и торжественного спокойствия леса и природы.
Рядом с главной героиней картины - рябинки, стоят две берёзки, которые неё уступают ей ни в красоте, ни в изяществе. Такую красоту трудно передать словами, и тогда на помощь приходят средства изобразительного искусства, которыми в совершенстве владел Игорь Грабарь.

Описание картины Исаака Ильича Левитана «Золотая осень»
Среди работ Исаака Ильича Левитана своим оптимизмом, мажорными нотами и светлостью восприятия выделяется картина «Золотая осень».
На картине изображена золотая осенняя пора. Солнце освещает приятный взгляду пейзаж: тихая, спокойная речка с поросшими высокой травой берегами, ещё зеленый травяной покров, желтый, красный, оранжевый лес. От слабого ветерка листва на деревьях трепещет, переливается солнечным блеском. Небо ясное, голубое, но на горизонте оно светлеет, появляются облака. Что характерно, на первом плане изображены тоненькие, стройные берёзки в драгоценном золотом уборе. Они представляют собой саму Русь: статную, легкую, красивую и задают тон всей картине.
На заднем плане можно разглядеть деревенские домики, широкое зелёное поле. На этой картине главенствующее место отведено природе, деревня не подавляет её, а наоборот, гармонично вписывается в окружающую действительность.
В целом, полотно производит самые приятные, радостные впечатления. Невозможно оторвать глаз от стройных красавиц-березок, и, кажется, слышишь, как колышется их листва, а в реке плещутся, живут своей незаметной жизнью её многочисленные обитатели.

Описание картины Василия Поленова «Золотая осень»
Картина написана художником неподалёку от его усадьбы на реке Оке в Тульской губернии и изображает солнечный осенний день. Взор зрителя сразу приковывает река, тёмной змеёй выделяющаяся на фоне золотых деревьев и холмов. Не сразу замечается, но надолго врезается в память сияние солнца на крышах монастыря у излучины реки.
Василий Поленов изобразил самое начало осени - жёлтый цвет ещё не полностью захватил пространство картины, пример тому - огромное дерево на переднем плане с ещё зелёной кроной. Но все внимание, конечно, забирает себе река. Чистая вода отражает солнечные блики, небо, солнце и деревья, на отмелях кружит жёлтая палая листва.

Презентация

В комплекте:
1. Презентация, ppsx;
2. Звуки музыки:
Прокофьев. Вариация Феи Осени из балета Золушка, mp3;
Чайковский. Времена года, Октябрь (2 варианта исполнения - симф. оркестр и фортепиано), mp3;
3. Сопровождающая статья, docx.

Урок музыки 3 класса

Тема: "Осень глазами художников, поэтов, композиторов".
Цели: познакомить с лирическими произведениями А. Вивальди и П.И. Чайковского; показать взаимосвязь поэзии, музыки, живописи как составных частей искусства.
Задачи :

Учить анализировать произведения;

Познакомить с терминами "цитата", "эпитет", "олицетворение", "сравнение";

Совершенствовать навыки выразительного чтения;

Расширять литературный кругозор детей, познакомить их с произведениями искусства, посвященными осени;

Воспитывать чувство прекрасного, умение видеть и понимать красоту родной природы.


Оборудование: учебник «Музыка» для 3 класса; аудиозаписи музыкальных произведений – из цикла "Времена года" П.И. Чайковского, "Осень" Вивальди, стихи об осени; репродукции картин художников И.И. Левитана "Золотая осень", В.Д. Поленова "Золотая осень", В.А. Серова "Октябрь"; Школьный толковый словарь русского языка, Толковый словарик русского языка; карточки с текстами; диафильм "Природа глазами художников", диапроектор.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент

II. Сообщение темы урока

III. Знакомство с новым разделом учебника
Учитель: Осень – чудесная пора! И тема нашего урока – "Осень глазами художников, поэтов, композиторов".
Учитель: Каждый видит и понимает осень по-своему. Откройте учебник на странице 176, прочтите текст и решите, истинны или ложны утверждения, записанные на доске.
На доске:

Осень – это орехи, цветы, высокое небо.


Осень – это туманы, заморозки, первый снег.

Дети читают текст и приходят к выводу, что оба высказывания истинны.
– Докажите, что эти высказывания истинны.
Выслушиваются ответы детей.
– Сегодня мы познакомимся с новым разделом книги "Глухая пора листопада". Борис Пастернак написал такие строки:
Глухая пора листопада,

Последних гусей косяки...

Расстраиваться не надо –

У страха глаза велики.


Строкой этого стихотворения назван раздел, и она заключена в кавычки. Почему ставятся кавычки? Ответ найдите в статье.
Дети. Это первая строчка стихотворения.
Учитель : Как называют строку из стихотворения, заключенную в кавычки?
Дети : Цитата.
Учитель : Почему пора названа глухой? Найдите ответ на этот вопрос.
Выслушиваются ответы детей.
IV. Знакомство с произведениями об осени
Учитель : Сегодня на уроке мы будем слушать музыку, рассмотрим репродукции картин художников Исаака Ильича Левитана, Василия Дмитриевича Поленова, Валентина Александровича Серова, послушаем и прочитаем произведения русских поэтов и писателей, посвященные осени.

Послушайте произведение Пушкина. Определите, к какому жанру оно относится.


Звучит аудиозапись произведения Пушкина "Осень".
– Сможете ли вы объяснить значение слов "очей очарованье" ("Очи – глаза"; "Очаровать – произвести неотразимое впечатление на кого-то, что-либо, подчинить своему обаянию"; "природы увяданье"; "багрец" (образовано от прилагательного "багровый").
– Посмотрите, как Поленов изобразил цвет осенней листвы.
Учитель прикрепляет на доску репродукцию картины В.Д. Поленова "Золотая осень".

Дети рассматривают репродукцию, фоном звучит произведение А. Вивальди "Осень".
– Послушайте еще одно произведение об осени.
Учитель читает стихотворение К.Бальмонта "Осень", ученики следят по тексту на с. 177 учебника.
– Как вы понимаете выражение "Все деревья блистают в разноцветном уборе", "нет в цветах благовонья"?
Выслушиваются ответы детей .
– Третье поэтическое произведение, с которым мы будем работать, написано Федором Тютчевым. Послушайте его.
Звучит аудиозапись произведения Ф.Тютчева "Есть в осени первоначальной...".
На доске:

Лазурь – светло-синий цвет, синева. Так говорят о безоблачном голубом небе.


– Прочитайте объяснение смысла слова "лазурь". Были ли еще какие-то незнакомые, непонятные вам слова в тексте?
Учитель объясняет смысл непонятных слов.

V. Анализ стихотворений
Учитель: Художники используют самые разнообразные краски для своих полотен. Поэты рисуют картины осенней природы словами. Вспомните, что такое эпитеты.
Дети : Слова, которые называют характерные признаки предметов, явлений, отвечающие на вопрос какой?, например: красная девица, добрый молодец.
Учитель : Найдите такие слова у Пушкина, Тютчева.
Дети выполняют задание.
– А есть ли другие слова-краски, при помощи которых предметы неживой природы могут наделяться свойствами живых существ? Вспомните название этого приема.
Дети: Олицетворение.
Учитель : Найдите такие слова в стихотворении Константина Дмитриевича Бальмонта.
Дети: "Солнце смеется", "осень проснется, заплачет".
Учитель: И еще поэты используют другие волшебные слова-краски. Какой прием использовал Тютчев в строке "Весь день стоит как бы хрустальный"?
Дети : Сравнение.
Учитель : Как вы понимаете смысл этого выражения? Что пытался изобразить автор с помощью этого сравнения?
Дети отвечают.
– Послушайте, как Михаил Михайлович Пришвин описал осенний день.
Учитель раздает карточки с текстом "Хрустальный день".

Подготовленный ученик читает, дети следят по тексту.
ХРУСТАЛЬНЫЙ ДЕНЬ

Есть в осени первоначальной хрустальный день. Вот он и теперь. Тишина! Не шевелится ни один листок вверху, и только внизу на неслышном сквознячке трепещет на паутинке сухой листик. В этой хрустальной тишине деревья, и старые пни, и сухостойкие чудища ушли в себя, и их не было, но когда я вышел на полянку, они заметили меня и вышли из своего оцепенения (М. Пришвин).


Учитель: Как много можно увидеть и почувствовать, если уметь видеть волшебные слова-краски!

VI. Работа над выразительностью чтения
Учитель: Порой и звуки могут передать осеннее настроение. Прочитаем стихотворение, записанное на доске.
На доске:

Шуршат осенние кусты.

Шуршат на дереве листы.

И дождь шуршит,

И мышь, шурша,

В нору спешит.


Учитель : Какое слово чаще всего встречается?
Дети : "Шуршит".
Учитель: А звук?
Дети: Звук [ш].
Учитель : Что же шуршит?
Дети : Опавшие листья.
Учитель: Попробуем прочитать это стихотворение по-разному. Вам предлагается два варианта.
На доске:

1) Шуршит – тише, чуть протягивая звук, остальные слова – громче;


2) Шуршит – громче, остальные слова – тише.
Дети тренируются, работая в парах, затем выслушиваются 3–4 человека.

VII. Физкультминутка
Учитель читает стихотворение и имитирует движения листьев. Дети повторяют.
Осень длинной тонкой кистью

Перекрашивает листья.

Красный, желтый, золотой –

Как хорош ты, лист цветной!

А ветер щеки толстые

Надул, надул, надул.

Красный, желтый, золотой...

Облетел весь лист цветной.

Как обидно, как обидно!

Листьев нет –

Лишь ветки видно.
VIII. Работа над выразительностью чтения (продолжение)
Учитель : К какому жанру относятся эти произведения?
Дети: Это лирические стихотворения.
Учитель: Лирические стихотворения требуют особого чтения – задушевности. Как следует читать стихи? Где следует делать паузу?
Дети отвечают.
– В стихотворении последние слова каждой строки имеют на себе малое ударение, потому что они рифмуются, и рифму надо показывать.

Сейчас каждый ряд потренируется выразительно прочитать стихотворение одного автора: первый ряд – А.С. Пушкина, второй – К.Д. Бальмонта, третий – Ф.И. Тютчева.


Дети выполняют задание. От каждого ряда выслушиваются по два ученика.

IХ. Знакомство с произведениями об осени (продолжение).
Учитель прикрепляет на доску репродукции картин И.И. Левитана "Золотая осень" и В.А. Серова "Октябрь".
Учитель : Музыкальные произведения, картины, стихи были написаны в разное время. Каждый из поэтов и художников по-своему увидел и описал осеннюю природу. Ведь и у осени есть свои периоды, она такая разная.

Какие стихи и картины соответствуют поре наступления осени?


Дети перечитывают стихи, рассматривают репродукции, звучит произведение П.И. Чайковского "Жатва".
– По каким приметам можно догадаться, что речь идет о наступлении осени?
Выслушиваются ответы детей.
– У осени есть особая пора. Как она называется?
Дети: Золотая осень.
Учитель: Послушайте произведение Чайковского из цикла "Времена года" – "Осенняя песня".
Звучит аудиозапись.
– Кто из поэтов воспел золотую осень? Какие строки это подтверждают? На полотнах каких художников изображена эта дивная пора?
Дети отвечают.
– Кому принадлежат эти строки:
"Дни поздней осени бранят обыкновенно,

Но мне она мила, читатель дорогой"?


Дети: Пушкину.
Учитель : Приведите другие строки из ститхотворения Пушкина, в которых описаны последние осенние деньки.
Дети зачитывают строки из стихотворения.
– На какой картине мы видим увядание природы?
Дети отвечают.

Х. Итог урока
Учитель: Мы с вами уже познакомились с картинами некоторых художников. Я хочу показать вам еще несколько картин осенней природы.
Учитель демонстрирует кадры из диафильма "Природа глазами художников".
– Вспомните фамилии поэтов, художников, композиторов, о чьих произведениях шла сегодня речь. Если вы правильно подберете и впишите их фамилии в сетку кроссворда, то в выделенных клетках откроется слово, называющее время года, которому посвящены все эти произведения.
На доске:
Ответы: 1. Чайковский. 2. Серов. 3. Тютчев. 4. Поленов. 5. Бальмонт.
В выделенных клетках – слово осень.

Как мы с вами уже отмечали ранее, осень - лучший сезон для всех фотографов и живописцев. И неважно, являетесь ли вы профессионалом, снимающим для крупных изданий, или просто взрослым фотолюбителем, стремящимся сохранить фантастические личные впечатления на будущее при помощи встроенной в смартфон простенькой камеры, — ухватить богатые оттенки золотой осени способен любой.

Глядя на кадры от профи, вы очень быстро понимаете, что понятие «осенней фотографии» вовсе не ограничивается красочными кронами, ярким «ковром» на газонах или одинокими листиками в лужах. Направление осенней фотографии очень широко и многогранно, оно гораздо объемнее и осмысленно глубже любых других сезонных тем.

Это особое насыщенное и теплое освещение, это поразительные контрасты между повсеместной пышной зеленью и ранними яркими всплесками цвета, а после между всеобъемлющей яркостью и отмиранием. Осень - это мистический сезон, когда вся природа — и растения, и животные - замирают в ожидании чего-то… какого-то первобытного чуда. Осень сочетает в себе множество удивительных вещей и явлений, когда можно увидеть дождь из листьев и снег на зеленом газоне, красно-желто-зеленый «пушистый» дом и живописные деревья, выстроившиеся, будто фантасмагоричная змея из Зазеркалья, тонущая в море непроглядного тумана. Осень - это время, когда каждый объект за окном и каждая мелочь, на которую падает взгляд, обретают особый смысл и выразительность. Благодаря всему этому и мастерству фоторепортеров мы можем восхищаться совершенно сюрреалистическими картинами природы. Полюбуйтесь на снимки ниже и, возможно, они вдохновят вас на собственные фото-подвиги?)

Для иных мастеров кадра сезон урожая неотделим от суетливого животного мира, готовящегося к холодам. Другие представляют осень, как дорогу в никуда и лебединую песню погружающегося в спячку мира, который и сам точно не знает, возродится он после долгой зимы или нет. Третьи предпочитают пышные и богатые натюрморты на тему осенней жатвы. Отдельная популярная сезонная тема - яркие листья и вода. Или затерянные в глуши деревянные домики, или хэллоуинская тематика с тыквами и сухими осенними композициями.

Кстати, а вы знаете, почему листья меняют цвет ?

На самом деле на это влияют три фактора: пигмент в листьях, длина ночи и погода. Но, вероятно, влияет не совсем так, как вы думаете. Как только темное время суток начинает постоянно расти, а ночи становятся холоднее, стартует биохимический процесс в листьях, и они постепенно желтеют/краснеют и опадают. И ничто - от общего уровня окружающей температуры, количества дождей и до качества земли - не влияет настолько сильно на цикл «линьки» деревьев.

В течение всего сезона роста в хлоропласте листьев присутствует и хлорофилл (отвечает за зеленый цвет, позволяет растениям использовать солнечные лучи для выработки сахаров - для питания и роста; вырабатывается только во время роста, но постоянно, и, разрушаясь, - тоже постоянно - окрашивает листья в зеленый) и каротиноиды (отвечают за желтый цвет). За красный цвет отвечают антоцианины: большая их часть вырабатывается растениями именно осенью в ответ на слишком яркий свет и избыток растительных сахаров в клетках листьев.

Итак, ночи удлиняются, и тогда выработка хлорофилла замедляется, а затем полностью останавливается. И через некоторое время весь хлорофилл в листьях разрушается и исчезает. Вот тогда больше ничто не скрывает каротиноиды и вырабатываемые осенью антоцианины, и листья становятся яркими. Ну а конкретный цвет кроны зависит уже от конкретного вида деревьев.

Но и это не все. Свое влияние оказывают температура и количество влаги. За теплые солнечные осенние дни сахара вырабатываются в листьях очень активно, но холодные длительные ночи и постепенное закрытие из-за этого вен в листьях не дает этим сахарам продвигаться по листу. Так что из-за большого количества сахара и активной выработки антоцианинов листья становятся не только красными, но и пурпурными и малиновыми. Наконец, количество влаги в почве, которое постоянно варьируется, гарантирует то, что ни одна осень не будет идеально похожа на другую. Поздняя весна или тяжелая летняя засуха могут отложить цветовое проявление осени на несколько недель. И теплые осенние периоды также снизят яркость крон деревьев. Так что сочетание теплой влажной весны, благоприятной летней погоды, теплых солнечных осенних дней и холодных длинных ночей гарантируют вам потрясающе яркую осень.

МБОУ СОШ № 64

г. Новосибирск

Новосибирск 2010

Цели. Познакомить с лирическими произведениями А. Вивальди и; показать взаимосвязь поэзии, музыки, живописи как составных частей искусства; учить анализировать произведения; познакомить с терминами "цитата", "эпитет", "олицетворение", "сравнение"; совершенствовать навыки выразительного чтения; расширять литературный кругозор детей, познакомить их с произведениями искусства, посвященными осени; воспитывать чувство прекрасного, умение видеть и понимать красоту родной природы.

Оборудование. Учебник "В одном счастливом детстве" (авт. Р. Бунеев, Е. Бунеева. М., 2001); аудиозаписи музыкальных произведений – из цикла "Времена года" , "Осень" Вивальди, стихов об осени; репродукции картин художников "Золотая осень", "Золотая осень", "Октябрь"; Школьный толковый словарь русского языка , Толковый словарик русского языка; карточки с текстами; мультимедиа. Вопросы учителя (У.), ответы детей (Д,)

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Сообщение темы урока Слайд

Учитель. Осень – чудесная пора! И тема нашего урока – "Осень глазами художников, поэтов, композиторов".

III. Знакомство с новым разделом учебника

У. Каждый видит и понимает осень по-своему. Откройте учебник на странице 176, прочтите текст и решите, истинны или ложны утверждения, записанные на доске.

Слайд:

Дети читают текст и приходят к выводу, что оба высказывания истинны.

– Докажите, что эти высказывания истинны.

Выслушиваются ответы детей.

– Сегодня мы познакомимся с новым разделом книги "Глухая пора листопада".

Борис Пастернак написал такие строки:

Глухая пора листопада,
Последних гусей косяки...
Расстраиваться не надо –
У страха глаза велики.

Строкой этого стихотворения назван раздел, и она заключена в кавычки. Почему ставятся кавычки? Ответ найдите в статье.

Дети. Это первая строчка стихотворения.

У. Как называют строку из стихотворения, заключенную в кавычки?

Д. Цитата.

У. Почему пора названа глухой? Найдите ответ на этот вопрос.

Выслушиваются ответы детей.

IV. Знакомство с произведениями об осени

У. Сегодня на уроке мы будем слушать музыку, рассмотрим репродукции картин художников Исаака Ильича Левитана, Василия Дмитриевича Поленова, Валентина Александровича Серова, послушаем и прочитаем произведения русских поэтов и писателей, посвященные осени.
Слайд: Послушайте произведение Пушкина. Определите, к какому жанру оно относится.

Звучит аудиозапись произведения Пушкина "Осень".

– Сможете ли вы объяснить значение слов "очей очарованье" ("Очи – глаза"; "Очаровать – произвести неотразимое впечатление на кого-то, что-либо, подчинить своему обаянию"; "природы увяданье"; "багрец" (образовано от прилагательного "багровый").

– Посмотрите, как Поленов изобразил цвет осенней листвы.

Слайд репродукции картины "Золотая осень".
Дети рассматривают репродукцию, фоном звучит произведение А. Вивальди "Осень".

– Послушайте еще одно произведение об осени.

Учитель читает стихотворение К. Бальмонта "Осень", ученики следят по тексту на с. 177 учебника.

– Как вы понимаете выражение "Все деревья блистают в разноцветном уборе", "нет в цветах благовонья"?

Выслушиваются ответы детей.

– Третье поэтическое произведение, с которым мы будем работать, написано Федором Тютчевым. Послушайте его.

Звучит аудиозапись произведения Ф. Тютчева "Есть в осени первоначальной...".

Слайд :

– Прочитайте объяснение смысла слова "лазурь". Были ли еще какие-то незнакомые, непонятные вам слова в тексте?

Учитель объясняет смысл непонятных слов.

V. Анализ стихотворений

У. Художники используют самые разнообразные краски для своих полотен. Поэты рисуют картины осенней природы словами. Вспомните, что такое эпитеты.

Д. Слова, которые называют характерные признаки предметов, явлений, отвечающие на вопрос какой ?, например: красная девица, добрый молодец.

У. Найдите такие слова у Пушкина, Тютчева.

Дети выполняют задание.

– А есть ли другие слова-краски, при помощи которых предметы неживой природы могут наделяться свойствами живых существ? Вспомните название этого приема.

Д. Олицетворение.

У. Найдите такие слова в стихотворении Константина Дмитриевича Бальмонта.

Д. "Солнце смеется", "осень проснется, заплачет".

У. И еще поэты используют другие волшебные слова-краски. Какой прием использовал Тютчев в строке "Весь день стоит как бы хрустальный"?

Д. Сравнение.

У. Как вы понимаете смысл этого выражения? Что пытался изобразить автор с помощью этого сравнения?

Дети отвечают.

– Послушайте, как Михаил Михайлович Пришвин описал осенний день.

Учитель раздает карточки с текстом "Хрустальный день".
Подготовленный ученик читает, дети следят по тексту.

ХРУСТАЛЬНЫЙ ДЕНЬ

Есть в осени первоначальной хрустальный день. Вот он и теперь. Тишина! Не шевелится ни один листок вверху, и только внизу на неслышном сквознячке трепещет на паутинке сухой листик. В этой хрустальной тишине деревья, и старые пни, и сухостойкие чудища ушли в себя, и их не было, но когда я вышел на полянку, они заметили меня и вышли из своего оцепенения.

М. Пришвин

У. Как много можно увидеть и почувствовать, если уметь видеть волшебные слова-краски!

VI. Работа над выразительностью чтения

У. Порой и звуки могут передать осеннее настроение. Прочитаем стихотворение, записанное на доске.

Слайд:

У. Какое слово чаще всего встречается?

Д. "Шуршит".

У. А звук?

Д. Звук [ш].

У. Что же шуршит?

Д. Опавшие листья.

Слайд:

Дети тренируются, работая в парах, затем выслушиваются 3–4 человека.

VII. Физкультминутка

Учитель читает стихотворение и имитирует движения листьев. Дети повторяют.

Осень длинной тонкой кистью
Перекрашивает листья.
Красный, желтый, золотой –
Как хорош ты, лист цветной!
А ветер щеки толстые
Надул, надул, надул.
Красный, желтый, золотой...
Облетел весь лист цветной.
Как обидно, как обидно!
Листьев нет –
Лишь ветки видно.

VIII. Работа над выразительностью чтения (продолжение)

У. К какому жанру относятся эти произведения?

Д. Это лирические стихотворения.

У. Лирические стихотворения требуют особого чтения – задушевности. Как следует читать стихи? Где следует делать паузу?

Дети отвечают.

– В стихотворении последние слова каждой строки имеют на себе малое ударение, потому что они рифмуются, и рифму надо показывать.
Сейчас каждый ряд потренируется выразительно прочитать стихотворение одного автора: первый ряд – , второй – , третий – .

Дети выполняют задание. От каждого ряда выслушиваются по два ученика.

IХ. Знакомство с произведениями об осени (продолжение )

Слайд репродукции картин "Золотая осень" и "Октябрь".

У. Музыкальные произведения, картины, стихи были написаны в разное время. Каждый из поэтов и художников по-своему увидел и описал осеннюю природу. Ведь и у осени есть свои периоды, она такая разная.
Какие стихи и картины соответствуют поре наступления осени?

Дети перечитывают стихи, рассматривают репродукции, звучит произведение "Сентябрь".

– По каким приметам можно догадаться, что речь идет о наступлении осени?

Выслушиваются ответы детей.

– У осени есть особая пора. Как она называется?

Д. Золотая осень.

У. - Кто из поэтов воспел золотую осень? Какие строки это подтверждают? На полотнах каких художников изображена эта дивная пора?

Дети отвечают.

– Кому принадлежат эти строки:

"Дни поздней осени бранят обыкновенно,
Но мне она мила, читатель дорогой"?

Д. Пушкину.

У. Приведите другие строки из ститхотворения Пушкина, в которых описаны последние осенние деньки.

Дети зачитывают строки из стихотворения.

– На какой картине мы видим увядание природы?

Дети отвечают.

Х. Итог урока

– Вспомните фамилии поэтов, художников, композиторов, о чьих произведениях шла сегодня речь. Если вы правильно подберете и впишите их фамилии в сетку кроссворда, то в выделенных клетках откроется слово, называющее время года, которому посвящены все эти произведения.

Слайд:

Ответы: 1. Чайковский. 2. Серов. 3. Тютчев. 4. Поленов. 5. Бальмонт.

В выделенных клетках – слово осень .

ХI. Домашнее задание

Ответить на вопросы на с. 178, подготовить выразительное чтение стихотворения.

Список использованной литературы:

1. Р. Бунеев, Е. Бунеева. "В одном счастливом детстве". Учебник; М., 2001

2. Школьный толковый словарь русского языка

3. Толковый словарик русского язык

Использованные материалы и Интернет-ресурсы:

1. Товарищество Передвижных Художественных Выставок. Русская живопись http://tphv. ru/

2. Энциклопедия русской живописи http://www. artsait. ru/

3. Композиторы классической музыки http://www. allcomposers. ru/

4. http://classic. chubrik. ru/Tchaikovsky/

5. http://classic. chubrik. ru/Vivaldi/


А.С. Пушкин

Унылая пора! Очей очарованье!






Z.I.Feng


Ручная работа. Керамика


Федор Тютчев

Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора —

И лучезарны вечера...



Лишь паутины тонкий волос




На отдыхающее поле...

Елена Покушаева


Ручная работа. Шёлковый платок в стиле «холодный батик»


Вадим Егоров. Дожди

Я вас люблю, мои дожди,
Мои тяжёлые осенние,

Я вас люблю, мои дожди.

А тротуары словно зеркало,
И я плыву по зеркалам,

Где как сутулые моржи,
Машины фыркают моторами,

Как серебристые ужи.
Где оборванцы фонари
Бредут шеренгою заляпанной,
И осень огненный парик
Сдирает ливневыми лапами.
Спасибо вам, мои дожди,
Спасибо вам, мои осенние,

Спасибо вам, мои дожди.

Graham Gercken


Ручная работа. Сумка из натуральной кожи

Маргарита Алигер



положила кой-где позолоту,
кое-где уронила багрец,
и замешкалась, будто решая,

То отчается, краски мешая,




обретет величавый покой.
И тогда уж, собрав воедино
все усилья, раздумья, пути,
нарисует такую картину,





И сама уничтожит все это,

чтоб отмаяться зиму и лето
и сначала начать через год.

Андрей Миронов


Ручная работа. Керамическое блюдо с оттисками листьев


Ума Турман. В городе дождь


И скоро зима закружит

У прошлого нас одолжить


Земля как волчок вертится

Когда-то ещё встретятся

В городе дождь
А также по области
В городе дождь
Холодный циклон встречай
Ты не придёшь
Я знаю меня спасти
Ты не придёшь
Однажды сказав прощай

Похоже немного осталось уже
Становится всё холодней

И ждать перемен всё трудней


И солнце с небес светится
А вдруг они как в каком-то старом кино
Когда-то ещё встретятся

В городе дождь
А также по области
В городе дождь
Холодный циклон встречай
Ты не придёшь
Я знаю меня спасти
Ты не придёшь
Однажды сказав прощай

Дмитрий Кустанович


Ручная работа. Керамика с росписью


Осенний холодок.
Пирог с грибами.

И снова
неподвижными губами
короткое, как вздох:
«Прощай, прощай.»

«Прощай, прощай...»
Да я и так прощаю
все, что простить возможно,
обещаю

Великодушным я обязан быть.



«Прощай, прощай...»
Прощаю все обиды,
обеды
у обидчиков моих.

«Прощай...»



«Прощай, прощай...»
Старания упрямы


прощаю я неведомо кому.
«Прощай, прощай...» Прощаю,
не смущаю
угрозами,
надежно их таю.

как пироги,
прощенья раздаю.

Прощаю побелевшими губами,
покуда не повторится опять
осенний горький чай
пирог с грибами
и поздний час -
прощаться и прощать.

Иван Агеев


Хенрик Оливейра. Деревянная скульптура


Борис Парчин


Тихой грустью поют вечера.
На тропинке неназванной



Но навек мне запомнились
Расплескавшие море глаза.


На поляне средь белых берез
Вижу взгляд твой ласкающий



Не вернулась любимая -
И судьба моя с нею ушла.

Игорь Орлов


Ручная работа. Ваза из кленовых листьев


Октябрь в Крыму —
Как юности возврат.
Прозрачен воздух,
Небо густо-сине.
Как будто в мае
Дружный хор цикад,
И только утром
Их пугает иней.

Перепутала с весной.
Лишь мне понятно,
Кто тому виной...

Луис Гарсия


Ручная работа. Керамика


Дачи осенью. Валерий Брюсов

Люблю в осенний день несмелый

Вступая в мир осиротелый
Пустынных и закрытых дач.

Забиты досками террасы,
И взор оконных стекол слеп,
В садах разломаны прикрасы,


Вот листья ветром взметены,

Как смерть вещающие сны.

Я верю: в дни, когда всецело

Так в сон столицы опустелой
Войдет неведомый пришлец.

Шэн Вей (Shen Wei)


Осень глазами художников и поэтов

Виды творчества: Разные виды творчества
Живопись и рисование > Живопись

Сначала - светлая и весёлая, почти лето, но чуть прохладнее ночами, чуть прозрачнее, чуть ярче… Затем - пламенеющая, полыхающая. Природа аккумулировала в себе краски всё лето и теперь, под занавес, спешит выплеснуть их. А потом - ломкая и хрупкая красота, звенящая от заморозков. Опустевшая, опустошённая…

Осень всегда служила источником вдохновения. Для художников, для поэтов, для творцов.

И сейчас, вдохнув полной грудью подмосковный воздух за окном, приступаю к рассказу. Но рассказывать я буду не сама, это гораздо раньше и намного более красиво сделали другие:

А.С. Пушкин

Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.

Z.I.Feng

Ручная работа. Керамика

Федор Тютчев

Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора —
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера...

Где бодрый серп гулял и падал колос,
Теперь уж пусто всё - простор везде,-
Лишь паутины тонкий волос
Блестит на праздной борозде.

Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко ещё до первых зимних бурь -
И льётся чистая и тёплая лазурь
На отдыхающее поле...

Елена Покушаева

Ручная работа. Шёлковый платок в стиле «холодный батик»

Вадим Егоров. Дожди

Я вас люблю, мои дожди,
Мои тяжёлые осенние,
Чуть-чуть смешно, чуть-чуть рассеянно
Я вас люблю, мои дожди.
А листья ластятся к стволам,
А тротуары словно зеркало,
И я плыву по зеркалам,
В которых отражаться некому,
Где как сутулые моржи,
Машины фыркают моторами,
Где вьются рельсы монотонные,
Как серебристые ужи.
Где оборванцы фонари
Бредут шеренгою заляпанной,
И осень огненный парик
Сдирает ливневыми лапами.
Спасибо вам, мои дожди,
Спасибо вам, мои осенние,
За все, что вы во мне посеяли,
Спасибо вам, мои дожди.

Graham Gercken

Ручная работа. Сумка из натуральной кожи

Маргарита Алигер

Осень только взялась за работу,
только вынула кисть и резец,
положила кой-где позолоту,
кое-где уронила багрец,
и замешкалась, будто решая,
приниматься ей этак иль так?
То отчается, краски мешая,
и в смущенье отступит на шаг...
То зайдется от злости и в клочья
все порвет беспощадной рукой...
И внезапно, мучительной ночью,
обретет величавый покой.
И тогда уж, собрав воедино
все усилья, раздумья, пути,
нарисует такую картину,
что не сможем мы глаз отвести.
И притихнем, смущаясь невольно:
что тут сделать и что тут сказать?
...А она все собой недовольна:
мол, не то получилось опять.
И сама уничтожит все это,
ветром сдует, дождями зальет,
чтоб отмаяться зиму и лето
и сначала начать через год.

Андрей Миронов

Ручная работа. Керамическое блюдо с оттисками листьев

Ума Турман. В городе дождь

Похоже, немного осталось совсем
И скоро зима закружит
На десять минут бы, ну хотя бы на семь
У прошлого нас одолжить

Конечно, всё это глупости но...
Земля как волчок вертится
А вдруг они как в каком-то старом кино
Когда-то ещё встретятся

В городе дождь
А также по области
В городе дождь
Холодный циклон встречай
Ты не придёшь
Я знаю меня спасти
Ты не придёшь
Однажды сказав прощай

Похоже немного осталось уже
Становится всё холодней
И мы со временем осторожней на вираже
И ждать перемен всё трудней

Но свежий ветер всё ещё бьётся в окно
И солнце с небес светится
А вдруг они как в каком-то старом кино
Когда-то ещё встретятся

В городе дождь
А также по области
В городе дождь
Холодный циклон встречай
Ты не придёшь
Я знаю меня спасти
Ты не придёшь
Однажды сказав прощай

Дмитрий Кустанович

Ручная работа. Керамика с росписью

Булат Окуджава. Прощание с осенью

Осенний холодок.
Пирог с грибами.
Калитки шорох и простывший чай.
И снова
неподвижными губами
короткое, как вздох:
«Прощай, прощай.»

«Прощай, прощай...»
Да я и так прощаю
все, что простить возможно,
обещаю
простить и то, чего нельзя простить.
Великодушным я обязан быть.

Прощаю всех, что не были убиты
тогда, перед лицом грехов своих.
«Прощай, прощай...»
Прощаю все обиды,
обеды
у обидчиков моих.

«Прощай...»
Прощаю, чтоб не вышло боком.
Сосуд добра до дна не исчерпать.
Я чувствую себя последним богом,
единственным умеющим прощать.

«Прощай, прощай...»
Старания упрямы
(знать, мне лишь не простится одному),
но горести моей прекрасной мамы
прощаю я неведомо кому.
«Прощай, прощай...» Прощаю,
не смущаю
угрозами,
надежно их таю.
С улыбкою, размашисто прощаю,
как пироги,
прощенья раздаю.

Прощаю побелевшими губами,
покуда не повторится опять
осенний горький чай
пирог с грибами
и поздний час -
прощаться и прощать.

Иван Агеев

Хенрик Оливейра. Деревянная скульптура

Борис Парчин

Осень желтой косынкой повязана,
Тихой грустью поют вечера.
На тропинке неназванной
Не судьбу ли я встретил вчера.

Разошлись, только взглядом обмолвились,
На тропе, что случайно свела.
Но навек мне запомнились
Расплескавшие море глаза.

И в костре, синевой догорающем,
На поляне средь белых берез
Вижу взгляд твой ласкающий
И курносый с веснушками нос.

Осень машет косынкой малиновой,
Тихой грустью поют вечера...
Не вернулась любимая -
И судьба моя с нею ушла.

Игорь Орлов

Ручная работа. Ваза из кленовых листьев

Октябрь в Крыму. Юлия Друнина

Октябрь в Крыму —
Как юности возврат.
Прозрачен воздух,
Небо густо-сине.
Как будто в мае
Дружный хор цикад,
И только утром
Их пугает иней.

Перепутала с весной.
Лишь мне понятно,
Кто тому виной...

Луис Гарсия

Ручная работа. Керамика

Дачи осенью. Валерий Брюсов

Люблю в осенний день несмелый
Листвы сквозящей слушать плач,
Вступая в мир осиротелый
Пустынных и закрытых дач.

Забиты досками террасы,
И взор оконных стекол слеп,
В садах разломаны прикрасы,
Лишь погреб приоткрыт, как склеп.

Смотрю я в парки дач соседних,
Вот листья ветром взметены,
И трепеты стрекоз последних,
Как смерть вещающие сны.

Я верю: в дни, когда всецело
Наш мир приветит свой конец,
Так в сон столицы опустелой
Войдет неведомый пришлец.

Шэн Вей (Shen Wei)

Ручная работа. Роспись по фаянсу

Уходит осень. Стихи С. Крылова

Пахнет дымом, и грустно очень —
То дворами, где жгут листву,
Невидимкою бродит осень,
Покидающая Москву.
Сколько грусти и сколько света!
Как пронзителен птичий гвалт!
Листья желтые с черных веток
Тихо падают на асфальт.

Ветер листья метет, как дворник,
Растворяется дым, и мне
Так спокойно и так просторно
В этой доброй, как мир, тишине.
И не надо сердиться вовсе,
Что опять я брожу один.
Понимаешь, уходит осень —
Я хочу ее проводить

Юрий Обуховский


Ручная работа. Вязаный палантин


И. Бунин. Листопад (фрагмент)

Не жди: наутро не проглянет
На небе солнце. Дождь и мгла
Холодным дымом лес туманят, —
Недаром эта ночь прошла!
Но Осень затаит глубоко
Все, что она пережила
В немую ночь, и одиноко
Запрется в тереме своем:
Пусть бор бушует под дождем,
Пусть мрачны и ненастны ночи
И на поляне волчьи очи
Зеленым светятся огнем!
Лес, точно терем без призора,
Весь потемнел и полинял,
Сентябрь, кружась по чащам бора,
С него местами крышу снял
И вход сырой листвой усыпал;
А там зазимок ночью выпал
И таять стал, все умертвив...

Трубят рога в полях далеких,
Звенит их медный перелив,
Как грустный вопль, среди широких
Ненастных и туманных нив.
Сквозь шум деревьев, за долиной,
Теряясь в глубине лесов,
Угрюмо воет рог туриный,
Скликая на добычу псов,
И звучный гам их голосов
Разносит бури шум пустынный.
Льет дождь, холодный, точно лед,
Кружатся листья по полянам,
И гуси длинным караваном
Над лесом держат перелет.

Клевогин Борис

Роман Шустов. Одинокий скрипач


http://www.livemaster.ru/topic/1406...hnikov-i-poetov

Включайся в дискуссию
Читайте также
Йошта рецепты Ягоды йошты что можно приготовить на зиму
Каково значение кровеносной системы
Разделка говядины: что выбрать и как готовить?