Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Как улучшить концентрацию внимания: способы для взрослых и детей. Не могу думать, концентрировать внимание

Рассеянность способна натворить много бед. В лучшем случае мы кладем в чай соль вместо сахара или оставляем что-то из покупок в магазине, в худшем – забываем дома документы, отправляясь в дальнюю дорогу, или покупаем билет не на тот самолет, который нам нужен. Если вы страдаете от рассеянного внимания, то такие ситуации могут преследовать вас на каждом шагу. Откуда же появляется рассеянность? Как с ней справиться? Попробуем ответить вам на эти вопросы.

Виды рассеянности

Хорошее внимание значительно облегчает нам жизнь – мы всегда знаем, что уже сделали, а что только предстоит, помним все необходимые номера телефонов на случай, если неожиданно сядет мобильный или на его счету закончатся деньги, предусматриваем возможное развитие событий. При рассеянном внимании все иначе – мы как слепые котята тычемся из угла в угол, путаемся в массе ежедневных дел, но так и не успеваем ничего сделать. Рассеянность бывает разная – можно выделить по крайней мере три вида.

  1. Первая разновидность не имеет никакого отношения к болезням и является скорее врожденной чертой человека – это элементарное неумение концентрироваться и высокая отвлекаемость. Чаще всего такая рассеянность внимания присуща детям, но, взрослея, многие не расстаются с этой напастью и остаются такими же невнимательными в сознательном серьезном возрасте. Таким людям трудно организовать свою работу и быт, у них отсутствует пунктуальность и они зачастую очень плохо усваивают крайне важную информацию, поэтому на серьезных должностях им побывать обычно не удается.
  2. Второй тип рассеянности ближе людям науки . Они настолько сосредоточены на своих мыслях, что внешние факторы утрачивают для них значение и существуют, словно в другом измерении. Таким людям обычно бывает трудно переключиться со своих мыслей на что-то постороннее или другую мысль, они зачастую отвечают невпопад и попадают в самые абсурдные смешные ситуации.
  3. Третий вид уже ближе к физиологическим нарушениям – возрастная и функциональная рассеянность . Люди, которые страдают от нее, не всегда в состоянии полноценно воспринимать происходящее, принимать правильные решения и последовательно осуществлять его.

Причины рассеянного внимания

У рассеянного внимания может быть немало причин. Давайте рассмотрим самые распространенные из них.

  • Ряд физиологических причин, связанных с общим переутомлением организма – недосыпание, напряженный рабочий график, затяжные болезни.
  • Развитию этого состояния часто способствует прием некоторых лекарственных препаратов, злоупотребление алкоголем, курение.
  • Иногда такой симптом может говорить о гормональных изменениях в организме – при беременности, при ПМС, климаксе или заболеваниях щитовидной железы.
  • Психологические нарушения в сознании человека – стрессы, депрессии, неврозы, панические атаки.
  • Возрастные изменения, неизбежно происходящие в организме.
  • Заболевания и патологии головного мозга.
  • Недостаток йода в организме.
  • Характерная черта человека.

Бывает, человек думает, что у него рассеянное внимание, когда как он может отличаться другими способностями (более активными).

Рассеянные люди часто активны. Это не патология, а черта характера. Измениться можно, если знать что в себе менять, тогда и глядишь внимание улучшится.

Человек может быть рассеян из-за длительного стресса/переживаний, депрессии. Если с детства были несколько рассеянны, значит у вас замедленные или плохо проходят некоторые процессы в головном мозге, а помочь в этом могут головоломки, активные игры.


Ответьте перед собой на вопросы:

  • Вы довольны собой? (кроме внимательности)
  • Вы часто грустите?
  • Ощущаете себя одиноким(ой)?
  • Бывает тяжесть просыпания по утрам и дневная сонливость?
  • Не всегда понимаете, что вам хотят сказать?
  • Часто ли отвечаете отрывками (не развернуто)?

Если многие ответы совпали, значит причина в обменных процессах головы.

Как восстановить внимание?

Так как это нарушение приносит немало хлопот и неприятностей в жизни, то обязательно нужно принимать меры, чтобы восстановить внимание.

Если причины вам более менее понятны, можно разработать свой план улучшения внимания в зависимости от типа рассеянности.

Что же нужно сделать?

  • Для начала обратитесь к врачу, чтобы исключить возможность наличия функциональных изменений в организме.
  • Упорядочите свой распорядок дня – вовремя ложитесь спать, не валяйтесь в кровати до обеда. Если у вас есть такая потребность, то выделяйте полчаса – час на дневной сон.
  • Правильно питайтесь – употребляйте достаточно пищи с содержанием фолиевой кислоты и йода. Увеличьте потребление сложных углеводов они будут подпитывать ваш мозг и вам будет легче сосредоточиться.
  • Следите за собой, составляйте списки дел и вычеркивайте из него уже выполненные.
  • Регулярно проветривайте помещение, в котором вы находитесь. Достаточное количество кислорода активирует мозговую деятельность.
  • Психологами давно доказано, что цвет имеет огромное влияние на умственные процессы и настроение человека. Для того, чтобы взбодрить мозг используйте яркие предметы обихода, письменные, а иногда и одежду. Только не переусердствуйте – обилие ярких красок может вызвать раздражительность.
  • Запахи тоже имеют свойство влиять на нашу память и восприятие происходящего. Прекрасно взбодрит запах лимона или других цитрусовых.
  • Шоколад и орехи давно заслужили славу настоящего активатора мозговой активности. Поэтому пара долек шоколада и горсть орехов ежедневно просто необходимы вам.
  • Если вы чувствуете, что переутомились и не можете собраться с мыслями, то помассируйте ушную раковину. Массаж нужно продолжать не менее одной минуты. Вы будете удивлены, но в голове появится некоторая ясность.
  • Тренируйтесь в разгадывании головоломок, решайте уравнения.

О внимании:

» Можно одновременно концентрировать на двух или даже более вещах или только одном .

» Уметь быстро или медленно переключать внимание .

Добрый день! Очень нужен ваш совет. У меня проблемы с вниманием и концентрацией. Я очень рассеянная. У меня постоянно возникают меня проблемы с работой. Постоянно находятся какие-то ошибки. Хотя я ответственный человек и стараюсь сделать все на отлично, по сто раз проверяю. Но я не могу сконцентрироваться на деталях. И в итоге что-то да пропускаю. Мне трудно доделывать дела, требующиеусидчивости и упорной работы, я загораюсь и начинаю хорошо, но потом быстро теряю интерес. Особенно если надо делать что-то регулярно. Даже давать лекарство ребенку регулярно в течение месяца для меня проблема. На середине или под конец я начинаю забывать. Но при этом не сложная, монотонная работа у меня получается хорошо и доставляет мне удовольствие. Я с трудом удерживаю внимание при чтении или слушании. При том, читая, я перескакиваю со строчки на строчку. Когда я слушаю людей, то не могу сконцентрироваться на том, что мне говорят. Я как будто отключаюсь. Слышу слова, но не понимаю смысла. Тоже самое и с чтением. Я пробегаю глазами слова, но смысл до меня не доходит. Иногда я много раз перечитываю какой-то абзац, но так и не могу сконцентрироваться и понять о чем в нем говорится. Я как будто отключаюсь в этот момент. Мне трудно организовать свои дела, приступить что-то делать, я долго собираюсь, настраиваюсь, оставляю все на последний момент. Кстати работая в авральном режиме, когда надо закончить в короткие сроки продуктивность у меня выше. Я плохо запоминаю. Я очень много читаю и предполагаю, что я много знаю, но все мои знания плохо удерживаются в голове. Прочитанное остается у меня в памяти по принципу «что-то где-то у кого-то читала». Когда приходилось сдавать экзамены в университете, я никогда не могла ответить сразу на вопрос (подсказать), так как не помнила в этот момент. И только сев и сосредоточившись, я вспоминала, о чем идет речь. Но выйдя, я тут же забывала и даже если помнила, то очень сбивчиво могла об этом рассказать. Я не могу аргументировать свою точку зрения, потому что я не помню информацию. Принимая решения по какому-то вопросу, я много читаю, исследую тему, но я помню только принятое мной решение, но я не могу аргументировать его. Я очень импульсивна, эмоциональна, вспыльчива, плаксива. Сначала делаю, потом думаю. У меня моментальная реакция на раздражители и мня это очень огорчает, потому что мне стоит быть более спокойной. У меня плохая оценка эмоциональных реакций других людей. Я часто погружена в себя, свой внутренний мир и диалоги с собой. У меня проблема с говорением, когда я начинаю рассказывать, я нервничаю, рву предложения, часто забываю что хотела сказать, мысли расплываются. Из-за того что информация остается в моей памяти по принципу «что-то где-то..» Иногда я просто отключаюсь на половине фразы и забываю что хотела сказать. При этом я могу много и долго говорить, часами. Мне легче писать, чем говорить. Я часто с трудом формулирую и хорошо могу объяснить, что мне нужно, если надо сделать это сходу. Получается, если успокоюсь и расскажу заученный текст. Или говорю короткими предложениями. Такое состояние, некоторая рассеянность, невнимательность, проблема с концентрацией, забывчивость, наблюдалось у меня всегда с детства. Скажите, с чем моя ситуация может быть связана? Есть ли способо коррекции? Может ли это быть синдром диффицита внимания (СДВГ)? Я раньше думала что это у меня черта характера, но мне кажется что все не так просто. Заранее спасибо за ответ и потраченное время!

пс: была у невролога. она проблемы не видит Сказала " ну вы же дожили до ваших -цадти лет" А по поводу жалоб на проблемы с карьерой что «не всем суждено быть лидерами» прописала ноотропил, кавинтон и мексидол.

Лидия: Я не прошу внимания близких выдумывая несуществующих проблем: похая память, сбивчивая речь, рассеянность. Даже мой муж смеется по поводу «опять забыла», а посторонним приходится по нескольку раз объяснять что я хочу сказать. Т.е. это реальная проблема для меня, вопрос в какой плоскости она лежит - психология, неврология или чтото еще.

Я просто хочу улучшить качество жизни и достичь успехов в профессиональной сфере.

Ирина, вы навели меня на мысль. Странно что я сама не догадалась заглянуть в карту, хотя она у меня на руках!

Невролог в самом деле поствила диагноз. Правда из ее неразборчивого почерка я прочла только энцефалопатия и еще слов 5-6 совершенно неразборчиво. Ну и на МРТ она меня отправила.

Но теперь мне стао даже страшно. Я, пожалуй, еще к какому-нибудь неврологу обращусь.

И она совершенно не объясняет того что я не могу пересказать вчера прочитанную книгу, хотя помню, что мысль мне понравилась, но не помню как же точно она формулировалась. Или когда я сто раз просматриваю проект, но в упор не вижу в нем элементарной ошибки и так каждый раз (а не только от усталости). Когда слушаю человека, а потом отключаюсь, хотя мне интересно что мне говорят. Когда меня просто зацикливает на одной строчке и я не понимаю что там написано, хотя читаю снова и снова и снова.

Александр, посмотрела вашу статью. Думаю, ко мне она не имеет отношения.

Усталость - при моих нагрузках она естественна, но легко снимается просто хорошим сном и походом с мужем вдвоем куда-то.

Некоторая зацикленность на проблемах есть, конечно, как у любого невротика, но обычно это касается стрессовых ситуаций, когда у меня задеты чувства.

И она совершенно не объясняет того что я не могу пересказать вчера прочитанную книгу, хотя помню, что мысль мне понравилась, но не помню как же точно она формулировалась. Или когда я сто раз просматриваю проект, но в упор не вижу в нем элементарной ошибки и так каждый раз (а не только от усталости). Когда слушаю человека, а потом отключаюсь, хотя мне интересно что мне говорят. Когда меня просто зацикливает на одной строчке и я не понимаю что там написано, хотя читаю снова и снова и снова… Но, Ю впрочем, я повторяюсь.

Возможно, упражнения, упомянутые Лидией, в самом деле помогут развить память.

Вполне вреоятно, что моя проллема всеже из области неврологии, а не психологии. И я ошиблась форумом).

Рассеянность внимания – это достаточно серьезно нарушение нервной системы, с которым может столкнуться любой человек. Иногда рассеянность проходит самостоятельно, а иногда, наоборот, провоцирует еще большие проблемы.

Нарушение внимания и сопутствующие ему признаки могут доставлять сильный дискомфорт и мешать нормальной жизнедеятельности. Так что же представляет собой рассеянность и невнимательность с медицинской точки зрения, как проявляется это состояние и как с ним бороться?

Что такое внимание с точки зрения психологии

Внимание – это понятие когнитивной психологии, которое представляет собой степень процесса обработки конкретной информации, которую наш мозг получает из окружающей среды.

Благодаря внимательности обеспечивается успешное ориентирование субъекта в окружающем пространстве, а также за счет него обеспечивается полное и отчетливое отображение в психике. Объект внимания попадает в центр нашего сознания, остальные элементы воспринимаются слабо, не отчетливо, но при этом направление нашего внимания может изменяться.

Внимание бывает нескольких типов:

  1. Непроизвольного типа . Во время работы этого типа внимания человек не прикладывает усилия воли, чтобы сосредоточиться, он даже не ставит перед собой цель.
  2. Произвольного типа . Во время этой разновидности человек прикладывает усилия воли, чтобы сосредоточиться на определенном объекте.
  3. Послепроизвольного типа . Во время этого типа внимания характерно снижение волевых усилий, но при этом сохраняется цель быть внимательным.

Что такое рассеянность

В первую очередь рассеянность – это состояние невнимательности, постоянной забывчивости, которое постоянно сопровождает человека. Стоит помнить, что человек не рождается с рассеянностью, он ее приобретает в течение своей жизни.

Наличие этого нарушения в повседневной жизни могут привести к различным проблемам, а иногда к достаточно серьезным. Общение с такими людьми достаточно хлопотное, они не могут построить нормальных отношений и на работе им приходиться очень тяжело. Поэтому это состояние нужно лечить, чтобы оно не привело к более серьезным последствиям.

Разновидности нарушения

Рассеянное внимание может быть разных видов:

  • функционального вида;
  • поэтического вида;
  • минимального вида.

Функциональное расстройство внимания

Невнимательность этого вида может проявляться практически у любого человека в результате монотонного и однообразного рабочего процесса.

Это вид сбоя может проявиться из-за , постоянных , а также, если у человека имеются какие-нибудь болезни.

Минимальная рассеянность

Минимальная невнимательность и забывчивость обуславливается неумением сосредоточить свое внимание на важных объектах, из-за глубокого погружения в свои личные проблемы.

Данный тип нарушения возникает по причине того, что человек не может отвлечься от внутренних переживаний. Личные переживания отвлекают его от всего, что он делает.

Поэтическая натура летает высоко…

При данном нарушении внимания человек находится постоянно в состоянии мечтательности и фантазий. Это вид не имеет возрастных ограничений. Он относится в основном к людям, у которых творческий характер, для них нормально быть постоянно в задумчивости, поиске, осмыслении.

Разновидности проявлений

Синдром рассеянного внимания может проявляться по разному, а именно:

Рассеянность внимания — болезнь ли это, отвечает врач-психотерапевт:

Эх, рассеянным мне быть и невнимательным жить…

Рассеянность внимания могут вызвать различные причины. Для начала стоит выделить факторы физиологического, не патологического вида, которые провоцируют невнимательность, истощение, скачки и инертность внимания:

  1. На фоне возникновении физической и умственной усталости.
  2. При хроническом недосыпании, бессоннице.
  3. При профессии, которая требует выполнения одних и тех же монотонных действий или сосредоточивания на одном и том же объекте. Часто расстройство объема и ослабление внимания вызывает работа за конвейером, за рулем.
  4. Иногда у людей некоторых профессий, в процессе своей работы, вырабатывается привычка, при которой наблюдается сосредоточивание на предмете своих научных изысканий, что влечет игнорирование всего окружающего, это так называемая инертность внимания (расстройство переключаемости). При этом память не страдает, наоборот она улучшается, просто люди, работающие в научной области или иной области, откидывают все не нужное и стараются удержать свое внимание на самом важном.
  5. Возрастные изменения. С возрастом, особенно у стариков за 70 ослабевают функции концентрирования внимания и возникает его расстройство.
  6. Иногда сильное волнение мешает сосредотачивать свое внимание, что влечет за собой состояние рассеянности.

Неврологические и другие нарушения

Рассеянность, забывчивость и невнимательность могут возникать из-за различных болезней и нарушений в организме:

Рассеянность и забывчивость у детей — главный признак СДВГ

Нередко рассеянность и забывчивость у детей и совсем еще молодых людей характеризуется в неумении контролировать себя. Внимание у ребенка зависит от многих психологических процессов, которые происходят в организме. В самом начале своего пути ему требуется мотивация и контроль со стороны родителей.

Рассеянность и неспособность к самоконтролю часто является одним из главных признаков синдрома дефицита внимания и гиперактивности (). Если у ребенка имеется данное нарушение, то у него возникает рассеянность типа «порхающее» внимание. Главными особенностями этого состояния являются низкий уровень концентрации и быстрое непроизвольное переключение внимания.

Причины и симптоматика

Рассеянность и забывчивость у маленьких детей могут спровоцировать на первый взгляд безобидные факторы и причины:

  • различные консерванты, ароматизаторы, другие пищевые добавки, которые содержатся в большом количестве в современных деликатесах;
  • медикаменты, которые являются производными от салициловой кислоты;
  • если имеется повышенное влечение к сладостям;
  • проблемы с углеводным обменом;
  • возникновение аллергических проявлений на еду;
  • если имеется нехватка нужных химических компонентов для организма ребенка, особенно железа и магния;
  • если имеется повышенное содержание в крови тяжелого металла – свинца. Его избыток может привести к тяжелым патологиям ЦНС и к возникновению умственной отсталости.

Если у ребенка развивается СДВГ, то у него могут проявиться следующие симптомы:

  • состояние гипервозбудимости, неусидчивости, постоянной суеты;
  • часто переключается с одного занятия на другое, при этом предыдущее дело не доделывает до конца;
  • ребенок не может сконцентрировать себя на одном определенном задании;
  • у него плохая память, рваные движения, рассеянность и забывчивость.

Помимо этих симптомов стоит обратить внимание и на другие признаки:

Цели и методы диагностики

Первичный этап диагностирования при нарушениях внимания и рассеянности включает следующие обследования:

  1. . Во время обследования врач должен оценить состояние мелкой моторики, а также выявить невралгические симптомы.
  2. Проведение анкетирования с заполнением диагностической карты.
  3. Проведение нейропсихологического тестирования . Во время этого обследования оценивается уровень внимания, интеллектуальных способностей, работоспособности в отношении длительного задания и другие состояния.

Помимо этого проводятся инструментальные обследования и сдаются лабораторные анализы:

  • биохимический анализ крови , при котором определяется уровень содержания сахара, микроэлементов – железа, магния и свинца, изучается обмен дофамина;
  • генетические анализы ;
  • проведение с допплером ;
  • (ЭЭГ, видео-ЭЭГ) с применением методов (ВП);
  • проведение .

Комплекс мер

Лечение СДВГ и сопутствующих расстройств должно быть комплексным и должно состоять из следующих этапов:

  • приемы по коррекции поведения;
  • психотерапевтические методы;
  • нейропсихологическая коррекция.

Корректирование рассеянности у ребенка можно проводить при помощи занятий, которые направлены на улучшение концентрации. Во время этих занятий решаются различные головоломки, логические задачи. Все занятия нужно четко распределить на день, при этом обязательно основное время должно быть выделено для физической активности и отдыха. Однако если это лечение не дает результаты, то можно использовать и другие типы лечения.

Основные лекарственные средства, которые позволяют бороться с рассеянностью, забывчивостью и невнимательностью у ребенка – это психостимуляторы, которые нужно принимать только под контролем врача:

Все препараты имеют противопоказания и побочные явления, поэтому перед применением обязательно изучите инструкцию по применению.

Во время физиотерапевтического лечения проводятся следующие процедуры:

  • лазерная терапия, полный курс состоит из 7-10 процедур, во время каждой из которых проводится облучение 3-5 зон организма;
  • ДМВ терапия, она состоит из 8-10 процедур;
  • ингаляционные процедуры 5-10;
  • УФО носоглотки, полный курс состоит из 3-5 процедур;
  • курс магнитотерапии, который состоит из 8-10 процедур.

Как развить внимательность — будет полезно и детям и взрослым:

Что делать родителям невнимательного ребенка?

Важную роль при проблемах у своего ребенка с внимательностью и усидчивостью играют родители. Они должны выполнять следующие требования:

  • обязательно подстраиваться под режим своего ребенка и постоянно его соблюдать;
  • контролировать, чтобы в течения дня ребенок чувствовал себя спокойно, чтобы у него не было переутомления, также не желательно, чтобы он долго находился перед экраном телевизора или компьютера;
  • стараться заинтересовать ребенка какими-нибудь спортивными играми, можно записать его в бассейн, а также ходить с ним постоянно гулять на свежий воздух;
  • желательно отказаться от посещений мест с большим скоплением людей, не приглашать к себе большое количество гостей.

Внимание у ребенка необходимо тренировать с самого детства, чтобы в дальнейшем у него не возникло состояния неусидчивости, потерянности и рассеянности. Желательно его заинтересовывать различными развивающими играми. Еще в грудном возрасте нужно показывать разные игрушки и называть их, чтобы он уже мог сосредоточить внимание на них.

Если вдруг вы уже заметили у своего ребенка признаки расстройства внимания, то необходимо на начальном этапе начать самостоятельно развивать внимательность и целеустремленность.

Купите развивающие игры, конструктор, мозаику. Ребенок должен выработать усидчивость, и каждое занятие доложен выполнять до конца, а для облегчения этого процесса родители должны ему в этом помогать.

Иногда рассеянность проходит самостоятельно, а иногда, наоборот, провоцирует еще большие проблемы.

Нарушение внимания и сопутствующие ему признаки могут доставлять сильный дискомфорт и мешать нормальной жизнедеятельности. Так что же представляет собой рассеянность и невнимательность с медицинской точки зрения, как проявляется это состояние и как с ним бороться?

Что такое внимание с точки зрения психологии

Внимание – это понятие когнитивной психологии, которое представляет собой степень процесса обработки конкретной информации, которую наш мозг получает из окружающей среды.

Благодаря внимательности обеспечивается успешное ориентирование субъекта в окружающем пространстве, а также за счет него обеспечивается полное и отчетливое отображение в психике. Объект внимания попадает в центр нашего сознания, остальные элементы воспринимаются слабо, не отчетливо, но при этом направление нашего внимания может изменяться.

Внимание бывает нескольких типов:

  1. Непроизвольного типа. Во время работы этого типа внимания человек не прикладывает усилия воли, чтобы сосредоточиться, он даже не ставит перед собой цель.
  2. Произвольного типа. Во время этой разновидности человек прикладывает усилия воли, чтобы сосредоточиться на определенном объекте.
  3. Послепроизвольного типа. Во время этого типа внимания характерно снижение волевых усилий, но при этом сохраняется цель быть внимательным.

Что такое рассеянность

В первую очередь рассеянность – это состояние невнимательности, постоянной забывчивости, которое постоянно сопровождает человека. Стоит помнить, что человек не рождается с рассеянностью, он ее приобретает в течение своей жизни.

Наличие этого нарушения в повседневной жизни могут привести к различным проблемам, а иногда к достаточно серьезным. Общение с такими людьми достаточно хлопотное, они не могут построить нормальных отношений и на работе им приходиться очень тяжело. Поэтому это состояние нужно лечить, чтобы оно не привело к более серьезным последствиям.

Разновидности нарушения

Рассеянное внимание может быть разных видов:

  • функционального вида;
  • поэтического вида;
  • минимального вида.

Функциональное расстройство внимания

Невнимательность этого вида может проявляться практически у любого человека в результате монотонного и однообразного рабочего процесса.

Это вид сбоя может проявиться из-за проблем со сном, постоянных головных болей, а также, если у человека имеются какие-нибудь болезни.

Минимальная рассеянность

Минимальная невнимательность и забывчивость обуславливается неумением сосредоточить свое внимание на важных объектах, из-за глубокого погружения в свои личные проблемы.

Данный тип нарушения возникает по причине того, что человек не может отвлечься от внутренних переживаний. Личные переживания отвлекают его от всего, что он делает.

Поэтическая натура летает высоко…

При данном нарушении внимания человек находится постоянно в состоянии мечтательности и фантазий. Это вид не имеет возрастных ограничений. Он относится в основном к людям, у которых творческий характер, для них нормально быть постоянно в задумчивости, поиске, осмыслении.

Разновидности проявлений

Синдром рассеянного внимания может проявляться по разному, а именно:

  1. Недостаточная концентрация - рассеянность. В результате этого нарушения происходит снижение способности к запоминанию увиденного или услышанного. Присуща людям, которые сильно чувствительны к различным условиям (состояние усталости, волнения, недосыпания).
  2. Ригидность – это медлительность, заторможенность, при которой наблюдаются проблемы с переключением от одной темы на другую. Данное состояние наблюдается у больных с эпилептическим синдромом, с состоянием гипомании, гебефрении.
  3. Неустойчивое - скачкообразное внимание. Для этого состояния характерно частое перескакивание с одной темы на другую, в результате этого возникают проблемы с памятью. Неустойчивость внимания часто возникает у детей, которые имеют синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), что влечет за собой появление проблем с памятью, снижение успеваемости.

Рассеянность внимания - болезнь ли это, отвечает врач-психотерапевт:

Эх, рассеянным мне быть и невнимательным жить…

Рассеянность внимания могут вызвать различные причины. Для начала стоит выделить факторы физиологического, не патологического вида, которые провоцируют невнимательность, истощение, скачки и инертность внимания:

  1. На фоне возникновении физической и умственной усталости.
  2. При хроническом недосыпании, бессоннице.
  3. При профессии, которая требует выполнения одних и тех же монотонных действий или сосредоточивания на одном и том же объекте. Часто расстройство объема и ослабление внимания вызывает работа за конвейером, за рулем.
  4. Иногда у людей некоторых профессий, в процессе своей работы, вырабатывается привычка, при которой наблюдается сосредоточивание на предмете своих научных изысканий, что влечет игнорирование всего окружающего, это так называемая инертность внимания (расстройство переключаемости). При этом память не страдает, наоборот она улучшается, просто люди, работающие в научной области или иной области, откидывают все не нужное и стараются удержать свое внимание на самом важном.
  5. Возрастные изменения. С возрастом, особенно у стариков за 70 ослабевают функции концентрирования внимания и возникает его расстройство.
  6. Иногда сильное волнение мешает сосредотачивать свое внимание, что влечет за собой состояние рассеянности.

Неврологические и другие нарушения

Рассеянность, забывчивость и невнимательность могут возникать из-за различных болезней и нарушений в организме:

  • во время проблем с кровоснабжением и питанием головного мозга, которые связаны с нарушениями сосудистого характера – атеросклероз, остеохондроз, дисциркуляторная энцефалопатия, артериальная гипертензия, вертебро-базилярная недостаточность;
  • разнообразные нарушения опухолевого характера, гидроцефалия;
  • заболевание Альцгеймера, деменция сосудистого характера;
  • различные проблемы психического характера – депрессия, состояние шизофрении, эпилепсия;
  • появление головных болей с различным характером происхождения – мигрень, гипертензия артериального типа, вегетососудистая дистония, состояние анемии;
  • проблемы со сном, состояние бессонницы;
  • состояние гипоксии;
  • факторы генетического типа;
  • если в организме наблюдаются проблемы с метаболизмом – сахарный диабет;
  • если в организме имеется нехватка полезных компонентов (железо, магний) или наоборот избыток (свинец).

Рассеянность и забывчивость у детей - главный признак СДВГ

Нередко рассеянность и забывчивость у детей и совсем еще молодых людей характеризуется в неумении контролировать себя. Внимание у ребенка зависит от многих психологических процессов, которые происходят в организме. В самом начале своего пути ему требуется мотивация и контроль со стороны родителей.

Рассеянность и неспособность к самоконтролю часто является одним из главных признаков синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). Если у ребенка имеется данное нарушение, то у него возникает рассеянность типа «порхающее» внимание. Главными особенностями этого состояния являются низкий уровень концентрации и быстрое непроизвольное переключение внимания.

Причины и симптоматика

Рассеянность и забывчивость у маленьких детей могут спровоцировать на первый взгляд безобидные факторы и причины:

  • различные консерванты, ароматизаторы, другие пищевые добавки, которые содержатся в большом количестве в современных деликатесах;
  • медикаменты, которые являются производными от салициловой кислоты;
  • если имеется повышенное влечение к сладостям;
  • проблемы с углеводным обменом;
  • возникновение аллергических проявлений на еду;
  • если имеется нехватка нужных химических компонентов для организма ребенка, особенно железа и магния;
  • если имеется повышенное содержание в крови тяжелого металла – свинца. Его избыток может привести к тяжелым патологиям ЦНС и к возникновению умственной отсталости.

Если у ребенка развивается СДВГ, то у него могут проявиться следующие симптомы:

  • состояние гипервозбудимости, неусидчивости, постоянной суеты;
  • часто переключается с одного занятия на другое, при этом предыдущее дело не доделывает до конца;
  • ребенок не может сконцентрировать себя на одном определенном задании;
  • у него плохая память, рваные движения, рассеянность и забывчивость.

Помимо этих симптомов стоит обратить внимание и на другие признаки:

  • ребенок не может сконцентрироваться на определенном задании, постоянно отвлекается от него;
  • часто теряет или забывает свои школьные принадлежности, вещи, игрушки;
  • постоянно отказывается от выполнения определенной работы, во время которой требуется концентрирование внимания и усидчивость;
  • возникновения проблем с успеваемостью из-за того, что ребенок не может завершить даже простые задания;
  • медлительность;
  • пребывает в постоянной мечтательности;
  • не слушает инструкции;
  • может быстро переключиться на другое задание, при этом, не выполнив до конца предыдущее.

Цели и методы диагностики

Первичный этап диагностирования при нарушениях внимания и рассеянности включает следующие обследования:

  1. Осмотр невролога. Во время обследования врач должен оценить состояние мелкой моторики, а также выявить невралгические симптомы.
  2. Проведение анкетирования с заполнением диагностической карты.
  3. Проведение нейропсихологического тестирования. Во время этого обследования оценивается уровень внимания, интеллектуальных способностей, работоспособности в отношении длительного задания и другие состояния.

Помимо этого проводятся инструментальные обследования и сдаются лабораторные анализы:

  • биохимический анализ крови, при котором определяется уровень содержания сахара, микроэлементов – железа, магния и свинца, изучается обмен дофамина;
  • генетические анализы;
  • проведение УЗИ сосудов головы с допплером;
  • электроэнцефалография (ЭЭГ, видео-ЭЭГ) с применением методов вызванных потенциалов (ВП);
  • проведение магнитно-резонансной томографии.

Комплекс мер

Лечение СДВГ и сопутствующих расстройств должно быть комплексным и должно состоять из следующих этапов:

  • приемы по коррекции поведения;
  • психотерапевтические методы;
  • нейропсихологическая коррекция.

Корректирование рассеянности у ребенка можно проводить при помощи занятий, которые направлены на улучшение концентрации. Во время этих занятий решаются различные головоломки, логические задачи. Все занятия нужно четко распределить на день, при этом обязательно основное время должно быть выделено для физической активности и отдыха. Однако если это лечение не дает результаты, то можно использовать и другие типы лечения.

Основные лекарственные средства, которые позволяют бороться с рассеянностью, забывчивостью и невнимательностью у ребенка – это психостимуляторы, которые нужно принимать только под контролем врача:

  1. Глицин. Это средство повышает работоспособность, улучшает умственную деятельность, оказывает благотворное воздействие на ЦНС. В сутки принимается 1 таблетка под язык.
  2. Пирацетам. Улучшает умственную деятельность. В сутки принимается помг.
  3. Биотредин. Оказывает положительное воздействие на когнитивные функции. Повышает внимательность и улучшает память. Доза препарата составляет по 2 мкг на 1 килограмм массы тела, принимается в течение 3-10 дней.
  4. Фенибут. Улучшает кровообращение в головном мозге, улучшает умственную деятельность, свойства памяти. В день дозировка составляет до 250 мг.

Во время физиотерапевтического лечения проводятся следующие процедуры:

  • лазерная терапия, полный курс состоит из 7-10 процедур, во время каждой из которых проводится облучение 3-5 зон организма;
  • ДМВ терапия, она состоит из 8-10 процедур;
  • ингаляционные процедуры 5-10;
  • УФО носоглотки, полный курс состоит из 3-5 процедур;
  • курс магнитотерапии, который состоит из 8-10 процедур.

Как развить внимательность - будет полезно и детям и взрослым:

Что делать родителям невнимательного ребенка?

Важную роль при проблемах у своего ребенка с внимательностью и усидчивостью играют родители. Они должны выполнять следующие требования:

  • обязательно подстраиваться под режим своего ребенка и постоянно его соблюдать;
  • контролировать, чтобы в течения дня ребенок чувствовал себя спокойно, чтобы у него не было переутомления, также не желательно, чтобы он долго находился перед экраном телевизора или компьютера;
  • стараться заинтересовать ребенка какими-нибудь спортивными играми, можно записать его в бассейн, а также ходить с ним постоянно гулять на свежий воздух;
  • желательно отказаться от посещений мест с большим скоплением людей, не приглашать к себе большое количество гостей.

Внимание у ребенка необходимо тренировать с самого детства, чтобы в дальнейшем у него не возникло состояния неусидчивости, потерянности и рассеянности. Желательно его заинтересовывать различными развивающими играми. Еще в грудном возрасте нужно показывать разные игрушки и называть их, чтобы он уже мог сосредоточить внимание на них.

Если вдруг вы уже заметили у своего ребенка признаки расстройства внимания, то необходимо на начальном этапе начать самостоятельно развивать внимательность и целеустремленность.

Купите развивающие игры, конструктор, мозаику. Ребенок должен выработать усидчивость, и каждое занятие доложен выполнять до конца, а для облегчения этого процесса родители должны ему в этом помогать.

Этот раздел создан чтобы позаботиться, о тех, кому необходим квалифицированный специалист, не нарушая привычный ритм собственной жизни.

Что делать если нарушена концентрация вашего внимания

Зачастую сбой в концентрации внимания вызвано низким уровнем кислородного насыщения головного мозга. Гипоксия, так называется данное нарушение, влечет за собой дисфункцию. Ввиду этого все медикаменты, направленные на улучшение памяти и концентрацию внимания, лишь возвращают в исходное состояние.

То, что дано природой с помощью лекарств улучшить невозможно. Поэтому тем у кого, стоит вопрос повысить уровень концентрации для улучшения трудовой деятельности и образа жизни, данная статья будет полезна. В ходе ознакомления читатель получить полную информацию о методах улучшения концентрации.

В первую очередь подчеркнем, что внимание не является процессом, как, например, мышление. Внимание – это состояние, при котором происходит возбуждение в одной или нескольких областей коры головного мозга.

Когда есть необходимость в длительном удержании внимания, зачастую человек ощущает утомление, и внимательность снижается. Человек даже не может припомнить, что конкретно он слышал, например, на лекции.

Виды внимания

Существует два вида внимания, которые зависят от времени:

  • Немедленный вид внимания, т.е. быстрая концентрация – позволяет мгновенно реагировать на окружающую реальность, анализировать информацию и, соответственно, концентрироваться на одной задаче или событии.
  • Медленный вид внимания необходим человеку во время обучения или трудовой деятельности. Эта способность дает возможность не спеша поразмыслить над проблемой или усвоить информацию во время образовательного процесса.

Способность концентрировать внимание растет до 25 лет и вплоть до 45 лет остается стабильной и даже может улучшаться. После 50 лет начинается постепенная деградация. И это заставляет многих людей начинать прием препаратов по лечению нарушения концентрации внимания. Такие медикаментозные препараты относятся к ноотропному виду. Заметим, что на деятельность психики влияет и образ жизни (пагубные пристрастия), развитие опухолей и заболевания в хронической форме.

Когда принимать ноотропные препараты?

Ноотропные препараты назначаются, если требуется медикаментозное лечение. Их название говорит о том, что они предназначены стимулировать мозговую деятельность. Чаще всего они рекомендованы школьникам или студентам в процессе интенсивного обучения, требующего постоянной концентрации внимания.

Однако не только школьники жалуются: «Не могу сконцентрироваться!». Аналогичная проблема возникает и у людей пожилого возраста, у которых деятельность мозга нуждается в регулярной стимуляции.

Перечислим лекарства, которые в аптеках можно приобрести без рецепта.

  1. Нобен. Данный препарат имеет в своей основе синтетический коэнзим Q10. Основной способностью препарата является наращивание концентрации этого вещества в головном мозге, стимуляция памяти и способствуют улучшения концентрации внимания.
  2. Билобил. Этот препарат основан на экстракте гинкго билоба. Данное растение известно положительным воздействием на работоспособность маленьких сосудов, также стимулирует нервные клетки и обладает небольшим антидепрессивным воздействием. Перед употреблением рекомендуется, как минимум внимательно прочитать инструкцию.
  3. Глицин. Довольно популярные таблетки и относится к безопасным ноотропам. На нервную систему препарат оказывает седативное воздействие, снижает влияние стресса, повышает концентрацию внимания. Основным действующим веществом является аминокислота глицин. К преимуществам можно отнести быстрый вывод из организма естественным путем и отсутствие привыкания.
  4. Аминалон. Таблетки, которые имеют основное действующие вещество гамма-аминомасляная кислота. Препарат способствует оптимальному ускорению по усвоению глюкозы. Часто назначают после инсульта, т.к. глицин способствует ускорению реабилитационного периода.
  5. Биотредин. Комплексный витаминный препарат, состоящий из В6 и аминокислоты треонина. Воздействуя на нервную систему, укрепляет её, тем самым улучшая память и внимательность.
  6. Интеллан. Препарат для снижения нервного напряжения и усталости. Как правило, назначают детям в качестве лечения при физической и умственной утомляемости. Медики рекомендуют принимать лекарство в виде сиропа.
  7. Экстракты элеутерококка, родиолы розовой, лимонника китайского. Являются общеукрепляющими средствами не только для нервной системы и мозга, но и для иммунной системе. Перед применением необходима консультация с доктором, т.к. есть противопоказания.

Презентация: «Развитие памяти и внимания»

Теперь о лекарствах, которые должен выписывать врач, чтобы вы могли сконцентрировать внимание.

  1. Пирацетам. (другие названия – луцетам, мемотропил, стамин, ноотропил, эскотропил). Выпускаются таблетки или растворы для инъекций. Лечение может длиться от нескольких недель до нескольких месяцев.
  2. Энцефабол. Таблетки, улучшающие память. Могут назначаться даже новорожденным.
  3. Фенотропил. Основная форма выпуска – таблетки. Показания – лечение проблем мозгового кровообращения, имеет выраженный общеукрепляющий эффект, не назначается детям. Помогает тем, кто жалуется «не могу уснуть».
  4. Фезам. Нельзя принимать детям в возрасте до шести лет. С его помощью проводится лечебные мероприятия при раздражительности, умственном отставании и при снижении концентрации.
  5. Пикамилон. Эффективность доказана при лечении острых нарушениях кровообращения в головном мозге. Как правило, назначают пациентам при вегетососудистых заболеваниях и приступах тревожности. При правильном употреблении повышает выносливость организма, а также направлен на стимуляцию умственной деятельности.
  6. Мемоплант. Препарат для стимуляции кровообращения во всем организме, включая кровоснабжение в мозгу и мелких сосудах. Рекомендовано для пациентов с нарушениями памяти и при низком развитии интеллектуальных способностей.
  7. Фенибут. Препарат от бессонницы. Также улучшает физическую и интеллектуальную деятельность. Снижает приступы тревоги и панические атаки.
  8. Витрум мемори. Комплекс витамин разработан для людей пожилого возраста. Способен улучшать память и концентрацию. Назначают в виде курсом от трех месяцев. Необходимо проконсультироваться с медицинским специалистом.

Домашние средства для улучшения работы мозга

Прежде чем начать принимать лекарственные препараты, можно попробовать упражнения, развивающие умение сконцентрировать внимание, а также простые средства, применение которых дает неплохой результат.

К их числу относятся некоторые продукты, а также травы:

  1. Продукты на основе кофеина. Развивают быстрый тип концентрации. Но при длительном употреблении эффект значительно снижается. Проконсультируйтесь с врачом перед приемом, т.к. есть ряд противопоказаний.
  2. Ежедневный рацион питания необходимо обогатить полезными продуктами: молочные, зерно, а также фрукты и овощи. Такие продукты, как банан, картофель и мука грубого помола 3-го сорта позволяют не только улучшить краткосрочной вид памяти при нарушении концентрации внимании, а также помогают быстрее просыпаться по утрам.
  3. Сладости. Отметим, что черный шоколад является мощнейшим антиоксидантом, а сахар в сладком быстро насыщает энергетический запас при психических процессах. Однако следует руководствоваться правилом: всё хорошо в меру.
  4. Орехи и семечки являются отличным источником витамина «Е», а также антиоксидантов, которые улучшают деятельность головного мозга, позволяя легко концентрироваться на насущных задачах.
  5. Рыба. Рекомендуется включать в рацион минимум 2 раза в неделю, т.к. содержащиеся в ней жирные кислоты улучшают кровоснабжение мозга, стимулируя интеллектуальную деятельность.
  6. Пряности и ароматические масла такие, как шафран, горчица, паприка, лаврушка не только придают блюдам аромат, но также улучшают память, умственную деятельность, борются с бессонницей и успокаивают нервную систему.
  7. Черника и другие витамины. Отметим, что перед приемом витаминов, необходимо проконсультироваться с врачом и пройти диагностику, т.к. избыток тех или иных витаминов может привести к различных последствиям.
  8. Травы. Народная медицина гласит, что девясил и сосновые почки – самые лучшие средства при нарушениях внимания. Можно применять как водные настои, так и спиртовые экстракты. И те, и другие улучшают память и внимание.

Физические упражнения и вода. Ежедневная утренняя зарядка и 1,5 литра воды в день творят чудеса с человеческим организмом – улучшается кровоснабжение во всем теле, помогает сконцентрировать внимание на главном, выводятся токсины и шлаки, очищается и увлажняется кожа, а также многое другое.

Возьмите за правило этот пункт и уже через 2-3 недели можно ощутить положительный результат.

Копирование материалов разрешено только с указанием активной ссылки на первоисточник.

Нарушение внимания

Внимание является сосредоточенной деятельностью человека на каком-либо реальном событии, рассуждении, предмете, образе и т.д. Нарушение внимания отмечается при неврозах, болезнях головного мозга, шизофрении, соматических болезнях, а также при обычной усталости. Сегодня часто встречается нарушение внимания у детей, которое многие взрослые воспринимают как недостаток воспитания. Это заболевание вызвано нарушением процессов головного мозга и приносит множество неприятностей - от плохих оценок в школе до психологических травм из-за своего недуга. Такие явления обычно возникают при переутомлении или поражении головного мозга.

Различают следующие виды нарушения внимания:

  • порхающая рассеянность (рассеянное внимание);
  • старческая рассеянность (рассеянность с неспособностью переключаться);
  • невнимательность ученого (чрезмерная концентрация внимания с неспособностью быстро переключаться);
  • специфические нарушения, если они касаются только одних видов внимания или памяти;
  • модально-неспецифические нарушения внимания, когда одновременно возникают дефекты зрительных, слуховых, тактильных и двигательных анализаторов.

Симптомы нарушения

Синдром нарушения внимания проявляется в следующих признаках:

  • суетливость, неусидчивость, чрезмерная импульсивность и возбудимость;
  • частая смена деятельности;
  • неспособность концентрации на действии;
  • забывчивость.

Определить данное заболевание может только невролог, психиатр или психолог.

Стоит отметить, что нарушение концентрации внимания может возникнуть из-за каких-либо опасений, страхом перед будущими событиями. В результате этого, организм пытается встретить еще не свершившуюся неприятность.

При обнаружении нескольких симптомов не спешите ставить себе диагноз, но если они повторяются часто и конкретно, тогда стоит обратиться к врачу.

Лечение нарушения концентрации внимания

Обычно используют следующие способы лечения: методы психолого-педагогической коррекции, прием стимуляторов мозговой активности и ноотропных препаратов, различные упражнения для развития концентрации, иглорефлексотерапия, получение полезных питательных веществ.

Причины нарушения внимания

Скрываются в различных психологических или обычных заболеваниях. На это могут влиять усталость, бессонница, головная боль, однообразная монотонная деятельность, органическое поражение коры головного мозга и т.д.

Синдром нарушения внимания у детей

Проявляется в невнимательности, импульсивности и гиперактивности. Это сказывается на их отношениях с друзьями, родителями, учителями. Синдром не так страшен как его последствия - депрессия, неуспешность, наркомания и т.д., поэтому важно не упустить момент и вовремя обратиться к детскому врачу.

Нарушение внимания в пожилом возрасте

Сопровождается снижением памяти. Это вызвано целым рядом старческих изменений. В пожилом возрасте люди часто страдают сосудистыми и дегенеративными заболеваниями, которые сопровождаются нарушением памяти. Большинство специалистов рекомендуют людям разного возраста регулярно питаться здоровой пищей, потреблять витамины и заниматься упражнениями, которые развивают концентрацию внимания.

Стоит отметить, что благодаря этим простым действиям, практически на любом возрастном этапе вы можете предотвратить или исправить проблему нарушения внимания.

Копирование информации разрешено только с прямой и индексируемой ссылкой на первоисточник

Причины нарушения концентрации внимания у взрослых

Нарушение внимания может наблюдаться как у детей, так и у взрослых. Зарегистрировано множество случаев развития этой проблемы в детстве с последующим углублением ее в старшем возрасте.

Специалисты характеризуют нарушение внимания, как процесс сужения количества внимания (человек отвлекается на побочные раздражения), а также понижением координации производимых действий.

Типы невнимательности

Нарушение концентрации внимательности можно разделить на 3 категории:

  1. «Порхающее внимание» или рассеянность можно охарактеризовать, как процесс неконтролируемого переключения внимания на раздражители, а также плохой концентрацией. Такой тип обычно присутствует у школьников, но может и возникать у людей старшего возраста, обычно при большой усталости.
  2. «Невнимательность ученого» - трудное переключение внимания с одного процесса на другой, в результате очень глубокой сосредоточенности на процессе или на своих мыслях. Человек с таким типом характеризуется присутствием навязчивых мыслей.
  3. «Рассеянность стариков» - состояние, которое характеризуется плохой концентрацией внимания и возможностью его переключения. Заболевание возникает в случае постоянного переутомления, кислородного голодания мозга, а также у людей, в основном преклонного возраста, которые болеют церебральным атеросклерозом.

Дефицит внимания у взрослых

Этот синдром может иметь не только ребенок, но и вполне взрослый человек.

Постоянная рассеянность, плохая самоорганизованность, забывчивость - вот к чему может это привести.

Чтобы перебороть это психологическое заболевание нужно сначала понять его первопричину.

В основном этот диагноз ставят детям еще в школьном возрасте, и потом он проявляется уже и в старшем возрасте. Но иногда впервые диагностируют симптом уже и в зрелом возрасте.

Уникальным является и процесс протекания болезни, симптоматика взрослых категорически отличается от детской.

С Викиум вы сможете организовать процесс тренировок концентрации внимания по индивидуальной программе

Болезни, при которых возникает нарушение концентрации

К списку таких болезней относятся:

  • депрессии;
  • гипопрозексии;
  • гиперпрозексии;
  • парапрозексии;
  • эпилепсии и при травмах головы.

Эпилептики и люди, страдающие депрессией, владеют так называемым тугоподвижным и «застреваемым» вниманием. В этом случае наблюдается снижение активности нервных процессов, неспособность переключать внимание.

Гипопрозексия вызывает ослабление концентрации. Ее разновидностью является апрозексия, при которой, в случае многочисленного отвлечения, концентрация и способность сосредотачиваться отсутствует совсем.

Чрезмерная концентрация человека на чем-то одном, например на одних действиях или мыслях, характерна при гиперпрозексии. Это так называемая односторонняя направленность внимания.

При парапрозексии могут возникать отклонения концентрации, которые характеризуются появлением бреда и галлюцинаций. Это возникает из-за того, что мозг человека постоянно напряжен, это и приводит к таким последствиям.

Такой эффект может наблюдаться даже у совершенно здорового человека, например у спортсменов, которые испытывают колоссальные моральные нагрузки.

Так бегун в ожидании сигнала «старт», концентрируя очень сильно внимание на этом, может услышать сигнал в голове, еще до его звучания в реальности.

Симптомы нарушения концентрации внимания

Плохая концентрация внимания у взрослых имеет разные формы:

1) Невозможность сфокусироваться на одном задании или деле. Вас легко может отвлечь какой-то предмет или звук, что приводит к переключению на другой объект или на выполнение другого задания. В данном случае наблюдается «зависание» и «блуждание» внимания. Человек не способен концентрироваться на выполнении задачи, не обращает внимания на детали, не может сфокусироваться, например, при чтении книги или в случае ведения диалога.

2) Еще одним проявлением болезни является возможность концентрироваться на чем-то одном. Примером является слушание музыки или чтение книги, при котором мы не замечаем ничего вокруг. В некоторых случаях этот недостаток можно использовать для рабочих целей, но не следует забывать, что это иногда может принести неудобства вам и окружающим.

3) Плохая самоорганизованность, а также постоянное забывание - признак плохой концентрации внимания. Последствиями чего есть:

  • постоянное откладывание рабочих задач;
  • опоздания на работу и т.д.;
  • систематические потери вещей, забывания их места нахождения;
  • плохая ориентация во времени, не способность оценить примерное время работы и т.д.

4) Импульсивность еще один признак заболевания. Это может сопровождаться не пониманием частей из разговора, переживанием собеседника. Вы способны сначала сказать или сделать, а лишь потом обдумать последствия. Склонны выполнять действия, которые могут вызвать зависимость.

5) Проблемы на эмоциональной почве могут вызывать у больных гнев и разочарование. Симптомы этой формы заболевания:

  • постоянная смена настроения;
  • невозможность мотивировать себя и сохранять мотивацию;
  • пониженная самооценка, не восприятие критики;
  • гиперактивность;
  • постоянное возникновение чувства усталости;
  • частые нервные возбуждения.

Гиперактивность у взрослых проявляется значительно реже, нежели у детей и этот симптом не всегда указывает на нарушение концентрации внимания.

В случае присутствия этих симптомов, для обследования и выяснения проблем нужно обратиться к специалисту в этой области.

Основными врачами, которые могут определить степень заболеваемости, являются невролог, психолог и психиатр.

Только после консультации врачей можно полностью определить проблематику и методы лечения, так как конкретизировать это можно лишь в индивидуальном случае.

Профилактика

В связи с озвученными выше причинами видно, что факторов, влияющих на нарушение концентрации внимания, достаточно много и они разнообразны, в связи с чем невозможно дать односложный совет, как этого избежать.

При этом профилактика - в ваших руках. Ведь мы знаем, что лучше не допускать, чем устранять последствия. На нашем ресурсе вы сможете пройти курс упражнений на концентрацию внимания, с помощью чего по возможности избежать ситуаций, требующих участия врачей.

У многих родителей складывается впечатление, что их ребенок способен на большее, ему нужно только научится лучше концентрироваться.

Различают два вида нарушений концентрации: «активно-импульсивный» и «пассивно-замкнутый». Дети первого типа хотят все делать быстро, им часто не хватает терпения, учебный материал они воспринимают поверхностно. Такой ребенок заранее не думает, чего он, собственно, хочет достигнуть, он с большим воодушевлением приступает к выполнению заданий, однако очень быстро теряет интерес, особенно если возникают какие-то сложности. Домашние задания дети с этим типом нарушения концентрации часто не записывают, на договоренности с ними и на их обещания полагаться невозможно. На уроках эти дети легко отвлекаются и занимаются чем угодно, только не тем, что просит учитель. Такие дети не хотят принимать на себя никакой ответственности, имеют обыкновение перекладывать вину на других и быстро впадают в состояние ярости, истерики или даже агрессии, если у них что-то не получается.

Дети с «пассивно-замкнутым» типом нарушения концентрации, наоборот, кажутся рассеянными и обычно долго возятся с любым, даже самым простым заданием. Если при выполнении домашней работы у них возникают трудности, они могут запросто перевернуть лист и начать рисовать. На уроках эти дети погружены в собственные мысли, они витают в облаках. Как правило, у них отсутствует чувство времени, поэтому они постоянно опаздывают. Часто это люди творческого склада, но они не способны воплотить в жизнь свои таланты, так как сами теряются в мире своих фантазий. Они хотят всего одновременно и не умеют расставлять приоритеты.

Оптимальные условия для концентрации ребенка

  • Обсудите со своим ребенком имеющиеся у него проблемы. Трудности в отношениях с учителями или друзьями снижают концентрацию внимания на учебном материале. Они также снижают мотивацию ребенка и внутренне постоянно его отвлекают.
  • Позаботьтесь о регулярном питании и достаточном времени для сна школьника.
  • Дети часто забывают достаточно много пить, доказано, что это ведет к нарушениям концентрации. Два литра жидкости в день, лучше всего чистой негазированной воды, идеальны для здоровья и бодрости духа.
  • Внешние раздражители, такие как музыка, телевизор или шум, создаваемый другими членами семьи, в непосредственной близости от занимающегося школьника должны быть устранены.
  • Если ребенок вымотан после школы, ему нужен отдых, прежде чем он сможет снова сконцентрироваться. Свежий воздух, спорт или общение позволяют детям относительно быстро восстановить свои силы.
  • Между работой над разными предметами необходимы 10 минут отдыха, чтобы только что изученное смогло уложиться в памяти и ребенок снова мог собраться.
  • Чтение прекрасно тренирует способность к концентрации!

Внешний порядок способствует внутреннему порядку

Есть дети, которые с раннего детства очень аккуратны, хотя родители не старались специально привить им это качество. Они системно подходят к использованию ящиков в своем шкафу и рабочем столе, аккуратно расставляют на полках своих любимые игрушки. Если к вашему ребенку это не относится, помогайте ему разбирать «творческий беспорядок» в детской. Внешний порядок, ясность и хороший обзор создают в ребенке внутренний порядок и дают ему ощущение безопасности. Ученикам дома необходимо организованное место для занятий. Под этим не подразумевается педантичный порядок на письменном столе, когда линейка, карандаши и бумага лежат под прямым углом друг к другу, как это бывает у взрослых фанатиков порядка. Организованное место для учебы воспитывает в ребенке самостоятельность и ответственность. Кроме того, дети, следящие за порядком, испытывают гордость за свое пусть и маленькое, но достижение. И они получают меньше порицаний и неприятных напоминаний от родителей вроде «Не забудь взять свою тетрадь!».

Обратите внимание на следующие моменты.

  • Каждому ребенку нужно свое постоянное рабочее место для занятий с подходящим для него стулом.
  • Обращайте внимание на хорошее освещение во время выполнения домашнего задания. Светлым головам нужно много света!
  • Расписание уроков в школе должно стать индивидуальным календарем ребенка дома. Таблицу с расписанием можно прикрепить в детской как постер и дополнить любой необходимой ребенку информацией. Это поможет школьнику не забывать вовремя делать домашние задания, готовиться к контрольным, соблюдать сроки сдачи рефератов, помнить про дни рождения друзей, время спортивных тренировок и дополнительных занятий. Оформите календарь вместе с ребенком красками, символами и рисунками. Благодаря ему ребенок постепенно научится правильно распределять свое время и планировать собственные задачи.
  • О контрольных работах, тестах и рефератах учителя сообщают, как правило, заранее. Если ребенок заблаговременно начнет готовиться к тесту или экзамену, он справится намного лучше. Эффективнее 8 раз учить что-либо по 1 часу, чем один раз в течение 8 часов. Написание шпаргалок, которыми, конечно, не стоит пользоваться при сдаче экзаменов, помогает составить основные вопросы по содержанию и собрать для этого необходимый материал.
  • Оборудуйте уголок для справочных пособий, которые всегда будут у ребенка под рукой.
  • Помогут также полка или ящики, в которых будут соответствующим образом разложены тетради и учебники по школьным предметам. Вечные поиски необходимых вещей для завтрашнего школьного дня отпадут сами собой. Кроме того, так дети реже забывают выполнять задания или брать с собой в школу нужные вещи.
  • Если нужно выполнить задания по математике, то на письменном столе должны лежать только тетради и книги по математике. Гора книг и тетрадей по другим предметам создает неразбериху и мешает концентрации.
Включайся в дискуссию
Читайте также
Йошта рецепты Ягоды йошты что можно приготовить на зиму
Каково значение кровеносной системы
Разделка говядины: что выбрать и как готовить?