Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Как правильно писать рассказы. Как научиться писать рассказы

Инструкция

Продумайте сюжет. Авторы, которые пишут , не задумываясь о финале, или графоманы, или гении. Графоманом, скорее всего, вы себя не считаете. Хорошо, если вы – . Но лучше перестрахуйтесь и отнеситесь к сюжету ответственно. Вы с самого начала должны знать, в какую сторону движется ваш герой, и какие цели он преследует. Самое главное: вы должны знать, что вы хотите своим рассказом сказать.

Придумайте емкую и интригующую завязку. Если вы пишите для людей, а не для себя, вам надо научиться захватывать внимание читателя с первых абзацев. Литераторы с именем могут позволить себе описывать полуразвалившейся дом на первой странице десятистраничного . У таких привилегий нет. Ни интернет-пользователи, ни редакторы журналов не будут произведение неизвестного автора, если оно их не заинтересовало с самого начала.

Сочините неожиданный финал. Предсказуемое окончание может испортить самый лучший рассказ. Удивите читателя, потрясите его, и он с нетерпением будет ждать следующее ваше произведение.

Продумайте мотивировку персонажей. Вы должны суметь обосновать любой их . Если этого не сможете сделать вы, то читатель тем более не сможет. А если ему непонятна логика рассказа, то, скорее всего, он перестанет его читать.

Перечитайте написанный рассказ. Велика вероятность того, что вы найдете неувязки и стилистические огрехи. Исправьте их. Перечитайте еще раз. Возможно, вы пропустили какие-то ошибки… Исправляйте и читайте до тех пор, пока рассказ вас не устроит.

Отдайте ваше произведение человеку, вкусу которого вы доверяете. Возможно, он увидит в тексте ошибки, на которые вы внимания не обратили. Только после этой правки вашу рукопись можно представить на суд читателей или редакторов.

Источники:

  • как правильно писать рассказы
  • Как писать книги и рассказы

Читатель, критик и редактор составляют первое мнение о рассказе по его начальным строкам. Поэтому очень важно сделать вводную часть увлекательной, динамичной и так, чтобы читательских глаз наслаждался героем, характерами и словесными кружевами. Но авторское вдохновение изменчиво и капризно. И тогда на помощь начинающему литератору приходят проверенные временем приемы.

Вам понадобится

  • - Словарь синонимов.
  • - Справочная литература по теме рассказа.
  • - Белая бумага или блокнот.
  • - Цветные ручки.

Инструкция

Описание погоды
Это железобетонная классика. Тем самым сразу время и место действия, передает эмоциональный настрой героев. Они могут грустить, как осенний , а могут, наоборот, чувствовать себя очень уютно в своей теплой комнате с большими окнами. Здесь может быть только два правила. Первое - избегать банальностей в духе: "Стоял прекрасный летний день". Второе - тщательно вычесывать свой текст на предмет стилистических ляпов типа: "Шел дождь и рота красноармейцев".

Описание главного
Внешность героя - это концентрат его моральных и интеллектуальных качеств, фотография его социального слоя и образа жизни, отправная точка того драматургического конфликта, который будет разворачиваться на протяжении всего текста. В самом простом виде это может выглядеть так: "В те редкие дни, когда Мария Ивановна решалась исполнить свои любимые арии, соседям казалось, что это воздух гуляет в неисправных водопроводных трубах". И дальше можно разворачивать историю бытового конфликта оригинальной, но не очень счастливой дамы и ее по коммуналке.

Афоризм или шутка
Емкая и хлесткая фраза, которая привлекает внимание с первой строчки. Читатель ждет продолжения и за страницей вплетается в сюжетное полотно. Например: "Если меня клонировать, я захвачу мир. Не верите? Тогда послушайте, что произошло со мной на прошлой неделе". Или: "Иван Иванович был человеком мирным, настолько мирным, что любил повторять: "Всякий, кто усомнится в моем миролюбии, умоется кровью". Но никто почему-то не сомневался". Через показывает свое отношение к людям с размытыми моральными устоями. Или, наоборот, показать человека, настолько жалкого, что ему постоянно нужно хорохориться перед окружающими.

Ситуация
Описание сразу начинается с яркой бытовой сценки. Например, ссоры влюбленных или нечаянной встречи. В этом случае, автору придется прописывать насыщенный и яркий диалог героев, привлекать внимание читателя авторской речью. В репликах нужно избегать плоских, маловыразительных фраз. Вместо банального "Привет", лучше подобрать приветствие, которое соответствует персонажу. Инфантильная девочка скажет "Приветики". Вычурный интеллектуал может выразиться: "Ах, какая нечаянная встреча". Автор должен сам решать, какими интонациями будут говорить его . Может, у него бандит заговорит, как учительница сольфеджио. И читатель захочет узнать, что с ним произошло.

Видео по теме

Полезный совет

Если текст совсем не идет, то лучше сделать техническое начало: "Эта история началась в..." или "Я хочу поведать вам о..." И вернуться к началу через несколько дней, когда авторское перо дойдет до финальной точки.

Источники:

  • Интернет-портал "Справочник писателя"

Может быть, у вас есть много идей для , или вы давно замечали в себе способность и любовь к тому, чтобы вести дневник, записывая небольшие заметки о происходящем вокруг. Может быть, давно пришло время написать целую книгу, но вас смущает то, что вы не знаете с чего начать и как правильно это делать? В любом случае, главное - принять решение о том, что пора писать повесть , а все остальное – несложно.

Вам понадобится

  • Уютное рабочее место
  • Желание написать повесть

Инструкция

Чтобы , прежде всего нужно начать с содержания. Есть ли у вас ? О чем будет эта ? Как только вы наметили центральную идею, она понемногу сама обрастет подробностями и деталями. От вас требуется только не забывать о том, что любая повесть должна иметь четкие начало, середину и конец. В повести должен быть конфликт и его развязка, и все действия героев должны иметь правдоподобную мотивацию, быть понятными читателю.

Следующим шагом в написании повести является создание героев. Обязательно продумайте главных героев: положительного (протагонист) и отрицательного (антагонист). Только не делайте их слишком хорошими или слишком плохими - это не придаст повести правдоподобности. Не забывайте и о второстепенных персонажах – они будут создавать фон для ваших главных героев, поэтому также важны.

Начните ! Неважно, как вы будете это – у каждого автора свой подход. Кто-то заранее знает, чем закончится история, кто-то просто придумывает целый мир, штрих за штрихом рисуя действия, в этом мире происходящие. Главное - начать и дать себе обещание писать каждый день. Можно даже определиться с необходимым количеством написанных ежедневно страниц – это здорово дисциплинирует.

Чтобы вам действительно удалось написать повесть , и при этом хорошую, обязательно обращайтесь к окружающим за критикой и принимайте ее во внимания, продолжая работать над текстом. Но показывайте свой труд только тем людям, которым полностью доверяете. Можно даже попробовать поискать какие-нибудь местные общества писателей и в них – так вы сможете найти поддержку, критику и комментарии к своей рукописи.

Повесть можно написать, только если ее переписывать. Как только первоначальный черновик текста готов, прочитайте его внимательней, дайте ознакомиться с текстом друзьям и и начните редактировать повесть . Но всегда сохраняйте первоначальную версию черновика, чтобы можно было понять, насколько успешна ваша редактура, и ли она повесть лучше. После многих дней, проведенных за осмыслением и переписывание ранее написанного, повесть наконец-то будет готова.

Мечтать о литературной славе, как говорится, не вредно. Вредно, мечтая, ничего не делать для развития своего писательского таланта. Поэтому тем, кто хочет начать писать рассказы, необходимо как можно больше практиковаться в своем ремесле.

Инструкция

Успех произведения держится на трех китах: сюжет, недосказанность. В поисках первого из этих составляющих, не нужно далеко - начните с того, что вам хорошо знакомо. Если вы поставили себе цель написать и общую канву повествования вы уже держите в уме, садитесь и пишите. Не дожидайтесь момента, когда вам в голову придет гениальная первая фраза и умопомрачительная завершающая реплика. И уж тем более не старайтесь написать сразу весь текст в четкой последовательности. Редактированием вы займетесь чуть позже.

Когда повествование будет завершено, дайте бумаге полежать. Вернитесь к спустя некоторое время и внимательно его вычитайте. Все ли в порядке с логикой? Увязаны ли сюжетные линии? Не хромает ли стиль? На этом этапе работы над рассказом пора шлифовать ключевые фразы, описания. Помните о том, что приходится сестрой вашему таланту: безжалостно выбрасывайте из текста все, что не работает на общую идею, избавляйтесь от занудных повторов и неинтересных лирических отступлений. Невредно дать почитать свое произведение человеку, мнению которого вы доверяете.

Несмотря на обилие площадок для самовыражения в интернете, которые открывают каждому возможность найти читателя, начинающие авторы все же грезят о настоящем издании своих книг. А без общения с «дорогой редакцией» не обойтись. Тем более, что такая практика чрезвычайно важна для молодого . Отправив текст в интересующее вас , подождите немного и через некоторое время поинтересуйтесь судьбой своего . Не удивляйтесь и не расстраивайтесь, если на первый (второй, а возможно, и десятый) раз вам откажут в публикации. Попросите озвучить вам ваши ошибки и недочеты, чтобы откорректировать имеющийся текст или учесть их в работе над новыми произведениями. Если редактор сообщит вам, что публикация возможна при условии определенной корректировки рассказа, не упрямьтесь, а учтите пожелания опытного работника издательского дела - он профессионал, а вы пока что любитель.

Видео по теме

Полезный совет

Вряд ли вы придумаете стопроцентно оригинальный сюжет - все уже так или иначе было использовано в литературе. Так что прочтите классические произведения сходной тематики и подумайте, что нового вы могли бы в нее внести.

Источники:

  • Как писать книги и рассказы

Многие люди задумываются о том, чтобы отразить свой жизненный опыт, интересные события или просто собственные размышления и фантазии на бумаге, например, написать рассказ. К сожалению, далеко не все переходят от идеи к действию, хотя на самом деле начать писать рассказы не так уж и сложно.

Инструкция

В первую очередь стоит озаботиться некоторой теоретической подготовкой. Конечно, необязательно тратить время на полное изучение курса теории литературы, но с основными понятиями познакомиться надо. Композиция, структура рассказа, разница между фабулой, темой и идеей, принцип построения сюжета – все эти знания значительно облегчат вам написание первого произведения, позволив сделать рассказ более качественным. Можно попробовать отыскать курсы для авторов, которые иногда проводятся в местных отделениях Союза писателей РФ.

Хорошим вариантом для начала литературной карьеры могут стать многочисленные творческие конкурсы, которые регулярно проводятся в интернете, а также организуются специализированными журналами и газетами. Как правило, такие конкурсы предлагают участникам написать произведение на заданную тему, а призом победителю обычно становится публикация в сборнике. Такие конкурсы – отличный способ заявить о себе, познакомиться с другими авторами и издателями, к тому же, они позволяют «набить руку». К сожалению, в подобного рода проектах, как правило, предполагается открытое обсуждение представленных на конкурс произведений, а критика может быть весьма жесткой. С другой стороны, такой опыт позволит вам более спокойно относиться к негативным отзывам в будущем.

Написать хороший рассказ в сжатые сроки – непростая задача даже для опытного автора, поэтому не расстраивайтесь, если на одну страницу текста у вас уходит несколько дней или даже недель. На первом этапе ваша задача – научиться писать, а со временем вы сможете делать это с большей скоростью, не теряя качества. В то же время нужно с самого начала ставить себе определенные рамки, в обязательном порядке отводя часть дня на литературное творчество. В будущем такой подход даст вам возможность сразу же включаться в работу в заданное время.

Если у вас уже есть готовая идея, то нужно обдумать ее с позиции сюжета, ответив себе на вопрос: каким именно методом лучше всего получится ее раскрыть? Не расстраивайтесь, если готовый сюжет не рождается моментально, ведь утверждение о том, что писательство – тяжелый труд, основано не на пустом месте. С другой стороны, затягивать творческий процесс тоже не стоит, иначе есть опасность «перегореть». Вообще, для хорошего писателя в качестве идеи для рассказа может выступить что угодно: от политической обстановки до вида из окна. Научиться видеть потенциал идей и сюжетов в обыденной жизни – одна из основных задач начинающего автора.

Второе, с чем необходимо разобраться, - это ваши страхи. Боитесь ли вы публичности? Публичность связана с открытостью: рассказывая свои истории, вы открываетесь незнакомым людям и рискуете встретиться с разными реакциями.

Это может быть игнорирование вашего творчества или, наоборот, открытая агрессия в ваш адрес. Важно заранее продумать стратегию вашего поведения в каждой ситуации.

Со страхом публичности поможет справиться псевдоним. Со страхом игнорирования – ваша мотивация. Со страхом агрессии – вера в себя и дистанцирование от агрессоров.

Третье, что нужно решить, – это о чем писать. Начинать можно с простого. Писать о том, с чем вы сталкиваетесь в повседневной жизни: ваш путь на работу, домашние дела, каких людей вы встречаете и какое они производят на вас впечатление и т.д.

Важно, чтобы ваши истории у вас самих вызывали эмоциональную включенность, переживания. Необходимо писать о том, что лично вас зацепило. Тогда велик шанс, что ваша история зацепит других людей.

Чтобы не растекаться мыслью по древу, необходимо задать истории один определенный вектор. Как правило, это вектор изменения героя. Пройдя историю, и вы, и ваш читатель, и герой истории – меняются. Узнают что-то новое, приобретают опыт, становятся немного другими. Прежде чем начать писать историю, ответьте себе на вопрос: какую проблему решит герой и как он изменится в результате?

Четвертое, что нужно сделать, чтобы начать писать истории, - это ввести писательство в привычку. Необходимо выделить себе время и место, когда вы целенаправленно сядете и погрузитесь в ваши истории. Это должно быть только ваше время. Нужно внести его в ваше расписание.

Пишите регулярно, но не выписывайтесь до дна. Еще Хемингуэй писал: когда я заканчиваю писать, я знаю, чем я продолжу завтра. Останавливайтесь заранее. Так вы сохраните ваше вдохновение надолго.

Пятое, что нужно делать, - это редактировать. Без этого не обходится ни один уважающий себя автор. Чтобы текст звучал хорошо и читался легко, над ним необходимо работать.

Чтобы вычистить слабые места текста, читайте его вслух. Вы сразу почувствуете, где спотыкаетесь или теряете нить истории.

Следите, чтобы за вашим текстом стояла картинка. Описывайте историю с точки зрения органов чувств: что вы видите, что слышите, осязаете, какие запахи вас окружают и так далее.

Читайте книги, где опытные авторы рассказывают, как писать истории. Ищите авторов, чьим стилем вы восхищаетесь, читайте их как можно больше, анализируйте их тексты, ищите приемы, которые могли бы позаимствовать. Постоянно расширяйте ваш словарный запас.

Заведите себе редактора. Может быть, для начала это будет ваш друг или мама. Человек, который сможет прочесть вашу историю, предложить, как ее улучшить, показать вам ее под другим углом, извлечь из нее дополнительные смыслы. Тогда и для вас история заиграет новыми красками, еще сильнее вовлечет вас в себя и, в результате, найдет еще больший отклик у аудитории.

Наблюдайте за окружающим миром. Если вы хотите написать хороший рассказ или даже повесть, то всегда внимательно прислушивайтесь и смотрите по сторонам, чтобы найти вдохновение! Уже скоро вы поймете, о чем будет ваш рассказ! Интересуйтесь мнением людей об окружающем мире. Ваш рассказ будет предназначен для разного круга читателей, поэтому не ограничивайтесь только своими представлениями. Любое количество времени, сил и описаний, потраченных на рассказ, не будет чрезмерным. Примеры способов сбора материалов для рассказа:

  • Читайте книги. Приобретайте непосредственный опыт. Чтение полезно для мозга и позволяет узнать, что представляют собой хорошие книги. Конечно, в мире существуют миллионы книг, но попробуйте посетить местную библиотеку и выбрать книги согласно своим интересам. Все книги и люди уникальны. Возможно, вы почерпнете в них идеи построения предложений, вдохновение или общую стилистику текста. Читайте различные книги, чтобы расширять свой словарный запас. Чем больше вы знаете, тем больше идей для отличного рассказа.
  • Обращайте внимание на интересные черты характера. Возможно, ваш сосед разговаривает с растениями или каждое утро выходит на прогулку вместе с котом. Смотрите по сторонам. Ваша сестра порой ведет себя эксцентрично? Попробуйте создать похожего персонажа. Представьте себе внутренний мир такого человека и подумайте, как его можно задействовать в рассказе.
  • Оглянитесь вокруг. Отправляйтесь на прогулку или посидите на лавочке в парке и наблюдайте по сторонам. Возможно, вы заметите букет роз в водосточной канаве или новенькие кроссовки на соседней лавочке. Как они там оказались? Дайте волю фантазии!
  • Прислушивайтесь к разговорам. Услышанная фраза может вдохновить вас на целый рассказ. К примеру, проходящий мимо человек может говорить: «Меня никто не понимает...», - или: «Моя собака недолюбливает всех парней, которые приходят ко мне...». Разве это плохая завязка для сюжета?

Используйте схему «а что, если». Это еще один способ придумать начало рассказа. Наблюдая за окружающим миром, обращайте внимание не только на реальные, но и на возможные события. После услышанного или увиденного можно задаться вопросом: «А если бы все сложилось не так?» - или: «Что бы он сделал, если...». Такое направление мысли поможет вам исследовать все тайны, которые не дают вам покоя.

  • Необязательно сразу знать концовку рассказа. На самом деле такой подход даже поможет вам рассмотреть больше потенциальных возможностей и написать более интересный сюжет.
  • Схема «а что, если...» может быть реалистичной или совершенно фантастической. Задумайтесь: «А что, если бы мой пес заговорил со мной?» - или: «Что будет, если однажды соседка украдет мою кошку, которую она так любит гладить при любой возможности?»
  • Задействуйте личный опыт. Несмотря на то, что рассказы относятся к категории художественной литературы, многие из них весьма автобиографичны. Если описывать реальные события, которые произошли с вами или знакомым человеком, то получится документальный рассказ, однако можно лишь вдохновляться такими событиями и создать вымышленную историю. Это отличный план на случай отсутствия идей.

    • Многие говорят, что нужно писать о том, в чем вы «разбираетесь». Согласно такой точке зрения, если вы выросли в Челябинске или пытались стать актером в Москве, то следует писать о своем опыте, а не пытаться представить жизнь человека в незнакомом вам месте.
    • Другие говорят, что нужно писать о «неизвестных аспектах известных вам тем». Это значит, что следует начинать с известного и двигаться в направлении своего любопытства.
    • Если вам слишком комфортно писать о реальных событиях, то у вас просто не останется места для творчества. Например, если ваш друг детства однажды переехал в другой город и никому не сказал ни слова или вас всегда интересовала судьба пожилого контролера на колесе обозрения, то не теряйте возможности дополнить реальность своими предположениями.
  • Развивайте услышанные истории. Всегда обращайте внимание на истории, которые рассказали ваши друзья или родственники и которые могут лечь в основу рассказа. Если мама или бабушка любят рассказывать о своем детстве, начните записывать их воспоминания. Представьте жизнь ребенка в другом времени и месте. Не пугайтесь, если вам мало что известно о прошлом: сегодня можно найти любую информацию.

    • Прислушайтесь, если один из ваших друзей говорит: «Ты не поверишь, что произошло со мной на прошлой неделе!» Возможно, это станет началом вашего рассказа.
    • Рассказы рождаются в самых неожиданных местах. Возможно, диджей на радио рассказывал о своем детстве, а вы тут же представили себе его жизнь.
    • Предупреждение: если заработать репутацию автора, который «заимствует» чужие истории, то люди могут стать более закрытыми рядом с вами.
  • Вдохновляйтесь окружающей обстановкой. Даже место может вдохновить вас на рассказ. Важно определиться с жанром рассказа к этому моменту. Перипетии научно-фантастического рассказа могут происходить в подземной лаборатории, а история из жанра ужасов - в заброшенной лачуге. Необязательно искать вдохновение в отдыхе на Мальдивах или прогулках по Венеции. Черпайте вдохновение в повседневности. Вспомните детство в яблоневых садах рядом с домом бабушки и посиделки с лучшим другом на заднем дворе.

    • Из описания места могут возникнуть интересные персонажи и конфликты.
  • Выполняйте литературные упражнения. Упражнения для писателей помогают многим авторам развивать свою творческую жилку, находить вдохновение в неожиданных местах и продолжать писать в моменты отсутствия идей. Начинайте с ежедневных разминочных упражнений буквально по 10–15 минут для раскачки или продолжайте писать в течение часа, даже если вам ничего не пришло в голову. Примеры:

    • Начните рассказ с такого предложения: «Раньше я об этом никому не рассказывал». Если сюжет излагается не от первого лица, то можно начать с: «Она затворила дверь. Глаза стали влажными от слез. Неужели он предал ее?»
    • Рассматривайте изображение обычного амбара в поле. Затем опишите амбар с точки зрения человека, который только что совершил убийство. Затем опишите его с точки зрения девочки, которая недавно потеряла мать. Проследите, как мысли персонажа влияют на восприятие мира. Поставьте себя на место персонажей!
    • Просто пишите 10–15 минут. Перечитайте текст, чтобы исправить ошибки.
    • Выберите знакомого человека, который вам совершенно не нравится. Попробуйте написать свой рассказ от лица такого человека. Заставьте читателя проникнуться к нему симпатией. Помните - это ваш рассказ!
    • Позвольте персонажу удивить вас. Пишите о персонаже, который кажется вам знакомым, затем заставьте его совершить неожиданный поступок. Из этого может получиться нечто интригующее.
    • Используйте спор. Представьте двух персонажей, которые спорят о чем-то обыденном (скажем, чья очередь выносить мусор или платить за билеты в кино). Дайте понять, что за ситуацией стоит нечто большее и важное. Например, человек хочет прекратить отношения или отчаялся, так как его чувства не взаимны. Излагайте события в диалоге, но не позволяйте читателю скучать.
    • Задействуйте язык тела. Напишите 500 слов описания двух персонажей, которые сидят друг напротив друга. Без диалогов покажите читателю, что они чувствуют друг к другу.
  • Читайте другие рассказы. Если вы хотите освоить жанр рассказа, нужно постоянно читать чужие работы. Знакомьтесь с работами классиков и современников. Ищите вдохновение в прочитанных рассказах. Несколько примеров современных и классических рассказов:

    • «Дама с собачкой», Антон Павлович Чехов;
    • «Бочонок амонтильядо», Эдгар Аллан По;
    • «Там, где чисто, светло», Эрнест Хемингуэй;
    • «Изношенный путь», Юдора Уэлти;
    • «Собор», Раймонд Карвер;
    • «Мертвое прошлое», Айзек Азимов;
    • «Вельд», Рэй Брэдбери;
    • «Вещи, которые они несли с собой», Тим О’Брайен;
    • «Нищенка», Элис Манро;
    • «Девочка», Ямайка Кинкейд;
    • «Куда ты идешь, где ты была?», Джойс Кэрол Оутс;
    • «Толмач», Джумпа Лахири;
    • «Солнце, луна и звезды», Джунот Диас;
    • «Глаза голубой собаки», Габриель Гарсиа Маркес;
    • «Превращение», Франц Кафка.

    Часть 2

    Как улучшить свои навыки
    1. Научитесь описывать людей, животных, предметы и пейзажи. Также учитесь передавать эмоции, чувства и реакции. Хороший автор знает, как описать их необычными способами. Описывайте весь окружающий мир.

      • Например, в комнате пурпурные шторы. Как они выглядят? Что напоминают вам? В какой части комнаты находятся?
      • При этом не нужно злоупотреблять описаниями, чтобы не замедлять темп рассказа. Достаточно создать реалистичный образ в воображении читателя.
    2. Сосредоточьтесь на увлекательном повествовании. Никому не будет интересен скучный рассказ, который не разжигает любопытство. Используйте необычные слова. Листайте словарь в поисках слов, которые бросятся вам в глаза. Слушайте любимые радиопередачи. Читателю должно быть весело и любопытно. Ваша задача - заинтересовать читателей.

      Соблюдайте грамматические правила. Ваш текст должен быть понятен читателю. Ошибки вроде «ихний» могут сбить его с толку, так что в рассказе лучше использовать литературные слова. При этом если ваш персонаж допускает ошибки в речи, то используйте кавычки, чтобы передать особенности речи действующего лица.

    3. Пишите от души. Если литература - это страсть, то будьте искренним рассказчиком, который не допускает фальши. Пишите в соответствии со своими представлениями о хорошем рассказе. Вам следует научиться пропускать текст через себя.

      • Прислушивайтесь к конструктивной критике и продолжайте работать над собой. Также умейте распознавать бесполезные придирки и зависть. Знания и опыт приходят с практикой.

    Часть 3

    Как работать над рассказом
    1. Продумайте манеру повествования. Большинство рассказов написаны от первого, второго или третьего лица. В начале лучше придерживаться одного из вариантов. Примеры использования в рассказе:

      • При повествовании от первого лица читатель видит всю историю глазами персонажа, который говорит «я« и имеет в виду себя. «Раньше я об этом никому не рассказывал» - пример изложения от первого лица. Это хороший способ сообщать читателю мысли и взгляды персонажа, но он будет вас сдерживать, если персонаж не видит всей картины целиком. Для начинающего автора такой способ изложения может оказаться самым простым.
      • При повествовании от третьего лица используются местоимения «он» или «она» при указании на рассказчика (например, «Он устал»). В третьем лице автору проще близко подобраться к мыслям персонажа или держать дистанцию.
      • При повествовании от второго лица автор обращается непосредственно к читателю с помощью местоимения «вы» (например, «Вы заходите в свой кабинет»). Это хороший способ сразу привлечь внимание читателя, но важно не перестараться.
    2. Развивайте сюжет. Сюжет любого рассказа должен захватывать внимание читателей, чтобы они пытались предугадать дальнейшее развитие событий. Это не значит, что нужно писать о погонях или убийствах. Читателю может быть интересно даже развитие беседы людей, которые говорят за чашкой кофе. Все рассказы уникальны, но всегда есть базовые элементы сюжета:

      • Завязка: обычно наступает в начале рассказа, когда автор знакомит читателя с персонажами, местом действия и центральным конфликтом. Некоторые рассказы начинаются с места в карьер. При этом автор постепенно возвращает читателя в прошлое, чтобы узнать начало истории.
      • Конфликт: краеугольный камень сюжета. В любом рассказе на кону стоит нечто важное , иначе читателю будет скучно несмотря на первоклассный язык автора. В любой истории должен быть конфликт или напряженная ситуация вроде любовного треугольника или размышлений подростка о том, кто его настоящие друзья. Суть конфликта может быть любой, если такие события увлекут читателя.
      • Развязка: завершение истории. После разрешения или рассмотрения конфликта история должна подойти к логическому завершению. Множество рассказов не имеют счастливого конца или просто точки в сюжете. Часто авторы используют открытый финал, который оставляет развязку на откуп мыслям читателя. Если дать ответы на все вопросы, то теряется очарование и таинственность.
    3. Создайте персонажей. В рассказе должны присутствовать действующие лица, которым читатель сможет переживать, даже если они не являются добропорядочными гражданами или добродушными людьми. Существует несколько распространенных способов описания персонажей. Вот некоторые примеры:

      • Описывайте персонажа посредством его реплик. Выверенная фраза в диалоге позволит понять намерения персонажа, особенно когда слова расходятся с мыслями.
      • Описывайте персонажа через действия. Он рано встает по утрам без будильника или несколько раз сдвигает сигнал, прежде чем окончательно проснуться? Каждое маленькое действие помогает лучше понять персонажа, даже если поначалу оно кажется незначительным.
      • Описывайте внешний вид. Он ходит в магазин при полном параде или грустно улыбается в моменты печали? Внешний вид может давать представление о психическом состоянии.
      • Описывайте характер взаимодействий. Ваш персонаж стеснителен или настолько властный, что все вокруг боятся пикнуть? Он вежлив с официантами, так как его мама была официанткой, или он ведет себя грубо, поскольку однажды официантка разбила ему сердце? Может, он просто обозлен? Поведение человека способно многое рассказать о нем.
    4. Продумайте диалоги. Обычно фразы персонажей в диалогах берутся в кавычки. Диалог способен многое рассказать о человеке. Исходите из того, что персонаж говорит и о чем молчит. Диалоги должны звучать естественно, а не искусственно или наигранно. Читайте диалоги вслух, чтобы не пропустить фальши.

      • Беседа двух персонажей может рассказать о характере их отношений.
      • Следите за тем, что остается несказанным. Например, если мальчик расстроен, что его отец не пришел на футбольный матч, то при встрече он не будет говорить об игре, а может спросить: «Как дела на работе?»
      • Не используйте в диалогах навязчивые ремарки вроде: «Отрапортовала Маша», - вместо: «Сказала Маша».
    5. Выберите место действия. В рассказе место действия может быть как очень важным, так и вовсе не влиять на события. Если сюжет развивается в рядовой квартире, которая никак не влияет на происходящее, то все в порядке. Но если в дом персонажа, в котором он живет со своей семьей, врывается любовница, то каждая деталь в доме может указывать на характер отношений между мужем и женой или повлиять на любовницу. Определите уровень важности места действия, чтобы строить рассказ соответствующим образом.

      • Даже если место не слишком важно для сюжета, читатель должен четко понимать, где конкретно происходят события, будь то ферма в безымянном селе или типичная школа.
      • Временной период можно совместить с местом действия. Если события развиваются в 1960-х годах, то оставьте соответствующие подсказки или сообщите об этом прямо, иначе читатель до середины рассказа будет думать, что действие происходит в наши дни.
    6. Развивайте собственный стиль. Литературный стиль - это уникальный способ построения фраз и предложений, который позволяет узнать автора. Ваш текст должен иметь свои особенности, ритм и звучание, которые никто не сможет повторить. Поначалу многие авторы рассказов подражают своим любимым писателям, но со временем нужно выработать свой уникальный способ подачи идей и мыслей.

      • Стиль или авторский голос - это звучание всего текста, а не только реплик персонажа. Каждое слово рассказа формирует стиль автора.
    7. Не допускайте распространенных ошибок. В литературе можно найти некоторые рекомендации, но непреложных правил создания хорошего рассказа не существует. Если хотите повысить свои шансы на успех, то старайтесь не допускать распространенных ошибок незадачливых авторов. К таким ошибкам можно отнести следующие:

      • «Информационная свалка». Не вываливайте на читателя все, что он должен узнать (по вашему мнению), в самом начале рассказа. Если на трех страницах расписывать быт и внешний вид всех персонажей без продвижения сюжета, то читатель будет изнывать от скуки.
      • Внезапная развязка. Никому не понравится рассказ, все события которого окажутся сном или взглядом пришельца на жизнь землян. Мастером подобных концовок был О. Генри, но сегодня они воспринимаются как клише.
      • Искусственное усложнение. Можно посчитать, что возвышенный поэтичный язык будет уместен в рассказе. Если вы описываете жизнь высшего общества в царских покоях, такое решение может быть кстати, но в остальных случаях лучше использовать простые и лаконичные фразы.
      • Базовая информация в диалогах. Читатель должен узнать основные сведения из повествования, а не диалогов. Диалоги позволяют глубже заглянуть в характер отношений между персонажами, а не узнать «исходные факты» сюжета. Например, персонаж не должен говорить: «Семен, хоть тебе двадцать лет и ты уже второкурсник...», поскольку это уже известно обоим действующим лицам.
      • Неясный характер конфликта. Каждый читатель должен знать ответ на вопрос: «В чем состоит суть конфликта?» - в процессе и после прочтения рассказа. В противном случае рассказ следует считать неудачным.

    Часть 4

    Как вносить поправки
    1. Отложите текст на некоторое время. Сделайте перерыв, пусть даже на один день. Затем снова прочитайте рассказ свежим взглядом и попробуйте представить себя на месте читателя. Какие предложения могут показаться читателю запутанными или ненужными? Какие сведения следует сообщить дополнительно? Какие моменты слишком очевидны или непонятны? Вам нужно увидеть рассказ со стороны.

      • Иногда для этого достаточно напечатать электронную версию рассказа на бумаге.
      • Если вам сложно редактировать текст, то вернитесь к нему через пару месяцев. Вы удивитесь, сколько всего нового можно будет заметить спустя некоторое время.
      • Не затягивайте процесс редактирования сверх меры, чтобы не потерять интерес к рассказу.
      • Важно правильно принимать критику, чтобы она приносила пользу. Если считать, что вы создали идеальный рассказ, то вы не захотите никого слушать.
      • Правильно выбирайте читателей. Если вы написали научно-фантастический рассказ и показали его другу-писателю, который далек от фантастики, то его мнение будет непоказательным.
    2. Обратите внимание на важные аспекты. Существует немало способов улучшить свой рассказ, но все зависит от степени проработки первоначального варианта и оставшейся работы. Очень часто рассказы приходится переделывать по десять раз, поэтому не расстраивайтесь, если вам нужно изменить практически все . На что обратить внимание:

      • Необходимость изменить характер повествования. Поначалу казалось, что лучше вести рассказ от первого лица, но теперь повествование от третьего лица кажется более уместным?
      • Избыточное количество слов. Согласно принятому правилу, из готового рассказа можно легко вычеркнуть порядка 250 слов (при объеме не менее десяти страниц). Вы удивитесь количеству пустых слов в тексте.
      • Сумбурный сюжет. Вы бы смогли полностью понять суть рассказа, если бы не являлись автором текста? Возможно, некоторые моменты не столь очевидны, как покажется на первый взгляд.
      • Рассказ должен содержать чувства, звуки и другой эмоциональный опыт. Чувства оживят текст. Какой может быть рассказ без эмоциональных переживаний?
      • Проведите дополнительные изыскания. Если события рассказа происходят в Москве в середине прошлого века, но ваши знания о том периоде времени ограничены, то соберите дополнительные сведения, чтобы написать убедительный текст.
      • Проявляйте настойчивость. В случае разочарования полезно вспомнить, что первый вариант никогда не бывает идеальным, но последующие правки помогут вам избавиться от недостатков.
    • Автор должен хорошо знать своих персонажей. «Ботаники» не должны разговаривать фразами «тусовщиков» и наоборот. Изучите персонажей как свои пять пальцев. Попробуйте целый день мыслить как один из действующих лиц рассказа.
    • В разговорах люди редко обмениваются полными предложениями. Часто ответ состоит из одного слова. Периодически используйте слова вроде «ага» и «хм», но не переусердствуйте! Грамотный диалог не всегда будет похож на реальную беседу: скорее это реальная беседа без всех ненужных слов.
    • Улучшайте формулировки предложений. Находите самые точные слова: персонаж расстроен или взбудоражен? Учитывайте коннотативные оттенки смысла. Читайте стилистические рекомендации для рассказов, чтобы четко, эффективно и своеобразно доносить свои мысли.
    • Уточняйте значения имен в интернете, чтобы придумать подходящие имена для персонажей. Это полезный трюк, если вам не удается подобрать нужное имя. Например, если в вашем рассказе есть охотники, то изучите имена, которые связаны с охотой. Наверняка среди них вам встретится имя Диана, которая была римской богиней охоты.
    • Проверяйте дважды и даже трижды. Проверьте пунктуацию, орфографию, грамматику, значение предложений. Также не забывайте о важных вопросах. Насколько действия и поступки персонажей правдоподобны? Сюжет не кажется слишком надуманным?
    • Если вас легко впечатлить произведением, то не читайте слишком много других авторов. Можно опираться на уже знакомые книги, чтобы изучать развитие персонажей, сюжета и задач. При этом не нужно чрезмерно ограничивать себя.
    • Персонажи должны быть динамичными: они не могут всегда оставаться одного возраста. По мере взросления характер и мировосприятие человека меняется. Например, он может стать обидчивым или раздражительным. Используйте подходящие временные промежутки.
    • Черпайте опыт и вдохновение из собственной жизни.
    • Избавляйтесь от указаний на персонажа в диалогах («Сказал Андрей», «Согласилась Полина»). Как же тогда понять, кто сейчас говорит? Каждый персонаж должен иметь узнаваемый стиль и позиции в диалоге. Во время разговора люди продолжают двигаться. Вокруг происходят разные события. Используйте контекстуальные подсказки, чтобы указать на говорящего. Если просто необходимо использовать слово «сказал», то ничего страшного (будет хуже, если читатели запутаются), но в хорошо продуманной сцене такая необходимость отпадает. Используйте невнятно произнесенные слова, акценты, разные тон или ритм речи, обрывистые слова, чтобы разграничить говорящих. Не злоупотребляйте диалектизмами. Если автор хорошо знает своих персонажей, то он будет иметь четкое представление об их речи, способе выражения мыслей и запретных темах.
    • Сюжет не должен быть слишком запутанным. Остановитесь, если в рассказе происходит слишком много событий сразу. Сделайте перерыв и приведите в порядок мысли. Всегда полезно прочитать рассказ сначала, чтобы увидеть ситуацию под новым углом и определить следующие шаги.
    • Не копируйте других авторов. В случае творческого кризиса старайтесь найти вдохновение.

    Предупреждения

    • Не вносите изменения по ходу дела, чтобы не замедлять темп работы. Лучше часто делать паузы и постепенно исправлять ошибки.
    • Если вы хотите создать оригинальный рассказ, то никогда не занимайтесь плагиатом. Хороший рассказ потребует времени, поэтому запаситесь терпением!
    • История не должна быть бесконечной. Старайтесь не тянуть резину. Подробностей должно быть столько, чтобы читателю было все понятно и интересно читать.
    • Подробные описания местности могут погубить рассказ.
    • Старайтесь чередовать предложения разной длины.
    • Часто авторы списывают персонажей с хорошо знакомых людей. Старайтесь замаскировать этот факт, чтобы никого не обидеть, иначе ваши отношения с близкими могут испортиться.
    • Не нужно часто использовать длинные и напыщенные слова. Рассказ будет выглядеть слишком непрофессионально, будто текст написан компьютером. Также не нужно злоупотреблять простыми и скучными словами.
    • Творческий кризис - распространенное явление. Несмотря на возможное разочарование , не спешите сдаваться. Возьмите паузу и отдохните, после чего возвращайтесь к работе со свежими мыслями!
  • Привет, друзья.
    Я запускаю новую серию: «Как написать рассказ».

    Сейчас в издательстве мой сборник из рассказов и публицистики. А также есть написанный рассказ, который вышел в сборнике «Притчи ХХI века». Всего у меня написано более 30 самых разных рассказов, теперь работаю над их изданием.

    Если быть честным, то создавать рассказы в разы сложнее, чем роман. Это признают многие. Но недаром многие писатели признают, что искусство рассказа намного более сложное, чем искусство романа.

    Если в крупном произведении есть слабые места – они с лихвой окупаются сильными местами. Главное, чтобы их не было много. Знаете, это как девочки читают «Войну и мир»? Войну пролистывают, а мир читают. Потому что есть слабые места даже в таком великом романе, как «Война и мир». В романе можно возить воду, а вот в рассказе – никогда.

    Но тем рассказ и прекрасен, что если у вас получится создать сильное произведение, сильный рассказ – то вы сразу вырастаете на несколько порядков.

    Причем в своих глазах, а не в глазах других. И правда – лучшее соревнование, это с самим собой. И осознание, что сегодня ты лучше, чем вчера самое прекрасное в саморазвитии.

    И уметь создать рассказ, потом написать его, а затем издать – это то, что обязательно должен уметь каждый, кто пишет.

    И еще обещаю, что не буду писать ерунду – то, что самому неинтересно. Например, происхождение рассказа, история рассказа это не всегда интересно, даже литературным критикам, как мне кажется.

    Приступим!

    В этой серии я точно планирую 10 частей с подробными примерами:

    1. Основы рассказа (вот она)
    2. Трехактная структура + композиция
    3. Конфликт
    4. Персонажи
    5. Кульминация
    6. Зачин
    7. Стиль
    8. Деталь
    9. Публикация

    Особенностью прошлых серий было то, что я не только теорию рассказывал, но и показывал конкретные примеры сильных текстов. Так будет и в этот раз.

    Требования к рассказу. Составляющие

    На самом деле сложность рассказа в том, что нужно не только знать в теории, что включает в себя рассказ.

    Но важно отпрактиковать это. Сделать своей ежедневной практикой.

    Минимум, что должен включать в себя рассказ

    • Продуманность построения
    • Лаконичность
    • Высокое напряжение сюжета
    • Интересные герои
    • Острый конфликт.
    • Недосказанность. Это сложно.

    Именно об этом я и буду говорить в каждой из частей, только подробнее.

    Типичные ошибки при создании рассказа

    Начинающие часто допускают типичные ошибки

    1. Недостаток подготовки.

    Думаю, это главная ошибка пишущих. Особенно новичков, но и опытные иногда недостаточно готовятся.

    Для начала стоит обдумать план рассказа, что вы хотите сказать. А только потом уже.

    Нужно продумать все детали, конфликт, портрет каждого героя. И только затем начинать сам рассказ.

    1. Самомнение

    «Мне не нужно учиться», «я справлюсь» — типичные мысли писателя с самомнением

    Нужно трудиться, работать так много, сколько потребуется, чтобы текст получился, чтобы мысли в тексте были именно такими, как нужно.

    1. Нет страсти

    Старое правило писателей гласит: «Что без страсти написано – без страсти будет прочитано».

    Многие пишут потому, что хочется писать. Графоманство чистой воды. И этот этап проходят все. Но когда вы уже осознаете, что так делать не стоит – значит, внутри у вас есть внутренняя сила не графоманить больше.

    Учитесь писать сильно. Учитесь писать продуманно. Не спешите,

    Одни определяют рассказ местом и временем. Единство места и времени. ТО есть то, что происходит в определенный промежуток времени и в определенном месте. Тогда «Улисс» Джойса – это рассказ, просто растянутый.

    Но есть рассказы, когда это правило не соблюдается, и всё равно это рассказ.

    Лучше всего рассказ определяется объемом до 45 листов. Почему именно эта цифра?

    Проза, которая длиннее 45 страниц – это уже повесть. А если присутствует несколько сюжетных линий – то и вовсе роман.

    Работа над рассказом — как в столярной мастерской.

    Перед началом создания рассказа нужно продумать его структуру.

    Я использую 5 элементов для каждого рассказа. Сегодня я поделюсь ими коротко, но в будущем будет целая статья, посвященная этой составляющей рассказа.

    1. Идея

    Какую идею я хочу заложить в рассказ. Например

    • Кролик хочет жить, но его отправляют на кухню, как основное блюдо вечера.
    • Заботиться о женщине – это честь для каждого мужчины.
    • Иметь детей – это счастье

    То есть идея – это простое убеждение, которое вы хотите раскрыть. Причем может быть два рассказа, в котором прямо противоположные идеи.

    Например, первый рассказ напишет любящий муж: «Заботиться о женщине – это честь для каждого мужчины.». А второй рассказ напишет мужчина, который только что развелся, и его идея будет: «Женщины – самые подлые существа». Именно потому мы любим разных авторов – ценности у каждого свои.

    1. Основной конфликт. Изюминка, которая будет двигать.

    Возьмем идею вторую. Представим, что наш герой-мужчина любит свою жену. А она попала в аварию.

    Его размышления, его желания, мысли и главное, действия и помощь жене – это будет тело рассказа. И чем сложнее его жене, тем острее конфликт.

    1. Герои . Особенности, которым я сострадаю, сопереживаю.

    Молодежь – всегда спешит, наушники в ушах.

    Старики – брюзгливы.

    Бизнесмены – богаты, недовольны жизнью.

    Это очень простой и примитивный взгляд на жизнь, и такие рассказы выглядят плоско и читаются без интереса.

    Ваши герои должны быть интересны. Посидите в кафешке хотя бы час. Вы там встретите хотя бы двух одинаковых людей? Один громко говорит, другой спокоен, третий имеет привычку грызть ногти. В реальном мире все мы отличаемся.

    Так почему же в рассказе мы делаем людей однообразными и скучными.

    1. Трехактная структура + композиция

    Все серьезные фильмы и книги обычно имеют три основных акта:

    — завязка. Около 20% рассказа.

    — развитие конфликта. Здесь мы подаем основное развитие конфликта и всей ситуации. Обычно в среднем это 60% рассказа.

    — развязка. Это 20% всего объема.

    Я напишу об этом подробнее позже, как и обещал, в одной из частей серии.

    1. Кульминация

    Это главное в любом произведении. Можно идеально продумать и проработать всю структуру книги, а затем затупить концовку и все смажется.

    Именно после кульминации и развязка остается послевкусие.

    1. Сильный слог

    Слова, которые цепляют, которые интересно читать. У каждого состоявшегося автора свой стиль, который чувствуется.

    Вы увидите это в примерах рассказов Зощенко, Хэмингуэя, Чехова, которые я прилагаю бонусом. А также в рассказе Зощенко, который вы сможете прочесть прямо в этой статье.

    Примеры сильных рассказов. Рассказ Зощенко

    Михаил Зощенко — мастер малой прозы, рассказов

    В приложении вы сможете скачать 3 коротких рассказа, которые я считаю очень сильными.

    А здесь хочу разобрать один рассказ. В нем всё есть – идея, структура, сильный слог.

    Это Михаил Зощенко — мастер коротких рассказов, от которых катаешься по полу от смеха.

    ГИБЕЛЬ ЧЕЛОВЕКА


    Кончено. Баста! Никакой жалости к людям не осталось в моем сердце.
    Вчера еще до шести часов вечера сочувствовал и уважал людей, а нынче не могу,
    ребятишки. До последней точки докатилась людская неблагодарность.
    Вчера, извольте видеть, за мою жалость к ближнему человеку отчаянно пострадал и,
    может, даже предстану перед народным судом в ближайшем будущем.
    Баста. Зачерствело мое сердце. Пущай ближние больше на меня не рассчитывают.
    А шел я вчера по улице. Иду я вчера по улице и вижу — народ будто стоит, скопившись подле ворот. И кто-то отчаянно охает. И кто-то руками трясет, И вообще вижу — происшествие. Подхожу. Спрашиваю об чем шум.
    — Да вот, говорят, тут ногу сломал один гражданин. Идти теперь не может..,
    — Да уж, говорю, тут не до ходьбы.
    Растолкал я публику и подхожу ближе к месту действия. И вижу — какой-то человечишко действительно лежит на плитуаре. Морда у него отчаянно белая и нога в брюке сломана. И лежит он, сердечный друг, упершись башкой в самую тумбу и бормочет:
    — Мол, довольно склизко, граждане, извиняюсь. Шел и упал, конечно. Нога—вещь
    непрочная.
    Сердце у меня горячее, жалости к людям много и вообще не могу видеть гибель
    человека на улице.
    . — Братцы, говорю, да, может, он член союза. Надо же предпринять тем не менее.
    И сам, конечно, бросаюсь в телефонную будку. Вызываю скорую помощь. Говорю: нога сломана у человека, поторопитесь по адресу.
    Приезжает карета. В белых балахонах сходят оттеда четыре врача. Разгоняют публику и укладывают пострадавшего человека на носилки.
    Между прочим, вижу — этот человек совершенно не желает, чтобы его положили на носилки. Пихает всех четырех врачей остатней, здоровой ногой и до себя не допущает.
    — Пошли вы, говорит, все четыре врача туда-сюда. Я, говорит, может, домой тороплюся.
    И сам чуть, знаете, не плачет.
    — Что, — думаю, — за смятение ума у человека.
    И вдруг произошло некоторое замешательство. И вдруг слышу — меня кличут.
    — Это, говорят, дядя, ты вызывал карету скорой помощи?
    — Я, говорю.
    — Ну, так, говорят, придется тебе через это отвечать по всей строгости
    революционных законов. Потому как зря карету вызвал — у гражданина искусственная
    нога обломилась.
    Записали мою фамилию и отбыли.
    И чтобы я после этого факта еще расстраивал свое благородное сердце—ни в жисть! Пущай убивают иа моих глазах человека — ни по чем не поверю. Потому — может, для киносъемки его убивают.
    И вообще ничему теперь не верю, — время такое невероятное.

    Без лишних слов.

    Идея есть.

    Конфликт – есть.

    Стиль – шикарен. Надо сказать, что в 20-е годы ХХ века был расцвет рассказа, появились Зощенко, Бабель, Грин. И на стыке жаргона, тюремной лексики, военной и разговорной появился стиль Зощенко. Как по мне – гениально.

    Структура — есть. Неважно, кратко или нет.

    Герои — просты и понятны.

    Кульминация — неожиданна

    Как написать рассказ. Первые выводы

    Создать рассказ – это труд. Мне нравится, как Юрий Олеша, писатель 20-30 годов ХХ века сравнил писательство с шахтерским трудом. Действительно, адски устаешь от мыслительных процессов. Иногда хочется просто выдохнуть, тогда я беру книгу, сажусь на балконе и читаю адский труд другого. Умиляюсь, особенно, когда вижу серьезные усилия других писателей.

    И окончив эту серию, вы будете иметь весь необходимый минимальный арсенал для создания сильного рассказа.

    И обещанный подарок: одни из лучших рассказов Зощенко, Хэмингуэя и Чехова.

    Коротко обо мне: Автор двух блогов ( и Слова Ободрения), руководитель студии текстов “Слово” . Пишу с 1999 года, Зарабатываю текстами с 2013-го года. Давайте дружить в соцсетях.

    (оценок: 8 , среднее: 4,50 из 5)

    Заслуженные писатели признают, что жанр рассказа – один из самых трудных, поскольку процесс создания шедевра требует точности построения, безупречной отделки, многозначительности смысла и высокой напряженности сюжета. Но в этой статье мы все-таки разложим все по полкам и найдем ответ на волнующий вопрос: как написать рассказ?

    Каждый день на ваших глазах происходят сотни интересных событий, а в голове кружится еще не одна сотня мыслей. Необходимо все то, что вы хотите сказать читателю, изложить в доступной и понятной форме. Те, кто первый раз берется за написание рассказа, как один думают, что рассказ – совсем не трудный жанр, поскольку пишется он гораздо быстрее, чем любой другой. Но это не так. Я бы даже сказал, что в этом кроется главная .

    В романе, например, воссоздаются события подобно тому, как видел их очевидец, повесть – последовательное их изложение. А вот рассказ – самая любопытная и сложная форма, поскольку автору придется из множества событий выделить лишь те, которые нужно скомпоновать для лаконичного полотна рассказа.

    Написание рассказа

    Итак, работа над любым литературным произведением состоит из трех пунктов: узнать, сказать, быть услышанным. Расшифруем эти «три кита» написания рассказа.

    Узнать – означает, познать саму жизнь, переоценить и осмыслить свой собственный жизненный опыт, научиться слышать и понимать окружающий мир, людей. В совокупности это дает творческий замысел.

    Сказать – означает сотворить литературное произведение, то есть самое важное. А именно: найти материал, отобрать его, обработать, правильно организовать, и, естественно, написать наш рассказ — изложить все в художественной форме.

    Быть услышанным – это не значит просто написать произведение и поставить его пылиться на книжную полку, а дать ему жизнь, показать его читателям, ведь литературное творение живет только тогда, когда его прочли, поняли и по достоинству оценили. Чтобы книга была оценена по достоинству, нужно знать несколько небольших писательских секретов, которые пригодятся начинающему писателю в процессе творения.

    Первая стадия в создании рассказа – рождение замысла

    Оный появляется в вашей голове благодаря банальной любознательности, размышлениям, и, конечно же, фантазиям. Поспособствовать появлению свежего и интересного замысла могут различные факторы. Например, на ваше сознание сильно подействуют впечатления от прочтенной книги или какое-либо информационное сообщение, будь то небольшой документ, маленькая заметка в прессе или даже хроника. После прочтения произведения другого автора иногда возникает желание немного переделать его работу. Парадокс – желание переделать чужое произведение, в корне изменив все; личные переживания или сильный стресс; приукрашивание и дополнение ситуаций, произошедших в реальной жизни; какие-то допущения, вариации событий; идеал – воплощения совершенного представления художника о чем-либо, например, о справедливости.

    Следующий этап к написанию рассказа – отбор материала

    Хорошее владение языком не делает любого человека настоящим писателем. Для того чтобы стать признанным художником слова, необходимо знать и понимать жизнь. Знания дают лишь изначальный, опорный материал, а понимание его дает возможность не скопировать текст, а вознести свое изложение в ранг художественного произведения.

    Отобрать необходимый материал можно несколькими способами. Первый – описание увиденного или пережитого. Но такой вид предоставления материала скорее работа журналиста, чем писателя. Задачей же литературы является творение того, что позволит увидеть читателю то, чего ранее он не мог или не хотел видеть. Следующий метод – конструирование. Здесь писатель сам придумывает персонажей и сюжет, выуживая все из своего воображения и памяти. И материал необходим немногим для того, что бы детально описать действия, например, где живут главные герои, в какой эпохе, во что они одеты, чем занимаются, каково их окружение и тому подобное. В таких моментах самые надежные помощники – память и собственный опыт. Последний способ добычи информации – синтез. В основу произведения автор кладет реальные события, но с некоторыми изменениями и многими домыслами.

    Когда материалов много, в них сложно разобраться. Можно использовать удобные , о которых я писал в другой статье.

    Составляющие рассказа

    Пожалуй, самой важной деталью в рассказе является композиция. Композиция – удачное расположение ранее отобранного материала. Последовательность эпизодов создает эмоциональное и ассоциативное восприятие рассказа читателем.

    Существует множество вариантов композиции:

    Прямоточная – самый простой вид.
    Кольцевая – здесь рассказ имеет авторское обрамление в начале и в конце произведения.
    Точечная – когда имеется множество маленьких подробностей и деталей, которые в итоге привязываются к конкретному событию.
    Плетеная – когда присутствует пространственно-временная масштабность.
    Остросюжетная, детективная, инверсионная – основывается на контрасте.
    Шарнирная – когда сюжет в конце рассказа неожиданно делает резкий поворот.
    Револьверная – события, происходящие в рассказе показаны с разных точек зрения.

    Зачин – является началом рассказа. Именно первая фраза является самой главной во всем рассказе. По ней создается первое впечатление, что, как известно, является важнейшим.

    Эффектно рассказ можно начать с экспозиции, то есть без промедления ввести читателя в курс дела, или пейзажа, или действия, описания прошлых событий, основной характеристики героя, портрета и прочих моментов.

    Стиль рассказа у каждого писателя свой, именно благодаря ему автор может стать узнаваемым. Это его личный почерк, его индивидуальный способ орудования мыслью.
    Критериями определения техники являются такие элементы, как слово, речевой оборот, фраза, сочетание двух слов, стыки периодов и прочее. Выделить конкретный стиль написания рассказа невозможно, поскольку в одном рассказе всегда существует сочетание нескольких стилей.

    Детали — то, без чего любой рассказ превратится в незнамо что. Именно детали и творят литературные произведения, о них нельзя забывать ни в коем случае. Деталями могут быть самые различные вещи – вкус, запах, цвет, осязание и прочее. В любом случае необходимо достойно описать каждую мелочь, дать ей жизнь.

    Это все, что я хотел поведать вам сегодня. Теперь вы знаете, как написать рассказ. Выглядит сложно, верно, но сложно лишь начать. Пусть ваше вдохновение и талант принесут вам успех, а о том, и я поделюсь с вами в следующей статье.

    Во-первых , я понял, что нельзя ждать вдохновения. Коварная штука это вдохновение. Подстроиться под него очень сложно. Почти невозможно, если параллельно ты работаешь или учишься. Вдохновения ждать не нужно. Отнеситесь к написанию рассказа, как к школьному сочинению – хочешь, не хочешь, а работать надо. Никто ведь не говорил учительнице: Марь Иванна, про Машу и Дубровского сочинения не сдал, вдохновения не было.

    Во-вторых , я понял, что для рассказа важны три вещи: смысл, стиль и объем. Проще говоря, должно получиться ясно, красиво и кратко.
    Узнав две эти главные вещи, приступаем, к рассказу, соблюдая семь правил.

    Первое. Сначала определите, о чем будет рассказ, изложив содержание одной фразой. Фразы: «о любви» или «о дружбе» не подходят. Нужна конкретика. Например: о том, как Золушку уволили с работы из-за козней начальника; о том, почему Мальчику-с-пальчик грустно, когда идет дождь.

    Второе. Второй шаг - создание персонажей. Вы тщательно обдумываете образ главного героя (далее – ГГ). Какой он? Пол-возраст, цвет глаз-волос-кожи, характер, привычки, биография, с кем живет, что любит, на кого похож и т.д.
    Потом берете лист бумаги и записываете на нем все, что придумали. Очень подробно и обстоятельно. А потом пришпиливаете лист булавкой к столешнице, чтобы было легче подглядывать, и НИ В КОЕМ СЛУЧАЕ! не вносите это описание в рассказ. По-крайней мере, в этом объеме.
    Обычная ошибка начинающих авторов в том, что они пытаются втиснуть все сведения о ГГ в текст рассказа. Несчастные читатели на протяжении двух страниц узнают, что у ГГ «были черные веселые глаза, черные кудрявые волосы, у него была белоснежная улыбка, пухлые губы и широковатый рот. Он был высокого роста, с сильными, мускулистыми руками и ногами. Ему было тридцать лет, восемнадцать из которых он провел в сиротском приюте, потому что его родители, когда ему было пять лет…». Заканчивается подобный опус обычно так: «у него была черная кожа, он был негр».
    Гораздо проще, четче и выразительнее написать: «Это был негр средних лет, одинокий, но неунывающий ни при каких обстоятельствах».
    Сразу оговорюсь, что я не пропагандирую краткость изложения. Сам не люблю, когда кратко. Рассказы из 55-ти слов кажутся мне особенно страшными. Так мы скоро дойдем до рассказов в 55 букв.
    Но сейчас мы говорим о рассказе, в котором (см. выше) важен объем. Значит, надо избавиться от всего лишнего, поэтому витиеватость текста отсекаем безжалостно.

    Третье. Придумываем сюжет. Главное условие – занимательность и динамичность. Приоритет диалогам. Постарайтесь выразить чувства героев ИХ словами, а не своими.
    Например, для рассказа лучше:
    «-Ты меня бесишь, Чупакабра! – прошипел Кот-в-сапогах, играя эфесом шпаги».
    Чем:
    «Кот-в-сапогах почувствовал, как в глубине его существа закипает, подобно воде в чайнике, дикое, первобытное бешенство. Он прищурил глаза, воинственно распушил хвост, сдвинул на затылок широкополую шляпу, увенчанную плюмажем из алых перьев страуса, и принялся поглаживать лапкой, мгновенно обнажившей стальные когти и переставшей быть бархатной, эфес шпаги, доставшейся ему при следующих обстоятельствах…»
    Как построить сюжет?
    Формула обычного рассказа проста. Вступление, приключение, финал. Вступление должно быть интересным, а финал - весомым. Вступление заманивает читателя, а финал заставляет его (читателя) обдумывать рассказ еще некоторое время после прочтения. Даже если, прочитав ваш рассказ, человек замрет на три секунды, таращась в пространство, и подумает: «Вон оно как!..» - считайте, это – победа. Ваш рассказ состоялся.
    Не начинайте вступление «издалека». Это не повесть и не роман, где можно пару страниц любоваться окрестностями, потом упомянуть о бликах восходящего солнца на море, а потом посвятить еще страниц пять на описание старинного замка, к которому летит через это самое море стая черных лебедей. Должна быть некая интрига, которая заставит читателя задержать взгляд, заинтересоваться: а что будет дальше? Ну-ка, посмотрим…
    Если со вступлением и финалом более-менее понятно, перейдем к приключениям. Можете назвать их конфликтами, событиями – суть не изменится. Для динамики рассказа хорошо бы не менее трех конфликтов-приключений. Например, встреча Кота-в-сапогах с младшим сыном мельника и их преступный сговор с целью захвата королевства и прилегающих территорий; набег указанных персонажей на королевский дворец, во время которого они крадут алмаз «Санси» и принцессу; спасение сбежавшей принцессы от оборотня с последующей влюбленностью принцессы в своего спасителя – Кота-в-сапогах. Как вступление можно представить похищение Котом дизайнерских сапожек от «Армани», а финалом – бегство Кота от влюбленной принцессы с извинениями, что он не в силах составить ее счастье.

    Четвертое. Определившись с героем и сюжетом, приступаем непосредственно к написанию. Пишем так, как получится, стараясь, все-таки, помнить о трех китах рассказа – ясности, красоте и краткости.
    Помните о ярких образах, старайтесь избегать банальностей. Лучше описать ночь, как блеск бутылочного осколка на земле (см. Чехов А.П.), а не как «серебряный свет призрачной луны на темно-синем небе, усыпанном звездами».
    В результате четвертого шага у вас, скорее всего, получится рассказ на 15-ти листах 14-ым шрифтом. Это, примерно, 20000-30000 знаков. То есть, вдвое больше нормы. Смело приступаем к следующему этапу.

    Пятое. Корректировка рассказа. Запасаемся дюжиной носовых платков, чтобы вытирать невольные слезы, перечитываем текст и удаляем (с сохранением смысла) лишние прилагательные («черный негр», «холодный, искрящийся снег») и притяжательные местоимения – моя, мое, свое, твое и проч. («он ударил меня СВОЕЙ рукой», «очнувшись, я понял, что МОЯ шея до сих пор болит»). После правки, текст уменьшится, примерно, на две страницы. Но, уверяю, читатель все равно поймет, что негр был черным, снег – холодным, а после того, как вас ударили, болела именно ваша шея.
    Потом начинается самое неприятное и трудное. Надо сократить не просто лишние слова, а лишний текст. В идеале должно остаться не больше 10 страниц, значит, безжалостному вымарыванию надо подвергнуть три страницы. Перестаем плакать, и снова перечитываем рассказ. Читаем очень внимательно, время от времени удаляя целые абзацы, которые не несут смысловой нагрузки для подтверждения главной мысли рассказа (см. пункт первый). Все, что выходит за рамки увольнения бедной Золушки с работы – шикарные деловые костюмы и хрустальные кроссовки; воспоминания о том, как мачеха в прошлом году облила ее апельсиновым соком прямо на автобусной стоянке; завтрак, во время которого Золушка скушала кусочек торта «Анна Павлова» и загрустила о нелепой смерти великой артистки - удаляем.
    Почувствуйте себя пластическими хирургами, отсекающими с милого, но несколько обрюзгшего лица известной певицы, лишнее. Певица должна покинуть операционный стол с личиком упругим, как резиновый мячик. Ничего лишнего! Никаких: «вот эта родинка так мило смотрится…»!
    Думайте не о своих желаниях, а о желаниях певицы. Ей не нужны сентиментальные старческие родинки, она хочет натяжку по полной. Так дайте ей то, что она хочет! Срежьте, что только можно и натяните до предела!
    Над родинкой поплачете дома, пересчитывая гонорар.

    Шестое. Неопытные авторы зачастую считают, что шестой этап в создании рассказа лишний. И с гордостью торопятся выложить рассказ (а по сути, не рассказ, а сырой полуфабрикат) для прочтения или отправляют в издательство, а потом обижаются, когда их подвергают разгромной критике.
    А ведь этого так легко избежать, если соблюсти простое правило: прежде чем выносить рассказ на публику, дайте ему вылежаться. Дня два-три, неделю, если хватит терпения. А если выдержите месяц – снимаю шляпу!
    Вопрос: зачем так поступать?
    Ответ: затем, что по истечении времени вы перечитаете то, что написали, свежим взглядом. И заметите ошибки, которых раньше не видели. Помните, что чем чаще вы будете производить подобную манипуляцию, тем чище будет текст. Выполнив шестое правило, вы заставите ваш рассказ сиять бриллиантом, а иначе он рискует так и остаться неограненным алмазом – тусклым, корявым камешком, о ценности которого никто не догадывается.
    Прочтите рассказ вслух, с выражением. Это поможет выявить неблагозвучные слово- и буквосочетания, и случайные повторы. Постарайтесь, чтобы ваш рассказ стал песней, читался, как стихотворение в прозе.

    И, наконец, седьмое. Потратьте еще полчаса, чтобы прочитать рассказ и исправить допущенные ошибки в орфографии и пунктуации. Не хватает знаний или трудолюбия? Отдайте умному другу. Пусть он проставит запятые, напишет «не» отдельно с глаголами, и разберется с суффиксами «бер-бир», «дер-дир». И не надо про то, что есть редакторы и корректоры, и что им за это деньги платят. Им платят не за это. А за то, чтобы находили СЛУЧАЙНЫЕ ошибки.
    Если же рассказ начинается «гиниальными славами», 99% тут же бросят его читать. Конечно, кто-нибудь прочитает, но только чтобы посмеяться над двоечником или прокомментировать: «Супирски! Пешите исчо!»
    Поверьте, грамматические ошибки противны так же, как волосок в ресторанном блюде.
    А если серьезно, то пишите от души, пишите так, как подсказывает сердце. Ведь талант и вдохновение – великая сила. И если они у вас есть, то все обязательно получится.

    Включайся в дискуссию
    Читайте также
    Йошта рецепты Ягоды йошты что можно приготовить на зиму
    Каково значение кровеносной системы
    Разделка говядины: что выбрать и как готовить?