Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Илья шатров биография. "дачные грезы"

Илья́ (И́лий) Алексе́евич Шатро́в (1 апреля 1879 (1885) - 2 мая 1952) - русский военный музыкант, капельмейстер и композитор, гвардии майорСоветской Армии, автор вальса «На сопках Маньчжурии».

Илья Алексеевич Шатров родился в уездном городе Землянске, ныне в Семилукском районе Воронежской области в семье отставного унтер-офицера Литовского лейб-гвардии пехотного полка. С детских лет научился играть на балалайке и гармошке, выделялся необычайной музыкальной одаренностью.

После смерти отца в 1893г. определён воспитанником во взвод трубачей Гродненского гусарского лейб-гвардии полка, где он научился играть на барабане и трубе. По ходатайству командира полка был направлен и, в порядке исключения, принят на учёбу в Варшавский музыкальный институт., который окончил в 1900 (1903) году.

После окончания института в 1903 году принял насчитывавшую около шестидесяти музыкантов музыкальную команду Мокшанского резервного батальона в Пензенской губернии (преобразован в 214-й резервный Мокшанский пехотный полк в 1904 году). С началом русской-японской войны полк отправлен на Дальний Восток.

В феврале 1905 года 214-й резервный Мокшанский пехотный полк принял участие в сражении под Мукденом и Гаоляном. В одном из боёв полк был окружен японцами и постоянно подвергался атакам противника. В критический момент, когда уже заканчивались боеприпасы, командир полка полковник Петр Побыванец отдал приказ: "Знамя и оркестр - вперед!.." Капельмейстер Шатров вывел оркестр на бруствер окопов, отдал приказ играть боевой марш и повел оркестр вперед за знаменем полка. Воодушевленные солдаты ринулись в штыковую атаку. В ходе боя полк под музыку оркестра непрерывно атаковал японцев и, в конце концов, прорвал окружение. В ходе боя погиб командир полка, от 4000 состава полка осталось 700 человек, из состава оркестра в живых осталось только 7 музыкантов. За этот подвиг все музыканты оркестра были награждены георгиевскими крестами, Илья Шатров офицерским орденом Святого Станислава 3-й степени с мечами (второе подобное награждение капельмейстеров), а оркестр удостоен серебряных труб.

После окончания русско-японской войны Мокшанский полк еще целый год оставался в Маньчжурии, где Илья Алексеевич, однажды попав по приказу нового командира полка на гауптвахту, начал писать вальс «Мокшанский полк на сопках Маньчжурии», посвященный погибшим боевым товарищам. После возвращения в Россию Шатров в Златоусте закончил первый вариант вальса. В 1907 году в Самаре он написал новый вариант и вскоре выступил в городском сквере с духовым оркестром с исполнением этого вальса. Поначалу публика достаточно прохладно встретила этот вальс, но уже через год граммофонные пластинки с его записями стали пользоваться большой популярностью. Впервые изданные в 1907 году ноты вальса к 1911 году были переизданы уже 82 раза! После 1911 года название вальса сократилось, он стал называться «На сопках Маньчжурии».

Влюбившись в молодую девушку, Александру Шихобалову Шатров написал вальс «Дачные грёзы», который также стал пользоваться большим успехом. В 1910 году любимая скончалась, полк был расформирован, и в такой тяжёлой обстановке Шатров написал новое сочинение «Осень настала» на слова Я. Пригожего.

В то же самое время огромная популярность вальса «На сопках Маньчжурии» показала Шатрову, что как автор мелодии он оказался обделённым в доходах. Кроме того, объявился какой-то человек, заявлявший, что не Шатров, а именно он является настоящим автором вальса. Он также пытался привлечь Шатрова к суду, но эта попытка провалилась.

В то время фирмы, выпускавшие граммофонные пластинки, выплачивали автору разовый гонорар, а потом выпускали сколько им было угодно тиражей с записью музыки. Только с принятием в 1911 году первого в России закона об авторских правах применительно к граммзаписи у авторов появилась возможность защитить свои интересы. И Шатров не замедлил этим воспользоваться. Судебные иски были поданы против ряда компаний. Результатом этой кампании стало то, что большинство фирм стали выпускать пластинки с наклеенными авторскими марками, а фирма «Сирена Рекорд» проиграла судебный процесс автору вальса «На сопках Маньчжурии» и вынуждена была выплачивать ему авторское вознаграждение в размере 15 копеек с каждой проданной пластинки.

После революции Шатров вступил в Красную армию, был капельмейстером красной кавалерийской бригады. После окончания Гражданской войны до 1935 года служил в Павлограде. C 1935 по 1938 годы Шатров руководил оркестром Тамбовского кавалерийского училища, в 1938 демобилизовался и остался работать в Тамбове. С началом Великой Отечественной войны вновь вернулся в армию: служил капельмейстером дивизии. Неоднократно награждался. После войны Шатров долгое время руководил оркестром Кировабадского гарнизона в Закавказском военном округе (военного оркестра Закавказского военного округа).

Ушёл в отставку в 1951 году, вернулся в Тамбов, где стал заведовать музыкальной частью в Тамбовском суворовском училище.

Шатро́в Илья́ (И́лий) Алексе́евич (1 апреля 1879 - 2 мая 1952) - русский военный музыкант, капельмейстер и композитор, майор.

Биография

В Златоусте развернулось формирование новых частей: 214-го Мокшанского и 282-го Черноярского пехотных полков. Для этого из Екатеринбург а в Златоуст перевели второй батальон, при котором состоял оркестр И.А. Шатрова, причисленный к Мокшанскому полку. Летом 1904 г. завершилось комплектование воинских частей, а 30 июня в Златоуст прибыл император Николай II, сопровождаемый наследником престола великим князем Михаилом и многочисленной свитой. Оркестр под руководством капельмейстера Ильи Шатрова играл на параде перед государем. Николай напутствовал воинов и благословил полки на ратные подвиги в боях с японцами на сопках Маньчжурии.

4 июля 1904 г. Златоуст торжественно проводил Мокшанский полк на войну. Около месяца ехали мокшанцы по Транссибирской магистрали до Маньчжурии. 31 июля они прибыли в Мукден. Полк занял позиции на левом фланге русской армии - под Ляояном на Далинском перевале, который успешно оборонял во время ляоянских боёв. Далее воины с Урала участвовали в сентябрьских сражениях на реке Шахэ.

Мукденское сражение в феврале 1905 г. прославило имя Мокшанского полка. 18 февраля полк вступил в сражения с атакующими силами японской армии. Мокшанцы десять дней держали оборону и контратаковали неприятеля. Они не позволили японцам окружить русские войска и прикрывали отступление армии. В этих сражениях отличился полковой оркестр, руководимый И.А. Шатровым. Музыканты сопровождали звуками марша контратаки полка. В героических сражениях под Мукденом был тяжело ранен и вскоре скончался командир полка полковник П.П. Побыванец. Итог войны для 214-го Мокшанского полка оказался печальным: он потерял свыше половины личного состава - 2339 человек убитыми и ранеными.

За героизм в боях воины-мокшанцы были представлены к наградам и знакам отличия: нагрудным - для офицеров, на головные уборы - для нижних чинов с надписью «За отличие в Русско-японской войне 1904-1905 гг.». Семеро музыкантов полкового оркестра награждены знаками Военного ордена, а оркестр получил серебряные трубы.

Боевые заслуги Ильи Алексеевича Шатрова также отмечены начальством. Приказом командующего 1-й Маньчжурской армии от 2 апреля 1905 г. «за отлично-усердную службу при военной обстановке» его наградили серебряной медалью с надписью «За усердие» для ношения на груди на анненской ленте. 24 октября того же года капельмейстер Илья Шатров удостоен серебряной медали «за отлично-усердную службу и особые труды», однако это было нарушение правил награждения: дважды вручена одна и та же медаль. Поэтому новым приказом капельмейстеру Мокшанского полка последнюю серебряную медаль заменили на золотую. Вскоре И.А. Шатров получил первый чин по табели о рангах - коллежского регистратора, и мог претендовать на орден. 20 января 1906 г. последовал приказ: «Капельмейстера 214-го Мокшанского полка Илью Шатрова взамен пожалованной... золотой медали с надписью «За усердие» для ношения на груди на Станиславской ленте... награждаю за разновременные отличия против японцев орденом Святого Станислава 3-й степени с мечами». Таким образом, он стал вторым капельмейстером в русской армии, удостоенным столь высокой награды.

В сентябре 1905 г. война с Японией завершилась. Мокшанский полк ещё восемь месяцев находился в Маньчжурии. В мае 1906 г. его демобилизовали в Златоуст. Война оставила глубокий след в душе Ильи Шатрова. Он был впечатлён и потрясён страданиями, гибелью товарищей, убийством людей, всеобщим безумием. Переживания композитора выразились в вальсе «Мокшанский полк на сопках Маньчжурии» (ныне известен под названием «На сопках Маньчжурии»). Неизвестно, где была написана музыка. Очевидно, что это не одномоментный процесс. Идея нового произведения зародилась у И.А. Шатрова на фронте, а первая редакция вальса возникла летом 1906 г., когда капельмейстер находился в Златоусте. В сентябре того же года его полк перевели в Самару. Здесь произошло знакомство капельмейстера с педагогом и композитором О.Ф. Кнаубом (1866-1920). Он помог И.А. Шатрову завершить работу над вальсом, а затем издать ноты. В Самаре в 1907 появилось первое нотное издание вальса «На сопках Маньчжурии ». В 1908 г. О.Ф. Кнауб переехал в Москву и организовал издательство, где активно публиковал ноты новой популярной мелодии. До 1911 г. ноты были переизданы 82 раза! Появились граммофонные пластинки с записью вальса. Так, только за первую половину декабря 1910 г. фирма «Зонофон» продала 15 тыс. пластинок.

Сочинение Ильи Шатрова отразило настроения и переживания всего российского общества. В музыке выразилось горе огромной страны, которая оплакивала погибших русских воинов. Поэтому произведение приобрело необыкновенную популярность. На музыку было положено несколько вариантов стихов. Наибольшее распространение получили слова, которые принадлежали известному русскому поэту и писателю С.П. Петрову (более известен под псевдонимом Скиталец). В годы Великой Отечественной и Советско-японской войн вальс пережил второе рождение: появились новые слова, но музыка осталась прежней и напоминала о событиях сорокалетней давности, когда русская армия терпела поражения на сопках Маньчжурии.

В Самаре молодой капельмейстер, влюблённый в купеческую дочь Александру Шихобалову, сочинил вальс «Дачные грёзы». Новый вальс также издавался О.Ф. Кнаубом и получил популярность. Но вскоре возлюбленная Ильи Шатрова умерла. Он тяжело переживал потерю. Чувства композитора выразились в музыке вальса «Осень настала». В 1907 г. И.А. Шатров женился на матери своей умершей любимой - вдове Е.П. Шихобаловой.

В апреле 1913 г. капельмейстера Илью Шатрова уволили в запас армии. Очевидно, до революционных событий 1917 г. композитор проживал в Самаре. В 1918 г. он оказался в Сибири. В Новониколаевске (ныне Новосибирск) музыкант тяжело заболел тифом, когда он выздоровел, то город уже был занят красными. В 1919 г. его мобилизовали в Красную Армию и назначили капельмейстером во 2-й кавалерийский полк пятой армии. Позже в одной из анкет И.А. Шатров отмечал, что принимал участие в боях против белых и японцев под Верхнеудинском и Читой. В 1921 г. демобилизовался.

В 1920-е гг. Илья Алексеевич Шатров преподавал музыку. В 1930-е гг. служил капельмейстером во 2-м запасном кавалерийском полку в Павлограде, Объединённой краснознамённой кавалерийской школе в Тамбове. Великую Отечественную войну он встретил на боёвом посту. В годы войны капельмейстер руководил оркестром танкового полка гвардейской механизированной дивизии. И вновь музыка И.А. Шатрова звучала на фронте и звала солдат на подвиги. Войну он закончил с двумя медалями и орденом Красной Звезды. Отечественная война возбудила композитора к творчеству. В 1945 г. появилось последнее произведение известного капельмейстера - «Голубая ночь над Порт-Артуром», но оно не получило распространения.

С 1947 Илья Шатров руководил военным оркестром 100 полка 31 гвардейской механизированной дивизии в Закавказском военном округе. Здесь ему присвоили звание майора. Начальник штаба полка в представлении отмечал: «На практической работе показал себя добросовестным, честным, исполнительным и энергичным офицером... Музыкальный взвод, находящийся в подчинении тов. Шатрова в ряде лет, по своей сыгранности и культуре исполнения репертуаров имеет ведущее место... Являясь автором вальса «На сопках Маньчжурии», владеет заслуженным авторитетом не только среди военнослужащих, а и всего народа Советского Союза» (май 1951 г.). Но знаменитый музыкант был уже стар, поэтому в 1951 г. он вернулся в Тамбов, где до конца жизни преподавал в Тамбовском суворовском училище. Композитор и создатель «русского национального вальса» скончался 2 мая 1952 г. и похоронен на тамбовском Воздвиженском кладбище.

За участие в Великой Отечественной войне Илья Алексеевич был награжден орденом Красной Звезды и медалями. В 1951-52 г.г. военный дирижер гвардии майор Шатров служил в Тамбовском суворовском училище, воспитывал будущих офицеров.


Илья (Илий) Алексеевич Шатров родился в Землянске - небольшом уездном городке Воронежской губернии. Его отец, Алексей Михайлович, был отставным унтер-офицером. Илья рано научился играть на балалайке и гармошке. Землянский воинский начальник, желая помочь талантливому мальчику, определил его воспитанником в музыкальную команду гвардейского пехотного полка. Очень скоро Илья Шатров научился прекрасно играть на барабане и трубе. Учитывая способности воспитанника, его направили учиться в Варшавский музыкальный институт. Учебу Шатров завершил успешно, и педагогический совет института "по выдержании экзамена признал ему, Шатрову, право на звание военного капельмейстера".

Службу Шатров продолжил в 214-ом Мокшанском пехотном батальоне, расквартированном в Екатеринбурге. С началом русско-японской войны часть, в которой служил Шатров, развернули в боевой полк и направили в Маньчжурию. В феврале 1905 г. полк участвовал в кровопрол

итных боях под Мукденом. Многих музыкантов полка наградили Георгиевскими крестами, а капельмейстеру Шатрову был пожалован орден Станислава 3-ей степени с мечами. Своим погибшим друзьям Шатров посвятил вальс "Мокшанский полк на сопках Маньчжурии", который стал популярным под названием "На сопках Маньчжурии". Вальс был написан на слова С. Петрова (Скитальца).

После Октябрьской революции Илья Алексеевич вступил в Красную Армию, служил в военных оркестрах во многих городах. В 1935-1938 гг. Шатров руководил оркестром Тамбовского кавалерийского училища, затем уволился в запас и с 1938 г. до Великой Отечественной войны работал в Тамбове. За участие в Великой Отечественной войне Илья Алексеевич был награжден орденом Красной Звезды и медалями. В 1951-52 г.г. военный дирижер гвардии майор Шатров служил в Тамбовском суворовском училище, воспитывал будущих офицеров. Умер Илья Алексеевич в Тамбове, похоронен на городском кладбище.

«Тихо вокруг, сопки покрыты мглой…» Вальс «На сопках Маньчжурии», навсегда прославивший военного музыканта и композитора Илью Алексеевича Шатрова, впервые прозвучал в Самаре в 1907 году.

…Будущий композитор родился в городе Землянске Воронежской губернии. Его отец имел булочную и чайную. После того как отца призвали в армию, семейное дело возглавил дядя Ильи Михаил. Он и занимался воспитанием племянника. Увидев его тягу к музыке, купил ему балалайку и гармонь, и мальчик освоил эти инструменты. После смерти отца в 1893 году Илью определили воспитанником взвода трубачей в Гродненский гусарский полк в Варшаве. В полковой музыкальной команде он научился играть на барабане, духовых инструментах. В 1895 году поступил в Варшавский музыкальный институт, который окончил в 1900 году со званием военного капельмейстера.

В марте 1903 года новоиспеченный музыкант назначен капельмейстером 214-го Мокшанского резервного батальона. В Златоусте он принял на себя руководство оркестром. 30 июня 1904 года в город прибыл император Николай II. Оркестр под руководством Ильи Шатрова играл на параде перед государем. Царь благословил полки на ратные подвиги.

18 февраля 1905 года Мокшанский полк вступил в бои с японцами. В одном из боев полк был окружен. Погиб командир полка, заканчивались боеприпасы. И тогда Шатров отдал приказ играть боевые марши. Под музыку оркестра полк непрерывно атаковал неприятеля и, в конце концов, прорвал окружение.

За этот подвиг Шатров был удостоен ордена Святого Станислава 3-й степени с мечами…

Итог войны для Мокшанского полка оказался печальным: потеряно свыше половины личного состава. Война оставила глубокий след и в душе Ильи Шатрова, потрясенного страданиями и гибелью товарищей. Переживания композитора выразились в прекрасной минорной музыке — вальсе «Мокшанский полк на сопках Маньчжурии» (ныне известен под названием «На сопках Маньчжурии»).

В сентябре 1906 года полк перевели в Самару. Здесь капельмейстер познакомился с педагогом и композитором О. Ф. Кнаубом, который помог И. А. Шатрову завершить работу над вальсом. Шатров дирижировал духовым оркестром, который исполнил перед самарцами вальс, ставший впоследствии знаменитым.

В том же 1907 году в Самаре появилось первое нотное издание вальса. Через год О. Ф. Кнауб переехал в Москву и организовал издательство. Среди прочего публиковал он и ноты уже весьма популярной мелодии. За три года ноты были переизданы 82 раза! Граммофонные пластинки с записью вальса продавались тысячами.

На эту музыку было сочинено несколько стихотворений. Наибольшую известность получили стихи С. П. Петрова (Скитальца).

В Самаре молодой капельмейстер влюбился в купеческую дочь Александру Шихобалову и посвятил ей вальс «Дачные грезы», одно время тоже часто исполнявшийся. Но вскоре возлюбленная Ильи Шатрова умерла. Еще одна тяжкая потеря! Он тяжело переживал ее. Чувства композитора выразились в музыке вальса «Осень настала». В 1907 году Илья Шатров женился на матери своей умершей любимой — на купеческой вдове Е. П. Шихобаловой.

В апреле 1913 года капельмейстер Илья Шатров был уволен в запас. Вплоть до революционных событий 1917 года он жил в Самаре.

В 1918 году композитор оказался в Сибири. Новые испытания судьбы: тиф, потом мобилизация в Красную Армию, где он, как и раньше, служил капельмейстером.

Демобилизовавшись, Илья Алексеевич преподает музыку, а в тридцатые годы вновь служит капельмейстером — в кавалерийском полку в Павлограде.

В годы Великой Отечественной войны капельмейстер Шатров руководил оркестром танкового полка гвардейской механизированной дивизии. Его знаменитый, но с годами несколько подзабытый вальс пережил второе рождение и снова стал популярным. И вновь его музыка звала на подвиги.

Войну Шатров закончил с двумя медалями и орденом Красной Звезды. Создатель «русского национального вальса» скончался в Тамбове 2 мая 1952 года и был похоронен на местном Воздвиженском кладбище.

  • Антипин, Н.А. Шатров Илья Алексеевич // Календарь знаменательных и памятных дат. Челябинская область, 2009 / сост. И.Н. Пережогина и др. - Челябинск, 2008. - С. 126-130.

Н.А. Антипин

1.04(20.03).1879-2.05.1952

130 лет со дня рождения

Вальс «На сопках Маньчжурии» прославил военного музыканта и композитора Илью Алексеевича Шатрова. Популярность вальса до сих пор возбуждает интерес к личности автора. За десятилетия после кончины знаменитого капельмейстера появилось множество статей в журналах, газетах и сборниках, а в 1978 г. в Воронеже опубликована небольшая книга В.К. Степанова «Капельмейстер - Илья Шатров». Читатель обнаружит немало разночтений в публикациях, посвященных известному музыканту. Сегодня его биография наполнена мифами, домыслами и ошибками. Среди ряда статей выделяются публикации Г. Еремина, Л. Ереминой и Ю. Окунцова, которые имеют документальную основу и исправляют многие неточности в биографии Ильи Шатрова.

И.А. Шатров родился 1 апреля 1879 г. в небольшом уездном городе Землянске Воронежской губернии. Однако на беломраморной плите, установленной на могиле композитора, вызолочены даты жизни 1885-1952. Многие исследователи считают, что музыкант родился 1 апреля 1885 г. Поэтому в Тамбове в 2005 г. отмечалось 120-летие известного земляка. Эта версия не верна: во всех личных анкетах и автобиографиях Илья Шатров писал, что родился в 1879 г.

И.А. Шатров. Самара. 1907 год.

Будущий композитор происходил из купеческой семьи. Его отец - Алексей Михайлович имел булочную и чайную. После того как отца призвали в армию, семейное дело возглавил дядя И.А. Шатрова - Михаил. Отец вернулся из армии унтер-офицером и, как отмечал Илья Алексеевич в автобиографии, устроился на службу в земство. В отсутствие отца воспитанием Ильи занимался дядя Михаил, который способствовал развитию у мальчика музыкальных способностей. Он приобрел для племянника балалайку и гармонь, и начинающий музыкант освоил их самостоятельно. Примечательно, что дочь Михаила - Елена (в замужестве Фафинова) также связала свою жизнь с музыкой: она окончила Московскую консерваторию и выступала в Большом театре.

После смерти отца Ильи в 1893 г. мать поступила на работу в землянскую богадельню, а его определили через местного уездного воинского начальника воспитанником взвода трубачей в Гродненский гусарский полк в Варшаву. До этого И.А. Шатров окончил четырехклассное начальное и трехклассное уездное училища.

В полковой музыкальной команде Илья освоил барабан и духовые инструменты. В 1895 г. он поступил в Варшавский музыкальный институт, который окончил в 1900 г. со званием военного капельмейстера. Однако существует мнение, что И.А. Шатров окончил институт в 1903 г. Опубликованный текст выпускного аттестата, датированного 13 сентября 1900 г. и подписанного директором и членами педагогического совета, доказывает ошибочность этой версии.

Окончив институт, капельмейстер Илья Шатров вернулся в родной Землянск, где оставался до 1903 г. В марте 1903 г. его назначили капельмейстером 214-го Мокшанского резервного батальона, в котором прослужил до расформирования части в 1910 г. Прибыв в Златоуст, - место дислокации батальона, - Илья Алексеевич принял на себя руководство оркестром. В Златоусте он познакомился с местными любителями музыки: священником Симеоновской церкви Лавром Иродионовичем Фенелоновым и его женой Ольгой Аркадьевной. Она хорошо играла на пианино и музицировала с молодым капельмейстером. В музыкальный кружок также входили врач заводского госпиталя Эдуард Шлипер и учитель Евгений Симбирцев (они играли на скрипке). Здесь же И.А. Шатров приобрел подержанное пианино фирмы «Шредер» и занимался на нём композицией.

Перед Русско-японской войной 214-й Мокшанский резервный батальон был развернут в полк, для чего в Екатеринбурге сформировали второй батальон под командованием подполковника А.П. Семенова. Туда же 28 мая 1903 г. со своим оркестром прибыл И.А. Шатров. Екатеринбургская газета «Урал» 1 июня 1903 г. сообщала: «Военный оркестр Мокшанского резервного батальона, в числе 18 человек, на днях прибыл в Екатеринбург на постоянное жительство, так как с января будущего 1904 года сюда переводятся ещё 2 роты означенного батальона. Теперь, по крайней мере, музыкальный слух местных жителей не будут резать дисгармонические звуки существующего у нас духового крыловского «Квартета», играющего на катке». Через два дня, 3 июня, та же газета констатировала в информации «Екатеринбургский ипподром»: «Во время бегов играл хор музыки 214-го Мокшанского батальона. Исполнение прекрасное: видно знание дела и большая подготовка. Людям, не заинтересованным спортом, стоило быть на бегах даже ради того, чтобы послушать музыку военного оркестра, превосходящую исполнением наши бальные оркестры». Игра военного оркестра впечатлила Екатеринбург, но музыканты недолго радовали горожан: в конце января 1904 г. началась Русско-японская война.

В Златоусте развернулось формирование новых частей: 214-го Мокшанского и 282-го Черноярского пехотных полков. Для этого из Екатеринбурга в Златоуст перевели второй батальон, при котором состоял оркестр И.А. Шатрова, причисленный к Мокшанскому полку. Летом 1904 г. завершилось комплектование воинских частей, а 30 июня в Златоуст прибыл император Николай II, сопровождаемый наследником престола великим князем Михаилом и многочисленной свитой. Оркестр под руководством капельмейстера Ильи Шатрова играл на параде перед государем. Николай напутствовал воинов и благословил полки на ратные подвиги в боях с японцами на сопках Маньчжурии.

4 июля 1904 г. Златоуст торжественно проводил Мокшанский полк на войну. Около месяца ехали мокшанцы по Транссибирской магистрали до Маньчжурии. 31 июля они прибыли в Мукден. Полк занял позиции на левом фланге русской армии - под Ляояном на Далинском перевале, который успешно оборонял во время ляоянских боёв. Далее воины с Урала участвовали в сентябрьских сражениях на реке Шахэ.

Мукденское сражение в феврале 1905 г. прославило имя Мокшанского полка. 18 февраля полк вступил в сражения с атакующими силами японской армии. Мокшанцы десять дней держали оборону и контратаковали неприятеля. Они не позволили японцам окружить русские войска и прикрывали отступление армии. В этих сражениях отличился полковой оркестр, руководимый И.А. Шатровым. Музыканты сопровождали звуками марша контратаки полка. В героических сражениях под Мукденом был тяжело ранен и вскоре скончался командир полка полковник П.П. Побыванец. Итог войны для 214-го Мокшанского полка оказался печальным: он потерял свыше половины личного состава - 2339 человек убитыми и ранеными.

За героизм в боях воины-мокшанцы были представлены к наградам и знакам отличия: нагрудным - для офицеров, на головные уборы - для нижних чинов с надписью «За отличие в Русско-японской войне 1904-1905 гг.». Семеро музыкантов полкового оркестра награждены знаками Военного ордена, а оркестр получил серебряные трубы.

Боевые заслуги Ильи Алексеевича Шатрова также отмечены начальством. Приказом командующего 1-й Маньчжурской армии от 2 апреля 1905 г. «за отлично-усердную службу при военной обстановке» его наградили серебряной медалью с надписью «За усердие» для ношения на груди на анненской ленте. 24 октября того же года капельмейстер Илья Шатров удостоен серебряной медали «за отлично-усердную службу и особые труды», однако это было нарушение правил награждения: дважды вручена одна и та же медаль. Поэтому новым приказом капельмейстеру Мокшанского полка последнюю серебряную медаль заменили на золотую. Вскоре И.А. Шатров получил первый чин по табели о рангах - коллежского регистратора, и мог претендовать на орден. 20 января 1906 г. последовал приказ: «Капельмейстера 214-го Мокшанского полка Илью Шатрова взамен пожалованной... золотой медали с надписью «За усердие» для ношения на груди на Станиславской ленте... награждаю за разновременные отличия против японцев орденом Святого Станислава 3-й степени с мечами». Таким образом, он стал вторым капельмейстером в русской армии, удостоенным столь высокой награды.

В сентябре 1905 г. война с Японией завершилась. Мокшанский полк ещё восемь месяцев находился в Маньчжурии. В мае 1906 г. его демобилизовали в Златоуст. Война оставила глубокий след в душе Ильи Шатрова. Он был впечатлён и потрясён страданиями, гибелью товарищей, убийством людей, всеобщим безумием. Переживания композитора выразились в вальсе «Мокшанский полк на сопках Маньчжурии» (ныне известен под названием «На сопках Маньчжурии»). Неизвестно, где была написана музыка. Очевидно, что это не одномоментный процесс. Идея нового произведения зародилась у И.А. Шатрова на фронте, а первая редакция вальса возникла летом 1906 г., когда капельмейстер находился в Златоусте. В сентябре того же года его полк перевели в Самару. Здесь произошло знакомство капельмейстера с педагогом и композитором О.Ф. Кнаубом (1866-1920). Он помог И.А. Шатрову завершить работу над вальсом, а затем издать ноты. В Самаре в 1907 появилось первое нотное издание вальса «На сопках Маньчжурии». В 1908 г. О.Ф. Кнауб переехал в Москву и организовал издательство, где активно публиковал ноты новой популярной мелодии. До 1911 г. ноты были переизданы 82 раза! Появились граммофонные пластинки с записью вальса. Так, только за первую половину декабря 1910 г. фирма «Зонофон» продала 15 тыс. пластинок.

Сочинение Ильи Шатрова отразило настроения и переживания всего российского общества. В музыке выразилось горе огромной страны, которая оплакивала погибших русских воинов. Поэтому произведение приобрело необыкновенную популярность. На музыку было положено несколько вариантов стихов. Наибольшее распространение получили слова, которые принадлежали известному русскому поэту и писателю С.П. Петрову (более известен под псевдонимом Скиталец). В годы Великой Отечественной и Советско-японской войн вальс пережил второе рождение: появились новые слова, но музыка осталась прежней и напоминала о событиях сорокалетней давности, когда русская армия терпела поражения на сопках Маньчжурии.

В Самаре молодой капельмейстер, влюблённый в купеческую дочь Александру Шихобалову, сочинил вальс «Дачные грёзы». Новый вальс также издавался О.Ф. Кнаубом и получил популярность. Но вскоре возлюбленная Ильи Шатрова умерла. Он тяжело переживал потерю. Чувства композитора выразились в музыке вальса «Осень настала». В 1907 г. И.А. Шатров женился на матери своей умершей любимой - вдове Е.П. Шихобаловой.

В апреле 1913 г. капельмейстера Илью Шатрова уволили в запас армии. Очевидно, до революционных событий 1917 г. композитор проживал в Самаре. В 1918 г. он оказался в Сибири. В Новониколаевске (ныне Новосибирск) музыкант тяжело заболел тифом, когда он выздоровел, то город уже был занят красными. В 1919 г. его мобилизовали в Красную Армию и назначили капельмейстером во 2-й кавалерийский полк пятой армии. Позже в одной из анкет И.А. Шатров отмечал, что принимал участие в боях против белых и японцев под Верхнеудинском и Читой. В 1921 г. демобилизовался.

В 1920-е гг. Илья Алексеевич Шатров преподавал музыку. В 1930-е гг. служил капельмейстером во 2-м запасном кавалерийском полку в Павлограде, Объединённой краснознамённой кавалерийской школе в Тамбове. Великую Отечественную войну он встретил на боёвом посту. В годы войны капельмейстер руководил оркестром танкового полка гвардейской механизированной дивизии. И вновь музыка И.А. Шатрова звучала на фронте и звала солдат на подвиги. Войну он закончил с двумя медалями и орденом Красной Звезды. Отечественная война возбудила композитора к творчеству. В 1945 г. появилось последнее произведение известного капельмейстера - «Голубая ночь над Порт-Артуром», но оно не получило распространения.

С 1947 Илья Шатров руководил военным оркестром 100 полка 31 гвардейской механизированной дивизии в Закавказском военном округе. Здесь ему присвоили звание майора. Начальник штаба полка в представлении отмечал: «На практической работе показал себя добросовестным, честным, исполнительным и энергичным офицером... Музыкальный взвод, находящийся в подчинении тов. Шатрова в ряде лет, по своей сыгранности и культуре исполнения репертуаров имеет ведущее место... Являясь автором вальса «На сопках Маньчжурии», владеет заслуженным авторитетом не только среди военнослужащих, а и всего народа Советского Союза» (май 1951 г.). Но знаменитый музыкант был уже стар, поэтому в 1951 г. он вернулся в Тамбов, где до конца жизни преподавал в Тамбовском суворовском училище. Композитор и создатель «русского национального вальса» скончался 2 мая 1952 г. и похоронен на тамбовском Воздвиженском кладбище.

ШАТРОВ, И. На сопках Маньчжурии // Старинные вальсы для духового оркестра. - М.: «Советский композитор», 1988. - Вып. 1. - С. 24-39.

ШАТРОВ, И. Голубая ночь: Вальс // За околицей: Популярная музыка для баяна или аккордеона. - М.: Изд. объединен. «Композитор», 1994. - Вып. 12. - С. 49-51.

АНТИПИН, Н.А. 100 лет «русскому национальному вальсу» // Челябинский рабочий. - 2006. - 28 июля.

БЕЛЮШИН, М. «Мокшанский полк на сопках Маньчжурии» // Урал. - 1976. - № 2. - С. 148-149.

ЗАЕЦ, А.Р. Полки из Златоуста в Русско-японской войне // Вторые Бушуевские чтения: сборник материалов / под ред. В.И. Чуманова. - Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2004. - С. 89-99.

БИРЮКОВ, Ю. «На сопках Маньчжурии» // Родина. - 1995. - № 2. - С. 119-121.

ВОЛКОВ-ЛАННИТ, Л. На сопках Маньчжурии // Мелодия. - 1985. - № 1. - С. 56-57.

ЕРЕМИН, Г.В. «Мокшанский полк на сопках Маньчжурии» // Военно-исторический журнал. - 1992. - № 10. - С. 83-85.

ЕРЕМИН, Г. «На сопках Маньчжурии» / Г. Еремин, Л. Еремина // Музыкальная жизнь. - 2007. - № 5. - С. 41-42.

ЕРЕМИНА, Л. «На сопках Маньчжурии» / Л. Еремина, Г. Еремин // Музыкальная жизнь. - 1980. - № 20. - С. 22.

ЗЕЛИЧЕНКОВ, Б. Капельмейстер Мокшанского полка // Уральский следопыт. - 1981. - № 12. - С. 48-49.

КЕДРОВ, А. Место рождения - Златоуст // Рифей, 1990: Урал. краевед. сб. / сост. А.П. Моисеев. - Челябинск: Юж.-Урал. кн. изд-во, 1990. - С. 267-268.

МОИСЕЕВ, А. Златоустовский вальс. «На сопках Маньчжурии» // Южноуральская панорама. - 2006. - 20 июля.

ОКУНЦОВ, Ю.П. Двести четырнадцатый Мокшанский пехотный полк / Ю.П. Окунцов, В.Г. Семенов, Г.Г. Канинский // Челябинская область: энциклопедия: в 7 т. / редкол.: К.Н. Бочкарёв (гл. ред.) [и др.]. - Челябинск: «Каменный пояс», 2004. - Т. 2. - С. 29.

ОКУНЦОВ, Ю. Шатров Илья Алексеевич / Ю. Окунцов, В. Чабаненко // Златоустовская энциклопедия: 2 т. / ред.-сост.: А.В. Козлов [и др.]. - Златоуст, 1997. - Т. 2. - С. 225.

ОКУНЦОВ, Ю.П. Шатров Илья Алексеевич // Челябинская область: энциклопедия: в 7 т. / Челябинская область: энциклопедия: в 7 т. / редкол.: К.Н. Бочкарёв (гл. ред.) [и др.]. - Челябинск: «Каменный пояс», 2006. - Т. 6. - С. 364.

ПЕТРОВА, К. «На сопках Маньчжурии» // Музыкальная жизнь. - 1961. - № 8. - С. 15.

СТЕПАНОВ, В.К. Капельмейстер - Илья Шатров. - Воронеж: Центрально-Черноземное книжное издательство, 1978. - 75 с.

ШАТРОВ Илья Алексеевич // Музыкальный энциклопедический словарь / гл. ред. Г.В. Келдыш. - М.: «Советская энциклопедия», 1990. - С. 632.

ШИЛОВ, А. Три русских вальса // Советская эстрада и цирк. - 1965. - № 11. - С. 30-31.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Йошта рецепты Ягоды йошты что можно приготовить на зиму
Каково значение кровеносной системы
Разделка говядины: что выбрать и как готовить?