Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Хроники ментальных путешествий. Бумажные тюрьмы джованни пиранези Пиранези виды рима

Однозначно, что никакие римляне не строили город Аспенд (Аспендос), в таких городах как Аспенд, Баальбек жил кто-то ростом повыше, чем люди.
Предлагаю для начала посмотреть на работы Джованни Баттиста Пиранези, 1720-1778, итальянского гравёра и архитектора

и Юбе́ра Робе́ра, 1733-1808,французского пейзажиста

Руины прошлых цивилизаций. Часть 1. Юбер Робер

Рисунки и гравюры Пиранези, Юбе́ра Робе́ра и других художников - руинистов, на мой взгляд, свидетельствуют о сильном потопе, прошедшем в начале 18 века в Европе, а вот, что стало причиной катастрофы до сих пор остаётся загадкой.
Оригинал взят у maximus101 в Аспенд - город гигантов

Руины античного города Аспенд (Аспендос) находятся в 45 километрах от турецкой Антальи. Это популярное у туристов место, город относительно легко доступен и обладает интересными архитектурными памятниками. Здесь находятся хорошо сохранившийся античный театр и руины римского акведука (самого большого в Малой Азии). Много и других очень внушительных античных руин.
К сожалению, об истории города известно очень мало, несмотря на свою легкодоступность город исследован плохо. Лично на меня Аспенд произвел сильное впечатление, я думаю, что он превосходит по зрелищности знаменитый Эфес и не уступает Пергаму. Здесь можно во всей красе наблюдать римскую архитектурную гигантоманию - вся территория Аспенда наполнена циклопическими зданиями до которых никому нет дела, так как большинство туристов, как правило, ограничивается осмотром только театра и акведука.

По легенде Аспенд основал греческий герой Мопс в 12 в. до н.э. после Троянской войны. Правда, нужно признать, что предания приписывают Мопсу основание почти всех античных городов на юге Малой Азии. Поэтому первое вразумительное упоминание Аспенда - это сообщение Страбона о переселении в город колонистов из греческого Аргоса в 7 в.до н.э.

К сожалению, о самом городе историки оставляли лишь косвенные сведения, например, рядом с Аспендом произошла знаменитая морская битва при реке Эвримедонт между греками и персами в 5 в. до н.э. Или есть упоминание о строптивости жителей города при его завоевании Александром Македонским. Интересно свидетельство о дани, которую граждане Аспенда должны были платить Искандеру Двурогому - он затребовал 4 тысячи лошадей. По видимому, Аспенд был крупным центром коневодства, хотя вроде бы юг Малой Азии это совсем не степи Центральной Анатолии. Возможно, Аспенд был как-то связан еще со старыми хеттскими государствами, где коневодство процветало.

Но, настоящее процветание в Аспенд пришло во времена Римской империи. Все нынешние крупные постройки в городе были возведены именно в это время. И самым главным сооружением Аспенда стал огромный амфитеатр, его в 155 г. построил местный архитектор Зенон.

Фасад театра перестроенный турками-сельджуками.

Театр частично опирается на холм, стоящий сзади. Вдали, будучи невидимой из-за зеленой растительности, течет река Эвримедонт (сейчас Кепрюсу), которая способствовала расцвету города.

Римский театр в Аспенде отличается хорошей сохранностью, так как его здание в средние века реконструировали турки-сельджуки. Они превратили театр в укрепленный дворец, произошло это в правление Алааддина Кейкубада, а впоследствии дворец стал караван-сараем.

Вход в театр венчает характерная сельджукская кирпичная арка.

В театре и сейчас проходят различные представления и концерты, здесь хорошая акустика. Театр может вместить более 8 тысяч зрителей одновременно. Наверно таковым было число жителей римского Аспенда во 2 в. н.э.

На стене скены театра сохранилось несколько женских масок и фигура какого-то божества в центре.

Верхняя галерея театра.

Интересные кирпичные декоративные колонны, это видимо тоже сельджукское творение.

Стена скены театра не является его внешней стеной, внешнюю стену, скорее всего, перестроили тоже сельджуки. Они возвели характерный фасад с окнами, в римское время в окнах не было никакого смысла, но для турецкого дворца они были необходимы. Перекрытия все были деревянными, никаких следов арок или сводов в центральной части скены я не заметил. Дворцовые помещения сельджуков были втиснуты между скеной и внешней стеной театра. Сейчас от них ничего не осталось, стены театра высятся как в каком-то ущелье.

Вид с "театрального" холма на акрополь Аспенда. Когда-то это был центр города, сейчас там все разрушилось и заросло кустарниками, но самое важное здание города, римская базилика, сохранилось.

План Аспенда (кликабельно).

На склоне холма акрополя лежат руины стадиона. К сожалению, его плохо раскопали, и существенная часть его арок стала вторичным стройматериалом.

Но, часть трибун стадиона еще можно разглядеть.

Руины какой-то арки, скорее всего триумфальной, так как линия укреплений осталась далеко позади. На переднем плане видны остатки городской дренажной системы.

Крепостные стены и башни города полностью исчезли, а арки ворот стоят, чудеса.

Основание главного храма Аспендоса. Судя по всему, это был классический храм периптер, только вот от него ничего не осталось. Возможно, это было самое древнее сооружение в городе.

Крыши храма явно были черепичными, судя по кучам керамического боя.

И вот опять главная базилика города, это циклопическое сооружение заметно отовсюду. В римское время в базилике вершился главный городской суд. Но, судя по всему, здание использовали и в более позднее время, об этом свидетельствуют надстроенные стены из мелкого камня. Можно предположить, что сооружение стало нести оборонительные функции, так как на церковь оно мало похоже. Возможно, базилика стала донжоном - главной башней крепости Аспенда.

Слева, руины булевтерия (места заседания городского совета) и базилики.

Базилика воистину циклопическое сооружение, рядом с огромными арками чувствуешь себя насекомым.

Внутренний вид базилики. Заметно, что уровень земли внутри здания (и снаружи) сильно поднялся - у самой земли в толще поздней кладки, внутри арки, видны отверстия для деревянных балок, которые несли перекрытия, т.е. в земле находится еще как минимум пол-этажа здания.
При этом верхние перекрытия прослеживаются слабо. Какой была внутренняя структура базилик при римлянах хорошо известно, но вот как использовали это сооружение далее, и каким было его внутреннее устройство - тайна велика есть.

Начиная с 7 века византийские владения в Малой Азии подвергались бесконечным набегам арабов, это была очень темная страница истории данного региона. Как выживало местное население, можно только догадываться. Постепенно город пришел в полный упадок.

При дальнейшем осмотре выяснилось, что здание базилики не было отдельно стоящим сооружением. Это был целый комплекс вытянутый на 130 и более метров. Длинные стены отходят от кубической башни на юго-запад. Причем структура этих стен такая же как и у главного здания - внизу добротная римская кладка из крупных каменных блоков, но чем выше, тем камни мельчают.

Как использовалось это вытянутое сооружение непонятно до конца, возможно это был крытый рынок, подобные средневековые рынки хорошо известны на Ближнем Востоке.

Рынок имел несколько нефов, причем сразу и не поймешь сколько. На плане этого сооружения есть три основных нефа и еще один сбоку. Причем не все стены доходили до главного кубического здания, хотя на своем южном (противоположном) конце, это строение было похоже на еще одну вытянутую трехнефную базилику, у которой ширина нефов соответствует ширине арок кубической башни - в центре широкий неф и два узких сбоку. В общем, все вместе смотрелось как огромной вытянутый крытый базар - в длину 140 метров и в ширину 30.

Интересна структура стен этой вытянутой базилики, заметно, что стена возвышается уступами, постепенно сужаясь. Кое-где видны окна-проемы - то ли для освещения объекта, то ли в эти проемы вставлялись балки перекрытий. Нижний этаж строения - бесконечный ряд арок.

Это огромное здание выходило свои широким фасадом на агору - главную торговую площадь города. На заднем плане виднеется стена нимфеума - общественного фонтана.

Маленькие туристы снуют среди величественных руин римских базилик.

Эти стены высятся на другой стороне агоры, считается, что это руины торговых лавок.

Общий вид агоры Аспенда.

Стена нимфеума.

Какие-то мраморные части фонтана еще сохранились.

Вся территория акрополя заросла густым и исключительно колючим кустарником, ходить можно только по тропинкам.

Если время позволяет, можно, гуляя по акрополю, обнаружить среди зарослей значительное число поздних руин города, как правило, византийских. Их сохранность существенно хуже, чем у руин времен Римской империи, так как византийцы строили из маленьких камней на растворе - после землетрясений такие сооружения представляют собой груды хаотичных обломков серого цвета.

В руинах опознаются и весьма значительные сооружения, возможно на фото остатки дворца епископа. В Аспенде находилась отдельная епархия, входившая в состав Сидской митрополии.
Как это не странно, но я не смог в городе опознать хоть один объект как церковь. Хотя, естественно, церкви здесь были, возможно христианским храмом была главная базилика, но каких-то подтверждений этому у меня нет.

С северо-западного склона горы акрополя виден гигантский акведук Аспенда - это второй по значимости туристический аттракцион здесь после римского театра. Считается, что высота арок этого акведука превышает все подобные в Малой Азии.

К акведуку мы потом подойдем ближе, для этого нужно будет обогнуть всю гору Цитадели по часовой стрелке, так как спуска непосредственно с акрополя к акведуку я не нашел.

Пока пара фото этого грандиозного сооружения.

Спускаясь с акрополя, я случайно обнаружил интереснейший объект. Непосредственно под длинной базиликой, ниже по склону, строители возвели внушительную платформу с арками. Платформа хранит в себе два внушительных тоннеля, уходящих вглубь горы.

Общий вид акрополя Аспенда. Слева видна загадочная платформа с тоннелями. Конструкция с арками находится на одной линии с полуразрушенными стенами цитадели (их можно разглядеть в кустах).

Первая мысль, что это или городская канализация - местная римская клоака, или цистерны для хранения воды. Но, при детальном осмотре выявляются странные детали. Уже на расстоянии 15 метров вглубь тоннели перегорожены внушительными стенами, в которых сделаны проходы, а над ними даже видны узкие бойницы. Безусловно, перегородки тут призваны не допустить проникновения врага внутрь тоннелей. Но, как тогда должны выливаться нечистоты из этих труб - через эти маленькие проходы? Не проще ли сделать сам диаметр тоннеля уже, его тогда и оборонять не придется.

За перегородкой тоннель продолжается длинной сводчатой цистерной с потолком 5-6 метров высотой.

А дальше он, как и предполагалось, суживается до маленького коридора.
Поэтому вариант с канализацией отпадает. Это скорее всего цистерны, иначе невозможно объяснить такой большой внутренний объем сводчатых залов. Но, зачем их сделали заметными снаружи и вообще открытыми? Можно было бы сделать вертикальные колодцы, чтобы спокойно извлекать воду из цистерн. Кстати, такие колодцы присутствуют рядом с платформой храма на акрополе. На карте города там и указаны цистерны, а этот объект вообще никак не обозначен.

Я попробовал углубиться внутрь горы акрополя, шагая по узкому коридору, но конца его что-то не было заметно. Фонарь с собой я не взял, поэтому единственным источником света мне тут служила вспышка камеры. Через несколько десятков метров я осознал, что темнота позади меня такая же, как и впереди, и сколько это будет продолжаться непонятно. Я решил, что исследование тоннеля следует оставить на другой раз, так как блуждание по подземельям Аспенда не входило в мои тогдашние планы.

Безусловно, вся эта подземная структура связана с водой, так как на стенах коридора отчетливо видны характерные соляные отложения. Но, с большей вероятностью можно предположить, что эта система призвана сохранять воду, т.е. это не канализация, а цистерны для сбора дождевой воды.
Но, многие детали остаются непонятными. Почему у сооружения нет внешней стены? Хотя, стоит признать, что какая-то часть стен прослеживается под арками, но полностью эти стены явно цистерны не закрывали. Об этом свидетельствуют и перегородки с бойницами внутри залов, если их возвели, значит строители отдавали себе отчет в том, что цистерны негерметичны настолько, что допускалось проникновение врагов внутрь.

Общий вид одной из цистерн. На переднем плане видна ее внешняя стенка.

Внешний вид обеих цистерн. Судя по всему, они всегда заполнялись водой только наполовину, и были вполне доступны снаружи. Именно по этой причине и возвели внутреннюю перегородку с бойницами.

Объяснением такого беспечного расположения стратегического водного резервуара может быть расположение внешних стен города. Возможно жители Аспенда чувствовали себя вполне в безопасности на своем акрополе за счет крепостных стен располагавшихся ниже. Только вот их руин я почти не нашел, только незначительные остатки. Намного лучше сохранились укрепления самой цитадели, их основания хотя бы можно проследить вдоль кромки замковой горы.

Мы покидаем акрополь города и отправляемся к руинам акведука. Для этого мне понадобилось сделать большой круг вокруг акрополя, в идеале, тут лучше ехать на машине. Но, пеший маршрут позволяет осмотреть руины римских зданий на равнине, а их тут немало.

Город был огромным, его руины тянутся почти до самой реки Эвримедон. Правда, относительно хорошо сохранились только крупные здания - термы и гимназий.

Ближе к дороге стоят развалины терм города. Полуразрушенный канал для воды, что на переднем плане, скорее всего, имеет позднее происхождение, для римского водопровода он выглядит как-то несолидно.

Заметно, что термы использовались вторично, в их стенах сохранились многочисленные гнезда для деревянных балок перекрытий. Казалось бы, зачем зданию с могучими кирпичными сводами деревянные перекрытия? Скорее всего, деревянную крышу приспособили тогда, когда своды или уже рухнули, или были к этому близки. Также деревянные перекрытия позволяли сделать термы многоэтажным строением. У римлян высокие залы терм естественно никаких деревянных перегородок не имели.

Гнезда от деревянных балок делят зал терм на два этажа. В какое время были произведены такие "новаторские" работы неизвестно. Стены у терм массивные, поэтому они могли служить многим поколениям - здание могло быть жилым домом или укрепленным дворцом.

Внешний фасад терм Аспенда.

А далее, в совсем уж диких зарослях, я заметил здание гимназия (так оно обозначено на плане). Это сооружение не уступает размерами базилике, стоящей в акрополе. Беда только в том, что оно очень сильно заросло кустами, даже просто подойти близко к нему серьезная проблема.

Я все же смог добраться до стен, но попасть внутрь не получилось, вся площадь гимназия внутри - сплошные заросли.
Здание состоит из трех нефов - два нефа по бокам с невероятной шириной сводов и один малый неф в центре, его арка осталась невредимой. И судя по обилию других арок центрального нефа, гимназий уже в римскую эпоху был многоэтажным сооружением.

Фасад гимназия.

Боковая сторона.

Центральный неф гимназия.

И еще раз рухнувший свод бокового нефа.

Осмотрев римские руины в апельсиновых зарослях, двинемся к эпичнейшему сооружению Аспенда - его акведуку.
Основа самой высокой части акведука - башня высотой 40-50 метров. Наверх башни можно подняться по винтовой лестнице, но доступ туда закрыт.

Нижняя часть башни сложена из каменных блоков, а верх - из кирпича.

К акведуку туристов возят автобусами, поэтому рядом с ним сложился стихийный рынок сувениров, фруктов и т.д.

Мост акведука Аспенда.

Сохранилось несколько участков моста акведука, а на другой стороне долины вторая башня. Общая его протяженность 19 км.
Есть предположение, что акведук Аспенда профункционировал недолго - около 150 лет, его создали в 2-3 вв.н.э., а уже в 3-4 вв. отдельные его части пошли на строительство моста через реку Эвримедон. Кстати, мост этот весьма внушителен, в средние века его также реконструировали сельджуки. Но, я к сожалению забыл его отснять.

В общем, Аспенд - это то место, куда я бы хотел вернуться...

Другие мои посты о Турции.

С 20 сентября по 13 ноября в ГМИИ проходила выставка «Пиранези. До и после. Италия - Россия. XVIII-XXI века».
В экспозицию вошли более 100 офортов мастера, гравюры и рисунки его предшественников и последователей, слепки, монеты и медали, книги, а также пробковые модели из коллекции Научно-исследовательского музея при Российской Академии художеств, графические листы из Фонда Чини (Венеция), Научно-исследовательского музея архитектуры имени А.В. Щусева, Музея истории московской архитектурной школы при МАРХИ, Российского государственного архива литературы и искусства, Международного архитектурного благотворительного фонда имени Якова Чернихова. Впервые вниманию российского зрителя будут предложены гравировальные доски Пиранези, предоставленные Центральным институтом графики (Римская Калькография). В общей сложности на выставке экспонировались около 400 произведений. Выставка охватывает гораздо более широкий круг проблем и выходит далеко за границы творчества самого художника. «До» - это предшественники Пиранези, а также его непосредственные учителя; «После» - художники и архитекторы конца XVIII-XIX столетий, вплоть до XXI века.
Белый зал

Белый зал посвящен Античности. Пиранези в течение всей своей жизни занимался исследованием древнего Рима, подарив миру ряд крупных археологических открытий. Впервые российские посетители смогут увидеть листы из важнейших теоретических работ мастера, прежде всего четырехтомного сочинения «Римские древности» (1756) и других. Пиранези были описаны сохранившиеся памятники древнего Рима, реконструирована топография античного города, запечатлены исчезающие остатки античных памятников.

Пиранези был не только неутомимым гравером-исследователем, но и предприимчивым человеком, удачно использовавшим свой талант и знания в коммерческих целях. Со второй половины 1760-х годов он принимал участие в раскопках и начал воссоздавать памятники античного искусства, продавая их наряду с гравюрами.

Папа Климент XIII и другие члены семьи Реццонико оказывали покровительство Пиранези, поощряя его творческие замыслы. Кроме грандиозного, так и не реализованного проекта 1760 года по перестройке алтаря и западной части базилики Сан Джованни ин Латерано, в 1764-1766гг Пиранези реконструировал церковь Мальтийского Ордена Санта Мария дель Пиорато на Аветинском холме в Риме, а также спроектировал ряд интерьеров в резиденции папы в Кастель Гандольфо и его поемянников - кардинала Джованни Баттиста Реццонико и сенатора Рима Аббондио Реццонико.


Джованни Баттиста Пиранези Портрет папы Климента XIII. Фронтиспис к серии «О величии и архитектуре римлян…» 1761 Офорт, резец, ГМИИ им. А.С. Пушкина


Джованни Баттиста Пиранези «Урны, надгробия и вазы на вилле Корсини.» . Лист из серии «Римские древности» 1756г Офорт, резец, ГМИИ им. А.С. Пушкина

На гравюре изображены погребальные урны, стелы, надгробия, найденные в садах виллы Корсини за Порта Сан Панкрацио в Риме (р-н Трастевере) Существует мнение, что Пиранези использовал мотив чередования погребальных урн и стел при проектировании ограды церкви Мальтийского Ордена Санта Мария дель Пиорато. Эта церковь - единственное здание, построенное Пиранези.


Джованни Баттиста Пиранези Внутренний вид гробницы Луция Аррунция. Лист из серии «Римские древности» 1756г Офорт, резец, ГМИИ им. А.С. Пушкина

Гробница Луция Арруция - комплекс из трех колумбариев, помещений с полукруглыми нишами для хранения урн с прахом рабов и потомков государственного деятеля, консула 6 года, историка Луция Аррунция. Захоронение было обнаружено в 1736 году, а в XIX веке гробница была полностью разрушена.


Надгробие Луция Волумния Геракла Гипс тонированный, литье по форме Подлинник: мрамор, 1 в, хранится в Латеранском музее, Рим ГМИИ им. А.С. Пушкина

Надгробия в виде алтарей были очень популярны в погребальных обрядах Италии в раннеимперский период. Оригинал изготовлен из одного мраморного блока с рельефными украшениями на фронтоне и боковых сторонах. Верхняя часть надгробия оформлена в виде подушки с двумя валиками, завитки которых декорированы розеттами. В центральной части полукруглого фронтона изображен венок с гирляндами.

На передней грани надгробия в рамке высечена надпись с посвящением богам загробного мира - маннам - и упоминанием имени умершего и его возраста; под ней маска горгоны Медузы, обрамленная фигурами лебедей. По углам памятника расположены маски баранов, под которыми помещено изображения орлов. Боковые части надгробия украшены гирляндами из листьев и плодов, свисающие с бараньих рогов.


Джованни Баттиста Пиранези «Вид древней Аппевой дороги». Лист из серии «Римские древности» 1756г Офорт, резец, ГМИИ им. А.С. Пушкина

Одной из главных тем в искусстве Пиранези является тема величия древнеримской архитектуры. Во многом это величие было достигнуто благодаря инженерно-техническим навыкам. На гравюре изображен сохранившийся мощеный участок древней Апиевой дороги, Царицы дорог, как называли ее римляне.


Джованни Баттиста Пиранези Титульный лист к тому II «Римские древности» 1756г Офорт, резец, ГМИИ им. А.С. Пушкина

В сочинении «Римские древности» Пиранези проявил повышенный интерес к погребальным сооружениям. В исследовании гробниц, содержащих многочисленные произведения искусства, художник видел путь к возрождению величия Рима и его культуры. До Пиранези к изучению и документирования древнеримских гробниц обращались Пьетро Санти Бартоли, Пьер Леон Гецци и другие. Их сочинения оказали значительное влияние на художника, но Пиранези идет дальше простой фиксации внешнего и внутреннего вида гробниц. Его композиции полны динамики и драматизма.



Джованни Баттиста Пиранези «Гробница, находящаяся в винограднике по дороге в Тиволи». Лист из серии «Римские древности» 1756г Офорт, резец, ГМИИ им. А.С. Пушкина

На гравюре изображена гробница, находящаяся в винограднике по дороге в Тиволи. Художник демонстрирует внешний вид гробницы, изображая ее на первом плане с низкой точки зрения. Благодаря этому сооружение выделяется на фоне ландшафта и возвышается над зрителем.


Джованни Баттиста Пиранези «Большой саркофаг и канделябр из мавзолея святой Констанции в Риме». Лист из серии «Римские древности» 1756г Офорт, резец, ГМИИ им. А.С. Пушкина

На гравюре представлены саркофаг и канделябр, найденные в мавзолее Констанции (ок. 318-354), дочери императора Константина Великого. Пиранези воспроизвел одну из сторон порфированого саркофага с изображением лоз и Амуров, давящих виноград. Боковая сторона крышки украшена маской Силена и гирляндой. Как отмечал Пиранези, мраморный канделябр служит образцом для художников в XV веке, и остается моделью для любителей прекрасного. В настоящее время саркофаг и канделябр хранятся в музее Пио Клементина в Риме.


Джованни Баттиста Пиранези «Часть фасада гробницы Цецилии Метеллы». Лист из сюиты «Виды Рима» 1762г Офорт, резец, ГМИИ им. А.С. Пушкина

Пиранези довольно точно воспроизвел верхнюю часть гробницы Цецилии Метеллы с полуразрушенным карнизом и фризом, украшенным бычьими черепами и гирляндами. На мраморной плите начертано имя погребенной: Цецилия Метелла, дочь Квинта Критского, жена Красса.


Джованни Баттиста Пиранези «Гробница Цецилии Метеллы». Лист из сюиты «Виды Рима» 1762г Офорт, резец, ГМИИ им. А.С. Пушкина


Джованни Баттиста Пиранези «План, фасад, вертикальное сечение и детали кладки гробницы Цецилии Метеллы». Лист из серии «Римские древности» 1756г Офорт, резец, ГМИИ им. А.С. Пушкина

Несколько гравюр серии посвящены гробнице Цецилии Метеллы. Массивное сооружение цилиндрической формы было возведено около 50 года до н.э. на Аппиевой дороге недалеко от Рима. В Средние века она была превращена в замок с надстроенной сверху зубчатой стеной в виде «ласточкиных хвостов». Для подробного изображения памятника Пиранези использовал двухъярусную композиционную схему, заимствованную у Пьетро Санти Бартолли из книги Древние гробницы» (1697)


Джованни Баттиста Пиранези «Приспособления для подъема больших камней травентина, применяемых при строительстве гробницы Цецилии Метеллы». Лист из серии «Римские древности» 1756г Офорт, резец, ГМИИ им. А.С. Пушкина.

На гравюре Пиранези изображены металлические приспособления для подъема массивных каменных плит, одно из них было знакомо современникам Пиранези под названием «уливелла». Считалось, что о нем писал еще Витрувий в I веке д н э под названием «таналья», а в XV в он был заново открыт другим архитектором - Филиппо Брунелески. По мнению же Пиранези, инструменты Витрувия и Брунелески отличаются друг от друга и преимущество было за древним, более простым в использовании


Джованни Баттиста Пиранези «Подземная часть основания мавзолея императора Адриана». Лист из серии «Римские древности» 1756г Офорт, резец, ГМИИ им. А.С. Пушкина

На гравюре показана подземная часть основания мавзолея Адриана (Замок Святого Ангела). Художник значительно преувеличил размер сооружения, изображая лишь часть гигантского вертикального выступа (контрфорса). Художник любуется регулярностью и красотой древней кладки, выявляя пластику камней при помощи резких светотеневых контрастов.


Джованни Баттиста Пиранези «Вид на мост и мавзолей. возведенные императором Адрианом». Лист из серии «Римские древности» 1756г Офорт, резец, ГМИИ им. А.С. Пушкина

Мавзолей императора Адриана (Замок Святого Ангела) не раз становился объектом пристального внимания Пиранези. Гробница была построена при императоре Адриане около 134-138 гг. Здесь покоился прах многих представителей императорского дома. В X в сооружение перешло во владение патриция рода Крешенци, превратившего гробницу в крепость. В XIIIв при папе Николае III замок был соединен с Ватиканским дворцом и стал папской цитаделью. В нижних помещениях была устроена тюрьма.


Джованни Баттиста Пиранези «Мавзолей и мост императора Адриана». Лист из серии «Римские древности» 1756г Офорт, резец, ГМИИ им. А.С. Пушкина

Этот большой лист состоит из 2х оттисков, задуманное, как единое целое и напечатанное с 2х досок.

Левая часть. Художник показал сечение моста с подземной частью и тщательно воспроизвел подземную кладку. Он приводит любопытные подробности возведения опор моста: считалось, что Адриан либо направил Тибр в другое русло, либо перегородил его русло частоколом, позволяя ему течь с одной стороны. Пиранези восхищался прочностью сооружения, выдерживающее частые паводки. В 3х центровых арочных проемах показан уровень воды в Тибре в зависимости от сезона (слева направо V) декабрь, июнь и август. Интересно, что художник дополнил технический чертеж элементами пейзажа с видами берегов Тибра.

В правой части изображена стена мавзолея и его подземная часть. Как пишет Пиранези, мавзолей «был покрыт богатыми мраморами, украшен многочисленными статуями, изображавшими людей, коней, колесниц и прочими, наиболее ценными скульптурами, которые собрал Адриан в путешествии, совершенным по Римской империи; сейчас, лишенное ˂…˃всех своих украшений ˂…˃, он выглядит, как большая бесформенная масса каменной кладки». В более позднее время верхняя часть мавзолея (A-B) был облицован кирпичом. Художник предположил также, что высота башни мавзолея в 3 раза превышает высоту фундамента (F-G). Пиранези большое внимание уделил подземной части сооружения, построенного из рядов туфа, травентина и обломков камня, укрепленного контрфорсами и специальными арками (М).


Джованни Баттиста Пиранези «Вход в верхнюю комнату мавзолея императора Адриана». Лист из серии «Римские древности» 1756г Офорт, резец, ГМИИ им. А.С. Пушкина.

Изображен вход, ведущий в верхнюю комнату мавзолея императора Андриана.. В XVI-XVII веках она использовалась для заседаний суда и называлась Залом правосудия. Вход сложен из огромных блоков камня-травестина, настолько мощных и прочных, что Пиранези сравнивал их со знаменитыми египетскими пирамидами. Как отмечал художник, арка превосходно укреплена по бокам, поскольку вынуждена противостоять громадному весу каменной кладки, находящейся над ней. На камне хорошо видны выступы, которые использовались для подъема блоков при строительстве.

В 1762 году увидело свет новое сочинение Пиронези, посвященное топографии Марсового Поля - середине древнего Рима - обширной территории на левом берегу Тибра, граничащей с Капитолием, Квириналом и холмом Пинчо. Этот теоретический труд состоял из текста, основанного на классических источниках; и 50 гравюрах, включая огромную топографическую карту Марсова поля, «Иконографию» с которой Пиранези и начал работу над сборником.


Джованни Баттиста Пиранези ««Иконография» или план Марсова поля древнего Рима». 1757 Лист из серии «Марсово поле Древнего Рима, произведение Дж.Б.Пиранези, члена Лондонского королевского общества антиквариев. 1762» Офорт, резец, ГМИИ им. А.С. Пушкина

В 1757 г Пиранези гравировал огромную карту-реконструкцию Марсова Поля времен поздней империи. Этот замысел был подсказан художнику античным монументальным планом древнего Рима, высеченным на мраморных плитах при императоре Септимии Севере в 201-0211 гг. Фрагмент этого плана был обнаружен в 1562г и хранился во времена Пиранези в Капитолийском музее. План Пиранези посвятил шотландскому архитектору Роберту Адаму, другу художника. Считается, что именно Адам убедил его начать с этой карты работу над сочинением «Марсова Поля», важнейшего труда мастера, который стал «Антологией архитектурных идей!, взбудораживших воображение архитекторов вплоть до XXIв.


Джованни Баттиста Пиранези Капитолийские камни…1762» Офорт, резец, ГМИИ им. А.С. Пушкина

Титульный лист выполнен в виде каменной плиты с высеченным на ней названием на латыни. Украшают плиту рельефы, указывающие на славное прошлое Рима и его правителей. Вверху, среди мифологических персонажей представлены основатели города- Ромул и Рем, а на древних монетах изображены крупные государственные деятели - Юлий Цезарь, Луций Брут, император Октавиан Август. Пиранези использует декоративные мотивы, традиционные для древнеримского искусства: гирлянды из лавровых ветвей, рог изобилия, бараньи головы. Эти же мотивы появляются у Пиранези в проектах прикладных вещей.


Джованни Баттиста Пиранези «Театры Бальба, Марцелла, амфитеатр Статия Тавра, Пантеон» из серии «Марсово Поле»…1762» Офорт, резец, ГМИИ им. А.С. Пушкина

Пиранези реконструирует плотно застроенные кварталы древнего Марсово Поля с высоты птичьего полета.

На верхней гравюре слева изображен каменный театр, построенный Луцием Корнелием Бальбом младшим, римским полководцем и драматургом в 13г до н.э. Справа представлено другое театральное здание - театр Марцела, второй каменный театр в Риме (после театра Помпея)

На средней гравюре показан знаменитый Пантеон и расположенные за ним сады, искусственное озеро и термы Агриппы.

Ниже представлен первый каменный амфитеатр в Риме, построенный в 29г до н.э., на площади перед ним - солнечные часы, установленные по приказанию императора Августа. Эти реконструкции оказали мощное воздействие на формирование архитектуры, в частности, они существенно повлияли на сознание советских архитекторов XXв.


Джованни Баттиста Пиранези «Мраморные таблички со списками римских консулов и триумфаторов» листы к серии «Капитолийские камни» Офорт, резец, ГМИИ им. А.С. Пушкина

На гравюре представлены сохранившиеся мраморные таблички со списком римских консулов и триумфаторов от основания Рима до периода правления императора Тиберия (14-37гг). Из надписи, высеченной на верхней плите следует, что в древности таблички были установлены на Римском Форуме.


Джованни Баттиста Пиранези «Примеры римских ионических капителий в сравнении с греческими, праведенными у Ле Руа» листы к серии «О величии и архитектуре римлян» 1761 Офорт, резец, ГМИИ им. А.С. Пушкина

Этот лист является наглядным ответом Пиранези на сочинение Ж.Д. Ле Руа «Руины самых прекрасных памятников Греции» 1758г. Пиранези, используя рисунки Ле Руа, изображает в центре своей композиции детали греческих архитектурных памятников. Он сопоставляет капители здания Эрехтейона на Афинском Акрополе с несколькими разными видами римских ионических капителей. Цель подобного сопоставления - подчеркнуть богатство и разнообразие римского архитектурного декора по сравнению с греческим.


Джованни Баттиста Пиранези «Часть выдуманной архитектурной композиции с ионическим ордером и куполом» листы к серии «Суждения об архитектуре» 1767г Офорт, резец, ГМИИ им. А.С. Пушкина

В середине 1760х годов Пиранези много думал о творческой свободе современного архитектора. На гравюре представлен фасад здания с ионическими колонами, аттиком и куполом. К архитектурному ордеру Пиранези стал относиться очень вольно. По его мнению, элементы ордера можно видоизменять, варьировать и менять местами.


Джованни Баттиста Пиранези «Базы 2х колонн из базилики Сан Паоло фуори ле Мура и Баптистерии Константина » листы к серии «О величии и архитектуре римлян» 1767г Офорт, резец, ГМИИ им. А.С. Пушкина

Пиранези воспроизводит богатый декор, украшающий базы колонн из 2х знаменитый раннехристианских римских построек. Вверху представлена база колонны из базилики Сан Паоло фуори ле Мура, построенной в IV в на месте захоронения апостола Павла. На нижнем изображении представлена база колонны из Латеранского баптистерия, где, по преданию, крестился император Константин.


Джованни Баттиста Пиранези «Различные соотношения и соответствия в греческой архитектуре, взятые из древних памятников » листы к серии «О величии и архитектуре римлян» 1767г Офорт, резец, ГМИИ им. А.С. Пушкина

Пиранези изобразил элементы ордеров, взятые из архитектурных памятников. Слева представлен антаблемент и колонна дорического ордера театра Марцелла, возведенного на Марсовом Поле императором Октавианом Августом в Риме (рис. 1). В центре композиции показана ионическая колонна из храма Фортуны Вирилис на Бычьем рынке (рис 2), слева - антаблемент и колонна коринфского ордера пронаоса Пантеона (рис3). Помимо элементов классических ордеров на изображены обильно украшенные колонны из раннехристианских базилик Рима Санта Прасседе и Сан Джованни ин Латерано (рис IV; XIII), а также витая колонна из собора Святого Петра, по преданию привезенная императором Константином Великим из разрушенного храма Соломона в Иерусалиме (рис V).

(1720-10-04 ) Место рождения: Дата смерти: Жанр: Работы на Викискладе

Джованни Баттиста Пиранези (итал. Giovanni Battista Piranesi , или итал. Giambattista Piranesi ; 4 октября , Мольяно-Венето (близ города Тревизо) - 9 ноября , Рим) - итальянский археолог , архитектор и художник-график, мастер архитектурных пейзажей. Оказал сильное влияние на последующие поколения художников романтического стиля и - позже - на сюрреалистов. Сделал большое количество рисунков и чертежей, но возвел мало зданий, поэтому с его именем связывают понятие «бумажная архитектура » .

Пиранези, Арка Тита

Пиранези, из серии Темницы

Пиранези, лист Вид Базилики Святого Джованни Латерано

Биография

Родился в семье каменотёса. Обучился основам латыни и классической литературы у своего старшего брата Анджело. Основы архитектуры постигал, работая в магистрате Венеции под руководством своего дяди. Как художник, испытал значительное влияние искусства ведутистов , весьма популярного в середине XVIII века в Венеции.

В 1743 опубликовал в Риме свою первую серию гравюр под названием «Первая часть архитектурных набросков и перспектив, придуманных и награвированных Джованни Баттиста Пиранези, венецианским архитектором». В ней можно увидеть основные признаки его стиля - желание и уменье изображать монументальные и трудно постигаемые глазом архитектурные композиции и пространства. Некоторые листы этой небольшой серии сходны с гравюрами самой знаменитой серии Пиранези «Фантастические изображения тюрем».

В последующие 25 лет, до своей смерти, жил в Риме; создал огромное количество гравюр-офортов, изображающих в основном архитектурные и археологические находки, связанные с древним Римом, и виды знаменитых мест того Рима, который окружал художника. Производительность Пиранези, как и его мастерство, непостижимы. Он задумывает и выполняет многотомное издание офортов под общим названием «Римские древности», содержащее изображения архитектурных памятников древнего Рима, капителей колонн древних зданий, скульптурных фрагментов, саркофагов, каменных ваз, канделябров, плит для мощения дорог, надгробных надписей, планов зданий и городских ансамблей.

В течение всей своей жизни работал над серией гравюр «Виды Рима» (Vedute di Roma). Это очень большие листы (в среднем около 40 см в высоту и 60-70 см в ширину), которые сохранили для нас облик Рима в XVIII веке. Восхищение древней цивилизацией Рима и понимание неизбежности её гибели, когда на месте величественных зданий современные люди заняты своими скромными повседневными делами, - вот основной мотив этих гравюр.

В классическом мире его [Пиранези] не столько привлекало величие созидания, сколько величие разрушения. Его воображение было поражено не так делами рук человеческих, как прикосновением к ним руки времени. В зрелище Рима он видел только трагическую сторону вещей, и поэтому его Рим вышел даже более грандиозным, чем он был когда-либо в действительности.

Интерес к античному миру проявился в занятиях археологией. За год до смерти Пиранези исследовал древнегреческие храмы в Пестуме , тогда почти неизвестные, и создал прекрасную серию больших гравюр, посвящённых этому ансамблю.

В сфере практической архитектуры деятельность Пиранези была весьма скромной, хотя сам он никогда не забывал на титульных листах своих гравюрных сюит прибавить вслед за своим именем слова «венецианский архитектор». Но в XVIII веке эпоха монументального строительства в Риме уже закончилась.

После смерти художника его семья переехала в Париж, где в их гравюрной лавке продавались среди прочего и работы Джованни Баттиста Пиранези. В Париж были перевезены и гравированные медные доски. Впоследствии, сменив нескольких владельцев, они были приобретены Папой Римским и в настоящее время находятся в Риме, в государственной Калькографии.

Галерея

Основные работы

  • Opere di Giovanni Battista Piranesi, Francesco Piranesi e d’altri (недоступная ссылка) (1835-1839)

Примечания

Литература

  • С. А. Торопов. Пиранези. - М.: Изд-во Всесоюзной Академии архитектуры, 1939.
  • Росси Ф. О влиянии Пиранези на работы Камерона в интерьерах Царского Села // Итальянский сборник. - СПб., № 5. - С. 107-120.
  • Norbert Miller. Archäologie des Traums: Versuch über Giovanni Battista Piranesi. - München; Wien: Hanser, 1978.

Категории:

  • Персоналии по алфавиту
  • Родившиеся 4 октября
  • Родившиеся в 1720 году
  • Родившиеся в Мольяно-Венето
  • Умершие 9 ноября
  • Умершие в 1778 году
  • Умершие в Риме
  • Художники по алфавиту
  • Архитекторы Италии
  • Художники Италии

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Пиранези, Джованни Баттиста" в других словарях:

    - (Piranesi) (1720 1778), итальянский гравёр и архитектор. Испытал влияние античного зодчества, а также театрального искусства барокко. Работал в манере, сочетающей офорт с резцовой гравюрой, создавал архитектурные фантазии, поражающие… … Художественная энциклопедия

    - (Piranesi) (1720 1778), итальянский гравёр. Графические «архитектурные фантазии» Пиранези поражают грандиозностью пространственных построений, драматическими светотеневыми контрастами (цикл «Виды Рима», издан в 1748 1788). * * * ПИРАНЕЗИ Джованни … Энциклопедический словарь

    Джованни Баттиста Пиранези (итал. Giovanni Battista Piranesi, или Giambattista Piranesi; 1720 1778) итальянский археолог, архитектор и художник график, мастер архитектурных пейзажей. Оказал сильное влияние на последующие поколения художников… … Википедия

    Пиранези (Piranesi) Джованни Баттиста (4.10.1720, Мольяно, Венето, ‒ 9.11.1778, Рим), итальянский гравёр и архитектор. Испытал влияние античного зодчества, а также барочного театрально декоративного искусства (Галли Биббиена и др.). Работая в… … Большая советская энциклопедия

    - (Piranesi, Giovanni Battista) (1720 1778), итальянский гравер и архитектор. Родился 4 октября 1720 в Мольяно близ Местре. Учился в Венеции у своего отца, который был каменщиком, у дяди инженера и архитектора, и у некоторых других мастеров. С 1740 … Энциклопедия Кольера

    - (итал. Giovanni Battista Piranesi, или Giambattista Piranesi; 1720 1778) итальянский археолог, архитектор и художник график, мастер архитектурных пейзажей. Оказал сильное влияние на последующие поколения художников романтического стиля и позже на … Википедия

Джованни Баттиста Пиранези (итал. Giovanni Battista Piranesi, или итал. Giambattista Piranesi; 4 октября 1720, Мольяно-Венето (близ города Тревизо) - 9 ноября 1778, Рим) - итальянский археолог, архитектор и художник-график, мастер архитектурных пейзажей. Оказал сильное влияние на последующие поколения художников романтического стиля и - позже - на сюрреалистов. Сделал большое количество рисунков и чертежей, но возвёл мало зданий, поэтому с его именем связывают понятие «бумажная архитектура».

Родился в семье каменотёса. Обучился основам латыни и классической литературы у своего старшего брата Анджело. Основы архитектуры постигал, работая в магистрате Венеции под руководством своего дяди. Как художник, испытал значительное влияние искусства ведутистов , весьма популярного в середине XVIII века в Венеции.

В 1740 году поехал в Рим в качестве рисовальщика-графика в составе посольской делегации Марко Фоскарини. В Риме увлеченно исследовал древнюю архитектуру. Попутно обучился в мастерской Джузеппе Вази искусству гравюры на металле. В 1743-1747 годах жил по большей части в Венеции, где в числе прочего работал вместе с Джованни Баттиста Тьеполо .

В 1743 году опубликовал в Риме свою первую серию гравюр под названием «Первая часть архитектурных набросков и перспектив, придуманных и награвированных Джованни Баттиста Пиранези, венецианским архитектором». В ней можно увидеть основные признаки его стиля - желание и уменье изображать монументальные и трудно постигаемые глазом архитектурные композиции и пространства. Некоторые листы этой небольшой серии сходны с гравюрами самой знаменитой серии Пиранези «Фантастические изображения темниц».

В последующие 25 лет, до своей смерти, жил в Риме; создал огромное количество гравюр-офортов, изображающих в основном архитектурные и археологические находки, связанные с древним Римом, и виды знаменитых мест того Рима, который окружал художника. Производительность Пиранези, как и его мастерство, непостижимы. Он задумывает и выполняет многотомное издание офортов под общим названием «Римские древности», содержащее изображения архитектурных памятников древнего Рима, капителей колонн древних зданий, скульптурных фрагментов, саркофагов, каменных ваз, канделябров, плит для мощения дорог, надгробных надписей, планов зданий и городских ансамблей.

В течение всей своей жизни работал над серией гравюр «Виды Рима» (Vedute di Roma). Это очень большие листы (в среднем около 40 см в высоту и 60-70 см в ширину), которые сохранили для нас облик Рима в XVIII веке. Восхищение древней цивилизацией Рима и понимание неизбежности её гибели, когда на месте величественных зданий современные люди заняты своими скромными повседневными делами, - вот основной мотив этих гравюр.

Особое место в творчестве Пиранези занимает серия гравюр «Фантастические изображения тюрем», более известная как просто «Темницы». Эти архитектурные фантазии были впервые изданы в 1749 году. Через десять лет Пиранези вернулся к этой работе и создал на тех же медных досках практически новые произведения. «Темницы» - это мрачные и пугающие своими размерами и отсутствием постижимой логики архитектурные построения, где пространства загадочны, как непонятно предназначение этих лестниц, мостиков, переходов, блоков и цепей. Мощь каменных конструкций подавляет. Создавая второй вариант «Темницы», художник драматизировал первоначальные композиции: углубил тени, добавил множество деталей и человеческих фигур - то ли тюремщиков, то ли узников, привязанных к пыточным приспособлениям.

Последние десятилетия известность и слава Пиранези растёт с каждым годом. Издаются всё новые книги о нём и лучшие музеи мира устраивают выставки его работ. Пиранези, вероятно, самый знаменитый художник, который приобрёл такую известность лишь графикой, в отличие от других великих гравёров, которые были, кроме того, великими живописцами (

Джованни Батиста Пиранези (1720 — 1778) выдающийся итальянский художник-график, архитектор и археолог. Его монументальные исследования Вечного города были выражены примерно в двух тысячах изобразительных работ. Так серию офортов «Древности Рима» художник создавал на протяжение четверти века. «Видам Рима» Пиранези посвятил всю жизнь.

На рисунках Пиранези сохранился подлинный Рим XVIII века. С детства пораженный красотой архитектуры (отец Пиранези — каменотёс, дядя — художник) Джованни Батиста мечтал реализовать себя, как архитектора. Практически каждую свою работу он подписывал «венецианский архитектор». Тем более ярким представляется парадокс его жизни — он спроектировал всего одно здание. По его чертежам была перестроена церковь Санта Мария Авентина. Поэтому его имя связывают с понятием «бумажная архитектура». Позже церковь была переименована — Санта-Мария дель Приорато, в которой и был похоронен художник.

Однако отдельно в его творчестве стоит цикл «Фантастические изображения тюрем». Колоссальные и величественные, эти фантасмагорические строения должны сохранить узника в лабиринте своих переходов надежнее, чем любые замки. Каждый, кто решит описать таинственное подземелье, повергающее узника в трепет, должен обратиться к художественному наследию Пиранези. Как это сделал, например, Умбэрто Эко, описывая библиотеку-лабиринт в романе «Имя Розы». А недавно Пиранези на страницах DARKER вспоминали в рецензии на .

А вот что пишет Томас де Квинси в « »:

«Много лет назад, когда я рассматривал «Римские древности» Пиранези, м-р Кольридж, стоявший рядом, описал мне гравюры того же художника […] В них запечатлены картины тех видений, что являлись художнику в горячечном бреду. Некоторые из этих гравюр […] изображали пространные готические залы, в которых громоздились разных видов машины и механизмы, колеса и цепи, шестерни и рычаги, катапульты и пр. - выражение опрокинутого сопротивления и силы, пущенной в ход. Пробираясь на ощупь вдоль стен, вы начинаете различать лестницу и на ней - самого Пиранези, пролагающего себе путь наверх; следуя за ним, вы вдруг обнаруживаете, что лестница неожиданно обрывается и окончание ее, лишенное балюстрады, не позволяет достигшему края ступить никуда, кроме бездны, разверстой внизу. Не знаю, что станется с бедным Пиранези, но по крайней мере очевидно, что трудам его до некоторой степени здесь положен конец. Однако поднимите взор свой и гляньте на тот пролет, что висит еще выше - и опять вы найдете Пиранези, теперь уже стоящим на самом краю пропасти. Но зрится вам новая невесомая площадка, и вновь несчастный Пиранези занят высоким трудом - и так далее, до тех пор, пока бесконечные лестницы вместе со своим создателем не потонут под мрачными сводами. Столь же неудержимое саморазрастание продолжалось и в моих грезах ».

Всего Джованни Батиста Пиранези создал 16 досок с изображениями невероятных тюрем. Первая публикация этой серии состоялась в 1749 году. 10 лет спустя художник выполнил практически новую серию на тех же досках.

VIII - Крыльцо украшенное трофеями ()

X - Заключенные на платформе ()

Включайся в дискуссию
Читайте также
Йошта рецепты Ягоды йошты что можно приготовить на зиму
Каково значение кровеносной системы
Разделка говядины: что выбрать и как готовить?