Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Греция православная. Отдых в греции с оттенком религиозности


Со школьной скамьи нам известно, что Древняя Греция – колыбель европейской культуры. И это, действительно, так. Гомер, Эсхил, Платон и Аристотель – все они были греками. Завоевания Александра Македонского принесли зерна этой великой культуры в самые глубины Азии. Рим, покоривший Грецию во II веке до н.э. не мог, да и не хотел отказаться от греческих достижений. Греческий язык вплоть до падения Рима, а тем более в период Византийской империи был языком науки, поэзии и богословия. Все чудом сохранившиеся древнейшие тексты Евангелия написаны именно на греческом. Поэтому в самый ранний период распространения христианства особенно важно было донести Слово Божие именно до Греции, изменившейся во многих отношениях, но не утратившей славу первоистока европейской цивилизации. Основную роль в просвещении этой страны, смене языческих святынь Греции на христианские, сыграло миссионерское путешествие святого апостола Павла в 50-е годы I века по Рождестве Христовом.

Святыни Афин

Удивительно, но когда речь заходит о поражающем даже сейчас воображение древнем Парфеноне, всегда вспоминают его языческую историю. Однако надо помнить, что более 1000 лет он был христианским храмом! Неиссякаемый поток паломников стремился к этой святыне Греции. Ведь здесь хранились: евангелие, переписанное самой св. царицей Еленой, мощи св. преп. Макария Египетского, а также другие реликвии, сведений о которых не осталось. Время и войны сделали свое дело. В период турецкой оккупации Парфенон был даже мечетью. Сейчас это музей, притягивающий внимание не только туристов, но и многочисленных паломников.

Рядом находится знаменитый Ареопаг, где проповедовал святой апостол Павел. Немногое сохранилось от того места, где самые знатные и образованные граждане Афин внимали странным и необычным словам о Сыне Божием, искупившем грехи человеческие, о любви к врагам, о Царствии не земном, но Небесном. Каменные ступени, по которым восходил св. Павел, мало изменились за почти 2000 лет, но как изменились сами Афины! Из центра языческой философии они превратились в оплот православия и столицу православной Греции.

Святыни, покоящиеся в Кафедральном митрополичьем соборе Афин рассказывают нам о трагической доле христианства в период турецкого владычества. В этом храме находятся мощи святого Григория V – Константинопольского Патриарха. В 1821 году началось антитурецкое восстание греков за независимость, которое беспощадно подавлялось оккупантами. Жертвами регулярной армии султана становились женщины, старики и дети. Вся злоба на неудачи в подавлении восстания была сорвана турками на пожилом предстоятеле Церкви. Его пытали, а затем повесили на воротах Патриархии в Константинополе. Тело было выброшено в Босфор, однако капитан российского корабля поднял его на борт и перевез в Одессу. В 1871 году мощи были торжественно возвращены как святыня в уже независимую освобожденную Грецию.

Святыни Салоник

Этот древний город-порт и сейчас второй после Афин по численности населения. Огромное военное, торговое и политическое значение имел он и в первые века по Рождестве Христовом. Небесным покровителем Салоник является святой великомученик Димитрий, в начале IV века ставший командующим гарнизоном города. Родители его были тайными христианами и воспитали сына с любовью ко Господу, в благочестии и вере. Гонения на христиан то утихали, то возобновлялись вновь.
Однажды Димитрий получил императорский указ о принятии самых жестоких мер по искоренению христианства. Ни боязнь лишиться столь важного поста, ни даже страх перед неизбежными мучениями и казнью, не смутили его сердце. Он не только прямо и публично исповедовал веру Христову, но обличил идолопоклонничество и призвал всех обратиться к истинной вере. Император, понявший все бессилие своей земной власти, в гневе приказал казнить Димитрия. Святой принял мученическую кончину в помещении римских бань, у арены для гладиаторов. Христиане Салоник сокрыли тело св. Димитрия в колодце неподалеку от этого места. Позднее над могилой святого был возведен величественный храм. Мощи св. Димитрия – одна из главных святынь Греции, поклониться которой приезжают православные со всего мира.

В центре города возвышается величественный Митрополичий собор в честь святителя Григория Паламы, архиепископа Салоник, известного, прежде всего, своими богословскими трудами в обоснование и защиту непрестанной молитвы – исихазма.

В окрестностях Салоник находится еще святая обитель Греции – монастырь св. ап. и евангелиста Иоанна Богослова. Здесь покоятся мощи св. Арсения Каппадокийского и старца Паисия Святогорца. Св. Арсений, родился в небольшой деревушке Фараса на территории современной Турции. Рукоположенный в дьяконы, он остался в родном селе и старался, несмотря на строжайший запрет со стороны турок обучать детей греческому языку. Строгий пост и молитвенное предстояние дали свои плоды – дар исцеления и предвидения. Святой Арсений бесстрашно вставал на защиту Фарасы от притеснений турок и нечистивых разбойников, которые знали о святом и боялись причинить какой-либо вред жителям, если узнавали, что он поблизости. Многие чудеса по воле Божией были сотворены св. Арсением и по окончании его земного пути. Здесь же – в монастыре св. Иоанна Богослова - покоятся мощи еще одного подвижника благочестия, старца Паисия Святогорца, которого крестил сам св. Арсений. Старец Паисий долгое время нес молитвенное служение на Святой горе Афон, а затем был духовником женского монастыря, стяжав благодать Божию своей праведной жизнью.

Святыни Корфу


Покрытый зеленеющим лесами в обрамлении лазурного моря остров Корфу – не только благодатное, но и удивительное по красоте место. Свет христианства пролился на эту землю около 37 года, когда сюда прибыли свв. Иассон и Сосипатр – апостолы от семидесяти. Таким образом, Корфу был просвящен раньше всей остальной Греции. Здесь благоговейно хранится одна из самых важных святынь Греции – мощи свт. Спиридона.

Будущий святитель родился и жил на Кипре, в небольшом городке Тримифунта. Он не получил никакого образования, был простым пастухом, но о его благочестивом нраве, кротости и доброжелательности было известно всей округе. Овдовев, Спиридон принял монашество и продолжил служение Богу так, как служил людям, не переставая помогать жителям родного села. Благодарные жители избрали его епископом Тримифунты. В 325 году в Никее состоялся I Вселенский собор, на котором православные с трудом защищали Символ веры от еретиков-ариан, считавших Бога-Отца выше Бога-Сына. Вдруг вперед вышел никому ранее неизвестный епископ Спиридон. Он протянул руку с зажатым в ней куском черепицы. По воле Божией свершилось чудо: из черепицы вырвалось пламя, истекла вода и осталась сухая глина – три элемента в подтверждение единства и нераздельности Святой Троицы. Еретики были посрамлены, а будущий святитель, невзирая на обретенную после этого события известность, скромно, как и подобает христианину, продолжил свое служение в Тримифунте. Впоследствии мощи святителя были переправлены на Корфу, где и поныне совершаются многие чудеса по его молитвенному заступничеству.

Патры


Среди святынь Греции для русского паломника мощи святого апостола Андрея Первозванного имеют особое значение. По преданию апостол проповедовал не только в греческих землях, но и освятил место основания будущей столицы Руси, Киева и даже дошел до верховьев Днепра.

Слово Божие обрело в жителях Патр внимательных и искренних слушателей. По прошествии некоторого времени, как повествует житие святого апостола, большинство населения приняло христианство. Статуи языческих богов разбивались, богатые горожане раздавали имущество бедным, бедные, не имея денег, помогали, чем могли любому просившему. И лишь императорская власть не могла смириться с торжеством истинной веры. Апостол был распят вниз головой на кресте, имеющем форму буквы «Х». Так попросил сам апостол, из смирения не считавшим себя достойным принять тот же крест, что Спаситель. Многотысячная толпа готова была на мятеж, чтобы спасти любимого учителя, но апостол призвал их к послушанию властям и прощению врагов.

Мощи святого и часть креста, на котором он был распят, покоятся в величественном кафедральном соборе города Патры.

Остров Крит — самый красивый и большой, густонаселенный и прекрасно благоустроенный туристический центр в Греции. Остров Крит интригует, завораживает своей неповторимой и экзотической природой. Ласковое солнышко, теплое море и знаменитые лазурные пляжи, аквапарки и бассейны, богатейшая история, традиции и культура, уникальные минойские дворцы и города, очаровательные деревушки, прекрасные гостиницы и , и аквариумы. Остров Крит славится историческими , которые интересуют не только взрослых, но и маленьких любознательных туристов. Рестораны и винные таверны, колоритные кафе, сувенирные магазинчики, позволят весело провести время. Именно на острове Крит, молодежь и семейные пары с детками, молодожены и студенты, пары пожилого возраста смогут насладиться комфортным отдыхом.

Святые места на острове Крит

Остров Крит — самый известный и крупный центр культурной и религиозной жизни Греции. В первом веке апостол Павел стал проповедовать христианство. На Крите прекрасно сохранились исторические памятники и христианские святыни различных эпох, копии рукописей и старинные ценные иконы.

В 25 километрах от расположился роскошный монастырь Аркади.Точная дата основания монастыря не установлена. Существует надпись на старинной колокольне, которая свидетельствует о том, что монастырь основан в шестнадцатом веке, а в других документах сказано, что он был возведен монахом Аркадием во втором византийском периоде. Аркади на протяжении многих лет расширяли и достраивали, поэтому в монастыре прослеживаются различные архитектурные стили.

Расположился монастырь Аркади в 500 метрах над уровнем лазурного моря, позволяя путешественникам насладиться изумительными видами на окрестности. Мощеные улочки и внутренние дворики, которые утопают в цветах и оливковых деревьях, кипарисах и сосен. Потрясающе красивый и величественный храм, украшенный двумя кораблями. Прогулка по монастырю доставит массу приятных эмоций.

Аркади — единственный православный монастырь, который существовал в военные годы, вселяя колокольным звоном маленькую частичку надежды в христиан. Главный храм Акркади посвящен Преображению Господню, именно в нем сохранилась удивительная икона Спасителя с застывшей на ней кровью монахов, которые яро защищали обитель от османов. В монастырском музее сохранились уникальные произведения искусства, старинное оружие и ценные иконы, удивительные средневековые вышивки золотом. Монахи переписывали труды великих древнегреческих мыслителей, чудесным образом сохранив рукописи и до нашего времени.

Монастырь открыт ежедневно с 9.00 по 19.00, стоимость посещения — 3 евро.

Монастырь находится в 37 километрах от региона Ретимнон. Монастырь Превели разделен на две части: Верхний и Нижний.Нижняя часть монастыря — Като Превели, посвящена святому Иоанну Крестителю. Основан Като

Превели в 1550 году, однако в период турецко-венецианских войн монастырь разрушили. Восстановили храм в 1836 году, а затем освятили в честь святого Иоанна Богослова. В монастыре находятся ценные священные сосуды и уникальные иконы. Монастырь в настоящее время закрыт и является важным архитектурным памятником.

Верхняя часть монастыря — Писо Превели, посвящена Иоанну Богослову. На колокольне выгравирована дата 1594 год, которая свидетельствует основанию храма. В тяжелые времена оккупаций монастырь стал убежищем для свободолюбивых борцов. На обрыве скалы, на фоне синего неба, расположился монастырь с белоснежными стенами, за пределами которых открываются потрясающие пейзажи на лазурное море и бурые вершины. Арки и лестницы, удивительные храмы, мощеные дворики монастыря аккуратные, уставлены великолепными глиняными вазонами с цветами. В монастыре сохранена важнейшая христианская святыня — частица гроба Господня, также имеется шикарная коллекция произведений искусства. На территории монастыря находится чудесный зверинец.

Монастырь Превели открыт для посетителей ежедневно с 9.00 по 19.00, а в воскресенье и праздничные дни с 8.00 по 18.30. Входной билет — 2.50 евро, православным посетителям — вход бесплатный.

Монастырь Гувернету расположен в живописном регионе Ханья, недалеко от красивейшего монастыря острова Крит — Агия Триада. Главный храм Гувернету посвященный Деве Марии, и имеет еще одно название — Госпожа Ангелов.

Гувернето основан в 16 веке, постройки монастыря напоминают мощную крепость. В годы венецианского правления Гувернето был самый густонаселенный и огромный монастырь на острове Крит. Однако, из-за военных действий на острове, частично пострадали монастырские постройки. Прекрасно сохранилась крепостная стена и две оборонительные башни, жилые и хозяйственные помещения, потрясающий храм Богоматери с древними и уникальными фресками на фасаде. Прогуливаясь по пустынным дворам и улочкам на территории красивого монастыря, загадочным образом окунаешься в атмосферу древних времен. При монастыре открыт музей, в котором собраны ценные работы церковного искусства и старинные реликвии.

Рядом с монастырем находится небольшая часовня, которая посвящена основателю Гувернету, Святому Иоанну Отшельнику. Около храма расположена еще одна часовня, которая посвященная Десяти Святым.

Монастырь Гувернето имеет определенные часы посещения: понедельник — вторник — четверг с

9.00 по 12.00, с 17.00 по 19.00. В субботу и воскресенье с 9.00 по 11.00, с 17.00 по 20.00.

Монастырь Фанеромени расположен в , недалеко от живописного города . В укромном местечке среди фантастической горной тишины находится необычный монастырь Фанеромени, который стал важным местом для паломников. Считается, что монастырь возведен на месте, где ранее находилось мраморное святилище Богини Артемиды. Об этом удивительном и уникальном месте известно не многим туристам, также, его нет в туристических справочниках, однако этот монастырь стоит посетить. Местные жители и паломники приходят в монастырь просить благословения, здоровья и рождение детей.

Фанеромени вырублен на каменистом склоне, а в глубокой пещере находится самый главный храм монастыря, где хранится ценная реликвия — икона Богоматери. Возле иконы висят многочисленные благодарственные таблички. Архитектура Фанеромени довольно необычная. Около скалы расположились монастырские строения, напоминающие колоритные критские деревушки. Мощеные дворики, аккуратные белые дома с балконами и террасами, цветы и деревья, предают этому месту фантастическую атмосферу умиротворенности. Монастырский комплекс имеет четыре группы зданий, которые объединены вокруг узенького двора. К монастырю пристроено крыло с кельями, часовня и библиотека, посвященная святому Силуаносу Афонитскому. При монастыре расположен музей, в котором хранятся предметы традиционных ремесел и церковного искусства, одеяния и различные сосуды, великолепная выставка христианских книг. Ежегодно в монастыре празднуется пятнадцатого августа Успение Богородицы, посвященный деве Марии.

Врата обители Фанеромени всегда открыты для посетителей, которых приветливо встречают монахи. Паломники смогут остаться на ночь или какое-то время пожить.

Монастырь Агия Триада расположился на Крите в области , на потрясающем полуострове Акротири. Монастырь Святой Троицы находится вблизи аэропорта Ханьи, у подножья потрясающей горы Ставрос.

Монастырь Агия Триада — один из богатейших и красивейших монастырей на острове Крит. К главному входу ведет фантастическая аллея из кипарисов, а окружает монастырь многовековые оливковые рощи и цитрусовые леса.

Монастырские постройки выкрашены в нежный персиковый цвет, множество лесенок и террасы, с которых открываются потрясающие пейзажи. Аккуратные мощеные дворики и переходы, утопающие в зелени, лавочки для посетителей, часовни и очаровательные церквушки. В окрестностях находятся оливковые и виноградные рощи, которые под маркой Агия Триада производит чудесное вино и оливковое масло, экологически чистый уксус и мед, превосходное мыло. В церковной лавке есть возможность приобрести натуральные и полезные продукты, великолепные сувенирчики.

В библиотеке монастыря Святой Троицы сохранены уникальные собрания византийских икон и старинных рукописей. Также в музее находятся коллекции картин, иконы Иоанна Богослова и Святого Николая, а самый главный экспонат — покрытие алтаря двенадцатого века, иконы художника Скордилиса. Монастырь Агия Триада является ставропигиальным, что означает полное подчинение константинопольскому патриархату.

Открыт монастырь Святой троицы с 8.00 и до заката солнца, зимой с 8.00 по 14.00, с 16.00 и до заката солнца.

Монастырь Католико находится в регионе Ханья, в горной местности полуострова Акротири на дне таинственного и глубокого ущелья.

Католико довольно древний православный монастырь, который примерно основан в пятом веке. Монастырь Католико частично разрушен и необитаем, поэтому стал единственной не истоптанной обителью на острове Крит многими туристами. За монастырем присматривают критяне. Главный храм Католико высечен прям в скале, и только одна стена рукотворная с необычной архитектурой. В окружающих монастырь горах высечены кельи монахов, в которые можно попасть ползком.

Недалеко от Католико находится пещера — Медведица, в которой жил и умер Святой Иоанн. Существует легенда, в которой говорится, что в пещере находился святой источник, где местные жители брали воду. Но однажды к источнику стала приходить медведица, которая нападала на людей. Люди обратились с молитвами к Деве Марии, которая и превратила медведицу в камень. В пещере есть центральный сталактит, который очень напоминает застывшую статую медведя.

Открыт монастырь Католико ежедневно с 9.00 до заката солнца.

Монастырь Богородицы Хрисоскалитиссы расположился в регионе Ханья, недалеко от очаровательного курортного поселка Палеохора.

В переводе с греческого монастырь Хрисоскалитисса означает — монастырь Богоматери с золотой ступенью. Основан монастырь в 15 — 16 веке, и овеян множеством старинных легенд. Одна из них гласит, что монахи спасаясь от турков, замуровали все золото в одну из ста ступеней, а увидеть ее сможет, только глубоко верующий человек с чистым сердцем и душой.

Женский монастырь Хрисоскалитисса величественно возвышается на холме, откуда открывается невероятно красивый пейзаж на бескрайнее лазурное и спокойное море. Белоснежный монастырь окружен яркой зеленью. Ухоженные белоснежные лестницы, каменные стены, много цветов и зелени. В монастыре проживает всего два монаха, которые следят за порядком и чистотой в своей святой обители. В храме находится два нефа, которые посвящены Святой Троице и Деве Марии. Важнейшей древней реликвией монастыря Хрисоскалитисса стала икона Успения Богородицы, которую написал художник более тысячи лет назад. Икона Успения Богородицы доступна для посетителей и паломников, которые могут к ней прикоснуться.

В летнее время года, монастырь работает с 08.00 до заката солнца. В зимние месяцы – с 08.00 до 14.00, с 16.00 до заката солнца. Не стоит забывать про соответствующую одежду.

Монастырь Богоматери Акротири (Топлу) расположен в области Лассити, недалеко от курортного городочка Агиос Николаос.

Монастырь Топлу — один из знаменитых и влиятельных, невероятно красивых монастырей острова Крит. Монастырь Богоматери Акротири основан в четырнадцатом веке для защиты от пиратских набегов, и все его сооружения прекрасно сохранились до сегодняшнего дня. Топлу находится в окружении ветряных мельниц и величественных скал, а из далека можно увидеть 33-метровую колокольню и неприступную десятиметровую стену. В монастыре довольно живописный двор и тенистые арки, колоритные мощеные улочки. На сегодняшний день в монастыре много паломников и четыре постоянных жителя. Монахи производят оливковое масло и ароматное вино, ракии, которые можно приобрести и испробовать прям на месте. Если проехать парочку километров, то можно прогуляться по потрясающей пальмовой роще Вай, которая оставит незабываемые впечатления.

При монастыре Богоматери Акротири есть музей, который основан настоятелем Филофеем Спанудакисом. В музее представлены старинные церковные книги и позолоченные кресты, Евангелие и гравюры, печати, ценные иконы пятнадцатого века, иконы, написанные монахами Афона в 18 — 19 веках, целая коллекция древних артефактов. Главной иконой монастыря — «Чудны дела твои, Господи», которую написал известный иконописец И. Корнару в 1770 году.

Монастырь Топлу открыт для посетителей ежедневно с 9.00 по 13.00, с 14.00 по 18.00. Стоимость посещения монастыря — бесплатно!

Монастырь Кера Кардиотисса находится в области , недалеко от знаменитого курортного поселка . Женский монастырь Панагия Кера Кардиотисса по разным источникам основан в 13 веке. Монастырь получил свое название благодаря чудодейственной иконе Богородицы Сердечной, которая храниться в церковной обители Рима. Икону Богородицы Сердечной многократно пытались похитить турки, но икона возвращалась на свое место. Однако чудодейственная икона была похищена итальянским купцом и перевезена в Рим, возможно она нашла свое место. Для монастыря Панагия Кера Кардиотисса в 1735 году была написана точная копия иконы Богородицы Сердечной, и она является тоже чудодейственной. Чудотворная икона помогает женщинам, неспособным иметь деток, прихожане молятся о здоровье своих близких. В монастыре на сегодняшний день проживают несколько монахинь, которые присматривают за монастырем.

Монастырь Панагия Кера Кардиотисса празднует восьмого сентября день Рождения Богородицы.

В настоящее время монастырь Кера Кардиотисса довольно тихое и умиротворенное место, которое способно укрыть от мирских соблазнов. На территории монастыря растет много фруктовых деревьев, цветов в старинных глиняных горшках, уютные дворики с лавочками для отдыха. В монастыре расположен великолепный музей, в котором можно увидеть старинные книги и различные предметы церковной утвари. Также, есть церковная лавка и удивительная галерея.

Для посетителей монастырь Палагия Кера Кардиотисса открыт с 8.00 по 18.00, стоимость входа — 2 евро.

Монастырь Спасителя Христа и Святого Гедеона расположен в очаровательной деревушке Маргаритес, в области Ираклион.

Деревушка Маргаритес находится на склоне холма, а сам монастырь в нижней части холма. Приблизительно монастырь Спасителя Христа и Святого Гедеона основан в 15 веке, членом знатной венецианской семьи Дандало, который похоронен в главной церкви самого монастыря. В венецианскую эпоху правления монастырь был католическим. Последним монахом был отец Каллиникос, после смерти которого монастырь опустел, и лишь в 1998 году критяне своими силами стали его восстанавливать.

Сегодня, удивительный монастырь Спасителя Христа и Святого Гедеона очень умиротворенное и спокойное место. На территории монастыря есть церквушка, которая посвящена Спасителю Христу. Помимо новых построек, в монастыре планируется строительство новой церкви, посвященной святому мученику Гедеону Каракальскому, который погиб в борьбе с турками. Также, имеется интересный живой уголок, в котором обитают разные виды птиц.
Двери монастыря Спасителя Христа и Святого Гедеона открыты с 8.00 и до заката солнца.

Вконтакте

«Итак, отправившись из Троады, мы прямо прибыли в Самофракию, а на другой день в Неаполь…» (Деяния 16: 11).

Согласно преданию, сохранившемуся на острове, апостол Павел пристал к берегу в порту античного города, современном Пальяполи. В память об этом событии впоследствии на этом месте была построена трехпридельная раннехристианская базилика, при сооружении которой были также использованы фрагменты архитектурных деталей зданий античности. Палеополь находится в 7 км к северо-востоку от совр. порта Камариотисы. Главный курорт острова - Терма - использовался еще с римских времен. Здесь бьют горячие источники.

Кавала (древний Неаполь). Храм свят. Николая, который находится около порта на том месте, где впервые ступил на берег апостол Павел. Позади него стоит низкая цилиндрическая колонна в честь высадки апостола Павла. «Итак, отправившись из Троады, мы прямо прибыли в Самофракию, а на другой день в Неаполь» (Деян. 16: 11).

Древний город Филиппы — археологический заповедник. «Оттуда же в Филиппы: это первый город в той части Македонии, колония. В этом городе мы пробыли несколько дней» (Деян. 16: 12). Из Неаполя апостол Павел шел в Филиппы по античной дороге Виа Игнатия и, скорее всего, заходил в город с восточной стороны. Эта дорога представляет собой крупные каменные блоки.

Часовня св. Лидии стоит у реки, в которой ее крестили. Эта река называется Гаггити. На месте молитвенного дома сейчас стоит храм. Место, которое по традиции считают домом Лидии, сейчас встроено в Гостиницу Лидии, которая находится при входе. «В день же субботний мы вышли за город к реке, где, по обыкновению, был молитвенный дом, и, сев, разговаривали с собравшимися там женщинами. И одна женщина из города Фиатир, именем Лидия, торговавшая багряницею, чтущая Бога, слушала; и Господь отверз сердце ее внимать тому, что говорил Павел. Когда же крестилась она и домашние ее, то просила нас, говоря: если вы признали меня верною Господу, то войдите в дом мой и живите у меня. И убедила нас» (Деян. 16: 13-15).

Место, где апостол Павел исцелил служанку, одержимую прорицательным духом, находится недалеко от античной площади. Молодая служанка прорицательница своей силой обязана была духу Змея, овладевшего ею. Змей этот, связан с древним греческим Мантием в Дельфах, известных во всем древнем мире благодаря пророчествам бога Аполлона, говорящего голосом Пифии. «Случилось, что, когда мы шли в молитвенный дом, встретилась нам одна служанка, одержимая духом прорицательным, которая через прорицание доставляла большой доход господам своим. Идя за Павлом и за нами, она кричала, говоря: Сии человеки – рабы Бога Всевышнего, которые возвещают нам путь спасения. Это она делала много дней. Павел, вознегодовав, обратился и сказал духу: Именем Иисуса Христа повелеваю тебе выйти из нее. И дух вышел в тот же час. Тогда господа ее, видя, что исчезла надежда дохода их, схватили Павла и Силу и повлекли на площадь к начальникам» (Деян. 16: 16-19).

Развалины тюрьмы, где были заточены апостолы Павел и Сила — это небольшая постройка, похожая на пещеру, недалеко от входа на античную площадь. Именно на античной площади апостолов Павла и Силу били палками. «Народ также восстал на них, а воеводы, сорвав с них одежды, велели бить их палками. И, дав им много ударов, ввергли в темницу, приказав темничному стражу крепко стеречь их» (Деян. 16: 22-23).

«Пройдя через Амфиполь и Аполлонию, они пришли в Фессалонику, где была Иудейская синагога» (Деян. 17: 1)

Апостол Павел проходил эти города, когда шел в Фессалоники во втором путешествии.

Монастырь Влатадон в старом городе. На территории монастыря находится древняя часовня св. Павла. Согласно первой версии на этом месте была синагога, где проповедовал апостол Павел «…они пришли в Фессалонику, где была Иудейская синагога. Павел, по своему обыкновению, вошел к ним и три субботы говорил с ними из Писаний, открывая и доказывая им, что Христу надлежало пострадать и воскреснуть из мертвых и что Сей Христос есть Иисус, Которого я проповедую вам. И некоторые из них уверовали и присоединились к Павлу и Силе, как из Еллинов, чтущих Бога, великое множество, так и из знатных женщин немало» (Деян. 17: 1-4).
Согласно второй здесь стоял дом Иасона, где останавливался апостол Павел и во дворе которого молился «Но неуверовавшие Иудеи, возревновав и взяв с площади некоторых негодных людей, собрались толпою и возмущали город и, приступив к дому Иасона, домогались вывести их к народу» (Деян. 17: 5).

Район Айос Павлос за стенами Старого города. Самый древний храм стоит на пересечении улиц Кастрон и Леофорос Охи в зеленой зоне, рядом находится часовня, святой источник и пещера, в которой останавливался апостол Павел, покидая Салоники. Согласно преданию, святой источник возник от слез апостола Павла – он ночевал здесь, за городскими стенами, и молился со слезами. Новая церковь возвышается над всей этой местностью, располагаясь за старым парком. В ней хранится часть мощей апостола Павла.

Верия. В Верии, недалеко от площади Платиа Орология, за зданием школы на улице Майромиксали, стоит открытая часовенка в память св. апостола Павла. К главной иконе ведут четыре древние мраморные ступени, на которых стоял апостол Павел, проповедуя. «Братия же немедленно ночью отправила Павла и Силу в Верию, куда они прибыв, пошли в синагогу Иудейскую. Здешние были благомысленнее Фессалоникских: они приняли слово со всем усердием, ежедневно разбирая Писания, точно ли это так. И многие из них уверовали, и из Еллинских почетных женщин и из мужчин немало» (Деян. 17: 10-12). «Но когда Фессалоникские Иудеи узнали, что и в Верии проповедано Павлом слово Божие, то пришли и туда, возбуждая и возмущая народ. Тогда братия тотчас отпустили Павла как будто идущего к морю…» (Деян. 17: 13-14).

Согласно местному преданию, его отправили из Верии на корабле сначала на Эгиньон (нынешний Калиндрос), а потом в прибрежный город Метони (в наши дни он называется Элевферохори). Оттуда он отплыл на корабле в Афины.

Афины. К тому времени, как апостол Павел оказался в Афинах, жизнь этого города была далека от былого великолепия. Здесь он впервые проповедовал язычникам на их территории. В Антиохии он обращался к ним в синагоге, а в Афинах, которые давно перестали играть роль крупного процветающего торгового центра, еврейской общины не было, она переселилась в новые колонии: Патры, Никополь и Коринф. Апостол Павел был первым христианским миссионером, пришедшим с проповедью в этот прославленный город, интеллектуальный оплот греко-римского мира. И в самом деле, Афины все еще были главным университетом империи; они пользовались заслуженной славой города философов, на улицах которого можно было услышать споры платоников, стоиков и эпикурийцев. Уже возникли и другие интеллектуальные центры — в Риме, Александрии, Антиохии и Тарсе, — но Афины удерживали пальму безусловного первенства. Несмотря на упадок духа, внешне город был прекрасен как никогда. Он крепко держался за свои древние традиции и памятники, праздники и жертвоприношения. Ожидая в Афинах приезда апостолов Силы и Тимофея, апостол Павел, должно быть, успел насмотреться на храмы, сверкающие золотом и богатыми красками, и на статуи сонма греческих и иноземных богов, воздвигнутые на высоких пьедесталах в храмах, во дворах богатых и знатных горожан, в общественных зданиях и на улицах. Свое знаменитое обращение к афинянам он начинает словами: «Афиняне! По всему вижу я, что вы как бы особенно набожны: ибо, проходя и осматривая ваши святыни, я нашел и жертвенник, на котором написано: «НЕВЕДОМОМУ БОГУ…» .

Х.В. Мортон отмечает, что, упомянув об алтарях, посвященных Неведомому Богу, апостол Павел, как всегда, приспосабливает форму выражения христианского учения к особенностям восприятия своих слушателей. В данном случае он не стал цитировать еврейские тексты, мало что значившие для афинян, а предложил им нечто понятное им. Это было прекрасное начало, пронизанное местным колоритом и обещавшее необычное продолжение. Для всех, кто слушал его в тот день, алтари с надписью НЕВЕДОМОМУ БОГУ были частью их повседневной жизни. Каждый знал историю чумы, поразившей Афины за шесть веков до Рождества Христова. Тогда, принеся жертвы всем известным богам и видя, что чума не отступает, афиняне попросили помощи критского пророка Эпименида. Он пригнал к Ареопагу стадо белых и черных овец и позволил им бродить там, где пожелают. Он подождал, пока овцы улягутся отдыхать на выбранных ими самими местах, и на этих местах они были принесены в жертву «подходящему богу». Чума прекратилась, после чего стало традицией воздвигать алтари неведомым божествам, и не только в Афинах.

Спускаясь с храмовой горы по развалинам Пропилей (древних ворот), внизу справа виден большой скалистый выступ (от храмовой горы его отделяет тропа, начинающаяся в районе Плака и вьющаяся по северной стороне Акрополя). Древняя, высеченная в скале лестница из пятнадцати или шестнадцати ступеней, ведет к вершине скалы с гладкой, будто отполированной, поверхностью, испещренной похожими на кратеры отверстиями. Эту вершину специально выровняли много веков назад. Это Apec (или Ареопаг) , древнее место проведения знаменитых собраний афинян, которым апостол Павел и проповедовал Евангелие Иисуса Христа. По мнению некоторых, он мог обращаться к собранию с агоры (рыночной площади), расположенной ниже, однако согласно местному православному преданию и утверждению многих историков, он стоял на самом Ареопаге. Если так, то апостол Павел поднимался по этим каменным ступеням и, стоя на выступе скалы над раскинувшимися под ногами Афинами, говорил своим слушателям, что Бог «не в рукотворенных храмах живет» (показывая при этом на мраморные храмы, венчающие Акрополь у него за спиной, и на тридцатифутовую статую Афины, чье золотое копье так ярко сверкало наконечником, что было видно даже морякам у берегов южной оконечности Аттики).

Паломнику, желающему вспомнить слова апостола Павла, находясь на вершине Ареопага, лучше всего придти сюда рано утром или поздно вечером, когда солнце садится за Акрополем, сияя великолепием красок — совершенно особенными, так характерными именно для Греции оттенками красного и золотого — и кажется, будто здесь все еще звучат слова Апостола. «В ожидании апостолов Силы и Тимофея в Афинах Павел возмутился духом при виде этого города, полного идолов. Он рассуждал в синагоге с Иудеями и с чтущими Бога, и ежедневно на площади со встречающимися. Некоторые из эпикурейских и стоических философов стали спорить с ним; и одни говорили: «что хочет сказать этот суеслов? «, а другие: «кажется, он проповедует о чужих божествах», потому что он благовествовал им Иисуса и Воскресение. И, взявши его, привели в ареопаг и говорили: можем ли мы знать, что это за новое учение, проповедуемое тобою? Ибо что-то странное ты влагаешь в уши наши; посему хотим знать, что это такое? Афиняне же и все живущие у них иностранцы ни в чем охотнее не проводили время, как в том, чтобы говорить или слушать что-нибудь новое.

И, став среди ареопага, Павел сказал: Афиняне! По всему вижу я, что вы как бы особенно набожны; Ибо, проходя и осматривая ваши святыни, я нашел и жертвенник, на котором написано: «неведомому Богу». Сего-то, Которого вы, не зная, чтите, я проповедую вам: Бог, сотворивший мир и все, что в нем, Он, будучи Господом неба и земли, не в рукотворенных храмах живет и не требует служения рук человеческих, как бы имеющий в чем-либо нужду, Сам дая всему жизнь и дыхание и все; От одной крови Он произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли, назначив предопределенные времена и пределы их обитанию, Дабы они искали Бога, не ощутят ли Его, и не найдут ли, хотя Он и не далеко от каждого из нас: Ибо мы Им живем и движемся и существуем, как и некоторые из ваших стихотворцев говорили: «мы Его и род». Итак мы, будучи родом Божиим, не должны думать, что Божество подобно золоту, или серебру, или камню, получившему образ от искусства и вымысла человеческого. Итак, оставляя времена неведения, Бог ныне повелевает людям всем повсюду покаяться; Ибо Он назначил день, в который будет праведно судить вселенную, посредством предопределенного Им Мужа, подав удостоверение всем, воскресив Его из мертвых. Услышавши о воскресении мертвых, одни насмехались, а другие говорили: об этом послушаем тебя в другое время. Итак Павел вышел из среды их. Некоторые же мужи, приставше к нему, уверовали; между ними был Дионисий Ареопагит и женщина, именем Дамарь, и другие с ним. (Деяния 17, 16-34).

Из всех этих тысяч идолопоклонников, философов и ораторов набралась лишь горстка людей, поверивших его словам. Лишь троих из них мы знаем по именам: свяшенномученик Дионисий Ареопагит, по преданию бывший судьей совета Ареопага, состоявшего всего из девяти членов; св. Иерофей (возможно, он тоже являлся членом этого Совета), который впоследствии стал первым афинским епископом, и женщина по имени Дамарь.

Коринф. После проповеди в Афинах и знаменитой речи на вершине Ареопага апостол Павел отправился прибрежной дорогой в Коринф. Коринф времен апостола Павла был уникальным городом, входившим в состав римских колоний в Греции. В Коринфе святой апостол Павел остановился в доме одной еврейской четы, Акилы и Прискилы. Они, как и он, занимались изготовлением палаток и парусов, и святой апостол стал работать вместе с ними, добывая себе пропитание. Акила и его жена лишь недавно прибыли в Коринф в связи с приказом Клавдия «всем евреям покинуть Рим». Римские историки объясняют это изгнание стремлением положить конец выступлениям евреев «по наущению некоего Крестуса», что невольно наводит на мысль о том, что уже на этом этапе мы имеем дело со спорами в среде евреев, касающимися Евангелия.

Весной к Павлу, наконец, присоединились Сила и Тимофей. Они увидели, что он с великим воодушевлением проповедует в синагоге, и его успех, как и следовало ожидать, всколыхнул евреев. Их враждебность достигла такого накала, что они богохульно поносили Христа посреди синагоги. В ответ Павел «отряс прах со своих одежд» (символический жест отвержения у израильтян, известный со времен пророка Неемии) и воскликнул: «Кровь ваша на главах ваших; я чист; отныне иду к язычникам». И навсегда покинул эту синагогу. С того дня коринфские христиане собирались в доме римлянина Тита Иуста. В числе евреев, последовавших за апостолом, были Акила, Прискила и Крисп, начальник синагоги, которого крестил сам Павел и который впоследствии стал главой местной Церкви. Обратившись к проповеди среди язычников, Павел проповедовал с не меньшим подъемом духа, чем в синагоге, и именно в языческой среде он собрал обильный урожай. Приветствия в его посланиях к коринфянам звучат скорее как списки граждан римского города-государства, нежели обращение к жителям греко-еврейской колонии: Тит, Гаий, Фортунат, Терций.

В ту ночь, когда апостол Павел навсегда покинул синагогу, Господь говорил с ним в видении: «Не бойся, но говори и не умолкай, ибо Я с тобою, и никто не сделает тебе зла, потому что у Меня — много людей в этом городе» (Деян. 18,9-10). Возможно, предвидя начало мстительного противостояния, пре-следовавшего его на всем пути по земле Малой Азии и большей части Греции, святой Павел думал уйти из Коринфа так же, как он ушел из Салоник, Филипп и Верии. Однако он остался здесь на полтора года, что оказалось самым длительным сроком его пребывания, где бы то ни было со дня начала его миссионерских путешествий. Евреи же, отвергшие благую весть Христианства, в это время выжидали, выискивая подходящий момент, чтобы задушить новорожденную Церковь и изгнать апостола из Коринфа. Наконец, с прибытием нового проконсула Ахайи Иуния Галлиона, они решили, что теперь у них появилась такая возможность. Они понимали, что вряд ли удастся повлиять на проконсула, выдвинув обвинения в нападках на еврейские традиции, и решили выступить против Павла. Галлион был не просто правителем римской колонии, но братом Сенеки, знаменитого философа и учителя Нерона, а также дядей римского поэта Лукиана. Прекрасно образованный, выходец из хорошей семьи, замечательный оратор, Галлион считался среди своих современников обаятельным, дружелюбным человеком и проницательным руководителем. В отличие от правителей Филипп и Салоник, его не могла напугать толпа, затеявшая религиозные распри. Евреи же, приведя Павла к нему на суд с криками: «Он учит людей чтить Бога не по закону», надеялись, что закон, официально защищающий иудаизм, будет на их стороне. К тому же они рассчитывали, что устроенный ими спектакль произведет большое впечатление на Галлиона как на нового человека на новом месте. Однако он ответил холодно: «Если бы какая-нибудь была обида или злой умысел, то я имел бы причину выслушать вас; но когда идет спор об учении и об именах и о законе вашем, то разбирайте сами: я не хочу быть судьей в этом». И прогнал их от судилища. Они не успели покинуть зал суда, когда собравшиеся там греческие язычники, разгневанные этими выдуманными обвинениями, окружили начальника синагоги Сосфена и основательно побили его. Галлион не обратил на это внимания.

Рядом с храмом, построенном в честь святых апостолов Петра и Павла в Коринфе, стоит мраморный памятник, на котором на четырех языках, в том числе и на русском, начертан так называемый «Гимн Любви» . Также необходимо посетить рыночную площадь – место проповеди апостола Павла. Первое послание к коринфянам было написано им через три года после того, как он вместе с Акилой и Прискиллой ушел оттуда в Эфес; второе — спустя еще примерно год, когда он нахо¬дился в Македонии, перед последним посещением Коринфа.

После посещения Коринфа апостол Павел продолжил свой миссионерский путь и пришел в восточный порт Коринфа (он сохранился), который называется Кехреон (Кенхреи), где остриг голову по обету (Деян. 18, 18). Здесь же, сделав остановку на Коринфском канале, который был построен в конце 19 века, чтобы соединить два моря Эгейское и Ионическое, следует обязательно вспомнить о святой мученице Галине Коринфской, которая пострадала в 258 году при императоре Декии. Её утопили с камнем на шее в древнем порту старого города Коринф. Потом апостол Павел вернулся в Малую Азию, в Иерусалим, снова в Македонию. В Иерусалиме он был взят под стражу и отправлен в Рим. Евсевий пишет, что после двух лет заключения в Риме святого Павла освободили, и он еще десять лет проповедовал Евангелие Иисуса Христа. Потом он вернулся в Рим. Здесь апостол Павел и принял мученическую кончину. Это произошло 29 июня 67 или 68 года от Рождества Христова.

Античный Никополь, где проповедовал апостол Павел после своего освобождения в Риме «Когда пришлю к тебе Артему или Тихика, поспеши прийти ко мне в Никополь, ибо я положил провести там зиму» (Тит 3, 12). Деятельность апостола Павла превратила Никополь в крупнейший христианский центр своего времени. Живописные руины Никополя расположены недалеко от Превезы.

Исследование Алексея Мишина.

Продолжается, и сегодня наша тема — святые места Греции с нашей читательницей Светланой Васильевой. Светлана рассказывает о местах, куда большинство туристов не ездит или попросту не знает об их существовании.

Пожалуй, больше всего наши туристы знают про паломничество в Греции на Святой Афон. Но здесь есть очень много и других мест, которые считаются православными святынями. Яркий пример — Метеоры.

Итак, слово Светлане Васильевой:

Путешествие по святым местам Греции

Когда я готовилась к поездке на Халкидики, руководствуясь отзывами отдыхающих, совершенно определенно для себя решила, что возьму экскурсию в Метеоры. Восторгов было много в заметках туристов – дух захватывало! Очень этого захотела и я туда съездила. Удивительны те места и монастыри. Однако, рассказать мне хочется совсем о других святынях Греции, о них ничего в отзывах не встретила…

В отеле я познакомилась с двумя москвичками. Они приехали с целью посетить святые места, приложиться к мощам, чем привлекли мое внимание к паломнической экскурсии ”По святым местам Верии”. Показали мне фото. Я не думала в тот момент о храмах, я восхищалась природой. Об апостоле Павле и других святых я слушала вполуха.

Один день в неделю бывает та экскурсия от нашего отеля. Повторюсь, мне хотелось зелени, чистого воздуха, панорам рек, холмов и т.п. Настал тот день – понедельник. От нашего большого отеля я в тот день ехала одна.
Важное. Милые дамы, если вы собрались в святые места, имейте при себе платок-косынку. Широкополые шляпы и кепки мужские смотрятся тут нелепо.

Экскурсия наша ”По следам апостола Павла” начиналась из города Салоники, с одного из храмов апостола Павла. Здесь нас познакомили с православным гидом – матушкой Неонилой. Посетили храм.

Храм Св. Павла

Приложились к частицам мощей святого апостола Павла. Чуть ниже храма бьет святой источник, здесь плакал Павел. Источник – его слезы. У служителя храма можно было взять благословение на экскурсию. Недаром говорят, что во мне гордыня живет – я не стала брать благословения, так как он по-деловому стал указывать куда класть деньги в поддержку храма. Эта просьба мне не пришлась по душе. Я только на свечи тут потратилась…

Мы покидаем знойные Салоники и держим путь к монастырям Верии. Большое количество византийских храмов и монастырей притягивает сюда христиан со всего мира. Наша матушка рассказывает про жизненный путь и деяния апостола Павла, что греки – дети апостола Павла. Русские – дети апостола Андрея. Не знала!!! Говорит нам, что греческие женщины при входе в храмы не покрывают голову – не надевают платков. Я торжествую: ”Как здорово! Всегда не любила это делать! В душе давно гречанка я!” Тянусь к узлу платка, развязываю его, но меня останавливает голос гида: ”В монастырях знают, что мы из России и что православные россиянки носят платки”. Руки мои послушно завязывают узел – гордыню свою надо усмирять!

Верийский скит Иоанна Предтечи

Недалеко от города Верия, в ущелье, на берегу реки Альякмонас находится мужской скит Иоанна Предтечи (скит Верийский). Когда я вошла на его территорию, будто выдохнула все негативное, тяжелое. Мне стало так светло, что не описать словами. Чистота и покой поселились во мне.

Позже я узнала, что не только во мне. Не успели мы войти через ворота, перед нами такая картина – два павлина взлетают на крышу здания! Ну, я вам скажу – чего угодно ожидала, но не этого! Местный пес их спугнул. У нас так кур гоняют, не думала что такое же проделывают с райскими птицами.

Эта сцена меня безумно расположила к обители. Позже того пса встретила в храме. Он лежал на плитах пола недалеко при входе – на улице-то 33 градуса в тени! Он здесь прохлаждался. Куда же еще животине деться в такой зной!

Со смотровой площадки, балкона, открывался изумительный вид на озеро, образованное водами Альякмонаса. Звуки цикад повсюду. Хорошо.

В скиту мы прикладывались к мощам: честной голове Климентия Охрицкого, честному пальцу Дионисия Олимпийского, фаланге пальца Иоанна Крестителя. Перед прикладыванием, служитель скита рассказал нам об истории этого места. Я была околдована красивым голосом монаха, греческим словам. Именно в тот момент я сказала себе: ”Хочу знать греческий язык!”

Попросила матушку Неонилу передать мои ощущения служителю. На что тот ответил: ”А я хочу знать русский язык. Я могу сказать слово ”женщина””. Трогательно.

Здесь почитают нашу императрицу Екатерину II. Она дала обители все, что просили у нее. Потому ее уважают, поминают, как я поняла, ежедневно. Екатерина подарила золотую чашу скиту. На той чаше выгравированы имена дома Романовых, чтобы о тех молились.

Скажите! Какие ассоциации у вас рождаются при слове ”чаша”? Конечно, нечто объемное. Когда нас пригласили в комнату, где отдыхают монахи, где та чаша и содержится, мы увидели ее. Она вроде кубка. Ну да мал золотник, да дорог!

То ли место так намолено православными христианами, то ли воздух особый (мы поднялись на несколько сот метров над уровнем моря) – не знаю. Уезжать отсюда не хотелось совсем. Так здесь славно дышалось и чувствовалось!

Добрский монастырь — Ιερά Μονή Παναγίας Δοβρά Βεροίας

Далее путь лежал в монастырь Панагии Довра (Добра). Главный храм посвящен Успению Богородицы. Монастырь находится выше по склону горы Вермион в необыкновенно красивом, панорамном месте. Вот мы и на его территории. Меня снова охватывает восторг, глаза мои отдыхают, обострился слух! Я слышу прекрасное детское пение — изумительные, красивые голоса (при монастыре действует летний детский лагерь и центр обучения искусствам Византии).

Нас ведут в храм святого архиепископа Луки Крымского (Войно-Ясенецкого) – русского святого, столь почитаемого в Греции, а я не в состоянии туда идти, я хочу слушать эти голоса. Но иду. Нам рассказывают каким замечательным хирургом был Лука и благочестивым епископом. Сколько испытаний выпало ему.

Не без трепета прикладываюсь к частицам мощей Луки, которые были привезены из Украины в 2001 году. Множество людей исцелилось по молитвам к нему. Я подумала сразу о девушке, что путешествовала с нами, она передвигалась в кресле, которое вез ее папа. Прошу, чтобы исцеление и к ней пришло. Наша матушка вещает нам, что родители, которые воспитывают больных детей, по окончании жизни земной сразу попадают в рай. Утешительно.

Я узнаю о византийском пении, которое Россия почти утратила стараниями Петра I. Оказывается, солисту надо долго учиться этому пению – годами, и что особенно поражает – надо сделаться седовласым.

Вижу, что сопровождающий нас монах, дает благословение молодому человеку. Я тоже хочу. Здесь благостно. Мне же благословения тот не дает, на что я подумала: ”Откуда знает, что я далеко не по-христиански живу”. Матушку спросила все же, мол, почему мне не дано благословение. На что она: ”Он же монах. Он стесняется женщине давать его”. Верно! Надо рук касаться, а ему этого не следует делать. Успокоилась.

Затем тот же монах приглашает нас в комнату отдыха священнослужителей. В Греции спокойно туда народ ведут. Нас угощают водой с источника и рахат-лукумом. Я рахат-лукум не люблю. Слишком уж парфюмированное это кушанье – для меня оно пахнет духами, а не розами. Извините уж… Кусочек я все ж съедаю – он тает у меня во рту. Запиваю чистой водичкой. Спасибо!

Перед тем как попрощаться, монах все же дает нам благословение – в виде книжечки об обители. На первых страницах вижу фото архимандрита Пантелеймона. Ношу ее в сумочке теперь. Дорожу! До свидания монастырь Довра! Благодаря тебе и мы становимся добрее друг к другу.

Антоний служит образцом иноческих добродетелей, он когда-то удалился в пещеру на берегу реки, где провел в отшельнических подвигах около 50 лет. После смерти тело его долго оставалось без погребения, пока его случайно не нашли охотники. Жители Верии вместе с епископом перенесли мощи святого в город и построили храм в его честь. От мощей происходило множество исцелений. Преподобный считается покровителем г. Верия. На месте пещеры, в которой он подвизался, был построен монастырь, названный Скитом Иоанна Предтечи. С него-то и началось наше сегодняшнее паломничество.

Вима Апостола Павла

Удивителен следующий пункт нашего поклонения. Это – предполагаемое место проповеди Павла. Сохранились мраморные ступени вимы — ораторской трибуны. Теперь здесь монумент «Вима апостола Павла”.

Вокруг этого монумента современные здания, городская сегодняшняя жизнь, а на этом кусочке земли тысячелетняя история.

В Греции все рядом. И прошлое, и настоящее – все переплелось. Многие упрекают греков, что те плохо чтут святыни, что далеко не за каждый многовековой камень они переживают. Я вам так скажу: ”Если они будут вести себя так, как мы от них требуем, то им летать придется и жить в воздухе”.

Впереди последнее место нашего паломничества. То, что оно последнее, я уже и рада. Много поступило информации, частиц мощей многих святых мы коснулись, эмоции меня захлестнули – я несколько подустала. Гид продолжает вести экскурсию: ”В период малоазиатской катастрофы сотни тысяч греков Понта вынужденно покинули территорию Турции, спасаясь от гонения и истребления со стороны младотурок. Греко-турецкий обмен населением - самый крупный в истории принудительный обмен”. Умом понимаю, что трагедия для народа, но до сердца не дошло. Устала я. Сижу, смотрю на живописные холмы, на реку.

Еще я боюсь. Боюсь этой дороги.

Следуем в деревню Кастанья (Каштанья). Дорога вся обрывистая, всего-то в 20-ти километрах от Верии, но едем 45-50 минут! Мы поднимаемся на высоту 1320 м над уровнем моря – елки-палки! Если бы я знала заранее – не поехала бы… Мне страшно. Уши, господа, закладывает!

К полету в самолете я себя подготовила, а к этому подъему в автобусе – нет. Сама себе противна, что боюсь смерти. “Как мало во мне веры. Как мало во мне веры. ”- повторяю во все время подъема. Переход от жизни к смерти – это путь в царствие небесное, а мне сейчас до этого царствия дела нет совсем.

Храм Панагии Сумела

Наконец автобус наш взял эту высоту – 1320 м. Первым делом нас ведут в таверну — заказываем обед. Еда готовится, мы идем в храм Панагии Сумела.

Матушка продолжает говорить о трагедии переселения понтийцев. И тут она сообщает, что наш водитель, что затащил наш автобус на эту высоту – понтиец! Вот тут-то во мне проснулось понимание к страданиям целого народа, в знак благодарности только одному человеку — профессионалу своего дела, взявшего ответственность за несколько десятков жизней.

Я обострила свое внимание к этой святыне. С уважением я подошла поклониться знаменитому образу Богородицы Сумельской. Между Грецией и Турцией oбмен производился по религиозному (а не этническому) признаку. Ощущаю кожей теперь, что по самому живому рубили.

Во все время паломничества, водитель и его помощник посещали с нами все храмы и поклонялись всем мощам святых. Оба подошли тут к пожилой женщине, что сидела у торговых палаток. Мне так понравилось ее лицо, что я во время видеосъемки краем ее запечатлела. Кто она? Родственница или уважаемая соотечественница…

Вот и время обеда настало. Хочу дать совет. Если едете на экскурсию, то не заказывайте дорогих и изысканных блюд. В местах, где бываете проездом ни к чему это делать. Я выбрала баклажан с овощами. Недорогое блюдо — 6 €.

Кушанье было вкусным, но когда я расплачивалась с официантом, то в результате неких его манипуляций, с 10 €, я держала в руках 80 центов. Сначала сдачи не было у него, потом ещё что-то, 1€ я ему сама дала – чаевые. Но почему я осталась с 80-ю центами…. До сих пор не понимаю. Смешно.

Я вкусно покушала. Отдохнула в таверне. Кругом зелень, чистый воздух – все радует глаз. Пора возвращаться. Спуск, считаю, сложнее подъема, но наш водитель его осуществил отлично. В автобусе матушка Неонила подарила нам всем по открытке – кому что досталось. Мне — с иконой Косьмы и Демиана. Такая малость, а память навсегда! И вот что совсем по моему телу разлило благодать, так это ее предложение спеть “многие лета” нашему водителю! Комок даже к горлу у меня подступил. Я очень была благодарна водителю, так велик был мой страх, но эта благодарность не знала выхода… Спасибо, матушка.

Она очень щедрый человек – затем мы спели ”многие лета” помощнику водителя, а в третий раз уже для себя любимых. Когда я вышла из автобуса, то досада на себя возникла. Почему я не отблагодарила денежкой водителя. В таверне 50% чаевых оставила, а такому человеку – ни цента… Позже себя успокаивала: “ Может быть, потому я о деньгах забыла, что труд этого человека благороднее тех денег… Выше!“ Досада все одно осталась.

Какой замечательный день я прожила. С какими прекрасными людьми путешествовала сегодня. Мне светло и радостно. Возможно потому, что ощущение невидимого присутствия святых отцов сохраняется там и по сей день, и благоухание мощей так глубоко трогает каждого паломника, которого Господь приводит туда.

Светлана Васильева.

Спасибо Светлане за такой искренний и эмоциональный рассказ! Несколько дополнений от меня: по этому перевалу через Кастанья когда-то можно было добраться до Кастории и других районов. Это было очень опасное место зимой, часто дорога была засыпана снегом. Я тоже впервые в Касторию ездила именно через этот перевал, просто головокружительное путешествие! А помню случай, когда в 1996 году в Греции на Рождество выпало много снега, и группа туристов, которые возвращались из Кастории через перевал, спускались с гор 12 часов! Греки не очень умеют ездить по снегу и гололеду, зимних шин у них нет. В случае снега или гололеда на колеса надевают специальные цепи.

Сейчас в Касторию и Гревена построено отличное шоссе, пробиты туннели в горах, и до Кастории мы доезжали за 2,5 часа. Несколько раз проезжали поворот на Панагию Сумела, но так ни разу и не заехали. После Светланиного рассказа точно запланирую побывать!

О православных святынях: христианские святыни, православные святыни Греции, православные святыни Крита, наиболее известные святыни, храм Святого Апостола Тита, монастырь Палиани, монастырь Каливиани, святыни фото, карта, как добраться

Если говорить о православных святынях, то первым делом надо обратить взгляд на Иерусалим - колыбель христианства. Кроме того, на территории современного тоже есть христианские святыни, но известно это далеко не каждому верующему. Хотелось бы вспомнить о и (в нем находится часовня Неопалимой Купины). Об этих святых местах мы уже рассказывали в своих постах. Сегодня приглашает посетить святые места , познакомимся с православными святынями.

Православные святыни Греции

На территории нынешней Греции сохранилось великое множество древнейших христианских святынь, ведущих свою историю еще со времен апостолов Христа. Кроме того, в Греции есть храмы, построенные в период Византийской империи - колыбели христианства. Один из самых близких Апостолов Иисуса Христа - Павел - пришел в Грецию, чтобы проповедовать христианство и имел здесь одного из лучших своих учеников - Тита, который родился и вырос на острове .

Дельный совет от Помощника путешественника: собираясь по святым местам, обязательно оденьте строгие одежды, женщинам необходимо покрыть голову платком, в знак уважения к вере и верующим.

Начнем мы свой рассказ с острова Крит Греция, именно здесь сохранилось более семисот древних христианских монастырей и храмов. Самые посещаемые из них расположены в Ираклионе и его окрестностях:

Наиболее известные:

  • храм Святого Апостола Тита (Ираклион)
  • монастырь Палиани (Панагия Палиани, возле Ираклиона)
  • монастырь Агарафу (возле Худетси)
  • монастырь Кера Кардиотисса (возле плато Лассити)
  • монастырь Вронтисио (возле Заро)
  • монастырь Георгия Сгиу Озарения (Монофотси)
  • монастырь Паллианис (Венерато)
  • монастырь Богоматери Ювениотиссы (Худетси)

Храм Святого Апостола Тита в Ираклионе

В этом храме (Кафедральный собор Ираклионской архиепископии Критской православной церкви) сегодня хранятся останки лика Святого Тита - Апостола, который видел Иисуса Христа и был в ближайшем его окружении. Именно Святой Апостол Тит, уроженец Кипра, "имел неизреченное счастье увидеть Иисуса Христа, слышать Божественное учение из Его собственных уст...". Также по поручению Апостола Павла Тит следил за распространением христианства на острове и назначал пресвитеров Церкви.

Первый Храм, построенный в честь Апостола Тита в 961 году, был очень простым, много раз перестраивался и в середине пятнадцатого века был разрушен. В 1446 году было окончено строительство нового храма на месте старого, но в 1508 году он очень пострадал от землетрясения, а в 1544 году - от пожара. Однако после этих бедствий все реликвии храма и Святые мощи были тщательно сохранены. Речь идет прежде всего о лике Святого Тита, а также об иконе Богоматери "Панагия Месопандитиссас".

В 1557 г. храм отстроили заново, "с нуля". Он был великолепен! В 1669 году город Хандак, в котором разместился храм Святого Тита, пал под напором турок. Святые реликвии снова пришлось спасать. На этот раз их спрятали в Венеции. А храм был переоборудован под мечеть.

В 1856 году остров снова подвергся силе землетрясения и храм был основательно разрушен. Великий Визирь империи Али Паша поручил возвести новый (Гени Дзами), сохранив при этом и старое его название - храм Святого Тита. В 1922 г этот великолепный образец христианской святыни был возвращен Православной церкви, а в 1925 году - освящен митрополитом Крита.

Храм Святого Тита - это архитектурный памятник, в котором переплелись элементы османского искусства и умелое зодчество византийских мастеров архитектуры. Его стиль очень напоминает храмы Константинополя, украшенные декоративными венцами, вырезанными из камня.

В 1966 году Венеция вернула Святые мощи - останки лика Святого Тита. Но Святая икона Богоматери "Панагия Месапондитиссас" до сих пор Храму не возвращена, продолжает оставаться в Венеции ( , собор Делла Салюте).

Святого Тита церковь чествует 25 августа (по старому стилю), или 7 сентября - по новому. Прожил он 94 года и всегда отличался кротостью, любовью к ближним и милосердием.

Монастырь Панагия Палиани

Эта православная святыня - очень древний женский монастырь. Расположен он примерно в 25 км от Ираклиона.


Говорят, что первые записи о нем появились намного позже, чем он был построен. Впервые в летописях есть сведения о монастыре, датированные 632 годом нашей эры. Чем же он так известен среди христиан?

На месте, где построен монастырь, миру явилась икона Пресвятой Богородицы - Панагия Фанеромени. До строительства монастыря в этих местах был непроходимый лес. Однажды он загорелся. Люди, потушившие пожар, на месте обгоревших деревьев нашли чудотворную икону. Молясь лику Божьей Матери, со временем верующие стали замечать, что дерево, изображенное на иконе, начало прорастать, обретать корни. Время шло, дерево росло, икона же стала исчезать в его ветвях.

Сегодня рядом с монастырем Палиани, построенном на месте чуда Божьего, растет великолепное древнее дерево мирт, в ветвях которого лишь дети могут рассмотреть лик Пресвятой Богородицы. И ветви, и кора, и листья мирта считаются целебными. Копия иконы Панагия Фанеромени, написанная из оригинала в древние времена, на сегодняшний день храниться в монастыре и помогает паломникам всего мира.

Монастырь Панагия Палиани за все время своего существования несколько раз разрушался, но снова восстанавливался благодаря трудам верующих и молитвам к Пресвятой Богородице.

  • Iraklion 700 11, Греция
  • Eparchiaki Odos Veneratou - Kiparissou
  • тел.2810 335840-7

Православные святыни Монастырь Каливиани

На самом юге Крит, на побережье залива Мессара, в местечке под таким же названием, в 40 км от города Мирес находится древнейшая православная святыня - монастырь Каливиани.

Сегодня это женский монастырь, но во времена Византии здесь молились и имели свою обитель монахи-мужчины. На территории монастыря сохранился храм чудотворного образа Пресвятой Богородицы Живоносного Источника, датированный четырнадцатым веком нашей эры.

Икона Божьей Матери, носящая такое же имя, считается главной святыней монастыря. В соборном храме монастыря Кавилиани также хранится список чудотворной иконы Пресвятой Богородицы Корень Иессеев. В киоте с образом находится плат, пропитанный миром из иконы-подлинника, которая в настоящее время хранится на острове Андрос.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Йошта рецепты Ягоды йошты что можно приготовить на зиму
Каково значение кровеносной системы
Разделка говядины: что выбрать и как готовить?