Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

«Глаз Терминатора». Между виртуальностью и реальностью

То, что пятому «Терминатору» быть, стало известно давно. Всех поклонников почти 30-летней франшизы больше всего волновал вопрос, вернется ли в строй Т-800, он же экс-губернатор Калифорнии, он же Арнольд Шварценеггер. Судя по последним полунамекам, «железный Арни» все-таки отошел от скандального развода и примет участие в возрождении вот уже десять лет чахнущей серии о борьбе человечества и роботов.

Мы решили вспомнить о первых двух, без преувеличения легендарных, фильмах с участием Арни в роли безжалостного киборга-убийцы. Как снимались сложные сцены в «Терминаторе» и «Судном дне», на что была способна компьютерная графика 30-20-летней давности и почему мы раз за разом ходили в видеосалоны и кинотеатры на одни из самых запоминающихся лент прошлого столетия - в серии наших статей. Сегодня вспомним об одном из самых культовых фильмов 1980-х.

Самый первый «Терминатор» - замечательный пример того, как можно сделать хороший фантастический фильм за небольшие по голливудским меркам деньги. Представьте, что на один из самых зрелищных боевиков того времени было потрачено всего $6,4 млн. С учетом инфляции сегодня это были бы «жалкие» $14 млн, за которые ни один маститый режиссер не возьмется снимать столь масштабный проект. Впоследствии Джеймс Кэмерон шутил, что фильм был снят за стоимость домика на колесах, в котором жил Арнольд Шварценеггер во время работ над «Терминатором 2».

Зато почти 30 лет назад можно было вполне обойтись без дорогостоящей компьютерной графики. На выручку съемочной группе Джеймса Кэмерона пришли проверенные временем приемы, а также некоторые новые ухищрения.

Экономить пришлось с самого начала, то есть еще на этапе воплощения идеи в сценарий. Первоначально планировалось, что человекоподобный робот в лице Терминатора будет создан из «жидкого металла» и сможет принимать образ любых людей. Знакомо, правда? Именно из-за отсутствия необходимых компьютерных технологий от идеи пришлось отказаться, зато она плавно перетекла в вышедший на экраны спустя семь лет «Терминатор 2».

Из-за скромного бюджета в мусорную корзину отправилась бóльшая часть сценария, где описывались события в будущем. Говорят, что в первых версиях сценария киношное альтер-эго Арнольда Шварценеггера должно было есть, чтобы поддерживать в нормальном виде свою человеческую «оболочку». К сожалению или к счастью, но в финальной версии фильма Терминатор не хлебает щи и не лопает пельмени. Впрочем, вряд ли отказ от этой идеи как-то связан с невысоким бюджетом.

Первоначальные наброски образа Терминатора

Емкое название первой части франшизы, впоследствии ставшей одной из самых узнаваемых, удивительно точно всего лишь одним словом передает настроение и смысл фильма. «Терминатор» - это в некотором роде театр одного актера, моноспектакль зловещего киборга-убийцы. Неудивительно, что львиная доля бюджета ленты пошла на воплощение страхов пессимистически настроенных футуристов.

Джеймсу Кэмерону повезло с актерским составом. Мощный, угрожающего вида, с небогатой мимикой Арнольд Шварценеггер как нельзя лучше подошел на роль «очеловеченного» Терминатора. Но как быть с образом робота без органической «одежки», с металлическим скелетом и недобрым светом красных глаз-сенсоров? Помогла технология покадровой кукольной анимации, изобретенная едва ли не на заре становления «фабрики грез».

Гримироваться приходилось по несколько часов

Манекены тоже тщательно готовились к съемкам

В большинстве сцен со скелетоподобным Терминатором участвует кукла высотой не более 50 см. Техника съемки аналогична кукольным мультфильмам: любое изменение движения ноги, руки, черепа и т. д. фиксируется покадрово, после чего все кадры склеиваются и получается недурственное для 1980-х годов видео с бодро шагающим роботом. Всего таких эпизодов было менее десятка, один из самых типичных - отрывок в самом конце фильма с выбирающимся из-под объятого пламенем грузовика роботом.

Такая кукла годилась только для общих планов. Для сцен, в которых зритель видит лишь торс, голову, руки или ноги Т-800, съемочная команда придумала сделать еще несколько кукол, только уже в натуральную величину.

Был, например, манекен Терминатора в полный рост. Однако он почти не использовался в таком виде, потому что мог лишь двигать руками и головой, но ходить его никто не мог заставить. В фильме не зря так много крупных планов отдельных частей киборга: снять в движении одну верхнюю часть туловища, руку или ногу намного проще, чем заставить реалистично двигаться всю двухметровую махину.

Взять ту же сцену с взорвавшимся грузовиком. Сначала нам показывают в полный рост мини-куклу, анимированную покадрово. Затем внимание зрителя поочередно акцентируется то на «лице», то на торсе, то на ногах робота. Проще всего было снимать ноги: знай себе переставляй железяки и фиксируй все на камеру. А вот с туловищем пришлось повозиться. Торс приходилось таскать то на специальной тележке, то на плечах «кукловода». При этом еще несколько человек должны были синхронно управлять руками, спиной и черепом охотника за Сарой Коннор. Сценка продолжительностью пару секунд буквально промелькнула на экране, а на ее съемку потребовались десятки дублей.

Кадр из фильма: на заднем плане Сара Коннор вбегает в здание завода, на первом плане - примостившийся на плечах «кукловода» торс Терминатора

Верхнюю «рабочую» половину туловища Терминатора можно было увидеть целиком и без обмана в финальном эпизоде, в котором киборг преследует свою жертву под прессом (техники просто тащили туловище робота под полом). Незадолго до этого, если помните, его взорвали динамитной шашкой: красиво разлетевшиеся части на самом деле были сделаны из пластмассы, потому что металл при взрыве относительно небольшой мощности повел бы себя не столь эффектно и к тому же мог ранить людей.

Терминатор ползет навстречу своей погибели

Визитной карточкой ленты стало лицо «железного Арни» с красным робо-глазом. Без манекенов не обошлось и здесь. В середине фильма есть отвратительная в своей натуралистичности сцена с вырезанием Терминатором поврежденного органического глаза. Лицо куклы было сделано из силикона, а для придания «живости» смочено водой. «Фейс» самого Шварценеггера, который периодически в этом же эпизоде появляется вместо искусственной головы, тоже обрызгали водой, нанеся грим неестественно синего цвета. Говорят, во время предварительного просмотра материала актер сам не мог разобраться, где на экране он, а где - его силиконовый дублер. Возможно, это и правда, но, честно говоря, сегодня разница между настоящим лицом актера и куклой в фильме заметна невооруженным глазом.

Кукольный Арни

Настоящий Арни

Взгляд из закулисья

Еще одну искусственную голову показывают в последней четверти ленты, вскоре после того, как Терминатор падает с мотоцикла и его сбивает грузовик. Потрепанный робот после этого щеголяет оголенным металлом на левой половине лица и свисающими ошметками кожи. В некоторых сценах крупным планом нам показывают соответствующего вида манекен, а в некоторых - лицо Шварценеггера в гриме. Последний вариант выглядит реалистичнее, но лишь до тех пор, пока актер не начинает говорить: тогда заметно, что «металл» двигается как кожа. По словам Арни, однажды в перерыве между съемками он в гриме с оголенной челюстью и красным глазом зашел пообедать в один из ресторанов. Какой эффект на присутствующих произвел его образ, актер почему-то не стал рассказывать.

Вместо манекена в кадре чаще мелькал очень удачный грим

Последний план фильма, в котором мы видим Терминатора, - раздавленный под прессом череп робота, медленно затухающий красный глаз и дымка. Для достоверной съемки эпизода потребовались бы тысячи долларов. Съемочная группа обошлась выкрашенным под металл пенопластом (он же «пресс»), фольгой (раздавленный череп), обычной красной лампочкой и сигаретным дымом, который и вовсе попал в кадр случайно.

Остались от Терминатора фольга, лампочка и сигаретный дым

Мы уже не раз вспоминали один из самых эффектных эпизодов «Терминатора» - погоню на грузовике и его взрыв. С погоней все честно: машина едет на высокой скорости, разбивает попавшиеся под колеса и капот автомобили и т. д. Что касается взрыва, то снова пришлось прибегать к в буквальном смысле маленьким хитростям. Взрывать на улицах Лос-Анджелеса настоящий грузовик администрация города не разрешила - рядом с местом действий находился склад с боеприпасами. Тогда в дело пошла уменьшенная радиоуправляемая копия бензовоза. Первая пластмассовая модель взорвалась не слишком удачно, так что пришлось срочно делать вторую. Эффекта реальности происходящего удалось добиться с помощью ускоренной съемки.

Самый крутой спецэффект: рирпроекция и взрыв игрушечного бензовоза в одном флаконе

Сыгравшая Сару Коннор актриса Линда Хэмилтон ни от какой машины не убегала. Она просто бежала на фоне огромного экрана, на который проецировался видеоряд с движущимся бензовозом.

Игрушечные декорации были вовсю задействованы во время съемок постапокалиптического будущего. Все, что мы при этом видим на экране, сделано из пластика, картона и фольги. Кажущиеся огромными роботизированные танки на самом деле по габаритам схожи с детской коляской. Летящая под гусеницу граната - 4-сантиметровый кусочек пластмассы. Было непросто попасть им в нужное место, так что пришлось делать 26 дублей, прежде чем все получилось так, как задумал Джеймс Кэмерон. С помощью обычной кинокамеры надо было снять миниатюрные объекты так, чтобы у зрителей возникало ощущение масштабности. Опять-таки эффект реальности достигался благодаря ускоренной съемке и последующему замедлению.

Сергей Долгов, старший преподаватель Высшей школы экономики.

Многие наверняка помнят блокбастер «Терминатор» про могучего металлического человека из будущего с отменным зрением. Сегодня этот фильм, который не сходил с экранов кинотеатров в начале девяностых, можно с лёгкостью отнести к категории «научно-популярное кино». Практически все его тогда фантастические идеи уже стали реальностью: и искусственный интеллект и человекоподобные роботы - разве что только жидкометаллического убийцу ещё не придумали и не произвели (и слава богу!). Впрочем, наибольший интерес в контексте данной статьи представляет именно «глаз терминатора» - система, позволяющая выводить на экран дополнительную информацию об объектах, попадающих в поле зрения.

Дополненная реальность на экране планшетника или смартфона сгенерирует адреса друзей и знакомых, даст информацию о наличии мест в любимом ресторанчике.

Представьте: вы бросили взгляд на ближайший ресторан, и у вас на сетчатке глаза отобразились меню на сегодня и улыбающийся шеф-повар, который приветственно машет вам рукой. Скажете, фантастика? Нет, будущее, которое уже случилось!

Название у этого будущего Auqmented Reality (дополненная реальность), или сокращённо AR, - технология наложения на видимые образы связанной с ними визуальной информации

Одним из основателей данной технологии можно считать Айвэна Сазерленда, американского специалиста по компьютерной графике. В 1967 году он разработал прототип на основе стерео-очков «Sword of Damocles» для показа трёхмерной графики. Впервые система была использована в проекте, выполненном в 1968 году для Bell Helicopter Company, в котором стереоочки работали в паре с инфракрасной камерой, находящейся под днищем вертолёта. Камера управлялась движением головы пилота.

В начале 1990-х исследователь фирмы Boeing Том Коделл использовал наголовные стереодисплеи при обслуживании самолётов, накладывая интерактивную графику на изображения реального мира. Позже на их основе было создано устройство для вывода данных о целях сначала на стекло фонаря самолёта, а позже - прямо на стекло шлема пилота.

С тех пор в современных военных самолётах и вертолётах часто используется нашлемная индикация, которая позволяет пилоту получать наиболее важную информацию, не глядя на основную приборную панель. Благодаря этому можно сэкономить драгоценные секунды, например во время манёвренного воздушного боя. Подобные системы указывают цель, улавливая движение головы или реагируя на движение глазных яблок. Пилот в таком шлеме может не только визуально распознать цель и отличить её от десятков других движущихся объектов, но и получить сведения о её скорости, положении относительно других целей, проследить траекторию её предполагаемого движения и т.д.

Как работает дополненная реальность? Считывающее устройство (в качестве которого может выступать и обычный телефон с камерой) снимает окружающую действительность, фиксирует изображение и обрабатывает его при помощи алгоритмов распознавания образов, которые дополняют реальное изображение виртуальным. Как правило, для этих целей используют высококонтрастные картинки, распознаваемые камерами самых примитивных мобильных телефонов даже с очень низким разрешением и при весьма слабом освещении. Внутри специальной программы, установленной на мобильное устройство, заложена информация о том, какой именно виртуальный образ ассоциирован с изображением в объективе камеры.

Частный случай такого маркера - QR-код (Quick Response Code), аналог штрихкода, в который можно записать до 7089 символов. Установив специальное приложение для мобильных устройств, вы можете моментально занести в свой телефон текстовую информацию, записанную в QR-коде, добавить контакты в адресную книгу, перейти по web-ссылкам, отправить SMS-сообщения и т. д.

Современные разработки дополненной реальности позволяют распознавать не только чёткие линии, но и форму лица, руки, пропорции туловища - практически любые очертания предметов. В интернете и на реальных торговых площадках уже работают несколько сотен виртуальных примерочных, где вы видите себя на экране киоска, как в отражении зеркала, только в новой одежде. Вы можете «перемерить» хоть всю коллекцию магазина, управляя программой простыми жестовыми командами (взмахами рук и нажатием невидимых кнопок в воздухе), что даёт возможность подобрать размер и цвет, не переодеваясь.

Сегодня законодателями технологической моды в сфере AR являются производители компьютерных развлечений, владельцы мобильных платформ, маркетологи и рекламщики, крупные розничные сети и интернет-магазины. Существуют сотни компьютерных игр, производящих обработку видеосигнала с камеры и накладывающих на изображение окружающего мира дополнительные элементы.

Впрочем, не только для забав подходит эта технология. В музеях, библиотеках, развивающих центрах, в научных и медицинских лабораториях дополненная реальность становится наглядным пособием (например, в клиниках, где во время операции нужно «видеть» скрытые от глаз хирурга жизненно важные органы). Неудивительно, что в разработки в этой области вкладываются немалые средства, ведь там, где используется интерактивность, материал усваивается лучше. Такая реальность нравится не только детям, но и взрослым. Вбейте в поисковой строке Youtube слова museum и augmented reality, и вы погрузитесь в удивительный мир дополненной реальности лучших музеев мира.

AugmentedReality - это целая индустрия с гигантскими инвестициями, внушительным перечнем профессий и специальностей, головокружительным списком внедрений и с очень близким будущим, в котором мы все скоро ощутим себя героями фантастического фильма.

Сегодня AR доступна любому владельцу «продвинутого» мобильного телефона, оснащённого геолокационными технологиями. Например, просто наведя камеру телефона, в который загружено специальное приложение, на участок неба, можно увидеть расположение звёзд в данном месте в данное время. Естественно, это AR-приложение работает и днём, и в пасмурную погоду.

Ещё с помощью телефона, оснащённого камерой, GPS, компасом и гироскопом, можно «осмотреть» улицу и увидеть наложенные на здания метки кафе (с отзывами), кинотеатры с расписанием фильмов или иную информацию. Некоторые браузеры позволяют загружать трёхмерную карту метро или получать визуальную информацию о друзьях по социальным сетям, которые сейчас находятся неподалёку, а также обнаруживать «следы» тех, кто посылал из данной точки пространства сообщения в Twitter.

Для туристов доступны AR-экскурсии по древним городам, где компьютерные образы накладываются на реальное окружение. Например, авторы проекта Lifeplus предлагают надевать на себя нечто вроде шлема виртуальной реальности с камерой и компьютером за плечами. Изображение, снятое камерой, будет обработано специальным программным обеспечением, так что реальное окружение окажется дополненным компьютерной графикой. На экскурсии в Помпеи турист увидит не только выкопанные из вулканического пепла дома, таверны и усадьбы, но и жителей древнего города, занятых повседневными заботами (естественно, это будут образы, сгенерированные компьютером).

Посмотреть, как работает виртуальная реальность, можно и в Москве, заказав «дополненную» экскурсию по Дарвиновскому музею.

Практически каждая крупная компания - от BMW до Nestle - отметилась в деле создания различных AR-приложений. Российские компании, работающие на рынке AR (такие как 2Nova, ArDoor, RedMadRobot, Wi2Geo, HotSpot, AiLove, Vane), уже несколько лет подряд создают интерактивные киоски и промосайты для рекламы, выпускают настольные «дополненные» игры, используют маркеры для дистанционного управления виртуальными объектами, активно разрабатывают системы распознавания не только штрихкодов, но и реальных объектов, например человеческих лиц.

Стоит отметить, что между дополненной и виртуальной реальностями есть большое различие: первая накладывает отдельные информационные элементы на картинку реального мира, а вторая создаёт на его основе новый искусственный мир. Так вот, похоже, виртуальная реальность исчерпала себя. Вместо неё нас ожидает реальность изменённая, где компьютерный мир внедряется в подлинный незаметно, как бы понарошку. Реальный мир при этом начинает приобретать новые смыслы и связи.

Полезные сервисы на основе AR

● Браузер Layar позволяет с помощью смартфонов на базе платформы Android получать в реальном времени доступ к информации об окружающем мире. Дополненная реальность в этом приложении разбита на слои: от станций метро и достопримечательностей до панорамных фотографий объектов.

● Российская социальная сеть AlterGeo даёт возможность сквозь камеру мобильного устройства увидеть всплывающие информационные сообщения (например, в 543 метрах от вас справа находится булочная, в 810 метрах - автозаправка, а через 1024 метра - ваш друг, зарегистрированный в сети).

● На сайте t-immersion.com можно подробно ознакомиться с тем, как работает дополненная реальность в самых различных сферах (промышленном производстве, образовании, маркетинге), и даже попробовать создать её самому, скачав пакет разработчика.

● Создатели сервиса Semapedia взяли за основу on-line энциклопедию Wikipedia: с помощью мобильного телефона можно «прочитать» специальные метки и получить доступ к соответствующей статье в Wikipedia.

То, что пятому «Терминатору» быть, стало известно давно. Всех поклонников почти 30-летней франшизы больше всего волновал вопрос, вернется ли в строй Т-800, он же экс-губернатор Калифорнии, он же Арнольд Шварценеггер. Судя по последним полунамекам, «железный Арни» все-таки отошел от скандального развода и примет участие в возрождении вот уже десять лет чахнущей серии о борьбе человечества и роботов.
Мы решили вспомнить о первых двух, без преувеличения легендарных, фильмах с участием Арни в роли безжалостного киборга-убийцы. Как снимались сложные сцены в «Терминаторе» и «Судном дне», на что была способна компьютерная графика 30-20-летней давности и почему мы раз за разом ходили в видеосалоны и кинотеатры на одни из самых запоминающихся лент прошлого столетия - в серии наших статей. Сегодня вспомним об одном из самых культовых фильмов 1980-х.

Самый первый «Терминатор» - замечательный пример того, как можно сделать хороший фантастический фильм за небольшие по голливудским меркам деньги. Представьте, что на один из самых зрелищных боевиков того времени было потрачено всего $6,4 млн. С учетом инфляции сегодня это были бы «жалкие» $14 млн, за которые ни один маститый режиссер не возьмется снимать столь масштабный проект. Впоследствии Джеймс Кэмерон шутил, что фильм был снят за стоимость домика на колесах, в котором жил Арнольд Шварценеггер во время работ над «Терминатором 2».
Зато почти 30 лет назад можно было вполне обойтись без дорогостоящей компьютерной графики. На выручку съемочной группе Джеймса Кэмерона пришли проверенные временем приемы, а также некоторые новые ухищрения.
Экономить пришлось с самого начала, то есть еще на этапе воплощения идеи в сценарий. Первоначально планировалось, что человекоподобный робот в лице Терминатора будет создан из «жидкого металла» и сможет принимать образ любых людей. Знакомо, правда? Именно из-за отсутствия необходимых компьютерных технологий от идеи пришлось отказаться, зато она плавно перетекла в вышедший на экраны спустя семь лет «Терминатор 2».
Из-за скромного бюджета в мусорную корзину отправилась бóльшая часть сценария, где описывались события в будущем. Говорят, что в первых версиях сценария киношное альтер-эго Арнольда Шварценеггера должно было есть, чтобы поддерживать в нормальном виде свою человеческую «оболочку». К сожалению или к счастью, но в финальной версии фильма Терминатор не хлебает щи и не лопает пельмени. Впрочем, вряд ли отказ от этой идеи как-то связан с невысоким бюджетом.

Первоначальные наброски образа Терминатора

Емкое название первой части франшизы, впоследствии ставшей одной из самых узнаваемых, удивительно точно всего лишь одним словом передает настроение и смысл фильма. «Терминатор» - это в некотором роде театр одного актера, моноспектакль зловещего киборга-убийцы. Неудивительно, что львиная доля бюджета ленты пошла на воплощение страхов пессимистически настроенных футуристов.
Джеймсу Кэмерону повезло с актерским составом. Мощный, угрожающего вида, с небогатой мимикой Арнольд Шварценеггер как нельзя лучше подошел на роль «очеловеченного» Терминатора. Но как быть с образом робота без органической «одежки», с металлическим скелетом и недобрым светом красных глаз-сенсоров? Помогла технология покадровой кукольной анимации, изобретенная едва ли не на заре становления «фабрики грез».
Гримироваться приходилось по несколько часов

В большинстве сцен со скелетоподобным Терминатором участвует кукла высотой не более 50 см. Техника съемки аналогична кукольным мультфильмам: любое изменение движения ноги, руки, черепа и т. д. фиксируется покадрово, после чего все кадры склеиваются и получается недурственное для 1980-х годов видео с бодро шагающим роботом. Всего таких эпизодов было менее десятка, один из самых типичных - отрывок в самом конце фильма с выбирающимся из-под объятого пламенем грузовика роботом.
Манекены тоже тщательно готовились к съемкам

Такая кукла годилась только для общих планов. Для сцен, в которых зритель видит лишь торс, голову, руки или ноги Т-800, съемочная команда придумала сделать еще несколько кукол, только уже в натуральную величину.
Был, например, манекен Терминатора в полный рост. Однако он почти не использовался в таком виде, потому что мог лишь двигать руками и головой, но ходить его никто не мог заставить. В фильме не зря так много крупных планов отдельных частей киборга: снять в движении одну верхнюю часть туловища, руку или ногу намного проще, чем заставить реалистично двигаться всю двухметровую махину.

Взять ту же сцену с взорвавшимся грузовиком. Сначала нам показывают в полный рост мини-куклу, анимированную покадрово. Затем внимание зрителя поочередно акцентируется то на «лице», то на торсе, то на ногах робота. Проще всего было снимать ноги: знай себе переставляй железяки и фиксируй все на камеру. А вот с туловищем пришлось повозиться. Торс приходилось таскать то на специальной тележке, то на плечах «кукловода». При этом еще несколько человек должны были синхронно управлять руками, спиной и черепом охотника за Сарой Коннор. Сценка продолжительностью пару секунд буквально промелькнула на экране, а на ее съемку потребовались десятки дублей.

Верхнюю «рабочую» половину туловища Терминатора можно было увидеть целиком и без обмана в финальном эпизоде, в котором киборг преследует свою жертву под прессом (техники просто тащили туловище робота под полом). Незадолго до этого, если помните, его взорвали динамитной шашкой: красиво разлетевшиеся части на самом деле были сделаны из пластмассы, потому что металл при взрыве относительно небольшой мощности повел бы себя не столь эффектно и к тому же мог ранить людей.
Кадр из фильма: на заднем плане Сара Коннор вбегает в здание завода, на первом плане - примостившийся на плечах «кукловода» торс Терминатора

Визитной карточкой ленты стало лицо «железного Арни» с красным робо-глазом. Без манекенов не обошлось и здесь. В середине фильма есть отвратительная в своей натуралистичности сцена с вырезанием Терминатором поврежденного органического глаза. Лицо куклы было сделано из силикона, а для придания «живости» смочено водой. «Фейс» самого Шварценеггера, который периодически в этом же эпизоде появляется вместо искусственной головы, тоже обрызгали водой, нанеся грим неестественно синего цвета. Говорят, во время предварительного просмотра материала актер сам не мог разобраться, где на экране он, а где - его силиконовый дублер. Возможно, это и правда, но, честно говоря, сегодня разница между настоящим лицом актера и куклой в фильме заметна невооруженным глазом.
Терминатор ползет навстречу своей погибели

Кукольный Арни

Настоящий Арни

Взгляд из закулисья

Еще одну искусственную голову показывают в последней четверти ленты, вскоре после того, как Терминатор падает с мотоцикла и его сбивает грузовик. Потрепанный робот после этого щеголяет оголенным металлом на левой половине лица и свисающими ошметками кожи. В некоторых сценах крупным планом нам показывают соответствующего вида манекен, а в некоторых - лицо Шварценеггера в гриме. Последний вариант выглядит реалистичнее, но лишь до тех пор, пока актер не начинает говорить: тогда заметно, что «металл» двигается как кожа. По словам Арни, однажды в перерыве между съемками он в гриме с оголенной челюстью и красным глазом зашел пообедать в один из ресторанов. Какой эффект на присутствующих произвел его образ, актер почему-то не стал рассказывать.
Этот манекен показали всего пару раз

Вместо манекена в кадре чаще мелькал очень удачный грим

Последний план фильма, в котором мы видим Терминатора, - раздавленный под прессом череп робота, медленно затухающий красный глаз и дымка. Для достоверной съемки эпизода потребовались бы тысячи долларов. Съемочная группа обошлась выкрашенным под металл пенопластом (он же «пресс»), фольгой (раздавленный череп), обычной красной лампочкой и сигаретным дымом, который и вовсе попал в кадр случайно.
Остались от Терминатора фольга, лампочка и сигаретный дым

Мы уже не раз вспоминали один из самых эффектных эпизодов «Терминатора» - погоню на грузовике и его взрыв. С погоней все честно: машина едет на высокой скорости, разбивает попавшиеся под колеса и капот автомобили и т. д. Что касается взрыва, то снова пришлось прибегать к в буквальном смысле маленьким хитростям. Взрывать на улицах Лос-Анджелеса настоящий грузовик администрация города не разрешила - рядом с местом действий находился склад с боеприпасами. Тогда в дело пошла уменьшенная радиоуправляемая копия бензовоза. Первая пластмассовая модель взорвалась не слишком удачно, так что пришлось срочно делать вторую. Эффекта реальности происходящего удалось добиться с помощью ускоренной съемки.

Самый крутой спецэффект: рирпроекция и взрыв игрушечного бензовоза в одном флаконе

Сыгравшая Сару Коннор актриса Линда Хэмилтон ни от какой машины не убегала. Она просто бежала на фоне огромного экрана, на который проецировался видеоряд с движущимся бензовозом.
Игрушечные декорации были вовсю задействованы во время съемок постапокалиптического будущего. Все, что мы при этом видим на экране, сделано из пластика, картона и фольги. Кажущиеся огромными роботизированные танки на самом деле по габаритам схожи с детской коляской. Летящая под гусеницу граната - 4-сантиметровый кусочек пластмассы. Было непросто попасть им в нужное место, так что пришлось делать 26 дублей, прежде чем все получилось так, как задумал Джеймс Кэмерон. С помощью обычной кинокамеры надо было снять миниатюрные объекты так, чтобы у зрителей возникало ощущение масштабности. Опять-таки эффект реальности достигался благодаря ускоренной съемке и последующему замедлению.

Усеявшие истерзанную землю черепа были размером с грецкий орех, картонные городские руины занимали площадь всего в несколько квадратных метров, а фон съемочная группа скрыла с помощью тумана. Реальная глубина дистанции в таких сценах составляла всего 5-6 метров, а дым создавал иллюзию обширных пространств. В основном использовался искусственный дым, хотя иногда пускали натуральный угольный. За красочные взрывы стоит благодарить лампочки подсветки, окрашивавшие белую вспышку взрывающегося пиропатрона в оранжевый цвет, и арахисовую пыль, которая обеспечила эффект оседающей земной пыли.
Так было на съемках

А так - в фильме

На проработку летательных аппаратов не было ни времени, ни средств. Поэтому специалисты сделали довольно грубую модель, подвесив ее на тросах в павильоне. Чтобы полет устройства выглядел плавно и естественно, пришлось построить целую систему из тросов, без которой неправдоподобность «самолета» выдавали покачивающиеся движения. Кадры с одновременным присутствием людей и боевой техники - результат рирпроекции, как в случае с убегающей от грузовика Сарой Коннор.
В реальности летающая штуковина выглядела весьма неказисто

В фильме она смотрится угрожающе реалистично

Тотальная экономия коснулась всего, не только пиротехнических эффектов. Вместо того чтобы купить или даже взять в аренду дорогостоящую операторскую тележку, оператор «Терминатора» был вынужден искать менее затратные способы для съемок некоторых сцен. Так, он вместе с ручной камерой забирался в инвалидную коляску, которую с большой скоростью толкали помощники.
Первый «Терминатор» был сделан едва ли не на коленке и сначала позиционировался как фильм категории «В», нацеленный на подростков. Однако в итоге на экраны вышел настоящий культурный феномен, один из «киностолпов» второй половины XX века, почитаемый во всех частях света.
Переживающие развал СССР зрители толпами ходили в полуподпольные видеосалоны, раз за разом пересматривая мрачное будущее, показанное в «Терминаторе». Многие наверняка помнят неподражаемый дубляж «с прищепкой на носу». В «авторской» перестроечной версии перевода ленту почему-то называли «Киборг-убийца», что, однако, не мешало щекотать нервы в подвальных прокуренных клубах с запыленным телевизором.
А потом, в самом начале 1990-х, вышел «Терминатор 2: Судный день». Одно из немногих исключений, когда продолжение получилось не хуже оригинала. То было пиршество новейших компьютерных достижений с огромным по сравнению с первой частью бюджетом. Об особенностях создания спецэффектов во второй части «Терминатора» расскажем в следующий раз.

С детства любопытно мне было, что ж там за странные буковки мелькают на экране, когда зритель видит мир глазами терминатора.

Все как-то недосуг было проверить. Вот, наконец вспомнил. Весьма любопытно, доложу я вам.

Первое что меня подивило, так это то, что оказывается в разных частях терминаторы видят по разному (имеются в виду вторая и первая, третью не тестировал, ибо она безблагодатна и кагбе вообще не считается). Казалось бы, чего огород-то городить? Машины те же самые, устроены должны быть одинаково. Ан нет, создатели все таки внесли ряд существенных изменений.

Да, цветовая гамма осталась по прежнему из дедушкиной комнаты для проявки фотографий, но вот содержимое текстов, оторбажаемых на экране, разительно переменилось.

В первой части упор делается на создание у зрителя ощущения соприкосновения с непостижимым машинным разумом. Понять, чего ж там такое написано решительно невозможно, не обладая сколь-нибудь продвинутыми познаниями в области computer science. Обладая же ими можно не без радости в сердце отметить, что робот из 2029-го года, плутонием его не корми, любит почитать на досуге (да и в рабочее время тоже) листинги ассемблерного кода для процессора MOS Technology 6510/8500, известного главным образом благодаря сверхпопулярному в 80-е персональному компьютеру Commodore-64. Убедиться в этом можно ознакомившись со списком инструкций данного процессора и сравнив его с тем, что же видит терминатор:


Или вот:

Понять, чего же сей код должен делать, я лично не могу, ибо мои познания ограничиваются только не сказать чтоб очень продолжительным знакомством с ассемблером для процессоров серии x86. Но, вот знающие люди говорят, что это, мол, не что иное, как код Apple DOS 3.3. Чему нельзя не удивляться. Как тут не вспомнить робота Бендера, который разглядывая блок-схемы, приговаривал "Плохая, плохая девочка...". По всей видимости лицезрение обнаженного кода древней операционной системы приводило терминатора в трепет и томленье, заставляя его железное сердце биться чаще.

Здесь, кстати, можно проследить еще аналогии с отцом Джона Коннора. Он ведь все время в будущем еще любовался фоткой Сары, пока её (фотку) не сжег злой робот-убийцо. Возможно, на самом деле Терминатор также любовался кодом Apple Dos 3.3, пока на его глазах гнусный повстанец не разбил нафиг прикладом последнюю функционировавшую еще модель ЭВМ, на которой она шла. И он воспылал гневом и вернулся в прошлое, дабы отомстить человекам и спасти милую его сердцу операционную систему. А мать Джона Коннора хотел убить просто ради лулзов.

Во второй части терминатор был сурово перепрограммирован Джоном Коннором, который выбил из его мозгов всю это робоэротическую дурь. По всей видимости, можно считать, что он его в некотором смысле кастрировал. Больше никаких волнующих листингов! Только понятные человекам интерфейсы и компас.

Вот тут уже все более-менее понятно. Ясно, что мол, нужна роботу машина, критерии вон есть. Правда, единицы измерения вызывают недоумение. Ну да ладно, это ж робот, чего ему. И никаких там тебе робоглупостей. Кстати, шрифт Коннор тоже поменял. И цветовую гамму слегка подкрутил. Прямо самизнаетекто. "Роботы, ваши шрифты - говно, так верстают только мудаки!"


А вот терминатор присматривает себе обновку. Прошу отметить, что прицениваясь, он может подкрутить степень экстраполяции, шаг сетки и даже точность z-буффера. Красота какая. Право не ожидал, что эти пробегающие за долю секунды надписи могут оказаться столь осмысленными. Жаль не видно, как он меняет параметры, подбирая себе одежку.

Еще на этой картинке любознательный читатель может отметить поле checksum. Надо сказать, это весьма распространенный феномен, встречается на значительной части скринов. Видимо, стремление все время проверять контрольную сумму не пойми чего, это любимое занятие терминаторов. Причем, страсть эта успешно перекочевала еще из первой части. Там терминатор тоже с маниакальным упорством запускал checksum:

KEY PERFECT 4.0 в правой части экрана не что иное, как Apple II checksum programm . И спамит он этим Key Perfect 4.0 неимоверно.

Еще из смешного:


Отчего-то терминаторы хранят количество потерь в переменной типа real, а не int, как можно было бы ожидать. Типа, раненых он считает за половину или, допустим, треть убитого? А если по мелочи подранил 10 человеков, то это как бы один убитый считается?

Один из самых пожалуй известных моментов:


Терминатор размышляет над вариантами ответа. Интересно, а терминаторы при случае могут говорить шекспировским слогом? Чай для робота браниться не сложнее, чем Гамлета цитировать. Мог бы говорить порой чо-нибудь типа: "Бедный Джон Коннор, я знал его, Т1000, это был человек бесконечного остроумия, неистощимый на выдумки..."

Погибель терминаторова:


Последнее, что видит храбрый робот перед тем как превратиться в расплавленную сталь. Видно плохо, но кой чего разглядеть можно:

IMMINENT SHUTDOWN - смерть неминучая

SYSTEM FAILURE
MODE LEVELS (хрен разберешь) - Со здоровьем совсем худо.

TEMPERATURE OVERLOAD - Жар, лихорадка

NEURAL NET MISFIRE
AT NODE ///// - Несварение мозгов

Все, больше ничего не разобрал.

Жаль как робота. Каждый раз чуть не плачу, когда вижу как он тонет.
Чапаев да и только:(

С детства любопытно мне было, что ж там за странные буковки мелькают на экране, когда зритель видит мир глазами терминатора. Машины те же самые, устроены должны быть одинаково. Ан нет, создатели все таки внесли ряд существенных изменений. Да, цветовая гамма осталась по прежнему из дедушкиной комнаты для проявки фотографий, но вот содержимое текстов, оторбажаемых на экране, разительно переменилось. В первой части упор делается на создание у зрителя ощущения соприкосновения с непостижимым машинным разумом. Понять, чего ж там такое написано решительно невозможно, не обладая сколь-нибудь продвинутыми познаниями в области computer science. Обладая же ими можно не без радости в сердце отметить, что робот из 2029-го года, плутонием его не корми, любит почитать на досуге (да и в рабочее время тоже) листинги ассемблерного кода для процессора MOS Technology 6510/8500, известного главным образом благодаря сверхпопулярному в 80-е персональному компьютеру Commodore-64. Убедиться в этом можно ознакомившись со списком инструкций данного процессора и сравнив его с тем, что же видит терминатор:

Понять, чего же сей код должен делать, я лично не могу, ибо мои познания ограничиваются только не сказать чтоб очень продолжительным знакомством с ассемблером для процессоров серии x86. Но, вот знающие люди говорят, что это, мол, не что иное, как код Apple DOS 3.3. Чему нельзя не удивляться. Как тут не вспомнить робота Бендера, который разглядывая блок-схемы, приговаривал "Плохая, плохая девочка...". По всей видимости лицезрение обнаженного кода древней операционной системы приводило терминатора в трепет и томленье, заставляя его железное сердце биться чаще.

Здесь, кстати, можно проследить еще аналогии с отцом Джона Коннора. Он ведь все время в будущем еще любовался фоткой Сары, пока её (фотку) не сжег злой робот-убийцо. Возможно, на самом деле Терминатор также любовался кодом Apple Dos 3.3, пока на его глазах гнусный повстанец не разбил нафиг прикладом последнюю функционировавшую еще модель ЭВМ, на которой она шла. И он воспылал гневом и вернулся в прошлое, дабы отомстить человекам и спасти милую его сердцу операционную систему. А мать Джона Коннора хотел убить просто ради лулзов.

Во второй части терминатор был сурово перепрограммирован Джоном Коннором, который выбил из его мозгов всю это робоэротическую дурь. По всей видимости, можно считать, что он его в некотором смысле кастрировал. Больше никаких волнующих листингов! Только понятные человекам интерфейсы и компас.

Вот тут уже все более-менее понятно. Ясно, что мол, нужна роботу машина, критерии вон есть. Правда, единицы измерения вызывают недоумение. Ну да ладно, это ж робот, чего ему. И никаких там тебе робоглупостей. Кстати, шрифт Коннор тоже поменял. И цветовую гамму слегка подкрутил. Прямо сами знаете кто. "Роботы, ваши шрифты - говно, так верстают только мудаки!"

А вот терминатор присматривает себе обновку. Прошу отметить, что прицениваясь, он может подкрутить степень экстраполяции, шаг сетки и даже точность z-буффера. Красота какая. Право не ожидал, что эти пробегающие за долю секунды надписи могут оказаться столь осмысленными. Жаль не видно, как он меняет параметры, подбирая себе одежку.

Еще на этой картинке любознательный читатель может отметить поле checksum. Надо сказать, это весьма распространенный феномен, встречается на значительной части скринов. Видимо, стремление все время проверять контрольную сумму не пойми чего, это любимое занятие терминаторов. Причем, страсть эта успешно перекочевала еще из первой части. Там терминатор тоже с маниакальным упорством запускал checksum:

KEY PERFECT 4.0 в правой части экрана не что иное, как Apple II checksum programm. И спамит он этим Key Perfect 4.0 неимоверно.

Еще из смешного:

Отчего-то терминаторы хранят количество потерь в переменной типа real, а не int, как можно было бы ожидать. Типа, раненых он считает за половину или, допустим, треть убитого? А если по мелочи подранил 10 человеков, то это как бы один убитый считается?

Один из самых пожалуй известных моментов:

Терминатор размышляет над вариантами ответа. Интересно, а терминаторы при случае могут говорить шекспировским слогом? Чай для робота браниться не сложнее, чем Гамлета цитировать. Мог бы говорить порой что-нибудь типа: "Бедный Джон Коннор, я знал его, Т1000, это был человек бесконечного остроумия, неистощимый на выдумки..."

Погибель терминаторова:

Последнее, что видит храбрый робот перед тем как превратиться в расплавленную сталь. Видно плохо, но кой чего разглядеть можно:

IMMINENT SHUTDOWN - смерть неминуемая

SYSTEM FAILURE
MODE LEVELS (хрен разберешь) - Со здоровьем совсем худо.

TEMPERATURE OVERLOAD - Жар, лихорадка

NEURAL NET MISFIRE
AT NODE ///// - Несварение мозгов

Все, больше ничего не разобрал.

Жаль как робота. Каждый раз чуть не плачу, когда вижу как он тонет.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Йошта рецепты Ягоды йошты что можно приготовить на зиму
Каково значение кровеносной системы
Разделка говядины: что выбрать и как готовить?