Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Ганс Гольбейн Младший."Послы" - выдающийся шедевр эпохи Возрождения. Vanitas Ганс Гольбейн, Послы - Темная и пушистая «Послы» стали отступлением от прежнего стиля Гольбейна

07:13 pm - Vanitas Ганс Гольбейн, Послы
Я тут немного "загадочного" искусства вам покажу...на первый взгляд-банальная картина..а сейчас я вас заинтригую-перед вами небольшой оптический обман.... Я кстати,ТЭГ соответсвующий добавляю)
[Послы (1533), Национальная галерея, Лондон ]

"Слева на портрете изображен Жан де Дентевиль, французский посол при дворе Генриха VIII, справа стоит его друг, Жорж де Сельв, епископ Лавуа, посетивший Лондон в апреле 1533 года. По некоторым сведениям, именно Сельв посоветовал своему товарищу заказать портрет Гольбейну, недавно вернувшемуся в Англию и искавшему новых покровителей.
Герои полотна, глядящие прямо на зрителя, изображены в окружении множества астрономических и навигационных приборов, которые, в сочетании с вещами, лежащими на нижней полке этажерки (книги, музыкальные инструменты, глобус), призваны подчеркнуть образ жизни и сферу умственных интересов этих людей.
С множеством деталей картины, выписанных художником предельно реалистически, контрастно сопоставлен странный предмет, размещенный на переднем плане полотна. Он формирует символический ряд этого произведения, оказываясь - по детальном рассмотрении - искаженным в перспективе человеческим черепом.

Чудовищно искаженный череп, помещенный на передний план, делает композицию треугольной и более динамичной, причем динамика подчеркивается геометрическими узорами ковра
Интерпретаторы обычно связывают эту анаморфозу с жанром Vanitas, а общий пафос картины - с критикой претензий науки на высшее знание, обнаруживающее свою эфемерность перед лицом смерти. Послы и связанный с ними натюрморт даются в кодах линейной перспективы с явной установкой на иллюзию подлинной обманки. В этом контексте важно и то, что анаморфоза черепа висит прямо над перспективным изображением мозаики пола Вестминстерского аббатства. Противопоставление ясности научного знания, устойчивости комфортного бытия, единственной реальности видимого нами мира и одновременно нависающей над всем этим смерти, обессмысливающей существование человека, оказалось необыкновенно близко мироощущению современного человека. Гольбейн дал в своей работе образ двойного зрения - при прямом взгляде человека, с головой погрузившегося в рутину бытовой жизни и не желающего иметь дело с трагической метафизикой земного бытия, смерть представляется иллюзорным пятном, на которое не стоит обращать внимания,- но при особом взгляде все меняется с точностью до наоборот - смерть превращается в единственную реальность, а привычная жизнь на глазах искажается, приобретая характер фантома, иллюзии.)"

«Послы», написанная в 1533 году.

Казалось бы, два богато одетых человека изображены у высокого стола, загромождённого множеством предметов – глобусов, книг, карт – и на этом всё. А теперь всмотритесь.

Ганс Гольбейн «Послы» (1953)

Обратите внимание на левый верхний угол — это раз. На медальон левостоящего — это два. Посмотрите на большое серое пятно снизу посередине — это три. Что вы видите? А теперь переверните ноутбук правым боком к вам (или сами перевернитесь) и еще раз посмотрите на это пятно. Ага.

Итак, что нам хотел сказать художник?

Ганс Гольбейн Мл. «Автопортрет» (1542/1543)

Впервые я обратила внимание на эту картину в книге «Искусство иллюзии» издательства Prestel, в которой говорится, что один из мужчин скончался до того, как картина была закончена, посему и череп, и крест, и кулон. Совсем было бы просто, поэтому — ничего подобного. На момент написания картины оба были живы-здоровы — Мэри Ф. С. Херви* ещё в 1900 году об этом целую книгу написала.

Мужчина справа — французский посол при дворе Генриха VIII (1491–1547), слева — Бишоп Лаварский , в 1533 году наведывавшийся в Лондон.

Тогда в чём дело?

  1. Искусствоведы видят в изображении три уровня жизни : предметы на верхней полке изображают рай; на средней — земную жизнь; на нижней — смерть. По-моему, очень даже грамотное объяснение.
  2. Вторая версия, которую я нашла только в русской википедии (не знаю, из каких это источников): Гольбейн реализует образ двойного зрения: при «прямом» взгляде человека, погруженного в рутину бытовой жизни и не желающего иметь дело с трагической метафизикой земного бытия, смерть представляется иллюзорным пятном, на которое не стоит обращать внимания, – но при «особом» взгляде - смерть превращается в единственную реальность, а привычная жизнь на глазах искажается, лишается значения, приобретая характер фантома, иллюзии.
  3. А есть еще и такая, более приземлённая версия: в связи с тем, что картину планировалось повесить у лестницы, Гольбейн решил на славу продемонстрировать своё мастерство. Учитывая, что у многих великих произведений были самые земные посылы создания, почему бы и нет. :)

Как бы там ни было, художник добился своего: без малого пятьсот лет мы с прежним интересом разгадываем загадки его творения. Живьем, кстати, картину можно увидеть в


Задолго до того, как появились 3-D очки и стали популярны пасхалки, художники эпохи Ренессанса придумали свой способ привлечь посетителей на свои выставки – они играли с перспективой так, что при взгляде на картины с разных ракурсов были видны разные изображения. Одним из наиболее известных примеров этой техники является двойной портрет Ганса Гольбейна Младшего «Послы».

1. «Послы» стали отступлением от прежнего стиля Гольбейна



Изначально баварский художник следовал по стопам своего отца Ганса Гольбейна Старшего, рисуя картины на религиозные темы, такие как "Мёртвый Христос в гробу". К 30 годам Гольбейнсделал успешную карьеру, занимаясь этим видом творчества, но он все-таки решил рискнуть начать писать концептуально новые картины. Гольбейн отправился в Англию, а затем в Швейцарию, после чего вернулся обратно в Лондон, начав писать светские портреты.

2. Эразм способствовал увеличению популярности портретов Гольбейна

Голландский интеллектуал-мыслитель Эразм представил Гольбейна представилелям "высшего света". Так художник стал известен среди членов английского двора, советников короля, а также таких людей, как Томас Мор и Энн Болейн.

3. Герои картины


На картине слева изображен Жан де Дентевилль, французский посол в Англии. Этот двойной портрет был написан в канун его 30-го дня рождения. Справа на картине изображен друг и коллега дипломата, 25-летний епископ Жорж де Сельв, который работал в качестве посла Франции в Венецианской республике.

4. Спрятанный возраст


Если внимательно присмотреться к кинжалу, который держит Дентевилль, то на его богато украшенных ножнах можно найти цифру "29". На книге, на которую опирается локтем Сельв, есть цифра "25". Этот реквизит был также использован в качестве символов их характеров. Книга означает созерцательный характер Сельва, в то время как кинжал обозначает, что Дентевилль является человеком действия.

5. Деталь из Вестминстерского аббатства

Помимо всеобщего признания того, что Гольбейн уделял сильное внимание мельчайшим деталям, искусствоведы похвалили его способность делать картины так, что у зрителя создавалось впечатление, будто он может ступить прямо в холст. Вполне возможно, что Дентевилль видел этот узор на полу в Вестминстерском аббатстве во время коронации Анны Болейн.

6. Детали и размер

Даже на экране компьютера "Послы" производят впечатление тем, что Гольбейн отрисовал мельчайшие детали. Но вблизи картина просто захватывает дух - ее размер 207х209 см.

7. Картина как элемент статуса

Дентевилль заказал картину, чтобы увековечить себя и своего друга. Следуя традициям подобных портретов, Гольбейн нарисовал их в роскошных нарядах и мехах, а также окружил пару друзей символами знаний, такими как книги, глобусы и музыкальные инструменты. Тем не менее, вдумчивый художник также включил в картину символы, которые указывали на неприятности, с которыми сталкивались эти люди.

8. Искусство, политика и религиозные распри

Частью работы Дентевилля были доклады монархам Франции о том, что происходит при английском королевском дворе. А во время развода короля Генриха VIII с Екатериной Арагонской и последующей женитьбе на Анне Болейн там происходило много чего. Также в это время английский король отрекся от католической церкви и ее папы и создал Англиканскую церковь. Миссия посла была завершена в 1533 году, в том же году Болейн родила дочь Елизавету I своему мужу Генриху VIII.



В середине картины "Послы" Гольбейн изобразил лютню. Присмотревшись к ней, можно подметить, что одна из струн лютни порвана, что создает визуальное представление "раздора".

10. Гольбейн – королевский художник



Немецкий художник отправился в Лондон в 1532 году в надежде найти богатых покровителей. И это сработало. Несмотря на то, что в "Послах" присутствовала католическая символика, король нанял Гольбейна в качестве личного художника в 1535 году. Два года спустя Гольбейн завершил портрет Генриха VIII , и хотя оригинал был уничтожен во время пожара в 1698 году, остались копии наиболее известного портрета этого неоднозначного монарха.

11. Картина является одним из самых известных примеров анаморфозы

Анаморфоза - изображение объекта таким образом, что намеренно искажает его перспективу. Чтобы увидеть объект должным образом, требуется определенная точка обзора. Первые примеры анаморфозы в искусстве встречаются в 15 - м веке (эскиз Леонардо да Винчи, известный сегодня как "Глаз Леонардо"). Если посмотреть на "Послов" под острым углом, бело-черное пятно в нижней части картины превращается в человеческий череп.

12. Считается, что череп - это отсылка на "Memento mori"

Средневековая латинская теория фокусируется на неизбежной смертности человека и призывает людей отказаться от тщеславия и радостей земных благ, поскольку жизнь все равно коротка. А скрытый череп является символом неизбежности смерти. Дентевилль, который заказал картину, был почитателем Memento Mori. Его личным девизом было "помни, что ты умрешь".

13. Гольбейн спрятал распятие на картине

В верхнем левом углу, за пышной зеленой занавеской, можно заметить распятие с Иисусом.Некоторые историки искусства считают, что это божественная камея связана с черепом Memento Mori и также намекает на смерть. Другие считают, что скрытый символ представляет собой разделение церкви, которое произошло в Англии при Генрихе VIII.

14. Планировка картины также связана с религией

По мнению некоторых искусствоведов, нижний уровень, где лежит анаморфотный череп, изображает смерть. Средняя часть картины (нижняя полка), где виден глобус земного шара, гимн Мартина Лютера и музыкальные инструменты, представляет собой мир живых, полный радости и усилий. И, наконец, верхняя полка с его небесным глобусом, астрономическими инструментами и скрытым распятием символизирует небо и искупление через Христа.

15. Сегодня "Послы" находятся в Лондоне

Портрет сначала висел в зале дома Дентевилля. Тем не менее, Национальная галерея выкупила картину Гольбейна в 1890 году. На протяжении более 125 лет картина является одним из самых ценных экспонатов музея в Лондоне.

Ганс Гольбейн Младший (Hans Holbein). Послы - выдающийся шедевр эпохи Возрождения

ГОЛЬБЕЙН, ГАНС МЛАДШИЙ (Holbein, Hans) (1497–1543), также Ханс Хольбейн Младший , немецкий живописец, один из величайших портретистов в западноевропейском искусстве.

Портреты Гольбейна отличаются реалистической и благородной трактовкой образов. Исключительно разносторонний художник, он был автором композиций на религиозные сюжеты, фресок и декорации интерьеров, создавал эскизы ювелирных изделий и витражей, работал в жанре книжной иллюстрации.

Гольбейн родился в Аугсбурге; он был сыном Ганса Гольбейна Старшего, известного художника, мастера алтарной живописи.

После обучения в мастерской своего отца в 1514 он уехал в Базель, бывший в то время крупнейшим центром искусства и гуманистической учености. Вскоре Гольбейн приобрел покровителей среди видных горожан, в числе которых был и гуманист Эразм Роттердамский.

Во время путешествий по Италии (в 1518) и Южной Франции (в 1524) Гольбейн значительно расширил свой кругозор.

В 1528 он вернулся в Базель, а с 1530 окончательно поселился в Лондоне. В 1536 стал придворным живописцем короля Генриха VIII.

За годы, проведенные в Англии, он создал ок. 150 портретов. Умер Гольбейн от чумы в Лондоне в 1543.

Гольбейн был портретистом сугубо аналитического склада.

Непосредственной работе над портретом предшествовал краткий период наблюдения, во время которого художник старался определить для себя важнейшие черты характера модели. Каждый раз ему удавалось дать поразительно точную и всестороннюю характеристику личности портретируемого.

Послы. 1533. Дубовая доска, масло. 207×209 см. Национальная галерея (Лондон)

Картина по праву считается выдающимся шедевром эпохи Возрождения.
Двойной портрет выполнен по заказу Жана де Дентельвиля, посла французского короля в Англии (он слева).

Второй человек на картине – друг Жана, Жорж де Сельв, епископ французского города Лавура.

Картина интересна своей композицией и скрытыми смыслами.

Два молодых человека (обоим нет и 30, это зашифровано в картине) изображены в полный рост, по обе стороны от центра.

Слева - 29-летний французский посол в Англии Жан де Дентевиль (возраст указан латинскими буквами (то есть «его 29-е лето»), выгравированными на золотых ножнах кинжала).


Справа - Жорж де Сельв, епископ Лавуа, посетивший Лондон в апреле 1533.

Молодому человеку 25 лет (его возраст Гольбейн отмечает на книге, о которую тот опирается рукой).


Дентевиль и Сельв образуют классическую для эпохи Возрождения пару: одна фигура олицетворяет энергичную деятельность, вторая - углубленное созерцание.

В центре – этажерка, покрытая восточным ковром и уставленная разными предметами – они составляют суть увлечений послов, показывают их миссию и пристрастия. На верхнем ярусе расположены приборы, связанные с небесным (астрономический глобус, гномон, квадрант), на нижнем – с земным (земной глобус, карты, циркуль, лютня, книги).

Надписи на глобусе - тоже один из способов характеристики одного из героев полотна.

Они отмечают географические точки, имеющие особое значение для Дентевиля. В частности, это принадлежащий послу замок Полиси (неподалеку от Труа), первое «место жительства» картины Гольбейна.

Внимание привлекает продолговатое пятно на полу между двух послов.

Если же смотреть на картину в реальном размере и отойти вправо на 2 м, то пятно принимает свои истинные очертания - это череп. "Персонажи и все их научные приборы исчезают, а на их месте возникает знак Конца. Пьеса завершается". (цитата Юргиса Балтрушайтиса).

Гольбейн прибегнул к анаморфозе (намеренное искажение формы).

И, когда зритель начинает видеть череп – всё остальное уходит на второй план.

Что хотел сказать Гольбейн?

Что бы ни было, всегда конец один – смерть? «Memento moгi» (с латинского - «Помни о смерти») – таков девиз Жана де Дентельвиля.

Гольбейн и это отобразил на портрете.

На картине можно найти три черепа!

Один – анаморфоза, другой – брошь на берете де Дентельвиля, а третий – в черепе-анаморфозе, нужно лишь смотреть под определённым углом.

Слева маленькое серебряное распятие, почти затерявшееся в складках зеленой занавеси - символ искупления грехов и надежды на спасение (распятие, в отличие от всей картины – чёрно-белое).

Итак, одна сторона картины - земная жизнь, полная открытий в небе и на земле, философских и морально-этических дискуссий. Но есть и вторая, скрытая.

Богатая коллекция музыкальных, астрономических и научных инструментов символизирует ученость и власть этих двух людей.

Однако все это великолепие и надменность тщетны - по контрасту с роскошью и богатством посланников Гольбейн изображает символы смерти: разорванную струну на лютне, череп.


Сборник лютеранских гимнов, раскрытый на псалме "Спаси, Господи, души наши".


Солнечные часы точно указывают время действия - 10.30 утра 11 апреля - день Страстной Пятницы в 1533 году.

Гольбейн расскрыл в этой картине духовное заблуждение множества людей - при обычном взгляде человека, с головой погрузившегося в рутину бытовой жизни и не желающего иметь дело с трагической метафизикой земного бытия, смерть представляется иллюзорным размытым пятном, на которое не стоит обращать внимания, - но при правильном, глубоком взгляде все меняется с точностью до наоборот - смерть превращается в единственную реальность, а привычная жизнь на глазах искажается, приобретая характер временного, не имеющего настоящей ценности фантома, иллюзии.

Гольбейн создал знаменитую серию рисунков Пляска смерти (опубликованы в гравюрах на дереве Лионе в 1538); на них изображена смерть, поражающая представителей разных слоев общества.


Ганс Гольбейн был придворным живописцем короля Генриха VIII.

 На этой картине кое-что скрыто от взгляда. Перед нами «Послы» Гольбейна. Эта картина написана в 1533 году и находится в Национальной галерее в Лондоне. Слева изображен Жан де Дентвилль - французский посол в Англии. Справа - Жорж де Сельв, его друг. Епископ и тоже посол. В момент написания картины они оба находились в Англии. Гольбейн - швейцарский художник, однако он переехал в Англию, потому что там ему предложили работу. Вскоре после написания картины он стал придворным художником английского короля Генриха VIII. Король Генрих VIII как раз в это время готовился отделить государство от Папы Римского и католической церкви. Мы знаем, что французский посол находился в Англии, чтобы присмотреть за Генрихом VIII в этот тревожный период. На этой картине есть аллюзии на смуту, которая происходит в Англии. Но они вписаны в еще более широкий контекст. Давайте начнем с этих двух мужчин. Слева - Жан де Дентвилль. Именно он заказал эту картину, и в его доме она и висела. Несомненно, он изображен здесь, как чрезвычайно богатый и успешный человек. Посмотрите на этот отороченный мехом плащ, одежду из бархата и атласа. И… Он держит кинжал. Он держит кинжал, на котором написан его возраст - 29 лет. Этот человек еще очень молод. И Гольбейн очень постарался, чтобы изобразить его одежду со всей ясностью и детальностью, характерных для северной традиции, к которой относится его творчество. А справа стоит Жорж де Сельв, одетый более скромно - в меховой плащ. Он поставил локоть на книгу. Правда, интересный контраст? С одной стороны - кинжал, с другой - книга. Это вполне традиционные символы активной и созерцательной жизни. На книге, на которую Жорж де Сельв поставил локоть, написан его возраст - 25 лет. Конечно, подразумевалось, что зритель будет смотреть на них обоих. Может, для художника было даже важнее, чтобы люди разглядели середину картины - предметы, лежащие на двух полках. Гольбейн блестяще воспроизводил текстуры и материалы, придавая изображаемым предметам особую реалистичность. И, конечно, во всех них заложен какой-то смысл. На верхней полке лежат предметы, относящиеся к небесам. К изучению астрономии и измерению времени. На нижней полке - более земные вещи. Перед нами глобус и лютня, а также книга по арифметике. И сборник гимнов. Картина функционирует, как своего рода система координат. Слева - активная жизнь. Справа - созерцательная. Вверху - небесные сферы. Внизу - земное. Посмотрите, как изумительно укорочена лютня на нижней полке. Лютни традиционно изображали в качестве упражнения по изучению перспективы. И здесь перед нами исключительно мастерское воспроизведение того, насколько короче выглядит лютня, если смотреть на нее в таком вот ракурсе. Но если приглядеться совсем пристально, а это возможно, благодаря высочайшей четкости картин Гольбейна, можно увидеть, что одна из струн лютни лопнула. Порвалась. Историки искусства воспринимают это как намек на разлад, происходивший в Европе в то время. Разлад в церкви. Похожую отсылку можно найти и в сборнике гимнов, расположенном ниже. Он изображен в раскрытом виде, причем так четко, что его можно читать. Это гимн в переводе Мартина Лютера - главы протестантской Реформации, как все мы знаем. Вокруг настоящая роскошь. Мы даже не упомянули, например, про восточный ковер. Все эти предметы, вся эта необычайно щегольская одежда на персонажах портрета… И все это - на мозаичном полу, выложенному превосходно прописанной плиткой. Линейная перспектива безупречна. И это напоминает пол Вестминстерского Аббатства. Важно знать, что пол аббатства - своего рода диаграмма, воспроизводящая макрокосом, то есть космический порядок. Теперь посмотрим на очень крупный предмет, занимающий передний план. Знаете, одна моя студентка, увидев его, сказала, что он похож на корягу, которую почему-то поместили на переднем плане картины в каком-то странном положении. Действительно, похоже. Но если подойти к правому углу картины и слегка присесть, то… Или посмотреть на этот предмет в зеркало, приставленное под определенным углом… Окажется, что перед нами на самом деле анаморфическое изображение, которое искусственно растянули в перспективе. И это череп. Человеческий. Его нельзя разглядеть, когда видишь все остальные элементы картины. Его можно увидеть, только когда все остальные элементы картины тебе не видны. У зрителя есть выбор. Или стоять перед картиной так, чтобы видеть череп, а все остальное - только в искаженном виде. Или наоборот. На переднем плане этой картины, в самом центре, как центральная фигура, - череп. Традиционный символ смерти. - Memento mori. - Именно так. Напоминание о смерти. Это очень распространенный элемент, который часто можно увидеть на картинах. Но сейчас перед нами картина, которая на первый взгляд кажется восхваляющей земные достижения. А теперь кажется, что она подвергает сомнению их. - Точно. - Давайте приглядимся еще внимательнее. Видите, в левом верхнем углу картины из-за занавески выглядывает едва различимая скульптура Распятия. Но тогда возникает вопрос, возвращающий нас к Гольбейну. Вопрос о воспроизведении реальности. Вы упоминали о лютне, которая так идеально укорочена. Или о поле, который тоже изображен идеально с точки зрения перспективы. Этот художник может безупречно воспроизводить реальность. Однако принимает решение изобразить череп совсем не натуралистично. Он решает земное воспроизвести реалистично, а сверхъестественное или трансцендентное - так, что ни о каком безупречном воспроизведении реальных предметов речи даже не идет. Я думаю, что Гольбейн действительно хочет, чтобы мы видели этот контраст. Посмотрите на соотношение лютни и черепа. Череп так сильно искажен, что его по-настоящему трудно распознать. Однако, когда мы думаем о растягивании чего-либо, нам приходит в голову растягивание по горизонтали или, возможно, вертикали. Растягивание по вертикали - совершено особенный случай. Лютня лежит на полке. Как я уже упоминал, она существенно укорочена. При этом она лежит под углом, который очень близок к углу искажения черепа. Но не забывайте, что укорачивание - тоже искажение. Поэтому, в каком-то смысле, оба предмета искажены. Однако одно из этих искажений позволяет реалистично изобразить часть нашего мира, какой мы ее видим. Возможно, это напоминание о том, что не все, что мы видим - правда. Именно так. Не все. Здесь есть, о чем задуматься, ведь эта картина была написана о том, чего добились в жизни эти молодые люди. И люди вообще - за всю историю, в ходе познавания мира. Эти два изображения, спрятанные от недостаточно пытливого взгляда, - распятие и череп - указывают на границы земной жизни, границы физического зрения, человеческих знаний, а также неизбежность смерти и обетование о жертве, принесенной Христом на кресте. Subtitles by the Amara.org community

Включайся в дискуссию
Читайте также
Йошта рецепты Ягоды йошты что можно приготовить на зиму
Каково значение кровеносной системы
Разделка говядины: что выбрать и как готовить?