Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Философия арифметики» и «Логические исследования» Э. Гуссерля

«Логические исследования» (Logische Untersuchungen, 1900, 1901) - философское сочинение Э. Гуссерля. Хотя в «Логических исследованиях» ещё не развёрнуты все характерные для феноменологии темы, это - исходная для феноменологического движения работа, о которой сам Гуссерль сказал позднее, что она стала для него «произведением прорыва».

Первый том «Логических исследований» («Пролегомены к чистой логике») был опубликован в 1900 году, второй («Исследования по феноменологии и теории познания») - в 1901 году.

Первый том «Логических исследований» - цельная и относительно небольшая работа, посвящённая критике психологизма, то есть сведения содержаний сознания к психическим фактам и, соответственно, логики - к психологии. «…По своему основному содержанию - это просто разработка двух друг друга дополняющих курсов лекций летнего и осеннего семестров 1896 г. в Галле. С этим связана и большая живость в изложении, которая способствовала их влиянию».

Второй том значительно превосходит первый по объёму и уступает ему в живости изложения, однако имеено здесь закладываются основы феноменологии; книга состоит из 6 отдельных, мало связанных между собой исследований, посвящённых описанию содержаний и структур сознания, освобождённых от власти психологии и рассматриваемых как чистые сущности. При подготовке второго, переработанного издания VI Исследование разрослось так сильно, что Гуссерль вынес его в отдельную книгу. Первая часть переработанного второго тома вышла в 1913, вторая - в 1921 году.

Логические исследования. Том I

Первый том «Логических исследований» посвящён одному вопросу - обоснованию логики как самостоятельной, несводимой к психологии науки с собственным предметом, совершенно отличным от предмета психологии. В основе построений Гуссерля лежит постулат о существовании идеальных сущностей (значений), доступных узрению в непосредственном созерцании (идеации). Если психология занимается фактами психической жизни, то предметом логики являются эти идеальные, вневременные значения , сфера идеального. Задача же чистой логики - исследование первичных понятий, лежащих в основе всякого теоретического познания, и построение науки о форме теоретического познания.

Логика

Основой всякого знания является непосредственно очевидное . Для получения не очевидных непосредственно истин необходимо обоснование . Наука и есть познание из оснований , то есть познание необходимых (соответствующих закону ) истин. Нормой обоснования и построения системы обоснований в науках является логика.

Чистая логика

Итак, логика - нормативная наука, предписывающая законы всякой науке (в том числе и самой себе). В основе всякой нормативной науки должна быть теория. Соответственно, в основе нормативной логики лежит не только психология, но прежде всего чистая логика - совокупность определённых «теоретических истин». Её законы «обязательны для каждого возможного сознания вообще», способного к рассуждению (не только для человеческого).

Задачи чистой логики

Чистая логика исследует вопрос о том, как возможна и что представляет собой теория (научное познание) вообще. Задачи чистой логики:

1. Прояснение первичных понятий, делающих возможным объективное (прежде всего теоретическое) познание. Эти понятия: а) категории значения (истина, понятие, утверждение; субъект, предикат, основание и следствие, конъюнкция, дизъюнкция, условная связь, умозаключение и т. д.); б) чистые (формальные) предметные категории (нечто, предмет, свойство, отношение, единство, множество, совокупность, соединение, количество, порядок, порядковое числительное, целое, часть, величина и т. д.), которые «группируются вокруг пустой идеи нечто, или предмета вообще». Логика - наука о форме научного мышления и науки, содержание же науки - теории, и «если любое теоретическое единство есть, по своей сущности, единство значений и если логика есть наука о теоретическом единстве вообще, то очевидно, что логика должна быть наукой о значениях как таковых, об их существенных видах и различиях, так же как о непосредственно коренящихся в них (следовательно, идеальных) законах».

1909 г.

СПб. : Книгоизд-во "Образование", 1909. - XV, 224 с. ; 23 см.

Гуссерль (Husseri) Эдмунд (8.4.1859 - 26.4.1938), немецкий философ-идеалист, основатель философской школы феноменологии. Профессор в Галле, Гёттингене и Фрейбурге. На рубеже веков основной интерес Гуссерль сосредоточился на проблеме обоснования теоретического знания, в результате чего появилась его 1-я собственно феноменологическая работа, ставшая исходным пунктом феноменологического движения,- «Логические исследования» (Logische Un-tersuchungen. Halle, 1900-1901.2 Bde). Центральная тема 1-го т. - наука как теория, сущность теории как таковой. По Гуссерлю, в основе объективности научного знания лежит логическая связь идей, образующая единство истин науки, т. е. единство значений теории. Гуссерля подверг критике психологизм - различного рода учения, сводящие логику к психологии. Психология - наука о фактах, логика - наука об истинах; с исчезновением фактов истины об этих фактах не исчезают. Психологизм, сводящий истину к фактам, логику к психологии, ведет, согласно Гуссерлю, к релятивизму и скептицизму. Логика - не только нормативная наука (в аргументации антипсихологистов до Гуссерля), но и наука теоретическая, ее предмет - теоретические знания; она независима от психологии и метафизики и должна принять на себя роль науко-учения.

. «…По своему основному содержанию - это просто разработка двух друг друга дополняющих курсов лекций летнего и осеннего семестров 1896 г. в Галле . С этим связана и большая живость в изложении, которая способствовала их влиянию».

Второй том значительно превосходит первый по объёму и уступает ему в живости изложения, однако имеено здесь закладываются основы феноменологии ; книга состоит из 6 отдельных, мало связанных между собой исследований, посвящённых описанию содержаний и структур сознания, освобождённых от власти психологии и рассматриваемых как чистые сущности . При подготовке второго, переработанного издания VI Исследование разрослось так сильно, что Гуссерль вынес его в отдельную книгу. Первая часть переработанного второго тома вышла в 1913, вторая - в 1921 году.

Логические исследования. Том I

Первый том «Логических исследований» посвящён одному вопросу - обоснованию логики как самостоятельной, несводимой к психологии науки с собственным предметом, совершенно отличным от предмета психологии. В основе построений Гуссерля лежит постулат о существовании идеальных сущностей (значений), доступных узрению в непосредственном созерцании (идеации). Если психология занимается фактами психической жизни, то предметом логики являются эти идеальные, вневременные значения , сфера идеального. Задача же чистой логики - исследование первичных понятий, лежащих в основе всякого теоретического познания, и построение науки о форме теоретического познания.

Логика

Основой всякого знания является непосредственно очевидное . Для получения не очевидных непосредственно истин необходимо обоснование . Наука и есть познание из оснований , то есть познание необходимых (соответствующих закону ) истин. Нормой обоснования и построения системы обоснований в науках является логика.

Чистая логика

Итак, логика - нормативная наука, предписывающая законы всякой науке (в том числе и самой себе). В основе всякой нормативной науки должна быть теория . Соответственно, в основе нормативной логики лежит не только психология, но прежде всего чистая логика - совокупность определённых «теоретических истин». Её законы «обязательны для каждого возможного сознания вообще», способного к рассуждению (не только для человеческого).

Задачи чистой логики

Чистая логика исследует вопрос о том, как возможна и что представляет собой теория (научное познание) вообще. Задачи чистой логики:

1. Прояснение первичных понятий, делающих возможным объективное (прежде всего теоретическое) познание. Эти понятия: а) категории значения (истина , понятие , утверждение ; субъект, предикат , основание и следствие, конъюнкция , дизъюнкция , условная связь , умозаключение и т. д.); б) чистые (формальные) предметные категории (нечто, предмет, свойство , отношение , единство, множество, совокупность, соединение, количество , порядок, порядковое числительное , целое, часть, величина и т. д.), которые «группируются вокруг пустой идеи нечто, или предмета вообще». Логика - наука о форме научного мышления и науки, содержание же науки - теории, и «если любое теоретическое единство есть, по своей сущности, единство значений и если логика есть наука о теоретическом единстве вообще, то очевидно, что логика должна быть наукой о значениях как таковых, об их существенных видах и различиях, так же как о непосредственно коренящихся в них (следовательно, идеальных) законах».

Принципиальное значение имеет то, что рассматриваемые первичные понятия берутся как идеальные значения (значения как таковые , как идеальные сущности), а не как конкретные психические акты придания значения.

См. также: Материальные и формальные сущности

2. Отыскание «законов и теорий, коренящихся в этих категориях», «сообразно которым должно протекать каждое теоретическое исследование» (и образующих соответствующие теории, такие как теория умозаключений (силлогистика), теория множеств , теория совокупностей и т. д.).

Связывая идеальные первичные понятия, законы логики и сами идеальны: «Чисто логические законы представляют собой истины, вытекающие из самого понятия истины и родственных ему по существу понятий» [§ 50]. В отличие от естественных законов они: а) абсолютно точны, б) априорны , в) не имеют психического содержания. Это не законы о фактах психической жизни, не высказываются о ней и, соответственно, не заключают её в себе. Это не реальные, естественные, причинные законы, регулирующие психический процесс протекания мышления . В отличие от законов физики , они не имеют фактической, индуктивной основы.

«…Я понимаю под чисто логическими законами все те идеальные законы, которые коренятся исключительно в смысле (в „сущности“, „содержании“) понятий истины, положения, предмета, свойства, отношения, связи, закона, факта и т. д. Выражаясь в более общей форме, они коренятся в смысле тех понятий, которые являются вечным достоянием всякой науки, ибо они представляют собой категории того строительного материала, из которого создается наука, как таковая, согласно своему понятию. Эти законы не должно нарушать ни одно теоретическое утверждение, обоснование или теория; не только потому, что такая теория была бы ложна- ибо ложной она могла быть и при противоречии любой истине - но и потому, что она была бы бессмысленна» (§ 37).

3. Построение «науки о теории вообще» и видах теорий.

Скептицизм

Отрицание возможности теоретического познания Гуссерль называет скептицизмом . Скептицизм может касаться объективных или субъективных условий возможности познания, отрицая соответственно или а) логические (основательность понятий истины, теории, закона, - иначе говоря, само их существование) или б) ноэтические (возможность очевидности, усмотрения истины субъектом) условия познания, существования теории как таковой.

Гуссерль отвергает скептицизм, отмечая его внутреннюю противоречивость: скептицизм отрицает возможность теории, сам при этом являясь теорией.

См. также: Принцип очевидности (беспредпосылочности)

Логические исследования. Том II

Том II. Часть 1

Сфера чистой феноменологии задаётся, во-первых, отвлечением от наивной погружённости в предмет и сосредоточением на самом психическом акте (переживании сознания), в котором он дан (будущая феноменолого-психологическая редукция ), и, во-вторых, обращением к априорному - к переживаниям сознания не как к фактам, а как к сущностям (будущая эйдетическая редукция ). «…Именно эта сфера должна быть подробно исследована для целей теоретико-познавательной подготовки и прояснения чистой логики; в ней будут продвигаться в дальнейшем наши исследования» . Так во втором томе «Логических исследований» появляется феноменология - пока как инструмент для построения чистой логики как первоосновы всякого теоретического познания; в последующих произведениях Гуссерля эта цель будет отброшена и приоритет будет отдан разработке самой феноменологии.

Исследования I и II: Теория знака

Исследования I и II посвящены разработке теории знака.

Исследования III и IV: Самостоятельные и несамостоятельные объекты

Исследования III и IV посвящены проблеме самостоятельных и несамостоятельных объектов. Исследование III рассматривает самостоятельные и несамостоятельные предметы (содержания сознания) вообще; Исследование IV сосредоточивается на сфере языка и, соответственно, самостоятельных и несамостоятельных значениях.

Исследование V

Исследование V посвящено анализу состава сознания, и в особенности интенциональным переживаниям.

Гуссерль начинает с рассмотрения трёх возможных пониманий «сознания»:

  1. Сознание как совокупность реальных переживаний (содержаний сознания), то есть реальный «состав эмпирического Я» (который позже Гуссерль назовёт ноэзисом).
  2. Сознание как внутреннее восприятие сознания в первом значении, то есть своих переживаний (содержаний сознания). Не доказано, что не может быть переживаний, внутренне не воспринимаемых.
  3. Сознание как интенциональные переживания .

Далее Гуссерль рассматривает понятие интенциональности и интенциональную природу сознания, подробно разбирает структуру интенционального акта. Последний оказывается состоящим из 1) реального и 2) интенционального содержания. В интенциональном содержании акта, в свою очередь, выделяются: а) интенциональная материя, б) интенциональное качество (вместе с материей сосставляющее интенциональную сущность) и в) интенциональный предмет.

Обсуждая природу интенциональности, Гуссерль, в частности, отмечает, что всякое интенциональное переживание имеет своей основой представление, которое понимается как объективирующий акт (всякий акт, делающий нечто объектом для нас, пред-ставляющий, полагающий нечто) ; при этом отрицается, что в основе интенциональных переживаний лежат «простые представления» (то есть то, что в Идеях I будет названо модификацией нейтральности ).

Рассматривая структуру интенционального акта, Гуссерль в первом издании настоящей книги отрицает существование чистого Я и сводит его к простому единству сознания. Впоследствии Гуссерль отказался от этой точки зрения.

См. подробнее: Интенциональность ; Интенциональная структура сознания

Том II. Часть 2

Исследование VI

«В заключительном, VI исследовании, которое, начиная со второго издания, выделяется в качестве 2-й части II тома, рассматривается понятие познания как осуществление значения с определенной степенью полноты. Основная проблема - различие способов данности реального и идеального предметов. Истина описывается как полное тождество и совпадение значения, помысленного или зафиксированного в знаковой форме, и значения, осуществленного в созерцании. Очевидность в этом контексте оказывается переживанием такого совпадения. Соответственно, выделяются акты познания - сигнификация, созерцание (для реального предмета - восприятие, для идеального - категориальное созерцание , смотрение общего) и адеквация».

Примечания

Библиография

  • Гуссерль Э. Логические исследования. Т. 1. СПб., 1909. (Первое русское издание.)
  • Гуссерль Э. Логические исследования. Т. 1 // Гуссерль Э. Философия как строгая наука. Новочеркасск: Сагуна, 1994.
  • Гуссерль Э. Логические исследования. Т. 2. - М.: ДИК, 2001. (Первое русское издание.)

Ссылки


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Логические исследования (Гуссерль)" в других словарях:

    Эта статья о журнале. О философском труде Э. Гуссерля см. Логические исследования (Гуссерль) Логические исследования (Logical Studies) международный электронный журнал по логике, выпускавшийся Институтом логики, когнитологии и развития личности… … Википедия

    - “ЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ” (Logische Untersuchungen, 1900 01) признанное одним из самых значительных в философии 20 в. двухтомное сочинение Э. Гуссерля, ΰ l томе (“Пролегомены к чистой логике”) подвергнут резкой критике психологизм влиятельная … Философская энциклопедия

    - (Logische Untersuchungen, 1900–01) – признанное одним из самых значительных в философии 20 в. двухтомное сочинение Э.Гуссерля. В I томе («Пролегомены к чистой логике») подвергнут резкой критике психологизм – влиятельная на рубеже веков программа… … Философская энциклопедия

    Логические исследования - «ЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ» («Logische Untersuchungen») произведение Э. Гуссерля, положившее начало феноменологии как философскому направлению. Издано в 1900 (Т. I) и 1901 (Т. II) Рус. пер.: Логические исследования. Т. I. Пролегомены к… … Энциклопедия эпистемологии и философии науки

    Эдмунд Густав Альбрехт Гуссерль Edmund Gustav Albrecht Husserl … Википедия

    Гуссерль, Эдмунд Эдмунд Густав Альбрехт Гуссерль Edmund Gustav Albrecht Husserl Дата рождения: 8 апреля, 1859 Место рождения … Википедия

    - (Husserl) Эдмунд (1859 1938) нем. философ, основатель феноменологии. Род. в еврейской семье, жившей в Просснице (ныне Простеёв, Чешская Республика). С 1876 по 1878 изучал астрономию, математику, физику в Лейпцигском ун те, затем в Берлине под… … Философская энциклопедия

«ЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ» (Logische Untersuchungen, 1900–01) – признанное одним из самых значительных в философии 20 в. двухтомное сочинение Э.Гуссерля . В I томе («Пролегомены к чистой логике») подвергнут резкой критике психологизм влиятельная на рубеже веков программа обоснования логики с помощью психологии, т.е. «выведения» понятий и законов из наблюдения за процессами индивидуального сознания. Поскольку сам Гуссерль отдал дань психологизму в своей первой работе «Философия арифметики», эта критика является и самокритикой. В I–X главах содержится размежевание с различными концепциями, отнесенными к психологизму (Дж.Ст.Милль, Т.Липпс, X.Зигварт, Б.Эрдманн и др.). В I томе также набросан (в XI главе) проект «чистой логики» как учения о категориях значений и предметностей, о законах и теориях, коренящихся в этих категориях, логики как теории о «чистых» возможных типах теории, т.е. как «наукоучения». Эта программа – вместе с заявлениями о «тождественно единой истине», о принципиальном отделении идеального от реальности и ее предметов – у некоторых современников создавала впечатление, будто Гуссерль будет осуществлять кардинальный логицистский проект, основывающийся на идеализме платоновского типа (который, впрочем, в I томе также был подвергнут критике как «метафизическое гипостазирование всеобщего»). Тем неожиданнее оказалась расшифровка программы во II томе. В 1-й его части («Исследования по феноменологии и теории познания») в центре анализа – феномены, которые первоначально предстают как комплексные «данности», единицы сознания. При этом от языковых выражений Гуссерль отделяет физический феномен, в котором выражение конституируется с его физической стороны. Затем внимание перемещается к акту сознания, в котором выражение выступает в его созерцательной полноте (Husserl E. Logische Untersuchungen, Bd. 2, I. Teil. Halle, 1922, S. 37). Чисто внешние стороны феномена вместе со всеми их конкретно-эмпирическими сторонами и характеристиками оставлены в стороне. Но принципиальное отношение феномена к языково-логическим формам, к актам сознания, к данности с помощью созерцания (интуиции) постоянно принимается в расчет, в чем с самых первых шагов состоит специфика феноменологии Гуссерля. В 1-м исследовании 1-й части II тома («Выражение и значение») анализ движется от выражения к его значению (Bedeutung) и к его смыслу (Sinn); тем самым «смыслодающая» функция феномена усматривается в его связи с предметностями сознания. Последние не тождественны предметностям вне сознания, а коррелятивны основным типам языковых выражений и актам значимости (Akten des Bedeutens). «Значения образуют класс понятий в смысле всеобщих предметов» (S. 101). Логика (как и все теоретические дисциплины) исследует «идеальные комплексы значений». Как раз и имея в виду заложить теоретико-познавательный фундамент для чистой логики, он выделяет и особо анализирует всеобщие идеальные предметы (2-е исследование – «Идеальное единство рода и новая теория абстракции»), одновременно опровергая классическую теорию абстракции Дж.Ст.Милля, Локка, Спенсера, Беркли и Юма. Главный недостаток этих теорий Гуссерль усматривает в психологизации всеобщего.

В феноменологии (начиная с «Логических исследований») центральное значение придается специфически истолкованным актам сознания, в коррелятивную связь с которыми приводится «единство значения». «Всякое мышление, а в особенности всякое теоретическое мышление и познание осуществляется в известных «актах», которые выступают в связях речи, использующей [языковые] выражения. В этих актах заключается источник всех единств значений, которые противостоят мыслящему в виде объектов мышления и познания или подлежащих объяснению оснований и законов, теорий и наук, относящихся к этим объектам. В этих актах заключен, следовательно, источник соответствующих всеобщих, или чистых, идей, идеально-законообразные связи которых стремится установить чистая логика; на прояснение их направлена критика познания» (Logische Untersuchungen, Bd. II, II. Teil, S. 1). Цель их в том, чтобы возвести к актам как своему источнику не только всеобщие, но и всякие иные предметности (Gegenständlichkeiten) сознания. При этом «акт» в феноменологическом смысле не тождествен таким известным из философии и психологии формообразованиям сознания, как восприятия, представления и т.д., хотя и связан с ними. Так, «в самом восприятии какой-либо «этой» вещи (этот стол и т.п.) не заключено ни одной части значения». Восприятие здесь – лишь эмпирическая основа для развертывания нового акта, который Гуссерль называет интенциональным актом; суть последнего – в идеальном «полагают – этого» (Dies – Meinen. Ibid., S. 18, 16, 21).

В 3-м и 4-м исследованиях («Учение о целом и части», «Различие между самостоятельными и несамостоятельными значениями и идея чистой грамматики») на первый план выдвигается проблема предметности в ее феноменологическом толковании. Предметность как таковую и ее типы (Gegenständlichkeiten) он, правда, в соответствии с традициями логики увязывает с языковыми выражениями и суждениями, но оригинальным, именно феноменологическим моментом становится обнаружение их коррелятивной связи с особыми, а именно интенциональными, переживаниями сознания (5-е исследование «Об интенциональных переживаниях и их содержании»). Предметности понимаются как то, что интенциональные переживания «полагают» (meinen, «мнят»), на что они направлены. Так зарождается «интенциональность» в гуссерлевском толковании: интенциональное переживание и интенциональный предмет – не две различные вещи, а нечто единое (Bd. II, I.Teil, S. 372). Даже наши чувства характеризуются интенциональной, предметной направленностью. (Не-интенциональны, согласно Гуссерлю, лишь элементарные ощущения, что оспаривается некоторыми критиками.) В отличие от психологии феноменология анализирует не реально-эмпирические, а идеальные, т.е. собственно интенциональные, стороны переживаний. Беря для анализа интенциональный акт, на его основе он выделяет: интенциональный предмет, интенциональную материю (Hyle) и интенциональную сущность. От интенциональной материи он отличает интенциональное качество: акт может быть актом восприятия, представления, вынесения суждения (Beurteilung), оценивания и т.д. Материя (Hyle) как раз и характеризует направленность акта на нечто предметное – на то, что представляют, о чем судят и т.д. Качество и материя в их единстве составляют интенциональную сущность акта. 6-е исследование («Феноменологическое объяснение познания») в еще большей степени вводит в теорию значений ранней феноменологии интуитивно-процессуальные элементы. Гуссерль различает «интенцию значения» (Bedeutungsintention) и «исполнение значения» (Bedeutungserfüllung). В первом случае какая-либо предметность только «положена», интендирована, во втором – она «исполняется» в акте созерцания, т.е. предметное содержание объективно и несомненно предстает в своей идентичности (Bd. II, II. Teil, S. 35). Исполненное значение коррелируется с истиной и имеет своей противоположностью иллюзию. Гуссерль предпринимает оригинальную попытку синтезировать логические и феноменологические аспекты теории истины. При «исполнении» интенции «предметное есть в точности то, на что направлялась интенция, оно действительно «современно» (gegenwärtig) и дано» (S. 118). Благодаря расшифровке исполнения значения (синтеза исполнения значения) проясняются понятия очевидности, или познания в наиболее точном смысле слова, а также совершенно уясняется понятие «истина» (Bd. II, Т. II, S. 5). Ибо исполнение значения служит задаче идентифицирования содержания в различных актах; тем самым реализуется единство познания, а вместе с ним акты действительно становятся объективирующими, или «смыслодающими» (Ibid., S. 50, 51, 52). Полагаемые, т.е. интендируемые предметы мы при исполнении значения созерцательно переживаем как «сами (selbst) эти предметы»; это направленность на «сами вещи», или само содержание (an die Sache selbst – S. 65). Нельзя забывать, что, по Гуссерлю, «цель абсолютного познания» – «адекватное самопредставление (Selbstdarstellung) познаваемого объекта» (S. 66). Он различает следующие «градации полноты интуитивного содержания», параллельно которым идут градации полноты представляемого содержания: 1) объем или богатство полноты (соответственно тому, с большей или меньшей исчерпанностью изображается содержание предмета); 2) жизненность полноты (степень приближения примитивного сходства изображения к изображению соответствующих содержательных моментов предмета); 3) реальное содержание полноты. Поэтому «адекватным» восприятием можно считать такой идеал, которому соответствует максимум объема, жизненности и реальности – даже «самоявленности» объекта в его полноте и целостности (S. 83, 84). На этом пути Гуссерль модифицирует и теорию истины. Истину он рассматривает: 1) как «коррелат идентифицирующего акта» – здесь она есть смыслосодержание; и как коррелат идентифицирования – здесь она является «идентичностью». Истина есть «полная согласованность между положенным (Gemeintem) и данным как таковым. Эта согласованность переживается в очевидности, поскольку очевидность есть актуальное исполнение адекватного идентифицирования» (S. 122). Это «предметная» сторона истины; 2) истина есть также «идеальное отношение», касающееся акта, его формы: акт «абсолютной адекватности» соответствует истине; 3) истина отвечает «абсолютной полноте» интенции; 4) истина определяется и как «правильность той сущности интенции, которая соответствует познанию» (S. 123). Заключительные главы 2-й части II тома «Логических исследований» и Приложение к нему Гуссерль посвятил противопоставлению необычного хода мыслей и непривычной терминологии своего произведения традиционным толкованиям понятий абстракции, созерцания, феномена. Он подчеркивает, в частности, что в феноменологии ведет речь не о чувственной абстракции, дающей «чувственные понятия» (цвет, дом, суждение, желание и т.д.), а об «идиирующей», т.е. сверхчувственной абстракции, постигающей «предмет» как «идеальное бытие», дающей «чисто категориальные понятия» – такие, как единство, множество, отношение, понятие. Подобно этому, заявляет Гуссерль, он исследует не чувственное, а категориальное (всеобщее) созерцание, типичное для теоретических наук, в частности для логики (S. 183–185). Так Гуссерль в конце работы перебросил мостик к ее I тому, к замыслу «чистой логики» как наукоучения.

После появления «Логических исследований» наиболее часто высказывался упрек в том, что Гуссерль, борец против психологизма, сам впадает в психологизм. Он отчасти вынужден был признать это, однако настаивал на том, что de facto все же «проводился сущностный анализ» (Husserl Ε. Entwurf einer Vorrede zu den «Logischen Untersuchungen», 1913, «Tijdschrift voor Filosofie» 1, 1939, S. 329). Впоследствии автор еще более критически высказывался о «Логических исследованиях», хотя ряд текстов (5-е и 6-е исследования) по-прежнему оценивал весьма высоко. Отдельные идеи «Логических исследований» нашли продолжение в последующих логико-философских сочинениях Гуссерля. Напр., в «Формальной и трансцендентальной логике» (§ 28, 35) сходно с «Логическими исследованиями» определялись три задачи, соответственно три ступени чистой логики: 1) чистое формальное учение о значении; 2) формальная логика следствий (Konsequenzlogik); 3) теория дедуктивных систем. Некоторые выдающиеся философы 20 в. (Б.Рассел, М.Хайдеггер) причисляли «Логические исследования» к лучшим, поистине классическим философским произведением нашего столетия.

Литература:

  1. Яковенко Б.В. Философия Эд.Гуссерля. – В сб.: Новые идеи в философии. СПб., 1913, с. 74–146;
  2. De Boer Th. Das Verhältnis zwischen dem ersten und zweiten Teil der «Logischen Untersuchungen» Edmund Husserls. – «Saggi Filosofici», №27 (Torino: Filosofia 1967);
  3. Küng G. Language Analysis and Phenomenological Analysis. – Proceedings of XIVth International Congress of Philosophy, vol. 2. Vienna, 1968, pp. 247–253.

H.В.Мотрошилова

Включайся в дискуссию
Читайте также
Йошта рецепты Ягоды йошты что можно приготовить на зиму
Каково значение кровеносной системы
Разделка говядины: что выбрать и как готовить?