Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Энри мария ремарк. Эрих мария ремарк

Эрих Пауль Ремарк был вторым из пяти детей книжного переплётчика Петера Франца Ремарка (1867-1954) и Анны Марии Ремарк, в девичестве Шталькнехт (1871-1917). В юности Ремарк увлекался творчеством Стефана Цвейга , Томаса Манна , Ф.Достоевского , Марселя Пруста и Иоганна Вольфганга Гёте . В 1904 году поступил в церковную школу, а в - в католическую учительскую семинарию.

21 ноября 1916 года Ремарк был призван в армию, а 17 июня 1917 года направлен на Западный фронт . 31 июля 1917 года был ранен в левую ногу, правую руку, шею. Остаток войны провёл в военном госпитале Германии.

После смерти матери, в её честь Ремарк сменил своё второе имя. В период с 1919 сначала работает учителем. В конце 1920 года меняет множество профессий, в том числе работает продавцом надгробных памятников и воскресным органистом в часовне при госпитале для душевнобольных. Эти события впоследствии легли в основу романа писателя «Чёрный обелиск ».

В 1921 году начинает работать редактором в журнале Echo Continental , в это же время, как свидетельствует одно из его писем, берёт псевдоним Erich Maria Remarque .

Существует легенда о том, что нацисты объявили: Ремарк (якобы) является потомком французских евреев и его настоящая фамилия Крамер (слово «Ремарк» наоборот) . Этот «факт» до сих пор приводится в некоторых биографиях, несмотря на полное отсутствие каких-либо подтверждающих его свидетельств. Согласно данным, полученным из Музея писателя в Оснабрюке , немецкое происхождение и католическое вероисповедание Ремарка никогда не вызывали сомнений. Пропагандистская кампания против Ремарка основывалась на изменении им правописания своей фамилии с Remark на Remarque. Этот факт использовался для утверждений, что человек, меняющий немецкое правописание на французское, не может являться настоящим немцем.

В 1964 году делегация из родного города писателя вручила ему почётную медаль. Три года спустя, в 1967 году, немецкий посол в Швейцарии вручил ему орден ФРГ (ирония заключается в том, что несмотря на присвоение этих наград, немецкое гражданство ему так и не вернули).

Библиография

Романы

  • Приют грёз (вариант перевода - «Мансарда снов») (нем. Die Traumbude ) ()
  • Гэм (нем. Gam ) () (опубликовано посмертно в )
  • Станция на горизонте (нем. Station am Horizont ) ()
  • На Западном фронте без перемен (нем. Im Westen nichts Neues ) ()
  • Возвращение (нем. Der Weg zurück ) ()
  • Три товарища (нем. Drei Kameraden ) ()
  • Возлюби ближнего своего (нем. Liebe Deinen Nächsten ) ()
  • Триумфальная арка (нем. Arc de Triomphe ) ()
  • Искра жизни (нем. Der Funke Leben ) ()
  • Время жить и время умирать (нем. Zeit zu leben und Zeit zu sterben ) ()
  • Чёрный обелиск (нем. Der schwarze Obelisk ) ()
  • Жизнь взаймы (нем. Der Himmel kennt keine Günstlinge ) ()
  • Ночь в Лиссабоне (нем. Die Nacht von Lissabon ) ()
  • Тени в раю (нем. Schatten im Paradies ) (опубликовано посмертно в 1971 году . Это сокращённая и переработанная издательством Droemer Knaur версия романа «Земля обетованная».)
  • Земля обетованная (нем. Das gelobte Land ) (опубликовано посмертно в 1998 году . Роман остался неоконченным.)

Рассказы

Сборник «История любви Аннеты» (нем. Ein militanter Pazifist ):

  • Враг (нем. Der Feind ) (1930-1931)
  • Безмолвие вокруг Вердена (нем. Schweigen um Verdun ) (1930)
  • Карл Брегер во Флери (нем. Karl Broeger in Fleury ) (1930)
  • Жена Йозефа (нем. Josefs Frau ) (1931)
  • История любви Аннеты (нем. Die Geschichte von Annettes Liebe ) (1931)
  • Странная судьба Иоганна Бартока (нем. Das seltsame Schicksal des Johann Bartok ) (1931)

Прочее

  • Последний акт (нем. Der letzte Akt ) (), пьеса
  • Последняя остановка (нем. Die letzte Station ) (), киносценарий
  • Будьте бдительны!! (нем. Seid wachsam!! ) ()
  • Эпизоды за письменным столом (нем. Das unbekannte Werk ) ()
  • Скажи мне, что ты меня любишь... (нем. Sag mir, dass du mich liebst... ) ()

Публикации о Ремарке

Напишите отзыв о статье "Ремарк, Эрих Мария"

Примечания

Ссылки

Отрывок, характеризующий Ремарк, Эрих Мария

– Мы с ним говорили про вас на днях, – продолжал Кочубей, – о ваших вольных хлебопашцах…
– Да, это вы, князь, отпустили своих мужиков? – сказал Екатерининский старик, презрительно обернувшись на Болконского.
– Маленькое именье ничего не приносило дохода, – отвечал Болконский, чтобы напрасно не раздражать старика, стараясь смягчить перед ним свой поступок.
– Vous craignez d"etre en retard, [Боитесь опоздать,] – сказал старик, глядя на Кочубея.
– Я одного не понимаю, – продолжал старик – кто будет землю пахать, коли им волю дать? Легко законы писать, а управлять трудно. Всё равно как теперь, я вас спрашиваю, граф, кто будет начальником палат, когда всем экзамены держать?
– Те, кто выдержат экзамены, я думаю, – отвечал Кочубей, закидывая ногу на ногу и оглядываясь.
– Вот у меня служит Пряничников, славный человек, золото человек, а ему 60 лет, разве он пойдет на экзамены?…
– Да, это затруднительно, понеже образование весьма мало распространено, но… – Граф Кочубей не договорил, он поднялся и, взяв за руку князя Андрея, пошел навстречу входящему высокому, лысому, белокурому человеку, лет сорока, с большим открытым лбом и необычайной, странной белизной продолговатого лица. На вошедшем был синий фрак, крест на шее и звезда на левой стороне груди. Это был Сперанский. Князь Андрей тотчас узнал его и в душе его что то дрогнуло, как это бывает в важные минуты жизни. Было ли это уважение, зависть, ожидание – он не знал. Вся фигура Сперанского имела особенный тип, по которому сейчас можно было узнать его. Ни у кого из того общества, в котором жил князь Андрей, он не видал этого спокойствия и самоуверенности неловких и тупых движений, ни у кого он не видал такого твердого и вместе мягкого взгляда полузакрытых и несколько влажных глаз, не видал такой твердости ничего незначащей улыбки, такого тонкого, ровного, тихого голоса, и, главное, такой нежной белизны лица и особенно рук, несколько широких, но необыкновенно пухлых, нежных и белых. Такую белизну и нежность лица князь Андрей видал только у солдат, долго пробывших в госпитале. Это был Сперанский, государственный секретарь, докладчик государя и спутник его в Эрфурте, где он не раз виделся и говорил с Наполеоном.
Сперанский не перебегал глазами с одного лица на другое, как это невольно делается при входе в большое общество, и не торопился говорить. Он говорил тихо, с уверенностью, что будут слушать его, и смотрел только на то лицо, с которым говорил.
Князь Андрей особенно внимательно следил за каждым словом и движением Сперанского. Как это бывает с людьми, особенно с теми, которые строго судят своих ближних, князь Андрей, встречаясь с новым лицом, особенно с таким, как Сперанский, которого он знал по репутации, всегда ждал найти в нем полное совершенство человеческих достоинств.
Сперанский сказал Кочубею, что жалеет о том, что не мог приехать раньше, потому что его задержали во дворце. Он не сказал, что его задержал государь. И эту аффектацию скромности заметил князь Андрей. Когда Кочубей назвал ему князя Андрея, Сперанский медленно перевел свои глаза на Болконского с той же улыбкой и молча стал смотреть на него.
– Я очень рад с вами познакомиться, я слышал о вас, как и все, – сказал он.
Кочубей сказал несколько слов о приеме, сделанном Болконскому Аракчеевым. Сперанский больше улыбнулся.
– Директором комиссии военных уставов мой хороший приятель – господин Магницкий, – сказал он, договаривая каждый слог и каждое слово, – и ежели вы того пожелаете, я могу свести вас с ним. (Он помолчал на точке.) Я надеюсь, что вы найдете в нем сочувствие и желание содействовать всему разумному.
Около Сперанского тотчас же составился кружок и тот старик, который говорил о своем чиновнике, Пряничникове, тоже с вопросом обратился к Сперанскому.
Князь Андрей, не вступая в разговор, наблюдал все движения Сперанского, этого человека, недавно ничтожного семинариста и теперь в руках своих, – этих белых, пухлых руках, имевшего судьбу России, как думал Болконский. Князя Андрея поразило необычайное, презрительное спокойствие, с которым Сперанский отвечал старику. Он, казалось, с неизмеримой высоты обращал к нему свое снисходительное слово. Когда старик стал говорить слишком громко, Сперанский улыбнулся и сказал, что он не может судить о выгоде или невыгоде того, что угодно было государю.
Поговорив несколько времени в общем кругу, Сперанский встал и, подойдя к князю Андрею, отозвал его с собой на другой конец комнаты. Видно было, что он считал нужным заняться Болконским.
– Я не успел поговорить с вами, князь, среди того одушевленного разговора, в который был вовлечен этим почтенным старцем, – сказал он, кротко презрительно улыбаясь и этой улыбкой как бы признавая, что он вместе с князем Андреем понимает ничтожность тех людей, с которыми он только что говорил. Это обращение польстило князю Андрею. – Я вас знаю давно: во первых, по делу вашему о ваших крестьянах, это наш первый пример, которому так желательно бы было больше последователей; а во вторых, потому что вы один из тех камергеров, которые не сочли себя обиженными новым указом о придворных чинах, вызывающим такие толки и пересуды.
– Да, – сказал князь Андрей, – отец не хотел, чтобы я пользовался этим правом; я начал службу с нижних чинов.
– Ваш батюшка, человек старого века, очевидно стоит выше наших современников, которые так осуждают эту меру, восстановляющую только естественную справедливость.
– Я думаю однако, что есть основание и в этих осуждениях… – сказал князь Андрей, стараясь бороться с влиянием Сперанского, которое он начинал чувствовать. Ему неприятно было во всем соглашаться с ним: он хотел противоречить. Князь Андрей, обыкновенно говоривший легко и хорошо, чувствовал теперь затруднение выражаться, говоря с Сперанским. Его слишком занимали наблюдения над личностью знаменитого человека.
– Основание для личного честолюбия может быть, – тихо вставил свое слово Сперанский.
– Отчасти и для государства, – сказал князь Андрей.
– Как вы разумеете?… – сказал Сперанский, тихо опустив глаза.
– Я почитатель Montesquieu, – сказал князь Андрей. – И его мысль о том, что le рrincipe des monarchies est l"honneur, me parait incontestable. Certains droits еt privileges de la noblesse me paraissent etre des moyens de soutenir ce sentiment. [основа монархий есть честь, мне кажется несомненной. Некоторые права и привилегии дворянства мне кажутся средствами для поддержания этого чувства.]
Улыбка исчезла на белом лице Сперанского и физиономия его много выиграла от этого. Вероятно мысль князя Андрея показалась ему занимательною.
– Si vous envisagez la question sous ce point de vue, [Если вы так смотрите на предмет,] – начал он, с очевидным затруднением выговаривая по французски и говоря еще медленнее, чем по русски, но совершенно спокойно. Он сказал, что честь, l"honneur, не может поддерживаться преимуществами вредными для хода службы, что честь, l"honneur, есть или: отрицательное понятие неделанья предосудительных поступков, или известный источник соревнования для получения одобрения и наград, выражающих его.
Доводы его были сжаты, просты и ясны.
Институт, поддерживающий эту честь, источник соревнования, есть институт, подобный Legion d"honneur [Ордену почетного легиона] великого императора Наполеона, не вредящий, а содействующий успеху службы, а не сословное или придворное преимущество.
– Я не спорю, но нельзя отрицать, что придворное преимущество достигло той же цели, – сказал князь Андрей: – всякий придворный считает себя обязанным достойно нести свое положение.
– Но вы им не хотели воспользоваться, князь, – сказал Сперанский, улыбкой показывая, что он, неловкий для своего собеседника спор, желает прекратить любезностью. – Ежели вы мне сделаете честь пожаловать ко мне в среду, – прибавил он, – то я, переговорив с Магницким, сообщу вам то, что может вас интересовать, и кроме того буду иметь удовольствие подробнее побеседовать с вами. – Он, закрыв глаза, поклонился, и a la francaise, [на французский манер,] не прощаясь, стараясь быть незамеченным, вышел из залы.

Первое время своего пребыванья в Петербурге, князь Андрей почувствовал весь свой склад мыслей, выработавшийся в его уединенной жизни, совершенно затемненным теми мелкими заботами, которые охватили его в Петербурге.
С вечера, возвращаясь домой, он в памятной книжке записывал 4 или 5 необходимых визитов или rendez vous [свиданий] в назначенные часы. Механизм жизни, распоряжение дня такое, чтобы везде поспеть во время, отнимали большую долю самой энергии жизни. Он ничего не делал, ни о чем даже не думал и не успевал думать, а только говорил и с успехом говорил то, что он успел прежде обдумать в деревне.
Он иногда замечал с неудовольствием, что ему случалось в один и тот же день, в разных обществах, повторять одно и то же. Но он был так занят целые дни, что не успевал подумать о том, что он ничего не думал.
Сперанский, как в первое свидание с ним у Кочубея, так и потом в середу дома, где Сперанский с глазу на глаз, приняв Болконского, долго и доверчиво говорил с ним, сделал сильное впечатление на князя Андрея.
Князь Андрей такое огромное количество людей считал презренными и ничтожными существами, так ему хотелось найти в другом живой идеал того совершенства, к которому он стремился, что он легко поверил, что в Сперанском он нашел этот идеал вполне разумного и добродетельного человека. Ежели бы Сперанский был из того же общества, из которого был князь Андрей, того же воспитания и нравственных привычек, то Болконский скоро бы нашел его слабые, человеческие, не геройские стороны, но теперь этот странный для него логический склад ума тем более внушал ему уважения, что он не вполне понимал его. Кроме того, Сперанский, потому ли что он оценил способности князя Андрея, или потому что нашел нужным приобресть его себе, Сперанский кокетничал перед князем Андреем своим беспристрастным, спокойным разумом и льстил князю Андрею той тонкой лестью, соединенной с самонадеянностью, которая состоит в молчаливом признавании своего собеседника с собою вместе единственным человеком, способным понимать всю глупость всех остальных, и разумность и глубину своих мыслей.
Во время длинного их разговора в середу вечером, Сперанский не раз говорил: «У нас смотрят на всё, что выходит из общего уровня закоренелой привычки…» или с улыбкой: «Но мы хотим, чтоб и волки были сыты и овцы целы…» или: «Они этого не могут понять…» и всё с таким выраженьем, которое говорило: «Мы: вы да я, мы понимаем, что они и кто мы ».
Этот первый, длинный разговор с Сперанским только усилил в князе Андрее то чувство, с которым он в первый раз увидал Сперанского. Он видел в нем разумного, строго мыслящего, огромного ума человека, энергией и упорством достигшего власти и употребляющего ее только для блага России. Сперанский в глазах князя Андрея был именно тот человек, разумно объясняющий все явления жизни, признающий действительным только то, что разумно, и ко всему умеющий прилагать мерило разумности, которым он сам так хотел быть. Всё представлялось так просто, ясно в изложении Сперанского, что князь Андрей невольно соглашался с ним во всем. Ежели он возражал и спорил, то только потому, что хотел нарочно быть самостоятельным и не совсем подчиняться мнениям Сперанского. Всё было так, всё было хорошо, но одно смущало князя Андрея: это был холодный, зеркальный, не пропускающий к себе в душу взгляд Сперанского, и его белая, нежная рука, на которую невольно смотрел князь Андрей, как смотрят обыкновенно на руки людей, имеющих власть. Зеркальный взгляд и нежная рука эта почему то раздражали князя Андрея. Неприятно поражало князя Андрея еще слишком большое презрение к людям, которое он замечал в Сперанском, и разнообразность приемов в доказательствах, которые он приводил в подтверждение своих мнений. Он употреблял все возможные орудия мысли, исключая сравнения, и слишком смело, как казалось князю Андрею, переходил от одного к другому. То он становился на почву практического деятеля и осуждал мечтателей, то на почву сатирика и иронически подсмеивался над противниками, то становился строго логичным, то вдруг поднимался в область метафизики. (Это последнее орудие доказательств он особенно часто употреблял.) Он переносил вопрос на метафизические высоты, переходил в определения пространства, времени, мысли и, вынося оттуда опровержения, опять спускался на почву спора.

Эрих Мария Ремарк (урожденный Эрих Пауль Ремарк) - один из наиболее известных и читаемых немецких писателей XX века.
Родился 22 июня 1898 г. в Германии, в Оснабрюке. Он был вторым из пяти детей книжного переплётчика Петера Франца Ремарка и Анны Марии Ремарк.
В 1904 году поступил в церковную школу, а в 1915 - в католическую учительскую семинарию. С детства интересовался творчеством Цвейга, Достоевского, Томаса Манна, Гете и Пруста.
В 1916 году, в возрасте 18 лет, был призван в армию. После множественных ранений на Западном фронте 31 июля 1917 был направлен в госпиталь, где провел остаток Первой Мировой войны.
После смерти матери в 1918 году сменил своё второе имя в её честь.
В период с 1919 сначала работает учителем, а в конце 1920 года сменяет множество профессий, в том числе работает продавцом надгробных памятников и воскресным органистом в часовне при госпитале для душевнобольных.
В октябре 1925 женился на Ильзе Ютте Замбона, бывшей танцовщице. Ютта в течение многих лет страдала от чахотки. Она стала прообразом для нескольких героинь произведений писателя, в том числе и Пат из романа «Три товарища». Брак продлился чуть более 4 лет, после чего они развелись. Впрочем, в 1938 году писатель снова заключил с Юттой брак - чтобы помочь ей выбраться из Германии и получить возможность жить в Швейцарии, где в то время жил он сам, а позже они вместе уехали в США. Официально развод был оформлен лишь в 1957. До конца жизни Ютте выплачивалось денежное пособие.
С ноября 1927 по февраль 1928 года публикуется его роман «Станция на горизонте» в журнале Sport im Bild , в котором он в то время работал. 1929 году Ремарк опубликовал наиболее известное из своих произведений, «На западном фронте без перемен», описывающее жестокость войны с точки зрения 19-летнего солдата. Затем последовали ещё несколько антивоенных сочинений; простым, эмоциональным языком в них реалистично описывалась война и послевоенный период.
В 1933 году нацисты запретили и сожгли произведения автора, и объявили (хотя это было ложью), что Ремарк якобы потомок французских евреев и его настоящая фамилия Крамер (слово Ремарк, записанное наоборот). После этого Ремарк оставил Германию и поселился в Швейцарии.

В 1939 году писатель отправился в США, где в 1947 году получил американское гражданство.

Его старшая сестра Эльфрида Шольц, оставшаяся в Германии, была арестована за антивоенные и антигитлеровские высказывания. На суде она была признана виновной и 16 декабря 1943 года была казнена (гильотинирована). Ей Ремарк посвятил свой роман «Искра жизни», вышедший в 1952 году. 25 лет спустя её именем назвали улицу в её родном городе Оснабрюке.

В 1948 году Ремарк вернулся в Швейцарию. В 1958 году он женился на голливудской актрисе Полетт Годар (Paulette Goddard). Писатель скончался 25 сентября 1970 года в возрасте 72-х лет в городе Локарно и был похоронен на швейцарском кладбище Ронко в кантоне Тичино.

нем. Erich Maria Remarque , урождённый Эрих Пауль Ремарк , Erich Paul Remark

немецкий писатель XX века, представитель «потерянного поколения»

Краткая биография

(при рождении получил имя Эрих Пауль Ремарк ) - немецкий писатель, входит в число самых известных и популярных национальных писателей ХХ столетия. Родился в Саксонии, в г. Оснабрюк, 22 июня 1898 г.; его отец был книжным переплетчиком, а всего в их семье было 5 детей. С 1904 г. Ремарк - учащийся церковной школы, с 1915 г. - католической учительской семинарии. В молодые годы Ремарка особенно интересовало творчество таких писателей, как Ф. Достоевский , Гете , М. Пруст, Т. Манн.

В 1916 г. он после гимназии в качестве призывника попадает на фронт в действующую армию, где ему довелось провести два года. В июне 1817 г. Ремарк оказался на Западном фронте, в июле его ранили, и остаток войны он пролечился в немецком военном госпитале. После того как в 1918 г. умерла его мать, он свое второе имя поменял в знак памяти о ней.

В годы после войны Эрих Мария Ремарк перепробовал самые разные виды деятельности: был учителем, продавал надгробья, по выходным работал органистом в часовне, бухгалтером, библиотекарем, репортером. В 1921 г. он занимает кресло редактора журнала Echo Continental. В одном из его писем содержится указание на то, что в это время им был взят литературный псевдоним Эрих Мария Ремарк с несколько отличающимся от оригинала написанием фамилии.

С конца осени 1927 г. по конец зимы 1928 г. в журнале Sport im Bild, сотрудником редакции которой он в то время являлся, выходит частями роман «Станция на горизонте». Однако настоящая известность, причем сразу мирового уровня, пришла к писателю после опубликования в 1929 г. романа «На Западном фронте без перемен», в котором события военного времени, его жестокость, нелицеприятные стороны описываются глазами молодого солдата. В 1930 г. по этому роману был снят фильм, позволивший Ремарку вместе с доходами от книги стать довольно состоятельным человеком. Известно, что довольно много денег он потратил на приобретение картин известных живописцев. В 1931 г. со своим романом Ремарк был номинантом на Нобелевскую премию, однако комитет не принял его кандидатуру.

В 1932 г. литератор переехал во Францию, позднее - в США. Пришедшие к власти нацисты наложили запрет на сочинения Ремарка и демонстративно предали их огню. После этого проживание в Германии для Эриха Марии стало невозможным. Оставшуюся на родине старшую сестру подвергли аресту и казни за антифашистские высказывания; сохранились свидетельства, что на суде было высказано сожаление по поводу невозможности подвергнуть такому же наказанию ее брата. Роман «Искра жизни», написанный в 1952 г., писатель посвятил погибшей сестре.

С 1939 г. Ремарк жил в Америке, с 1947 г. имел статус гражданина США. В этот период творческой деятельности были написаны известные романы «Три товарища» (1938), «Триумфальная арка» (1946 г.). Некоторое время Ремарк находился в депрессии, у него был период творческого простоя, связанный с драматическим романом, который появился в его жизни после знакомства с Марлен Дитрих . Встреча в 1951 г. с актрисой Полетт Годар вдохнула в Ремарка новые силы и позволила снова возвратиться к литературной деятельности, которая больше не прекращалась до конца его жизни. Так, в 1956 г. им были написаны романы «Время жить и время умирать», «Черный обелиск», так или иначе затрагивающие тему Второй мировой войны. В 1958 г. Ремарк женился на Годар, которая оставалась его спутницей до самой смерти. С этого же года его биография была связана со Швейцарией, где он обрел последнее пристанище.

На родине не забывали знаменитого земляка. В 1964 г. он получил почетную медаль от делегации, прибывшей из его родного городка. Немецким послом в Швейцарии в 1967 г. ему был вручен орден ФРГ, хотя Ремарк так и остался без немецкого гражданства. Принципам правдивого освещения событий и гуманности Ремарк остался верен и в своих последних произведениях: ими стали романы «Жизнь взаймы» (1959) и «Ночь в Лиссабоне» (1963). 72-летний Эрих Мария Ремарк скончался в швейцарском Локарно в сентябре 1970 г.; похоронили его в кантоне Тичино, на кладбище Ронко.

Биография из Википедии

Э́рих Мари́я Рема́рк (нем. Erich Maria Remarque, урождённый Эрих Пауль Ремарк , Erich Paul Remark; 22 июня 1898, Оснабрюк - 25 сентября 1970, Локарно) - немецкий писатель XX века, представитель «потерянного поколения». Его роман «На Западном фронте без перемен» входит в большую тройку романов «потерянного поколения», изданных в 1929 году, наряду с работами «Прощай, оружие!» Эрнеста Хемингуэя и «Смерть героя» Ричарда Олдингтона .

Эрих Пауль Ремарк был вторым из пяти детей книжного переплётчика Петера Франца Ремарка (1867-1954) и Анны Марии Ремарк, в девичестве Шталькнехт (1871-1917). В юности Ремарк увлекался творчеством Стефана Цвейга , Томаса Манна, Фёдора Достоевского, Марселя Пруста и Иоганна Вольфганга Гёте. В 1904 году поступил в церковную школу, а в 1915 - в католическую учительскую семинарию.

21 ноября 1916 года Ремарк был призван в армию, а 17 июня 1917 года направлен на Западный фронт. 31 июля 1917 года был ранен в левую ногу, правую руку, шею. Остаток войны провёл в военном госпитале Германии.

После смерти матери, в её честь Ремарк сменил своё второе имя на Мария . С 1919 года сначала работает учителем. В конце 1920 года меняет множество профессий, в том числе работает продавцом надгробных памятников и воскресным органистом в часовне при госпитале для душевнобольных. Впечатления этого периода жизни впоследствии легли в основу романа писателя «Чёрный обелиск».

В 1921 году начинает работать редактором в журнале Echo Continental . В это же время, как свидетельствует одно из его писем, берёт псевдоним Erich Maria Remarque , написанный по правилам французской орфографии - что является намёком на гугенотское происхождение семьи.

В октябре 1925 года Ремарк женился на Ильзе Ютте Замбона, бывшей танцовщице. Ютта в течение многих лет страдала от чахотки. Она стала прообразом для нескольких героинь произведений писателя, в том числе и Пат из романа «Три товарища». Брак продлился чуть более четырёх лет, после чего супруги развелись. В 1938 году Ремарк снова заключил с Юттой брак - чтобы помочь ей выбраться из Германии и получить возможность жить в Швейцарии, где в то время проживал и он сам. Позже они вместе уехали в США. Официально развод был оформлен лишь в 1957 году. Ремарк до конца жизни выплачивал Ютте денежное пособие, а также завещал ей 50 тысяч долларов.

С ноября 1927 по февраль 1928 года его роман «Станция на горизонте » публикуется в журнале Sport im Bild , в котором писатель в то время работал.

В 1929 году вышел в свет роман «На Западном фронте без перемен», описывающий жестокость войны с точки зрения 20-летнего солдата. Затем последовали ещё несколько антивоенных сочинений: простым и эмоциональным языком в них реалистично описывалась война и послевоенный период.

На основе романа «На Западном фронте без перемен » был снят одноимённый фильм, вышедший в 1930 году. Прибыль от фильма и книги позволила заработать Ремарку приличное состояние, заметную часть которого он потратил на покупку картин Сезанна, Ван Гога, Гогена и Ренуара. За этот роман он был выдвинут на Нобелевскую премию по литературе 1931 года, но при рассмотрении заявки Нобелевский комитет это предложение отклонил. Союз немецких офицеров протестовал против номинации, утверждая, что роман оскорбляет немецкую армию.

В 1932 году Ремарк оставил Германию и поселился в Швейцарии.В 1933 году нацисты запретили, а студенты сожгли его произведения, скандируя речовку «Нет - писакам, предающим героев Мировой войны. Да здравствует воспитание молодёжи в духе подлинного историзма! Я предаю огню сочинения Эриха Марии Ремарка» .

Существует легенда о том, что нацисты объявили: Ремарк является потомком французских евреев и его настоящая фамилия Крамер (слово «Ремарк» наоборот). Этот «факт» до сих пор приводится в некоторых биографиях, несмотря на полное отсутствие каких-либо подтверждающих его свидетельств. Согласно данным, полученным из Музея писателя в Оснабрюке, немецкое происхождение и католическое вероисповедание Ремарка никогда не вызывали сомнений. Пропагандистская кампания против Ремарка основывалась на изменении им правописания своей фамилии с Remark на Remarque . Этот факт использовался для утверждений: человек, меняющий немецкое правописание на французское, не может являться настоящим немцем.

В 1937 году Ремарк познакомился со знаменитой актрисой Марлен Дитрих, с которой у него завязался бурный и мучительный роман. Многие считают Дитрих прообразом Жоан Маду - героини романа писателя «Триумфальная арка».

В 1939 году Ремарк отправился в США, где в 1947 году получил американское гражданство.

Его младшая сестра Эльфрида Шольц , оставшаяся в Германии, была арестована в 1943 году за антивоенные и антигитлеровские высказывания. На суде она была признана виновной и 30 декабря 1943 года гильотинирована. Старшей сестре Эрне Ремарк был выслан счёт на оплату содержания Эльфриды в тюрьме, судопроизводство и саму казнь, на сумму 495 марок и 80 пфеннигов, которую требовалось перевести на соответствующий счет в течение недели. Существуют свидетельства, что судья объявил ей: «Ваш брат, к несчастью, скрылся от нас, но вам не уйти ». О гибели сестры Ремарк узнал лишь после войны и посвятил ей свой роман «Искра жизни», вышедший в 1952 году. 25 лет спустя именем сестры Ремарка назвали улицу в её родном городе Оснабрюке.

В 1951 году Ремарк познакомился с голливудской актрисой Полетт Годдар (1910-1990), бывшей женой Чарли Чаплина, которая помогла ему прийти в себя после разрыва с Дитрих, излечила от депрессии и, как говорил сам Ремарк, «действовала на него положительно ». Благодаря улучшению душевного здоровья, писатель смог закончить роман «Искра жизни » и продолжать творческую деятельность до конца своих дней.Роман «Время жить и время умирать» посвящён Полетт. Она сделала его счастливым, но он всё равно не мог полностью освободиться от своих прежних комплексов. Ремарк пытался подавлять свои чувства и продолжал пить. В дневнике он писал, что, будучи трезв, не может общаться с людьми и даже с самим собой.

В 1957 году Ремарк наконец развёлся с Юттой, а в 1958 году женился на Полетт. В тот же год Ремарк вернулся в Швейцарию, где и прожил остаток жизни. Он оставался вместе с Полетт вплоть до своей смерти.

В 1958 году Ремарк сыграл эпизодическую роль профессора Польмана в американском фильме «Время любить и время умирать» по собственному роману «Время жить и время умирать».

В 1963 году у Ремарка произошёл инсульт. Полетт в это время была в Риме: она снималась в фильме по книге Альберто Моравиа «Равнодушные». Ремарку удалось победить болезнь.В 1964 году делегация из родного города писателя вручила ему почётную медаль. Три года спустя, в 1967 году, немецкий посол в Швейцарии вручил ему орден ФРГ (но, несмотря на присвоение этих наград, немецкое гражданство писателю так и не вернули).

Здоровье Ремарка ухудшалось, и в 1967 году, на церемонии вручения немецкого ордена, у него случился очередной сердечный приступ.

В 1968 году, к 70-летию писателя, швейцарский город Аскона, в котором он жил, сделал его своим почётным гражданином.

Последние две зимы жизни Ремарка они с Полетт провели в Риме. После очередной остановки сердца, летом 1970 года Ремарка положили в больницу в Локарно.

Эрих Мария Ремарк скончался 25 сентября 1970 года, на 73-м году жизни. Писатель похоронен на швейцарском кладбище «Ронко» в кантоне Тичино. Полетт Годдар, умершая двадцать лет спустя, 23 апреля 1990 года, похоронена рядом с ним.

Ремарк завещал по $50 тысяч Ильзе Ютте, своей сестре, а также экономке, много лет заботившейся о нём в Асконе.

Ремарк относится к писателям «потерянного поколения». Это группа «рассерженных молодых людей», прошедших ужасы Первой мировой войны (и увидевших послевоенный мир вовсе не таким, каким он виделся из окопов) и написавших свои первые книги, шокировавшие западную публику. К таким писателям, наряду с Ремарком, относились Ричард Олдингтон, Джон Дос Пассос, Эрнест Хемингуэй, Фрэнсис Скотт Фицджеральд.

Избранная библиография

Романы

  • Приют грёз (вариант перевода - «Мансарда снов») (нем. Die Traumbude) (1920)
  • Гэм (нем. Gam) (1924) (опубликовано посмертно в 1998)
  • Станция на горизонте (нем. Station am Horizont) (1927)
  • На Западном фронте без перемен (нем. Im Westen nichts Neues) (1929)
  • Возвращение (нем. Der Weg zurück) (1931)
  • Три товарища (нем. Drei Kameraden) (1936)
  • Возлюби ближнего своего (нем. Liebe Deinen Nächsten) (1941)
  • Триумфальная арка (нем. Arc de Triomphe) (1945)
  • Искра жизни (нем. Der Funke Leben) (1952)
  • Время жить и время умирать (нем. Zeit zu leben und Zeit zu sterben) (1954)
  • Чёрный обелиск (нем. Der schwarze Obelisk) (1956)
  • Жизнь взаймы (1959):
    • нем. Geborgtes leben - журнальный вариант;
    • нем. Der Himmel kennt keine Günstlinge («Для неба избранных нет») - полный вариант
  • Ночь в Лиссабоне (нем. Die Nacht von Lissabon) (1962)
  • Тени в раю (нем. Schatten im Paradies) (опубликовано посмертно в 1971 году. Это сокращённая и переработанная издательством Droemer Knaur версия романа «Земля обетованная».)
  • Земля обетованная (нем. Das gelobte Land) (опубликовано посмертно в 1998 году. Роман остался неоконченным.)

Эрих Мария Ремарк (Erich Maria Remarque, урождённый Эрих Пауль Ремарк - Erich Paul Remark). Родился 22 июня 1898 (Оснабрюк) - умер 25 сентября 1970 (Локарно). Видный немецкий писатель XX века, представитель потерянного поколения. Его роман «На Западном фронте без перемен» входит в большую тройку романов «потерянного поколения», изданных в 1929 году, наряду с работами «Прощай, оружие!» Эрнеста Хемингуэя и «Смерть героя» Ричарда Олдингтона.

Эрих Пауль Ремарк был вторым из пяти детей книжного переплётчика Петера Франца Ремарка (1867-1954) и Анны Марии Ремарк, в девичестве Шталькнехт (1871-1917).

В юности Ремарк увлекался творчеством , Томаса Манна, Марселя Пруста и . В 1904 году поступил в церковную школу, а в 1915 - в католическую учительскую семинарию.

21 ноября 1916 года Ремарк был призван в армию, а 17 июня 1917 года направлен на Западный фронт. 31 июля 1917 года был ранен в левую ногу, правую руку, шею. Остаток войны провёл в военном госпитале Германии.

После смерти матери, в её честь Ремарк сменил своё второе имя. В период с 1919 сначала работает учителем. В конце 1920 года меняет множество профессий, в том числе работает продавцом надгробных памятников и воскресным органистом в часовне при госпитале для душевнобольных. Эти события впоследствии легли в основу романа писателя «Чёрный обелиск».

В 1921 году начинает работать редактором в журнале Echo Continental, в это же время, как свидетельствует одно из его писем, берёт псевдоним Erich Maria Remarque.

В октябре 1925 года женился на Ильзе Ютте Замбона, бывшей танцовщице. Ютта в течение многих лет страдала от чахотки. Она стала прообразом для нескольких героинь произведений Ремарка, в том числе и Пат из романа «Три товарища». Брак продлился чуть более 4 лет, после чего супруги развелись. Впрочем, в 1938 году Ремарк снова заключил с Юттой брак - чтобы помочь ей выбраться из Германии и получить возможность жить в Швейцарии, где в то время жил он сам. Позже они вместе уехали в США. Официально развод был оформлен лишь в 1957 году. Писатель до конца жизни выплачивал Ютте денежное пособие, а также завещал ей 50 тысяч долларов.

С ноября 1927 по февраль 1928 года его роман «Станция на горизонте» публикуется в журнале Sport im Bild, в котором он в то время работал.

В 1929 году вышел в свет роман «На Западном фронте без перемен», описывающий жестокость войны с точки зрения 20-летнего солдата. Затем последовали ещё несколько антивоенных сочинений: простым и эмоциональным языком в них реалистично описывалась война и послевоенный период.

На основе романа «На Западном фронте без перемен» был снят одноимённый фильм, вышедший в 1930 году. Прибыль от фильма и книги позволила заработать Ремарку приличное состояние, заметную часть которого он потратил на покупку картин Сезанна, Ван Гога, Гогена и Ренуара. За этот роман его выдвинули на Нобелевскую премию по литературе 1931 года, но при рассмотрении заявки Нобелевский комитет это предложение отклонил.

С 1932 года Ремарк оставил Германию и поселился в Швейцарии.

В 1933 году нацисты запретили и сожгли произведения Ремарка. Сожжение книг студенты-нацисты сопровождали речёвкой «Нет - писакам, предающим героев Мировой войны. Да здравствует воспитание молодёжи в духе подлинного историзма! Я предаю огню сочинения Эриха Марии Ремарка».

Существует легенда о том, что нацисты объявили: Ремарк (якобы) является потомком французских евреев и его настоящая фамилия Крамер (слово «Ремарк» наоборот). Этот «факт» до сих пор приводится в некоторых биографиях, несмотря на полное отсутствие каких-либо подтверждающих его свидетельств. Согласно данным, полученным из Музея писателя в Оснабрюке, немецкое происхождение и католическое вероисповедание Ремарка никогда не вызывали сомнений. Пропагандистская кампания против Ремарка основывалась на изменении им правописания своей фамилии с Remark на Remarque. Этот факт использовался для утверждений, что человек, меняющий немецкое правописание на французское, не может являться настоящим немцем.

В 1937 году писатель познакомился со знаменитой актрисой , с которой у него завязался бурный и мучительный роман. Многие считают Марлен прообразом Жоан Маду - героини романа Ремарка «Триумфальная арка».

В 1939 году Ремарк отправился в США, где в 1947 году получил американское гражданство.

Его старшая сестра Эльфрида Шольц, оставшаяся в Германии, была арестована в 1943 году за антивоенные и антигитлеровские высказывания. На суде она была признана виновной и 16 декабря 1943 года казнена (гильотинирована).

Существуют свидетельства, что судья ей объявил: «Ваш брат, к несчастью, скрылся от нас, но вам не уйти». О гибели сестры Ремарк узнал лишь после войны, и посвятил ей свой роман «Искра жизни», вышедший в 1952 году. 25 лет спустя именем сестры Ремарка назвали улицу в её родном городе Оснабрюке.

В 1951 году Ремарк познакомился с голливудской актрисой Полетт Годдар (1910-1990), бывшей женой Чарли Чаплина, которая помогла ему прийти в себя после разрыва с Дитрих, излечила от депрессии и вообще, как говорил сам Ремарк, «действовала на него положительно». Благодаря улучшению душевного здоровья, писатель смог закончить роман «Искра жизни» и продолжать творческую деятельность до конца своих дней.

В 1957 году Ремарк наконец развёлся с Юттой, а в 1958 году он и Полетт поженились. В тот же год Ремарк вернулся в Швейцарию, где и прожил остаток жизни. Он оставался вместе с Полетт вплоть до своей смерти.

В 1958 году Ремарк сыграл эпизодическую роль профессора Польмана в американском фильме «Время любить и время умирать» по собственному роману «Время жить и время умирать».

В 1964 году делегация из родного города писателя вручила ему почётную медаль. Три года спустя, в 1967 году, немецкий посол в Швейцарии вручил ему орден ФРГ (ирония заключается в том, что несмотря на присвоение этих наград, немецкое гражданство ему так и не вернули).

В 1968 году, к 70-летнему юбилею писателя, швейцарский город Аскона (в котором он жил) сделал его своим почётным гражданином.

Умер Ремарк 25 сентября 1970 года в возрасте 72 лет в городе Локарно, и похоронен на швейцарском кладбище Ронко в кантоне Тичино. Полетт Годдар, скончавшаяся двадцать лет спустя, похоронена рядом с ним.

Эрих Мария Ремарк отнесён к писателям «потерянного поколения». Это группа «рассерженных молодых людей», прошедших ужасы Первой мировой войны (и увидевших послевоенный мир вовсе не таким, каким он виделся из окопов) и написавших свои первые книги, так шокировавшие западную публику. К таким писателям, наряду с Ремарком, относились Ричард Олдингтон, Джон Дос Пассос, Эрнест Хемингуэй, .

Интересные факты Эриха Марии Ремарка:

Существует версия, что Эрих Ремарк и Адольф Гитлер неоднократно встречались во время войны (оба служили на одном направлении, хотя и в разных полках) и, возможно, были знакомы. В подтверждение этой версии часто приводится фотография, на которой изображены молодой Гитлер и ещё двое мужчин в военной форме, один из которых имеет некоторое сходство с Ремарком. Тем не менее у этой версии нет иных подтверждений.

Таким образом, знакомство писателя с Гитлером не доказано.

На момент середины 2009 года произведения Ремарка были экранизированы 19 раз. Из них больше всего «На Западном фронте без перемен» - трижды. Также Ремарк консультировал авторов сценария военного эпика «Самый длинный день», повествующего о высадке войск союзников в Нормандии. Фраза «Одна смерть - это трагедия, тысячи смертей - статистика» , ошибочно приписываемая , на самом деле вырвана из контекста романа «Чёрный обелиск», но писатель, в свою очередь, по некоторым данным позаимствовал её у публициста времен Веймарской республики Тухольского. Полностью цитата выглядит так: «Странно, думаю я, сколько убитых видели мы во время войны - всем и известно, что два миллиона пали без смысла и пользы, - так почему же сейчас мы так взволнованы одной смертью, а о тех двух миллионах почти забыли? Но, видно всегда так бывает: смерть одного человека - это трагедия, а смерть двух миллионов - только статистика» .

В произведении Ремарка «Ночь в Лиссабоне», у героя Иосифа Шварца по паспорту дата рождения совпадает с датой рождения писателя - 22 июня 1898 года.

Библиография Эриха Марии Ремарка:

Романы Эриха Марии Ремарка:

Приют грёз (вариант перевода - «Мансарда снов») (нем. Die Traumbude) (1920)
Гэм (нем. Gam) (1924) (опубликовано посмертно в 1998)
Станция на горизонте (нем. Station am Horizont) (1927)
На Западном фронте без перемен (нем. Im Westen nichts Neues) (1929)
Возвращение (нем. Der Weg zurück) (1931)
Три товарища (нем. Drei Kameraden) (1936)
Возлюби ближнего своего (нем. Liebe Deinen Nächsten) (1941)
Триумфальная арка (нем. Arc de Triomphe) (1945)
Искра жизни (нем. Der Funke Leben) (1952)
Время жить и время умирать (нем. Zeit zu leben und Zeit zu sterben) (1954)
Чёрный обелиск (нем. Der schwarze Obelisk) (1956)
Жизнь взаймы (нем. Der Himmel kennt keine Günstlinge) (1959)
Ночь в Лиссабоне (нем. Die Nacht von Lissabon) (1962)
Тени в раю (нем. Schatten im Paradies) (опубликовано посмертно в 1971 году. Это сокращённая и переработанная издательством Droemer Knaur версия романа «Земля обетованная».)
Земля обетованная (нем. Das gelobte Land) (опубликовано посмертно в 1998 году. Это последний, неоконченный роман писателя)

Рассказы Эриха Марии Ремарка:

Сборник «История любви Аннеты» (нем. Ein militanter Pazifist)
Враг (нем. Der Feind) (1930-1931)
Безмолвие вокруг Вердена (нем. Schweigen um Verdun) (1930)
Карл Брегер во Флери (нем. Karl Broeger in Fleury) (1930)
Жена Йозефа (нем. Josefs Frau) (1931)
История любви Аннеты (нем. Die Geschichte von Annettes Liebe) (1931)
Странная судьба Иоганна Бартока (нем. Das seltsame Schicksal des Johann Bartok) (1931)

Другие произведения Эриха Марии Ремарка:

Последний акт (нем. Der letzte Akt) (1955), пьеса
Последняя остановка (нем. Die letzte Station) (1956), киносценарий
Будьте бдительны!! (нем. Seid wachsam!!) (1956)
Эпизоды за письменным столом (нем. Das unbekannte Werk) (1998)
Скажи мне, что ты меня любишь... (нем. Sag mir, dass du mich liebst...) (2001)

Немецкая литература

Эрих Мария Ремарк

Биография

Эрих Пауль Ремарк родился 22 июня 1898 в городе Оснабрюк, в семье переплетчика Питера Франца Ремарка и его жены Анны Марии. Ещё в школе он решил связать свою жизнь с искусством: он занимался рисованием и музыкой. Потрясённый смертью матери, Ремарк меняет своё имя на Эрих Мария в возрасте 19 лет.

В его романе «На западном фронте без перемен» (Im Westen nichts Neues), он изображает ее как заботящуюся фигуру матери главного героя Пауля Боймара. Отношения Ремарка с его отцом скорее более отдаленные, и также они имеют разные взгляды на мир. Ремарк растет рядом с его двумя сестрами, Эрной и Эльфридой.

Сдав его экзамены начальной школы (1912), Ремарк начинает работать учителем, но его работа была прервана 1-ой Мировой войной. После краткого периода обучения, Ремарка посылают к Западному Фронту, где он ранен в 1917. В течение его пребывания в военном госпитале, Ремарк пишет рассказы, прозу. В 1919, в конце войны, Ремарк сдаёт экзамены и следующие два года, преподаёт в различных начальных школах в сельской местности. Оставляя свою карьеру преподавателя, он берет ряд случайных работ в пределах г. Оснабрюк, включая работу продавца надгробной плиты. Его автобиографический письменный роман Черный Обелиск (1956) делает много ссылок на этот период.

Осенью 1922, Ремарк оставляет Оснабрюк, и поступил на работу в «Континентальную каучуковую и гуттаперчевую компанию» в Ганновере, известную ныне как «Континенталь», и начал не только составлять слоганы, сопроводительные тексты и пиарный материал, но и писать статьи в «домашний» журнал компании «Эхо-Континенталь». REMARQUE - написанное по правилам французской орфографии - намек на гугенотское происхождение семьи.

Вскоре Ремарк расширил поле своей деятельности. Не ограничиваясь журналом компании, он начал печататься в таких журналах, как «Югенд» и ведущий спортивный журнал «Шпорт им Бильд», которые охотно брали его путевые заметки. Целое сочинение о коктейлях появилось в журнале «Штертебекер» - весьма оригинальное название для периодического издания, поскольку «Штертебекер» был ганзейским пиратом пятнадцатого века, неким подобием Робин Гуда. Статьи в «Шпорт им Бильд» открыли двери в литературу молодому писателю, и в 1925 году Ремарк покидает Ганновер и переезжает в Берлин, где становится редактором иллюстраций упомянутого журнала.

Эрих Ремарк впервые увидел свое имя напечатанным типографическим способом в возрасте двадцати лет, когда журнал «Шенхайт» опубликовал его стихотворение «Я и ты» и два маленьких рассказа «Женщина с золотыми глазами» и «Из юношеских времен». С тех пор Ремарк не переставал писать и печататься почти до самой смерти. В этих произведениях было все, чем будут позже отличаться книги Ремарка, - незамысловатый язык, точные сухие описания, остроумные диалоги, - но они остались незамеченными, не смогли выделиться из потоков бульварной литературы, заполнившей немецкие лавки в первые послевоенные годы.

В 1925 году в Берлине поженились Ютта Ингеборг Эллен Цамбона и Эрих Мария Ремарк. Ютта Цамбон, прибавившая к своему имени имя Жанна, ночи напролет просиживала рядом с Ремарком, пока он после работы в издательстве писал для себя. В 1927 году вышел в свет его второй роман «Станция на горизонте». Он печатался с продолжениями в журнале «Шпорт им Бильд». Известно, что этот роман так и не вышел отдельной книгой. Можно также допустить, что и в течение следующего года Жанна составляла ему компанию, когда он за шесть недель написал роман «На западном фронте без перемен». Так же мало как Ремарк говорил о своем браке, так же мало он говорил о причинах его развода, который последовал в 1932 году. Говорили, что она предпочла другого мужчину, кинопродюсера, известно обожателя ослепительно красивых женщин. И хотя она обобрала его «до нитки», после развода он посыла ей цветы, это было типично для него. После того, как Гитлер в 1937 году лишил обоих гражданства, Ремарк женился на Жанне второй раз, чтобы дать ей новый паспорт и панамские документы, а потом и американские взамен утраченных по одной-единственной причине - в наказание за то, что она была миссис Эрих Мария Ремарк.

1929, Ремарк записывает свой опыт войны и травмирующие воспоминание о ней в романе «На западном фронте без перемен». При появлении в предпечати - в газете «Vossische Zeitung» (1928) и в книжных магазинах к январю 1929 «На Западном Фронте без перемен» захватывают воображение миллионов. Роман приносит популярность Ремарку и финансовую независимость, но также и политическую враждебность. Через три года Он пишет еще один роман «Возвращение» (1931), в котором он изображает проблемы солдат после их возвращения на родину, туда, где были уничтожены идеи, расшатаны моральные устои, разрушена промышленность.

В том же году, опасаясь травли со стороны национал-социалистов, писатель вынужден был оставить Германию. Он переехал в Швейцарию, купив дом в Порто Ронко, Lago Maggoire. Последним произведением Ремарка, изданным до начала Второй мировой войны, стал роман «Три товарища», вышедший в 1938 году сначала в Америке на английском языке и только затем в Голландии, на немецком. На родине писателя к тому времени его книги (в первую очередь, конечно, «На западном фронте без перемен») были запрещены, как «подрывающие немецкий дух» и принижающие «героику немецкого солдата». Фашисты лишили Ремарка немецкого гражданства в 1938 году. Он был вынужден бежать из Швейцарии во Францию, а оттуда - через Мексику - в Соединенные Штаты Америки. Здесь его жизнь - в сравнению с жизнью многих других немецких эмигрантов - протекала достаточно благополучно: высокие гонорары, все его книги (в 1941 году роман «Возлюби ближнего своего», а в 1946-м - знаменитая «Триумфальная арка») непременно становились бестселлерами и были с успехом экранизированы. В трудные военные годы Ремарк помогал, порой анонимно, многим своим соотечественникам - деятелям культуры, которые, как и он, спасались от гитлеровского режима, но их финансовое положение было удручающим.

В Германии тем временем, сестра Ремарка стала жертвой варварского режима. Обвиняемая в том, что она делала замечания против Гитлера и его режима, она приговорена к смерти в 1943 и казнена в Берлине. В течение переговоров, Председатель Народного Суда, Freisler, как полагают, сказал, что «Ваш брат, возможно, избежал нас, но Вы уже не избежите этого «

В 1968 Город Оснабрюк называет улицу в честь Эльфриды Шольц.

Вновь после войны получив немецкое гражданство, Ремарк вернулся в Европу. С 1947 года он жил в Швейцарии, где и провел в основном последние 16 лет своей жизни. Появляются романы: «Искра Жизни» (1952), роман, изображающий злодеяние концентрационных лагерей, и «Время жить и Время умерать» (1954), в которой изображена война Германии против Советского Союза. В 1954 Ремарк приезжает на похороны своего отца в Bed Rothenfelde около Оснабрюка, но не посещает свой родной город. Ремарк никак не преодолел горечь своего изгнания из Германии: «Насколько я знаю, ни одна из массовых убийц Третьего Рейха не была изгнана. Эмигранты поэтому еще более унижены.» (Интервью 1966). Черный Обелиск появляется в 1956. Он частично анализирует духовный климат в пределах родного города Ремарка в течение 1920-ых, но также и имеет дело с предварительными условиями для роста фашизма и нападает на моральное политическое восстановление после Второй Мировой войны.

Единственная пьеса Ремарка, «Последняя остановка», которая была написана в 1956 году. Речь в ней шла о русских, которые прорвались в Берлин и встретились там с солдатами СС и пленниками концентрационного лагеря. Премьера состоялась 20 сентября 1956 года в Берлине; позже постановку осуществили и в Мюнхене. Успех был не всемирным, но пьесу восприняли серьезно, а для него это было важнее, чем отношение к другим его работами, если не считать резонанса, вызванного романом «На западном фронте без перемен». «Жизнь взаймы» издана в 1959. В книге «Ночь в Лиссабоне» (1961) он возвращения к теме эмиграции еще раз. Здесь автор делает явную ссылку на Оснабрюк как сцену действия. «Тени в Раю» становятся последним из романов Ремарка. Он издан второй женой Ремарка Полетт Годдард в 1971 после его смерти.

В 1964 году, чтобы отметить 65-ый день рождения Ремарка, город Оснабрюк дарит автору его самое престижное вознаграждение - Медаль Mозера. Три года спустя (1967) писатель получает OBE от Федеральной республики Германии. Он также становиться почетным жителем городов Асконы и Порто Ронко.

25-ого сентября 1970 Эрих Мария Ремарк умер в госпитале в Локарно. После его смерти родной город называет в честь Ремарка улицу.

Существовала, конечно, и другая сторона жизни Ремарка - скандальная, связанная в первую очередь с его жизнью в Америке. Она неплохо известна (причем не только страстным почитателям творчества писателя): продолжительные запои, affaire de Coeur с Марлен Дитрих - эмоциональная зависимость писателя от кинодивы была, наверное, сродни наркотической, романы с юными голливудскими актрисами и, наконец, женитьба на Поллет Годар - бывшей миссис Чарли Чаплин…

Во всем мире было продано 30 миллионов экземпляров книг Ремарка. Главная причина такого беспримерного и уникального успеха заключается в том, что в них затрагиваются общечеловеческие темы. Это темы человечности, одиночества, храбрости и, по выражению самого Ремарка, «счастья короткого единения». Мировые же события служат в его книгах лишь обрамлением действия.

Несмотря на то, что в Германии Эрих Мария Ремарк давно уже не пользуется популярностью, - о нем помнят лишь как об авторе «На западном фронте без перемен», у нас, в России, Ремарк до сих пор очень популярен. Начиная с 1929 года, когда роман о рядовом Пауле Боймере вышел по-русски, всего через несколько месяцев после публикации в самой Германии, все книги Э. М. Ремарка неизменно пользовались успехом в нашей стране. Подсчитано: за 70 лет пребывания на отечественной литературной сцене общий тираж книг Э. М. Ремарка на русском языке превысил 5 миллионов экземпляров!

Ремарк Эрих Мария (1898-1970) - немецкий писатель, родился 22 июня 1898 года в немецком городе Оснабрюке. В семье, где отец зарабатывал переплетением книг, было 5 детей, Эрих Мария родился вторым. С 1904 года учился в школе при церкви, а в 1915 году поступил в католическую учительскую семинарию.

Ушел служить в армию в 1916 году, а летом 1917 попал на Западный фронт, где менее чем через 2 месяца получил несколько ранений и до конца войны пробыл в военном госпитале. В послевоенный период меняет множество работ, начиная от учителя, продавца надгробий, музыканта на органе и прочих профессий. В 1921 году устраивается редактором Echo Continental и берет себе псевдоним Эрих Мария Ремарк, взяв второе имя на честь умершей матери.

В 1925 году женится на Ильзе Ютте Замбона, которая в прошлом работала танцовщицей, но прожил с ней в браке чуть больше 4 лет. В 1929 году публикует свой роман «На Западном фронте без перемен», который номинируется на Нобелевскую премию, а в следующем году выходит его экранизация. В связи с политической ситуацией в Германии Ремарк переезжает в Швейцарию, где завязывает роман с Марлен Дитрих. В 1938 году повторно женится на Ютте, чтобы помочь ей выехать с Германии к нему, а затем с ним – в США. Официально они развелись 1957 года.

В 1951 году завязывает роман с актрисой Голливуда Полетт Годдар и через год женится на ней после официального развода с Юттой в 1957 году. Писатель с женой возвращается в Швейцарию, где становится обладателем многочисленных наград.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Йошта рецепты Ягоды йошты что можно приготовить на зиму
Каково значение кровеносной системы
Разделка говядины: что выбрать и как готовить?