Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Элементы античной архитектуры. Античная архитектура Античный стиль в архитектуре

Античный стиль

Античность (лат. Anticuus - древний) - совокупность проявлений культуры древних греков и римлян эпохи Возрождения. Возникшая, на островах Эгейского моря эта культура была настолько гармоничной и целостной, что впоследствии воспринималась более поздними стилями (Ренессанс, Классицизм, Неоклассицизм) как первоисточник, как эталон для подражания. Лучшие произведения античного искусства всегда связываются с представлениями о художественном совершенстве и недосягаемом образце. Античность - это, прежде всего архитектура - монументальная и возвышенная. В Античном стиле архитектуры и дизайна интерьера тщательно продумана и просчитана каждая деталь, поэтому стиль отличается особой гармонией, идеальном совершенством, в нём нет ничего выбивающегося из общей концепции.

Античные интерьеры всегда узнаваемы. Они выделяются великолепными фресками, узорами и настенной живописью с изображением батальных и охотничьих сцен, рельефами и барельефами, а также множеством керамики, очень большими вазами, бюстами мыслителей, скульптурами, терракотовыми статуэтками, особыми элементами декора. Для греческой орнаментики характерны как фигурные и растительные, так и геометрические элементы : акант, лотос, ряд листьев, пальметта, меандр, спираль, волнистые линии. Орнамент - спиральный, а также волнистая линия. Для украшения интерьеров уместно использование бронзовых и мраморных статуй и статуэток греческих богов, зеркал из шлифованного металла, а также картин и гобеленов с сюжетами той эпохи. Обязательным атрибутом является очаг – камин – источник живого тепла, загадочного света, особого уюта и романтической атмосферы.


Типичный для Античного стиля интерьера потолок - расписной кессонный, дополненный рельефными изображениями, а также многоугольными углублениями декоративного или конструктивного свойства.

Натуральность, ясность форм, строгая красота, рождающая ощущение гармонии - всё это делает Античный стиль привлекательным для реализации в современных интерьерах .

Об оригинальной греческой мебели, не сохранившейся до нашего времени, можно судить по описаниям, рельефам и рисункам на вазах Античной эпохи. Вся мебель была выполнена из ценной древесины и лишь в исключительных случаях обивалась тканями. Обстановка была не многочисленна. Для сидения использовались обычные стулья, скамьи и церемониальные (тронообразные) стулья. Столы же были настоящими произведениями искусства. Они стоили дорого, и особенно ценились круглые обеденные столы , выполненные из лимонного дерева , с одной ножкой из слоновой кости. Мебельные мастера того времени широко применяли изображения львов, крылатых хищников, сфинксов. Ножкам столов, кресел, а также скамей часто придавали форму львиных лап с крыльями, вверху каждая такая ножка оканчивалась звериной головой. Боковины дорогих столов обильно покрывались резьбой, изображающей грифонов, крылатых львов, орлов. Крышки столов были гладкими с украшениями мозаикой, инкрустацией или просто вставками: слоновой костью, золотом, драгоценными камнями или древесиной другого цвета: самшита, пальмы, платана и черного дерева. В обстановку Античного жилища входили также маленькие сундучки, в которых хранились наиболее ценные вещи. В спальных комнатах располагались деревянные кровати с одной спинкой, для их украшения использовались серебряные накладки. На раму кровати натягивалась ременная сетка. Наполнением матрасов и подушек служили шерсть, гусиное перо или пух.


Именно в период Античности для оформления интерьеров стали применяться драпировки. Текстильные полотна ткали изо льна, конопли и шерсти. Ими обрамляли окна и ложе. В основном ткани окрашивали в кремовый, коричневый, жёлтый, золотой, зелёный и шафрановый цвета. Полотна расписывались типичными греческими орнаментами, а самые дорогие вышивались. Самым красивым, необычным и дорогим текстилем считались китайские ткани - шелковые и с металлической нитью, расписанные драконами, иероглифами, геометрическими и растительными узорами. Для декорирования богатых домов также использовались шёлковые японские ткани и хлопчатобумажные, тонкие льняные и шерстяные индийские ткани с набивным узором. Также высоко ценились иранские шелка с узорами в виде круглых и овальных медальонов, фантастических животных и сцен охоты. Для покрывал, скатертей и обивки мебели использовались гладкокрашеные ткани с характерным античным орнаментным узором по краям. В Античных интерьерах для декоративного оформления часто использовались кожаные и матерчатые подушки набитые водорослями или травой.

Античность в интерьере

Античный мир не случайно называют колыбелью европейской и американской цивилизации и культуры. Всем самым лучшим в современной культуре мы обязаны древним грекам и римлянам. Все, что связано с античностью, по сей день вызывает огромный интерес: античная литература, изобразительное искусство, театр, архитектура и, конечно, античный интерьер. Богатая культура далекого прошлого отличается монументальностью, величественностью. Это относится и к античным интерьерам, ставшим в последнее время особенно популярными у людей во всем мире.

Прежде чем пытаться повторить в своем жилище, подумайте: удастся ли вам создать то самое ощущение величественности?

Согласитесь, воссоздать некое подобие старинного храма или Дворца правителей Кноса в квартире площадью 40 квадратных метров вам вряд ли удастся.

Следовательно, первое условие создания античного интерьера таково: творить дизайн в этом стиле можно лишь в просторных помещениях с относительно высокими потолками . Если пренебречь этим условием, в лучшем случае вместо планируемого античного стиля в интерьере можно получить лишь удачную пародию или стилизацию с античными элементами. В худшем – слишком тесное и неуютное помещение с громоздкими и давящими деталями.

Интерьер в античном стиле: атриум в современном доме

Если есть такая возможность, в доме или даже в квартире можно создать некое подобие древнеримского атриума. Атриум – это внутренний световой дворик, из которого можно было попасть во все помещения дома.

Античный атриум

Высокие греческие вазы различных форм с морскими и природными мотивами часто встречаются в современных интерьерах – они весьма популярны. В античном интерьере им тем более стоит найти место.

Если удастся отыскать светильники в форме факелов, они станут великолепным украшением помещения, выполняющего роль атриума, а также спальни.

Создавая интерьер в античном стиле , стоит поэкспериментировать с текстилем. Текстиль может быть повсюду: в античном интерьере можно отделать тканью потолки и стены – обтянуть, оклеить или задрапировать. Лучше, если шторы будут закрывать всю стену с окном. Шторы должны иметь сложные драпировки, сама же ткань может быть легкой.

Еще фото

Античный стил ь (Anticuus - с лат.Древний) сочетает в себе совокупность культур древней Греции, Рима и Египта которые с эпохи Возрождения общепринято считать классикой.

В Германии, Англии и Италии это африканское тропическое дерево называют венге (wenge). Венге очень популярно, благодаря своей ценной древесине. В других странах это дерево больше известно, как конголезский палисандр, африканское розовое дерево, боконге, авонг. Благодаря своей темной, очень красивой и очень плотной древесине, венге широко используется при изготовлении накладок на гитарные грифы, рукояток ножей, бильярдных киев. Шпон венге используется в качестве декоративного покрытия мебели и дверей. Не каждый может себе позволить использовать в интерьере настоящую древесину венге. Чаще говорят о насыщенном, темно-коричневом цвете венге. Предлагаем посмотреть фото-подборку интерьеров различных комнат , где использован цвет венге – спальни, гостиные, кухни, домашние кинотеатры, гардеробные и др.

Климат с каждым годом становиться все жарче, раскаленный летний воздух , духота больших городов – все это делает незаменимыми в нашем быту современные душевые кабинки. Да и использование душевых кабинок экономически и экологически выгоднее, так как расход воды меньше. Приобрести их можно без труда, в любом строительном супермаркете представлен широкий выбор душевых кабинок различных конструкций и дизайна. Но тут все сталкиваются с проблемой – как вписать душевую кабинку в интерьер ванной комнаты. Предлагаем посмотреть фото-подборку, в которой вы найдете ответ на этот вопрос.

Интерьеры гостиных в античном стиле с камином

Наша фото-подборка познакомит вас с одним из самых древних стилей в архитектуре – античным стилем. Этот стиль очень популярен у современных дизайнеров интерьеров, в этом стиле выполняются прекрасные гостиные, столовые и холлы. Но вместе с тем, этот стиль до сих пор является предметом споров и разных мнений о том, как должен выглядеть античный интерьер в современной квартире . Попробуем разобраться вместе и узнать, как обустроить гостиную с камином в античном стиле.

Когда мы говорим об античном стиле (Anticuus - с лат.древний), мы говорим о сочетании культур древней Греции, Рима и Египта в одном стиле, который с эпохи Возрождения общепринято считать классикой. Античный стиль не может не вызывать восхищения своей величественной и законченной красотой. Колизей, колонны, триумфальные арки, своды, скульптуры, фрески. Как воссоздать этот стиль в интерьере, а особенно в интерьере небольшой квартиры покажут следующие фото.

Одна из отличительных черт античного стиля - гладкие с капителями колонны, которые располагают в холле по углам.

Дизайн квартиры

Античный стиль в интерьере – звучит громко, ярко и красиво. Данное стилистическое направление уже подразумевает эталонность и обращает нас к Древней Греции, Римской Империи. Людям из века в век свойственно стремление к величественному, помпезному, классическому окружению. Многие и сегодня возвращаются в колыбель цивилизации и стараются воссоздать вокруг себя подобие античного стиля. Но, для начала, необходимо все взвесить и понять сможем ли мы воссоздать действительно роскошные залы того времени? Ответ утвердительный, тогда приступим к обсуждению деталей.

К характерным атрибутам античного стиля можно отнести: наличие фресок в интерьере, колонн, антикварной мебели или мебели воссозданной под старину, статуэток, расписной керамики, лепки, крупных расписных классических ваз, а также сундучков (достаточно маленького размера). Стены могут быть украшены своеобразным расписным поясом разделяющим их на цветовые зоны , это могут быть полутона одного цвета или два цвета компаньона. Рисунок, сопровождающий античный, зачастую содержит в себе: орнаменты составленные из листьев, волнистых линий, спиралей, цветов лотоса, роз, листьев пальмы. Классическим напольным покрытием считается мозайка, но в силу достаточно глубокого влияния востока и в античном стиле допустимы яркие ковры с цветочным орнаментом.

Античный стиль в интерьере. Цветовое содержание и акцентные детали

Цвет играет важную роль для данного интерьера, но не яркую, а немного приглушенную и умиротворяющую. Так, для нас открывается простор из пастельной гаммы для стен и более яркие цвета для акцентов. Палитра стен чаще всего склоняется к цвету слоновой кости, а также к желтым и золотистым оттенкам . Акценты могут быть

более сочными, игривыми и насыщенными, так мы можем предпочесть яркие цвета, синих красок, оттенки терракотового, золотого, яркого желтого и черного цвета. Интерьер созданный в античном стиле подразумевает сложные тона, глубокие и многогранно-томные.


Современный интерьер адаптирует античный стиль и подстраивает классику под себя. Простое копирование древних залов в своих комнатах - сегодня, это не высший пилотаж, а скорее безвкусица. Так античные колонны перестают играть главную скрипку и уже не окрашиваются в яркие акцентные цвета , а лишь создают атмосферу легкого шика теряясь в бежево-желтой дымке. Поиграть в данном случае возможно с фактурой сооружений, колонны могут иметь трещины, сколы и всячески имитировать влияние времени.


Еще одним украшением античного интерьера становятся скульптуры, но и они претерпевают некоторую адаптацию к современности. Так, например, в Древнем Риме статуи героев и богов делали из дерева, одежда и оружие выполняли из бронзы или золота, все открытые части тела были покрыты слоновой костью, лицо раскрашивали, а глаза вставляли из драгоценных камней. Сегодня, чаще всего, скульптуры делают из шамота или из мрамора (Шамот – вид крупнозернистой глины). Текстиль в духе того времени позволяет нам разместить гобелены и тканые полотна с цветочным рисунком или с сюжетами античной эпохи, мифологии. Покрывала и скатерти гладкокрашеные, иногда украшались вышивкой или орнаментом по краю изделия.


Изюминку для помещения, оформленное в данном стиле, вносит мебель, оригиналы не

дошли до наших дней, но искусно воссозданные лавки, столы, стулья, кровати ничуть не хуже отражают настроение классики. Чаще всего мы можем увидеть ножки, выполненные формой фигур грифонов или звериных лап – это и будет для нас символом античной принадлежности данного предмета. В свою очередь сама мебель чаще всего имела простые формы.

Декор мебели осуществлялся с использованием наборной - деревянные изделия инкрустируются различными мозаичными вставками: слоновой костью, драгоценными камнями, золотом или деревом другого цвета. Вставки врезались в деревянную основу – эта техника носит название интарсии. Чуть позже, она была заменена на более простую технику - маркетри. В технике маркетри выполлняются сейчас имитации античной мебели. Основные материалы, используемые в античном интерьере: дорогие породы дерева, бронза, глина, золото, слоновая кость, мрамор. Приступая к созданию интерьера в античном стиле необходимо понимать всю сложность и затратность поставленной задачи.

Образец античной архитектуры - постройки Акрополя.

Когда говорят об античной архитектуре, прежде всего, имеют в виду искусство Древней Греции. Над созданием самого известного античного ансамбля Древней Греции - Акрополя - с 6 века до н.э. трудились архитекторы Калликрат, Иктин, Архилох, Мнесикл. С 447 г. до н.э. строительством руководил скульптор Фидий. В конце 19 века были проведены реставрационные работы, в ходе которых был частично восстановлен облик Акрополя, заново возведен храм Ники Аптерос. Архитектура античности явилась образцом, которому подражали зодчие Римской империи, Ренессанса, классицизма. Древние греки преуспели в развитии многих наук, в том числе геометрии, применив ее законы для определения пропорции, оценивая с ее помощью гармоничность объекта. Основным достижением архитекторов античной архитектуры Древней Греции стало открытие ордерной системы. Были созданы дорический (Парфенон), ионический (храм Ники Аптерос), коринфский ордер (Олимпейон в Афинах).

Дорический храм Парфенон, посвященный Афине Парфенос. Начало строительства 447 г. до н.э., храм освятили в 438 г.

Храм Ники Аптерос (Победы Бескрылой) — ионический храм. 427—424 гг. до н. э. Архитектор Калликрат.

Храм Зевса Олимпийского. Олимпейон в Афинах. 6 век до н.э. - 2 век до н.э.

Мегарон - прямоугольное сооружение с очагом посередине.

Античная архитектура Древней Греции до 5 века до н.э. называется архаичной. В тот период начали возводить храмы, посвященные греческим богам. В основе любого храма было строение по типу мегарона. Архаичные храмы строили из необожженного кирпича, они имели двускатную деревянную крышу. В то же время формировалась культура строительства колоннад перед фасадом здания. Храмы того времени были в плане прямоугольными, внутри них находилось наос - святилище. Колонны могли располагаться перед основным фасадом (Храм в Антах) - простиль, на двух фасадах с разных сторон - амфипростиль, или же они располагались вдоль всего периметра, создавая перипетр.

Простиль в античной архитектуре.

Амфипростиль в архитектуре античной Греции.

Перипетр в античном сооружении.

Этрусская культура существовала до н.э. на территории современной Италии. В 3 веке до н.э. Этрурия - страна этрусков - попала под владычество Рима. Этруски строили города с каменными домами, которые имели внутренний дворик, атриум, водоем. Этруски применяли при строительстве математические законы, использовали пропорциональные соотношения, ритм в оформлении зданий. Этрусские храмы напоминали греческие, они устанавливались на высоком фундаменте, к входному портику вела лестница. При возведении храмов использовали ордер, который впоследствии, уже в эпоху Возрождения, получил название тосканского (тосканские колонны напоминают дорический ордер, но имеют гладкую поверхность и базу, антаблемент не имеет членений). Двускатные кровли из терракотовых черепиц выступали над портиками, их поддерживали колонны с капителями, редко расставленные вдоль основного фасада. Храмы были украшены статуями и узорными фризами из терракоты (примеры храмового декора находятся в музее Вилла Джулия - это терракотовые модели храмов из Вульчи - 6 век до н. э., скульптурный фронтон из Неми - конец 6 - 3 вв. до н. э.) Среди храмового декора были антефиксы - вертикально расположенные плиты из камня или дерева, закрепленные у карниза кровли. Антефиксы выполняли двойную функцию: они служили как оберег от злых сил, а также были водоотводами. Подобные храмы стали образцом для храмовой античной архитектуры римлян. Из редких, частично сохранившихся примеров этрусского искусства можно назвать руины храмов: акрополь в Марцаботто и Пирге.

В античной архитектуре храмы устанавливались на прямоугольный высокий фундамент со ступенями, на которых собирались верующие (внутрь храма они не входили, там размещалась большая статуя греческого бога, в меньшем зале располагалась сокровищница). Иногда строили храмы круглой формы с круглыми перипетрами. Вокруг храмов устанавливали ограду, с помощью скульптурных композиций создавались храмовые ансамбли, как например, в Афинах, Приене, Дельфах, Олимпии. Афинский Акрополь, возведенный в период властвования Перикла - образец храмов архитектуры античности - с дорическим Парфеноном и храмом Ники Аптерос. Жилые дома в Древней Греции периода архаики представляли собой прямоугольные здания с вестибюлем. Архитектура античности в 5-6 вв. вступает в классический период, планировка жилого дома становится сложнее и состоит из мужской (в передней части дома) и женской половины. Обе половины имели выход во внутренний дворик. Кровля обычно была плоской, а плоские фасады без украшений, выходящие на улицу, не имели окон. Архитектура античности Древнего Рима многое переняла у греков и этрусков.

Терракотовые антефиксы из Южного святилища в Вейях.

Античная архитектура Рима создавалась разными народами, которые попали в зависимость от воинственной республики. Богатства, поступающие из завоеванных стран, послужили толчком для появления новых храмов и дворцов. В 1 веке до н.э. Рим превратился в империю, и основным направлением в зодчестве стал "августовский классицизм", оказавший в дальнейшем огромное влияние на европейскую архитектуру. В это время появилось большое количество общественных зданий, форумов. Сооружения украшались лепниной, каменным рельефом, скульптурами крышами с фронтонами. При императоре Нероне был возведен знаменитый Золотой дом. Во время правления Андриана (125 г. н.э.) - построен Пантеон. Античная архитектура Рима, как и древние верования римлян, приходит в упадок с восхождением на трон императора Константина, принявшего христианство. После 313 г. н.э. - года официального провозглашения христианства как государственной религии - начали возводить христианские храмы, которые по форме напоминали античные сооружения. Константин перенес столицу в бывший город Византий, назвав его Константинополем, Рим сложил с себя функции столицы империи. В результате архитектура античности, хотя еще и сохраняла свое влияние, потеряв идеологическую составляющую, постепенно стала только традицией.

Эпоху рабовладельческих государств Греции и Рима в период с XII - VIII вв. до н.э. до

    - V вв. н.э. именуют Античным миром .

Основой Древней Греции были города-государства (полисы ) - первые в истории чело­вечества республики, провозгласившие принципы демократии в рамках рабовладельческого строя. Социально-политическое устройство активно повлияло на развитие древнегреческой архитектуры. История греческой архитектуры прошла следующие периоды своего развития: гомеровская Греция (XI - VIII вв. до н.э.); архаика (VII - VI вв. до н.э.); классика (V - IV вв. до н.э.); эллинизм (конец IV - I вв. до н.э.). В гомеровский период зародилась греческая мо­нументальная архитектура. Период архаики сыграл очень важную роль в древнегреческой архитектуре - происходит процесс сложения системы архитектурных ордеров , вырабатыва­ется типология греческих храмов. Ордер становится общей системой правил и эстетических норм. В эпоху архаики применялись два типа ордера - дорический и ионический . Простей­шим типом каменного храма был «Храм в Антах », более совершенным типом становится «простиль », а затем - «амфипростиль ». Классическим типом греческого храма признан «пе­риптер » - храм, прямоугольной формы в плане, окруженный со всех сторон колоннадой. Дальнейшее усложнение композиции приводит к появлению таких храмов, как «диптер » - храм, окруженный двумя рядами колонн, «псевдопериптер » и «псевдодиптер ». Во времена Высокой классики (450 - 410 гг. до н.э.) создается самый замечательный ансамбль Древней Греции - Афинский акрополь . В течение короткого времени при Перикле сооружаются Пар­фенон, Пропилеи, храм Ники Аптерос , а позже - завершающее ансамбль здание - Эрехтейон . Поздняя классика наряду с храмами богата примерами строительства разнообразных соору­жений. Театр в Эпидавре с его великолепной акустикой; памятник Лисикрата , где применен коринфский ордер ; грандиозная монументальная усыпальница - Галикарнасский мавзолей - подтверждение этому. В эпоху эллинизма архитектура тяготела к колоссальным масштабам, грандиозным сооружениям . В это время был построен Фаросский маяк близ Александрии , в Пергамском акрополе возведен «Алтарь Зевса ».

История древнеримского государства - более сложное явление по сравнению с Древней Грецией. Древний Рим - огромная империя, в основе которой - власть императора, опирав­шаяся на вооруженную силу. Древнеримская архитектура делится на два главных периода : республиканский (конец VI - конец I вв. до н.э.) и императорский (конец I в. до н.э. - 476 г. н.э.). Римляне открыли новую эпоху в мировом зодчестве. Общественные сооружения, рас­считанные на огромное количество людей, масштабы строительства - главный символ мо­гущества государства. Римское зодчество породило множество типов сооружений: форумы, амфитеатры, термы, акведуки, мосты, триумфальные арки, дворцы и др. Важнейшим завое­ванием древнеримских зодчих явилось создание безопорных внутренних пространств , ор­дерной аркады и изобретение водоупорного римского бетона. Своеобразие архитектуры вре­мени Римской республики сказалось в создании нового типа римского особняка , лучшие об­разцы которых сохранились в Помпее и Геркулануме. Характерным типом общественного здания этого времени (V - I вв. до н.э.) является храм: круглый в плане храм Сибиллы в Ти­воли близ Рима , небольшой храм Фортуны Вирилис в Риме и др. Императорский период и особенно время правления Августа (27 г. до н.э. - 14 г. н.э.), получившее название «Золотой век» Римского государства, оставил огромное количество выдающихся произведений архи­тектуры: Гардский мост в Нимме; комплекс императорских форумов (форум Траяна и др.); триумфальные арки Тита, Септимия Севера, Константина ; амфитеатр Флавиев (Колизей ); Пантеон ; термы императоров Каркаллы и Диоклетиана . С этим временем связаны имена вы­дающихся зодчих Витрувия и Аполлодора Дамасского .

Остров Эгина. Храм Афины Афайи

Храм построен на грани архаического периода и эпохи расцвета эллинского зодчества. Это наиболее развитая, законченная и наилучшим образом сохранившаяся позднеархаическая постройка материковой Греции. Храм построен в 470 - 450 гг. до н.э. Строгие формы этого небольшого шестиколонного периптера и выразительность его фронтонных скульптурных групп, прославляющих победы греков над троянцами, создают образ, отражающий патриотизм греков. Храм стоит посреди священного участка, вход на который открывается через пропилей с двухколонными портиками на внутренней и наружной сторонах двора. Колонны эгинского храма не потеряли присущего архаическому дорическому ордеру впечатления мощи, но стали менее тяжеловесными, довольно стройными - отношение их высоты к нижнему диаметру составляет 5,3: 1, а высота равна семи диаметрам и к основанию колонны расширя­ются. Число колонн 6 х 12, с наосом, разделенным двухъярусными колоннадами. Ан­таблемент тяжеловат и составляет 1/3 высоты колонны, хотя и облегчен, вынос абака уменьшен.

Олимпия. Храм Зевса

Храм Зевса в Олимпии был сооружен местным зодчим Либоном из Элиды ме­жду началом 472 - 469 гг. до н.э. и являлся одним из лучших примеров строгого и мощного дорического стиля ранней классики. В древности он был знаменит хризо- элефантинной статуей Зевса работы Фидия, считавшейся одним из семи чудес света. Это был самый крупный храм в Пелопоннесе и один из немногих подобного размера во всей метрополии. Внутреннее помещение состояло из пронаоса, целлы и описто- дома. А ко входу в храм вел пологий пандус. Храм сгорел в 394 г. до н.э., но был вскоре восстановлен. При императоре Юстиниане разрушен до основания.

Афины. Парфенон

Парфенон - самый большой храм в ансамбле Акрополя и всей греческой мет­рополии. Возведен храм был в 447 - 438 гг. до н.э. на самой высокой площадке. Его размеры по стилобату 30,86 х 69,51 м, а высота колонн 10,43 м при диаметре в ниж­ней части 1,905 м, целла выложена из тщательно отесанных мраморных блоков, ок­ружена 46 колоннами (по 8 и 17 колонн с каждой стороны). Видный со всех сторон и издалека, храм должен был композиционно доминировать в окружающем простран­стве, архитектурно объединяя ансамбль. Этой задаче более отвечал периптер, на ос­нове которого зодчие Иктин и Калликрат создали гениальный образец периптераль- ного типа композиции, ставший шедевром древнегреческой архитектуры и признан­ным чудом света.

Античность стала одним из наиболее значимых периодов в развитии мировой истории и культуры. В эллинистических странах данного периода произошли основополагающие научные открытия, значительно усовершенствовались техники строительства, а культурное совершенство достигло своего пика. Античность по сей день остаётся эстетическим эталоном для множества более поздних направлений.

История возникновения

Античностью называют цивилизацию Древней Греции и Древнего Рима. Античная культура послужила первоисточником всего последующего западного искусства. Греко-римская культура подарила миру не только львиную долю искусств, но и выдающиеся научные достижения.

Временные рамки начала и конца эпохи античности отличаются в разных регионах. Так пик развития античной культуры в Греции наступил раньше, нежели в Риме. При этом античная цивилизация в Восточной части Римской империи зародилась и угасла раньше, чем в Западной.

Античность принято делить на следующие культурные периоды:

  • эгейский (3-2 вв. до н.э.);
  • гомеровский (11-9 вв. до н.э.);
  • архаический (8-7 вв. до н.э.);
  • классический (5-4 вв. до н.э.);
  • эллинистический (2-я пол.4-середина 1 вв. до н.э.).

Эгейский период

В эгейский период происходит зарождения античной культуры, что связано с существованием монойской и микенской цивилизаций. На Крите, заселённом минойцами первые зачатки государственности и письменность стали развиваться значительно раньше, чем в материковой Греции.

В 12 в. До н.э. Грецию захватывают дорийцы, и микенская цивилизация прекращает существовать.

Гомеровский период

В гомеровский период происходит окончательная ликвидация минойской и микенской культур. В обществе господствуют родоплеменные отношения, постепенно трансформирующиеся в классовые, начинают зарождаться первые города.

Архаический период

Классический период

Классическая эпоха стала расцветом полисного греческого общества. На неё приходится небывалый экономический и культурный прогресс.

Эллинистический период

Сменивший её эллинистический период пришёлся на время утверждения мировой державы Александра Македонского. Позднее, после захвата Греции и Персии римлянами античная культура продолжает развитие в рамках Римской империи.

Современное направление

Наибольший интерес к культуре античности пришёлся на конец 20-го -начало 21-го вв. В этот период в результате многочисленных археологических находок вниманию общественности были представлены множество уникальных памятником античного искусства.

Зародившаяся в античную эпоху латынь по сей день применяется в фармакологии и медицине. Теоритические изыскания Пифагора, Эвклида, Архимеда, положили начало развитию фундаментальной науки и до сих пор изучаются в школьных программах.

  • Римское право стало основой для развития правовой системы большинства современных государств.
  • Театральное искусство также берёт своё начало в Элладе.
  • Античная скульптура и заложили основу классического европейского искусства.
  • нередко прослеживаются в современных культурных течениях и интерьерах.

Архитектура

Античный стиль в архитектуре отличается особой лаконичностью и целостностью. Он выступал ориентиром для многих более поздних направлений. Некоторые архитектурные элементы у египетского стиля. Однако античная культура не отличается догматизмом. У древних греков имелся свой пантеон богов, которые не воспринимались как что-то возвышенное. Они имели те же пороки и слабости, что и люди. По этой причине в античной архитектуре много индивидуальности.

Ещё одним важным фактором развития греческой архитектуры является возникновение геометрии, позволившей идеально просчитывать пропорции любых конструкций.

Ранние греческие постройки возводились из глины и дерева. Основными объектами строительства выступали крепости и замки Позднее, в начале архаического периода, замковую архитектуру сменили храмовые постройки. Все гражданские постройки отошли на второй план. Так дома жителей зачастую имели прямоугольную форму, сооружались из тростника и глины и были довольно неприхотливыми и непрочными. В конце архаического периода жилища знатных греков начали строить из более прочного кирпича и камня.

Древние греческие города возникали стихийно и не имели особой планировки. Позднее они с размахом перестраивались. План подобных городов имел ярко выраженную прямоугольную структуру. В каждом городе имелась крепость (акрополь), изначально вмещающая царские покои, а позже ставшая культурным сооружением. Под акрополем формировался город с собственным центром и главной площадью, там проходили общественные собрания, торги.

Одним из наиболее важных зданий для греков являлся булевтерий – в нём проходили заседания городского совета.

Основным элементом городских коммуникаций был портик. Он предназначался для передвижений горожан, там же выставлялись произведения искусства.

В каждом городе имелся собственный храмовый комплекс, театр, гимнасий (учебное заведение), стадион и ипподром.

Что касается храмовой архитектуры, то предположительно в 8 в до н.э. в ней выделилось два направления:

  • Дорический стиль – характеризовался монументальностью, стремлением к идеальным пропорциям. Это направление изначально отличалось масштабностью и скромным числом украшений. С течением временя в нём не наблюдалось значительных перемен.
  • Ионический стиль – более позднее направление. В отличие от дорического стиля, он стремился к изяществу и лёгкости. Отличался большим числом декоративных элементов и украшений.

Не смотря на то, что данные стили возникли в разное время и регионах, особого географического разграничения в их использовании не было. Основным элементом любого греческого сооружения являются колонны. Их начали применять ещё в раннем микенском периоде. Первые колонны были деревянными. Постепенно дерево стали заменять камнем. В дорическом стиле колонны имели суженную кверху форму. Они были лишены любых декоративных украшений и имели исключительно конструктивные функции. С развитием мореходства и торговли, греческие города стали заметно богатеть. Храмовые сооружения стали возводить из камня, полностью вытесняя глинобитные постройки.

Одними из древнейших дорических зданий являются перистили – квадратные сооружения, со всех сторон обнесённые колоннадой. Они выделялись значительным превышением длинны над шириной, т.е. имели вытянутую вверх форму.

Ещё одна отличительная черта данного направления – значительная ширина колон. Так достигался эффект монументальности. Изначально возводились здания, с соотношением числа колонн у фасада и боковых стен 6к15 или 6к17. Позднее установилось иное правило: число боковых колонн должно в 2 раза превышать число колон у фасада плюс ещё одна.

Что касается ионического стиля, то здесь колонна является не просто опорой, но и ярким декоративным элементом. Их капители украшались лиственными элементами или завитками. Ионические колонные более изящные, имеют сложный цоколь и более тонкие углубления. К сожалению, большая часть древнейших ионических построек была разрушена. Так что об истоках ионики можно судить лишь с рассказов летописцев.

Наследником культурных достижений Древней Греции стала Римская Империя, захватившая Элладу во 2 в. до н.э.

Однако римляне привнесли и свои новшества в античные строительные технологии. Так ещё в 5-1 вв. до н.э. римляне умели строить добротные дороги, мосты, водопроводы, первыми стали использовать бетон, создали способ сооружений масштабных зданий из кирпичной кладки, использовали арки, своды и купола.

Римское искусство представляет собой совокупность культур множества государств, входящих в состав этой огромной империи. Небывалый приток средств из завоёванных государств обеспечил невиданный размах римской архитектуре. Так дворцы и храмы повсеместно украшались греческими картинами и скульптурами и подчас напоминали музеи. Римляне стремились продемонстрировать в своих постройках идею превосходство и силы, величия и подавляющей человека мощи. Римским постройкам 1 в до н.э. присущи помпезность и размах. Ещё одной особенностью развития римской архитектуры является стремление к богатой отделке зданий и пышному внутреннему декору.

В отличие от греков, лидирующее место в архитектуре римлян занимали не храмы, а более практичные городские сооружения – термы, театры, акведуки, мосты.

Римские строители создали новые конструктивные приёмы – купола, своды и арки, чем дополнили эллинистические конструкции.

Наравне с греческими дорическим и ионическим стилями, в Риме существовал коринфский стиль. Он отличался особой помпезностью и вычурностью построек и был наиболее популярным. частично перенял викторианский стиль.

Интерьер

Рассматривая особенности античного интерьера, стоит учитывать, что внутреннее убранство жилищ древних греков и римлян отличалось. Так дома знатных римлян выделялись особой помпезностью и размахом. Зачастую все жилые постройки имели внутренний дворик – атриум, из которого можно было попасть в любое помещение. По периметру атриума традиционно возводили 4-16 колонн. Что касается греков, то их интерьер был куда более сдержан. Основным критерием эстетики жилища было понятие «золотой середины», как состояния, когда нельзя ни добавить, ни убрать ни одной детали, чтобы не испортить эстетическую композицию.

Цветовая гамма

В античном интерьере приветствуются яркие цвета – синий, зелёный, оттенки красного, терракотового, жёлтый, золотой, чёрный и цвет слоновой кости.

Материалы

Для обустройства античных домов традиционно применялись дорогостоящие натуральные материалы, такие как , гранит, редкие породы деревьев, глина, бронза, слоновая кость. Мировой производитель лакокрасочной продукции Caparol () - это торговый знак, объединяющий предприятия с вековой историей.

Декор и аксессуары

Одним из основных декоративных элементов стиля является мебель. Она должна быть преимущественно деревянной. В эпоху античности мебель украшали резьбой (как и ) или инкрустацией. Ножки столов, диванов и стульев традиционно изогнуты, часто они имеют форму силуэтов грифонов или лап животных. В особенности это касается римского интерьера.

Типичным для этого направления является и использование греческих стульев клисмосев.

Не менее важным элементом интерьера эллинов была скульптура. Наибольших высот этот вид искусства достиг в классический период в древней Греции. Основными сюжетами являлись не только изображения богов и героев древних мифов, но и реальные люди, занимающие признанные ответственных должности – атлеты, государственные деятели, учёные, полководцы, или просто богатые горожане.

Греческие скульптуры были максимально реалистичными. Они передавали не только внешний вид, но и настрой, эмоции героя. Зачастую все скульптурные персонажи обладали индивидуальными чертами лица и развитым телом – древние греки полагали идеалом здоровую, духовно и физически развитую личность.

В качестве ещё одного отличительного элемента античного декора можно использовать высокие греческие вазы, со всевозможными рисунками и орнаментами.

Античность в современном проявлении

Заключение

Античность стала не просто направлением искусства. Она характеризует целый исторический период развития ряда государств. Эта эпоха подарила миру множество открытий и достижений, актуальных и по сей день. Данная культура характеризуется преемственностью. Так, даже после захвата Греции, античное искусство продолжило своё развитие уже в рамках .

Свое продолжение античная культура нашла в развитии таких современных направлений, как , и в .

  • Парфенон, афинский Акрополь.

  • Античный амфитеатр, Греция.

  • Эрехтейон - храм Эрехтея. Кариатиды, Акрополь, Греция.

  • Парфенон, афинский Акрополь.

  • Античный барельеф.

  • Античный храм.

  • Античный барельеф.

  • Античный храм.

  • Античный храм.

  • Дельфы, храм Апполона.

  • Развалины храма Аполлона. Кипр.

  • античная архитектура.

  • Парфенон, афинский Акрополь.

  • Античная архитектура. Храм Ники Аптерос.

  • Греческая архитектура.

  • Клериссо Шарль-Луи. Загородный дом на античных развалинах.

  • античные развалины, Рим.

  • Античный коринфский ордер.

  • Античный ионический ордер.

  • Сравнение ордеров.

  • Античный коринфский ордер.

  • Колизей – римский амфитеатр.

  • Колизей – римский амфитеатр.

  • Античный акведук.

  • Пантеон, Рим.

  • Триумфальная арка Тита Рим 81 г. н. э.

  • Триумфальная арка Константина.

  • Пергамский алтарь, 1-я пол. II в. до н.э.

  • Фасад храма Рамзеса II, Египет.

  • Пирамиды Майя.

  • Зиккурат в Уре. Древнее Междуречье

  • Пирамиды.

  • Сардинский зиккурат.

  • Погребальный комплекс в Гизе. Сфинкс на фоне пирамиды Хеопса.

  • Висячие сады Семирамиды, Вавилон.

  • Храм Артемиды в Эфесе IV век до н.э. Турция

  • Колосс Родосский, между 292 и 280 гг. до н. э. о. Родос.

  • Статуя Зевса в Олимпии, 776 г. до н.э.

  • Мавзолей в Галикарнасе Турция IV до н.э.
  • Александрийский маяк III век до н.э. Александрия. Египит.

Античный стил ь (Anticuus - с лат.Древний) сочетает в себе совокупность культур древней Греции, Рима и Египта которые с эпохи Возрождения общепринято считать классикой.

В развитии архитектурных стилей, последующих эпох, главную роль сыграли греки, их наследие осталось в веках и эволюционировало вплоть до нашего времени. Древнегреческая архитектура зародилась в конце 3 тысячелетия до нашей эры на островах Эгейского моря, высшая степень её развития была в 4-5 вв. до нашей эры. Благодаря своей гармонии, целостности, благородству форм, величию, продуманности всех элементов и деталей, является образцом для более поздних стилей таких, как Классицизм , Неоклассицизм, Ренессанс . Греки первыми разработали и применили стройную теорию архитектуры, а именно: использовали на практике закон симметрии. Позднее в Европе этот закон станет основой стиля Классицизм. Ученики греков древние римляне не только развили, но и дополнили греческую ордерную систему тосканским и композитным ордерами. Римляне совместили греческий ордер, италийскую арку и свод цилиндрической формы, таким образом, создали арочно-ордерную ячейку, и создали такую красивую форму как купол. Античность вызывает восхищение своей неподражаемой, величественной и законченной красотой. Памятники Древней Греции и Рима такие, как Колизей, колонны, триумфальные арки, своды, скульптуры известных людей античной эпохи, богов и богинь, изумительная художественная роспись (фреска) от итал.fresco письмо по сырому известковому грунту красками.

Кстати фреска применялась и на Руси в 10-12 века, благодаря этой технике создавались самые выдающиеся произведения стенописи. Хотелось бы назвать таких мастеров, как Андрей Рублёв и Дионисий, которые работали с фреской на Руси. В Италии в эпоху Возрождения великие мастера Микеланджело , Рафаэль , творили в этой технике.

Данный стиль интерьера напоминает Древнюю Грецию и Рим, некое разделение утилитарности и функции красоты. Планировка внутри помещений выглядит следующим образом: Большой зал прямоугольной формы, по его периметру расположены двери в другие комнаты. Если вам близок античный стиль, но у вас небольшие площади, то можно ограничиться использованием различных предметов и приёмов декора, не применяя перепланировку. Ещё одна отличительная черта античного стиля выглядит так: в холле по углам располагают гладкие с капителями колонны, задумка принадлежащая древним римлянам. Колонны дорического, ионического и коринфского ордеров, используются в интерьере стиля античность. Очень часто в интерьерах античности встречались скульптуры, фонтанчики, мраморные пороги. Стены украшены живописью и облицовкой. Традиция, создания настенных живописных обманок, глубоко уходящая своими корнями в античную эпоху. Весьма актуальный декораторский приём, когда требуется зрительно расширить границы, какого не будь небольшого помещения. В современных условиях, стены можно соорудить из гипсокартона, сделать ниши, расположить в них предметы искусства, которые подчеркнут стиль античность. Цвет декоративной настенной штукатурки в основном с оливковым или с золотым оттенком. На полы применяли старинную мозаичную кладку, позднее покрывали коврами ручной работы. Потолок в этом стиле может быть гладким или рельефным с растительным орнаментом. Центр потолка в античном интерьере, особенно украсит, массивная люстра из бронзы с плафонами, имитирующими свечи. Античный интерьер украшают большие вазы с рисунками в геометрическом стиле (спираль или волнистая линия), убранство мебели составляли маленькие статуэтки из золота и слоновой кости, ионические колоны. В интерьере античности характерны такие материалы, как золото, бронза, слоновая кость, гипс, камень и керамика, глина, дорогое дерево.

Двери либо покрывали венецианской штукатуркой, либо плиткой. Античная мебель выполнена просто, изящно и пропорционально. Античные столы имеют круглую или четырёхугольную форму на одной, трёх и четырёх ножках (в виде звериных лап). В античную эпоху создаётся три основные формы: скамейка, обычный стул и церемониальный. При изготовлении столов и стульев использовали, только дорогую древесину, а также бронзу и серебро. В обстановку интерьера также входили маленькие сундучки. В 3 веке до нашей эры в Древней Греции, появляется мебель с мягкой обивкой, с отделкой золотом и серебром. Цветовые решения интерьера античность: звонкий желтый, оттенки золотого, зелёный и синий, чёрный, оттенки красного (терракотовый), цвета слоновой кости.

В комнатах располагали зеркала, выполненные из бронзы, серебра и золота. Мелкие детали декора отлично подчеркнут античный стиль, и у вас появиться ощущение, что вы живёте в настоящем старинном римском замке. Самое подходящее решение это красивые и оригинальные аксессуары (настольная лампа с ножкой, имитирующей колонну, большие старинные часы). Всё это очень удачно сочетается со светлой либо терракотовой классической мебелью и белой драпировкой на окнах. Создавая в жилище атмосферу античного стиля, можно использовать один или два акцента в виде каких либо предметов мебели плюс подходящие для подобного случая аксессуары. Главное не перестараться, потому что именно в стиле античность должен чувствоваться хороший вкус, и не должно быть не чего лишнего. И так, добро пожаловать в загадочное прошлое!

Включайся в дискуссию
Читайте также
Йошта рецепты Ягоды йошты что можно приготовить на зиму
Каково значение кровеносной системы
Разделка говядины: что выбрать и как готовить?