Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Добровольном вступлении правоотношения по обязательному. Добровольное вступление в отношения по социальному страхованию

Заявления заполняются в соответствии с Правилами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 августа 2008 г. № 627 «О порядке утверждения правил подачи заявления о добровольном вступлении в и заявления о прекращении правоотношений по обязательному пенсионному страхованию».

Уплата страховых взносов лицами, добровольно вступившими в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию, производится в соответствии со статьей 29 Федерального закона от 15.12.2001 года №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» и осуществляется на соответствующие счета Федерального казначейства с применением кодов бюджетной классификации, предназначенных для учета страховых взносов, уплаченных в добровольном порядке.

Правовой статус участников правоотношений по обязательному пенсионному страхованию

  1. получение полного доступа к информации о своем СНИЛС, состоянии баллов, размере взносов и к подобным сведениям, касающихся расчета сумм обеспечения и прочего. ПФ и работодатель обязаны предоставить такую информацию. Это можно также сделать, зарегистрировавшись на сайте ПФР;
  2. получить дубликат страхового свидетельства или получить новое в случае изменения данных (фамилии);
  3. формировать накопительную пенсию, в том числе и своими добровольными взносами. Для этого пенсионеры могут воспользоваться как государственным ПФ, так и НПФ;
  4. распоряжаться и управлять накопленным (менять инвестиционные фонды, управляющие компании);
  5. обращаться к фондам за выплатами накоплений, за срочными или единовременными выплатами;
  6. обращаться с заявлениями в ПФ для исправления ошибок в лицевом счете;
  7. при возникновении споров обращаться в суд;

Участники правоотношений по обязательному пенсионному страхованию должны информировать ПФ обо всех изменениях в личных данных. За намеренное предоставление недостоверной информации существует административная и гражданская ответственность.

  1. учет выплат;
  2. предоставление страховщику всей необходимой документации;
  3. оформление СНИЛС работникам, которые впервые трудоустраиваются;
  4. решение вопросов о замене страховых свидетельств для своих сотрудников, если их данные изменились;
  5. бесплатное предоставление застрахованным информации о лицевом счете, уплаченных средствах;

Участники страхования пенсионных фондов

  1. Чтобы вносить страховые взносы, страхователи должны зарегистрироваться соответственно нормативным требованиям.
  2. Главная задача - своевременно вносить денежные средства на счета страховщика.
  3. Страхователи должны заниматься ведением учета по перечисленным суммам.
  4. Предоставлять страховщику требуемую документацию.
  5. Оформлять СНИЛС сотрудникам, не имеющим фиксации в ОПС при первом трудоустройстве.
  6. Заменять страховые свидетельства работникам при изменении ими персональных сведений.
  7. Предоставлять застрахованным гражданам сведения о лицевом счете и уплаченных средствах.
  • лица, предоставляющие работу и выплачивающие денежные средства наемному персоналу (предприятия, частные предприниматели);
  • граждане, что осуществляют страховые выплаты сами за себя (представители малого и среднего бизнеса, частного нотариата адвокатуры).

Важно! Страхователи - это организации, вносящие денежные средства на счета своих сотрудников, а также граждане, делающие добровольные начисления на свой страховой счет и на счета других людей. На практике бывает, что страхователи относится к обоим разрядам. В этой ситуации исчисления осуществляются по каждому направлению.

Правоотношения по обязательному пенсионному страхованию

5. Лица, указанные в подпунктах 1, 2, 3 и 5 пункта 1 настоящей статьи , осуществляют уплату страховых взносов по обязательному пенсионному страхованию в порядке, установленном Федеральным законом «О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».

как произведение двукратного минимального размера оплаты труда , установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и
тарифа страховых взносов по обязательному пенсионному страхованию в Пенсионный фонд РФ, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования»,
увеличенное в 12 раз.

Юридическая консультация

Страховщик – Пенсионный фонд РФ (государственное учреждение) и его территориальные органы составляют единую централизованную систему органов управления средствами обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации, в которой нижестоящие органы подотчетны вышестоящим. Пенсионный фонд РФ и его территориальные органы действуют на основании Федерального закона «Об управлении средствами государственного пенсионного обеспечения (страхования) в Российской Федерации» и Закона РФ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ». Положения о территориальных органах Пенсионного фонда РФ, являющихся юридическими лицами, утверждаются правлением Пенсионного фонда РФ.

Страховщиками по обязательному пенсионному страхованию наряду с Пенсионным фондом РФ могут являться негосударственные пенсионные фонды в случаях и порядке, которые предусмотрены Федеральным законом. Порядок формирования в негосударственных пенсионных фондах средств пенсионных накоплений и инвестирования ими указанных средств, порядок передачи пенсионных накоплений из Пенсионного фонда РФ и уплаты страховых взносов в негосударственные пенсионные фонды, а также пределы осуществления негосударственными пенсионными фондами полномочий страховщика устанавливаются Федеральным законом.

Участники правоотношений по обязательному государственному пенсионному страхованию

бесплатно получать у страховщика информацию о нормативных правовых актах об обязательном пенсионном страховании, а также информацию о размерах обязательного страхового обеспечения, выплаченного застрахованным лицам, за которых страхователь уплачивал страховые взносы; 3)

обеспечивать реализацию прав застрахованных лиц, вступающих в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в целях уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии и своевременно и в полном объеме перечислять их в бюджет ПФР, а также вести учет, связанный с исчислением, удержанием и перечислением указанных страховых взносов и с уплатой взносов работодателя в пользу застрахованных лиц.

Правоотношения по обязательному пенсионному страхованию

1) проводить у страхователей проверки документов, связанных с назначением (перерасчетом) и выплатой обязательного страхового обеспечения, представлением сведений индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц; требовать и получать у плательщиков страховых взносов необходимые документы, справки и сведения по вопросам, возникающим в ходе указанных проверок, за исключением сведений, составляющих коммерческую тайну;

15) ежегодно одновременно с информацией о состоянии индивидуальных лицевых счетов застрахованных лиц направлять им информацию об их праве на добровольное вступление в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в целях уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии и на получение государственной поддержки формирования пенсионных накоплений в соответствии с ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений».

Управление пенсионного фонда РФ

Лица, добровольно вступающие в правоотношения по обязательному пенсиооному страхованию в соответствии с подпунктами 1,2,3 и 5 пункта 1 статьи 29 Федерального закона от 15 декабря 2001 года №167-ФЗ «Об обязательном пенсиооном страховании в Российской Федерации», регистрируются в территориальных органах Пенсионного фонда Российской Федерации в качестве страхователей на основании следующих документов:

Максимальный размер страховых взносов не может быть более размера, определяемого как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, увеличенное в 12 раз (8 х МРОТ х 26% х 12 мес. ).

Участники правоотношений по обязательному пенсионному страхованию

5) формирование в автоматизированном режиме сведений для составления бухгалтерской и статистической отчетности по выплаченным суммам пенсий, социальных пособий на погребение пенсионеров, не работавших на день смерти, и других выплат, отнесенных законодательством к компетенции ПФР, а также заявок потребности в средствах на выплату пенсий;

Федеральный закон «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» устанавливает государственные правовые основы пенсионного страхования в России, а также определяет пра­ва и обязанности субъектов, участвующих в пенсионном страхова­нии, их правовое положение, порядок реализации прав и обязанно­стей субъектов обязательного пенсионного страхования.

Для лиц, вступивших в добровольные правоотношения по обязательному пенсионному страхованию, минимальный размер страховых взносов будет рассчитываться исходя из одного МРОТ

Так, законопроектом предусматривается, что для лиц, вступивших в добровольные правоотношения по обязательному пенсионному страхованию, минимальный размер страховых взносов рассчитывается исходя из одного минимального размера оплаты труда, вместо двух МРОТ сегодня. Также законопроектом уточняется, что если заявление о добровольном вступлении по обязательному пенсионному страхованию подано в территориальный орган ПФР в течение расчетного периода, размер страховых взносов, подлежащих уплате за этот расчетный период, определяется пропорционально количеству календарных месяцев, в которых лицо состояло в правоотношениях по обязательному пенсионному страхованию. За неполный месяц размер страховых взносов определяется пропорционально количеству календарных дней этого месяца.

Законопроект призван создать для физических лиц, добровольно вступившим в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию, максимально равные условия по уплате страховых взносов с индивидуальными предпринимателями, не производящими выплаты физическим лицам. Напомним, что ранее Федеральным законом от 27 ноября 2019 г. № 335-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» для плательщиков, не производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам минимальный размер страховых взносов был установлен в фиксированном размере.

05 Июл 2018 633

Статья 29. Добровольное вступление в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию

Комментарий к статье 29

1. В п. 1 комментируемой статьи указываются лица, которые вправе добровольно вступить в правоотношения по ОПС . Комментируемая норма выделяет 5 групп таких лиц:
1) к первой группе относятся граждане РФ, работающие за пределами территории РФ, в целях уплаты страховых взносов в ПФР за себя . Комментируемая норма подп. 1 п. 1 ст. 29 относится к тем гражданам, которые в настоящее время работают за пределами Российской Федерации, но собираются получать пенсионное обеспечение в России или хотят, чтобы такое пенсионное обеспечение было рассчитано по правилам комментируемого Закона. Положения комментируемого пункта позволяют гражданам РФ позаботиться о своих пенсионных правах в будущем.
В соответствии с положениями ст. 6 комментируемого Закона страхователями не являются иностранные юридические лица, предоставляющие работу гражданам РФ за рубежом. При этом в соответствии со ст. 7 комментируемого Закона граждане РФ, работающие за пределами России, не признаются застрахованными лицами, если только самостоятельно добровольно не вступят в отношения по ОПС;
2) ко второй группе относятся физические лица в целях уплаты страховых взносов за другое физическое лицо , за которое не осуществляется уплата страховых взносов страхователем в соответствии с комментируемым Законом и законодательством РФ о налогах и сборах.
К данной категории относятся лица, которые имеют возможность уплачивать взносы на ОПС, занимающиеся соответствующей трудовой или предпринимательской деятельностью. При этом другое лицо в силу своего возраста, состояния здоровья, образования в сложившихся условиях не может получать выплаты, на которые бы начислялись страховые взносы на ОПС.
В качестве примера подобной категории граждан можно привести ситуацию, описанную в письме ПФР от 7 октября 2003 г. N СД-09-24/10623 "О добровольном вступлении в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию граждан, ведущих личное подсобное хозяйство". В нем было указано, что за гражданина, ведущего личное подсобное хозяйство, в случае если за него не осуществляется уплата страховых взносов страхователем, вправе уплачивать страховые взносы любое физическое лицо, которое зарегистрируется в территориальном органе ПФР как страхователь, добровольно вступивший в правоотношения по ОПС (например, совместно проживающий и (или) совместно осуществляющий с гражданином подсобное хозяйство член его семьи).
Аналогично и гражданин, ведущий личное подсобное хозяйство, вправе добровольно вступить в правоотношения по ОПС и осуществлять уплату страховых взносов в бюджет ПФР за другое физическое лицо, за которое не осуществляется уплата страховых взносов страхователем в соответствии с комментируемым Законом.
Другим примером является уплата страховых взносов мужем за жену, которая не работает, но занимается домашним хозяйством и воспитанием детей.
Также комментируемая норма подходит для ситуаций проживания военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, вместе с супругами в местностях, где они не могут трудиться в связи с отсутствием возможности трудоустройства, как и для случаев проживания за границей супругов работников, направленных в дипломатические представительства и консульские учреждения РФ, постоянные представительства РФ при международных организациях, торговые представительства РФ в иностранных государствах, представительства федеральных органов исполнительной власти, государственных органов при федеральных органах исполнительной власти либо в качестве представителей этих органов за рубежом, а также в представительства государственных учреждений РФ (государственных органов и государственных учреждений СССР) за границей и международные организации, перечень которых утверждается Правительством РФ;
3) к третьей группе отнесены застрахованные лица, осуществляющие в качестве страхователей уплату страховых взносов в фиксированном размере, в части, превышающей этот размер , но в общей сложности не более размера, определяемого как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда тарифа страховых взносов в ПФР, установленного подп. 1 п. 2 ст. 425 НК РФ, увеличенное в 12 раз.
Комментируемая норма устанавливает ограничения для застрахованных лиц, являющихся одновременно страхователями и в этом качестве производящих уплату страховых взносов в фиксированном размере. Такие страхователи - это лица, которые не осуществляют выплаты иным физическим лицам. Кроме того, установление фиксированного размера способствует снижению нагрузки на указанных страхователей.
При этом, с одной стороны, комментируемой нормой подчеркивается право застрахованных лиц на дополнительные пенсионные накопления, с другой стороны, данное право этой же нормой ограничивается. Примечательно также то, что ст. 426 НК РФ установлены более низкие тарифы страховых взносов на ОПС (22% и при превышении предельной базы - 10%), но в комментируемой норме речь ведется о более высоком тарифе страховых взносов на ОПС - 26%. Данное обстоятельство может способствовать более интенсивному накоплению;
4) к четвертой группе относятся физические лица в целях уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию в соответствии с ФЗ "О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений".
В соответствии с указанным Федеральным законом дополнительный страховой взнос на накопительную пенсию - это индивидуально-возмездный платеж, уплачиваемый за счет собственных средств застрахованным лицом, исчисляемый, удерживаемый и перечисляемый работодателем либо уплачиваемый застрахованным лицом самостоятельно;
5) к пятой группе отнесены физические лица в целях уплаты страховых взносов в ПФР за себя, постоянно или временно проживающие на территории РФ, на которых не распространяется ОПС . К данной группе будут относиться, например, иностранные граждане, постоянно или временно проживающие в РФ, однако не работающие по трудовым или гражданско-правовым договорам, иностранные граждане - высококвалифицированные специалисты. Комментируемая норма позволяет указанным лицам участвовать в отношениях по ОПС, хотя ст. 7 комментируемого Закона не относит их к застрахованным лицам.
2. В п. 2 комментируемой статьи содержится норма, в соответствии с которой лица, имеющие право на добровольное вступление в правоотношения по ОПС по нескольким основаниям из числа перечисленных в п. 1 ст. 29 комментируемого Закона, вправе добровольно вступить в правоотношения по ОПС по каждому из оснований . Например, гражданин РФ, работающий за границей, может сам вступить в отношения по ОПС по основанию, указанному в подп. 1 п. 1 ст. 29 комментируемого Закона, уплачивать дополнительные страховые взносы на накопительную пенсию (подп. 4 п. 1 ст. 29 комментируемого Закона) и при этом производить выплаты за свою супругу по основанию подп. 2 п. 1 ст. 29 комментируемого Закона.
3. В п. 3 комментируемой статьи определено, что в правоотношения по ОПС вступают в заявительном порядке - путем подачи такого заявления в территориальный орган ПФР - следующие лица из числа указанных в п. 1 ст. 29 комментируемого Закона:
- граждане РФ, работающие за пределами территории РФ;
- физические лица в целях уплаты страховых взносов за другое физическое лицо;
- застрахованные лица, осуществляющие в качестве страхователей уплату страховых взносов в фиксированном размере, в части, превышающей этот размер;
- физические лица в целях уплаты страховых взносов в ПФР за себя, постоянно или временно проживающие на территории РФ, на которых не распространяется ОПС.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 18 августа 2008 г. N 627 "О порядке утверждения правил подачи заявления о добровольном вступлении в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию и заявления о прекращении правоотношений по обязательному пенсионному страхованию" уполномоченным органом по утверждению соответствующих правил является Минтруд России.
Правила подачи заявления о добровольном вступлении в правоотношения по ОПС и заявления о прекращении правоотношений по ОПС утверждены Приказом Минтруда России от 31 мая 2017 г. N 462н:
1) в соответствии с указанными Правилами заявление о добровольном вступлении в правоотношения по ОПС подается соответствующими лицами в территориальный орган ПФР по месту их жительства. Правилами не установлено, в какой территориальный ПФР необходимо подавать заявление, если такое заявление подается гражданином РФ, работающим за пределами территории России. Скорее всего, в таком случае гражданин должен направить соответствующее заявление по месту своего последнего жительства в России;
2) заявление подается лично в территориальный орган ПФР или направляется с использованием услуг почтовой связи способом, позволяющим подтвердить факт и дату отправления;
3) при подаче заявления о вступлении в правоотношения по ОПС и заявления о прекращении правоотношений по ОПС заявителем лично в территориальный орган ПФР представляется документ, удостоверяющий личность заявителя, и следующие документы (их копии):
- гражданами РФ, работающими за пределами территории РФ, - документы, подтверждающие факт работы заявителя или факт приглашения его на работу за пределами территории РФ либо дающие право на осуществление деятельности за пределами территории РФ;
- физическими лицами, уплачивающими страховые взносы за другое физическое лицо, - документ, удостоверяющий личность физического лица, за которое уплачиваются страховые взносы.
В случае если к заявлению, поданному заявителем лично в территориальный орган ПФР, приложены подлинники документов, с них снимаются копии, которые заверяются работником территориального органа ПФР. Подлинники документов возвращаются заявителю.
В случае направления заявления с использованием услуг почтовой связи к заявлению о вступлении в правоотношения и заявлению о прекращении правоотношений прилагается копия документа, удостоверяющего личность заявителя;
4) по результатам рассмотрения поданного заявления о вступлении в правоотношения по ОПС заявителю выдается уведомление о регистрации в территориальном органе ПФР в качестве страхователя, добровольно вступившего в правоотношения по ОПС. Уведомление выдается в день подачи соответствующего заявления и приложенных к нему документов, если заявление подается лично, или направляется заявителю по почтовому адресу, указанному в заявлении, в срок, не превышающий 3 рабочих дней со дня получения соответствующего заявления с копиями документов.
В случае подачи заявления о снятии с учета заявителю выдается уведомление о снятии с учета в территориальном органе ПФР в качестве страхователя, прекратившего правоотношения по ОПС. Сроки выдачи такого уведомления аналогичны срокам выдачи уведомления о регистрации в территориальном органе ПФР в качестве страхователя, добровольно вступившего в правоотношения по ОПС.
4. В п. 4 комментируемой статьи определено, что для лиц, уплачивающих дополнительные страховые взносы на накопительную пенсию, порядок вступления в правоотношения по ОПС определяется ФЗ "О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений". Указанным Законом предусматривается два порядка: застрахованное лицо действует через своего работодателя или взаимодействует напрямую с ПФР .
4.1. Застрахованное лицо, желающее уплачивать дополнительные страховые взносы на накопительную пенсию путем их перечисления через работодателя , указывает в подаваемом работодателю заявлении об уплате указанных взносов размер ежемесячно уплачиваемого дополнительного страхового взноса на накопительную пенсию, определенный в твердой сумме или в процентах от базы для начисления страховых взносов на ОПС. Размер уплачиваемого застрахованным лицом дополнительного страхового взноса на накопительную пенсию может быть изменен застрахованным лицом на основании его заявления. Работодатель, получивший заявление об уплате дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию либо об изменении размера уплачиваемого дополнительного страхового взноса на накопительную пенсию, осуществляет исчисление, удержание и перечисление дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем получения работодателем соответствующего заявления.
4.2. Уплата дополнительного страхового взноса на накопительную пенсию осуществляется застрахованным лицом, самостоятельно уплачивающим указанный взнос , путем перечисления денежных средств в бюджет ПФР через кредитную организацию. При самостоятельной уплате дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию застрахованное лицо не позднее 20 дней со дня окончания квартала должно представлять в территориальный орган ПФР копии платежных документов за истекший квартал с отметками кредитной организации об исполнении.
5. В п. 5 комментируемой статьи указывается, что лица, указанные в подп. 1 - 3, 5 п. 1 ст. 29 комментируемого Закона, осуществляют уплату страховых взносов на соответствующие счета Федерального казначейства с применением кодов бюджетной классификации, предназначенных для учета страховых взносов, уплаченных в добровольном порядке.
Код бюджетной классификации для уплаты страховых взносов на страховую пенсию физическими лицами, добровольно вступившими в правоотношения по ОПС, определяется в соответствии с Приказом Минфина от 1 июля 2013 г. N 65н "Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации".
Узнать реквизиты и сформировать квитанцию на уплату страховых взносов можно с помощью электронных сервисов ПФР.
6. В п. 5 комментируемой статьи также устанавливаются минимальный и максимальный размеры страховых взносов при добровольном вступлении в правоотношения по ОПС:
1) минимальный размер страховых взносов определяется как произведение двукратного МРОТ , установленного ФЗ "О минимальном размере оплаты труда" на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и 12 раз ;
2) максимальный размер страховых взносов не может быть более размера, определяемого как произведение восьмикратного МРОТ , установленного ФЗ "О минимальном размере оплаты труда" на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в ПФР , установленного подп. 1 п. 2 ст. 425 НК РФ (26%), увеличенное в 12 раз . При этом максимальный размер страховых взносов, указанный в комментируемом пункте, совпадает (что естественно) с максимальным размером страховых взносов, уплачиваемых застрахованными лицами, которые осуществляют в качестве страхователей уплату страховых взносов в фиксированном размере, в части, превышающей этот фиксированный размер.
Периоды уплаты страховых взносов (за исключением дополнительных страховых взносов физических лиц, уплачиваемых ими на накопительную пенсию) засчитываются для таких лиц в страховой стаж. При этом не может составлять более половины страхового стажа , требуемого для назначения страховой пенсии по старости, продолжительность засчитываемых в страховой стаж периодов уплаты страховых взносов следующими лицами:
- физическими лицами в целях уплаты страховых взносов за другое физическое лицо;
- физическими лицами в целях уплаты страховых взносов в ПФР за себя, постоянно или временно проживающими на территории РФ, на которых не распространяется ОПС.
7. В п. 6 комментируемой статьи указано, что уплата физическими лицами дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию осуществляется на условиях и в порядке, которые установлены ФЗ "О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений" (см. п. 4 комментария к настоящей статье) .
8. В п. 7 комментируемой статьи определены границы права на страховое обеспечение по ОПС , которое реализуется при соблюдении условий, установленных ФЗ "О страховых пенсиях" и ФЗ "О накопительной пенсии". Отчасти комментируемая норма развивает положения п. 6 настоящей статьи.
Смысл указанной нормы заключается в том, что для реализации норм комментируемой статьи лицо должно:
1) иметь право на страховую пенсию - то есть иметь соответствующий стаж, возраст, дающий право на получение страховой пенсии, по инвалидности или по случаю потери кормильца;
2) иметь право на накопительную пенсию - то есть иметь в наличии средства пенсионных накоплений, учтенные в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица или на пенсионном счете накопительной пенсии застрахованного лица, при соблюдении иных условий, предусмотренных ФЗ "О накопительной пенсии":
- иметь право на страховую пенсию по старости, в том числе досрочно;
- иметь размер накопительной пенсии более 5% по отношению к сумме размера страховой пенсии по старости, в том числе с учетом фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, и размера накопительной пенсии, рассчитанной по состоянию на день назначения накопительной пенсии.

Пенсионный фонд Российской Федерации в связи с обращениями территориальных органов ПФР рассмотрел вопрос о вступлении в добровольные правоотношения по обязательному пенсионному страхованию физических лиц, желающих осуществлять уплату страховых взносов за другое физическое лицо, являющееся безработным, студентом, школьником старших классов, домохозяйкой и др., и сообщает.

В соответствии со статьей 29 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" физические лица вправе добровольно вступать в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию и осуществлять уплату страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации за другое физическое лицо, за которое не осуществляется уплата страховых взносов в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ.

Вышеназванная норма Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ не устанавливает ограничений в части категорий лиц, за которых можно осуществлять уплату страховых взносов при вступлении в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию. Обязательным условием является отсутствие уплаты страховых взносов за указанное лицо.

Таким образом, физическое лицо вправе добровольно вступать в правоотношения и уплачивать страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированных платежей за другое физическое лицо, являющееся студентом, школьником старших классов, если данные категории лиц в настоящее время нигде не работают и за них страхователь не обязан уплачивать страховые взносы в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ.

Статьей 63 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что заключение трудового договора допускается лицами, достигшими возраста шестнадцати лет.

Следовательно, за студентов и школьников старших классов физические лица вправе уплачивать страховые взносы и вступать в добровольные отношения по обязательному пенсионному страхованию только по достижении ими возраста шестнадцати лет.

В соответствии со статьей 66 Трудового кодекса Российской Федерации трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника.

За домохозяйку также могут уплачиваться страховые взносы физическим лицом при представлении трудовой книжки домохозяйки с отсутствием записи о работе домохозяйки на день обращения в территориальные органы ПФР для вступления в добровольные отношения по обязательному пенсионному страхованию. При этом законодатель не связывает вступление в добровольные правоотношения с наличием или отсутствием трудовой деятельности физического лица до вступления в правоотношения по добровольной уплате за него страховых взносов другим физическим лицом.

Длительность периода прекращения трудовой деятельности для целей вступления в добровольные правоотношения по обязательному пенсионному страхованию и уплаты страховых взносов за лицо, за которое не осуществляется уплата страховых взносов страхователем, значения не имеет.

При этом физическое лицо, уплачивающее страховые взносы, должно прекратить их уплату при вступлении физического лица, за которое он платит, в трудовые или гражданско-правовые отношения по выполнению работ или оказанию услуг либо начале осуществления какой-либо деятельности (предпринимательской, в качестве адвоката, нотариуса и т.д.), сообщить территориальным органам ПФР о прекращении уплаты и сняться с учета в качестве страхователя.

Порядок регистрации в территориальных органах ПФР страхователей, уплачивающих страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации в виде фиксированных платежей, утвержденный Постановлением Правления ПФР от 16.08.2002 N 89п (зарегистрировано в Минюсте России от 28.11.2002 N 3971), предусматривает вступление в добровольные правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в следующем порядке.

В соответствии с пунктом 11 вышеназванного Порядка лица, добровольно вступающие в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию, регистрируются в территориальных органах ПФР в качестве страхователей на основании заявления.

Физические лица, уплачивающие фиксированные платежи за другое физическое лицо, за которое не осуществляется уплата страховых взносов страхователем в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ, представляют одновременно с заявлением:

Паспорт или другой документ, удостоверяющий личность страхователя и подтверждающий его регистрацию по месту жительства;

Паспорт или другой документ, удостоверяющий личность физического лица, за которое будут уплачиваться страховые взносы, и подтверждающий его регистрацию по месту жительства;

Страховое свидетельство государственного пенсионного страхования физического лица, за которое будут уплачиваться страховые взносы.

Первый заместитель

Председателя Правления

Большинству граждан нашей страны известно, что для того, чтобы получать пенсию надо много трудиться. И это, действительно, правда. Так, для права на страховую пенсию по старости скоро надо будет иметь 15 лет страхового стажа.

По общему правилу в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории России застрахованными лицами при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в ПФР.

Эти периоды являются классическими страховыми периодами, для образования которых требуется наличие двух условий: работы и начисления (уплаты) за ее периоды страховых платежей на обязательное пенсионное страхование. При этом содержание пенсионного страхового стажа только страховыми периодами не исчерпывается.

Существуют периоды, которые напрямую не связаны с осуществлением работы и уплатой страховых взносов, но при этом могут участвовать в образовании страхового стажа. В Законе "О страховых пенсиях" они именуются "иными периодами, засчитываемыми в страховой стаж". Также эти периоды на профессиональном языке именуются "нестраховыми". Пожалуй, самые распространенные из них - это военная служба и уход за ребенком.

Говоря об исчислении страхового стажа, нельзя обойти следующий интересный момент. В законодательстве Российской Федерации с 2002 г. существует институт добровольного вступления в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию. Суть его заключается в предоставлении отдельным категориям граждан права добровольно платить страховые платежи в Пенсионный фонд России.

Так, возможность добровольного вступления в указанные правоотношения имеют граждане:

В целях уплаты страховых взносов за другого гражданина, за которое не осуществляется уплата страховых взносов страхователем в обязательном порядке. К примеру, в таком порядке может платить страховые взносы муж за свою супругу-домохозяйку (ну или наоборот);
- в целях уплаты страховых взносов за себя лично, если в силу закона такой человек не подлежит обязательному пенсионному страхованию.

До 1 января 2015 г. взносы, уплаченные в добровольном порядке, учитывались при исчислении размера трудовой пенсии, но не при формировании страхового стажа и, как следствие, не принимались во внимание при определении права на пенсию.

Благодаря изменениям законодательства, которые вступили в силу с 1 января 2015 г., периоды уплаты страховых взносов названными лицами засчитываются в страховой стаж.
Продолжительность засчитываемых в страховой стаж периодов уплаты страховых взносов этими лицами не может составлять более половины страхового стажа, требуемого для назначения страховой пенсии по старости. старости (то есть в 2016 году - не более 3,5 лет, а в итоге к 2024 году этот период не должен будет превышать 7,5 лет (половина от требуемых 15 лет страхового стажа).

Тем самым часть страхового стажа, необходимого для определения права на страховую пенсию, фактически можно «купить». При этом, принимая во внимание, что соответствующие лица уплачивали страховые взносы в ПФР в добровольном порядке и до 1 января 2015 г., учитывая принцип придания обратной силы законодательным актам, улучшающим положение граждан (если самими актами не установлено иное), в страховой стаж могут быть засчитаны и периоды добровольной уплаты страховых взносов, имевшие место до 1 января 2015 года.

Минимальный годовой размер, подлежащий уплате такими «добровольцами», определяется как произведение двукратного минимального размера оплаты труда, установленного на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в ПФР, увеличенное в 12 раз ((2 x МРОТ x Т) x 12). В текущем году этот размер составляет 38 712,96 рублей.

Лица, добровольно вступающие в правоотношения по обязательному пенсиооному страхованию в соответствии с подпунктами 1,2,3 и 5 пункта 1 статьи 29 Федерального закона от 15 декабря 2001 года №167-ФЗ «Об обязательном пенсиооном страховании в Российской Федерации», регистрируются в территориальных органах Пенсионного фонда Российской Федерации в качестве страхователей на основании следующих документов:

1. заявление о регистрации;

2. паспорт или другой документ, удостоверяющий личность страхователя и подтверждающий его регистрацию по месту жительства на территории Российской Федерации;

4. заверенные копии документов, подтверждающих факт работы за пределами территории Российской Федерации или факт приглашения на работу либо дающих право на осуществление частной предпринимательской или иной деятельности за пределами территории Российской Федерации (только для лиц, работающих за пределами территории Российской Федерации либо получивших право заниматься предпринимательской или иной деятельностью за пределами территории Российской Федерации в соответствии с законодательством государства, на территории которого осуществляется указанная частная деятельность);

5. паспорт или другой документ, удостоверяющий личность физического лица, за которое будут уплачиваться страховые взносы, и подтверждающий его регистрацию по месту жительства (только для лиц, уплачивающих фиксированный размер страховых взносов за другое физическое лицо, за которое не осуществляется уплата страховых взносов страхователем);

6. СНИЛС физического лица, за которое будут уплачиваться страховые взносы (только для лиц, уплачивающих фиксированный размер страховых взносов за другое физическое лицо, за которое не осуществляется уплата страховых взносов страхователем).

Согласно п.5 статьи 29 Закона № 167-ФЗ лица, добровольно вступившие в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию, осуществляют уплату страховых взносов на соответствующие счета Федерального казначейства с применением КБК, предназначенного для учета страховых взносов, уплаченных в добровольном порядке, администратором которого является ПФР.

Реквизиты для уплаты страховых взносов, уплачиваемых в добровольном порядке:

Получатель : УФК по Республике Бурятия,

ИНН : 0323048828

КПП : 032601001

Расчетный счет : 40101 810 600 000 010 002

Банка получателя : ОТДЕЛЕНИЕ-НБ РЕСПУБЛИКА БУРЯТИЯ Г. УЛАН-УДЭ

КБК : 392 1 02 02042 06 1000 160.

Минимальный размер страховых взносов определяется как произведение двукратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, увеличенное в 12 раз (2 х МРОТ х 26% х 12 мес. ).

Максимальный размер страховых взносов не может быть более размера, определяемого как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, увеличенное в 12 раз (8 х МРОТ х 26% х 12 мес. ).

Периоды уплаты страховых взносов лицами, добровольно вступающими в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию, засчитываются в страховой стаж. Продолжительность засчитываемых в страховой стаж периодов уплаты страховых взносов, не может составлять более половины страхового стажа, требуемого для назначения страховой пенсии по старости.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Йошта рецепты Ягоды йошты что можно приготовить на зиму
Каково значение кровеносной системы
Разделка говядины: что выбрать и как готовить?