Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Дисциплина «Профессиональная этика и служебный этикет.

В чем заключается служебная этика? Что это такое? Какие известны основы типового кодекса этики и правила этикета для работников и руководителя? Как вести себя с клиентами? Чем чревато некорректное поведение в трудовом коллективе? Обо все этом и пойдет речь в нашей статье.

Что заключает в себе понятие?

Служебная этика – это комплекс основ, правил поведения человека в сфере его профессиональной, производственной либо служебной деятельности.

Под служебным этикетом понимается норма морального поведения человека в коллективе. Знание этикета выражается в приобретении профессиональных качеств и постоянном совершенствовании имеющихся навыков. Ключевым условием слаженной работы любой организации, компании или учреждения является культура поведения и взаимоотношений между руководством и работниками, а также между клиентами и партнерами.

В рабочей среде работник постоянно находится во взаимосвязи со всеми. Блюсти правила и требования делового этикета обязаны и руководители, и подчиненные.


Согласно правилам этикета на мероприятиях светского характера разговоры должны вестись без обсуждения личной жизни, обговаривать лучше только текущие деловые проблемы и вопросы.

Соблюдение служебного этикета по всем правилам призвано создавать здоровую эмоциональную рабочую обстановку, улучшать настроение, что поможет повысить трудовую производительность и удовлетворить личностное самоутверждение.

Основополагающие принципы этикета в служебной деятельности имеют существенные различия в компаниях, организациях, учреждениях разных отраслей. Существуют общие нормы, обязательные для соблюдения сотрудниками компаний и государственными служащими. Можно выделить несколько из основных принципов: пунктуальность, соответствие внешнего вида сотрудника установленному дресс-коду компании, умение сохранять конфиденциальность, а личные проблемы оставлять за стенами рабочего кабинета.



Правила этикета руководителя

Быть руководителем подразумевает определенный статус в связи с возлагаемой должностью и положением. На авторитет руководителя оказывает влияние обладание им высокой культуры общения. Нормы служебной этики, которые обязательны для соблюдения руководителем, выражены в следующем:

  • общение с подчиненными, коллегами, партнерами и клиентами должно быть основано на принципе демократизма;
  • внимательность к поведению подчиненных и доступность при решении конфликтов;
  • умение создать товарищескую и доверительную атмосферу в рабочем коллективе;
  • вежливое и корректное отношение;
  • ответственность в деловых вопросах;
  • умение держать данное им слово;
  • обладать объективностью в отношении ко всем подчиненным;



  • выражать принципиальность и требовательность в деле;
  • создавать благоприятный морально-психологический климат в коллективной обстановке;
  • выступать с претензиями к подчиненным не у всех на глазах, а при личной беседе;
  • необходимо периодически поощрять сотрудников за успехи;
  • в случае неправильной оценки ситуации и наказания невиновного подчиненного, обязательно признать свои ошибки;
  • быть справедливым при назначении наказания работникам;
  • не вести пустые ссоры.


Правильным будет, если руководитель своими действиями и манерой поведения укрепит у подчиненного чувство достоинства. Не должна забываться похвала подчиненного в виде устных и денежных поощрений. Однако в похвале должна быть мера, иначе у подчиненного разовьется нетерпимость к критике.

В поведении руководителя всегда необходим баланс. Так, если подчиненный не исполнил распоряжение руководства, необходимо указать, что за неисполнение поручений следует ответственность или наказание.


Правила этикета работников

Каждой фирме присущ собственный «табель о рангах». Документ может быть как типовым, так и дополненный специфическими для отрасли принципами. Например, к некоторым сотрудникам обращаются только по имени, по отношению к другим явно видна субординация в обращении по имени и отчеству.

Новички должны внимательно присматриваться к манерам и формам общения в межличностных отношениях в коллективе и принимать их за пример.


Основные нормы этикета выражены в следующем:

  • обладание общей культурой;
  • порядочность во взаимоотношениях с коллегами;
  • уважение чести и достоинства коллег;
  • отсутствие лицемерия и лжи;
  • вежливость;
  • умение свои проблемы и личные неурядицы оставлять за стенами кабинета;
  • доброжелательность, добросовестность, почтительность, тактичность, деликатность;
  • умение соболезновать и выражать сострадание.


Правила этикета с клиентами и партнерами

Этикет служебных взаимоотношений с заказчиками и компаньонами на предприятиях и в госучреждениях показывает, что надо сохранять правильные поведенческие качества и соблюдать следующие правила:

  • вежливость;
  • пунктуальность (на встречи нельзя опаздывать);
  • своевременность (на все входящие письма и звонки, поступающие от клиентов, нужно отвечать во время, без задержек);
  • ответственность за взятые задачи и сроки их исполнения;
  • опрятный и приличный внешний вид.



Соблюдение общепринятых норм этики в рабочем процессе будет способствовать долговременным и прочным отношениям с клиентами и бизнес-партнерами, а также росту престижа и прибыли компании.

Служебный этикет в работе с иностранными клиентами или зарубежными компаньонами предполагает знание обычаев, традиций страны-представителя, менталитета и морального поведения. В идеале отношения строятся на уважении и честности.


Основы типового этического кодекса

Кодекс этики и служебного поведения должен не противоречить конституционным основам, а учитывать принципы этики профессиональной сферы и правила поведения сотрудника в трудовом коллективе.

Основополагающие нормы выражают отношение к профессиональному долгу и обеспечивают качественное выполнение служебных обязанностей, способствуют росту карьеры и высоким ключевым показателям эффективности.

Регламент этических норм формирует коллективные взаимоотношения. В документе прописаны основы о конфликте интересов в компании, ответственности за превышение должностных полномочий, сохранении конфиденциальности персональных данных и секретов компании, соблюдение принципов ведения разумной конкуренции, нормы о личностной неприкосновенности и другое.

Слово «этика» происходит от греческого «ethos», слово «мораль» - от латинского «mos». Смысл обоих слов - нрав, обычай. В отличие от простого обычая или традиции, нравственные нормы получают идейное обоснование в виде идеалов добра и зла, справедливости и т.п. В отличие от права, исполнение требований морали санкционируется лишь формами духовного воздействия (например, одобрения или осуждения). Наряду с общечеловеческими элементами мораль включает исторически преходящие нормы, принципы, идеалы.Основными категориями этического сознания являются добро и зло. Эти ключевые для нравственного сознания понятия выражают меру полноты, с которой общественные отношения входят в содержание жизнедеятельности каждого из индивидов. Они характеризуют положительные и отрицательные нравственные ценности.

Задача рационального обоснования моральных ценностей очень сложна. Самые высоконравственные поступки часто необъяснимы с точки зрения здравого смысла, противоречат практической пользе. Опыт часто показывает расхождение нравственного совершенства и житейского благополучия, так как моральные ценности связаны не только с рассудком человека, но и с его чувствами, убеждениями, нравственной верой. Именно поэтому нет такой этической проблемы, которую можно было бы решить раз и навсегда.

В современном этикете выделяют четыре основных принципа этикета:

  • 1. Принцип гуманизма и человечности, который воплощается в требованиях быть вежливым, тактичным, корректным, учтивым, любезным, скромным и точным. Нравственное, человеческое отношение к другому независимо от его социального статуса, национальных и культурных критериев -- вот главный показатель и свидетельство истинной воспитанности. Быть вежливым - значит быть доброжелательным, приветливым. В реализации этого принципа важную роль играет речевой этикет, который регламентирует словесные формулы приветствия, знакомства, поздравления, пожелания, благодарности, извинения, просьбы, приглашения, совета, предложения, утешения, сочувствия, соболезнования, комплимента, одобрения; к речевому этикету относят также манеру разговаривать (в том числе и по телефону) и искусство вести беседу.
  • 2. Принцип целесообразности действий, в соответствии с которым этикет позволяет человеку вести себя разумно, просто и удобно для него самого и для окружающих. Надо отметить, что в большинстве случаев, само зарождение норм этикета диктовалось целесообразностью. Можно в связи с этим вспомнить этикетное правило, согласно которому при рукопожатии мужчина должен снимать перчатку. Эта норма зародилась в средние века с их тревожной ментальностью, когда всякий незнакомый человек на дороге воспринимался как источник смертельной опасности. Снимая перчатку с правой руки, рыцарь показывал, что у него нет оружия и таким образом демонстрировал свое миролюбие. Так удавалось ослабить чувство тревоги, которое, как мы знаем сегодня, приводит к сильнейшему стрессу. Этой же цели служило этикетное правило, требующее при приветствии снимать рыцарский шлем: обнажение головы делало человека уязвимым, что так же показывало отсутствие у него агрессивных намерений.
  • 3. Принцип красоты, или эстетической привлекательности поведения.Требования эстетической привлекательности поведения направлены на ограничение проявлений человеческой физиологии в межличностном общении, на обуздание природных инстинктов и страстей, отвечают насущным гигиеническим потребностям в чистоте и опрятности.
  • 4. Принцип следования обычаям и традициям той страны, в которой находится человек в данное время. При знакомстве с этикетом другого народа мы должны учитывать различие внутренней и внешней точек зрения. Одно дело, если структура моральных норм дается изнутри, и совсем другое - если с позиций другой культуры. В первом случае свое, как правило, оценивается положительно, во втором - картину нередко искажают обыденные, подчас субъективные представления о характерных чертах чужого народа. Наиболее характерными памятниками, отражающими внешнюю точку зрения, являются записки иностранных путешественников, внутреннюю - тексты типа Домостроя или современных пособий на тему «Как вести себя в обществе».

ВВЕДЕНИЕ

I. Служебная этика

II. Специфика формирования этики государственной службы

1. Этика государственной службы как единство профессиональной и управленческой систем

2. Роль права в формировании и развитии этики государственной службы

3.Основные понятия профессиональной этики государственной службы

III. Функции этикета на государственной службе

1. Требования к государственным служащим

2. Основные функции этикета на государственной службе

IV. Основные принципы этикета государственного служащего

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


ВВЕДЕНИЕ

Бесспорным является тот факт, что вне общения нет личности. Но процесс общения не может носить спонтанного, непредсказуемого характера. Чтобы он протекал нормально, бесконфликтно, и приводил к ожидаемым и значимым для обеих сторон результатам, он должен подчиняться определённым правилам внешнего поведения, совокупность которых обозначается понятием «этикет».

Однако сами неписаные правила, регулирующие внешние проявления взаимоотношений людей, воспитывающие привычку согласовывать свои поступки с представлениями об уважительности, доброжелательности и доверии, были выработаны гораздо раньше. Они обусловлены потребностями выживания и нормального функционирования социального организма, необходимостью приглушить заложенные в каждом индивиде природные инстинкты и противопоставить им правила общения, основанные на взаимном уважении интересов и на взаимоподдержке.

Достаточно распространена точка зрения, согласно которой этикет, как элемент внешнего поведения человека, органически не связан с его нравственностью: человек с изысканными манерами, с детства впитавший премудрости политеса, может оставаться высокомерным, негуманным, безнравственным. Однако такой человек вряд ли сможет долго вводить в заблуждение окружающих его людей относительно права называться человеком культурным, воспитанным. Внешняя форма поведения, лишённая нравственной основы, теряет свой смысл, приобретая лишь вид замаскированного хамства и неуважения к людям, которое рано или поздно выйдет наружу. «Ледяная» или «хамская» вежливость не имеют ничего общего с подлинной культурой человека. Правила этикета, соблюдаемые лишь внешне, позволяют человеку в зависимости от обстоятельств и индивидуальных черт характера с лёгкостью отступать от них.

I. Служебная этика

Служебная этика - самое широкое понятие в сфере профессиональной этики. Под служебной этикой понимают совокупность наиболее общих норм, правил и принципов поведения человека в сфере его профессиональной, производственной и служебной деятельности. Эти нормы должен соблюдать каждый человек, начавший работать. Количество этих норм невелико. Подавляющая часть их формулируется в предельно общем виде, с тем, чтобы быть детализированными применительно к конкретным видам деятельности. Требования служебной этики:

Дисциплинированность. Конкретизация этого понятия происходит в зависимости от специфики и содержания труда. Например, в животноводстве понятие дисциплинированности будет определяться жизненными циклами тех животных, за которыми ухаживают.

Сбережение материальных ресурсов, предоставляемых работнику для осуществления производственной деятельности. Эти ресурсы могут быть самыми разными. Необходимость восполнять утраченные ресурсы тяжким грузом ложится на прибыль и себестоимость продукции, отсюда требование сводить потери к минимуму. В эту норму входит сбережение тепла, зданий, техники, материалов и т.д.

Корректность межличностных отношений. Человек в сфере своей трудовой деятельности должен вести себя таким образом, чтобы как можно меньше возникало межличностных конфликтов, и чтобы другим людям было комфортно работать рядом с ним при прямом и косвенном межличностном контакте.

Все эти требования делятся на две подгруппы. Первая подгруппа: включает в себя требования в межличностных контактах по горизонтали (подчинённый – подчинённый, руководитель-руководитель). Вторая подгруппа: включает в себя требования в межличностных контактах по вертикали (подчинённый - руководитель).Тут главное требование к подчинённому - признание самого права руководителя отдавать распоряжения, что включает функциональные обязанности, принятые на себя человеком по трудовому договору.

Подчинённый должен, исходя из этих обязанностей, соответствующим образом строить своё поведение, и не использовать различные формы уклонения от исполнения распоряжений. Уклонение может быть гласным, публичным, с выставлением определённых условий руководителю. Может быть скрытым, принимать характер тайного (с помощью мимики, жестов, отдельных слов) провоцирования руководителя на открытые действия против подчиненного. В этих ситуациях подчинённый для окружения часто может представляться страдающей стороной, а реакция на него руководителя - неадекватной. Одной из причин подобного поведения подчинённых может быть стремление нажить определённый социальный капитал, выглядеть гонимым, приобрести статус неформального лидера, добиться каких либо льгот для себя и т.д.


II . Специфика формирования этики государственной службы

1. Этика государственной службы как единство профессиональной и управленческой систем

Государственная служба - специфический вид деятельности, связанный с осуществлением политики государства и реализацией от имени государства основных экономических, социальных и политических программ среди населения. Истоки госслужбы ищут в истоках формирования государства, так в ХХ в. до Н. Э. В Древнем Шумере произошло первое восстание за социальную справедливость против государственного аппарата, там же появились зачатки двухпалатного парламента и этических правил госслужбы.

Древняя Греция и Императорский Рим сыграли большую роль в образовании этики государственной службы как прообразы современных буржуазных государств. В них были подвергнуты анализу природа власти, в философии начали формироваться понятия «власть», «взаимодействие с обществом», «роль права».

Существенную роль в формировании этики госслужбы оказали исторические реалии формирования государственной службы в той или иной стране. Они делали этические требования более конкретными, обусловленными историческими реалиями данной страны.

Государственная служба предполагает наличие у каждого работающего того или иного объёма властных распорядительных полномочий, поэтому этика госслужбы включает в себя все основные элементы этики и культуры управления (принятие решения, его подготовка, реализация, предвидение последствий принятых решений и т.д.). На разных уровнях государственной службы объем властно --распорядительных полномочий различен. На низовых уровнях объем этих полномочий невелик в силу жёсткой централизации деятельности государственной службы, рядовые работники выполняют исполнительские функции, но, тем не менее, определённый набор властных полномочий у них есть.

Этика государственной службы включает в себя целый ряд элементов этики идеологизированных систем: требование подчинения основных личных качеств специфике достигаемой (реализуемой) идеи, исключение всех тех, кто неспособен применять те методы и способы, которые необходимы для достижения поставленных целей. В системе госслужбы всегда существовали официальные или неформальные способы отслеживания поведения государственных чиновников на соответствие их стандартам, предъявляемым в данный период к госслужащим. Существует система внутренних наказаний госслужащих.

В организации госслужбы и её функционировании есть много специфических моментов, которые действуют в противоречии с требуемыми от госслужащего моральными качествами. Нравственность чиновников разлагается как бы изнутри. Такими особенностями, негативно влияющими на мораль государственных служащих, являются:

Специфическая форма оплаты труда в государственной службе;

Её территориальное устройство;

Вертикальная выстроенность по направлению деятельности;

Особый характер текучести рабочей силы;

Особая заинтересованность отдельных слоёв населения в деятельности госслужбы.

Таким образом, этика госслужащего представляется достаточно нестабильным, ранимым, сильно зависящим от обстоятельств комплексом качеств. С другой стороны, государственный служащий - это лицо государства и нации, залог успешного функционирования государства. Поэтому существует ряд качеств, которыми госслужащий должен обязательно обладать. В связи с этим право играет решающую роль в организации государственной службы.

2. Роль права в формировании и развитии этики государственной службы

Другой профессии, в деятельности которой право играло бы такую большую роль, нет. Право в обеспечении морали государственных служащих доминирует, прописывается устройство государственной службы, соподчинённость, циклы сменяемости, система наказаний, смещений и т.д.

Таким образом, в государственной службе право является главным регулятором отношений между людьми внутри системы госслужбы и с внешним миром. Этика госслужащего занимает вспомогательное положение.

Цель права - унифицировать и стандартизировать поведение государственных служащих с тем, чтобы ни частая сменяемость, ни малый объём общения населения с чиновником не могли повлиять на восприятие фигуры чиновника как представителя государства.

3. Основные понятия профессиональной этики государственной службы

Профессиональная этика государственного служащего помогает конкретизировать, реализовать моральные ценности в условиях, подчас весьма сложных, необычных. Профессиональная этика не формирует новые принципы и понятия морального сознания, она как бы «приспосабливает» уже известные принципы, понятия к специфическим сферам жизнедеятельности человека.

Профессиональная этика и профессиональное нравственное сознание для своего функционирования должны иметь свои специфические понятия. Кратко рассмотрим те из них, которые будут интересовать нас больше всего. Пожалуй исходным понятием профессиональной этики является понятие «профессионального долга», в котором фиксируются достаточно подробно служебные обязанности. Именно осознание своего служебного долга побуждает представителей целого ряда профессий относиться к своему делу с наибольшей ответственностью, учитывая многие конкретные нюансы взаимоотношения личности и общества, личности и коллектива. Профессиональный долг стимулирует самоотдачу, именно в нём находит конкретное выражение долг Человека.

Следует выделить и такие понятия как «профессиональная честь» и «профессиональное достоинство». В понятии профессиональная честь выражается оценка значимости той или иной профессии в жизни общества. Осознание этой значимости очень важно для государственного служащего и составляет основу профессионального достоинства, самооценку своей деятельности. Важно отметить, что понятия «честь» и «служба» как общественные явления тесно связаны между собой. Не случайно в былые времена под честью понималось высокое звание, должность. Честь - это совокупность высших морально - этических принципов в личности. В ней заключается нравственное достоинство человека, его доблесть, честность, благородство души, чистая совесть, стремление следовать возвышенному идеалу правды, справедливости, добра, служения своему отечеству.

Честь не только нравственная, но и историческая категория. Она производная от условий эпохи, в которой живут люди, является частью их сознания, ориентирована на ту или иную систему ценностей, норм поведения и т.д.

Честь вместе с тем и категория деятельная. Она проявляет себя в поступках людей, в их отношениях друг с другом. В зависимости от характера отношений, в которых может находиться человек по отношению к другим людям, выделяется несколько видов чести. Немецкий философ XIX века А. Шопенгауэр, выделял, например, такие виды чести, как гражданская, служебная, военная, рыцарская, мужская и т.д.

Первостепенное значение для человека, чем бы он ни занимался, имеет, естественно, гражданская честь. По словам философа, ни один человек не может обойтись без неё. Её действия и значение распространяются на все сословия, не исключая самых высших. Честь обязывает всех граждан радеть за интересы своего отечества, умножать его богатство, доброе имя и славу, уважительно относится к законам государства, поддерживать общественный порядок, заботится о стариках и детях, помогать слабо защищённым слоям граждан. Ведь в правовом, демократическом, социальном государстве каждый человек имеет право на достойную жизнь.

Гражданская честь оказывает существенное влияние и на честь служебную, по крайней мере, в той части, которая связана с высокой социальной значимостью службы и служебной деятельности. В современном понимании служба - это служение государству, Отечеству, народу. Социальный смысл службы особенно ярко проявляется в переломные эпохи в жизни государства, когда резко возрастает ответственность людей за судьбы страны.

Служебная честь, кроме социального смысла, имеет и другую, не менее важную сторону, связанную с выполнением служащими своего долга. В виду публичности службы деятельность государственных служащих, их профессиональные, личностные качества находятся под пристальным вниманием общественности. Как отмечает Шопенгауэр, «служебная честь заключается во всеобщем мнении других, что человек, занимающий свою должность, действительно имеет все необходимые для этого качества и во всех случаях точно исполняет свои служебные обязанности.

Профессиональная честь и профессиональное достоинство, взаимно дополняя друг друга, помогают поддерживать определённый, достаточно высокий уровень нравственности. Профессиональная честь и профессиональное достоинство государственного служащего будут выражаться в принятых решениях и различных поступках.

Профессиональная нравственность для государственного служащего включает в себя и понятие «профессиональной справедливости». Быть справедливым не так просто. Государственному служащему требуется затратить много усилий, чтобы досконально исследовать ту или иную ситуацию, объективные обстоятельства. Оценить по шаблону, по совету начальства - гораздо легче. Но именно профессиональная справедливость, профессиональная совесть и побуждает государственного служащего быть справедливым, не поддаваться давлению «свыше», мафиозных групп и др. Справедливость, конечно, важна и в отношениях с коллегами. Двойные, тройные стандарты в оценках «своих» и «чужих», удобных и не удобных разрушают и моральное сознание самого специалиста, и морально-психологический климат коллектива. Так как общение с конкретным человеком составляет большую часть рабочего времени основного числа государственных служащих, можно с полной уверенностью говорить о таком понятии профессиональной нравственности, как «профессиональный такт».

Особенно стоит выделить основные принципы профессиональной этики государственного служащего.

Прежде всего, исходным для профессиональной этики государственного служащего является принцип гуманизма, т.е. уважительного отношения к каждой человеческой личности, понимания её неповторимости, самодостаточной ценности. Принцип гуманизма противостоит чисто утилитарному отношению к личности, рассмотрению её, главным образом, как средства достижения каких-то иных, пусть и достаточно важных целей.

С принципом гуманизма пересекается принцип оптимизма (профессионального). Так, государственному служащему не просто выполнять свои обязанности без веры в то, что его усилия, его труд, как принимаемые, так и выполняемые им решения способствуют развитию государства, укреплению принципов демократии, законности и правопорядка. Эта вера возвышает и помогает развить доброе начало в человеке.

Любая деятельность, особенно та, которая непосредственно направлена на человека, должна быть осенена, одухотворена высокой идеей. Поэтому профессиональная этика государственного служащего должна включать в себя принцип патриотизма. Очевидно, что любовь к Родине не может сочетаться с пренебрежительным отношениям к другим странам, другим народам. Если вспомнить рассуждения Аристотеля о золотой середине, то патриотизм можно представить как середину между двумя крайностями: между национальной кичливостью и приниженностью, заискиванием перед всем иностранным. Истинный патриотизм включает в себя конструктивное отношение к достижениям других народов.

Основные понятия и принципы профессиональной этики государственного служащего образуют её каркас, который наполняется «плотью и кровью» в различных житейских ситуациях.

III . Функции этикета на государственной службе

1. Требования к государственным служащим

Нравственные требования, предъявляемые к государственным служащим можно разделить на 4 группы: группа требований связана с наличием у чиновников властных и распорядительных полномочий. Требования к служащим, находящимся на уровне, где принимаются решения, переходят в этику управления (решительность, профессионализм, способность к лидерству и т.д.);

Исполнительская дисциплина. В основе этого требования лежит тот факт, что от государственного служащего порой зависит и жизнь человека, так как в профессиональную функцию чиновников входит оформление документов на человека с момента его рождения. Дисциплинированность, внимательность, исполнительность, пунктуальность, педантичность и законопослушность - эти качества характеризуют исполнительскую дисциплину;

Такие качества, которые определяются тем, что сегодня в структуре профессиональной деятельности чиновников возрастает объём общения. Здесь важно то, что общение не только возрастает количественно, но и становится более разнообразным, разнохарактерным. В это общение включаются новые слои населения, которые различаются интересами, социальным статусом, уровнем доходов и т.д. Чиновнику должны быть присущи такие качества как коммуникативность, открытость, уважение к чужой точке зрения, умение слушать и слышать, сдержанность, тактичность, воспитанность, владение словом, умение себя подать;

Качества, объясняемые «Эффектом аквариума» . Это особое положение государственного служащего в обществе: к нему приковано обострённое внимание людей (даже к личной его жизни). Из этого следует, что государственная служба - это не только профессия, но и образ жизни. Сдержанность, аскетизм, ощущение ответственности за отступление от стандартов, личное поведение - это те качества чиновника, которые отвечают за то, какое мнение сложится у населения о государстве.

При практическом применении понятия и принципы профессиональной этики государственной службы обретают форму этических требований. Из них основные, которые должны предъявляться к государственному служащему как при поступлении на государственную службу, так и при исполнении государственно-служебных полномочий:

Приверженность высшим нравственным принципам, верность государству; государственный служащий должен ставить государственные интересы выше индивидуальных, частных интересов, целей и задач политических партий, других общественных объединений;

Соблюдение принципов государственной службы;

Постоянная готовность выступить на защиту Конституции, федеральных законов и законов субъектов федерации, никогда не нарушать положений принятой присяги на верность государству и не отказываться от законных требований по государственной должности;

Честная служба государству;

Стремление найти и использовать наиболее эффективные и экономичные способы выполнения государственных задач и функций;

Отсутствие в деятельности государственного служащего элементов дискриминации одних субъектов, с одной стороны, предоставления особых благ и привилегий другим субъектам, за особое вознаграждение или без него, с другой;

Никогда не принимать для себя и членов своей семьи никаких благ и преимуществ, используя при этом свои служебные полномочия;

Не делать никаких личных обещаний, связанных с обязанностями государственной службы;

Никогда не использовать никакую информацию, полученную конфиденциально во время исполнения своих должностных обязанностей, как средство получения личной выгоды;

Не заниматься предпринимательской деятельностью;

Разоблачать коррупцию и постоянно бороться с ней в государственных органах;

Соблюдать деловой режим и корректность общения с гражданами и коллегами;

Стремиться создавать деловой имидж государственного служащего;

Не высказывать публично своего личного мнения о действующих политических деятелях;

Избегать злоупотребления служебным положением, корыстной или иной личной заинтересованности;

В общении с гражданами, как при исполнении своих полномочий, так и во внеслужебных отношениях соблюдать общепринятые правила поведения; вести себя с достоинством; демонстрировать вежливое корректное обращение, беспристрастность, принципиальность, стремление глубоко разобраться в существе вопроса, умение выслушать и понять другую позицию; равное отношение ко всем гражданам и юридическим лицам; взвешенность высказываемых суждений и принимаемых управленческих решений.

2. Основные функции этикета на государственной службе

Специфика такого рода профессиональной деятельности, как государственная служба, особенности социально-правового статуса государственного служащего и вытекающих из него соответствующих служебных ситуаций, позволяют говорить об этикете государственных служащих как о совокупности специфических правил, регламентирующих внешние проявления взаимоотношений между людьми в процессе их профессиональной деятельности во всём многообразии форм служебного общения.

На государственной службе, где отношения строятся на основе субординации, каждый вид общения (подчинённого и начальника, коллег, чиновника и посетителя) обладает достаточной спецификой и подчинён своим, выработанным практикой правилам этикета, ориентированного на честь и достоинство как высшую ценность.

Этикет на государственной службе выполняет различные функции. Выделяют информационную функцию, функцию стандартизации моделей индивидуального и группового поведения, функцию социального контроля и социального влияния, функцию создания психологического комфорта. Нормы этикета информируют о том, как следует вести себя государственному служащему в той или иной конкретной служебной ситуации и какого поведения следует ожидать от коллег, от начальника или от подчинённых. Стандартизируя поведение каждого члена коллектива, этикет помогает им, не задумываясь, порой почти бессознательно, выбирать линию поведения в соответствии с реальной обстановкой и ожиданиями окружающих, не рискуя попасть в неловкое или затруднительное положение или вызвать осложнения в отношениях с другими. Следование принятым правилам поведения у каждой из сторон общения укрепляет уверенность в правильности своих действий, рождает самоуважение, создаёт чувство психологического комфорта.

IV . Основные принципы этикета государственного служащего

Основу этикета государственного служащего составляют общие принципы современного этикета, соблюдаемые сегодня во всём мире: это принципы гуманизма, целесообразности действий, эстетической привлекательности поведения и уважения к традициям своей страны и стран, с представителями которых государственным служащим приходится вступать в деловые контакты.

Принцип гуманизма закрепляет нравственную основу делового этикета. Он конкретизируется в требованиях, обращённых к культуре взаимоотношений и включающих вежливость во всём многообразии её оттенков: корректность, учтивость, любезность, деликатность, тактичность, скромность, точность. Кредо принципа гуманизма: добрые отношения являются залогом плодотворного сотрудничества, выступая одним из наиболее действенных мотиваторов трудовой деятельности, неотемлемой частью организационной культуры.

В каждой конкретной ситуации мы выбираем соответствующую данной ситуации форму вежливости, а именно корректную вежливость, которая позволяет, не нарушая этикета, дать понять человеку наше отношение к его поступку. Корректность позволяет сторонам сохранить чувство собственного достоинства и не унизить другого.

Другая форма вежливости - учтивость, почтительная вежливость. В служебных отношениях почтительная форма вежливости служит надёжным способом защитить и достоинство подчинённого, и авторитет руководителя, соблюдая служебную иерархию, оказать уважение начальнику без тени услужливости и унижения и «почтить» вниманием подчинённого без высокомерия и чванства. Учтивость не имеет ничего общего с услужливостью и подобострастием в чиновной среде.

Яркое проявление гармонии внутренней и внешней культуры человека - деликатность, свойство действительно воспитанных, интеллигентных людей, высшее выражение доброжелательности, предупредительности и приветливости.

Вежливость в служебных отношениях не самоцель, а средство создания и сохранения в коллективе здорового морально - психологического климата, а у каждого сотрудника - чувства психологического контроля и защищенности. Она помогает предупреждать возникающие недоразумения и делать общение более приятным.

Вежливости всегда сопутствует тактичность - то чувство меры, которое позволяет человеку точно улавливать границу между тем, что можно и чего нельзя. Она помогает предупредить ситуацию, вызывающую неловкость, а если она всё-таки возникает - не заметить её. Тактичный руководитель не станет «распекать» подчинённого за совершённую им ошибку в присутствии посторонних лиц. Тактичный человек не станет бесцеремонно делать замечания новому или более молодому сотруднику, не позволит себе безапелляционных высказываний, увидев на лице сослуживца тень озабоченности или огорчения, не будет назойливо допытываться о причинах его состояния. Он не будет давать непрошенные советы, вмешиваться в личные дела и распространять информацию личного характера, полученную в конфиденциальном порядке.

Одно из требований служебного этикета - скромность. В. Даль определяет скромного человека, прежде всего как умеренного в своих требованиях, невзыскательного для себя, не ставящего свою личность наперёд, приличного, тихого в обращении, противопоставляя этим качествам самоуверенность, самонадеянность, самолюбивость, заносчивость, наглость, нахальство. К сожалению, это понятие в общественном сознании в последнее время в значительной мере девальвировалось, утратив свой первоначальный смысл, и стало нередко ассоциироваться с неуверенностью, робостью, застенчивостью и посредственностью, с которыми, как полагают, не проживёшь.

Таким образом, принцип гуманизма как важнейший принцип современного этикета, конкретизированный в требованиях вежливости, скромности, точности, имеет глубокую нравственную основу. Вытекающие из него конкретные правила поведения выступают внешним проявлением уважения к человеку. В противном случае никакие изысканные манеры, никакая утончённая речь, не способны скрыть отсутствия подлинной культуры, ущербности воспитания. А неуважение к другим людям - признак отсутствия самоуважения.

Принцип гуманизма - основополагающий, но не единственный принцип, лежащий в основе этикета государственного служащего. Нестандарстные служебные и жизненные ситуации постоянно ставят человека перед проблемой выбора модели поведения, опираясь лишь на здравый смысл. Принцип целесообразности действий - вот то, что во многом определяет поведение государственного служащего во взаимоотношениях с окружающими в служебной ситуации.

Третий принцип, на котором основываются требования современного делового этикета - принцип эстетической привлекательности поведения и внешнего облика работника учреждения. Неопрятно одетый, размахивающий руками и постоянно гримасничающий или угрюмо насупленный, в азарте спора загоняющий вас в угол или небрежно, не глядя на вас, протягивающий для приветствия высокомерно протянутую ладонью вниз руку, громко разговаривающий и шумно борющийся со своим насморком человек вряд ли вызовет симпатию и доставит удовольствие от общения с ним. Некрасивое, лишённое изящества и привлекательности поведение оскорбляет эстетические чувства окружающих и воспринимается как проявление неуважения к ним.

У каждого народа есть свои, веками складывающиеся, обычаи и традиции. Уважение к этим традициям и следование им - ещё один принцип современного делового этикета. Сегодня, в связи с активным расширением международных связей на всех уровнях, этот принцип приобретает особую актуальность, становится гарантом взаимопонимания между представителями разных культур. Следование этому принципу избавляет служащего от неприятных минут неловкости, вызванной незнанием особенностей национального этикета страны, которую вы посетили или с представителем которой вам пришлось вступить в деловое общение. Даже самые лучшие побуждения и самые галантные манеры не защитят вас от осуждения, если вы, например, в Китае захотите поцеловать руку девушке, при встрече с японским коллегой примете от него визитную карточку левой рукой, попытаетесь преподнести подарок - от чистого сердца - американскому государственному служащему, или, беседуя с коллегой из мусульманского региона, будете упорно смотреть ему в глаза.

Один из важных и могущественных принципов современного служебного этикета, ломающий стереотипы общепринятых представлений о правилах хорошего тона - принцип субординации, диктующий внешний рисунок поведения служащих во многих ситуациях делового общения. Сама природа управления персоналом на государственной службе диктует необходимость и целесообразность строгой субординации трудовых отношений: «сверху вниз» и «снизу вверх» (между руководителями и подчинёнными) и «по горизонтали» (между сотрудниками одного должностного статуса).

В последнее время в практику трудовых отношений на государственной службе всё активнее начинает входить новый стиль управления персоналом (его называют партиципативным стилем), отличительные черты которого - открытость, информированность, доверительность отношений, делегирование полномочий подчинённым и т.д. Этот стиль, обращённый к сознанию и внутренним мотивам поведения человека, рассчитан на паритетные отношения руководителя и подчинённого, на их взаимную поддержку и социальные взаимоотношения.

Вместе с новым стилем управления в этике деловых отношений государственных служащих утверждается принцип паритетности, мирно уживающийся с принципом субординации. Известно, что эффективность обсуждения деловых проблем возрастает тогда, когда в интересах дела все чувствуют себя равными в высказывании своей позиции, взглядов, аргументов, независимо от занимаемой должности, статуса, стажа работы, возраста и т.д.

Знание основных принципов современного делового этикета позволяет человеку достаточно уверенно ориентироваться в любой нестандартной ситуации, не попадать впросак и не совершать ошибок, позволяющих окружающим усомниться в его воспитанности, что могло бы нанести серьёзный урон его имиджу.

Интеллигентность государственных служащих должна определяться не только уровнем образованности, но и соблюдением этических принципов законности, справедливости, гуманности, ответственности и беспристрастности. Также она должна сочетаться с умением облечь исповедуемые ими нравственные принципы в соответствующие формы внешнего поведения, основу которого составляют уважение к человеку и его достоинству, вежливость, тактичность, скромность, точность, эстетическая привлекательность поступков в сочетании с целесообразностью и здравым смыслом.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Традиционная структура госслужбы, с пирамидальным и линейным устройством, с распорядительными методами администрирования, складывалась веками, и в относительно неизменном виде существовала до второй половины ХХ века. Проблемы возникли с вступлением мира в цивилизацию индустриального общества и переходом к постиндустриальной цивилизации. Страны Западной Европы и Америка достигли индустриальной стадии развития к 30-м годам ХХ века, но за время второй мировой войны были отброшены в своём развитии назад. К 50-м гг. большинство стран восстановили свой потенциал, и начался переход к постиндустриальному обществу. Процессы, происходящие в мире, усложнились. Преобразования не просто ускорились, а спрессовались. Существенно осложнило положение и проявление глобальных проблем человечества (экологический кризис, накопление запасов оружия массового поражения и т.д.). Традиционная этика государственной службы, сформировавшаяся за предшествующую историю, во многом перестала работать, выполнять свои функции регулятора отношений как внутри госслужбы, так и в отношениях государственной службы с населением. Она перестала успевать за быстро меняющейся ситуацией.

В изменении этики госслужбы оформилось несколько тенденций, которые являются предметом осмысления, как учёными, так и практиками, занимающимися проблемами развития морали в сфере государственного управления.

Основные направления, по которым происходили изменения в традиционной системе государственной службы:

Изменения в организационной стороне госслужбы:

Появление штабных подразделений (в администрации президента есть социологический центр). Появление института советников.

Появление вне традиционной структуры государственного управления подразделений, организованных по матричному типу, для работы над проектами.

Перераспределение функций между уровнями управления в сторону увеличения прав и возможностей на уровне территорий (децентрализация управления). Эта тенденция стала проявляться с 70-х гг.

Нарастание глобальных проблем и необходимость объединения усилий по их решению привело к ускоренному процессу создания разнообразных международных организаций и структур, координирующих деятельность государств по тем или иным вопросам. Появление таких организаций заставило задуматься о необходимости сближения как правовых норм функционирования государственных аппаратов, а это в свою очередь привело к появлению базовых образовательных центров, готовящих управленцев высших звеньев, так и о постепенном сближении этических кодексов госслужб. Это было веянием времени.

Постепенный перевод государственной службы на рельсы умеренной либерализации. В одних странах это произошло резко (Великобритания - Маргарет Тэтчер), в других более плавно (страны восточной Европы). Россия тоже провозглашает переход на умеренную либерализацию. Государства постепенно освобождают себя от заботы о потребностях людей и от выполнения взятых ранее на себя социальных гарантий населению. Это связано с нарастанием кризисных явлений в мировой экономике с постоянным удорожанием всего процесса функционирования государства.

Значительное и очень быстрое преобразование технической оснащённости деятельности государственной службы (компьютеризация деятельности, образование единых коммуникативных систем, связь), изменение всей системы канцелярских предметов, оснащения. Такое преобразование, с одной стороны, труд упростило, а с другой - поставило перед большими отрядами госслужащих совершенно новые проблемы, в том числе переосмысление характера ответственности, необходимость приобретения новых навыков в принятии решений, в понимании своего долга и т.д.

Сращивание этики госслужбы и этики (морали) политики.

Основными причинами перечисленных изменений служат прежде всего цивилизационные изменения, такие, как глобализация экономики и потеря малыми и средними городами развитых стран налогооблагаемой базы при переводе предприятий в страны с развивающейся экономикой и дешёвой рабочей силой; процессы дефедерализации и децентрализации управления в системе государственной службы и муниципального управления и формирование большей автономности деятельности органов управления на местах; продолжающееся в условиях перехода в постиндустриальную цивилизацию расслоение общества на всё меньшие по численности и существенно различающиеся по интересам слои и группы населения и т.д.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бойков В.Э. Профессиональная культура государственной службы // Социс. 2005, №2.

2. Государственная служба: культура поведения и деловой этикет. Учебное пособие / Под общ. ред. Е.В. Охотского. -М.: Изд-во РАГС, 2006.

3. Игнатов В.Г., Белолипецкий В.К. Профессиональная культура и профессиональная этика государственной службы: контекст истории и современность. Учебное пособие. -Ростов-на-Дону: Издательский центр «Март Т», 2000.

4. Этика государственной службы.//Государственная служба. Проблемы профессиональной этики. Зарубежный опыт. Реферативный бюллетень. №2, 98. -М.: Изд-во РАГС, 2005.


Этика государственной службы.//Государственная служба. Проблемы профессиональной этики. Зарубежный опыт. Реферативный бюллетень. №2 (22), 98. -М.: Изд-во РАГС, 2005. -С. 22.

Этика государственной службы.//Государственная служба. Проблемы профессиональной этики. Зарубежный опыт. Реферативный бюллетень. №2 (22), 98. -М.: Изд-во РАГС, 2005. -С. 31.

Налбадян Ж.. Роль права в формировании этики государственной службы. -М.: Изд-во РАГС, 2007. С. 3-5.

1 ОболонскийА.В / Государственная служба. Учебное пособие. -М.: Дело, 2005. С. 30.

Байтов Г. Н. / Этика и нормы службы / С-Пб/ «Питер», 2003, с. 9

Байтов Г. Н. / Этика и нормы службы / С-Пб/ «Питер», 2003, с. 19

Государственная служба: теория и организация. Курс лекций. - Ростов-на-Дону: «Феникс»,2006 С. 159.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«российский государственный педагогический университет им. а. и. герцена»

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ

«ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА

И СЛУЖЕБНЫЙ ЭТИКЕТ»

Допущено решением Ученого совета университета

в качестве учебно-методического пособия для студентов,

обучающихся по направлению подготовки (специальности)

030300 «Психология» профиль «Психологическое сопровождение служебной деятельности»

Санкт-Петербург

Учебно-методический комплекс по изучению

дисциплины «Профессиональная этика и служебный этикет»

Учебно-методическое пособие посвящено рассмотрению проблем формирования профессиональной этики и служебного этикета в профессиональной деятельности. Данная учебная дисциплина является одной системообразующих в процессе подготовки будущего специалиста. Автор-составитель постарался изложить материал в простой и увлекательной форме, связать со спецификой будущей деятельности руководителей служебных коллективов.

В пособии раскрываются основные положения учебной дисциплины, даются методические рекомендации по ее изучению.

Пособие предназначено студентов, а также может быть использовано аспирантами, начинающими преподавателями и всеми, кто интересуется психолого-педагогическими проблемами.

© РГПУ, 2013

Дисциплина «Профессиональная этика и служебный этикет»

Форма обучения: очная

Семестр: 1

Объем трудоемкости дисциплины: 3 кредита / 108 часов, из них: 24 часа аудиторная нагрузка, 84 часа самостоятельная работа.

Общенаучный цикл. Вариативная часть. М.1.4

Место модуля (дисциплины) в структуре ооп:

Учебная дисциплина «Профессиональная этика и служебный этикет» является вариативной дисциплиной общенаучного цикла, реализуемой в 1 семестре.

Объектом учебной дисциплины является профессиональная деятельность и общение психолога.

Предметом учебной дисциплины является профессиональная этика и служебный этикет психолога.

Трудоемкость и аттестация по дисциплине:

Дисциплина

семестр

Трудоемкость

Форма итоговой аттестации / семестр

Всего кредитов

Всего часов на теоретическое обучение

из них:

Лекции

Практические занятия

Лабораторные занятия

Самостоятельная работа

Профессиональная этика и служебный этикет/ 1-й семестр

Экзамен / 1 семестр

Цель, задачи и ожидаемые результаты изучения дисциплины

Теоретическое и практическое освоение курса предполагает изучение специфики и актуальных проблем этики служебной деятельности, а также структуры, видов и форм, социально-психологических характеристик профессионального общения, этических принципов и норм служебного этикета

Целью учебной дисциплины является подготовка специалистов, владеющих знаниями этических аспектов служебной деятельности и умеющих их использовать на практике.

Задачи учебной дисциплины:

усвоение базисных знаний о сущности профессиональной этики и служебного этикета;

систематизация представлений о принципах, правилах и нормах делового взаимодействия партнеров в сфере служебной деятельности;

овладение навыками учета личностных и ситуативных особенностей для продуктивного общения в профессиональной сфере, расширение арсенала средств общения - вербальных и невербальных;

анализ проблем управленческой этики, типов партнерских отношений специалистов;

развитие умений по диагностике и разрешению межличностных конфликтов в профессиональной сфере;

углубление представлений о правилах и нормах делового этикета, организации официальных мероприятий (приемов, презентаций и т.д.);

формирование имиджа специалиста.

Ожидаемые результаты изучения дисциплины - формирование у студентов компетенций (способности и готовности к):

совершенствованию своего интеллектуального и общекультурного уровня, нравственного и физического развития личности (ОК-1);

активному общению в научной, производственной и социально-общественной сферах деятельности (ОК-3);

свободному применению русского и иностранного языков как средства делового общения; активной социальной мобильности (ОК-4);

позитивному воздействию личным примером на окружающих на основе соблюдения норм и рекомендаций здорового образа жизни (ОК-8);

использованию знаний правовых и этических норм при оценке последствий своей профессиональной деятельности (ОК-10);

выявлению специфики психического функционирования человека в норме и патологии с учетом особенностей возрастных этапов, кризисов развития, факторов риска, принадлежности к гендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группам (ПК-10);

использованию организационно-правовых основ профессиональной деятельности (ПК-40).

Для достижения поставленной цели необходимо, чтобы студенты:

знали:

психолого-педагогические закономерности, принципы и методы

делового взаимодействия;

пра­вовые и этические основы профессиональной деятельно­сти;

нормыпрофессиональной этики, возможные пути (спо­собы) разрешения нравствен­ных конфликтных ситуаций в профессиональной деятельно­сти;

сущность профессио­нально-нравственной дефор­мации и пути её предупреж­дения и преодоления;

этиче­ские и нравственные основы формирования антикоррупци­онного поведения;

основные нормы и функции служебного этикета;

специфику психического функционирования человека в норме и патологии с учетом особенностей возрастных этапов, кризисов развития, факторов риска, принадлежности к гендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группам;

способы совершенствования интеллектуального и общекультурного уровня, нравственного и физического развития личности;

умели:

выполнять работу по изучению общественного мнения, отношений и ожиданий общественности, готовить методические, и информационные материалы для участников делового процесса с учетом особенностей возрастных этапов, кризисов развития, факторов риска, принадлежности к гендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группам;

исследовать тенденции, возможные последствия конфликтов и разногласий (в том числе на национальной и конфессиональной почве), заранее предупреждать их, содействуя развитию взаимоуважения и социальной ответственности сторон;

проявлять психологическую устойчивость в сложных и экстремальных условиях, применять методы эмоциональной и когнитивной регуляции для оптимизации собственной деятельности и психического состояния;

выполнять гражданский и служебный долг, профессиональные задачи в соответствии с нормами морали и права, профессиональной этики и служебного этикета;

выявлять и содействовать пресечению коррупционных проявлений в служебном коллективе;

оценивать факты и явления профессиональной деятельно­сти с нравственной точки зре­ния;

осуществлять с позиции закона, этики и морали выбор норм поведения в конкретных слу­жебных ситуациях;

давать нравственную оценку корруп­ционным проявлениям и дру­гим нарушениям норм про­фессиональной этики;

соблю­дать правила вежливости и культуры поведения в про­фессиональной деятельности;

правильно строить общение с коллегами в служебном кол­лективе, с гражданами и общественными организациями, вы­страивать социальные и про­фессиональные взаимодействия с учетом этнокультурных и конфессиальных различий;

имели представление:

о сущности сознания, его взаимоотношении с бессознательным, роли сознания и самосознания в поведении, общении и деятельности людей, формировании личности психолога;

о соотношении наследственности и социальной среды, роли и значении национальных и культурно-исторических факторов в образовании и воспитании личности;

об основных закономерностях развития психики руководителя и психологии служебных коллективов в условиях мирного и военного времени, чрезвычайных ситуациях и особых условиях деятельности, принятия управленческих решений;

о порядке взаимодействия со всем персоналом служебного подразделения и других организаций с учетом особенностей возрастных этапов, кризисов развития, факторов риска, принадлежности к гендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группам;

об основах психологии профессиональной деятельности психолога, служебного этикета и этики делового взаимодействия.

владели:

навыками оценки своих по­ступков и поступков окру­жающих с точки зрения норм этики и морали;

навыками ан­тикоррупционного поведения;

навыками толерантного пове­дения;

навыками поведения в служебном коллективе и об­щения с гражданами и общественными организациями в соот­ветствии с нормами служеб­ного и общего этикета с учетом особенностей возрастных этапов, кризисов развития, факторов риска, принадлежности к гендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группам;

навыками применения методов психической саморегуляции и самосовершенствования;

навыками позитивного взаимодействия в процессе профессиональной деятельно­сти на русском и иностранном языке, разрешения конфликтных ситуаций.

Номера и наименование

разделов и тем

Всего часов учебных занятий

В том числе учебных занятий с ппппреподавателями

Из них по видам учебных занятий

Формы контроля

Время, отводимое на самостоятельную работу

Семинары

Лабораторные занятия

Раздел 1. Профессиональная этика

Тема 1.Введение. Этические аспекты служебной деятельности. Особенности правовой и этической регламентации служебной деятельности

Тема 2. Психология делового общения в профессиональной сфере

Итого по разделу 1

Раздел II. Служебный этикет

Тема 3. Служебный этикет и имидж делового человека

Тема 4. Этикетные модели поведения в профессиональной деятельности

Тема 5. Конфликты в профессиональной сфере и управленческий этикет

Тема 6. Межкультурные особенности делового взаимодействия. Заключение

Итого по разделу II

Всего по дисциплине:








Слово «этика» происходит от греческого «ethos», слово «мораль» - от латинского «mos». Смысл обоих слов – нрав, обычай*. В отличие от простого обычая или традиции*, нравственные нормы получают идейное обоснование в виде идеалов добра и зла, справедливости и т.п.


«Отцом» античной этики является Сократ*. Он абсолютизирует мораль, считая ее основой достойной жизни и культуры, различает счастье и наслаждение, ставит проблему свободы воли, определяет главные добродетели, подчеркивает значимость нравственного самосовершенствования личности. Только моральный человек может быть счастлив.




Систематическое изложение этики как теоретической науки впервые осуществил ученик Платона Аристотель*. Ему принадлежит первый специальный этический труд «Никомахова этика». Он впервые построил глубокую теорию морали. В понимании Аристотеля этика – это особая практическая наука о нравственности (добродетели), цель которой – научить человека, как стать добродетельным (и счастливым).






Этика зарождается в обществе как результат осознания роли и сущности моральных отношений и в развитом состоянии представляет собой науку о морали, содержащую две составляющих: теоретические исследования (теоретическая этика) и нормативные разработки (нормативная этика).


Теоретическая этика исследует происхождение и сущность морали, ее роль и место в обществе, функции, механизм действия, ее основные компоненты (прежде всего моральное сознание и моральное поведение), характер связи между ними, структуру моральных отношений и значение их для системы общественных отношений в целом.




В ХVII в. Рене Декарт отметил, что «этика предполагает полное знание других наук и есть последняя степень к высшей мудрости». Представление об этике как учении о морали, путях достижения общего блага и личного счастья сложилось в ХIХ в. Иммануил Кант* уточнил смысл понятия «этика». Изучать этику нужно не как законченную замкнутую систему, свод рекомендаций на все случаи жизни, а в многообразии теоретических позиций.








Задачи профессиональной этики: -выявление нравственных норм и оценок, суждений и понятий, характеризующих людей в роли представителей определенной профессии; - выработка норм, стандартов, требований, характерных для определенных видов деятельности; -профессиональная этика должна объяснить мораль и учить морали, прививать моральные принципы и представления о долге и чести, морально воспитывать работников; - призвана помогать людям правильно вести себя с другими людьми, общаться в производственном коллективе и т.п.; -учит следовать эталонам нравственности, принятым за норму поведения людей в определенной деятельности. На эти эталоны работник должен ориентироваться.


ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЭТИКИ Профессиональная этика регулирует взаимоотношения людей в деловом общении. В основе профессиональной этики лежат определенные нормы, требования и принципы. Принципы этики деловых отношений – обобщенное выражение нравственных требований, выработанных в моральном сознании общества, которые указывают на необходимое поведение участников деловых отношений.




Сущность первого принципа исходит из так называемого золотого стандарта: «В рамках служебного положения никогда не допускать по отношению к своим подчиненным, к руководству, к коллегам своего служебного положения никогда не допускать по отношению к своим подчиненным, к руководству, к коллегам своего служебного уровня, к клиентам и т.п. таких поступков, каких бы не желал видеть по отношению к себе». Второй принцип: нужна справедливость при наделении работников необходимыми для их служебной деятельности ресурсами (денежными, сырьевыми, материальными и пр.). Третий принцип требует обязательного исправления этического нарушения независимо от того, когда и кем оно было допущено.


Четвертый принцип – принцип максимума прогресса: служебное поведение и действия сотрудника признаются этичными, если они способствуют развитию организации (или ее подразделений) с моральной точки зрения. Пятый принцип – принцип минимума прогресса, в соответствии с которым действия работника или организации в целом этичны, если они хотя бы не нарушают этических норм. Шестой принцип: этичным является терпимое отношение работников организации к моральным устоям, традициям и пр., имеющим место в других организациях, регионах, странах.


Седьмой принцип рекомендует разумное сочетание индивидуального релятивизма и этического релятивизма с требованиями общечеловеческой (универсальной) этики. Восьмой принцип: индивидуальное и коллективное начало равно признаваемы за основу при разработке и принятии решений в деловых отношениях. Девятый принцип: не следует бояться иметь собственное мнение при решении любых служебных вопросов. Однако нонконформизм как черта личности должен проявляться в разумных пределах.


Десятый принцип – никакого насилия, т.е. «нажима» на подчиненных, выражающегося в различных формах, например, в приказной, командной манере ведения служебного разговора. Одиннадцатый принцип – постоянство воздействия, выражающееся в том, что этические стандарты могут быть внедрены в жизнь организации не единовременным приказом, а лишь с помощью непрекращающихся усилий со стороны и менеджера, и рядовых работников. Двенадцатый принцип – при воздействии (на коллектив, отдельного работника, на потребителя и пр.) учитывать силу возможного противодействия. Дело в том, что признавая ценность и необходимость этических норм в теории, многие работники, сталкиваясь с ними в практической повседневной работе, по той или иной причине начинают им противодействовать.


Тринадцатый принцип состоит в целесообразности авансирования доверием – чувству ответственности работника, к его компетенции, к чувству долга и т.п. Четырнадцатый принцип настоятельно рекомендует стремиться к бесконфликтности. Хотя конфликт в деловой сфере имеет не только дисфункциональные, но и функциональные последствия, тем не менее конфликт – благоприятная почва для этических нарушений. Пятнадцатый принцип – свобода, не ограничивающая свободы других; обычно этот принцип, хотя и в неявной форме, обусловлен должностными инструкциями.


Шестнадцатый принцип: работник должен не только сам поступать этично, но и способствовать такому же поведению своих коллег. Семнадцатый принцип: не критикуй конкурента. Имеется виду не только конкурирующая организация, но и «внутренний конкурент» - коллектив другого отдела, коллега в котором можно «усмотреть» конкурента. Указанные принципы должны служить основанием для выработки каждым работником любой фирмы собственной личной этической системы.


3. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЭТИКИ Возникновение первых профессионально-этических кодексов относится к периоду ремесленного разделения труда в условиях становления средневековых цехов в ХI-ХII вв. Именно тогда впервые констатируют наличие в цеховых уставах ряда нравственных требований по отношению к профессии, характеру труда, соучастникам по труду.


Появление профессиональной этики во времени предшествовало созданию научных этических учений, теорий о ней. Повседневный опыт, необходимость в регулировании взаимоотношений людей той или иной профессии приводили к осознанию и оформлению определенных требований профессиональной этики.




Профессиональная этика далее развивалась на основе обобщенной практики поведения представителей каждой профессиональной группы, выступив в качестве нормативного начала в поведении специалистов. Эти обобщения содержались как в писаных, так и неписаных правилах поведения.


Большую роль в становлении и усвоении новой профессиональной этики играет общественное мнение. Отмечается взаимосвязь профессиональной этики и общественного сознания. Различные виды профессиональной этики имеют свои традиции, что свидетельствует о преемственности основных этических норм, выработанных представителями той или иной профессии на протяжении столетий.






Успех общего дела напрямую зависит от того как сотрудники владеют культурой служебного этикета и выполняют возложенные на них функции. Мировой опыт подтверждает неумолимую статистику - 90% конфликтов на работе возникают из-за несоблюдения или нарушения служебных правил.




УЧЕНЫЕ СОВЕТУЮТ: всем сотрудникам: -Обладать общей культурой; -Порядочно относиться к другим; -Уважать человеческое достоинство коллег; -Не лицемерить, не лгать; -Быть вежливыми; -Свои проблемы, неприятности оставлять за пределами учреждения; -Быть доброжелательными, добросовестными, почтительными, тактичными, деликатными, уметь выражать соболезнования.


КОДЕКСЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЭТИКИ Возникновение первых профессионально-этических кодексов относится к периоду ремесленного разделения труда в условиях становления средневековых цехов в ХI-ХII вв. В это время впервые констатируют наличие в цеховых уставах ряда нравственных требований по отношению к профессии, характеру труда, соучастникам по труду.


Однако ряд профессий, имеющих жизненно важное значение для всех членов общества, возникли в глубокой древности, и поэтому, такие профессионально-этические кодексы, как «Клятва Гиппократа», нравственные установления жрецов, исполнявших судебные функции, известны гораздо раньше. Об этом свидетельствуют: Об этом свидетельствуют: вавилонские, египетские, индийские и китайские рукописи. Они содержат важные мысли и высказывания о многих качествах, необходимых истинному врачу.


Но только мыслитель и врач Гиппократ в своей знаменитой «Клятве» впервые сформулировал морально-этические и нравственные нормы профессии врача. Клятва и сегодня читается и воспринимается как вполне современный, полный нравственной силы документ. В 1969 г. на 1 Международном конгрессе по медицинской этике и деонтологии сочли возможным дополнить ее одной фразой: «Клянусь обучаться всю жизнь».


Кодексы этики Кодексы этики – это свод норм правильного, подобающего поведения, считающегося уместным для человека той профессии, к которой данный кодекс имеет отношение. Профессиональные кодексы этики служат обществу гарантией качества и несут информацию о стандартах и ограничениях деятельности работников в той области, для которой данные кодексы разработаны. Знание кодексов помогает предотвращать неэтичное поведение.




Предельно конкретные правила отражены в кодексе профессиональной этики членов Российского общества оценщиков (1994 г.). Этот кодекс состоит из двух разделов: в 12 пунктах одного скрупулезно перечислены этичные действия оценщика имущества, и в 16 пунктах другого – неэтичная практика. На смену кодексу профессиональной этики членов Российского общества оценщиков приходит кодекс профессиональной этики оценочных компаний Российской Федерации, который был утвержден в 2002 г. Советом руководителей общественных организаций оценщиков России. Он создан с целью объединения усилий всех добросовестных оценочных компаний России на пути утверждения оценки в качестве одной из ведущих отраслей экономической науки, установления высоких стандартов профессионализма, повышения авторитета российского оценочного сообщества.


Кодекс состоит из следующих разделов: этические нормы отношений оценочных компаний с клиентами; этические нормы отношений оценочных компаний с государством; этические нормы взаимоотношений между оценочными компаниями; этические нормы отношений оценочных компаний с прессой, рекламными и рейтинговыми агентствами; подписание кодекса саморегулируемыми и общественными организациями оценщиков; присоединение оценочных компаний к кодексу.


Современные этические принципы делового поведения сформулированы американским социологом Л. Хосмером: никогда не делай того, что не в твоих долгосрочных интересах твоей компании (принцип основан на учении древнегреческих философов, в частности Протагора*, о личных интересах, сочетающихся с интересами других людей, и различии между интересами долгосрочными и краткосрочными); никогда не делай того, о чем нельзя было бы сказать, что это действительно честное открытое и истинное, о котором можно было бы с гордостью объявить на всю страну в прессе и по телевидению (принцип основан на взглядах Аристотеля и Платона о личных добродетелях – честности, открытости, умеренности и т.п.); никогда не делай того, что есть добро, что не способствует формированию чувства локтя, так как все мы работаем на одну общую цель (принцип основан на заповедях всемирных религий (св. Августин), призывающих к добру и состраданию); никогда не делай того, что нарушает закон, ибо в законе представлены минимальные моральные нормы общества (принцип основан на учении Т. Гоббса* и Дж. Локка* о роли государства как арбитра в конкуренции между людьми за благо); никогда не делай того, что не ведет к большему благу, нежели вреду для общества, в котором ты живешь (принцип основан на этике утилитаризма* (практической пользе нравственного поведения), разработанной И. Бентамом и Дж. Миллем*);


Никогда не делай того, чего ты не желал бы рекомендовать делать другим, оказавшимся в похожей ситуации (принцип основан на категорическом императиве* И. Канта, в котором декларируется знаменитое правило об универсальной, всеобщей норме); никогда не делай того, что ущемляет установленные права других (принцип основан на взглядах Ж.Ж. Руссо и Т. Джефферсона на права личности); всегда поступай так, чтобы максимизировать прибыль в рамках закона, требований рынка и с полным учетом затрат. Ибо максимальная прибыль при соблюдении этих условий свидетельствует о наибольшей эффективности производства (принцип основан на экономической теории А. Смита* и учении В. Парето об оптимальной сделке); никогда не делай того, что могло бы повредить слабейшим в нашем обществе (принцип основан на правиле распределительной справедливости Ролса); никогда не делай того, что препятствовало бы праву другого человека на саморазвитие и самореализацию (принцип основан на теории Нозика о расширении степени свободы личности, необходимой для развития общества).


Крупные фирмы, имеющие деловые школы, школы бизнеса, внедряют для обучения студентов программы этики менеджмента, этики деловых отношений, этики бизнеса, этики речевого воздействия. В японских компаниях разрабатываются карты этики – набор этических правил и рекомендаций, конкретизирующих этический кодекс организации для каждого ее работника. Они содержат также имя и телефон консультанта организации по этическим вопросам.


ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: Привести пример профессиональных ситуаций, в которых необходимо соблюдение этических норм (не менее 3-х). Подготовить доклады по основным этическим воззрениям Сократа, Аристотеля, Лао-цзы, А.Блаженный, Н. Макиавелли, Т. Гоббса А. Смита, Ж-Ж. Руссо, И.Канта, Г.В.Ф.Гегеля, А.Шопенгауэра, Ф.Ницше.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Йошта рецепты Ягоды йошты что можно приготовить на зиму
Каково значение кровеносной системы
Разделка говядины: что выбрать и как готовить?