Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Что такое гобелен и где используют эту ткань? Гобелены: особенности и использование в интерьере Называется гобелен.

Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков

гобелен

гобелена, м. (фр. gobelin). Ковер, обыкновенно стенной, с вытканными на нем художественными изображениями.

Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.

гобелен

    Стенной ковер с вытканными вручную изображениями тканая картина. Старинные французские гобелены. Стены в гобеленах.

    прил. гобеленовый, -ая, -ое.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.

гобелен

    Стенной ковер ручной работы с вытканными узорами, изображением.

    Плотная декоративная ткань с вытканными узорами.

Энциклопедический словарь, 1998 г.

гобелен

вытканный вручную ковер-картина (шпалера). В узком смысле - изделие парижской мануфактуры, основанной в 1662 и названной по имени красильщиков Гобеленов. Гобелены ткутся из цветных шелковых и шерстяных нитей отдельными частями, которые затем сшиваются.

Гобелен

вытканный вручную ковёр-картина (шпалера). В строгом смысле ≈ изделие действующей поныне парижской мануфактуры (учреждена в предместье Сен-Марсель в 1662 как королевская; включила ряд частных шпалерных заведений, в том числе мастерскую фламандских ткачей М. Команса и Ф. Планша, основана в 1607). Её главным зданием стала бывшая мастерская известных с 15 в. красильщиков Гобеленов (Gobelins), имя которых утвердилось за мануфактурой и её изделиями. Г. выполнялись цветными шерстяными и шёлковыми (иногда также серебряными и золотыми) нитями по рисункам (картонам) управлявшего мануфактурой художника Ш. Лебрена, а в 18 в. Ф. Буше, Ж. Б. Удри и др. Г. ткались на специальных ручных станках методом выборочного ткачества, т. е. по отдельным участкам, которые затем сшивались тонкой шёлковой нитью. Характерная особенность Г. ≈ рубчатая поверхность лицевой стороны, создаваемая нитями основы, и неровная поверхность оборотной стороны, образуемая швами и нитями утка. Высокие художественные достоинства Г. 17≈18 вв. (с историческими, мифологическими, религиозными и литературными сюжетами) сделали их настолько популярными, что Г. стали называть вначале подражавшие им шпалеры др. мануфактур Франции и др. европейских стран, а в 19 в. ≈ вообще шпалеры и даже машинное обивочное полотно плотного плетения (т. н. гобеленовые ткани). В 19 в. художественный уровень Г. резко снижается. С 1930-х гг. искусство Г. возрождается на новой художественно-стилевой основе. Картоны для Г. в конце 19 ≈ начале 20 вв. создавали Г. Жефруа, К. Моне, Ж. Ф. Рафаэлли и др. После 1945 заметно способствовали развитию искусства Г. картоны художника Ж. Люрса.

Лит.: Fenaille М., État général des tapisseries de la manufacture des Gobelins..., P., 1904≈23; Schmitz Н., Bild-Teppiche. Geschichte der Gobelinwirkerei, 3. Aufl., B., 1922 (библ.); La manufacture nationale des Gobelins, P., 1948.

Википедия

Гобелен

Гобеле́н , или шпалера , - один из видов декоративно-прикладного искусства, стенной односторонний безворсовый ковёр с сюжетной или орнаментальной композицией, вытканный вручную перекрёстным переплетением нитей. Ткач пропускает уточную нить через основу, создавая одновременно и изображение, и саму ткань. В Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона гобелен определяется как «тканый ковёр ручной работы, на котором разноцветной шерстью и отчасти шёлком воспроизведена картина и нарочно приготовленный картон более или менее известного художника».

Шпалеры выполнялись из шерсти, шёлка, иногда в них вводились золотые или серебряные нити. В настоящее время для изготовления ковров вручную используются самые разнообразные материалы: отдаётся предпочтение нитям из синтетических и искусственных волокон, в меньшей степени применяются натуральные материалы. Техника ручного ткачества трудоёмка, один мастер может выполнить в год около 1-1,5 м² ручной работы продолжает оставаться дорогостоящим произведением.

Со средних веков и вплоть до XIX века практиковался выпуск шпалер циклами, в которые объединялись изделия, связанные одной темой. Такой набор шпалер предназначался для украшения помещения в едином стиле. Количество шпалер в ансамбле зависело от размеров помещений, в которых предполагалось размещать их. В таком же стиле, как шпалеры для стен, выполнялись пологи, занавеси, наволочки подушек, также составлявшие комплект.

Примеры употребления слова гобелен в литературе.

Гобелен был порван по краям и имел аккуратно починенные дыры в центре, прямо на борющейся яростной фигуре Берека Полурукого.

Инспектор бил врагов этажеркой, гобеленом , тумбочкой в стиле ампир, статуэткой небесной танцовщицы апсары - она пробила ногой диван.

Прекрасные гобелены , красочная работа мастеров Тира, Кандора и Арад Домана, затканные серебряными, золотыми и разноцветными нитями, висели точно напротив друг друга.

Неужели Гобелен пострадал бы так сильно, - спросила она, обнаружив, что и в самом деле может пользоваться ртом, когда тело контролирует Атропос, - останься Седрик в живых?

Поэтому, после того как Лахесис анализировала, измеряла и помечала каждую потенциальную жизнь, Атропос брала кусок бесконечной нити, которую пряла Клото, а потом закрепляла ее на Гобелене .

Улыбнувшись, Валентин перевел взгляд на Питера Романова, багроволицего толстяка, красовавшегося в изорванном гобелене .

Но поскольку паучок в участники истории попал случайно, изменился он тоже не так, как следовало бы ожидать: вместо того чтобы стать, в соответствии с пропорциями гобелена , совсем крохотным и занять тело какого-нибудь древнего гобеленного паука, Прыгун почти не уменьшился.

Вверху растворяли окна в густолиственный мир фантазии роскошно-тусклые гобелены пятнадцатого века.

И Дандина вновь начинала рассматривать гобелен , свешивавшийся со стены каюты.

Начни Дор действовать самостоятельно - и он наверняка остался бы внутри гобелена навсегда.

Беллотто, восемь картин Каналетто, по крайней мере, тридцать пять гравюр Дюрера и Кульмбаха, один подлинный Гобелен .

В большом шатре полотняного городка перед Вильтеном пестрели красками роскошные гобелены и ковры, торжественно шуршали знамена, важно высились гербы Люксембурга, Каринтии, Крайны, Герца, Тироля.

Множество других превосходных вещей, в том числе севрский обеденный сервиз, гобелен , бронзу Бари и картины Детайля, Фортуни и Джорджа Иннеса, купили Уолтер Ли, Артур Райверс, Джозеф Зиммермен, судья Китчен, Харпер Стеджер, Тэренс Рэлихен, Трэнор Дрейк, мистер Саймон Джонс с женой, мистер Дэвисон, Фруэн Кэссон, Флетчер Нортон и судья Рафальский.

Полетите к Мозговитому Кораллу на ковре-самолете, а потом отправитесь к гобелену .

Он был завален мебелью и гобеленами , выброшенными из тысяч высоких окон, выходящих во двор, но дорожка была расчищена к ближайшей лестнице, что все вилась и вилась вверх, пока, наконец, господина Нараяна не вытолкнули на крышу дворца.

Когда красильщик Жиль Гобелен построил в предместье Парижа свою красильню, он ещё не знал, что тем самым вписал свою фамилию в мировую историю на многие годы. Шел ХVI век. Его наследники пристроили к красильне ткацкую фабрику, на которой изготавливались ковровые изделия. В XVII веке фабрику купил в казну Людовик XIV и теперь она стала называться «Королевская гобеленовская мануфактура». Эта мануфактура существует и в настоящее время. Фамилия красильщика Жиля стала нарицательной.

А что же такое гобелен? Смотрим Википедию : «Гобелен (фр. gobelin) - один из видов декоративно-прикладного искусства, стенной безворсовый ковёр с сюжетной или орнаментной композицией, вытканный вручную перекрёстным переплетением нитей». Брокгауз и Эфрон: «Гобелен - это тканый ковёр ручной работы, на котором разноцветной шерстью и отчасти шёлком воспроизведена картина и нарочно приготовленный картон более или менее известного художника». Сами же мастера гобеленов называли свои произведения шпалерами.

Нельзя сказать, что история гобеленов началась в XVII веке, т.к. ещё при фараоне Тутмосе IX была известна техника изготовления ковров, в Древней Греции гобелены вешали на стены государственных зданий и даже у инков были изделия, подобные гобеленам. Но всё же расцвет шпалерного или гобеленового ткачества приходится на конец XIV-XVI века. А в XVII веке гобелены стали пользоваться огромным успехом.

В Европе впервые гобелены стали изготавливать немецкие монахи для утепления своих каменных зданий. Да и красиво было. В отличие от восточных знатных особ, в Европе тех лет гобелены вешались на стены замков и помимо красоты служили неким утеплителем. В наши дни шпалеры служат только как украшение, хотя некоторые из них повесить на стену практически невозможно. Вот, например, мастер-гобеленист из Белоруссии Александр Кищенко (1933-1997)сотворил самый большой в мире гобелен, который весил 300 кг и имел размер 19х14 метров. На его изготовление ушло 7 лет и 806 км нити. Ну и где такой гигант разместится? Стоит отметить, что огромную роль в изготовлении гобеленов играет ткач-мастер, т.к. техникой овладеть может любой, но не каждому удается сотворить шедевр, который будет радовать людей на протяжении многих лет. Содержание гобеленов стало совершенствоваться с наступлением Ренессанса. Заказчики хотели видеть сюжеты на мифологические и религиозные темы, портреты. Этюды для гобеленов стали заказывать известным художникам - Рафаэлю, Гойе. Сегодня гобелен снова становится модным и актуальным как жилых зданий, так и офисов.

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона дает такое определение слову «гобелен» - «тканый ковёр ручной работы, на котором разноцветной шерстью и отчасти шёлком воспроизведена картина и нарочно приготовленный картон более или менее известного художника».


Само слово «гобелен» возникло в XII веке во Франции. В то время там открылась королевская мануфактура братьев Гобеленов. Она пользовалась большой популярностью и продукцию этой мануфактуры стали называть «гобеленами». Основатель этого семейства, красильщик Жилль Гоббелен приехал в Париж из Реймса и основал в предместье Парижа красильню для шерсти. Его дети не только продолжали содержать красильню, но и прибавили к ней ковровую ткацкую.

Людовик XIV выкупил красильню и ткацкую, наделил ее статутом, богатыми материальными средствами и новым зданием. Так появилась «Королевская гобеленовая мануфактура». А поскольку произведения этой мануфактуры были чрезвычайно дорогими, то они шли исключительно на украшение королевских дворцов и на подарки. Лишь в очень редких случаях они поступали в продажу. Королевская гобеленовая мануфактура просуществовала до сегодняшних дней и сейчас является гордостью Франции.

По мнению специалистов, термином «гобелен» следует обозначать лишь произведения мануфактуры Гобеленов, все же прочие - называть шпалерами. В русском языке одновременно применяются два термина: «шпалера» и «гобелен», пришедшие в XVIII веке и уже тогда обозначавшие любое тканое произведение, в том числе обивку для мебели.

Когда появилась первая шпалера — точно неизвестно. В Древнем Египте в гробнице Тутмоса IV была найдена льняная пелена (1400 г. до н. э.), выполненная в технике репсового переплетения, с рисунком из скарабеев и лотосов. Отсюда мы можем сделать вывод, что принцип гобеленового ткачества был известен еще тогда. Расцветом гобеленового искусства в Египте считается период с IV по VII век.

В тканях коптов соединились традиции Древнего Египта и эпохи эллинизма. Это обыкновенно небольшие по размеру двухсторонние панно, выполненные шерстяной нитью по льняной основе и отличающиеся изящным тонким рисунком. Позднее в коптских тканях появились христианские сюжеты. Коптские ткани стали связующим звеном между Античностью и Средними веками. Коптские ткачи развили гобеленовую технику, введя в употребление некоторые приемы, использующиеся и сегодня.

История европейского гобелена начинается с эпохи Крестовых походов, когда произведения восточных мастеров в качестве трофеев были завезены крестоносцами. В то время гобелены создавались по церковным заказам. Её главными отличиями были монументальность, плоскостное изображение, ограниченная и яркая цветовая гамма. Гобелены романского периода связаны с книжной миниатюрой и росписями стен. Фон был гладким, изображение — простым: геометрические узоры, геральдические знаки, растительный орнамент. Были популярны библейские и исторические сюжеты.

Гобелены стали не только украшениями стен величественных кафедральных соборов, украшали замки и дворцы, но также сохраняли тепло, помогали защититься от сквозняков. Первые европейские гобелены ткали в Германии, чуть позднее в Скандинавии, затем производство распространилось во Фландрии и Франции.

Гобелены производились в Европе на протяжении восьми столетий. В средние века гобеленовое ткачество стало важнейшей отраслью промышленности, тысячи ткачей были вовлечены в работу.

"Пятидесятница". 1484-1490.Гобелен из шерсти, шелка и серебряной нити.Санта-Мария делла Салюте, Венеция.

В XV веке производство французских гобеленов по причине Столетней войны переместилось из Парижа в города, расположенные в бассейне Луары. Здесь появился особый вид шпалер, называемый «мильфлёр» (mille fleur - фр. «тысяча цветов»). На тёмном зелёном или красном фоне, по декоративной кайме рассыпано множество мелких цветочков, часто изображённых с ботанической точностью.

"The Lady with the Unicorn" (Париж, Музей Клюни)

К концу XV века центром художественного ткачества и производства гобеленов стала Фландрия. Здесь производство гобеленов поддерживалось не отдельными частными заказами, а городскими цехами. Во Фландрии было положено начало традиции создания гобеленов по картинам великих художников. Местные ткачи располагали скромной палитрой всего лишь из шести цветов, но, используя методы протравки и особый ткаческий приём — растяжку (штриховку), добивались поразительных живописных эффектов. Художник создавал эскиз, исполненный по "малому шаблону", который был приближен к существующему произведению искусства.

Фламандский гобелен 1450-1460гг

"Аstronomia." Фламандский гобелен (1500-1515) с изображением музы астрономии с астрономом (Клавдий Птолемей), Писца и пастухов глядящих в страхе на Небеса (Музей прикладного искусства и дизайна, Гетеборг).

Шпалера "Медея, помогающая Аргонавтам". Фландрия. 1520-е годы

Во Франции и Фландрии становятся и популярными гобелены с реалистическим пейзажем, натюрморты. Для первого плана выбирались более яркие (зелень) и тёмные (коричневый) тона, для второго — светло-зелёный, для дальнего — бледно-голубой. Тщательно проработанный и благородно уравновешенный пейзаж иногда дополнялся изображениями реальных и фантастических животных.

В 1663 году во главе «Королевской мануфактуры гобеленов и мебели» был поставлен «первый живописец короля» Ле Бран. Тогда же возникло первое промышленное производство гобеленов. С того времени для обозначения настенных ковров вошло в обиход слово «гобелен». По сути гобелен — то же самое, что шпалера, но первоначально гобеленами называли лишь те ковры, которые были созданы во Франции на королевской мануфактуре братьев Гобеленов. Отличительным знаком таких ковров служит вытканная по углам или в центре у верхнего края королевская лилия — символ королевской мануфактуры. Позднее это наименование закрепилось за всеми безворсовыми коврами.

Гобелен "Галерея." Антверпен 1640 год мастерская Якова Вотерса. Находится в английской королевской коллекции.

Гобелен "Сулейман." Антверпен 17-й век. Является частью серии из 8 гобеленов об истории Тамерлана и побежденного Баязида Султана. Музей истории искусств музей в Вене.

Гобелен "Дети в саду." Мастерская Ле Бран.Париж 17-й век.

Среди заказчиков гобеленов для своих дворцов есть и известные политические деятели: Франциск I, Генрих II, Генрих IV, Людовик XIII. Благодаря им были созданы картины: "Жизнь и смерть Христа", "История Спициона", "История Константинополя", "История Дианы" и ряд других. Большинство этих картин до сих пор можно увидеть в экспозициях самых известных музеев Европы. Далеко не последнюю роль в развитии искусства гобелена играло католическое духовенство.

Гобелен"Союз княжества Урбино с Церковью" 1669-70 шерсть,шелк, 400 х 530 см Musei Vaticani

С 1730-х годов во французском гобеленовом ткачестве главенствовало стремление как можно более точно воспроизвести в гобелене живописный оригинал. Стали увеличивать плотность полотна, пряжу теперь окрашивали в тысячи разнообразных оттенков. Была введена даже цветовая шкала, где каждый оттенок имел свой номер. Вспомогательные шаблоны, которых должен был строго придерживаться ткач, содержали фрагменты, обведённые контуром и пронумерованные в соответствии с этой шкалой. Таким образом из процесса создания гобелена была исключена творческая инициатива ткача — теперь он копировал живописное полотно, не имея права что-то менять.


На протяжении веков гобелен был неотъемлемой частью убранства королевских замков и императорских дворцов. Почему монархи всего мира отдавали своё предпочтение именно этому жанру прикладного искусства? Кто привёз гобелен в Россию? Как складывается судьба этого трудоёмкого и элитарного ремесла в наши дни?

Гобелен (от французского gobelin) - вытканный вручную по живописному рисунку-образцу (картону) ковёр-картина (шпалера) из шерстяных, шёлковых (иногда с включением серебряных и золотых) нитей.

Искусство изготовления шпалер (гобеленов) имеет древнюю историю. Точные дата и место возникновения гобелена не известны. Но уже мумии в древнеегипетских гробницах лежали завёрнутыми в красочные одежды - прообразы современной шпалеры.

Самые ранние европейские шпалеры - немецкие. Ткали их в монастырях или небольших мастерских. В холодных каменных постройках шпалеры не только украшали помещения, но и помогали сохранить в них тепло. Средние века и эпоха Возрождения в Западной Европе - время расцвета шпалерного ткачества. Центрами производства шпалер становятся Париж, Аррас, несколько позднее - Брюссель.

Изготовление шпалер было делом очень дорогим и кропотливым (на создание одной шпалеры уходило порой несколько месяцев), поэтому позволить себе приобрести ковры-картины могли только члены королевских семей (Франциск I, Генрих II, Генрих IV, Людовик VIII) и самые знатные и состоятельные феодалы, которые нередко при своих замках организовывали специальные шпалерные мастерские. В этих мастерских была создана знаменитая серия гобеленов «Дама с единорогом» (XV век), а также «Жизнь и смерть Христа», «История Сципиона», «История Константинополя», «История Дианы». Большинство из этих шпалер можно увидеть в экспозициях самых известных музеев Европы.

Шпалеры ткали из шёлковых, шерстяных и даже серебряных и золотых нитей по живописным эскизам, размеры которых соответствовали размерам будущего ковра. Шпалеры заказывали сериями, в которых насчитывалось иногда до 12 и более ковров, объединённых общей темой.

Ценились они дорого по всей Европе. За серию шпалер был выкуплен из турецкого плена французский принц. Но, несмотря на значительную стоимость шпалер, их красота привлекала всё новых и новых поклонников среди вельмож и знати. Шпалеры вошли в моду, ими украшали интерьеры и развешивали на трибунах для зрителей во время рыцарских турниров. Шпалеры являлись убранством храмов во время литургии, служили передвижными стенами в рыцарских замках. Из шпалер составляли передвижные коридоры на улицах во время мистерий и шествий. Интерес к шпалерному ткачеству проявляли многие великие художники. Эскизы для их создания писали Рафаэль, Рубенс, Ван-Дейк.

Гобеленами шпалеры начали именоваться в XVII веке, когда на основе созданной в XV веке красильщиками Гобеленами мастерской в предместье Парижа была создана королевская ткацкая мануфактура.

В Россию гобелен попал в XVIII веке, когда Пётр Великий пригласил в Петербург мастеров по плетению гобеленов. Они и основали первое на Руси гобеленовое ателье. Русская шпалера соединила в себе европейские традиции и самобытность русского искусства. Первые мастера воспроизводили из шерсти, шёлка и льна картины русских и французских художников.

ХХ век стал эпохой нового расцвета этого древнего вида декоративно-прикладного искусства. В 40-х годах французский архитектор Жан Люрса создал гобеленовую мануфактуру, изделия которой возродили славу французского гобелена и привели к настоящей революции в шпалерном деле. Наряду с огромными сюжетными гобеленами, напоминающими старинные шпалеры и предназначенными для выставочных залов, всё чаще стали появляться декоративные настенные панно, использующие не предполагаемые ранее технологические приёмы, новые образные возможности.

Эскизы для гобеленов рисовали такие выдающиеся художники, как Пабло Пикассо, Бове Матисс, Фернан Леже, Сальвадор Дали, Василий Кандинский. Художники-гобеленщики доказали правомерность выхода гобелена за рамки прикладного ремесла и включения его в систему современных пластических искусств.

Утвердившись в качестве высокого искусства, гобелен вернулся в интерьер. В последние годы, после наметившегося в 90-е упадка, снова возрос интерес декораторов к этому благородному и трудоёмкому жанру прикладного искусства. Не случайно, что это произошло в эпоху масштабного строительства, когда свежие идеи и нестандартные решения в оформлении помещений необходимы, как воздух. В эпоху холодного хай-тек-стиля в архитектуре и дизайне тёплые и благородные шерстяные картины пришлись, как ни странно, весьма кстати.

Обзор составила: Ольга Мичурина

ГОБЕЛЕН ГОБЕЛЕН - художественное декоративное тканое изделие или ткань, используемые как настенный ковёр, картина или панно, а также для изготовления портьер, обивки мебели и т. п. Различают гобелены подлинные, или ручные, и машинные, отличающиеся по способу выработки, внешнему виду и художественной ценности.
Характерным признаком подлинного гобелена является наличие на изнанке узелков, переходов и свободных кончиков нитей цветных утков, не обрезаемых коротко для большей прочности гобеленов.
Название «гобелены» подобные ткани получили от французской королевской мануфактуры, учреждённой в 1662 в Париже, в квартале Гобеленов (квартал именовался по фамилии Гобеленов - мастеров, красильщиков пряжи для производства гобеленов, работавших здесь с 15 века). Подлинные гобелены воспроизводили сложнейшие композиции на исторические, мифологические, религиозные и бытовые темы, пейзажи, архитектуру, портреты и т. п. Производство подлинных гобеленов во Франции и других странах почти полностью прекратилось еще в начале 20 века ввиду сложности их изготовления и дороговизны. Подлинные гобелены имеют музейную ценность и в быту встречаются очень редко.
Подлинные гобеленовые панно для стен обычно делают на плотной холщёвой подкладке; в нескольких местах на неё настрачивают продольные полосы из такого же материала, чтобы ткань самого гобелена не рвалась под действием собственного веса. Гобелены необходимо систематически очищать от пыли и, по крайней мере, 1 раз в год осторожно проветривать и просушивать на солнце.
Машинные гобелены представляют собой узорчатые (см.), вырабатываемые на механических многочелночных ткацких станках с машинами Жаккарда не менее чем из двух основ и нескольких утков.
Гобелены машинной выработки имеют следующие характерные признаки: наличие на изнанке ткани продольных полос из цветных нитей коренной основы; отсутствие на изнанке ткани узелков, переходов и свободных кончиков нитей цветных утков; повторяемость рисунка по длине ткани. После отделки машинные гобелены разрезают на отдельные куски или продают в требуемом метраже для последующего раскроя - на обивку мебели, портьеры и т. п. Гобеленовые ткани - наиболее прочные и износоустойчивые обивочные декоративные ткани. Их целесообразно употреблять для обивки тяжёлой крупной мягкой мебели (кресла, диваны, оттоманки, диваны - кровати и кресла - кровати).
Гобелены можно стирать в домашних условиях, но лучше отдавать их в химическую чистку. Обычную чистку гобеленов (настенных панно и мебельной обивки) производят пылесосами, а портьеры, кроме того, вытряхивают.

Краткая энциклопедия домашнего хозяйства. - М.: Большая Советская Энциклопедия . Под ред. А. Ф. Ахабадзе, А. Л. Грекулова . 1976 .

Синонимы :

Смотреть что такое "ГОБЕЛЕН" в других словарях:

    Гобелен - вытканный вручную ковёр картина (шпалера). В строгом смысле изделие действующей поныне парижской мануфактуры (учреждена в предместье Сен Марсель в 1662 как королевская; включила ряд частных шпалерных заведений, в том числе мастерскую… … Художественная энциклопедия

    гобелен - шпалеры, ковер Словарь русских синонимов. гобелен сущ., кол во синонимов: 4 декоративно прикладное искусство (14) … Словарь синонимов

    ГОБЕЛЕН - ГОБЕЛЕН, вытканный вручную ковер картина (шпалера). В узком смысле изделие парижской мануфактуры, основанной в 1662 и названной по имени красильщиков Гобеленов … Современная энциклопедия

    ГОБЕЛЕН - вытканный вручную ковер картина (шпалера). В узком смысле изделие парижской мануфактуры, основанной в 1662 и названной по имени красильщиков Гобеленов. Гобелены ткутся из цветных шелковых и шерстяных нитей отдельными частями, которые затем… … Большой Энциклопедический словарь

    ГОБЕЛЕН - ГОБЕЛЕН, гобелена, муж. (франц. gobelin). Ковер, обыкн. стенной, с вытканными на нем художественными изображениями. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

    ГОБЕЛЕН - ГОБЕЛЕН, а, муж. 1. Стенной ковёр с вытканными вручную изображениями, тканая картина. Старинные французские гобелены. Стены в гобеленах. 2. Плотная декоративная ткань с вытканными узорами. | прил. гобеленовый, ая, ое. Толковый словарь Ожегова.… … Толковый словарь Ожегова

    Гобелен - ■ Изумительная работа, на которую необходимо затратить пятьдесят лет. ■ Стоя перед гобеленом, воскликнуть: «Это прекраснее живописи!» Кто над ним трудится, тот сам не понимает, что он делает … Лексикон прописных истин

    гобелен - а, м. gobelin m. 1. Декоративная ткань высокой художественной ценности, выработанная ручным способом (тканая картина, драпировка, мебельная обивка и т. п.; изделие фр. королевской мануфактуры, учрежденной в 1662 г. в Париже, в квартале Гобеленов… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    Гобелен - ГОБЕЛЕН, вытканный вручную ковер картина (шпалера). В узком смысле изделие парижской мануфактуры, основанной в 1662 и названной по имени красильщиков Гобеленов. … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    Гобелен - … Википедия

Книги

  • Гобелен за десять вечеров , Ирина Дворкина. Книга предназначена для желающих практически освоить старинное, но не стареющее искусство гобелена. Приемы ткачества изучаются на примере мини-гобелена, сотканного за десять вечеров. Советы…
Включайся в дискуссию
Читайте также
Йошта рецепты Ягоды йошты что можно приготовить на зиму
Каково значение кровеносной системы
Разделка говядины: что выбрать и как готовить?