Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Что следует обязательно увидеть в парижском Лувре? Скульптуры Лувра: фото и описание Знаменитые картины лувра с названиями и художниками.

Музей Лувр в Париже, Musée du Louvre, главный художественный выставочный зал на планете. Каждый год он принимает более 9 миллионов посетителей. Даже если вы никогда не попадете в это число, о некоторых образцах искусства вы знать просто обязаны. В этой статье мы совершим увлекательное виртуальное путешествие по залам и галереям, где выставлены сокровища человеческой цивилизации, так сказать, посмотрим на них в высоком разрешении.

Конечно, никакие слова, фотографии и видео, не передадут то впечатление, что оказывают картины Лувра. Главные шедевры, скульптуру и полотна «Мона Лиза» и «Мадонна в скалах» Леонардо, древнегреческую статую крылатой Ники в зале Эллады и другие творения должен хотя бы раз в своей жизни посмотреть каждый образованный человек.

Дворец при королях и музей при Революции

Древний замок в Париже. Он появился 900 лет назад. Картины в Лувре стали собираться уже в XIV веке при Карле V, первом из французских королей, который стал интересоваться искусством. В те годы Париж еще не претендовал на звание культурной столицы мира. Перестройка в 1526 при короле Франциске I придала ему в общих чертах тот вид, что мы наблюдаем сейчас.

Кстати, именно Франциск I стал первым хозяином картины Мона Лиза. Правда, появилась эта картина там только в 1793. Для простого народа посещения залов Лувра с этого года сделала возможным Великая Французская революция. Граждане Первой Республики могли ходить по покоям королей абсолютно бесплатно.

Пирамида Лувра

Главные сокровища мира

Перечислить самые знаменитые экспонаты очень трудно. Какие самые известные скульптуры Лувра и названия полотен приходят сразу на ум? Список шедевров, статуй и живопись из сокровищницы настолько огромен, что невозможно даже посчитать размер этого богатства в денежном выражении. Ведь именно там хранится золото фараонов, бесценные сокровища Востока и Древней Греции

Мнение эксперта

Князева Виктория

Гид по Парижу и Франции

Задать вопрос эксперту

Некоторые экспонаты, например картина Мона Лиза, просто не имеют цены. Когда в начале XX века один итальянец похитил «Джоконду» (он просто патриотично хотел «вернуть шедевр на родину», а не поживиться деньгами), французы даже не особо сомневались, что она вернется - ведь невозможно продать то, что никому нельзя показать.

Но есть некоторые скульптуры и картины в Лувре, на которые нужно обязательно посмотреть, если вы оказались в Париже.

Греческие безрукие богини

Венера Милосская в своей специально выстроенной галерее, встретит посетителей на первом этаже. Эта удивительная статуя стала главным символом античного мира. Найденная в начале XIX века на греческом острове и незаконно вывезенная во Францию (произошел даже небольшой бой с турецкой полицией, которая не хотела выпускать скульптуру с территории Османской империи), скульптура поражает тонко переданной красотой человеческого тела. Название Венера (римское имя) не совсем корректное. На самом деле мы видим статую греческой богини Афродиты с острова Милос, сотворенную таинственным скульптором Александром, сыном Менида, из города Антиохия.

Центр Помпиду

Венера в музее не единственная безрукая богиня. Статуя Ники еще один образец знаменитой скульптуры в Лувре. Ника в развевающемся платье лишена не только рук, но и головы. Остались только крылья. Ника Самофракийская в Лувре поселилась с середины XIX века. В отличие от Венеры, статуя изначально была найдена без рук и головы.

Великий Леонардо

Мнение эксперта

Князева Виктория

Гид по Парижу и Франции

Задать вопрос эксперту

Картины Леонардо да Винчи по праву считаются вершиной того, что мог сделать своими руками, рожденный женщиной человек на земле. Леонардо да Винчи в этих залах представлен достаточно широко. Без просмотра его картины Мона Лиза любое посещение Парижа вообще можно считать неудавшимся. Джоконда вошла сознание людей, этот образ знаком нам всем с детства.

Ее фото и репродукции с подробным описанием обязательно включаются во все школьные учебники истории. Мона Лиза на полотне, потемневшем от времени - это единственный холст, которому в здании отведена отдельная комната. Мона Лиза в Лувре появилась после революции, прямиком из королевских покоев. Потом Наполеон на время опять перенес ее в свою спальню во дворце Тюильри , но после свержения императора, «Джоконда» окончательно вернулась в галерею. Картина Мона Лиза, скорее всего, уже никогда не покинет своей комнаты - время безжалостно к краскам на холсте.

Мона Лиза в Лувре соседствует с другими великими творениями итальянца из Флоренции. Есть также такие работы, как:

  • «Святая Анна с Мадонной и младенцем Христом»;
  • Знаменитая «Мадонна в скалах»;
  • «Иоанн Креститель»;
  • «Прекрасная Ферроньера».

Скульптура Огюста Родена "Вечная весна"

5 из 15 дошедших до наших дней полотен Леонардо хранится в главном парижском хранилище шедевров.

На что еще нужно обязательно посмотреть?

Ответить на вопрос на что посмотреть в Лувре совсем не просто. В музее более 6000 полотен, не считая графики. Если вас интересует рисунок, то посетите Le Cabinet des dessins, зал гравюр и эстампов. Известная выставка в Лувре посвящена культуре древних людей. Древний Восток, Антика, Китай, Искусство Ислама, Египта (самая богатая в мире коллекция, 55 000 экспонатов), Индии - перечислить всё, что можно увидеть на выставке в короткой статье нет возможности.

Чтобы изучить все сокровища не хватит и года. Но на что посмотреть обязательно? В музее представлены главные художники эпохи Возрождения. Произведения эпохи Ренессанса включают известные картины и скульптуры:

  • «Рабы» Микеланджело;
  • «Корабль дураков» Босха;
  • Знаменитые «Автопортреты» Ремрандта («в шляпе», «с золотой цепью»);
  • «Примирение Марии Медичи с сыном» Рубенса;
  • «Инфанта Мария» Веласкеса;
  • «Мадонна с вуалью» Рафаэля Санти;
  • «Мадонна с кроликом» Тициана;
  • «Смерть Марии» Микеланджело Караваджо.

«Корабль дураков» Босха

В общем, хотите посмотреть на средневековых Мадонн - добро пожаловать на улицу Риволи, 1-й округ столицы Франции. Что касается знаменитой после фильма со Скарлет Йохансон «Девушки с жемчужной сережкой» Вермеера в Лувре ее нет. Главная выставка Вермеера на его родине, в Голландии. Художник представлен полотнами «Кружевница» и «Астроном», на которой изображен его друг, изобретатель микроскопа Левенгук.

Шедевры Лувра - Самые знаменитые экспонаты музея.

Музей Лувр - это универсальный музей, своими размерами, культурной значимостью и ценностью экспонатов он на равных соперничает с такими гигантами мировых собраний культурных ценностей как Каирский музей, Эрмитаж в Санкт-Петербурге, Британский музей.

Приехать в и не побывать в Лувре - сравнимо с преступлением, но в виду огромного количества выставленных экспонатов без предварительной подготовки можно просто потеряться среди великого множества прекрасных произведений искусства и утонуть в толпе людей с камерами, планшетами и смартфонами и упустить то самое главное, ради чего весь мир стремится в крупнейший парижский музей.

Экспонаты музея охватывают огромный промежуток времени: от искусства с западной Европы до Дальнего Востока, с античных времен и до 1848 года. Разобраться во всём этом многообразии человеку неподготовленному или малоподготовленному очень сложно. Мы подготовили для таких туристов небольшую экскурсию по Лувру, охватывающую все самые известные мировые шедевры Лувра в Париже, с местами их расположения в бесконечных экспозициях гигантского музея.


Саша Митрахович 15.12.2015 16:16


Кодекс Хаммураби (1792-1750 до н.э.)

Речь идет о кодексе законов, включающих в себя 282 положения публичного и частного права, высеченных клинописью на двухметровой стеле из черного базальта.

Стела была найдена в 1902 г. и перенесена на многочисленные глиняные дощечки. В верхней части стелы находится изображение царя, получающего от бога судьи Шамаша, держащего в руках символы правосудия, 282 высеченных закона.

Этот памятник отражает общественную жизнь жителей Вовилона во втором тысячелетии до н.э. после завоевания Месопотамии с ее процветающими земледелием и торговлей, высоко развитым гражданским чувством.


Саша Митрахович 15.12.2015 16:16


Сидящий писарь (2500 до н.э.)

Многочисленные экспонаты отдела древнеегипетского искусства, созданного первым исследователем тайн иероглифов и египтологии Жан-Франсуа Шампольоном, рассказывают посетителю о погребальных обычаях зажиточного класса египтян, заказчиков пышных саркофагов, а также о жизни более бедных слоев населения.

В центре второго зала египетских древностей находится шедевр древней скульптуры - «Сидящий писарь». Эта статуя, выполненная из раскрашенного известняка, поражает своим реализмом: у писаря, который готовится писать на папирусе, сосредоточенное выражение лица, а внимательный взгляд создается с помощью использованного для глаз материала - горного хрусталя (радужная оболочка) и полоски из меди, обрамляющей веки.


Саша Митрахович 15.12.2015 16:16

Этот шедевр эллинистического искусства был найден в 1820 году на острове Милос, приобретен послом Франции в Константинополе марки-зом Де Ривьером и преподнесён в дар Людовику XVIII в 1821 году. Статуя высотой более двух метров выполне-на из паросского мрамора и восходит ко II в. до н. э. По всей вероятности, это одна из копий с оригинала Праксителя. Прекрасный обнажен-ный торс Венеры выходит из одежд, спустившихся до бедер; вся скульпту-ра излучает божественную красоту - это богиня в полном значении слова, синтез греческого идеала красоты и чувственности.


Саша Митрахович 15.12.2015 16:16

Шедевр эллинистической скульптуры (II - III в. до н.э.) « Нике (Виктория) Самофракийская» была найдена в 1863 г. с отломанными руками и головой. Статуя была поставлена на носу каменного корабля в святилище и, по всей вероятности, торжественно отмечала победу в морском бою.

Почти барочное движение драпировки и мощь тела статуи высотой 2,75 м, напряженного от ветра и сильных волн, придает скульптуре уникальную энергию и пластику.


Саша Митрахович 15.12.2015 16:16

Именем Микеланджело Буонаротти (1475-1564), ваятеля, архитектора, живописца и поэта, был отмечен весь период блестящего процветания итальянских школ.

В 1505 году в Риме скульптор приступил к осуществлению надгробного памятника для папы Юлия II (1513-1514). Во время революции две статуи, принесенные в дар Генриху II, были переданы музею Лувр, и на сегодняшний день это единственная коллекция вне Италии, где хранятся произведения Микеланджело.

В этих статуях преобладает аллегорический элемент, потому что художник, по желанию папы, должен был изобразить все искусства обремененные узами, так как со смертью папы они лишались свободного развития.


Саша Митрахович 15.12.2015 16:16

Произведение Леонардо да Винчи (1452- 1519), уникальный результат синтеза художественного творчества с научно-экспериментальным исследованием, представляет собой одно из наивысших проявлений культуры эпохи Возрождения.

Произведения миланского периода (1482- 1499), среди которых и “Мадонна в скалах“ (1483), характеризуются великой гармонией стиля и необычайным благородством трактовки, которые придают мощь и выразительность всем образам. Среди всех фигур, вписывающихся в пирамидальную схему, доминирует неосязаемая фигура Мадонны, которая, кажется, растворяется в остальных компонентах картины, а действие выражается через лица и руки, расположенные вокруг нее.


Саша Митрахович 15.12.2015 16:16


Венецианский художник Веронезе (1528-1588) отличался тем непосредственным творчеством, с помощью которого можно было схватывать природу свободно и в то же время величаво.

Его картины - светлые праздники, прозрачные, яркие, полные одушевления; это целое море света, которое заливает все, и горит торжественно на костюмах и утвари. В “Браке в Кане” (1563), как и в большинстве произведений художника, в сюжете преобладают его любимые мотивы - помпезность, торжественность и пышность декора, что противоречит святости выбранной темы.


Саша Митрахович 15.12.2015 16:16


Это произведение представляет собой одно из трех панно, на которых Паоло Учелло (1397-1475) изобразил сражение при С. Романо, произошедшее в 1432 г. между флорентийцами и сиенцами.

На этом панно, выполненном между 1451 и 1457 гг., художник осуществляет свои оригинальные исследования в области линейной перспективы. Новое направление потребовало тщательного изучения рисунка и закона схода линий, и в результате художник нашел способ и правила, как расставлять фигуры на плоскости, на которой они стоят, и как они, удаляясь, должны пропорционально укорачиваться и уменьшаться.


Саша Митрахович 15.12.2015 16:16

Харменс ван Рейн Рембрандт , величайший художник Голландии, натуралист-гигант, прожил жизнь, полную личных трагедий, связанных с потерей молодой жены, затем второй жены с детьми, что безусловно отразилось и на его творчестве, поражающем бесконечной мощью и поэзией.

Художник более всего ценит выражение внутренней, застывшей силы, не прорвавшейся наружу, но приведшей человека к тихой созерцательности. Обнаженная “Вирсавия” (1644), которая, наклонив голову, держит в руке признание в любви царя Давида, восходит ко второму периоду творчества Рембрандта. Этот период характеризуется простотой трактовки всех сюжетов, особым теплым светом, обволакивающем все фигуры.


Саша Митрахович 15.12.2015 16:16


Об этом шедевре Леонардо да Винчи , пожалуй, сказано уже столько, что “Джоконда” стала символом искусства портретной живописи эпохи Возрождения.

Говорилось о необыкновенной тонкости рисунка и чудесной моделировке форм, о таинственной улыбке и волшебном блеске глаз. Как считают некоторые критики, на портрете изображена молодая флорентийка Мона Лиза, которая в 1495 году вышла замуж за флорентийского аристократа Франческо дель Джокондо.

Произведение относится ко второму флорентийскому периоду творчества Леонардо, между 1503 и 1505 гг. Автор не расставался с этим портретом и взял его с собой и во Францию, где тот и был продан Франциску I.


Саша Митрахович 15.12.2015 16:16


Жан-Баттист Камиль Коро является одним из самых важных представителей французской живописи XIX в., пейзажистом, превосходно изучившим природу и писавшим в оригинальных, прозрачных тонах.

Новая художественная концепция художника выразилась в его портретах, где он пытается через особый колорит отразить суть реальной жизни. Фигура Берты Кидшмидт, “Женщины с жемчугом” полностью погружена в свет. Вся фигура женщины выражает бесконечное спокойствие, и необычность картины создается именно контрастом между светлым профилем первого плана и сплошным темным фоном.


Саша Митрахович 15.12.2015 16:16

Творчество Антуана Ватто (1684- 1721), созданная им школа пре-красно шла со своей грацией и изяществом с французским обществом XVIII столетия. Вдохновившись фантастическим миром театра и масок, художник создал серию картин, среди которых и зна-менитый “Жиль” (1719), где атмосфера грез создается с помощью теплых тонов и мягкого рисун-ка.

Произведение поражает яркос-тью красок и человечностью, которая просту-пает сквозь патетическую маску комедианта.


Саша Митрахович 15.12.2015 16:16


Героями картин Жак Луи Давида (1748-1825), отразившего в своих картинах политическое движение Франции в миниатю-рах, мог быть только гражданин. Давид был одним из лучших живописцев революции, а затем, с установлением империи, посвятил свой талант изображению событий наполеоновской эпохи.

Одним из лучших произведений этого периода являет-ся гигантское полотно, изображающее коронацию императора в соборе Парижской Богоматери (1805-1807). Необычайное равновесие в композиции, где каждый из 150 изображенных персонажей выражает особым образом торжественность собы-тия, подтверждает талант Давида как портретиста.


Саша Митрахович 15.12.2015 16:16


Свобода, ведущая народ
Эжен Делакруа (1798-1863) - один из лучших представителей французской романтической школы живописи, ставивший на первый план поэзию и колорит. Его полные реализма и драматичности картины отличаются особой пластичностью и светом.Меняла и его жена
Фламандский художник Квентин Массейс (1466-1530) был автором целой галереи портретов, картин на религиозные сюжеты и прелестных жанровых сценок, поставивших его в ряд самых значительных представителей фламандской школы XVI века. Среди лучших его произведений отметим картину «Меняла и его жена» (1514), где мощная пространственная и композиционная структура придает живость и своеобразие человеческим фигурам.


Саша Митрахович 15.12.2015 16:16

Шедевры Лувра - Самые знаменитые экспонаты музея

Визитной карточкой Лувра является знаменитая Джоконда или, как ее еще называют, Мона Лиза. Именно к этой картине ведут все указатели, которым послушно следуют потоки туристов. Мона Лиза закрыта толстым бронированным стеклом, а рядом с ней неизменно находятся два охранника и толпы поклонников. Когда-то Джоконда приезжала в Москву, но потом руководство музея приняло решение больше никуда не вывозить эту загадочную красавицу. Так что Джокондой Вы можете полюбоваться исключительно в Лувре. Мона Лиза находится в крыле Денон в 7 зале.

Венера Милосская (Афродита) известна нисколько не меньше, чем предыдущая красавица. Автором Венеры считается скульптор Агесандр Антиохийский. У этой девушки непростая судьба. В 1820 году из-за нее завязался жаркий спор между турками и французами, в ходе которого статую богини бросили на землю и прекрасная скульптура разбилась. Французы собирали осколки впопыхах и… потеряли руки Венеры! Так богиня любви и красоты стала жертвой битвы за прекрасное. Между прочим, руки Венеры так и не нашли, так что эта история, возможно, еще не окончена. Безрукой красавицей можно полюбоваться в 16 зале греческих, этрусских и римских ценностей в крыле Сюлли.

Еще одним символом Лувра является Ника Самофракийская, богиня победы. В отличие от Венеры Милосской, эта красавица умудрилась потерять не только руки, но и голову. Археологи обнаруживали много фрагментов статуи: например, в 1950 году на Самофракии была найдена кисть богини, которая сейчас находится в застекленной витрине сразу за постаментом самой Ники. Увы, голову богини ученым так и не удалось найти. Ника Самофракийская находится в крыле Денон на лестнице перед входом в галерею итальянской живописи.

Еще одна статуя, являющаяся жемчужиной коллекции Лувра - это Пленник, или умирающий раб (работа Микеланджело). Мастер эпохи Возрождения известен в основном благодаря своей статуе Давида, однако эта скульптура заслуживает не меньшего внимания. Крыло Денон, первый этаж, зал №4.

Статуя сидящего Рамзеса II - еще один шедевр, которым может гордиться Лувр. Эта древнеегипетская скульптура находится на первом этаже в крыле Сюлли, в 12 зале египетских древностей.

В Лувре также есть прекрасная коллекция памятников Мессопотамии, сердцем которой является свод законов Хамураппи, написанный на базальтовой стеле. Законы Хамураппи можно увидеть в 3 зале первого этажа крыла Ришелье.

В 75 зале французской живописи на первом этаже крыла Денон Вы можете увидеть картины известнейшего французского художника Жака Луи Давида, в число которых входит, пожалуй, самое знаменитое его полотно - «Посвящение императора Наполеона I».


Саша Митрахович 15.12.2015 18:50

Конечно, посмотреть все в Лувре просто невозможно. И за несколько часов, которые нам были выделены экскурсией, мы только взглянули на самые знаменитые изюминки этого уникального музея.

Лувр на меня произвел незабываемое впечатление. Но были моменты, которые впечатлили сильнее. Так как объять необъятное невозможно, я остановлюсь на том, что запомнилось больше всего.

Оказывается, большая стеклянная пирамида в Лувре не одна, а окружена еще тремя меньшими. Так как проект их строительство был предложен архитектором китайского происхождения Йо Мин Пеем, то он, естественно, вложил в свое детище символический смысл. Большая пирамида должна соединить землю и небо, а все пирамида как бы олицетворяют главные человеческие органы, между которыми коридоры олицетворяют кровеносные сосуды. Люди ходят по коридорам Лувра, как кровь течет по жилам человека.

Вход на выставку, посвященную истории и искусству Древней Македонии. Надпись гласит: «Царство Александра Великого. Древняя Македония». Но нас туда не повели.

А попали мы сразу в залы, посвященные античной скульптуре.

Первая статуя, возле которой мы остановились, «Спящий Гермафродит».

Предмет изображения не является чем-то непристойным. Скульптор изобразил сына Гермеса и Афродиты. Этот златокудрый юноша необычайной красоты, купаясь в водах источника, возбудил страстную любовь Салмакиды, нимфы этого ключа, но ее мольба о взаимности не нашла отклика и безутешная нимфа попросила богов о вечном единении с любимым. И боги слили нимфу и Гермафродита в одно двуполое существо.

«Артемида с ланью». Поскольку в греческой мифологии животное считалось спутником или помощником бога, Артемиду, как богиню охоты, изображали с ланью.

И вот, наконец-то, мы подошли к знаменитой статуе Венеры Милосской.

Статуя была найдена в 1820 году на острове Мелос в Эгейском море. Известная мраморная скульптура выполнена в стиле позднего эллинизма. Предположительно она была создана в 150-100 годах до нашей эры скульптором Александром (или Агесандром) из Антиохии на Меандре.

Нашёл Венеру крестьянин Георгески. Он захотел продать свою находку подороже, поэтому на время припрятал её в сарае. Там статуи приметил французский офицер Дюмон-Дюрвиль, который сразу узнал в мраморной женщине богиню. Но у француза не было достаточно средств, чтобы выкупить Венеру у крестьянина. Тогда он отправился на поиски денег. А когда вернулся, Дюмон-Дюрвиль узнал, что статую уже купил некий чиновник из Турции. Венера была готова отправится в путь. Тогда офицер перекупил статую и поспешил с ней на корабль. Но турки обнаружили пропажу и ринулись за ней. В драке Венера Милосская потеряла руки, которые так и не были никогда найдены.

Но экскурсовод нас заинтриговала: с одной стороны у Венеры женские черты, а вот с другой, присмотритесь – мужские, торс и даже виден кадык.

Еще одна знаменитость Лувра - статуя Ники Самофракийской. Это скульптура богини победы Ники из мрамора.

Это произведение искусства было найдено в 1863 году на острове Самотраки археологом-любителем Шарлем Шампуазо. Он сразу же отправил находку во Францию. В настоящее время эта статуя стала визитной карточкой Лувра, его драгоценностью и одним из лучших экспонатов. Находится Ника Самофракийская на лестнице Дару галереи Денон.

Автором статуи считается скульптор Пифокрит, предположительно, в 190-180 годах до нашей эры. Во время создания она символизировала победу родосцев над сирийской флотилией. Жители острова поместили Нику на скале над морем на постаменте в виде носа корабля. Богиня изображена в движении вперёд. Голова и руки статуи отсутствуют, так как не были найдены. Ника Самофракийская считается эталоном женской красоты.

Покидая зал античных скульптур, мы передвигаемся в залы живописи.

Наша группа была уже настолько утомлена, что буквально попадала возле картин.

Остановлюсь на более запомнившихся картинах.

Подробнее мы остановились на великом художнике Жаке Луи Давиде. Это его автопортрет.

Коронация Императора Наполеона и Императрицы Жозефины в соборе Парижской Богоматери.

«Клятва Горациев» 1784 г. Давид Жак Луи.

Но одна из самых известных работ Жака Луи Давида «Портрет мадам Рекамье», написанная им в 1800 году. Хозяйка блестящего парижского салона Жюли Рекамье заказала Давиду свой портрет. Он принялся за работу, однако постоянно не был удовлетворён условиями, в которых приходилось писать. По его словам, то комната была слишком тёмной, то свет исходил из слишком высокой точки. Когда он закончил, Жюли портрет не понравился, она себе показалась слишком легкомысленной и попросила мастера дорисовать ей, например, книгу. Но художник не согласился. Картина осталась в таком виде. Жюли отказалась ее покупать.

Второй известный художник Жан Огюст Доминик Энгр. Внимательно присмотритесь, что интригует в этой картине?

Диспропорциональность в изображении. Взгляд сразу падает на глаза женщины, потом ползет ниже: грудь, рука… И по руке спускается ниже и ниже… Такая диспропорциональность позволяет создать эффект ласки. Картина называется «Портрет мадам Ривьер».

Но, пожалуй, одна из известных его работ «Большая одалиска». В этом полотне он прибавил одалиске три лишних позвонка.

Как обычно у Энгра, анатомическое правдоподобие подчинено художественным задачам: правая рука одалиски неправдоподобно длинна, а левая нога вывернута под невозможным с точки зрения анатомии углом. Вместе с тем картина производит впечатление гармонии: создаваемый левым коленом острый угол необходим художнику, чтобы уравновесить построенную на треугольниках композицию.

Эжен Делакруа «Смерть Сарданапала».

Сюжет картины взят из поэтической драмы Байрона "Сарданапал" (1821). Согласно легенде, последний ассирийский царь, отличавшийся страшным распутством, довел страну до мятежа. Сарданапал пытался подавить бунт, но безуспешно. Тогда он решил покончить жизнь самоубийством, превратив свой трон в погребальный костер. Делакруа сознательно заменил трон роскошным ложем и несколько изменил байроновский сюжет. На картине Сарданапал перед тем, как совершить самоубийство, приказывает убить у него на глазах любимого коня и женщин из своего окружения, а также уничтожить все его сокровища.

В каталоге Салона Делакруа отметил, что созданный им образ Сарданапала должен стать суровым предупреждением для всех тех, кто не стремится в своей жизни к добродетели. При этом современники находили, что Сарданапал у Делакруа выглядит слишком спокойным и вовсе не страдает от угрызений совести, а скорее наслаждается затеянным им кровавым спектаклем.

Картина «Свобода на баррикадах» или по-другому «Свобода, ведущая народ» является одной из самых известных в музейной коллекции Лувра. Шедевр принадлежит кисти французского художника Эжена Делакруа. Тема картины – июльская революция 1830 года, которая стала концом режима Реставрации монархии Бурбонов. Полотно было выставлено на обозрение публике весной 1831 года в Парижском салоне. Картину тут же выкупило государство. В центре полотна мы видим женщину, которая стала символом свободы. На голове у неё - фригийский колпак, в правой руке - знамя республиканцев - триколор, в левой - ружьё. У женщины несколько обнажена грудь, что сделано специально для показа самоотверженности и смелости. Вокруг женщины расположены несколько вооруженных людей в простой одежде. Задний фон картины скрыт дымом пороха от выстрелов. Свобода указывает путь восставшим, возглавляет их.

И вот, наконец-то, мы заходим в зал, где находится ОНА!

Она там, вдалеке, под бронированным стеклом!

Можно сказать, повезло, мы попали в Лувр почти под закрытие, людей было меньше, и нам удалось подобраться к Моне Лизе спокойно, без толкотни.

Естественно, я обошла ее с двух сторон и проверила правильность утверждения, она, действительно, смотрит на тебя с любой точки.

Полное название картины - "Ritratto di Monna Lisa del Giocondo", что в переводе с итальянского означает "Портрет госпожи Лизы Джокондо". На прямоугольном полотне Леонардо изобразил женщину с блуждающей улыбкой, выполненной техникой "сфумато", одетую в тёмную одежду. Мона Лиза сидит вполоборота в кресле. У женщины прямые гладкие волосы, разделённые пробором и прикрытые прозрачной вуалью. Интересно то, что брови и лоб у Джоконды выбриты. Она сидит на балконе или же лоджии, откуда открывается прекрасный вид на холмы.

Напротив Моны Лизы находится картина Кальяри Паоло «Брак в Кане».

Конечно же, нельзя обойти и посмотреть все. К тому же, Лувр имеет самые большие выставочные площади в мире, благодаря тому, что все подсобные и технические помещения с кассами вынесли под землю. Но и это не спасает, и на обозрение выставляется только 5% произведений, потому что больше не умещается. Поэтому залы Лувра постоянно обновляются полотнами с архивов, и музей можно посещать бесконечно, наслаждаясь все новыми и новыми произведениями.

  • 24/06/2012 --
  • Кто-то посещает столицу Франции по делам бизнеса или ради дорогих бутиков, кто-то ищет развлечений, а кого-то манит его удивительная архитектура, история и искусство. Музей Лувр в Париже стал местом паломничества миллионов людей, приезжающих из самых отдаленных уголков мира, чтобы увидеть его сокровища собственными глазами. В нем гармонично сочетается прошлое с настоящим, и даже Пирамида Лувра – строение наших дней, находит отклик в сердцах путешественников ничуть не меньше, чем загадочная картина Мона Лиза.

    Многогранность Musée du Louvre

    Музей Лувр по праву носит титул самого популярного и большого художественного музея, занимая площадь 160 106 кв. м (под выставками 58 470 кв. м). Если продолжать опираться на цифры, то внушительно выглядит количество посещений в год – более 9 млн. человек.

    Приобретайте Париж Museum Pass, который дает возможность свободного входа более чем в 60 музеев в Париже!!! Купить Museum Pass можно по ссылке


    Где находится Лувр?

    Лувр находится в центральной части города на правом побережье Сены в по авеню Риволи в здании бывшего королевского дворца, расположенном между храмом Сен-Жермен-л’Осеруа и садом Тюильри. Рядом с ним стоит памятник, где на резвом скакуне красуется Людовик XIV, от которого берет начало главная историческая ось Парижа.

    Музей собрал в своих залах невероятное количество реликвий, представляющих не только минувшие эпохи Европы, но и культуру других стран: Египта и Греции, Ближнего Востока и Ирана, Африки, территории Океании и Америки.


    Своими коллекциями Лувр делится с другими музеями, представляющими произведения искусства в определенном ключе (примитивизм, античная религия, современное направление, импрессионизм и постимпрессионизм, другое). Картинами, скульптурами и прочими артефактами можно полюбоваться в стенах Орсе, музее набережной Бранли и Guimet, а еще в филиалах Лувра, расположенных в промышленном французском городе Лансе и в Абу-Даби на территории ОАЭ.

    Что значит «Лувр»?

    Бесспорно, название дворца звучит красиво, но этимологам стало интересно докопаться до корня его происхождения. В разработке побывало несколько версий, а наиболее популярны три:

    • Для строительства было выбрано место под названием «Люпара» (Lupara). Однако откуда взялся этот термин, выяснить не удалось, но есть предположение, что оно происходит от латинского «люпус» (lupus), что значит «волчанка». Сегодня так называется болезнь, но во времена Филиппа-Августа, правящего Францией на границе XII-XIII веков, под названием могли подразумевать обиталище волков.
    • Ближе к истине вторая версия происхождения наименования, по которой «lauer» или «lower» на старофранцузском значит «сторожевая башня».
    • Еще одну правдоподобную теорию выдвинул историк XVII столетия А. Соваль, считавший, что производными являются слова нелатинского происхождения » leower ou lower, leovar, lovar или lover», означающие «форт», «укрепление».

    Но если происхождение слова вызывает любопытство, то история самого дворца куда более длинная и захватывающая, уводящая к началу XII столетия, когда в самом разгаре были крестовые походы и охота на еретиков.

    История Лувра

    Отправляясь в 1190 году в очередной военный поход с Ричардом Львиное Сердце (которого еще называли Ричард Да-и-Нет за склонность менять мнение под влиянием собеседника), король Филлип II Август, дабы не оставлять свои земли на растерзание алчным родственникам (особенно династии Плантагенетов) и другим претендентам, основывает строительство крепостной преграды с башнями.

    Возведение заняло 20 лет, и в итоге по обе стороны Сены появились две стены – Нельская и Луврская. Перед последней и вырос замок, позже ставший королевским дворцом. Постепенно Лувр превращался в неприступный форт с десятками башен, радикально отличаясь от нынешнего роскошного здания. Каменные стены толщиной 2,5 м были увешаны бойницами, щетинились высокими зубцами, а вокруг них пролегал водяной ров с высокими срезанными берегами.

    В те времена монарший замок находился на западе острова Ситэ, а новая крепость стала хранилищем казны, военного арсенала, и служила тюрьмой. Только при Карле V статус сооружения изменился, и из оборонительного бастиона оно постепенно трансформировалось в уютное и прекрасное гнездышко.

    Смена приоритетов – от унылой серости к пышному убранству

    Для удобства монаршей семьи тут обустроили шикарные апартаменты с жилыми корпусами и парадными лестницами. В стенах пришлось пробить окна, а на крыше выросли печные трубы и симпатичные пинакли. Сюда также было перевезено огромное собрание книг, и 973 тома положили начало царской библиотеке.

    Однако только с 1546 г. при Франциске I Лувр становится официальной королевской резиденцией. Чтобы облагородить его, пригласили архитектора Пьера Леско и мастера скульптур – Жана Гужона, которые придали зданию вид в духе периода Возрождения. Архитектор работал над юго-западным крылом, так называемого, Квадратного двора.

    Он сумел объединить изысканные грани, строгие соединения вертикалей и горизонталей с богатством и утонченностью скульптур настолько умело, что крыло Леско и сегодня признается непревзойденным творением зодчества французского Ренессанса. Оно находится возле левой части выхода Квадратного двора, примыкающего ко двору Наполеона.

    В 1564 году к благоустройству приложила руку «черная» королева Екатерина Медичи, навсегда запомнившаяся тем, что спровоцировала Варфоломеевскую ночь. Ее идеей стал с садом на земле, прилегающей к Лувру. Так она планировала всегда оставаться рядом с правящими страной сыновьями, помогая им мудрым советом и наставлениями.

    Свежие формы архитектуры и галерея мастеров

    В 1589 году после длительной борьбы за власть на французский трон садится Генрих IV и сразу приступает к задуманному им «Большому проекту». Он убирает остатки средневековых сооружений ради расширения внутреннего патио и соединяет с помощью Большой галереи в 210 метров Лувр и Тюильри.

    Над проектом работали зодчие Луи Метезо и Жак Андруэ, отдав низший этаж под мастерские и разного рода лавки, а при Красном кардинале Ришелье тут работали типография с монетным двором. В XVII столетии галерея Лувра приютила мастеров, не вошедших в семью узаконенных цехов.


    В королевском указе значилось, что ее территория должна быть обустроена так, чтобы соответствовать потребностям великих кудесников в области живописи, ваяния, ювелирного и часового дела, создания холодного оружия, парфюмерии, коврового и восточного искусства, производства физических инструментов и труб для фонтанов.

    По сути, эти мастера творили под теплым и уютным крылышком монарха. Не принадлежа ни к одной официальной школе, они могли производить товары, свободно продавать их, не отчитываясь перед цехами, а также обучать собственных учеников.

    Это невероятно злило цеховщиков, которые ничего не могли с этим поделать, и от бессилия заявляли, что настоящие и честные представители своего дела никогда не согласились бы на работу при Лувре. Естественно, эти громкие заявления не имели никакой силы.


    Пока официальные цеха злорадствовали, мастера, работающие в галерее королевского дворца, процветали, создавая прекрасные образцы роскоши. Причем тут могли работать представители любых национальностей, и на огромной площади соседствовали турки с их знаменитыми расписными коврами, голландские гранильщики, множество итальянцев и фламандцев наряду с другими представителями наций.

    В 1620 году зодчий Жан Лемерсье реализует личный проект по возведению главного строения Квадратного двора – павильона Часов, имевшего три арочных хода.

    Поскольку места было слишком мало, он предложил увеличить площадь территории вчетверо, но исполнить задумку смогли только во время правления следующего по счету Людовика – «короля-солнце».

    С приходом нового хозяина всегда грядут большие перемены. Людовик XIV не стал исключением, и с энтузиазмом взялся за благоустройство наследия с учетом индивидуального вкуса.

    Сносились старые застройки, увеличивались территории, пристраивались новые корпуса, а отличительной чертой данного временного отрезка стала Восточная колоннада.

    Архитектор Джованни-Лоренцо Бернини из Италии вообще предложил радикальное решение – полностью разрушить здание и возвести на его месте совершенно новое, соответствующее духу текущей эпохи. В этом можно узреть неудержимую жажду еще больше прославить свое имя при жизни и навсегда вписать его в скрижали истории, поскольку для реализации задумки он предложил собственный план.

    Его затею восприняли в штыки другие архитекторы и придворные монарха, а потому ей не суждено было сбыться. Зато другие зодчие, пользуясь любимым инструментом французского двора, а именно интригами и подкупами, добивались, чтобы их планы в отношении перестройки здания находили положительный ответ.

    После возведения Восточной колоннады в 1680 году король устал от столицы и Лувра, и перебрался со всем окружением в . Но галерея дворца продолжала разрастаться. Сюда стремилось все больше умельцев, а старожилы постепенно расширяли работающие конторы. Например, резчик по металлу, эбенист и мастер позолоты Андре-Шарль Буль создал семейный бизнес с четырьмя своими сыновьями, установив в мастерской 18 станков, на которых вырезались предметы из черного дерева.

    Он создавал отдельные детали, а затем собирал их воедино, производя бюро и другие предметы мебели, украшенные мозаикой и изящными медными элементами; изысканные корпуса для часов; выполненные из цветной древесины книжные шкафы с встроенными зеркалами; шикарные люстры; пресс-папье.

    Перерождение дворца в музей

    О том, чтобы превратить королевский дворец в музей, заговорили еще в XVIII веке при Людовике XV. Начавшийся при нем процесс завершился с французской революцией.

    Впервые залы Лувра приняли первых посетителей в августе 1793 года.

    Далее заботу о нем принял на себя Наполеон I, и во время Первой империи он носил имя «музей Наполеона». Затем эстафета перешла Наполеону III, при котором все работы по очередной перестройке были закончены, и у архитектурного ансамбля появилось северное крыло, протянувшееся вдоль авеню Риволи.

    Но и это не стало окончательным перевоплощением Лувра. Случилось это в 1871 г., когда разрушивший Тюильри в период осады Парижской коммуной пожар был позади.

    А относительно недавним новаторством стала пирамида Лувра, полностью собранная из стекла.


    Ее прототипом является пирамида Хеопса (Гиза) – крупнейшая из ныне известных в Египте. Вес стеклянной копии примерно 180 тонн, высота 21,65 м при длине основы 35 м и угле наклона 52 градуса, а сама конструкция состоит из 70 деталей треугольной формы и 603 ромбовидной.

    Она находится в окружении небольших фонтанов и трех пирамидальных фигур поменьше, выполняющих роль иллюминации. Придумал ансамбль Клод Энгл – американский архитектор с китайскими корнями. Строительство велось в 1985-1989 годах, и вначале вызвало бурю негодований, что для Парижа вполне естественно.

    Сегодня без стеклянного сооружения, выполняющего роль входа с кассами, Лувр представить довольно сложно, особенно после выхода романа Д. Брауна «Код да Винчи», в котором автор решил упокоить Марию Магдалину, как символ Священного Грааля, в перевернутой части конструкции.


    Есть и другая занимательная версия, по которой в нижней части пирамиды покоится Франсуа Миттеран – французский президент того периода, когда закончилось возведение сооружения.

    Она привлекает творческих личностей, и однажды уличный художник JR, знаменитый своими объемными работами, решил поразить столичных жителей и туристов необычной иллюзией. На обратной стороне строения бала наклеена черно-белая фотография дворца в его реальную величину с точным повторением всех деталей. При определенном ракурсе фотография безупречно совпадала с архитектурой здания, заставляя при этом пирамиду исчезать, словно растворяясь в воздухе.

    Наращивание коллекций

    Начальные 2 500 экспонатов выставочных залов были собраниями полотен, принадлежащих еще Франциску I и Людовику XIV. Последний выкупил 200 картин у банкира Э. Жабаха, а легендарная «Джоконда» Леонардо и рафаэлевская «Прекрасная садовница» некогда были приобретены Франциском I наряду с остальной коллекцией, принадлежащей самому да Винчи, но проданной, когда его земные дни завершились.


    Свои сокровища Парижский музей Лувр собирал разными путями. Некоторые передавались сюда из других запасников, одни были дарованы при жизни владельцев или завещаны после их кончины, другие конфискованы во время революционных волнений, добыты в военных походах или на археологических раскопках.

    Среди знаменитых скульптур Венера Милосская, приобретенная французским послом у Турции сразу, как она была найдена. А Нику Самофракийскую обнаружил в 1863 г. на острове Самотраки французский археолог Ш. Шампуазо. К сожалению, статуя была расколота на несколько частей, и ее пришлось собирать словно пазл.

    Ныне музей Лувр, а ранее дворец французских королей, не растерял своей роскоши со сменой статуса, и даже установленная в центре площади возле него стеклянная пирамида ничуть не убавила исторического очарования.

    Оставаясь самым посещаемым и неподражаемым, он демонстрирует посетителям собранные на протяжении многих десятилетий коллекции картин и набросков, гравюр, бронзовых предметов, скульптур и гобеленов, керамики и фарфора, прекрасных драгоценностей и изделий из слоновой кости. В его запасниках более 300 000 удивительных экспонатов, но только небольшая часть (35 000) одновременно наполняет залы Лувра.

    В собраниях представлены артефакты древних цивилизаций, всех периодов средневековья, а также жемчужины первой половины XIX века. Тут во всей красе преподносят себя древний Восток, Греция, Рим и Этрурия, скульптурные композиции и знаменитые статуи, искусство Ислама, графическое и изобразительное искусство и разрозненные предметы, представляющие интерес.


    Каждой теме посвящены свои залы, а особое внимание уделено культуре Египта, чьи свидетельства прошлого разместились в 20-и комнатах. Некогда эта большая коллекция принадлежала Франсуа-Жану Шампольону, сумевшему расшифровать египетские иероглифы.

    Отдел, посвященной этой теме, был основан королем Карлом Х весной 1826 г. Сегодня столь обширный паноптикум поделен на 3 составляющие: римский и коптский Египет; хронологическое экспозиционирование; тематическое экспозиционирование. Не меньшим интересом пользуются экспозиции, посвященные Греции, Риму и Этрурии.


    Из глубины веков на вас томно взирает Венера Милосская и о чем-то задумался Ганимед, расправила крылья величественная даже без головы и рук Ника Самофракийская, в непринужденной позе замерли Адонис и Аполлон, приветствует размашистым жестом Александр Великий и Афина из Веллетри.


    В коллекции изваяний музей первоначально отдавал предпочтение античным статуям (за исключением творений Микеланджело), но в середине XIX века было решено основать 5 новых зон для выставки средневековых скульптур эпохи Возрождения, созданных до XVIII столетия. Чуть позже (в 1850 г.) сборник статуй разбавил средневековых период.

    Среди предметов искусств и сейчас достаточно много уникальных артефактов, но этот паноптикум продолжает расширяться, включает новые статуэтки, гобелены, предметы мебели, фантастической красоты драгоценности от средневековья до XIX столетия.

    Известные картины Лувра, это совершенно потрясающая, фантастическая подборка из 6 000 полотен, представляющих картины Леонардо Да Винчи, Эжена Делакруа, Диего Веласкеса, Рафаэля и его ученика Луку Пенни, Андреа Мантеньи, Пауля Рубенса, Тициана Вечеллио, Рембрандта Харменс ван Рейна и еще многих авторов, перечислить которых за раз очень сложно.


    Но основной достопримечательностью музея, несомненно, является женщина с самой загадочной улыбкой, над разгадкой которой не одно столетие бьются маститые эксперты по картинам – Мона Лиза кисти Леонардо да Винчи.


    Глядя на мировые шедевры, невольно задумываешься: что чувствовали и хотели передать своими полотнами художники, в какие дебри безумия они забредали? Какие страсти переживали, какая судьба уготована была каждому и сколько взлетов и падений, триумфа и разочарований они испытали? Как часто они переживали унижения, нанизанные на редкие лучи славы?

    На фоне всех этих жизненных страстей даже обидно, что миллионы людей, проходя мимо великих произведений, бросают на них лишь беглый взгляд, стараясь быстрее перейти дальше.


    Экскурсия по Лувру превращается в марафон, в котором надо успеть увидеть и запечатлеть на фото по возможности больше. Совсем не остается времени на осознание, что за каждым мазком скрыта душа художника, его муки и терзания, бессонные ночи, желание передать главный смысл, собственное мировоззрение и целая эпоха. Но винить людей за это не стоит, ведь чтобы изучить более внимательно каждый экспонат, потребуется не менее 4-х лет!

    Картины Лувра (Фотогалерея)

    1 of 22

    Полотен разных живописцев собралось так много, что написанные после 1848 г. было решено передать в .

    Залы Лувра

    Каждый зал Лувра, это конкуренция шика, богатства и помпезности. В галерее Аполлона перехватывает дыхание от прекрасных полотен в окружении ангелочков и обрамлении золота.


    В гостиной Наполеона явно виден любимый полководцем стиль ампир. Спинки стульев, обитых дорогой тканью, как и диваны с фигурными ножками, напоминают арфу; с потолка свисают многоярусные хрустальные люстры, а стены украшают картины, пухлые херувимы, лепнина и много позолоты.

    Лувр (панорама внутри)

    Бродя по огромным залам в потоке туристов, сложно представить, что когда-то в многочисленных комнатах плелись заговоры, а в запутанных коридорах дворца за тяжелыми портьерами устраивали засады дворяне и подкупленные слуги, дабы избавиться от неугодного фаворита.

    Бельфегор призрак Лувра

    Не секрет, что при дворе процветали подкупы, сплетни и прочие коварства. На протяжении многих лет в его стенах сгинуло немало людей, а сейчас коллекции музея постоянно пополняются свеженькими мумиями, а потому неудивительно, что это породило множество сплетен и легенд, в которых главная роль отведена духам.

    Бельфегор призрак Лувра – это не только мистический фильм по сценарию Даниэля Томпсона с Софи Марсо в ведущей роли, но и одна из местных легенд. Говорят, что по коридорам ночами действительно бродит архидемон, навевая персоналу и зазевавшимся посетителям их самые потаенные ужасы.

    Еще, если 9 июня удастся остаться допоздна возле апартаментов Екатерины Медичи, возможно, вам повезет встретить призрак убитой ею при помощи отравленных перчаток королевы Жанны. Именно в этот день она отошла в мир иной, и теперь пытается поквитаться с мучительницей, приходя ежегодно к ее опочивальне полупрозрачным духом.

    Конечно, не обошлось тут и без таинственной Белой дамы, образ которой в Европе считается дурным предзнаменованием.

    Билеты в Лувр

    Билеты в музей стоят 15 евро, а чтобы экскурсия стала познавательной, возьмите за 5 евро аудиогид. Бесплатно открыто каждое первое воскресенье в период октябрь-март.


    Свободный вход также для молодежи до 18 лет, скульпторов и художников, малоимущих, лиц с ограниченными возможностями и их сопровождающих, для граждан ЕС возрастом 18-25 лет.

    Панорама Лувра

    Где находится Лувр, как к нему добраться и время работы

    220 лет назад, 10 августа 1793 года, Лувр открылся для посетителей. Само здание за почти десять веков пережило множество трансформаций от темной крепости XII века до дворца Короля-Солнце и самого популярного и известного музея мира. Сегодняшний Лувр - это несколько сотен тысяч экспонатов, четыре этажа с экспозициями общей площадью 60 600 квадратных метров (Эрмитаж - 62 324 кв.м.). Для сравнения: это почти две с половиной Красных площади (23 100 кв. м.) и больше восьми футбольных полей стадиона "Лужники" (площадь поля - 7140 кв.м).

    "В Лувре есть что посмотреть", это каждый знает. И, пожалуй, почти каждый назовет главные экспонаты музея: "Мона Лиза" Леонардо да Винчи, Ника Самофракийская и Венера Милосская, стелла с законами Хамураппи и прочее, прочее… В прошлом году, согласно официальным данным, музей посетили более девяти с половиной миллионов человек, о толпах, осаждающих "Мону Лизу", как и о карманниках в Лувре, ходят легенды, а туристические сайты советуют готовиться к его посещению почти как к походу: захватить с собой еду, выбрать удобную одежду и обувь.

    Отбросив формальный подход, проект Weekend выбрал десять экспонатов Лувра, не менее известных и прекрасных, чем вышеперечисленные, которые запросто может упустить из виду не самый внимательный или осведомленный турист.

    Мифологический демон ("Меченный").
    Бактрия.
    Конец II - начало III тысячелетия до н.э.

    Крыло Ришелье, цокольный этаж (-1). Искусство Древнего Востока (Иран и Бактрия). Зал №9.

    Древние артефакты традиционно привлекают к себе меньше внимания, чем творения великих художников и скульпторов. Рассматривать множество маленьких экспонатов, а часто и вовсе фрагментов чего-либо, считается уделом "фанатов. А уж заметить в витринах крыла Ришелье площадью 22 тысячи квадратных метров маленькую, высотой чуть меньше 12 сантиментов, статуэтку на бегу просто невозможно. Этот "железный человечек" родом из Бактрии и ему более 5-ти тысяч лет (датирован концом II - началом III тысячелетия до н.э.). Бактрия — государство, основанное греками после завоевательных походов Александра Македонского в районе Северного Афганистана в конце III - начале IV тысячелетий до нашей эры. На сегодняшний день найдено всего четыре полностью сохранившихся таких статуэтки, одну из них Лувр приобрел в 1961 году. Предполагается, что найдены они в Иране, неподалеку от города Шираз. Кого изображает скульптура, доподлинно неизвестно, ученые окрестили этот загадочный персонаж "Меченным": его лицо изуродовано длинным шрамом. По мнению исследователей, шрам символизировал какое-то ритуальное, деструктивное действие. Прикрытое короткой набедренной повязкой туловище покрыто змеиной чешуей и подчеркивает змееподобный характер персонажа. Это позволяет предполагать, что так изображали антропоморфного демона-дракона, которому поклонялись в Азии. Кто такие эти "меченные", остается только гадать, видимо они олицетворяли духов, возможно добрых, возможно злых.

    Матрас Гермафродита

    Спящий Гермафродит.
    Римская копия с оригинала II века н. э. (матрас добавлен Бернини в XVII веке)

    Крыло Сюлли, нулевой этаж (1). Зал №17 Зал Кариатид.

    Если находящуюся в том же зале Венеру Милосскую вы не пропустите точно, окружающая ее толпа туристов - хороший ориентир, то расположенного неподалеку "Спящего Гермафродита" можно запросто пропустить, если свернуть не туда. Согласно легенде, сын Гермеса и Афродиты был очень красивым юношей, и влюбленная в него нимфа Салмакида попросила богов соединить их в едином теле. Эта скульптура, считающаяся римской копией с греческого оригинала II века н. э., попала в музей в начале XIX века из коллекции семейства Боргезе. В 1807 году Наполеон попросил князя Камилло Боргезе, приходившемуся ему зятем, продать некоторые экспонаты коллекции. Отказаться от предложения императора была по понятным причинам нельзя. Мраморные матрас и подушка, на которых возлежит Гермафродит, были добавлены в 1620 году Джованни Лоренцо Бернини, скульптором эпохи барокко, чьим покровителем был кардинал Боргезе. Впрочем, эта деталь подчеркивает скорее анекдотичную сторону композиции, что вряд ли входило в задумку греческого автора. Со скульптурой связано и поверье, о котором иногда рассказывают экскурсоводы музея: якобы, мужчины, прикоснувшиеся к спящему, тем самым увеличивают свою мужскую силу.

    "Тазик" Святого Людовика

    Чаша — "Купель Святого Людовика". (на фото фрагмент — один из медальонов)
    Сирия или Египет, около 1320-1340 гг.

    Баптистерий (или крестильная купель) Святого Людовика отмечена среди важнейших экспонатов цокольного этажа, однако мало у кого хватает сил спуститься сюда после осмотра главных достопримечательностей музея. Выполненная из латуни и отделанная серебром и золотом чаша считается шедевром искусства времен мамлюков, ранее она принадлежала к числу сокровищ часовни Сент-Шапель, а в 1832 году перешла в коллекцию музея. Этот большой таз был частью французской королевской коллекции, внутри можно увидеть приделанный герб Франции. Он действительно служил купелью при крещении Людовика XIII и сына Наполеона III, но не Людовика IX Святого, несмотря на "приклеившееся" к нему название. Создан этот предмет был гораздо позже: он датируется 1320-1340 годами, а Людовик IX умер в 1270 году.

    Шах Аббас и его паж


    Мухамад Казим.
    Портрет шаха Аббаса I и его пажа (Шах Аббас, обнимающий пажа).
    Иран, Исфаган, 12 марта 1627 года

    Крыло Денон, цокольный этаж. Зал Искусства Ислама.

    В том же зале стоит обратить внимание на довольно известный рисунок, изображающий шаха Аббаса и его пажа-виночерпия, похожего больше на девушку. Аббас I (1587-1629) — самый значительный представитель династии Сефивидов, считающихся основателями современного Ирана. Во время его правления изобразительное искусство достигает пика своего развития, изображения становятся более реалистичными и динамичными. На этом рисунке шах Аббас изображен в шляпе с коническим верхом и широкими полями, которую он ввел в моду, рядом юноша-паж, протягивающий ему чашу с вином. Под кроной дерева, справа, значится имя художника - Мухаммад Казим (один из известнейших мастеров того времени и, по всей видимости, придворный художник Аббаса) - и короткое стихотворение: "Пусть жизнь вам даст то, чего вы желаете от трех уст: вашего любовника, реки и кубка". На переднем плане изображен ручей, вода которого когда-то была посеребрённой. Стихотворение можно интерпретировать и символически, в персидской традиции было множество стихов, обращенных к виночерпию. Рисунок был приобретен музеем в 1975 году.

    Портрет доброго короля

    Неизвестный художник парижской школы.
    Портрет Иоанна II Доброго, короля Франции.
    Около 1350 года

    Крыло Ришелье, второй этаж. Французская живопись. Зал №1.

    Эта картина неизвестного художника середины XIV века считается самым старым индивидуальным портретом в европейском искусстве. Ранних мастеров французской живописи начали изучать сравнительно недавно, во второй половине XIX века, да и большинство их произведений было утрачено в ходе войн и революций. Правление Иоанна Доброго, пришедшееся на годы Столетней войны, было не из легких: разбитый англичанами в битве при Пуатье, он попал в плен и находился в заточении в Лондоне, где подписал договор о своем отречении. Согласно легенде портрет был написан именно в лондонском Тауэре, а авторство приписывается Жирару Орлеанскому. Интересный факт: он стал последним французским монархом носившим имя Иоанн.

    Мадонна в "коридоре"

    Леонардо да Винчи.
    Мадонна в скалах.
    1483-1486 годы.

    Крыло Денон, Большая галерея, первый этаж. Итальянская живопись. Зал №5.

    Большая галерея крыла Денон, помимо знаменитой сцены из фильма Жана-Люка Годара "Банда аутсайдеров" с бегущими по Лувру героями, известна тем, что здесь висит "никем не замеченная" прекрасная Мадонна Леонардо и множество других работ итальянских живописцев, включая Караваджо. "Никем не замеченные", это, конечно, громко сказано, та же "Мадонна в скалах" — одна из самых знаменитых картин в мире, и, тем не менее, начав свой забег с финишем у "Моны Лизы", туристы, к сожалению, часто проходят мимо этой прекрасной работы, у которой стоит постоять лишнюю пару минут. Существует две версии этой картины. Та, что хранится в Лувре, написана в период между 1483-86 годами, и первое упоминание о ней (в описи французской королевской коллекции) датируется 1627 годом. Вторая, которая принадлежит Лондонской Национальной галерее, была написана позже в 1508-м. Картина представляла собой центральную часть триптиха, предназначавшегося для миланской церкви Сан Франческо Гранде, но так и не была отдана заказчику, для которого художник написал вторую, лондонскую версию. Исполненная нежности и покоя сцена контрастирует со странным пейзажем из отвесных скал, геометрия композиции, мягкие полутона, а также знаменитая "дымка" сфумато создает необычную глубину в пространстве этой картины. Ну и нельзя не упомянуть еще одну "версию" содержания этой картины, несколько лет назад мучавшую умы поклонников Дэна Брауна, перевернувшего содержание картины прямо таки с ног на голову.

    В поисках блох

    Джузеппе Мария Креспи.
    Женщина ищущая блох.
    Около 1720-1725 гг.

    Крыло Денон, первый этаж. Итальянская живопись. Зал №19 (залы в конце Большой галереи).

    Картина болонца Джузеппе Марии Креспи - одно из недавних приобретений музея, полученное в дар от Общества Друзей Лувра. Креспи был большим поклонником голландской живописи, и жанровых сценок в частности. Существующая в нескольких версиях "Женщина, ищущая блох", видимо, входила в серию картин (ныне утраченных), повествующих о жизни одной певицы от начала ее карьеры до последних лет, когда она стала набожной. Подобные работы отнюдь не являются центральными в творчестве художника, но дают современному человеку яркое представление о реалиях того времени, когда без блохоловки не мог обойтись ни один приличный человек.

    Калеки, не отчаивайтесь


    Питер Брейгель Старший.
    Калеки.
    1568 год.

    Крыло Ришелье, второй этаж. Живопись Нидерландов. Зал №12.

    Эта маленькая работа старшего из Брейгелей (всего 18,5 на 21,5 см.) единственная на весь Лувр. Не заметить же ее проще простого и не только из-за размера, эффект узнавания — "если на картине много маленьких людишек, значит это Брейгель" — здесь может не сразу сработать. Работа была подарена музею в 1892 году, и за это время родилось множество интерпретаций сюжета картины. Одни усматривали в ней размышление о врожденной слабости человеческой природы, другие - социальную сатиру (карнавальные головные уборы персонажей могут символизировать короля, епископа, бюргера, солдата и крестьянина), либо критику политики, проводившейся во Фландрии Филиппом II. Впрочем, до сих пор никто не берется объяснить персонажа с миской в руках (на заднем плане), а также лисьи хвосты на одежде героев, хотя некоторые видят тут намек на ежегодный праздник нищих Koppermaandag. Добавляет загадочности картине надпись на обороте, которую зрители не видят: "Калеки, не отчаивайтесь, и ваши дела могут процветать".

    Одну из наиболее известных картин Иеронима Босха не то, чтобы не знают "в лицо". Возможно, тут не в пользу работы играет ее расположение: недалеко от входа в маленький зал, да еще и с такими соседями как "Автопортрет" Альбрехта Дюрера и "Мадонна канцлера Ролена" ван Эйка, да и до сестер д`Эстрэ тут недалеко, необычная композиция этой работы неизвестного французского художника - сидящие в ванной обнаженные дамы, одна из которых щиплет другую за сосок - сделала картину не менее популярным экспонатом, чем сама "Джоконда". Но вернемся к Босху, те, кто внимательно смотрит по сторонам, ни за что его не пропустят. "Корабль дураков" — часть несохранившегося триптиха, нижним фрагментом которой ныне считается "Аллегория обжорства и сладострастия" из Художественной галереи Йельского университета. Предполагается, что "Корабль дураков" — первая из композиций художника на тему пороков общества. Развращенное общество и духовенство Босх уподобляет безумцам, которые набились в неуправляемую лодку и несутся навстречу своей гибели. Картина была передана в дар Лувру композитором и искусствоведом Камиллем Бенуа в 1918 году.

    Обязательными пунктами посещения Лувра являются две "голландские жемчужины его коллекции" — картины Яна Вермеера "Кружевница" и "Астроном". А вот его предшественника Питера де Хоха, чья "Любительница выпить" висит в том же зале, часто минует внимание среднестатистического туриста. И все же эта работа стоит того, чтобы обратить на нее внимание и не только из-за продуманной перспективы и живой композиции, художнику удалось передать тонкие оттенки отношений персонажей картины. Каждому участнику этой галантной сценки отведена определенная роль: солдат наливает выпить молодой женщине, которая и без того уже не трезва, его товарищ, сидящий у окна, простой наблюдатель, а вот вторая женщина - явно сводня, которая, кажется, в этот момент торгуется. Намекает на смысл сценки и картина на заднем плане, изображающая Христа и грешницу.

    Подготовила Наталья Попова

    Номера этажей даны в европейской традиции, т.е. нулевой этаж — российский первый.

    Включайся в дискуссию
    Читайте также
    Йошта рецепты Ягоды йошты что можно приготовить на зиму
    Каково значение кровеносной системы
    Разделка говядины: что выбрать и как готовить?