Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Что относится духовным ценностям человека. Духовная жизнь и потребности человека

ПЛАН :

  1. Душа, дух, духовность.
  2. Мировоззренческие духовные ценности.
  3. Нравственные ценности.
  4. Эстетические ценности.
  1. Душа, дух, духовность

Душа и дух – религиозно-философские понятия, означающие невещественные начала, в отличие от вещественного или материального. Согласно религиозным представлениям, человек представляет собой некое триединство телесного начала, души и духа. Тело или плоть – это материальная оболочка. Душа – внутренний чувственно-эмоциональный мир человека. Дух – это высшие качества и чувства (любовь, сострадание, доброта и т.д.), совесть, интуиция. Все эти начала теснейшим образом связаны между собой. Так, говорится, что тело – это дом и зеркало души, а душа – это дом и зеркало духа. Душа вне дара духа не способна к интуиции, к угрызениям совести, к настоящей любви и состраданию. Телесная смерть наступает от разрыва связи души и плоти, «духовная смерть» - от разрыва связи души и духа. Человек может быть живым (иметь душу с разнообразными чувствами и переживаниями), но мертвым духовно.

«Дух – это Огонь, Свет души»,- гласит народная мудрость. Если этот свет себя проявляет, горит и светит, можно говорить о явлении духовности. Таким образом, духовность – это целостное единство ума, воли и чувств, направленных на благо и лучшее будущее, это проявление высших человеческих чувств: любви, сострадания, доброты, чести, достоинства, стремления к возвышенному, прекрасному и совершенному.

Представление о «духе» как о мире сверхчувственного, мистического, бестелесного было уже у первобытного человека. Это проявлялось в вере первобытного человека в наличие духа, души у человека, животных, растений и предметов.

Развитие представление о духовности связано в первую очередь с возникновением христианства. Оно утвердило преимущество духовной жизни, греховность плоти и культ мученической аскезы во имя духовного спасения. Источником духовности считался Бог.

Эпоха Возрождения и Новое время утвердили принцип гуманизма, где представление о духовности было связано с утверждением величия воли и разума самого человека. Человек-деятель, человек-творец способен к величайшим свершениям – к научным открытиям, шедеврам искусства, изобретениям, к неукротимому стремлению к свободе. Человек разумный – это познающий, проникающий пытливым умом в тайны мироздания, открывающий новую грань духовности.

Современное представление о духовности соединяет разум , веру и волю . Разум , направленный на постижение существенного и общечеловеческого, предстает как мудрость, как обогащение разума жизненным опытом, напряженными исканиями смысла. Вера наполняет позитивным смыслом существование личности в мире хаоса и безрассудства. Воля человека поднимает его над мелочной суетой, наполняет жизнь сосредоточенностью духовных исканий. Горизонт духовности можно представить, опираясь на две давно известные триады: истина – добро – красота и вера – надежда – любовь .

Теоретический анализ проблемы духовности начинается с противопоставления духовности материальному, утилитарному началу. Соотношение материальных и духовных потребностей сложно и неоднозначно. Материальные потребности нельзя просто проигнорировать, пренебречь благами обустроенности и комфорта во имя самоценной духовности. Прочная материальная, экономическая, социальная поддержка, решая житейские проблемы, может облегчить путь человека и общества к развитию потребностей духовных. Но ориентация на материальные блага, на обладание, на потребление может в свою очередь поглотить все силы, вытеснить духовность, задать те ценностные ориентиры, которые полностью замкнут круг человеческой жизни на стремлении к роскоши и богатству.

Итак, духовность – сложное образование, феномен культурной жизни человека и общества. Теоретический анализ феномена духовности связан с выделением основных типов духовных ценностей.

  1. Мировоззренческие духовные ценности

Можно условно выделить три основных типа духовных ценностей – это ценности философско-мировоззренческие , нравственные и эстетические .

Мировоззренческие ценности – это ценности, выражающие принципы, идеалы, основные жизненные ориентиры, соотносящие человека с миром.

Ключевые мировоззренческие понятия – Жизнь , Смерть , Бессмертие . Жизнь человека как ценность, стремление к бессмертию, готовность принять смерть как избавление от мучительных и бесцельных скитаний – в произведениях философии, литературы и искусства мы найдем множество оттенков и поворотов это проблематики. Мировоззренческое противостояние жизни и смерти раскрывается как противостояние войны (разрушения, агрессии) и мира (покоя, радости и счастья). Жизнь и смерть связаны с соотнесением человека и времени. Вечность и Время , прошлое , настоящее , будущее , история и судьба , память – это тоже своеобразные мировоззренческие ценности.

Мировоззренческие ценности – это Космос , Вселенная , Земля , Природа , представления о которых менялись от эпохи к эпохи. Земля , Вода , Воздух , Огонь , Небо , Звезды , Ветер , Гроза – эти ценности также переживались человеком, интерпретировались и отражались в мифологии, философии, искусстве.

Пространство , Время , Движение – характеристики материального мира и одновременно значимые для человеческого сознания категории. Пространство человек заполняет созданными им предметами, структурирует, оформляет, окультуривает и украшает. В то же время его восхищает пейзаж за окном, он любуется бескрайним простором океана – это тоже пространство его жизни. Время - не просто отчет секунд, минут и часов. Это возраст человека, целые ценностные миры Детства , Юности , Зрелости , Старости . Время – это наполненный воспоминаниями и эмоциями поток жизни, калейдоскоп впечатлений. Движение – мировоззренческая универсалия, характеризующая постоянную изменчивость мира, энергетические возможности, созидательную активность человека.

И, наконец, мировоззренческие ценности определяют отношение к человеку, представление о его месте в мире. В этот ряд ценностей входят Гуманизм , Индивидуальность , Творчество , Свобода . Эти ценности лежат на границе со следующим типом – нравственными ценностями .

  1. Нравственные ценности

регулируют отношения между людьми с позиции противостояния сущего и должного. Эти ценности являются предметом изучения специальной философской дисциплины – этики (науки о соотношении морали и нравственности).

Основные категории морали – Добро и Зло . Как свет и тьма, они постоянно борются в мире людей и в человеческой душе. Представления о добре и зле определяют трактовку таких нравственных ценностей, как человечность , милосердие , справедливость , достоинство , честность , порядочность , доброжелательность . Это – как бы глобальный уровень морали, на котором человек ощущает себя частью всего человечества. «Золотое правило нравственности» , имеющее ряд формулировок сводится к следующему: «Поступай (не поступай) по отношению к другому так, как ты хотел бы, чтобы поступали (не поступали) по отношению к тебе» .

Мораль регулирует также отношения между группами людей, такими как социальные слои, сословия, нации, классы, организации, коллективы. Здесь речь идет о таких нравственных ценностях, как верность , честь , ответственность , долг , патриотизм , коллективизм , трудолюбие , добросовестность .

Отношения между родными, близкими людьми связаны с такими ценностями, как Дружба , Любовь , Материнство , Вежливость , Такт .

Мораль как явление духовности не представляет собой застывший монолит. Реальная нравственная жизнь человека и общества изобилует зигзагами и парадоксами. Готовность к нравственному выбору и выработка ценностных ориентиров как путь становления духовности, совесть как своеобразный нравственный индикатор духовности обретаются человеком в нелегкой борьбе. Путь к высокой нравственности – это путь сознательного воспитания и самовоспитания, требующий усилий и труда.

  1. Эстетические ценности

Эстетические ценности – это духовные ценности, связанные с выявлением, переживанием, созданием гармонии. Эстетические ценности связаны со способностью человека к глубоким, сильным, ярким эмоциональным переживаниям, умением воспринимать множество оттенков настроений и чувств. Сам термин «эстетика» происходит от греческого слова «эстезис», означающего чувственное восприятие. Эстетика – как особая философская наука – подробно рассматривает сущность и специфику эстетических ценностей.

Красота и Гармония – основные эстетические ценности. Они выражены в потребности человека выявить, сохранить гармонию, достичь универсальной гармонизации отношений человека с миром, с другими людьми и с самим собой. Подобная гармонизация отношений вызывает ощущение психологического комфорта, наслаждения, удовольствия. Гармония переживается трепетно и вдохновенно, рождая красоту.

К основным эстетическим ценностям относятся также прекрасное , возвышенное , трагическое и комическое . Прекрасное отличается особой выразительностью, гармония наиболее полно выявлена в прекрасном. Прекрасное по своей сути человечно, т.е. тесно связано с гуманистическими ценностями, такими как жизнь, свобода, добро, любовь. Не случайно в античной мифологии Красота и Любовь соединились в образе одной и той же богини – Афродиты (Венеры). Красота притягательна и самоценна, в прекрасном человек открыт миру, он готов принять красоту и довериться ей.

Возвышенное выводит человека за границы существующего, за пределы освоенного и досягаемого, манит в бесконечность, устремляет к высшему, таинственному, вечному. Оно приподнимает человека над миром повседневности, быта, суетных мелочей, серости и скуки. Бездна океана и бездонное небо, величавые горные вершины и звездные просторы, героические деяния и проявления человеческого гения – все это лики возвышенного.

Трагическое – категория, которая фиксирует нарушение гармонии, кризисность, гибель, вражду, конфликт. Трагическими событиями полна человеческая история – это войны и революции, невосполнимые потери и рухнувшие надежды. Трагическое возникает при столкновении человека с неуправляемыми силами и стихиями природы такими как буря, пожар, наводнение и многое другое. Трагически разворачивается в душе и сознании человека борьба между знанием и верой, чувством и долгом, добром и злом. Трагический разлад может проявиться как антагонизм прекрасного и безобразного в культуре, жизни, искусстве. Жизнь человека трагична по существу, поскольку она неизбежно заканчивается смертью. Восприятие трагического связано с эффектом катарсиса . Катарсис – очищение страданием, сильное эмоциональное потрясение, которое закаляет человека, вселяет в него мужество и стойкость. Это – как бы переплавка отрицательных эмоций в положительные. При восприятии трагического мы испытываем боль, скорбь, муку. Но происходит чудо очищения души. Сострадание, сопереживание, преодоление собственного эгоизма ведет к прозрению, просветлению. Без этого эффекта оказывается ущербным эмоциональный мир личности. Суровая школа трагического – это школа переоценки ценностей, измерения отношений и поступков человека.

Однако переоценка ценностей может осуществляться и в форме комического . Природа комического состоит в выявлении подлинной сути ничтожного, жалкого, пустого, скрывающегося за маской важности и величия. Частый спутник комического – смех. Человек устает от излишней серьезности и покоя. Варианты комического разнообразны: ирония, юмор, сарказм; сатира, пародия, анекдот и т.д. Осмеивание, высмеивание, комическое переосмысление помогает освободиться от косного, отжившего, мешающего движению вперед. Умение отнестись с юмором к себе самому – первый шаг в преодолении недостатков.

Необходимо упомянуть о существовании еще двух типов духовных ценностей. Именно они осуществляют синтез, соединение ценностей мировоззренческих, нравственных, эстетических. Это ценности религиозные и ценности художественные , лежащие в основе искусства. Изучением религиозных ценностей занимается философия религии. Теоретический анализ искусства и художественных ценностей осуществляется такой дисциплиной, как культурология.

Таким образом, содержание понятия «духовность» раскрывается в осмыслении мировоззренческих, нравственных и эстетических духовных ценностей. Реально, в жизни человека и человечества, эти ценности образуют нерасторжимое единство, переплетаются и взаимодействуют между собой.

ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ

Духовность – это целостное единство ума, воли и чувств, направленных на благо и лучшее будущее, это проявление высших человеческих чувств: любви, сострадания, доброты, чести, достоинства, стремления к возвышенному, прекрасному и совершенному. Содержание понятия «духовность» раскрывается в осмыслении мировоззренческих, нравственных и эстетических духовных ценностей.

Мировоззренческие ценности – это ценности, выражающие принципы, идеалы, основные жизненные ориентиры, соотносящие человека с миром (Жизнь, Смерть, Бессмертие, Вселенная, Земля, Пространство, Время, Движение, Гуманность, Творчество, Индивидуальность, Творчество и другие).

Нравственные (моральные) ценности регулируют отношения между людьми с позиции противостояния сущего и должного (Любовь, Добро и Зло, Долг, Верность, Дружба, Человечность, Сострадание, Ответственность, Честь, Достоинство и другие).

Эстетические ценности это духовные ценности, связанные с выявлением, переживанием, созданием гармонии (Гармония, Красота, Прекрасное, Возвышенное, Трагическое, Комическое).

Реально, в жизни человека и человечества, эти ценности образуют нерасторжимое единство, переплетаются и взаимодействуют между собой.

Вопросы и задания для самоконтроля по теме 4

К духовным ценностям относятся общественные идеалы, установки и оценки, нормативы и запреты, цели и проекты, эталоны и стандарты, принципы действия, выраженные в форме нормативных представлений о благе, добре и зле, прекрасном и безобразном, справедливом и несправедливом, правомерном и противоправомерном, о смысле истории и предназначении человека и т.д. Если предметные ценности выступают как объекты потребностей и интересов человека, то ценности сознания выполняют двоякую функцию: они суть самостоятельная сфера ценностей и основание, критерий оценки предметных ценностей.

Идеальная форма бытия ценностей реализуется либо в виде осознаваемых представлений о совершенстве, о должном и необходимом, либо в виде неосознаваемых влечений, предпочтений, желаний, стремлений. Представления о совершенстве могут реализоваться либо в конкретно-чувственной, наглядной форме некоего эталона, стандарта, идеала (например, в эстетической деятельности), либо воплощаться средствами языка.

Духовные ценности неоднородны по содержанию, функциям и характеру требований к их реализации. Существует целый класс предписаний, жестко программирующих цели и способы деятельности. Это стандарты, правила, каноны, эталоны. Более гибкие, представляющие достаточную свободу в реализации ценности — нормы, вкусы, идеалы, служащие в качестве алгоритма культуры. Норма есть представление об оптимальности и целесообразности деятельности, продиктованное единообразными и стабильными условиями.Нормы включают в себя : форму единообразия поступков (инвариант); запрет на другие варианты поведения; оптимальный вариант поступка в данных общественных условиях (образец); оценку поведения отдельных лиц (иногда в форме некоторых санкций), предостерегающую от возможных отклонений от нормы. Нормативное регулирование пронизывает всю систему деятельности и отношений человека. Условием реализации социальных норм является система их подкрепления, которая предполагает общественное одобрение или осуждение поступка, те или иные санкции к лицу, долженствующему выполнять норму в своей деятельности. Таким образом, наряду с осознанием потребностей (которое, как мы уже отмечали, может быть адекватным или неадекватным) существует осознание их связи с социальными нормами. Хотя нормы и возникают как средство закрепления апробированных общественной практикой, выверенных жизнью способов деятельности, они могут отставать от нее, быть носителями запретов и предписаний, которые уже устарели и препятствуют свободной самореализации личности, тормозят общественный прогресс.

Например, традиционное для России общинное землепользование, бывшее на ранних этапах истории нашей страны экономически и социально оправданным, потеряло свою экономическую целесообразность и является препятствием для развития аграрных отношений на современном этапе. Тем не менее оно сохраняется в сознании определенной части нашего общества (например, казачества) как некоторая незыблемая ценность.

Идеал — представление о высшей норме совершенства, духовное выражение потребности человека в упорядочении, совершенствовании, гармонизации отношений человека и природы, человека и человека, личности и общества. Идеал выполняет регулятивную функцию, он служит вектором, по¬зволяющим определить стратегические цели, реализации которых человек готов посвятить свою жизнь. Возможно ли достижение идеала в действительности? Многие мыслители отвечали на этот вопрос отрицательно: идеал как образ со¬вершенства и завершенности не имеет аналога в эмпиричес¬ки наблюдаемой действительности, он предстает в сознании как символ трансцендентального, потустороннего. Тем не менее идеал является концентрированным выражением духовных ценностей. Духовное составляет сферу высших ценностей, связанных со смыслом жизни и предназначением человека.

Человеческая духовность включает в себя три основных начала : познавательное, нравственное и эстетическое. Им соответствуют три типа духовных творцов: мудрец (знающий, познающий), праведник (святой) и художник. Сердцевиной этих начал является нравственность. Если знание дает нам истину и указывает путь, то нравственное начало предполагает способность и потребность челове¬ка выйти за пределы своего эгоистического «я» и деятельно утверждать добро.

Особенностью духовных ценностей является то, что они обладают неутилитарным и не инструментальным характером: они не служат ни для чего иного, напротив, все иное подчинено, приобретает смысл лишь в контексте с высшими ценностями, в связи с утверждением их. Особенностью высших ценностей выступает также и то, что они составляют стержень культуры определенного народа, фундаментальные отношения и потребности людей: общечеловеческие (мир, жизнь человечества), ценности общения (дружба, любовь, доверие, семья), социальные ценности (представления о социальной справедливости, свободе, правах человека и т.п.), ценности стиля жизни, самоутверждения личности. Высшие ценности реализуются в бесконечном множестве ситуаций выбора.

Таким образом, понятие ценностей неразрывно с духовным миром личности. Если разум, рациональность, знания составляют важнейшие компоненты сознания, без которых целесообразная деятельность человека невозможна, то духовность, формируясь на этой основе, относится к тем ценностям, которые связаны со смыслом жизни человека, так или иначе решающего вопрос о выборе своего жизненного пути, целей и смысла своей деятельности и средств их достижения.

Духовные ценности человека

Культура - совокупность всех видов преобразо­вательной деятельности человека и общества, а также результа­ты этой деятельности, воплотившиеся в материальных и духов-

ных ценностях. Под ценностями понимаются материальные и идеальные объекты, способные удовлетворить какие-либо по­требности человека, класса, общества, служить их интересам и целям. Мир ценностей многообразен - это природные, этиче­ские, эстетические и другие системы. Системы ценностей ис­торичны и, как правило, иерархичны. Один из высших уровней такой иерархии занимают общечеловеческие ценности. Под­черкивая разницу между материальными и духовными ценно­стями, многие исследователи разграничивают материальную и духовную культуру.

Под материальной культурой понимается совокупность ма­териальных благ, средств и форм их производства, способов овладения ими.

Духовную культуру определяют как совокупность всех зна­ний, форм мышления, сфер идеологии (философия, этика, право, политика и т.д.) и способов деятельности по созданию духовных ценностей. Социальный характер культуры обуслов­лен тем, что культура - неотъемлемая сторона жизни общества и неотделима от человека как социального существа. Не может быть общества без культуры, как и культуры без общества. По­этому с философской точки зрения неверно то обыденное по­нимание культуры, с которым мы часто сталкиваемся: «Это не­культурный человек, ему неведомо, что такое культура». Гово­ря так, обычно имеют в виду, что человек, о котором идет речь, плохо воспитан или недостаточно образован. Однако с точки зрения философии человек всегда культурен, ибо он есть соци­альное существо, а общество без культуры не существует. Лю­бое общество всегда создает соответствующую культуру, т.е. совокупность материальных и духовных ценностей и способов их производства. При этом степень развитости культуры зави­сит от конкретного исторического этапа развития общества, условий, в которых развивается человечество, возможностей, которыми оно располагает.

Культура - цемент здания общественной жизни, потому что она передается от одного человека к другому в процессе со­циализации и контактов с другими культурами, формирует у людей чувство принадлежности к определенной группе. Члены одной культурной группы в большей степени испытывают взаимопонимание, доверяют и сочувствуют друг другу, чем

«посторонним». Их общие чувства отражены в сленге и жарго­не, в любимых блюдах, моде и других аспектах культуры. Но культура не только укрепляет солидарность между людьми. Она может стать причиной конфликтов внутри групп и между ними. Это можно проиллюстрировать на примере языка - главного элемента культуры. С одной стороны, возможность общения способствует сплочению членов социальной группы, а с другой - общий язык исключает тех, кто не говорит на этом языке или говорит несколько иначе.

Высокая культура - изящное искусство, классическая му-зыка и литература-создавалась и воспринималась элитой. На­родная культура, включавшая сказки, фольклор, песни и т.п., принадлежала преимущественно бедным. Продукты каждой из этих культур предназначались для определенных социаль­ных групп, и эта традиция редко нарушалась. С появлением средств массовой информации (радио, телевидения, массовых печатных изданий, интернета) произошло стирание различий между высокой и народной культурой, возникла массовая культура, которая не связана с религиозными или классовыми субкультурами. Культура становится «массовой», когда ее про­дукт стандартизируется и распространяется среди широких слоев населения.

Во всех обществах существуют подгруппы, имеющие раз­личные культурные ценности и традиции. Система норм и ценностей, отличающих группу от большинства общества, на­зывают субкультурой; она формируется под влиянием таких факторов, как социальный класс, этническое происхождение, возраст, религия, место жительства и т.п. Ценности субкульту­ры воздействуют на формирование личности членов подгруп­пы.

Культурная регуляция человеческой деятельности осуще­ствляется через систему ценностей. В отличие от норм, кото­рым необходимо следовать, ценности подразумевают выбор того или иного объекта, состояния, потребности, цели, кото­рые определяют статус человека в обществе. Ценности помога­ют обществу и человеку разделить хорошее и плохое, идеаль­ное, истину и заблуждение, красоту и безобразие, справедли­вое и несправедливое, допустимое и запретное, существенное и несущественное и т.д.

7.6. Духовные ценности человека

Объем таких понятий, как интерес, потребность, стремле­ние, долг, идеал, ориентация и мотивация, уже, чем понятие «ценность». Под интересом или потребностью обычно пони­маются социально обусловленные влечения, связанные с со­циально-экономическим положением различных социальных слоев, групп или отдельных индивидов; в этом случае осталь­ные ценности (идеалы) - лишь отвлеченное отражение инте­ресов.

Между ценностью и повседневными ориентациями может возникать разрыв - расхождение между долгом и желанием, должным и практически реализуемым, идеально признавае­мым состоянием и реальными жизненными условиями. Расхож­дение между признанием высокой значимости какой-либо ценности и ее недостижимостью человек может осваивать по-разному. Он может увидеть причину во внешних обстоя­тельствах, действиях соперников или врагов или в своей недо­статочной активности и эффективности деятельности. Клас­сический пример драматического расхождения между цен­ностью и действием, ориентированным на ее достижение, дает трагедия У. Шекспира «Гамлет». Почти до самого конца пьесы датский принц оттягивает действие (а если и действует, то си­туативно, по настроению) - и не только для того, чтобы еще и еще раз удостовериться в преступлении, совершенном коро­лем, но и потому, что глубоко сомневается в необходимости действовать. В отличие от него герой романа Ф.М. Достоевско­го «Преступление и наказание» Родион Раскольников не толь­ко убедил себя в том, что жизнь «вредной старушонки» не име­ет ценности, но и в самом деле убивает ее, и это влечет за собой глубокое раскаяние.

Важным средством снятия разрыва между ценностью и по­ведением является воля, снимающая колебания и неуверен­ность и заставляющая человека действовать. Воля может про­являться и как внутреннее побуждение, и как внешняя сильная мотивация в форме приказа.



Классификация ценностей. Любая классификация ценностей по типу и уровню условна в силу того, что в нее вносятся соци­альные и культурные значения. К тому же трудно отнести ту или другую ценность, имеющую свою многозначность (напри-

Глава 7. Духовность личности как общечеловеческая ценность

мер, семья), к определенному классу. Тем не менее можно дать следующую условно упорядоченную классификацию ценно­стей:

О витальные - жизнь, здоровье, телесность, безопасность, благо­состояние, физическое состояние человека (сытость, покой, бодрость), сила, выносливость, качество жизни, природная среда (экологические ценности), практичность, потребление, комфорт, уровень потребления и т.д.;

о социальные - социальное положение, статус, трудолюбие, бо­гатство, труд, профессия, семья, патриотизм, терпимость, дис­циплина, предприимчивость, склонность к риску, социальное равенство, равенство полов, способность к достижениям, лич­ная независимость, активное участие в жизни общества, ори­ентированность на прошлое или будущее, локальная (почвен­ная) или сверхлокальная (государственная, интернациональ­ная) ориентация;

о политические - свобода слова, гражданские свободы, государ­ственность, законность, порядок, конституция, гражданский мир;

о моральные - добро, благо, любовь, дружба, долг, честь, чест­ность, бескорыстие, порядочность, верность, взаимопомощь, справедливость, уважение к старшим, любовь к детям;

о религиозные - Бог, божественный закон, вера, спасение, благо­дать, ритуал, Священное Писание и Предание, церковь;

О эстетические - красота (или, напротив, эстетика безобразно­го), идеал, стиль, гармония, следование традиции или новизна, эклектика, культурная самобытность или подражание пре­стижной заимствованной моде.

Мировоззренческо-философские (смысложизненные ценности). Это ценности, выражающие предельные основания человеческого бытия, соотносящие человека с миром. Это принципы, идеалы, основные жизненные ориентиры, специфические для каждого человека и для каждого исторического типа культуры.

Ключевые мировоззренческие понятия – жизнь и смерть . Воплощенные в противостояниях войны и мира, Ада и Рая .

Кроме того, жизнь и смерть связаны с соотнесение человека и времени: вечность и время , прошлое, настоящее и будущее, прошлое и судьба, память – вот те мировоззренческие ценности, которые требуют осмысления и самоопределения по отношению к ним.

Мировоззренческие ценности также соотносят человека с космосом и природой в целом, с пространством и временем как измерениями бытия. Эта группа ценностей формирует присущее каждой культуре, специфическое для нее представление о картине мира . Представления о космосе , Земле , пространстве, времени, движении.

Мировоззренческие ценности определяют отношение к человеку , представление о его месте в мире. В этот ряд ценностей входят гуманизм , индивидуальность , творчество , свобода . Они лежат на границе с ценностями нравственными.

Нравственные ценности. Регулируют отношения между людьми с позиции противостояния должного и сущего. Они связаны с утверждением достаточно жестких неписаных законов – принципов, предписаний, запретов и норм. Эти ценности являются предметом изучения этики.

Основные категории морали – добро и зло . Представление о добре и зле определяют трактовку таких нравственных ценностей, как человечность , милосердие , справедливость , достоинство . Это как бы глобальный уровень морали, на котором человек ощущает себя частью всего человечества. «Золотое правило нравственности», имеет множество формулировок, по сути его можно свести к «категорическому императиву» (непреложному нравственному закону) И. Канта: «Поступай (не поступай) по отношению к другому так, как ты хотел бы, чтобы поступали (не поступали) по отношению к тебе».

Кроме того, мораль регулирует отношения между группами, сообществами людей. Здесь речь идет о таких нравственных ценностях, как верность , честь , ответственность , долг , патриотизм , коллективизм , трудолюбие , добросовестность . То есть умения соотнести общие интересы и свои личные потребности.

Сфера частной жизни – дружба , любовь , такт , вежливость .

Эстетические ценности. Это духовные ценности связанные с выявлением, переживанием, созданием гармонии. Гармония понималась древними греками как основное качество космоса как единство многообразия, слаженность, созвучие, целостность. Гармонизация отношений человека к миру, к другим людям, к самому себе вызывает ощущение психологического комфорта, наслаждения, удовольствия. Гармония переживается трепетно и вдохновенно, рождая красоту . Эстетические ценности тесно связаны с эмоциональной культурой человека, его способностью к сильным переживаниям, умениям воспринимать множество оттенков настроений и чувств. Эстетическое в системе духовной культуре есть высшая ступень лишнего, свободного от утилитарности. Эстетическая потребность – это потребность в выявлении, обретении, сохранении гармонии, в универсальной гармонизации отношений человека с миром и с самим собой. Направленность эстетического на приведение реальной жизни в согласие и соответствие с представлениями о совершенстве.

Эстетическая ценность воплощает идеальные представления о должном, о совершенстве, о целостности и целесообразности. Прекрасное , возвышенное , трагическое и комическое основные эстетические ценности.

Кроме того, стоит упомянуть еще о двух типах духовных ценностей. Именно они и осуществляют реально синтез, соединение ценностей мировоззренческих, нравственных, эстетических. В первую очередь это ценности религиозные , а также ценности художественные .

Материя и дух в культуре оказываются не просто связанными, они взаимопроникают в друг друга, они едины и разорвать их невозможно. Пересечение материальной и духовной культур в политической, экономической, экологической, эстетической культурах.

  • Что такое духовные ценности?
  • Существуют ли общечеловеческие духовные ценности?
  • Что такое духовные ценности российского народа?

Духовные ценности: долг, достоинство, честь, справедливость, верность Отечеству, присяге, победы народа. Без этих и многих других, не перечисленных здесь примеров духовных ценностей не может нормально существовать общество XXI века. Вот почему свои духовные ценности каждый народ бережёт как зеницу ока.

Общечеловеческие ценности

А что такое ценности? Это те духовные и материальные явления мира, которые больше всего важны для людей.

В 5 классе вы уже познакомились с семейными цен­ностями. Есть ценности, важные во все времена и для всех народов. Их можно назвать общечеловеческими. Общечеловеческие ценности представляют собой на­бор самых общих требований к поведению человека, принадлежащего к любой культуре. К таким ценностям относятся:

  • истина,
  • свобода,
  • справедливость,
  • красота,
  • добро,
  • любовь,
  • польза,
  • сохранение жизни человека,
  • признание прав и свобод гражданина,
  • решительное осуждение всех форм человеконенавистничества,
  • защита окружающей среды,
  • утверждение ненасилия как основы жизни человеческого общества.

Человек хочет, чтобы его любили, и ощущает внутреннюю потребность любить других. Поэтому осознание того, что есть сострадание, доброта и любовь, чувство долга, свобода и справедливость, в конечном счёте руководит его поступками. Также и с народами. Если народ хочет, чтобы уважали его историю, духовные ценности, нравственное достоинство, он должен сам знать и ценить свою историю, беречь свои духовные ценности.

Ценности создаются самими людьми в ходе истории. Народы отстаивают и борются за них.

Духовные ценности российского народа

Каждый год 9 мая российский народ отмечает День Победы - праздник, который люди заслужили, заплатив за него миллионами жизней своих отцов, матерей и дедов. Они принесли нам свободу, дали возможность гордиться своей Родиной и считаться великой нацией.

Как в вашей семье отмечают День Победы?

Все или подавляющее большинство войн, вооружённых конфликтов, революций в истории человечества происходило во имя духовных ценностей. Социальные революции - ради справедливости и равенства, освободительные войны - ради свободы и т.д. Даже межличностные конфликты вспыхивают из-за того, что кто-то посчитал себя оскорблённым.

Но иногда происходит конфликт ценностей. Одни ценности могут вступать в конфликт с другими, хотя те и другие одинаково признаются в качестве неотъемлемых норм поведения. Например, религиозные и патриотические: верующему человеку, свято соблюдающему норму «не убий», предлагают идти на фронт и убивать врагов.

    Дополнительное чтение
    Жизнь человека - высшая ценность.
    В нашей стране в прессе, на телевидении и в Интернете активно обсуждался вопрос о смертной казни.
    Можно ли лишать человека самой главной ценности - жизни, если он отнял жизнь у другого человека? Вопрос глубоко нравственный, духовный. Так вот оказалось, более 80% россиян, согласно социологическим исследованиям, выступали за сохранение смертной казни. Православная церковь высказалась против её применения, считая, что если Бог дал человеку жизнь, то лишь он и вправе её забрать. Мнения политиков разделились: одни высказывались против применения в нашей стране высшей меры наказания, а другие поддерживали её как средство сохранения порядка в обществе и борьбы с преступностью.
    В настоящее время в России официально сметная казнь не отменена (этот вид наказания есть в Уголовном кодексе РФ), но приговоры по смертной казни в действие не приводятся. Смертная казнь заменяется длительным, вплоть до пожизненного, лишением свободы.

Чьё мнение по проблеме смертной казни вы разделяете? Аргументируйте свой ответ.

Российская Федерация - многонациональная страна, в которой проживают представители более 180 народов, исповедующих разные религии и говорящих более чем на 230 языках и диалектах. Именно многообразие языков и культур является духовным богатством России. У каждого из народов, населяющих Россию, неповторимые уникальные обычаи, традиции и ценности, уходящие корнями в глубь веков.

Религиозные ценности выражают духовно-нравственные ценности народа, закладывают основы общественной морали.

Религия учит добродетельному образу жизни, человечности, братству, духовности, жизни в соответствии с требованиями совести и нравственных законов. Особое место в духовно-нравственном развитии страны принадлежит православию как наиболее распространённой в нашей стране религии.

Следует помнить, что все религии едины в главном: из века в век они учат людей честности, порядочности, уважению к окружающим, взаимопониманию и трудолюбию.

Самое большое влияние на человека оказывает семья.

    Умная мысль
    «Любовь к родителям - основа всех добродетелей». Цицерон, древнеримский оратор

Духовные ценности российского народа - семья, честный труд, взаимопомощь, религиозная вера, национальные традиции, любовь к Родине, к своей истории, к своему народу, патриотизм, готовность бороться со злом, приходя на помощь слабым и обездоленным. Это вечные ценности российского общества, которые вели на труд и на подвиг лучших сынов России - Александра Невского, Дмитрия Донского, Сергия Радонежского, Петра Великого, Михаила Ломоносова, Александра Суворова, Дмитрия Менделеева, Георгия Жукова, Юрия Гагарина и многих-многих других.

    Подведём итоги
    У каждого народа есть духовные ценности - нравственная основа общественной жизни, залог его исторических успехов и экономических достижений. Есть они и у российского народа. В них входят две категории ценностей - общечеловеческие, те, что приняты мировым сообществом, и исторически унаследованные, отражающие национальный характер народа.

    Основные термины и понятия
    Духовные ценности.

Проверьте свои знания

  1. Объясните значение понятия «духовные ценности».
  2. Что такое «общечеловеческие духовные ценности»? Приведите примеры.
  3. Перечислите духовные ценности российского народа.
  4. Какую роль в формировании духовных ценностей народа играет религия?
  5. Можете ли вы себя назвать приверженцем духовных ценностей российского народа? Свой ответ обоснуйте.
  6. Согласны ли вы с мнением, что семья - одна из главных ценностей общества? Свой ответ обоснуйте.
  7. Как связаны между собой два общественных явления - День Победы и историческая память народа?

Практикум

  1. Понаблюдайте за окружающей вас жизнью. В каких поступках людей проявляются духовные ценности российского народа?
  2. О каких духовных ценностях говорят следующие народные пословицы?
    «Отца с матерью почитать - горя не знать», «Дерево держится корнями, а человек семьёй», «Нет друга, так ищи, а нашёл, так береги», «Сам погибай, а товарища выручай», «Учись доброму, так худое на ум не пойдёт». Продолжите перечень пословиц о духовных ценностях.
Включайся в дискуссию
Читайте также
Йошта рецепты Ягоды йошты что можно приготовить на зиму
Каково значение кровеносной системы
Разделка говядины: что выбрать и как готовить?