Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Что нужно знать о магистратуре. Что такое магистратура? Бюджетные места(очная форма обучения)

Магистратура считается верхней ступенью высшего профессионального образования. Благодаря осмысленному выбору специализации, у человека повышается мотивация к учебе, а значит, и успеваемость. Какие конкурентные преимущества получает обладатель степени магистра?

Исходное образование

По установленному порядку для зачисления в магистратуру необходимо иметь высшее образование, то есть обладать дипломом специалиста, бакалавра или магистра по другой специальности. Учитывая относительную молодость программ бакалавриата, среди абитуриентов магистратур по-прежнему преобладают выпускники-специалисты.

Например, в МЭСИ они составляют практически 95% от общего числа поступающих. На социологическом факультете МГУ им. М.В.Ломоносова за последние три года соотношение специалистов и бакалавров поменялось в пользу последних. Иная ситуация в Институте бизнеса и делового администрирования АНХ (ИБДА), где просто нет специалитета. У магистратуры есть и еще одна важная функция – учить взрослых людей, стремящихся получить второе образование. Такой подход практикуется в Московской международной высшей школе бизнеса МИРБИС.

Специфика подготовки

Как отмечает Николай Павлюк, заместитель декана социологического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова по магистратуре и дополнительному образованию, магистратура способна выработать у выпускника универсальный подход к конкретной профессиональной деятельности. По сравнению с другими формами высшего образования больше часов и усилий отводится на дисциплины специализации, исследовательские проекты и производственную практику. Благодаря этому магистерские программы в значительной степени «заточены» под потребности компаний-работодателей. «Магистры получают комплекс компетенций, позволяющих сразу квалифицированно выполнять определенные функции: эксперта, аналитика, разработчика, менеджера-координатора, – говорит Николай Павлюк. – Сравните: выпускники-специалисты имеют предметную подготовку социолога, политолога. А в магистратуре студентов ориентируют на функциональную позицию: специалиста по региональному развитию, менеджера проектов». Для серьезного российского вуза магистратура – это возможность передать студенту знания, не вписывающиеся в достаточно жесткие рамки стандартов полного высшего образования.

Неудивительно, что спрос на такое образование растет, прежде всего, в социально-гуманитарной сфере (социология, экономика, менеджмент, психология). Магистратура позволяет сделать осознанный плавный переход из одной специальности в другую или дополнить базовое образование. «Например, выпускники отраслевых вузов имеют возможность получить управленческое образование», – подчеркивает Ирина Колесникова, декан факультета международного бизнеса и делового администрирования ИБДА.

В МЭСИ учиться по направлению «Менеджмент» приходят специалисты с базовым образованием в области экономики, менеджмента, финансов, маркетинга. Элеонора Вергилес, директор Института магистерской подготовки МЭСИ, отмечает: «Магистерские программы построены таким образом, чтобы давать углубленные знания в целом комплексе дисциплин. Студенты получают навыки исследовательской и преподавательской работы, умеют систематизировать и обобщать информацию».

Особые компетенции

Василий Желнов, руководитель отдела по реализации образовательных программ инновационного типа по направлению «Философия» философского факультета МГУ им. М.В.Ломоносова, приводит в качестве примера магистерскую программу «История и философия науки»: «Общетеоретические курсы здесь дополняются курсами, ориентированными на конкретную специфику и прикладные исследования. В результате у студентов формируется адекватное представление о современной науке. Другая программа – «Прикладная этика» – ориентирована на формирование навыков этического анализа проблем, возникающих во всевозможных практических ситуациях».

Выпускник магистратуры – это профессионал в выбранной специализации (финансы, маркетинг, право и др.), более подготовленный к профессиональной деятельности, нежели бакалавр и специалист. Вместе с тем, Илья Демидов, декан факультета подготовки магистров Института МИРБИС, отмечает, что магистратура помимо углубленной специализации нацелена на развитие системных, аналитических компетенций.

Ирина Колесникова считает, что специфика подготовки магистров заключается в развитии интегрированных компетенций, то есть способности принимать решения, брать на себя ответственность, проводить анализ, осуществлять коммуникативные функции. Выпускники не только умеют пользоваться готовыми знаниями, но и вырабатывают новые, транслировать их другим лицам. «Я бы назвала еще такой важный момент, как способность наших студентов действовать в непредвиденной ситуации», – отмечает она.

Следует отметить различие между управленческим образованием, получаемым в магистратуре и на программах МВА. «На МВА приходят слушатели с богатым опытом, – говорит Ирина Колесникова. – Однако известно: опыт может сковывать свободу действий менеджера. В магистратуре многие студенты начинают с «чистого листа», что позволяет им в дальнейшем избежать многих стандартных управленческих ошибок».

Индивидуальная траектория

Одно из известных преимуществ магистратуры – учет индивидуальных потребностей студентов. По словам Евгения Ивахненко, начальника отдела магистерских программ РГГУ, студенты могут не только выбирать отдельные курсы, но, что еще важней, определять индивидуальную траекторию обучения. Она «вычерчивается» самим магистрантом совместно с его руководителем. «При составлении индивидуального плана все дисциплины разбиваются на три блока: A, B и C, – комментирует Евгений Ивахненко. Блок A составляют те дисциплины, которые в данном вузе изучаются в обязательном порядке и в строгой последовательности; блок B – обязательные, но не привязанные ко времени; в блок С – по выбору».

На социологическом факультете МГУ магистранты выбирают дисциплины из весьма широкого списка. По словам Николая Павлюка, часть курсов они проходят в рамках родной образовательной программы, а часть получают на занятиях других отделений, в том числе на тех, где готовят специалистов, дают второе высшее образование. Студентам, обучающимся в магистратуре МЭСИ, также предлагается широкая линейка дисциплин по выбору. При этом занятия организуются, если набирается не менее четырех-пяти студентов, заинтересованных в том или ином спецкурсе.

Нередко студентам помимо дисциплин учебного плана предлагаются дополнительные индивидуальные консультации. Так, для одних представляют интерес предметы, требующие знания количественных методов анализа, для других важен гуманитарный подход к управлению, третьи заинтересованы в развитии креативных способностей. В ИБДА индивидуальный подход реализуется благодаря проектному методу обучения. В МИРБИС специально формируемые проектные группы магистрантов проводят исследования по заказу компаний и консалтинга. С одной стороны, каждый студент имеет возможность выбрать такую тему диссертации, которая будет наиболее полезна для его профессиональной деятельности. С другой – в групповых проектах происходит естественное разделение труда с учетом личных предпочтений.

Плоды мобильности

Соискатель с западным дипломом магистра в глазах работодателя приобретает дополнительные баллы. Определенные преимущества имеет также выпускник, изучивший требуемый модуль за рубежом. Неслучайно в ИБДА студенты, владеющие иностранными языками, в течение одного семестра учатся в университетах Франции, Германии, Великобритании, Испании. В МИРБИС студентам магистратуры предлагается несколько видов международной составляющей обучения. Как уточняет Илья Демидов, во-первых, это стажировки – краткосрочные выезды за границу, включающие визиты в компании и обучение. Во-вторых, программы обмена длительностью до полугода, причем изучение нескольких модулей за границей дает право на получение дополнительного сертификата или свидетельства. В-третьих, возможность учиться за границей не менее года и получить диплом магистра зарубежного вуза. Наконец, благодаря связям альма-матер студенты могут получить опыт работы или практики в международных и зарубежных компаниях, что очень полезно для развития карьеры.

В РГГУ в настоящее время открыта международная магистратура, совместно с университетом города Констанц (ФРГ). По словам Евгения Ивахненко, студенты магистратуры РГГУ имеют возможность в течение семестра пройти обучение в Германии, а магистранты из вуза-партнера – в России. Уровень сотрудничества позволяет выдавать по окончании магистратуры диплом с приложением (Diploma Supplement), а договор предусматривает выдачу успешным магистрантам двух дипломов. В следующем учебном году предполагается открытие ряда международных магистерских программ, где в качестве партнеров рассматриваются университеты США, Великобритании, Японии, Германии и Франции. «С моей точки зрения, самое значительное приобретение, получаемое в магистратуре, – это мобильность, весьма и весьма значимая в гуманитарной области», – говорит Евгения Ивахненко.

Студенческая мобильность предполагает обучение и практику не только за рубежом, но и в отечестве. По словам Николая Павлюка, на социологическом факультете МГУ им. Ломоносова в рамках программы «Связи с общественностью» студенты проходят стажировки в маркетинговых агентствах и домах моды. Планируется открытие программы «Региональное и муниципальное развитие» с получением «двойного диплома», которая будет включать не только стажировки во французских университетах, но и практику в российских регионах.

Альтернатива второму высшему

«Магистратуру можно рассматривать как реальную альтернативу второму высшему образованию», – подытоживает Василий Желнов. Магистерские программы ориентированы на рынок труда и на тесное сотрудничество с работодателями. Кроме того, они учитывают условия вхождения отечественной высшей школы в общеевропейскую систему высшего образования. В связи с этим Илья Демидов отмечает, что, в России в настоящее время получают распространение признанные магистерские степени Master of Arts, Master of Science и Master of Law – именно так «классифицируют» магистров за рубежом. Например, аккредитованные программы Master of Arts идут в МИРБИС.

«В России диплом магистра рассматривается как более высокая по отношению к специалисту ступень образования, – заключает Евгений Ивахненко. – В странах Европейского союза это наиболее понятный и приемлемый для работодателей документ». Стоит также отметить, что, обучаясь в магистратуре, студент пишет и защищает диссертацию, которая по предъявляемым требованиям близка к кандидатской. При должном трудолюбии через год-полтора после окончании обучения выпускник вполне может защитить кандидатскую диссертацию.

Многие современные выпускники вузов задумываются над вопросом о том, нужна ли магистратура после бакалавриата? Действительно, это вопрос серьезный, ведь перед молодым человеком стоит выбор: продолжать ему свое обучение уже на другой ступени высшего образования или искать работу.

Постараемся ответить на этот вопрос.

Что такое магистратура?

Прежде чем решить проблему, нужна ли магистратура после бакалавриата, нужно разобраться, что она собой представляет.

Данный вид обучения возник в нашей стране относительно недавно. Он появился после того, как Россия приняла на вооружение двухступенчатую систему высшего образования, давно уже существующую в западном мире. В данной системе высшее образование разделяется как бы на два звена: бакалавриат, предполагающий практическое обучение профессиональным умениям и навыкам, и магистратура, которая является более высокой ступенью освоения профессионального мастерства.

Завершается обучение в магистратуре защитой магистерской диссертации и получением первой

Вторая ступень высшего образования

Казалось бы, при таком подходе решить проблему, нужна ли магистратура после бакалавриата, очень просто. «Конечно, она нужна», - подумает любой выпускник школы или его родитель.

Однако в этом нововведении очень много подводных камней, которые мы рассмотрим чуть ниже.

Магистратура как нововведение последних лет

Так уж сложилось, что значение магистратуры для западной системы высшего образования гораздо значительнее, чем для нашей.

Произошло это потому, что в России всегда существовала иная система высшего образования, которая предполагала следующие его ступени: начальное, и высшее. Также существовала возможность получения ученых степеней: кандидата и доктора наук.

На современном этапе в Российской Федерации сохранились две эти системы, из-за этого высшее образование как бы разделилось на две половинки: При этом получается, что обычный специалист, который провел в стенах вуза ровно 5 лет, равен магистру, который написал целую диссертацию.

Поэтому до сих пор специалисты не могут однозначно дать ответ на вопрос о том, нужна ли магистратура после бакалавриата в России? Она и нужна, ведь выпускник вуза имеет уже не один, а два диплома о высшем образовании, однако работодатели особо не обращают свое внимание на то, какое высшее образование есть у их работника: бакалавриат или магистратура.

Какие перспективы открыты выпускнику?

В первую очередь, выпускники школы задаются вопросом о том, что принесет им такое двухступенчатое обучение в вузе.

Поэтому они уже сразу решают для себя, нужно ли идти в магистратуру после бакалавриата, или нет.

Рассмотрим эти перспективы более подробно.

Теоретически магистратура дает возможность претендовать на более высокий образовательный статус. Поэтому человек, имеющий диплом магистра, может искать себе более престижную работу.

Однако, как показывает практика, работодателей часто интересует просто высшее образование и специальность, указанная в дипломе. Ему в целом неважно, кто придет к нему: специалист, бакалавр или магистр.

При этом магистратура дает возможность видоизменить свой профессиональный путь. Допустим, молодой человек закончил бакалавриат по специальности «менеджмент». Но в магистратуру он поступает по специальности «журналистика». Сдав дополнительный экзамен, он может за 2 года как бы получить второе высшее образование и работать потом по той специальности, которую выберет сам.

Еще одна перспектива, которая привлекает молодых людей, которые задумываются над тем, нужна ли магистратура после бакалавриата, заключается в возможности заниматься преподавательской деятельностью. Но об этом чуть подробнее в следующем параграфе.

Магистратура ради преподавания

На Западе данная ступень высшего образования является гарантией того, что выпускник станет работать в учреждении образования: колледже или вузе. Он также может занять должность младшего научного сотрудника.

У нас же такая перспектива существует, скорее, теоретически, чем практически.

Это связано с тем, что в России сейчас можно получить три ученых степени: магистра, и доктора наук.

В вузах работают в основном кандидаты и доктора наук, доктора ценятся больше, но их по количеству меньше. Есть небольшой процент преподавателей, которые имеют либо полное высшее образование по принципу специалитета, либо диплом магистратуры.

Однако таких преподавателей очень мало (около 8 % от общего числа педагогического состава) и положение их в вузах самое незавидное: у них больше всего нагрузки и самая маленькая зарплата.

Поэтому в нашей стране, чтобы преподавать в вузе и не бояться возможного сокращения, нужно иметь ученую степень не магистра, а кандидата наук.

А для этого нужно и пройти трудную процедуру защиты кандидатской диссертации. Требования к ней более жесткие, чем к магистерской работе.

Особенности современной магистратуры

Сразу отметим, что учиться - это всегда полезное дело, но обучение должно идти на пользу человеку, а не во вред его здоровью или материальному положению.

Поэтому, прежде чем решить для себя, нужно ли идти в магистратуру после бакалавриата, молодой человек должен соотнести свои желания со своими возможностями.

Если он любит учиться, занимается в вузе с удовольствием и готов потратить еще два года своей жизни, чтобы получить новые знания, освоить новые навыки, то его выбор - это магистратура.

Если он еле-еле дотянул 4 года обучения в бакалавриате, на занятия ходил через раз и мечтал не о знаниях, а о дипломе как о документе об образовании, то ему, безусловно, не стоит оставаться в вузе еще на 2 года с туманными перспективами для своей будущей профессиональной деятельности.

Как мы уже отмечали выше, магистратура в современных условиях - это нечто вроде маленького плюсика в биографии. А если точнее - это свидетельство того, что человек старательно «грыз гранит науки» ради своего будущего успеха. Он рационально выбрал для себя еще одно профессиональное попроще или усовершенствовал свои знания на старом поприще, он трудился денно и нощно. Однако магистратура не дает никаких гарантий будущего престижного трудоустройства.

Например, зададимся вопросом о том, нужна ли магистратура после бакалавриата экономисту

Возможно, еще один диплом о высшем образовании ему пригодится. Однако очевидно, что молодой человек, который закончил бакалавриат и поступил на конкретную должность экономиста на небольшом предприятии по прошествии двух лет приобретет больший теоретический и практический опыт, чем тот, кто поступил в очную магистратуру и еще 2 года провел в стенах вуза.

Формы обучения

Отметим тот факт, что в магистратуре такие же, как и на бакалавриате.

Есть возможность очного, длится два с половиной года, очное - два года. В дипломе об образовании форма обучения пока не указывается, хотя в скором времени Министерство образования предполагает указывать такую форму.

Всем, кто решает, нужно ли заканчивать магистратуру после бакалавриата, и при этом планирует работать и учиться, следует знать, что количество аудиторных занятий в магистратуре велико. Часто вузы из-за нехватки аудиторий переносят занятия магистрантов аж на 3-ю смену, которая начинается около 5 часов вечера и заканчивается поздним вечером.

Формы контроля такие же, как и на бакалавриате: учет текущей успеваемости, зачеты, экзамены, для студентов заочного обучения - контрольные работы и т. д.

Количество бюджетных мест для магистрантов

Также молодым людям, мечтающим о продолжении своего образования, следует знать о такой тенденции последний лет, как сокращение числа бюджетных мест в вузах для магистрантов. Обычно число таких мест равно четверти от выпускающихся бакалавров.

Если же абитуриент не поступает на бюджетное место, то ему или его родителям придется оплачивать обучение из собственного кармана. При этом цены на обучение в магистратуре гораздо выше, чем на бакалавриате.

Отчасти из-за этого поток желающих обучаться не так уж велик. Получается, что многие молодые люди на вопрос, нужно ли поступать в магистратуру после бакалавриата, отвечают для себя отрицательно.

Это, конечно, не говорит о том, что от обучения на этой ступени высшего образования следует вообще отказаться. Однако необходимо очень внимательно оценить и свои силы, и свои возможности.

Как же поступить?

В целом любому молодому человеку, который пытается решить для себя такой серьезный вопрос, как "Нужно ли учиться в магистратуре после бакалавриата?", можно посоветовать следующее.

Во-первых, взвесить все плюсы и минусы своего возможного обучения. Подумать о том, есть ли у его семьи или него самого материальная возможность получить такое образование. Ведь, по сути дела, работать в течение этих 2 лет будет очень сложно. Сможет ли такой студент обеспечить себя материально? Сможет ли он найти средства для своего содержания?

Во-вторых, подумать о том, есть ли бюджетные места на такую ступень обучения или придется разыскивать собственные денежные ресурсы?

В-третьих, есть ли возможность поступить в магистратуру по новой специальности? Например, зададимся вопросом о том, нужна ли магистратура юристу после бакалавриата? Возможно, нужна, если юрист поступает в магистратуру по новой специальности, осваивая специализацию криминалиста или политолога.

Можно ли бросить магистратуру?

Такой вопрос также очень часто задают. Действительно, число отчисленных по собственному желанию студентов из магистратуры в 2 раза больше, чем с программ бакалавриата.

Связано это с тем, что молодые люди, поняв, что, попав в магистратуру, они продолжают оставаться в статусе «студента», решают отказаться от надоевшей им роли и уйти в профессиональную деятельность. Благо диплом о высшем образовании на ступени бакалавриата у них уже есть.

Например, нужна ли магистратура после бакалавриата программисту, молодому человеку, который и так уже является востребованным специалистом на современном рынке труда? Нужно ли ему еще 2 года учиться, когда он может уже работать?

Безусловно, каждый молодой программист должен ответить на этот вопрос самостоятельно.

Есть ли альтернатива такому обучению?

Следует отметить, что альтернатива такому обучению на сегодняшний день существует. Это так называемая профессиональная переподготовка, позволяющая заниматься новым видом деятельности.

Суть такого обучения, представленного в программах большинства крупных и малых вузов нашей страны, сводится к тому, что человек, желающий получить право заниматься новым видом деятельности, поступает на такую программу и через некоторое время получает диплом.

Обучение носит индивидуальный и групповой характер, однако учебных часов здесь меньше, поэтому и аудиторных занятий тоже мало.

И последний вопрос: нужна ли магистратура после бакалавриата бухгалтеру?

После всего сказанного нами выше найти ответ на этот вопрос несложно. Да, магистратура может пригодиться и бухгалтеру, однако ему нужно еще постараться найти такой вид обучения. В нашей стране бухгалтером сможет стать даже человек без высшего образования, просто закончивший бухгалтерские курсы. Есть бухгалтерское дело в рамках бакалавриата, а вот магистратуру с такой специализацией вообще очень сложно найти.

Так что не по всем специальностям в нашей стране есть данное направление высшего образования.

Таким образом, в этой небольшой статье мы рассмотрели вопрос о том, что такое современная магистратура в России. Безусловно, у этого направления образования есть определенные перспективы, однако пока еще данная система испытывает трудности, связанные с особенностями ее внедрения в образовательную практику нашего государства.

Вузовская подготовка – это не тренд, а серьезный инструмент целеустремленного молодого человека, намеренного выстраивать будущее на престижном посту зарекомендованной компании. И как любым инструментом, ей надо уметь управлять.

Студент должен четко понимать, зачем он выбирает ступень обучения в магистратуре, чем будет заниматься и каким должен быть результат. По данным за 2015–2017 гг. магистратами 30% магистратов – выпускники бакалавриата. Вторая треть – работающие молодые специалисты, которые решили сменить профиль или дополнить спецификацию новыми навыками.

Еще 30% – люди, желающие продлить славные студенческие годы, получить отсрочку от армии или нацеленные на работу научной сферы. В последнем случае степень магистра становится трамплином для аспирантуры.

Что собой представляет обучение в магистратуре

Второй уровень профессиональной подготовки – серьезное научно-исследовательское поле. Если бакалавры изучают теорию, усваивая ее через разовое применение на практике, то магистр учится самостоятельно решать возникающие проблемы.

Он работает под присмотром собственного научного руководителя и сосредоточен:

  • на отработке навыка делать собственные выводы;
  • проведении исследований;
  • поиске способов разработки уникальных решений, выстраивания авторских моделей.

Как правило, выпускник магистратуры – это готовый исследователь, аналитик с навыками преподавания профильного предмета. Российский работодатель пока уделяет этому моменту внимание не всегда. Но если магистр идет на международное поле занятости, его позиции значительно сильнее, чем у бакалавра.

Практическая составляющая в период обучения в магистратуре

До 80% времени учебы – практика. Эта ступень является платформой, на которой молодой специалист применяет и оттачивает приобретенные навыки, воспитывает необходимые качества, анализирует результат.

Углубленное знание нюансов выбранного направления наши студенты «прикладывают» не в лекционных комнатах или лабораториях вуза, но на опыте реальных компаний. Это очень важный аспект магистратуры – самостоятельные исследования действующего московского бизнеса.

Итоговая работа и ее защита

Учитывая серьезную практическую составляющую обучения, несложно догадаться, что пишут по окончании магистратуры. До перехода на Болонскую систему данная работа была де-факто идентичной дипломному труду специалиста. Сейчас это магистерский диссертационный квалификационный труд.

Готовится диссертация магистра в течение всего срока обучения. Данные специалист собирает сам (полевые, лабораторные, аналитические исследования, собственные авторские эксперименты, обмен опытом на конференциях). Весь накопленный материал, грамотно скомпонованный и изложенный в работе, что защищают в магистратуре, может стать обоснованием актуальности будущей кандидатской диссертации или научной базой для нее.

Сколько времени требуется на подготовку и защиту итоговой работы в магистратуре

Сколько времени может занять квалификационная работа? Ответ полностью зависит от студента – его активности во время бакалавриата, накопленного теоретического материала, выбора темы. Немалое значение имеет квалификация научного руководителя.

Наш вуз ответственно подходит к воспитанию будущих исследователей и ученых. Курс магистратуры у нас ведут только доктора наук, профессора. Научные руководители каждый год выпускают успешных предпринимателей, руководителей высшего звена, топ-менеджеров, незаменимых специалистов.

Средний срок подготовки квалификационной работы – полгода. Еще до 2–3 месяцев – правки, утверждения, дополнения. Защита магистерской проводится перед членами квалификационной комиссии.

Не так давно в России начала официально действовать двухуровневая система образования - бакалавриат и магистратура. Такая система подготовки, основанная на Болонской декларации, оказалось более адаптированной к современной экономике. Дипломы бакалавра и магистра являются равноправными в странах конвенции.

Университет «Синергия» ведет подготовку специалистов с 1988 года. Из маленького ВУЗа он превратился в большое учебное заведение, получившее статус университета и аккредитацию АМВА. Здесь можно получить средне-специальное или высшее профильное образование и получить квалификацию бакалавра или магистра.

Бакалавр

Многие ученики задаются вопросом: что выбрать - бакалавриат или магистратуру? Бакалавр - это выпускник, который получил законченное высшее образование на базовом уровне. Выпускники общеобразовательной школы, при определенных условиях, могут претендовать на степень бакалавра, поступив на бакалавриат. В период обучения они получают в полном объеме знания по общеобразовательным предметам и основы знаний по специальности.

Диплом бакалавра считается подтверждением высшего образования, но без узкой специализации. С этим дипломом уже можно устроиться на работу, если для выбранного рода деятельности нет других требований. Также диплом бакалавра позволяет поступать для дальнейшего .

Магистр

Магистр - это степень выпускника, который закончил бакалавриат и получил углубленные теоретические знания по выбранной специальности. Для поступления в магистратуру претенденту необходимо сдать вступительные экзамены в то же учебное заведение, где он закончил бакалавриат, либо перейти в другое.

Отличия бакалавриата от магистратуры

Как мы уже выяснили, обе эти степени считаются подтверждением высшего образования. В чем же разница? Во-первых, в сроках обучения – на степень бакалавра нужно учиться 4 года, на степень магистра всего 2.

На бакалавриат может претендовать выпускник общеобразовательной школы, который сдал ЕГЭ с результатом, необходимым для поступления. А вот для поступления в магистратуру необходимо окончить бакалавриат.

Следующее отличие в том, что выпускник бакалавриата получает полные знания общеобразовательного характера и базовые по специальности. Магистратура же дает законченное образование по выбранной специализации.

Можно отметить еще одно отличие: если вы планируете поступать в , то вам необходим диплом магистра.

В университете «Синергия» есть возможность . Для этого не обязательно сначала заканчивать основное обучение. Второе высшее - бакалавр или магистр – можно получить параллельно с основным образованием. Такая возможность есть у студентов разных курсов, но чаще всего ее используют старшекурсники.

Современные компании зачастую предпочитают нанимать многопрофильных специалистов, поэтому освоение параллельной специальности не будет лишним. С какого курса начать дополнительное образование, решает сам студент, ориентируясь на свои возможности.

В первую очередь магистратура - это часть высшего образования. Принято считать, что магистратура - это вторая ступень высшего образования, которую, при желании, мы можем пройти после бакалавра.

Начиная с 2011 года Российское образование перешло на новую систему, которую называют “Болонской”: 4 года - бакалавр и плюс 2 года - магистр.

В магистратуру могут поступить только те, кто уже получит диплом бакалавра или специалиста.

Если сказать о магистратуре максимально коротко, то она может продлить наше студенчество еще на 2 года. Про магистратуру можно уверенно сказать, что это неплохой шанс получить вторую профессию.

Кстати, есть приятный момент. Магистратура не считается вторым высшим образованием. Это говорит нам о том, что мы может получить её бесплатно, если пройдем конкурс на бюджетные места.

Все студенты магистратуры имеют все те же привелегии, что и студенты бакалавры / специалисты:

  • стипендия (для студентов дневного обучения)
  • место в общежитии
  • льготный проезд на ж/д
  • отсрочка от армии
  • и т.д. Какие там еще плюшки есть у студентов?

Магистратура и рынок труда. Магистру проще устроиться на работу?

Если Вы далеко не самый амбициозный человек, то есть все шансы на то, что магистратура Вам никогда не пригодится. С другой стороны, она никогда не будет лишней. Сегодня я расцениваю магистратуру так, как возможность повысить свою конкурентоспособность на рынке трудовых ресурсов. Звучит немного грубо, но такова реальность. Мы - товар на рынке труда.

Существуют отдельные должности (чисто теоретически!) на которые разрешено принимать людей со специалитетом и магистратурой. Как правило, это высшее звено управления в государственных службах, ведущие специалисты и т.д. В такой момент я думаю о том, что людям, которые успели получить специалиста за 5 лет очень повезло. При таком раскладе бакалавриат подталкивает нас продолжать обучение.

Не смотря на это, есть и приятная новость. В России много чернухи (работы без оформления по ТК РФ). С одной стороны, там и оплата труда побольше будет, да и ответственности меньше. Для чернухи, как правило, наличие образования роли не играет. Там главное иметь необходимые навыки и умения. Но при этом у чернухи есть один большой минус - отсутсвие официального стажа и отчислений в государственные фонды. Нормальную пенсию так не получить. Хотя, да кому нужна эта пенсия, да? До нее еще нужно дожить. Учитывая настрой наших политиков, как мне кажется, пенсионный возраст будут увеличивать. Я определенно не собираюсь жить вечно.

Магистратура необходима каждому бакалавру, который хочет поступать в аспирантуру. Хотя, раньше в аспирантуру можно было поступать непосредственно на базе специалитета.

По сути, рынок труда труда еще не успел перестроиться. Большинству работодателям важно лишь то, что у Вас есть вышка. Их не волнует бакалавр или магистр. Многие вообще не понимают то, чем бакалавр отличается от магистра и специалиста. Поэтому сегодня магистратуру воспринимают просто так, как второе высшее образование.

Нельзя не обратить внимание на то, что магистратура дает шанс на переобучение. Я могу получить высшее образование другого профиля в более коротки срок. Это довольно удобно. Поэтому, перед поступлением на магистратуру необходимо максимально продумать этот вопрос. Какая специальность позволит быть максимально мобильным на рынке труда сегодня, завтра и чере пару лет?

К сожалению, я немного протупил, когда выбирал направление магистратуры. Зачем-то поступил на ГМУ (Государственное и муниципальное управление), при том, что мое первое образование “Экономика и управление на предприятиях машиностроительного комплекса”. По сути, не особо-то я повысил свою мобильность. При нашем уровне коррупции на государственную гражданскую службу не надеюсь, а мизерный уровень оплаты бюджетников так пугает, что туда и без профильного берут.

Найти “легальную” работу с достойной оплатой труда одинаково трудно найти с любым образованием.

«Методический инструментарий по установлению квалификационных требований к претендентам на замещение должностей государственной гражданской службы и государственным гражданским служащим» (Министерство труда и социальной защиты РФ, 2015) показывает нам следующий расклад.

Категория и группа должностей гражданской службы* Уровень профессионального образования
. Категория «руководители» высшей, главной и ведущей групп должностей гражданской службы
. Категория «помощники (советники)» высшей, главной и ведущей групп должностей гражданской службы
. Категория «специалисты» высшей, главной и ведущей групп должностей
Высшее образование — специалитет, магистратура
. Категория «специалисты» старшей групп должностейКатегория «обеспечивающие специалисты» главной и ведущей групп должностей Высшее образование — бакалавриат
. Категория «обеспечивающие специалисты» старшей и младшей групп должностей Среднее профессиональное образование

Магистратура может помешать вашему трудоустройству

Да, магистратура может стать непосильным грузом, если вам понадобится найти работу. Какому работодателю нужен студент? Дневник никого не заинтересует. Заочник тоже не всегда нужен. Это же отпускать его на сессию и т.д. А кто заменит его на рабочем месте?

Поэтому, настоятельно рекомендую всем изучить возможность получить магистратуру дистанционно. Сегодня дистанционное образование достаточно популярно, оно позволяет нам получить диплом государственного образца не отрываясь от работы.

Как учат наших магистров?

Если сравнивать с бакалавром, то магистратура предусматривает более глубокое изучение теорий и более направленную практическую подготовку студента к научно-исследовательской деятельности. Руководят магистерскими программами преподаватели высшей категории - доктора наук. С самого начала обучения к каждому магистру прикрепляется преподаватель из числа докторов наук или КДН. Магистр самостоятельно выбирает направления научных исследований и защищает магистерскую диссертацию. Каждый магистр в обязательном порядке получает различные педагогические навыки и практику. Бакалавры не получают педагогические компетенции.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Йошта рецепты Ягоды йошты что можно приготовить на зиму
Каково значение кровеносной системы
Разделка говядины: что выбрать и как готовить?