Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Чарли Паркер: биография, лучшие композиции, интересные факты. Биография Чарли Паркера (Charlie Parker) Чарли паркер биография кратко

Чарли «Птица» Паркер (Charlie «Bird» Parker) (род. 29 августа, 1920 Канзас, США - ум. 12 марта, 1955 Нью-Йорк, США) - гениальный альт-саксофонист, стоявший у истоков жанра «бибоп», впоследствие легшего в основу всего современного джаза.

Паркер - один из немногих артистов, которого при жизни называли гением, имя которого было и остается легендарным. Он оставил необычайно яркий след в воображении современников, что отразилось не только в джазе, но и в других искусствах, в частности в литературе. Сегодня трудно представить себе подлинно джазового музыканта, который в той или иной мере и форме не испытал бы не только покоряющего влияния Паркера, но и его конкретного воздействия на свой исполнительский язык.

Чарлз Паркер родился в 1920 году в негритянском квартале Канзас-Сити. Отец был водевильным артистом, мать - медсестрой. Чарли учился в школе, где, конечно, был большой оркестр, и первые музыкальные впечатления связаны с игрой на духовом баритоне и кларнете. Постоянно слушая джаз, мальчик мечтал об альт - саксофоне. Мать купила ему инструмент, и в пятнадцать лет он оставил школу, чтобы стать профессиональным музыкантом.

Подрабатывать можно было только в танцевальных заведениях. Новичку платили доллар с четвертью и учили всему на свете. Многие безжалостно смеялись, когда у Чарли что-то не получалось, но он только закусывал губу. Видимо, тогда и дали ему кличку «Ярдберд» - дворовая пташка, салажонок. Но, словно по предсказанию сказочника, гадкий «ярдберд» превратился в прекрасную птицу. «Бёрд» - «Пташка» - так стали звать Паркера джазмены, что приобрело совсем иной смысл и породило небольшую, но яркую джазовую идиоматику: тут и темы «Орнитология», «Птичье гнездо» и «Опавшие листья», тут и знаменитый нью-йоркский клуб «Бёрдлэнд» (Страна птиц) с его колыбельной Ширинга и маршем Завинула.

«Музыка - это твой собственный опыт, твоя мудрость, твои мысли. Если ты не живешь ею, то из твоего инструмента никогда ничего не выйдет. Нас учат, что у музыки есть свои определенные границы. Но искусство границ не имеет…» -
Чарлз Паркер

Покинув дом, Чарли стал кочующим из бэнда в бэнд и из города в город джазменом, пока в 1940 году не попал в Нью-Йорк, уже познав жизнь «до самого черного дна». В ту пору среди джазменов были популярны так называемые «after hours» - игры после работы, которые потом стали называться джем-сейшены. На каждый джем собиралась своя компания музыкантов. На таких «сессиях» Паркер искал музыку, которая уже вертелась в голове, но никак не давалась в руки. Он сам потом рассказывал, как однажды в первые месяцы нью-йоркской жизни, импровизируя на тему «Чероки» под аккомпанемент одного гитариста, он обнаружил, что, особым образом акцентирует верхние тона (ноны и ундецимы) сопровождающих аккордов, он получает то, что он слышал внутри себя. Такова легенда стиля, который стали называть то бибопом, то рибопом, то бопом. На самом деле новый стиль джаза, как любого искусства ансамблевой импровизации, мог родиться в практике совместного музицирования многих музыкантов. Начало процессу рождения стиля было положено на джемах в гарлемских клубах, прежде всего в клубе Генри Минтона, где помимо Паркера регулярно собирались трубачи Диззи Гиллеспи и Фэтс Наварро, гитарист Чарли Крисчен, пианисты Теллониус Монк и Бад Пауэлл, барабанщики Макс Роуч и Кенни Кларк. Сам термин «бибоп» скорее всего звукоподражательный. Паркер с самого начала усвоивший манеру многих музыкантов Канзас-Сити, имел привычку как бы «захлопывать» звук в конце фразы, что давало ей большее ритмическое насыщение. Вообще создатели джаза никогда не расчитывали на теоретиков. Бибоп не принес с собой радикально нового тематического материала. Наоборот, музыканты с особой охотой импровизировали на обычные двенадцатитактовые блюзы или тридцатидвухтактовые периоды типа ААВА, которые у всех на слуху. Но на гармонические сетки этих тем они сочиняли свои мелодии, становящиеся новыми темами. С непривычки даже тонкому слуху было непросто узнать источник. При этом новые гармонические сетки насыщались секвенционными оборотами, хроматизмами, функциональными заменами, а новые мелодии дробились причудливо разбросанными препинаниями, поражали ассиметричностью, перестали быть песенными и становились чисто инструментальными.

В бибопе классическая форма строгих вариаций достигла своей высшей ступени. Новаторство гармонического языка заключалось в очень широком использовании тональных отклонений, но зато в пределах каждого тонального сдвига гармонические цепочки содержали толко основные функции и, как правило, не были длинными. На этой стадии полностью оформилась речевая музыкальная логика мышления и языка импровизаторов -джазменов - результат широкого, буквально массового процесса практического ансамблевого музицирования. Наибольший вклад в этот процесс внес Чарли Паркер. Его пальцы порхали над клапанами. Лицо его становилось похожим на летящую птицу. В звуке, ритме, гармонии, технике, в любой тональности он был свободен как птица. Поражала его интуиция, музыкальная фантазия и фантастическая память. Поражала и беспорядочность его жизни, сочетание в нем высокого и низкого, его медленное самосжигание. И тем не менее, каким бы ни было его состояние, на каком бы инструменте он не играл (а у него часто не оказывалось своего), ему легко удавалось сыграть то, что других ставило в тупик. Послушайте его концерт в Масси Холле, это хороший пример, когда он играл на дешевом прокатном пластиковом инструменте.

Главные вехи жизни Паркера после его опытов у Минтона в 1941 году немногочисленны. Стоит упомянуть его работу в симфоджазе Нобла Сисла на кларнете (1942), в оркестре Билли Экстайна (1944), собравшего всех будущих звезд бибопа - Гиллеспи, Наварро, Ститта, Эммонса, Гордона, Деймрона, Блейки. Возвратившаяся с войны молодежь с восторгом приняла бибоп и Пташку. 52-я улица, законодательница в джазе, становится улицей боперов, Боп-Стрит. Там царит Паркер, который открывает 19-летнего трубача Майлза Дэвиса. В 1946 году в Лос-Анжелесе Паркер «сорвался», попал в больницу Камарилло, после выхода из которой музыканты собирали ему деньги на одежду и инструмент. В 1949 году Паркер выступил на первом международном джаз-фестивале в Париже и возвратился в Нью-Йорк, чтобы открыть клуб «Birdland». На следующий год - Скандинавия, Париж, Лондон и снова больница. Затем - череда клубных выступлений, запоев, записей, скандалов и попыток самоубийства. На этом фоне яркой жемчужиной сияет концерт в Масси-Холле в Торонто, который случайно оказался записанным. Смерть настигла Чарлза Паркера 12 марта 1955 года. Он был основоположником современного джаза, одной из главнейших фигур в джазе ХХ века.

Дополнительная информация:

Леонид Аускерн. Charlie Parker. Рабство и свобода джазового саксофониста

Паркер получил прозвище "Yardbird" в начале своей карьеры, а его сокращенную форму "Птица" продолжали использовать в течение всей его жизни. Это прозвище сам Паркер обыгрывал в названиия ряда композиций, таких как "Yardbird Suite" (Птичий двор люкс), "Ornithology" (Орнитология), "Bird Gets the Worm" (Птица получает червя) и "Bird of Paradise" (Птица в раю).

Паркер был очень влиятельным солистом в джаез и ведущей фигурой в развитии бибопа - формы джаза, характеризующнйся быстрыми темпами, виртуозной техникой и импровизацией. Чарли развивал революционные гармонические идеи, в том числе быструю смену аккордов, новые варианты измененных аккордов и замен аккордов. Его тон варьировался от чистого и проникающего до сладкого и мрачного. Многие записи Паркера демонстрируют виртуозную технику и сложные мелодические линии, иногда сочетая джаз с другими музыкальными жанрами, в том числе блюзом, латиной и классической музыкой.

Чарли Паркер был иконой субкультуры битников, а затем и превзошёл эти поколения, олицетворяя джазового музыканта, как бескомпромиссный и интеллектуальный художник, а не конферансье.

Биография

Чарльз Паркер-младший (Charles Parker, Jr.) родился 29 августа 1920 года в Канзас-Сити, штат Канзас, а вырос в Канзас-Сити, штат Миссури. Он был единственным ребенком в семье Чарльза и Эдди Паркер. Паркер учился в Lincoln High School. Он поступил туда в сентябре 1934 года и выпустился в декабре 1935 года, незадолго до вступления в союз местных музыкантов.

Чарли Паркер начал играть на саксофоне в 11 лет, а в возрасте 14 лет присоединился к школьной группе, используя арендованный у школы инструмент. Его отец, Чарльз, часто отсутствовал, но всё же оказывал некоторые музыкальные влияние на сына, поскольку был пианистом, танцором и певцом. Позже он стал официантом или поваром в поездах. Мать Паркера Эдди работала по ночам в офисе местного отделения Western Union. Его самым большим влиянием в то время был молодой тромбонист, который научил его основам импровизации.

Начало карьеры

В конце 1930-х годов Паркер начал практиковаться весьма усердно. В этот период он освоил импровизацию и разработал некоторые идеи, которые привели к бибопу. В интервью >Полу Дезмонду (Paul Desmond) он сказал, что он провел 3-4 года, практикуясь до 15 часов в день.

В 1942 году Паркер оставил группу МакШенна и играл с Эрлом Хайнсом (Earl Hines) в течение одного года. Эта группа включала Диззи Гиллеспи (Dizzy Gillespie), который позже играл с Паркером дуэтом. К сожалению, этот период практически не задокументирован, в связи с забастовкой 1942-1943 Американской федерации музыкантов, во время которой записи были приостановлены. Паркер присоединился к группе молодых музыкантов, которые играли после закрытия клубов в Гарлеме, таких как Uptown House Кларка Монро и Playhouse Минтона. Эти молодые бунтари включали Гиллеспи, пианиста Телониуса Монка (Thelonious Monk), гитариста Чарли Кристиана (Charlie Christian) и барабанщика Кенни Кларка (Kenny Clarke). Монк так говорил об этой группе: "Мы хотели, чтобы нашу музыку они не смогли сыграть. Они – это белые бендлидеры, которые узурпировали прибыль от свинга". Группа на 52-й улице, в том числе в Three Deuces и The Onyx. Во время пребывания в Нью-Йорке Чарли учился у своего учителя музыки, Мори Дойча.

Бибоп

Согласно интервью, которое Паркер дал в 1950 году, в одну ночь в 1939-м он играл в "Cherokee" джем-сейшн с гитаристом Уильямом "Бидди" Флитом, Чарли придумал новый метод развития соло, который считается одним из его главных музыкальных инноваций. Он понял, что двенадцать тонов хроматической гаммы можно перевести мелодически на любую клавишу, преодолев некоторые пределы простого джазового соло.

В начале своего развития этот новый тип джаза был отвергнута многими традиционными джазовыми музыкантами, которые презирали своих младших коллег. Бибоперы (beboppers) ответили на вызов этих традиционалистов "заплесневелые фиги". Тем не менее, некоторые музыканты, такие как Коулмен Хокинс (Coleman Hawkins) и Бенни Гудмен (Benny Goodman) позитивно отзывались о его развитии, и участвовали в джем-сейшнпх и записях нового течения с его приверженцами.

В связи с двухлетним запретом Союзом Музыкантов всех коммерческих записей с 1942 по 1944 год, большая часть раннего развития бибопа осталась неизвестной для потомков. В результате она получила ограниченное воздействие радио. У музыкантов бибопа было трудное время, но они получили широкое признание. До 1945 года, когда запрет на запись был снят, сотрудничество Паркера с Диззи Гиллеспи, Максом Роучем (Max Roach), Бадом Пауэллом (Bud Powell) и другими оказало существенное влияние на джазовый мир. Одно из их первых выступлений в малых группах вместе было обнаружено и опубликовано в 2005 году: концерт в Town Hall в Нью-Йорке 22 июня 1945 года. Bebop вскоре приобрел широкое признание среди музыкантов и поклонников.

26 ноября 1945 года Паркер закончил сессию для лейбла Savoy, которая продается с тех пор как "величайшая джазовая сессия всех времен". Треки, записанные в ходе этой сессии включают "Ko-Ko" и "Now"s the Time".

Вскоре после этого группа Паркера / Гиллеспи отправилась для выступления в клубе Билли Берга в Лос-Анджелесе, котрое было неудачных. Большая часть группы вернулась в Нью-Йорк, но Паркер осталсяв Калифорнии, продав обратный билет и купив героин. Он испытывал большие трудности в Калифорнии и, в конце концов, попал в Государственную психиатрическую больницу Camarillo на шесть месяцев.

Наркомания

Хроническая героиновая наркомания Паркера заставляла его пропускать концерты и вскоре он потерял работу. Он часто прибегал к зарабатыванию денег на улицах, получал кредиты от коллег-музыкантов и поклонников, оставлял в залог свой саксофон, а деньги тратил на наркотики. Героин была распространен на джазовой сцене и наркотики можно было легко купить.

Хотя он произвел много блестящих записей в этот период, поведение Чарли Паркера становилась все более неустойчивым. Героин было трудно найти в Калифорнии, куда он переехал, и Паркер начал сильно пить, чтобы компенсировать это. Записи для лэйбла Dial от 29 июля 1946-го свидетельствует о его состоянии. Перед этой сессией Паркер выпил литр виски. При записи Charlie Parker on Dial Volume 1, Паркер пропустил большую часть первых двух тактов своего первого припева на треке "Max Making Wax". Когда он, наконец, пришел в себя, он покачнулся и развернулся в обратную сторону от микрофона. На следующей мелодии, "Lover Man", продюсер Росс Рассел фактически поддерживал Паркера. При записи "Bebop" (последний трек Паркер записал вечером) он начинает сольную импровизацию с твердых первых восьми тактов. На вторых восьми тактах, однако, Паркер начинает бороться, и трубач Говард Макги (Howard McGhee) в отчаянии кричит: "Удар!" на Паркера. Чарльз Мингус (Charles Mingus) считает эту версию "Lover Man" одной величайших записей Паркера, несмотря на его недостатки. Тем не менее, Паркер ненавидел эти записи и никогда не простил Росса Рассела, который выпустил их. Чарли вновь записал мелодию в 1951 году для Verve.

Когда Паркер был выписан из больницы, он был чистым и здоровым, и продолжил делать одни из выступлений и записей в карьере. Он принял ислам. Перед тем как покинуть Калифорнию, Чарли записал "Relaxin" at Camarillo", со ссылкой на своё пребывание в больнице. Он вернулся в Нью-Йорк, снова начал употреблять героин и сделал десятки записей для лэйблов Savoy и Dial, которые остаются одними из самых его ярких моментов. Многие из них были с его так называемым "классическим квинтетом", включая трубача Майлза Дэвиса (Miles Davis) и барабанщика Макса Роуча.

Чарли Паркер и струнные

Давним желанием Паркер было выступление со струнными. Он был страстным студентом классической музыки, и современники рассказывали, что Чарли был наиболее заинтересован в музыке и нововведениях Игоря Стравинского и хотел участвовать в проекте сродни тому, что позже стало известно как Third Stream (третий поток), новый вид музыки, который объединяет джазовые и классические элементы в отличие от просто включении струнных в исполнении джазовых стандартов.

30 ноября 1949 года, Норман сделал аранжировку для Паркера, чтобы записать альбом баллад со смешанной группой джаза и музыкантов камерного оркестра. Шесть мастеров наэтой сессии составили альбом Чарли Паркер со струнными: "Just Friends", "Everything Happens to Me", "April in Paris", "Summertime", "I Didn"t Know What Time It Was" и "If I Should Lose You".

Звук этих записях редко встречается в каталоге Чарли Паркера. Импровизации Паркера, по сравнению с его обычной работой, более очищенные и экономичные. Его тон темнее и мягче, чем на записях с малой группой, и большинство из его соло являются красивыми украшениями оригинальных мелодий, а не гармоничной основой импровизаций. Это одна из немногих записей Паркера, сделанных в ходе краткого периода, когда он был в состоянии контролировать свою зависимость от героина, и его трезвость и ясность ума проявляются в этой игре. Паркер заявил, что запись Bird With Strings , была его любимой. Хотя при использовании классических инструментов в джазовой музыке было не совсем оригинальным, это была первая крупная работа, где композитор согласовал бибоп с струнным оркестром.

Джаз в Massey Hall

В 1953 году Чарли Паркер выступал в Massey Hall в Торонто, Канада, где к нему присоединились Гиллеспи, Мингус, Бад Пауэлл и Макс Роуч. К сожалению, концерт совпал с телевизионной трансляцией поединка по боксу в супертяжелом весе между Рокки Марчиано и Джерси Джо Уолкоттом, поэтому зрителей почти не было. Мингус записал концерт, в результате чего появился альбом Jazz at Massey Hall . На этом концерте Паркер сыграл на пластиковом саксофоне Grafton. В этот момент своей карьеры он экспериментировал с новыми звуками и материалами.

Паркер, как известно, играл на нескольких саксофонах, в том числе Conn 6M, The Martin Handicraft и Selmer Model 22. Паркер также выступал с саксофоном King "Super 20", который был сделан специально для него в 1947 году.

Смерть Птицы

Паркер умер 12 марта 1955 года в гостях у своего друга и покровителя баронессы де Pannonica Koenigswarter в отеле Stanhope в Нью-Йорке во время просмотра шоу Dorsey Brothers по телевидению. Официальной причиной смерти были долевая пневмония и кровоточащая язва, но Паркер также был цирроза печени и он перенес сердечный приступ. Следователь, который выполнял его вскрытие, ошибочно определил возраст 34-летнего тела Паркера приблизительно от 50 до 60 лет.

Паркер жил с 1950 года с Чан Ричардсон, матерью его сына Берда и дочериь Pree (которая умерла в младенчестве от муковисцидоза). Он считает Чан женой, однако он так формально и не женился на ней, но и не развелся со своей предыдущей женой, Дорис (на которой он женился в 1948). Это привело к сложному урегулированию вопросов наследования Паркера и в конечном итоге привело к невозможности выполнить его желание быть тихо похороненным в Нью-Йорке.

Было хорошо известно, что Паркер никогда не хотел вернуться в Канзас-Сити, даже после смерти. Паркер говорил Чан, что не хочет, чтобы его похоронили в его родном городе, что Нью-Йорк был его домом. Диззи Гиллеспи заплатил за похороны и организовал государственную церемонию прощания. Процессию в Гарлеме возглавил Адам Клейтон Пауэлл-младший (Adam Clayton Powell, Jr.),также был концерт памяти, прежде чем тело Паркера было доставлено обратно в штат Миссури, в соответствии с его пожеланиями матери. Вдова Паркера подвергла критике семью Паркера за христианские похороны, хотя они знали, что Чарли был убежденным атеистом. Паркер был похоронен на кладбище Линкольна в штате Миссури, в деревушке известный как Blue Summit.

Недвижимостью Чарли Паркера управляет компания CMG Worldwide.

Музыка

Стиль композиций Чарли Паркера включает интерполяции оригинальной мелодии по сравнению с ранее существовавшими джазовыми формами и стандарты. Эта практика все еще широко распространены в джазе сегодня. Например, "Ornithology" ("How High The Moon") и "Yardbird Suite", вокальная версия которой называется "What Price Love", на слова Паркера. Такая практика не было редкостью до бибопа, однако, стала фирменным знаком движения, когда артисты начали отходить от аранжировок популярных стандартов и писали свои собственные композиции.

В то время как мелодии, такие как "Now"s The Time", "Billie"s Bounce" и "Cool Blues" были основаны на обычных двенадцати тактах изменений блюза, Паркер также создал уникальную версию 12-блюз для дудки "Blues for Alice". Эти уникальные аккорды известны в народе как "Bird Changes" ("Птичье изменение"). Как и его соло, некоторым из его произведений характерны длинные, сложные мелодические линии и минимум повторений, хотя он и использовал повторения в некоторых мелодиях, в частности в "Now"s The Time".

Паркер внес большой вклад в современный сольный джаз, в котором триплеты и пикапы были использованы неортодоксальным способом привнесения в аккорд тонов, предоставляя солисту больше свободы в использовании проходящих тонов, которых солисты ранее избегали. Паркером восхищаются из-за его уникального стиля фразировки и инновационного использования ритма. Популярности ещё более прибавили его записи, посмертно опубликованные как Charlie Parker Omnibook, однозначно идентифицирущие стиль Паркера, который будет доминировать в джазе на протяжении многих лет в будущем.

Charlie Parker - Summertime

Charlie Parker - All the things you are

Charlie Parker - Lover man

Дискография

Savoy Records

1944
The Immortal Charlie Parker
Bird: Master Takes
Encores

1945
Dizzy Gillespie - Groovin" High
The Genius Of Charlie Parker
Charlie Parker Story
Charlie Parker Memorial, Vol. 2

1947
Charlie Parker Memorial, Vol. 1

1948
Bird At The Roost, Vol. 1
Newly Discovered Sides By Charlie Parker
The "Bird" Returns

1949
Bird At The Roost, Vol. 2
Bird At The Roost

1950
An Evening At Home With Charlie Parker Sextet

Dial Records

1945
Red Norvo "s Fabulous Jam Session

1946
Alternate Masters, Vol. 2

1947
The Bird Blows The Blues
Cool Blues c/w Bird"s Nest
Alternate Masters, Vol. 1
Crazeology c/w Crazeology, II: 3 Ways Of Playing A Chorus
Charlie Parker, Vol. 4

Verve Records

1946
Jazz At The Philharmonic, Vol. 2
Jazz At The Philharmonic, Vol. 4

1948
Various Artists - Potpourri Of Jazz
The Charlie Parker Story, #1

1949
The Genius Of Charlie Parker, #7 - Jazz Perennial
Jazz At The Philharmonic, Vol. 7
Jazz At The Philharmonic - The Ella Fitzgerald Set
The Complete Charlie Parker On Verve - Bird

1950
The Genius Of Charlie Parker, #4 - Bird And Diz
The Charlie Parker Story, #3

1951
The Genius Of Charlie Parker, #8 - Swedish Schnapps
The Genius Of Charlie Parker, #6 - Fiesta

1952
The Genius Of Charlie Parker, #3 - Now"s The Time

1953
The Quartet Of Charlie Parker

1954
The Genius Of Charlie Parker, #5 - Charlie Parker Plays Cole Porter

Compilations

1940
Bird"s Eyes, Vol. 1 (Philology)
Charlie Parker With Jay McShann And His Orchestra - Early Bird (Stash)
Jay McShann Orchestra Featuring Charlie Parker - Early Bird (Spotlight)

1941
Jay McShann - The Early Bird Charlie Parker, 1941-1943: Jazz Heritage Series (MCA)
The Complete Birth Of The Bebop (Stash)

1943
Birth Of The Bebop: Bird On Tenor 1943 (Stash)

1945
Every Bit Of It 1945 (Spotlight)
Charlie Parker, Vol. 3 Young Bird 1945 (Masters of Jazz)
Dizzy Gillespie - In The Beginning (Prestige)
Bird"s Eyes, Vol. 17 (Philology)
Charlie Parker On Dial, Vol. 5 (Spotlight)
Red Norvo"s Fabulous Jam Session (Spotlight)
Dizzy Gillespie/Charlie Parker - Town Hall, New York City, June 22, 1945 (Uptown)
Bird"s Eyes, Vol. 4 (Philology)
Yardbird In Lotus Land (Spotlight)

1946
Rappin" With Bird (Meexa)
Jazz At The Philharmonic - How High The Moon (Mercury)
Charlie Parker On Dial, Vol. 1 (Spotlight)

1947
The Legendary Dial Masters, Vol. 2 (Stash)
Various Artists - Lullaby In Rhythm (Spotlight)
Charlie Parker On Dial, Vol. 2 (Spotlight)
Charlie Parker On Dial, Vol. 3 (Spotlight)
Charlie Parker On Dial, Vol. 4 (Spotlight)
Various Artists - Anthropology (Spotlight)
Allen Eager - In The Land Of Oo-Bla-Dee 1947-1953 (Uptown)
Charlie Parker On Dial, Vol. 6 (Spotlight)
Various Artists - The Jazz Scene (Clef)

1948
Gene Roland Band Featuring Charlie Parker - The Band That Never Was (Spotlight)
Bird"s Eyes, Vol. 6 (Philology)
Bird on 52nd St. (Jazz Workshop)
Charlie Parker (Prestige)
Charlie Parker - Live Performances (ESP)
Charlie Parker On The Air, Vol. 1 (Everest)

1949
Charlie Parker - Broadcast Performances, Vol. 2 (ESP)
The Metronome All Stars - From Swing To Be-Bop (RCA Camden)
Jazz At The Philharmonic - J.A.T.P. At Carnegie Hall 1949 (Pablo)
Rara Avis Avis, Rare Bird (Stash)
Various Artists - Alto Saxes (Norgran)
Bird On The Road (Jazz Showcase)
Charlie Parker/Dizzy Gillespie - Bird And Diz (Universal (Japan))
Charlie Parker - Bird In Paris (Bird in Paris)
Charlie Parker In France 1949 (Jazz O.P. (France))
Charlie Parker - Bird Box, Vol. 2 (Jazz Up (Italy))
Bird"s Eyes, Vol. 5 (Philology)
Charlie Parker with Strings (Clef)
Bird"s Eyes, Vol. 2 (Philology)
Bird"s Eyes, Vol. 3 (Philology)
Dance Of The Infidels (S.C.A.M.)

1950
Charlie Parker Live Birdland 1950 (EPM Musique (F) FDC 5710)
Charlie Parker - Bird At St. Nick"s (Jazz Workshop JWS 500)
Charlie Parker At The Apollo Theater And St. Nick"s Arena (Zim ZM 1007)
Charlie Parker - Bird"s Eyes, Vol. 15 (Philology (It) W 845-2)
Charlie Parker - Fats Navarro - Bud Powell (Ozone 4)
Charlie Parker - One Night In Birdland (Columbia JG 34808)
Charlie Parker - Bud Powell - Fats Navarro (Ozone 9)
Charlie Parker - Just Friends (S.C.A.M. JPG 4)
Charlie Parker - Apartment Jam Sessions (Zim ZM 1006)
V.A. - Our Best (Clef MGC 639)
The Genius Of Charlie Parker, #4 - Bird And Diz (Verve MGV 8006)
The Persuasively Coherent Miles Davis (Alto AL 701)
Charlie Parker - Ultimate Bird 1949-50 (Grotto 495)
Charlie Parker - Ballads And Birdland (Klacto (E) MG 101)
Charlie Parker Big Band (Mercury MGC 609)
Charlie Parker - Parker Plus Strings (Charlie Parker PLP 513)
Charlie Parker - Bird With Strings Live At The Apollo, Carnegie Hall And Birdland (Columbia JC 34832)
Charlie Parker - The Bird You Never Heard (Stash STCD 10)
Norman Granz Jazz Concert (Norgran MGN 3501-2)
Charlie Parker At The Pershing Ballroom Chicago 1950 (Zim ZM 1003)
The Charlie Parker Story, #3 (Verve MGV 8002)
Charlie Parker - Bird In Sweden (Spotlite (E) SPJ 124/25)
Charlie Parker - More Unissued, Vol. 2 (Royal Jazz (D) RJD 506)
Machito - Afro-Cuban Jazz (Clef MGC 689)
An Evening At Home With Charlie Parker Sextet (Savoy MG 12152)

1951
The Genius Of Charlie Parker, #8 - Swedish Schnapps (Verve MGV 8010)
The Magnificent Charlie Parker (Clef MGC 646)
The Genius Of Charlie Parker, #6 - Fiesta (Verve MGV 8008)
Charlie Parker - Summit Meeting At Birdland (Columbia JC 34831)
Charlie Parker - Bird Meets Birks (Klacto (E) MG 102)
Charlie Parker - The Happy "Bird" (Charlie Parker PLP 404)
Charlie Parker Live Boston, Philadelphia, Brooklyn 1951 (EPM Musique (F) FDC 5711)
Charlie Parker - Bird With The Herd 1951 (Alamac QSR 2442)
Charlie Parker - More Unissued, Vol. 1 (Royal Jazz (D) RJD 505)

1952
Charlie Parker - New Bird, Vol. 2 (Phoenix LP 12)
Charlie Parker/Sonny Criss/Chet Baker - Inglewood Jam 6-16-"52 (Jazz Chronicles JCS 102)
Norman Granz" Jam Session, #1 (Mercury MGC 601)
Norman Granz" Jam Session, #2 (Mercury MGC 602)
Charlie Parker Live At Rockland Palace (Charlie Parker PLP 502)
Charlie Parker - Cheers (S.C.A.M. JPG 2)
The Genius Of Charlie Parker, #3 - Now"s The Time (Verve MGV 8005)

1953
Miles Davis - Collector"s Items (Prestige PRLP 7044)
Charlie Parker - Montreal 1953 (Uptown UP 27.36)
Charlie Parker/Miles Davis/Dizzy Gillespie - Bird With Miles And Dizzy (Queen Disc (It) Q-002)
Charlie Parker - One Night In Washington (Elektra/Musician E1 60019)
Charlie Parker - Yardbird-DC-53 (VGM 0009)
Charlie Parker At Storyville (Blue Note BT 85108)
Charlie Parker - Star Eyes (Klacto (E) MG 100)
Charles Mingus - The Complete Debut Recordings (Debut 12DCD 4402-2)
The Quintet - Jazz At Massey Hall, Vol. 1 (Debut DLP 2)
The Quintet - Jazz At Massey Hall (Debut DEB 124)
Charlie Parker - Bird Meets Birks (Mark Gardner (E) MG 102)
Bud Powell - Summer Broadcasts 1953 (ESP-Disk" ESP 3023)
Charlie Parker - New Bird: Hi Hat Broadcasts 1953 (Phoenix LP 10)
The Quartet Of Charlie Parker (Verve 825 671-2)

1954
Hi-Hat All Stars, Guest Artists, Charlie Parker (Fresh Sound (Sp) FSR 303)
Charlie Parker - Kenton And Bird (Jazz Supreme JS 703)
The Genius Of Charlie Parker, #5 - Charlie Parker Plays Cole Porter (Verve MGV 8007)
Charlie Parker - Miles Davis - Lee Konitz (Ozone 2)
V.A. - Echoes Of An Era: The Birdland All Stars Live At Carnegie Hall (Roulette RE 127)

Live recordings
Live at Townhall w. Dizzy (1945)
Yardbird in Lotus Land (1945)
Bird and Pres (1946) (Verve)
Jazz at the Philharmonic (1946) (Polygram)
Rapping with Bird (1946-1951)
Bird and Diz at Carnegie Hall (1947) (Blue Note)
The Complete Savoy Live Performances (1947–1950)
Bird on 52nd Street (1948)
The Complete Dean Benedetti Recordings (1948–1951) (7 cds)
Jazz at the Philharmonic (1949) (Verve)
Charlie Parker and the Stars of Modern Jazz at Carnegie Hall (1949) (Jass)
Bird in Paris (1949)
Bird in France (1949)
Charlie Parker All Stars Live at the Royal Roost (1949)
One Night in Birdland (1950) (Columbia)
Bird at St. Nick"s (1950)
Bird at the Apollo Theatre and St. Nicklas Arena (1950)
Apartment Jam Sessions (1950)
Charlie Parker at the Pershing Ballroom Chicago 1950 (1950)
Bird in Sweden (1950) (Storyville)
Happy Bird (1951)
Summit Meeting at Birdland (1951) (Columbia)
Live at Rockland Palace (1952)
Jam Session (1952) (Polygram)
At Jirayr Zorthian"s Ranch, July 14, 1952 (1952) (Rare Live Recordings)
The Complete Legendary Rockland Palace Concert (1952)
Charlie Parker: Montreal 1953 (1953)
One Night in Washington (1953) (VGM)
Bird at the High Hat (1953) (Blue Note)
Charlie Parker at Storyville (1953)
Jazz at Massey Hall aka.The Greatest Jazz Concert Ever (1953).

американский джазовый саксофонист, композитор (1920-1955)

Бытует мнение, что в истории джаза было два подлинных гения: Луи Армстронг, любимец и любитель публики, и Чарли Паркер, который ненавидел публику всей душой.

Контраст между музыкантами, вышедшими примерно из одной среды,- разительный.


Чарлз Кристофер Паркер родился 29 августа 1920 года в пригороде Канзас-Сити. Его отец Чарлз Паркер-старший был провинциальным певцом и танцором. Гастрольная судьба забросила его в Канзас-Сити, где он женился и остался надолго. Когда маленькому Чарли было восемь лет, семья перебралась в негритянское гетто: там Паркер-старший рассчитывал найти работу на сцене одного из клубов. В этом был определенный смысл, поскольку в этом районе жили саксофонисты Лестер Янг и Бен Уэбстер, выступали с концертами другие джазовые музыканты. Однако, как и многим другим в то время, Паркерам не повезло: началась Великая депрессия, людям стало не до музыки. Кризис подорвал и отношения в семье: вскоре Паркер-старший бросил жену. Мать Чарли всю свою нереализованную любовь отдавала сыну.

Чарли скоро увлекся музыкой. В это время он посещал школу, в которой был любительский оркестр. Из него впоследствии вышло немало известных музыкантов. Однажды мать, сэкономив деньги, купила сыну старенький альт-саксофон, которым Чарли увлекся сразу и бесповоротно. Он не имел никакого понятия о законах музыки, был самоучкой и стремился просто повторить то, что слышал от других. Многие более опытные мастера саксофона в эти годы стремились стать его наставниками, но он ни с кем не шел на сближение. Для него было делом принципа овладеть секретами инструмента самостоятельно, так что в учебе он продвигало медленно, но верно. Когда Чарли было 14 лет, его мать пошла работать уборщицей, и по вечерам он оставался один, уходил из дома, чтобы в местном кабаре слушать игру знаменитых музыкантов. Из всех исполнителей он скоро выделил Лестера Янга.


Вскоре Чарли стал участником школьного танцевального оркестра, а затем бросил учебу и ушел из школы. В 15 лет Паркер считал себя видавшим виды музыкантом, несмотря на то, что по-настоящему мог сыграть лишь две-три мелодии. Он держал себя необычайно заносчиво, его не раз с насмешками прогоняли со сцены, но он не обращал на это внимания. Из-за своего раннего пристрастия к наркотикам Паркер даже попал за решетку, где и удосужился знаменитого прозвища «Бёрд» - «птица». Еще практически мальчиком он женился на девушке, старше его на 4 года, но женитьба была неудачной.
И все это время Паркер ни на день не оставлял инструмента. Летом 1936 года, получив страховку после автомобильной аварии, он купил новый саксофон и поступил в оркестр Томми Дугласа, у которого было консерваторское образование. Оркестр играл каждый вечер, и Чарли Паркер стал стремительно набирать форму.
Некто Бастер Смит, саксофонист оркестра «The Blue Devils», вызвался в то время быть наставником Паркера. В 1938 году Смит собрал оркестр и взял Паркера к себе. И произошло чудо: Смит настолько понравился Паркеру, что Чарли стал трепетно называть его отцом и перенял у Смита все, что касалось трактовки -музыкальных произведений.


В 1938 году Чарли Паркер переехал в Чикаго, немного поработал там и перебрался в Нью-Йорк, где три месяца вынужден был мыть посуду в ресторане. Однако в этом же ресторане он слышал многих знаменитых джазменов и продолжал учиться. С конца 1939 года он уже выступает в джаз-оркестрах Нью-Йорка, однако скоро был вынужден вернуться в Канзас-Сити и стал музыкантом оркестра пианиста Джея Мак-Шенна. В 1941 году оркестр записал несколько пьес на радио. Записи, дошедшие до нашего времени,- первые с участием Чарли Паркера. По ним, кстати, можно сделать вывод, что в те времена в исполнении Чарли Паркера еще сложно было уловить те особенности, которые впоследствии сделают его выдающейся фигурой в мире джаза.
В январе 1942 года оркестр Мак-Шенна с Чарли Паркером в составе выступил в Нью-Йорке. Пианист Джон Льюис позже утверждал, что Паркер примерно в это время «уже нашел новую систему звучания и ритма». Однако некий Джерри Ньюмен, который тогда ходил по клубам с портативным магнитофоном, довольно редкой по тем временам вещью, и все услышанное записывал, зафиксировал на пленке то, как играл Паркер в 1942 году. Записи позволяют сделать вывод, что восторженная оценка Джона Льюиса была несколько преждевременной.

И все-таки Паркер шел вперед семимильными шагами, и это не лучшим образом отражалось на его характере. Саксофонист мало считался с окружающими, прослыл нетерпимым и высокомерным. Он жил по принципу: Берд - только один, всех остальных - много... Но друзья, как могли, все же помогали ему. Диззи Гиллеспи, например, уговорил его перейти в оркестр Билли Экстайна. Это был 1944 год-расцвет творческих сил Паркера. Видимо, поэтому он особенно высоко задирал нос и через некоторое время со скандалом ушел из оркестра.


Паркер и Гиллеспи нашли работу в клубах на 52-й улице Нью-Йорка, в первую очередь в «Minton"s Playhouse», где они играли с большим успехом. Вторая мировая война к этому времени уже закончилась, и удача сопутствовала Чарли Паркеру: он играл с такими мастерами, как барабанщики Кении Кларк и Макс Роач, пианист Телониус Монк, гитарист Чарли Крисчиен, сделал первые сольные записи, но, в остальном, его жизнь все ухудшалась. Тем не менее Паркер и Гиллеспи участвовали в двух весьма престижных концертах «Джаз в филармонии», которые оказали огромное влияние на развитие всего джаза.
Но то, что родилось во время клубных выступлений Паркера, перевернуло в джазе все ранее существовавшие понятия. Паркер, Гиллеспи и игравшие с ними музыканты создали принципиально новый стиль - бибоп, или просто боп, с которого и начинается отсчет всего современного джаза. Суть бопа заключалась в следующем: эту музыку, звучащую очень громко, выдержанную в невероятно быстром темпе, исполняли не оркестры, а малые группы, чаще всего квартеты и квинтеты. Музыканты начинали импровизировать без привычного ранее вступления, используя необычные аккорды и гармонии, что превращало до этого благозвучную, приятную на слух джазовую музыку в нечто совершенно невообразимое. Многие музыканты старшего поколения просто плевались, как только начинал звучать боп. Молодые же толпами ходили за Паркером по клубам, понимая, что они становятся свидетелями рождения новой, революционной музыки, которая ломала все ранее существовавшие представления о джазе.


Однако Паркер уже был законченным алкоголиком и наркоманом. Такие люди, как правило, отличаются неуравновешенной психикой. В 1947 году Паркер вернулся из Лос-Анджелеса в Нью-Йорк и возродил свой квинтет, с которым принялся выступать в клубах города. Но к этому времени он поссорился даже с Диззи Гиллеспи, поэтому пригласил в квинтет барабанщика Макса Роача и молодого трубача Майлса Дэйвиса. Этот год в творческом отношении стал удачным: было записано много музыки, но характер Паркера портился все более. Было такое впечатление, что он намеренно поставил себе целью обрубить все нити, связывавшие его с прежними друзьями. Однажды вечером в 1948 году Макс Роач и Майлс Дэйвис также ушли от Паркера, не выдержав его высокомерия и безответственности.
При всем при том странней факт, что в 1948 году по опросам журнала «Metronom» Паркер был назван самым популярным музыкантом... В те годы открылся джаз-клуб, который назвали «Birdland»,-разумеется, в честь Чарли Паркера. Ему удалось обновить квинтет, и этот ансамбль процветал, а музыканты получали неплохие гонорары. В начале 50-х годов Паркер совершил несколько гастрольных поездок по Европе и записался со струнной группой, после чего поклонники бопа стали обвинять его в измене новой музыке.

Паркер вошел в крутое «пике». Однажды во время выступления в «Бёрдленде» он вышел из себя и разогнал ансамбль. Тогда менеджер заявил, что он может не рассчитывать на дальнейшие выступления в клубе. На деле это означало для музыканта очередной психологический кризис: Паркер вновь запил.
9 марта 1955 года он оказался в номере баронессы Панноники де Кенигсвартер, восторженной поклонницы бопа. Паркер был болен, баронесса вызвала врача, но Чарли не дал себя госпитализировать.

Он умер 12 марта 1955 года во время просмотра какого-то шоу по телевизору. Причиной смерти стал острый приступ язвенной болезни. Когда врачи приехали осматривать его, Паркер выглядел настолько плохо, что в графе «возраст» доктор проставил цифры 53. На самом деле Паркеру не было и тридцати пяти...
Так ушел из жизни феноменально одаренный музыкант. По всеобщему признанию, Чарли Паркер был жертвой аномалии, которую медики называют «расстройством психики». Это своеобразный эгоизм, когда для человека существует только собственное «я», а окружающие рассматриваются им как приложения. Он третировал всех, высокомерно держал себя с владельцами клубов, поклонниками и, что самое ужасное, с работодателями. В итоге с ним общались только те, кто был согласен терпеть все его капризы.


Характерная черта его исполнительского мастерства - стремление насыщать мелодию акцентами, как правило, в самых неожиданных местах. Музыкальные темы, созданные Паркером («Ornithology», «Now Is The Time», «Moose The Mooche», «Scrapple From The Apple» и другие), представляли собой не совсем законченные мелодии, а скорее наброски, этакие мелодические импульсы, которые музыкант посылал в стремлении обнаружить единомышленников. Как показала практика, таких единомышленников у него обнаружилось поразительно много.

Чарли Паркера многие называют отцом современного джаза. Он часто был настолько же невыносим в личной жизни, насколько великолепен на сцене. Его привычка ставить себя выше других стала для него роковой: он так и не смог раскрыть до конца весь свой талант.

Неуживчивый характер Паркера, пренебрежительное отношение к партнерам и частое пребывание в клиниках сделали его карьеру очень трудной и неровной. Тем не менее, в современном джазе он всегда пользовался неизменным уважением.

(Charles (Charlie) Parker) родился 29 августа 1920 гoда в пригороде Канзас-Сити. Его отец, Чарльз Паркер-старший, был провинциальным певцом и танцором. Через восемь лет его семья перебралась в негритянское гетто в центре города. Там Паркер-старший хотел найти работу. Однако это ему не удалось, и через гoд Паркер-старший ушел из семьи.

Мать Чарли, Эдди Паркер, как могла, старалась скрасить его тяжелое детство. Одним из ее подарков сыну, определившим всю его судьбу, был старенький альт-саксофон, купленный за 45 долларов.

Паркер начал учиться играть самостоятельно, без учебников и преподавателей. Он занимался по 11-15 часов в день. Неуживчивым характером Чарли обладал уже с детства, поэтому он даже отказывался от помощи мастеров джаза, которую они ему предлагали.

В 15 лет Чарли оставил школу и стал заниматься музыкой профессионально. Он играл в различных джаз-бэндах, выступал в ночных клубах.

Тогда же Паркер получил свое прозвище «Yаrdbird» («Дoмaшняя птицa»), которое вскоре укоротилось до «Вird» («Птицa»). По одной из версий, Чарли получил его потому, что жареный цыпленок был его любимым блюдом. В дальнейшем это прозвище появлялось в названии таких его произведений, как «Yаrdbird Suitе» и «Вird Fеathers».

В 17 лет Паркер познакомился с наркотиками. Эта зависимость уже не отпускала его до конца жизни. Когда он пытался избавиться от нее, его тут же притягивал алкоголь.

В конце 1938 гoда Чарли принимают в оркестр пианиста Джея Мак-Шенна, в котором он выступал более трех лет. В 1940 гoду оркестр записал несколько пьес для радио. Эти записи стали первыми в музыкальной карьере Паркера. У Мак-Шенна он стал настоящим мастером, но чувствовал, что своего стиля ему здесь не найти.

В начале 1942 гoда Чарли покинул оркестр. Ему пришлось жить в нищенских условиях, но он продолжал играть свою собственную музыку в различных нью-йоркских клубах. И это привело его к успеху. Паркер нашел своих единомышленников. Ими оказались трубач Диззи Гиллеспи и пианист Телониус Монк.

В феврале и марте 1945 гoда вместе с Диззи Гиллеспи сделал целую серию записей, в которых прозвучал во всем блеске новый стиль - бибоп. Паркер стал королем этого стиля. Он был на вершине успеха, им восхищались и публика, и музыканты. Своеобразной «визитной карточкой» Паркера стала одна из его лучших композиций – «Koko». Она появилась в самом начале эпохи бопа, на одном из его выступлений в ноябре 1945 гoда.

Разумеется, Паркер обладал высочайшей техникой исполнения, но кроме этого в его игре было нечто, присущее ему одному. Он был способен путем интерпретации извлечь из своего инструмента почти неуловимые переливы звука, которые невозможно описать никакими нотными знаками. Темы Чарли Паркера, как правило, являлись лишь короткими эпизодами музыкальных произведений, но именно они делали эти композиции неповторимыми.

В конце 1945 гoда у Паркера случился первый нервный кризис. Вернуться на эстраду он смог только в начале 1947 гoда. Чарли собрал весь прежний состав своего оркестра и с успехом продолжил свои выступления. В сентябре 1947 гoда он дал триумфальный концерт в Карнеги-Холл. А в 1948 гoду в анкете журнала «Метроном» Чарли Паркер был назван музыкантом гoда.

Однако психическое расстройство уже оставило неизгладимый след на личности Паркера.

29/08/2010

Американский джазовый саксофонист и композитор Чарльз Кристофер Паркер (Charles Christopher Jr. Charlie Parker) родился 29 августа 1920 года в негритянском квартале Канзас-Сити. Отец его был водевильным артистом, мать медсестрой. Чарли учился в школе, где был большой оркестр, и его первые музыкальные впечатления связаны с игрой на духовом баритоне и кларнете. Постоянно слушая джаз, мальчик мечтал об альт саксофоне. Мать купила ему инструмент и с тех пор страсть к музыке не покидала его.

Он учился музыке самостоятельно. Вечерами слушал игру городских музыкантов, а днями учился сам. В 14 лет Чарли бросил школу и все свое время посвятил освоению саксофона. Играл с местными группами, пытался попасть в оркестр Каунта Бэйси, однако его затейливые импровизации не были поняты музыкантами оркестра. Он перебрал целый ряд составов, побывал в Чикаго и Нью-Йорке.

В конце 1938 года, вернувшись в Канзас-Сити, Чарли Паркер поступил в оркестр пианиста Джея Макшенна. С этим составом он играл более трех лет, и первые известные его записи были сделаны также с этим оркестром.

В начале карьеры у Паркера него было прозвище"Ярдберд" (Yardbird), которое затем сократилось до Bird (англ. "птица"). Этот прозвище часто использовалось в названии его произведений (Yardbird Suite и Bird Feathers).

Позже в честь Паркера был назван нью йоркский клуб Birdland (Страна птиц).

В начале 1942 года он ушел из оркестра Джея Макшенна и, ведя полуголодное, нищенское существование, продолжал играть свою музыку в разных нью йоркских клубах. В основном Паркер работал в клубе Uptown House Кларка Монро.

В ту пору среди джазменов были популярны так называемые after hours - игры после работы, которые потом стали называться джем-сейшены. На каждый джем собиралась своя компания музыкантов. Паркер постоянно появлялся на джем-сейшнз в клубе Минтона (Mintons Playhouse), приобретя репутацию одного из самых сильных инструменталистов. На джемах в гарлемских клубах, прежде всего в клубе Генри Минтона, по легенде, Паркер создал свой стиль новой музыки, которую стали называть то бибоп, то рибопом, то бопом (термин "бибоп" скорее всего звукоподражательный).

В 1943 году, когда освободилось место тенор-саксофониста, Паркер перешел в оркестр Эрла Хайнза. В 1944 году он играл на альт-саксофоне в квинтете бывшего вокалиста Хайнса Билли Экстайна, собравшего всех будущих звезд бибопа - Гиллеспи, Наварро, Ститта, Эммонса, Гордона, Деймрона, Art Blakey.

В феврале-марте 1945 года Чарли Паркер и Диззи Гиллепси записали серию пластинок, во всем блеске представивших новый стиль. Очередные, не менее значимые записи, появились в ноябре в Калифорнии у Росса Рассела на фирме Dial.

В 1945 году Паркер собрал собственный квинтет. К концу года он стал выступать в одном из клубов на 52 улице, которая становится улицей боперов, Боп Стрит. Возвратившаяся с войны молодежь с восторгом приняла бибоп и Паркера.

В 1946 году он уехал на Западное побережье с антрепризой Нормана Грэнца Jazz At The Philharmonic и играл в ансамбле Хауарда МакГи. Огромный успех принесли записи квинтета с Майлзом Дэвисом, Дюком Джорданом, Томми Поттером и Максом Роучем (1947), записи со струнной группой (1950) и оригинальные композиции (Billies Bounce, Nows The Time, K.C.Blues, Confirmation, Ornithology, Scrapple From The Apple, Donna Lee, Ko Ko).

Карьера Паркера была неровной, он обладал неуживчивым характером, часто подводил партнеров и много времени проводил в клиниках. Зависимость от наркотиков становилась все сильнее, а попытки избавиться от нее бросали Паркера в объятия алкоголя. В 1946 году в Лос-Анджелесе Паркер "сорвался" и попал в больницу Камарилло, после выхода из которой музыканты собирали ему деньги на одежду и инструмент.

К активной деятельности он вернулся лишь в начале 1947 года. В сентябре 1947 года Паркер триумфально выступил в Карнеги-Холл. В 1948 году Берд был назван музыкантом года в анкете журнала "Метроном".

В 1949 году Паркер выступил на первом международном джаз фестивале в Париже и возвратился в Нью-Йорк, чтобы открыть клуб Birdland.

На следующий год он гастролировал в Скандинавии, Париже, Лондоне, состоялся его концерт в Масси-Холле в Торонто. Затем была череда клубных выступлений, запоев, записей, скандалов и попыток самоубийства.

В 1954 году Берд получил тяжелый удар - умерла его двухлетняя дочь При. Все попытки Паркера вернуть психологическое равновесие оказались тщетными. Серия его выступлений в нью-йоркском клубе, названном в его честь Birdland, закончилась скандалом: в очередном приступе ярости Паркер разогнал всех музыкантов и прервал выступление. Хозяева клуба отказались иметь с ним дело. В аналогичных отношениях с ним оказались и многие другие концертные площадки.

12 марта 1955 года Чарли Паркер скончался. Смерть застигла его в Нью-Йорке в доме его богатой поклонницы баронессы де Кенигсвартер, когда он сидел у телевизора и смотрел шоу оркестра братьев Дорси. Причиной смерти врачи назвали цирроз печени и язву желудка.

Музыкальным миром альт-саксофонист Чарли Паркер признан одной из главнейших фигур в джазе ХХ века. Он был виртуозом, величайшим джазовым новатором, одним из родоначальников бибопа.

Клинт Иствуд снял о нем кинофильм "Птица" (1988), а Хулио Кортасар сделал его героем повести "Преследователь". В 2006 году в издательстве Скифия вышла книга Роберта Джорджа Рейзнера "Пташка. Легенда о Чарли Паркере".

Включайся в дискуссию
Читайте также
Йошта рецепты Ягоды йошты что можно приготовить на зиму
Каково значение кровеносной системы
Разделка говядины: что выбрать и как готовить?