Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Азбука рационального мышления. Евангелие от Альберта Эллиса

Альберт Эллис (Albert Ellis, 27 сентября 1913, Питтсбург — 24 июля 2007, Нью-Йорк) — американский психолог и когнитивный терапевт.

Альберт Эллис рос старшим ребёнком в еврейской семье в Питтсбурге (штат Пенсильвания), куда его родители эмигрировали из России в 1910 году. Родители перебрались в Нью-Йорк и развелись когда мальчику было 12 лет. Вся дальнейшая жизнь Эллиса связана с этим городом. Он окончил городской университет (бакалавриат в сфере бизнеса) и по окончании некоторое время пробовал заниматься бизнесом и литературным трудом, но вскоре заинтересовался психологией. В конце 30х гг. он поступает на отделение клинической психологии Колумбийского Университета (степень магистра в 1943 г.), защищает диссертацию (Ph.D., 1946) и получает дополнительную психоаналитическую подготовку в институте Карен Хорни. Эллис испытал значительное влияние Карен Хорни, а также Альфреда Адлера, Эриха Фромма и Гарри Салливана, но к середине 1950-х разочаровался в психоанализе и занялся разработкой собственного подхода. В 1955 г. этот подход получил название рациональной терапии.

Автор рационально-эмоциональной поведенческой терапии (rational emotive behavior therapy), подхода в психотерапии, рассматривающего негативные эмоции и дисфункциональные поведенческие реакции как появляющиеся не вследствие опыта самого по себе, а вследствие интерпретации этого опыта, то есть как результат неверных когнитивных установок — иррациональных верований (англ. «irrational beliefs» — см. Модель ABC (психотерапия)). Также был известен как сексолог и один из идеологов сексуальной революции.

Эллис основал и до недавнего времени возглавлял Институт Альберта Эллиса в Нью-Йорке, до тех пор пока совет организации не снял его с занимаемой должности. Альберт Эллис несмотря на полную глухоту продолжал активную работу независимо. 30 января 2006 нью-йоркский суд принял решение о незаконности смещения его с должности.

Книги (4)

Гуманистическая психотерапия. Рационально-эмоциональный подход

Книга знакомит читателя с одним из наиболее популярных в наше время направлений психотерапии - рационально-эмоциональной терапией (РЭТ). Ее основатель, Альберт Эллис, считает, что все люди склонны к построению нелогичных, иррациональных мыслительных комбинаций, которые в рамках РЭТ называются «мистическим мышлением». Эллис утверждает, что фактически все проблемы человека - это результат мистического мышления, подчинения многочисленным «следует», «нужно» и «должен». Безусловно, человеку приходится сталкиваться с реальными проблемами, но ужас и непомерная тяжесть сопровождающих их переживаний - это вымышленные, иллюзорные демоны.

РЭТ утверждает, что человек может контролировать и влиять на свои эмоциональные реакции, чувства и поведение. Поскольку он сам невольно заставляет себя страдать, он также может заставить себя прекратить испытывать страдания.

Не давите мне на психику!

«Что предпринять, чтобы не выходить из себя?» — часто задают вопрос психологам. Не обращать внимания? Уметь вовремя расслабиться? Произнести формулы самовнушения? Пошутить?

Конечно, все это заслуживает серьезного внимания, считают авторы книги. Но главное — надо изучить ситуации, когда наши нервы «натягиваются, как струна», суметь распознать признаки приближения «эмоционального смерча» и затем увернуться от его разрушающей силы, а если вас все-таки застал шквал, «треплющий нервы», — тогда книга предоставит к вашим услугам богатый арсенал словесных приемов, ставящих все и всех на свое место.

Практика рационально-эмоциональной поведенческой терапии

Книга начинается с рассмотрения общей терапевтической модели рационально-эмоциональной поведенческой терапии, после чего описываются различные ее терапевтические модальности, включая индивидуальную, супружескую, семейную и сексуальную терапию.

Книга изобилует реальными примерами из практики, иллюстрирующими применение РЭПТ в различных условиях, и предназначена для клинических психологов и консультантов, а также для всех, кто по роду своей деятельности помогает людям и интересуется терапией.

Психотренинг по методу Альберта Эллиса

Основная мысль "Психотренинга..." - не поддаваться искушению стать несчастным. Эта простая мысль подкрепляется четкой программой действий, что следует предпринять в той или иной ситуации.

Комментарии читателей

Дмитрий Кью / 15.05.2019 Полезные книги. Пригодятся всякому. Ясно, понятно и без мумбо-юмбо.

Марина Арт / 22.08.2018 Благодарю, Ребята! ОООчень помогли! Успехов в вашем деле!!!

Алекси / 9.03.2018 Благодарю полезно и занимательно. Нет ли его книг в ауди варианте?

Тимур / 21.10.2017 Несколько лет плавал в поисках литературы и психотерапевтах. За 2 месяца значительно изменил своё мышление по книгам Эллиса и негативные эмоции значительно снизились. Спасибо за сие)

Альберт / 23.06.2017 реально работающий подход,поменял философию жизни...просто,понятно никакой психологической,магии,

Алексей / 12.01.2017 Просто впечатляет! прибывал в жесткой депрессии, но после нескольких дней работы, почувствовал себя гораздо лучше а потом и вовсе вышел из нее, без всяких психологов и таблеток, но только нужно учесть что просто прочитать и понять мало, нужно постоянно работать и оспаривать свои иррациональные мысли, но это действительно работает!

atalia / 11.07.2016 Спасибо! Очень интересно!

Татьяна / 19.02.2016 Хотелось бы прочесть. ...но моя"читалка" не поддерживает формат ((((..скажите, пожалуйста, есть ли другие варианты, ориентираванные на андроид!
Заранее спасибо!

Мария / 24.11.2015 ребята из koob, спасибо Вам огромное за такую возможность бесплатно прочитать книги этого великого психотерапевта. БЛАГОДАРЮ ОТ ВСЕЙ ДУШИ! вы мне очень помогли

ольга / 18.07.2015 супер 1 книга интереснаядля меня

Александр Воскресший / 16.02.2015 Сильная вещь!

Любовь! / 8.06.2014 Благодарю за возможность прочесть замечательные книги!!!

Алексей / 21.11.2013 Очень хороший психотерапевт, случайно на него наткнулся вот работаю с иррационаьными мыслями. Результат поражает) Всем советую особенно при панических расстройствах.

Davit / 27.10.2013 Эллис А., Конвей Р. Кого хочет женщина? Практическое пособие по эротическому соблазнению. - М.: Центрполиграф, 2004. прошу у кого есть эта книга

Рационально-эмоциональная (рационально-эмотивная) терапия (РЭТ) была создана Альбертом Эллисом в 1955 году. Первоначальный ее вариант назывался «рациональной терапией», но в 1961 году она была переименована в РЭТ, поскольку этот термин лучше отражает сущность данного направления. В 1993 году Эллис стал использовать новое название своего метода - рационалыю-эмоционально-поведенческая терапия (РЭПТ). Термин «поведенческая» был введен для того, чтобы показать то большое значение, которое это направление придает работе с актуальным поведением клиента.

В соответствии с теорией рационально-эмоциональной терапии люди наиболее счастливы тогда, когда они ставят перед собой важные жизненные цели и задачи и активно стараются их осуществить. Однако при постановке и достижении этих целей и задач человек должен иметь в виду тот факт, что он живет в обществе: отстаивая собственные интересы, необходимо учитывать и интересы окружающих людей. Эта позиция противопоставляется философии эгоизма, когда желания других не уважаются ине берутся в расчет. Поскольку люди склонны руководствоваться целями, рациональное в РЭТ означает то, что помогает людям в достижении их основных целей и задач, тогда как иррациональное - это то, что препятствует их осуществлению. Таким образом, рациональность не является абсолютным понятием, она относительна по самой своей сути (Эллис А., Драйден У, 2002).

РЭТ рациональна и научна, но использует рациональность и науку для того, чтобы помогать людям жить и быть счастливыми. Она гедонистична, но приветствует не сиюминутный, а долгосрочный гедонизм, когда люди могут получить удовольствие от настоящего момента и от будущего и могут прийти к этому на максимуме свободы и дисциплины. Она предполагает, что ничего сверхчеловеческого, скорее всего, не существует, и считает, что набожная вера в сверхчеловеческие силы обычно приводит к зависимости и росту эмоциональной стабильности. Она также утверждает, что нет людей «низшего сорта» или достойных проклятия, каким бы неприемлемым и антисоциальным ни было их поведение. Особое значение она придает воле и выбору во всех человеческих делах, принимая при этом вероятность того, что некоторые поступки людей частично определяются биологическими, социальными и другими силами.

А. А. Александров выделяет категории пациентов, кому может быть показана рационально-эмоциональная терапия:

1) пациенты с плохой приспособляемостью, умеренной тревожностью, а также с супружескими проблемами;

2) пациенты с сексуальными нарушениями;

3) больные неврозами;

4) индивиды с расстройствами характера;

5) прогульщики школы, дети-правонарушители и взрослые преступники;

6) пациенты с синдромом пограничного расстройства личности;

7) психотические пациенты, включая больных с галлюцинациями, когда они в контакте с реальностью;

8) индивиды с легкими формами умственной отсталости;

9) пациенты с психосоматическими проблемами.

Понятно, что РЭТ не оказывает прямого воздействия на соматическую или неврологическую симптоматику, имеющуюся у больного, однако она помогает пациенту изменить отношение и преодолеть невротические реакции на болезнь, усиливает его тенденции бороться с заболеванием (Федоров А. П., 2002). Как отмечает Б. Д. Карвасарский, рационально-эмоциональная терапия показана прежде всего пациентам, способным к интроспекции, анализу своих мыслей. Она предполагает активное участие пациента на всех этапах психотерапии, установление с ним отношений, близких к партнерским, чему помогает совместное обсуждение возможных целей психотерапии, проблем, которые хотел бы разрешить пациент (обычно это симптомы соматического плана или хронического эмоционального дискомфорта).

Начало работы включает информирование пациента о философии рационально-эмоциональной терапии, утверждающей, что эмоциональные проблемы вызывают не сами события, а их оценка.

Эллис выдвигает ряд критериев психологического здоровья.

1. Соблюдение собственных интересов. Разумные и эмоционально здоровые люди обычно в первую очередь соблюдают личные интересы и ставят их хотя бы немного выше интересов других людей. Они жертвуют собой до определенной степени ради тех, кто им дорог, но никогда полностью не уходят в это.

2. Социальный интерес. Социальный интерес рационален и, как правило, является интересом личным, потому что большинство людей, выбрав жизнь и времяпрепровождение в социальных группах или обществе, вынуждены чтить мораль, уважать права других и содействовать социальному выживанию, иначе вряд ли им удастся создать мир, в котором они сами могли бы жить комфортно и счастливо.

3. Самоуправление. Здоровые люди обычно склонны принимать ответственность за свою жизнь и в то же время предпочитают кооперироваться с другими. Они не нуждаются ни в какой существенной помощи и поддержке и не требуют ее от других, хотя им ЭТО может нравиться.

4. Высокая толерантность к фрустрации. Рациональные люди дают себе и другим право ошибаться. Даже если им очень не нравится собственное поведение или поведение других людей, они не склонны осуждать непосредственно себя и других, а судят только неприемлемые и нетерпимые поступки. Люди, которые не страдают от обессиливающих эмоциональных дистрессов, поступают, как Св. Франциск и Рейнольд Нибур: исправляют те нежелательные условия, которые они могут изменить, принимают то, что они изменить не могут, и имеют мудрость отличить одно от другого.

5. Гибкость. Здоровые и зрелые люди обладают гибким мышлением, готовы изменяться, не фанатичны и плюралистичны в своих взглядах на других людей. Они не устанавливают жестких и неизменных правил ни для себя, ни для других.

6. Принятие неопределенности. Здоровые мужчины и женщины склонны признавать и принимать идею о том, что мы живем в мире вероятностей и случайности, где не существует и, возможно, никогда не будет существовать абсолютной определенности. Эти люди осознают, что жизнь в таком вероятностном и неопределенном мире зачаровывает и возбуждает, но она, безусловно, не ужасна. Им достаточно сильно нравится порядок, но они не требуют точного знания о том, что принесет им будущее и что с ними случится.

7. Преданность творческим занятиям. Большинство людей чувствуют себя более здоровыми и счастливыми, когда они полностью поглощены чем-то внешним по отношению к себе и имеют, по крайней мере, один сильный творческий интерес или занятие, которое считают настолько важным, что организуют вокруг него значительную часть своей жизни.

8. Научное мышление. У менее тревожных индивидов мышление объективнее, реалистичнее и научнее, чем у более тревожных. Они могут глубоко чувствовать и действовать в соответствии с чувствами, но в состоянии регулировать свои эмоции и действия, рефлексируя их и оценивая их последствия в зависимости от степени, в какой те способствуют достижению краткосрочных и долговременных целей.

9. Принятие себя. Здоровые люди обычно рады тому, что они живы, и принимают себя уже только потому, что живут и могут этим наслаждаться. Они не оценивают свою внутреннюю значимость по внешним достижениям или по тому, что думают о них другие. Они искренне выбирают безусловное самопринятие и стараются не оценивать себя - ни своей тотальности, ни своего бытия. Они стремятся наслаждаться, а не самоутверждаться.

10. Рискованность. Эмоционально здоровые люди склонны брать на себя риск и пытаются делать то, чтоони хотят, даже если велика вероятность неудачи. Они смелы, но не безрассудны.

11. Отсроченный гедонизм. Хорошо приспособленные люди обычно стремятся и к наслаждениям настоящего момента, и к тем радостям жизни, что обещает будущее; они редко закрывают глаза на грядущие потери ради сиюминутных приобретений. Они гедонистичны, то есть стремятся к счастью, и избегают боли, но допускают, что им еще предстоит пожить какое-то время и что поэтому надо думать не только о сегодняшнем, но и о завтрашнем дне и не позволять минутным удовольствиям овладеть собой.

12. Антиутопизм. Здоровые люди принимают как факт то, что утопия недостижима и что им никогда не удастся получить все желаемое или избавиться от всего, что причиняет боль. Они не пытаются бороться за нереальные тотальное счастье, совершенство и радость или полностью избавиться от тревоги, депрессии, самобичевания и жестокости.

13. Ответственность за свои эмоциональные расстройства. Здоровые индивиды принимают значительную часть ответственности за свои эмоциональные проблемы на себя, а не обвиняют, защищаясь, других или социальные условия в собственных саморазрушительных мыслях, чувствах и действиях (Эллис А., Драйден У, 2002).

ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ПСИХОТЕРАПЕВТА С КЛИЕНТОМ

Рационально-эмоциональная терапия направлена нарешение проблем. Как отмечает А. А. Александров, пациенты занимают диктаторскую, догматическую, абсолютистскую позицию: они требуют, они настаивают, они диктуют. Эмоциональное расстройство появляется тогда, когда индивиды имеют твердое убеждение в том, что их желания должны быть удовлетворены. Их требования, их диктат сводятся к тому, что они должны добиться успеха; другие люди должны одобрять их. Они настаивают на том, чтобы другие относились к ним справедливо. Они диктуют, каким должен быть мир, и требуют, чтобы он был более приемлемым.

В процессе изложения жалоб терапевт предлагает клиенту выбрать, какую проблему необходимо решить в первую очередь. РЭТ является активно-директивной терапией. Активно-директивный стиль выражается в том, что терапевт проводит клиента по четко структурированным этапам терапии, энергично пресекает уходы в сторону, предлагает методы и варианты решений, не боясь демонстрировать способ освоения отдельных методов и приемов. Клиент изначально направляется к стратегической цели - принятию новой, рациональной, философии, замене иррациональных установок на рациональные в проблемной сфере.

В самом начале терапии клиенту можно дать, например, следующие инструкции: «Терапия, которую мы начинаем, направлена на то, чтобы обучить вас управлять своими эмоциями и избавиться от отрицательных переживаний. На первых этапах работы вам будет предоставлена возможность понять способы, с помощью которых вы сами создавали свои негативные чувства. Вы сможете также изменить эти способы и тем самым испытывать другие, позитивные эмоции. Все это потребует от вас активности в работе как здесь, в кабинете, так и дома, поскольку терапия предполагает выполнение домашних заданий, прослушивание аудиозаписей, чтение специальной литературы. Я не могу быть магом и волшебником, по мановению ока избавляющим вас от болезни и проблем. Я могу быть гидом, который поможет вам пройти дорогу к желаемой цели» (Федоров А. П., 2002).

Рационально-эмоциональная терапия невозможна без самораскрытия пациента, поэтому терапевт должен создавать условия, способствующие этому процессу. Он отслеживает и отдает себе отчет, с чем связаны трудности самораскрытия: со страхами обнародования фактов, с недостаточным опытом самораскрытия, с ригидным стереотипом поведения, за которым может скрываться иррациональная установка типа: «Мужчина должен сам решать свои проблемы». В таких случаях психотерапевту надлежит раз объяснить сущность рационально-эмоциональной терапии, требующей искренности, открытости в обсуждении актуальных болезненных и избегаемых тем.

Без установления полноценного контакта врача с пациентом использованные методы могут не дать нужного эффекта, тогда терапия будет направлена на неактуальные для пациента цели. Учет темпа продвижения, поддержка и помощь клиенту, оказываемые и путем словесных вмешательств, и на невербальном уровне, - все это может содействовать самораскрытию клиента.

В то же время рационально-эмотивная терапия не придает эмпатической поддержке такого большого значения, как, например, это делает клиент-центрироваyная терапия Роджерса. Согласно РЭТ, надо, безусловно, принимать пациентов, но при этом следует критиковать их, указывать на недостатки в их поведении. Теплота и поддержка часто помогают пациентам жить более счастливо с нереалистическими понятиями. Эллис считает эффективной активно-директивную, когнитивно-эмоциональноповеденческую «атаку» па самопоражающие долженствования и приказания пациентов. Сущностью эффективной психотерапии, согласно РЭТ, является сочетание полной терпимости к пациенту (безусловное принятие клиента) с борьбой против его самопоражающих идей, черт и поступков.

Приступая к работе над системой убеждений пациента, терапевт прежде всего стремится к выявлению его иррациональных установок. Как мы уже знаем, наличие иррациональных установок означает существование жесткой связи между дескриптивной и оценочной когнициями - связи, предполагающей одновариантное развитие событий. Поэтому выявлению жестких эмоционально-когнитивных схем помогает употребление пациентами таких слов, как «надо», «должен», «необходимо» («тирания долженствования»). Именно они являются объектом «терапевтических атак». Часто терапевт «подводит» пациента в беседе к использованию этих слов, высказывает гипотетические предложения, их содержащие, для того, чтобы заставить пациента признать их власть над собой (Александров А. А., 1997).

После выявления иррациональных установок терапевт приступает к реконструкции системы убеждений; воздействие при этом осуществляется на трех уровнях: когнитивном, эмоциональном и поведенческом.

Воздействие на когнитивном уровне. Рационально-эмоциональная терапия пытается показать пациентам, что им лучше отказаться от перфекционизма, если они хотят прожить более счастливую и менее тревожную жизнь. Она учит их осознавать свои «надо», «следует», «должен»; отделять рациональные убеждения от иррациональных (абсолютистских); применять логико-эмпирический метод науки к себе и своим проблемам; принимать действительность, какой бы жестокой и суровой они ни была. РЭТ помогает пациентам оттачивать когнитивные процессы. Она является объяснительной и дидактической.

Рационально-эмоциональная терапия применяет сократовский тип диалога между пациентом и терапевтом. Используется когнитивный диспут. Этот прием включает доказательство справедливости иррациональной установки пациента. Задача психотерапевта состоит в прояснении смысла и демонстрации ее логической несостоятельности. В процессе такого спора может выявляться вторичный выигрыш, который дает сохранение иррациональной установки. РЭТ поощряет к дискуссии, к объяснению и выявлению причин неэффективного мышления, учит семантической точности. Например, если пациента отвергают, это не значит, что его всегда будут отвергать; если пациент терпит неудачу, это не значит, что он не может добиться успеха (Александров А. А., 1997).

Воздействие на эмоциональном уровне. Терапевтом используются различные способы драматизации предпочтений и долженствований, чтобы пациенты могли четко различать эти два феномена - «было бы лучше» и «должно», для чего существует ролевая игра, которая демонстрирует пациентам, какие ложные идеи руководят ими и как это влияет на их отношения с другими людьми. Терапевт может применять моделирование, чтобы показать пациентам, как принимать различные идеи. Используя юмор, терапевт доводит до абсурда иррациональные мысли и через безусловное принятие показывает, что пациенты принимают их, несмотря на наличие негативных черт, что дает клиентам импульс для принятия себя. Терапевт использует эмоционально насыщенное разубеждение, приводящее пациентов к отказу от некоторых абсурдных идей и замене их на более разумные понятия.

Терапевт поощряет поведение, связанное с риском:

а) предлагает пациентам психотерапевтической группы сказать откровенно одному из ее участников, что они о нем думают. В результате пациенты убеждаются в том, что это на самом деле не так рискованно;

б) побуждает пациентов к самораскрытию, предлагая, например, рассказать об отклонениях в их сексуальной жизни. Этот опыт убеждает их в том, что другие могут принимать их, несмотря на недостатки;

в) предлагает пациентам соприкоснуться со своими «постыдными» чувствами, например с враждебностью, что дает им возможность раскрыть мысли, предшествующие этим чувствам.

Терапевт может также использовать техники, приносящие чувственное удовольствие, такие как объятия с другими членами группы. Это делается не для получения сиюминутного удовольствия, а для того, чтобы показать пациентам, что они способны совершать приятные действия, на которые никогда бы прежде не решились, ради чистого удовольствия, не испытывая при этом чувства вины, даже если другие не одобряют их за это (Александров А. А.,1997).

Воздействие на поведенческом уровне. Поведенческие методы, отмечает А. А. Александров, применяются в рационально-эмоциональной терапии не только для устранения симптомов, но и для изменения когниций пациентов. Так, склонность пациентов к перфекционизму может быть уменьшена выполнением следующих заданий терапевта:

а) пойти на риск, например, попытаться назначить свидание человеку противоположного пола;

б) намеренно провалиться при решении какой-либо задачи, например, нарочно плохо выступить перед публикой;

в) воображать себя в ситуациях неудачи;

г) с энтузиазмом браться за деятельность, которую пациент считает особенно опасной.

Отказа от требований пациентов, чтобы другие обращались с ними справедливо и чтобы миром правили добро и справедливость, можно добиться, предлагая им следующие задания:

а) какое-то время пребывать в плохих обстоятельствах и учиться принимать их;

б) выполнять трудные задачи (например, поступление в институт или на престижную работу);

в) воображать себя в ситуации лишения чего-либо и при этом не чувствовать себя расстроенным;

г) позволить себе какую-нибудь приятную деятельность(пойти в кино, встретиться с друзьями) только после выполнения неприятной, но необходимой задачи (урок французского или завершение отчета для своего шефа) и т. д.

РЭТ часто использует оперантное обусловливание для отвыкания от дурных привычек (курение, переедание) или изменения иррационального мышления (например, осуждение себя за курение или переедание) (Александров А. А.,1997).

Другие поведенческие методы, применяемые в РЭТ,включают:

1) упражнение "Оставайся там", которое предоставляет клиенту возможность вынести хронический дискомфорт, обусловленный нахождением в неприятной ситуации в течение длительного времени;

2) упражнения, в которых клиента побуждают к тому, чтобы он заставлял себя приступать к делам сразу, не откладывая на потом, в то же время претерпевая дискомфорт от борьбы с привычкой откладывать все на завтра;

3) использование наград и наказаний, чтобы побудить клиента взяться за неприятное задание, преследуя свои отсроченные цели (суровые наказания особенно выручают в случае сильно сопротивляющихся клиентов);

4) время от времени клиента побуждают вести себя так,как будто он уже мыслит рационально, чтобы он мог на собственном опыте понять, что изменения возможны (Эллис А., Драйден У, 2002).

В самом общем виде для того, чтобы добиться изменения мировоззрения, Эллис рекомендует клиентам следующее.

1. Осознать, что они сами в значительной степени создают собственные психологические проблемы и, несмотря на то, что условия окружающей среды могут играть в их проблемах существенную роль, в процессе изменения их обычно учитывают во вторую очередь.

2. Полностью признать то, что они способны сами основательно справиться с собственными затруднениями.

3. Понять, что эмоциональные расстройства обусловлены в основном иррациональными, абсолютистскими и догматичными взглядами.

4. Определить свои иррациональные убеждения и провести различия между ними и их рациональной альтернативой.

5. Оспаривать эти иррациональные убеждения, используя реалистические, логические и эвристические методы, а также посредством чувствования и действия вопреки им.

6. Работать над интерналнзацией новых, эффективных взглядов, задействуя множество когнитивных, эмоциональных и поведенческих методов изменений.

7. Продолжать процесс изменения иррациональных убеждений и использования мультимодальных методов в течение всей своей жизни.

ТЕХНИКИ, КОТОРЫХ В РАЦИОНАЛЬЮ-ЭМОТИВНОЙ ТЕРАПИИ ИЗБЕГАЮТ

Итак, РЭТ является мультимодальной формой терапии, которая приветствует использование техник когнитивной, эмоциональной и поведенческой модальностей. Однако в связи с тем, что выбор терапевтических техник обусловлен теорией, то в практике некоторые техники не используются или используются крайне редко. Среди них следует выделить такие (Эллис А., Драйден У, 2002):

1. Техники, которые делают клиентов более зависимыми (например, излишняя теплота терапевта как сильное подкрепление, создание и анализ невроза замещения).

2. Техники, которые делают людей более легковерными и внушаемыми (например, восприятие мира через розовые очки).

3. Техники многоречивые и малоэффективные (например, психоаналитические методы вообще и свободные ассоциации в частности, побуждающие клиента давать пространные описания активирующего опыта, или «А»).

4. Методы, в короткие сроки помогающие клиенту почувствовать себя лучше, но не гарантирующие стабильного улучшения (например, отдельные эмпирические техники, в которых происходит полное выражение чувств в драматической, катартической и абреактивной манере, -это часть методов и основных техник гештальт-терапии,опасные тем, что они могут подтолкнуть людей к применению на практике философии, лежащей в основе таких эмоций, как гнев).

5. Техники, которые отвлекают клиентов от работы над своим дисфункциональным мировоззрением (например, релаксация, йога и другие методы когнитивного отвлечения). Они могут, однако, применяться вместе с когнитивным оспариванием для того, чтобы дать дорогу сдвигам в философии.

6. Методы, которые могут случайно подкрепить философию низкой толерантности к фрустрации (например, постепенная десенсибилизация).

7. Техники, в которых присутствует антинаучная философия (например, лечение внушением и мистицизм).

8. Техники, которые пытаются изменить активирующее событие (Л) прежде, чем продемонстрировать клиенту, как можно изменить свои иррациональные взгляды (В) (например, отдельные техники семейной терапии).

9. Техники, не имеющие достаточной эмпирической поддержки (например, НЛП, недирективная терапия, ребефинг).

Пример. Использование логического аргумента.

Тут Эллис оспаривает иррациональную убежденность клиента в том, что если он относится к своему другу очень хорошо и справедливо, то друг просто обязан относиться к нему так же. Эллис использует в основном логические аргументы.

Эллис. Предположим, вы точно описываете ситуацию со своим другом - он обходится с вами гнусно и подло после того, как вы все время поступали хорошо по отношению к нему. Почему из того, что вы ведете себя хорошо по отношению к нему, следует, что он должен отвечать вам добром?

Клиент. Потому что было бы непорядочно с его стороны, если бы он поступал по-другому!

Эллис. Да, мы согласимся с этим. Он и правда непорядочный, а вы порядочный. Можете ли вы так перескакивать: «Раз я порядочен по отношению к нему, он должен быть порядочен по отношению ко мне»?

Клиент. Но он неправ, если поступает непорядочно, когда я - порядочно.

(В этот момент Эллис и его клиент преследуют противоположные цели. Эллис продолжает спрашивать клиента, почему его друг должен быть порядочным по отно шению к нему, а клиент продолжает отвечать, что его друг не прав и непорядочен, о чем Эллис не спрашивает.)

Эллис. Согласен. Но из того, что вы порядочны и предположительно честны, и из того, что он пользуется вашей порядочностью, следует ли все-таки, что он должен быть честным и вести себя с вами порядочно?

Клиент. Логически следует.

Эллис. Правда? Для меня это выглядит как полный абсурд.

Клиент. Как это?

(Для Эллиса типично изменять акцент. Он утверждает, что убеждение клиента нелогично, и ждет, пока тот спросит почему, прежде чем распространяться на эту тему, он хочет заставить клиента поинтересоваться: «Почему вы так говорите?»)

Эллис. Хорошо, логично и последовательно то, что было бы предпочтительнее, если бы он поступал с вами порядочно, когда вы делаете ему добро. Но не делаете ли вы нелогичный - или «магический» - скачок: «Поскольку было бы предпочтительнее, если бы он вел себя со мной порядочно, то он абсолютно обязан так поступать»? Какой вселенский «логический» закон приводит к вашему: «Он абсолютно обязан так поступать»?

Клиент. Наверное, никакой.

Эллис. В логике мы получаем необходимые заключения, например: «Если все мужчины люди и Джон является мужчиной, то он должен быть человеком». Ваша «логика» говорит: «Люди, с которыми поступают порядочно, часто поступают порядочно но отношению к другим; я поступаю порядочно по отношению к другим; я поступаю порядочно по отношению к моему другу, поэтому абсолютно необходимо, чтобы он вел себя так же по отношению ко мне».

Это логичное умозаключение?

(Вот еще одна типичная стратегия Эллиса. Он начинает с замечаний в поучительной манере. Как и в данном случае, это замечание иллюстрирует рациональную идею (здесь - логичную идею). Затем он противопоставляет ей иррациональную идею клиента (здесь - нелогичную идею), но не говорит клиенту, что его идея нелогична, а побуждает его самого подумать, спрашивая: «Это логичное умозаключение?» Данный отрывок стоит изучить детально, потому что он очень типичен для проведения Эллисом эффективного дискутирования.)

Клиент. Думаю, нет.

Эллис. Более того, вы, кажется, утверждаете, что, так как ваш друг поступил с вами непорядочно, когда вы делали ему только добро, его действия делают его низким человеком. Логичное ли это рассуждение?

(Эллис извлекает принижение другого из «должен» и «обязан» своего клиента.)

Клиент. Почему нет?

(Как вы увидите, Эллис сразу же отвечает на вопроклиента. Можно было бы побудить клиента попытаться самому ответить на свой вопрос, прежде чем переходить на дидактическую ноту.)

Эллис. Оно нелогично, потому что вы излишне обобщаете. Вы перескакиваете с его низких поступков - или даже с одной из его черт - на оценку его сущности, его тотальности как «низкой». Почему подобное сверхобобщение следует из нескольких его поступков?

(Здесь Эллис констатирует логическую ошибку, которую допускает клиент, показывая ему, как эта ошибка представлена в его убеждении насчет друга, и наконец спрашивает его о логичности этого убеждения.)

Клиент. Теперь я вижу, что никак не следует.

Эллис. Так какой же вывод можно сделать вместо этого?

(Здесь Эллис побуждает клиента быть активным в своих рассуждениях.)

Клиент. Ну, я мог бы подумать, что он - это не его основные поступки. Он человек, который часто, но не всегда ведет себя непорядочно.

В 1982 году был признан вторым по влиятельности психотерапевтом мира, после Карла Роджерса (третьим назван Зигмунд Фрейд); в 1993 году - первым (Эллис, Роджерс , Бек) . Заслуженно делит с А.Беком лавры пионеров когнитивного подхода .

Энциклопедичный YouTube

    1 / 1

    ✪ пример РЭПТ от основателя Альберта Эллиса (русские субтитры)

Субтитры

АЭ: Здравствуйте, Глория! Я - доктор Эллис...проходите...садитесь. Г: Рада Вас видеть, доктор Эллис! АЭ: И так...вы хотели рассказать мне об отце или о чём-то другом? Г: Да...я хотела бы поговорить с вами...в большей степени... о своём одиночестве... о том... как встретить мужчину... У меня одна мысль...возможно я опровергну Вашу книгу...но у меня небольшая депрессия после... прочтения "руководства для умной женщины по свиданиям и замужеству" (Intelligent Woman"s Guide to Dating and Mating, Albert Ellis, Jun 1960) Я пыталась следовать указаниям в Вашей книге))) читать Вашу книгу было очень увлекательно...хотя я немного читаю...но я поверила, что это работает. Моя проблема с мужчинами заключается в том, что... я хочу сблизиться с мужчиной определённого типа... понравиться ему... но... я не могу... находиться рядом с мужчиной такого типа... я слишком сильно стесняюсь... я не могу...я не чувствую внутреннего щелчка... когда я иду на встречу с мужчиной... я не думаю, что получу... ... достаточно удовольствия и интереса от встречи. И...я не понимаю...проблема во мне или в чём? Я...действительно...хочу встречаться с мужчинами такого типа. АЭ: Давайте поговорим о вашей застенчивости. Допустим, Вы хотите... получать больше удовольствия от встреч и... меньше волноваться. Давайте посмотрим на то, как... формируется застенчивость...что именно её создаёт. Вы чувствуете свою застенчивость с мужчинами именно этого типа? Г: Да...но я стараюсь не показывать её... я закрываюсь...и смотрю, как он на меня реагирует... я не кажусь особо умной в этот момент... я похожа на типичную тупую блондинку...я просто... не знаю, как вести себя с мужчиной...у меня нет идей. АЭ: Ну...как Вы уже знаете из книги... я верю, что люди имеют такие негативные чувства... как застенчивость, смущение, стыд... потому что... говорят себе что-то...что вводит их в такое состояние. Давайте посмотрим, что вы говорите самой себе, перед тем, как... попадаете в состояние застенчивости. Г: Я не знаю точно... но... я думаю... ...это не связано с сексуальным вопросом... я не закрыта в сексе... и наоборот... хочу его. Мне страшно от того... что я могу не понравиться данному типу мужчин... как личность. АЭ: Для начала отметим... что Ваши догадки могут быть верны... потому что... мужчина, действительно, может относиться к Вам, как негативно... ...но... это не обязательно... должно Вас расстраивать... Вы можете сказать себе... «Мужчина может относиться ко мне по-разному... и это нормально» и во вторую очередь... «я приму это отношение, даже... если оно будет абсолютно ужасным!» Г: Согласна... но, это немного экстремально... ... я же скажу себе... «Я снова упустила свой шанс!» Ведь... при встрече с мужчиной... я хочу показать лучшую свою сторону... Я думаю... что достаточно уверена в себе... и у меня есть, что предложить. Но...когда появляется страх... я демонстрирую все худшие свои стороны...я ужасна...я... я ухожу в защиту, потому что...снова не смогла показать свои лучшие качества... снова упустила возможность сблизиться с этим человеком. АЭ: Хорошо...но, даже, если всё так, как Вы говорите...а я думаю, так и есть... ... Вы должны себе говорить немного другое... Вы должны просто сказать себе...«Чёрт! Я снова упустила свой шанс... Хорошо!..в следующий раз я использую то... чему научилась в этот раз и... продемонстрирую себя намного лучше!» Именно это вы должны сказать себе... когда... чувствуете страх... стыд... застенчивость... и что-то другое очень неприятное... по поводу очередного потерянного шанса. Г: Не знаю...имеет ли это связь с тем... что сказали Вы... ... у меня возникает страх, что я из тех женщин, которая... ... всегда привлекает неподходящих мужчин? Со мной что-то не так... Я никогда не встречала мужчину, которого желала...я всегда сталкивалась...с другими. АЭ: Хорошо...теперь вы ближе к тому, о чём я говорю... Вы говорите...«Если я женщина такого типа... которая не может привлечь желанного мужчину... то... это ужасно...я не смогу получить то, что я хочу... и это...на самом деле...будет именно так!» Г: Конечно! Я не хочу думать о себе таким образом! Я считаю, что мой уровень намного выше... Мне не нравиться думать, что я...может быть...достойна только средних мужчин. АЭ: Давайте примем, что так оно и есть... Вы абсолютно средняя женщина, которая достойна средних мужчин... Это так ужасно? Это было бы неприятно... неудобно? Но... такие чувства... как застенчивость... смущение... стыд... может ли быть их причиной ощущение, что вы достойны только средних мужчин? Г: Я не знаю... АЭ: Я знаю, что могут, потому что... вы продолжаете верить в свой низкий уровень и это...грустно. Это будет очень плохо...это будет ужасно...если вы будете недостаточно хороши... Г: Тогда...я никогда не получу того, что я хочу!!! Я никогда не приму, что я достойна только средних мужчин... тогда я не получу того, что я хочу!!! Я не хочу остаток жизни провести со скучным мужчиной! АЭ: Я добавлю...ваши шансы понижаются ещё тем, что... некоторые скучные девушки встречаются с интересными мужчинами. Г: Да, точно! АЭ: Главное, что Вы сказали...«Это может быть так... у меня сейчас сложное время», но потом Вы прыгаете к другому мнению... «Я никогда не получу то, что хочу» И таким образом вы создаёте катастрофу. Г: Да...но это, что я чувствую в данный момент...мне кажется неудачи будут продолжаться вечно. АЭ: Абсолютно верно! Но именно это убеждение селит в вас неуверенность. Вы становитесь абсолютно неуверенной в себе. Г: Да...да. АЭ: Неуверенность возникает, потому что...Вы говорите о том... что хотите быть с определённым мужчиной... хотите быть для него интересной женщиной и хотите... ...что бы он был интересным для Вас. Г: Да! АЭ: Но...«Если я не получаю этого сейчас, то... значит, я недостаточно хороша и никогда не получу того, что хочу» Вы не считаете, что это чрезмерно жёсткое мышление? Г: Да! АЭ: Именно это я называю катастрофой... есть часть неоспоримой истины в том, что Вы говорили... ...если...Вы не получите желанного мужчины, то... это...действительно будет...крайне неприятно и разочаровывающе. Вы говорите, что...никогда не получите того, что хотите...и добавляете, что... в связи с этим, никогда не будете счастливым человеком. Вы об этом говорите? Г: Да! АЭ: Хорошо...давайте предположим худшее...как нам советовал Бертран Рассел... допустим, вы никогда не получите того мужчину, которого хотите... есть ли...какие-нибудь...другие возможности быть счастливой? Г: Я просто хочу... владеть процессом... мне не нравится то... что я чувствую. Ладно!..допустим, что это даже не катастрофа. АЭ: Да! Если я даже не смотрю на это, как на катастрофу...мне, всё равно, не нравится... как я сейчас живу!!! Для примера...если я встречаю кого-то...кто мне интересен... в ком я вижу потенциал...я начинаю нервничать и не могу расслабиться с ним... я плохо себя чувствую с ним...хотя, я должна быть более дружелюбной и заботливой. Если я остаюсь закрытой, то я не могу быть такой...какой хочу быть. Я хочу быть собой...но мне не хватает уверенности... я слишком беспокоюсь... АЭ: Вы не просто беспокоитесь...Вы сильно беспокоитесь! У вас тревога! Потому что...если бы у вас было просто беспокойство...Вы бы могли сказать себе... «Отлично, если я тревожусь... а если я не тревожусь... то... совсем прекрасно!!! Сейчас я имею то, что имею!» Но...когда Вы снова беспокоитесь, Вы говорите себе... «Если я сейчас не имею того, что хочу, то...я никогда этого не получу!!! Это просто ужасно!!! Я должна получить это сейчас или никогда!!!» Именно такое мышление заставляет Вас беспокоиться? Г: Да, если я недовольна собой. Если я не имею сейчас того, что я хочу, то я чувствую, что я... на... неправильном пути. АЭ: Я слышу, что Вы хотите гарантий. Я советую говорить...«Я хотел бы...гарантированно находиться на верном пути» Г: Нет, доктор Эллис, я имею ввиду немного другое... на самом деле... я хочу... сделать шаг в сторону верного пути. АЭ: Кто Вас останавливает? Г: Я не знаю...я не понимаю... что со мной происходит. Я не знаю...почему не могу привлечь мужчину...почему начинаю защищаться... почему возникает страх. Вы можете мне помочь... понять... почему... я так сильно боюсь? АЭ: На мой взгляд...причиной Вашего страха является... не то, что Вы не можете найти общий язык с подходящим мужчиной...если мы возьмём... встречу с новым мужчиной...Вы ещё не знаете, подходящий он или нет... но страх уже будет... потому что Вы боитесь не получить то, что Вы хотите...упустить этого мужчину и всех остальных... Вы боитесь никогда не получить того...что Вы хотите...и... воспринимаете это, как что-то ужасное. Вы строите катастрофу у себя в голове. Г: Вы сказали это грубо, но...в целом...так и есть. Но...я же... делаю это... не просто так... АЭ: Делаете что? Г: Если я что-то делаю...мне это правда нравится... мне это правда интересно... ... АЭ: Верно! Я была бы более настоящей... если бы так сильно не хотела приблизить этого мужчину. Я получала бы больше удовольствия от жизни... если была бы настоящей. А даю ему не самую приятную мою часть. АЭ: Верно! Г: Как меня кто-то может уважать... если... то... кем я являюсь...не является правдой? АЭ: Давайте посмотрим на это с другой стороны. Допустим... Вы демонстрируете свою...не самую приятную часть. Мужчина наблюдает за Вами... ему не нравится Ваша неприятная часть...она его не радует...но... я думаю он не презирает Вас, как человека...как Вы считаете сами. Г: Я сама себе затрудняю жизнь, думая таким образом. Зачем я так беспокоюсь... о том, нравлюсь ли ему... достаточно того, что он мне нравится! АЭ: Верно! Как я говорил ранее...если Вы не нравитесь людям... то найти того... кто будет любить Вас трудно... но... возможно... Вы можете встречать, как тех, кому не нравитесь...так и тех...кому нравитесь. Однако...обратите внимание...как Вы сами понижаете себя... в глазах других людей... фокусируясь не на том... «как мне быть самой собой»... а на том... как нравиться. Например...представим, что у человека повреждена рука... Если он фокусируется на своих проблемах с рукой...то...он забывает о себе целом... и не может продемонстрировать свою личность окружающим...он сам фокусирует внимание... на своей слабой стороне...и не может делать то, что хотел бы делать. Г: Да, это именно то, что я делаю! АЭ: Да, именно так... если Вы думаете о части себя... о своей руке... ...полностью фокусируетесь на мыслях о своей проблемной части... ...Вы тоже самое делаете со своей... стеснительностью... ...непринятием себя такой... какая Вы есть... когда Вы общаетесь с мужчинами... Вы так сильно фокусируетесь на своих слабых сторонах... что забываете о картинке в целом... о том, какая Вы есть на самом деле Дефектная часть, о которой Вы думаете не позволяет Вам расслабиться и... думать о том, что Вы всё делаете хорошо... Вы не можете принять себя... из-за этой дефектной части Вас самой... ...из-за того, что думаете о ней. Когда Вы это понимаете... проблема становится достаточно простой... нужно просто работать над собой и практиковать... ...новое отношение к этой деструктивной части. Давайте вернёмся к сути нашего разговора... Как можно быть самой собой?.. Предположим, что Вы полностью принимаете себя и свои недостатки... Г: Хорошо... АЭ: Вы знаете, что встретите нового мужчину... снова будете волноваться... но... Вы можете себе сказать: «Хорошо... я понимаю, что со мной происходит... я просто учусь... всё не так хорошо... как я хотела бы... но... не смотря на это... я буду продолжать вести себя глупо... как обычно... ... я понимаю, что нужно ошибаться, что бы чему-то научиться» Хорошо... затем... когда Вы позволяете совершать себе ошибки... Вы перестаёте бояться быть собой... Потому что... всё, что Вы хотите делать на свидании... это быть собой... Вы не хотите выиграть приз на свидании... Вы не хотите выйти замуж за этого мужчину и... прожить с ним долгое время... Г: Я хочу длительных отношений... я думаю о том, что бы прожить с этим мужчиной долгое время... АЭ: Хорошо... долговременные отношения... но их невозможно осуществить прямо на свидании... Необходимо совершить определённый набор действий... что бы создать крепкие отношения... Таким образом... Вы приходите к принятию себя... однако... если Вы продолжаете беспокоиться... ...о своих недостатках... Вы продолжаете уходить в себя... и стоит спросить себя... «Что я действительно хочу делать с этим мужчиной?.. Хочу ли я радовать его?.. ...и хочу ли, что бы он радовал меня?» Ведь радость... это основа жизни...которую нельзя терять. И Вам необходимы усилия... что бы взять на себя риск... быть такой. Потому что... если Вы получаете то, что хотите... это прекрасно... но, если нет... то расстраиваетесь. Если у Вас не получается радовать его. Или он не радует Вас. Потому что... не забывайте... если мужчина Вам отказал... то Вы думаете: «Это моя вина!!!» Вы знаете... это может быть Ваша чашка чая... или его... а может быть никто не виноват... это реальность... Вы просто несовместимы... Г: Да... согласна... АЭ: Таким образом... если Вы хотите реально принять себя такой... какая Вы есть... то Вы должны прикладывать усилия... работать над собой... выполнять задания, которые я Вам дам... и таким образом... поднять себя до того уровня... на котором Вы сможете высказывать своё мнение и... быть самой собой... хотя бы на время! Даже... если это опасно... и может принести Вам боль... Вы нашли себя... Вы начали быть самой собой... но... как только... Вы теряете себя... посмотрите на себя со стороны... и Вы поймёте... что сохранять спокойствие в этой ситуации было невозможно... потому что... Вы можете следить за собой... за своими чувствами... но сохранять спокойствие не можете... Г: Получается... это такая моя привычка... волноваться... АЭ: Через некоторое время... после того, как Вы берёте на себя риск... работать над собой... ...начиная разговор с мужчиной нужного типа... и понимая... что Вы можете показаться дурой... ...абсолютно не понравиться ему... и потерять этого мужчину навсегда... только после этого... Вы начинаете плыть в потоке... быть той, какой хотите быть... и я гарантирую... практика поможет Вам стать более устойчивой... к своей... стеснительности... потому что Вы перестанете фокусировать на том «О... Боже мой... ... как ужасно то, что я делаю»... а начнёте фокусироваться на том... с кем имеете дело... начнёте думать о том... «как я могу порадовать этого человека?» сфокусируетесь на отношениях с мужчиной... Г: Подождите... как я могу радовать его... если я не удовлетворена самой собой? АЭ: Потому что... как я уже говорил... «если я не могу получать удовольствие от того, какая я... то я не могу принимать себя... следовательно... я не могу нравиться мужчине...» Г: Да... я согласна с Вами, доктор... ...в дальнейшем... в контактах с мужчинами... ...я хотела бы чувствовать себя отлично... принимать себя... сейчас же я постоянно нахожусь в напряжении и... состоянии защиты... ... я постоянно наблюдаю за тем, что говорю... за тем, немного ли я выпила... ... я не могу просто расслабиться и наслаждаться жизнью... АЭ: Вы даёте мне возможность провести демонстрацию принципов РЭПТ... ... почему другие направления не работают... потому что... если Вы, действительно, хотите... ... хотите понять себя... используя разные инструменты... ... например... если Вы, как будто, играете в игре и хотите выйграть в ней... Вы говорите себе... «я должна выйграть сегодня»...или.. «я должна выйграть завтра»... «я должна ОДЕРЖАТЬ победу!!!» ... каждый раз концунтрируясь... на том... как быть приятной своему мужчине... ... Вы никогда не будете собой... Вы никогда не будете принимать себя... ... однако... если Вы спросите себя... «что я хочу делать в своей жизни?» ... и этот путь должен быть одобрен каким-нибудь человеком... и давайте посмотрим... есть ли такой человек... который одобряет именно Ваш путь... АЭ: Вы понимаете? Г: Да! АЭ: Давайте уделим больше времени... ... поиску конструктивного решения поставленной задачи... ... подумаем более конкретно, что Вы можете сделать... Вы спросили меня... куда Вам нужно идти, что бы встретиться с нужными людьми... ...я сказал... что не знаю конкретного места, но... на мой взгляд знакомиться можно в любом месте... ... если Вы... действительно... сможете сделать то, о чём мы говорили... взять на себя риск быть собой... и сфокусируетесь на том... что Вы сами хотите получать от жизни... ... и... надо понимать... перестройка займёт время... это именно так... ... и это не страшно... и Вы знаете... почему не страшно на это тратить время... ... потому что... Вы можете жить открыто... без стеснения... с любыми новыми контактами... ... независимо от того... где состоится встреча... в автобусе... такси... на вечеринке... ... в любом месте... Вы можете разговаривать с теми людьми, с которыми желаете... ... спросите своих друзей... есть ли у них приятные знакомые... но, главное... Вы должны... а) нравиться себе, даже если... Вы что-то делаете не так... и б)... сохранять спокойствие... как бы плохо Вы себя не чувствовали... Теперь... как я уже сказал... если бы Вы были моей пациенткой... я бы дал Вам домашнее задание... ... намеренно... совершенно осознанно... втягивать себя в проблемные ситуации... ... найдите мужчину, который Вам приятен... и... заставляйте себя рисковать... ... заставляйте себя быть собой... Г: Вы хотите сказать... что... если я пойду к врачу... мне стоит начать заигрывать с ним... ... только... потому что... он нравится мне?.. АЭ: Верно! Г: Я могу просто начать говорить с ним на личные темы? АЭ: Почему нет? Если Вам он нравится? АЭ: Для Вас это просто))) ... а вот мне это кажется совсем непростым))) ... АЭ: Я об этом и говорю... что Вы можете потерять в этой ситуации? Самое страшное... ...что может случиться... Вам откажут. Но Вы не будете воспринимать это отказом... ... если Вы будете воспринимать отказ... как выполнение домашнего задания. Г: Ах да! АЭ: Теперь... Вы можете попробовать это сделать? Г: Я думаю... я думаю... вполне:) Вы заставили меня посмотреть на это с другой стороны... Вы правы... всё, что я могу получить - это отказ. АЭ: Верно! И конечно... Вы должны совершить это действие в тот момент... в который Вы хотите... Когда Вы выполните домашнее задание... мне было бы очень интересно узнать... как всё прошло... Г: Ооо... я очень рада буду Вам рассказать:))) АЭ: Что ж... было очень приятно с Вами встретиться, Глория... Г: Спасибо, доктор:) ...перевод и субтитры - Игорь Неповнных...

Биография

Альберт Эллис рос старшим ребёнком в еврейской семье в Питтсбурге (штат Пенсильвания), куда его родители эмигрировали из России в 1910 году . Родители перебрались в Нью-Йорк и развелись когда мальчику было 12 лет. Вся дальнейшая жизнь Эллиса связана с этим городом. Он окончил городской университет (бакалавриат в сфере бизнеса) и по окончании некоторое время пробовал заниматься бизнесом и литературным трудом, но вскоре заинтересовался психологией. В конце 30х гг. он поступает на отделение клинической психологии Колумбийского Университета (степень магистра в 1943 г.), защищает диссертацию (Ph.D., 1946) и получает дополнительную психоаналитическую подготовку в институте Карен Хорни . Эллис испытал значительное влияние Карен Хорни, а также Альфреда Адлера , Эриха Фромма и Гарри Салливана , но к середине 1950-х разочаровался в психоанализе и занялся разработкой собственного подхода. В 1955 г. этот подход получил название рациональной терапии.

Эллис основал и до недавнего времени возглавлял Институт Альберта Эллиса в Нью-Йорке , до тех пор пока совет организации не снял его с занимаемой должности. Альберт Эллис несмотря на полную глухоту продолжал активную работу независимо. 30 января нью-йоркский суд принял решение о незаконности смещения его с должности .

Исследования сексуальных отношений и любви

Рационально-эмоциональная поведенческая терапия (РЭПТ)

Рационально-эмоциональная поведенческая терапия (РЭПТ) (ранее - «РТ» и «РЭТ» ) представляет собой «теоретически непротиворечивый эклектизм » различных психотеревтических методик: когнитивных , эмоциональных и поведенческих. Отличительной особенностью РЭПТ является разделение всех испытываемых человеком эмоций на рациональные (продуктивные) и иррациональные (непродуктивные, деструктивные, дисфункциональные), причиной которых являются иррациональные верования (иногда - «иррациональные убеждения», англ. «irrational beliefs» ).

Поскольку Эллис начинал свой путь психотерапевта как психоаналитик, неудивительно, что на его взгляды оказали сильное влияние идеи таких психоаналитиков как Карен Хорни и Альфред Адлер . Однако Эллис впоследствии разошелся во взглядах с психоанализом , и в результате, по утверждениям авторов и сторонников, РЭПТ является гуманистической формой терапии , следствием чего является один из основных терапевтических принципов РЭПТ - безусловное принятие («безусловное позитивное отношение» в терминологии К. Роджерса) терапевтом клиента как личности при сохранении критичного отношения к его негативным поступкам.

Более того, описывая отношение РЭПТ-терапевта к клиенту, Эллис на первое место ставит всю триаду Роджерса. Кроме этого в списке следуют юмор (только там, где он уместен; юмор как иронично-веселое отношение к жизни, но не шутки в адрес личности, чувств, мыслей и поступков клиента), неформальность (но не развлечение на сеансах психотерапии, которые проводятся за деньги клиента), осторожное проявление безмерной теплоты к клиенту (чрезмерное эмоциональное сопереживание тоже вредит). Эллис определял роль РЭПТ-терапевта как авторитетного и вдохновляющего учителя, который старается научить своих клиентов тому, как быть своим собственным терапевтом после окончания формальных сеансов.

Справедливость основных теоретических положений и терапевтическая эффективность РЭПТ подтверждаются множеством экспериментальных исследований .

РЭПТ делится на общую РЭПТ (нацелена на обучение клиентов рациональному поведению в проблемных областях) и предпочитающуюся РЭПТ (научить клиентов самопомощи, используя методы РЭПТ).

Модель ABC

Модель ABC (иногда - «A-B-C») возникновения психических расстройств утверждает, что дисфункциональные эмоции, обозначаемые буквой «C» («следствия », англ. consequences ), возникают не под влиянием «активирующих событий » (иногда - «активаторы » буква «A», англ. activating events ), а под влиянием иррациональных верований (иногда - «убеждения », буква «B», англ. beliefs ), формулируемых в форме абсолютистских требований или «долженствований » (англ. demands ) .

Ключом к позитивным изменениям в модели считается обнаружение, анализ и активное оспаривание иррациональных верований (соответствует этапу «D» в расширенной модели ABCDE - англ. disputation ) с последующим закреплением результатов («E», англ. end result ) . Для этого клиентов обучают замечать и различать дисфункциональные эмоции и искать их когнитивные причины.

Психологическое здоровье и его критерии по РЭПТ

Для психологически здорового человека характерна философия релятивизма, «пожелания»;

Рациональные производные от этой философии (рациональные, потому, что обычно способствуют достижению людьми своих целей или формированию новых, если прежние цели не могут быть осуществлены) - это:

  1. оценка - определение неприятности события (вместо драматизации);
  2. толерантность - я признаю, что неприятное событие произошло, оцениваю его неприятность и пытаюсь изменить или, если невозможно изменить, принимаю ситуацию и занимаюсь претворением в жизнь других целей (вместо «я этого не переживу»);
  3. принятие - я принимаю то, что люди несовершенны и не обязаны вести себя иначе, чем они это делают сейчас, я принимаю, что люди слишком сложны и изменчивы, чтобы можно было давать им глобальную категоричную оценку, и я принимаю условия жизни такими, какие они есть (вместо осуждения);

Таким образом, основные критерии психологического здоровья человека :

  • Соблюдение собственных интересов.
  • Социальный интерес.
  • Самоуправление.
  • Высокая толерантность к фрустрации .
  • Гибкость.
  • Принятие неопределенности.
  • Преданность творческим занятиям.
  • Научное мышление.
  • Принятие себя.
  • Рискованность.
  • Отсроченный гедонизм .
  • Антиутопизм.
  • Ответственность за свои эмоциональные расстройства.

Награды и премии

  • - награда «Гуманист года» Американской гуманистической ассоциации .
  • - награда Американской психологической ассоциации «за выдающийся профессиональный вклад в прикладные исследования » .
  • - награда Американской ассоциации консультирования «за профессиональные достижения» .
  • и - награды Association for Behavioral and Cognitive Therapies .

Религиозные и философские взгляды

Альберт Эллис в своих религиозных убеждениях придерживался агностицизма , утверждая, что Бога «скорее всего нет», но при этом не отрицая возможности его существования. В книге «Секс без вины» (Ellis A. Sex Without Guilt. - NY: Hillman, 1958) учёный выразил мнение о том, что религиозные догмы , вводящие ограничения на выражение сексуальных переживаний, зачастую отрицательно сказываются на психическом здоровье людей.

Основные философские взгляды Эллиса вписываются в рамки концепций гуманизма и стоицизма . В своих книгах и интервью учёный часто цитировал своих любимых философов:


Альберт Эллис Психотренинг по методу Альберта Эллиса

Глава 1. ЧЕМ ЭТА КНИГА ОТЛИЧАЕТСЯ ОТ ДРУГИХ КНИГ!

Каждый год читатели знакомятся с сотнями новых книг, изданных в серии «Помоги себе сам», многие из которых действительно приносят реальную пользу. Зачем же писать еще одну? Тем более что моя книга «Новый путь к разумной жизни», написанная в соавторстве с Робертом А. Харпером, уже разошлась миллионным тиражом? Ведь не для того только, чтобы дополнить «Зоны, ваших ошибок», которую читают миллионы людей? Зачем же тогда?

Для этого есть несколько серьезных причин. Несмотря на то-что рационально-эмотивная терапия (РЭТ), которую я создал в 1955 году, в настоящее время заняла подобающее ей место в психологии и психотерапевты (а также и психоаналитики) все чаще включают большие фрагменты моих методик в свою программу работы с пациентами, - к сожалению, нередко она используется в несколько «разбавленном» виде.

Помимо моих собственных сочинений, посвященных РЭТ, ни одна книга не дает четкого изложения ее сути. Те книги, в которых предпринимаются подобные попытки, написаны, как правило, труднодоступным для широкого круга читателей языком. Настоящее издание направлено на то, чтобы восполнить этот пробел.

В книге ставятся конкретные задачи. Более того, они решаются - и это коренным образом отличает мою книгу от других, посвященных проблемам душевного и умственного здоровья.

Эта книга побуждает открыто выражать сильные чувства, обуревающие вас в трудные минуты жизни. Но в то же время в ней проводится четкое разграничение между вполне уместными естественными чувствами озабоченности, печали, разочарования или раздражения и неуместными, разрушительными чувствами паники, депрессии, ярости или жалости к себе.

Эта книга научит вас разбираться в сложных жизненных ситуациях и «держаться в седле» в любых обстоятельствах. Но самое важное заключается в том, что эта книга не только дает ощущение лучшей жизни, но и способна действительно изменить вашу жизнь в лучшую сторону, при условии, что вы перестанете расшатывать собственные нервы и обременять себя чувством вины.

Эта книга не только научит, как можно владеть собой и держать эмоции под контролем, не только покажет, как можно упрямо отказываться быть несчастным в любой (да, да, действительно в любой!) ситуации, но и подробно объяснит, что именно нужно сделать для того, чтобы обрести контроль над собой.

Эта книга основана на позициях научного исследовательского мышления и реальных взглядов на жизнь. Она напрочь отвергает мистицизм, религиозность и утопические концепции, которые в наше время активно проповедуются во многих публикациях на тему «Помоги себе сам».

Эта книга поможет вам обрести новый философский взгляд на жизнь взамен наивного «позитивного мышления» в стиле Поллианны, с которым по плечу только временные трудности и которое непременно подведет вас на длинной дистанции.

Эта книга предлагает множество методик совершенствования личности, которые основаны не на отдельных, порой анекдотических «случаях из жизни», л проверены путем строго научных исследовании

Эта книга покажет, каким образом вы сами себе создаете проблемы. Однако она не заставит попусту тратить время и силы на то, чтобы копаться в своем прошлом, вновь и вновь мысленно возвращаясь к совершённым промахам и ошибкам. Она покажет, каким образом вы до сих пор продолжаете напрасно портить самому себе настроение и что в данный момент нужно сделать для того, чтобы прекратить это.

Эта книга поможет вам обрести мужество взять на себя ответственность за то, что с вами происходит, не сваливая все на родителей, окружающих и неправильное воспитание.

В этой книге в простой и доступной форме излагаются основы РЭТ (а также других видов когнитивной и бихевиорально-когнитивной терапии). В ней наглядно демонстрируется, что непосредственное основополагающее влияние на эмоциональные последствия (С) оказывают отнюдь не активизирующие события вашей жизни (А), а скорее ваша система убеждений и представлений (В). Вы должны обрести способность оспорить (D) свои иррациональные представления (iBs) и изменить их. Книга содержит множество эмотивных и бихевиоральных методик, направленных на подавление иррациональных представлений, изменение стиля мышления и обретение новой эффективной жизненной философии (Е).

Эта книга показывает, как можно, сохраняя свои желания, устремления, предпочтения, цели и систему ценностей, при этом отказаться от чрезмерных требований и заповедей - всех этих категорических императивов «должен» или «обязан», которыми обрастают наши желания и привязанности, обрекая на бесполезные мучения.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Йошта рецепты Ягоды йошты что можно приготовить на зиму
Каково значение кровеносной системы
Разделка говядины: что выбрать и как готовить?