Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Аварцы какие они. Происхождение аварского народа

Представляют интерес сведения о происхождении имени горцев (маарулал) — аварцы. Горцы (маIарулал) — самоназвание аварцев. Современное название — аварал, аварцы — получило распространение благодаря литературной традиции.

Впервые термин авар встречается в сообщении Ибн-Руста (X в.), где говорится, что царя Серира звали Авар. Следует учесть, что, по мнению академика Н. Я. Марра, у Н. С. Трубецкого, И. Бехтера и др., старое название аварцев, которым называли их и соседние народы, встречалось как halbi, сопоставляемое с кавказским alban греческого происхождения.

Из письменных источников известно, что аварцы стали называться подобным именем в довольно позднее время, чуть ли не с XIX в. Как полагают некоторые исследователи, появление термина аварцы может быть связано с кочевыми племенами аваров, появившихся из глубин Азии в степях Северного Кавказа в 558 г. Один из аварских вождей Кандих во главе посольства прибыл, как отмечают источники, в столицу Византии Константинополь и сообщил императору: «К тебе пришел народ авар — наибольший, наисильнейший из народов. Он может легко отбить и уничтожить врага, поэтому тебе выгодно заключить союз с аварами: в них обретешь ты надежных защитников» (Артамонов М. И., 1962).

В сложной политической обстановке, сложившейся на восточной границе Византийской империи с проникновением различных кочевых народов, авары были выгодными союзниками для Византии, и она заключила с ними договор, позволив им поселиться на своей территории. Так они оказались на территории нынешней Венгрии, где создали новое государственное образование — Аварский каганат, первым правителем которого был их предводитель — каган по имени Баян. На новой родине Аварский каганат окреп и достиг огромного могущества, распространив свою власть на южнорусские степи, подчинив множество славянских и других племен. Аварский каганат окреп настолько, что соперничал и с Византией, его войска во главе с Баяном доходили до Константинополя, города, защищенного мощными крепостными стенами. Два столетия спустя Аварский каганат теряет свое могущество. Окончательные удары по каганату нанес в 796 г. франкский король Карл Великий.

Согласно византийской хронике, последних аваров видели еще в 828 г. на имперском государственном собрании, где они представляли покоренный аварский народ. Представляет интерес ответ пленного авара на вопрос болгарского хана Крума: «Почему были разорены ваши города и ваш народ?» Тот ответил: «В начале из-за ссоры, лишившей кагана верных и правдивых советников, власть попала в руки людей нечестивых. Затем были развращены судьи, которые должны были отстаивать перед народом правду, но вместо этого побратились с лицемерными ворами; обилие вина породило пьянство, и авары, ослабев физически, потеряли и рассудок. Наконец, пошло увлечение торговлей: авары стали торгашами, один обманывал другого, брат продавал брата. Это, господин наш, и стало причиной нашего постыдного несчастья».

Уже после падения Аварского каганата в русской летописи (XII в.) говорится: «Почившие яки обре (авары) их же нет ни потомства». Исследователи не без основания отмечают возможность ошибки летописца, говоря, что этот народ бесследно исчез. Может быть, дагестанские авары и есть их потомки, тем более что Дагестан расположен вблизи пути передвижения аваров из Азии в Европу в VI в.? И, возможно, поэтому они имеют одинаковые наименования. О вероятной связи дагестанских аварцев с остатками кочевых авар писал известный русский историк XVIII в. В. Н. Татищев.

Подобную возможность допускал и М. В. Ломоносов. Версия эта популярна в восточной историографии. В этой связи примечательны высказывания Мухаммеда Мурада ар-Рамзи (XIX в.): «Небольшие остатки тех кочевых авар и ныне существуют в Дагестане. Они известны своей храбростью и чистосердечием и сохраняют старое название авар».

Этой темы касались известные востоковеды Дж. Маркварт и В. Ф. Минорский, которые полагали, что часть кочевых авар, около 600 г. проходя вблизи Дагестана во время своего продвижения из Азии в Европу, просочилась в горы Дагестана, растворилась в местной среде и дала им свое имя — авары. Венгерский исследователь И. Эрдели также допускает, что кочевники авары, продвигаясь на запад, временно остановились в степях Северного Дагестана и политически подчинили или сделали своим союзником царство Серир. Другой венгерский исследователь — академик Карой Цегледи — отрицает всякую связь между аварами и дагестанскими аварцами, поскольку они говорили на исключительно далеких друг от друга языках.

Известный исследователь М. А. Агларов, обобщивший все существующие версии об аварах, обоснованно полагает, что о дагестанских аварах невозможно говорить как о прямых остатках кочевых аваров, потому что растворение пришельцев в местной этнической среде означает только лишь участие кочевых аваров в этногенезе дагестанских народов. Другое дело, если бы местные народы были бы растворены в среде кочевых аваров, которые дали бы им не только свое имя, но и язык. Тогда можно было бы говорить, что в Дагестане сохранились остатки тех кочевых авар. Возникает вопрос, дали ли вообще кочевые авары свое имя дагестанским горцам в прямом смысле, ведь аварцами горцы (маарулал) сами себя никогда раньше не называли. В истории нередки примеры, когда сам себя народ называет иначе, чем соседи. Например, венгры в истории и соседям известны как венгры, а сами себя называют мадьярами. Так и горцы — не только сами себя, но и соседи не называли их аварами, грузины называли их леками, лакцы — яруссал, андийцы — хьиндалал, ахвахцы — гьай-булу (алби), кумыки — тавлу и т. д., но аварцами никто. Все это позволяет предполагать, что кочевые авары своего имени местному народу, видимо, не дали (Агларов М. А., 2002). Вместе с тем сегодня официально маарулал (горцы) называются аварцами, и этот факт требует объяснения. Новое оригинальное толкование этому предлагает М. А. Агларов, который отмечает, что, по авторитетному свидетельству арабского историка Ибн-Руста, царя Серира звали Авар. Поэтому в литературной традиции это имя все чаще используется для означения народа, который когда-то подчинялся царю Авару. В книгах с тех пор редко пишут леки, вообще не пишут маарулал, а все чаще их называют аварцы (авары). Такое перенесение имени человека на целый народ случается довольно часто: от имени хана Узбека происходит название узбеков, хана Ногая — ногайцев, от династии Каджаров — название персов в Дагестане — каджары и т. д. Так и имя царя Серира Авар было использовано для обозначения жителей Серира. Достоверно известно, что народ маарулал аварами называл историк XIV в. Мухаммед Рафи в своем сочинении «Тарихи Дагестан», которое было популярно в регионе как официальная история Дагестана.

С тех пор имя аваров кочевало из книги в книгу, попало в архивы, официальные документы, научные издания и т. д. Так, искусственно образованное имя заняло место этнонима, более популярного, чем название маарулал, употребляемое только среди аварцев (самоназвание). В этой связи остается загадкой: почему царя Серира нарекли именем Авар? Связано ли это имя с названием тех кочевых авар или это случайное совпадение? Вероятно, нет, потому что граница государства Серир соприкасалась с регионом обитания кочевых аваров в VI в., да и само имя авар чуждо кавказским языкам. И тем не менее причина того, почему имя кочевников стало собственным именем царя Серира, продолжает оставаться загадкой, позволяющей выдвигать различные гипотезы.

Большинство исследователей не исключает возможности того, что часть кочевников аваров зашла в горы и установила свою династию, а владетеля Серира нарекли Аваром или царя Серира назвали громким именем воинственных соседей Авар. Нередки примеры, когда у горцев человека называют по имени соседних народов, например Черкес (черкесы), Орусхан (русский хан) и т. д.

Таким образом, можно заключить, что современное название дагестанских маарулал (горцев) — аварцы — один из следов некогда могучего народа, исчезнувшего с исторической арены.

Аварцы сегодня проживают на территории Дагестана и являются самым многочисленным этносом этой республики. Эти земли были заселены еще во времена позднего неолита (4-3,5 тысячи лет до н.э.). Аварцы являются прямыми потомками этих народов, говоривших на общем дагестано-нахском языке.

В конце 3 тысячелетия до н.э. предки аварцев перешли в оседлому земледельческо-скотоводческому типу хозяйства. Этногенез аварцев проходил в условиях горной изоляции, способствующей консервации определенных черт хозяйства и культуры, антропологического облика населения, языковых особенностей. Уже античные источники I-II вв. н. э. упоминают «саваров», которые, скорее всего, являются предками современных аварцев. С аварцами связывают также известные со 2-й половины 1 тысячелетия до н.э. племена легов, гелов, каспиев, утиев.

В 1 тысячелетии нашей эры аварцы достигли больших успехов в террасном земледелии. Арабские источники (IХ-Х вв.) содержат данные о царстве Серир, на месте которого возникло Аварское ханство. Аварское ханство рисуется источниками как союз вольных обществ, которые объединялись под центральной властью хана лишь в военных целях. Позже здесь возникло Мехтулинское ханство, в которое входило около сорока «вольных обществ».

В XVв. утвердился ислам суннитского толка, с XVI в. существовала письменность на арабской графической основе. Вплоть до XVIII в. Аварское ханство находилось в зависимости от . После присоединения Дагестана к России в 1813 г. аварцы приняли участие в освободительной борьбе горцев Дагестана и Чечни под руководством Шамиля. Во второй половине XIXв. к аварцам стали проникать товарно-денежные отношения. Национальная консолидация аварцев ускорилась с образованием Дагестанской АССР (1921 г., с 1991 г. – Республики Дагестан).

В ХIV-ХV веках прекращаются вторжения кочевников, большое внимание уделяется , аварцы начинают выращивать товарное зерно. На равнинных районах аварцы выращивали ячмень, пшеницу, голозерный ячмень, рожь, овес, просо, бобовые, кукурузу, картофель, лен, коноплю. В горных районах и предгорьях земледелие сочеталось со скотоводством, в высокогорье ведущая роль принадлежала скотоводству (главным образом отгонному овцеводству).

Традиционные породы овец грубошерстные, в советское время появились тонкорунные породы овец. Существовавшие государственные образования обычно поддерживали друг с другом дружественные отношения, что обеспечивало беспрепятственный перегон скота с гор на равнину и обратно. Стадо состояло обычно на 2/3 из овец и коз и на 1/3 из крупного рогатого скота, лошадей и ослов. Во все времена аварцы занимались садоводством и виноградарством, практиковали террасирование горных склонов, беспаровой севооборот, чередование сельскохозяйственных культур, трехъярусное использование участков. Существовала оросительная система.

Аварцы использовали деревянные и металлические орудия труда: деревянный плуг с железным лемехом, мотыгу, кирку, малую косу, серп, молотильные доски, волокуши, вилы, грабли, деревянную лопату. Среди главных промыслов и ремесел можно назвать ткачество (сукноделие), производство войлока, ковров, медной посуды, деревянной утвари. Аварцы занимались обработкой кож, ювелирным, кузнечным, оружейным делом, резьбой по камню и дереву, чеканкой по металлу (серебру, меди, мельхиору).


Традиционные занятия аварцев – скотоводство и пашенное земледелие. Земледелие играло ведущую роль до ХIII-ХIV вв., с ХIV-ХV вв. основным направлением хозяйства большинства районов становится , хотя во многих селениях, прежде всего по долинам Койсу, значительное место занимает садоводство.

Равнинные поселки построены по современному типу. Традиционные жилища аварцев представляют собой каменные строения в 1, 2, 3 этажа с плоской земляной крышей или 4-5-этажные башнеобразные здания с отдельным входом на каждом этаже. Часто дома строились по такому принципу, что крыша одно служила двором для другого. Характерной особенностью жилища являлся центральный опорный столб, украшенный резьбой. В настоящее время аварцы стоят дома из камня в один или два этажа с застекленной террасой, покрывают железом или шифером.

Традиционным костюмом аварцев является туникообразная рубаха, штаны, бешмет, папаха, башлык, овчинная шуба, бурка, кожаный ремень. Женщины носили штаны, платье-рубаху, длинное платье с двойными рукавами, головной убор «чохто», представлявший собой чепец или капюшон с мешочком для кос, цветные покрывала, фабричные платки, овчинные шубы. Костюм отделывался вышивкой, серебром, дополнялся серебряными украшениями. Обувь у аварцев была кожаная, войлочная или вязаная.

Семейные отношения складывались на основе шариата, общественная жизнь регулировалась обычаями взаимопомощи, гостеприимства, кровной мести. Сохранились пережитки домусульманских верований (почитание природных явлений, святых мест, обряды вызывания дождя и солнца и другие).

До наших дней дошли многие эпические и лирические сказания, песни, сказки, пословицы, поговорки. Аварцы играли на различных музыкальных инструментах: чагчане, чагуре, тамур-пандуре, лалу (вид свирели), зурне, бубне, барабане. Разнообразны танцы: быстрые, медленные, мужские, женские, парные.

В высокогорных районах аварцы проживали небольшими поселениями по 30-50 домов, в горных районах – поселениями по 300-500 домов. Дома составляли сплошную стену вдоль узких улиц, которые часто перекрывались навесом и образовывали тоннели. Во многих селениях ставили боевые башни.

Современное состояние аварцев

По переписи населения 2002 года, на территории Российской Федерации проживало более 814 тысяч аварцев. Большинство из них проживает в Республике Дагестан. За последние 35 лет численность аварцев в России увеличилась в 2,5 раза.

Рождаемость и уровень естественного прироста аварцев остаются очень высокими, несмотря на наметившуюся в последние годы тенденцию к их стабилизации. Доля городского населения растет быстрыми темпами. Численность горожан среди аварцев за последние 35 лет выросла в 7 раз, в значительной степени за счет миграций из села. Однако в городах рождаемость падает достаточно медленно.

Несмотря на быстрый процесс миграции в города, сельскохозяйственные занятия преобладают. Доля лиц с высшим образованием относительно невелика, однако численность студентов выше среднего для России уровня. Ввиду слабого развития промышленности, сфера высшего образования и интеллектуальных занятий в течение длительного времени была своеобразной «отдушиной», поглощавшей избыток трудовых ресурсов в слабоиндустриализированной республике. В настоящее время возможности развития сферы образования сокращаются и повышается угроза безработицы.

Ассимиляция аварскому этносу не угрожает. Об этом говорят и высокие показатели выбора языка своей национальности в качестве родного, и достаточно высокий уровень эндогамии (внутриэтнических браков), по всей видимости повысившийся в последнее время. Специальные исследования показали, что в Дагестане не происходит ни ассимиляция коренных народов Дагестана русским населением, ни формирование единого «общедагестанского» этноса, а скорее складываются нескольких относительно крупных этнических общностей в результате ассимиляции ими малочисленных групп.

Язык аварцев относится к группе иберо-кавказских языков нахско-дагестанской языковой семьи. Имеет два наречия: северное и южное, каждое из которых включает ряд диалектов.

Республика Дагестан – это огромная общность различных коренных народностей, самым многочисленным из которых являются аварцы. Этот народ во многом сформировал национальную самобытность региона, оказав серьезное влияние на его культуру. История и судьба аварского народа нераздельно связана с историей Страны гор.

Краткая история происхождения аварцев

Иногда можно услышать вопрос: «А что за нация такая – аварец?» По одной из версий представители этноса являются потомками аваров и самоназвание нации произошло от имени «Авар» – великого правителя государства Сарир. Однако, по мнению других этнографов, так называли жителей Хунзахского плато, где располагалось Аварское ханство.

Сегодня представителей этого можно встретить в любом регионе нашей страны. Связано это с тем, что аварцы являются самым большим по численности этносом, проживающим на территории современного Дагестана.

Численность аварцев только на территории РД составляет около 100 тысяч человек. На самом деле их гораздо больше, поскольку аварцы проживают не только в городах центральной России, но и за рубежом – в , . Можно встретить аварцев во многих других бывших республиках СССР, и даже в Турции. Но, конечно, централизованно они проживают в Дагестане, составляя около трети всего населения региона.

По утверждениям отдельных летописей (например, грузинской «Картлис цховреба») некогда аварцам принадлежали огромные земли, начиная от Волги и Каспийского моря, и заканчивая . Так это или нет, сегодня сказать трудно. Историки до сих пор спорят о происхождении аварцев. Как отметили выше, большинство исследователей относит их к потомкам аваров, воинственного народа, который пришел территорию Кавказа еще в V-VI веках.

Часть их ушла дальше, в Европу, а некоторые племена осели здесь и постепенно ассимилировались с теми народностями, которые населяли эти земли исстари. Этнически близки к аварцам народы андо-цезские, что говорит о взаимопроникновении языков и культур.

Ученые, опираясь на данные исследований, находят некоторую связь между евразийскими аварами и теми аварцами, которые проживают сегодня на . Определенно утверждать ничего нельзя, поскольку в этом регионе традиционно наблюдается смешение этносов, а сам аварский народ генетически изучен довольно слабо. Однако можно сказать, что непосредственно их история началась с периода создания государства Сарир, которое с VI по XI века существовало в .

Государство Сарир было сильным и большим, оно граничило с грузинскими княжествами, с Хазарией и . Древние аварцы были достаточно воинственным народом. Основными политическими и территориальными противниками их были хазары. Нередко они сходились с многочисленными армиями в тяжелых боях.

В VIII -IX веках Сарир находился под властью арабов, затем вновь обрел независимость. После чего аварцы участвовали в войнах против и Ширвана – небольших региональных государственных образований. В Х веке это было очень могущественное государство и даже диктовало свои условия соседям. Во многом способствовали этому успеху и хорошие отношения с Аланией.

Распад целостности произошел в конце XI века. Это произошло из-за внутренних противоречий, прежде всего, на религиозной почве. Жители Сарира в большинстве своем были христианами, однако хазарский иудаизм, арабский ислам и язычество малых народностей привели к сильным разногласиям и ослаблению страны. В результате западная территория откололась от Сарира, а само государство распалось на независимые территории, в том числе, Аварское ханство.

В XIII веке аварцы были вынуждены противостоять войскам монголов, которые собирались завоевать горные части . После чего между Аварским государством и Золотой Ордой был заключен союз данничества. По всей видимости, эти периоды (взаимоотношения сначала с арабами, затем с монголами) также оказали влияние не только на менталитет, но во многом и на их внешность.

Стоит рассмотреть фото аварцев, чтобы увидеть определенные ближневосточные черты в лицах, а в некоторых случаях – отдаленные азиатские. К тому же, становлению внешности и характера аварцев во многом способствовал и другой период: в XVIII веке Авария попала под власть персов.

Стоит отметить, что они не собирались принимать новых правителей и оказывали отчаянное сопротивление иранцам. Несмотря на все предпринимаемые усилия, Персия так и не смогла полностью сломить независимость этого народа, вследствие чего иранский полководец Надир-шах лишь ослабил собственное военное могущество и достиг в определенной мере снижения влияния на другие народы самой Персии.

Что же касается иранских войск, то, как утверждают документы того времени и современные историки, не все персы ушли с Кавказа – многие из них остались здесь и пополнили население и Чечни.

Конец 18–начало 19 столетий стали поворотным этапом в истории народа, поскольку на Кавказ пришла Россия. На тот момент Аварское государтво уже устало от постоянных притязаний на свою независимость со стороны персов и турок. Сначала Петербург допускал те же ошибки, что и другие стороны, желавшие распространить на эти территории зону своего внимания.

Первые годы русской экспансии были во многом схожи с персидской, что вызывало неприятие новых властей со стороны горцев. В итоге это привело к . На защиту интересов своего народа встал , а самым известным и запомнившимся сражением стала . К сожалению, большая часть аварского населения в битве была перебита царскими войсками.

Русское руководство сделало правильные выводы: сменила тактику и начала делать все, чтобы ее покровительство стало привлекающим фактором для жителей региона. В результате эта тактика себя оправдала. Аварская элита поняла, что Петербург, оставляя ей определенную свободу действий, предлагает защиту всей территории от вторжений и разорения со стороны Ирана и Турции. К началу 19 века большая часть Дагестана в состав Российской империи.

При этом некоторая часть населения все же не приняли новые порядки и стремились уехать. О том, сколько аварцев покинули родные края и перебрались на жительство поближе к Стамбулу, сказать довольно сложно. Однако на сегодняшний день на территории Турции проживают около 55 000 аварцев.

Традиции, обычаи и быт народа

Многовековая история, а также свободолюбивый нрав аварцев позволили им сохранить собственные обычаи и традиции. Во многом они сходны с кавказских народов. Но есть и некоторые, присущие только им черты, касающиеся, в первую очередь, этики поведения.

Уважительное обращение к старшим – это основная этическая традиция аварцев. Более того, старейшины до сих пор играют главенствующую роль на народных сходах при принятии какого-либо решения. Чем авторитетнее старейшина, тем больше возможностей у него сделать свой голос решающим.

Кроме того, к числу обычаев относится и строгое соблюдение этикета при общении. Например, если мужчины-аварцы разговаривают между собой, они соблюдают определенные условия возрастного ценза. Младший, поздоровавшись со старшим, обязан отступить на два шага и соблюдать эту дистанцию на протяжении всей беседы. Если же с мужчиной общается женщина, то это расстояние становится еще больше и достигает метров двух.

Аварские традиции во всем, что касается общения, достаточно целомудренны, а сами представители этноса являются обходительными. Вместе с тем, народные традиции не обходят стороной проведение разнообразных праздников – здесь уже упомянутая целомудренность и вежливость подчеркивается яркостью костюмов и праздничных обрядов.

Стоит побывать на свадьбе аварцев, чтобы убедиться – это одно из самых красочных зрелищ. Здесь по традиции собираются жители всего селения. В течение первого дня веселье проходит в доме у кого-нибудь из друзей жениха, причем стол должны организовывать гости. Лишь на второй день свадьба проходит в доме, где проживает жених, а к вечеру сюда привозят и укутанную свадебным покрывалом невесту. На третий день дарят подарки и едят традиционные блюда, в число которых входит и обязательная каша.

Между прочим, у аварцев существует свадебный , только крадут здесь не невесту, а жениха. Это осуществляют подружки новобрачной, поэтому друзья жениха должны зорко следить за тем, чтобы он не был похищен.

Как и прочие , аварцы до сих пор придерживаются обычая кровной мести. Конечно, сегодня эта традиция уходит в прошлое, однако в далеких горных селах она может практиковаться и поныне. В старину захватывала целые роды, а причиной могло служить похищение, убийство, а также осквернение родовых святынь.

Вместе с тем, аварцы – народ гостеприимный. Гость здесь всегда является главным человеком в доме, и они всегда готовы к приходу даже нежданных гостей, оставляя им еду на обеде или ужине.

Общие кавказские традиции проявляются также в национальной одежде. Самой распространенной верхней мужской одеждой является бешмет, в зимнее время он утеплялся подкладкой. Под бешмет надевается рубаха, головным убором служит большая папаха . Что же касается женских костюмов, то они довольно разнообразны.

Аварские женщины носят одежду, украшенную местными этническими элементами – по украшениям, расцветке платка, узорам можно угадать, из какого селения женщина родом. При этом замужние и пожилые женщины предпочитают одежду приглушенных оттенков, а вот девушкам позволительно наряжаться более ярко.

Культура доминирующей нации Дагестана

Аварцы, как и другие , внесли большой вклад в и России. Прежде всего, это народное творчество. Выступления национальных коллективов всегда пользуются большим успехом у зрителей. Очень поэтичны и напевны песни аварцев. Здесь одинаково широко используются и богатые возможности языка, и национальный музыкальный колорит. Поэтому послушать, как они поют, всегда собирается немало слушателей.

Не менее колоритны и национальные праздники. Каждое такое празднество становится ярчайшим зрелищем. Здесь и песни, и танцы, и яркие костюмы – все сливается воедино. Стоит упомянуть, что аварцы, как и другие местные народы, умеют веселить и себя, и других. Они довольно остры на язык и хорошо знают особенности своего менталитета. Поэтому, как утверждают знатоки, анекдоты про аварцев сочиняют сами представителями этого народа.

Ярким, напевным и полным поэтичных оборотов является их язык, который относится к нахско-дагестанской группе языков . При этом в нем присутствует множество местных диалектов. Во многом это явление отражает особенности аварской истории, когда возникали вольные общества горцев.

Тем не менее, хоть они и проживают в разных частях земли, всегда могут понять друг друга. Существуют и общие языковые и культурные традиции, идентичные для всей Аварии. Например, многих интересует, почему аварцы с особым пиететом относятся к волкам. Все потому, что у них волк считается символом смелости и благородства. Поэтому образ волка многократно воспевается и в народном фольклоре, и в литературе.

Большой вклад в культуру России внесли известные аварцы-литераторы. В их числе, конечно, – один из самых знаменитых . Именно он создал своеобразный гимн, сочинив стихотворение «Песня аварцев». С тех пор это произведение стало неофициальным гимном народа. Славу аварцам принесла также поэтесса Фазу Алиева.

Известны и достижения спортсменов – прежде всего, Джамала Ажигирея, мастера спорта по у-шу, 12-кратного чемпиона Европы, а также , профессионала по боям без правил UFC (является чемпионом мира).

Сегодня национальность аварец говорит о многом. Это гордый и независимый народ, который на протяжении многих веков своего развития не раз доказывал, что умеет бороться за собственную свободу. Несмотря на то, что некогда они считались воинственными, у аварцев развито скотоводство и земледелие, различные ремесла. На многих национальных фестивалях создаются экспозиции традиционных ковров, шкатулок, посуды, украшений.

Одно из названий столицы аварского царства Хунзаха - Хунз, можно перевести как «царство волка», хъумур – волк* (авар.диал. - см. Правитель страны Гум в нартском эпосе.), и не случайно на штандарте хунзахских ханов на протяжении веков изображался тотемный волк с символом горского монотеизма Свердеро, вечного круга Жизни. Лингвистическая составляющая древнего аварского этноса связана едиными корнями с хурритскими, урартскими языками (при наличии значительного количества аварско-индоевропейских изоглосс), что подтверждается различными исследователями этого вопроса. Но, несмотря на кое-какие догадки, размышления и факты по этому поводу, остаётся вопрос, откуда возникло имя, несущее в себе корень авар, трансформировавшееся в имя целого народа и объединившее несколько родственных племён на территории современного Дахистана*? Существуют прямые исторические сведения, датируемые 10 веком, в сообщениях арабского географа и путешественника Ибн Русте о том, что царя Сарира зовут Авар (Auhar). В аварском языке корень "авар" имеет важное значение, он образует слово "авараг", означающее пророк, мессия, царь, что указывает на то, что источник этого слова – имя правителя Серира Авара (Auhar) и, предположительно, целой династии царей. Возможно и иначе: в древнем языке албанов, хунзов слово "авараг" существовало ранее, и этот самый царь, о котором исторические сведения немногочисленны, был назван так от рождения или же получил это имя благодаря своей деятельности. Как бы ни было, но причиной тому, что народ обрёл имя Auhar – Воля Всевышнего Аллаха. Аварский народ был и есть образующий Дагестан, являющийся его стержнем, ради единства которого силы его (народа) выдвинули в жизнь таких деятелей, как: Имам Шамиль, Кази-Магомед, Хаджи-Мурат, шейх Узун-Хаджи Салтинский, Амин Гонодинский, имам Гоцинский, кадий Пир-Мухаммад, муфтий Саид-Хаджи Абубакаров, Расул Гамзатов, Максуд Сидиков, Сурхай, Уммахан Аварский, Уммахан Справедливый, Бухт Йишо*, Суракат, Auhar… Если авары родственны хурритам, то им родственны аварцы дагестанские? В поисках информации на эту тему обнаружил интересную статью на английском языке об аварах и краткий пост о ней в сети. Автор статьи утверждает, что авары евразийские и кавказские авары - одно и то же. Речь идёт о хурритах Хорезма. По его убеждению этническим ядром аваров были хурриты (Huer,Hwer,Hwar). По мнению учёных, в частности, А.Толстова, Хорезм (=Ариана) переводится как «Земля Хурритов-Земля Народа Солнца». На острове Хвар в Хорватии до наших дней сохранились потомки евразийских аваров. Помимо этого, аварский язык имеет прямое родство с сино-тибетскими и енисейскими языками. Первоначально авар (обр) - это хуррит. Общепризнанные данные учёных о принадлежности нахско-дагестанских народов, а конкретно аварцев к сино-кавказской языковой семье, к которой относились и хурриты, подтверждают вышеприведённые сведения и проводят прямую генеалогическую и лингвистическую параллель между двумя течениями аваров. И те и другие авары включали и включают в себя субстраты и других этнических групп. Не случайно в гаплогруппе аварцев выявлена связь с семитской ветвью, к которой принадлежат и арабы, а евразийские авары представляли из себя воплотившийся синтез племён и рас, стержневую роль в котором играл, наряду с прочими, хурритский этно-языковой субстрат. «Аварская орда в Европе, предположительно, отождествляла себя с жужаньской государственностью, так данные археологических раскопок показывают, что 80 % обнаруженных аварских черепов принадлежат к европеоидной расе, среди которых длинноголовые нордики (высокорослые блондины с выпирающими носами и подбородками, - атланто-балтийцы) и средиземноморцы составляют 38 %, широколицые протоевропеоиды сарматского типа (условные «кроманьонцы»)- 22,6 %, круглоголовые памиро-альпийцы (балкано-кавказцы, включая так называемый «кельтский тип», высокорослых динарцев, депигментированных кавкасионцев с отчасти сарматскими чертами и народ «ди» китайских хроник) вместе с арменоидными переднеазиатами (то есть физическими хурритами) - 17,1 %.» Есть ясные сведения, где авары причисляются к семитам-хурритам, смешавшимся между собой в результате взаимопроникновения этих племён и подчинения хурритами аморейско-аккадских государств. Те семиты, как утверждается, не относились ни к арабам, ни к евреем, ни к пеласгам, но являлись самостоятельным этно-образованием семитической ветви народов, однако несли в себе общие черты, гены, культурно-религиозные особенности этой расы, расы потомков патриарха Сима, сына Ноя. Думаю, эти данные позволяют признать доказанной определённую этническую связь аваров и аварцев и ответить на вопрос, откуда в гаплогруппе аварцев J1 – 67 % и где первоначально нужно искать эти истоки (J1 относится к роду Авраама, Ибрахима, - мир ему!). Однако, сам факт изменения в названии центра Нагорного Дагестана Хозонихети, Хун на Хунзах (у хунов, вархуннов; Авар-Хунзах или Хунаракерт – город хонов, арм.), говорит о возможных контактах гуно-авар с горцами – хунзами, сильбами, андаками и др. – в будущем единым народом под общим именем – аварал (аварцы). Подтверждает такую версию и факт реконструкции Николаевым С. Л. и Старостиным С.А.(Nikolajev S. L., Starostin S. A. A North Caucasian Ethymological Dictionary. - Moscow, 1994), современного аварского обозначения понятия «народ БО – вооружённый народ, войско, ополчение» (* Awar>МЫ ИЗ 90-Х! Руки Вверх Бар Петербург>bo, – родственное хуррито-урартскому xurrade. (прим. аварское село Хурада). При всей значимости поисков этнической идентичности различных народов Земли, одно важно помнить из истории евразийских авар для всех нас, живущих в 21 веке, – это то, что постигло каганат на закате его славы, от чего пало их государство на глазах у всего мира: «В одном византийском источнике IX в. сохранились любопытные подробности о причинах разложения позднеаварского общества; это рассказы старых аварских воинов, находившихся в болгарском плену у хана Крума. Хан спросил у них: «Что вы думаете, почему были разорены ваши господа и ваш народ?» Они ответили так: «Вначале из-за ссоры, лишившей кагана верных и правдивых советников, власть попала в руки людей нечестивых. Затем были развращены судьи, которые должны были отстаивать перед народом правду, но вместо этого побратались с лицемерами и ворами; обилие вина породило пьянство, и авары, ослабев физически, потеряли и рассудок. Наконец, пошло увлечение торговлей: авары стали торгашами, один обманывал другого, брат продавал брата. Это и стало источником нашего постыдного несчастья». Поэтому лучшее, что имеет аварский народ – это религия Единобожия (ислам), история, полирелигиозная культура, деяния великих предков, а также многовековой повседневный духовный и материальный труд и молитва простого горского народа, что является хранителем очагов Кавказа, духом, плотью и кровью Дагестана и Аварии.

Ава́рцы (самоназвание - аварал , ма’арулал )- крупнейший народ современного .

Населяют бо́льшую часть горной части Дагестана, а отчасти и равнины (Буйнакский, Хасавъюртовский и др. районы). Помимо Дагестана, проживают в , и других субъектах , а также в (главным образом, Белоканский и Закатальский районы), (кварельские аварцы) и . За пределами России наиболее многочисленой аварской диаспорой является диаспора в Турции (примерно 20 поселений). Исконная область расселения аварцев в Дагестане - бассейны рек Аварское и Андийское Койсу, Каракойсу.

Язык

В пределах России среди аварцев широко распространён (к началу русским языком владели более 60 % дагестанских аварцев). Аварцы Хасавюртовского и Буйнакского районов Дагестана, как правило, свободно изъясняются на . Умение говорить и понимать по-тюркски среди аварцев прослеживается, отчасти, и за пределами этих районов, так как тюркский язык в равнинном Дагестане на протяжении многих веков выступал в роли языка-макропосредника. Этнические аварцы, проживающие в Турции и Азербайджане владеют, соответственно, - турецким и азербайджанским на уровне родного.

Религия

Верующие аварцы - премущественно -сунниты шафиитского толка. Однако, как известно из многочисленных источников, аварское государство (VI-XIII вв.) было преимущественно христианским (). В горах Аварии до сих пор сохранились развалины христианских и . Наиболее известной христианской достопримечательностью является храм в селе Датуна (Шамильский район), возведённый в в. Вблизи сёл Урада, Тидиб, Хунзах, Галла, Тинди, Кванада, Ругуджа и др. археологами обнаружены типично христианские могильники VIII-X вв. Начав в середине в. первые шаги на территории Дагестана, в районе Дербента, исламская религия медленно, но систематически расширяла ареал своего влияния, охватывая одно владение за другим, пока не проникла в в. в самые отдалённые районы Дагестана. Согласно историческим преданиям, какая-то незначительная часть аварцев до обращения в ислам исповедовала . Упоминается также некий Žuhut-khan (то есть "еврейский хан"), правивший якобы в Анди. Дагестанские учёные расценивают эти смутные и отрывочные сведения как отголоски воспоминаний о длительных контактах с хазарами. Среди образцов резьбы по камню в Аварии можно изредка встретить "звёзды Давида", что однако не может служить доказательством в пользу того, что упомянутые изображения делали именно иудаисты.

Происхождение и история

Хунз - кавказские хуны «Земли Трона»

Возможно, одними из предков аварцев были, проживавшие в эпоху на территории современного Дагестана, в том числе и там, где в средневековый период локализована Авария, племена сильвов и андаков. По, крайней мере, именно эти этнонимы наиболее корректно передают названия позднейших аварских родоплеменных группировок и политических объединений. В литературе встречается также мнение о том, что аварцы произошли от легов, гелов и каспиев, однако эти утверждения носят умозрительный характер. Ни в аварском языке, ни в аварской топонимике нет никаких лексем, которые можно было увязать с легами, гелами или каспиями, а сами аварцы никогда не идентифицировали себя с перечисленными племенами. Что же касается, например, слова «лег», то в аварском языке это обозначение «зависимого, рабского сословия» (лагъ - «раб, холоп»). Кроме того, у легов есть прямые потомки - Дагестана. Каспии же, согласно античным источникам, жили не в горах, а на побережье Каспия. Вместе с тем, на протяжении всей истории аварского народа, его политическим, духовно-культурным центром была территория нынешнего Хунзахского района, с одноимённым населённым пунктом, который переводится с аварского как «у хунов». Хунзах - столица «земли трона» («ард ас-сарир») и «провинции Авар» («вилайат Авар») средневековых источников.

Антропология

Согласно Гаджиеву А. Г. для большей части аваро-андо-цезов характерен западный вариант кавкасионского балкано-кавказской (памиро-альпийской) . Отличительными особенностями западно-кавкасионского варианта являются: большая длина тела, лицо широкое, высокое и среднепрофилированное, высота носа большая при малой ширине, преобладают выпуклые формы профиля спинки носа, кончик носа и основание представлены преимущественно опушенным вариантом. Волосы преимущественно темно-каштановые, встречается небольшая примесь темно-русых и рыжих волос. В цвете глазной радужины преобладают смешанные оттенки. Отмечается значительный процент светлых глаз. Кожа очень светлая. Данные возрастной антропологии фиксируют наличие у аваро-андо-цезской популяции в детстве более высокого процента наличия каштановых, рыжих и русых волос, чем в юношеском возрасте.

Кавкасионский тип некоторые ученые считают конечным результатом трансформации каспийского типа в условиях высокогорной изоляции. По их мнению, формирование кавкасионского типа в Дагестане относится к до н.э. Рассматривая проблему происхождения кавкасионского типа, академик отметил: «Теоретические споры вокруг проблемы происхождения этого типа привели к более или менее однозначному решению вопроса и его древности: он формировался автохтонно в составе местного населения центрального предгорного Кавказского хребта не позже, чем в эпоху бронзы, а может быть, и в более раннее время». Однако существует и другая, - более обоснованная и распространённая точка зрения, согласно которой, каспийский антропологический тип не имеет прямого отношения к кавкасионскому, являясь несколько депигментированным в результате смешения с кавкасионцами ответвлением индо-памирской расы. Следует подчеркнуть, что в Дагестане, начиная с советского периода безраздельно господствует официальная идеологическая установка (напоминающая дагестанский вариант «югославизма»), сводящаяся к активной пропаганде «исключительной близости» (в заведомо преувеличиваемой форме) всех дагестанцев друг другу, что нередко служит удобным оправданием для подавления национальной самобытности и связанного с ней стремления к возрождению утерянной этногосударственности. Тот же Алексеев В. П., например, в свидетельствовал: «Каспийская комбинация признаков ни у одного из дагестанских народов не выражена в чистом виде, можно говорить лишь о её более или менее заметной примеси, преимущественно в составе народов группы и . По его мнению, - территория Дагестана не входила в зону формирования каспийской группы популяции; очевидно она распространилась с юга вдоль побережья по равнинным и предгорным районам Дагестана и только по долинам Самура и Чирах-Чая представители этой группы проникли высоко в горы.

Дебец Г. Ф. засвидетельствовал сходство кавкасионского антропологического типа с древним населением Восточно-Европейской равнины и далее вплоть до , высказав при этом мысль о проникновении предков кавкасионского типа в области их современного расселения с севера.

О значении этнонима авар

Ма"арулал

По мнению лингвиста-кавказоведа Микаилова К. Ш., отождествление этнического термина ма"арулал с аварским словом ме"ер «гора» не выдерживает критики и является ничем иным как плодом народной этимологии. Широко распространённое и безоговорочно воспринимаемое многими мнение о том, - пишет Казбек Микаилов, «что основа магIарулал происходит от аварского же мегIер „гора“, а магIарул-ал „аварцы“, мол, естественно, означает „горцы“, „жители гор“. Забывая, правда, при этом, что соседями аварцев-горцев являются такие же, как и они народы. Там и лакцы, и андийские и цезские народности, и арчинцы, и даргинцы. То есть все - горцы . Значит, признак проживания, обитания в горах для этого случая не является релевантным, выделяющим, противопоставляющим, важным». В свою очередь Абдуллаев И. Х., на основании детального структурно-морфологического анализа лакского этнонимического термина для аварцев - „ярусса“ приходит к увязке корневого элемента яр < *ял с понятием „верх, верхний“ именно в социальном значении, то есть «хунзахцев стали называть по правителемя („верховные“), резиденция которых была в Хунзахе, а возникшее местное название Ярттащи , появление которого связано с верховными правителями и их местопребыванием, с течением времени стало ассоциироваться с хунзахцами, их обществом и самим аулом. В дальнейшем появляется и параллельная, но более этнонимичная форма ярусса , перешедшая на всех аварцев». С ним поностью согласен историк Б. М. Атаев.

Продолжая эту же тему, исследователи сев.-кавказско- изоглосс высказывают серьёзное сомнение по поводу корректности тюркской этимологии элемента даг (dağ , дагъ) в названии «Дагестан». По их мнению, Даг-е-стан первоначально никак не был связан с тюркским (огузским) дагъ „гора“ и свидетельством тому следующие лексические соответствия: аварское тIох (t.oχ) "крыша, матерчатый верх головного убора, вершина" (t.ałhi "господство, верховенство"), чеченское тхов (tχov), цахурское даха (daχa) "крыша"; сюда же - древнегреческое thakos "трон, местопребывание, жилище", латинское tektum, немецкое Dach "крыша", Dekke "покрышка, покров, потолок", tag венец, tağ "купол, свод", taχt "трон". Для вышеприведённых нахско-дагестанских лексем в кавказоведении существует их доказанная исконность, в связи с чем не может быть и речи о возможном их заимствовании из тюркских языков. Арабское средневековое обозначение Аварии также «Земля Трона», а вовсе не «Страна Гор».

Государственные образования

Территория, населённая аварцами называлась Сарир (Серир). Первые упоминания об этом владении относятся к VI в. На севере и северо-западе Сарир граничил с аланами и хазарами. Наличие общей границы между Сариром и Аланией подчёркивает и ал-Масуди. Сарир достиг наивысшего расцвета в - вв., являясь крупным политичеким образованием Северо-Восточного Кавказа. Его правители и основная часть населения в этот период исповедовали . Арабский географ и путешественник (X в.) сообщает, что царя Сарира зовут «Авар» (Auhar). С X в. прослеживаются тесные контакты Сарира с Аланией, сложившиеся, вероятно, на почве. Между правителями двух стран был заключён договор, и они взаимно отдали друг за друга сестёр. С точки зрения мусульманской географии Сарир как христианское государство находился в орбите . Ал-Истахри сообщает: «…В государство Рум входят пределы… Рус, Сарир, Алан, Арман и все другие, кто исповедует христианство». Отношения Сарира с соседними исламскими эмиратами и были напряжёнными и с обеих сторон изобиловали частыми конфликтами. Однако, в конечном счёте, Сариру удалось нейтрализовать опасность исходившую оттуда и даже вмешиваться во внутренние дела Дербента, оказывая поддержку, по-своему усмотрению, той или иной оппозиции. К началу Сарир в результате внутренних распрей, а также складывания широкого антихристианского фронта в Дагестане, повлекшего за собой экономичекую блокаду, распался, и христианство оказалось постепенно вытеснено исламом. Дошедшие до нас имена царей Сарира, как правило, - сирийско-иранского происхождения.

Территория Аварии в отличие от остального Дагестана не была затронута монгольским нашествием . В период первого похода монгольских отрядов во главе с Джебе и Субудаем на Дагестан ( г.) сарирцы приняли активное участие в борьбе против врага монголов хорезмшаха Джалал ад-Дина и его союзников - . События, связанные со вторым походом, происходили следуюшим образом: весной года от огромного войска, осаждавшего в предгорьях Центрального Кавказа столицу , отделился сильный отряд под командованием Букдая. Пройдя Северный и Приморский Дагестан, он свернул в районе Дербента в горы и к осени дошёл до села Рича. Оно было взято и уничтожено, о чём свидетельсвуют также эпиграфические памятники этого селения. Затем монголы прошли в земли лакцев и зимой г. овладели их главным опорным пунктом - селом Кумух. Далее, по сообщению Рашид-ад-Дина известно, что монголы дошли до «области Авир» - это Аварская земля. Однако каких-либо сведений о враждебных отношениях монголов Букдая по отношению к аварцам нет. По мнению современного исследователя , правители способствовали расширению границ Аварии, возложив на неё роль сборщика с многочисленных покорённых на Кавказе народов: «Изначально установившиеся мирные взаимоотношения между монголами и Аварией могут быть связаны и с исторической памятью монголов. Они, очевидно, имели информацию о воинственном Аварском каганате, сложившемся в IV в. на древней территории … Возможно, сознание единства прародины двух народов и определило лояльное отношение монголов к аварам, которых они могли воспринять как древних соплеменников, оказавшихся на Кавказе задолго до них… С покровительством монголов, очевидно, следует связывать и отмеченное в источниках резкое расширение границ государства и развитие хозяйственной деятельности в Аварии… Об этом можно судить и из сообщений Хамдуллы Казвини, который отмечает о довольно обширных размерах Аварии в начале XIV в. (протяжённостью якобы в один месяц пути), объединявшей равнинные и горные районы».

Экспансия XVI-XVII вв.

XVI-XVII вв. характеризуются процессами усиления феодальных отношений в Аварском нуцальстве. В территориальном отношении оно было довольно обширным: южная граница проходила по реке Аварское Койсу, а северная доходила до реки . В этот период продолжалось интенсивное переселение аварцев в Джаро-Белоканы. Используя благоприятный момент ослабления, а затем и распад шамхальства, аварские ханы подчинили своей власти соседние сельские общины багвалинцев, чамалинцев, тиндинцев и других, за счёт которых значительно расширили свою территорию. Наибольших успехов в этом достиг Умма-хан Аварский (по-прозвищу «Бешеный»), правивший в 1774-1801 гг. При нём нуцальство расширило свои границы как за счёт подчинения аварских «вольных обществ», так и за счёт соседней чеченской территории (прежде всего общества Чеберлой). При правлении Умма-хана Аварскому ханству дань платили грузинский царь , дербентский, кубинский, шекинский, бакинский, ширванский ханы, а также вассал Турции - паша Ахалцихский. Во время военных действий союзные с хунзахским ханом общества обязаны были поставлять войско и обеспечивать его всем необходимым. Говоря о Умма-хане, Ковалевский С. С. отмечает, что он - человек больших предприятий, отважности и храбрости. Собственное его владение было небольшое, но влияние на окрестные народы «весьма сильное, так что он представляет собою как бы повелителя Дагестана». По свидетельству Я. Костенецкого, «Авария не только владела многими, теперь от неё уже зависимыми обществами, но и была единственной повелительницей в этой части гор, и от ханов её трепетали все соседи.

Вхождение в состав России

Конец священной войны

Царизм же не преминул извлечь ошибки из своих неудач и в корне поменял тактику, временно отказавшись от политики жёсткого колониального гнёта. В таких условиях мюридистские лозунги о необходимости ведения „священной войны“ с Россией до последнего подростка, способного держать в руках оружие, не считаясь при этом ни с какими жертвами, ни с какими потерями, - стали восприниматься горцами как сумасбродные и гибельные. Авторитет Шамиля и его наибов стал таять. Шамилю нередко приходилось воевать не только с русскими, но и со своими „фрондёрами“. Так, часть аварцев (прежде всего,- хунзахцы и чохцы) сражалась на стороне России в подразделениях горской милиции и дагестанском конном полку. После капитуляции Шамиля все аварские земли были включены в состав Дагестанской области. В г. Аварское ханство ликвидировано, на его территории образован Аварский округ. Справедливости ради, следует отметить, что несмотря на жестокие, бесчеловечные методы царского коммандования, применявшиеся ими в ходе поддавления национально-освободительного движения горцев Дагестана и Чечни, царская Россия, тем не менее, насколько это было возможным, в целом, не трогала национально-религиозных традиций этих народов. По отношению же к аварцам в Дагестане имеются многочисленные факты, свидетельствующие о наделении их такими льготами и привилегиями, которыми было обделено даже подавляющее большинство самих русских. В частности, это касается быстрого предоставления высоких воинских наград, званий, чинов. Пленённому Шамилю со стороны царя были оказаны максимальные почести. Царская администрация и русские военачальники очень высоко отзывались о Шамиля как о мужественной и порядочной личности, подчёркивали его незаурядный талант полководца и политика. Аварцы при императоре входили в состав лейб-гвардейских подразделений царского конвоя, в том числе несли караульную службу в дворцовых покоях монаршьей семьи.

К началу Кавказской войны в Дагестане жило около 200 тысяч аварцев, а на территории Чечни более 150 тысяч чеченцев. Войны с Российской империей привели к тому, что аварцев и чеченцев к концу Кавказской войны осталось менее половины. В 1897 г., - по истечении 18 лет после окончания войны, - численность аварцев достигла лишь 158, 6 тысяч человек. В 1926 году аварцев в Дагестане насчитывалось 184, 7 тыс. человек. Исследователями подсчитано, что, если бы не было вообще Кавказской войны, колониальной интервенции и геноцида со стороны Российской империи, то к 1860 г. численность аварцев составила бы свыше 600 тыс. человек, а нынешняя численность могла быть достигнута к 1895 году. Одним из последствий Кавказской войны стала также эмиграция дагестанцев в Османскую империю. Царская администрация поначалу даже поощряла это явление, но после того как эмиграция стала из года в год приобретать характер массового и даже, - полного - исхода аварского народа в Турцию, то ей стали спешно препятствовать. Царизм с одной стороны не мог заселить аварские горы , а с другой оказался свидетелем использования Османской империей северокавказского этнического элемента в качестве ударных войсковых соединений против своих внутренних и внешних врагов.

В составе СССР

Традиционный образ жизни

В основе социальной организации народа лежала сельская община, состоявшая из кровнородственных объединений - тухумов; члены общины являлись частными собственниками, но в то же время и совладельцами собственности общины (пастбищ, лесов и др.). Средняя община включала 110-120 дворов. Главой общины был старейшина (с конца - старшина), избиравшийся на сельском сходе (джамаате) всем мужским населением старше 15 лет. К концу роль сельских общин в жизни аварцев заметно снизилась; старшины находились под сильным давлением российских властей.

Традиционное поселение аварцев - , состоящая из плотно прилегающих друг к другу домов (каменных, с плоской крышей, обычно двух- или трёхэтажных) и боевых башен. Все поселения ориентированы на юг. В центре поселений обычно устраивалась площадь, являвшаяся местом общественного схода; здесь же, как правило, располагалась . Жизнь аварской семьи почти всегда протекала в одной комнате, имевшей существенно бо́льшие размеры сравнительно с другими помещениями. Важнейшим элементом комнаты был очаг, находившийся в её центре. Украшением комнаты являлся также столб с орнаментом. В настоящее время интерьер жилищ аварцев близок к городским квартирам.

Наиболее популярной и типично аварской символикой в Дагестане считаются свастики, прежде всего - спиралевидной формы и с округло загнутыми краями, а также мальтийские кресты, в большом количестве встречающиеся на резных камнях, старинных коврах и женских украшениях. Заслуживает упоминания и то, что хунзахские ханы нередко использовали в качестве государственной эмблемы (в том числе - на стягах) изображение «волка со штандартом», а андийцы, - «орла с саблей».

XX века усилилась зональная специализация сельского хозяйства; так, в горах упало значение земледелия. Аварцы заняты также в промышленности и сфере услуг.

В прошлом, весь аварский народ, за исключением зависимого сословия, представлял «бо» (< *bar < * "war ) - вооружённое ополчение, народ-войско. Это обстоятельство предъявляло высокие требования к духовно-физической подготовке каждого потенциального «бодулав» (то есть «военнообязанного», «ополченца»), и, естественно, сказалось на культивировании среди аварской молодёжи таких видов единоборств без оружия как «хатбай» - разновидность спортивной драки, практиковавшей удары ладонями, «мелигъдун» (поединки с применением шеста, вкупе с ударной техникой ног) и борьбы на поясах. Впоследствии все они были вытеснены, в основном, вольной борьбой и восточными единоборствами, ставшими для аварцев подлинно национальными и весьма престижными видами спорта.

Выдающиеся аварцы

Одной из наиболее ярких фигур в истории аварского народа является - уроженец села Гимры, Унцукульского района Аварии (1797-1871). В качестве выдающихся аварцев достойны упоминания также следующие лица: правители Суракат, Умма-хан «Справедливый» и Умма-хан «Бешеный», имамы Гази-Мухаммед и Гамзат-бек, наибы Шамиля Хаджи-Мурад и Мухаммед-Амин Асиялав, генерал царской армии , учёные-арабисты Мухаммед Мусалав-Кудутлинский, Абубакар Аймакинский, шейх Узун-Хаджи Салтинский, внук имама Шамиля Саид Шамиль, фельдмаршал Османской империи Фазиль-паша Дагестанлы, имам Нажмудин Гоцинский, художник-политэмигрант Халил-Бек Мусаясул (Halil Beg Mussayassul , снискавший в нацистской Германии восторженную оценку как талантливый творец «истинно арийского искусства», был лично знаком с и ), генерал-полковник советской армии Магомед Танкаев, турецкий герой корейской войны 1950-1953 гг., удостоенный высокими наградами Министерства Обороны США и благодарностью от Правительства США, - Хаджи Алтынэр (чей портрет запечатлён на почтовых марках), турецкий генерал Мехди Сунгур, турецкие учёные-богословы Шерефеддин из Кикуни, Омер Зияудин Бинатлы, министр госбезопасности Турции Мехмет Гёльхан, генерал-майор КГБ Омар Муртазалиев, генерал советской армии Магомед Гитинамагомедов, профессиональные борцы греко-римкого стиля Магомед-Мама Махтилаев «Сали-Сулейман» из Телетля (по-прозвищу «Лев Дагестана», чемпион мира) и 207 сантиметровый атлет Осман из Кикуни (победитель Ивана Поддубного), пятикратный чемпион мира по вольной борьбе Али Алиев, золотые призёры Олимпийских игр по вольной борьбе Мустафа Дагестанлы (также четырёхкратный чемпион мира),Загалав Абдулбеков,Хаджимурад Магомедов, Мурад Умаханов, Сагид Муртазалиев, Мавлет Батыров, чемпион мира по дзю-до Абдулгаджи Баркалаев, двукратный чемпион мира по профессиональной борьбе Магомедхан Гамзатханов («Волк-хан»), золотой призёр Олимпийских игр по боксу Гайдарбек Гайдарбеков, чемпион мира среди профессионалов по боксу Султан Ибрагимов, чемпион мира по тайскому боксу Магомед Исмаилов, чемпион мира по боям без правил Ибрагим Магомедов, космонавт-испытатель МАП СССР и заслуженный лётчик-испытатель РФ Магомед Толбоев, поэты Бегилав из Гергебиля, Эльдарилав из Ругуджа, Чанка из Батлаича, Гамзат из Цада, Адалло Али, турецкий журналист и прозаик Эртугрул Шевкет Авароглу.

Литература

Использованная литература

  • Агларов М. А. Сельская община в Нагорном Дагестане в XVII - начале XIX в. - М.: Наука, 1988
  • Агларов М. А. Андийцы. - Махачкала: ЮПИТЕР, 2002
  • Айтберов Т. М. И аварский язык нуждается в государственной поддержке // Журнал «Народы Дагестана». 2002. №5. С. 33 - 34
  • Алексеев М. Е. , Атаев В. М. Аварский язык. - М.: Academia, 1998. С. 23
  • Алексеев В. П. Происхождение народов Кавказа - М.: Наука, 1974.
  • Алародии (этногенетические исследования) / Отв. ред. Агларов М. А. - Махачкала: ДНЦ РАН ИИАЭ, 1995
  • Атаев Б. М. Аварцы: история, язык, письменность. - Махачкала: АБМ - Экспресс, 1996
  • Гаджиев А. Г. Происхождение народов Дагестана (по данным антропологии). - Махачкала, 1965. С. 46
  • Гёкбёрю Мухаммед. «О великий Аллах, ты яви нам Серого Волка...» // Журнал «Наш Дагестан». 1993. №165 - 166. С. 8
  • Дадаев Юсуп. Государственный язык Имамата // Журнал «Ахульго», 2000. №4. С. 61
  • Дебец Г.Ф. Антропологические исследования в Дагестане // Труды Ин-та этнографии АНСССР. XXXIII. - М., 1956
  • Дебиров П. М. Резьба по камню в Дагестане. - М.: Наука, 1966. С. 106-107
  • Дьяконов И. М., Старостин С. А. Хуррито-урартские и восточно-кавказские языки // Древний Восток: этнокультурные связи. - М.: Наука, 1988
  • Иоанн Галонифонтибус . Сведения о народах Кавказа (1404 г.). - Баку, 1980
  • Магомедов Абдулла. Дагестан и дагестанцы в мире. - Махачкала: Юпитер, 1994
  • Магомеддадаев Aмирхан. Эмиграция дагестанцев в Османскую империю (История и современность). Махачкала: ДНЦ РАН, 2001. Книга II
  • Магомедов Мурад. Походы монголо-татар в горный Дагестан // История аварцев. - Махачкала: ДГУ, 2005. С. 124
  • Муртузалиев Ахмед. Маршалл Мухаммад Фазиль-паша Дагестанлы // Журнал «Наш Дагестан». - 1995. №№176 - 177. С. 22
  • Мусаев М. З. К истокам фрако-дакийской цивилизации // Журнал «Наш Дагестан», 2001 - 2002. №№№ 202 - 204. С. 32
  • МухIаммадова Майсарат. Аваразул бихьиназ цIар рагIараб Дагъистан (Аварскими мужчинами прославленный Дагестан). - Махачкала: Юпитер, 1999
  • Тахнаева П. И. Христианская культура средневековой Аварии. - Махачкала: ЭПОХА, 2004.
  • Халилов А. М. Национально-освободительное движение горцев Северного Кавказа под предводительством Шамиля. - Махачкала: Дагучпедгиз, 1991
  • Четинбаш Мехди Нюзхет. След кавказского орла: последний Шамиль // Журнал «Наш Дагестан». 1995. №№178 - 179 - 180. С. 36
  • Nikolajev S. L., Starostin S. A. A North Caucasian Ethymological Dictionary. - Moscow, 1994

Медиа:Sljozy serdca Gamzalav.ogg

Медиа:Avaristan.ogg

Включайся в дискуссию
Читайте также
Йошта рецепты Ягоды йошты что можно приготовить на зиму
Каково значение кровеносной системы
Разделка говядины: что выбрать и как готовить?