Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Антропонимика – наука о личных именах. Антропонимика в современном мире Наука изучающая личные имена людей

Архипова Татьяна

Исследовательская работа была представлена на районной научно-практической конференции

Скачать:

Предварительный просмотр:

  1. Введение
  1. Какие бывают имена. Из истории имен
  1. Имена, рожденные эпохой

5. Заключение

6. Литература

Введение

Выбор имени для появившегося на свет человека – очень важный и ответственный шаг. С этим именем человек проживает всю свою жизнь, оно становится неотъемлемой частью его личности. Задавая такой вопрос себе, я и определила тему научной работы «Секрет имени».

Цель работы: изучение происхождения имен, их влияние на судьбу людей.

Задачи исследования:

  1. Сделать краткий анализ значения русских имен.
  2. Изучить материал по антропонимике – науке, которая занимается изучением собственных имен, относящихся к людям.
  3. Определить имена – лидеры и наиболее популярные имена.
  4. Исследовать происхождение личных имен
  5. Исторический экскурс в историю происхождения

В своей работе я использовала такие методы исследования, как частично-поисковый, статический, количественный. Мной были сделаны диагностические исследования. Работа связана с историей, этнографией, расширяет также связи с демографией.

Объект исследования – современные личные имена в жизни людей.

Предмет исследования – личные имена. Роль личных имен.

Актуальность и практическая значимость темы объясняется повышенным интересом к данной проблеме при выборе имени родившегося ребенка, желанием будущих родителей через имя определить жизненный путь своего наследника. Имена призваны оберегать и приносить счастье. Изучение личных имен носит социальный характер.

Какие бывают имена. Из истории имен.

Попадая в мир русских слов, начиная изучать русский язык, мы одновременно оказываемся и в необычном мире имен и названий, которые употребляются в русской речи. Человека с детства окружают имена, через них он, как и через другие источники познает мир. Очень важно, чтобы он знал их происхождение, смысл и значение.

Наука, изучающая имена людей, фамилии, отчества, псевдонимы, называется антропонимика. Основой этого термина являются греческие слова anthropos - «человек» и onyma- «имя». Антропонимика является одной из разновидностей специального раздела – ономастики, название которой переводится с греческого как «искусство давать имена»

Имена людей – это часть истории народов. В одних случаях человек характеризовался по каким-либо внешним признакам, в других – по положению в семье, по отношению к нему родственников, а иногда по роду его занятий. Например, малыша, родившегося зимой, могли назвать Морозом. С пожеланиями красоты, доброты и других качеств связаны имена Красава, Добрыня. И наоборот, довольно распространенными именами были с нашей точки зрения ругательные – Дурак, Некрас, Волк. Так наши далекие предки пытались обмануть нечистую силу, сберечь от нее детей некрасивыми именами.

Вот несколько имен характеристик:

По внешности – Мал, Бел, Косой, Рябой, Кудряш, Черныш, Некраса, Милава, Чернуха;

По характеру – Добрыня, Храбр, Горд, Молчун, Баян, Умник, Дурак, Несмеяна, Досада, Добрава;

По профессии – Кожемяка, Селянин и др.

В Древней Руси до Х века никакой разницы между именем и прозвищем не было. Выбор имени в те далекие времена зависел от желания отца и матери. Если родители хотели, чтобы их дочь была во всем победительницей, то они называли ее Викторией, что в переводе с латинского: «победа». Эти имена, так называемые имена талисманы действуют на людей благодаря своему значению. Родители называли своих детей в честь великих деятелей, ученых, царей и цариц. Также необходимо отметить, что имена в древней Руси образовывались способом сложения нескольких слов, например: Ростислав, Святослав, Станислав, Ярослав. Буквально эти имена означают: Ростислав – да умножится твоя слава. Святослав – освященный славой; Станислав – ставший славным; Ярослав – блистающий славой.

В 988 г. князь Владимир Красное Солнышко дал согласие императору Византии на крещение Руси. Священники, стоя на берегу, осеняли каждого крестом и давали новое имя. Так Жданы и Храбры, Рыжуны и Малюты становились Василиями и Кириллами, Аннами и Евдокиями.

Я попробовала отследить, каким был и каким стал русский именослов.

Любое слово, которым именовали человека, окружающие начинали воспринимать как его личное имя, и, следовательно, любое слово могло стать именем.

Древние русские имена были своеобразными характеристиками людей. Имя давалось человеку как, примета, по которой можно было выделить его из семьи или рода.

С принятием христианства многие древнерусские имена были вытеснены так называемыми календарными, поскольку имя ребенку стали давать по святцам. А святцы предлагали древнегреческие, латинские, древнееврейские по происхождению имена. Характерной особенностью русских календарей является малое количество женских имен. Это объясняется тем, что в календарь попадали главным образом имена служителей и хранителей веры, которыми, как правило, были мужчины. Именной состав старых календарей был богат мужскими именами – около 900. Женских же насчитывалось не более 250.

В дореволюционной России давались только церковные имена в честь святых православной церкви. Эти имена употреблялись в конкретной социальной среде.

В XVIII в крестьянских семьях девочек называли следующими именами: Василиса, Федосья, Фекла, Мавра. Яркий пример тому – повесть А.С.Пушкина «Барышня-крестьянка». Именем Акулина молодая барышня называет себя по той причине, что имя было употребительно именно в крестьянской среде. Ну, а если девочка родилась в семье дворян, она получала такое имя, которое было неупотребительно у крестьянок: Ольга, Екатерина, Елизавета, Александра, Татьяна. Кстати, благодаря А.С.Пушкину и его роману «Евгений Онегин» имя Татьяна получило вторую жизнь, так как оно уже все реже и реже появлялось в дворянских семьях.

Календарные имена Мария, так же как и Иван были самыми популярными в России. В XVIII – XIX веках каждая 10 -15 женщина носила имя Мария.

Имена, рожденные эпохой

Резкое увеличение числа женских и мужских имен произошло после революции 1917 года в результате отмены акта крещения, когда помимо церковного списка ни одно имя не допускалось. Революция уничтожила этот запрет, предоставив всем право свободно выбирать имя. Например, «Отрывной календарь Северо-Западного Промбюро» в 1925 году включал следующие памятные даты и связанные с ними имена:

  1. 7 февраля (1478 г., родился автор «Утопии» Томас Мор) – предложены имена Мора и Томас ;
  2. 25 февраля (1799 г., учреждение Медико-хирургической академии в Санкт-Петербурге) – имя Академа ;
  3. 31 мая (1918 г., Постановление об обязательном совместном обучении) – имена Наука и Луначар .

В 20е годы хлынул поток новых имен, среди которых Октябрина (в честь Октября) , Марлена (сложение имен Маркс и Ленин) , Рев и Люция (от революция ), Донара (дочь народа ), Ким (сложение первых букв словосочетания Коммунистический интернационал молодежи ), Динэра («дитя новой эры »), Райтия (районная типография ), Красарма (Красная Армия) Многие из имен образовались из нарицательных слов: Новелла, Трактор, Граната, Облигация, Баррикада.

Иногда имена создавались из букв целой фразы, например Лагшмивара (лагерь Шмидта в Арктике), Даздраперма (Да здравствует Первое мая!)

Создавались и «полуновые» имена, например новый смысл был вложен в имя Майя (в честь Первого мая), в то время как на самом деле это было имя мифической богини земли, праздники в честь которой дали название месяцу маю.

В 1934 году на борту парохода «Челюскин» во время плавания по Северному морскому пути родилась девочка, которой было дано имя Карина. Пароход находился в это время в Карском море, и название моря отразилось в имени.

Сравнительная статистика имен

В 1920 – 1930-х г.г. наиболее часто давали имя Николай, Василий, Алексей, Георгий, Иван. Среди женских имен наибольшей популярностью пользовалось имя Мария, затем Александра, Ольга, Екатерина, Елена.

В 1940 – 1950-х г.г. на первом месте имя Владимир, за ним идут Юрий, Анатолий. Довольно часто встречаются Виктор, Николай, Борис, Александр. Появились имена Олег, Евгений, Сергей. Среди женских имен излюбленным становится Наталья, за ним идут Людмила, Татьяна.

В 1970-х годах среди мужских имен лидируют имена Александр, Андрей, Сергей, Олег, Дмитрий. Этими именами была названа половина родившихся мальчиков.

Самым популярным женским именем стало имя Елена.

В 1980-х годах именем-фаворитом снова становится Александр. Часто встречаются имена Дмитрий, Денис, Алексей. Часто девочек стали называть Аннами, Натальями, Маринами.

Я попыталась выяснить какие самые распространенные имена в нашем поселке. Изучив личные карточки жителей в поселковом совете, я узнала, что самое распространенное мужское имя – Александр, за ним следуют имена Сергей, Алексей и Андрей. У женщин наиболее часто встречается имя Наталья, а также Татьяна и Елена. Эти имена наиболее распространены среди людей, родившихся в 60-80-е годы.

В школе больше мальчиков с именами Дмитрий, Алексей, Андрей, Максим и Сергей, а девочек с именами Анастасия, Дарья, Марина и Анна.

В 2000-е годы в нашем поселке все чаще стали давать детям имена, которые не встречались или встречались очень редко в 50-90-е гг.: Степан, Глеб, Арсений, Яков, Матвей, Даниил, Полина, Софья, Ульяна, Ксения, Анастасия, Дарья.

Заключение

Частота употребления разных имен неодинакова. Теперь, как и раньше, некоторые имена встречаются очень часто, иные реже, есть и совсем редкие, малоизвестные имена.

Число имен, употребляемых для именования в наши дни, сравнительно невелико, и оно никак не может удовлетворить запросы растущего населения. Поэтому важно не упускать из виду некоторые разряды имен, которые либо забыты, либо вышли из обихода по разным причинам, либо малоизвестны.

Имена, как и все на свете, имеют свою историю. Они возникают, изменяются и исчезают. История русских имен тесно связана с историей народа и его языком.

Изучив данную проблему, я сделала вывод, что в современном мире выбор имени зависит:

Во-первых, наиболее распространенными являются случаи выбора имени в честь родственников;

Во-вторых, благозвучие имени и соотнесенность его с отчеством, фамилией;

В-третьих, случаи употребления редких и своеобразных имен.

Реже выбор имени зависит от случая.

Список использованной литературы

  1. Бондаренко Э.О. Праздники христианской Руси; Русский народный календарь. – Калининград: Кн. Изд-во, 1995.
  2. Горбаневский М.В. В мире имен и названий. – М.: Знание, 1983.
  3. Грушко Е., Медведев Ю. Словарь имен. – Н.Новгород: Русский купец; Братья славяне, 1996.
  4. Имя – судьба: Книга для родителей и крестных. – М.: Современный писатель, 1993.
  5. Никонов В.А. Ищем имя. – М.: Сов. Россия, 1988.
  6. Подари себе праздник: Энциклопедия. – Донецк: ИКФ «Сталкер», 1996.
  7. Суслова А.В., Суперанская А.В. О русских именах. – Изд. 2-е, испр. и доп. – Л., Лениздат, 1991
  8. Кторова А. Что в имени тебе моем…// Знание – сила. -2000. -№7. – С. 125-127.
  9. Суперанская А. Женские имена // Наука и жизнь – 1991. - №7 – С.77-78
  10. Суперанская А. Имя и культура // Наука и жизнь. – 1991. - №11 – С.79-85.

Районная научно-практическая

конференция школьников

в области языкознания

Исследовательская работа

Выполнила: ученица 9 класса

МОУ СОШ ж.д. ст. Бам

Архипова Татьяна

Руководитель:

Криничная Наталья Николаевна

от греческого antropos - человек и onyma - имя), раздел ономастики, изучающий происхождение, изменение, географическое распространение, социальное функционирование и т. п. собственных имен людей. Данные А. используются в языкознании, истории народов, социологии и др.

Отличное определение

Неполное определение ↓

АНТРОПОНИМИКА

наука об именах людей, так же как и топонимика, является частью ономастики. Другие разделы ономастики - этнонимия (названия племен и народов), космонимия (названия космических объектов), зоонимия (названия животных) и т.п. "Между живущих людей не бывает никто безымянным", - устами одного из своих героев - Алкиноя сказал др.-греч. поэт Гомер.

Назвать имя - значит тотчас вызвать в сознании мысль о том, кто назван. Имя настолько сливается с самим человеком, что на ранних ступенях развития общества имя и его носитель даже отождествлялись. У некоторых народностей С.

Сибири сохранилась вера в то, что имя и душа едины, поэтому родившимся дают имена только умерших родственников. Люди видели необходимость имени, но не понимали, что его власть создана ими самими, и поэтому приписывали ему сверхъестественную силу. Отсюда и некоторые табу (запрет произносить имя могущественного существа), отсюда и суеверные замены своего имени, чтобы враги, узнав настоящее, не повредили ему. А. может служить историческим источникам, помогая выяснить былой этнический состав и миграции населения, датировать и локализовать письменные памятники и т.д. От античной эпохи дошли до нас имена жителей городов С. Причерноморья, по ним чешский ученый Л. Згуста установил, какие народы населяли тогда территорию Ю. Украины. По личным именам он воссоздал древнюю этническую карту Малой Азии. География рус. фамилий позволяет проследить исторические передвижения населения, очаги расселения и его пути. Самоочевидно происхождение таких фамилий, как Тамбовцев, Сибиряков, Костромитин; фамилии с окончаниями на -их, -ых (Косых, Босых, Рыжих, Разумовских и т.п.), как правило, отсутствуют на ближайших к Москве территориях и распространены между Воронежем и Курском, в Северодвинском районе, встречаются в Вятке и Перми, на Урале и Алтае, в Сибири и Забайкалье. Противоположен ареал фамилий с окончанием на -итин: они образованы из названий только близких к Москве городов, входивших в московские владения не позже XV-XVI вв. (Веневитинов, Боровитинов, Вязьмитинов, Болховитинов, Костромитинов, Тверитинов и др.), а также некоторых северных (Лалетин - из Лальска) городов. Другие фамилии доносят до нас забытые значения многих слов, означающих теперь совсем иное, чем прежде, когда они стали основами фамилий: Дворников - от слова "дворник", но не в современном смысле - рабочий по двору, а в значении арендатор.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Национальный исследовательский университет

«Высшая школа экономики - Нижний Новгород»

Факультет гуманитарных наук

Кафедра прикладной лингвистики и межкультурной коммуникации

Реферат

по дисциплине «Введение в языкознание»

Антропонимика (происхождение собственных имен людей)

выполнила студентка группы 12ФПЛ2

Сергеева Мария Александровна

проверила:

к.ф.н., преп. Крылова Л.К.

Нижний Новгород - 2012

Введение

Глава I. Антропонимика как раздел языкознания: понятие, объект изучения, методы исследований.

1.1. Понятие антропонимики. Антропонимика как раздел ономастики. Объект изучения антропонимики.

1.2. Методы антропонимических исследований.

Глава II.Имя собственное: понятие, виды, происхождение.

2.1. Понятие имени собственного. Виды имен собственных.

2.2. Имена людей.

2.3. Происхождение имен людей.

2.3.1. Личное имя.

2.3.2. Отчество.

2.3.3. Фамилия.

2.3.4. Прозвище.

2.3.5. Псевдоним.

2.3.6. Криптоним.

2.3.7. Литературная антропонимика.

2.3.8. Эпоним.

2.3.9. Ономатет.

Заключение

Библиографический список

Введение

В повседневной жизни мы постоянно сталкиваемся с различными наименованиями: с названиями городов, стран, географических и космических объектов, птиц и животных, предметов духовной и материальной культуры, автомобилей, организаций и, конечно же, с именами, отчествами, фамилиями людей.

Имена обрели своё значение еще в древности, когда они стали характеризовать человека или предмет. Для людей того времени имена уже играли большую роль. Назвать имя – это значит представить и узнать конкретного человека, имеющего это имя.

Для того, чтобы понять поведение, манеры, характер человека, необходимо исследовать его имя. Порой оказывается так, что поступки человека очень подробно можно объяснить и понять после изучения его собственного имени. Очень важно понимать, как связаны имя человека и его поведение, темперамент, поэтому будет полезно изучить происхождение личных имен людей в русском языке.



В научной сфере именами занимается наука ономастика , которая делится на различные направления. Для данного исследования важен такой раздел ономастики, как антропонимика . Данное направление уже достаточно хорошо разработано в отечественной научной литературе такими учеными, как Никонов В. А., Суперанская А. В., Тупиков Н.М., Чичагов В.К. и др. Хотелось бы отметить, что в данной работе будет необходимо сослаться на литературу вышеназванных и других российских авторов.

Таким образом, цель данного исследования – изучить происхождение личных имен людей, их роль в жизни людей и выявить связь имени с поведением и характером человека.

Глава I. Антропонимика как раздел языкознания: понятие, объект изучения, методы исследований.

Понятие антропонимики. Антропонимика как раздел ономастики. Объект изучения антропонимики.

Как уже было сказано, антропонимика – это «область изучения происхождения, изменения и т.п. собственных имен людей как раздел ономастики».

Данное направление выделилось из ономастики во второй половине XX в. Эта наука изучает все, связанное с именем: его происхождение, этимологию, а также связь имени с характеристикой качеств человека, национальностью, семьей, родом, сословием, территорией проживания. Тадеуш Милевский, исследователь, польский антрополог, говорил, что в каждом обществе существует своя языковая система антропонимии со своими особенностями, которая образуется одновременно системой языка и правовыми традициями.

Данное направление ономастики имеет свой объект изучения, антропоним . Итак, антропоним- единичное имя собственное или их совокупность, которые идентифицируют человека. В широком смысле антропоним - это имя любого человека: вымышленного или реального. Антропонимы по своему значению и происхождению в совокупности являются обиходными словами. Также хотелось бы отметить, что каждый этнос в свою эпоху имеет свой антропонимико́н , т.е. реестр личных имен. Антропонимией называется cовокупность антропонимов (иногда в более узком смысле под совокупностью антропонимов понимается именослов ). Антропонимия состоит из всех имеющихся или бывших в употреблении личных имен людей. В противоположность антропонимии – понятие именника .

Антропонимика включает в себя изучение таких функций антропонима в человеческой речи, как номинация, идентификация, дифференциация, которые связаны с возрастом, сменой общественного положения или положения в семье, жизнью в окружении людей другой национальности, религией и др.

Методы антропонимических исследований.

В настоящее время существует пять методов антропонимических исследований:

1) Исторический метод (влияние окружающей действительности, ситуаций, событий и людей на формирование личных имен; периодизация антропонимики).

2) Литературный (филологический) метод (исследование текста через его форму и содержание).

3) Метафизический метод (изучение имени как такового и внутренней сущности имени).

4) Региональный метод (формирование имен в зависимости от особенностей региона, в котором проживают люди).

5) Системный метод (рассмотрение имени как системы взаимосвязанных элементов).

Глава II.Имя собственное: понятие, виды, происхождение.

Понятие имени собственного. Виды имен собственных.

В русском языке различают имена собственные и нарицательные. В данной работе необходимо изучить происхождение собственных имен людей.

Ранее упоминалось, что имена собственные – это «присвоенные известному неделимому, какому-нибудь одному отдельному понятию, но не целым группам или классам неделимых, получающим одно общее "нарицательное" имя». Имя собственное связано именно с означаемым, но не имеет отношения непосредственно к понятию.

Во всех европейских и ряде других языков имена собственные пишутся с заглавной буквы. Наука, изучающая имена собственные, называется ономастикой.

Различают следующие типы собственных имен:

1. Имена людей.

2. Названия народов, имена людей и животных (теонимы, зоонимы).

3. Географические названия (ойконимы, гидронимы).

4. Другие названия (названия произведений литературы, названия Интернет-сайтов и др.).

Имена людей.

Актуальным для данного исследования является такой тип имен, как имена людей, который, в свою очередь, также делится на следующие виды:

1) Личное имя - имя, которое дается человеку при рождении.

2) Отчество (патроним) - именование человека, которое образовано от имени, прозвища и т.д. отца или предков по линии отца.

3) Фамилия - имя семьи или рода.

4) Прозвище (кличка) – имя, даваемое человеку неофициально другими людьми.

5) Псевдоним - индивидуальный или групповой – имя, которое используется человеком в какой-либо публичное деятельности вместо настоящего личного имени.

6) Криптоним – подпись, поставленная под произведением вместо имени автора с целью скрытия имени настоящего автора.

7) Литературная антропонимика – своеобразие собственных имен в литературных произведениях.

8) Эпоним - человек(герой произведения, известная личность и т.д.), в честь которого назвали тот или иной предмет.

9) Ономатет – божество или великий человек, который дал имя всему сущему, человеку или предмету.

Итак, существует множество видов имен людей, происхождение которых предстоит изучить.

Происхождение имен людей.

Личное имя.

Мало кто задумывается о значении и происхождении своего имени, однако, узнав, когда и впоследствии чего произошло имя, человек может узнать много нового о себе.

Для начала следует сказать, что выделяются три этапа происхождения русских личных имен:

1. Дохристианский, в это время использовались самобытные имена, которые были созданы на восточнославянской почве средствами древнерусского языка

2. Период после крещения Руси 988г., когда стали насаждаться церковью иноязычные имена, которые были заимствованы византийской церковью от разных народов древности.

3. Новый этап, который начался после Великой Октябрьской Революции 1917г. и был ознаменован проникновением в русский именослов множества заимствованных имен и имятворчеством.

В первый период истории личных имен люди именовывались по любому поводу. Имена отражали качества и свойства людей того времени. В.А. Никонов в книге «Человек и общество» отмечает, что системы личных имен были сложены исторически, и они обусловлены различиями в социальном развитии и различиями в языках.

Имя являлось прозванием и для человека того времени играло большую роль: люди считали, что нельзя никому говорить своё имя, так как кто-нибудь, узнав его, сможет навредить человеку. До крещения Руси люди присваивали имена по порядку появлению ребенка в семье (Второй, Третьяк), цвету волос, кожи (Черныш, Беляк, Белой), характеру, росту, телосложению и т.д.

Суперанская А.В. отмечает, что уже в древние времена сложилась традиция именования ребенка специально созданным именем(эта традиция называется имяславием ). При рождении ребенка присваивались языческие славянские имена, чью этимологию изучив, становится понятно значение имени. Большинство личных имен в дохристианскую эпоху представляли собой двухосновные (сложные) имена, которые состояли из двух корней и связывались соединительными гласными. Как правило, второй частью имени были -мир (большой, славный), -слав (славный), -волод(владеющий). Так, например, имя Владимир означало «владеющий и славный, владеющий миром», имя Святослав – «святой и славный», имя Всеволод – «всем владеющий». Суперанская А.В. в своем «Словаре русских личных имен» пишет, что имена, состоящие из двух основ, появлялись в результате целенаправленного образования слов от основ с ярким положительным значением.

К славянским именам викингами-завоевателями были привнесены в период язычества некоторые скандинавские имена, например, Рюрик(Hrorekr) – «славный король», Олег(Helgi) – «святой», Игорь(Ingvar) – «молодой», Глеб(Gudlleifr) – «представленный Богу», Рогволод (Rag (n) valdr) – «мудрый правитель» и др.

После крещения Руси 988г. каждый христианин получал от священника имя, которое не всегда совпадало с его прежним именем и не имело отношения к нему (вместо имени Ольга – Елена, Всеволод – Гавриил, Владимир – Василий и т.д.). Крестильные имена соответствовали именам святых православной церкви. Эти имена были греческого происхождения, пришли из Византии через Болгарию. Большинство крестильных имен распространилось в мирской, народной форме, которая слабо отличалась от официальной церковнославянской. Это изменение формы обязано естественному искажению ее восточными славянами и заимствованию разговорной болгарской формы имен (которая была основана на разговорной греческой форме). После крещения Руси древнерусские имена были заменены церковными (греческими, древнеримскими, древнееврейскими, египетскими, сирийскими), которые несли за собой черты характера человека, несущего имя: древнегреческие языки: Андрей – мужественный, София – мудрая, Никифор – победоносный; древнеримские языки: Виктор – победитель, Марина – морская, непредсказуемая; в древнееврейских именах преобладал элемент со значением бог (ил, ио): Гавриил - воин божий, Илья - сила божья. Однако вытеснение древнерусских имен церковными произошло не сразу.

Также в дореволюционной России имена использовали в зависимости от социальной среды человека. Как установил Никонов В.А., в 18 веке девочек из крестьянских семей называли такими именами, как Василиса, Фёкла, Федосья , однако в дворянских семьях так детей не называли. В дворянских же семьях использовались такие имена, которые не были уместны в крестьянской среде: Ольга, Елизавета, Екатерина, Александра . Ситуация неравенства, связанного с социальным положением, в области именования в стране сохранялась вплоть до прихода советской власти.

Также хотелось бы отметить, что исследователь В.К. Чичагов в своей книге «Из истории русских имен, отчеств и фамилий» отмечает, что древнерусские именования различались в отношении структуры, а Фролова Н.В. в статье «Русская антропонимическая система именования» пишет, что антропонимия XVI-XVIIвв. была различна в зависимости от социального положения: для бояр структура именования была не что иное, как: «имя + полное отчество + родовое имя(фамилия)»; для среднего класса(помещики, богатые купцы) именование было тождественно по формуле «имя + отчество». В царский период даже после падения крепостного права не был осуществлен охват всего населения России единообразным именованием. Большинство крестьян, которые составляли большинство населения страны, так и не получили фамилий.

К 18-19вв. древнерусские имена были полностью выброшены из употребления, а церковные имена изменились (впоследствии приспособления к особенностям русского произношения): имя Аквилина заменилось на имя Акулина , Диомид на Демид , Иеремия на Еремей и т.д. Однако ряд имен было уместно употреблять в двух вариантах: церковном и народном: Сергий – Сергей, Агипий – Агап, Захарий(Захария) – Захар . В то же время некоторые имена наряду с гражданской формой получили такую форму, которую нельзя рекомендовать: Авдотья вместо Евдокия , Арсентий вместо Арсений , Афросинья вместо Ефросинья и т.д.

После Октябрьской революции 1917г. была представлена свобода в выборе имен. Развивалось имятворчество, одной из причин которого было нежелание назвать ребенка «по-деревенски». Люди сами придумывали имена, связанные с идеологией в стране – Ревмира (революция мира), какой-либо выдающейся личностью – Владлен (Владимир Ленин), Далис (Да здравствуют Ленин и Сталин), первыми этапами индустриализации – Электрина , Дизель ; имена, которые были вычитаны из иностранной литературы: Рудольф , Альфред ; имена по названиям цветов: Лилия , Астра и др. Однако со временем мода на придумывание имен прошла, так как они оказались чуждыми для нашего языка.

В настоящее время в неофициальной речи уместно сокращение имен: Екатерина - Катя, Мария – Маша, Иван- Ваня и т.д. Также в повседневности используются ласкательные формы сокращенных имен при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов: Марина – Мариночка, Катя – Катюша, Саша- Сашенька и т.д. Сокращенные и ласкательные формы имен сложились в быту при повседневном употреблении, так как некоторые являются слишком неудобными для общения в неофициальной обстановке.

Отчество.

Как истории происхождения личных имен, так и в истории отчеств наблюдалась некая периодизация:

1) Дофамильный период(до XVII-XVIIIвв).

2) Современный период (ок.XIX-XXвв).

В дофамильный период отчества имели не только функцию патронимической связи, указывающей на родство сестер и братьев, но и были основой для фамильных и родовых прозваний, а иногда служили элементом наследственного значения при именовании ребенка (внука, правнука).

Отчества на Руси стали употребляться рано, еще до XII века, однако в письменных источниках указания на отчества встречаются довольно редко. Начиная с XII века в летописных источниках встречаются отчества в именованиях семей высших сословий: «1127 г. Иванко Вячеславль, тысяцкий Туровский», а иногда упоминали и о более дальних предках человека:«1176г. Князь Владимир Святославич, внук Всеволож, правнук Ольгов, праправнук Святославль, прапраправнук Ярославль, пращур Великого Владимира».

Хотелось бы отметить, что в летописных источниках помимо патронимов редко встречаются и матронимы , которые являлись отступлением от признанных норм: «Васко Варварин, крестьянин, 1495».

В древней Руси были различия на словообразовательном уровне между отчествами, образованными от христианских личных имен, и отчествами, образованными от прозвищных личных имен. Так, первые образовывались с помощью таких суффиксов, как -jь, -ин, -ов/ев, -ович/евич, -ич (Мирославль, Кузьмич,Петров, Демидович, Сергеев, Алексеевич ); в то же время для вторых было характерно образование с помощью суффиксов -ов/ев, -ин (Волков, Палкин, Окунев ), реже суффиксы -ого/его, -ово/ево (Толстого, Дурново ). В именовании человека прозвищные отчества писались после отчеств, образованных от христианских личных имен: Иван Перепеча Мартемьянов (1526). Прозвищные отчества могли передаваться по наследству и служить отличительным признаком рода. Именно они легли в основу современных фамилий, хотя сложно говорить о границе между первыми фамилиями и прозвищными отчествами. Например, Тупиков Н.М. в «Словаре древнерусских личных собственных имен» относит все формы патронимов к отчествам.

Отчество имели право носить только люди высших слоев, но царь имел право за какие-либо особые заслуги даровать отчество «подлым людям», людям низших слоев. Так, Василий Шуйский в 1610 году даровал купцам Строгановым право носить отчество за помощь в присоединении Сибири и Урала к Московскому княжеству и даровал звание именитых людей (это были первые люди купеческой фамилии, носившие это звание).

У подлых людей отчества формировались как краткая форма притяжательного имени прилагательного имени отца: Иван Петров сын , или позже Иван Петров .

Хотелось бы отметить, что Карнович Е.П. в книге «Родовые прозвания и титулы в России» упоминает о том, что в XVIII веке при Екатерине II представители первых пяти классов именовывались полным отчеством, представители от шестого до восьмого классов – полуотчеством, а остальные – только по имени (отчества – с суффиксами -ович/евич, -ич, -вич , полуотчества – с суффиксами -ов/ев, -ин ).

Появляются новые функции отчества: в крестьянской среде отчество стало выполнять роль возрастной характеристики (няня Еремеевна в «Недоросле» Д. И. Фонвизина), а со второй половины XVIII века обращение к человеку по отчеству в дворянской среде считалось признаком дурного тона.

В же современном периоде употребление отчества начинает распространяться среди людей всех слоев общества. Закрепление за фамилией функции персонификации лица снизило социальную роль отчества в XIX веке. Отчество стало нести функцию компонента уточнения при именовании человека. В XX же веке запись отчества в документах, удостоверяющих личность, становится обязательной, в отличие от XIX века, когда графа для отчества не выделялась.

В современное время отчества образовываются от полного имени отца при помощи суффиксов -ич, -ович/евич, -овна/евна, -ична, -инична (Ильич, Александрович, Петровна, Кузминична ). В официальной обстановке используется форма обращения «имя + отчество», в повседневности же – только имя. В современный период отчество должен иметь каждый человек для указания патронимической связи.

Фамилия.

В употребление начали входить фамильные прозвания, в основу которых в XII-XIIIвв. легли ранее упомянутые прозвищные отчества. Как и отчества, фамилии в разных слоях общества появлялись по разным причинам и в разное время.

В XIV-XV вв. у князей и бояр начинают появляться родовые имена. Князей прозывали по названию удела, в котором он княжил: Воротынский, Шуйский, Вяземский и т.д. Также княжеские фамилии происходили от прозвищ: Лыковы, Горбатые и т.д. Были также фамилии, соединявшие название удела и прозвище: Лобанов-Ростовский .

Фамилии русских бояр и дворян образовывались также от прозвищ и от имен родоначальников (как уже говорилось, нет четкой границы между прозвищными фамилиями и отчествами). Например, потомки Федора Андреевича Кошки были прозваны Кошкиными , а его сын Александр Беззубец стал родоначальником Беззубцевых. Однако внуки Романа Захарьин-Юрьева стали родоначальниками рода Романовых (в том числе Фёдор Никитич (патриарх Филарет) и Михаил Фёдорович (царь)).

В конце XV века появляются фамилии нерусского происхождения, в том числе греческие и польско-литовские (Философовы ),а в XVII веке появляются западные фамилии (Лермонтов, Фонвизин и др.) и восточные фамилии, а именно фамилии татарских выходцев (Юсупов, Карамзин и др.). Хотелось бы отметить, что восточная фамилия не всегда значит восточную принадлежность ее носителей, так как иногда они происходят от прозвищ татар (Бахтеяров ).

У крестьян центральной части страны как таковых фамилий не было (так как в XVI веке в центральной части России было крепостное право), их функцию выполняли прозвища и отчества: «Онтон Микифоров сын, а прозвище Ждан» (документ 1590 года), однако в северной части России можно встретить крестьян с настоящими фамилиями (Михайло Ломоносов ). После отмены крепостного права 1861г. у всех крестьян начали появляться фамилии, причем некоторые из них образовывались от названия поселения, выходцем из которого был крестьянин, и оканчивались в основном на -ских (Лебедевских, Брынских ). Основой же всех мирских фамилий являются семейные прозвища (Дур-ов,Чертан-ов ) или мирские имена собственные (Ждан-ов , Любим-ов ), которые сохранялись в некоторых уголках страны.

В XVII-XIXвв. фамилии стали распространяться у купечества и служащих людей (в то время, как раньше этого удостаивались только самые богатые люди). Среди фамилий было много таких, которые отражали специализацию ее носителей (Рыбников ).

У духовенства же фамилии начали появляться в во второй половине XVIII века и обычно образовывались от названия прихода, в котором служил священник (Преображенский, Успенский и др.)

Женские фамилии образовываются путем прибавления к мужским русским фамилиям на -ов, -ев, -ин флексии -а (Елена Булгакова), к фамилиям на -ий, -ый, -ой флексии –ая (Софья Ковалевская) ,для остальных фамилий форма женскоро рода совпадает с мужской (Анна Павловна Шерер ).

При Петре I Сенатским Указом от 18 июня 1719 года вводились самые ранние документы, удостоверяющие личность, - приезжие грамоты (паспорта), которые содержали имя, фамилию (или прозвище), место жительства и т.д.

Окончательно у всех людей СССР фамилии появились в 60-е гг. XX века.

Прозвище.

Как упоминалось ранее, прозвище – это неофициальное имя человека, данное ему другими людьми. В современности синонимом понятия прозвище является понятие кличка .

Прозвища появились еще до крещения Руси 988г., когда они служили именем, меткой человека. Люди прозывали друг друга по любому поводу. Прозвищем могло быть одно слово или же словосочетание.

Прозвище, в отличие от имени, отражает не желательные, а реальные качества человека, связанные с характером, внешностью, местом рождения и т.д. Человек может получить прозвище в любой момент, совершив какой-то поступок, либо получить лишь по какой-то одной особенности в его в внешности.

Итак, исходя из мыслей Веселовского С.Б. и Никулиной З.П., можно выделить наиболее распространенные группы прозвищ:

· По внешнему виду: Филипп IV Красивый, Карл II Лысый и т.д.

· По месту рождения, проживания, смерти (топонимическое прозвище): Симеон Полоцкий , Доминико Венециано , Серафим Вырицкий и т.д.

· По характеру: Симеон Гордый , Иван Грозный , Владимир Святой и т.д.

· По роду деятельности: Иоанн Креститель , Афиней Механик и т.д.

· Другие прозвища: Всеволод Большое Гнездо (было 12 детей), Иван Калита (получил прозвище за богатство и щедрость).

Таким образом, прозвища отражают свойства и качества, внутренние и внешние, человека. Зная прозвище, можно косвенно узнать человека по какой-либо его главной черте.

Псевдоним.

Как известно, псевдоним – это имя, используемое в публичной деятельности вместо подлинного имени. Следует также отметить, что автоним – это настоящее имя автора, который известен под псевдонимом.

Псевдонимы образовывали разными способами: перемена местами букв в фамилии или имени, отбрасывание начала или конца фамилии и имени, пропуск букв в имени или фамилии, перевод имени на другой язык и т.д.

Наиболее часто мы встречаем псевдонимы в литературе, искусстве и политике. Для начала, следует выявить наиболее распространенные причины появления псевдонимов:

1) Незвучность фамилии/слишком длинная фамилия: Эдсон Арантес ду Насименту , который прославился под именем Пеле .

4) Смена имени для того, чтобы известных людей с похожими именами не путали: Элеонора Гальперина взяла псевдоним Нора Галь с той целью, чтобы ее не путали с литературоведом Евгенией Гальпериной .

5) Желание взять «говорящий» псевдоним, который бы характеризовал взгляды автора, мировоззрение: настоящее имя Демьяна Бедного – Ефим Придворов .

В западной культуре псевдонимы чаще всего используют деятели литературы и искусства, в восточной – была обязательна смена имени при изменении социального статуса, в церковной сфере – обязательна смена имени священников и монахов. В настоящее время мы ежедневно сталкиваемся с псевдонимами в Интернете, называемыми никами .

Криптоним.

Обычно под криптонимом понимают как один из видов псевдонимов: это действительно так, ведь криптоним – это подпись под произведением с целью скрыть подлинное имя автора.

Основные причины появления криптонимов:

1) Написание литературы, которая не соответствует привычному жанру писателя(ученый-японист Григорий Чхартишвили взял криптоним Б.Акунин с целью публикации детективных романов).

2) Выпуск памфлетов:боязнь наказания за выпуск такого рода произведений(автор произведения «Роман с кокаином» - Марк Лазаревич Леви , известный под криптонимом М.Агеев ).

Литературная антропонимика.

Антропонимы в литературе – это имена собственные, которые были использованы в художественном тексте для именования персонажей. Вместо термина литературная антропонимика иногда используются термина поэтическая антропонимика и стилистическая антропонимика .

Никонов В.А. пишет, что имя персонажа – это одно из важнейших средств, которое дает характеристику герою, его социальному положению, характеру, а также благодаря этому раскрывает основную идею произведения(например, показывает положение в стране в произведении М.Е.Салтыкова-Щедрина «История одного города» градоначальника города Глупова звали Прыщ с фаршированной головой ).

Ранее Карпенко М.В. под литературными антропонимами понимала только имена, созданный автором, однако позднее данное ограничение было снято. С тех пор литературные антропонимы – это все без исключения имена персонажей. Литературоведы начали использовать вместо термина литературный антропоним термин поэтическое имя или поэтоним .

Эпоним.

Согласно мнению Рязанцева В.Д., эпоним – это человек, по имени которого назван какой-либо предмет. Причем в данном случае собственное имя этого человека становится именем нарицательным.

Слова, образованные таким путем, встречаются в самых разных сферах деятельности, в том числе и в литературном языке(например: имена нарицательные ловелас , донжуан, альфонс образовались от имен известных литературных персонажей(в данном случае эти персонажи являются эпонимами)).

Эпонимы встречаются ежедневно. Вот некоторые из них: Галифе – брюки, названные по фамилии французского генерала; салат Оливье , названный в честь кулинара, придумавшего его; рентген – в честь изобретателя Рёнтгена В.К.; револьвер кольт , изначально производимый на заводах Сэмюэля Кольта и т.д.

Итак, эпоним – имя, которое присваивается людьми для того, чтобы закрепить за предметом имя изобретателя, первооткрывателя.

Ономатет.

Ономатет – существо (чаще - Бог или мифологическое существо), которое дает имена различным предметам. Оно само создает эти названия и наделяет ими людей или предметы. Это – явление культуры, религии, философии.

Впервые понятие ономатета вводит Пифагор в греческую философкую традицию, обозначая Бога или великого (мифологического) человека, который научил людей языку и присвоил имена предметам. В ведийской мифологии данное понятие отождествляется с творцом .

В соответствии с мировоззрениями христиан и иудеев первым ономатетом являлся Бог: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог», то есть когда Бог произносил Слово, таким образом он творил мир. Также в христианской и исламской религиях в Ветхом Завете и Коране описано, как Бог наделил Адама властью давать имена животным. Более того, в Коране описано, что именно Адам даровал имена вещам, так как Бог оставил его своим заместителем на земле.

Заключение

Антропонимикон в настоящее время играет большую роль.

Перед выполнением данной работы впереди была цель изучения антропонимики, изучения связи имен людей и их качеств, и изучив антропонимы, их виды, происхождение, можно однозначно сказать, что это не сложно – рассказать по имени человека его жизнь, жизнь его предков. Личное имя человека может рассказать о его внутренних качествах, отчество - о его предках, а фамилия – о всем роде человека: откуда он произошел, чем занимались его предки, каково был их возраст, социальное и материальное положение и т.д.

Конечно, невозможно изучить каждое имя, фамилию, псевдоним и т.д. и сохранить эту информацию в памяти только по причине того, что эта информация бесконечна. Однако изучив происхождение некоторых имен, фамилий, можно по аналогии провести исследование других имен, тем самым показав связь характеристики имени человека и его характера. В ходе данного исследования также было выяснено, что литературные антропонимы в художественных произведениях – ни что иное, как характеристики отношений героев, оценок героев автором, культуры, воспитания, идеологии страны и т.д. Литературная антропонимика – это реальное представление страны того или иного периода: представление о правителе, жизни людей, политике и т.д.

Таким образом, данное исследование было очень важным и полезным в плане изучения антропонимов, их функций для человека: изучение имен людей полезно для понимания внутреннего мира человека и его прошлого; изучение эпонимов и ономатетов – для получения знаний о происхождении названий некоторых вещей; изучение литературной антропонимики – для более подробного изучения того или иного произведения и проведения параллели между людьми в определенный период в этом произведении с жизнью людей в аналогичный период в реальной жизни.

Библиографический список.

1. Веселовский С.Б. Ономастикон. Древнерусские имена, прозвища и фамилии. – М.: Наука, 1974. – 382с.

2. Дмитриев В.Г. Скрывшие свое имя. –М.: Наука, 1977. – 312с.

3. Карнович Е. П. Родовые прозвания и титулы в России. – СПб: МФИН, 1991. – 104с.

4. Магазаник Э.Б. Роль антропонима в построении художественного образа. // Ономастика. – М.: Наука, 1969. – С. 162-163.

5. Никонов В. А. Задачи и методы антропонимики // Личные имена в прошлом, настоящем, будущем. - М.: Наука, 1970. - С. 33-56.

6. Никулина З.П. О структуре и формировании семантики прозвища. // Семантическая структура слова: Сборник научных трудов. – Кемерово: Изд-во КемГУ, 1984. – С. 88-97.

7. Подольская Н. В. Словарь русской ономастической терминологии. - М.: Наука, 1978. -198 с.

8. Рязанцев В. Д. Имена и названия: Словарь эпонимов: имена собственные, перешедшие в названия; образование терминов и понятий; происхождение имен нарицательных; слова, употребляемые в переносном смысле. - М.: Современник, 1998. – 284с.

9. Суперанская А. В. Современные русские фамилии / Суперанская А. В., Суслова А. В.; отв. ред. чл.-корр. АН СССР Филин Ф. П. - М.: Наука, 1981/1984. - 176 с.

10. Суперанская А.В. Словарь русских личных имен. – М.: Эксмо, 2006. – 544с.

11. Федосюк Ю. А. Русские фамилии: Популярный этимологический словарь. - 5-е изд. - М.: Флинта, Наука, 2004. - 240 с.

12. Фролова Н.В. Русская антропонимическая система именования. // Русский язык@литература@культура. – М.: МАКС Пресс,2010. – С. 444-450.

13. Чичагов В.К. Из истории русских имен, отчеств и фамилий (вопросы русской исторической ономастики XV-XVII вв.). – М.: Учпедгиз, 1959. – 128с.


Онома́стика – раздел лингвистики, изучающий собственные имена, историю их возникновения и преобразования в результате длительного употребления в языке-источнике или в связи с заимствованием у других языков общения. В более узком смысле ономастика - собственные имена различных типов (ономастическая лексика).

Антропони́мика - раздел ономастики, изучающий имена людей и их отдельные составляющие; их происхождение, эволюцию, закономерности их функционирования.

Имя собственное – слово или выражение, предназначенное для наименования конкретного человека, предмета или явления.

Ефремова Т. Ф. Толковый словарь русского языка.

Реестр - форма систематизации, учёта; список, перечень, опись, система.

Именосло́в (ономастико́н) - совокупность собственных имён в каком-либо языке, у отдельного народа, на какой-то очерченной территории.

Име́нник -имена, активно использовавшиеся в какой-либо исторический период, в какой-либо социальной группе, на какой-либо ограниченной территории. Именник, в отличие от антропонимикона, предполагает учёт реальной частотности имён.

Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А. Энциклопедический словарь.

Патроним – имя, производное от имени отца.

Матроним – имя, производное от имени матери.

Калита – небольшая поясная денежная сумка.

Памфлет - художественно-публицистическое произведение остросатирического характера, создаваемое с целью социально-политического обличения кого-либо, чего-либо.

Подольская Н. В. Словарь русской ономастической терминологии.

Мир, в котором мы живем, можно назвать миром имен и названий: каждый объект, каждое явление имеет или может иметь свое собственное именование. Свои имена имеют и люди. Во все времена интерес человека к именам был велик, и до сих пор интерес к их тайнам не угасает. До сих пор русские имена - открытое поле деятельность и для филологов и ученых.

Личные имена имели все люди во все времена во всех цивилизациях. Имена у каждого народа связаны не только с его культурой, бытом, но и с развитием производительных сил. Для того чтобы какое-либо имя появилось у данного народа, необходимы определенные культурно - исторические условия. Поэтому многие имена несут на себе отпечаток соответствующей эпохи [Зинин 1977:59].

В XVII-XIX вв. происходит определенное дифференцирование при именовании. Слово "название" стали употреблять для именования вообще, а "имя" - для человека. В.И. Даль отмечал в словаре: "имя предмета" - название; " имя животного" - кличка; " имя человека" - собственно имя, по угоднику, ангельское, крестное и рекло, которое встарь не оглашалось" [ Даль 1991:43]. Таким образом, личные имена употребляются не только в быту, в частных разговорах, но и в документах, в различных официальных ситуациях, в юридической практике, где малейшая неточность в записи вызывает те или иные последствия.

Именно собственные имена и являются предметом внимания отдельной отрасли языкознания - ономастики. Следуя лингвистическому энциклопедическому словарю (ЛЭС), ономастика - это "раздел языкознания"

Изучающий собственные имена" [ЛЭС 1990:346]. В переводе с греческого языка onomastike (teche) - искусство давать имена. Термином "ономастика" называют также совокупность собственных имен в целом.

Традиционно ономастика членится на разделы в соответствии с категориями объектов, носящих собственные имена:

Антропонимика изучает имена людей;

Топонимика - названия географических объектов;

Зоонимика - клички животных;

Астронимика изучает названия отдельных небесных тел.

Одним из значительных и интересных разделов ономастики является раздел антропонимика. Определений антропонимики много. Примем за рабочее определение, данное В.Н.Ярцевой в ЛЭС.

Антропонимика - "..раздел ономастики, изучающий антропонимы - собственные именования людей: имена личные, патронимы (отчества или другие именования по отцу), фамилии, родовые имена, прозвища, псевдонимы, криптонимы (скрываемые имена)" [ЛЭС. 1990:36]. В дословном переводе с греческого языка anthrohos - человек и onyma - имя.

Антропонимика изучает также антропонимы литературных произведений, иена героев в фольклоре, в мифах и сказках. Антропонимика разграничивает народные, некалендарные (мирские) и канонические (календарные) личные имена, а также различные формы одного имени: литературные и диалектные, официальные и неофициальные.

Каждый этнос в каждую эпоху имеет свой антропонимикон - реестр личных имен. Совокупность антропонимов называется антропонимией.

Антропонимика вычленилась из ономастики в 60-е - 70-е гг. XX века, однако целый ряд проблем рассматривается комплексно. До 60-х гг. XXвека вместо термина "антропонимика" использовался термин "ономастика". Под именем понимаем слово, реже сочетание слов, называющее, именующее вещь или человека.

Таким образом, личное имя (в древнерусском языке также - рекло, назвище, прозвище, название, прозвание, проименование) - это специальное слово, служащее для обозначения отдельного человека и данное ему в индивидуальном порядке. Личные имена людей - это их антропонимы. Интерес к ним растет не только в нашей стране, но и за рубежом. Ученых интересуют принципы именования людей на протяжении истории, способы образования и пути изменения их структуры, а также значение и употребление имени у тех или иных народов, этапы и причины их заимствования.

Антропонимика - это один из интересных и активно изучаемых разделов языкознания последнего десятилетия.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Йошта рецепты Ягоды йошты что можно приготовить на зиму
Каково значение кровеносной системы
Разделка говядины: что выбрать и как готовить?