Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Значение античной культуры. Культура античная

Введение
1. Культура Древней Греции
1.1. Культура Эллады в XXX-XII вв. до н.э.
1.2. Культура «темных веков» (XI-IX вв. до н.э.)
1.3. Культура архаического периода (VIII-VI вв. до н.э.)
1.4. Греческая культура в V в. до н.э.
2. Культура Древнего Рима
2.1. Ранний Рим (VIII-VI вв. до н.э.)
2.2. Ранняя Римская Республика (V-IV вв. до н.э.)
2.3. Расцвет римской культуры эпохи республики (III-I вв. до н.э.)
2.4. Эпоха ранней Римской империи (27 г. до н.э. — II в. н.э.)
2.5. Культура Римской Империи в I-II вв.
2.6. Культура времени упадка Римской империи (III-V вв. н.э.)
Заключение
Список использованной литературы

Введение

Термин «античность» происходит от латинского слова «antiquus» — древний. Им принято называть особый период развития Древней Греции и Рима, а также тех земель и народов, которые находились под их культурным влиянием. Хронологические рамки этого периода, как и любого другого культурно-исторического явления, не могут быть точно определены, однако они в значительной мере совпадают со временем существования самих античных государств: с XI-IX вв. до н.э., времени становления античного общества в Греции и до V н.э. — гибели римской империи под ударами варваров.

Общими для античных государств были пути социального развития и особая форма собственности — античное рабовладение, а также основанная на ней форма производства. Общей была их цивилизация с общим историко-культурным комплексом. Это не отрицает, конечно, наличия в жизни античных обществ бесспорных особенностей и различий.

Главными, стержневыми в античной культуре были религия и мифология. Мифология была для древних греков содержанием и формой их мировоззрения, их мировосприятия, она была неотделима от жизни этого общества. Затем — античное рабовладение. Оно было не только основой экономики и общественной жизни, оно было и основой мировоззрения людей того времени. Далее следует выделить в качестве стержневых явлений в античной культуре науку и художественную культуру. При изучении культуры древних Греции и Рима необходимо, прежде всего, сконцентрироваться на этих доминантах античной культуры.

1. Культура Древней Греции

1.1. Культура Эллады в XXX-XII вв. до н.э.

Самобытная и многогранная раннегреческая культура сформировалась в 3000-1200 г.г. до н.э. Различные факторы ускоряли ее движение. Например, завершившийся этногенез греческого народа укреплял внутренние связи всего грекоязычного мира, несмотря на нередкие локальные столкновения.

Созидательная деятельность греков эпохи бронзы основывалась на выработке ими большого запаса экспериментальных знаний. Необходимо, прежде всего, отметить уровень и объем технологических знаний, позволивших населению Эллады широко развить специализированное ремесленное производство.

Гончарные изделия также свидетельствуют о свободном владении сложными термическими процессами, проводившимися в печах различной конструкции.

Накопление технологических знаний и прогресс мастерства широкого круга рядовых работников, как в сельском хозяйстве, так и в специализированных и домашних ремеслах были основой интенсивного экономического развития страны.

Высокими достижениями отличалось зодчество. Архитектурные памятники ярко отражают наличие имущественного неравенства и свидетельствуют о появлении раннеклассовых монархий.

На протяжении XX-XII вв. до н.э. быстро развивалось искусство вазовой росписи. Широта художественных запросов общества проявилось в пристальном внимании искусства к человеку и его деятельности. При этом художники не забывали о передаче физического облика человека, воспроизводя обнаженные фигуры в живописи, скульптуре, торевтике и глиптике. Примечательно, что даже в рядовых памятниках искусства можно заметить уважение к человеку.

Литература ранних греков, как других народов, восходила к традициям древнего фольклорного творчества, включавшего сказки, басни, мифы и песни. С изменением общественных условий началось быстрое развитие народной поэзии-эпоса, прославлявшего деяния предков и героев каждого племени.

Письменность в греческой культуре XXII-XII вв. до н.э. играла ограниченную роль. Как и многие народы мира, жители Эллады, прежде всего, стали делать рисуночные записи, известные уже во второй половине III тыс. Каждый знак этого пиктографического письма обозначал целое понятие.

Религия ранней Греции играла большую роль в динамике общественной мысли эллинов. Первоначально греческая религия, как и всякая другая примитивная религия, отражает лишь слабость человека перед лицом тех «сил», которые в природе, позднее в обществе и в собственном сознании, мешают, как ему кажется, его действиям и представляют угрозу для его существования, тем более страшную, что он плохо понимает, откуда она исходит.

1.2. Культура «темных веков» (XI-IX вв. до н.э.)

Дворцовая цивилизация крито-микенской эпохи сошла с исторической сцены при загадочных, до конца еще так и не проясненных обстоятельствах примерно в конце XII в. до н.э. Эпоха же античной цивилизации начинается лишь через три с половиной и даже четыре столетия.

Археологические исследования последних лет позволили выяснить подлинные масштабы страшной катастрофы, пережитой микенской цивилизацией на рубеже XIII-XII вв. до н.э., а также проследить основные этапы ее упадка в последующий период.

Основная отличительная черта того периода — удручающая бедность материальной культуры, за которой скрывались резкое снижение жизненного уровня основной массы населения Греции и столь же резкий упадок производительных сил страны. Дошедшие до нас изделия субмикенских гончаров производят самое безотрадное впечатление. Они очень грубы по форме, небрежно сформованы, лишены даже элементарного изящества.

Общая численность изделий из металла, дошедших от этого периода, крайне невелика. Крупные предметы, например оружие, встречаются крайне редко. Преобладают мелкие поделки вроде фибул или колец.

Правда, почти в это же самое время в Греции появились и первые изделия из железа. К самому началу периода относятся разрозненные находки бронзовых ножей с железными вкладышами

Еще одна отличительная черта субмикенского периода заключалась в решительном разрыве с традициями микенской эпохи. Наиболее распространенный в микенское время способ захоронения в камерных гробницах вытесняется индивидуальными захоронения в ящичных могилах (цистах) или в простых ямах.

Важнейшим фактором, способствовавшим искоренению микенских культурных традиций, безусловно, должна считаться резко возросшая мобильность основной массы населения Греции. Начавшийся еще в первой половине XII в. до н.э. отток населения из наиболее пострадавших от варварского вторжения районов страны продолжается также и в субмикенский период.

Если попытаться экстраполировать все эти симптомы культурного упадка и регресса в недоступную нашему непосредственному наблюдению сферу социально-экономических отношений, мы почти неизбежно должны будем признать, что в XII-XI вв. до н.э. греческое общество было отброшено далеко назад, на стадию первобытнообщинного строя и, по существу, снова вернулось к той исходной черте, с которой когда-то начиналось становление микенской цивилизации.

1.3. Культура архаического периода (VIII-VI вв. до н.э.)

Одним из наиболее важных факторов греческой культуры VIII-VI вв. до н.э.по праву считается новая система письменности. Алфавитное письмо, отчасти заимствованное у финикийцев, было удобнее древнего слогового письма микенской эпохи: оно состояло всего из 24 знаков, каждый из которых имел твердо установленное фонетическое значение. В отличие от слогового письма, которое использовалось главным образом для ведения счетных записей и, возможно, в какой-то степени для составления религиозных текстов, новая система письменности представляла собой поистине универсальное средство передачи информации, которое с одинаковым успехом могло применяться и в деловой переписке, и для записи лирических стихов или философских афоризмов. Все это обусловило быстрый рост грамотности среди населения греческих полисов, о чем свидетельствуют многочисленные надписи на камне, металле, керамике, число которых все более увеличивается по мере приближения к концу архаического периода.

Практически в это же время (вторая половина VIII в. до н.э.) были созданы и, скорее всего, тогда же записаны, такие выдающиеся образцы монументального героического эпоса, как «Илиада» и «Одиссея», с которых начинается история греческой литературы.

Греческая поэзия послегомеровского времени (VII-VI вв. до н.э.) отличается чрезвычайным тематическим богатством и многообразием форм и жанров. Получает широкое распространение и вскоре становится ведущим литературным направлением эпохи лирическая поэзия, в свою очередь подразделяющаяся на несколько основных жанров: элегию, ямб, монодическую, т.е. предназначенную для сольного исполнения, и хоровую лирику.

В то время как одни греческие поэты стремились постичь в своих стихах сложный внутренний мир человека и найти оптимальный вариант его взаимоотношений с гражданским коллективом полиса, другие не менее настойчиво пытались проникнуть в устройство окружающей человека вселенной, и решить загадку ее происхождения.

В эпоху Великой колонизации традиционная греческая религия не отвечала духовным запросам современников еще и потому, что в ней трудно было найти ответ на вопрос о том, что ждет человека в его будущей жизни и существует ли она вообще. На свой лад этот мучительный вопрос пытались решить представители двух тесно связанных между собой религиозно-философских учений — орфиков и пифагорейцев. И орфики, и пифагорейцы пытались исправить и очистить традиционные верования греков, заменив их более утонченной, духовно наполненной формой религии.

Впервые в истории человечества милетские мыслители попытались представить всю окружающую их вселенную в виде гармонически устроенной, саморазвивающейся и саморегулирующейся системы.

В VII-VI вв. до н.э. греческие зодчие впервые после длительного перерыва начали возводить из камня, известняка или мрамора монументальные здания храмов.

Наиболее массовым и доступным видом архаического греческого искусства была, безусловно, вазовая живопись. В своей работе, ориентированной на самого широкого потребителя, мастера-вазописцы гораздо меньше, чем скульпторы или архитекторы, зависели от освященных религией или государством канонов. Поэтому их искусство было гораздо более динамичным, многообразным и быстрее откликалось на всевозможные художественные открытия и эксперименты.

1.4. Греческая культура в V в. до н.э.

В первой половине V в. до н.э. происходят важные изменения в религиозной идеологии греков. К сожалению, они известны нам мало и отражаются чаще всего в литературных произведениях, из-за чего бывает трудно понять, возникло ли данное явление в результате индивидуального или группового творчества либо отражает широко распространенное представление. Подъем классического полиса, победа над персами имели важные последствия для народного мировоззрения. Современными исследователями отмечается рост религиозности среди греков.

Развитие в конце Архаического периода на базе древнего крестьянского культа надежды на бессмертие, которое ранее считалось принадлежностью не отдельного индивида, но ряда следующих друг за другом поколений, в Афинах в V веке до н.э., когда человек почувствовал себя свободным от уз семьи и традиции, доходит до культа личного бессмертия.

Происходит очеловечение религии, она становится мирской. С этого времени государство и боги образуют неразрывное целое. Религиозное чувство уступает патриотизму и гордости граждан, могущих воздвигнуть своим богам столь великолепные памятники, явившиеся поводом для пышных празднеств и ставшие предметом восхищения всего мира.

В философии V в. до н.э. ведущим направлением осталась натурфилософия, сложившаяся в Ионии в предшествующем столетии. Наиболее яркие представители стихийно-материалистической натурфилософии этого времени — Гераклит Эфесский, Анаксагор и Эмпедокл.

Наивысшего расцвета древнегреческий материализм достиг в учении Левкиппа и Демокрита. Левкипп заложил основы атомистической философии. Его ученик Демокрит не только принял космологическую теорию своего учителя, но расширил и уточнил ее, создав универсальную философскую систему.

V в. до н.э. можно считать временем рождения науки как специальной сферы деятельности. Однако такой характер древнегреческая наука могла сохранить только до определенного уровня. Расширение сферы знания, увеличение его суммы приводили не только к отпочковывнию от натурфилософии отдельных наук, но и (иногда) к конфликту между ними.

Значительные перемены, происходившие в греческой культуре на протяжении V в. до н.э., отчетливо сказываются в литературе. Начало века видит закат хоровой лирики — того жанра литературы, который господствовал в архаическую эпоху; тогда же рождается греческая трагедия — наиболее полно отвечающий духу классического полиса жанр литературы.

Согласно наиболее распространенной периодизации историю греческого изобразительного искусства и архитектуры V в. до н.э. принято делить на два больших периода: искусство ранней классики, или строгого стиля, и искусство высокой, или развитой, классики. Граница между ними проходит примерно в середине века, однако границы в искусстве вообще довольно условны, и переход из одного качества в другое происходит постепенно и в разных сферах искусства с различной скоростью. Это наблюдение верно не только для рубежа между ранней и высокой классикой, но и между архаическим и раннеклассическим искусством.

Таким образом, конец V-IV вв. до н.э. — период бурной духовной жизни Греции, формирования идеалистических идей Сократа и Платона, развивавшихся в борьбе с материалистической философией Демокрита, и возникновения учения Киников.

2. Культура Древнего Рима

2.1. Ранний Рим (VIII - VI вв. до н.э.)

В первые века I тыс. до н.э. террито­рию Апеннинского полуострова населяли италийские индоевропейские племена, раз­делявшиеся в этническом и языковом от­ношении на несколько групп. На формиро­вание раннеримской культуры наибольшее влияние оказали племена латинов, обитав­шие в области Лаций (там и возник город Рим).

Этруски были опытными земледельца­ми и искусными ремесленниками. Они производили своеобразную керамику «буккеро». Сосуды обжигались до черного цвета, затем полировались и украшались рельефными изображениями животных и птиц. Знаменитым было также этрусское художественное бронзовое литье. Этрусская керамика и разнообразные изделия из ме­талла находили широкий сбыт в самой Ита­лии, Греции, Карфагене и других местах.

Расцвет этрусской культуры в Италии проходится на VII-V1 в. до н.э. Уровень развития производительных сил у этрусков для того времени был очень высок. Их города имели регулярную планировку, мощеные улицы, хорошую систему канализации, множество храмов на каменных фундаментах. Почти все достижения этрусков в строительном деле впоследствии заимствовали римляне.

В целом, несмотря на многочисленные влияния и заимствования, ранняя римская культура выросла на местной, италийской почве и бы­ла в достаточной степени самобытной.

2.2. Ранняя Римская Республика (V - IV вв. до н.э.)

Раннее Римское государство приобрело основные черты полиса. Римская респуб­лика была аристократической и патрициан­ской.

Римская культура V-IV вв. до н.э. формировалась и крепла, впитывая различные влияния, прежде всего, этрусские и греческие.

Шло развитие латинского языка и письменности, в Риме распространялась грамотность, развивалась риторика, велось большие строительство. В IV в. до н.э. в Риме укоренился обычай трехсложного составного имени (Гаи Юлий Цезарь, Марк Лининий Красе, Публий Вергилий Марон). Римские имена состояли из личного (собственного), родового имен и фамильного (прозвища). Начиная с IV в, до н.э. когномен стал передаваться по наследству и обозначать название семьи в роде, к которому принадлежало данное лицо.

2.3. Расцвет римской культуры эпохи республики (III - I вв. до н.э.)

В III-II вв. до н.э.Рим вел войны уже за пределами Италии: сначала с Карфагеном, сильным государством в Северной Аф­рике. ОдновременноРим воевал с иллирий­цами, Македонией и царством

Римское государство, превратившись в могущественную рабовладельческую держа­ву древности, изнутри раздиралось острыми социальными и классовыми противоречиями. В Риме шла жестокая борьба за власть между представителями знатных фамилий, политическими деятелями и полководцами.

На этом изобилующем событиями фоне происходило дальнейшее развитие римской культуры. Общественно-политический и экономический строй Рима породил свою систему ценностей, где воинской доблести, военным подвигам и славе римского имени принадлежало главное место. У римлян ми­фы - повествования о богах - не получили такого развития, как у греков, уступив в ка­кой-то мере свое место историческим пре­даниям, особенно истории римских воин.

Мощное культурное движение начина­ется в Риме в конце III в. до н.э. Его глав­ной особенностью было влияние греческой культуры, греческого языка и образованности. Для молодых и знатных римлян обяза­тельным считалось усвоение всего того, что преподавалось в Греции. Потребности в образованных людях удовлетворялись за счет импорта образованных рабов-греков. Мно­гочисленные деятели римский культуры - прозаики, поэты, философы, ораторы, юри­сты, учителя, врачи, художники, архитекто­ры, в подавляющем большинстве были неримлянами. Для знакомства с греческой культурой не только знати. Но и простого народа большое значение имело скопление в Риме вывезенных из греческих городов картин и статуй, выставлявшихся на площадях и в храмах и служивших образцами для римских мастеров.

В конце III в. до н.э. в Риме форми­руется латинский литературный язык и на его основе — эпическая поэзия. Появляет­ся целая плеяда талантливых поэтов и дра­матургов, которые обычно брали за образцы греческие трагедии и комедии.

С середины II в. до н.э. важнейшим жанром в прозе становится историче­ский. Римские исторические сочинения, как правило, имели ярко выраженный про­пагандистский характер, точкой отсчета для них оставался Рим.

В последнее столетие Римской респуб­лики (I в. до н.э.) прославились своими ис­торическими сочинениями Гай Саллюстий Крисп и Гай Юлий Цезарь, которые (в чис­ле других историков) лучше отразили остро­ту политической борьбы в эпоху граждан­ских войн, Саллюстий дал великолепные портреты современных ему римских поли­тических деятелей.

Наряду с историческими произведе­ниями, в римской литературе эпохи Респуб­лики важное место занимали сочинения на­учные, философские и риторические.

Во II-I вв. до н.э. в Риме стали извест­ны различные течения эллинистической философии. Для ознакомления с ними древних римлян много сделал политический деятель, известный оратор и писатель Марк Туллий Цицерон (I в. до н.э.).

В I в. до н.э. в Риме наивысшего развития достигла риторика, искусство политического и судебного красноречия, что было связано с бурной общественной жизнью переходной эпохи от Республики к Империи.

Наиболее оригинальным достижением римской художественной литературы являлась сатира, литературный жанр чисто римского происхождения.

От республиканского периода истории Древнего Рима сохранились лишь немногие архитектурные памятники. В строительстве римляне применяли в основном четыре архитектурных ордера: тосканский (заимствованный у этрусков), дорический, ионический и коринфский. Римские храмы напоминают греческие своей прямоугольной формой и использованием портиков, но в отличие от греческих, были грандиознее и. как правило, воздвигались на высоких подиумах (прямоугольные платформы с лестницей). В V-IV в. до н.э. в римском строительстве применялся главным образом мягкий вулканический туф. В позднереспубликанский период широко использовался обожженный кирпич и мрамор. Во II в. до н.э. римскими строителями был изобретен бетон, что вызвало повсеместное распространение apoчнo-сводчатых конструкций, преобразовавших всю античную архитектуру-

Весьма популярным в римской архитектуре были отдельно стоящие колонны, воздвигнутые, например, в честь военных побед.

Очень характерным типом римских сооружений являлись аркады - ряд арок, опирающихся на столбы или колонны, Аркады применялись при устройстве открытых галерей, идущих вдоль стены здания, на­пример театра, а также в акведуках - многоярусных каменных мостах. внутри которых скрывались свинцовые и глиняные трубы, подающие воду в город.

Арочные и сводчатые конструкции использовались также при строительстве амфитеатров - оригинальных римских театров, в которых зрительские места располагались не полукругом, как в греческих, а элипсом вокруг сцены или арены.

Специфическим римским типом соору­жения была — триумфальная арка, получив­шая наиболее широкое распространение в эпоху Империи как памятник военной и императорской славы.

2.4. Эпоха ранней Римской империи (27 г. до н.э. — II в. н.э.)

В правление Октавиана Августа (27 г. до н.э. — 14 г. н.э.) римская культура переживает блестящий расцвет, свой «золотой век». Принципат Августа, основными лозунгами которого были: восстановление республики и нравов предков, прекращение войн и смут, - воспринимался современниками как долгожданное избавление от потрясающих римское общество гражданских распрей и войн.

В «век Августа» завершился синтез античной, греческой и римской культуры. Под влиянием окончательного освоения и переработки эллинского наследия высокого совершенства достигли литература и искусство, окончательно сформировалась античная культура, которая вошла в качестве существенного компонента в европейскую культуру.

Развитие архитектуры (но только в столичном Риме) вело к появлению настенной живописи, лучше всего известной по раскопкам домов в г. Помпеи в Италии. Фрески изображали красочные картины на мифологические, исторические, бытовые сюжеты и напоминали греческие. Греческие образцы воспроизводились скульпторами. Правда, римскую скульптуру отличал больший реализм в воспроизведении черт оригинала, поскольку для римского искусства был характерен интерес к психологии. Такова мраморная статуя Августа Примапорты, созданная в стиле Поликлета, но более величественная и приближенная к оригиналу. Культура «века Августа» создала предпосылки для всестороннего расцвета римский культуры в I-II в. н.э.

2.5. Культура Римской Империи в I-II вв.

Римская культура сохранила свой блеск и великолепие, а в некоторых отношениях и превзошла прежний уровень. Никогда раньше она не блистала таким созвездием имен: философы — Сенка, Эпитет, Марк Аврелий, Секст Эмпирек, Дион Хризостом.

Характерной чертой культурной жизни Рима эпохи ранней Империи являлось то, что в ее создании принимали активное уча­стие уроженцы не только города Рима, но и всей Италии и особенно римских провин­ций.

Большой популярностью в ранней Римской Империй пользовался эпистолярный жанр. Таковы, например, письма се­натора Плиния Младшего к друзьям и им­ператору Траяну. Новым был жанр романа, но из римских романов до нас дошел только один — «Метаморфозы» (или «Золотой осел») Апулея (II в.).

К выдающимся достижениям римской архитектуры относятся и триумфальные арки, одно- трех- и пяти-пролетные, которые ставились в честь императора. Если греки объясняли военную победу доблестью всех воинов, то римляне приписывали ее лич­ным заслугам полководца. Выражением высших почестей императору-полководцу и служила триумфальная арка.

Во II в. в Риме появляются первые конные статуи. Такова конная статуя Марка Аврелия, которая до сих пор украшает Капитолийскую площадь.

Одним из наиболее замечательных римских сооружений являются термы (бани), которые играли большую роль в по­вседневной жизни римлян. Римские термы прошли долгий путь от республиканской простоты к роскоши и излишествам импе­раторской эпохи. Они принадлежали и ча­стным лицам, и государству, последние предназначались для общественных нужд.

В I-II вв. бурное строительство шло не только в Риме, но и в других городах Ита­лии и в провинциях. По всей империи можно найти остатки монументальных со­оружений и памятников того времени: большой храм Зевса в Афинах, амфитеатр в Вероне, порты в Остии и Геркулануме, амфитеатр в Помпеях. И в Месопотамии, и в Египте, и в Галии, и в Испании сохрани­лись следы античной, греко-римской архи­тектуры: амфитеатры и цирки, термы и ак­ведуки, дороги и мосты, арки и колонны, храмы и пластические композиции.

2.6. Культура времени упадка Римской империи (III - V вв. н.э.)

События III века в Римской империи получили в науке название «кризис III ве­ка». Более всего кризисные явления затронули политическую жизнь Рима: новые гра­жданские войны, «варваризация» Империи, растущий сепаратизм провинций, все уси­ливающийся натиск на империю племенных союзов германцев и прочих народов и т.п. В экономическом отношении к середине III в. империя пришла в состояние полной разрухи.

Кризисные явления затронули и куль­туру. Практически пропал интерес к фило­софии и науке. Вместо философии все чаще наблюдается обращение к религии, к раз­личным мистическим культам и суевериям.

В изобразительном искусстве практиче­ски единственным замечательным явлением был реалистический скульптурный портрет — одно из величайших достижений римско­го искусства в целом. Возникнув еще в республиканскую эпоху (мраморные бюсты Помпея, Цезаря, Цицерона и др.), он дос­тиг своего высшего расцвета в эпоху Импе­рии.

Культ императорской власти способст­вовал созданию колоссальных по размерам, величественных сооружений. Позднеримское искусство символично — статуи императоров воплощяют нечеловеческое величие, они как бы лишены тела, жизнь горит только в глазах, отражающим душу.

После смерти Константина (337 г.) в Риме вновь резко обострился кризис антич­ных порядков. Усилились нападения варва­ров на границы империи, римляне потеряли почти все свои провинции. Раздираемая внутренними противоречиями, римская Империя, теснимая со всех сторон внешними врагами, неуклонно шла к своему концу. В 395 г. Римская держава была окончатель­но разделена на Западную и Восточную. Столицей западной половины остался г. Рим, а столицей Восточной римской импе­рии (будущей Византии) стал г. Константи­нополь, основанный Константином на мес­те бывшей греческой колонии Византии.

В 410 г. и 455 г. Рим подвергся страш­ному разгрому - сначала от готов, а затем - от вандалов (отсюда понятие вандализм). В середине V в. под властью императора оста­лась лишь Италия. В 476 г. командир стоявших в Италии германских наемников Одоакр сместил малолетнего императора Ромула-Августула и отослал знаки импера­торского достоинства в Константинополь. Это событие принято считать концом За­падной Римской Империи.

Что карается Восточной Римской им­перии, то она не погибла под ударами варваров, а просуществовала еще почти тысячу лет. С концом же Западной Римской Импе­рии погибла и античная культура. Истории древних цивилизаций Азии, Африки и Европы позволяет проследить особенности и основные этапы развития мировой культуры того времени — от ран­неклассовых и достаточно примитивных культур Востока- до поражающих своей гар­монией и совершенством культур античного мира,

Культура древних цивилизаций оказала огромное влияние на последующее культур­ное развитие человечества. Многообразные культурные ценности, выработанные древ­неегипетской и древне месопотамской циви­лизациями, были восприняты, осмыслены и творчески переработаны более поздними обществами, прежде всего античными Гре­цией и Римом. В свою очередь античный мир и его культура легли в основу европей­ской цивилизации, которая периодически обращалась к идеям и мотивам греко-римского культурного наследия. Выдающие­ся астрономы средневековья - Галилео Галилей, Николай Коперник, Иоганн Кеплер - опирались на труды Аристарха Самосского и его теорию обращения Земли и планет вокруг Солнца. Теорема Пифагора, геометрия Евклида, закон Архимеда стали основой школьного обучения в феодальной Европе.

Христианство, впитавшее в себя ценно­сти античной культуры, стало ведущей ми­ровой религией.

Римское право легло в основу всех сис­тем права западноевропейских государств.

Современные виды и жанры литерату­ры также восходят к античности. К ней по­стоянно обращались европейский театр, драматургия и литература.

Заключение

Античная культура — уникальное явление, давшее общекультурные ценности буквально во всех областях духовной и материальной деятельности. Всего три поколения культурных деятелей, жизнь которых практически укладывается в классический период истории Древней Греции, заложили основы европейской цивилизации и создали образы для подражания на тысячелетия вперед. Отличительные черты древнегреческой культуры: духовное многообразие, подвижность и свобода — позволили грекам достичь небывалых высот прежде народы подражать грекам, строить культуру по созданным ими образцам.

Культура Древнего Рима — во многом продолжательница античных традиций Греции — отличается религиозной сдержанностью, внутренней суровостью и внешней целесообразностью. Практицизм римлян нашел достойное выражение в градостроительстве, политике, юриспруденции, военном искусстве. Культура Древнего Рима во многом определила культуру последующих эпох в Западной Европе.

Список использованной литературы

  1. Куманецкий К. История культуры Древней Греции и Рима. — М., 1990.
  2. Философия: Учебник для вузов/Под общ. ред. В. В. Миронова. — М.: Норма, 2005.
  3. Мировая художественная культура: Учебное издание/Под ред. Л.Ю. Василевская, О.В. Дивненко. — М.: Центр, 1996.
  4. Уроки античной культуры: Учебное пособие/ Мирецкая Н.В., Мирецкая Е.В. — Обнинск: Титул, 1996.
  5. Целлер Э. Античная философия. — СПб., 1996.
  6. Чанышев Н.А. Философия Древнего Мира: Учебник для вузов. — М.: Высшая школа, 2001.

Античная культура


Введение

Европейская цивилизация уходит своими корнями в период античности. Античная культура Средиземноморья считается величайшим творением человечества. Ограниченная пространством (в основном, побережье и острова Эгейского и Ионического морей) и временем (от II тысячелетия до н. э. до первых веков христианства), античная культура раздвинула рамки исторического существования, заявив осебе общечеловеческой значимостью архитектуры и скульптуры, эпической поэзии и драматургии, естественнонаучного и философского знания. В историческом плане под античностью подразумевается период истории, охватывающий греко-римское рабовладельческое общество.

Понятие "античность" появилось в эпоху Возрождения, когда итальянские туманисты ввели термин "античный" (от лат. antiquus - древний) для определения греко-римской культуры, древнейшей из известных в то время. Культурное наследие античных государств оказало огромное влияние на все народы Европы, их литературу, искусство, философию, религиозное мышление, политические и юридические взгляды.


Крито-микенская культура

Древнейшая цивилизация на территории Греции носит название крито-микенской. Центрами ее были остров Крит и город Микены в материковой Греции.

Время возникновения критской культуры (или минойской - по имени легендарною царя Крита Миноса) - рубеж III-II тыс. до н.э. Пережив периоды подъема и упадка, она просуществовала примерно до 1200 г. до н.э. Вся жизнь на Крите сосредотачивалась вокруг так называемых дворцов. В начале XX в. в результате археологических раскопок под руководством английском; ученого А. Эванса в Кноссе (центральная часть острова) был открыт самый первый из критских дворцов. Следуя греческому преданию, Эванс назвал его дворцом Миноса. Именно этот дворец и был знаменитым лабиринтом, описанным в греческих мифах о Минотасре - чудовище с человеческим туловищем и головой быка.

Дворцы Крита действительно были похожи на лабиринты, они состояли из множества различных по отделке и назначению помещений, внутренняя планировка отличалась беспорядочностью. Но несмотря на это, дворцы все же воспринимаются как единый архитектурный ансамбль. Во многом этому способствовал занимающий центральную часть дворца большой прямоугольный двор, с которым были связаны все остальные помещения. Дворцы постоянно перестраивались и становились все более пышным.

Особого внимания заслуживает замечательная настенная живопись, украшавшая внутренние помещения, коридоры и портики. На фресках изображались животные, цветы, сцены из жизни обитателей дворца, в частности "игры с быками" - религиозный ритуал, связанный с одним из главных минойских культов - культом бога-быка, в образе которого воплощались разрушительные силы природы. Символом вечного обновления природы, материнства, женственности была Великая богиня (Владычица) - центральная фигура минойского пантеона богов.

Религия играла огромную роль в жизни Крита, там сложилась особая форма царской власти - теократия, при которой светская и духовная власть принадлежит одному лицу. Царский дворец выполнял универсальные функции, являясь одновременно религиозным, административным, хозяйственным центром.

Среди памятников ремесел и искусств критской цивилизации, дошедших до нас, следует отметить, кроме прекрасных фресок, замечательные бронзовые статуэтки, оружие и великолепную полихромную (многоцветную) керамику.

Расцвет минойской культуры приходится на XVI - первую половину XV вв. до н.э. Однако в середине XV в. до н.э. почти все поселения и дворцы острова были разрушены в результате сильнейшего извержения вулкана на острове Фера (современный Сан-торин) недалеко от Крита, а также вторжения из материковой Греции воинственных греков-ахейцев.

В дальнейшем критская культура уже не смогла достичь прежнего великолепия. Центр цивилизации перемещается в материковую Грецию, где в это время расцветает микенская (или ахейская) культура, сформировавшаяся около 1700 до н.э.

Первоначально эта культура испытывала сильное влияние минойской цивилизации. Были заимствованы имена некоторых божеств, а также водопровод и канализация, фасоны одежды, фресковая живопись и др. Однако, тесно связанная с древнейшими культурами материковой Греции, микенская цивилизация была достаточно своеобразной. Наиболее ранний памятник этой культуры - шахтные гробницы в Микенах (северо-восток полуострова Пелопоннес), открытые в 1876 г. известным археологом Г. Шлиманом. Вместе, с костями умерших в гробницах были найдены украшения, сосуды, оружие, золотые посмертные маски.

Расцвет микенской цивилизации приходится на XV-XIII вв. до н.э. Как и на Крите, основными центрами культуры были дворцы. Наиболее значительные из них найдены в Микенах, Тиринфе, Пилосе, Афинах, Иолке. В отличие от критских почти все ахейские дворцы укреплены. Их мощные стены сооружены из огромных каменных глыб без всякого связующего материала. Греки, видевшие эти стены в более позднее время, называли их циклопическими, приписывая их сооружение одноглазым великанам - циклопам. Дворцы, как и на Крите, были украшены фресками, однако для воинственной, менее утонченной микенской культуры характерно преобладание сцен войны и охоты.

В период расцвета ахейской цивилизации на смену шахтные погребениям приходит новый вид царской усыпальницы - толос (или купольная гробница). Самый большой из них - гробница Атрея в Микенах.


Ахейцы, захватив в XV в до н.э. Крит, переняли у минойцев письменность (так называемое линейное слоговое письмо А) и приспособили ее для передачи своего языка (так называемое линейное слоговое письмо Б). В 1953 г. английскому М. Вентрису удалось расшифровать глиняные таблички со слоговым письмом Б, содержащие записи на греческом языке, письмо А, которым пользовались не греки, а минойцы, до сих пор не поддается расшифровке.

В конце ХШ в. до н.э. огромная масса северобалканских варварских, не затронутых крито-микенской цивилизацией, племен устремилась на юг. Ведущую роль в этом переселении народов играло греческое племя дорийцев. Они обладали большим преимуществом перед ахейцами - более эффективным, чем бронзовое, железным оружием. Именно с приходом дорийцев в XII-XI вв. до н.э. начинается в Греции железный век, и именно в. это время прекращает свое существование крито-микенская цивилизия

Культура гомеровского периода

Следующий период греческой истории обычно называют гомеровским - по имени великого Гомера. Его прекрасные поэмы "Илиада и "Одиссея", созданные в конце VIII в. до н.э., - важнейший источник информации об этом времени. Они рассказывают о происходившей в конце ХШ в. до н.э. Троянской войне и возвращении одного из главных героев - Одиссея - домой после войны. Однако, описывая события, относящиеся к крито-микенской эпохе, Гомер, как правило, переносит их в более позднюю историческую среду. "Ипиада" и "Одиссея" в целом изображают общество с гораздо, более примитивной культурой, чем та, которая предстает перед нами в памятниках крито-микенской цивилизации. Герои Гомера - цари и представители знати - живут в окруженных частоколом деревянных домах, столь непохожих на дворцы крито-микенских царей.

До нас дошло сравнительно мало памятников гомеровского периода. Основные строительные материалы - дерево - обожженный кирпич, монументальная скульптура тоже была деревянной.

Наиболее яркие памятники искусства этого периода, дошед-) шие до нас, - керамика, расписанная геометрическим орнаментом. Это большие вазы, служившие надгробиями, и сосуды бытового назначения, а также терракотовые статуэтки и скульптурные украшения сосудов.

Гомеровский период был бесписьменным, первые известные после длительного перерыва греческие надписи принадлежат уже другой эпохе - архаической (вторая половина VIII в до н.э.). Но в; них используется уже не линейное слоговое письмо Б, а совершенно новое - алфавитное письмо, заимствованное греками финикийцев.

В целом, гомеровский период был временем упадка, но именно тогда создавались предпосылки стремительно подъема греческого общества в архаическую и классическую эпоху.

Культура периода архаики

Период архаики охватывает VIII-VI вв. до н.э. В это время проходила Великая колонизация освоение греками побережий Средиземного, Черного и Мраморного морей. В результате греческий мир вышел из состояния изоляции, в котором оказался после крушения крито-микенской культуры. Греки научились многому у других народов: у лидийцев - чеканке монет, у финикийцев - алфавитному письму, которое они усовершенствовали, введя обозначения не только согласных, но и гласных. На зарождение и развитие науки, в частности астрономии и геометрии, оказали влияние науки Древнего Егапта и Вавилона. На греческое искусство оказали сильное воздействие египетская и ближневосточная архитектура и скульптура. Эти и другие элементы чужих культур были творчески переработаны и органично вошли в греческую культуру.

В период архаики с окончательным разложением родовой общины происходит формирование античного полиса - города-государства, гражданской общине которого принадлежала и окружающая город сельскохозяйственная территория. Наиболее крупными полисами были Афины, Спарта, Коринф, Аргос, Фивы.

В политическом отношении Греция делилась на множество самостоятельных городов-государств, однако именно в архаическую эпоху активное взаимодействие греков с другими народами, пробудило в них сознание единства, появляются понятия "эллины", "Эллада", охватывавшие греческий мир в целом. Важными центрами экономических, политических, культурных связей между полисами становятся общегреческие святилища, возникновению которых способствовало создание единого пантеона богов в результате слияния местных культов.

К архаическому периоду в основном сформировались религиозные и мифологические представления древних греков. Считалось, что первоначально существовал Хаос, из которого выделились Земля (богиня Гея) и подземный мир (Тартар). Гея родила сына-супруга Урана (Небо). Вторым поколением богов были дети Геи и Урана - титаны. Уран, боясь, что дети отнимут у него власть, заключил титанов в глубокую пропасть под землю. Однако титанам удалось освободиться и свергнуть отца, один из них Кронос (Время), пожирающий собственных детей, воцарился над миром. Его в свою очередь сместил после ожесточенной борьбы младший сын Кроноса Зевс, бог грома, молний и дождей. По преданию, Зевс и окружавшие его боги жили на горе Олимп, и греки называли их олимпийцами

После победы над титанами Зевс-громовержец стал верховным богом, его жена Гера, покровительница брака - владычицей неба.

Женитьба на покровительнице брака Гере не мешала связям Зевса, олицетворявшего общественный порядок, с другим богинями и смертными женщинами. Леду Зевс соблазнил, обратившись лебедем, Европу - быком, Даиаю - золотым дождем.

Своему брату Посейдону Зевс предоставил во владение море, а другому брату - Аиду - подземное царство. Богом света и поэзии стал сын Зевса Аполлон, его обычно сопровождали девять муз - покровительниц искусств и наук. Девять муз, девять сестер - богинь наук, поэзии и искусств: Евтерпа - лирической поэзии, Клио - истории, Талия - комедии, Мельпомена - трагедии, Терпсихора - танцев, Эрато - любовной поэзии, Полигимния - гимна, Урания-астрономии, Каллиопа - эпической поэзии.

Другие дети Зевса - Афродита была богиней красоты, богом огня и кузнечного мастерства - хитроумный Гефест, богом войны - Арес, богиней мудрости - Афина, богиней Луны - Артемида. Каждая отрасль хозяйственной деятельности имела своего бога-покровителя: Деметра покровительствовала земледелию, ткачеству - Афина, виноделию - Дионис, торговле - Гермес, охоте, диким животным и беременным женщинам - Артемида и др.

Кроме общегреческих богов, в каждой области Греции были и местные божества, населявшие леса, горы, источники, луга (нимфы, сатиры, дриады и пр.). Греки считали своих богов бессмертными и всесильными, представляли их себе в антропоморфном виде, т.е. похожими на людей. Боги, как люди, не были свободными от бедствий - над миром царила неизбежная судьба, распоряжавшаяся участью и человек и богов.

Кроме мифов о богах, у греков существовали различные версии о происхождении людей, были очень распространены всевозможные мифы о героях, причем наиболее популярные объединялись в циклы, например о Троянской войне, о подвигах Геракла.

Созданная греками чрезвычайно богатая и увлекательная мифология оказала большое влияние на другие народы и является уже на протяжении многих столетий источником вдохновения поэтов и художников.

В УШ~У1 в. до н.э. зарождается греческая историография, представленная трудами логографов, впервые попытавшихся выявить реальную основу мифологических сюжетов.

Важным фактором культурного развития Греции были игры, устраивавшиеся в честь некоторых богов. Самыми значительными из них были: Олимпийские игры - спортивные состязания, посвященные Зевсу, проходившие в Олимпии с 776 до н.э раз в четыре года; Пифийские - спортивные и музыкальные состязания в честь Аполлона в Дельфах (раз в четыре года); Истмийские - в честь Посейдона (проводились под Коринфом раз в два года).

В эпоху архаики наиболее развитой областью Греции была Иония (западное побережье Малой Азии), именно там возникла первая философская система античности - натурфилософия. Ее представители пытались осмыслить природу и ее закономерности, выявить первооснову всего сущего, при этом они воспринимали мир как единое материальное целое. Фалес считал первоосновой всех вещей воду, Анаксимен -- воздух, Анаксимандр - апейрон (беспредельное), т.е. первоматерию с ее противоположными началами - твердым и жидким, теплом и холодом. Пифагор (VI в. до н.э.) и его последователи шли по той же линии исследования первопричины мира, верили в родство душ, основой всего сущего они считали математические законы, создающие космическую гармонию, внесли значительный вклад в развитие математики, астрономии и теории музыки.

Наиболее ярким представителем элеатской школы был Парменид Элейский (р. ок. 540 или ок. 520 до н.э.), выдвинувший идею единого неизменного и неделимого бытия. Считая разум, а не ощущения источником познания, множественность вещей и их движение он объяснял обманом органов чувств.

Одним из крупнейших греческих философов был Гераклит из Эфеса (конец VI - начало V в. до н.э.). По его мнению, как в природе, так и в обществе происходит вечное движение, вечная борьба, бытие постоянно изменяется. Первоосновой материи Гераклит считал огонь, который как основной фермент природы, соединяет все виды материи в одно целое.

Литературное творчество издавна существовало в Греции в устной форме: эпос, трудовые песни, басни и пр., что подготовило появление гомеровских "Илиады" и "Одиссеи" - первых греческих литературных произведений, причем настолько совершенных, что до сих пор эти поэмы считаются величайшими достижениями мировой литературы, хотя созданы они в VIII в. до н.э.

К этому же времени относится и творчество Гесиода (VIII-VII до н.э.), написавшего поэмы "Теогония" (о происхождении богов) и "Труды и дни", впервые отразившую личность самого автора, его жизнь.

В литературе этого периода ведущая роль постепенно переходит от эпоса к лирической поэзии. Внимание к человеку, его внутреннему миру, к событиям современной жизни характерны для творчества Архилоха (2-я пол. VII в. до н.э.), Солона (между 640 и 635 - ок. 559 г. до н.э.), Алкея (кон. VII - 1-я пол. VI в. до н.э.), Феогнида Мегарского (2-я пол. VI в до н.э.), Анакреонта (ок. 570-478 гг. до н.э.).

До сих пор не.потеряла своего о очарования поэзия Сафо (VII-VI)вв. до н.э.):

Я негу люблю,

Юность люблю,

Радость люблю

И солнце.

Жребий мой -

Быть в солнечный свет

И красоту влюбленной

К VI в. до н.э. относится и возникновение грвческо театра, выросшего из хороводов, песен и молитв, исполняют.оя на религиозных праздниках в честь Диониса. Развитие дра этических представлений связано с выделением из хора действуг лцего лица - актера. Греческий театр - это сцена под открытым небом, окруженная с трех сторон зрительскими местами, подни давшимися ступенями кверху. У их подножия располагались круглая орхестра (площадка для хора) и скена (помещение для актеров и.сквизита). Актеры (только мужчины) носили маски и котурны (обувь на высокой подошве). Посещение театра было важным культурным и религиозным обрядом, объединявшим всех зрителей через сопереживание персонажам (катарсис).

Искусство периода архаики характеризуют поиск убедительной формы, выражающей эстетический идеал прекрасного телом и духом гражданина полиса. В это время появляются два основных типа одиночной скульптуры обнаженного юноши (куроса) и задрапированной женщины (коры) с характерной, так называемой архаической улыбкой, выражающей нежность и дружелюбие. Куросов и кор ставили в память об известных людях. Кроме того, появляются скульптурные и многофигурные композиции и рельефы. Образ человека, сложившийся в архаическом искусстве, обладает некоторыми чертами, близкими искусству Востока: определенная условность изображения, статичность, торжественность.

Главными элементами градостроительной структуры периода архаики были акрополь (святилище) и агора (торговый центр, вокруг располагались жилые кварталы. Центральное место в застройке города занимали храмы, которые сначала сооружались из сырцового кирпича и дерева, затем - из известняка, а с конца VI в. до н.э. из мрамора.

К VI в. до н.э создается архитектурный ордер в его дорическом и оиническом вариантах. Суворому, несколько тяжеловесному доричскому стилю соответствует строгая, геометрически прваильная капитель колонны. В ионическом, более пышном, стиле колонна выступает не только как опора, но и как декоративный элемент. Для нее характерны капитель с завитками - волютами, более-сложный цоколь, сама она гораздо изящнее дорической колонны. Среди построек дорического ордера особенно известны были - храм Геры в Олимпии, а ионического ордера - храм Артемиды в Эфесе.

В период архаики происходит синтез архитектуры и скульптуры - храмы снаружи украшаются рельефами, внутри ставятся статуи божества, которому посвящен храм. Изваяния изображают не только богов, но и мифических героев (Геракла, Персея и др.).

Греческая керамика эпохи архаики поражает богатством и разнообразием форм, красотой живописного оформления. Особенно выделяются коринфские вазы, расписанные в так называемом ориентализующем, т.е. восточном стиле, отличающемся красочностью и причудливостью живописного декора, и аттические чернофигурные и более поздние краснофигурпые вазы с изображением обыденной жизни людей.

Своеобразная архаическая культура заложила основу для расцвета культуры классической, сыгравшей столь значительную роль в развитии мировой цивилизации.

Культура в классический период (периода расцвета)

Рубежом в истории Древней Греции стали греко-персидские войны (500-449 до н.э.). Ими заканчивается период формирования античного полиса - архаический и начинается период - классический. Победа греков, окончательное оформление классического рабовладения, развитие полисной демократии способствовали подъему экономической и политической жизни Греции в V в. до н.э. и расцвету греческой культуры центром которой стали Афины, особенно во время правления Перикла

В классический период науке и искусству придавали серьезное значение в воспитании полноценного гражданина. Ученых уже не удовлетворяло представление о материи как о чем-то едином и неделимом. Первым ввел в науку понятие атомов (первотелец), неделимых частиц материи Демокрит (ок. 470 или 460 до н.э. - умер в глубокой старости). Он считал, что в мире нет ничего, кроме атомов и пустоты. Все атомы неизменны, неделимы, но атомы различных тел отличаются формой и размером, когда одинаковые атомы встречаются, образуются тела. По мнению Демокрита, нет явлений без причины: природа и история не имеют цели, но все события обусловлены. Материя вечна и ее возникновение не нуждается в объяснении - объяснять надо только изменения, а это возможно без привлечения веры в богов.

Если Демокрит признавал объективный характер познания, то другое философское направление, возникшее в тот же период, утверждало, что истин может быть столько же, сколько существует людей. Представители этого направления- софисты, учили доказывать любое положение. Для них характерны умение находить противоречия в устоявшихся представлениях, включая религиозные, и интерес к законам человеческого мышления. Наиболее известным софистом был Протагор (480-415 до н.э.), угверждавший "Человек есть мера всех вещей". Из среды софистов вышел Сократ (469-399 до н.э.), однако он утверждал, что существуют абсолютные истины, абсолютные этические ценности, но ими владеет только бог. Основой человеческого существования и развития знания Сократ считал разум.

Древнегреческую медицину прославил врач Гиппократ (ок. 460 - ок. 370 до н.э.). Его труды стали основой дальнейшего развитии медицины. Целостность организма, необходимость индивидуального подхода к больному и его лечению - вот те принципы, которые отстаивал Гиппократ. Он создал учение о причинах болезни (этиологии), прогнозе, темпераментах и др. Был образцом этического поведения - считается, что он - автор текста кодекса древнегреческих врачей ("Клятва Гиппократа"). Этот кодекс стал основой обязательств, которые принимают врачи во многих странах при начале врачебной практики.

В литературе V в. до н.э основными жанрами стали трагедия и комедия. Творцом классической греческой трагедии является Эсхил (525-456 до н.э.). Он ввел второе действующее лицо, тем самым оживил драму, сделал ее более динамичной, интересной, с его именем связано также применение декораций, масок. Один из основных мотивов творчества Эсхила - прославление гражданских; добродетелей, патриотизма (трагедия "Прометей прикованный"). Еще одна важная тема у Эсхила - идея возмездия и фактор судьбы, лучше всего выраженные в трилогии "Орестея".

Тема неотвратимой судьбы занимает большое месте и в творчестве другого греческого трагика - Софокла (497-4 6 до н.э.). Прекрасно показывал борьбу свободной человеческой воли против несправедливости слепой судьбы, Софокл подчеркиват бессилие человека, неизбежность уготованной ему участи. Наиболее известны трагедии Софокла о легендарном царе Эдипе.

Творцом психологической драмы был Еврипид (ок. ,80-406 до н.э.). Основной конфликт в его произведениях - борьба рассудка и страстей, которые так же неотвратимо, как и судьба приводят человека к гибели ("Медея" и "Федра").

Великолепным комедиографом был Аристофан (ок. 445 - ок. 385 до н.э.), придавший комедии политическую остроту и злободневность ("Мир", "Всадники", "Лисистрата" и др.). Аристофан использовал комедию как политическое оружие: подвергал критике все стороны общественной жизни, политику, искусство, повседневные конфликты.

В V в. до н.э. активно развивается греческая историография. Еще древние называли Геродота (484-430 до н.э.) "отцом истории". В отличие от логографов, у которых отсутствовала четко выраженная основная идея повествования, он написал законченное, прекрасно изложенное произведение - "Историю", основным сюжетом которой были греко-персидские войны

Величайшим историком античности был Фукидид (ок. 460- 400 до н.э.). В своей "Истории Пелопоннесской войны" он впервые применил научно-критический метод, попытался раскрыть причинные связи событий и тем самым способствовал росту политических знаний.

Главной задачей искусства V в. до н.э. было правдивое изображение человека, Идеал красоты обнаженного здорового тела распространился и в жизни - греки занимались гимнастикой, следили за личной гигиеной, волосами, делали прически и т.д. Особенно культивировали образ атлета, выступавшего на состязаниях обнаженным. Но женщины изображались в одеждах вплоть до IV в. до н.э.

Среди греческих живописцев V в. до н.э. следует отметить Полиглота и Аполлодора, которому приписывается открытие игры светотени, умение давать перспективу. Их живопись до нас, к сожалению, не дошла.

Основной, дошедший до нас, памятник живописи этого периода - прекрасная вазовая роспись, продолжавшая реалистические традиции архаической эпохи.

V в. до н.э. ознаменовался великолепными архитектурными постройками почти по всей территории Греции. Создаются наиболее совершенные комплексы, после разрушительных греко-персидских войн восстанавливаютя города и памятники. В классический период окончательно оформились дорический и ионический ордеры, и появляется новый, более нарядный, - коринфский ордер, для которого характерна капитель, украшенная листвой и завитками.

В этот период достигли расцвета древнегреческие города, сложилась система регулярной планировки (разбивка города прямоугольной сетью улиц, комплексная застройка жилых кварталов домами одинаковой величины), которую связывают с именем архитектора Гипподама из Милета.

Основным типом общественного здания по-прежнему оставался храм. В первой половине V в. до н.э. были созданы наиболее значительные памятники дорийского стиля, величественныес храмы в городе Посейдонил (Южная Италия), храм Зевса в Олимпии.

Особое место в истории античной архитектуры занимает комплекс сооружений на Афинском Акрополе. Разрушенный персами в 480 до н.э., он заново отстраивается на протяжении всего V в. под общим художественным наблюдением скульптура Фидия В строи тельстве принимали участие выдающиеся зодчие того времени Иктин, Калликрат, Мнесикл и др. Ансамбль Акрополя считается вершиной древнегреческой архитектуры, символом эпохи наивысшего расцвета и могущества Афин. Он включал ряд сооружений - Пропилеи (парадные ворота), храм Ники Аптерос (Бесрылой Победы). Здесь же возвышаются и главный храм - храм Афин -Парфенон. В этом памятнике архитектуры, решенном в дорических формах, ощущается влияние ионического стиля.

В то время в архитектуре Афин в связи с повышениам их по литической роли появляется тенденция к выработке единого пан-эллинского (общегреческого) стиля архитектуры Два ордера или совмещались в одном и том же сооружении, или пропорции дорического стиля облегчались, придавая им большее изящество, как в Парфеноне. Прекрасно найденные пропорции, тонкая лепка архитектурных деталей, великолепное сочетание архитектурного и скульптурного убранства - все это делает Парфенон одним из шедевров не только греческой, но и мировой архитектуры.

Недалеко от Парфенона в ионическом стиле был построен другой великолепный храм афинского Акрополя - Эрехтейон со знаменитым портиком кариатид.


Заключение

Античная цивилизация оказала огромное влияние на все последующее развитие человечества. И неудивительно, что многие из сохранившихся до наших дней памятников материальной культуры того времени стали объектами Всемирного наследия.

И хронологически, и территориально их можно подразделить на памятники Древней Греции и эллинизма.

В Список обьектов Всемирного наследия внесено восемь таких памятников. Три из них (Афинский Акрополь, Дельфы и Вергина) расположены в северной, материковой, части Греции, три (Олимпия, Эпидавр и Бассай) - на п-ове Пелопоннес и два - на островах Эгейского моря.

В античной культуре сложились основные проблемы мироздания: бытие и становление, единое и многое, предел и беспредельное, число и величина, мера и сущность, атом, материя, Космос. Они не потеряли значимость и в настоящее время, что обеспечило культурный диалог разных цивилизаций в мировом масштабе. Античность создала недосягаемые культурные образцы, обладающие непреходящей ценностью и притягательной силой. Сегодня к античности обращаются историки, филологи, философы, культурологи. "… Без того фундамента, который был заложен Грецией и Римом, не было бы и современной Европы". Ф. Энгельс.


Литература

1. Культурология для технических вузов. Ростов-на-Дону: Феникс, 2001.

2. Максаковский В.П. Всемирное культурное наследие. - М.:Агентство "Издательский сервис", 2000.

3. Ф. Энгельс. Анти-Дюринг. М., 1953. С. 171).

4.Кун Н. Легенды и мифы Древней Греции. - М., 1955.

5.Культурология. ХХ в. Энциклопедический словарь. - СПб., 1997.

К исследователям античной культуры принято относить следующих исследователей древности и старины: философ А.Ф. Лосев история античной эстетики, античный космос и современной науки, очерки античного символизма и мифологии. Г.С. Кнабе (раздел об античном полисе, особенности полисного сознания, влияние античности на русскую культуру). Тахо -Годи занимался изучением мифологии. Андре Боннар описывал влияние географического фактора на особенности античной культуры.

Определение термина «античность»

Античность – это термин, который происходит от слов – антикус в переводе - древний текст, термин введен в эпоху возрождения итальянскими гуманистами для обозначения греко-римской культуры.

Под античностью принято понимать совокупность древнегреческой и древнеримской культуры. В настоящий момент термин античность понимается как совокупность древнегреческой и древнерусской культуры. Историки отмечают, что основание для единства древнегреческой, древнеримской культуры может служить полисное сознание (результат сходных гос. политических форм – полис).

Полис порождает особый тип сознания – полисное сознание, полис складывается из разных групп землевладельцев, складывается аппарат управления, суд, армия, но все должности выборные, залогом выживания такого коллектива становиться патриотизм каждого человека, высший долг - хранить верность понимать ценность полисного общества и при необходимости – приносить себя в жертву. Гражданин полиса – это всегда землевладелец.

Базовые черты полисного сознания

1. Каждый гражданин осознает значимость свободы и обладает значительными свободами.

2. Человек должен ставить личные интересы ниже интересов всего полиса, только тогда он может считаться полезным членом общества.

Общая характеристика понятия античность

Космос – это понятие о мире, которое возникает в эпоху античности. Космос это не только мир, вселенная, космос это порядок который противостоит хаосу. За счет красоты и упорядоченности.

Как отмечает Лосев, космос для античного человека выступает как некий абсолют, космосу некуда двигаться все пространство занято им самим, поэтому в античной культуре и складывается абсолютный космологизм. Античные боги управляют космосом, т.к. они и есть законы природы, все недостатки и все достоинства, которые есть в человеке есть и в природе а значит и в богах.

2. Идея рока, судьбы, Ананке (рок, судьба, неизбежность) , раз ананке властвует над жизнью, то даже герои не может противостоять року, представление о судьбе не делает человека пассивным, они не склоны к пассивному фатализму

Они в большой степени склонны проявлять свободу выбора, становясь при этот героем.

Ощущение роковой зависимости порождает трагизм мироощущения, оно является изнанкой гармоничной «апполонической» культуры. Идея ясности, гармонии, «апполоничности» была развита в трудах историков 18-19в. Шиллер, Гете. Трагизм мирообщения был впервые открыт Фридриком Ницше «Рождение трагедии из духа музыки»

3. Антропоцентризм – это понимание того, что в центре мира оказывается человек, он есть часть мироздания, часть мира. Важнейшим эстетическим принципом, который формирует идеал человека, является калокагатии (культ гармонии безупречного тела и внутреннего мира человека)

Тело необходимо укреплять физическими упражнениями, а душа – поэзией, танцами, музыкой.

4. Идея состязательности или принцип Агона.

Состязательность пронизывают все сферы деятельности человека, состязательность была не только в гражданской но и художественной жизни. В культуре, например, Олимпийские игры, (фильм Л.Рифеншталь «Олимпия 1938 первые кадры). Демонстрация рождения нового типа арийского что связано с античностью (греко-римский человек), театральные состязания – двух протагонистов(гл. актеров), борьба драматургов, философские диспуты, возможно диалектика сегодня.

5. Праздничность и зрелища в античной культуре

Праздники, посвященные тем или иным богам. Например, Дионисийские мистерии. Травли зверей, гладиаторские бои, театр античности – все натуральное и в величину натуральное ==> «хлеба и зрелищ». Рим – грубоват, а Греция утонченная по зрелищности. Круги движутся в театре, все пришло оттуда. Переодевали крестьянина, и он в роли, ходил затем его поедал настоящий зверь – зрители улюлюкают.

Периодизация античной культуры:

1. Крито-меккенский (эгейский) период - 3 тыс. – 1 тысяч лет до нашей эры)

Существовала на островах Крит, Ферра, острова Киклатского архипелага. На балканском полуострове.

Материковая Греция (Микены, Тиринф, Эпилос) город Троя. Расцвет приходится на 2 тыс до н.э. причем ее вклад эта культура становится важным связующим звеном между культурой Древнего Востока и собственно греческой культурой, на рубеже 3-2 тыс на острове Крит впервые в Европе сложится государство и возникнут центры Кносс Фест, Малия

В XVI веке до нашей эры был уничтожен землетрясением

2. Гомеровский период (11-8 вв. до н. э.),

Название периода произошло от от имени Гомера, потому что его поэмы Одиссея и Илиада являются основными источниками наших сведении о данном периоде, они дают представление о быте, нравах, одежде, людей того периода.

Основное население Греции того периода это крестьяне поселенцы, поселения носят общинный характер. Зарождается архитектура, которая сохранилась только в развалинах. Это архитектура выступает некой переработкой микенской архитектуры.

Важное место занимает так называемый «гомеровский вопрос». В истории мировой культуры, начиная с 18 века ведутся споры о существовании Гомера. Выделяют 2 точки зрения:

1) Это персонаж вымышленный

2) Это реально живущий человек

Но наиболее правленой является точка зрения, что Гомер, которое в переводе означает прилаживающий, присоединяющий одно к другому.

К концу 8 века до н.э. возникли предпосылки для культурного переворота, которым и будет объясняться феномен «греческого чуда»

3. Период архаики (VII-VI век до нашей эры).

1) Расслоение населения. Появляются землевладельцы, но большая часть это крестьяне общинники, в дальнейшем это приведет к образовании 2 классов: рабы и рабовладельцы. Рабами были пленники и крестьяне попавшие в зависимость, рабовладельцы – крупные ремесленники и купцы

2) Складываются города-государства с разными формами управления: олигархия (руководят несколько богатых людей), демократия и тирания (власть одного)

3) рост городов, следовательно, расширение строительства

В этот период развивается морская торговля, судостроение, мореплавание,

Контрольная работа

на тему «Античная культура»



Введение

Этапы развития и основные направления древнегреческой культуры

Периодизация и основные этапы формирования Древнего Рима

Заключение

Список используемой литературы


Введение


Античная культура сыграла значительную роль в истории европейской цивилизации. Однако внутри себя Античность распадается на два культурно-исторических блока: Древняя Греция и Древний Рим, что, тем не менее, позволяет говорить об Античности как определенной целостности.

Главное внимание мы все-таки уделим древнегреческой культуре, которая прошла в своем развитии ряд этапов:

Гомеровский (IX-VIII века до н.э.);

Архаический - архайос в переводе с греческого древний (VII-VI века до н.э.);

Классический, внутри которого выделяют

раннюю классику (конец VI - середина V века до н.э.),

высокую классику (до последней трети V века до н.э.),

позднюю классику (до 320-х годов до н.э.).

Эллинизм (конец IV века - середина II века до нашей эры). Возвышение Македонии и захват ею огромных пространств привел к тому, что греческая культура, считавшаяся эталонной, распространилась далеко за пределы Эллады. Поэтому последовавший за классическим период назвали эллинистическим, иначе говоря греческим, что было отнюдь не упадком, который, казалось бы, должен был наступить после яркого взлета, а скорее переходом греческой культуры в иное состояние.

Хотя бы в нескольких словах необходимо упомянуть предшественницу античной Греции - крито-микенскую, или эгейскую, цивилизацию. Ее центром был остров Крит, где, как известно, сохранились останки грандиозного Кносского дворца, знакомого нам по мифу о Минотавре. Именно на этом острове родился Зевс. Вероятно, после разрушительного землетрясения XVI века до н.э. и последовавшего за ним наводнения центр этой цивилизации переместился на южную часть Балканского полуострова, в города Микены и Тиринф. Жителями этой части Греции были ахейцы, о походе которых на Трою сообщает в Илиаде Гомер. Возвратившиеся в малом числе после Троянской войны герои не смогли дать достойный отпор диким племенам дорийцев, хлынувшим с юга и уничтожившим древнюю культуру. Однако большинство античных мифов своими глубокими корнями связаны с той эпохой.


Этапы развития и основные направления древнегреческой культуры


Гомеровский период занимает особое место в истории древнегреческой культуры. Основными источниками изучения этого периода (а по существу всей жизни эллинов со второй половины II до первых веков начала I тысячелетия) является греческий героический эпос, то есть Илиада и Одиссея Гомера и поэмы Труды и дни и Теогония Гесиода. Оба поэта ведут свое повествование от имени муз, давая понять тем самым, что опираются на вполне надежные авторитеты.

К временам Гомера и Гесиода греческая мифология в основном сформировалась. По Теогонии Гесиода сначала был Хаос - сияющая пустота. Затем появляются первые боги - Гея (богиня земли) и Уран (бог неба). Чуть позже Гея порождает Тартар, свет и тьму, а также Эрос - любовь. Совокупившись с Ураном, Гея производит на свет ужасное потомство - Титанов и Циклопов. Уран ужасается видом своих детей и заставляет пребывать их в лоне матери Геи. Однако младшему из титанов Крону (время) все же удается свергнуть своего отца и установить власть титанов.

Крон и титанида Рея родят новое потомство богов. Но Крон, дабы не разделить участь своего отца Урана, тут же глотает их. Чудом спасшийся Зевс начинает битву против Крона, в которой одерживает победу. Он заставляет исторгнуть из чрева Крона своих братьев и сестер, производит богатое потомство от семи жен и в конце концов, устанавливает свое собственное царство. Таким образом, формируется окончательный вид греческого пантеона.

Следует отметить, что уже на уровне мифологического сознания Греция избрала совершенно иной путь, нежели культуры, о которых мы говорили ранее. В мифологии и религиях древнего Востока божественное начало чаще всего представало в виде некой абстракции, весьма далекой от обыденной жизни человека. В Индии, у брахманов, - умозрительный брахман-атман; у джайнистов, - недосягаемый Джайн; у буддистов, - отрешенный Будда, который чаще всего олицетворяет не столько бога, сколько выступает в качестве «пророка», учителя. В Китае, у Конфуция, - небо вообще; у даосов, - непознаваемое Дао. В Финикии, - владыка неба Ваал. В Египте, самый очеловеченный бог - Осирис - весьма расплывчат: он символизирует Нил, жизнь и увядание, он же судья в Царстве мертвых.

Иное дело у греков. Роли богов распределены по профессиям:

Посейдон - бог моря

Аид - бог подземного мира

Аполлон - бог солнца и музыки

Артемида - богиня охоты

Арес - бог войны

Афродита - богиня любви

Гефест - бог огня

Гермес - бог торговли

Дионис - бог виноделия

Афина - богиня мудрости и ремесел и т.д.)

Каждый из них имеет свой собственный характер, они живут как люди и ничто человеческое им не чуждо. Зевс обитает на высоком Олимпе. Сюда он собирает богов на роскошные пиршества и на советы. Характерно, что даже местонахождение богов - не небо и не космос, а Олимп, нечто близкое и вполне реальное, гора, на которую, в случае чего, всегда можно просто показать пальцем.

Своего наивысшего расцвета категории и принципы древнегреческой культуры достигли во времена классического периода, поэтому его мы рассмотрим более подробно.

Вспомним, как немецкий философ Георг Гегель определял термин классический. Он говорил, что это гармоничное единство общественного и индивидуального. Действительно, во многом именно такое сочетание и позволило создать культуру, которую называли образцовой, и величайшие произведения искусства, на которые оглядывались многие столетия спустя. Культура античной Греции значительно отличается от предшествующих: грек классического периода чувствовал себя очень свободным внутренне и внешне, хотя к концу классики это ощущение болезненно утрачивается. Основными составляющими этой свободы явились благосклонная к человеку природа Балканского полуострова (естественный фактор) и созданная человеком культура (искусственный фактор). Греки были, возможно, первой цивилизацией, которая сознательно стала формировать вокруг себя и в себе культуру. Греки впервые, как они считают, противопоставили себя миру без культуры, варварскому миру. Ярким примером этого культурного самосознания может служить античный город-государство, или полис.

Георг Вильгельм Фридрих Гегель (нем. <#"justify">античный культура древнегреческий цивилизация

Периодизация и основные этаны формирования Древнего Рима


Царский (VIII - VI века до н.э.)

Легендарное основание Рима (753 г. до н.э.). Формирование синтетической римской мифологии. Первые греческие колонии на юге Италии. Изгнание царей.

Республиканский (VI - I века до н.э.)

Объединение Италии. Завоевание Греции. Пунические войны. Формирование и развитие римского скульптурного портрета. Римский эпос (Вергилий Энеида).

Ранняя империя (I век до н.э. - III век н.э.)

Формирование архитектурно-строительной концепции в трудах Витрувия. Строительство Колизея и Пантеона. Возведение колонны императора Траяна. Конная статуя Марка Аврелия.

Поздняя империя (III - V века н.э.)

Правление Константина Великого. Признание христианства (325 г. н.э.). Разделение империи на Восточную (Византия) и Западную. Разграбление Рима войсками Алариха. Разграбление Рима вандалами. Оккупация Италии остготтами.


Заключение


Завершая, нужно сказать, что роль Античности в формировании европейской культуры стала осознаваться во многом благодаря исследованиям немецких философов XVIII - XIX вв., в частности И.-Г. Гердера и В. Вельфлина; образцом устройства мира Античность считали деятели Возрождения; Новое время в лице приверженцев классицизма нашло в Античности свой этический и эстетический идеал. Основными направлениями древнегреческого искусства являлись архитектура, скульптура, вазопись и театр. Архитектура была основана на ордерной системе, где ордером называлось определенное пропорциональное и гармоничное сочетание несомых и несущих частей здания. Существовали три типа ордеров: дорический, ионический и коринфский. Скульптурное искусство представлено именами Мирона <#"justify">Список используемой литературы


Античная Греция. В 2-х тт. - М., 2000

Асмус В.Ф. Платон: эйдология, эстетика, учение об искусстве. / Асмус В.Ф. Историко-философские этюды. - М., 1999

Боннар А. Греческая цивилизация. - М., 2001

Винничук Л. Люди, нравы и обычаи Древней Греции и Рима. - М., 2003

Виппер Б.Р. Искусство Древней Греции. - М., 1999

Куманецкий К. История культуры Древней Греции и Древнего Рима. - М., 2004

Лосев А.Ф. Олимпийская мифология в ее социально-историческом развитии. - М., 1999

Любимов Л.Д. Искусство Древнего мира. - М., 2001

Штаерман Е.М. Кризис античной культуры. - М., 1999


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Обладание собственностью и возможность ра-ботать на себя и свою семью в определённой степени защищала че-ловека от эксплуатации со стороны частных лиц. Наличие полити-ческих и социальных прав обеспечивало гражданам достаточно ус-тойчивое общественное положение, открывало возможность прямого участия в политической деятельности и влияния на жизнь своего государства. Расцвету культуры способствовало также нали-чие политической свободы , отсутствие идеологического, духовного контроля над жизнью людей и их творческой деятельностью .

Наи-более тяжёлый и изнурительный труд был переложен на плечи ра-бов, что давало свободным людям время, необходимое для духовно-го их развития. Таким образом, весь уклад жизни античных обществ способствовал раскрытию творческих возможностей свободного полноправного человека.

К тому же в античных государствах была достигнута массовая грамотность населения. Это открывало возможность приобщения широких сло-ёв населения к политической деятельности, культуре и литературе.

Уровень развития культуры в Греции и её достижения в этой области были настолько велики, что некоторые специалисты полагают возможным говорить о «греческом чуде».

В Греции получила значительное развитие философия как осо-бая область познания мира, осмысления законов его существования и развития, сложился ряд философских направлений и школ, соз-данных различными выдающимися мыслителями. Ряд филосо-фов — Фалес, Гераклит, Анаксагор и др. — отстаивали идею первич-ности материального мира. Философ V-IV вв. до н. э. Демокрит по-лагал, что материальный мир состоит из мельчайших частиц — атомов, которые находятся в постоянном движении. Он также от-стаивал принцип причинности, помогающий осмыслить суть всего происходящего. В трудах Платона выдвигались положения о пер-вичности нематериального, идеального начала и вторичности ма-териального мира. Выдающийся философ-энциклопедист Аристо-тель в своём учении совмещал материалистический взгляд на мир с идеализмом, признавая наличие божественного начала, под влия-нием которого происходит развитие материи. Аристотель осущест-вил классификацию видов государственных устройств и произвёл анализ многих современных ему государств.

История

В Древней Греции возникла и получила значительное развитие историческая наука. Её основателем был Геродот, который, расска-зывая о Греко-персидских войнах, описал предшествовавшую им историю Греции и многих восточных стран. Фукидид — младший со-временник Геродота — умножил историю Пелопоннесской войны. Историк эллинистического времени Полибий оставил труд, посвя-щённый многовековой истории войн Рима за власть над Средизем-номорьем.

В трудах древнегреческих историков предпринимались попытки исследовать причины исторических событий, роль вы-дающихся личностей в истории, установить взаимосвязь различных событий и процессов. В трудах рим-ского историка Тита Ливия дан подроб-ный очерк истории Рима от основания го-рода до эпохи империи. В сочинениях Публия Корнелия Тацита, Гая Светония Транквилла раскрыты многие события времён империи, даны характеристики императорам. Большую известность в ми-ре приобрели сочинения философа Лу-ция Аннея Сенеки, императора Марка Ав-релия. Они были представителями стои-цизма — учения, отводившего важное место нравственному самосовершенствованию человека.

География

В античности совершаются первые дальние морские путешествия, открываются и заселяются ранее неведомые земли. В античное время лучше всего была изучена среди-земноморская область Земли: юг Европы, запад Азии, север Африки.

Театр

Древняя Греция

Значительный вклад Древняя Греция внесла в развитие мирового теат-рального искусства: греки создали театр как один из важнейших видов массовых зрелищ. В Греции театр являлся также важным средством формирования общественного гражданского сознания . Древнегреческие трагики Эсхил, Софокл и Еврипид и коме-диографы Аристофан и Менандр вошли в число выдающихся дра-матургов мира.

Древний Рим

Первые римские пьесы были подражанием греческим и носили драматический характер. В императорскую эпоху Древнего Рима население предпочитало смотреть комедии. Представления становились все более и более зрелищными: много музыки, танцев и спецэффектов. Некоторые актеры приобретали такую известность, что их поклонники не давали им проходу.

Ораторское искусство

Практическими потребностями античного общества была рож-дена теория красноречия, которая была необходима в политиче-ской борьбе, а также в судебных спорах. Греция и Рим оставили бо-гатое наследие в области ораторского искусства. Наиболее знаме-нитыми ораторами явились Демосфен в Афинах и Цицерон в Риме.

Литература

Художественная литература также является одним из достижений античной культуры. В Греции и Риме сложились различные литера-турные жанры — эпическая и лирическая поэзия, трагедия и комедия, роман, эпистолярный жанр и др. Многие произведе-ния писателей и поэтов античного времени представ-ляют собой выдающиеся образцы мировой литерату-ры — поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея», трагедии Эсхила, Софокла и Еврипида, комедии Аристофана и Плавта, роман Апулея «Золотой осёл», письма Мар-ка Туллия Цицерона и Луция Аннея Сенеки.

Среди наивысших достижений римской поэзии — творчество писателей и поэтов Вергилия, Горация, Ка-тулла, Овидия. Вергилий в поэме «Энеида» воспевал героическое прошлое Рима. Катулл и Овидий основ-ное внимание уделяли описанию человеческих чувств.

Живопись в античные времена

Портрет

см. Древнеримские игры и развлечения Материал с сайта

Включайся в дискуссию
Читайте также
Йошта рецепты Ягоды йошты что можно приготовить на зиму
Каково значение кровеносной системы
Разделка говядины: что выбрать и как готовить?