Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Влияние окружения на психику человека. Влияние окружающей среды на поведение людей

План: стр.

Введение

I. Теоретические аспекты влияния среды на личность и поведение:

1.Предпосылки развития организационного поведения

1.1.Организационное поведение в системе менеджмента

2. Понятие личности в организации

2.1. Внутренняя и внешняя среда предприятия

3. Взаимодействие человека и организации

3.1. Модель взаимодействия человека и организационного окружения

II. Адаптация человека к организационному окружению:

4. Научение поведению в организации

4.1. Процесс сознательного научения поведению в организации

4.2. Научение поведению и модификация поведения

человека в организации

III. Исследование организационного поведения:

5.Использование социологических исследований на предприятии

5.1. Итоги исследования

Заключение

Список используемой литературы


Введение.

Любая социальная общность людей (семья, коллектив предприятия) испытывает на себе влияние внешнего мира, непосредственного окружения и своей внутренней среды. Производственное предприятие, торговая фирма постоянно анализируют изменения в непосредственном окружении (рынка сбыта, поведение конкурентов, динамику цен, надежность партнеров и поставщиков) и совершенствует систему управления своей организации. Стабильное развитие предприятия, рост его производственных и финансовых показателей позволяют повышать его экономические параметры, то есть применять наиболее желанную стратегию роста. Чаще всего приходится применять стратегию ограниченного роста – планировать медленное и острожное увеличение экономических и социальных показателей. И самые нежелательные изменения во внутренней среде предприятия происходят при стратегии «последнего средства» - положение предприятия стало столь угрожающим, что приходится сокращать численность работников. Переход к этой стратегии является симптомом возможной ликвидации фирмы. Внутренняя среда весьма изменчива, поскольку содержит различные переменные факторы: могут меняться цели деятельности организации в целом или её отдельных структурных подразделений, в этом случае часто бывает целесообразно изменить и структуру управления; новые цели потребуют изменения решаемых задач или технологий. Но главным источником изменений в любой модели управления являются люди, их взаимоотношения в процессе производства. Именно способность целенаправленно воздействовать на членов коллектива для достижения целей организации определяет талант руководителя и успешную деятельность организации.

Актуальность предоставленной темы заключается в том, что в настоящее время поиск путей активизации человеческого потенциала внутри организации и учет психологических особенностей персонала являются одними из решающих факторов повышения эффективности деятельности любой организации.

Целью данной работы является разработка теоретико-методологических и прикладных основ исследования влияния среды на личность и поведение и организационной культуры как важнейших элементов системы управления персоналом.

Для достижения данной цели были поставлены и решены следующие задачи:

Обобщение и систематизация предлагаемых отечественными и зарубежными исследователями теоретико-методологических подходов к исследованию организационного поведения;

Обоснование целесообразности и необходимости рассмотрения проблем установления взаимодействия человека и организационного поведения;

Выявление факторов, обуславливающих трудовое поведение персонала на рабочем месте под влиянием различных факторов;

Объектом исследования среды организации являются сами работники, а также факторы, влияющие на их поведение в деловом процессе.

Предметом данного исследования являются организационное поведение как взаимосвязанные и взаимообусловленные элементы управления персоналом.

Теоретические аспекты влияния среды на личность и поведение

Предпосылки развития организационного поведения

Изучение современных теорий организационного поведения требует рассмотрения истории развития науки в целом, которая вместе с обществом прошла путь эволюции - поступательного развития и последовательного совершенствования. Именно такая естественная форма становления науки подтверждает ее жизнеспособность.

В развитии организационного поведения (ОП) следует выделить два этапа: эмпирический и научный.

Первые попытки осмыслить поведение человека возникли в глубокой древности на эмпирической основе. Фундаментальные проблемы личности были сформулированы в трудах великих древнегреческих мыслителей Сократа, Платона, Аристотеля и других философов в IV - V вв. до н.э. Они впервые в истории европейской общественной мысли поставили проблему взаимоотношений личности и общества, социальной среды, соотношения индивидуализма и коллективизма.

Вопросы поведения личности в окружающей среде рассматривались в различных религиозных учениях. В частности, идея примата коллектива над личностью питала раннее христианство и вместе с православием пришла на Русь. Православию присущи особый духовный настрой, чувство сопричастности и единения, сопереживания, взаимной любви и жертвенности.

Предпосылками становления научной концепции организационного поведения можно считать идеи свободы, равенства и братства французских просветителей (Вольтер, Ж-Ж. Руссо, П.А. Гольбах), социалистов-утопистов (Т. Мор, Т. Кампанелла, Р. Оуэн) в середине ХVIII в., классовое учение (К. Маркс), психология народов (В. Вундт) в Германии в середине ХIХ в.

Многие идеи мыслителей прошлого и современности имеют прямое отношение к проблемам межличностного общения и группового взаимодействия людей.

На научной основе организационное поведение развивалось с середины ХIХ в. в рамках следующих учений.

Детерминизм - учение о причинной обусловленности и закономерности всех явлений. Сформировался в середине ХIХ в., имеет две формы - механистическую и биологическую.

Бихевиоризм - ведущее направление американской психологии начала ХХ в. (Дж. Уотсон, Э. Торндайк; в России связан с трудами известного физиолога ИП. Павлова).

Согласно этой концепции, анализ поведения должен носить строго объективный характер и ограничиваться внешне наблюдаемыми реакциями. Все, что происходит внутри человека, изучить невозможно, поэтому человек выступает как некий «черный ящик». Личность есть ни что иное, как совокупность поведенческих реакций, присущих данному человеку та или иная поведенческая реакция возникает в ответ на определенный стимул, ситуацию.

Гештальтпсихология - одна из основных школ зарубежной психологии начала ХХ в. (М. Вертгеймер, В. Келлер, К. Левин). Использует принцип системности и приоритета целого в динамике мотивации человеческого поведения. Основана на достижениях физики в Германии в тот же период. Трактует поведение человека по типу взаимодействия частиц в поле, игнорируя сознание и психологические аспекты поведения.

Фрейдизм - психологическая концепция начала ХХ в. австрийского ученого З. Фрейда и развившееся на ее основе учение о психоанализе, основанное на исследовании глубинных пластов человеческой психики, ставящее в центр внимания бессознательные психические процессы и мотивации, В объяснении человеческого поведения использовалась трехуровневая модель психической структуры личности (Ид-Оно, Эго - Я и Супер-Эго - Сверх-Я), позволившая осветить проблемы психологии делового общения, конфликтов, механизмы снятия стрессового напряжения и способы психологической защиты.

Гуманистическая психология - ведущее направление современной психологии. Сформировалось в 1960-е гг. в США (Г. А. Мюррей, Г. Мерфи, Г. Олпорт и др.). Одной из основ концепции стал экзистенциализм - ориентация на проблемы и трудности личностного выбора и ответственности в определении смысла существования. Отстаивает право человека быть самим собой, сохранять свою целостность, уникальность и неповторимость.

Управленческая психология - ведущая отрасль современного знания, (отражающая междисциплинарное научно-практическое направление, целью которого является психологическое обеспечение решения проблем управленческой деятельности. Управленческая психология изучает личность работника в организации и влияние организации на социально-психологическую структуру и развитие коллектива.

Каждое научное направление имело свои ограничения, но в целому способствовало формированию современной концепции организационного поведения.

Организационное поведение в системе менеджмента .

Развитие теорий организационного поведения в системе менеджмента началось в США с 1930-х гг. в рамках школы человеческих отношений (Э. Мэйо, Ф Ротлисбергер, М. П. Фоллет и др).

Основные положения школы человеческих отношений состоят вследующем:

· сама работа имеет меньшее значение, чем социальное и психологическое положение человека в организации;

· все проблемы управления должны рассматриваться через призму человеческих отношений с учетом социально-психологических факторов;

· воздействие на работника с целью повышения производительности труда должно быть направлено на удовлетворение его социальных и психологических потребностей, а не создание физиологических условий труда;

· деятельность работника мотивируется преимущественно сложившимися групповыми нормами поведения, а также чувствами и настроениями индивида;

· жесткая иерархичность организации несовместима с природой человека и его свободой.

Важнейшими элементами теории человеческих отношений является: система взаимных связей и информации, система бесед-исповедей с рабочими, участие в принятии решений, организация неформальных групп и управление ими.

Главный вывод школы человеческих отношений состоял в следующем: предприятие представляет собой социальную систему, состоящую из неформальных групп, регулирующих человеческое повеление.

Влияние окружения на каждого из нас гораздо значительнее, чем можно себе представить. Именно от окружения часто зависит то, как состоялась жизнь человека. Стоит изменить окружение, и в жизни человека происходят удивительные изменения – меняется его судьба.

Мы не выбираем, какими родиться: рождаемся с заданными природой векторами (желаниями и психическими свойствами для их реализации, скрытыми в бессознательном). Не выбираем родителей, место рождения, обстоятельства и многое другое. Единственный способ, благодаря которому мы можем повлиять на себя и свою жизнь – через окружение.

Окружение влияет на мировоззрение человека, на его цели, привычки, поступки, душевное состояние, стремления, приоритеты, на его представления о себе, реализацию, уровень дохода и даже на состояние его здоровья!

Каждому из нас кажется, что он решает всё сам, однако это иллюзия. Учёные провели множество опытов, которые наглядно демонстрируют абсолютную, часто необъяснимую зависимость человека от его окружения. Многие из этих экспериментов провели Джеймс Фаулер и Николас Кристакис и описали их в книге «Связанные одной сетью».

Результаты экспериментов поистине удивительны! Они показывают, что окружение радикально влияет практически на все сферы жизнедеятельности человека!

Самый простой и показательный пример – это то, как влияет среда, состоящая из закоренелых преступников (зеков) на новых, пока ещё «неиспорченных» заключённых, попавших в тюрьму впервые. Исправительные колонии, по иронии, никого не исправляют, а наоборот, окончательно портят. Молодой человек, попавший в места заключения, выходит оттуда преступником. Человек и его окружение не просто связаны, человек – это продукт своего окружения.

Другой пример, описанный в книге «Связанные одной цепью»: у людей, страдающих ожирением, в окружении обязательно есть люди с лишним весом. И, напротив, у тех людей, которые ведут здоровый способ жизни, не переедает и имеет нормальный вес, окружение более спортивное и здоровое.

Мы бессознательно копируем тех людей, с которыми общаемся. Они как бы задают для нас рамки приемлемости. В первом случае формируется убеждение «потреблять слишком много пищи и быть толстым – это допустимо», во втором – «не допустимо».

Если наше окружение курящее – нам трудно бросить курить (или не начать). Если наши друзья злоупотребляют спиртным или наркотиками – и для нас это становится приемлемо, начинает казаться, что «ничего страшного в этом нет».

Любой врач-нарколог знает, что человеку, который пытается выйти из-под власти наркотической или алкогольной зависимости, необходимо сменить окружение. Прошлое окружение гарантированно вернёт его к употреблению алкоголя или наркотиков.

Тенденции, которые происходят в нашем окружении, удивительным образом влияют и на нас. Об этом свидетельствуют эксперименты Дж. Фаулера и Н. Кристакиса. К примеру, если среди близких знакомых покатилась волна разводов, вероятность того, что это может случиться и с вашей семьёй, существенно возрастает.

Кстати, о разводах. В прошлом поколении разводов было гораздо меньше, потому что общество осуждало разводящихся.

«О, смотри, разведёнка пошла», — презрительно говорили бабушки на лавочках.

«А этот, ты глянь, семью бросил – жену и двух детей!»

Общественное мнение держало людей в браках даже в сложных ситуациях.

Время изменилось, и теперь развод – это нормально, приемлемо для общества. Развод не осуждается, и именно поэтому люди разводятся во много раз чаще, не желая страдать в брачных отношениях. Общественное мнение, общество, окружение, среда обитания – это влияет на наши решения гораздо больше, чем мы осознаём.

Если в вашем окружении принято ныть и жаловаться, то и вы незаметно для себя можете стать нытиком и вечной жертвой обстоятельств.

Если в ближайшем окружении принято выражать неприязнь, враждебность, осуждение, язвительность, недоброжелательность – это может стать и вашим стилем общения. «Среди волков жить – по-волчьи выть», — говорит пословица.

То, что принято в вашем окружении, становится приемлемо и для вас.

Плохие состояния, вредные привычки, тенденции, настроения и манера поведения – всё это «инфицирует» окружающих людей. Все зависят от всех, но особенно мы зависим от близкого круга общения.

Случайно попав в то или иное окружение, вы, совершенно не осознавая и сами того не замечая, можете приобрести вредные привычки (закурить, начать выпивать), растолстеть, обеднеть, впасть в депрессию, начать нарушать закон, стать агрессивным, развестись или что-то ещё.

К счастью, всё может случиться и наоборот – благодаря благоприятному окружению, вы можете похудеть, бросить курить (пить), разбогатеть, быть счастливым, любимым, любящим, добрым и наслаждаться жизнью на все 100%.

Нужно тщательно выбирать людей, с которыми мы проводим время и обмениваемся мнениями. Выбор окружения – это то, к чему стоит относиться максимально осознанно. Окружение может подталкивать вас к развитию, к правильной реализации, формировать правильное, позитивное мироощущение.

Скажи мне кто твой друг, и я скажу – кто ты

Как формируется окружение человека? Чаще всего неосознанно. Оно состоит из родственников, друзей и знакомых, с которыми на каком-то этапе свела судьба, соседей, коллег по работе. Словом, людей, которые по причинам близкого географического расположения и сплетения обстоятельств, вошли в вашу жизнь.

Друзей мы чаще всего выбираем по равенству свойств – с ними есть о чем поговорить, они векторально такие же, как мы, и находятся приблизительно на таком же уровне развития и реализации. «Скажи мне кто твой друг, и я скажу, кто ты», — говорит известная поговорка. Посмотрите на людей, с которыми проводите время, на их проблемы, желания и настроения, и, возможно, осознаете причины происхождения собственных проблем, желаний и настроений.

Например, подруги со зрительным вектором могут суеверить вместе, ходить к гадалкам, читать гороскопы, увлекаться фен-шуй. Звуковые друзья могут сидеть вместе в депрессиях, говорить о несовершенном мире, бренности бытия или даже увлечься наркотиками.

С любимыми друзьями можно, например, осуждать баб (мужиков), жалуясь на противоположный пол, раз за разом переживая разочарования в личной жизни… И закрепляясь всё больше в этих разрушительных убеждениях, плохих сценариях.

Как же изменить круг общения, изменяя параллельно свою судьбу? Как сформировать его осознанно?

Без осознания себя и других людей это сделать невозможно.

Что мне мешает быть счастливым? Кто я и чего хочу? Моё ли это желание, или позаимствованное у соседа по лестничной клетке? Как узнать человека, который желает того же, что и я? Где найти таких людей? На эти вопросы поможет ответить системный психоанализ.

Все наши преграды, все негативные сценарии, которые заставляют нас двигаться по замкнутому кругу повторяющихся событий, находятся в нашем бессознательном. Точно так же и наши настоящие желания, которые обязательно обеспечены свойствами для их реализации, тоже скрыты в бессознательном. Осознать себя, свои желания и потребности можно только с помощью системно-векторной психологии. Более того, в процессе системного психоанализа, мы научаемся невероятно глубоко понимать, различать, идентифицировать других людей. Понимать причины всех событий, которые с нами происходят. И этот навык остаётся с нами навсегда.

С осознанием дела очень просто «настроить» своё окружение на правильный лад, оградить себя от той части, которая оказывает разрушающее влияние, и дополнить его теми людьми, которых в нём недостаёт.

К примеру, человеку со звуковым вектором (обладателю абстрактного мышления и философского ума, искателю смысла жизни), необходимо особое окружение. Это окружение таких же звуковиков, которые реализуют свою природу – занимаются духовным развитием и самопознанием, работают над собой. Почему? Не потому, что иначе ему не с кем водить философские разговоры. А потому, что иначе он не реализует свою природу, а значит, так и будет всю жизнь страдать в тяжелых состояниях.

Человек – существо социальное, и не может оградить себя от других людей. Окружение – это необходимость. Оно влияет на человека. Как влияет – зависит от «состава» этого окружения. Как повлиять на себя через окружение? Создать его осознанно.

Как и где искать людей для своего окружения? Хотя бы с помощью Интернета.

Влияние окружения на ребёнка

«Был золотой ребёнок. Попал в плохую компанию и теперь его не узнать…» Знакомо?

На детей окружение имеет ещё более мощное влияние, чем на взрослых. Подражая окружающим сверстникам, дети ранжируются – учатся жить среди других людей. «Подражая» и «ранжируются» – ключевые слова в этом контексте.

В американских школах принято употреблять наркотики, и это настоящая проблема, которую нельзя решить даже на государственном уровне. Не употреблять наркотики в этой среде – значит не ранжироваться. Значит быть «синим чулком», ботаном, хлюпиком, словом, никем не уважаемым, непризнанным. Это — яркий пример того, как дети влияют друг на друга.

Попав под плохое влияние, ребёнок может выйти из-под контроля родителей и серьезно навредить себе.

Однако пытаясь полностью оградить ребёнка от влияния улицы, родители совершают другую ошибку – создают ему плотный график, заполненный интеллектуальным обучением (репетиторы, музыкальная школа, другие кружки). Всё это на самом деле развивает интеллект, и всё идёт «как надо» до определённого момента, после которого начинаются проблемы (подробнее в статье «Интеллектуальное развитие ребёнка»). Развивая только интеллект (т.е. верхние вектора, по определению системно-векторной психологии), можно получить обратный эффект – в пубертате такой ребёнок «притянется» в плохую компанию. Это о нем будут говорить: «Какой золотой был ребёнок!»

Ребёнку необходимо ранжироваться среди других детей. Не просто сидеть за партой или в одной комнате. Не быть изгоем, а находить своё место, адаптироваться. Это ранжирование развивает нижние вектора, то есть ту часть психического, которая должна быть опорой для верхних векторов. Если нижние вектора у подростка не развиты, он вынужден будет ранжироваться среди таких же детей (т.е. детей с неразвитыми нижними векторами). Это всегда архетипичные «стайки», члены которых не могут адаптироваться в современном мире.

Родитель должен понимать, как происходит развитие ребёнка, видеть системно (а не через себя) его потребности и помогать ему в выборе окружения.

Но самое важное для пап и мам – это самим не стать разрушающим окружением для своего ребёнка. Ведь многие из нас получили максимальное количество психологических травм и якорей именно от родителей. Самые большие и горькие обиды у многих – на родителей. На родителей, которые всегда хотели только самого лучшего, как мы для своих детей…

Сила влияния окружения на человека велика. Можно стать жертвой своего окружения. Можно изменить свою жизнь, сознательно изменив окружение. А можно и самому стать окружением для многих…

Статья написана с использованием материалов тренинга по системно-векторной психологии Юрия Бурлана

«Теория разбитых окон» - теория, сформулированная Джеймсом Уилсоном (J. Q. Wilson) и Джорджем Келлингом (G. L. Kelling) в 1982 году. Согласно данной теории, если кто-то разбил стекло в доме и никто не вставил новое, то вскоре ни одного целого окна в этом доме не останется, а потом начнется мародёрство. Иными словами, явные признаки беспорядка и несоблюдения людьми принятых норм поведения провоцируют окружающих тоже забыть о правилах. В результате возникающей цепной реакции «приличный» городской район может быстро превратиться в клоаку, где людям страшно выходить на улицу.

Теория нашла широкое применение на практике - сначала в Нью-Йорке, а затем и во многих других городах США, Европы, Южной Африки, Индонезии и т.д. Тщательно следя за чистотой улиц и смывая граффити со стен, нью-йоркские власти не только приучили граждан вести себя культурнее, но и добились значительного снижения преступности в городе.

Многие эксперты сомневались в действенности теории разбитых окон. В частности, оспаривалось утверждение, что несоблюдение окружающими одних правил может подталкивать людей к нарушению других.

Социологами Гронингенского университета (Нидерланды) было проведено шесть экспериментов по проверке истинности теории разбитых окон.

Эксперимент 1

Первый эксперимент проводили на улице, где много магазинов, у стены дома, где гронингенцы, приезжая за покупками, паркуют свои велосипеды. У этой стены стоял яркий, бросающийся в глаза знак, запрещающий рисовать на стенах. Сначала стена была чистой. Экспериментаторы повесили на руль каждого велосипеда (всего велосипедов было 77) бумажку со словами «Желаем всем счастливых праздников!» и логотипом несуществующего магазина спортивных товаров. Спрятавшись в укромном уголке, исследователи стали наблюдать за действиями велосипедистов. На улице не было урн, поэтому человек мог либо бросить бумажку на землю, либо повесить на другой велосипед, либо взять с собой, чтобы выбросить позже. Первые два варианта рассматривались как нарушение принятых норм, третий - как их соблюдение.

Из 77 велосипедистов лишь 25 (33%) повели себя некультурно. Затем эксперимент повторили, при такой же погоде и в то же время дня, предварительно размалевав стену бессодержательными рисунками. На этот раз намусорили 53 человека из 77 (69%). Выявленное различие имеет высокую степень статистической значимости. Таким образом, нарушение запрета рисовать на стенах оказалось серьезным стимулом, провоцирующим людей нарушать другое общепринятое правило - не сорить на улицах.

Эксперимент 2

Второй эксперимент должен был показать, справедлива ли теория разбитых окон только для общепринятых норм или ее действие распространяется также и на локальные правила, установленные для какой-то конкретной ситуации или места. Исследователи перегородили главный вход на автомобильную парковку забором, в котором, однако, была оставлена широкая щель. Рядом с ней повесили знак «Вход воспрещен, обход в 200 м справа», а также объявление «Запрещается пристегивать велосипеды к забору». Опыт опять проводили в двух вариантах: «порядок соблюден» и «порядок нарушен». В первом случае в метре от забора стояли четыре велосипеда, явно к нему не пристегнутые. Во втором случае те же велосипеды пристегнули к забору. Из укромного места экспериментаторы наблюдали, как поведут себя граждане, пришедшие за своими автомобилями: пойдут обходить забор или пролезут в дырку. Результат оказался положительным: в ситуации «порядок соблюден» в дырку пролезли только 27% автовладельцев, а в ситуации «порядок нарушен» - 82%.

Эксперимент 3

Третий эксперимент проводили в подземной парковке у супермаркета, где висело большое и хорошо заметное объявление «Пожалуйста, возвращайте взятые из магазина тележки». В ситуации «порядок соблюден» на парковке не было тележек, в ситуации «порядок нарушен» там находились четыре тележки. Их ручки исследователи предусмотрительно измазали мазутом, чтобы у посетителей не возникло желания ими воспользоваться. К машинам прикрепляли такие же бумажки, как в первом эксперименте. Результат получился аналогичный: в первой ситуации бросили бумажку на землю 30% водителей, во второй – 58%.

Эксперимент 4

Четвертый эксперимент напоминал первый, с той разницей, что признаки «нарушения норм другими людьми» были теперь не визуальные, а звуковые. В Нидерландах закон запрещает использование петард и фейерверков в предновогодние недели. Оказалось, что велосипедисты намного чаще бросают бумажки на землю, если слышат звук разрывающихся петард.

Эксперименты 5 и 6

В пятом и шестом экспериментах людей провоцировали на мелкую кражу. Из почтового ящика торчал конверт с прозрачным окошком, из которого явственно проглядывала купюра в 5 евро. Экспериментаторы следили за проходящими мимо людьми, подсчитывая число краж. В ситуации «порядок соблюден» почтовый ящик был чистый и мусора вокруг не было. В ситуации «порядок нарушен» либо ящик был разрисован бессмысленными граффити (эксперимент 5), либо кругом валялся мусор (эксперимент 6).

В ситуации «порядок соблюден» только 13% прохожих (из 71) присвоили конверт. Однако из разрисованного ящика конверт украли 27% прохожих (из 60), а разбросанный мусор спровоцировал на кражу 25% людей (из 72).

Учеными был проведен эксперимент, который показал, что получение стресса сразу после рождения может спровоцировать развитие шизофрении. Человек мог никогда не стать шизофреником. Но именно внешний фактор, который вызвал в нем , спровоцировал развитие шизофренических патологий в мозгу.

Выбирайте тех, с кем общаетесь

Выбирайте тех, с кем общаетесь. Пообщавшись некоторое время с человеком, вы со временем начинаете думать и говорить точно так же, как и он. Но можно этого избежать лишь в том случае, когда вы замечаете что-то в другом человеке и следите за тем, чтобы в вас это качество не проявилось. Вы наблюдаете, что нового в вас появляется. В вас могут проявляться как хорошие черты, так и плохие. Но не делать ничего плохого из того, что постоянно делает ваш знакомый.

Вы перенимаете на себя все, что есть в другом человеке, но вместе с тем выбираете, что оставить, а что отвергнуть. Вы это делаете так: прослеживаете, что нового в вас появилось, и решаете, оставить это в себе или прекратить развивать, поступая иным образом.

Зачастую человек живет неосознанно и все-таки набирается некоторых привычек от других, потому что не контролирует процесс их развития в себе в течение всего общения с новыми знакомыми. Вы повторяете, делаете то же, что и другие люди, не останавливаете себя в проявлениях, выражениях, отчего со временем это становится вашей привычкой. Если не хотите набраться плохих привычек от новых знакомых, просто не делайте того, что и они. Контролируйте себя, наблюдайте, какие новые поступки и черты у вас появляются, продолжайте делать так, как делали раньше, до общения с этими людьми, если вам не хочется менять себя. Другими словами, «гните свою линию», что бы другой человек ни делал и ни прививал со своей стороны.

Обратите внимание, как становятся похожими люди друг на друга после долгого общения. Они ведут себя так, словно их воспитывали одни и те же родители. Это естественный процесс, когда человек перенимает качества и привычки, которые присущи его окружению и ярко выражены в нем.

Если вам нравятся качества, которые проявляет другой человек в вашем присутствии, тогда не сопротивляйтесь процессу «передачи»: вы вскоре сами начнете вести себя точно так же. Но если вам не нравятся те суждения и поступки, которые делает другой человек, лучше прекратите с ним общение либо будьте внимательны к себе: каждый раз пресекайте в себе совершение поступков и развитие качеств, которыми не хотите обладать. Сразу же поступайте так, как бы вам хотелось и как считаете нужным. Будьте осознаны и внимательны. Только от вас зависит, проявятся у вас качества другого человека или нет.

Плохая окружающая среда

Следует понимать, что окружение может быть не только хорошим, но и плохим. Пока вы являлись маленьким ребенком, не было выбора, в какой окружающей среде расти. Ваши родители – это первая среда, в которую вы попадаете. Как отмечает , именно родители становятся первыми факторами, которые развивают нездоровую психику человека.

Далее к этому процессу подключаются соседи, воспитатели, учителя, друзья, СМИ и общество в целом. Ежедневно на вас воздействуют различными факторами, некоторые из которых вызывают стресс. Все, что вызывает у вас негативные эмоции, заставляет развивать в себе психические и эмоциональные отклонения. Это происходит неосознанно и незаметно. Вам остается только наблюдать результаты воздействия той среды, в которой вы пребываете постоянно.

Развитие поведения

Типы поведения животных складываются в результате сложного взаимодействия внешних стимулов и состояния внутренней среды организма. Однако любой тип поведения определяется тем, каким образом животное обрабатывает поступающую к нему информацию. Внутренние системы обработки информации формируются в процессе развития от оплодотворенного яйца к зародышу и взрослому животному; этот процесс называется онтогенезом. Изучая онтогенез, мы можем выявить способы взаимодействия генетической информации и информации, полученной из окружающей среды (или путем научения), что в конечном счете формирует соответствующий тип поведения животных.

Онтогенез

Почти все живые организмы построены из одних и тех же веществ, причем различия между видами определяются различиями в способах объединения этих основных веществ. Механизмы, контролирующие такое объединение, изучены слабо, однако известно, что гены контролируют развитие, детерминируя синтез белков, которые регулируют сложную организацию процессов онтогенеза.

Однако эти регуляторные белки эффективны лишь настолько, насколько развивающийся организм чувствителен к информации, которую они несут. Действие регуляторной молекулы основано не на создании некой системы, соответствующей какому-то определенному плану, напротив, эта молекула вызывает специфическую реакцию в клетках, на поверхности которых находятся рецепторы для регуляторных молекул. Таким образом, ответ развивающегося зародыша на продукт регуляторного гена зависит от внутренней организации зародыша ко времени образования этого регулятора. Кроме того, этот регулятор функционирует только при определенных условиях внутренней среды организма. В качестве примера рассмотрим сначала некоторые аспекты эмбриогенеза у видов с относительно простым поведенческим репертуаром.

Aplysia - лишенная раковины морская улитка, масса которой может достигать 4,5 кг. Как типичная улитка, Aplysia - настоящийгермафродит. Оплодотворение у нее внутреннее, и обычно образуются цепи, включающие до 10 и более копулирующих животных, причем каждая улитка оплодотворяет соседнюю, в то время как сама оплодотворяется другой. После оплодотворения Aplysia откладывает более миллиона яиц, соединенных в длинный шнур. Сначала шнур выталкивается из репродуктивного мешка сокращением мышц последнего. Когда шнур достигает достаточной длины, улитка захватывает его конец в складку верхней губы и, двигая головой взад и вперед, помогает высвобождению яиц из репродуктивного мешка (рис. 3.1). Специальная железа секретирует клейкое вещество, с помощью которого шнур склеивается, образуя более компактную массу в виде беспорядочного мотка. Наконец, улитка крепко прижимает головой эту массу яиц к твердому субстрату (рис. 3.1), где они и остаются до вылупления. Вся эта серия последовательных действий при откладке яиц-жест-ко зафиксированный поведенческий стереотип. Во время этого процесса у животного увеличивается частота сокращений


сердца и частота дыхательных движений, оно полностью прекращает питаться и передвигаться.

Шеллер и Аксель (Scheller, Axel, 1981) обнаружили, что эта последовательность действий контролируется генами на разных уровнях, как во время эмбриогенеза, так и в процессе ее осуществления. Клетки, которые дают начало всей нервной системе аплизии, являются потомками нескольких клеток, располагающихся в стенке тела зародыша. На ранних стадиях развития эти преднервные клетки синтезируют специфический белок, названный гормоном откладывания яиц (ELH-egg-laying hormone). Полагают, что все эти преднервные клетки являются потомками единственной клетки зародыша, в которой реализуется способность соответствующего гена кодировать синтез ELH. Во всех других клетках зародыша также имеется этот ген, но в них он не функционирует. Клетки, синтезирующие ELH, продолжают делиться и перемещаются к своему окончательному местоположению в развивающемся организме, где дифференцируются в нервные клетки взрослой особи. Поэтому у взрослой улитки некоторые нервные клетки наследуют способность синтезировать ELH, а другие - нет.

Ко времени полового созревания все эти системы улитки занимают соответствующее им местоположение. В надлежащее время начинают вырабатываться другие гормоны, которые и приводят клетки, синтезирующие ELH, в состояние полной работоспособности. Выделяющийся ELH заставляет возбуждаться соседние нейроны (т. е. в данном случае гормон действует как нейромедиатор). Этот гормон циркулирует и в крови, заставляя сокращаться специфические мышечные волокна и действуя, таким образом, как гормон; в результате приводится в действие сложный комплекс координированного поведения откладки яиц. На примере таких фиксированных действий отчетливо видна вся важность координации процессов эмбриогенеза, активности генов, действия нейромедиаторов, нервов и мышц, приводящей к реализации поведения, столь существенного для размножения улитки.

У аплизии гены непосредственно контролируют развитие стереотипных форм поведения. И если гены на каком-то уровне (например, в эмбриогенезе, когда происходит закладка общего плана строения) контролируют становление поведения в целом, то различные средовые факторы могут в разной степени модифицировать те или иные формы поведения, появившиеся в эмбриогенезе. Фенотипический эффект одних и тех же генов может быть различен в зависимости от того, в каких условиях развивается животное. Например, у ракообразного Gammarus глаза обычно красного цвета. Форд и Хаксли (Ford, Huxley, 1927) обнаружили у Gammarus мутацию, которая влияет на скорость образования глазного пигмента во время определенной стадии онтогенеза. Если на этой стадии развития температуру


окружающей среды повысить до некоторого уровня, то глаза остаются красными, при более высоких температурах они становятся шоколадно-коричневыми, а при промежуточных температурах - промежуточного цвета. Учитывая огромную сложность биохимических процессов, принимающих участие в экспрессии генов, в процессах роста и дифференцировки клеток (Ham, Veomett, 1980), не приходится удивляться, что среда, в которой протекают данные процессы, влияет на развитие этих клеток. Присущие животным стабилизирующие, или регуляторные механизмы в какой-то степени исправляют отклонения и контролируют скорость и направление процессов развития. Иногда одна и та же структура или один и тот же тип поведения развиваются разными путями - явление, известное под названием эквифинальностъ. Тем не менее отклонения от обычного пути развития неизбежны. В некоторых случаях эти отклонения могут быть летальными, в других же они приводят к возникновению различий между особями, несущими один и тот же генотип.

Некоторые ранние этологи считали, что гены непосредственно детерминируют поведение. Так, Лоренц (Lorenz, 1965) полагал, что генетическое детерминирование аналогично архитектурному проекту здания. Генетический проект представляет собой некий план создания взрослого животного. Признавая, что для строительства здания нужны кирпичи, раствор и рабочая сила, Лоренц определил четкие различия между условиями, необходимыми для воплощения проекта в здание, и информацией, которая содержится в проекте и от которой зависят характеристики готового сооружения. Исследователи, критиковавшие эту точку зрения (например, Lehrman, 1970), считали, что если архитектурный проект изоморфен строению, которое он представляет, то этого нельзя сказать в случае генетического проекта. Ведь между измерениями, указанными на архитектурном проекте, и измерениями построенного здания существует однозначное соответствие, какого не может быть в онтогенезе. Даже если верно то, что в каждом гене закодирован определенный ключевой фермент, все же это сильно отличается от проекта. Представление о том, что информацию, получаемую в процессе развития от генов, можно отделить от информации, получаемой из окружающей среды, было критически воспринято Хеббом (Hebb, 1953), который считал, что спрашивать, насколько данный тип поведения зависит от генетических, а насколько от средовых факторов, - это все равно, что спрашивать, насколько площадь поля зависит от его длины, а насколько - от ширины.

Большой интерес исследователей к изучению онтогенеза поведения объяснялся их желанием продемонстрировать разнообразие путей, по которым развиваются различные типы поведения. Оказалось, что существует целый спектр процессов, различающихся по влиянию на них факторов окружающей среды, - от относительно независимых до полностью зависимых.

Генетический детерминизм ранних этологов привел к признанию того, что влияние генов и влияние окружающей среды сложным образом связано друг с другом, однако связь эта не такая, как полагал Лоренц (Lorenz, 1965), - связь проекта и построенного на его основе здания; скорее она носит эпигенетический характер, т.е. каждая стадия развития создает основу для следующей стадии, а не предопределяет ее. По мнению Брауна (Brown, 1975), процессы эпигенеза суммарно можно представить следующим образом. Начиная с оплодотворенного яйца, или зиготы (P 1), фенотип организма во время следующей стадии развития (Р 2) будет определяться генами, которые детерминируют его рост и дифференцировку в данный период (G 1), и условиями среды (E 1), в которой протекает развитие; т. е. зигота плюс гены плюс окружающая среда будут определять фенотип на следующей стадии:

Фенотип (Р 3) на следующей стадии развития будет определяться взаимодействием фенотипа Р 2 , генов G 2 и условий окружающей среды (Е 2); это приведет к развитию фенотипа Р 3:


Эта запись показывает, что все три элемента - ген, окружающая среда и исходный фенотип - играют определенную роль в нормальном развитии. Развитие может достичь следующей стадии только в том случае, если развивающееся животное обладает соответствующим фенотипом, если у него синтезируются правильные генные продукты и если условия среды не выходят за рамки определенных границ.

На ранних стадиях развития (P 1 + G 1 + Е 1 --> Р 2) средовой компонент E 1 представляет собой в основном биохимическое окружение, в котором находится ранний зародыш. На более поздней стадии развития (Р 2 + G 2 + Е 2 --> Р 3) средовой компонент Е 2 может быть представлен веществами яйца. После вылупления из яйца или рождения окружающая среда животного включает информацию, получаемую его органами чувств, а также биохимические вещества, получаемые в процессе питания и другими способами. В этой ситуации может иметь место научение, которое постоянно влияет на поведенческий фенотип (Р 3) животного.

Связь между врожденным и приобретенным поведением удобно изучать, сравнивая птенцов выводковых (у которых вылупление происходит на поздних стадиях развития) и птенцовых (у которых вылупление имеет место на ранних стадиях) видов птиц. Если сравнивать птенцов этих птиц на одной и той же стадии развития, например на стадии, когда появляются первые перья, то оказывается, что птенец выводковой птицы находится в это время еще в яйце, тогда как птенец птенцовой птицы уже вылупился. Ко времени вылупления выводковой птицы молодая птенцовая имела возможность уже многому научиться, тогда как выводковый птенец учиться еще и не начинал. И что особенно интересно - мы обнаружили, что выводковая птица может обладать такими врожденными навыками которые птенцовой птице приходится осваивать. Например, белоголовая воробьиная овсянка, относящаяся к птенцовым птицам, заучивает видоспецифическую песню с первых дней своей жизни в гнезде. Напротив, птицы, относящиеся к выводковым, проходят ранние стадии развития в яйце и при вылуплении уже обладают способностью к нормальной вокализации, хотя раньше никогда не слышали звуки, издаваемые родителями.

Мы склонны думать, что происходящие внутри яйца события представляют собой лишь физические процессы созревания; иными словами, мы считаем, что факторы, влияющие на этот процесс, предопределены. Однако мы не должны забывать, что нормальная среда белоголовой воробьиной овсянки также предопределена в том смысле, что в критический для научения песне период птенцы в гнезде обычно слышат песню своего вида.

На последующих стадиях развития Р 3 + G 3 + Е 3 --> Р 4 . К этой стадии влияние приобретенного опыта будет заметно как у птенцовых, так и у выводковых птиц. Поведение, которое несомненно складывается под влиянием опыта, нельзя назвать «врожденным». Однако здесь есть небольшое принципиальное отличие от ситуации, складывающейся на ранних стадиях развития. Степень предопределенности средовых факторов зависит в основном от изменчивости окружающей среды. Внутри яйца среда обычно изменяется незначительно, поэтому мы склонны считать поведение только что вылупившегося птенца врожденным. Однако вне яйца среда также может изменяться очень незначительно, и это зависит от экологических условий, типичных для вида. Таким образом, постнатальное поведение птенцовых птиц может быть точно так же предопределено, как и постнатальное поведение выводковых. Если с эволюционной точки зрения важно, чтобы развитие давало какой-то конкретный конечный результат, как это отчетливо видно в случае с песней у воробьиных птиц, то мы можем ожидать, что влияние окружающей среды будет таким, чтобы обеспечить этот результат.

Влияние окружающей среды на поведение

Некоторые формы поведения проявляются только на определенных стадиях развития. Иногда такое поведение развивается, по-видимому, без какой бы то ни


было заметной тренировки. Например, голуби в определенном возрасте начинают махать крыльями и неуверенно летать, но с практикой их летательные способности улучшаются. Однако Громан (Grohmann, 1939) в ставшем теперь классическим эксперименте выращивал группу голубей в трубах, в которых они не могли двигать крыльями. Другая группа такого же возраста развивалась без ограничений. Когда эти развивавшиеся на свободе голуби достигли стадии, на которой они могли удовлетворительно летать, были освобождены голуби из труб. Оказалось, что они также способны летать сразу же после освобождения. У мутантных цыплят, лишенных оперения, развиваются нормальные вестибулярные рефлексы, проявляющиеся в движениях крыльев, хотя эти рефлексы совершенно бесполезны (Provine, 1981). На первый взгляд кажется очевидным, что поведение не зависит от средовых факторов, но не следует считать, что способность к полету развивается независимо от онтогенетических возможностей. Вероятнее все же, способность к полету зависит от некоторых существенных условий, хотя наши знания о них фрагментарны (Ham, Veomett, 1980). Сходный пример - вокализация у голубей и домашних кур, которая весьма стереотипна и проявляется на определенных стадиях развития. Она зависит не от слухового опыта, а от определенного гормонального состояния, являющегося частью общего созревания.

Многие типы движений развиваются при очевидном отсутствии тренировок или примера (Hinde, 1970). Однако результаты изучения некоторых форм поведения в эмбриогенезе позволили предположить, что в них фрагментарно и неполно включены движения, которые, возможно, влияют на процесс развития (например, Кио, 1932, 1967; Kraijt, 1964; Anthoney, 1968). В качестве примера мы рассмотрим работу Куо (Кио, 1932) по развитию поведения у куриных зародышей. Куо делал окна в скорлупе яйца и непосредственно наблюдал за поведением зародыша (рис. 3.2). Он обнаружил, что зародыш постоянно подвергается воздействию различных сигналов, возникающих как внутри яйца в результате его собственной активности, так и поступающих снаружи. Можно было наблюдать различные движения, в том числе начальные пассивные движения головы, вызванные сокращениями сердца. Активные движения головы развиваются в течение нескольких дней и сопровождаются открыванием и закрыванием клюва. К семнадцатому дню наблюдаются движения, похожие на клевание. Некоторые исследователи полагают, что таким образом цыпленок учится клевать (например, Lehrman, 1953; Schneirla, 1965). Другие (например, Thorpe, 1963; Lorenz, 1965) поднимают эту идею на смех. Независимо от того, имеет место научение или нет, не приходится сомневаться в том, что развивающийся зародыш отвечает на различные сигналы, поступающие как изнутри яйца, так и из внешней среды, и что эти сигналы влияют на эмбриональное развитие. Так, Маргарет Винс (Margaret Vince, 1969) показала, что сигналы, исходящие от зародыша, могут влиять на развитие других яиц в гнезде, синхронизируя вылупление. Готтлиб (Gottlieb, 1971) обнаружил, что утиные зародыши начинают реагировать на сигналы матери за пять дней до вылупления и что такой опыт может влиять на последующее поведение утят. Однако другие исследователи (например, Hamburger, 1963) получили данные, свидетельствующие о том, что движения у куриных за-


родышей развиваются при отсутствии сенсорной стимуляции, и что на типы движений, которые проявляются позднее в онтогенезе, не обязательно оказывают влияние движения раннего зародыша (см. Gottlieb, 1970).

Читатели, должно быть, помнят, что потомство разных видов развивается разными путями. Если утята и козлята способны бегать сразу же после появления на свет, то птенцы черного дрозда и котята в этом возрасте беспомощны. Нас не удивляет утверждение о том, что на постна-тальное развитие последних влияет опыт. Так должны ли мы удивляться тому, что животное, находящееся в яйце или в утробе матери и проходящее такие же стадии общего развития, подвергается воздействию определенных сигналов. По-видимому, нет принципиальной разницы между защитными приспособлениями, окружающими утенка в яйце, и защитой молодых черных дроздов в гнезде. Точно так же, по-видимому, невелики принципиальные различия между влиянием среды в том и в другом случае. Для нормального развития потомства каждого вида важны определенные типы жизненного опыта. Например, взрослая кошка не будет обладать нормальным зрением, если в течение первых месяцев жизни у нее возникают какие-либо нарушения в координации зрения двумя глазами, например, при искусственном косоглазии или при выключении каждого глаза поочередно (через день), так чтобы оба глаза не функционировали вместе (Hubel, Wiesel, 1965). Опыт, который необходим для нормального развития животного, различен у разных видов.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Йошта рецепты Ягоды йошты что можно приготовить на зиму
Каково значение кровеносной системы
Разделка говядины: что выбрать и как готовить?