Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Архаическая эпоха. Становление полисного мира

  • Античная философия: идеалистические школы и направления досократического периода (пифагорейцы, элейская школа).
  • Античная философия: материалистические школы и направления досократического периода: милетская школа, атомисты.
  • Билет №10. Пищевая промышленность. Общая хар-ка отрасли. Влияние на ОС.
  • Архаический период (VIII – VI вв. до н.э.)

    Архаическая эпоха – время наиболее интересного резвитая античного общества, когда окончательно определились специфические особенности цивилизации античного типа. Греция уже далеко обогнала в своем развитии все соседние страны, в т.ч. и государства Передней Азии, которые раньше шли в авангарде культурного прогресса человечества.

    В Архаическую эпоху были заложены основы: классического рабства; системы денежного обращения и рынка; основной формы политической организации – полиса; концепции суверенитета народа и демократической формы правления. Тогда же были разработаны и главные этические нормы и принципы морали, эстетические идеалы античности. Наконец, в этот период зародились основные феномены античной культуры: философия и наука, главные жанры литературы, театр, ордерная архитектура, олимпийские и прочие игры.

    Мировоззренческие основы культуры.

    В эпоху архаики складываются основные черты этике древнегреческого общества. Её отличительной особенностью было соединение рождающегося чувства коллективизма и агонического (состязательного) начала, что было связано с формированием особого типа государственного устройства в Греции – полиса, гражданской общины с республиканской, в отличие от стран Древнего Востока, формой правления. Полис – это город-государство, в котором все граждане обладали определенными правилами и обязанностями. Соответствующей была и полисная идеология, его система ценностей: высшей ценностью была сама община и ее блага, обеспечивающие благо каждого гражданина. Полисная мораль были коллективистской в своей основе, поскольку существование индивида вне полиса была невозможно. полисный строй воспитал у греков особое мировосприятие. Он научил их ценить реальные способности и возможности человека – гражданина. Именно они были возведены в высший художественный принцип, в эстетический идеал Древней Греции. Демократия и гуманизм – вот главные идеи, лежащие в основе древне-греческой культуры и цивилизации.

    Отличительной особенностью древних греков был агон, т.е.состязательное начало. Знатные аристократы в поэмах Гомера состязаются в силе, ловкости и упорстве, и победа в этих соревнованиях может принести лишь славу, а не материальные блага. Постепенно в греческом обществе утверждается идея о победе в состязании как высшей ценности, прославляющей победителя и приносящей ему почет и уважение в обществе. Формирование представлений об агоне дало начало различным играм, носившим аристократический характер. Древнейшими и самыми важными были игры, устроенные впервые в 776 г. до н.э. в честь Зевса Олимпийского и с тех пор повторявшиеся каждые четыре года. Они продолжались пять дней, и на это время по всей Греции провозглашался священный мир. Наградой победителю была лишь оливковая ветвь. Атлет, трижды одержавший победу в играх(«олимпионик»), получал право на установку своей статуи в священной роще храма Зевса Олимпийского. Атлеты состязались в беге, кулачной борьбе, беге на колесницах. Позже к олимпийским играм добавились Пифийские игры в Дельфах (в честь Аполлона) – наградой победителю служил лавровый венок, Истмийские (в честь бога Посейдона) на Коринфском перешейке, где наградой был венок из сосновых веток, и, наконец, и Немейские игры (в честь Зевса). Участники всех игр выступали нагими, поэтому женщинам под страхом смертной казни запрещалось присутствовать на играх, зато прекрасное обнаженное тело атлета стало одним из самых распространенных мотивов древнегреческого искусства.

    Письменность и литература

    Одним их наиболее важных факторов греческой культуры VIII – VI вв. до н.э. по праву считается новая система письменности. Через посредство финикийцев греки приняли семитский алфавит, усовершенствовав его путем добавления нескольких знаков для обозначения гласных. Алфавитное письмо было удобнее древнего слогового письма микенской эпохи: оно состояло всего из 24 знаков. Греческий алфавит имел ряд вариантов, наиболее распространенным из низ был ионийский, принятый, в частности, в Аттике (Афинах).

    В архаический период сформировалось новое течение в греческой литературе. Эпоха греков ушла вместе с Гомером; теперь внимание поэтов привлекают не героические деяния прошлых веков, а сегодняшняя жизнь, чувства и переживания отдельного человека. Этот жанр получает название лирики.

    Появление и развитие лирической поэзии связано с именем Архилоха с о. Парос (VI в. до н.э.). С невиданной прежде силой он передал в своих стихах и порывы страсти, и оскорбленное самолюбие, и желание мести, и готовность стойко переносить превратности судьбы. Вместо гекзаметра Архилох ввел в литературу новые размеры – ямб и трохей. Еще один иониец, Анакреонт с о. Теос (VI в. до н.э.), остался в памяти человечества как певец дружеских пиров и любви, имевший в более поздние века немало последователей и подражателей. Именно лирика Анакреонта создала известный всем образ веселых, радостно и безмятежно пирующих греков. Лучших своих представителей архаическая лирика обрела на о. Лесбос на рубеже VII-VI вв. до н.э. Этот поэт Алкей и поэтесса тончайшего лирического дарования Сафо, известная как автор любовных стихов и эпиталам (свадебных песен). Древняя Спарта стала центром развития хоровой лирики, одной из наиболее часто встречающихся форм которой был дифирамб – песнь в честь бога Диониса.

    Во всем греческом мире распространилась слава о поэте Пиндаре (VI-V вв. до н.э.), воспевавшем высшую добродетель – арете – врожденное свойство аристократа, означавшее доблесть, физическое совершенство, благородство и достоинство.

    Гекзаметр – стихотворный размер, характерный для гомеровских поэм и других эпических произведений.

    Ионией в Древней Греции называлось западное побережье Малой Азии, а так же некоторые острова Эгейского моря.

    Архитектура

    В эпоху архаики уже возникли основные типы и формы греческого искусства, которые затем получат развитие в классический период. Все достижения греческой архитектуры того времени, и конструктивные и декоративные, связаны со строительством храмов. В VII в. до н.э. возникла система ордеров, т.е. особого соотношения несущих и несомых частей здания в балочно-стоечной конструкции. Определились художественные особенности двух главных архитектурных ордеров: дорического и ионического.

    Дорический ордер, распространенный главным образом в южной Греции, отличался тяжеловесностью и массивностью колонн, простой и строгой капителью, стремлением к монументальности, мужественности, совершенству пропорций. В ионическом ордере ценились, напротив, легкость, изящество, прихотливость линий, капитель имела характерную форму, похожую на рога барана. Немного позднее, в V в. до н.э., в Греции появляется коринфский ордер – пышные, зрелищный, со сложной капителью, похожей на цветочную корзину.

    Типичными образцами дорических построек архаической эпохи были храмы Аполлона в Коринфе и Посейдона в Пестуме. Об ионических храмов этой эпохи мы знаем больше из античной литературы: значительная их часть была уничтожена. Так, во всем греческом мире славилось святилище Артемиды в г. Эфесе в Малой Азии (одно из чудес света) храм Геры на о. Самос, Аполлона в Дидимах (Малая Азия). Особенностью архаических храмом была богатая полихромная роспись. Древняя Греция была родиной мраморных сооружений, но отнюдь не только сверкающих белизной, как иногда думают. Шедевры античной архитектуры блистали всем разноцветьем красок: красной, синей, золотой, зеленой на фоне сияющего солнца и лучезарного неба.

    Скульптура

    Скульптура архаического периода отличалась несовершенством, создавая, как правило, обобщенный образ. Это так называемые куросы («юноши»), именуемые также архаическими Аполлонами. До нашего времени дошло несколько десятков таких статуй. Наиболее известная – мраморная фигура Аполлона из Теней. На устах его играет характерная для скульптуры той поры условная «архаическая улыбка», глаза широко раскрыты, руки опущены и сжаты в кулаки. Принцип фронтальности изображения соблюден в полной мере. Архаические женские статуи представлены так называемыми корами («девушками») в длинных ниспадающих одеждах. Головы девушек украшены локонами, сами статуи полны изящества и грации. К концу VI в. до н.э. греческие скульпторы постепенно научились преодолевать

    Название «дорический » связано с дорийцами, завоевателями архейских городов. Дорический ордер греки считали воплощением силы и мужества.

    Капитель – верхняя часть колонны. Капитель поддерживала горизонтальную часть здания – антаблемент, состоящий из архитрава, фриза и карниза. Архитрав представлял собой гладкую балку; на фризе, как правило, размещались скульптурные композиции; карниз образовывал двускатную крышу.

    Следующий период, о котором пойдёт речь – это архаический период (VIII — VI века до н.э.), период архаики , это эпоха формирования греческого полиса.

    Итак, что есть полис? Есть много определений, что есть полис, причём над этим задумывались ещё в эпоху античности. В частности, скажем, в произведениях Аристотеля, в его же “Политике” и даётся исследование определения этого уникального явления. То есть сами греки уже осознавали специфичность и особенность своей общественной жизни. В современной науке обычно используется два определения наиболее широко распространённых.

    Самое элементарное, самое примитивное определение, которое есть и в школьном учебнике: полис — это есть город-государство. Это хорошее определение, оно возникло в немецкой исторической науке в XIX веке, и в этом определении следующее является справедливым. Первое, на что указывает это определение — то, что для полиса очень важно наличие городского центра. Вот греческая цивилизация, которая с этого момента, т.е с периода архаики , возникнет – это цивилизация, в отличие от предшествующей эпохи, это цивилизация городская. Это цивилизация урбанистическая. Город будет являться центром всей жизни: экономической, культурной, политической жизни и т.д. Понимаете ли, и раньше были города, и на востоке были города, но они вписывались в структуры существующих деспотических монархий, прежде всего, как административные центры, как укрепления и т.д., здесь же впервые возникнет город, прежде всего, как политический и экономический центр. Это очень важно.

    Вот современная городская цивилизация, западная цивилизация, она в основном городская, она в какой-то степени берёт начало именно оттуда. Хотя здесь трудно проследить прямую преемственность. В следующем году, надеюсь, когда я вам буду рассказывать о средних веках, мы будем говорить о средневековых городах. Они в какой-то степени наследники античности, но в значительной степени они возникнут исходя из своих собственных причин и по своим собственным закономерностям будут развиваться. Вот современные города связаны жёстко со средневековыми городами Западной Европы. Но, повторяю, город как таковой возникнет у нас ещё в античности.

    Второе, что в этом определении важно – город-государство. Вот это определение подчёркивает очень интересную особенность, интересную особенно для нас. То, что все греческие государства, а полис – это государство, этим же словом обозначается и город, это тоже полис, потому что это в принципе характеризует то, что все греческие государства были очень маленькими. А вот это очень важный момент.

    Понимаете ли, конечно хорошо жить в большой, мощной державе, все народы как-то так стремятся быть крупными. Вот нам было хорошо быть 1/6 частью суши. Сейчас мы 1/8 часть суши, это тоже неплохо. Китайская, скажем, империя, империя Александра Македонского, Римская империя, всё колоссальные такие политические образования. Так вот греческие полисы, а мы сегодня же с вами будем говорить о архаическом периоде , в частности будем говорить об одном из самых ярких достижения греческой цивилизации – именно о демократии. Так вот хочу сразу определить, что многие явления, которые и делают античность столь яркой и впечатляющей, были возможны только потому, что эта культура, эта цивилизация развивалась в маленьких политических организмах.

    (1821-1832) Монархия (1832-1924) Республика (1924-1935) Монархия (1935-1973) Диктатура И. Метаксаса (1936-1941) Оккупация (1941-1944) Гражданская война (1944-1949) Хунта (1967-1974) Республика (после 1974) Тематические статьи Военная история Греческие имена Греческий язык Греческая литература

    Архаический период в истории Греции (650-480 гг. до н. э.) - термин, принятый среди историков начиная с XVIII века. Возник в ходе изучения греческого искусства и первоначально относился к этапу развития греческого искусства, в основном декоративного и пластического, промежуточному между периодом геометрического искусства и искусством классической Греции . Позднее термин «архаический период» был распространён не только на историю искусства, но и на общественную жизнь Греции, поскольку в этот период, наступивший вслед за «тёмными веками», наблюдалось значительное развитие политической теории, подъём демократии, философии, театра, поэзии, возрождение письменного языка (появление греческого алфавита взамен забытого в период «тёмных веков» Линейного письма Б).

    Относительно недавно Энтони Снодграсс (Anthony Snodgrass) подверг критике термин «архаический», поскольку рассматривает его не как «подготовку» к классической эре, но как самостоятельный эпизод греческой истории с собственной развитой культурой. Майкл Грант (Michael Grant) также подверг критике термин «архаический», поскольку «архаичность» подразумевает некую примитивность, что по отношению к архаической Греции абсолютно неприменимо - это был, по его мнению, один из наиболее плодотворных периодов в мировой истории.

    По мнению Снодграсса, началом архаического периода следует считать резкий рост населения и материального благосостояния, пик которого пришёлся на 750 г. до н. э., и «интеллектуальную революцию» греческой культуры. Концом архаического периода считается вторжение Ксеркса в 480 г. до н. э. Тем не менее, отдельные культурные события, связанные с архаическим периодом, могли выходить как за верхнюю, так и за нижнюю условные границы периода. Например, краснофигурная вазопись , характерная для классического периода Греции, возникла в архаический период.

    Периодизация

    1. Архаический период - 7 в. до н. э.- нач. 5. в. до н. э.
      1. Ранняя архаика - нач. 7 в. до н. э. - 570-е гг. до н. э.
      2. Зрелая архаика - 570-е гг. до н. э. - 525-е гг. до н. э.
      3. Поздняя архаика - 525-е гг. до н. э. - 490-е гг. до н. э.

    Общество

    Города

    Искусство

    Во время архаического периода сложились наиболее ранние формы древнегреческого искусства - скульптуры и вазописи, которые в более поздний классический период становятся более реалистичными.

    Керамика

    В вазописи в середине и 3-й четверти 6 в. до н. э. достиг расцвета чернофигурный стиль и около 530 до н. э. - краснофигурный стиль .

    С поздним архаическим периодом связаны такие стили вазописи, как чернофигурная керамика, возникшая в Коринфе в 7 в. до н. э., и более поздняя краснофигурная керамика, которую создал вазописец Андокид около 530 г. до н. э.

    В керамике постепенно появляются элементы, нехарактерные для архаического стиля и заимствованные из Древнего Египта - такие, как поза «левая нога вперёд», «архаическая улыбка», шаблонное стилизованное изображение волос - так называемые «волосы-шлем».

    Архитектура

    Архаика - время сложения монументальных изобразительных и архитектурных форм. В эпоху Архаики сложились дорический и ионический архитектурные ордера.

    Согласно наиболее распространенной периодизации историю греческого изобразительного искусства и архитектуры V в. принято делить на два больших периода: искусство ранней классики, или строгого стиля, и искусство высокой, или развитой, классики. Граница между ними проходит примерно в середине века, однако границы в искусстве вообще довольно условны, и переход из одного качества в другое происходит постепенно и в разных сферах искусства с различной скоростью. Это наблюдение верно не только для рубежа между ранней и высокой классикой, но и между архаическим и раннеклассическим искусством.

    Искусство Ранней классики.

    В эпоху ранней классики полисы Малой Азии теряют ведущее место в развитии искусства, которое они до того занимали. Важнейшими центрами деятельности художников, скульпторов, архитекторов становятся Северный Пелопоннес, Афины и греческий Запад. Искусство этой поры освещено идеями освободительной борьбы против персов и торжества полиса. Героический характер и повышение внимания к человеку-гражданину, создавшему мир, где он свободен и где уважается его достоинство, отличает искусство ранней классики. Искусство освобождается от тех жестких рамок, которые сковывали его в эпоху архаики, это время поисков нового и в силу этого время интенсивного развития различных школ и направлений, создания разнородных произведений. На смену ранее господствовавшим в скульптуре двум типам фигур - куросу и коре - приходит гораздо большее разнообразие типов; скульптуры стремятся к передаче сложного движения человеческого тела. В архитектуре оформляется классический тип периптерального храма и его скульптурного декора. Этапными в развитии раннеклассической архитектуры и скульптуры стали такие сооружения, как сокровищница афинян в Дельфах, храм Афины Афайи на о. Эгина, так называемый храм Е в Селинунте и храм Зевса в Олимпии. По скульптурам и рельефам, украшавшим эти сооружения, можно ясно проследить, как менялись их композиция и стиль в разные периоды - при переходе от архаики к строгому стилю и далее - к высокой классике, что именно характерно для каждого из периодов. Архаическое искусство создало совершенные в своей законченности, но условные произведения искусства. Задачей классики стало изобразить человека в движении. Мастер поры ранней классики сделал первый шаг по пути к большому реализму, к изображению личности, и естественно, что этот процесс начался с решения более легкой задачи - передачи движения человеческого тела. На долю высокой классики выпала следующая, более сложная задача - передать движения души.Утверждение достоинства и величия человека-гражданина становится главной задачей греческой скульптуры эпохи классики. В статуях, отлитых из бронзы или высеченных из мрамора, мастера стремятся передать обобщенный образ человека-героя во всем совершенстве его физической и нравственной красоты. Этот идеал имел большое этическое и общественно-воспитательное значение. Искусство оказывало непосредственное воздействие на чувства и умы современников, воспитывая в них представление о том, каким должен быть человек.

    Вторая четверть V в. - годы деятельности самого выдающегося из художников ранней классики - Полигнота. Судя по свидетельствам древних авторов, Полигнот, стремясь показать людей в пространстве, располагал фигуры заднего плана над передними, частично скрывая их на неровностях почвы. Этот прием засвидетельствован и в вазописи. Однако для вазописи этого времени наиболее характерно уже не следование за живописью в области стилистики, а самостоятельное развитие. В поисках изобразительных средств вазописцы не только шли за монументальным искусством, но, как представители наиболее демократического вида искусства, кое в чем и обгоняли его, изображая сцены из реальной жизни. В эти же десятилетия наблюдается упадок чернофигурного стиля и расцвет краснофигурного, когда для фигур сохраняли естественный цвет глины, пространство же между ними заполняли черным лаком.

    Искусство высокой классики, подготовленное творческими исканиями художников предшествующего поколения, имеет одну важную особенность - наиболее значительным центром его развития становятся Афины, и влияние афинской идеологии все более определяет развитие искусства всей Эллады.

    Искусство Высокой классики

    Искусство высокой классики - явное продолжение того, что возникло ранее, но есть одна область, где в это время рождается принципиально новое, - урбанистика. Хотя накопление опыта и некоторых эмпирически найденных принципов градостроительства было результатом создания новых городов в период Великой колонизации, именно на время высокой классики приходится теоретическое обобщение этого опыта, создание цельной концепции и осуществление ее на практике. Рождение градостроительства как теоретической и практической дисциплины, соединявшей в себе художественные и утилитарные цели, связано с именем Гипподама Милетского. Две основные черты характеризуют его схему: регулярность плана города, в котором улицы пересекаются под прямым углом, создавая систему прямоугольных кварталов, и зонирование, т. е. четкое выделение различных по функциональному назначению районов города.

    Ведущим типом зданий по-прежнему оставался храм. Храмы дорического ордера активно строятся на греческом Западе: несколько храмов в Агригенте, среди которых выделяется так называемый храм Конкордии (в действительности - Геры Аргейи), считающийся лучшим из дорийских храмов в Италии. Однако масштабы строительства зданий общественного назначения в Афинах далеко превосходят все то, что мы наблюдаем в других частях Греции. Сознательная и целенаправленная политика афинской демократии, возглавляемой Периклом, - превратить Афины не только в самый могучий, но и самый культурный и прекрасный полис Эллады, сделать родной город средоточием всего лучшего, что есть в мире, - находила практическое воплощение и в широкой строительной программе.

    Архитектура высокой классики характеризуется поразительной соразмерностью, сочетающейся с праздничной монументальностью. Продолжая традиции предшествующего времени, архитекторы вместе с тем не следовали рабски канонам, они смело искали новые средства, усиливающие выразительность создаваемых ими сооружений, наиболее полно отражающие заложенные в них идеи. При строительстве Парфенона, в частности, Иктин и Калликрат смело пошли на соединение в одном здании черт дорического и ионического ордера: снаружи Парфенон представляет типичный дорический периптер, но украшает его характерный для ионийского ордера сплошной скульптурный фриз. Соединение дорики и ионики применено и в Пропилеях. Чрезвычайно своеобразен Эрехтейон - единственный в греческой архитектуре храм с абсолютно асимметричным планом. Оригинально и решение одного из его портиков, где колонны заменены шестью фигурами девушек-кариатид. В скульптуре искусство высокой классики ассоциируется прежде всего с творчеством Мирона, Фидия и Поликлета. Мирон завершил искания мастеров предшествующего времени, стремившихся передать в скульптуре движение человека. В самом прославленном из его созданий -Дискоболе впервые в греческом искусстве решена задача передачи моментального перехода от одного движения к другому, окончательно преодолена идущая от архаики статичность. Полностью решив задачу передачи движения, Мирон, однако, не смог овладеть искусством выражения возвышенных чувств. Эта задача выпала на долю Фидия - крупнейшего из греческих скульпторов. Фидий прославился своими скульптурными изображениями божеств, особенно Зевса и Афины. Ранние его произведения известны еще мало. В 60-е годы Фидий создает колоссальную статую Афины Промахос, возвышавшуюся в центре Акрополя.

    Важнейшее место в творчестве Фидия заняло создание скульптур и рельефов для Парфенона. Синтез архитектуры и скульптуры, столь характерный для греческого искусства, находит здесь свое идеальное воплощение. Фидию принадлежала общая идея скульптурного оформления Парфенона и руководство его осуществлением, им же выполнена часть скульптур и рельефов. Художественный идеал торжествующей демократии находит законченное воплощение в величественных произведениях Фидия - бесспорной вершине искусства высокой классики.

    Но, по мнению самих греков, величайшим творением Фидия была статуя Зевса Олимпийского. Зевс представлен сидящем на троне, в правой руке он держал фигуру богини победы Ники, в левой - символ власти - скипетр. В этой статуе также впервые для греческого искусства Фидий создал образ милостивого бога. Статую Зевса древние считали одним из чудес света.

    Идеальный гражданин полиса - основная тема творчества другого скульптора этого времени - Поликлета из Аргоса. Он исполнял главным образом статуи атлетов-победителей в спортивных состязаниях. Наиболее известна его статуя Дорифора (юноши с копьем), которую греки считали образцовым произведением. Дорифор Поликлета - воплощение физически и духовно совершенного человека.

    В конце V в. в скульптуре начинают проявляться новые черты, получившие развитие в следующем веке. В рельефах балюстрады храма Ники Аптерос (Бескрылой) на Акрополе Афин особенно бросается в глаза динамизм. Те же черты мы видим и в скульптурном изображении Ники, выполненном Пеонием. Стремлением к передаче динамических композиций не исчерпывались искания скульпторов конца века. В искусстве этих десятилетий большое место занимают рельефы на надгробных памятниках. Обычно они создавались по единому типу: умерший в кругу близких. Основная черта этого круга рельефов (наиболее известный - надгробие Гегесо, дочери Проксена) - изображение естественных чувств простых людей. Тем самым в скульптуре решаются те же задачи, что и в литературе (трагедия Еврипида).

    К сожалению, о великих греческих художниках (Аполлодор, Зевксис, Паррасий) мы не знаем почти ничего, кроме описания некоторых их картин и сведений об их мастерстве. Можно полагать, что эволюция живописи в основном шла в том же самом направлении, что и скульптуры. Согласно сообщениям древних авторов, Аполлодор Афинский открыл в конце V в. эффект светотени, т. е. положил начало живописи в современном смысле этого слова. Паррасий стремился к передаче средствами живописи душевных движений. В вазописи второй половины V в. все большее место занимают бытовые сцены.

    В сознании последующих поколений V век до н.э. ассоциировался с величайшими победами, одержанными греками при Марафоне и Саламине, он воспринимался как время героических деяний предков, отстоявших независимость Эллады, спасших ее свободу. Это было время, когда единая цель - служить родине вдохновляла бойцов, когда высшей доблестью было погибнуть за отечество, а высшим благом считали благо родного полиса.

    Скульптура

    В эпоху архаики формируются основные типы монументальной скульптуры - статуи обнажённого юноши-атлета (курос) и задрапированной девушки (кора).

    Скульптуры изготавливаются из известняка и мрамора , терракоты , бронзы , дерева и редких металлов. Эти скульптуры - как отдельно стоящие, так и в виде рельефов - использовались для украшения храмов и в качестве надгробных памятников. Скульптуры изображают как сюжеты из мифологии, так и повседневную жизнь. Статуи в натуральную величину неожиданно появляются около 650 г. до н. э.

    Примеры архаического греческого искусства

    История

    Конфликты

    • Аркадийские войны
    • Афинские республиканские войны
    • Первая мессенская война (ок. 750-730 гг. до н. э.)
    • Первая священная война (595-585 гг. до н. э.)
    • Лелантинская война (конец VIII века до н. э.)
    • Разрушение Эпидавра Периандром (около 600 г. до н. э.)
    • Вторая мессенская война (640-620 гг. до н. э.)
    • Спартанская экспедиция против Поликрата Самосского (529 г. до н. э.)
    • Тирейская война (середина 6 в. до н. э.)

    Смотрите также:

    • Войны Древнего Мира

    Важные деятели архаического периода

    Государственные деятели

    • Феаген

    Эпические поэты

    Философы

    Лирические поэты

    Логографы

    Баснописцы

    См. также

    Примечания

    Литература

    • Кембриджская история древнего мира . Т. 3. Ч. 3: Расширение греческого мира. VIII-VI века до н. э. Под ред. Дж. Бордмэна и Н.-Дж.-Л. Хэммонда. Пер. с англ., подготовка текста, предисловие и примечания А. В. Зайкова. М.: Ладомир, 2007. 653 с. ISBN 978-5-86218-467-9
    • Richter Gisela M.A. A Handbook of Greek Art: Third Edition Newly Revised. - Phaidon Publishers Inc..
    • Snodgrass Anthony Archaic Greece: The Age of Experiment. - London Melbourne Toronto: J M Dent & Sons Ltd. - ISBN 0460043882
    • George Grote, J. M. Mitchell, Max Cary, Paul Cartledge, A History of Greece: From the Time of Solon to 403 B.C. , Routledge, 2001. ISBN 0-415-22369-5

    Ссылки

    • Archaic period: society, economy, politics, culture - The Foundation of the Hellenic World
    • The Archaic Period of Greek Art – Columbia Electronic Encyclopedia
    • Ancient Greece: The Archaic Period - by Richard Hookero

    рхаический период не отделен от гомеровского резкой хронологической границей: его начало определяется приблизительно 8 веком, конец - началом 5 века, иногда - концом 1-й четверти 5 века. Историческим фоном периода была Великая греческая колонизация, раздвинувшая пределы известного грекам мира. В архаическую эпоху возникает и расцветает лирика (Сапфо 29 , Алкей, Алкман, Ивик, Анакреонт и многие др.), продолжает развиваться эпическая поэзия, зарождается особый жанр историографии (логограф Гекатей Милетский), появляются первые драматурги (Феспид и др.), формируется сама система драматургического театрального действа.

    Характерной чертой греческой архаической культуры и всей греческой цивилизации в целом становится агонистика 30 . Соревновательность пронизывает все сферы деятельности греков: от спортивных, мусических, театральных, поэтических состязаний до соревновательности в области искусства, что оказывает несомненное влияние на все ускоряющееся развитие и изменение всех отраслей знания и опыта у греков 31 . В архаический период рождается философия - первым назвал себя философом Пифагор 32 . Крупнейшими философами, а скорее еще в древнем смысле мудрецами, были представители милетской (ионийской) школы, Фалес, Гераклит и др. В это же время возникает и понятие философской школы, передающей и развивающей традицию от своего основателя: само развитие философских школ становится постепенно одним из связующих греческую мысль стержней вплоть до конца собственно античной цивилизации.

    Для греческого искусства это эпоха открытий: новации в архитектуре, скульптуре и живописи определили облик всей греческой культуры в целом. Никогда более Греция не знала такого количества художественных школ, путей, богатства, разнообразия и оригинальности поисков. В 7-6 вв. складывается тип греческого храма с целлой, окруженной со всех сторон колоннадой, с доминирующим над фасадным портиком фронтоном со скульптурной группой, формируются два основных ордера греческой архитектуры: строгий дорический и изящный ионический. Древнейшие из греческих храмов, известные нам в значительной степени по остаткам, - храмы Геры в Аргосе и Олимпии и храм Аполлона в Ферме (Этолия).

    В греческой керамике, стилистически очень разнообразной, в 8 в. широко распространяется так называемая ориентализирующая (восточная) манера, на которой сказалось сильное ближневосточное влияние. В 7 в. афинская чернофигурная вазопись приобретает господствующее положение, и когда афинские керамисты (Андокид) переходят в сер. 6 в. до н. э. к краснофигурной технике, этот шаг является решающим для всех греческих территорий.

    В

    Греческая классика

    ысшей точкой развития греческой культуры и искусства эпохи античности был классический (от лат. classicus - образцовый) период, начало которого относят обычно ко времени после греко-персидских войн (480–470-е до н. э.), конец - ко времени начала завоевательных походов Александра Македонского в конце 4 в. до н. э. Политическим фоном расцвета культуры и искусства в эпоху классики, своего рода его аналогом был расцвет демократических полисов, городов-государств Греции (например, Афины времени правления Перикла 33). В 5 в. Греция пережила тяжелейшие войны в своей истории и попала под власть более сильной и политически единой Македонии.

    Ф

    Скульптура

    изическое совершенство и духовная красота как отражение высшего благородства и достоинства человека - главный смысл поисков классического искусства. Великими мастерами скульптуры греческой классики былиПоликлет - создатель знаменитого «Копьеносца» («Дорифора»), в котором рассчитал «правильные» пропорции человеческой фигуры и впервые попытался представить человека в спокойном движении-шаге; Мирон , разрабатывавший тему сложного ракурсного движения (статуя «Метателя диска» - «Дискобола»); Фидий - вероятно, проектировщик всего архитектурно-скульптурного комплекса Акрополя в Афинах, высшего творения греческого мира, Пракситель - создатель самой знаменитой статуи древности «Афродиты Книдской», впервые представивший человеческую фигуру в состоянии отдыха и покоя («Гермес с Дионисом», «Отдыхающий сатир» и др.); Скопас и Лисипп , впервые изобразившие боль и страдание на человеческом лице и следовавшие уже не канону Поликлета, а по представлениям чистой художественности и пластичности. Именно искусство Праксителя, Лисиппа и Скопаса оказало самое сильное влияние на скульптуру эллинизма.

    А

    Архитектура

    рхитектура классического периода создала образцовые типыдорического и ионического храмов (периптер, диптер, простиль, амфипростиль и др.). В 4 в. до н. э. в арсенал архитектуры был введен пышный и изящный коринфский орден , постепенно вытеснивший два основных - дорический и ионический. Храмостроительство эпохи представляют храм Зевса в Олимпии, Парфенон на Афинском Акрополе, храм Аполлона в Бассах. Лучшими архитекторами этого времени были Иктин (Парфенон, храм в Бассах) и Калликрат (Парфенон, храм Ники Аптерос на Акрополе). Облик архитектурных построек периода классики отличают ясность и простота, строгость и чистота линий. Великим экспериментом эпохи стал Акрополийский комплекс в Афинах, в котором сочетаются здания разных ордеров, элементы различных ордеров в одной постройке (ионический фриз с Панафинейским шествием в Парфеноне, дорическом периптере). В 5 и 4 вв. до н. э. создаются знаменитые театральные сооружения Греции - театр Диониса в Афинах и театр в Эпидавре.

    Л

    Литература

    итература классического периода - самый представительный корпус античного мира. Отцом трагедии считалсяЭсхил , младшими современниками которого были Софокл , царь поэтов, и Еврипид , отцом комедии и самым крупным ее представителем - Аристофан , отцом истории - Геродот . Выдающимся историком 5 в. до н. э. был также Фукидид - автор истории Пелопоннесской войны.

    В области философии 5–4 вв. до н. э. - время подлинного и великого ее расцвета, расширения деятельности философских школ (Сократ 34 , Платон 35 - основатель Академии, Аристотель 36 - основатель Ликея 37 и школы перипатетиков и др.).


    Письменность.

    Одним из наиболее важных факторов греческой культуры VIII-VI вв. по праву считается новая система письменности. Алфавитное письмо, отчасти заимствованное у финикийцев, было удобнее древнего слогового письма микенской эпохи: оно состояло всего из 24 знаков, каждый из которых имел твердо установленное фонетическое значение. Если в микенском обществе, как и в других однотипных обществах эпохи бронзы, искусство письма было доступно лишь немногим посвященным, входившим в замкнутую касту писцов-профессионалов, то теперь оно становится общим достоянием всех граждан полиса, поскольку каждый из них мог овладеть навыками письма и чтения. В отличие от слогового письма, которое использовалось главным образом для ведения счетных записей и, возможно, в какой-то степени для составления религиозных текстов, новая система письменности представляла собой поистине универсальное средство передачи информации, которое с одинаковым успехом могло применяться и в деловой переписке, и для записи лирических стихов или философских афоризмов. Все это обусловило быстрый рост грамотности среди населения греческих полисов, о чем свидетельствуют многочисленные надписи на камне, металле, керамике, число которых все более увеличивается по мере приближения к концу архаического периода. Древнейшие из них, например широко известная теперь эпиграмма на так называемом кубке Нестора с о. Питекусса, датируется третьей четвертью VIII в., что позволяет отнести заимствование греками знаков финикийского алфавита либо к первой половине того же VIII в., либо даже к концу предшествующего IX столетия.

    Практически в это же время (вторая половина VIII в.) были созданы и, скорее всего, тогда же записаны такие выдающиеся образцы монументального героического эпоса, как "Илиада" и "Одиссея", с которых начинается история греческой литературы.

    Поэзия.

    Греческая поэзия послегомеровского времени (VII-VI вв.) отличается чрезвычайным тематическим богатством и многообразием форм и жанров. Из более поздних форм эпоса известны два основных его варианта: эпос героический, представленный так называемыми поэмами "Цикла", и эпос дидактический, представленный двумя поэмами Гесиода: "Труды и дни" и "Теогония".

    Получает широкое распространение и вскоре становится ведущим литературным направлением эпохи лирическая поэзия, в свою очередь подразделяющаяся на несколько основных жанров: элегию, ямб, монодическую, т.е. предназначенную для сольного исполнения, и хоровую лирику, или мелику.

    Важнейшей отличительной особенностью греческой поэзии архаического периода во всех основных ее видах и жанрах следует признать ее ярко выраженную гуманистическую окрашенность. Пристальное внимание поэта к конкретной человеческой личности, к ее внутреннему миру, индивидуальным психическим особенностям достаточно ярко ощущается уже в гомеровских поэмах. "Гомер открыл новый мир - самого Человека. Это и есть то, что делает его "Илиаду" и "Одиссею" ktema eis aei, произведением навеки, вечной ценностью" .

    Грандиозная концентрация героических сказаний в "Илиаде" и "Одиссее" стала основой для дальнейшего эпического творчества. В течение VII и первой половине VI вв. возник ряд поэм, составленных в стиле гомеровского эпоса и рассчитанных на то, чтобы сомкнуться с "Иллиадой" и "Одиссеей" и, вместе сними, образовать единую связную летопись мифологического предания, так называемый эпический "кикл" (цикл, круг). Античная традиция приписывала многие из этих поэм "Гомеру" и этим подчеркивала их сюжетную и стилистическую связь с гомеровским эпосом.

    Для греческой поэзии послегомеровского времени характерен резкий перенос центра тяжести поэтического повествования на личность самого поэта. Эта тенденция ясно ощущается уже в творчестве Гесиода, особенно в его поэме "Труды и дни".

    Необычайно сложный, богатый и красочный мир человеческих чувств, мыслей и переживаний раскрывается перед нами в произведениях следующего за Гесиодом поколения греческих поэтов, работавших в различных жанрах лирики. Чувства любви и ненависти, печали и радости, глубокого отчаяния и бодрой уверенности в будущем, выраженные с предельной, неслыханной до того времени откровенностью и прямотой, составляют основное содержание дошедших до нас от этих поэтов стихотворных фрагментов, к сожалению не столь уж многочисленных и в большинстве своем очень кратких (нередко всего две-три строки).

    В наиболее откровенной, можно сказать, нарочито подчеркнутой форме индивидуалистические веяния эпохи воплотились в творчестве такого замечательного поэта-лирика, как Архилох. Как бы ни понимать его стихи, ясно одно: индивид, сбросивший тесные узы древней родовой морали, здесь явно противопоставляет себя коллективу как самодовлеющая свободная личность, не подвластная ничьим мнениям и никаким законам.

    Настроения такого рода должны были восприниматься как социально опасные и вызывать протест как в среде ревнителей старых аристократических порядков, так и среди поборников новой полисной идеологии, призывавших сограждан к умеренности, благоразумию, действенной любви к отечеству и повиновению законам.

    Если Тиртей делает в своих стихах главный упор на чувство самопожертвования, готовность воина и гражданина умереть за отечество (призыв, звучащий весьма актуально в таком государстве, как Спарта, которая в VII-VI вв. вела почти непрерывные войны со своими соседями), то другой выдающийся мастер элегического жанра и вместе с тем прославленный государственный деятель - Солон ставит на первое место среди всех гражданских добродетелей чувство меры, или умение во всем соблюдать "золотую середину". В его понимании только умеренность и благоразумие способны удержать граждан от алчности и пресыщения богатством, предотвратить порождаемые ими междоусобные распри и установить в государстве "благозаконие" (евномию).

    В то время как одни греческие поэты стремились постичь в своих стихах сложный внутренний мир человека и найти оптимальный вариант его взаимоотношений с гражданским коллективом полиса, другие не менее настойчиво пытались проникнуть в устройство окружающей человека вселенной и решить загадку ее происхождения. Одним из таких поэтов-мыслителей был известный нам Гесиод, который в своей поэме "Теогония", или "Происхождение богов", попробовал представить существующий миропорядок в его, так сказать, историческом развитии от мрачного и безликого первородного Хаоса к светлому и гармоничному миру возглавляемых Зевсом богов-олимпийцев.

    Религия и философия.

    В эпоху Великой колонизации традиционная греческая религия не отвечала духовным запросам современников еще и потому, что в ней трудно было найти ответ на вопрос о том, что ждет человека в его будущей жизни и существует ли она вообще. На свой лад этот мучительный вопрос пытались решить представители двух тесно связанных между собой религиозно-философских учений - орфиков и пифагорейцев. Как те, так и другие оценивали земную жизнь человека как сплошную цепь страданий, ниспосланных людям богами за их грехи. Вместе с тем и орфики, и пифагорейцы верили в бессмертие души, которая, пройдя длинный ряд перевоплощений, вселяясь в тела других людей и даже животных, способна очиститься от всей земной скверны и достичь вечного блаженства. Мысль о том, что тело есть всего лишь временная "темница" или даже "могила" бессмертной души, оказавшая огромное влияние на многих более поздних приверженцев философского идеализма и мистицизма, начиная от Платона и кончая основоположниками христианского вероучения, впервые возникла именно в лоне орфико-пифагорейской доктрины. В отличие от орфиков, более близких к широким народным массам и положивших в основу своего учения лишь несколько переосмысленный и обновленный миф о умирающем и воскрешающем божестве живой природы Дионисе-Загрее, пифагорейцы представляли собой замкнутую аристократическую секту, враждебную демократии. Их мистическое учение носило гораздо более рафинированный характер, претендуя на возвышенную интеллектуальность. Не случайно, и сам Пифагор (автор знаменитой теоремы, которая до сих пор носит его имя), и его ближайшие ученики и последователи были увлечены математическими вычислениями, отдавая при этом щедрую дань мистическому истолкованию чисел и их сочетаний.

    И орфики, и пифагорейцы пытались исправить и очистить традиционные верования греков, заменив их более утонченной, духовно наполненной формой религии. Совсем иной взгляд на мир, во многом уже приближающийся к стихийному материализму, в это же самое время (VI в. до н.э.) развивали и отстаивали представители так называемой ионийской натурфилософии: Фалес, Анаксимандр и Анаксимен. Все трое были уроженцами Милета - самого большого и экономически развитого из греческих полисов Малой Азии.

    Что же произошло в Ионии в VII и в VI веках до н.э., спобствующее появлению таких выдающихся личностей? Население смешанной крови (карийской, греческой и финикийской ветвей) было втянуто в длительную и трудную классовую борьбу. Какая кровь из этих трех ветвей течет в их жилах? В какой мере? Мы этого не знаем. Но это кровь чрезвычайно деятельная. Это кровь в высшей степени политическая. Это кровь изобретателей. (Общественная кровь: Фалес, говорят, предложил этому непоседливому и разобщенному населению Ионии образовать государство нового типа, федеративное государство, управляемое федеральным советом. Предложение очень разумное и одновременно очень новое в греческом мире. Его не послушали.)

    Эта классовая борьба, залившая кровью ионические города, такая же, как происходившая в Аттике во времена Солона, является, и надолго, движущей силой всех изобретений в этой стране созидания.

    Впервые в истории человечества милетские мыслители попытались представить всю окружающую их вселенную в виде гармонически устроенной, саморазвивающейся и саморегулирующейся системы. Этот космос, как склонны были считать ионийские философы, не создан никем из богов и никем из людей и в принципе должен существовать вечно. Управляющие им законы вполне доступны человеческому пониманию. В них нет ничего мистического, непостижимого. Таким образом был сделан большой шаг на пути от религиозно-мифологического восприятия существующего миропорядка к его постижению средствами человеческого разума. Первые философы неизбежно должны были столкнуться с вопросом о том, что следует считать первоосновой, первопричиной всех существующих вещей. Фалес (самый старший из милетских натурфилософов) и Анаксимен полагали, что первичной субстанцией, из которой все возникает и в которую в конце концов все превращается, должна быть одна из четырех основных стихий.

    Фалес при этом отдавал предпочтение воде, а Анаксимен - воздуху. Однако дальше всех прочих по пути абстрактно-теоретического осмысления природных явлений продвинулся Анаксимандр, безусловно самый глубокий из древнейших греческих философов. Первопричиной и основой всего сущего он объявил так называемый "апейрон" - вечную и бесконечную субстанцию, качественно не сводимую ни к одной из четырех стихий и вместе с тем пребывающую в непрерывном движении, в процессе которого из апейрона выделяются противоположные начала: теплое и холодное, сухое и влажное и т.п. Вступая во взаимодействие, эти пары противоположностей порождают все доступные наблюдению явления природы, как живой, так и мертвой. Нарисованная Анаксимандром картина мира была совершенно новой и необычной для той эпохи, когда она возникла. Она заключала в себе ряд ярко выраженных элементов материалистического и диалектического характера, в том числе представление о всеобъемлющей, постоянно меняющей свою форму первичной субстанции, довольно близкое современным представлениям о материи, мысль о борьбе противоположностей и их переходе друг в друга как главном источнике всего многообразия мировых процессов.

    Греческие натурфилософы хорошо понимали, что наиболее надежной основой всякого знания служит именно опыт, эмпирические изыскания и наблюдения. По существу, они были не только первыми философами, но и первыми учеными, основоположниками греческой и всей европейской науки. Старшего из них, Фалеса, уже древние называли "первым математиком", "первым астрономом", "первым физиком".

    Зодчество и скульптура.

    В VII-VI вв. греческие зодчие впервые после длительного перерыва начали возводить из камня, известняка или мрамора монументальные здания храмов. В VI в. выработался единый общегреческий тип храма в форме прямоугольной, вытянутой в длину постройки, со всех сторон обнесенной колоннадой, иногда одинарной (периптер), иногда двойной (диптер). Тогда же определились основные конструкционные и художественные особенности двух главных архитектурных ордеров:

    дорического, особенно широко распространившегося на Пелопоннесе и в городах Великой Греции (Южная Италия и Сицилия), и ионического, пользовавшегося особой популярностью в греческой части Малой Азии и в некоторых районах европейской Греции. Типичными образцами дорического ордера с такими характерными для него особенностями, как суровая мощь и тяжеловесная массивность, могут считаться храм Аполлона в Коринфе, храмы Посейдонии (Пестум) на юге Италии и храмы Селинута в Сицилии. Более изящные, стройные и вместе с тем отличающиеся некоторой вычурностью декоративного убранства постройки ионического ордера были представлены в этот же период храмами Геры на о. Самосе, Артемиды в Эфесе (прославленный памятник архитектуры, считавшийся одним из "семи чудес света"), Аполлона в Дидимах недалеко от Милета.

    Принцип гармонической уравновешенности целого и его частей, четко выраженный в самой конструкции греческого храма, нашел широкое применение и в другой ведущей отрасли греческого искусства - монументальной скульптуре, причем в обоих случаях можно с уверенностью говорить о социальной обусловленности этой важной эстетической идеи. Если храм с колоннадой, напоминающей ряды гоплитов в фаланге, воспринимался как модель и вместе с тем символ тесно сплоченного гражданского коллектива, то образ свободного индивида, являющегося неотъемлемой частью этого коллектива, воплотился в каменных изваяниях, как одиночных, так и объединенных в пластические группы. Их первые, еще крайне несовершенные в художественном отношении образцы появляются приблизительно в середине VII в. до н.э. Одиночная скульптура конца архаического периода представлена двумя основными типами: изображением обнаженного юноши - куроса и фигурой одетой в длинный, плотно облегающий тело хитон девушки - коры.

    Постепенно совершенствуясь в передаче пропорций человеческого тела, добиваясь все большего жизненного

    сходства, греческие скульпторы VI в. научились преодолевать первоначально свойственную их статуям статичность.

    При всем жизнеподобии лучших образцов греческой архаической скульптуры почти все они подчинены определенному эстетическому стандарту, изображая прекрасного, идеально сложенного юношу или взрослого мужчину, совершенно лишенного при этом каких бы то ни было индивидуальных физических или психических особенностей.

    Вазовая живопись.

    Наиболее массовым и доступным видом архаического греческого искусства была, безусловно, вазовая живопись. В своей работе, ориентированной на самого широкого потребителя, мастера-вазописцы гораздо меньше, чем скульпторы или архитекторы, зависели от освященных религией или государством канонов. Поэтому их искусство было гораздо более динамичным, многообразным и быстрее откликалось на всевозможные художественные открытия и эксперименты. Вероятно, именно этим объясняется необыкновенное тематическое разнообразие, характерное для греческой вазописи VII-VI вв. Именно в вазовой живописи раньше, чем в какой-либо другой отрасли греческого искусства, за исключением, может быть, только коропластики и резьбы по кости, мифологические сцены начали чередоваться с эпизодами жанрового характера. При этом не ограничиваясь сюжетами, заимствованными из жизни аристократической элиты (сцены пиршеств, ристалищ на колесницах, атлетических упражнений и состязаний и т.п.), греческие вазописцы (особенно в период расцвета так называемого чернофигурного стиля в Коринфе, Аттике и некоторых других районах) не пренебрегают и жизнью социальных низов, изображая сцены полевых работ, ремесленные мастерские, народные празднества в честь Диониса и даже нелегкий труд рабов в рудниках. В сценах такого рода особенно ярко проявились гуманистические и демократические черты греческого искусства, которые были привиты ему окружающей общественной средой начиная с архаической эпохи.

    
    Включайся в дискуссию
    Читайте также
    Йошта рецепты Ягоды йошты что можно приготовить на зиму
    Каково значение кровеносной системы
    Разделка говядины: что выбрать и как готовить?