Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Способы участия в жизни страны. Участие гражданина в политической жизни: формы и возможности

Гражданин - это лицо, принадлежащее к постоянному населению данного государства, пользующееся его защитой и наделенное совокупностью прав и обязанностей.

Между гражданином и государством устанавливаются гражданско-правовые отношен ия на основе правоспособности и дееспособности гражданина

- Правоспособность - возможность иметь гражданские права и нести определенные обязанности.

- Дееспособность - способность приобретать и осуществлять гражданские права. До 18 лет человек обладает неполной (частичной) дее­способностью. С 18 лет наступает полная реа­лизация дееспособности.

Каждый гражданин имеет права:

Политические,

Гражданские,

Социальные,

Экономические

Культурные.

Государство гарантирует соблюдение прав и свобод личности, создает условия для их реального воплощения в жизнь.

Наряду с правами, каждый гражданин имеет своиобязанности

Он должен:

Исполнять законы и нормы, установленные государством,

Не нарушать интересы субъектов права и законов,

Не причинять вред здоровью других людей, окружающей природной среде,

Стоять на защите общества и государства

В свою очередь, государство обязуется быть ответственным перед гражданином в лице своих органов и должностных лиц, защищать права и свободы граждан на территории государства и вне его пределов.

Типы участия личности в политике :

- полностью бессознательное - напр. поведение человека в толпе;

- полусознательное - политический конформизм - понимание смысла своей роли при безусловном

подчинении требованиям своей социальной среды, даже в случаях расхождения во мнениях с ней;

- сознательное участие - способность изменить свою роль и свое положение в соответствии со своим

сознанием и волей.

Мотивы и факторы участия в политике :

Стремление защитить интересы др. граждан;

Обеспечение справедливости для всех;

Содействовать решению проблем государства и общества;

Эгоистические цели (личные: престиж, карьера и т.п.);

Неосознанные мотивы.

Причины пассивности или неучастия в политике :

Отсутствие вознаграждения (нет выгоды, не окупаемость затрат и т.п.);

Слабая теоретическая подготовка (не знание законодательства, теории государства и права);

Распространенное мнение: «Один в поле не воин», «А что я могу сделать?» и т.п.;

Факторы, влияющие на уровень политической деятельности :

Состояние экономики страны (подъем экономики ведет к спаду политической активности);

Тип политического режима в стране;

Существующая идеология в стране;

Уровень культуры общества и самой личности;

Личные взгляды, убеждения и ценности человека; Закон "О гражданстве Российской Федерации" (извлечение)

№3

Билет № 12

1. Социальная сфера жизни общества. Социальная политика.

Социальная сфера - совокупность социаль­ной связи, социального взаимодействия и социальных отношений между людьми.

Социальная связь - факты, обусловливаю­щие совместную деятельность в определен­ных условиях.

Социальное взаимодействие - взаимодей­ствие людей в процессе общения.

Социальные отношения - установление свя­зи между людьми, социальными группами.

Социальная группа по численности может быть большой и малой, по характеру взаимоот­ношений - первичной и вторичной, по спосо­бу организации - формальной и неформаль­ной, по количеству ценностей - односторонней и многосторонней.

Социальные нормы - общие правила ре­гулирования отношений людей в обществе. Среди них выделяют:

- обычаи (традиции, обряды) - историчес­ки сложившиеся образцы и правила пове­дения;

- правовые нормы - нормы, закрепленные в законах, издаваемых государством, где чет­ко описаны границы поведения и наказа­ния;

- моральные нормы - духовно-нравственные ценности;

- политические нормы - нормы, регулиру­ющие отношения между личностью и властью, между социальными группами;

- религиозные нормы - нормы морали, под­держиваемые сознанием верующих и ре­лигиозной верой;

- эстетические нормы - представления о прекрасном и безобразном;

- правила этикета - образцы правильного поведения и общения;

Социальная политика - это регулирование государством социально-экономических условий жизни общества и забота о благосостоянии всех его граждан.

Субъекты социальной политики :

Государство

Гражданское общество

Основные направления социальной политики :

Предоставление трудоспособным гражданам возможностей для труда или занятия предпринимательской деятельностью;

Обеспечение соц. гарантий для нетрудоспособных, малоимущих и безработных слоев населения (гос. пенсии и социальные пособия)

Гос. поддержка семьи, материнства, детства

Охрана труда и здоровья людей

Установление гарантированного минимума заработной платы

Улучшение демографической ситуации в стране

Развитие социальной структуры.

В Конституции РФ указано: «Российская Фе­дерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обес­печивающих достойную жизнь и свободное развитие человека».

В России программа социальных реформ.

Основными задачами провозглашены:

Улучшение материального положения и усло­вий жизни людей;

Обеспечение эффективной занятости населе­ния;

Реализация прав граждан в области труда, со­циальной защиты, образования, охраны здоро­вья, культуры;

Улучшение демографической ситуации в стране; - развитие социальной инфраструктуры.

Закон "О государственной социальной помощи" (извлечение)

Какие три формы участия граждан в политическом управлении названы в тексте? Используя факты общественной жизни и личный социальный опыт, приведите примеры того, каким образом граждане могут использовать каждую из указанных в тексте форм участия в политическом управлении.


Прочитайте текст и выполните задания 21-24.

Гуманитарными науками выработано множество определений государства. Однако все они сводятся к следующему: государство - это универсальная политическая организация, обладающая особой публичной властью и специализированным аппаратом регулятивного воздействия, выражающая прежде всего интересы доминирующего социального слоя и выполняющая общие для общества задачи.

Территория - пространство, в рамках которого действует суверенная государственная власть. Территория государства ограничивается государственной границей - плоскостью, определяющей пределы действия государственной власти как суверенной.

Следующий признак государства - население. Оно представляет собой совокупность индивидов, объединённых не по кровнородственному или национальному признаку, а территориально и гражданством - правоотношением между человеком и государством, включающим взаимные права, обязанности и ответственность. Государство обязано оказывать своим гражданам поддержку и покровительство, в том числе за рубежом. Только граждане вправе участвовать в государственном управлении. Данное участие выражается в реализации избирательного права, государственной службы, участии в референдумах, местном самоуправлении.

Гражданство и общая территория проживания являются формально- юридическими факторами, объединяющими индивидов в население. Кроме этого людей в государстве связывает общность языка, религии, традиций, исторического развития, духовные, культурные и этнические факторы и т. д. Ещё одним немаловажным элементом государства является государственный аппарат. Государство характеризует специальный аппарат управления и принуждения, распространяющий своё властное воздействие на всё население и на всю территорию государства. Государство является политически организованным обществом.

Власть - это способность и возможность управлять поведением третьих лиц, воздействовать на их поведение, навязывать свою волю, в том числе и принудительно.

В то же время государство не совпадает с обществом, это особая политическая организация внутри него, осуществляющая управление общественными делами. Такую власть называют публичной.

В государстве управленческий труд отделяется от производства. Чиновник занимается только управлением, реализуя властные функции государства.

Таким образом, государственная власть осуществляется уполномоченной группой лиц - правящей элитой, реализующей в управлении как общесоциальные функции, так и собственные, групповые интересы.

(По В.В. Дьяконову )

Пояснение.

Ответ: 1. Реализация избирательного права;

2. Государственная служба;

3. Участие в референдумах, местном самоуправлении.

В правильном ответе должны быть названы три формы участия граждан в политическом управлении:

1) участие в выборах (например, граждане избирают депутатов представительных органов власти, в президентских и смешанных республиках - главу государства);

3) участие в местном самоуправлении (например, участие в сходах граждан, в работе представительных органов местного самоуправления);

4) государственная служба (например, граждане могут поступать на службу в органы государственного управления, избираться на выборные должности в представительные и исполнительные органы государственной власти).

Могут быть приведены другие примеры участия граждан в политическом управлении.

Гражданин – это более узкое понятие, это, прежде всего, лицо, наделенное политическими, гражданскими, иными правами и обязанностями и поступающее в соответствии с этими правами и обязанностями. Причем настоящий гражданин рассматривает свои права как обязанности и наоборот.

Гражданство – это политическая и правовая принадлежность лица к конкретному государству или устойчивая политико-правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности. Согласно Конституции РФ гражданство России является единым и равным независимо от оснований приобретения. Каждый гражданин России обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные законодательством. В соответствии со статьей 6 Конституции РФ нельзя лишать гражданства или права изменить его. Отношения гражданства регулируются законом «О гражданстве в Российской Федерации».

Гражданин РФ имеет возможность принимать участие в общественных и государственных делах, в решении жизненно важных для себя проблем, используя политические права и свободы, закрепленные в Конституции России. К ним относятся право избирать и быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления; право равного доступа к государственной службе. Реализуя эти права, гражданин РФ, достигший определённого возраста, может стать членом законодательных органов как местного, так и федерального значения, может стать служащим государственного аппарата и т. д.

Каждый гражданин, достигший совершеннолетия, может подавать индивидуально или коллективно обращения или петиции в органы государственной власти и местного самоуправления с предложениями по усовершенствованию законодательства.

Важнейшими политическими правами граждан РФ являются: право на свободу мысли и слова; право объединяться в общественные организации; право собираться мирно, без оружия; проводить митинги и демонстрации.

Осуществляя свои политические права и свободы, российский гражданин имеет возможность оказывать реальное влияние на принятие решений властью, активно участвовать в политической жизни страны

Выборы, референдум.

Термин "избирательное право” обозначает одно из субъективных прав граждан, предполагающие с одной стороны право участия в выборах в качестве избирателя, а с другой стороны самим быть избранным. Участвовать в голосовании можно с 18 лет. Избиратель имеет активное избирательное право, т.е. имеет право избирать. А пассивное избирательное право – это право гражданина РФ быть избранным. Пассивное избирательное право подразумевает возрастной ценз: в Гос. думу может быть избран гражданин 21 года, а на должность президента 35 лет. Ценз – условие допущения или ограничения участия в осуществлении прав. При выборах в Гос. думу и президенты РФ избиратели голосуют на избирательных участках, а организуют выборы, контролируют законность, подсчитывают голоса - избирательные комиссии. Демократические выборы проходят на основе всеобщего, равного избирательного права при тайном голосовании . Участие гражданина в выборах добровольно, ни кто не в праве оказывать воздействие на гражданина с целью участия или не участия его в выборах. Выборы в демократическом обществе периодические, т.е. выбираются лица на 2-4 года. Демократические выборы представительные и окончательные, т.е. только выборы определяют тех людей, которые получают власть. Им никто не может приказывать, они подчиняются КРФ и закону.


Референдум - форма непосредственного волеизъявления граждан, выражающаяся в голосовании по наиболее значимым вопросам общегосударственного, регионального или местного масштаба.

Референдум - важнейший институт прямой демократии. Представляет собой непосредственное правотворчество народа. Референдум - это один из способов участия общественности в принятии решений, важных для государства и для каждого отдельного гражданина. Принятое человеком решение влияет на результат процедуры и должно быть подкреплено осведомлённостью (информированностью) по данному вопросу.

Тема 6. Участие граждан в политической жизни

(параграф 6)

Выборы

Выборы – это процедура избрания кого-либо путем голосования.

Граждане Российской федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей.

Управление государством требует высокого профессионализма, поэтому граждане поручают эту работу своим представителям в законодательных органах. Гражданам принадлежит право решать, кто именно будет представлять их интересы в процессе законотворческой деятельности. Такое решение они принимают на выборах (представительная демократия).

Основные принципы избирательного права в РФ:

Всеобщее избирательное право - это означает, что оно принадлежит всем гражданам, достигшим 18 лет, независимо от их социального положения, пола, национальности, вероисповедания, образования, места жительства. Исключение составляют лица, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда, а также признанные в судебном порядке недееспособными, т.е. неспособными по своему умственному, психическому состоянию в полной мере осуществлять свои права

Равное избирательное право – каждый избиратель имеет лишь один голос.

Прямые выборы – Президента, депутатов Государственной Думы и законодательных органов субъектов РФ граждане избирают непосредственно. В практике других стран встречаются многоступенчатые выборы, когда граждане избирают выборщиков, а затем выборщики избирают Президента. Президент РФ избирается сроком на 6 лет, Государственная Дума – сроком на 5 лет

Каждый гражданин, согласно Конституции РФ, имеет право быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления. Исключение установлено для тех лиц, которые не могут участвовать в выборах. При этом учитывается возрастной ценз (ограничение):

С 21 года - для избрания депутатом Государственной Думы

С 35 лет, а также проживание в Российской Федерации не менее 10 лет (ценз оседлости) – для избрания Президентом РФ.

Существуют два основных вида избирательных систем: мажоритарная и пропорциональная.

Пропорциональная система определяет рейтинг политических сил, пропорционально которому между данными силами распределяются места в парламенте. При такой системе избиратели голосуют не за отдельного кандидата, а за партию, которая в зависимости от общего количества набранных голосов распределяет места в парламенте по партийному списку. Например, партия набрала 35% голосов всех проголосовавших, соответственно в парламенте ей принадлежит 35% мест.

Мажоритарная система предполагает, что избиратели голосуют не за партии, а за конкретных кандидатов. При такой системе в парламент проходит кандидат, получивший большинство . Существуют также смешанные системы.

Референдум

Непосредственное участие в управлении делами государства граждане принимают на референдуме.

Референдум - это всенародное голосование по проектам законов и другим вопросам государственного значения. Например, действующая Конституция РФ была принята на референдуме в 1993 г. При проведении референдума действуют те же принципы, что и при выборах депутатов.

Главное отличие референдума от выборов состоит в том, что на референдуме одобряют или не одобряют какое-либо решение, а не голосуют за кандидатов, претендующих на определенные должности, или партии. Вопросы, выносимые на референдум, должны быть сформулированы так, чтобы можно было дать однозначный ответ «да» или «нет».

В Российской Федерации референдум нельзя проводить одновременно с выборами, а также при чрезвычайном или военном положении. Референдум не проводится в последний год полномочий Президента РФ, Государственной Думы, а также в период избирательной кампании, проводимой одновременно на всей территории.

Выборы и референдумы – это наиболее массовая форма участия граждан в политической жизни.

Другие формы участия граждан в политической жизни:

Право на равный доступ к государственной службе . Государственная служба – это профессиональная деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов. На государственной службе находятся должностные лица (государственные служащие), занимающие должности в центральных и местных органах власти, в судебных органах и др.

Согласно Конституции, граждане РФ имеют право на равный доступ к государственной службе. Это означает, что каждый гражданин может занимать любую государственную должность без ограничений в зависимости от расы, национальности, пола, социального происхождения, имущественного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям. Это не значит, что любой желающий гражданин может работать, например, в министерстве, областной администрации и т.д. Существует система конкурсов: требования к профессиональной подготовке, определенный порядок назначения на государственные должности.

Граждане России имеют также право участвовать в осуществлении правосудия . Это прав может быть реализовано путем занятия должностей в суде, при наличии соответствующего образования и стажа работы, а также путем участия в правосудии в качестве присяжного заседателя.

- обращение в органы власти – это право обращаться лично, а также направлять коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления. Это может быть индивидуальное обращение о материальной помощи, а также жалоба, т.е. обращение гражданина с требованием о восстановлении права, нарушенного действием или бездействием отдельных лиц, организаций, органов государства или самоуправления. Это может быть заявление , т.е. обращение, гражданина с просьбой о реализации принадлежащего ему права (например, на получение пенсии). Это может быть также предложение , т.е. такой вид обращения, который не связан с нарушением прав граждан, но в котором ставится вопрос об улучшении деятельности государственного органа.

Законы РФ устанавливают сроки для решения вопросов, поднятых в обращениях граждан.

- участие в собраниях, митингах и демонстрациях также является одним из путей воздействия на власть. Граждане могут собраться для обсуждения каких-либо вопросов, представляющих для них общий интерес. Массовое собрание по поводу злободневных вопросов называются митингами . Нередко на митинги собираются для выражения протеста против политики правительства, действий каких-либо политических сил. Закон разрешает только такие собрания, которые носят мирный характер и не угрожают насильственными действиями против других граждан.

В разных странах существует либо уведомительный, либо разрешительный характер порядок проведения митингов и демонстраций, забастовок. В РФ существует разрешительный порядок, т.е. организаторы акции протеста заранее направляют заявление в местный орган власти, который дает разрешение на проведение этой акции. В случае нарушения такого порядка полиция имеет право применять силу против участников митинга с использованием специальных средств (резиновые дубинки, водометы, слезоточивые газы).

Свобода слова

В Российской Федерации существует право на свободу слова, для реального осуществления этого права необходима гласность: люди должны иметь возможность получать правдивую и полную информацию о работе органов власти, о положении в стране, на международной арене. Для этого необходимо такое условие как отмена цензуры. Цензура - это специальный просмотр газет и журналов, литературных произведений, кинофильмов, текстов радиопередач и телепередач, предназначенных к выпуску. Цензор мог запретить доступ какой-либо информации. Теперь цензуры не существует. Но свобода слова и печати не абсолютна. Законом запрещены: пропаганда войны и насилия, разжигание расовой, национальной или религиозной ненависти, клевета, распространение ложной информации. Таким образом, использование свободы слова налагает и особую ответственность.

Формы участия граждан в политике

Жизненная система человечества устроена так, что всегда есть власть, влияющая и управляющая некоторой массой людей: будь то власть в отдельной стране, в семье или, скажем, в преступной группировке. Но даже, несмотря на то, что влияние власти видится неоспоримым и самодостаточным фактором, нельзя отрицать и влияние общности на власть. Безусловно, сила этого обратного влияния зависит, по большей части, от режима, режима политического, если мы говорим о нем в масштабах страны или государства.

Скажем, при демократической форме правления, теоретически, гражданам предоставлена большая возможность влияния на власть. Политическое участие, предполагаемое для демократического общества, - всеобщее, равноправное, инициативное. Каждый отдельный гражданин имеет право на участие в жизни страны, на защиту своих интересов, на возможность выразить свое недовольство какими-либо факторами, теоретически самостоятельно выбрать себе «власть», или просто проявить интерес к политике как к сфере доступной деятельности. Политическое участие в демократическом обществе - свободно и выступает для граждан средством для выражения чувства долга перед страной, средством для достижения своих целей, реализации потребности в самовыражении. Такое участие обеспечивается государством в плане предоставления различных правовых норм и процедур и равномерного распределения ресурсов участия, таких, как деньги, доступ к СМИ, образование, «прозрачное» видение осуществления, собственно, власти и так далее. Так же, демократическое общество допускает, в определенных рамках, такое выражение протеста граждан, как митинги, демонстрации, забастовки, петиции. Такого рода мероприятия служат как инструментом политического обучения граждан, так и доказательством, собственно, того, что государство является действительно демократическим и каждый гражданин имеет право на самовыражение.

При тоталитарном строе все и всё находится под полным контролем государственных органов. И власть стремится к мобилизационному вовлечению населения в политическое участие, создавая видимость всеобщей политизации, которые, естественно, практически не учитывает мнение граждан. При этом режиме влияние общности на власть минимально ограниченно, а часто и просто номинально. Соответственно, и политическое участие граждан обусловлено сугубо потребностями власти, и является более всего средством контроля подвластной массы. Безусловно, такой режим, хоть и является жестким и всячески подавляет несогласные мнения, имеет больше всего шансов на такое мощное политической участие недовольных и не имеющих права слова граждан, как бунты и революции. И, более чем демократическое, имеет возможность насильственным образом сменить свою режимную политику на противоположную. Тоталитарный режим присущ, обычно, малоразвитым странам, так как является скорее пережитком прошлого, нежели адекватной формой взаимоотношений людей и власти. Исключение составляет, к примеру, Япония, как пример азиатского типа правления, которая являет собой высокоразвитую культуру и, вроде бы, должна быть полностью демократическим обществом со всеми признаками свободного политического участия граждан. Однако многовековые традиции сыграли свою роль и большая часть граждан этой страны спокойно живет под тоталитарным режимом, ставшим настолько привычным, что кажется практически демократическим и не вызывает существенных нареканий у самого населения.

В принципе же, демократия по праву является признаком прогрессивного общества и, по сути своей, более устойчива, нежели тоталитарность в плане устойчивости единовременной власти. Сдерживаемое недовольство всегда опасно, а другом всегда легче управлять, чем врагом. Поэтому в демократическом обществе власть старается поддерживать образ дружественной сущности, предоставляя гражданам предпочтительно равномерно распределенные средства к существованию, возможности для самореализации и саморазвития, свободу самовыражения в любой сфере деятельности и выражая заботу о здоровье и внимание к проблемам. Это обеспечивает максимальный учет интересов граждан, помогает преодолеть недоверие к власти и обеспечивает политическое участие большого количества граждан в жизни общества. Что, в свою очередь, расширяет интеллектуальный потенциал для принятия решений, который способствует оптимизации работы структуры, повышает ее эффективность и стабильность политической системы. Участие граждан в политике так же обеспечивает эффективный контроль за должностными лицами и предотвращает злоупотребления властью.

Наиболее эффективным фактором стимуляции граждан на политическое участие является социально-экономический статус, в первую очередь определяемый уровнем образования, профессией и доходом. Безусловно, высокий уровень материального комфорта является определяющим в плане благоприятного отношения к политической системе. Соответственно, чем ниже социальное положение, тем более вероятным становится негативный настрой в отношении системы.

Вместе с этим, влияние оказывают также такие факторы, как пол и возраст. Например, общеизвестно, что активность гражданина возрастает к середине жизни, а затем вновь идет на спад. Женщины менее склонны к политическому участию, что, однако, обусловлено строением традиционного порядка. Как известно, в принципе, в мире более развит патриархальный строй и есть определенные стереотипы и представления о социальной роли женщин, порой, мало учитывающие изменения, связанные с прогрессом общества, несмотря на значительное повышение образовательного уровня. К тому же, чаще всего женщины, особенно при низких стандартах жизненного уровня, просто не имеют времени для участия в политике. Традиционное определение мужчины как лидера, а женщины как жены и матери, заставляет женщин большую часть своей жизни посвящать не своим интересам, а интересам семьи и детей, практически лишаясь раскрытия личностного потенциала.

Это, впрочем, является некоторым отступлением. Помимо всего вышеперечисленного, немаловажную роль также оказывает мотивация гражданина к участию в деятельности страны. Наиболее распространенными мотивами являются:

Мотив интереса и привлекательности политики как сферы деятельности;

Мотив познавательный, где политическая система выступает в качестве средства для познавания мира вокруг и, также, с учетом сложности этой системы для понимания, в качестве повышения собственного статуса в глазах себя и окружающих;

Мотив власти, желания управлять другими людьми;

Мотив денежный, так как политическая деятельность является высокооплачиваемой деятельностью;

Мотив традиционный, когда политика принята в кругу семьи или друзей;

Мотив идеологический, когда система жизненных ценностей совпадает с идеологическими ценностями политической системы;

Мотивы ложные, но формирующие нужную реакцию у масс, так называемая пропаганда.

Разные мотивы побуждают к разным вариантам политического участия. В любой политической системе, при доминанте одного, присутствуют различные признаки и противоположного, вне зависимости от политической системы.

Обычно среди этих вариантов выделяют два основных типа: автономное и мобилизационное участие.

Автономное участие - это свободная добровольная деятельность индивида, вызванная его желание поучаствовать в политической жизни страны, преследуя личные и групповые интересы.

Мобилизационное участие же напротив, носит принудительный характер. Его стимулируют такие факторы, как страх, принуждение, традиции. Как правило, такой вид участия является инициативой правящей группировки и направлен на поддержку ее политической системы, на демонстрацию ее благородных целей и положительного отношения к народу. Естественно, такой род участия ни в коей мере не предусматривает выражения личного мнения индивида или группы, однако создает, зачастую, ложное, но нужное власти представление о положении в стране.

Так же принято выделять активные и пассивные формы участия граждан в политике, каждое из которых можно отнести к приемлемым или неприемлемым в плане морали или закона. В плане активных форм участия есть несколько подразделений.

Участие в выборных органах, таких, как выборы президента;

Массовые акции, такие, как митинги, демонстрации, забастовки, при которых координируются массы, недовольные каким-либо действием правительства, как, например, идущие сейчас в Париже забастовки работников завода Continental, которые требуют пересмотреть решение о закрытии предприятия, расположенного в пригороде французской столицы;

Одиночные акции, однако достаточно заметные, чтобы иметь политический вес. Как, например, интересно высказал свое политическое участие иракский журналист, кинувший ботинком в Джорджа Буша, неординарно высказав свое мнение по поводу проводимой Америкой политики в отношении его страны;

Участие в политических партиях и организациях, участие в управлении страной, в принятии законов;

Участие граждан в опросах, в которых учитывается мнение граждан и, в теории, рассматриваемые в контексте каких-либо перемен;

Обращения и жалобы в вышестоящие структуры отдельных людей или групп граждан;

Лоббистская деятельность - политическое продвижение объекта, будь то закон или депутат, при использовании либо личной, либо денежной заинтересованности, либо при невозможности отказаться от предложения. В контексте этой деятельности могут рассматриваться как законные, так и незаконные, как, например, взятка, виды достижения целей;

Сетевое участие, уже не слишком новый вид политического участия. Многочисленные блоги, электронные газеты, и другие ресурсы интернета. В частности, на личном опыте наблюдался вид политического участия на одном из сайтов, в процессе конфликта Украины и России, в то время как на правительственном уровне нижестоящим массам прописывался негатив в сторону «противника», на этом ресурсе люди вовсю обсуждали эту тему, что с той, что с другой стороны, и при этом громче всего звучали призывы о дружбе между народами и независимости межнациональных отношений от правительственных распрей.

Если говорить о пассивных формах участия, то здесь стоит отметить:

Социальная апатия как фактор недоверия граждан к правительству и, соответственно, всяческое неучастие в выборах;

Игнорирование социальных мероприятий, вроде субботников, митингов и демонстраций, при приглашении или настоятельной рекомендации прийти на оные;

Неделание чего либо, вызванное недовольством некоторыми действиями правительства. К примеру, маленькая выплата, предоставленная индивиду, которую он считает для себя оскорбительной и не идет ее получать, мол, спасибо, не надо.

В заключение хотелось бы добавить еще раз, что с развитием общества усиливается значение участия граждан в жизни общности. Об этом свидетельствует и то, какие средства политические движения, партии, государства выделяют на спонсирование нужных для их целей форм участия граждан в политике (выборы, демонстрации, акции протеста). Чем более демократично становится общество тем более возрастает роль значения социума в его жизни. И правильное понимание этого значения позволяет государство делать социум нужным и послушным рычагом своей деятельности, а социуму, осознающим свое значение, взамен позволяет получать наибольшую выгоду и наилучший результат от власти.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Йошта рецепты Ягоды йошты что можно приготовить на зиму
Каково значение кровеносной системы
Разделка говядины: что выбрать и как готовить?