Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Сказка ложь, да в ней намек - добрым молодцам урок. Воспитательное мероприятие "сказка - ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок"

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Еще с раннего детства я очень любил сказки, любил их слушать и даже представлять себе, будто я сам герой этих сказок. Теперь я учусь в школе и на уроках литературы изучаю много разных произведений: повести, рассказы, стихи, прозу и т.д., но сказки русских писателей и писателей разных народов мира до сих пор мне интересны и близки.

Чем больше я читал разные сказки, тем больше я стал задумываться, а что вообще такое сказки? Мне захотелось понять, что в них общее и в чем отличия. Что означают слова высказывания русского писателя А. С. Пушкина: «Сказка ложь да в ней намек»? Какое влияние оказывают сказки на эмоциональное и психологическое состояние человека.

Цель исследования : узнать чему учат сказки, всегда ли добро побеждает зло и прикоснуться к богатствам русской художественной литературы через знакомство со сказкой.

В ходе исследовательской работы я выдвинул гипотезу:

Если сказка - вымысел, выдумка, мечта людей о счастливой жизни, высмеивание человеческих недостатков, значит, в них есть свой смысл, только главное его понять увидеть.

Исследовательские задачи:

Узнать историю возникновения сказок.

Изучить виды народных сказок.

Определить сходство сказок разных народов.

Сравнить русские сказки со сказками других народов.

Найти пословицы и поговорки к сказкам.

Провести сравнительный анализ сказок А.С. Пушкина с другими сказками.

Подвести итоги о проделанной работе.

Практические задачи:

Провести опрос среди учеников младших классов и своих одноклассников: «Что читают больше всего? Какие сказки нравятся и чему учат?»

«Объяснить значение выражения «Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок».

Создать презентацию.

Методы исследования:

Изучение литературы,

Опрос и анкетирование,

Эксперимент: создание и изготовление сказки- книжки,

В ходе этой работы, я перечитал много сказок, литературы, словарей, энциклопедий. Побывал в школьной библиотеке, посетил районную библиотеку нашего города, изучил информацию из интернета и т.д.

Актуальность работы: мир постоянно меняется, видоизменяется, прогрессирует, появляются новые технологии. В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, к близким людям. В связи с этим мне кажется, что нужно больше давать нам детям такие понятия, как: доброта, долг, совесть, любовь, взаимовыручка и т.д. Нужны такие решения, которые помогли бы нам детям стать лучше и вырасти высоконравственными взрослыми.

Глава I

История возникновения сказок

Сказки появились задолго до письменности и книг. Еще в глубокой древности народ сочинял и передавал их из уст в уста, пронося их через столетия, из поколения в поколение и донесли до наших дней мечты и надежды предков. Каждое поколение вносило свои поправки в сказки, отражая изменения в образе жизни и степени познания мира.

Например, ученые называли сказку вымысел, так как в них не отражалась действительность жизни. Много исследователей фольклора сказкой называли все, что «сказывалось». Народная сказка - вид устных повествований с фантастическим вымыслом, содержанием и формы которого первоначально были связаны с мифами.

В Древней Руси слово «сказка» не было, была «баснь» - баять, значит сказывать, рассказывать. Когда мы говорим слово «сказка», невольно перед нами предстает особенный, красивый и таинственный мир, который живет по своим сказочным законам, где живут необыкновенные фантастические герои, где добро побеждает зло.

В толковом словаре Владимира Даля дано такое определение: «Сказка, вымышленный рассказ, небывалая и даже несбыточная повесть, сказание. В сказке есть зачин, присказка, концовка. Есть сказка богатырская, житейская, балагурная или докучная сказка». (Толковый словарь живого Великорусского языка)

В толковом словаре Ожегова: сказка- повествовательное, обычно народно-поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущ. с участием волшебных, фантастических сил. 2. Выдумка, ложь (разг.). 3.Сказка, то же, что чудо (в 3 знач.)» («Словарь русского языка» С. И. Ожегова, стр.720)

Сказки- древнейший жанр устного народного творчества. Выделяют следующие виды сказок:

Сказка фольклорная

Жанр письменного и устного народного творчества: прозаический устный рассказ о вымышленных событиях в фольклоре разных народов.

Литературная сказка . Ориентированное на вымысел произведение, тесно связанное с народной сказкой, но, в отличие от нее, принадлежащее конкретному автору.

Дидактические сказки раскрывают смысл и важность определённых знаний, учебного действия и пр.) одушевляются.

1.2.Виды народных сказок.

Резко очерченных границ группы сказок не имеют, но на сегодняшний день принята различными литературоведами и исследователями следующая классификация русских народных сказок:

Сказки о животных,

волшебные сказки,

бытовые сказки.

Рассмотрим подробно каждый вид сказок.

Волшебные - это самые популярные и любимые сказки для детей.

Волшебные, где человек общается с существами, которых в настоящей жизни не встретишь, например: Бабой Ягой, Кощеем Бессмертным, Сивка - Бурка, Морской Царь и др. Все эти персонажи обладают невероятной силой, такое возможно только в сказках. Женские образы, такие как: Царевна- девица, Василиса - Прекрасная, Марья - Моревна и др. Они так красивы, что «ни в сказке сказать, ни пером описать», и при этом обладают волшебством, умом и смелостью.

В волшебных сказках кроме простого народа появляются цари, королевичи, подданные, слуги. А за место обычных домов, возникают тридевятые царства и тридевятые государства, дворцы морские, в море - океане, таинственные подземелья и т.д. Фантастичный мир многоцветен, наполнен множеством диковинок: здесь текут молочные реки с кисельными берегами, в саду растут золотые яблочки, «поют птицы райские да мяукают котики морские». Люди общаются с животными, которые помогают добиться справедливости и наказать зло. Такие сказки, как: Сивка - Бурка, Жар - Птица, Емеля - дурак, где щука помогает найти свое счастье. Кроме живых существ героям оказывают помощь в трудную минуту и различные чудесные предметы, например: скатерть - самобранка, ковер - самолет, колечко, живая и мертвая вода, сапоги - скороходы и т.д. Эти предметы тоже обладают сверхчудодейственной силой.

Бытовые сказки:

В бытовых сказках, как и в других, события вымышлены, но в отличие от волшебных здесь происходит все обыкновенно, как в повседневной жизни. Героями становятся люди: бедняк и богач, крестьянин и купец, солдат и барин, и т.д. В этих сказках, «правда» всегда на стороне бедняка. Благодаря своей смекалке и находчивости, бедняки наказывают глупых и трусливых господ, попов, царей и т.д. так например: «Сказка о попе и работнике его Балде». Главный герой это Балда, персонаж сказочный. При этом он символ светлой стороны и бескорыстия. Поп хотел обмануть его, когда нанимал на работу, но Балда перехитрил его. «Вот Балда, сметливый очень, обманул попа, хитрец!». Жадность и алчнось была наказана. «Не гонялся бы ты поп за дешевизной». В этой фразе Пушкин выразил весь смысл сказки. Здесь можно отнести такую поговорку: « Жадность до добра не доводит». В итоге можно сделать вывод, что сказка А.С.Пушкина прославляет ум, трудолюбие, доброту и смеется над жадностью и хвастовством, ленью и корыстью.

А сколько есть еще сказок, где героем становится солдат. Всем поможет, из беды выручит, смекалку проявит. Например: «Про одного солдата», «Нужда», «Солдат и смерть», «Каша из топора» и др. Он способен обмануть черта, барина, глупую старуху и достигает своей цели. Конфликт бытовой сказки состоит в том, что порядочность, честность, благородство под маской простоватости и наивности противостоит тем качествам личности, которые вызывали резкое препятствие: злобу, зависть, жадность («Горшочек, вари!» или сказка А. С. Пушкина « Сказка о рыбаке и рыбки».)

По сути дела, в сказках происходит, как бы состязание ума и хитрости, находчивости и сообразительности, кто кого перехитрит, и в конце сказки справедливость торжествует. Или рассмотреть сказки про жадность, где героям все мало и в итоге они остаются ни с чем.

Сказки о животных:

Сказки о животных - самый простой вид сказок. Сюда примыкают сказки о растениях, о неживой природе (мороз, солнце, ветер), о предметах (пузырь, соломинка, лапоть). В них существует четкое разграничение положительного и отрицательного, поэтому никогда не возникает сомнение, как отнестись к тому или иному персонажу.

В этих сказках, животные разговаривают, спорят, ссорятся, дружат, враждуют и т.д.

Так например: «Кот и лиса», «Волк и коза», «Журавль и цапля» и др. Всем этим животным авторы наделяют их человеческими качествами. Они бывают глупыми, мудрыми, трусливыми и храбрыми и т.д. то есть умеют думать и анализировать. Все это конечно выдумано и сказочно, с реальной жизнью не совпадает. В сказках то или иное животное символизирует свой порок или наоборот. Звери и птицы похожи и не похожи на настоящих.

Сказки утверждают ребенка в правильных отношениях к миру. Тянут репку и дед, и бабка, и внучка, и Жучка, и кошка - тянут-потянут, а не вытянуть им репки. И только когда пришла на помощь мышка, вытянули репку. Конечно, емкий художественный смысл этой иронической сказки станет до конца понятным маленькому человеку, лишь когда он вырастет. Тогда сказка обернется к нему многими гранями. Ребенку же доступна лишь та мысль, что никакая, даже самая малая сила не лишняя в работе: много ли сил в мышке, а без нее не могли вытянуть репку.

Веселый и задорный колобок так уверен в себе, что и сам не заметил, как стал хвастуном, которому льстит собственная удачливость, - вот он и попался лисе (“Колобок”). В сказках о животных много юмора, развивает у детей чувство реального и просто веселит, развлекает, радует, приводит в движение душевные силы. Однако сказки знают и печаль. Как резко контрастны здесь переходы от печали к веселью! Например: плачет заяц у порога своей избушки. Его выгнала коза. Петух прогнал козу - радости зайца нет конца. Весело и слушателю сказки.

Жанр «Сказка» подчиняется своим законам. Один из них - закон счастливого конца, или восхождения от несчастья к счастью. Чтобы не происходило в сказке, все заканчивается хорошо.

1.3.Сходство сказок разных народов мира.

Сказка представляет собой важнейшую часть национальной культуры каждого народа, однако, несмотря на выразительную национальную окраску этих произведений, многие их темы, мотивы, образы и сюжеты оказываются очень близкими для разных народов. В сказках разных народов мира, живет дерзновенная мечта человека о счастье, о чудесных предметах и чудесах: ковре-самолете и тысячемильных туфлях, о дворцах и так далее. Давно замечены черты большого сходства в сказках народов, живущих в разных уголках Азии, Европы, Африки. Так весьма популярных сказок, напоминающих «Золушку» из знаменитого сборника французских сказок Шарля Перро (1628—1703), насчитывается по всему миру не менее трехсот пятидесяти, и во многих из них фигурирует потерянная туфелька. В индийской сказке «Золотая рыба», записанной в глухом уголке Центральной Индии каждый, кто читал или слышал чудную Пушкинскую «Сказку о рыбаке и рыбке», моментально уловит нечто хорошо известное. Более того, ученые утверждают, что сказка о золотой рыбке бытует, чуть ли не повсюду в Европе, в Латинской Америке и Канаде, а также в Индонезии и Африке. Колоритный образ Бабы Яги мы можем увидеть во многих сказках, отличным будет только название этого персонажа. Это может быть и ведьма, и колдунья, и злая волшебница, по всей вероятности произошло это потому, что прототипом таких персонажей могли послужить знахарки, жившие далеко от людей в лесной глуши и собирающие травы и коренья. Не секрет, что Иван - дурак похож на английского Джека - лентяя, оба смогли удачно женится, решая всевозможные головоломки с помощью ума и смекалки. Всем известная сказка про трех медведей, вообще отличается только одним персонажем, в русском варианте это маленькая девочка, а в английской сказке - немощная старушка. Существуют сказки, которые не только похожи персонажами, но и сюжетные линии таких произведений тоже очень схожи, это мы можем увидеть на примере сказок про Алёнушку и ее братца Иванушку и немецких сказочников братьев Гримм про Гензеля и Гретель. Народы мира живут на одной планете, развиваются по общим законам истории, как бы ни были своеобразны пути и судьбы каждого из них, условия обитания, языки. В сходстве исторической народной жизни, очевидно, и следует искать ответ на вопрос о том, в чем же причины похожести, близости сказок народов, живущих на разных континентах, и в чем причины усвоения заимствованных сказок. И хотя в сказках разных народов имеются свои национальные черты и традиции, присущим ему особым поэтическим взглядом, все они проникнуты стремлением к социальной справедливости.

Изучая сказки и проводя параллели между ними, мы не можем не заметить, что все они несут какую-то определенную смысловую нагрузку, все они учат быть добрыми, вежливыми, уважительными по отношению к окружающим, честными, смелыми и отважными людьми. Именно такие сказочные персонажи показывают нам детям, что добрые дела всегда побеждают, а зло будет наказано.

Что же объединяет сказки разных народов? Чем они похожи? Первое что можно выделить это сюжет. Второе это сходство видов сказок. Во многих сказках фигурируют животные. Например: русская народная сказка “Волк и козлята” и английская народная сказка “Волк и три котёнка».

Сюжеты сказок тесно связаны с мифами и религией.Различия сказок разных народов в стиле повествования, национальных чертах героев, описываемых обычаях и традициях.

1.4.Сравнительный анализ сказок А.С. Пушкина с другими сказками.

Сравниваем сказку А. С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» и сказку братьев Гримм «Белоснежка». Сюжеты сказок сильно перекликаются, наличие главных героев одинаковое, похожие события. Братья Гримм написали сказку о своем народе, для немецких слушателей, а Пушкин - о русских людях. О национальном колорите

Образы богатырей, взятые из русских былин;

Терем богатырей, напоминающий добротную крестьянскую избу;

Троекратные обращения Елисея к силам природы, напоминающие русские народные песенные заклинания;

Язык сказки Пушкина, пропитанный русскими народными выражениями, повторами, постоянными эпитетами.

В отличие от сказки братьев Гримм сказка Пушкина о самой главной ценности для поэта - она прославляет человеческую верность и любовь. «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» - литературная сказка, написанная в стихах. «Белоснежка» - обработанный народный вариант в прозе. Помощники, методы, приют для героини и финал у сказок разный.

Вывод:

Русские сказки при похожести, на первый взгляд, своим сюжетом на немецкие сказки, имеют свой национальный русский колорит.

Немецкие сказки братьев Гримм на самом деле являются народными немецкими сказками. Сказки А. С. Пушкина (на примере «Сказки о мертвой царевне») содержат нравственные ценности автора и авторское отношение к героям.

Имеющиеся особенности сказок являются естественным отражением отличий уклада, быта, культуры русского и немецкого народов, сложивших эти сказки или записавших их. Знание национальных особенностей сказок различных стран играет важную роль в развитии языковой и лингвострановедческой компетенции.

Глава II

2.1. Опрос и анкетирование среди учеников нашей школы.

Мною было проведено анкетирование учеников нашей школы, где приняли участие школьники с 1-го по 8-е классы. В ходе опроса были заданы такие вопросы:

Что Вы читаете?

Какие сказки(жанры) нравятся больше всего?

Согласны ли Вы с высказыванием А. С. Пушкина «Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок!»? И что эти слова обозначают?

Как Вы считаете, сказки учат нас или нет? Если да, то почему?

Какие ваши сказки любимые? Чем они нравятся?

Помогли ли сказки понять Вам какую- либо, жизненную мудрость?

На какого героя хотелось бы Вам быть похожи? Почему?

Результаты:

Большинство детей предпочитают читать фантастику и сказки. Дети младших классов больше всего любят читать сказки о животных. Дети постарше любят читать волшебные сказки, их как оказалось большинство. И только ребята старших классов отдают предпочтение бытовым сказкам.

Больше всего детям запоминаются народные сказки, затем зарубежные писатели и сказки русских авторов. Обобщив нравственные ценности и качества, при опросе стало ясно, что на первое место ребята ставят доброту и трудолюбие. Затем чувство юмора и смелость, красоту, сообразительность и силу.

Любимые сказки о животных были: «Теремок», «Колобок», «Зимовье зверей», «Лиса и заяц», «Лиса и журавль», «Лисичка-сестричка и Волк», «Мужик и медведь», и др. Анализ показал, что чаще всего дети упоминали сказки, в названия которых входит имя Лисы (82%), Волка (68%), Зайца (36%), Медведя (45%), Мышки (23%).

Положительными дети считают Зайца (86%), Медведя (50%), Петуха (45%), Кота (23%), Мышку (23%). Многие из моих ровесников считают, что под обликом каждого сказочного животного скрывается характер человека 86% и только 14% думают, что сказочные звери имеют нрав и повадки, свойственные животным.

Сказки, по мнению моих одноклассников, учат доброте и мудрости (64%), честности и справедливости (45%), вежливости и отзывчивости (36%), трудолюбию (36%), дружбе и верности (27%), любви к животным (27%), любви к окружающим (23%), храбрости (14%).

«Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок »- эти слова мы знаем с детства.

На вопрос: «Что обозначают слова А. С. Пушкина?» Ребята ответили, что сказка в их понимании - это назидание автора читателю (доброму молодцу), облаченное в интересную форму (вымысел). Сказка - ложь (вымысел), да в ней намек (назидание) - добрым молодцам (читателям слушателям) урок (назидание нужно запомнить).

Старшеклассники предпочтение отдали не сказкам, но все отметили, что очень любили сказки в детстве и с удовольствием их слушали, когда им читали. Сейчас ребята больше смотрят мультфильмы иностранного производства, преимущественно современные и к сожалению путают героев сказок и былин, вместо русских народных сказок.

3.Заключение.

Сюжеты сказок у разных народов похожи , потому что похожи представления всех народов о добре и зле, истине и неправде, о справедливости и обмане, о том, что считать достоинством, геройством, трусостью.

В сказках все хорошо кончается и добро побеждает. Возвращаясь к словам А. С. Пушкина: « Сказка ложь, да в ней намек…» Этот « намек» - есть правда сказки. Она не даёт прямых наставлений, но в её содержании всегда заложен какой-то урок. Порою этот «намёк» не сразу осознаётся, но постепенно всё становится ясным.

Я достиг своей цели : узнал что такое сказки, для чего нужны и чему учат. Расширил глубину своих познаний в выражении «Сказка ложь, да в ней намек…»

Пришел к выводу , что такие качества людей, как уважение, дружба и т.д. присущи героям практически во всех сказках. Сказка содержит скрытую, ненавязчивую мораль, нельзя обманывать, быть жадным и предавать друзей. Сказки особенно наши русские народные- это красивые жизненные учебники. Они самым лучшим образом учат нас правде жизни.

В ходе работы я узнал, как интересен и богат мир сказок. Выяснил, какие человеческие качества ценятся больше всего. Убедился, что сказки писались не просто так, а для того, чтобы научить нас правилам жизни, трудиться и быть добрее друг другу.

Для меня было удивительно и интересно , что герои сказок, как заботливые няни, шаг за шагом учат нас воспитанию и заставляют невольно делать определенные выводы. После знакомства со сказками, мы еще больше влюбляемся в народное творчество, нашу историю и становимся немного добрее и чище.

Главным в сказках были труд и ум, с помощью которых герои выходили из сложных ситуаций.

Я еще раз убедился в том, что понимание сути сказок стало отправной точкой в определении основных ценностей во взаимоотношениях между людьми. Я тоже стараюсь жить в своём классе по правилам, которые отражают нравственные законы общества и хочу, чтобы все ребята тоже старались жить по ним. Я с уважением отношусь ко всем и стараюсь, чтобы каждому было приятно и интересно со мной общаться и работать. Я стараюсь не обижать людей и помогать им если нужна моя помощь. Для меня дорого мнение о себе других людей. Я очень люблю свою родину и постараюсь сделать ее еще лучше.

Моя гипотеза подтвердилась, что сказка действительно вымысел, выдумка, мечта людей о счастливой жизни, где высмеиваются человеческие недостатки, но в ней есть свой смысл, только главное его понять и увидеть.

Читайте сказки!

И будет жизнь тогда полна

Тепла и ласки!

4. Список использованной литературы.

Английские народные сказки.

      Аникин В.П. Теория фольклора//Курс лекций. — Москва: КДУ, 2007. — 432 с.

Аникин В.П. Русские народные сказки. Лучшие сказки мира.-Москва, 1992г.

      Брагин А. «Обо всем на свете. Большая детская энциклопедия» Издательство: "АСТ, Астрель" ,2002
      Брандис Е, О.В. Алексеева, Г.П. Гроденский и др.//Детская литература. Учебное пособие для педагогических училищ.- М.: Учпедгиз, 1959 г.-354с.

Ведерникова Н.М. Русская народная сказка. - М.: Наука, 1975

Википеия-словарь.

Даль, Владимир Иванович. Толковый словарь живого великорусского языка: избр. ст. / В. И. Даль; совмещ. ред. изд. В. И. Даля и И. А. Бодуэна де Куртенэ; [науч. ред. Л. В. Беловинский]. - М. : ОЛМА Медиа Групп, 2009. - 573 c.

Ожегов, Сергей Иванович. Толковый словарь русского языка: около 100 000 слов, терминов и фразеологических выражений / С. И. Ожегов; под ред. Л. И. Скворцова. - 26-е изд., испр. и доп. - М. : Оникс [и др.], 2009. - 1359 c.

Пушкин А.С. «Сказки»

Русские народные загадки. Пословицы. Поговорки. /Просвещение 1990г.

Сказки. Зарубежная классика/Сказки немецких писателей,-М.: АРДИС,- 2013г.

Сказки народов мира.

Сказки Братьев Гримм.

Трубецкой Е.Н. Иное царство и его искатели в русской народной сказке, 1997г.

Ушаков, Дмитрий Николаевич. Большой толковый словарь современного русского языка: 180000 слов и словосочетаний / Д. Н. Ушаков. - М. : Альта-Принт [и др.], 2008. - 1239 c.

Как относиться к себе и к людям [Другая редакция] Козлов Николай Иванович

Сказка-ложь, да в ней-намек… А какой урок добрым молодцам?

Образцы, предписания, инструкции ребенок находит не только в прямых словах родителей и других Старших. Он слышит сказки, учит стихи, поет песни, смотрит мультфильмы, - и, ставя себя на место Героя, идет вместе с ним по жизни. Герои сказок, как заботливые няни, шаг за шагом учат его знакомиться, дружить, мириться и прощать; правда, тут же грубить, ссориться и убивать.

Внимательно просмотрев сборники народных сказок, я понял, что читать их детям без основательной редакции просто опасно. Полагаю, что большинство родителей с нравственным чувством меня поймут.

Действительно, вот несколько проходных эпизодов. Идет Иван - крестьянский сын по лесу, заходит в избушку Бабы Яги, та его спрашивает: "Здравствуй, добрый молодец, куда путь держишь?" Отвечает ей Иван: "Ах ты, старая карга! Ты вначале доброго молодца накорми, напои, в баньке попарь, а потом, старая, и расспрашивай!"

Вы действительно уверены, что так должен отвечать молодой человек старой женщине, к которой он зашел в гости?

А помните русскую народную сказку, где лиса нанялась к медведю плотником и построила курятник так хитро, что потом могла лазить туда каждую ночь? Я тоже осуждаю нечестную лису, но как я должен читать детям сказку, в которой медведь, узнавший про плутни лисы, "размотал ее по кочкам" (в одной редакции) и «убил» (в другой литературной редакции)?

Если русский народ считает, что так и надо, то я согласиться с этим не могу и не хотел бы, чтобы нечто подобное усваивали мои дети.

Или вот сказка братьев Гримм «Огниво». Мама спокойным, размеренным голосом читает детишкам: "Солдат рассердился и отрубил старухе голову". Вот так. Он рассердился, решил убить старуху, вынул саблю и отрубил ей голову. Это ведь даже не хулиганство, это убийство, проходящее по Уголовному кодексу любой страны.

Из книги Как воспитывать родителей или новый нестандартный ребенок автора Леви Владимир Львович

Ложь во благо - не ложь, а стройматериал Тактика для отдельных случаевЗаикание или другой дефект речи. Время от времени, как бы между прочим, замечаем, что ребенок говорит уже лучше, свободнее. (Лучше это делать не напрямую, а косвенно.) Отмечаем успехи именно тогда, когда

Из книги ПЛАСТИЛИН МИРА, или курс «НЛП-практик» как он есть. автора Гагин Тимур Владимирович

Сказка, или Добрым молодцам урок «Полезная игрушка», - подумал Иван-Царевич. Неприличный анекдот про Царевну-Лягушку Это частный случай метафоры, но и самый простой способ для внушения в нужном направлении.Если вместо разговора по существу и фактам вы пускаетесь в

Из книги Манипулирование личностью автора Грачев Георгий

ЧАСТЬ V. ЛОЖЬ КАК СРЕДСТВО МАНИПУЛЯЦИЙ Глава 1 . Ложь как социально-психологический феномен. 1.1. Определение понятия "ложь". Формы проявления лжи.Уже античные философы, начиная с Аристотеля и Платона пытались разобраться не только в сущности лжи и обмана, но и в

Из книги Детский мир [Советы психолога родителям] автора Степанов Сергей Сергеевич

Добрым молодцам урок От реальной жизни волшебная сказка отличается тем, что в ней обязательно разрешаются любые проблемы. Пускай для этого нужны самые невероятные средства, однако в сказке они всегда находятся, и с их помощью герою всегда удается преодолеть все

Из книги MMIX - Год Быка автора Романов Роман

Из книги Как успевать все. Пособие по управлению временем автора Берендеева Марина

С добрым утром, или Как мы просыпаемся Как сказал ослик Иа в сказке про Винни-Пуха и всех, всех, всех, дав оружие в руки пессимистов всех стран, «Если оно действительно доброе». Утро на самом деле бывает разное, именно с него начинается день, а оттого, что «утро вечера

Из книги Маленькие дети и их матери автора Винникотт Дональд Вудс

Наверное, Винникотт был еще и добрым человеком... Трудно писать предисловие к книге, которая не нравится, но, может быть, еще труднее - к той, что вызывает восхищение. Хочется использовать одни превосходные степени, и думаешь: сама бы я такому предисловию не поверила. Но что

Из книги Обратная сторона власти. Прощание с Карнеги, или Революционное руководство для марионетки автора Штайнер Клод

Откровенная (заведомая) ложь и Большая Ложь Эффективность сознательной, откровенной лжи обусловлена прежде всего доверчивостью, а также недостатком информированности тех людей, которым мы лжем. Вы покупаете у меня машину, и я говорю вам, что она может пробежать без смены

Из книги Как распознать лжеца по языку жестов. Практическое руководство для тех, кто не хочет быть обманутым автора Малышкина Мария Викторовна

Что такое ложь и какой она бывает Ложь – это любая сознательно искаженная и выдаваемая за истину информация.Практически во всех культурах мира ложь признается неправильным поступком с точки зрения морали, и в большинстве мировых религий она считается грехом. Даже

Из книги Как потрошить мужчин автора Корчагина Ирина Леонидовна

Сказка - ложь, да в ней намек Мое собственное становление антистервы началось с того, что я стала читать сказки. В жизни человека сказка встречается несколько раз. В детстве мы воспринимаем лишь фабулу. Нам интересен захватывающий сюжет, волшебные превращения героев. А

Из книги Мифы о женском счастье, или Как сказку сделать былью автора Ардзинба Виктория Анатольевна

«Сказка ложь, да в ней намек!» Сказка – это история о вымышленных событиях, по сути отражающая жизненные реалии с помощью метафоры. В таких историях сказочный герой сталкивается с определенными трудностями, которые ему приходится решать: он борется со злом, защищает

Из книги Как говорить «нет» без угрызений совести [И сказать «да» свободному времени, успеху и всему, что для вас важно] автора Брайтман Патти

Толстый намек Если слово «неприлично» не работает, используйте более серьезные выражения типа «домогательство» и «формальная жалоба». Даже упомянутая вскользь мысль о возможности судебного разбирательства действует исключительно эффективно. Я пыталась объяснить

Из книги Похвалите меня [Как перестать зависеть от чужого мнения и обрести уверенность в себе] автора Рапсон Джеймс

Позиция № 3. Быть добрым Доброта в словах рождает уверенность. Доброта в мыслях рождает мудрость. Доброта в щедрости рождает любовь. Лао-цзы Практически все в этой жизни лучше делать с добротой. Доброта наполняет смыслом слова и жесты, дарит особенную глубину разговорам,

Из книги Развитие креативности, или Дюжина приемов остроумия автора Мусийчук Марина Владимировна

2.6. Намек И.И. Сук’ин сыну. - Ознакомившись с псевдонимом, произведение не читали. Кого удивить хотите? Журнал «Новый сатирикон», 30 апреля, 1915 Вопрос о месте остроумия в системе психологических механизмов волновал многих исследователей. В работе «Я» и «Оно» его вновь

Из книги Все способы раскусить лжеца [Тайные методы ЦРУ, которые применяются на допросах и при расследованиях] автора Крам Дэн

Две степени лжи. Ложь существенная и ложь невинная Если собеседник обманывает вас, он делает это одним из двух способов. Либо его ложь существенна, либо невинна. Существенная ложь способна вас обидеть, предать, напугать, а невинный обман… что ж, и он может нанести вам

Из книги Воспитание ребенка от рождения до 10 лет автора Сирс Марта

Класс: 1 «В»

Учитель: Соловьева А.А.

Дата: 0 2.11.2015

Цели и задачи:

    Обобщить знания детей по сказкам.

    Прививать интерес к чтению.

    Развивать речь, мышление, воображение, интерес, внимание.

    Воспитывать в процессе игры дружбу, товарищество, любознательность.

    Воспитывать любовь и бережное отношение к сказкам.

Оборудование:

Сказочные герои, выставка книг со сказками, словарь, плакат «Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок», плакат «Викторина», слова с названиями животных, цветик - семицветик, карточки с вопросами (по цветам), жетоны, медали «Лучший знаток сказок!»

Ход занятия:

Сценка детей ««Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок».

Участвуют 2 ребенка: бабушка и внук.

Внук. Бабушка, расскажи мне сказку.

Бабушка. А какую хочешь сказку, внучек?

Внук.Бабушка, а разве сказки бывают разные?

Бабушка. Есть сказки волшебные. Они могут всё. Превратить лебедя в девицу,

построить серебряный дворец, превратить лягушку в царевну, молодца в комара

Внук. А есть еще сказки про зверей.

Бабушка. Правильно, но в них нет волшебных превращений.

Внук. Но эти сказки очень забавные. В них медведь добродушный, заяц трусливый, лиса хитрая. Волк злой.

Бабушка. А есть еще сказки про мужиков, солдат, сирот. Это всё бытовые сказки.

Внук. Бабушка, а почему Александр Сергеевич Пушкин говорит: «Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок».

Бабушка. В сказке ложь оказывается самой прекрасной правдой. Сказка учит нас добру и справедливости. Учит противостоять злу, презирать хитрецов. Учит понимать чужую беду.

Внук. Бабушка, читая сказки, я тоже понял, что они помогают быть добрее.

Бабушка. Внимание, ребята, начинаем увлекательное путешествие в мире сказок.

Учитель.

Дорогие ребята! Сегодня у нас необычное занятие. Мы проведем игру – викторину. А что такое викторина? Вам знакомо это слово?

Сейчас я вам зачитаю, как расшифровывается слово «викторина» в словаре.

Я знаю, что вы все очень любите сказки, и сейчас я вам предлагаю отправиться в чудесный мир волш6ебства, в мир сказок.

А путешествовать нам поможет цветик – семицветик. Каждый цвет будет соответствовать определенному заданию. За каждый правильный ответ вы будете получать жетон. Отвечать нужно только при помощи поднятой руки, не выкрикивая, либо ответ не будет засчитан. В конце викторины кто больше наберет жетонов, тот лучший знаток сказок.

Итак, мы отправляемся в путь, но чтобы попасть в сказку мы должны найти средство передвижения. Вспомним, на чем ездили герои сказок?

Д: ковер – самолет, ступа, корабль, конек – горбунок.

Представьте, что вы сели на одну из названных средств передвижения и все отправились в страну сказок.

Выбирайте цвет лепестка. Только белый лепесток мы оставим на последок.

На каждый лепесток дети говорят слова: «Лети, лети лепесток через запад на восток, через север, через юг, возвращайся, сделав круг».

Красный лепесток

Называется рифмоплет.

Ну что, ребята, поиграем?

Я начну, а вы кончайте,

Только в рифму отвечайте!

Перед волком он дрожал,

От медведя убежал,

А лисице на зубок

Все ж попался…(колобок)

Повстречала я в лесу

Очень хитрую…(лису)

В сказке – лошадь непростая

Чудо – грива золотая,

Удивительный конек,

По прозванью…(Горбунок)

Про уютный некий дом

Разговор мы заведем.

Там богатая особа

Проживала, чай пила,

Дом весь выгорел дотла.

Что ж, подумайте немножко…

Верно, это тётя…(кошка)

Враг людей и враг зверей

Злой разбойник…(Бармалей)

В реках Африки давно

Злое плавает бревно.

Кто б навстречу ни поплыл,

Всех проглотит…(крокодил)

Всех на свете он добрей,

Лечит он больных зверей.

Добротою знаменит,

Это доктор…(Айболит)

Для него прогулка – праздник,

И на мёд особый нюх.

Это плюшевый проказник

Медвежонок…(Винни – Пух)

В козлятине он знает толк,

Ужасный, страшный серый…(волк)

Желтый лепесток.

Называется «По сказке «Золотой ключик».

Его друзья Пьеро и Арлекино,

Зовется просто…(Буратино)

Маленький человечек в длинной белой рубашке с длинными рукавами. Его лицо было обсыпано белой пудрой, как зубной порошок. (Пьеро)

Существо, немного похожее на таракана, но с головой, как у кузнечика. Оно сидело на стене под очагом и тихо потрескивало: «Кри-Кри». (Сверчок из коморки папы Карло)

Человек такой страшный с виду, что можно было окоченеть от ужаса. Густая нечесаная борода его волочилась по полу.(Карабас Барабас)

Из-за картонного дерева выскочил другой человек, весь клетчатый, как шахматная доска. Самый смешной в этой сказке.(Арлекин)

Кудрявая хорошенькая девочка с хорошеньким носиком. (Мальвина)

На головах у них были надеты мешки с прорезанными дырками для глаз. Один, в очках, прихрамывал ногой, другая – держала пистолет. (кот Базилио и лиса Алиса)

Физ. минутка

Учитель.

Давайте отдохнем. Встаньте со своих мест. Я вам буду читать загадки, а вы их отгадывать, но не произносить вслух, а показывать ответ жестами, мимикой.

Вместо носа – пятачок,

Вместо хвостика – крючок. (поросенок)

Он всю зиму в шубе спал,

Лапу бурую сосал. (медведь)

У него 4 лапки,

Лапки – цап – царапки,

Пара чутких ушей.

Он – гроза для мышей. (кошка)

Где болт зеленых тина,

Появилась балерина.

На одной ноге она

Простояла до темна. (цапля)

Над цветком цветок летает

И порхает, и порхает. (бабочка)

Летом серый, зимой белый. (заяц)

Лежит – молчит,

Подойдешь –рычит. (собака)

Серовато, зубовато,

По полям рыщет,

Телят, ягнят ищет. (волк)

Не часы, а утром время сказывает. (петух)

Выбирайте следующий лепесток.

Зеленый лепесток

Аппарат, на котором Баба – Яга совершала полеты.

Как звали героиню сказки Андерсена «Снежная Королева»?

Имя мальчика, которого унесли гуси – лебеди.

Героиня какой сказки потеряла на балу туфельку?

Эта девочка была совсем маленькая, величиною с грецкий орех.

Второе название скатерти в сказках.

Жилище Бабы – Яги.

Кто написал «Сказку о мертвой царевне и 7 богатырях», «Сказку о рыбаке и рыбке».

Выбирайте следующий лепесток.

Оранжевый лепесток.

Называется «Устное народное творчество».

Вам нужно отгадать о какой сказке идет речь.

Кто –то за кого-то ухватился цепко,

Ох, никак не вытянуть, Ох, засело крепко.

Но еще помощники скоро прибегут,

Победит упрямицу дружный общий труд! («Репка»)

Колотил да колотил по тарелке носом,

Ничего не проглотил и остался с носом. («Лиса и журавль»)

А дорога далека, а корзина нелегка,

Сесть бы на пенек, съесть бы пирожок. («Маша и медведь»)

Ах ты, Петя – простота,

Оплошал немножко,

Не послушался кота,

Выглянул в окошко. («Петушок – золотой гребешок»)

Нет ни речки, ни пруда,

Где воды напиться?

Очень вкусная вода

В ямке из копытца. («Аленушка и братец Иванушка»)

Красна девица грустна,

Ей не нравится весна.

Ей на солнце тяжко,

Слезы льет бедняжка. («Снегурочка»)

Тепло ли тебе, девица,

Тепло ли тебе, красная? («Морозко»)

По-щучьему веленью,

По моему хотению.

Ну – ка, печь, поезжай к царю. («Емеля»)

Физ. минутка

Учитель.

Давайте поиграем. Вы умеете кричать?

Повторяйте за мной.

Два притопа, два прихлопа

Ёжики, ёжики.

Наковали, наковали

Ножницы, ножницы.

Бег на месте, бег на месте

Зайчики, зайчики.

Ну –ка, дружно, ну-ка, вместе,

Девочки! Мальчики!

Выбирайте следующий лепесток.

Синий лепесток.

Называется «Животные в русских сказках»

Есть много народных сказок о животных. И вот некоторые из животных спрятались внутри слов. Вам нужно их найти.

БАРАНКА БАРАК КОНЬКИ ВАСИЛИСА ХЛЕВ

ВОЛКОДАВ ИКОТА СТРЕКОЗА

Голубой лепесток.

Называется по сказкам Шарля Перро.

Какого цвета была шапочка у девочки из сказки? (красного)

Какую обувь носил кот из сказки? (сапоги)

Во сколько часов Золушка должна была вернуться с бала? (12 ночи)

Кто спас бабушку и Красную Шапочку? (дровосеки)

Сколько было дочерей у мачехи в сказке «Золушка»? (2)

Как прозвали самого крохотного героя в одной из сказок, который был размером с часть руки?(мальчик – с – пальчик)

Кто покушался на жизнь бабушки из сказки? (волк)

Из какого материала сделана туфелька Золушки? (из хрусталя)

Что нужно было сделать Красной Шапочке, чтобы попасть к бабушке в домик? (дернуть за веревочку)

У нас остался последний лепесток, белый.

Называется «Портретисты».

Отгадайте загадку.

Он знаком всем малым детям,

Обожают все его,

Но таких на целом свете

Не найдешь ни одного.

Он ни лев, ни слон, ни птица,

Ни тигренок, ни синица,

Ни котенок, ни щенок, ни волчонок, ни сурок.

Но заснята для кино

И известна всем давно

Эта милая мордашка,

А зовется …(Чебурашка)

Ребята, на столах у вас лежат листочки. Там изображен элемент сказочного героя - Чебурашки. Сейчас вы побудете художниками. Вам нужно дорисовать его. По окончании мы сделаем выставку ваших рисунков.

Мы совершили с вами путешествие в мире сказок, побывали на 7 сказочных станциях. Давайте подведем итоги викторины.

Посчитайте, сколько у вас жетонов.

Вручение медалей «Лучший знаток сказок!».

РЕЗЕРВ.

Нужно определить принадлежность того или иного сказочного предмета к сказке. Назвать её.

Санки - «Снежная Королева»

Горошина – «Принцесса на горошине»

Скорлупа грецкого ореха – «Дюймовочка»

Утиное яйцо – «Гадкий утенок»

Игла – «Царевна – лягушка»

Кувшин – «Лиса и журавль»

Перстень – «Аленький цветочек»

Яйцо - «Курочка – ряба»

Конь – «Конек – горбунок»

Рыба – «Сказка о Золотой рыбке», «По щучьему веленью»

Утка – «Серая шейка»

Яблоко – «Гуси – лебеди», «Сказка о мертвой царевне и 7 богатырях»

Топор – «Каша из топора»

Зайчик – «Колобок», «Лиса и заяц»

В некотором царстве, в некотором государстве. Есть поселение, град Московский. Правит в нём Царь и советники его. Народ жил в этом граде и горестей не знал, но нежданно-негаданно поселилась в царстве Лихо одноглазое. Маленькое злобное существо, любящее напакостить простым людям, а на все их жалобы царю и советникам, умалчивало и придумывало несуразные отговорки.
И вот собрал простой люд дружину, дабы победить Лихо одноглазое, да не тут то было. Лихо оказалось хитропопое и вовремя наябедничало князьям и советникам, что, мол, этот люд его больше обижает. И отвернулись тогда князья с советниками от людской дружины. И послали тогда советники к ним своих опричников, и слушали они молву русскую. Выслушали всё опричники, покачали головами, молвили, что всё понимают, но сделать ничего не могут.
Задумался люд и, понял, что надобно к Бабушке Яге идти за советом. Она хоть суровая, но справедливая.
Тем временем в государстве колдун объявился, наслал он на реки и колодца порчу колдовскую невиданную и, стала вместо воды жижа коричневая и вонючая течь. Особенно сказалось это на местах отхожих, и полезла нечисть на свет божий.
У одного плотника только заказов уйма была, все ходили к нему затычки для причинных мест испрашивали. А с малой нужной пока ещё справлялись.
И вот, пришла людская дружина к Бабе Яге. Встретила она их на пороге, кормить, правда не стала, но речь держать дозволила. И поведали люди бабушке о напасти своей лютой, о Лихе одноглазом беззаконие творящем, о колдуне страшном. Почесала бабушка чело своё мудрое, призадумалась, да говорит:
- Обождать надобно. Я помощников своих на разведку отправлю, чтобы была полная картина происходящего.
Собрала она ежей да белок и, прочую лесную живность, да наказала им выведать, вынюхать, что твориться в царстве – государстве.
Долго ли коротко ли шло время, а пришли зверушки с новостями.
И поведали Яге о том, что узнали. Ахнула бабушка, а чело её седым совсем стало. Глаза злыми сделались, потемнело небо, засвистел ветер. Бабка цыкнула своим зубом, и колдовство своё творить стала.
И грянул гром, и, задрожала земля русская. И явился зверь доселе невиданный – лапки грязные, спинка тёмная, а брюшко светлое. Звали его Тяпкин Ляпкин.
И пошёл Тяп-ляп правду искать по Руси матушке, а за ним и народ потянулся.
Долго искали они правды. Долго бродили по долам и весям. И вот пришли люди добрые к Чуду чудному, а рядом с чудом возвышаются два добрых молодца.
Испросили они у молодцев, что же за Чудо такое чудное, диво дивное. И ответили им молодцы:
- Чудо это обо всём знает, всё видит. Чудо сие заморское, звать его Интернет. Узреть в нём можно много ведомого и неведомого.
И потянулся люд русский к чудо зреть. И начали они в своих немногочисленных рядах искать дьяка приходского, грамоте обученного.
Вышел к ним дьяк худой, да с длинной бородой нечёсаной. Сам луком и самогоном пахнет и молвит он им:
- Ну, что вам миряне надо?
- Правды хотим отыскать, узнать, как с Лихом одноглазым бороться. Лихо действует, спасу нет. Бог высоко, Царь далеко, молвы людской не слышит. Бояре морды в бороды попрятали и сидят себе по углам, мошну набивают, жрут да гадят. А народ не знает, как справиться с напастью сей. Испроси добрый молодей у Чуда чудного, как быть нам.
Достал дьяк перо и бумагу, и нацарапал что-то.
Тычет Чуду он написанное, молчит Чудо. Те молодцы, что Чудо охраняют, молвить изволили:
- Положи сий пергамент на стол и жди.
Положили, отошли, стали ждать. Тут мышка норушка прибежала. Сканером зовущаяся, по листу пробежала, глазками посверкала и пошла к Чуду на доклад. Засветилось Чудо, моргать начало. Пожужжало, покряхтело и выдало:
- Неверный ввод.
Пригорюнился дьяк, мозг напряг, отхлебнул и бутыли и, изрек:
- Сила бесовская.
Засветилось Чудо заморское пуще прежнего, побежали, неведомы символы по гладкой поверхности. Напрягся народ в ожидании, молиться начал и, челом поклоны отбивать. А Чудо всё святилось и жужжало…
Дни и ночи пролетали, люд устроился рядом с Чудом и ждал, а оно всё святилось, моргало, да звуки непонятные начало издавать.
Чудо долго думало и, в итоге явило лик чудесный и, изрёк сей лик:
- Не обучены вы грамоте чудесной, так вопрошайте. Выслушаю.
И поведал народ лику чудному свои тягости и, задумался лик.
Прибежал вдруг заяц беляк, приник ухом правым к Чуду, а левое лапкой заткнул. Глазками поморгал, хвостиком помахал, да явилась на свет божий Береста чудная, с письмом челобитным. И молвил лик народу:
- Ступайте в дворец царский, вручите царю сий пергамент, праведно написанный и ждите суда божьего.
Отблагодарили люди Чудо чудное, чем могли и, засобирались домой.
Долго ли коротко ли, да пришли к дворцу царскому. Отдал люд царю Бересту волшебную лично в руки и, изрёк Царь:
- Ступайте по домам, я суд вершить буду.
Поверили люди, и пошли по домам.
А в царстве закипела работа доселе невиданная….

Тип урока : обобщение изученного.

Цели урока :

образовательные: обобщение и углубление изученного по творчеству А.С.Пушкина; проверка знания текста, оценка знаний учащихся;

воспитательные: воспитывать навыки культуры умственного труда; формировать познавательную потребность, хороший эстетический вкус;

развивающие: развитие поисковой познавательной деятельности, монологической речи учащихся, выразительного чтения, театральных данных; умения сравнивать, обобщать, анализировать.

Оформление:

1) стенд, посвященный жизни и творчеству А.С.Пушкина;
2) выставка различных изданий пушкинских сказок;
3) выставка иллюстраций учащихся к сказкам А.С.Пушкина (приложение 2 );
4) «сказочные предметы»: яблоко, зеркало, кольцо, орех и т.п.
5) презентация (приложение 1 ).

Ход урока

Учитель: - Что такое «ложь с намеком» и для всех людей с «уроком»? (Сказка. )

А что такое сказка? (Занимательный рассказ о вымышленных и фантастических событиях. )

Какие бывают сказки? (Волшебные, бытовые, сказки о животных. )

Правильно, ребята. А еще сказки бывают народные и литературные.

А чем же они друг от друга отличаются? (Литературная сказка всегда имеет определенного автора, а народную сказку сочинял народ или коллективный автор. )

Обратимся к творчеству А.С.Пушкина. Он в детстве тоже слушал сказки, а позже использовал их сюжеты для написания собственных литературных сказок. Кто же рассказывал сказки маленькому Саше? (Сказки ему рассказывала его няня Арина Родионовна, простая русская женщина. )

Ребята! Сегодня у нас с вами заключительный урок по теме «Сказки Александра Сергеевича Пушкина», который я решила назвать «Сказка - ложь, да в ней намек. Добрым молодцам урок» . А вы знаете, кому принадлежат эти слова? (А.С. Пушкину. )

Правильно. За свою недолгую жизнь Пушкиным было написано много произведений и лирических, и прозаических, с которыми у нас с вами еще будет возможность познакомиться. А сегодня нам особенно интересны его сказки. Обратите внимание, ребята, на выставку сказок Пушкина, которую приготовили для вас ваши одноклассники. Какие красивые книги издаются сегодня, неправда ли? Хочется читать их снова и снова. Я уверена, что эта история повторится и с вашими младшими братьями и сестрами, с вашими детьми, потому что сказки Пушкина читает и будет читать каждое поколение детей. А как вы думаете, почему? Чем интересны эти произведения детям 21 века? (Учащиеся отвечают. )

Маленький Саша Пушкин тоже очень любил сказки, которые ему рассказывала его нянюшка Арина Родионовна. Заимствуя сюжеты из народных ска­зок, он создавал собственные литературные сказки. Им было написано (кто мне подскажет сколько?) сказок (Семь. )

Ребята! Сегодня я хочу предложить вашему вниманию необычный урок, подготовленный с вашей помощью, и провести его в форме игры - соревнования.

От вас потребуется только желание правильно отвечать на вопросы, предложенные ведущими. Внимательно слушайте задания ведущих, поднимайте руки для ответа. За ходом нашего соревнования будет следить справедливое жюри. Итак, можно начинать.

Задание 1.

Через одну минуту вы должны представить нам капитана своей команды, который будет следить за порядком в вашей команде и назначать отвечающего.

Конкурс 1. Все сказки в гости к нам.

Какие сказки Пушкина вы знаете?

1. «Сказка о царе Салтане».
2. « Сказка о золотом петушке».
3. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».
4. «Сказка о рыбаке и рыбке».
5. «Сказка о попе и о работнике его Балде».
6. «Сказка о медведихе».
7. «Жених»

Конкурс 2. Блицтурнир.

Вопросы задаются сначала одной команде, затем другой. За каждый правильный ответ – 1 балл. Если команда затрудняется, то может ответить соперник, зарабатывая тем самым дополнительные очки.

Вопросы для команды №1.

1. Кто звал Балду тятей? (Попенок)
2. Что прочитали царице и её сыну перед тем, как посадить в бочку? (Указ)
3.Назовите отчество князя Гвидона. (Салтанович)
4. Какое домашнее животное было с царевной - невестой Елисея? (Пес)

Вопросы для команды №2.

1. Кто был бесенок по отношению к старому бесу в «Сказке о попе...» (Внук)
2. Кто был Елисей, который разыскивал свою невесту? (Королевич)
3. Этот водяной вал принес на берег бочку с сыном и матерью. (Волна)
4. Где жили старик со старухой у самого синего моря? (В ветхой землянке)

Конкурс 3. «Сказка о рыбаке и рыбке».

За одну минуту перечислить по порядку все желания старухи из «Сказки о рыбаке и рыбке».

(Корыто - изба - столбовая дворянка - вольная царица - владычица морская. Итог: разбитое корыто).

Конкурс «Игра со зрителями».

Что кричал петушок в случае опасности?
- Какая сказка заканчивается словами: «Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок»? («Сказка о золотом петушке»)
- Какую песню пела белка в «Сказке о царе Салтане»? («Во саду ли, в огороде»)
- Как полностью называется «Сказка о царе Салтане»?

Конкурс 4. Узнать героя по портрету.

Описания портретов читаются по очереди то для одной, то для другой команды. За правильный ответ - 1 балл, за название сказки - еще 1 балл.

Вопросы для команды №1.

1. В дорогой собольей душегрейке,
Парчовая на маковке кичка.
Жемчуга огрузили шею,
На руках золотые перстни,
На ногах красные сапожки. (Старуха - столбовая дворянка. «Сказка о рыбаке и рыбке».)

2. Тихомолком расцветая,
Между тем росла, росла,
Поднялась - и расцвела.
Белолица, черноброва,
Нраву кроткого такого. (Царевна. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».)

Вопросы для команды №2.

1. Высока, стройна, бела,
И умом, и всем взяла,
Но зато горда, ломлива,
Своенравна и ревнива. (Царица - мачеха. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».)

2. Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
А сама - то величава,
Выступает, будто пава. (Царевна - Лебедь. «Сказка о царе Салтане».)

Конкурс 5. Сказочный предмет.

Задача команды - назвать сказку, где встречается данный предмет. За правильный ответ - 1 балл.

Яблоко
Зеркало - «Сказка о мертвой царевне...»
Кольцо - «Сказка о рыбаке и рыбке»
Жемчужное ожерелье - «Сказка о рыбаке и рыбке»
Орех - «Сказка о царе Салтане»
Веревка - «Сказка о попе и работнике его балде»
Мешок - «Сказка о золотом петушке»

Конкурс 6. Восстановить текст.

В течение 2 минут восстановить данный отрывок из «Сказки о мертвой царевне...». За каждое правильно названное слово - 1 балл.

1. Постой, -
Отвечает ветер …
Там, за речкой …
Есть … гора,
В ней … нора;
В той норе, во тьме …

2. Гроб качается…
На цепях между столбов. Не видать ничьих следов
Вкруг того … места,
В том гробу твоя невеста.

(Буйный, тихоструйной, высокая, глубокая, печальной, хрустальный, пустого.)

Конкурс « Игра со зрителями»

Кто вынул из мешка перед Дадоном золотого петушка? (Мудрец)
Вид пшеницы, которой кормил поп Балду. (Полба)
Кто носился в море над Лебедъю? (Коршун)
Кем оказался застреленный Гвидоном коршун? (Чародеем)
Дорогой мех на душегрейке старухи. (Соболь)
Как назвал Балда попа? (Поп, толоконный лоб)

Конкурс 7. Продолжить фразу.

За правильное продолжение фразы командам присуждается 1 балл и 1 балл за название сказки, из которой она взята.

1. Жил старик со своею старухой
У самого синего моря
Жили они в ветхой землянке....

(Ровно тридцать лет и три года. «Сказка о рыбаке и рыбке»).

2. Жил - был поп,
Толоконный лоб,
Пошел поп по базару...

(Посмотреть кой-какого товару. «Сказка о попе и работнике его Балде»)

3. Сват приехал, царь дал слово,
А приданое готово...

(Семь торговых городов
Да сто сорок теремов.

«Сказка о мертвой царевне...»)

4. Улетела лебедь - птица,
А царевич и царица,
Целый день проведши так.

(Лечь решились натощак. «Сказка о царе Салтане»)

5. Родила царица в ночь
Не то сына, не то дочь...

(Не мышонка, не лягушку,
А неведому зверюшку.
«Сказка о царе Салтане»)

6. В синем небе звезды блещут,
В синем море волны хлещут..

(Туча по небу идет,
Бочка по морю плывет.
«Сказка о царе Салтане»)

7. И соседи присмирели,
Воевать уже не смели;
Таковой им царь Дадон...

(Дал отпор со всех сторон. «Сказка о золотом петушке»).

8. И никто с начала мира
Не видал такого пира;
Я там был...

(Мед, пиво пил,
Да усы лишь обмочил.
«Сказка о мертвой царевне…»
)

Конкурс 8. Законы жанра.

Назовите законы, каким подчиняется жанр «Сказка».

  • Закон счастливого конца, или восхождения от несчастья к счастью.
  • Закон сказочной справедливости.
  • Закон превосходной степени и наибольшего контраста.
  • Закон всесильного желания и слова.

Конкурс 9. Подтвердить примерами из «Сказки о мертвой царевне...» справедливость оценок, которые дает автор царице-мачехе .

1. «...молодица
Уж и впрямь была царица.

2. «злая царица».

10. Конкурс капитанов.

Приглашаются капитаны. За 2-3 минуты они должны дать ответ на вопрос: «Сказка - ложь, да в ней намек...».

Какой намек содержит:

Команда №1

- «Сказка о мертвой царевне...»?

Команда №2

- «Сказка о рыбаке и рыбке»?

11. В это время команда участвует в конкурсе «Угадай, из какой сказки рисунок?»

Ведущие показывают рисунки учащихся, команды по очереди отгадывают название сказки и эпизод, какому посвящен рисунок (приложение 2 ).

Конкурс 12. Приглашаются по одному представителю от команды. Доказать, что автор справедливо определил жанр своих произведений, как СКАЗКА.

«Сказка о золотом петушке» (для первой команды).
«Сказка о царе Салтане» (для второй команды).

Подведение итогов игры.

Пока жюри подводит итоги, учащиеся показывают инсценировку сказки.

Дополнительные вопросы.

1. Что кричал петушок в случае опасности? («Кири-ку-ку, царствуй лежа на боку»)

2. Какая сказка заканчивается словами: «Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок»? («Сказка о золотом петушке»)

3. Какую песню пела белка в «Сказке о царе Салтане»? («Во саду ли, в огороде»)

4. Как полностью называется «Сказка о царе Салтане»? («Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»)

5. Кто вынул из мешка перед Дадоном золотого петушка? (Мудрец)

6. Вид пшеницы, которой кормил поп Балду. (Полба)

7. Кто носился в море над Лебедъю? (Коршун)

8. Кем оказался застреленный Гвидоном коршун? (Чародеем)

9. Дорогой мех на душегрейке старухи. (Соболь)

10. Как назвал Балда попа? (Поп, толоконный лоб)

Заключительное слово учителя.

Вот и подошел к концу наш урок. Наверное, мы не только вспомнили сказки Пушкина, но и открыли для себя что-то новое. “Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма”. Мир пушкинских сказок – это мир чудес, тайн. Уже полтора столетия критики трудятся над разгадкой, и работы еще очень много. Чем же так привлекают нас сказки этого писателя? Прежде всего, необычностью сюжетов, яркостью красок, простотой слога, напевностью стиха и большим нравоучительным смыслом. Когда мы перечитываем сказки А.С.Пушкина, мы становимся немного счастливее, благодарим автора за то, что он оставил эти сказки с нами навсегда.

Итоги урока.

Жюри подводит итоги, благодарит участников за то, что с честью выдержали все испытания, награждает команды. Каждый ученик получает оценку за какой-то вид деятельности, в котором он особенно преуспел.

Домашнее задание.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Йошта рецепты Ягоды йошты что можно приготовить на зиму
Каково значение кровеносной системы
Разделка говядины: что выбрать и как готовить?