Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Главные герои народных сказок. Самые известные герои сказок и мультфильмов в мире

Страна сказок – самая удивительная и чудесная из всех стран. Где ещё, как не здесь, можно увидеть в небе ковёр – самолёт, гуляя по лесу, встретить говорящих человеческим языком Серого Волка и Лису Патрикеевну, или же случайно набрести на ветхую избушку Бабы – Яги.

У русского народа неисчислимое количество сказок. Русский человек жил среди природы, леса стояли вокруг дремучие. Страшно было человеку в таком лесу, многое непонятно. Стараясь что-то объяснить, успокоить, развеселить себя, придумали наши предки сказы, легенды, предания, в которых героями были водяные, лешие, кикиморы, а ещё растения или животные.

А ещё сказки - хранилище позабытой народом информации о событиях, происходивших так давно, что помнится с трудом. Любая сказка несет в себе как минимум два уровня информации: общий и скрытый. Общий уровень говорит о том, что такое хорошо и что такое плохо в данном обществе. А вот скрытый рассказывает о жизни в далёкие времена, затеняет истинных героев для получения сказочных персонажей, хорошо узнаваемых читателями и рассказчиками любого поколения.

Представляю вам десятку самых популярных сказочных героев русских народных волшебных сказок:

На 10 месте всем известная мастерица перевоплощения Царевна-лягушка, которая небезуспешно поучаствовала в одноимённой сказке.

На 9 месте чудо отечественного птицеводства великолепная и неподражаемая Жар-птица из сказки «Иван-царевич и Серый волк».

А на 8 месте житель дремучих лесов, порой добрый, временами злой, неповторимый Леший со сказкой «Королевич и его дядька».

На 7 месте дорогостоящая, необыкновенной красоты Золотая рыбка, умудрившаяся поучаствовать в двух сказках

«Золотая рыбка»,

«Золотой башмачок».

6 место занимает ужаснейшее чудовище с неопределённым количеством голов Чудо-Юдо поганое, натворившее бед в двух сказках:

«Иван крестьянский сын и Чудо-Юдо»,

«Иван Быкович».

На 5 строчке нашего хит-парада гибрид человека и животного, немного глупый и ужасно жадный Чёрт. Он «засветился» в трёх поучительных сказках:

«Золотой топор»,

«Неумойка»,

«Заколдованная королева».

По праву занимает 4 место неутомимая лошадка Сивка-Бурка с тремя следующими сказками:

«Сивка-Бурка»,

«Свинка – золотая щетинка, утка - золотые пёрышки, золоторогий олень и золотогривый конь»,

Ну, вот мы добрались до тройки призёров нашего хит-парада.

Почётное 3 место занимает всем известный, стройный и ныне здравствующий Кощей Бессмертный. Этот старичок «попортил кровь» участников семи сказок:

«Царевна-лягушка»,

«Царевна-змея»,

«Кощей Бессмертный»,

«Елена Премудрая»,

«Марья Моревна»,

«Булат молодец»,

«Сказка о Кощее Бессмертном».

На 2 позиции нашего хит-парада всеми узнаваемая змея с растроением личности и пламенным характером, неподражаемый Змей Горыныч. Наследил он в 11 сказках:

«Заклятый царевич»,

«Хрустальная гора»,

«Иван-царевич и Марфа-царевна»,

«Никита Кожемяка»,

«Про глупого змея и умного солдата»,

«Кузьма Скоробогатый»,

«Звериное молоко»,

«Иван Горошко»,

«Чудесная рубашка»,

«Два Ивана солдатских сына»,

«Про Добрыню Никитича и Змея Горыныча».

Змей Горыныч связан с огнем и водой, летает по небу, но одновременно соотносится и с низом - с рекой, норой, пещерой, где у него спрятаны богатства, похищенная царевна (или три царевны), знатная невеста, “русские полоны”; там же находится и многочисленное потомство Змея Горыныча - “змееныши”.

Ну, а победителем становится ужасно привлекательная девушка неопределённых лет, веселушка, хохотушка Баба Яга. Это самый часто встречающийся персонаж в русских народных сказках. Я насчитала 18сказок, но этот список можно ещё продолжить:

«Василиса Прекрасная»,

«Заколдованная королевна»,

«Падчерица и мачехина дочка»,

«Сказка о двух сёстрах»,

«Иван-царевич и Белый Полянин»,

«Марья Моревна»,

«Иван Быкович»,

«Свет Луна»,

«Благодарный мертвец»,

«Поди туда – не знаю куда, принеси то – не знаю что»,

«Сказка о Кощее Бессмертном»,

«Баба Яга»,

«Терёшечка»,

«Гуси-лебеди»,

«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»,

«По колено ноги в золоте, по локоть руки в серебре»,

«Царевна-лягушка»,

«Сказка о молодильных яблоках и живой воде».

Вот так выглядит десятка самых популярных сказочных персонажей из русских народных сказок.

Прообразы героев русских народных сказок

Откуда в сказках, которые являются просто отображением народных мифов, а те, в свою очередь, полузабытыми фактами из жизни, появились подобные сказочные образы?

Раскрою вам тайны самых популярных сказочных героев, которые вошли в тройку призёров.

Тайна Кощея Бессмертного.

Существует несколько версий.

Первая. В Энциклопедии "Мифы народов мира" сказано, что Кощей - это значит "пленник", "раб". Слово заимствовано из тюркского языка, и связано, скорее, с рабством не самого Кощея, а девушек и юношей, которых он похищал. То есть, первоначально, кащеями назывались пленники злого колдуна или божества, а потом имя нарицательное стало именем собственным. И теперь мы знаем только одного Кощея - Бессмертного.

Вторая. Называют Кощея Бессмертным не потому, что он не может умереть, а потому, что Смерть его слишком далеко спрятана. Так в сказке «Кощей Бессмертный» - он говорит: «У меня смерть в таком-то месте; там стоит дуб, под дубом ящик, в ящике заяц, в зайце утка, в утке яйцо, в яйце моя смерть».

Третья. Если смотреть на этот вопрос с мифологической точки зрения, то можно увидеть, что Кощей, олицетворяющий Зиму, Холод, Смерть, крадет в лице молодых девушек Любовь и Красоту, чтобы Весна не пришла, чтобы установилась вечная мерзлота и мрак. Но находится добрый молодец - Иван-царевич, символ Солнечного Света и Теплого весеннего Грома с Дождем. С помощью сил природы (волшебных зверей) он побеждает Смерть, и Весна приходит на Землю.

Теперь давайте попробуем представить себе, как выглядел, или мог выглядеть Кощей Бессмертный. В этом нам помогут сказки и рисунки к ним, сделанные художниками. Именно они создают тот образ, портрет героя, про которого мы читаем в книге или в сказке.

Я провела небольшой опрос среди своих друзей. В нем приняло участие 10 человек. Я спросила, каким вы представляете Кощея Бессмертного, и получила примерно один и тот же ответ. Все видят старого, очень худого, скорее тощего и костлявого человека, который напоминает скелет, обтянутый кожей. Но он не немощный старик, а очень сильный, можно сказать, жилистый. Ну а характер у него вредный, злой, сластолюбивый, жадный (скорее даже скупой), и он совершенно не вежливый, грубый и неблагодарный.

Конечно, у Кощея много богатств, золота, серебра разного. Он копит эти богатства, чтобы потом, возможно, сделать подарок на свадьбу своей невесте. Но так как он ворует невест у других женихов, а сам не выглядит молодым и красивым, то невесты все от него сбегают, в конечном счете, со своими настоящими кавалерами - царевичами и королевичами. Но это не указывает на то, что Кощей - скуп. Просто он бережлив и копит денежки на что-то очень для него важное.

До сих пор именем Кощея называют старых скряг, иссохших от скупости и дрожащих над затаенным сокровищем, во многом благодаря Пушкину и его строкам:

"Там Царь Кощей над златом чахнет. "

Кощей и по сей день остается одним из колоритнейших персонажей сказок, про которых пишут стихи, придумывают анекдоты и новые сказочные истории, даже ставят памятники, как в городе Суздали, например.

Образ Змея Горыныча.

Так же существует несколько версий, что послужило прообразом Змея Горыныча. Первая, наиболее популярная в народе версия, подразумевает под Змеем Горынычем орды захватчиков, накатывавшихся на Русь с южных степей, будь то половцы, татаро-монголы или иные кочевники. Объяснялась эта версия красиво, но малоубедительно. Мол, полчища кочевников многоголовым змеем накатывались на Русь, их лавина извивалась, подобно змею, а хитрый и подлый нрав татаро-монгол в точности повторял характер пресмыкающегося гада.

Но по последним научным данным, Змей Горыныч оказался не живым существом, а секретным оружием. Сопоставим описание Змея Горыныча с техническими характеристиками монгольского оружия.

Начнем с главного признака Змея Горыныча – пышущей огнем пасти («летит, из ноздрей пламя пышет»). Это описание как нельзя лучше подходит для огневых снарядов. Многоголовость Змея можно объяснить тем, что установки, посылавшие снаряды на неприятеля, сегодня назвали бы «установками залпового огня». Монгольские «катюши» выбрасывали десятки огненных шаров, которые с воем и шипением устремлялись на славянские укрепления. Крылья Змея Горыныча на поверку оказались стабилизаторами пороховых реактивных ракет. Ещё одним доказательством ракетной версии служит и тот факт, что Змей Горыныч всегда целенаправленно прилетает и разом обрушивается с неба, а не кружит над городами древней Руси, выбирая жертву. Отличительной чертой Змея Горыныча является его смерть от рук русских богатырей. Кровь Змея, согласно сказкам, - черная, и земля-матушка не хочет ее принимать, впитывать.

Подводя итог, можно с уверенностью утверждать, что отрицательный герой огромного количества русских сказок и былин был ничем иным, как ракетными войсками армии татаро-монгольских захватчиков.

Образ ужасно привлекательной девушки неопределённых лет, веселушки, хохотушки Бабы Яги.

Все с детства знают, кто такая Баба Яга, и помнят практически всё о её проделках. В любой сказке Баба Яга выполняет важную роль. Выкиньте ее из текста. И герой обязательно ничего не сможет. Он либо не достанет необходимый ему меч-кладенец, либо не получит точное указание, где искать и куда идти, да в конце концов, непременно окажется голодным и грязным, поскольку эта вредная старушенция изначально непременно его кормит, поит и в баньке парит, а уж потом творит все остальное. Таким образом, без нее никуда.

Баба-Яга" - это странное имя имеет свою историю. "Баба" - это мать, главная женщина в древних культурах. "Яга" - огонь. Был глагол "ягать". " Ягать" - означало "кричать, вкладывая в этот крик все силы". Ягали охотники, роженицы. Выходит, что Баба-Яга была главная матерь, мудрая женщина, которая знала всё.

Помните, какая она? Страшная. Живёт в тёмном лесу, летает в ступе, и всё время норовит кого-нибудь изжарить и съесть! Почему же тогда к Бабе-Яге часто приходят за советом то Иван-царевич, то Василиса Прекрасная? А потому, что существовал такой обычай - обращаться за любыми знаниями к предкам. А дальние предки, конечно, находятся в потустороннем мире, куда живым вход заказан. Но Баба-Яга служила посредником, проводником в потусторонний мир. Ведь сама она, видимо, давно умерла. Об этом говорит описание её внешности в сказках: косматые, распущенные волосы (косы в давние времена расплетали только умершим женщинам) и костяная нога (видно, что умерла она так давно, что даже истлела). И жилище её - избушка на курьих ножках - прообраз домиков, которые строили люди прошлого. Они верили, что после смерти человека, его душа ещё какое-то время живёт среди людей. Они делали для неё куклу, сажали её в деревянный домик, а домик ставили на пень от срубленного дерева, корни которого очень напоминают куриную лапу - вот вам и избушка на курьих ножках!

Ведь нет ни одной сказки, где бы Баба-Яга жарила людей, она только хочет это сделать. Откуда взялось это в сказке? Оказывается, существовал такой обряд - припекание больного ребенка. Бабка-повитуха заговаривала хлебное тесто, заворачивала в него младенца, клала на лопату и засовывала в печь. Потом вынимала, разворачивала, а тесто отдавала собакам. Ребенок от такого прогревания часто выздоравливал. Так что, если толковать сказку с точки зрения истории культуры, то Баба-Яга вовсе не злодейка, а народный целитель. Так что не такая уж Баба Яга страшная, как нам кажется.

Заключение.

Выполняя эту работу, я обогатила свой читательский опыт. Узнала много новых русских народных волшебных сказок.

Училась анализировать, выделять главное. Собрала, как мне кажется, интересный познавательный материал, который можно использовать на уроках литературного чтения, истории, окружающего мира.

Сын, избалованный царевич и даже серый волк. Одним из наиболее популярных положительных сказочных образов является богатырь, который обладает недюжинной физической силой, стойкостью, мужеством и добродушием. Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович – богатыри, не побоявшиеся трехглавого Змея Горыныча, Соловья- и сочетающие в себе блестящий ум, смекалку и хитрость.

Часто в русских сказках встречаются и добрые животные – конь, волк или собака, которые символизируют ум, хитрость, преданность и верность.

Еще одним широко известным сказочным героем является собирательный образ простого русского парня Ивана. Иван-царевич всегда благороден, отважен и добр. Он проявляет невиданное геройство и царство от злых сил. Иванушка-дурачок - еще один любимый положительный русских народных - чаще всего это сын в семье, однако самый талантливый и уникальный. Он умеет понимать животных, и те охотно помогают Иванушке бороться со злом.

Самый добрый сказочный герой

Ответить себе на вопрос «какой герой самый ?» можно, лишь конкретизировав цель добрых поступков. Так, несомненно, можно назвать самым добрым Иванушку, который отважно идет на с темными силами, не думая о собственном благосостоянии. Истинное добро, в первую очередь, определяется бескорыстием, поскольку герой, совершающий благородные поступки ради выгоды, превращается в простого наемника.

Традиционно добрые герои в сказках помогают миру восстановить естественный баланс добра и зла, помешав антагонисту воплотить в жизнь его коварные замыслы.

Поэтому настоящий добрый поступок можно совершить лишь тогда, когда герой руководствуется исключительно широтой своей души. Такими персонажами являются Морозко, Дед Мороз, Василиса Прекрасная, крестная мать-фея Золушки и другие герои, которые творят добро ради добра, не ожидая взамен никакой награды.

Таким образом, присудить звание самого доброго сказочного героя можно каждому из этих персонажей, поскольку в борьбе со злом важно не столько умение, сколько намерение, а намерение у каждого из них, несомненно, самые что ни на есть благородное.

Илью Муромца можно без преувеличения назвать самым известным из русских эпических героев. Даже тот россиянин, который никогда не читал былин или их прозаических пересказов, знает об этом русском богатыре хотя бы из мультфильмов.

Исследователям русского фольклора известно 53 былинных героических сюжета, и в 15 из них Илья Муромец является главным героем. Все эти былины относятся к киевскому циклу, связанному с Владимиром Красное Солнышко – идеализированным образом князя Владимира Святославича.

Дела былинного героя

Начало былинной «биографии» Ильи Муромца связано с весьма типичным для эпического героя мотивом запоздалого возмужания: 33 года герой сидит на печи, будучи не в состоянии двигать ни руками, ни ногами, но однажды, к нему являются три старца – «калики перехожие». В изданиях советских времен из былин «вырезалось» уточнение, кто были эти люди, но традиция намекает, что это Иисус Христос и два апостола. Старцы просят Илью принести им воды – и парализованный человек встает на ноги. Таким образом, даже исцеление героя оказывается связано с готовностью совершить пусть незначительное, но доброе дело.

Обретя богатырскую силу, Илья отправляется совершать подвиги. Примечательно, что ни Илья Муромец, ни другие русские богатыри никогда не совершают подвигов только ради личной славы, как это делают иногда герои западных рыцарских романов. Деяния русских витязей всегда общественно значимы. Таков самый известный подвиг Ильи Муромца – победа над Соловьем-разбойником, который убивал путников своим разбойничьим свистом. «Тебе полно-тко слезить да отцов-матерей, тебе полно-тко вдовить да жен молодых», – говорит богатырь, убивая злодея.

Другой подвиг богатыря – победа над Идолищем, захватившим власть в Царьграде. Идолище – собирательный образ врагов-кочевников – печенегов или половцев. Это были языческие народы, и не случайно Идолище грозится «пустить на дым Божьи церкви». Побеждая этого врага, Илья Муромец выступает как защитник христианской веры.

Богатырь всегда предстает защитником простого народа. В «Илья Муромец и Калин-царь» Илья отказывается выходить на бой, обиженный несправедливостью князя Владимира, и только когда дочь князя просит богатыря сделать это ради бедных вдов и малых детей, он соглашается сражаться.

Возможные исторические прототипы

Какими бы сказочными ни казались сюжеты былин об Илье Муромце, историки утверждают: это реально существовавший человек. Его мощи покоятся в Киево-Печерской лавре, но первоначально гробница находилась в приделе Софии Киевской – главного храма Киевской Руси. Обычно в этом соборе хоронили только князей, даже бояре не удостаивались такой чести, следовательно, заслуги Ильи Муромца были исключительными. Исследователи предполагают, что герой погиб в 1203 году во время набега войск половцев на Киев.

Другую версию предлагает историк А.Медынцева, попытавшаяся объяснить, почему эпическая традиция связала образ Ильи Муромца с князем Владимиром Святославичем, жившим намного раньше. Не отрицая связи былинного героя с реально существовавшим Ильей Муромцем, она указывает, что еще одним истоком образа мог стать тот же человек, который послужил прототипом Добрыни Никитича. Это был дядя князя Владимира

Герои русских народных сказок создают мифическую, а порой даже мистическую реальность русских народных сказок, ведь эти герои – это отдельная часть жизни наших предков. Все те волшебные силы, которыми они владели и в которые верили древние жители дошли до нас, хоть и описанные более современным языком, но при этом не потерявшие каждый свою уникальность и типаж.

Знакомы нам всем, также как и их герои, характеры, судьбы. Давайте посмотрим, всех ли героев знаете вы и все ли они знакомы вашим детям. Приведем картинки героев русских народных сказок, чтобы вам было легче их вспомнить и представить себе. Может, вы даже сможете решить, кто ваш любимый герой русских народных сказок.

Иван-царевич, который также и Иван - дурак и Иван – крестьянский сын. Его основными качествами всегда описываются доброта и благородство. Во всех сказках Иван-царевич помогает другим людям и, в конце концов, живет счастливо. Персонаж русских народные сказок Иван - дурак учит нас слушать своё сердце и прислушиваться к интуиции, с честью проходить через все сложности и не падать духом. Часто мы встречаем в таких сказках серого волка или коня, верного Ивану. Волк обычно символизирует ум и хитрость, а конь, например, Сивка-Бурка – преданность и верность, помогая герою во всех его приключениях.

Следующий знакомый всем персонаж русских народных сказок – это Снегурочка. Эта героиня – символ женской нежности и ранимости, светлой души и чистоты. Сказки о ней показывают, что человек может сотворить всё, что захочет, что потенциал его безграничен, но то, что создано им не имеет сердца и потому рано или поздно исчезает, уходит в небытие.

Один из самых красивых вариантов сказки со Снегурочкой вы сможете найти в разделе . А собой Снегурка - как снежинка белая, глазки что голубые бусины, русая коса до пояса...

Не только добрые и положительные герои занимают наших детей. Им нравятся также и отрицательные герои сказок, например, Баба-Яга или иногда ещё Яга-Ягинишна. Этот персонаж русских народных сказок самый-самый древний и самый многогранный. Живет она в большом страшном лесу, который нужно обходить стороной и не дай бог попасть к ней в избушку на курьих ножках. Баба-Яга – русское мифическое создание, она умеет колдовать и ворожить, а героям сказок чаще вредит, чем помогает. Изображают Бабу-Ягу чаще всего с большим носом, в ступе и с метлой. Такой она всем нам запоминается.

Народная сказка - это послание от наших предков, переданное из незапамятных времен. Через волшебные сюжеты до нас доносится сакральная информация о морали и духовности, традициях и культуре. Герои русских народных сказок весьма колоритны. Они живут в мире, полном чудес и опасностей. В нем идет битва светлых и темных сил, в результате которой всегда побеждает добро и справедливость.

Иван-дурак

Главный герой русских сказок - искатель. Он отправляется в трудный путь, чтобы добыть волшебный предмет или невесту, расправиться с чудовищем. При этом изначально персонаж может занимать низкое социальное положение. Как правило, это крестьянский сын, самый младший ребенок в семье.

Кстати, слово "дурак" в древние времена не имело негативного значения. С 14-го века оно служило именем-оберегом, которое часто давали младшему сыну. Ему не доставалось наследства от родителей. Старшие братья в сказках успешны и практичны. Иван же проводит время на печи, так как его не интересуют бытовые условия. Он не ищет денег или славы, терпеливо переносит насмешки окружающих.

Однако именно Ивану-дураку в итоге улыбается удача. Он непредсказуем, способен разгадать нестандартные загадки, хитростью побеждает врага. Герою свойственны милосердие и доброта. Он выручает попавших в беду, отпускает щуку, за что удостаивается волшебной помощи. Преодолев все препятствия, Иван-дурак женится на царской дочери, становится богатым. За неказистыми одеждами скрывается образ мудреца, служащего добру и остерегающегося фальши.

Богатырь

Этот герой был заимствован из былин. Он красив, отважен, благороден. Часто растет "не по дням, а по часам". Обладает огромной силой, способен оседлать богатырского коня. Существует много сюжетов, где персонаж вступает в схватку с чудовищем, умирает, а затем воскресает.

Имена героев русских сказок могут быть различными. Нам встречаются Илья Муромец, Бова Королевич, Алеша Попович, Никита Кожемяка и другие персонажи. Ивана-царевича тоже можно отнести к этой категории. Он вступает в бой со Змеем Горынычем или Кощеем, седлает Сивку-Бурку, защищает слабых, выручает царевну.

Показательно, что герой иногда допускает ошибки (грубо отвечает встречной бабушке, сжигает шкуру лягушки). Впоследствии ему приходится раскаиваться в этом, просить прощения, исправлять ситуацию. К концу сказки он обретает мудрость, находит царевну и получает полцарства в награду за подвиги.

Чудо-невеста

Умная и прекрасная девушка к концу повествования становится женой сказочного героя. В русских народных сказках нам встречаются Василиса Премудрая, Марья Моревна, Елена Прекрасная. В них воплощено народное представление о женщине, стоящей на страже своего рода.

Героини отличаются находчивостью и умом. Благодаря их помощи герой разгадывает хитроумные загадки, побеждает врага. Нередко прекрасной царевне подвластны силы природы, она способна обратиться в животное (лебедя, лягушку), творить настоящие чудеса. Могущественные силы героиня использует во благо своего возлюбленного.

Присутствует в сказках и образ кроткой падчерицы, которая добивается успеха благодаря своему трудолюбию и доброте. Общими качествами для всех положительных женских образов являются верность, чистота устремлений и готовность прийти на помощь.

Какой герой русских сказок является самым любимым и популярным среди детей и взрослых? Первое место по праву принадлежит Бабе Яге. Эта весьма неоднозначный персонаж с устрашающей внешностью, крючковатым носом и костяной ногой. "Бабой" в древности называли мать, старшую женщину в роду. "Яга" может быть связано с древнерусскими словами "ягать" ("громко кричать, ругаться") или "ягая" ("больная, злая").

Живет старая ведьма в лесу, на границе нашего и потустороннего мира. Ее избушка на курьих ножках огорожена забором из человеческих костей. Бабушка летает на ступе, дружит с нечистой силой, похищает детей и хранит от незваных гостей множество волшебных предметов. По мнению ученых, она связана с царством мертвых. На это указывают распущенные волосы, которые расплетали женщинам перед погребением, костяная нога, а также дом. Славяне делали для умерших деревянные избушки, которые ставили в лесу на пни.

На Руси всегда уважали предков и обращались к ним за советом. Поэтому и приходят к Бабе Яге добрые молодцы, а она испытывает их. Выдержавшим тест ведьма дает подсказку, указывает путь к Кощею, дарует волшебный клубочек, а также полотенце, гребень и другие диковинки. Детей Баба Яга тоже не ест, зато садит в печь и проводит старинный обряд "перепекания". На Руси считали, что таким образом можно исцелить ребенка от болезни.

Кощей

Имя этого сказочного героя русских сказок могло произойти от тюркского "кощей", что переводится как "невольник". Персонаж триста лет был скован цепями и содержался в заточении. Сам он тоже любит похищать красивых девушек и прятать их в темницу. По другой версии, имя происходит от славянского "костить" (ругать, вредить) или "кость". Кощей часто изображается как тощий старик, больше похожий на скелет.

Он является очень сильным чародеем, живет в дали от других людей и владеет несметными сокровищами. Смерть героя находится в игле, которая надежна укрыта в предметах и животных, вложенных друг в друга по типу матрешки. Прототипом Кощея может быть зимнее божество Карачун, которое появилось на свет из золотого яйца. Оно сковало землю льдом и принесло с собой смерть, вынуждая наших предков переселяться в более теплую местность. В других мифах Кощеем звали сына Чернобога. Последний мог управлять временем и повелевал войском загробного мира.

Это один из самых древних образов. Герой русских сказок отличается от зарубежных драконов наличием нескольких голов. Обычно их количество кратно трем. Существо умеет летать, изрыгает огонь и похищает людей. Обитает оно в пещерах, где прячет пленниц и сокровища. Нередко появляется перед положительным героем, выйдя из воды. Прозвище "Горыныч" связывают либо с местообитанием персонажа (горы), либо с глаголом "гореть".

Образ страшного Змея позаимствован из древних мифов о драконе, который охраняет вход в подземное царство. Чтобы стать мужчиной, подростку надо было победить его, т.е. совершить подвиг, а затем войти в мир мертвых и вернуться обратно уже взрослым человеком. По другой версии, Змей Горыныч - собирательный образ степных кочевников, которые огромными полчищами нападали на Русь. При этом ими использовались огневые снаряды, сжигавшие деревянные города.

Силы природы

В древности люди олицетворяли Солнце, Ветер, Месяц, Гром, Дождь и другие явления, от которых зависела их жизнь. Они часто становились героями русских сказок, женились на царевнах, помогали положительным героям. Встречаются также антропоморфные властители тех или иных стихий: Мороз Иванович, леший, водяной. Они могут играть роль как положительных, так и отрицательных персонажей.

Природа изображается одухотворенной. От ее действий во многом зависит благополучие людей. Так, Морозко награждает золотом и шубой кроткую, трудолюбивую дочку старика, которую мачеха велела бросить в лесу. В то же время ее корыстная сводная сестра погибает от его чар. Славяне преклонялись перед силами природы и одновременно остерегались их, старались задобрить с помощью жертв, обращались с просьбами.

Благодарные животные

В сказках мы встречаем говорящего волка, волшебных коня и корову, золотую рыбку, щуку, исполняющую желания. А также медведя, зайца, ежа, ворона, орла и т.д. Все они понимают речь человека, обладают необычными способностями. Герой выручает их из беды, дарует жизнь, а они в ответ помогают одолеть врага.

Здесь явно просматриваются следы тотемизма. Славяне верили, что каждый род произошел от определенного животного. После смерти душа человека переселяется в зверя и наоборот. Например, в сказке "Буренушка" душа умершей матери перерождается в образе коровы, чтобы помогать осиротевшей дочери. Такое животное нельзя было убивать, ведь оно становилось родственником и защищало от беды. Иногда герои сказки и сами могут оборачиваться зверем или птицей.

Жар-птица

Завладеть ею стараются многие положительные герои сказок. Чудесная птица слепит глаза, как золотое солнце, и живет за каменной стеной в богатых землях. Свободно парящая в небе, она является символом небесного светила, которое дарует удачу, изобилие, творческую силу. Это представительница иного мира, которая часто превращается в похитительницу. Ворует жар-птица молодильные яблоки, дарующие красоту и бессмертие.

Поймать ее может только тот, кто чист душой, верит в мечту и тесно связан с умершими предками. Обычно это младший сын, который должен был ухаживать за старыми родителями и много времени проводил возле родового очага.

Таким образом, герои русских сказок учат нас уважать предков, слушать свое сердце, преодолевать страх, идти к мечте, несмотря на ошибки, всегда помогать просящим о помощи. И тогда божественное сияние волшебной жар-птицы ляжет на человека, преображая его и даруя счастье.

Художник Роман Папсуев создал серию рисунков, в которых он переосмыслил образы героев сказок Древней Руси. В интерпретации автора, такие герои как Илья Муромец, Василиса Прекрасная, Кащей Бессмертный и мн. др вполне могут выглядеть как персонажи из мира фэнтези.

Илья Муромец. Начал, понятное дело, с него. К слову сказать, на поясе у него висит бутыль с мёртвой водой, раны лечить. И щитом он вполне себе может врагов крушить. Эту картинку рисовал из головы, как раз основываясь на типажах из детства, но позже, сверившись с источниками, пришёл к выводу, что в образ вполне себе попал.

Автор проекта ни коей мере исказить историю великое наследие предков. Он лишь пытается сделать свое видение известных героев. «Я не выдумываю персонажей, все они есть в мифологии, я лишь интерпретирую их описания на свой лад, стараюсь найти в этих описаниях единые черты и при этом стараюсь выдержать единую стилистику, чтобы было похоже на игровой мир.

Больше всего меня радует, что некоторые люди, посмотревшие на мои картинки, начинают перечитывать сказки-былины, узнают для себя много нового и понимают, почему у Василисы Прекрасной в сумке сидит кукла, почему Водяной на соме, почему у Ильи Муромца в руках меч, а не булава и т. п. Этот возврат к истокам через мой скромный проект радует меня как автора больше всего». - объясняет Роман.

Добрыня. Что про него известно (в скобках - как я это обыграл). Родственник князя (доспехи должны быть богатыми), второй по популярности богатырь после Ильи (меньше размерами, но всё равно крутой), змееборец (магический щит, обитый огненной драконьей кожей, стреляющий огнём), плётка-семихвостка, которой он коня хлестал, чтобы тот змеёнышей потоптал, ну и всё такое. Дипломатические способности, образованность и вежество на картинке сложно изобразить, но я сунул ему на пояс свиток в тубусе, типа он читает на досуге. Тут же у него живая вода, она дополняет комплект Ильи, у которого, напомню, на поясе - вода мёртвая. Ну и мотив солнца, как у Ильи, - служат-то одному князю.

Попович. Ну очевидно же, что он должен быть витчхантером (witch hunter), да?

Внезапный поворот чуть в сторону, к Финисту.

Пришёл черёд девочек. Начну с Василисы Прекрасной (не путать с Василисой Премудрой, ака Царевна-лягушка). Боевой маг, даже и думать нечего, один череп, испепеляющий врагов (упоминается в сказке), чего стоит. Ну и конечно, кукла в сумке, всё как положено. Небольшая ремарка: возможно, не так хорошо видно, но кокошник у неё стальной, часть полушлема.

Василиса Премудрая (Царевна-лягушка). С ней оказалось всё не так просто. Есть аж три распространённые версии сказки (в одной из них она вообще зовётся Еленой Прекрасной), поэтому я решил попробовать собрать в один образ всё, что о ней известно. Итак, колдунья. Колдует и с помощью собственной силы, и с помощью мамок-нянек (бабки-няньки, мамки-маньки и т. п.). Я решил, что мамки-няньки будут в моей версии толстенькими летающими феями. Магия у мамок-нянек по отдельности не то чтобы сильная, но если вместе начнут что-то делать - только держись.

Я не нашёл в сказках подтверждения, что Василиса - дочь Кощея Бессмертного (хотя такая версия есть, и она вполне логична), поэтому не стал делать очевидной некромантской атрибутики. Но Премудрая, как мне кажется, могла бы и тёмной магией баловаться, характер у неё такой… Совсем забыл упомянуть - у неё на груди висит в виде кулона наконечник стрелы. Той самой.

Царевна Несмеяна. Хотел сначала сделать лицо открытым, потом решил сразу маску-забрало показать. Кокошник - часть шлема. Наблюдательные зрители обратят внимание на бурдюк и рог у неё на поясе. Почему? Потому что из-за вечно плохого настроения постоянно прикладывается к спиртному. Кстати, когда она смеётся (а смеётся она крайне редко), это значит, что у неё начался приступ и она становится берсеркером, - очень страшная абилка.

Марья Моревна. Тут всё понятно. Единственная ремарка - поскольку в сказке указывается, что она степная воительница, то я слегка добавил азиатских элементов.

Варвара-краса. Расхитительница курганов. Строго говоря, это киношный персонаж, в мифологии Варвары-красы вроде бы не было. Но, во-первых, все, наверное, знают фильм Роу, а во-вторых, уж больно знатное у неё имя, не мог пройти мимо. Думаю, ясно, кто был референсом. Немного комментов: топорики крепятся к ножнам на бёдрах, на ремнях болтаются амулеты-обереги, кокошник, как всегда, металлический. Когда много противников, она атакует, крутясь волчком, и косит врагов (ха-ха). Сама коса вполне может быть из кожи, наподобие хлыста, т. е. это не убранные волосы, а часть шлема.

Баба-яга. V. 1.0.

Кощей. Питается душами жертв. Этого тоже рисовал, основываясь на штампах из головы, потом внимательно изучил источники и пришёл к выводу, что голову Кощею поменяю. Так что впоследствии будет Кощей Марк 2. :)

Соловей-разбойник. Часть первая. Верхняя. Придётся кое-что объяснить. В сказках Соловей сидит на девяти дубах, высоко сидит, далеко глядит, свистит по-соловьиному, кричит по-звериному. Я долго думал, как это всё обыграть («сидит на девяти дубах» было самой большой проблемой - гигант, что ли? Или дубы маленькие?), в итоге пришёл к выводу, что Соловей будет монстром-наездником. Он будет ездить верхом на дубе. Его крик-свист - это звуковое оружие. Свист - прицельный удар, крик - волна широкого радиуса действия. Также у него будет магический посох для управления дубом. И обратите внимание на ожерелье из желудей у него на шее. Оно неспроста, это решение проблемы с девятью дубами. Да, у многих ассоциации с его ртом странные, советую подойти к зеркалу и попробовать сделать «губки куриной гузкой» - удивитесь. :)


Соловей-разбойник. Часть вторая. Верхом на дубе. В общем, он живёт на дереве, это его хранилище и крепость. На ветвях развешаны сундуки (трофеи) и щиты, которые сдвигаются, если Соловью что-то угрожает. Также у дуба есть цепи с крюками, которыми он подтягивает к себе жертву, чтобы съесть её.

Передвигается дуб и как паук, и как многоножка, т. е. большими ветвями поддерживает ствол, а корнями мелко перебирает. Двигается медленно, но если дойдёт - кранты герою. Теперь про проблему девяти дубов. Жёлуди - волшебные. Когда Соловей бросает один жёлудь на землю, оттуда стремительно вырастает дуб-миньон, наземная поддержка, так сказать. Одного из них я нарисовал слева. Они шустрее и агрессивнее, чем дуб-крепость. Подбегают к герою и лупасят. На ожерелье восемь желудей плюс дуб-крепость, итого девять. Дубы сами по себе довольно стрёмные деревья, но, когда на героя двигается девять дубов плюс ещё и Соловей со своим звуковым оружием, герою должно быть неуютно.

Да, и масштаб тут немного условный (иначе не уместилось бы), но примерно ориентируйтесь по черепам на ветке, это черепа взрослых людей. То есть Соловей чуть крупнее обычного человека. Да, и на картинке он как раз кричит по-звериному.

Тугарин Змей. Это, наверное, последняя картинка, где я использую сложные рамки, - слишком много времени на них уходит, персонажи важнее, так что дальше рамки будут очень условные.

Лесовик. Хозяин леса. Я буду разделять лесных духов, этот - самый главный. Он, в принципе, добрый, но суровый и справедливый, если что, может и жёстко наказать.

Визуально решил отталкиваться от зооантропоморфных описаний, с элементами фитоантропоморфности, для каждого лесного духа выберу основное животное и буду плясать от этого

Леший. Я постарался воплотить в этом красавце основное, что известно о леших в общепринятом (и главное - злобном) смысле. Характер у Лешего, мягко говоря, не очень приятный. Один глаз нормальный (левый), правый обычно больше левого и «мёртвый», неподвижный. Борода и волосы седые. Часто пишут о конусообразной голове, в моей интерпретации - из-за собранных в пучок волос. Одежду запахивает налево и носит наизнанку (показать в карандаше, что это изнанка, оказалось не так-то просто). Руки-ноги покрыты шерстью. В некоторых вариантах преданий он опоясанный, в других обязательно нет. На поясе висят трофеи и насущные вещи: черепа поверженных заплутавших и невежливых путников, рог, чтобы пьянствовать, и лапоть, потому что моему Лешему просто нравятся лапти, он их коллекционирует. В преданиях у классического Лешего тоже какая-то фиксация на лаптях. Но если учесть, что его часто описывают копытным, вопрос - как он их носил? Логичный ответ - он их не носил на ногах, он их просто таскал с собой как сувениры.

Болотник. Мерзкая тварь, живущая на болотах, притворяется кочкой, жрёт всех подряд. Кидается «болотными огоньками» с браслета, чтобы парализовать жертву. Ядовитый.

P. S. Хочу ещё добавить манок, как у рыбы-удильщика. Манок длинный, телескопический, фактически симбиот, т. е. отдельное существо, заманивает-гипнотизирует путников, заводит их прямо в трясину к Болотнику.

Духи леса. Часть 1. Для каждого мелкого духа леса рисовать отдельную картинку было нецелесообразно, поэтому я решил разделить их на группы. Все эти ребята - свита Лесовика. Старался сделать по тем описаниям, которые смог найти, но без самоуправства не обошлось.

Водяник, например, - это как бы одно из имён Водяного. Но я решил, что мелкие прудики, ручьи и маленькие речушки тоже должны иметь своих духов, поэтому выделил имя «Водяник» в отдельную группу мелких духов. Все духи леса вполне себе нейтралы, но, если их разозлить, могут и атаковать.

Самый агрессивный из этой группы - Моховик, он и по легендам мог детишек скушать, если что.

Ягодник, при всей его внешней безобидности, тоже может нанести урон (отравленными ягодами).

Деревяник - в одном персонаже совместил Деревяника и Корневика - глуповатый, неловкий, но довольно сильный, может опутывать корнями и выпивать ими соки из жертвы.

Духи леса. Часть 2. Грибник, Листовик, Травник, Кустин. Я эту картинку называю «Сыроежка опаздывает на собрание». Завершая тему лесных духов и свиты Лесовика, быстренько пробежимся по характерам и абилкам.

Грибник - не очень добрый персонаж (в мифологии грибы вообще не сильно жалуют, там много про гениталии и экскременты), не очень сильный, но очень живучий и обидчивый (считает, что люди его оговаривают). Может заражать обидчиков бурно растущими грибками. Его мечта - завоевать весь мир.

Травник - хиппи. В случае опасности может задурманить голову обидчика и даже убить, если сильно разозлится.

Листовик (совместил со Стеблевиком, чтобы не плодить сущности) - самый безобидный из всех, обычно действует как группа поддержки у Деревяника и Кустина, даёт им дополнительные силы и защиту.

Кустин (Кущаник) - младший брат Деревяника, они очень похожи характерами и обычно работают в паре. Кустин умеет дистанционно оплетать обидчика ветвями, парализуя его.


Водяной на соме. Для этой картинки я просто перечислю основные характеристики с пояснениями, почему так, а о деталях характера Водяного поговорим на следующей картинке. Сразу скажу: я постарался вобрать в образ всё, что интернету известно о Водяном, предложив заодно кое-какие собственные решения. Прошу сразу, забудьте песенку Водяного из «Летучего корабля». Итак, поехали.

Известно, что Водяной - толстый старикашка с большим пузом (сделано), часто его видят в красной рубахе (у меня это кольчуга из червлёного золота), у него окладистая борода и зелёные усы (тут я схитрил и сделал ему СОМОВЬИ усы, часть бороды - тоже сомовьи щупы, отсюда и зеленоватый цвет). У северных народностей России Водяной часто представляется с палицей. В общем, Водяной - серьёзная нечисть, и характер у него очень скверный (цитата: «Воплощение стихии воды как отрицательного и опасного начала»). И главная для картинки цитата, из которой и родился, собственно, сам образ. «Ему приписывают сома как любимую рыбу, на которой он разъезжает и которая ему доставляет утопленников. За это сома в народе называют „чёртова лошадь“». Тут и пришла в голову идея сделать маунт-босса. Поскольку Водяного иногда всё-таки видят и на суше, я сделал сома не совсем сомом. На самом деле там целый микс из животных (все вполне себе живут на территории России, кстати), кто их всех определит, тому пирожок.

Отдельное внимание уделил упряжи, сбруе и седлу, пришлось пофантазировать, конечно, но боевых вьючных сомов в природе не существует, так что прошу извинить, если что. Это не последняя картинка Водяного: тут он мелковат и деталей не видно, поэтому я сделаю его ещё отдельно, как сделал Соловья.

Водяной и Водяница. Простите, что много букв, но нужно. Представляю вашему вниманию семейное фото, из-за которого провёл в работе бессонную ночь, так накрыло. Начнём с Водяницы, потому что новый персонаж. О Водяницах (куда ударение ставить, неясно, я предпочитаю ставить на и) информации крайне мало, известно, что она НЕ русалка, одета в рваный сарафан, у неё большая грудь, она проказница, но в целом никого сильно не обижает, т. е. вполне себе положительный персонаж. Нарисовал её в сороке (головной убор замужних женщин), чтобы подчеркнуть семейный статус. И ещё у этого персонажа есть ключевая особенность, которая меня сильно зацепила. «Водяница - утопленница из крещёных, а потому и не принадлежит к нежити». Понимаете, да? Крещёная утопленница - жена Водяного, который вообще-то нечисть (нежить). Тут огромный простор для фантазии, конечно. И вот что я нафантазировал.

Как я писал ранее, у Водяного крайне скверный характер. Он вроде как нейтрал, но с бóльшим перекосом в зло. Его постоянно нужно задабривать, иначе он и пакостит, и топит, и палицей машет. Однако он может и улов обеспечить, и спасти, если что, - и в моей версии все его добрые дела напрямую связаны с Водяницей. Поскольку жена у него по сути добрая, но молодая, озорная и вздорная, она крутит старикашкой, как хочет. И часто заставляет муженька совершать добрые поступки, хотя это противоречит его нечистой природе. И наоборот, когда они ссорятся, Водяной уходит в поход и свирепствует ещё пуще, выпуская пар. Сама Водяница особо людям на глаза не показывается, и в моей интерпретации она даже не отдельный персонаж, а просто дополнение к образу Водяного. Она бафает (увеличивает силу) Водяного, когда орёт на него.

Сестрица Алёнушка, братец ИванушкаЕщё одна сладкая парочка. Понимаю, что многих шокирую этой картинкой, но прежде, чем судить, прошу - перечитайте сказку. Впрочем, я кратенько вам всё объясню. В сказке (во многих её итерациях) есть несколько ключевых моментов, которые едины для всех вариантов. Итак, факты:
1.Иванушка стал козлёнком.
2.Алёнушку утопили.
3.Практически во всех вариантах присутствует «люта змея», которая Алёнушке сердце высосала (а ещё там «тяжёл камень» на шее, «бела-рыба глаза выела», «желты пески на груди легли», «шелкова трава на руках», прах, тлен, безысходность, вот это всё).
4.Есть ведьма-колдунья, устроившая всю эту катавасию с утоплением.
5.Алёнушку из реки достали, «окунули её, сполоснули в чистой воде, белым полотном обернули, и стала она ещё лучше, чем была».
6.Во всех вариантах сказки, где Иванушка превращался в козлёночка, он им и оставался. Ну вы поняли, к чему я, да?

Я не поленился и всё-таки составил свой «словарик рун». Они, разумеется, вымышленные, брал за основу скандинавские и те каракули, что накопал в дохристианской письменности славян. Причём значения рун я придумывал сам, не особо оглядываясь на настоящие. Моя версия, мои руны, что хочу, то и ворочу. Будет для зрителей дополнительная игра - читать, что у героев на одежде написано.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Йошта рецепты Ягоды йошты что можно приготовить на зиму
Каково значение кровеносной системы
Разделка говядины: что выбрать и как готовить?