Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Этническая культура: специфика развития в современном мире. Этнос и культура

Этническая культура - совокупность обычаев, набор традиций, багаж верований, ценностей. Общество, которому она характерна, руководствуется этими постулатами (хотя отдельные участники могут быть исключениями из правила). Если большая часть участников сообщества придерживается некоторой этнической культуры, ее можно читать доминантой, господствующей. Кроме этнической, такую роль может играть национальная. Многое зависит от специфических особенностей организации конкретного общества, а также многочисленности населения державы, о которой идет речь.

О чем идет речь?

Этническая культура представляет собой такую совокупность, которая дает описание повседневной жизнедеятельности, особенностям быта. Принято выделять ядро, периферию. В современной трактовке термина этническая культура - это нрав, обычаи, традиции. Сюда относятся и применяемые правовые нормативы, используемые в рабочих процессах орудия, ценности общества и даже типичная одежда. Культура - это продукты питания, транспортные средства, дома, информационная база, накопленная представителями нации и в собраниях знаний. Сюда же причисляют веру и народное искусство.

Принято говорить, что этническая культура народа двухслойна. Первичен ранний слой, который обусловлен элементами, переданными по наследству. Второй слой - поздний, некоторые теоретики предпочитают называть его верхним. Такие элементы этнической культуры пришли позднее, они описывают современные явления и обусловлены новообразованиями, свойственными обществу.

База нашей повседневности

Категорически нельзя недооценивать нижний слой. Он включает в себя такие особенности этнической культуры, которые наиболее устойчивы, так как обусловлены традициями, насчитывающими долгие столетия. Принято говорить, что именно такими элементами сформирован этнический, национальный каркас. Подобный подход к рассмотрению структуры явления позволяет связать наследственность и обновление.

Если основа этнической культуры приходит из прошлого, то обновления могут быть связаны с разными процессами. Принято выделять экзогенные факторы, когда нечто новое заимствуется из другой культуры, а также эндогенные, то есть сформированные народностью при развитии и совершенствовании как естественном процессе продвижения вперед, а вот внешнее влияние на них не оказало влияния, требующего учета.

Из поколения в поколение

Преемственность, свойственная этнической, национальной культуре, а также стойкость формирующих ее элементов объясняется особенностью передачи информации между поколениями. Задействуются традиции, в отправлении которых участвуют представители одного поколения, при этом такие действа растягиваются на годы, десятилетия. Впрочем, есть ситуации, когда определенная традиция характерна лишь только ограниченной части - смежным возрастным прослойкам.

Не менее важны для этнической и национальной культуры межпоколенные традиции. Такие затрагивают очень длинные временные промежутки. Механизм незаменим, когда речь идет о передаче новому поколению ценностей, определявших жизнь предков.

Традиционная этническая культура

Принято обозначать таким термином ситуацию, когда некоторое количество людей меж собой связаны происхождением, деятельностью, которую они ведут сообща, единством. Это очевидно показывает, почему в разных местностях формируются достаточно сильно отличающиеся друг от друга по сути и характеру этнические культуры.

Явлению характерна ограниченность по территориям, привязка к местности, обособленность социального пространства. Нередко этническая народная культура предполагает некоторое племя, группу людей или сформировавшуюся под влиянием некоторого фактора общину. Именно ограниченность - ключевая особенность этнической культуры. На первое место для всех участников сообщества выходят привычки традиции. Очень тесно связаны такое понимание этнической культуры и язык, который характерен этой группе людей. Методы общения, особенности выражения мысли, правила поведения, принятые обычаи сохраняются из века в век, передаются между поколениями. Очень важны семейные связи, соседские, помогающие сохранить эту информацию и передать ее молодежи.

Особенное внимание

С точки зрения функционализма особенно важные признаки этнической культуры связаны с бытом, свойственным национальности. Культура, связанная с повседневностью и ведением дел, - это в некоторой степени синтезированный объект, сформированный результатами активности многих человек на протяжении нескольких поколений. Также этническая культура отражает общественное сознание, связанное с бытовыми вопросами, накопленную общественностью базу данных, информации, помогающей сориентироваться при решении обыденных задач.

Этническая культура представляет собой комплекс таких инструментов, посредством которых каждого нового члена сообщества можно без особенных сложностей приобщить к достижениям, ценностям, характерным и типичным для этого этноса. Наиболее актуально это для явлений непреходящего характера. Личность получает своеобразный нравственный, духовный облик, обусловленный принадлежностью к социальной группе. Это позволяет ориентироваться в жизни, выработать индивидуальную позицию и определиться с ценностями и направлением развития. В некоторой степени можно сравнить ценности этнической культуры с родником: она также питает человека.

Сила и стойкость

Считается, что этническая культура - это источник уверенности в себе на базовом уровне. Информация, которую человек получает от своих соплеменников, помогает сформироваться личности полноценной и сильной, на основании чего относительно легко сформулировать принципы оправдания жизни. Чем сильнее и насыщеннее этническая культура, тем проще принадлежащему к ней индивиду справляться со сложностями в повседневности, с ударами судьбы, потрясениями, катастрофами, в том числе крупномасштабными социальными.

Считается, что этническая культура сильно влияет на личность, так как вынуждает бороться со свойственной людям пассивностью. Наиболее характерные черты этнической культуры - отрицание созерцательности, требование активности, принятия участия в общественных действиях. Это выражается в социальном характере обрядов, празднований, мероприятий разного рода. Народные традиции позволяют всем участникам узкого социума проявлять собственные таланты, способности, тем самым приобщаясь к единому духу нации. С одной стороны, это помогает развиваться индивиду, в то же время положительно влияет на культуру этноса, привносит в нее новое, укрепляет существующее веками, помогает сохранить информацию и передать ее следующим поколениям.

Важность этнической культуры

Современный подход к пониманию явления предполагает, что термином обозначают такую систему ценностей, норм поведения, которые общеприняты в пределах некоторого этноса. Культура в таком понимании - способ деятельности, внебиологические систематизированные механизмы, позволяющие эффективно стимулировать, программировать, воплощать в реальность человеческую активность. Такой подход к пониманию термина позволяет говорить о его первичной роли как компонента, помогающего образовать народность и сохранить ее целостность на протяжении многих веков. На основании исследования этнической культуры можно говорить, что общность - это некоторое образование, внутри которого есть культурные связи в наиболее широкой трактовке слова.

Развивая тему, необходимо отметить, что этнос - общность, которая образована носителями конкретной культуры, которая, в свою очередь, является структурой, осложненной системами самосохранения. Это помогает каждому участнику этноса адаптироваться к внешним условиям, культурному, политическому окружению общности, природе. Жизнедеятельность всех участников этноса, их общение с применением собственного языка и другие бытовые аспекты помогают закреплять свойственные национальной культуре модели.

Функциональная нагрузка

По мнению ряда теоретиков, основная функция, возложенная на этническую культуру - обеспечение защиты индивида, его психики. Всякий человек подсознательно ощущает себя в опасности, приходящей из внешнего мира, причем источник тревоги редко можно сформулировать - это буквально «все», что нас окружает. Для активности во враждебных условиях человеку необходимо определиться с тем, что вызывает наибольшее ощущение опасности, сформулировать ключевые факторы. Во многом, этническая культура становится источником информации о таких опасностях, поэтому нет нужды познавать все «на собственной шкуре».

Если человек не предпринимает попытки рационализировать повседневность, он лишает себя возможности осмысленно действовать. Рационализация помогает трансформировать общее состояние тревожности в конкретные образы, связанные с опасностью. Это сопровождается формулированием образа действия в опасных условиях, отрицательных, враждебных ситуациях. Этническая культура дает некоторые готовые шаблоны, позволяющие преодолевать опасность, избегать ее, что несколько сокращает необходимость собирать «шишки» самостоятельно.

Уверенность и знания

Современный человек вынужден выживать в огромном и опасном мире, представление о котором с рождения не заложено, и информацию приходится постепенно собирать буквально по крупинкам. Для продвижения вперед необходима уверенность в себе, которая достигается наличием специальных знаний или инструментов, талантов. Начало действия обычно сопровождается предварительным сбором информации об обстоятельствах, которые помогут прийти к успеху. Необходимо знать, какие качества нужны человеку, начинающему активность, чтобы достигнуть в ней успеха.

Этническая культура помогает ответить на все эти вопросы, не приступая непосредственно к деятельности. В некоторой степени это призма восприятия окружающего мира, набор парадигм, в соответствии с которыми человек реализует повседневность. Это дает защиту, что и является главной особенностью и функцией этнической культуры.

Особенности формирования

Считается, что ключевой стимул, который инициирует процесс становления этнической культуры - это стремление людей адаптироваться ко внешним условиям, постоянно меняющимся на протяжении жизни человека, поколения, нескольких поколений. Одновременно с этим общественное производство также приводит к изменению внешних условий, вынуждая индивидуумов адаптироваться к этому, следом меняется структура общества в целом. Изменения обычно происходят постепенно, но в ретроспективе можно заметить факторы, их спровоцировавшие.

Современная теория развития культуры и общественности предполагает понимать культурогенез как совокупность многочисленных процессов в прошлом и настоящем. Рассматриваются все народности, разные эпохи и времена. Такой термин включает в себя исторические изменения, динамику развития социума, изменчивость культурных особенностей, что суммарно является непрерывным процессом появления феноменов культуры и трансформации существовавших ранее.

Особенности становления культуры во времени

Принято говорить о расслоении: верхней, нижней части культуры, характерной некоторому этносу. Оба этих слоя не остаются стабильными, постоянно происходят изменения. Культурные ценности, позволяющие реализовать потребности обширных масс населения, со временем упрощаются, народ сам генерирует новые такие ценности - достаточно простые, не имеющие четкого следа индивидуальности личности, сотворившей некоторое явление или объект. Определенные ценности, появившись в верхних слоях, проникают вниз, в ходе чего упрощаются, меняются, происходит подстройка под требования широких масс. Новые объекты приспосабливаются под уже заправляющие в умах народа. В то же время верхние культурные слои строятся по иной логике.

Свойственные широким массам культурные ценности - это не то, что может удовлетворить всех и каждого. Обязательно находятся индивидуумы, для которых общепринятые ценности неприемлемы, неприменимы или не ценны. Такие принимают меры по усовершенствованию общепринятого, что происходит посредством приспособления под собственные вкусы. Нередко ценность в ходе такого видоизменения становится недоступной широким массам, зато оказывается актуальной для узкого сообщества, господствующего в этносе. Это помогает пробиться в культурные верха.

Генерируя и перенимая

Некоторый объем культурных ценностей, характерных доминирующим слоям этноса, создается внутри этого узкого сообщества, причём участие могут принимать как все члены «верхушки», так и некоторый ее процент. Продукт такой работы более тонкий, подстроенный под требовательные вкусы. Если сравнивать его с культурой, характерной для широких масс, здесь будут более сложные ценности, недопустим элементарный подход.

Тем не менее, зачастую отправная точка - это нечто, генерируемое принадлежащим к низкому культурному слою индивидуумом. Значит, народные массы становятся источником ценностей, применяемых для бытового обихода. Процесс достаточно сложный: хотя автор и является индивидуумом из нижнего слоя, широким массам эта ценность приходит в рамках упрощения идеи, принятой «верхушкой». Взаимодействие, постоянный обмен информацией, достижениями - суть любого человеческого сообщества. Активизация обмена сведениями зачастую провоцируется переменчивостью состава, численности высшего слоя общества.

Особенности русской этнической культуры

Рассматривая это общественное явление, нужно помнить, что широкие массы нашей страны - это довольно разрозненное сообщество. Сложный этнографический характер, обилие тесных связей с разными культурами других племен и народностей оказали сильное влияние на становление этнических особенностей современной России. Базовым элементом выступает славянский, но даже облик предков для многих в настоящее время представляется очень слабо - его лишь передают некоторые языковые образы, знакомые многим из литературных произведений. Известно, что ранее существовал общий язык, который в настоящее время тоже безвозвратно ушел в прошлое.

Славяне, в свою очередь, были частью индоевропейцев, что предрешило культурный облик этноса. Тесные связи с югом, востоком и западом были обусловлены тем, что племена поселились в центре и вынуждены были поддерживать взаимоотношения со всеми соседями. Со временем славяне разделились на несколько ветвей, каждая из которых наладила тесные связи с ближайшими соседями по сторонам света. Это также оказало сильное влияние на формирование этнической культуры. Со временем стало ясно, что классическая особенность русской этнической культуры - стремление верхнего слоя к традициям, заимствованным из других народностей, что сопровождалось переработкой информации под привычный образ жизни, а то время как нижний культурный слой жил своими корнями, что провоцировало четкое разделение общества на два уровня.

Типами культуры следует именовать такие совокупности норм, правил и моделей поведения людей, которые составляют относительно замкнутые области, но не являются частями одного целого. Например, китайская или русская культура – такие самобытные и самодостаточные явления, которые не принадлежат к реально существующему целому. Любую национальную или этническую культуру мы обязаны отнести к культурным типам.

Этническая культура – это культура людей, связанных общностью происхождения и совместного проживания.

Этнические культуры сравниваются с натуральным (но только духовным) хозяйством: они самодостаточны, замкнуты на себя, и им нет никакого дела до чужих культур. Представляя сложную систему, каждая из этнических культур как раз и обладает свойством «субстанциальности» – постоянно воспроизводимого субстрата, имеющего в значительной мере природное происхождение. Условием ее существования и трансляции от поколения к поколению являются естественные способности человека – его память, природный музыкальный слух, органическая пластика, не требующие для себя никакой специальной подготовки и технических средств. Она не нуждается и в письменности, существует в значительной мере как дописьменная культура, на уровне устной речи и живого языка. Близость к природе придает ей черты «местной ограниченности», жесткой локализации в социально узком пространстве племени, общины, этнической группы. Обладая повышенной изменчивостью при переходе от одной местности к другой (так сказать, пространственным разнообразием), она в границах каждой группы отличается исключительным постоянством, невосприимчивостью к любым инновациям, устойчивостью и неизменностью всех своих образующих элементов. В ней господствует сила традиции, раз и навсегда принятых образцов поведения и мышления. Отсутствие временной координаты в ее функционировании (при наличии пространственной) – прямое следствие ее традиционализма.

Но главной особенностью этнической культуры является ее непосредственно групповой, коллективный характер, исключающий наличие развитого индивидуального начала. Проявления этнической культуры лишены именного авторства: они анонимны, безымянны. Никто не знает, кто автор дошедших до нас древних мифов и произведений народного творчества: они созданы как бы одним коллективным автором, чье личное имя не имеет существенного значения.

Будучи необходимым и достаточным условием существования этноса, этническая культура перестает быть таковой применительно к существованию нации.

В отличие от первой, национальная культура объединяет людей, живущих на больших пространствах и не обязательно связанных друг с другом кровнородственными и племенными отношениями. Границы национальной культуры задаются силой, мощью самой этой культуры, ее способностью распространяться за пределы общинно-родовых и локально-территориальных образований. Национальная культура возникает в силу принципиально иного способа межчеловеческой культурной коммуникации, прямо связанной с изобретением письменности.

Национальная культура формируется в процессе развития общества, перехода от средневековья к Новому времени как следствие превращения народа или этнической общности в нацию. Нация – это форма этносоциальной общности людей, которая формируется в эпоху зарождения и развития товаро-денежных отношений. Однако этот процесс достаточно длительный.

Национальная культура включает этническую – народную (одного или нескольких этносов) культуру как наиболее древний пласт культуры и культуру, основанную на письменности, образовании, развитии искусства и литературы, науке и философии, социально – политическом и технологическом развитии общества.

Этническая культура – базис национальной, источник народного языка, музыки, эпоса, мифологии. От древности и богатства этнической культуры зависит во многом своеобразие и неповторимость любой национальной культуры.

Этническая культура охватывает, как правило, сферу быта и несет в себе «обычаи предков». Она проявляет себя в особенностях пищи, одежды, фольклора, народных промыслов, народной медицины и т.д. В ней выражается народный вековой опыт жизни и рационального ведения хозяйства, связь с природными условиями жизни того или иного народа. Поэтому она в большей мере сохраняется в деревне, чем в городе. Данный тип культуры имеет свои символы самобытности и патриотической привязанности: например, самовар и сарафан у русских, клетчатая юбка у шотландцев; овсяная каша и легенды о «привидениях в замке» у англичан; спагетти у итальянцев.

Между этнической и национальной культурами сложные отношения, иногда очень противоречивые.

Например, в период средневековья между русской этнической культурой и формирующейся национальной культурой не было острых противоречий. Культура «верхов» и «низов» общества имели много точек соприкосновения, была достаточно гармоничной. Начиная с реформ Петра I, этническая и национальная культуры в России в отдельные периоды доходили почти до разрыва и антагонизма. Культура «низов» – крестьянская, «простонародная», мужицкая и образованных слоев «высокая», «аристократичная». В России XVIII-XIX веков этот разрыв был так велик, что русскому дворянину легче было понять иностранца, нежели простого русского мужика.

Н.М. Мухамеджанова и С.М. Богуславская выделяют следующие существенные различия между этнической и национальной культурой:

1. Этническая культура – консервативна, сохраняет архаичные, иногда устаревшие традиции и нормы. Национальная культура всегда находится в движении, в развитии. В ней всегда творится новое.

2. Этническая культура – замкнута, невосприимчива к чужому, незнакомому. Национальная культура всегда открыта для контактов с другими культурами, впитывая в себя их лучшие достижения.

Проблема соотношения этнической и национальной культуры в современном мире приобрела особую актуальность в 90-е гг. ХХ века. Причинами этого стали как общемировые тенденции, так и тенденции развития России. Они проявляются:

– в экономической сфере – в её застойном состоянии, в низком уровне жизни большинства населения;

– в политической сфере – в централизации управления и, как следствие этого, в стремлении периферийных субъектов восстановить национальное достоинство;

– в идеологической сфере – в раскрытии эпохой гласности таких фрагментов советской истории, как депортация и репрессии;

– в культурной сфере – в активизации деятельности по защите памятников культуры и истории, в отстаивании прав коренных языков, в особом внимании к национально-этническим истокам.

Проблема соотношения этнической и национальной культуры сегодня приобретает особое звучание в контексте глобализационных процессов, когда стремление большинства стран к интеграции и углублению экономического сотрудничества сочетается с сопротивлением, связанным с их желанием защитить национальные интересы и вернуться к своим этнокультурным корням.

В ряде случаев объем и значение этнической культуры так велико, что она является основой формирования принципов этнической государственности. Эти процессы наглядно продемонстрированы в ряде работ в отношении, например, казачества – важной этно-социальной группы населения России.

В своем первоначальном значении латинское слово cultura означает «возделывание, обрабатывание». Действительно, в самом широком смысле под культурой понимают все, что создано людьми в процессе физического и умственного труда для удовлетворения их разнообразных материальных и духовных потребностей. В этом смысле культура может быть противопоставлена природе, которая существует в мире независимо от человека. Все, что нас окружает, вся внешняя среда, в которой мы живем, делится на естественную (природную), возникшую задолго до появления людей на земле, и искусственную (культурную), которая образовалась только вместе с ними в результате их целенаправленной деятельности.

Существуют три основные части культуры: первая из них связана с общественным сознанием людей, вторая проявляется в их поведении и действиях и третья - в материальных результатах их деятельности. Все, что мы говорим, делаем или представляем в своем воображении, за исключением, пожалуй, лишь инстинктивных физиологических действий, можно считать культурно обусловленным. Поэтому наш язык, наша пища, религия, домашнее хозяйство, виды спорта и многое другое относятся к усвоенному поведению и является компонентом культуры.

Культура имеет отношение к образу жизни членов данного общества - их привычкам и обычаям, а также к материальным благам, которые они производят. Ни одно общество не может существовать без культуры. Без культуры мы не были бы «людьми» в том полном смысле, который обычно вкладывается в данный термин. Мы не имели бы языка, чтобы выразить себя, не обладали бы самосознанием, и наша способность думать и рассуждать была бы сильно ограничена.

Культура включает в себя ценности, носителями которых являются члены определенной группы, нормы, которыми они следуют, и материальные блага, произведенные ими. Ценности являют собой абстрактные идеалы, в то время как нормы - это определенные принципы или правила, которые, как ожидается, люди будут соблюдать. Нормы представляют «можно» и «нельзя» социальной жизни.



При всем многообразии определений, в которых выделяется какая-то одна сторона культуры, в целом можно выделить главное: культура - это специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе.

В широком значении этническая культура - это совокупность присущих этносу способов жизнедеятельности, необходимых для сохранения и развития этноса. В узком смысле под этнической культурой понимается совокупность элементов материальной и духовной культуры этноса, являющихся основным этнодифференцирующим признаком.

Этническая культура - такая же древняя, как и само человечество. Бескультурных народов не только нет в настоящее время, но и не было в прошлом. В культуре каждого народа переплетаююся явления, свойственные только ему одному, с особенностями, распространенными у многих этносов или свойственными всему человечеству в данную историческую эпоху. Так например, бумеранг в развитом виде был специфическим для австралийцев; копьеметалка, кроме них, была известна многим народам Меланезии, эскимосам, некоторым группам индейцев Южной Америки, а в период позднего палеолита - древним обитателям Европы.

Этническую культуру обычно делят на материальную и духовную. Первая включает вещи, материально существующие в пространстве на протяжении известного отрезка времени. К ним относятся орудия труда, предметы для добывания огня, оружие, средства передвижения и приспособления для переноски тяжестей, жилище и другие постройки, пища и напитки, посуда, утварь и мебель, одежда, обувь, головные уборы и украшения и т. д. Духовная культура представляет собой информацию, которая существует в коллективной, живой памяти любой человеческой популяции, передается от поколения к поколению путем рассказа или показа и проявляется в определенных формах поведения. К духовной культуре относятся те компоненты, для которых характерны традиционность и устойчивость: трудовые навыки, нравы и обычаи, связанные с хозяйственной, общественной и семейной жизнью, различные виды искусства и народного творчества, религиозные верования и культы. Вместе с тем носителем этнической специфики нередко (особенно в современных условиях) выступает и профессиональная духовная культура, в первую очередь художественная.

С культурой каждого этноса неразрывно связан и его быт. Под бытом понимаются специфические формы поведения людей в их повседневной жизни, а также взаимоотношения, складывающиеся при этом между людьми, способы использования ими предметов, служащих для удовлетворения их материальных и духовных потребностей. В быту, как и в культуре, ярко проявляется этническая специфика, которая зависит как от общего уровня социально-экономического развития народа и его отдельных социальных и территориальных групп, так и от характера окружающей естественно-географической среды. В культуре, непосредственно связанной с бытом, наиболее ярко отражаются характерные свойства этноса, но при этом имеется в виду не вся бытовая культура, а лишь ее устойчивые повторяющиеся компоненты, т. е. традиционная часть, которую целесообразно именовать традиционно-бытовой культурой.

Этносу присуща постоянная социокультурная антитеза «мы - они», «свои - чужие». Поэтому этнос - только та культурная общность, которая осознает себя как таковую, отличая себя от других аналогичных общностей. Потребность дифференциации приводит к тому, что один из компонентов (язык, религия, культурно-политические структуры или же художественные особенности) выделяется в качестве системообразующего фактора, чтобы оформить данную общность по отношению к другим. Культурное единство членов этноса также неразрывно связано с особенностями их психологии, проявляющимися, в частности, в оттенках их характера, специфике ценностных ориентаций, вкусов и т. п. Но значение тех или иных компонентов культуры всегда соотносительно. Какая-то черта культуры одного этноса становится дифференцирующей по отношению к другому этносу, ее не имеющему.

Своеобразие культурного облика является тем основным критерием, по которому разграничиваются народы, говорящие на одном языке, давно живущие на общей территории и тесно связанные между собой хозяйственно. Могут существовать народы, живущие на одной территории, имеющие общую экономическую базу и говорящие на одном языке, но нет и не может быть двух народов с совершенно одинаковой культурой. Если народ утрачивает свою культурную специфику, он перестает существовать как отдельный самостоятельный этнос.

Этническую культуру следует отличать от национальной культуры. Источник этнической связи людей - общность генетических характеристик и природных условий бытия, приводящих к дифференциации данной первичной группы от другой. Нация - более сложное и позднее образование. Конечно, этничность не исчезает с формированием нации. И все же нация - образование более высокого порядка уже потому, что в ней достигается гораздо более высокая плотность коммуникации, а вместе с тем культура выделяется в один из ведущих компонентов наряду с хозяйственной системой и государством, что обеспечивает ей гораздо больше возможности для дифференциации.

Культура нации свидетельствует о роли и степени участия нации в глобальных социально-экономических процессах: индустриальном прогрессе, политической организации общества, развитии науки, образования, культуры, информационных систем и т. п. Культура нации раскрывает специфику творчества нации, динамику ее миропонимания и мировоззрения, выражает общечеловеческую сущность жизнедеятельности нации, ее отношение к социально-экономическим и историко-культурным процессам.

Культура нации - неотъемлемая составная часть мировой культуры. Национальная культура в собственном значении этого понятия есть совокупность культурных элементов и ценностей, которые распознаются людьми как «наше» и «не наше», способствуют осознанию ими своего единства и отличия от представителей других наций (народов). Культурную специфику следует рассматривать как один из основных признаков нации, позволяющий отграничивать одну нацию от другой.

Национальная культура, безусловно, включает в себя духовный, социально-политический и материальный компоненты, а не сводится только к духовной культуре (где традиционно рассматривают четыре ее элемента - религию, язык, нравственную и художественную культуру), как это обычно представляется. Национальные культуры - это устойчивые образования, под воздействием которых осуществляется первичная социализация большинства людей, т. е. приобщение к культуре мировой.

Культура занимает очень важное место в историческом развитии каждой нации и в формировании ее национального самосознания. В современных условиях материальная культура содержит значительно меньше национальной специфики и не всегда выступает «опорой» национального самосознания. Поэтому ориентация на духовную культуру в значительно большей степени служит выражением национального самосознания.

Национальную культуру можно разграничить на народную и официальную («высокую»). Народная культура представляет собой синтез нескольких традиций. Ее общий облик определяется явлениями и ценностями, образованными нацией в согласии с ее представителями, взглядами и потребностями. Каждая историческая эпоха имела особую народную культуру и отличающуюся от нее особую официальную культуру. Мировые процессы интеграции экономической, политической и культурной жизни нации породили новый компонент культуры - современный, когда наряду с культурой с большой буквы создавалось особое культурное состояние, альтернативное по отношению к традиционному. Нынешняя социокультурная ситуация требует понимания взаимодействия этих двух важнейших звеньев духовной жизни.

Аннотация: Особенности этнической культуры складывались исторически на протяжении весьма длительного времени. Они определяются условиями существования этнических общностей. В эпохи скла-дывания, функционирования - главным для этносов и этнических отношений было воспроизводство традиции, сохранность. В современности, в ситуации динами-ческого взаимодействия этнических культур, актуали-зировались новые формы взаимоотношений между ни-ми, появились новые качества этнических групп.

Ключевые слова: этнос, этническая культура, этническое самосознание, этническая идентификация, самовоспроизводство, этноцентризм, современные усло-вия.

The ethnic culture: specificity of development in modern world

A. V. Kostina

Abstract: Features of ethnic culture developed for historically rather long time. They are defined by living conditions of ethnic community. During the epochs of forming and functioning the main problem for ethnoses and ethnic relations was reproduction of tradition and safety. In the present, in a situation of dynamic interaction between the ethnic cultures, new forms of mutual relations between them were staticized, new qualities of ethnic groups appeared.

Keywords: Ethnos, ethnic culture, ethnic consciousness, ethnic identification, self-reproduction, ethnocentrism, modern conditions.

Развитие этнических групп - это процесс во многом объективный, напрямую связанный со взаимообусловленностью этностимулирующих и этностагнирующих факторов. Среди последних наиболее существенным является понижение уровня социальной мобильности, обусловленной существованием внутри этноса сословных, кастовых или иных перегородок. Они затрудняют межсословные связи и препятствуют формированию общеэтнических культурных характеристик. Причем, данная закономерность проявляет себя не только на уровне истории конкретных народов, но и на уровне развития человечества в целом. Так, в эпоху Средневековья поддержанию и развитию этноса противодействовали натурализация хозяйства и отсутствие связи между мелкими сельскими общинами, а также сословная система, акцентирующая в индивиде черты его социальной принадлежности, которые оказывались гораздо более маркирующими, чем признаки его этнической принадлежности.

Активное же развитие этний происходит в момент повышения социальной динамичности общества. Так было в Греции, Риме и Китае после реформ, соответственно, Солона, Сервия Туллия и Шан Яна. В это время иерархическая структура общества, выстроенная по принципам наследования, сменилась на иерархию, основанную на владении материальными ресурсами. Резкая активизация этнических отношений характерна и для периода становления буржуазного общества, в котором налаживанию устойчивых «горизонтальных связей» внутри этнических общностей способствуют преодоление региональной обособленности и развитие рыночных отношений.

Этнографы выдвигают данный принцип функционирования этний в качестве основания для исторической типологии. Так, эпохе первобытности соответствуют архаические общности с их низким уровнем выраженности этнического самосознания, что часто проявляется в отсутствие самоназваний. Эпохе рабовладения соответствуют древние этнические группы, обладающие отчетливо выраженным этническим самосознанием, что находит выражение в разделении людей на «нас» и «варваров». Средневековые этнии, развивающиеся в эпоху феодализма, не обладают яркой спецификой, утрачивают свой дискретный характер и характеризуются вытеснением этнических связей социальными связями. Напротив, этнические группы, формирующиеся в Новое время, отличаются четкой выраженностью своих свойств, что сопровождается формированием принципиально новых компонентов этнического самосознания.

Этническая культура обладает целым рядом ярко выраженных особенностей. Характеристики этой культуры определяются, прежде всего, типом экономического и социального развития, представляющего натуральное хозяйство с отсутствующими или слабо развитыми товарными отношениями и жесткой иерархической стратификацией общества. Основной формой организации социальных отношений здесь становится община. Как совокупность форм человеческой деятельности, обретенных знаний, образов самопознания и символических обозначений окружающего мира, этническая культура выступает в качестве структурообразующей основы этноса, обеспечивающей его целостность и способность к автономному устойчивому развитию. В рамках этнической культуры формируется этническое самосознание и историческая память, способность воспринимать собственный мир как уникальный и неповторимый, стремление сохранять этот мир через систему традиции. Подобная настроенность на самовоспроизводство проявляется в неизменности картины мира, в устойчивых стереотипах восприятия действительности, в стабильных образцах социальной активности, в особой нормативности. Эта нормативность способствует возобновлению общественных форм поведения, ценностных установок и идей и создает условия для поддержания в равновесии уже функционирующей социальной системы.

Существенной особенностью этнического самосознания является подчеркивание, акцентирование генетического родства представителей определенной этнической группы, а также территориального единства, связанного с обладанием общей территорией. Подобное восприятие лежит в основе этнической самоидентификации. Однако важно подчеркнуть другое - то, что в рамках этнической культуры этот признак не является доминирующим, и идентификация здесь осуществляется не только по генетическому родству, но и по представлениям человека и коллектива об этой генетической связи.

Такую же определяющую роль в формировании и цементировании этноса играют вероисповедание и язык. Язык при этом представляет собой не только наиболее важный инструмент социализации и постижения мира, связанный с внешней коммуникацией и с процессом мышления. Язык как «материнский язык» здесь становится средством эмоциональной связи с общиной. Это «материнское» свойство языка придает ему характер исключительности в ситуации конкуренции с другими языками, которая обостряется в период вторичной социализации в том случае, если родной, «материнский» язык не совпадает с тем, на котором основана доминирующая «высокая культура» , именно поэтому представители этноса часто идентифицируют себя именно по языку и религии. Это иллюстрирует и тот факт, что содержание понятия «русский» включает как значение «великоросс» - то есть, русский по рождению, по крови, так и «русскоязычный» - то есть, принадлежащий русскому миру. Если же говорить о генетическом факторе, то для этнического самосознания важно, чьим потомком считает себя человек, а не чьим потомком он является на самом деле.

К примеру, юг Башкирии населен тремя народами - башкирами и татарами, принадлежащими к числу тюркоязычных народов и исповедующими ислам, и русскими, исповедующими православие. Между тремя указанными этносами существует разная культурная дистанция. Впервые феномен культурной дистанции был описан А. Фэрнхемом и С. Бочнером и в дальнейшем преимущественно изучался различными исследователями в рамках парадигмы «культурного шока». Для исследования этого явления психологом Бабикером совместно с другими исследователями был предложен специальный индекс культурной дистанции (CDI), фиксирующий объективные различия между культурами (например, различия в климате, одежде, религии, проведении досуга) . Исследователи выявили, что культурная дистанция между татарами и башкирами меньше, чем между русскими и башкирами или русскими и татарами. Между тем, несмотря на объективные генетические и культурные различия, как отмечает А. Н. Татарко, рассмотрение субъективных семантических пространств межэтнических отношений позволяет говорить о том, что башкиры и татары склонны, на уровне установок, воспринимать свои народы схожими с русским народом, а эмоциональная окраска установок башкир и татар по отношению к русским схожа с эмоциональной окраской установок по отношению к собственным этносам. Более того, несмотря на близкую культурную дистанцию, эти народы склонны, скорее, проявлять сходство в эмоциональной оценке своего народа с русскими, а не друг с другом.

Особенности этнической культуры складывались исторически на протяжении весьма длительного времени. Они определяются условиями функционирования этнических общностей, где минимальной изменяемости социально-экономических отношений соответствовала существенная инертность информационной среды, наилучшим образом отвечавшая задачам сохранения общественной системы. Естественно, эта система стремилась к самовоспроизводству, стабильности, неизменности, так как информация, заключенная в ней, являлась гарантом выживания первичного коллектива. Традиция здесь, безусловно, преобладала над новаторством, хотя и не исключала его полностью, а неактуальная или деструктивная информация после тщательного ее отбора, фильтрации и анализа предавалась «суду истории», затиралась, переосмысливалась. Объем этой информации был достаточен для поддержания системы, но ограничен естественными пределами человеческой памяти, пусть даже предстающей в коллективном варианте. Новая информация в границах данной системы воспринималась как деструктивная, как способная уничтожить, затереть, хаотизировать предшествующий информационный комплекс.

Этим отчасти объясняется достаточная закрытость этнической культуры, где одним из проявлений самосознания становится этноцентризм - специфическое свойство всех носителей этнического самосознания (от индивида до социальных общностей) воспринимать и оценивать жизненные явления, ориентируясь на собственную традицию и выработанные собственной этнической культурой смыслы, значения и ценности, которые выступают в качестве некоего всеобщего эталона. Поэтому внутригрупповое общение характеризуется здесь отношениями солидарности перед лицом внешнего мира. Отношения же межэтнические характеризуются подозрительностью и недоверием, где весь мир разделяется по принципу «мы - они». Конечно, эту составляющую нельзя абсолютизировать, а межэтнические контакты могут быть не только враждебными, но и дружественными. Связано это, прежде всего, со степенью интенсивности и направленности этих культурных контактов, развивающихся в конкретных исторических обстоятельствах.

Оппозиционность, приводящая к маркированию «мы - они», «свои - чужие», весьма часто провоцируется социальной нестабильностью, связанной с экономическими, политическими или иными факторами. Она часто вызывает то состояние напряженности народа, которое исследователи называют «комплексом жертвы». По убеждению Л. Гуд-кова, комплекс жертвы выступает в качестве особого, весьма эффективного механизма придания себе ценности. Автор исследовал эту проблему на примере русских, у которых, по его мнению, доминируют «коллективные представления (...) о себе как объекте чужого, внешнего воздействия» - варягов, татар, самодержавия, большевиков и т.д., что и приводит к формированию комплекса «жертвы», причем, как утверждает автор, предшествующего появлению самого «насильника» . Автор в этом тезисе отталкивается от наблюдений относительно особой гордости людей за победу в Великой Отечественной войне и за то, что здесь народ не выступил в качестве агрессора, отражая лишь нападение врага. Данное мнение представляется излишне категоричным и не вполне обоснованным, так как автор трактует как комплекс миролюбие этого народа, по нашему убеждению, определяемое многовековым соседством с многими иными народностями и этническими общностями, с которыми русских связывала общая историческая судьба.

Гораздо более глубокие, на наш взгляд, выводы содержатся в работе Л. В. Сагитовой, исследующей эту проблему на материале республики Татарстан. Автор отмечает, что в 1990-е годы обсуждение отношений центральной и республиканской власти зачастую сводилось к поиску виновной стороны, которой в татарской прессе оказывалось российское государство. Именно в этот период особенно сильно звучал «мотив жертвы». Автор рассматривает в качестве примера своего рода квинтэссенцию подобных публикаций, звучавших довольно часто на страницах республиканской прессы: «Государства - нет. Язык - в упадке. Нет ни национальной армии, ни национального банка, наша религия, можно сказать, только, что оправилась от долгой клинической смерти. Что касается образования - всего 7% татарских детей обучается на родном языке. Славный некогда град Казань... представляет собой... настоящие развалины. Вместо нефтяного богатства нам достались его издержки: химизация, загрязненность почвы, землетрясения, спровоцированные нещадной и вульгарной эксплуатацией наших природных богатств, наконец, чувство опустошенности в нас самих». В публикации присутствует еще один виновный: «Известно, что татарский народ славен как народ активный, работящий, созидательный. Но все чаще и чаще в наш народ проникают... такие пороки как лень, пьянство, безразличие».

Таким образом, оппозиция «государство (российское) - республика (Татарстан)» накладывается на этническую оппозицию «мы - они» и усиливается ей. Автор прослеживает динамику подобного самоощущения и приходит к выводу относительно того, что в результате улучшения качества жизни изменилось и восприятие этой оппозиции, сразу же повлиявшее и на тон подачи данной темы: «Контент-анализ сегодняшней прессы (2001-2002 гг.) показал, что, хотя «мотив жертвы» продолжает сохранять актуальность, но звучит гораздо реже. За год в прессе прошла всего одна статья с подобным содержанием, где противопоставлялись менталитеты народов и языковые системы». Автор делает вывод о том, что мотив жертвы, в определенном смысле, является архетипической моделью, он конструирует положительный автостереотип, закрепляя ценность этнического республиканского самосознания, который воспроизводится в период обострения социальных проблем.

Конечно, интеграция народов в различных странах происходит по-разному, и стереотип «свой - чужой» наполняется в зависимости от обстоятельств различным содержанием. Если говорить об армянах, то наибольшее количество армян, которые полностью интегрировались в структуры культуры-реципиента, находится в США и России, а также в Турции, где они приняли мусульманство и практически ассимилировались в культурном отношении. Большое количество армян, интегрированных в местное общество, проживает в Иране, Сирии, странах Ближнего Востока. Обычно проживающие в данных областях армяне называются в Армении Ахпар и обладают несколько отличным наречием армянского языка и различаются в социально-культурном отношении. При этом армяне демонстрируют как бы двойную идентичность - приобретенную и собственную, традиционную, что позволяет некоторым авторам оценивать непризнание возможности двойного гражданства правительством Армении как «большую ошибку», так как этим действием государство «отсекает от себя значимую часть армянского народа, не утратившего свою этническую идентичность в диаспоре» .

Эти различия в восприятии собственного этноса и эмоциональность реакций на «своего» и «чужого» влияют на качество этнической идентификации. В соответствии с этими различиями сегодня принято выделять несколько ее типов:

Нормальная идентичность, где образ народа воспринимается положительно, но уровень консолидации с ним зависит от конкретных обстоятельств и может развиваться как в направлении нарастания, так и в направлении угасания;

Этноцентрическая идентичность, основанная на традиционализме и изоляционизме, где доминирует некритическое восприятие собственного этноса как образцового;

Этнодоминирующая идентичность, где этническая принадлежность воспринимается как безусловная доминирующая ценность, а «права народа» признаются выше «прав человека», что сопровождается дискриминационными установками в отношении иных народностей, признанием правомерности «этнических чисток», стремлением сохранить «чистоту этнического генотипа»;

Этнический фанатизм, выступающий в качестве крайней формы агрессивной идентичности;

Этническая индифферентность, где этническая принадлежность не влияет на поведение человека, выбор его решений, отношения с другими людьми;

Этнонигилизм (космополитизм), основанный на игнорировании этнокультурных отличий;

Амбивалентная идентичность, отличающаяся не выраженностью и характерная для полиэтнической среды.

Таким образом, восприятие человеком своей причастности к этносу и степень его отождествления с этнической общностью существенно различаются. Шкала этих различий предельно широка - от игнорирования собственной этничности до ее акцентирования и принятия в качестве единственного маркера, позволяющего проводить грань между «своими» и «чужими». И несмотря на то, что современному миру с момента формирования наций было присуще нейтральное отношение к этичности, актуальность которой сглаживалась гражданством, это свойство этноса резко ограничивать собственное пространство через негативное противопоставление иным культурным мирам вновь стало востребованным в эпоху «этнического ренессанса».

Этноцентризм является родовым качеством этноса, сформировавшимся уже на самых ранних ступенях общественного развития. Представление о врожденной, непреодолимой противоположности собственной и всех иных общностей было присуще уже древним общностям и сформировалось в эпоху Античности. Деление всех людей на «нас» и варваров «с лицом человека и сердцем зверя», несмотря на то, что является исключительно феноменом сознания, обладает существенной устойчивостью. И если в эпоху архаики оно означало восприятие человечества как состоящего из двух неравных частей, то в современных условиях эта антитеза впервые получает четкое выражение идеи единства человеческого рода, где собственная общность рассматривается как одна из множества подобных. Между тем, подобное осознание порождает иную дихотомию, связанную с декларацией превосходства собственного этноса над всеми другими.

Этноцентризм выступает одним из признаков этнического сознания и проявляется в качестве сложной совокупности социальных, политических, экономических, нравственных, эстетических, философских, религиозных и других взглядов и убеждений, которые свойственны представителям конкретного этноса. Содержание этнического сознания во многом определяется содержанием этнических стереотипов, которые, как и социальные стереотипы, усваиваются очень рано, трудно поддаются изменениям, являются грубыми и недифференцированными, с легкостью проявляются и становятся более «отчетливыми» и враждебными, когда возникает социальная напряженность между группами, и служат для экономии усилий при восприятии сложных социальных объектов. Выделяется два вида этнических стереотипов - автостереотипы (представления о своем народе, как правило, позитивные) и гетеростереотипы (представления об этнопсихологическом облике другого народа, которые могут быть как позитивными, нейтральными, так и негативными) .

В основном, подобные особенности этнического самосознания и приводят к закрытости и замкнутости этнической культуры, где - еще раз подчеркнем - это родство связано не только с кровной родственностью, но и общностью символической и культурно-языковой, порожденной опытом совместного проживания на определенных территориях, удобством совместной трудовой деятельности и различными взаимоотношениями с соседями. Специфической особенностью этнической культуры является опора на традицию и настроенность на воспроизведение принятых образцов жизненной активности - как в области поведения, так и мышления. Эта культура консервативна, проявляет явное стремление к консервации и доминированию охранительных тенденций.

В рамках этнической культуры формируется психический склад этноса - специфический способ восприятия действительности и выражения отношения к ней через традиции, стереотипы поведения, ценности. Они проявляются через этнический характер и этнический темперамент, которые не зависят от психофизиологических особенностей отдельного человека, но являются культурно опосредованными и достаточно стабильными. Константность этого набора характеристик обусловлена климатическими, географическими, топографическими, историческими факторами, образом жизни, способами деятельности. К примеру, если говорить обобщенно и с большой степенью огрубления, южным этническим темпераментам присуща эмоциональность, открытость, общительность, оптимизм, северные же в большей степени характеризуются осторожностью, скрытностью, отсутствием склонности к быстрому эмоциональному сближению. Так, армяне, как отмечает М. А. Варданян, делают больший акцент на межличностных отношениях и стараются установить неформальные отношения в определенных кругах, что часто вызывает непонимание со стороны других этносов, привыкших к жесткой субординации.

Все этнические культуры обладают ярким своеобразием, которое, однако, не гарантирует их сохранения при столкновении с иной культурой. Любая из них может подвергаться изменениям и развитию, но только в границах определенной системы. Культурное ядро или «центральная зона культуры» не подлежат воздействию, так как модификация этой несущей конструкции в жизни этноса неизбежно приводит к утрате тех особенностей, которые и позволяют этносу существовать в данном качестве. Подобная «жесткость» структуры этноса, не обладающего той пластичностью, которая могла бы способствовать его бесконечным трансформациям, и является основной причиной хрупкости этих структур, не всегда обладающих достаточным потенциалом для противодействия нивелирующему влиянию иных или аналогичных общественных и культурных систем.

Стремление к самосохранению и расширенному самовоспроизводству, как отмечает С. А. Арутюнов, определяет стремление каждого этноса к экспансии, заполнению и расширению своей экологической и социальной ниши если не путем расширения этнической территории, то путем создания диаспоры. Однако диаспора, хотя и объективно способствует росту этноса, но тяготеет к ассимиляции с окружающими этническими группами. При этом осознание ограниченности пространственного и количественного расширения воспроизводства может привести к изменению стратегий по его выживанию за счет качественного улучшения самовоспроизводства - подъема образования, улучшения условий жизни. Вместе с тем, «любая тенденция к количественной депопуляции воспринимается любым этносом, как правило, крайне болезненно» .

Иными словами, стремление к самовоспроизводству вынуждает этническую группу и этнос в целом вступать в различные отношения с иными этниями. При этом этническая идентичность, как отмечают ученые, способна изменять свою структуру, а сам человек, принадлежащий к определенной этнической группе, может отказаться от членства в ней и присоединиться к другому этническому сообществу. Кроме этого, в процессе взаимодействия с иными этническими группами, для усиления эффективности этого процесса, индивид неизбежно сталкивается с необходимостью трансформации своей социальной и этнической идентичности. Однако для подлинного диалогического взаимодействия с иными этническими образованиями на паритетных началах, для образования новых структур, ориентирующихся на качественно иной уровень универсальности и подчиняющихся более общим принципам их объединения - таким, где собственное уникально-этническое может сочетаться с иными уникально-этническими основаниями без утраты каждым из участников этой коммуникации персональной специфики, необходимо включение этих культур в более крупные образования, подобные национальной культуре и основанные на иных способах идентификации.

Говоря о развитии этнических культур, необходимо осознавать, что возрождение традиций, языка, искусства этнических общностей является необходимым процессом, обеспечивающим и российской и мировой культуре многообразие и сложность. Однако на практике часто возрождение традиционных ценностей и культурных форм сопровождается нарочитой архаизацией культуры, подчеркиванием и выделением специфически-локального, противопоставляемого универсальному, намеренной консервацией элементов этнической культуры и этнического сознания, идеализацией ее наиболее консервативных элементов и форм. Поэтому представляется возможным говорить о том, что возрождение самих принципов, на которых основана этническая культура (закрытость, самодостаточность, консерватизм) и этническое самосознание (одним из проявлений которого является этноцентризм), может привести к изоляции этний, их невозможности равноправно участвовать в культурном диалоге и развиваться в соответствии с требованиями современности. Для подобного развития необходимо объединение этнических культур под эгидой национальной культуры, как раз направленной на консолидацию всех субъектов коммуникации. При этом неповторимое своеобразие каждой из этнических культур становится условием создания «цветущей сложности» как ситуации взаимодействия и диалога.

Культура этноса , с одной стороны, обеспечивает его единство и стабильность как системы, его выживание, т.е. выполняет интегративную функцию. Но с другой стороны элементы этой культуры имеют и "вторую жизнь", так как выполняют дифференцирующую функцию, противопоставляют один коллектив другому, становятся основой для различения "мы" и "они". Потребности дифференциации приводят к тому, что один из компонентов (язык, религия, художественная культура) выделяется в качестве основного этнического признака. Нередко такую роль выполняет язык. Однако иногда статус главного этнического признака приписывают религии. Например сербы и хорваты говорят на одном языке и вся специфика их культурного развития и этнических различий выражена в принадлежности их к разным конфессиям: сербы - православные, хорваты - католики. Отсюда различия в бытовой культуре и обрядах.

От этнической следует отличать национальную культуру. Национальная культура объединяет людей, живущих на больших пространствах и необязательно связанных друг с другом кровно-родственными отношениями. Условием существования национальной культуры является возникновение письменности. Именно посредством письменности идеи и символы, необходимые для национального объединения людей, получают возможность широкого распространения среди грамотной части населения. Письменная культура как бы противостоит стихии живого разговорного языка с его местными диалектами и семантическими различиями. О возникновении национальной культуры мы судим прежде всего по факту рождения письменного языка и национальной литературы.

Национальная культура лишена, как правило, культового характера и является продуктом преимущественно индивидуального творчества. Национальная культура создается не этносом в целом, а образованной частью общества - писателями, художниками, философами, учеными. Внутренняя организация и структура национальной культуры гораздо сложнее, чем у этнической культуры. Национальная культура включает в себя наряду с традиционно-бытовой и профессиональную культуру, наряду с обыденными имеет и специализированные области культуры (литература, философия, наука, право и др.).

Кроме того, современные национальные общества состоят из множества классовых, профессиональных, демографических групп. Многие нации неоднородны и по этническому признаку, включают в себя различающиеся по генезису и формам существования этнические группы. Особенно неоднородны "молодые нации" Нового Света - американская, аргентинская, бразильская. Американская национальная культура включает ирландскую, итальянскую, немецкую, китайскую, японскую, мексиканскую, русскую, еврейскую и другие этнические культуры. В Великобритании до сих пор существуют различия между собственно англичанами, уэльсцами и шотландцами, во Франции - между бретонцами и эльзасцами. Таким образом, большинство современных национальных культур полиэтничны. Однако национальная культура не сводится к механической сумме этнических культур. Она имеет нечто сверх того. У нее есть собственно национальные черты культуры, возникшие тогда, когда представители всех этносов осознали свою принадлежность к новой нации. Например, африканцы и белые одинаково восторженно исполняют гимн США и чтут американский флаг, уважают законы этой страны и национальные праздники. Осознание большими социальными группами своей приверженности к территории своего расселения, общенациональному литературному языку, национальным традициям и символам составляет содержание национальной культуры.

Этническая культура -- совокупность черт культуры, касающихся преимущественно обыденной жизнедеятельности, бытовой культуры. Она имеет ядро и периферию. Этническая культура включает орудия труда, нравы, обычаи, нормы обычного права, ценности, постройки, одежду, пищу, средства передвижения, жилище, знания, верования, виды народного искусства1. Специалисты различают в этнической культуре два слоя:

* исторически ранний (нижний), образованный унаследованными из прошлого культурными элементами;

* исторически поздний (верхний), состоящий из новообразований, современных культурных явлений.

Нижний слой включает наиболее устойчивые элементы, закрепленные многовековой традицией. Поэтому считается, что они составляют каркас этнической культуры. При таком подходе этническая культура предстает как единство преемственности и обновления. Обновление культуры может быть экзогенным (заимствованным) и эндогенным (возникшим внутри культуры без влияния извне). Преемственность, устойчивость этнической культуры держится на действии двух типов механизмов передачи традиций: внутрипоколенных традиций, действующих на протяжении нескольких лет или десятилетий и охватывающих лишь часть этноса (смежные возрастные группы); межпоколенных традиции, существующих на протяжении исторически длительного времени и выступающих механизмом передачи ценностей от поколения к поколению.

Этническая культура -- это культура людей, связанных между собой общностью происхождения (кровным родством) и совместно осуществляемой хозяйственной деятельностью, единством, так сказать, «крови и почвы», почему она и меняется от одной местности к другой. Местная ограниченность, жесткая локализация, обособление в сравнительно узком социальном пространстве (племя, община, этническая группа) -- одна из основных черт этой культуры. В ней господствует сила традиции, привычки, раз и навсегда принятых обычаев, передающихся из поколения к поколению на семейном или соседском уровне. Если этнос указывает на социокультурную общность людей, то нация обозначает территориальное, экономическое и лингвистическое объединение людей, имеющих социальную структуру и политическую организацию.

Структура национальной культуры сложнее этнической. Национальная культура включает наряду с традиционно-бытовой, профессиональной и обыденной также специализированные области культуры. А поскольку нация охватывает общество, а общество имеет стратификацию и социальную структуру, то понятие национальной культуры охватывает субкультуры всех больших групп, которых может не быть у этнической. Более того, этнические культуры входят в состав национальной. Взять такие молодые нации, как США или Бразилию, прозванные этническими котлами. Американская национальная культура крайне гетерогенна, она включает ирландскую, итальянскую, немецкую, китайскую, японскую, мексиканскую, русскую, еврейскую и другие этнические культуры. Большинство современных национальных культур полиэтничны.

Национальная культура не сводится к механической сумме этнических культур. Она имеет нечто сверх того. У нее есть собственно национальные черты культуры, возникшие тогда, когда представители всех этносов осознали свою принадлежность к новой нации. Например, и африканцы, и белые одинаково восторженно исполняют гимн США и чтут американский флаг, уважают его законы и национальные праздники. Осознание большими социальными группами своей приверженности к территории своего расселения, общенациональному литературному языку, национальным традициям и символам составляет содержание национальной культуры.

В отличие от этнической, национальная культура объединяет людей, живущих на больших пространствах и необязательно связанных кровно-родственными отношениями. Обязательным условием появления национальной культуры специалисты считают новый тип, социальной коммуникации, связанный с изобретением письменности, с моментом рождения литературного языка и национальной литературы. Именно благодаря письменности идеи, необходимые для национального объединения, приобретают популярность среди грамотной части населения.

Таким образом, национальная культура строится на фундаменте письменной культуры, в то время как этническая культура может быть вполне бесписьменной, например, культура отсталых племен, сохранившихся до наших дней. Но та и другая культура, по отношению ко всем другим видам культуры на данной,территории, должна называться доминирующей. Вот почему национальная культура изучается преимущественно филологией, имеющей дело с памятниками письменности, а этническая культура -- этнографией и антропологией, имеющими дело прежде всего с дописьменной литературой.

Функции этнической культуры

Разные сферы культуры неодинаково выполняют роль сплачивающего или различающего средства для различных видов этнических образований. Поэтому в исследовании этнических общностей все большее место занимает рассмотрение разнообразных функций культуры. Одной нз существенных среди них и вместе с тем слабоизученных выступает этнознаковая роль культуры. Ее изучение находится в поле внимания лингвистики, фольклористики, искусствознания, археологии, психологии и других смежных наук.

Культура, как известно, выполняет самые разнообразные функции. В частности, в нашей научной литературе выделяются следующие "технические" функции культуры:

1) инструментальная функция, с которой в первую очередь связана "механическая" техника, выступающая преимущественно как специфическая система средств совместною воздействия человеческих индивидов на материальную среду;

2) нормативная, функция, сопряженная с "организационной" техникой ("соционормативной" культурой) как специфической системой средств организации коллективной жизни;

3) сигнификативная функция, выражающаяся в "символической" ("знаковой") технике как специфической системе средств, благодаря которой осуществляются умственные и эмоциональные действия человека;

4) коммуникативная функция, неразрывно связанная со знаковой техникой, обеспечивающая общение людей.

Наряду с этими "техническими" функциями культуры, в известном смысле простирающимися на все общество, можно выделить ее "специфические" функции, связанные с обеспечением отдельных видов социальных потребностей. Таковы, например, эстетическая, познавательная и религиозная функции. Все они в той или иной степени пересекаются с "техническими" функциями культуры. Каждой из них соответствует особая сфера культуры, однако их проявление данными сферами обычно пе ограничивает: я (например, эстетическую функцию выполняет не только такая сфера культуры, как искусство, но и другие ее сферы).

Среди выполняемых культурой многочисленных ролей представляется правомерным особо выделить ее этническую функцию. Эту функцию выполняет совокупность этнодифференцирующих и этноинтегрирующих свойств культуры. Свойства культуры теснейшим образом сопряжены с остальными функциями культуры, нередко выступая фактически в качестве одной из их сторон. Более того, фактически этнические функции выступают в качестве своеобразного дополнении к основным функциям культуры. Как известно, особенно характерно такое "дополнение" к традиционным компонентам культуры, хотя ото не исключает выполнения этнических функций и культурными инновациями.

Обычно при характеристике этнических общностей особое внимание уделяется дифференцирующей функции. Однако не следует исключать и этноинтегрирующие функции культуры. Ведь при всей значимости свойств, выделяющих каждый этнос среди других аналогичных общностей, непременным и важнейшим условием его существования как целостной системы остаются интегрирующие функции культуры. Если лишить этнос внутренних культурных связей, то он неизбежно разрушится.

Интегрирующие этнос культурные компоненты сами по себе далеко не однородны.

Они различаются не только по своим основным функциям, но и по пространственным параметрам. А это придает культуре этноса своеобразную многослойность. В свою очередь в такого рода многослойности можно выделить несколько уровней. Наиболее "глубинным" и в то же время "макромасштабным" является тот, что относится к общечеловеческим чертам. Они связаны прежде всего с удовлетворением простейших потребностей людей. И не только в наше время, но и в далеком прошлом не так уж много было народов, не знавших, например, жилища или одежды, не говоря уже об орудиях труда. Естественно, что этот "глубинный" слой культуры не выполняет этнодифференцирующих функций.

Следующий слой культуры, которым обладает значительное число этносов, охватывает обычно значительную часть континента (субконтинент), а иной раз целый континент пли даже несколько их; условно такой слои может быть назван "субконтинентным" или континентальным. Примером этого может служить наличие в традиционном жилище народов Европы двух основных типов. Один из них представлен каркасно-столбовыми постройками с косыми балками-консолями, пространство между которыми заполняется не несущими вертикальной нагрузки материалами (так называемой "фахверк"). Другой - срубный дом из горизонтальных бревенчатых венцов. Если первый характерен главным образом для Западной Европы (от Англии, Франции и Скандинавии до Австрии и Балкан), то второй - для Восточной (для поляков, белорусов, русских, финноугорских и тюркских народов Поволжья), хотя известен также в Альпах и Пиренеях. Не менее показательно и деление одежды на два основных типа: несшитую и сшитую. Наиболее древними, судя по всему, являются различные виды несшитой одежды, ведущие свое происхождение от набедренных повязок. Но уже в верхнем палеолите, очевидно, в связи с похолоданием, имевшим место 38-35 тыс. лет тому назад, появляется сшитая одежда. Охотники того времени, населявшие северные полосы Европы и Азии, стали носить меховые штаны и куртки.

В поле зрения этнографов должны находиться и те пространственные особенности культуры, которые связаны с хозяйственно-культурными типами. Под таковыми, как известно, в нашей этнографической науке принято понимать определенные комплексы хозяйства и культуры, каждый из которых может быть одновременно характерен для нескольких народов самых различных частей ойкумены.

Привлекают внимание этнографов и такие ареально-культурные образования, как историко-этнографические области. Под таковыми понимаются части ойкумены, у населения которых в силу общности социально-экономического развития, длительных связей и взаимного влияния сложились сходные культурно-бытовые черты. Эти черты проявляются как в материальной, так и в духовной традиционной культуре, особенно в тех ее элементах, что несут эстетическую нагрузку. Нередко такого рода черты в значительной мере обусловлены природной средой (не случайно историко-этнографические общности в большей или меньшей степени совпадают с географическими ареалами).

Одна из непосредственных задач этнографической науки исследование так называемых метаэтнических общностей. Имеются в виду образования, охватывающие несколько основных этнических подразделений, но обладающих этническими свойствами меньшей интенсивности, чем каждое из таких подразделений. При этом метаэтнические общности отличаются чрезвычайным разнообразием по своему генезису, системообразующим компонентам, масштабам. При всей значимости всех рассмотренных слоев культуры этноса для его функционирования все же важнейшая роль в данном отношении принадлежит тем компонентам его культуры, которые обладают типичными для него чертами.

В силу взаимодействий культур, а также определенной культурной конвергентности в развитии народов преобладающая часть этнических особенностей в сфере культуры имеет, так сказать, относительный характер. Каждый значительный компонент этноса по-своему выражает этническую специфику, притом далеко не одинаково в разных конкретно-исторических ситуациях. Соответственно определение задач этнографии при изучении этнодифференцирующих свойств культуры этноса предполагает ее покомпонентное рассмотрение.

Обычно легче всего поддаются фиксации этнические особенности в опредмеченных результатах человеческой активности, прежде всего в материальной культуре. Не случайно ее традиционные виды уже давно привлекают пристальное внимание этнографов во всех странах, где существует эта дисциплина (или ее ближайшие аналоги). Русская этнографическая наука вносит существенный вклад в изучение таких компонентов материальной культуры, как сельскохозяйственные орудия, поселения, жилище, одежда, домашняя утварь, пища и т. д. Исследования эти касаются многих народов России, а также ряда зарубежных стран.

Рассматривая обычно каждый из этих компонентов культуры как целостное исторически изменяющееся явление, всесторонне характеризуя его, наша этнографическая наука тем самым в значительной мере выполняет функции истории материальной культуры.

Выполнение этнографами роли историков материальной культуры нередко приводит к тому, что "вещеведческий" аспект изучения отдельных видов материальной культуры, прежде всего их описание, заслоняет основную задачу этнографических исследований. Правда, определенный сдвиг в этом отношении уже есть. Развернувшаяся в последнее время работа над историко-этнографическими атласами позволяет выявить конкретные ареалы отдельных компонентов материальной культуры (земледельческих орудий, одежды и др.) Положено начало сравнительно-типологическому изучению отдельных видов материальной культуры.

С традиционными формами материальной культуры весьма тесно связаны такие компоненты обыденного сознания, как различные виды народных знаний. К их этнографическому изучению полностью относится все то, что сказано в данной связи об изучении самой материальной культуры.

В этнографии хозяйственная деятельность народа - этноса является началом начал, так как от ее характера зависит формирование всех сторон культуры и социальной жизни. Этнографы различают основные занятия, дающие средства существования данной этнической общности, и подсобные занятия - трудовую деятельность отдельных групп этноса, постоянно или многих, в свободное от основных занятий время (различные промыслы, изготовления одежды, утвари, орудий труда и т.п.).

При описании материальной культуры, особенно когда ставится задача изучения этногенетических проблем, существенное внимание уделяется одежде, так как в ее традиционном составе, материале, оформлении, покрое находит отражение этническая специфика. Одежда - специальное средство защиты человеческого тела. Одежда бывает повседневная, праздничная, обрядовая. К последней относится одеяние священнослужителей, специальные платья, надеваемые при исполнении различных обрядовых действ.

По общему виду одежда делится на:

Глухую (без разрезов спереди, одевается через голову, характерна для северных районов)

Распашную, наиболее широко распространенную.

По расположению на человеческом теле различают одежду нательную (одета на голое тело),

Верхнюю (одета поверх нательной),

Плечевую (укрепляется на плечах-халаты, куртки "и т. д.),

Поясную (укрепляется на поясе - штаны, юбки),

Набедренную (укрепляется на бедрах; характерна как единственная форма одежды в тропических странах, например, набедренная повязка, пояса стыдливости, передники).

Покрой одежды зависит от материала, а при изготовлении из ткани - от ширины ее. Выделяется одежда трех типов покроя

Цельнокроенная (из одной шкуры или" целого куска материи),

Туникообразная (узкое полотно перекинуто через плечо и рукава вшиты у плеча)

Кимонообразная (широкое полотно, дающее возможность кроить плечо вместе, с рукавом или частью рукава). Несомненную этническую специфику может нести и запах одежды - расположение полок относительно друг друга в распашном типе. Полы могут сходиться посредине, такую одежду называют либо прямозастежнай, либо - с прямым разрезом; левая пола может находить на правую - левополая на левую - правополая одежда, или одежда с правым запахом. Например, в каменных тюркских изваяниях подчеркнута такая специфика расположения полок, отличающая тюрок от монголов или китайцев.

Учитывая, что одежда есть средство защиты тела, а, по представлениям людей доклассовой эпохи, тело должно быть защищено от злых-духов и могло быть защищено символами рода (родовыми знаками, иными отличительными признаками, как, например, родовое различие мяо передавалось в одежде через специфический цвет ткани для людей одного рода), этнография в общей теме "одежда" рассматривает различные украшения на голом теле и типы причесок. К украшениям относятся татуировки, нашейные украшения (гривны, кольца, ожерелья), ручные и ножные браслеты, кольца, повязки.

Этнографы в разделе материальной культуры изучают также традиционные виды транспорта и связи. Под транспортом понимаются средства передвижения людей и грузов, в которые входят различного вида колесные конструкции, традиционные приспособления типа волокуш, вьюков, коромысел, носилок, паланкинов, корзин и т. д. Под связью - традиционные системы передачи сигналов и сообщений как для экстраординарного (появление врага, угрозы стихийного бедствия, эпидемии), так и обыденного (счет поколениям, удостоверение общественных полномочий, начала фискальных помет) случаев.

К традиционным видам связи относятся сигнальные костры, узелковое письмо, зарубки и засечки на деревьях или специальных предметах; язык жестов, пиктография и т. П

Включайся в дискуссию
Читайте также
Йошта рецепты Ягоды йошты что можно приготовить на зиму
Каково значение кровеносной системы
Разделка говядины: что выбрать и как готовить?