Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Литературная игра-викторина «Угадай сказку. Литературная викторина «Путешествие по сказкам» Четвёртый конкурс «Невидимка»

Викторина по сказкам. «Наши любимые сказки»

Цель:
- Закрепить и расширить знания детей о сказках;
- развивать индивидуальные литературные предпочтения;
- пробудить в детях интерес к театрализованной игре, развивать интонационную выразительность речи, формировать умение строить диалог между сказочными героями, обогащать словарный запас детей;
- воспитывать такие качества как взаимовыручка, товарищество, дружелюбие;
- способствовать налаживанию межличностных отношений между детьми группы, их родителями и педагогами;
- вызвать положительный эмоциональный отклик, желание принимать участие в командных соревновательных играх развивающего характера

Интеграция :
Познание, коммуникация, чтение художественной литературы, социализация, музыка, физическая культура.
Предварительная работа :чтение, рассказывание сказок, беседы по сказкам, тематическая выставка «В мире сказок», театрализованная деятельность игры с настольным театром.
Организационный момент : дети делятся на 2 команды, придумывают название команд.
Материал: аудио записи, слайды сказочных героев, сказочных предметов и иллюстраций к сказкам.
Ход викторины:
Дети под музыку «В гостях у сказки» входят в группу.
Здравствуйте ребята! Скажите ребята, а вы любите сказки? Сказка – это удивительный, волшебный мир, в котором происходят самые необыкновенные чудеса и превращения. А вы любите сказки? Тогда я предлагаю вам провести литературную викторину «Наши любимые сказки». Давайте поприветствуем, друг друга, команду – «Сказочники» и команду – «Волшебники».Ребята давайте поприветствуем наше жюри. Жюри будет оценивать каждый ваш правильный ответ одним балом, а в конце нашей викторины подведут итог.
И так начнем нашу викторину с разминки. Я буду по очереди задавать вопросы каждой команде, а вы должны быстро отвечать. Готовы? Начинаем!
1 конкурс «Разминка»
1. С кем встречался Колобок во время путешествия? (с зайцем, волком, медведем, лисой)
2. Кто тянул Репку? (дед, бабка, внучка, Жучка, кошка,мышка)
3. Какое яйцо снесла курочка Рябя? (золотое)
4. К кому шла Красная Шапочка? (к бабушке)
5. Крокодил, друг Чебурашки. (Гена)
6. Как звали трёх поросят? (Ниф-Ниф, Наф-Наф, Нуф-Нуф)
7. Кто потерял хрустальную туфельку? (золушка)
8. Что купила на базаре Муха – Цокотуха? (самовар)
9. Кто разбил золотое яичко? (мышка)
10. Чем ловил рыбу Волк в русской народной сказке «Лиса и Волк»? (хвостом)
11. Кто сделал Буратино? (Папа Карло)
12. Кто помогал девочке с братом скрыться от гусей? (молочная река - кисельные берега, яблоня, печка)
13. Кто поймал стрелу Ивана царевича? (царевна лягушка)
14. Какая избушка была у лисы? (ледяная)
2 конкурс «Узнай сказку по описанию»
Молодцы вижу что хорошо подготовились. Следующий конкурс «Узнай сказку по описанию» сначала внимательно послушайте, а потом отвечайте.
1. В сказке небо синее,
В сказке птицы страшные.
Яблонька, укрой меня!
Реченька, спаси меня!
«Гуси-лебеди»

2.На лесной опушке
Стояли две избушки.
Одна из них растаяла,
Одна стоит по-старому.
«Заюшкина избушка»

3.Вор пшеницу воровал,
А Иван его поймал.
Вор волшебным оказался,
И Иван на нем катался.
«Сивка-бурка»

4.Вымолвил словечко –
Покатилась печка
Прямо из деревни
К царю и царевне.
И за что, не знаю,
Повезло лентяю?
«По щучьему велению»

5.Ах ты, Петя-простота,
Сплоховал немножко:
Не послушался кота,
Выглянул в окошко.
«Кот, петух и лиса»

6.Нет ни речки, ни пруда.
Где воды напиться?
Очень вкусная вода
В ямке от копытца.
«Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

7.А дорога – далека, а корзинка – нелегка.
Сесть бы на пенек, съесть бы пирожок.
«Маша и медведь»

8. Из муки он был печен,
На сметане был мешен.
На окошке он студился,
По дорожке он катился.
Был он весел, был он смел
И в пути он песню пел.
Съесть его хотел зайчишка,
Серый волк и бурый мишка.
А когда малыш в лесу
Встретил рыжую лису,
От нее уйти не смог.
Что за сказка?
«Колобок»

9. Мышка дом себе нашла.
Мышка добрая была.
В доме том, в конце концов
Стало множество жильцов.
«Теремок»

10. Красна девица, грустна
Ей не нравится весна,
Ей на солнце тяжко,
Слёзы льёт бедняжка.
«Снегурочка»
3 конкурс «Угадай героя сказки».
Ребята, а сейчас все внимание на экран. Вам нужно отгадать героя сказки, и из какой он сказки к нам пришел. (На экране телевизора показываются слайды) Ребята отгадайте про кого загадка

В темном лесу есть избушка, стоит задом наперед.
В той избушке есть старушка – А зовут ее (Яга).
Молодцы, а давайте маленько отдохнем.
Физ минутка «Баба Яга». (включается аудио запись)
4 конкурс «Исправь ошибку»
«Петушок Ряба», «Даша и медведь»
«Волк и семеро ягнят», «Утки – лебеди»
«Лисичка с кастрюлькой», «Заюшкин домик»
«Царевна Индюшка», «Катя и братец Иванушка»
«Иван-царевич и зеленый волк», «Лисичка-сестричка и серая мышь»
«По собачьему веленью», «Пузырь, соломинка и ботинок».
5 конкурс «Угадай сказку»
Все внимание на экран. Вам нужно угадать и назвать название сказки. (На экране показываются иллюстрации к сказкам).
6 конкурс «Назови волшебный предмет»
Ребята посмотрите на экран телевизора назовите сказочный предмет и в чем его сила.
На экране появляются предметы:
Рукавичка, ковер – самолет, сапоги - скороходы, зеркало, метла, волшебная палочка, клубок, хрустальная туфелька, золотой ключик, золотое яичко, рыба кит, карета из тыквы.
Молодцы, все назвали и ответили.
Ребята вот и подошла наша викторина к концу. А сейчас наше уважаемое жюри подведет и объявит результат.
Объявляется результат, и вручаются небольшие подарки детям.
Ребята мы со сказками не прощаемся, а говорим им до свидания и до новых встреч.

Тип мероприятия: игра-викторина.

Цели:

  • обобщить знания учащихся о сказках;
  • корригировать речемыслительную деятельность учащихся;
  • воспитывать любовь к чтению.

Оборудование: чудесный мешочек (яблоко, яйцо, мыло, мука, игла, деревянная ложка, азбука), телеграммы, разрезные картинки, кроссворды.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

Ведущий: Добрый день, дорогие ребята! Здравствуйте, уважаемые гости! Все вы очень хорошо знаете сказки, среди них есть самые любимые, которые рассказывают о добрых и злых волшебниках, о могучих богатырях и прекрасных царевнах. Сегодня мы с вами совершим путешествие в сказку, проведем игру-викторину “Что за прелесть эти сказки!”

– Сегодня у нас встречаются две команды. Они приготовили название и приветствие друг другу.(команды выступают)

1. Разминка

Ну, что, ребята, поиграем.
Я начну, а вы – кончайте,
Только в рифму отвечайте!

1. Перед волком он дрожал,
От медведя убежал,
А лисице на зубок
Всё ж попался… (колобок) .

2. В реках Африки давно
Злое плавает бревно.
Кто б навстречу ни проплыл
Всех проглотит … (крокодил) .

3. Враг людей и враг зверей –
Злой разбойник … (Бармалей) .

4. Всех на свете он добрей,
Лечит он больных зверей.
А однажды бегемота
Вытащил он из болота.
Добротою знаменит,
Это доктор … (Айболит) .

5. Он со всеми неизменно
Вежлив, кто б ни приходил.
Догадались, это Гена,
Это Гена … (крокодил) .

6. Его хозяин – мальчик Робин,
Его приятель – Пятачок.
Он раз был облаку подобен,
Он прост, но он не дурачок.
Для него прогулка – праздник,
И на мёд особый нюх.
Это плюшевый проказник
Медвежонок … (Винни-Пух) .

7. Он знаком всем малым детям,
Обожают все его.
Но таких на целом свете
Не найдёшь ни одного.
Он не лев, не слон, не птица,
Не тигрёнок, не синица,
Не котенок, не щенок,
Не волчонок, не сурок.
Он снимается в кино,
И известна всем давно
Эта милая мордашка,
А зовется … (Чебурашка) .

2. Дополни имя

Загадывается каждой команде по очереди.

  • Кощей-Бессмертный
  • Василиса-Прекрасная
  • Баба-Яга
  • Змей-Горыныч
  • Сестрица-Алёнушка
  • Мальчик-с-пальчик
  • Иван-царевич
  • Братец-Иванушка
  • Крошечка-Хаврошечка
  • Курочка-Ряба
  • Конёк-Горбунок
  • Царевна-Лягушка
  • Жар-птица
  • Ковёр-самолёт
  • Гуси-Лебеди
  • Иванушка-дурачок

3. Узнай сказку по отрывку

– Ребята, неужели вы знаете все-все сказки? Замечательно! И всё-таки я чуть-чуть сомневаюсь в ваших знаниях. Предлагаю вам игру “ Узнай сказку по отрывку “. Слушайте внимательно.

1. Девочка взяла самую большую ложку и похлебала из самой большой чашки. (“Три медведя”)

2. Красна девица грустна –
Приближается весна.
Ей на солнце тяжко –
Слёзы льёт бедняжка. (“Снегурочка”)

3. А дорога – далека,
А корзина – нелегка.
Сесть бы Мише на пенёк,
Съесть бы вкусный пирожок. (“Маша и медведь”)

4. Нет ни речки, ни пруда.
Где воды напиться.
Очень вкусная вода
В ямке из копытца. (“Сестрица Алёнушка и братец Иванушка”)

5. Жил старик со своею старухой у самого Синего моря. Они жили в ветхой землянке ровно тридцать лет и три года. (“Сказка о рыбаке и рыбке”)

6. Тут в избе углы затрещали, крыша зашаталась, стены вылетели, и печь сама пошла по улице, по дороге прямо к царю. (“По щучьему велению”)

7. Ехали медведи на велосипеде,
А за ними кот задом наперёд. (“Тараканище”)

8. Летела стрела и попала в болото,
А в этом болоте поймал её кто-то,
Кто распростился с зелёною кожей.
Сделался мигом красивой, пригожей. (“Царевна-лягушка”)

9. У отца был мальчик странный,
Необычный, деревянный.
Он имел предлинный нос.
Что за сказка – вот вопрос? (“Золотой ключик или приключения Буратино”)

10. Был похож на мяч немножко
И катался по дорожкам.
Укатился ото всех, кроме рыжей,
Вот так смех! (“Колобок”)

11. Охраняют град не зря
Тридцать три богатыря.
В граде том богатства есть,
Злата, серебра не счесть. (“Сказка о царе Салтане…”)

12. Рыбка не простая, чешуёй сверкает,
Плавает, ныряет, желанья исполняет. (“Сказка о рыбаке и рыбке”)

4. Телеграммы

– Ребята, сегодня утром нам в школу доставили пакет. Посмотрим, кому он адресован? (На конверте надпись: “г. Зеленогорск, школа Мастеров. Детям, которые хорошо знают сказки.”)
– Ребята, а вы хорошо знаете сказки?
– Ну, что ж, посмотрим, что находится внутри. (Достаю телеграммы.)
– Ребята, оказывается, эти телеграммы пришли от персонажей сказок. Давайте отгадаем, от кого они.

  • Бабушка и дедушка, спасите! От волка убежал, но за мной гонится лиса! (Колобок)
  • Приходил волк и съел шестерых козлят. Спасите моих братьев! (Козленок)
  • Приезжайте, снесла золотое яичко! (Курочка Ряба)
  • Дядя Фёдор! Срочно приезжай! Кот Матроскин с Шариком поругались! (Почтальон Печкин)
  • Срочно приезжайте! Пора тянуть репку. (Репка)
  • Спасите! Меня дед выловил в Синем море! (Золотая рыбка)

5. Заморочки из мешочка

– Ребята, а вы обратили внимание, что у нас есть чудесный мешочек. Кто знает, что в нём? А вот и записочка рядом, что же в ней написано? (открываю записку) “Ребята, помогите эти вещи вернуть в сказки. Они нам очень нужны!” Герои сказок.

Вызывается по одному ребёнку из команды по очереди. Они достают предметы, отгадывают из какой они сказки.

В мешочке: мыло (“Мойдодыр”) , мука (“Колобок”) , яйцо (“Курочка Ряба”) , азбука (“Приключения Буратино”) , яблоко, зеркало (“Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях”) ,

6. Собери мозаику

– Ребята, а сейчас я предлагаю вам следующее задание: вам нужно составить картинку из разрезанных кусочков бумаги и отгадать из какой она сказки.

Дается по два конверта – дети собирают мозаику.

1-я сказка – “Серая Шейка.”

2-я сказка – “Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях.”

Кроссворды

– Ну а сейчас, я думаю, вам будет предложено самое трудное задание: вы должны разгадать кроссворд. Итак, кто же из вас будет первый? (См. Приложение )

7. Весёлый наборщик

– Переставьте буквы так, чтобы получилось название сказки.

1. Н С Р К А Я А А П К Ш О Ч А

(Красная шапочка.)

2. М О В О Ч К А Д Ю Й

(Дюймовочка.)

3. И Т Р Д Е Д М Я В Е

(Три медведя.)

– Ребята, почти все сказки начинаются и заканчиваются очень мудрыми словами. Я вам предлагаю из слогов собрать концовку сказки. (См. Приложение )

1. Стали себе жить-поживать, да добра наживать.
2. Вот и сказке конец, а кто слушал – молодец!

– Вы сегодня действительно доказали, что очень хорошо знаете сказки. Я с удовольствием каждому из вас подарю книгу сказок.

Мы все очень любим сказки. И взрослые, и тем более дети. А хорошо ли вы знаете сюжеты и персонажей любимых сказок? Чтобы это выяснить нужно всего лишь попробовать разгадать наши загадки про сказки, которые собраны на этой странице. И вы сразу поймете чем на самом деле отличается золотая рыбка от Алладдина! 🙂

Бабушка внученьку очень любила.

Красную шапочку ей подарила.

Девочка имя забыла свое.

Вы подскажите, как звали ее?

(Красная шапочка).

Носик – круглый пятачок.

Им везде удобно рыться.

Хвостик – маленький крючок.

Вместо туфелек – копытца.

Трое их, и до чего же

Братья меж собой похожи.

Угадай же без подсказки,

Кто герои нашей сказки?

(Три поросенка: Наф-Наф, Ниф-Ниф, Нуф-Нуф).

Был он долго не известным.

Стал он – каждому дружком.

Всем из сказки интересной

Мальчик-луковка знаком.

(Чиполлино).

Лечит маленьких зверят,

Лечит взрослых и ребят.

Сквозь очки на всех глядит

Добрый доктор (Айболит).

Любит всех он, неизменно,

Кто б к нему не приходил.

Замечательный наш Гена,

Добрый Гена (крокодил).

Возле леса, на опушке,

Трое их живет в избушке.

Три стола там и три кружки.

Три кровати, три подушки.

Угадали, без подсказки,

Кто герои этой сказки?

(Три медведя).

Добродушный и не злобный

Этот милый чудачек.

Друг его – такой особенный –

Очень милый – Пятачек.

Для него прогулка – праздник

И на мед – особый нюх.

Этот плюшевый проказник –

Медвежонок (Винни-Пух).

С букварем шагает в школу

Деревянный мальчуган.

Попадает, вместо школы, –

В полотняный балаган.

Вспомнили вы эту книжку?

Как зовут того мальчишку?

(Буратино).

Он – дружок зверушкам, детям.

Он – живое существо.

Но таких на целом свете

Больше нет ни одного.

Он – не зайчик, не лисица,

Не котенок, не щенок.

Он – не рыбка и не птица,

Не бобер и не сурок.

Но известна всем давно

Эта, снятая в кино,

Симпатичная мордашка,

Что зовется (Чебурашка).

Кто-то за что-то

Ухватился цепко.

Тянет – не вытянет,

– Ох, засела крепко.

Позову помощников,

Пускай прибегут.

Вытянет упрямицу

Только общий труд.

Кто засел так крепко?

Может, это…(репка?).

Оказалась девочка

В чашечке цветка.

И была та девочка –

Чуть больше ноготка.

В кроватке из ореха

Девочка спала.

И такою маленькой

Милою была.

Ты читал такую книжку?

Как зовут эту малышку?

(Дюймовочка).

Как медленно близится вечер.

Хочу, чтоб быстрей он настал.

Хочу в золоченой карете

Явиться на сказочный бал.

Никто во дворце не узнает,

Откуда я, как я зовусь.

Однако, лишь полночь настанет,

Я снова в избушку вернусь.

(Золушка).

Дорога – далекая, корзина – тяжелая.

Сесть бы на пенек. Скушать пирожок.

(Маша и медведь).

Старушка цветочек один сорвала.

И девочке Жене его отдала.

В его лепестках есть волшебная сила.

Их девочка Женя о чем-то просила.

И что-то шептала, его отрывая.

Скажи, как зовется сказка такая?

(Цветик – семицветик).

Из сказок своих любимых

Вы, конечно, вспомните сейчас,

Кто охотился за добрым Буратино?

Ну, конечно, злой разбойник, …(Карабас).

Быстро скачет чудо-лошадь.

На себе парнишку носит.

Эта лошадь – не простая –

Чудо-грива – золотая.

А у лошади – сынок –

Удивительный сынок.

И волшебный тот конек

Назывался …(Горбунок).

На сметане он замешан.

На окошке был остужен.

Круглый и румяный бок.

Покатился …(колобок).

Там – синее море

И берег пологий.

Старик вышел к морю,

Чтоб невод забросить.

Теперь мы читателя

Нашего спросим,

Кого он поймает,

И, что он попросит?

(Золотую рыбку).

Разгадали все загадки про сказки? Молодцы! Посмотрите другие , которые мы для вас собрали на этом сайте. Уверены, вы обязательно найдете для себя и деточки что-нибудь интересное. Например, или . Уверены, вам понравится!

Петракова Н.А.
Угадай сказку
(игра для учащихся 5­6 классов)
Цели:
 В увлекательной игровой форме развивать у учащихся устойчивый
интерес и любовь к чтению.
 Развитие навыков устной связной речи, обогащение словарного запаса.
 Развитие творческой активности.
Эта игра проводится в форме телепередачи «Угадай мелодию» в
несколько этапов. Участник, набравший меньшее количество очков или звезд,
выбывает из игры.
I тур ­ Отборочный: «Русские народные сказки»
(Всем желающим задаются вопросы. За каждый правильный ответ
вручается звезда. В основную игру выйдут те, у кого будет три и более звезды.
Их должно быть не более 5 человек.) Читаются отрывки из сказок, название
которых и служат ответом.
1. Старик затужил, заплакал; однако посадил дочку на сани, хотел
прикрыть попонкой – и то побоялся; повёз бездомную во чисто поле,
свалил на сугроб, перекрестил, а сам поскорее домой, чтоб глаза не
видали дочерниной смерти. (Морозко)
2. Пришла девочка, глядь – братца нету! Ахнула, кинулась туда­сюда –
нету! Кликала, заливалась слезами, причитала, что худо будет от отца и
матери, ­ братец не откликнулся! Выбежала в чистое поле; метнулись
вдалеке гуси­лебеди, и пропали за темным лесом. (Гуси­лебеди)
3. Стрелец не оробел, схватил ружье, стрелил и попал ей в левое крыло;
вместо собаки кинулся другой Семён, схватил лебедь на море и принес
1

на корабль. Лебедь обернулась опять царевной, только левая рука у неё
была подстрелена. Лекарь у них свой, тотчас руку у царевны вылечил.
(7 Симеонов)
4. Царю жалко было козленочка, да делать нечего – она так пристает, так
упрашивает, что царь наконец согласился и позволил его зарезать.
Видит козленочек: уж начали точить на него ножи булатные, заплакал
он, побежал к царю и просится:
­Царь! Пусти меня на море сходить, водицы испить, кишочки
всполоскать. (Сестрица Аленушка и братец Иванушка)
5. Иван­царевич пошел выбирать себе коня, на которого руку положит,
тот и падает; так и не смог выбрать себе коня, идет по городу, повесил
голову. Ниоткуда взялась старуха, спрашивает: «Что, Иван­царевич,
повесил голову?» ­ «Уйди, старуха! На руку положу, другой
пришлепну – мокренько будет.» (Кощей Бессмертный)
6. Прошел еще один год; говорит Иван­царевич своей младшей сестрице:
«Пойдем во зеленом саду погуляем!» Погуляли немножко, и опять
встает туча с вихрем, с молнией. «Вернемся, сестрица, домой!»
Вернулись домой, не успели сесть, как ударил гром, раздвоился
потолок, и влетел ворон; ударился об пол и сделался добрым
молодцем. «Ну, Иван­царевич, прежде я гостем ходил, а теперь пришел
сватом: отдай за меня Анну­царевну!» (Марья­Моревна)
7. Пришли братья к царю и подали полотенца. Хорошее полотенце у
старшего сына, у среднего – еще лучше, а Иван­царевич подал
полотенце – и нельзя описать: красивей всех и лучше всех. Задает царь
еще задание, чтобы на другой день принесли все по скатерти. Старший
брат пошел своей жене заказывать, средний – своей, а Иван­царевич
опять заливается слезами, идет к речке. (Царевна­лягушка)
8. Царевич ударился об пол – и сделался перышком; она положила
перышко в коробочку и отворила дверь. Сестры и туда смотрят, и сюда
2

заглядывают – нет никого! Только они ушли, красная девица открыла
окно, достала перышко и говорит: «Полетай, мое перышко, во чистом
поле, погуляй до поры до времени!» (Перышко Финиста – Ясна сокола)
9. Шел он целый день и устал несказанно, и только хотел присесть
отдохнуть, вдруг нагнал его серый волк и говорит ему: «Жаль мне тебя,
Иван­царевич, что ты изнурился, жаль мне и того, что я заел твоего
коня… Садись на меня и скажи, куда тебя везти и зачем?» (Иван­
царевич и серый волк)
10.Он залез в левое ухо – напился, наелся, в правое – нарядился. И стал
такой молодец – ни вздумать, ни взгадать, ни пером описать! Поехал;
обгоняет весь народ, катит – вся земля дрожит! Догнал братьев –
хлестнул плетью. (Сивка – бурка)
11.Барин пошел посмотреть, а в ухе лошади действительно мальчик, в
золотой шапочке. Барину понравилась золотая шапочка, он и говорит:
«Мальчик, дай мне золотую шапочку – жениться», – «Тебе дай, ты не
отдашь». – «Нет, отдам, дня через два привезу!» Отдал мальчик
шапочку, барин взял, сел и уехал. (Мальчик спальчик)
II тур ­ Былинный
1. Из того ли то из города из Мурома,
Из того села из Карачарова
Выезжал удаленький дородный добрый молодец.
Он стоял заутреню во Муроме,
Ай к обедне поспеть хотел он в стольный Киев­град.
(Илья Муромец и Соловей разбойник)
2. Взговорит Алеша Попович млад;
­ Ай ты, братец Яким Иванович,
В грамоте поученый человек,
Посмотрим на камени подписи,
Что на канени подписано.
3

(Алеша Попович и Тугарин Змеевич)
3. А во том­то городе во Коргуне
Ни царя­то не было, ни царевича,
А ни короля – то не было и ни королевича
Как ни князя не было и ни княжевича:
Тут жила – была Маринка дочь Кайдалова
(Глеб Володьевич)
4. Подъезжает он ко речке ко Смородинке
Да ко той он ко грязи он ко Черной,
Да ко тою ко березе ко поклялыя,
К тому славному кресту ко Леонидову,
Засвистал­то Соловей, да по соловьеву,
Закричал злодей­разбойник по звериному.
(Илья Муромец и Соловей ­ разбойник)
5. Щукой – рыбою ходить ему в глубоких морях,
Птицей – соколом летать ему подоблака,
Серым волком рыскать да по чистым полям.
(Вольга и Микула Селянинович)
6. Закинул тоньку в Ильмень – озеро,
Добыли рыбу – золоты перья;
Закинули другую тоньку в Ильмень­ озеро,
Добыли другую рыбу – золоты перья;
(Садко)
7. –Ай ты ей, Владимир стольно­киевский!
А нынче что у тебя теперь на разуме;
Выдаешь девчину сам за женщину,
За меня, Василисту за Микуличну?
(Ставр Годинович)
4

8. – Видно, царь морской требует
Живой головы во сине море,
Делайте, братцы, жеребья вольжаны,
Я сам сделаю на красноем на золоте,
…Спускайте жеребья на сине­море:
Чей жеребий ко дну пойдет,
Таковому идти в сине море.
(Садко)
Окончился II тур. К сожалению, нашу игру покидают те, кто набрал
меньшее количество звезд (называются выбывшие так, чтобы осталось 2
человека). Но победителя нет, если нет проигравшего.
III тур ­ Финал: Сказки А.С.Пушкина
(Участники торгуются начиная с 7 строк после подсказки.)
1. Сказка о чудесах на суше и славных делах на воде.
(Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе
Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди)
Все теперь идут в палаты:
У ворот блистают латы,
И стоят в глазах царя
33 богатыря,
Все красавцы молодые,
Великаны удалые,
Все равны, как на подбор.
2. Сказка о том, что жадность к добру не приводит.
(Сказка о рыбаке и рыбке)
«Разбранила меня старуха,
Не дает старику мне покою;
Надобно ей новое корыто;
Наше­то совсем раскололось».
5

Отвечает золотая рыбка:
«Не печалься, ступай себе с богом,
Будет вам новое корыто».
3. Сказка о коммерсанте.
(Сказка о попе и о работнике его Балде)
Время идет, и срок уж близенько.
Поп ни ест, ни пьет, ночи не спит:
Лоб у него заранее трещит.
Вот он попадье признается:
«Так и так: что делать остается?»
Ум у бабы догадлив,
На всякие хитрости повадлив.
4. Сказка о говорящем флюгере.
(Сказка о золотом петушке)
Год, другой проходит мирно,
Петушок сидит все смирно.
Вот однажды царь Дадон
Страшным шумом пробуждён:
«Царь ты наш! Отец народа!­
Возглашает воевода –
Государь! Проснись! Беда!»
5. Сказка о чудесном воскрешении.
(Сказка о мертвой царевне и о 7 богатырях)
«Ты, конечно, спору нет;
Ты, царица, всех милее,
Всех румяней и белее.»
И царица хохотать,
И плечами пожимать,
И подмигивать глазами,
6

И прищелкивать перстами.
Вот и определился наш победитель. Им стал (называют Ф.И. победителя).
А теперь, если вы согласны, суперигра.
IV тур­ Суперигра: Сказы Бажова
За 3 минуты вам предстоит отгадать 7 сказов.
1. –Это дело в наших руках. Завтра пробьем дудку сперва на месте костра, а
потом под сосной испробуем. Тогда и увидим, пустяшный твой разговор
или всамделе что на пользу есть. С этим и спать легли. Федюнька тоже
калачиком свернулся, а сам думает: «Над чем это филин хохотал?»
(Огневушка – поскакушка)
2. Как темнеть стало, запобаивалась. Только глядит – Муренка лежит
спокойнехонько. Даренка и повеселела. Села к окошечку, смотрит в
сторону покосных ложков и видит – по лесу какой­то комочек катится.
Как ближе подкатился, разглядела – это козел бежит. Ножки тоненькие,
голова легонькая, а на рожках по пять веточек. (Серебряное копытце)
3. Поворотился Илюха в ту сторону. Видит ­ девчонка подходит. Простая
девчонка, в обыкновенный человеческий рост. Годов так восемнадцати.
Платьишко на ней синее, платок на голове синий, и на ногах бареточки
синие. А пригожа эта девчонка – и сказать нельзя. (Синюшкин колодец)
4. – Твоя взяла, Катерина! Бери своего мастера. За удалость да твердость
твою вот тебе подарок. Пусть у Данилы все мое в памяти останется.
Только вот это пусть накрепко забудет! – и полянка с диковинными
цветами потухла. – Теперь ступайте в ту сторону, ­ указала Хозяйка.
(Горный мастер)
5. Работа ходко идет. Низ камня отделал. Как есть, слышко, куст дурмана.
Листья широкие кучкой, зубчики, прожилки – все пришлось лучше нельзя.
Прокопьич и то говорит – живой цветок­то, хоть рукой пощупать. На, а
как до верху дошел – тут захолодило. Стебелек выточил, боковые листики
тонехоньки – как только держаться? (Каменный цветок)
7

6. И вот пошли. Она впереди, Степан за ней. Куда она идет – все ей открыто.
Как комнаты большие под землей стали, а стены у них разные. То все
зеленые, то желтые с крапинками. На которых опять цветы медные. Синие
тоже есть, лазоревые. Однем словом, изукрашены, что и сказать нельзя. И
платье на ней – на Хозяйке­то меняется. (Медной горы Хозяйка)
7. Как Настасья уехала, Танюшка побегала много – мало по хозяйству и
забралась в избу поиграть отцовскими камешками. Надела наголовник,
серьги навесила. В это время и пых в избу этот хитник. Танюшка
оглянулась – на пороге мужик незнакомый, с топором. Испугалась
Танюшка, сидит, как замерла, а мужик ойкнул, топор выронил, глаза
захватил, как обожгло их. (Малахитова шкатулка)
Награждение победителя.
Литература
1. Бажов П.П. Данило­мастер: Избранные сказы// Сокровища русской сказки. –
М.: ГИФ «Рос. Книж. СОБР.», 1993
2. Былины. Русские народные сказки. Древнерусские повести. – М.: «Детская
литература», 1979
3. Сказки русских писателей. ­ М.: «Детская литература», 1980
4. Фольклор народов России. В 2 т. – М.: Дрофа, Вече, 2002
8

Викторина «Путешествие в мир сказок» для начальных классов.

Пуханова Наталия Владимировна, педагог дополнительного образования, ОКУ «Железногорский центр соцпомощи», г. Железногорск Курской области.
Описание: Значение сказок в воспитании детей трудно переоценить. Накапливая в себе мудрость прежних поколений, они обретают воистину волшебную силу: обучающую, развивающую, исцеляющую. Сказки оказывают влияние на формирование мышления ребенка, на его поведение на протяжении всего детского возраста. Сказка – инструмент ненавязчивого обучения. Не секрет, что дети лучше всего воспринимают информацию, поданную в игровой форме. Сказки по праву считают мощнейшим инструментом обучения детей. Все дело в том, что они дают так называемые косвенные наставления. Дети мыслят образами, им гораздо проще представить себе ситуацию со стороны, где главными героями являются сказочные персонажи. Именно на примере героев сказок лучше всего усваивается важная жизненная информация.
Назначение: Предлагаю вам викторину для детей начальных классов по теме «Путешествие в мир сказок». Данный материал могут использовать педагоги, воспитатели, родители.
Цель:
- закрепление знаний воспитанников о сказках, сказочных персонажах и волшебных предметах.
Задачи:
- развивать мышление, наблюдательность, смекалку, речь, эмоциональную сферу;
- формировать ответственность, умение работать в группе и самостоятельно.
Оборудование:
- выставка книг-сказок, сказочные предметы (аленький цветочек, зеркальце, игла, мочалка, туфелька, горошина, стрела, яйцо, шапка), детские рисунки по сказкам, карточки.

Ход викторины:

Ведущая : Добрый день, ребята! Добрый день уважаемые гости! Сегодня мы с вами совершим путешествие в удивительный мир сказок.
С чего начинается радостный и волнующий мир детства? С колыбельных песен матери, с крепких рук отца, с запаха бабушкиных пирогов.
И, конечно со сказок. С помощью сказок мы познаём мир, учимся различать добро и зло, правду и ложь…
Сказки - это мы с вами, наши характеры, взгляды на жизнь, стремление к счастью и гармонии.
По настоящему мудр тот, кто не расстаётся со сказкой всю жизнь, потому что их красотой не устаёшь любоваться, а глубину сказки постигаешь лишь с годами.
Ребята!
- Что такое сказка?
(Сказка - это произведение устного народного творчества, повествование, выдумка, вымысел иногда с участием волшебных сил.)
- Какие бывают сказки?
(Народные и авторские).
- Назовите народные сказки…
(Ответы детей)
- Назовите авторские сказки…
(Ответы детей и показ портретов сказочников).
- Назовите имя известного русского писателя и сказочника.
(А.С. Пушкин.)

Ведущая:
Любят сказки все на свете
Любят взрослые и дети,
Любят слушать и смотреть,
Сказки могут душу греть.
1 тур. «Дополни имя»
Ведущая: Игра для разминки, включения ребят в игровую ситуацию. Я называю первое слово имени сказочного героя, вы продолжаете.
Кощей – Бессмертный
Василиса – Премудрая
Карабас - Барабас
Елена - Прекрасная
Сестрица - Алёнушка
Братец – Иванушка
Крошечка - Хаврошечка
Змей - Горыныч
Иван - Царевич
Финист – Ясный сокол
Снежная - Королева .


2 тур. «Кто дал полезный совет
1.Не открывай двери незнакомым людям. (Семеро козлят)
2. Чисти зубы, мой руки, принимай регулярно душ. (Мойдодыр)
3. Покушал, вымой за собой посуду. (Федора)
4. Не ходи по лесу один. (Красная Шапочка)
5. Помогай друзьям в трудных ситуациях. (Репка и Аленушка из сказки «Гуси лебеди»)
6. Тщательно пережевывай пищу, не торопись и не разговаривай во время еды. (Курочка из сказки «Бобовое зернышко»)
7. Не выполняй просьбы малознакомых людей. (Колобок)
8. Пей только чистую воду. (Братец Иванушка)
9. Попав в трудную ситуацию, не паникуй, а постарайся найти из нее выход. (Маша из сказки «Маша и медведь» и Герда)
10. Хорошо учись. (Буратино)


3 тур. «Юмористическая викторина»
Ведущая: Здесь вам необходимо отгадать сказочных героев юмористической викторины.

1. Что является достижением волшебного сказочного аппетита? (Скатерть самобранка)
2. Назовите сказочный летательный аппарат? (Ступа)
3. В какой сказке описана жизнь дружной коммунальной семьи? (Теремок)
4. Назовите имя царя, жившего так давно, что об этом уже никто не помнит? (Горох)
5. Какое самое надёжное средство ориентации в сказочных ситуациях? (Клубочек, стрела)
6. Назовите имя высокопоставленной особы, чья улыбка стоила сказочно дорого? (Царевна Несмеяна)
7. Как называется деталь женского платья, в котором помещаются реки, озёра, лебеди и другие элементы окружающей среды? (Рукав)
8. В какой сказке содержится рецепт приготовления диковинного по своим вкусовым качествам блюда из столярного инструмента? (Топора)


Молодцы, ребята!
4 тур. «Подумаем над сказкой»
Ведущая: Даны две сказки: «Петушок – Золотой гребешок» и «Колобок»
Каждой команде по сказке.
Надо ответить на следующие вопросы:

- Сколько героев в сказке?
- Какие слова чаще повторяются?
- Каков вывод из сказки?
«Петушок – золотой гребешок»
- 4 героя: петушок, кот, лиса, дрозд.
- «Петушок, петушок, золотой гребешок».
Маслена головушка, шелкова бородушка
Выгляни в окошко, дам тебе горошка».
- Вывод : «Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей».


«Колобок»
- 7 героев: бабка, дед, колобок, заяц, медведь, лиса, волк.
- «Я колобок, колобок, по амбару метен, по сусекам скребен, на сметане мешен, в печку сажен, на окошке стужен».
- Вывод: не надо забывать об осторожности с хитрецами (простота хуже воровства).


5 тур. «Кто быстрей?»
– Чем угощала лиса журавля? (Кашей)
– Чем подавился петушок? (Бобовым зёрнышком)
– Кто помог сестре спасти брата в сказке «Гуси-Лебеди»? (Мышка)
– Кого заморозил Мороз - Синий нос? (Купца)
– Что обещали купить родители дочке в «Гуси-Лебеди»? (Платочек)
– Кто спас Снегурочку в сказке «Девочка Снегурочка»? (Жучка)
– Кто помогал Крошечке - Хаврошечке выполнять работу? (Корова)
– На чьей кроватке уснула девочка в сказке «Три медведя»? (на Мишуткиной)


6 тур. «Вопросы из ларца»
1. Какое слово должен был выложить Кай из льдинок в сказке «Снежная королева? (Вечность)
2. Что хотелось приобрести Железному Дровосеку? (Сердце)
3. Очень правдивая вещь (Зеркальце говорящее)
4. Кто ел неправильный бутерброд? (Дядя Федор)
5. Какое самое справедливое желание загадала девочка в сказке «Цветик – семицветик»? (Вылечить мальчику ноги)
6. Какой рост был у девочки, спавшей в ореховой скорлупке? (Дюймовочка – 2,5 см)


7 тур. «По опорным словам угадай сказку!»
Ведущая: Каждой команде по очереди задается вопрос.
Осел, шляпа, сапоги, поле, замок («Кот в сапогах»)
Дорога, разбойники, музыка, дружба Бременские музыканты»)
Тыква, тюрьма, налоги, слезы, генералы («Чиполлино»)
Стадо, факел, лианы, волк, мальчик («Маугли»)
Бабушка, пирожки, лес, дровосеки, веревочка («Красная шапочка»)
Нора, крыло, эльф, цветок, ласточка, полевая мышь («Дюймовочка»)
Брат, сестра, яблонька, гуси, Баба – Яга, печка («Гуси - лебеди»)
Солнце, снег, стекло, зеркало, утро, роза, олень («Снежная королева»)
Лебедь, яйцо, мечта, вода, утка, мороз Гадкий утенок»)
Роза, трещотка, соловей, горшочек, принцесса («Свинопас»)
Петух, зёрнышко, корова, кузнец, курочка («Петушок и бобовое зернышко»)
Дупло, ведьма, собака, колыбель, трубка, принцесса («Огниво»)
Бабушка, внучка, мышка, курочка («У страха глаза велики»)
Море, ветер, колдовской напиток, боль, принц («Русалочка»)


8 тур. «Назови одним словом»
1. Сказочный кучер с длинным хвостом. (Крыса)
2. Из чего фея сделала для Золушки карету? (Из тыквы)
3. Сколько лет рыбачил старик, пока не поймал золотую рыбку? (33)
4. Количество оловянных солдатиков? (25)
5. Кусал женщин то в глаз, то в нос, да ещё и князь? (Комар)
6. Назовите имя девочки, которую ураган забросил в волшебную страну? (Элли)
7. В какой сказке грязная посуда решила сбежать от своей хозяйки? (Федорино горе)
8. Женщина, которая совершила первый полет? (Баба – Яга)
9. Имя мальчика, которого унесли дикие лебеди? (Иванушка)
10. Кто из обитателей болота стал женой царевича? (Лягушка)
11. Секретный лазутчик Шапокляк? (Крыса Лариса)
12. Как звали мальчика, чье сердце превратилось в лёд? (Кай)
13. Мужчина, использовавший сковородку и перчатки, как наряд? (Рассеянный)
14. В каком городе жил незнайка? (В цветочном)
15. Всех излечит исцелит и под деревом сидит? (Айболит)
16. Какое лакомство предпочитал Карлсон? (Варенье)


9 тур. «Сундук с секретом»
Ведущая: В сундуке находятся разные сказочные предметы. По описанию предмета отгадайте, что же находится в сундуке.
1. С помощью этого предмета, можно смастерить самые разные вещи, а можно даже меня убить. (Игла)
2. Эта вещь может спрятать вас, если её надеть на голову. (Шапка – невидимка)
3. Из – за этого предмета плакали дед да баба после проделки маленького зверька? (Золотое яичко)
4. Всю ночь ворочалась, потому что она ей мешала спать? (Горошина)
5. Этот предмет говорил правду царице. Он сообщил, что есть на свете девица красивее. (Зеркальце)
6. Вещь, которую съел крокодил? Как называется сказка? (Мочалка. «Мойдодыр»)
7. А прилетел этот предмет прямо в болото и упал возле лягушки? (Стрела)
8. Она потеряла её на балу? (Туфелька)


10 тур. Викторина «Сколько?»
1. Сколько сказочных героев тянуло репку? (Шесть)
2. Сколько месяцев сидело у новогоднего костра? (Двенадцать)
3. Сколько животных шло в Бремен, чтобы стать музыкантами? (Четверо)
4. Сколько глаз у Бастинды? (Один)
5. Сколько козлят похитил волк? (Шесть)
6. Сколько лет было дяде Федору, когда он научился читать? (Четыре)
7. Сколько раз обращался старик с просьбами к золотой рыбке? (Пять)
8. Сколько золотых монет Карабас Барабас дал Буратино? (Пять)
9. Сколько героев предлагали Дюймовочке выйти замуж? (Четверо)
10. Сколько мартышек составляют длину удава? (Пять)
11. Сколько лет спала спящая красавица? (Сто)
12. Сколько лет крокодилу Гене? (Пятьдесят) .
Включайся в дискуссию
Читайте также
Йошта рецепты Ягоды йошты что можно приготовить на зиму
Каково значение кровеносной системы
Разделка говядины: что выбрать и как готовить?