Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Тема: Страшилка, сказка, докучная сказка: общее и особенное. Докучная сказка – это кладезь народной мудрости Как появились русские народные сказки

С большим количеством повторяющихся звеньев, количество которых зависит только от воли исполнителя или слушателя. Звенья могут скрепляться при помощи специальной фразы «не начать ли сказочку сначала», после которой фрагмент повторяется вновь и вновь. В некоторых из докучных сказок рассказчик задаёт вопрос, на который слушатель обязательно должен дать ответ, который и используется для очередного повтора сказочки. Сюжет сказочки не развивается, связующий вопрос вызывает у слушателя только недоумение и досаду.

Известные примеры

К докучным сказкам относятся сказка про белого бычка и сказка о попе и его собаке.

У попа была собака

Русская народная сказка-песня «У попа была собака…» представляет собой пример рекурсии . Здесь рекурсия ограничена размером доски, на которой писал поп:

У попа была собака, он её любил,
Она съела кусок мяса, поп её убил,
В землю закопал,
И надпись написал о том, что

"У попа была собака, поп её любил, Она съела кусок мяса, он её убил, В землю закопал, И надпись написал: …

Купи слона

Многократно повторяющийся один и тот же фрагмент текста фигурирует в известном однообразном предложении «купить слона». Основная цель такой словесной «игры» - каждый раз, используя ответ собеседника, вновь предлагать ему купить слона.

Пример типичного диалога:

- Купи слона !
- Зачем мне слон?
- Все спрашивают «зачем он мне», а ты возьми и купи слона .
- Отстань!
- Отстану, только вначале ты купи слона

Сказка про белого бычка

Сказка про белого бычка - русская поговорка , которая означает длинную, бесконечную историю (при этом часто занудную). Относится к категории докучных сказок.

Сказка про кожух

См. также

Напишите отзыв о статье "Докучная сказка"

Примечания

Литература

  • М. Ковшова.

Отрывок, характеризующий Докучная сказка

Вчера, на ночном привале, озябнув у потухшего огня, Пьер встал и перешел к ближайшему, лучше горящему костру. У костра, к которому он подошел, сидел Платон, укрывшись, как ризой, с головой шинелью, и рассказывал солдатам своим спорым, приятным, но слабым, болезненным голосом знакомую Пьеру историю. Было уже за полночь. Это было то время, в которое Каратаев обыкновенно оживал от лихорадочного припадка и бывал особенно оживлен. Подойдя к костру и услыхав слабый, болезненный голос Платона и увидав его ярко освещенное огнем жалкое лицо, Пьера что то неприятно кольнуло в сердце. Он испугался своей жалости к этому человеку и хотел уйти, но другого костра не было, и Пьер, стараясь не глядеть на Платона, подсел к костру.
– Что, как твое здоровье? – спросил он.
– Что здоровье? На болезнь плакаться – бог смерти не даст, – сказал Каратаев и тотчас же возвратился к начатому рассказу.
– …И вот, братец ты мой, – продолжал Платон с улыбкой на худом, бледном лице и с особенным, радостным блеском в глазах, – вот, братец ты мой…
Пьер знал эту историю давно, Каратаев раз шесть ему одному рассказывал эту историю, и всегда с особенным, радостным чувством. Но как ни хорошо знал Пьер эту историю, он теперь прислушался к ней, как к чему то новому, и тот тихий восторг, который, рассказывая, видимо, испытывал Каратаев, сообщился и Пьеру. История эта была о старом купце, благообразно и богобоязненно жившем с семьей и поехавшем однажды с товарищем, богатым купцом, к Макарью.
Остановившись на постоялом дворе, оба купца заснули, и на другой день товарищ купца был найден зарезанным и ограбленным. Окровавленный нож найден был под подушкой старого купца. Купца судили, наказали кнутом и, выдернув ноздри, – как следует по порядку, говорил Каратаев, – сослали в каторгу.
– И вот, братец ты мой (на этом месте Пьер застал рассказ Каратаева), проходит тому делу годов десять или больше того. Живет старичок на каторге. Как следовает, покоряется, худого не делает. Только у бога смерти просит. – Хорошо. И соберись они, ночным делом, каторжные то, так же вот как мы с тобой, и старичок с ними. И зашел разговор, кто за что страдает, в чем богу виноват. Стали сказывать, тот душу загубил, тот две, тот поджег, тот беглый, так ни за что. Стали старичка спрашивать: ты за что, мол, дедушка, страдаешь? Я, братцы мои миленькие, говорит, за свои да за людские грехи страдаю. А я ни душ не губил, ни чужого не брал, акромя что нищую братию оделял. Я, братцы мои миленькие, купец; и богатство большое имел. Так и так, говорит. И рассказал им, значит, как все дело было, по порядку. Я, говорит, о себе не тужу. Меня, значит, бог сыскал. Одно, говорит, мне свою старуху и деток жаль. И так то заплакал старичок. Случись в их компании тот самый человек, значит, что купца убил. Где, говорит, дедушка, было? Когда, в каком месяце? все расспросил. Заболело у него сердце. Подходит таким манером к старичку – хлоп в ноги. За меня ты, говорит, старичок, пропадаешь. Правда истинная; безвинно напрасно, говорит, ребятушки, человек этот мучится. Я, говорит, то самое дело сделал и нож тебе под голова сонному подложил. Прости, говорит, дедушка, меня ты ради Христа.

Как многолика сказка! И между тем этот фольклорный жанр делится еще на несколько групп, в одной из которых находятся присказки и докучные сказки. Это шуточные фольклор для детей. Сказка не ради сказки, а ради забавы. Короткие, без основного действия и завершения, эти произведения народного творчества созданы, чтобы рассмешить, запутать маленького слушателя. Неожиданный обман раскрывается после первых двух строчек сказки, многочисленные повторы и вот уже у детей крик недовольства или веселый смех. Ага, надули!

Докучные сказки

Докучные сказки можно поставить на одну ступеньку с потешками и прибаутками. Этими коротенькими сказочками по мнению В. Проппа, рассказчик хотел угомонить детей, которые бесконечно просили рассказывать сказки. И неудивительно докучные сказки коротки и вместе с тем бесконечны: "... начинай читать сначала...".

Часто это смешное короткое повествование, смахивает слезы обиды на глазах ребенка от того, что сказку ему не хотят рассказывать. Дети быстро запоминают докучные сказки и с удовольствием повторяют их.

В некотором царстве,
В некотором государстве
Жил-был царь, у царя был сад,
В саду был пруд, в пруды был рак…
Кто слушал - тот дурак.

Хочешь сказку про лису? Она в лесу.

На улице лето, под окошком - лавка,
В лавке елец - сказке конец!

Жил-был старик, у старика был колодец, а в колодце том елец; тут и сказочке конец.

Был себе царь Додон.
Построил он костяной дом.
Набрал со всего царства костей.
Стали мочить - перемочили,
Стали сушить - кости пересохли.
Опять намочили.
А когда намокнут - тогда доскажу!

Жил был царь, у царя был двор,
На дворе был кол, на колу - мочало;
не сказать ли сказку сначала?

Плавал и плавал у плотины карась…
Сказка моя уже началась.
Плавал и плавал карась у плотины…
Сказка рассказана до половины.
Поймал бы я Вам за хвост карася…
Да жаль, что сказка рассказана вся

Расскажу я Вам сказку про белого бычка... Вот и сказка вся!


- Расскажи!
-Ты говоришь: расскажи, я говорю: расскажи…
- Рассказать ли тебе докучную сказочку?
-Не надо.
- Ты говоришь: не надо, я говорю: не надо…
- Рассказать ли тебе докучную сказочку? (и так далее)

Рассказать сказку про гуся?
- Расскажи.
- А она уже уся.

Рассказать сказку про утку?
- Расскажи.
- А она ушла в будку.

Присказки

Присказка - она же в народе побасенка, присказулька - повторяется во многих сказках, и следует до зачина основного повествования. Часто присказка не связана с основным текстом сказки. Она как бы предвосхищает, готовит слушателей, открывает оконце в мир сказочного действа. Русскую присказку легко узнать. Это повторяющиеся во многих сказках 2-3 предложения. "Жили, были..." и т.п.

Иногда народная присказка становится нарицательной и при этом она располагается в основном повествовании: "Сивка бурка вещая каурка", "по локоть в золоте, по колено в серебре", "...повернись ко мне передом, к лесу задом".

Удивительно, но присказка может располагаться и в конце сказки. Тогда она завершает сказание и ребенок, слушающий или читающий, понимает, что сюжет повествования выдуман "...и я там был, мед пиво пил...", "...по усам текло, в рот не попало..". Часто эти последние строчки вынуждают детишек посмеяться: "...синь кафтан, а мне казалось скинь кафтан...". Иногда сказка заканчивается пословицей и подводит итог или выявляет мораль сказки.

Присказки

Сказка от начала начинается, до конца читается, середке не перебивается.
Чур, мою сказку не перебивать; а кто ее перебьет, тот трех дней не проживет (тому змея в горло заползет).
На море океане, на острове Буяне.
Это присказка - не сказка, сказка будет впереди.
Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.
В некотором царстве, в некоем государстве.
В тридесятом царстве.
За тридевять земель, в тридесятом государстве.
Под темными лесами, под ходячими облаками, под частыми звездами, под красным солнышком.
Сивка-бурка, вещий каурка, стань передо мной, как лист перед травой!
Полымя из ноздрей, пар (дым) из ушей.
Огнем дышит, полымем пышет.
Хвостом след устилает, долы и горы промеж ног пускает.
С молодецкого посвисту пыль столбом.
Конь копытом бьет, удила грызет.
Тише воды, ниже травы. Слышно, как трава растет.
Растет не по дням, по часам, как пшеничное тесто на опаре киснет.
Во лбу светел месяц, в затылке часты звезды.
Конь бежит, земля дрожит, из ушей полымя пышет, из ноздрей дым столбом (или: полымя из ноздрей, дым из ноздрей).
По локоть в красном золоте, по колени ноги в чистом серебре.
Облачается небесами, подпоясывается зорями, застегивается звездами.
Утка крякнула, берега звякнули, море взболталось, вода всколыхалась.
Избушка, избушка на курьих ножках, повернись к лесу задом, ко мне передом!
Стань, белая береза, у меня назади, а красна девица напереди!
Стань передо мной, как лист перед травой!
Ясни, ясни на небе, мерзни, мерзни, волчий хвост.
Ни словами (ни в сказке) сказать, ни пером описать.
Из сказки (из песни) слово не выкидывается.
Не за былью и сказка гоняется.
Полетела птица синица за тридевять земель, за си: море-окиян, в тридесято царство, в тридевято государство.
Берега кисельные, реки сытовые (молочные).
На поле-поляне, на высоком кургане.
В чистом поле, в широком раздолье, за темны лесами, за зелеными лугами, за быстрыми реками, крутыми берегами.
Под светлым месяцем, под белыми облаками, и частыми звездами и пр.

На море, на окияне, на острове на буяне стоит бык печеный: в заду чеснок толченый, с одного боку-то режь, а с другого макай да ешь.
На море, на окияне, на острове на буяне лежит бел горюч камень алатырь.
Близко ли, далеко ли, низко ли, высоко ли.
Не сизый орел, не ясный сокол подымается...
Не лебедь белая (серая) выплывала...
Не белы снеги в чистом поле забелелись... |
Не черны леса дремучие чернеются...
Что не пыль-поле подымается...
Не туман сизый с раздолу под мается...
Свистнул, гаркнул, молодецким посвистом, богатырским покриком.
Вправо поедешь (по раздорожью) — коня потеряешь; влево поедешь самому живу не быть.
Доселе русского духу слыхом не слыхано, видом не видано, а ныне русский дух в очью является.
За белы руки принимали, за столы белодубовы сажали, за скатерти браные, за яства сахарные, за питья медвяные.
Чудо-юдо, мосальская губа.
Мертвой и живой воды добыть.
Баба-яга, костяная нога, в ступе едет, пестом упирает, помелом след заметает.

Я там был, пиво пил; пиво-то по усу текло, да в рот не попало.
Стали жить поживать, и теперь живут, хлеб жуют.
Стали жить поживать, ума наживать, а лиха избывать.
Я сам там был, мед и пиво пил, по усам текло, в не попало, на душе пьяно и сытно стало.
Вот тебе сказка, а мне бубликов вязка.
Жил-был царь овес, он все сказки унес.
Я там был, вместе уху хлебал, по усу текло, а в рот не попало.
Стал по-старому поживать, лиха не знать.
Подали белужины - остался не ужинавши.
Стал жить да бывать, хлеб жевать.
Когда насыплет (доскачет, доживет), тогда и дальше скажу, а пока мочи нет.
На том пиру и я был, мед-вино пил, по усам текло, да в рот не попало; тут меня угощали: отняли лоханку от быка да налили молока; потом дали калача, в ту ж лоханку помоча. Я не пил, не ел, вздумал утираться, со мной стали драться; я надел колпак, стали в шею толкать!
Я там обедал. мед пил, а уж какая была капуста - ино теперь в роте пусто.
Вот вам и сказка, а мне бубликов связка.

Присказки и докучные сказки для детей очень интересны. Они не просто занимают ребенка, но и позволяют тренировать память, развивать фантазию, но и делают мир детства шире и интереснее.

Действительно, докучная сказка начинается как всем знакомые обычные сказки, но вдруг резко заканчивается.

Так происходит видимо потому, что не всегда есть время рассказать сказку, так как длиться она долго, вот и придумали такие короткие докучные сказки.

Обсудите с другом, почему в народном творчестве появились докучные сказочки. Кому и когда их рассказывали? Обратите внимание, что старинное слово «докука» означает «надоедливая просьба».

Докучные сказки рассказывали детям в рабочее время, тогда когда было мало времени на то, чтобы выполнить желание ребенка и рассказать ему сказку полностью.

Дети же не понимают, что родители сейчас должны выполнить работу и надоедали своими просьбами рассказать им сказочку. Отсюда и название "докучные сказки" - надоедливая просьба рассказать сказку.

А когда приходил вечер и родители могли уделить своему ребенку время, тогда этим надоедливым детишкам рассказывали всю сказку полностью.

Попробуй сочинить свою докучную сказку. Помни, что в докучной сказке должна быть неожиданная концовка. Запиши её в "Рабочую тетрадь".

Докучная сказка для 3 класса.

Жил был полосатый Жук.

И его мохнатый друг Паук

Они в игры с мухами играли

и все вместе с дуба упали

хвостики подняли и убежали.

Вот и сказочке конец,

а кто слушал- Молодец!!!

Ермоленко Стефания.6 класс

Рецензия на работу

Несказочные

размышления о ДОКУЧНОЙ сказке

(анализ основных черт докучной скзки)

Представленная на конкурс работа соответствует основным условиям конкурса, написана хорошим языком и затрагивает одну из малоисследованных областей в русской фольклористике.

В работе четко прослеживается деятельность учащихся, связанная с решением творческой, исследовательской задачи; наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере: постановку проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, комментарий, собственные выводы.

В этой работе представлены не только умения работать с научной литературой, но и навык исследовательской деятельности учащихся.

Работа над этой темой способствует воспитанию уважительного отношения к культурным традициям общества, родному языку, ценностям страны, в которой живешь

Скачать:

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

ЦО«Каразей»

665327Иркутская область, Куйтунский район, с.Каразей, ул.Мира56

Исследовательская работа

Несказочные

Ермоленко Стефания,ученица 6 кл.

Научный руководитель:

Учитель русского языка и литературы

Шарова Татьяна Геннадьевна

2012 г

Введение…………………………………………………..…………………………..…………

Глава 1

Что такое сказка? . ……………………….............………….............................……...…….........4

Глава 2

Главные герои сказок о животных и особенности их характера ..............................................8

Глава 3

Анкетирование «Русские народные сказки о животных в нашей жизни» с открытым

видом вопросов среди учащихся 4, 11 класса и Интернет- анкетирование....................... ....12

Глава 4

Проба пера: сочиняю сказку о животных..................................................................................15

Заключение…………………………………………………………………………………...…17

Список использованной литературы………………………………...…….……………….....18

Приложения…………………………………………………………………..............................19

Рецензия на работу

Несказочные

размышления о ДОКУЧНОЙ сказке

(анализ основных черт докучной скзки)

Представленная на конкурс работа соответствует основным условиям конкурса, написана хорошим языком и затрагивает одну из малоисследованных областей в русской фольклористике.

В работе четко прослеживается деятельность учащихся, связанная с решением творческой, исследовательской задачи; наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере: постановку проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, комментарий, собственные выводы.

В этой работе представлены не только умения работать с научной литературой, но и навык исследовательской деятельности учащихся.

Работа над этой темой способствует воспитанию уважительного отношения к культурным традициям общества, родному языку, ценностям страны, в которой живешь

Введение

Какой же из жанров старого фольклора лучше всего известен людям 21 века? Пожалуй, сказка.

Сказка проходит через всё наше детство, через всю нашу жизнь. Мы даже и не представляем, как много знаем сказок. Наверно, это не случайно.

Но какие сказки мы знаем? В основном уже записанные собирателями, обработанные писателями. А живые-то, настоящие народные сказки, есть они?

Есть великое множество самых различных сказок для детей – весёлые байки, прибаутки, сказки о животных, докучные сказки.

В них много песен, игр. Они всегда интересно звучат, в них, как во всех произведениях детского фольклора, часто встречаются шутки, и вообще игра звуками.

Докучные сказки можно рассказывать сколько угодно, они бесконечны. Одну докучную сказку, наверняка, знают все. Её знают и дети, и их родители, и дедушка, и бабушка, знали прадедушка и прабабушка. Немало поколений детворы повторяло эти незамысловатые строчки: «У попа была собака…» За что же им такая честь? Что в них такого привлекательного?

Что же такое докучная сказка? В чём её притягательная сила? Эти вопросы заинтересовали нас, и мы решили исследовать докучные сказки.

Мы по ставили следующую цель :

Углубить свои знания об одном из жанров детского фольклора- докучной сказке; составить их классификацию.

В процессе исследования мы решали следующие задачи :

1) узнать историю докучных сказок;

2) выявить основные черты докучных сказок, их направленность, композиционное построение;

3) сочинить собственные (авторские)докучные сказки

4) составить презентацию «Несказочные размышления о докучной сказке» для использования на внеклассных занятиях по литературе

Основу гипотезы исследования составило предположение о том, что докучная сказка – это не просто бессмысленная отговорка от надоедливых слушателей,это вполне самостоятельное произведение устного народного творчества со своими законами построения, композицией,предполагающая словотворчество.

Объектом нашего исследования является один из жанров детского фольклора – докучная сказка;

предметом исследования – своеобразие и отличительные черты докучных сказок, их классификация и направленность.

В ходе выполнения исследования нами использованы такие методы :

Теоретические: анализ литературных источников, моделирование общей гипотезы исследования и проектирование результатов и процессов их достижения на различных этапах работы;

Эмпирические: опросно- диагностические методы (анкетирование),наблюдения, сочинение собственных (авторских)сказок на основе анализа народных;

Глава 1

Что такое докучная сказка?

Прежде, чем начать исследование, нужно тщательно изучить его объект. Поэтому мы решили выяснить, что такое докучная сказка как жанр устного народного творчества.

Если к слову «докука» подобрать однокоренные слова, то получится следующий ряд: докука – скука – докучный – докучать. То есть докука – это то, что надоедает,делается скучным. За толкованием слова «докука» мы обратились к различным словарям и справочникам:

1) В «Толковом словаре живого великорусского языка» В.И. Даля дано такое значение:

ДОКУЧАТЬ, докучить кому чем, надоедать, просить неотступно, кланяться, упрашивать, лезть с просьбою настоятельно; приставать, кучиться кому. Что докучает, то и научает. И ленивому свое брюхо не докучит. Докучиться чего, допроситься, выпросить, вымолить, выходить у кого; докука и самая просьба, ходатайство, хлопоты просителя. У меня к тебе докука есть. Чужая докука злая мука. Убогого докука, богатого скука одолевают. Молись до пупа, Бог любит докуку, кланяйся больше, ниже. Много докуки, да ничего в руки, не далось. Быть или ходить в докуке, хлопотать, кланяться, просить. Докучный, докучающий просьбами, наводящий скуку. Есть потешно, а работать докучно. Это докучная сказка, бесконечная. Полно тебе докучную сказку сказывать, надоедать все одним. Докучливый проситель. Докучность ж. свойство докучного; докучливость, свойство докучливого.

2) В «Словаре русского языка» С.И. Ожегова следующее объяснение: «докука,-и, ж.(устар.)Надоедливая просьба, а также надоедливое,скучное дело.

3) В книге для чтения «Мир народных сказок» в кратком словаре литературоведческих терминов дано следующее значение: «Небольшие по объему сказки с бесконечным концом»

4) Справочное издание «Эрудит» так трактует это понятие: « сказки – бесконечки, напоминающие дразнилки.»

В результате изучения данных определений, мы пришли к выводу, что самое точное определение дал «Толковый словарь живого великорусского языка»В.И.Даля «Докучная сказка от «докучать» надоедать, просить неотступно, кланяться, упрашивать… приставать, кучиться кому… дойти кучась [- прося] до каких последствий. «Докучный» докучающий просьбами, наводящий скуку: Полно тебе докучную сказку сказывать, надоедать все одним. Это докучная сказка, бесконечная .

2 История докучной сказки

Каждый ребёнок рано или поздно задаёт вопрос «А кто же создал сказки? Когда и как они появились?

Есть такое объяснение происхождение сказок – фантастическое. Сказки сочиняют цыганки, вроде русалок. Они в море сидят… и сказки сказывают… А люди сидят на берегу и слухают и записывают… и пускают написанное по свету. Вот один читает, а другой слухает, а этот передает другому, а другой – третьему, а третий – четвертому… Так сказки и идут своей дорогой по всему свету.

Да, сказки создал народ, именно поэтому они и называются – русские народные. Они возникли в глубокой древности, когда люди ещё не знали письменности, и передавались из уст в уста, из поколения в поколение. Безвестные сказители и сказительницы сочиняли и устно передавали слушателям свои поэтические творения. Так, сказки стали произведениями устного народного творчества.

Впервые несколько текстов докучных сказок были опубликованы Владимиром Ивановичем Далем в 1862 г. в сборнике «Пословицы русского народа» (разделы «Докука» и «Приговорки-прибаутки»). В скобках после текстов указывался их жанр - «докучливая сказка»: Жил-был журавль да овца, накосили они стожок сенца - не сказать ли опять с конца?; Был себе Яшка, на нем серая рубашка, на голове шапка, под ногами тряпка: хороша ли моя сказка?

Исследованием докучной сказки занимались известные ученые, фольклористы и этнографы - А.Ф.Можаровский, А.Н.Афанасьев, Н.П.Колпакова, А.И.Никифоров. Особое внимание в работах этих и других авторов уделяется созданию различных типологий докучной сказки, где за основу берется формальный (выделение сказок-коротушек, усеченных сказок (сказки-шутки, сказки-издевки) .

Главное в докучной сказке, как отмечают ее исследователи, это то, что она «ненастоящая»: - Ты настоящую расскажи! - просит слушатель. «Ненастоящая» сказка «одевается» в поэтические формулы волшебной сказки, используя, например, традиционный зачин: Жил-был царь, У царя был двор; Жил-был старик со старухой У самого синего моря, Жил-был царь Ватута… А потом следует саморазоблачение «ненастоящей» сказки: И вся сказка тута.

Докучная сказка - веселая отговорка, испытанный прием, помогающий уставшему рассказчику отбиться от надоедливых «охотников до сказок». Традиционным стало замечание о безобидной шутливости докучной сказки

И все- таки, докучная сказка –это лишь веселая отговорка или самостоятельное произведение народного творчества с определенной структурой,композицией?

3 глава

Композиция, сюжет и структура докучной сказки.

Что же такое текст докучной сказки, как он организован, как проявляется обманная природа докучной сказки в ее композиции, в системе сюжетов, образов и персонажей?

Для того чтобы ответить на эти вопросы, мы проанализировали ряд докучных сказок и сделали выводы,

Суть докучной сказки заключается в некоем обмане. Анализируя тексты, мы выяснили,что в них отсутствует полноценный сюжет: сразу после зачина следует быстрый конец, в подмене начала концом и конца - началом, в создании иллюзии бесконечности путем повторения отдельных, уже прозвучавших звеньев текста. Эти сказки неоправданно короткие, неоправданно незаконченные, неоправданно повторяющиеся.

Рассмотрим их поподробнее.

1. Неоправданно короткие.

Это сказки, которые состоят только из начала и конца, а срединная часть в них отсутствует.

Жили были два гуся, Вот и сказка вся;

Жил-был старик. У старика был колодец, А в колодце то ялец: Тут и сказке конец.

Жил –был жеребец, Вот и сказке конец.

Жил-был царь Ватута, и вся сказка тута.

Персонажами таких сказок могут быть различные звери,птицы,сказочные персонажи.

Основным звеном построения текстов является рифма.

На -ся (гуся-порося-лося-карася-вся ), рифма на -ец (елец-жеребец-огурец-конец ), рифма на -тута (Ватута-кнута-тута ). рак-дурак, сказать-слизать, слушал - скушал и т.п.

У этих сказок неожиданно скорый конец.

2. Неоправданно незаконченные .

Бесконечность такой докучной сказки создается открытостью ее конца.

Неоправданно незаконченные, когда время, способное в обычной сказке замедляться или волшебным образом ускоряться, соединяется с ходом времени в реальном пространстве и только после этого можно будет продолжить повествование. Таким образом, сказка сменяется реальностью; в тексте они соединены, а не противопоставлены друг другу.

Был себе царь Додон. Застроил он костяной дом, Набрал со всего царства костей, Стали мочить - перемочили, Стали сушить - кости пересохли, Опять намочили...
- Ну что же дальше было?
- А когда намокнут, тогда доскажу.

Жил-был один мудрец, вздумал он из человеческих костей построить через Киян-море мост. Собирал он кости не год, не два, целых сорок лет и пустил их, чтобы были мягки, мокнуть в воду… (- Ну что же дальше было?) Подожди, еще кости не размокли.

3 .Неоправданно повторяющиеся и бесконечные.

По своей структуре эти сказки напоминают маятник., принцип которого - бесконечное дословное повторение одного из звеньев текста

Раз иду я через мост - Под мостом ворона мокнет. Взял ворону я за хвост, положил ее на мост - Пусть ворона сохнет. Вновь иду я через мост, На мосту ворона сохнет. Взял ворону я за хвост, положил ее под мост - Пусть ворона мокнет. Вновь иду я через мост - Под мостом ворона мокнет …

Данные тексты не имеют начала и конца: весь текст повторяется, «теряя» при этом свое начало и конец. Конец становится началом, начало - концом: «Не сказать ли сказку сначала?», «Не сказать ли опять с конца?» Образуется без начала, без конца круг, кольцо, из которого рассказчик не собирается выходить:

Жил был баран да овца, Накосили они стожок сенца, Поставили средь польца, Не сказать ли опять с конца?;

Жил-был царь, у царя был двор, на дворе был кол, на колу была мочала, не сказать ли сказочку сначала?

Пришел медведь к броду, Да бултых в воду! Уж он мок, мок, мок, Уж он кис, кис, кис. Вымок, Выкис, Вылез, Высох, Встал на колоду - Бултых в воду…;

Жил был поп, На колоду скок, С нее в воду хлоп: Кис-мок, кис-мок, Выкис, вымок, вылез, высох, На колоду снова скок, С нее в воду снова хлоп

…Однажды мой товарищ пошел к колоде, Влез на колоду… Сел воевода на колоду Да бултых в воду…Летел ворон, Сел на колоду…Летел журав, сел на колоду…

Персонажами этих сказок являются уже знакомые нам Додон царь Картаус, ворон, ворона, журавль, цапля, кулик, лягушка, медведь (в «маятниковых» сказках они то мокнут, то сохнут, то вязнут своим клювом/хвостом/лапками в болоте/в грязи, то освобождаются),

4.Особую группу докучных сказок составляют, на наш взгляд, сказки с приращением

конец этих сказок отодвигается благодаря приращению звеньев, в которых новой является лишь реплика, поданная слушателем и ловко «вплетенная» рассказчиком в ключевую формулу сказки

- Сказать ли тебе сказку про белого бычка?
- Скажи.
- Ты скажи, да я скажи,
Да чего у нас будет,
Да доколь у нас будет,
Сказать тебе сказку про белого бычка?..

В этих сказках ярко проявляется игровой характер докучной сказки, когда рассказчик и слушатель в диалоге словно проигрывают небольшую сценку:

Был себе человек Яшка, На нем красная рубашка, На затылке пряжка, На шее тряпка, На голове шапка. Хороша ли моя сказка? - Хороша (Нехороша). - Ты говоришь: хороша (нехороша), Я говорю: хороша (нехороша), А вот послушай: Был себе человек Яшка…

Такая сказка длится бесконечно, ее конец отодвигается благодаря приращению звеньев, в которых новой является лишь реплика, поданная слушателем. Ты: не хочу, да я: не хочу…; Ты говоришь: молчи, я говорю: молчи… А затем повторяется первое и на самом деле единственное звено текста, его начало. «Приращение» текста происходит без «приращения» новых, интересующих слушателя сведений.

В бане был? - Был. -Тело мыл? - Мыл. - А где мочала? Начинай сначала;

Жил был журавль с журавлихою, Поставили они копну сенца. Аль начать опять с конца? - Начни. - Я начни, да ты начни. Жил был журавль с журавлихою…

Докучная сказка с игровыми моментами:

«Купи слона»: - Купи слона. (- Отстань.) - Все говорят: отстань. А ты купи слона. (- Сам купи.) - Все говорят: сам купи. А ты купи слона. (Отворачивается.) - Все отворачиваются. А ты купи слона. (Молчит.) - Все молчат. А ты купи слона…;

…Хороша ли моя сказочка? (Хороша.) Ты говоришь: хороша, и я говорю: хороша. Шел мужик по мосту, Нес лапти за поясом, Хороша ли моя сказочка? (Молчание). Ты молчишь. Я молчу. Шел мужик по мосту…

Механизм сказки-игры прост: что бы ни отвечал (что бы ни делал) слушатель в ответ на вопрос-«приставанье» рассказчика, все будет «вплетено» в текст и послужит его бесконечным «приращением».

Вывод.

Итак, мы рассмотрели разные типы докучной сказки, в которых тем или иным способом рассказчик подменяет настоящую сказку ненастоящей .

Мир в докучных сказках лжив, лукавен: начало превращается в конец, а конец - в начало, она не имеет срединного звена (собственно содержания), не имеет конца. она противостоит сказочному, волшебному пространству.В докучной сказке создается не волшебное пространство, а его иллюзия; вымысел. Здесь повествуется о событиях вневременных, бесконечно повторяющихся

В докучной сказке много разных персонажей, но все они составляют одно целое. Нет разных, в отличие от обычной сказки (волшебной, бытовой или о животных), где у каждого персонажа есть свое лицо, своя роль, характерные действия и поступки. В докучной сказке нет «хороших» и «плохих», героев и врагов, так же как нет хорошего или плохого конца. Может быть, поэтому «страшилки» докучной сказки типа моста из человечьих костей или попа и его убитой собаки не пугают слушателя, оставаясь просто фоном, на котором рассказчик демонстрирует тот или иной технический прием построения текста.

В докучной сказке иллюзорен сюжет, потому что цель ее - не рассказать слушателям нечто интересное, неизвестное, а продемонстрировать механизм, который обеспечивает непрерывность повествования чисто технически.

Докучная сказка - игра, своего рода построение бесконечного словесного двигателя, приводящее в восторг ее неискушенных слушателей.

Наши исследования и наблюдения подтвердили гипотезу: докучная сказка – это не просто бессмысленная отговорка от надоедливых слушателей,это вполне самостоятельное произведение устного народного творчества со своими законами построения, композицией,

Докучная сказка большой воспитательной ценности не имеет, но способствует развитию выдержки, умеренности в желаниях, чувства юмора.

4 глава

Изучая эту тему, мы заинтересовались, знают ли учащиеся нашей школы,что такое докучная сказка? Для этого мы провели анкетирование

Анкетирование «Докучные сказки в нашей жизни» с открытым видом вопросов среди учащихся 5- 11 классов

Анкета «Докучные сказки в нашей жизни»:

1.Укажите Ваш возраст.

2.Какие сказки называют докучными?

3.Какие докучные сказки Вы знаете?

4. В каком возрасте Вы впервые услышали докучные сказки? От кого Вы их услышали?

5.Для чего,по вашему мнению, предназначены докучные сказки?

В анкетировании приняли участие 30 человек.

Результаты анкетирования:

Кумулятивные сказки

Кумулятивные сказки строятся на многократном повторении какого-то звена, вследствие чего возникает либо "нагромождение": (Терем мухи), либо "цепь" (Репка), либо "последовательный ряд встреч" (Колобок) или же "отсылок" (Петушок подавился). В русском фольклоре кумулятивных сказок немного. Кроме особенностей композиции они отличаются стилем, богатством языка.

Лежит в поле лошадиная голова. Прибежала мышка-норышка и спрашивает:

Терем теремок! Кто в тереме живет?

Никто не отзывается. Вот она вошла и стала жить в лошадиной голове. Пришла лягушка-квакушка:

Терем-теремок! Кто в тереме живет?

Я, мышка-норышка, а ты кто?

А я лягушка-квакушка.

Ступай ко мне жить.

Вошла лягушка и стали себе вдвоем жить. Прибежал заяц:

Я, мышка-норышка, да лягушка-квакушка, а ты кто?

А я на горе увертыш.

Ступай к нам.

Стали они втроем жить. Прибежала лисица:

Терем-теремок! Кто в тереме живет?

Мышка-норышка, лягушка-квакушка, на горе увертыш, а ты кто?

А я везде поскокишь.

Иди к нам.

Стали четверо жить. Пришел волк:

Терем-теремок! Кто в тереме живет?

Мышка-норышка, лягушка-квакушка, на горе увертыш, везде поскокишь, а ты кто?

А я из-за кустов хватыш.

Иди к нам.

Стали пятеро жить. Вот приходит к ним медведь:

Терем-теремок! Кто в тереме живет?

Мышка-норышка, лягушка-квакушка, на горе увертыш, везде поскокишь, из-за кустов хватыш.

А я всех вас давишь!

Сел на голову и раздавил всех.

Докучные сказки

Докучные сказки (прибаутки или потешки) - при помощи которых хотят угомонить детей, требующих рассказывать сказки. Например:

У попа была собака,

Он её любил.

Она съела кусок мяса.

Он её убил.

Убил. Закопал.

На могилке написал:

Анекдоты

Народный анекдот - Байка, небылица в русской старине. Фольклорный жанр, короткая смешная история. У народных анекдотов нет названий.

В XVIII--XIX вв. под анекдотом понималась занимательная история о каком-нибудь известном человеке, необязательно с задачей его высмеять. Форма анекдотов может быть любой -- стихотворная, маленькие рассказы, всего одна фраза-афоризм. Форма анекдота не имеет значения. Анекдот может быть даже в форме романа.

Новым, современным форматом анекдота являются страшилки. Они появились в 70-е годы XX века. Как и частушки, они имеют стихотворную форму и целиком укладываются в четыре, а реже, в две строки. Необычной, парадоксальной, концовки страшилки не имеют. Главными героями в большинстве таких анекдотов-страшилок выступают маленький мальчик или девочка. Популярны садистские анекдоты в детской среде.

Народные анекдоты, популярные в среде сказителей XVII--XIX веков, носят форму сказок. От сказок они отличаются краткостью, хотя есть и длинные сказки-анекдоты.

Народные анекдоты.

У одной бабы был муж глухой.

Раз как-то вздумалось ей приласкаться к мужу.

Вот она и говорит ему:

Ох ты, моя защита и оборона!

Как, я ощипана ворона? Ах ты, такая-сякая! - и отколотил жену.

Что ты, глухой чёрт! - закричала баба.

Разбойник, обидчик этакой!

Вот давно бы так! - сказал муж.

В славянской традиции можно выделить ещё сказки богатырские, солдатские и т.п. Народные сказки исполнялись особыми рассказчиками - сказочниками. Одна и та же сказка в устах исполнителей могла меняться, как по субъективным причинам (пристрастия самого сказочника, его одаренность), так и по причинам объективным, например, в зависимости от аудитории.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Йошта рецепты Ягоды йошты что можно приготовить на зиму
Каково значение кровеносной системы
Разделка говядины: что выбрать и как готовить?