Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Какие произведения входят в новую азбуку. Аз, буки, веди… на детском языке

Класс:

Учитель. Уважаемы ребята, гости! Приглашаю вас на очередное занятие в “Литературной гостиной”, на котором мы познакомимся с историей создания “Азбуки” Льва Николаевича Толстого.

Учитель. Под городом Тулой есть местечко Ясная Поляна, где в своей усадьбе жил и работал, писатель Лев Николаевич Толстой (1828 - 1910).

150 лет назад в стране было очень мало школ даже в городах, а в деревнях почти все поголовно были неграмотны.

Осенью 1859 года писатель Лев Николаевич Толстой открыл в принадлежавшей ему Ясной Поляне школу для крестьянских детей. Он объявил, что школа бесплатная и что телесных наказаний (розог) в ней не будет.

Сперва крестьяне пожимали плечами: где ж это видано, чтоб бесплатно учить, и будет ли прок, если не посечь озорного, да ленивого. Но вскоре все увидели, что школа в Ясной Поляне не похожа ни на какую другую – ни на убогие училища, ни на тягостные, с зубрёжкой, ругательствами и побоями уроки грамоты у сельского попа, дьячка или отставного солдата.

(Показ репродукции картины Б.М. Кустодиев “ Школа в Московской Руси”, 1912)

В классе ученики рассаживались, кто, где хотел: на лавках, на столах, на подоконнике, на полу. Каждый спрашивал учителя обо всём, о чём ни пожелает, разговаривал с ним, советовался с соседями, заглядывал к ним в тетрадки. Уроки превращались в общую беседу, а часто в игру.

Учитель показывает репродукцию картины Н.П. Богданова - Бельского “Устный счёт. В народной школе С.А. Рачинского”(1895).

На дом уроков не задавали. Толстой знал, что в тесной избе его ученики не сумеют их выполнить. К тому же деревенские дети много помогали родителям по хозяйству.

На переменах и после занятий Толстой рассказывал ребятам что-нибудь интересное, показывал им гимнастические упражнения, боролся с ними, играл в городки, бегал на перегонки, зимой катался на санках с гор, летом ходил на речку или в лес, водил хороводы.

Выступление фольклорного ансамбля. Хоровод “ Ходит царь в круг нова города”, “Млада”.

В то время книг для детей было мало, и вот известный всему миру писатель пишет для детей “Азбуку”.

Вышла она в 1872 году. В “Азбуке” Толстой использовал лучшие из сказок, басен, былин, пословиц, поговорок. Через три года появилось второе издание под названием “Новая азбука”. Несколько позже были изданы четыре тома “Русских книг для чтения”. Всего Львом Николаевичем Толстым написано для детей 629 произведений различных жанров. Это рассказы, сказки, были, очерки, басни и др.

“Новая азбука” учитывала возрастные особенности детей. Сначала шли небольшие рассказы всего в несколько строк.

Дети читают рассказы “Спала кошка на крыше”, “Таня знала буквы”, “У Груши не было куклы”.

– “Новая азбука” обучала родному языку, развивала художественный вкус, знакомила с бытом людей, жизнью природы.

Все учебные книги Толстого отличаются хорошо подобранным материалом для чтения.

Возьмём, например, книгу рассказов “Скучен день до вечера, коли делать нечего ”. Рассказы эти необычны, они написаны на русские пословицы, в каждом в образной форме раскрывается смысл той или иной пословицы.

Дети читают рассказы “Скучен день до вечера, коли делать нечего”, “И пчела не на себя работает”, “На сердитых воду возят”.

– Лев Николаевич Толстой сочинял и загадки. Сейчас мы проведём конкурс загадок.

Маленький Ерофейка
Подпоясан коротенько,
По полу скок
По лавкам скок-скок
И се в уголок. Веник.

Без ног, без рук,
Рубашки просит. Подушка.

На дворе горой,
А в избе водой. Снег.

Летит зверёк
Через божий домок
Летит, говорит:
“Моя сила горит…” Пчела.

Лежит – ниже кота,
Встанет – выше коня. Дуга.

Скручен, связан,
По избе пляшет. Веник.

Один льёт,
Другой пьёт,
Третий растёт. Дождь, земля, трава.

Учитель. Толстой широко использовал всем понятный и доступный жанр басни. В них через иносказание, ненавязчиво, деликатно преподносят любое назидание, сложную мораль. Басни Льва Николаевича воспитывают трудолюбие, честность, смелость, доброту.

Ученик рассказывает наизусть басню “Муравей и голубка”.

Писатель добивается, чтобы мораль в его баснях была понятна детям, живой и конкретной.

Ученик рассказывает наизусть басню “Два товарища”.

Басни Толстого описывают реальные условия жизни в крестьянской семье, заставляют задуматься над отношением к старшим и беспомощным.

Ученик рассказывает наизусть басню “Старый дед и внучёк”.

Значительное место в учебных книгах Толстого занимают сказки – русские, зарубежные, литературные. Угадайте, из какой сказки эти строки:

“В доме было две комнаты: одна столовая, другая спальня. Девочка вошла в столовую и увидела на столе три чашки с похлёбкой. Первая чашка, очень большая, была Михайла Ивановича; вторая чашка поменьше, была Настасьи Петровны; третья, синенькая, была Мишуткина. Подле каждой чашки лежала ложка: большая, средняя и маленькая”.

Из сказки “Три медведя”.

Учитель. В сказке “Три медведя” писатель изобразил девочку – храбрую, любопытную и шаловливую.

Сказки, созданные писателем, часто имеют научно-познавательный характер. Одушевление предметов, волшебно-сказочная форма помогает усваивать географические понятия.

Ученица рассказывает сказку “Шат и Дон”.

Вспомним ещё одну сказку.

Инсценировка сказки “Тетерев и лиса”.

– Лев Толстой терпеливо перерабатывал свои произведения для учебных книг. Его сын вспоминал: “Он в то время составлял “Азбуку” и на нас – своих детях – проверял её. Он рассказывал и заставлял нас излагать эти рассказы своими словами”.

Писатель стремился дать детям доступные им сведения о законах природы, советовал, как практически использовать эти законы в быту и хозяйстве.

“Сел рой на куст. Дядя его снял, снёс в улей. И стал у него мёд целый год”.

“Слушай меня, мой пёс: на вора лай, к нам в дом не пускай, а детей не пугай и с ними играй”.

Учитель. Писатель учит всматриваться в явления природы, изображает их поэтически, используя меткие сравнения. Таков, например, рассказ “Какая бывает роса на траве ”.

Ученица читает рассказ наизусть.

Учитель. Особенной поэтичностью отличаются рассказы Льва Толстого о животных. Писатель учит детей дружбе и преданности на примерах из жизни животных, знакомит с повадками животных и птиц, очеловечивает их, наделяет индивидуальными чертами характера.

Ученик читает рассказ “Хотела галка пить…”.

– Сообразительность и находчивость галки легко запоминается маленькими детьми. Считая детство важным периодом жизни, Толстой много внимания уделяет образам детей. Он отмечает их впечатлительность, пытливость, любознательность, отзывчивость, трудолюбие.

Ученик читает рассказ “У бабки была внучка”.

– В этом коротком рассказе вскрывается самая сущность взаимоотношений детей и взрослых в крестьянской семье.

Крестьянские дети показаны в родной для них среде, на фоне деревенской жизни, крестьянского быта. Более того, деревня, её жизнь передаются часто так, что мы видим их глазами ребят.

Случай из жизни деревенского мальчика, о котором поведал Толстой, он наблюдал в своей школе.

Инсценировка рассказа “Филиппок”.

У. Как случилось, что Филиппок отправился в школу?

Д. Он захотел учиться.

У. Каким был его путь к школе?

Д. Трудным, с опасностями.

У. Почему он поначалу не решался войти в школу?

Д. Боялся, там уже занимались.

У. Как его встретил учитель?

Д. Приветливо.

Учитель. Рассказы Толстого, посвящённые детям, ярко подмечают поведение детей.

Ученики читают наизусть рассказы “Косточка”, “Правду сказал”.

IV. Заключение.

У. С какой книгой Льва Николаевича Толстого мы познакомились?

Д. С “Азбукой”.

У. Для чего писатель создал эту книгу?

У. Кого и где Толстой обучал?

Д. Крестьянских детей в своей усадьбе Ясная Поляна.

У. Чем его школа отличалась от других школ того времени?

Д. Детей там не били.

У. Произведения каких жанров встречаются в “Азбуке”?

Д. Рассказы, басни, сказки.

Учитель. Молодцы! Вы хорошо запомнили всё, что я вам рассказала.

В марте 1994 года в Туле вышла “Азбука Льва Толстого”. Она включает в себя материал двух книг великого писателя-Азбуки и Новой Азбуки, сохраняя верность толстовским текстам.

Произведения Толстого - это образец того, как нужно писать для детей.

Лев Николаевич Толстой внёс значительный вклад в развитие детской литературы, рассказы Толстого выходят почти на всех языках. “Азбука” Льва Толстого – это источник народной мудрости, это поистине азбука жизни.

1.Познакомить детей с историей создания “Азбуки” Льва Толстого.

2.Формирование у детей устойчивого интереса к чтению, выработка навыков грамотного читателя.

3. Развитие интереса к прошлому своего народа, формирование в каждом человеке исторической памяти.

4. Знакомство со старинным русским бытом, обычаями и обрядами, национальной одеждой.

5. Воспитывать интерес к литературному наследию.

Оформление.

1.Плакаты:

“Азбука” Льва Толстого – это источник народной мудрости, это поистине азбука жизни.

“Чтобы поверить в добро, надо начать делать его”

Л.Н. Толстой

2. Портрет Л.Н.Толстого

3. Выставка книг Л.Н.Толстого

4. Набор открыток “Ясная Поляна”.

5. Репродукции картин:

М. Кустодиев “Школа В Московской Руси”.

Н.П. Богданов – Бельский “Устный счёт. В народной школе С.А. Рачинского”.

Класс оборудован в стиле толстовской школы (лавки, столы)

Выставка старинных предметов (рушники, посуда и т.д.)

Дети одеты в русские одежды.

Лев Николаевич Толстой

Рассказы из «Новой азбуки»

Три медведя

(Сказка)

Одна девочка ушла из дома в лес. В лесу она заблудилась и стала искать дорогу домой, да не нашла, а пришла в лесу к домику.

Дверь была отворена: она посмотрела в дверь, видит – в домике никого нет, и вошла. В домике этом жили три медведя. Один медведь был отец, звали его Михаил Иваныч. Он был большой и лохматый. Другой была медведица. Она была поменьше, и звали ее Настасья Петровна. Третий был маленький медвежонок, и звали его Мишутка. Медведей не было дома, они ушли гулять по лесу.

В домике было две комнаты: одна столовая, другая спальня. Девочка вошла в столовую и увидела на столе три чашки с похлебкой. Первая чашка, очень большая, была Михайлы Ивановичева. Вторая чашка, поменьше, была Настасьи Петровнина; третья, синенькая чашечка, была Мишуткина. Подле каждой чашки лежала ложка: большая, средняя и маленькая.

Девочка взяла самую большую ложку и похлебала из самой большой чашки; потом взяла среднюю ложку и похлебала из средней чашки, потом взяла маленькую ложечку и похлебала из синенькой чашечки; и Мишуткина похлебка ей показалась лучше всех.

Девочка захотела сесть и видит у стола три стула: один большой, Михайлы Иваныча, другой поменьше, Настасьи Петровнин, и третий, маленький, с синенькой подушечкой – Мишуткин. Она полезла на большой стул и упала; потом села на средний стул, на нем было неловко, потом села на маленький стульчик и засмеялась, так было хорошо. Она взяла синенькую чашечку на колена и стала есть. Поела всю похлебку и стала качаться ва стуле.

Стульчик проломился, и она упала на пол. Она встала, подняла стульчик и пошла в другую горницу. Там стояли три кровати: одна большая – Михайлы Иванычева, другая средняя – Настасьи Петровнина, третья маленькая – Мишенькина. Девочка легла в большую, ей было слишком просторно; легла в среднюю – было слишком высоко; легла в маленькую – кроватка пришлась ей как раз впору, и она заснула.

А медведи пришли домой голодные и захотели обедать. Большой медведь взял свою чашку, взглянул и заревел страшным голосом: «Кто хлебал в моей чашке!»

Настасья Петровна посмотрела свою чашку и зарычала не так громко: «Кто хлебал в моей чашке!»

А Мишутка увидал свою пустую чашечку и запищал тонким голосом: «Кто хлебал в моей чашке и все выхлебал!»

Михайло Иваныч взглянул на свой стул и зарычал страшным голосом: «Кто сидел на моем стуле и сдвинул его с места!»

Настасья Петровна взглянула на спой стул и зарычала не так громко: «Кто сидел на моем стуле и сдвинул его с места!»

Мишутка взглянул на свой сломанный стульчик и пропищал: «Кто сидел на моем стуле и сломал его!»

Медведи пришли в другую горницу. «Кто ложился в мою постель и смял ее!» – заревел Михайло Иваныч страшным голосом. «Кто ложился в мою постель и смял ее!» – зарычала Настасья Петровна не так громко. А Мишенька подставил скамеечку, полез в свою кроватку и запищал тонким голосом: «Кто ложился в мою постель!» И вдруг он увидал девочку и завизжал так, как будто его режут: «Вот она! Держи, держи! Вот она! Вот она! Ай-яяй! Держи!»

Он хотел ее укусить. Девочка открыла глаза, увидела медведей и бросилась к окну. Окно было открыто, она выскочила в окно и убежала. И медведи не догнали ее.

Как дядя Семен рассказывал про то, что с ним в лесу было

(Рассказ)

Поехал я раз зимою в лес за деревами, срубил три дерева, обрубил сучья, обтесал, смотрю, уж поздно, надо домой ехать. А погода была дурная: снег шел и мело. Думаю, ночь захватит и дороги не найдешь. Погнал я лошадь; еду, еду – все выезду нет. Все лес. Думаю, шуба на мне плохая, замерзнешь. Ездил, ездил, нет дороги и темно. Хотел уж сани отпрягать, да под сани ложиться, слышу – недалеко бубенцы погромыхивают. Поехал я на бубенчики, вижу, тройка коней саврасых, гривы заплетены лентами, бубенцы светятся и сидят двое молодцов.

– Здорово, братцы! – Здорово, мужик! – Где, братцы, дорога? – Да вот мы на самой дороге. – Выехал я к ним, смотрю, что за чудо – дорога гладкая и не заметенная. – Ступай, говорят, за нами, – и погнали коней. Моя кобылка плохая, не поспевает. Стал я кричать: подождите, братцы! Остановились, смеются. – Садись, говорят, с нами. Твоей лошади порожнем легче будет. – Спасибо, говорю. – Перелез я к ним в сани. Сани хорошие, ковровые. Только сел я, как свистнут: ну, вы, любезные! Завились саврасые кони так, что снег столбом. Смотрю, что за чудо. Светлей стало, и дорога гладкая, как лед, и палим мы так, что дух захватывает, только по лицу ветками стегает. Уж мне жутко стало. Смотрю вперед: гора крутая-прекрутая, и под горой пропасть. Саврасые прямо в пропасть летят. Испугался я, кричу: батюшки! легче, убьете! Куда тут, только смеются, свищут. Вижу я, пропадать. Над самой пропастью сани. Гляжу, у меня над головой сук. Ну, думаю: пропадайте одни. Приподнялся, схватился за сук и повис. Только повис и кричу: держи! А сам слышу тоже, кричат бабы: дядя Семен! чего ты? Бабы, а бабы! дуйте огонь. С дядей Семеном что-то недоброе, кричит. Вздули огонь. Очнулся я. А я в избе, за полати ухватился руками, вишу и кричу непутевым голосом. А это я – все во сне видел.

(Быль)

Жила вдова Марья с своей матерью и с шестью детьми. Жили они бедно. Но купили на последние деньги бурую корову, чтоб было молоко для детей. Старшие дети кормили Буренушку в поле и давали ей помои дома. Один раз мать вышла со двора, а старший мальчик Миша полез за хлебом на полку, уронил стакан и разбил его. Миша испугался, что мать его будет бранить, подобрал большие стекла от стакана, вынес на двор и зарыл в навозе, а маленькие стеклышки все подобрал и бросил в лоханку. Мать хватилась стакана, стала спрашивать, но Миша не сказал; и так дело осталось.

На другой день после обеда пошла мать давать Буренушке помои из лоханки, видит, Буренушка скучна и не ест корма. Стали лечить корову, позвали бабку. Бабка сказала: корова жива не будет, надо ее убить на мясо. Позвали мужика, стали бить корову. Дети услыхали, как на дворе заревела Буренушка. Собрались все на печку и стали плакать. Когда убили Буренушку, сняли шкуру и разрезали на части, у ней в горле нашли стекло.

И узнали, что она издохла оттого, что ей попало стекло в помоях. Когда Миша узнал это, он стал горько плакать и признался матери об стакане. Мать ничего не сказала и сама заплакала. Она сказала: убили мы свою Буренушку, купить теперь не на что. Как проживут малые дети без молока? Миша еще пуще стал плакать и не слезал с печи, когда ели студень из коровьей головы. Он каждый день во сне видел, как дядя Василий нес за рога мертвую, бурую голову Буренушки с открытыми глазами и красной шеей. С тех пор у детей молока не было. Только по праздникам бывало молоко, когда Марья попросит у соседей горшочек. Случилось, барыне той деревни понадобилась к дитяти няня. Старушка и говорит дочери: отпусти меня, я пойду в няни, и тебе, может, бог поможет одной с детьми управляться. А я, бог даст, заслужу в год на корову. Так и сделали. Старушка ушла к барыне. А Марье еще тяжелее с детьми стало. И дети без молока целый год жили: один кисель и тюрю ели и стали худые и бледные. Прошел год, пришла старушка домой и принесла двадцать рублей. Ну, дочка! говорит, теперь купим корову. Обрадовалась Марья, обрадовались все дети. Собрались Марья с старухой на базар покупать корову. Соседку попросили с детьми побыть, а соседа дядю Захара попросили с ними поехать, выбирать корову. Помолились богу, поехали в город. Дети пообедали и вышли на улицу смотреть: не ведут ли корову. Стали дети судить: какая будет корова – бурая или черная. Стали они говорить, как ее кормить будут. Ждали они, ждали целый день. За версту ушли встречать корову, уж смеркаться стало, вернулись назад. Вдруг, видят: по улице едет на телеге бабушка, а у заднего колеса идет пестрая корова, за рога привязана, и идет сзади мать, хворостиной подгоняет. Подбежали дети, стали смотреть корову. Набрали хлеба, травы, стали кормить. Мать пошла в избу, разделась и вышла на двор с полотенцем и подойником. Она села под корову, обтерла вымя. Господи благослови! стала доить корову, а дети сели кругом и смотрели, как молоко брызнуло из вымя в край подойника и засвистело у матери из-под пальцев. Надоила мать половину подойника, снесла на погреб и отлила детям горшочек к ужину.

«Азбука» Толстого – это уникальная методика по обучению чтению. «Азбука» сориентирована на разные способы обучения: звуковой, слуховой, буквослагательный, метод целых слов.

«Азбука» вышла в свет в 1872 году. Ее задача была дать ребенку важные знания о природе, человеке, обществе, научить его читать и считать.

Давно вынашивал Толстой замысел учебной книги для самых маленьких. Общий план, ее содержание и логическая структура разрабатывались довольно долго. Об этом занятии часто говорил с волнением: “Что из этого выйдет - не знаю, а положил в него всю душу”. С “Азбукой” связывал Толстой самые смелые и светлые надежды, полагая, что несколько поколений русских детей, от мужиков до царских, будут учиться по ней, получая первые поэтические впечатления.
“Азбука” графа Л. Н. Толстого - комплекс учебных материалов из четырех книг. Это своеобразная энциклопедия, объясняющая детям окружающий мир. Художественно обогащая, она раскрывала основные понятия физики, химии, ботаники, зоологии, рассказывала о жизни растений, внешних чувствах человека и животных, явлениях магнетизма, электричества и многом другом. “Азбука графа Л.Н.Толстого” возбудила среди методистов горячие споры.
“Новая азбука” - новый комплекс учебных материалов - была более универсальной, усовершенствованной в результате полемики с оппонентами. Она получила позитивную оценку в прессе, была допущена министерством в народные школы. При жизни Толстого она выдержала свыше тридцати изданий.

Открывая вновь свою Яснополянскую школу и содействуя организации школ по всей округе, он мечтал «спасти тех тонущих там Пушкиных, Остроградских, Филаретов, Ломоносовых», которые «кишат в каждой школе» (ПСС т. 61, с. 130). Он был переполнен безграничной любовью к «маленьким мужичкам», как именовал он крестьянских детей. Любовь эта и проявилась в «Азбуке», над которой Толстой трудился с огромным упорством в 1871- 1872 годах и затем в 1875 году, когда, откладывая работу над «Анной Карениной», писал «Новую азбуку» и переделывал «Книги для чтения».
Убедившись в том, что за десять лет, протекших после прекращения журнала «Ясная Поляна», «не вышло ни одной книжки... которую бы можно было дать в руки крестьянскому мальчику» (ПСС т. 61, с. 284-285), Толстой своими детскими рассказами восполнял этот пробел. С «Азбукой» он связывал самые «гордые мечты», полагая, что несколько поколений русских детей, от мужицких до царских, будут учиться по ней и получат из нее первые поэтические впечатления. «Написав эту Азбуку, мне можно будет спокойно умереть»,- делился он в 1872 году своими мыслями с А. А. Толстой (ПСС т. 61, с. 269).
Своей «Азбукой» Толстой не открыл наилучший способ обучения грамоте или простейший путь усвоения четырех действий арифметики. Но помещенными там рассказами он действительно создал целую литературу для детского чтения. Многие из этих рассказов и поныне входят во все хрестоматии и буквари; «Филипок», «Три медведя», «Акула», «Прыжок», «Лев и собачка», «Кавказский пленник», рассказы о Бульке и др.
Известный русский педагог профессор С. А. Рачинский справедливо писал автору «Азбуки» и «Книг для чтения»: «Нет в мире литературы, которая могла бы похвалиться чем-либо подобным» («Письма Толстого и к Толстому». М. - Л., 1928, с. 216.) В четырех «Русских книгах для чтения» сравнительно немного произведений оригинальных. В большинстве случаев - это вольные переложения русских, индийских, арабских, персидских, турецких, немецких сказок, переделки басен Эзопа, реже - отдаленно напоминающие источник - пересказы произведений новой литературы.
При выборе источников и создании своих собственных рассказов Толстой неизменно исходил из того, чтобы сюжет их был прост, но занимателен и чтобы они представляли поучительный или познавательный интерес. В высшей степени характерно, что использованы были, главным образом, произведения древнегреческой литературы (образцы которой Толстой с таким восторгом перечитывал в это время в подлинниках, специально изучив для этой цели греческий язык) и устного поэтического творчества разных народов. Здесь нашел писатель источник «истинно прекрасного и простого прекрасного» (ПСС т. 61, с. 247), Примечательно и то, что в основу некоторых рассказов («Солдаткино житье», «Как мальчик рассказывал про то, как его в лесу застала гроза» и др.) положены сочинения учеников Яснополянской школы, о которых с таким восхищением отзывался Толстой раньше в статье «Кому у кого учиться писать, крестьянским ребятам у нас, или нам у крестьянских ребят?».
Выпуская в 1872 году «Азбуку», Толстой отмечал факты заимствования разных сюжетов для своих рассказов. В дальнейшем исследователи, в особенности В. С. Спиридонов (См. его комментарии в т. 21 Полн. собр. соч. Л. Н. Толстого (М., 1957), с. 607-671.) проделали огромную работу, конкретизируя, уточняя эти авторские указания. За редким исключением, все источники маленьких шедевров Толстого установлены. Сопоставляя теперь источники с текстами Толстого, легко убедиться, что всякий раз, заимствуя контуры сюжета, Толстой создавал свой рассказ, свою басню, свою быль, свою сказку, свою былину. Не случайно, помещая рассказы «Азбуки» в «Русских книгах для чтения», он обозначал лишь жанр произведений и совсем не упоминал о заимствованиях.
«Русские книги для чтения», при многообразии их содержания, поражают своим стилевым единством. При этом рассказы для детского чтения явились трудной даже для Толстого школой освоения нового художественного стиля. Это была огромная лаборатория, в которой всякий художественный материал, переплавляясь, приобретал качества, усвоенные Толстым из народной поэзии и народной жизни. Эти качества: «определенное, ясное и красивое и умеренное»- он стал теперь считать обязательными для искусства вообще.
Писательская взыскательность к своему труду, вообще в высшей степени свойственная Толстому, в процессе работы над детскими рассказами привела к тщательному обдумыванию и взвешиванию буквально каждого слова.
Получив в 1876 году письмо детского писателя Е. В. Львова с высокий оценкой рассказов, помещенных в «Русских книгах для чтения», Толстой отвечал, что эти рассказы и басни «есть просеянное из в 20 раз большего количества приготовленных рассказов, и каждый из них был переделано по 10 раз» и стоил ему «большего труда, чем какое бы ни было» из его писаний. Главная трудность, по словам Толстого, состояла в том, чтобы «было просто, ясно, не было бы ничего лишнего и фальшивого» . В том же письме он с законной гордостью заявлял: «...я знаю, как думает народ и народный ребенок, и знаю, как говорить с ним... я и любовью и трудом приобрел это знание» (ПСС т. 62, с. 250).
Существует мнение, что художественные принципы, выработанные в рассказах «Азбуки» («надо, чтобы все было красиво, коротко, просто, и, главное,- ясно»), несомненно, оказали затем воздействие не только на стиль «народных рассказов», но также на стиль «Анны Карениной», незавершенных исторических романов и других произведений позднейшего периода деятельности Толстого. Эстетические принципы, провозглашенные Толстым в конце творческого пути в трактате «Что такое искусство?», в значительной мере уже были реализованы, по справедливому замечанию В. В. Стасова, рассказами «Азбуки».

Л. Н. Толстой - педагог и воспитатель - это явление в истории педагогики выдающееся;

оно столь же яркое и значительное, сколько сложное и противоречивое.

Фоменко Н.В. («Начальная школа». - 1993. - №3)

«Цель одна - образование народа»,- говорил он и служил этой цели всеми своими помыслами. В период расцвета своих физических и духовных сил Толстой целиком посвятил себя народному образованию, сумел создать такую школу, которая по новизне и гуманности подхода к детям, оригинальности методов преподавания, смелости и страстности исканий новых путей в педагогике не имела себе равных среди школ не только в России, но и за рубежом.

Просветительскую деятельность среди крестьян Толстой рассматривал как выполнение образованными людьми своего долга перед народом. «Другое теперь нужно. Не нам нужно учиться, а нам нужно Марфутку и Тараску выучить хоть немножко тому, что мы знаем». Занятием более всего достойным мужчины Толстой считает образование народа.

"Азбука Льва Толстого" - необычная книга. С какой стороны ни посмотри, все в ней не то да не так. И слог не из лучших - сказал да ответил, а то еще хуже - "Петя был волк". И стихов днем с огнем не сыщешь. И загадки-то допотопные, с подсказкой - и то без Даля не обойдешься. Нет тебе ни машин, ни спутников. И методика обучения чтению, предложенная Толстым, кем только не разбивалась в пух и прах.
Даже как-то не по себе становится, когда читаешь признание Толстого. "Азбуку" мою, - писал он двоюродной тетке, - пожалуй, не смотрите. Вы не учили маленьких детей, вы далеко стоите от народа и ничего не увидите в ней. Я же положил на нее труда и любви больше, чем на все, что я делал, и знаю, что это одно дело моей жизни важное. Ее оценят лет через 10 те дети, которые по ней выучатся".

Л.Н. Толстой с первыми яснополянскими школьниками

Прошло уже более 120 лет, а "Азбука" до недавнего времени оставалась невостребованной. Правда, дети эмигрантов о ней не забывали. Многие из них, читая ее, учились понимать строй русской речи и русской души.

Что говорить, даже сильным учителям подчас трудно докопаться до глубинного смысла текстов, созданных или введенных в книгу автором. Судите сами - "Голенький ох, а за голеньким Бог", "Добрых людей слушаться - решетом воду носить", "Прыткий набежит, а на тихого Бог нанесет".

Произведения Л.Н. Толстого - это иная реальность, иная лексика, не всегда понятная даже взрослым. Современные дети с трудом погружаются в непонятные для них бытовые ситуации. Они не представляют, зачем собирать щавель у дороги («Котенок»), зачем надо ловить медвежат и учить их плясать, тем более, зачем мужику в козу наряжаться («Как медведя поймали»).

Лексика рассказов писателя мало способствует не только стимуляции интереса к чтению, но и развитию воображения. Ребенку, не видавшему сахарную голову, трудно представить картину, описанную классиком…

Многое неясно не только ребенку, но и взрослому. Без словаря уже не объяснить, что есть черепаха в три аршина длины и весом в двадцать пудов («Черепаха»).

Основная «Азбука», представляющая собою нечто вроде учебной энциклопедии, вышла в четырех томах в 1872 году. «...Работа над языком ужасная,- говорит писатель в одном из писем по поводу «Азбуки» (в апреле 1872 года).- Надо, чтобы все было красиво, коротко, просто и, главное, ясно». Приведем только один пример - начало маленького рассказа-сказки («Еж и заяц») в двух рукописных вариантах. Один, написанный под диктовку Толстого, представляет собой изложение исходного немецкого оригинала. Другой - то, чем стало затем это изложение под пером писателя.

Черновая редакция текстов

Первый вариант. «Раз осенью в воскресенье утром была чудесная погода. Народ нарядный шел к обедне, птицы пели, и солнце светило. Ежик стоял у дверей своего домика и пел песенку. Потом он подумал: «Пока жена моя моет и одевает детей, я пойду погулять». Он пошел по дороге в поле посмотреть, как растет репа. Ежики любят репу. Навстречу ему шел заяц. Он тоже пришел смотреть на капусту, которую любил есть. Ежик сказал зайцу: «Здравствуй, заяц», а заяц был гордый и не поклонился ежу. Он только сказал: «Зачем ты так рано по полю бегаешь?» Ежик отвечал: «Я гуляю». Заяц засмеялся: «Гуляешь? Как ты можешь гулять! У тебя кривые ноги».

Второй вариант. «Заяц встретил ежа и стал смеяться над его ногами».
Прочитав все рассказы, спросим ребят: чему надо научиться в первую очередь? Понимать друг друга. Все рассказы Толстого - про это. Конечно, учиться этому мы будем всю жизнь. Но главное - начало положено, если рассказы пережиты и прочувствованы. Доброта, честность, терпимость, человечность, мужество - вот качества, которые воплощает и хочет, разумеется, воспитать в юных читателях Лев Николаевич Толстой.

«И после этого самостоятельно или вместе с учителем ребята придумывают свой рассказ о доброте, о милосердии - к людям или к животным. Может быть; они выдумают всё от начала до конца, а может быть, расскажут или напишут о случае из жизни. Пусть представят себя писателями; сочинителями. По-моему, для такой работы с детьми мы не имеем в русской, да и во всей мировой литературе лучшего материала, чем толстовская «Азбука». (Полтавец Е. Изучение творчества Льва Толстого в школе: Уроки по Толстому в начальных классах; На взгляд учителя старшеклассников //Литература.– 2005.– №17.–С.7-12)

Как ни далеко отстоит от нас время Льва Толстого, истории, описанные им, воспринимаются как живые, действительно бывшие…
Андрей Белый сравнивал Толстого с колодцем, где вода чистая и прозрачная, а дна не видно - колодец глубокий. Эта мысль как нельзя лучше подходит к "Азбуке".

…в 1875 году вышла «Новая азбука», она сразу же получила широкое распространение. Её рассматривали как лучшую из существовавших книг для образования детей «и по форме и по содержанию». Видный профессор-естественник и педагог С.А. Рачинский высказал уверенность, что своей работой Толстой оказал «величайшую услугу... русскому школьному делу» и что «нет в мире литературы, которая могла бы похвалиться чем-либо подобным». Он писал: «3наете ли Вы, какое сокровище Ваша азбука, Ваши книги для чтения? <...> Поверьте, что в Ваших школьных книгах есть та же доля сверхъестественного, то есть творчество par la grace de Dieu (Божьей милостью), как и в лучших Ваших романах».

Толстой видел в детях «черты сметливости, огромного запаса сведений из практической жизни, шутливости, простоты, отвращения от всего фальшивого». Он и стремился вызвать, возбудить интерес у детей к тысячам вопросов: куда девается вода из моря, отчего в мороз трещат деревья, отчего бывает ветер. Отвечая на эти вопросы, Толстой выступает замечательным мастером живого увлекательного общения с ребёнком. Толстой всегда думал о связи поколений. Приступая к роману («Война и мир»), Толстой писал: «...ежели бы мне сказали, что то, что я напишу, будут читать дети лет через 20 и будут над этим плакать и смеяться и полюблять жизнь, я бы посвятил ему всю жизнь и все силы».

А вот какая легенда есть на Востоке: китайский мудрец Конфуций, живший две с половиной тысячи лет назад, учил восьмилеток. Он сказал им: "Прежде чем научиться читать и писать, вы должны научиться уважать и понимать друг друга". Вот и «Азбука» Толстого учит этому в первую очередь.

Список литературы:

1. Введение // Мир «Азбуки Льва Толстого»: Книга для учителя.– Тула, 1995.– С.5-7
2. Гордеева С. Рассказы из "Азбуки: Методическая разработка //Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. – 2003 . – № 9. – С.11-13
3. Полтавец Е. Изучение творчества Льва Толстого в школе: Уроки по Толстому в начальных классах; На взгляд учителя старшеклассников // Литература.– 2005.– №17. – С.7-12.
4. Гриценко З. Классика о нас // Дошкольное воспитание.–2008.– №9.– С.74-80
5. Путилова Е. Лев Толстой и его «Азбука» // Детский сад со всех сторон. – 2006. – №23. – С.8-11.
6. Фоменко Н.В. Уроки нравственности «Азбук» Л. Н. Толстого // Начальная школа.– 1993.– №3. – С.18-21
7. Штец А.А. Л.Н. Толстой: методика обучения грамоте («Азбука» 1872 года] // Начальная школа плюс до и после.– 2008. – № 8. – .90-95.

Л. Н. Толстой придавал большое значение своей педагогической деятельности в Яснополянской школе и созданию учебников для просвещения народа. Свою учебно-просветительскую деятельность он считал выполнением своего долга перед народом. Не найдя примеров для подражания в зарубежной учебной литературе, Л. Н. Толстой пришел к необходимости создания собственных учебных книг, которые бы позволяли детям сознательно и творчески усваивать знания. Над созданием своей «Азбуки» и «Новой Азбуки», вышедшей в 1875 г., он потратил 17 лет. Для этих учебников Л. Н. Толстым было написано 629 произведений, из них 133 на естественнонаучные темы. Его произведения насыщены материалами из русской истории, народного быта, наблюдениями о русской природе, он использует лучшие из народных сказок, басен, былин, пословиц, поговорок.

По сути, «Азбука» представляет собой комплект учебных пособий для первоначального обучения. Она состоит из четырех довольно объемных книг. Первая включает собственно азбуку, тексты для начального чтения, а также задания по обучению счету. Последующие книги фактически являются книгами для чтения, куда входят художественные тексты и популярные рассказы по истории, физике, естествознанию, географии, приводятся тексты для заучивания и материалы по арифметике. Материал в книгах усложняется в соответствии с возрастом учащихся.

В конце книг даются ценные методические указания для учителя, которые раскрывают методическую концепцию начального обучения родному языку и арифметике Л. Н. Толстого.

Азбука Л. Н. Толстого явилась оригинальным учебником, существенно отличавшимся от официально признанных в то время учебных пособий по содержанию и по общей направленности. Поэтому многие представители просвещения того времени не приняли новаторства Л. Н. Толстого из-за народного языка его «Азбуки», образности изложения, нового методического подхода. Однако он писал: «Гордые мечты мои об этой азбуке вот какие: по этой азбуке только будут учиться два поколения русских всех детей от царских до мужицких и первые впечатления поэтические получат из нее, и что, написав эту Азбуку, мне можно будет спокойно умереть» (т. 61, с. 269).

Публикации об "Азбуке" Л. Н. Толстого:

  1. Бабаев Э. Г. Большая азбука, или Ощущение счастья / Э. Г. Бабаев // Книжные сокровища мира: из фондов Гос. Библ. СССР им. В. И. Ленина. - М.: Книжная палата, 1989. - (С. 94-109: Об азбуке Льва Толстого) - Читать в электронном виде
  2. Бегак Б. Маленькие рассказы Толстого / Б. Бегак // Детская литература. - 1937. - № 5. - С. 10—17. (О работе Толстого над рассказами для «Азбуки» и «Книг для чтения»)
  3. Борщевская А. Лев Толстой для детей / А. Борщевская // Вопросы детской литературы. - М., 1954. - С. 38—74. (Теоретические взгляды Л. Н. Толстого на детскую литературу; Работа Толстого над «Книжками Ясной Поляны»; «Азбука»; Содержание, литературная форма детских рассказов Толстого, их воспитательная направленность; Научно-познавательный материал в «Азбуке»)
  4. Букмэн И. «Азбука» гр. Л. Н. Толстого / И. Букмэн // Литературная газета. - 1938. - 10 сент.
  5. Вейкшан В. А. Л. Н. Толстой о воспитании и обучении / В. А. Вейкшан. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1953. - 144 с. (С. 121-144: «Азбука» и «Новая азбука»)
  6. Георгиева Г. «Азбука» Л. Н. Толстого в иллюстрациях советских художников / Г. Георгиева // Дошкольное воспитание. - 1978. - № 9. - С. 98-105.
  7. Горецкий В. Г. «Азбука» Л. Н. Толстого / В. Г. Горецкий, Г. В. Карпюк // Дошкольное воспитание. - 1978. - № 9. - С. 73-79.
  8. Горецкий В. Г. Азбуки Льва Николаевича Толстого / В. Г. Горецкий // Начальная школа. - 1978. - № 9. - С. 62-72.
  9. Жигулев А. Пословицы и поговорки в учебных книгах Л. Н. Толстого / А. Жигулев // Дошкольное воспитание. - 1975. - № 10. - С. 84-88.
  10. Зайденшнур Э. «Азбуке» Л. Н. Толстого 100 лет / Э. Зайденшнур // Начальная школа. - 1973. - № 4. - С. 87-88.
  11. Карпюк Г. В. Азбуки Л. Н. Толстого в советское время / Г. В. Карпюк // Начальная школа. - 1978. - № 10. - С. 68-73.
  12. Квятковский Е. Л. Н. Толстой: педагогические идеи «Азбуки» и книг для чтения / Е. Квятковский // Дошкольное воспитание. 1991. - № 6. - С. 60-63.
  13. Константинов Н. Предисловие к двадцать первому и двадцать второму томам / Н. Константинов, А. Петров // Л. Н. Толстой. Полное собрание сочинений. Юбилейное издание. Т. 21. - М., 1957. - С. V—XXXVIII. (Об «Азбуке», «Новой азбуке» и «Русских книгах для чтения»)
  14. Красовская Н.А. Диалектная лексика в "Азбуке" Толстого / Н. А. Красовская // Мировая словесность для детей и о детях. Вып.16. - М.: МПГУ, 2012. - С. 177-183.
  15. Крыгина К. Н. Лексический состав «Азбуки» как основа обогащения словаря детей в период обучения грамоте / К. Н. Крыгина // Обучение и развитие младших школьников. - Магнитогорск, 1992. - С. 51-58.
  16. Лебедева В. А. Работа Л. Н. Толстого над «Азбукой» и книгами для чтения / В. А. Лебедева // Яснополянский сборник, год 1960-й. - Тула, 1960. - С. 3-18.
  17. Мир «Азбуки Льва Толстого»: книга для учителя / А. В. Шадская и др. - Тула, 195. - 200 с.
  18. Мумрикова Л. И. "Азбуки" Л. Н. Толстого / Л. И. Мумрикова // Вестник Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета. Серия 4: Педагогика. Психология. - М.: Изд-во Православ. Свято-Тихон. Гуманитар. Ун-та, 2007. - № 1(4). - C. 149-160.
  19. Николаева Е. В. "Азбука" Льва Толстого / Е. В. Николаева // Литература в школе. - 2010. - № 2. - C.7-10.
  20. Пахомов А. Ф. «Азбука» Льва Толстого / А. Ф. Пахомов // Детская литература. - 1969. - № 11. - С. 48-50.
  21. Петров А. «Азбука» и «Новая Азбука» Л. Н. Толстого: к выходу в свет 21 и 22 томов юбилейного издания полного собрания сочинений / А. Петров // Народное образование. - 1958. - № 2. - С. 112—113.
  22. Петров А. К. Как Л. Н. Толстой составлял «Азбуку»: к 130-летию со дня рождения / А. К. Петров // Начальная школа. - 1958. - № 9. - С. 55-59.
  23. Петров А. Неизданные рассказы Л. Н. Толстого / А. Петров // Народное образование. - 1958. - № 9. - С. 85—88. (О коротких рассказах Толстого, не вошедших в «Азбуку» и «Новую азбуку»)
  24. Полтавец Е. Изучение творчества Льва Толстого в школе: уроки по Толстому в начальных классах; на взгляд учителя старшеклассников / Е. Полтавец // Литература.- 2005. - № 17. - С. 7-12.
  25. Путилова Е. Лев Толстой и его «Азбука» / Е. Путилова // Детский сад со всех сторон. - 2006. - № 23. - С. 8-11.
  26. Спиридонов В. С. Комментарии к «Азбуке» и «Новой азбуке» / В. С. Спиридонов, В. С. Мишин // Л. Н. Толстой. Полное собрание сочинений. Юбилейное издание. Т. 21. - М., 1957. - С. 547—691.
  27. Толстой Л. Н. Азбука; Новая азбука / статьи, справ. материалы, послесл. и составление В. Г. Горецкого, Г. В. Карпюка. - М.: Просвещение, 1978. - 511 с. - (К 150-летию со дня рождения Л. Н. Толстого).
  28. Тюриков И. П. К вопросу об изучении «Азбуки» Л. Н. Толстого / И. П. Тюриков // Ученые записки Петрозаводского гос. ун-та им. О. В. Куусинена. - 1972. -Т. 18. - Вып. 3. - С. 17-30.
  29. Фоменко Н. В. Азбуки Л. Н. Толстого в развитии отечественной методики обучения грамоте, их место в подготовке учителей начальных классов: автореф. дис. … канд. пед. наук / Н. В. Фоменко. - М., 1997. Читать в электронном виде
  30. Фоменко Н. В. Уроки нравственности «Азбуки» Л. Н. Толстого / Н. В. Фоменко // Начальная школа. - 1993. - № 3. - С. 18-21.
  31. Фотеева А. И. «Азбука» Л. Н. Толстого. К 100-летию ее создания / А. И. Фотеева // Советская педагогика. - 1973. - № 1. - С. 112-118.
  32. Харченко Н. Д. Книги для чтения в начальной школе К. Д. Ушинского и Л. Н. Толстого: автореф. дисс. … канд. пед. наук / Н. Д. Харченко. - Харьков, 1952. - 14 с.
  33. Чехов Н. В. «Азбука» и «Книги для чтения» Л. Н. Толстого / Н. В. Чехов // Народный учитель. - 1928. - № 9. - С. 40-43.
  34. Чехов Н. В. Лев Толстой и его учебные книги / Н. В. Чехов // Просвещение на Урале. - Свердловск, 1928. - № 7-8. - С. 104-108.
  35. Чудакова М. А. Философско-педагогические и этические аспекты "Азбуки" Л. Н. Толстого: диссертация... кандидата педагогических наук: 13.00.01 / М. А. Чудакова.- Москва, 2008.- 158 с.: ил.
  36. Шанько А. Ф. Л. Н. Толстой о методике обучения грамоте / А. Ф. Шанько // Педагогическое наследие Л. Н. Толстого. - Тула, 1975. - С. 63-68.
  37. Штец А. А. О новом прочтении педагогического наследия Л. Н. Толстого / А. А. Штец // Начальная школа: плюс до и после. - 2007. - № 7. - С. 87-91.
  38. Штец А. А. Л. Н. Толстой: методика обучения грамоте [«Азбука» 1872 г.] / А. А. Штец // Начальная школа: плюс до и после. - 2008. - № 8. - С. 90-95; № 9. - С. 93-95.

О. В. Кабашева

В фонде библиотеки имеются следующие издания:

Чтобы просмотреть карточку, кликните по маленькому изображению внизу

Включайся в дискуссию
Читайте также
Йошта рецепты Ягоды йошты что можно приготовить на зиму
Каково значение кровеносной системы
Разделка говядины: что выбрать и как готовить?