Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Государственный литературно мемориальный музей я коласа. Чем живет музей якуба коласа в год юбилея поэм "сымон-музыка" и "новая зямля"

Якуб Колас - номинальный классик белорусской литературы XX века. Скажу сразу, что книги Коласа я не люблю - вся проблематика, поднятая в них, давно осыпалась и завяла вместе с тем строем, что ее породил. Или даже раньше. Или даже ее не существовало вовсе, проблематики этой.

Если коротко - все книги Коласа про крестьян и про деревню. Даже когда он писал про город - все равно получалась книга деревенского жителя про деревню. Ни про что другое он писать не умел и не хотел. Бесконечные унылые деревянные хаты, серая и неинтересная жизнь, домотканые рубахи и гнилая картошка, бесконечные несчастья честного трудового народа "пад панскiм гнетам". Чтобы вы поняли - это примерно как если всю историю США свести к жизни афроамериканских гетто. Потом еще начались бесконечные партизаны, говорящие цитатами из справочника молодого чекиста.

За это он получил кучу званий и наград и умер в теплой постели. И это в то время, когда творили Кафка и Джойс, Томас Манн и Бертран Рассел. Когда сыпались искры из-под литературной наковальни, ковавшей новое понимание того, что же такое есть человек.

Впрочем, не будем о грустном. Как бы то ни было - Колас пока еще остается видной фигурой в культуре Беларуси, его именем названа центральная площадь столицы и улица, на которой стоит дом с моей минской квартирой. Давайте просто посмотрим, как жил "дзядзька Якуб" в пятидесятые годы.

03. Дом Коласа располагается в Минске, в районе Академии наук. В начале пятидесятых годов это была окраина города, а сейчас это самый что ни на есть центр - город сильно вырос в восточном направлении. Строил дом архитектор Георгий Заборский; тот самый, что спроектировал много зданий в . Дом выглядит достаточно узнаваемо и интересно.

05. Обойдем вокруг дома. Слева от входа расположился погреб-"лядоўня".

07. Перефразируя известный афоризм - "Можно вывезти дедушку из деревни, но деревню из дедушки - никогда".

08. За забором виднеется здание попроще, куда переселили детей и родственников Якуба Коласа после его смерти, сделав из его дома музей. Мне почему-то кажется, что этот дом начали проектировать и строить еще при жизни Якуба, прямо перед окном его кабинета - но об этом позже.

09. С обратной стороны Дом Коласа выглядит вот так.

11. Давайте заглянем внутрь. Дом начинается с вешалки (вспомнилась пословица про театр), на которой до сих пор сохранились оригинальные медные крючки. К сожалению, это одна из немногих оригинальных деталей, оставшихся в доме - особенно на первом этаже.

12. Из прихожей открывается вот такой вид. По обе стороны от точки съемки - по две проходные комнаты. Прямо - что-то вроде бывшей кухни. Сейчас в доме Коласа экспозиция музея, сделанная в лучших советских традициях - выбросить все настоящее и оставить идеологически верное. В доме не осталось ни ванной, ни кухни - как известно, советские писатели не писяют и не кушают, а только лишь постоянно думают о судьбах народа, мировой революции, и пишут, и пишут.

13. Вот, например, дверь. Лично мне она гораздо интереснее бесконечных сборников произведений Якуба Коласа, выставленных вокруг. Что было за ней? Как выглядела реальная жизнь в доме? Книгу я могу и в магазине посмотреть. Зачем они выкинули старую ручку и привинтили китайскую позолоченную, купленную за 2 доллара в "Хозтоварах" на Логойском тракте?

14. Книжечки под стеклом. Справа, кстати, отличная иллюстрация в традициях белорусской книжной графики, но все равно - книгам тут не место. Верните коласовскую кухню, я хочу видеть, где он завтракал каждый день.

15. Давайте поищем еще оригинльных деталей. Вот, например, лепной плинтус. Не знаю, был ли он тут в пятидесятые.

16. Дверная коробка, безусловно, оригинальная. Может, чуть подкрашенная в ходе ремонта.

17. Давайте пойдем на второй этаж, там осталось больше всяких интересных оригинальных штук. Лестница. Под потолком - типичная лампа пятидесятых годов (у меня дома такая же есть, осталась от прежних хозяев квартиры), направо - двери на большой балкон-террасу, прямо - двери в кабинет и спальню Коласа (туда мы еще заглянем), налево - двери в парадную часть дома. Идем туда.

18. На втором этаже сохранился оригинальный паркет пятидесятых. Да, именно такой - не очень качественный, неровный. Стыки между комнатами "добирались" из остатков. При ходьбе паркет скрипит. Кстати, на первом этаже под современным ковровым покрытием серого цвета остался этот же паркет - старый и скрипучий.

19. Гостиная. Здесь осталсь оригинальная мебель - Колас привез ее, кажется, откуда-то из Прибалтики, и уже в то время это был антиквариат. Мебель, по-моему, довольно безвкусная.

20. Несмотря на достаточно презентабельный вид, в доме пахнет бедной деревней - запах сырости и мышей. Не знаю, почему так.

21. Под полтолком в гостиной - аляповатая розетка.

22. Телевизор. Не знаю, смотрел ли его Колас. В настоящее время от оригинального телевизора пятидесятых остлся один остов, внутри которого стоит горизонтовский "кубик" - уже тоже старый.

24. В старые оконные рамы вставили современные стеклопакеты. Хорошо еще, ручки оставили.

25. Столовая на втором этаже. Напоминает типичную минскую квартиру пятидесятых.

26. Мебель здесь поприятнее, чем в гостиной.

28. Дверная ручка. Вот это настоящая жизнь - ролик, с помощью которого дверь закрывлась. Чаще всего он проваливался внутрь - и приходилось на дверную коробку подбивать резинку, чтобы дверь закрывалась плотно. Еще очень примечательны шурупы - они чаще не закручивались, а забивались молотком - раз и навсегда.

30. Пишущая машинка. Это еще дореволюционная модель, на которую добавлена белорусская буква "у нескладовае". На бумаге набран велеречивый текст - про мудрую политику коммунистической партии, советского народа, бла бла бла. И это в то время, когда Элиас Канетти... ладно, не будем о грустном.

24. Книжный шкаф. Выбор книг писателя комментировать не буду.

24. Часы на книжном шкафу. Вообще в комнате осталось довольно много часов и несколько барометров - это производит достаточно странное и загадочное впечатление. И мне кажется, я раскусил эту загадку. Сидя в кабинете своего нового дома и то и дело глядя на часы, столь быстро отсчитывающие время, уже очень немолодой Якуб Колас понял, что этот дом выстроили вовсе не для него - а для будущего музея его имени. В котором о его жизни будут расскзывать идеологически верные экскурсоводы.

25. Я знаю, что ощущал Колас, каждый день садясь за новый стол рабочего кабинета. От него больше не ждут книг, не ждут стихов; есть своеобразный запрет на превращения - он должен остаться "белорусским писателем про деревню". Писать больше ничего не нужно.

26. Жизнь прожита. Ты живешь в музее собственной осторожности, бесхребетности, лоялизма. Те, кто был иным - лежат в земле с простеленной головой. Ты выжил, ты же лучше их. Правда, Якуб? - спрашивает сова-пресс-паье.

27. Не знаю, что отвечал Колас сове-совести.

28. Осталась последняя дверь. Дверь в спальню писателя - это маленькая проходная комнатка из кабинета. Она оставляет удивительное впечатление - в самом дальнем углу огромного дома притаилась маленькая комнатушка. Потолок в ней ниже, чем в остальном доме. В уголке стоит маленькая, почти подростковая кроватка. В ногах кровати - дверь в уборную, слева от двери - печь.

Все очень напоминает маленькую комнатку в деревенском доме.

29. На стене висит портет сына и барометр. Мне кажется, что именно в этой комнатке Колас чувствовал себя уютно. Он вспоминал времена "Нашей Нивы" - когда не было еще ни СССР, ни званий и регалий, ни ежедневной необходимости писать про успехи на посевной, ни нервной обязанности отвечать на ежедневные звонки из "доброжелательной организации".

Он вспоминал о жизни без золотой клетки.

30. Просыпался, смотрел в потолок и думал, думал.

30. А на стуле лежит портфель писателя...

За последние четыре года жизни, прошедшие в новом доме, Якуб Колас не написал ни одной новой книги.

Фото: Государственный литературно-мемориальный музей Якуба Коласа

Фото и описание

Государственный литературно-мемориальный музей Якуба Коласа был открыт 4 декабря 1959 года в доме, где жил народный поэт Белоруссии. Расположен по адресу пр. Ф. Скорины, 66а.

Сегодня невозможно представить себе современную белорусскую литературу без Якуба Коласа. Великий белорусский поэт пел песнь революции и войны, прославляя героический подвиг своего народа.

Якуб Колас (Константин Михайлович Мицкевич) родился в 1882 году в деревне Окончицы. С 1906 года вел активную революционную борьбу, публиковал стихотворения и поэмы с ярким революционным содержанием. В 1928 году Якуб Колас стал академиком, во время войны писал поэмы о героическом подвиге белорусского народа, после войны, в 1946 году стал председателем Белорусского комитета защиты мира, с 1953 году был редактором русско-белорусского словаря.

Двухэтажный дом с садом, в котором расположен музей, построен на территории Академии Наук Белоруссии. Дом неоднократно перестраивался и в том виде, в каком мы можем видеть его сейчас, был построен в 1952 году к 70-летнему юбилею поэта.

В музее размещена экспозиция общей площадью 319 кв метров, разместившаяся в 10 залах, рассказывающая о творческом пути Якуба Коласа, о знаменитых гостях, бывавших в этом доме, восстановлены интерьеры рабочего кабинета и спальни.

В саду Якуба Коласа сохранены его любимые сосны, под которыми он любил посидеть с друзьями, другие деревья, посаженные руками поэта. Поэт жил скромной простой жизнью. В музее все сохранено и воссоздано в том виде, как было при жизни Якуба Коласа.

Работу над памятником Якубу Коласу, входящим в известный архитектурный ансамбль на названной в честь поэта площади, Заир Азгур начал в 1949 году.

На фотографии, на которой Константин Михайлович позирует Заиру Исааковичу, мы видим бюст писателя, который в итоге остался в творческой мастерской скульптора. Но это выражение лица Коласа увековечено и на памятнике, под которым несколько поколений минчан назначали и назначают друг другу встречи.

Коласу в силу возраста при позировании сложно было стоять на одном месте, но скульптор нашел выход. Он из двух скамеек соорудил импровизированный пьедестал, на что писатель отреагировал с иронией: «Вы соорудили мне роскошный трон. Я должен взойти на него?» Первоначально работа скульптора выглядела так: писатель одной рукой опирался на трость, во второй держал книгу. Но один элемент заслонял другой, поэтому от трости, с которой Колас в пожилом возрасте не расставался, решили отказаться. И все же тросточки, помогавшие Константину Михайловичу передвигаться, также стали частью истории - они остались в музее поэта. Колас, бывало, сам вырезал их из дерева.

Это не первая совместная работа двух талантливейших белорусов: впервые Азгуру заказали бюст Коласа еще в 1924 году. Когда совсем еще молодой скульптор приступил к работе, уже сделавший себе имя поэт начал декламировать отрывки из «Новай зямлі». Во время второго сеанса в мастерскую пришел Янка Купала. Азгур переживал, что Колас получается старше, чем он есть на самом деле, на что Купала сказал: «Якубе будет жить больше ста лет, не страшно, что он тут чуть старше выглядит. Позднее он станет сам старше, а скульптура будет моложе». Памятник-бюст самого Купалы позже также появился в портфолио Азгура.

Взаимоотношения скульптора и поэта выходили за рамки «мастер - натурщик». Колас знал, что учившийся в Ленинграде с 1925 по 1927 годы Азгур постоянно испытывал материальные трудности, поэтому ежемесячно высылал ему по 40 рублей. Однажды, приехав в Минск на каникулы, Азгур встретился с Коласом в доме дядьки-писателя, а собираясь домой, Заир обнаружил в пиджаке полные карманы яблок. Дома его ждал очередной сюрприз: в том же пиджаке лежали огромные для того времени деньги - 200 рублей. Колас помогал всем, кто к нему обращался, причем ни одно письмо не оставалось без ответа. Крестьяне просили денег на корову; однажды написала девушка с просьбой помочь купить свадебное платье - Колас не отказал.

На третий день после смерти Коласа вышло постановление ЦК КПБ об увековечивании памяти писателя. Документ включал много пунктов: издать собрание сочинений, открыть музей, назвать его именем улицы. Дань памяти дядьке Якубу отдавали не только чиновники. Например, благодаря белорусскому космонавту Петру Климуку миниатюрное издание стихов Коласа побывало даже в космосе: так члены экипажа скрашивали досуг. Позже Климук принес этот экземпляр в музей поэта, расписался на нем и оставил на память. А к 90-летию Коласа была издана книжка размером 5х4 см, обложка которой выполнена из серебра и малахита.

Константина Михайловича Мицкевича знают не только в Беларуси. В Дунайском пароходстве теплоход был назван «Якуб Колас». Кстати, капитан судна лично приезжал в Минск за материалами о Коласе, чтобы каждый пассажир мог не только насладиться поездкой на теплоходе, но и познакомиться с творчеством белорусского писателя. Любят нашего земляка даже в Китае: на китайский язык были переведены поэма «Новая зямля» и повесть «Дрыгва». А в 2012 году китайский художник Ао Те изобразил пожилого поэта на рисовой бумаге. Это полотно также заняло свое достойное место в музее Якуба Коласа.

Якуб Колас - номинальный классик белорусской литературы XX века. Скажу сразу, что книги Коласа я не люблю - вся проблематика, поднятая в них, давно осыпалась и завяла вместе с тем строем, что ее породил. Или даже раньше. Или даже ее не существовало вовсе, проблематики этой.

Если коротко - все книги Коласа про крестьян и про деревню. Даже когда он писал про город - все равно получалась книга деревенского жителя про деревню. Ни про что другое он писать не умел и не хотел. Бесконечные унылые деревянные хаты, серая и неинтересная жизнь, домотканые рубахи и гнилая картошка, бесконечные несчастья честного трудового народа "пад панскiм гнетам". Чтобы вы поняли - это примерно как если всю историю США свести к жизни афроамериканских гетто. Потом еще начались бесконечные партизаны, говорящие цитатами из справочника молодого чекиста.

За это он получил кучу званий и наград и умер в теплой постели. И это в то время, когда творили Кафка и Джойс, Томас Манн и Бертран Рассел. Когда сыпались искры из-под литературной наковальни, ковавшей новое понимание того, что же такое есть человек.

Впрочем, не будем о грустном. Как бы то ни было - Колас пока еще остается видной фигурой в культуре Беларуси, его именем названа центральная площадь столицы и улица, на которой стоит дом с моей минской квартирой. Давайте просто посмотрим, как жил "дзядзька Якуб" в пятидесятые годы.

03. Дом Коласа располагается в Минске, в районе Академии наук. В начале пятидесятых годов это была окраина города, а сейчас это самый что ни на есть центр - город сильно вырос в восточном направлении. Строил дом архитектор Георгий Заборский; тот самый, что спроектировал много зданий в Минске пятидесятых годов . Дом выглядит достаточно узнаваемо и интересно.

05. Обойдем вокруг дома. Слева от входа расположился погреб-"лядоўня".

07. Перефразируя известный афоризм - "Можно вывезти дедушку из деревни, но деревню из дедушки - никогда".

08. За забором виднеется здание попроще, куда переселили детей и родственников Якуба Коласа после его смерти, сделав из его дома музей. Мне почему-то кажется, что этот дом начали проектировать и строить еще при жизни Якуба, прямо перед окном его кабинета - но об этом позже.

09. С обратной стороны Дом Коласа выглядит вот так.

11. Давайте заглянем внутрь. Дом начинается с вешалки (вспомнилась пословица про театр), на которой до сих пор сохранились оригинальные медные крючки. К сожалению, это одна из немногих оригинальных деталей, оставшихся в доме - особенно на первом этаже.

12. Из прихожей открывается вот такой вид. По обе стороны от точки съемки - по две проходные комнаты. Прямо - что-то вроде бывшей кухни. Сейчас в доме Коласа экспозиция музея, сделанная в лучших советских традициях - выбросить все настоящее и оставить идеологически верное. В доме не осталось ни ванной, ни кухни - как известно, советские писатели не писяют и не кушают, а только лишь постоянно думают о судьбах народа, мировой революции, и пишут, и пишут.

13. Вот, например, дверь. Лично мне она гораздо интереснее бесконечных сборников произведений Якуба Коласа, выставленных вокруг. Что было за ней? Как выглядела реальная жизнь в доме? Книгу я могу и в магазине посмотреть. Зачем они выкинули старую ручку и привинтили китайскую позолоченную, купленную за 2 доллара в "Хозтоварах" на Логойском тракте?

14. Книжечки под стеклом. Справа, кстати, отличная иллюстрация в традициях белорусской книжной графики, но все равно - книгам тут не место. Верните коласовскую кухню, я хочу видеть, где он завтракал каждый день.

15. Давайте поищем еще оригинльных деталей. Вот, например, лепной плинтус. Не знаю, был ли он тут в пятидесятые.

16. Дверная коробка, безусловно, оригинальная. Может, чуть подкрашенная в ходе ремонта.

17. Давайте пойдем на второй этаж, там осталось больше всяких интересных оригинальных штук. Лестница. Под потолком - типичная лампа пятидесятых годов (у меня дома такая же есть, осталась от прежних хозяев квартиры), направо - двери на большой балкон-террасу, прямо - двери в кабинет и спальню Коласа (туда мы еще заглянем), налево - двери в парадную часть дома. Идем туда.

18. На втором этаже сохранился оригинальный паркет пятидесятых. Да, именно такой - не очень качественный, неровный. Стыки между комнатами "добирались" из остатков. При ходьбе паркет скрипит. Кстати, на первом этаже под современным ковровым покрытием серого цвета остался этот же паркет - старый и скрипучий.

19. Гостиная. Здесь осталсь оригинальная мебель - Колас привез ее, кажется, откуда-то из Прибалтики, и уже в то время это был антиквариат. Мебель, по-моему, довольно безвкусная.

20. Несмотря на достаточно презентабельный вид, в доме пахнет бедной деревней - запах сырости и мышей. Не знаю, почему так.

21. Под полтолком в гостиной - аляповатая розетка.

22. Телевизор. Не знаю, смотрел ли его Колас. В настоящее время от оригинального телевизора пятидесятых остлся один остов, внутри которого стоит горизонтовский "кубик" - уже тоже старый.

24. В старые оконные рамы вставили современные стеклопакеты. Хорошо еще, ручки оставили.

25. Столовая на втором этаже. Напоминает типичную минскую квартиру пятидесятых.

26. Мебель здесь поприятнее, чем в гостиной.

28. Дверная ручка. Вот это настоящая жизнь - ролик, с помощью которого дверь закрывлась. Чаще всего он проваливался внутрь - и приходилось на дверную коробку подбивать резинку, чтобы дверь закрывалась плотно. Еще очень примечательны шурупы - они чаще не закручивались, а забивались молотком - раз и навсегда.

30. Пишущая машинка. Это еще дореволюционная модель, на которую добавлена белорусская буква "у нескладовае". На бумаге набран велеречивый текст - про мудрую политику коммунистической партии, советского народа, бла бла бла. И это в то время, когда Элиас Канетти... ладно, не будем о грустном.

24. Книжный шкаф. Выбор книг писателя комментировать не буду.

24. Часы на книжном шкафу. Вообще в комнате осталось довольно много часов и несколько барометров - это производит достаточно странное и загадочное впечатление. И мне кажется, я раскусил эту загадку. Сидя в кабинете своего нового дома и то и дело глядя на часы, столь быстро отсчитывающие время, уже очень немолодой Якуб Колас понял, что этот дом выстроили вовсе не для него - а для будущего музея его имени. В котором о его жизни будут расскзывать идеологически верные экскурсоводы.

25. Я знаю, что ощущал Колас, каждый день садясь за новый стол рабочего кабинета. От него больше не ждут книг, не ждут стихов; есть своеобразный запрет на превращения - он должен остаться "белорусским писателем про деревню". Писать больше ничего не нужно.

26. Жизнь прожита. Ты живешь в музее собственной осторожности, бесхребетности, лоялизма. Те, кто был иным - лежат в земле с простеленной головой. Ты выжил, ты же лучше их. Правда, Якуб? - спрашивает сова-пресс-паье.

27. Не знаю, что отвечал Колас сове-совести.

28. Осталась последняя дверь. Дверь в спальню писателя - это маленькая проходная комнатка из кабинета. Она оставляет удивительное впечатление - в самом дальнем углу огромного дома притаилась маленькая комнатушка. Потолок в ней ниже, чем в остальном доме. В уголке стоит маленькая, почти подростковая кроватка. В ногах кровати - дверь в уборную, слева от двери - печь.

Все очень напоминает маленькую комнатку в деревенском доме.

29. На стене висит портет сына и барометр. Мне кажется, что именно в этой комнатке Колас чувствовал себя уютно. Он вспоминал времена "Нашей Нивы" - когда не было еще ни СССР, ни званий и регалий, ни ежедневной необходимости писать про успехи на посевной, ни нервной обязанности отвечать на ежедневные звонки из "доброжелательной организации".

Он вспоминал о жизни без золотой клетки.

30. Просыпался, смотрел в потолок и думал, думал.

30. А на стуле лежит портфель писателя...

За последние четыре года жизни, прошедшие в новом доме, Якуб Колас не написал ни одной новой книги.

Сегодня предлагаем вашему вниманию репортаж из Государственного литературно-мемориального музея Якуба Коласа в Минске, который в 2014 году отмечает 55-летие. Это действительно прекрасный кусочек истории в сердце столицы - слава Богу, не затронутый "новомодными" веяниями, когда вместо деревянных рам в окна вставляют стеклопакеты и заново красят стены... Здесь чувствуешь себя удивительно: не оставляет мысль, что сейчас выйдет хозяин и поздоровается.

В доме, где сейчас находится музей, народный поэт Беларуси Якуб Колас жил на протяжении 11 последних лет своей жизни. Посетители музея проходят через те же двери, через которые когда проходил поэт, смотрят в те самые зеркала и могут посидеть на той самой скамье. Заведующая отделом музея Мария Казакевич рассказала, что дом был построен по проекту Георгия Заборского в 1952 г. как подарок правительства Беларуси к 70-летию Коласа. Кстати, сразу после Великой Отечественной войны в конце 1944 г., поэт поселился на этом месте в маленьком деревянном доме, к которому в 1947 году сделали каменную пристройку. На третий день после смерти поэта было принято постановление ЦККПБ об увековечении памяти Якуба Коласа, одним из пунктов которого было создание музея. 4 декабря 1959 г. музей Якуба Коласа открыл свои двери для первых посетителей. Сейчас здесь можно увидеть 4-ю по счету экспозицию, которая делится на две части: на первом этаже - литературно-документальная, а на втором - мемориальная.
Всегда самые интересные экспонаты - это фотографии и личные вещи. Например, можно увидеть колокольчик, которым Якуб Колас пользовался в начале 1906 г, когда работал учителем в Верхменскай школе. А вот скрипка, принадлежавшая Янке Мавру, - они с Якубом Коласом были не только друзьями, но еще и сватами: младший сын Колоса женился на дочери Мавра. Именно Михаил Мицкевич передал скрипку музею.
В первом зале видим предметы, которыми пользовались дети в конце ХХI - начале ХХ в., когда ходили в школу: грифельные доску (аналог современного планшета) и полотняную сумку, в которой хранились школьные вещи. Неслучайно рядом лежит сборник басен Крылова, произведения которого изучают в школе. Это был один из любимых авторов Якуба Коласа, который написал свои первые стихи именно под влиянием басен Крылова.



Часы, принадлежавшие представителям трех поколений Мицкевичей: Якубу Коласу, потом его брату и племяннику.
Сумка из змеиной кожи была приобретена для любимой жены Якуба Коласа Марии Дмитриевны в Вильнюсе приблизительно в 1940-х годах. С серебряными рюмками, которые подарили Коласу на 25-летие семейной жизни, вообще произошла интересная история. Рюмочки хранились в сейфе, но в первые дни войны в дом попала бомба, и тогда знакомый Коласа закопал сейф в своем саду. Когда после войны сейф откопали, чашечки были немного деформированные, поврежденные огнем, но целые.
Якуб Колас вырастил трех сыновей. Средний сын Юрий, к сожалению, погиб в начале войны. Он увлекался стендовой стрельбой, был мастером спорта и охотником, участвовал в различных соревнованиях. Двустволку, которую можно увидеть на экспозиции, Колас приобрел именно для Юрия. А вот для младшего сына Михаила, который увлекался фотографированием, поэт приобрел немецкий фотоаппарат. - Михась Мицкевич очень любит снимать и сегодня , - продолжает заведующий отделом музея. - Недавно была организована выставка его интересных фотографий. Серебряный портсигар, который к 60-летию (1942) народному поэту подарило белорусское правительство. Только в конце жизни Якуб Колас отказался от такой вредной привычки, как курение. Квитанции, которые свидетельствуют о доброте и сострадании Якуба Коласа. В послевоенное время поэт оказывал материальную помощь многим, кто к нему обращался, а в адрес народного поэта присылали много писем...

- Мы стремимся к тому, чтобы наш музей был более современным, и используем новые средства , - продолжает экскурсию Мария Казакевич и указывает на большой сенсорный экран - мультимедийный комплекс "Человек. Эпоха. Время ". - Используя комплекс, можно увидеть те материалы, которые не вошли в экспозицию, проверить свои знания по творчеству Якуба Коласа в викторине, совершить виртуальное путешествие по местам Коласа, сделать себе на память открытки или диск с записью собственного прочтения произведений поэта.

В одном из экспозиционных залов помещена пока единственная в Беларуси виртуальная книга "Поэтическая коласиана", листая страницы которой можно познакомиться с прижизненными изданиями поэта, иллюстрациями к произведениям, отрывками из постановок спектаклей и фильмов.
А вот в этом зале сотрудники музея совместными усилиями показывают детям кукольные спектакли, которые очень нравятся маленьким зрителям. Сейчас в репертуаре 5 кукольных спектаклей, на подходе - еще несколько интересных сказок.
Кажется, на первом этаже ничто не осталось без нашего внимания, - тогда двигаемся дальше и поднимаемся на второй этаж, где располагаются гостиная, столовая комната и сердце музея - рабочий кабинет поэта.
В гостиной всегда было шумно и многолюдно: здесь принимали всех, кто заглянул в дом поэта. В этой гостиной, кстати, Колос отмечал свое 70-летие.


В экспозиции можно увидеть подарки, которые поэту сделали друзья и знакомые, например, картину от семьи Азгур, которую нарисовала жена известного скульптора Заира Азгура Галина Горелова.
А вот рояль, который отметил вековой юбилей, приобретенный невестками поэта. Сам Колас на нем не играл, инструмент, которым он владел - это скрипка.
Самый старый экспонат, наверное, - антикварная люстра из бронзы и хрусталя - ровесница Коласа: ей 132 года.
Также в экспозиции можно увидеть один из первых телевизоров "Темп", правда, сам поэт смотреть телевизор не любил, ему больше нравилось слушать радио.
В этом зале очень любят фотографироваться во время свадеб: молодые говорят, что им нравится уютная домашняя атмосфера. В гостиной произведена звуковая инсталляция: в фондах музея сохранились многочисленные записи, и посетителям, наверное, будет интересно услышать голос Якуба Коласа, который читает свои стихи. Также сохранились записи голосов Петруся Бровки, Максима Танка, Григория Ширмы, певицы Ларисы Александровской... Столовая комната при жизни Якуба Коласа находилась на первом этаже, но в обновленной экспозиции ее разместили на втором. За этим большим столом вся семья обязательно собиралась каждый день, чтобы обсудить различные события, поделиться планами на следующий день...


Якубу Коласу делали много подарков: вот полотенце от воспитанников детского дома в Чаусах.
Рабочий кабинет и спальня поэта, где он проводил больше всего времени, находятся в самой старой части дома, которая была пристроена в 1947 г. К маленькому деревянному дому.
Колос поднимался очень рано, в 6 часов утра, и всегда шел работать на своем подворье. Когда был помоложе, сам пилил, чистил снег, ухаживал за цветами. Ему, деревенскому человеку, все это очень нравилось. Родные вспоминают, что Якуб Колас ставил научные опыты: высаживал возле своей усадьбы ячмень и пшеницу, следил за растениями. Колос любил говорить: "Есть две вещи, которые поднимают мне настроение: хорошо написанный стих и дождь, который прошел в полдень". Поэт очень переживал, когда было много дождей или засуха, что мешало урожаю.
Трофейная пишущая машинка, но на ней сам Якуб Колас не печатал, а до конца жизни писал только пером, пользуясь чернилами. Для перепечатки рукописей поэта нанимали секретаря. В этом доме Якуб Колас закончил написание трилогии “На ростанях”, поэм “Рыбакова хата” и “На шляхах волі”.
Мемориальный уголок на подворье: 4 дуба были посажены Якубом Коласом в честь трех сыновей и себя. К сожалению, березка, посаженная в честь жены, недавно засохла.

Стоимость входного билета в 2014 году: Школьники - 6000 бел. рублей Студенты - 8.400 бел. рублей Взрослые - 12.000 бел. рублей Экскурсионное обслуживание в 2014 году: Школьники, учащиеся, студенты - 12.200 бел. рублей Взрослые - 12.200 бел. рублей Другие услуги в 2014 году: Бесплатный вход для одиночных посетителей - последняя суббота каждого месяца. Дни бесплатного посещения для всех категорий граждан: 3 ноября - День памяти Якуба Колоса 18 мая - Международный день музеев Бесплатный вход в музей в соответствии с Законом Республики Беларусь "О музеях и Музейном фонде Республики Беларусь" предусматривается: - Ветеранам Великой Отечественной войны; - Военнослужащим срочной службы; - Инвалидам I и II групп; - Детям-сиротам. Предварительная запись на экскурсии осуществляется по телефону (017) 284-17-02. Адрес музея: 220072 г. Минск, ул. Академическая, 5 Материал подготовила Юлия Терон. Перевод материала на английский язык находится на сайте
Включайся в дискуссию
Читайте также
Йошта рецепты Ягоды йошты что можно приготовить на зиму
Каково значение кровеносной системы
Разделка говядины: что выбрать и как готовить?