Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Что надо знать студенту первокурснику. Советы первокурсникам

Новая жизнь ждет не только первоклассников, но и первокурсников. И если с малышами еще будут месяц-другой играть, то студенты сразу погрузятся в учебный процесс. Как не растеряться и все успевать, рассказали наши эксперты.

Обращайтесь к новым знакомым по имени

Впечатление о человеке складывается в первые 90 секунд знакомства. В это время максимально расположить к себе людей поможет ваша искренняя улыбка. Старайтесь все делать улыбаясь — это характеризует вас как открытого человека, а открытость располагает. Запомните имена тех людей, с кем познакомились, а на следующий день обязательно обращайтесь к ним по имени, узнайте, как у них дела, какие планы: интерес в свою сторону новые знакомые воспримут как дружелюбный жест.

Помните, что хорошие отношения с одногруппниками с первого дня — залог успешной учебы в будущем. Университетская программа включает большое количество групповых заданий, а значит, если вы установите эмоциональный контакт с окружающими, выполнять поставленные преподавателем задачи, работая в группах, будет проще.

Не конспектируйте лекцию дословно

Вчерашние школьники не умеют быстро конспектировать — от них этого не требовалось. А вот для студента такие навыки очень важны. Чтобы максимально точно законспектировать лекцию, изучите стиль каждого из преподавателей. Не надо стараться записать все дословно, обращайте внимание на слова-акценты. Лектор обычно выделяет голосом или жестом те части лекции, в которых говорится о важных и значимых моментах. Сигналом к тому, что надо записывать важную информацию, будут такие фразы, как: «Смысл этого в том, что…», «Последствием этого было…», «Во-первых… Во-вторых… В третьих…»

Добавьтесь в группы студенческих сообществ

Как только вы узнали, что приняты в вуз, немедленно присоединитесь в соцсетях к сообществам по типу «Подслушано в...». В них можно узнать о тонкостях организации студенческой жизни в конкретном вузе или общежитии, пообщаться с бывалыми студентами или разжиться полезными контактами. При этом не спешите выходить из групп для поступающих. Там по-прежнему будет очень много полезной информации. В таких группах ближе к 1 сентября появляются контакты людей, которые могут помочь с жильем, практическими заданиями, работой и пр. Кураторы будущих групп в вузе здесь «отлавливают» своих подопечных и заранее с ними знакомятся. Тут вы сможете найти будущих одногруппников, соседей по общежитию, а 1 сентября встретитесь с людьми, которые уже стали вам друзьями.

Не переписывайте конспекты и не давайте свои

Не рассчитывайте на то, что, пропустив занятие, можно переписать конспект у одногруппников. Конспект — это дело индивидуальное, и то, что понятно владельцу записей, может быть непонятным для вас. В результате, «скатывая» чужие записи, вы можете полностью переврать их суть и на экзамене ответить неправильно.

Свои конспекты также старайтесь не давать никому домой. В эру смартфонов с качественными камерами пусть «прогульщик» просто сфотографирует нужный лист из вашей тетради. Иначе велик риск, что тетрадь вам вовремя не вернут.

Для продвинутых студентов неоценимый помощник — смарт-ручка. Она не только оцифровывает запись, перенося рукописный текст в электронный формат, но и может делать поверх текста аудиозапись, запоминая комментарии лектора.

Организуйте вечеринку

Первые лекции — не пропускать

На первых лекциях вам наверняка покажется, что там делать нечего. Но именно на ознакомительных занятиях преподаватели рассказывают о специфике сдачи экзамена или зачета по своим предметам, о том, как получить допуск к ним, как набирать баллы и за что можно получить «автомат». Также на первых лекциях преподаватели дают список литературы для подготовки к семинарам. Не рассчитывайте, что все эти книги вы найдете в бесплатном доступе в интернете (многие из них авторские). Поэтому, как только получите список литературы, немедленно идите в библиотеку, иначе учебников вам просто не хватит.

Сложные дела выполняйте частями

Многие студенты самые сложные дела, которые не хочется делать, откладывают на потом. В результате они все сваливаются на голову в одно время и решить их правильно просто не удается. Так вот, неприятные дела, дальше мы их будем называть «лягушками», и сложные дела — «слоны», нужно расписать в своем графике недели. «Лягушек» съедайте каждое утро натощак, т. е. начинайте свой день с выполнения одного небольшого дела, а «слона» разделите на части и выполняйте по одной каждый день. Например, конспектируйте по параграфу предмет, по которому предстоит научная работа.

Сразу заявите о своих амбициях

Большинство первокурсников боятся подходить к преподавателям и говорить о том, какую оценку по их предмету они хотели бы иметь, не желая показаться подлизами или теми, кто выпрашивает отметки. Но отличие обучения в вузе от школы в том, что преподаватели ценят, когда студент претендует на результат и говорит, на какую оценку он рассчитывает. Поэтому, если вам на семинаре поставили четверку, а вы хотите пятерку, смело подходите к преподавателю и спрашивайте о том, что вам надо сделать, чтобы повысить балл. Целеустремленность и готовность осваивать материал всегда одобрительно оцениваются педагогами.

Устройте слежку за... собой

Новый ритм жизни, новые обязанности и долгожданная свобода создают каламбур в привычном расписании дня. Чтобы упорядочить свой график, в течение нескольких дней записывайте каждый свой шаг по минутам: сколько времени потратили на утренний туалет, на дорогу, на разговоры с друзьями и пр. Когда нашли «воров» времени, начинайте планировать день. Оптимальным промежутком для детального планирования считается неделя. При этом планы на каждый день недели прописывайте по принципу «7+/-2», т. е. семь обязательных задач, первые пять из которых главные и две — второстепенные, и дополните план еще двумя задачами, которые желательно выполнить. Обязательно мотивируйте себя соблюдать график приятными сюрпризами в конце дня. Если все пункты выполнены, сходите в кино, боулинг или на прогулку с друзьями.

Опубликовано в

Школьник-Абитуриент-Студент. Логическая цепочка, плавно приводящая молодых людей в стены высших учебных заведений. И тут выясняется: ВУЗы живут по собственным правилам, сильно отличающимся от требований школ. Это уже почти взрослая жизнь, требующая самостоятельности во всем: от поведения с одногруппниками до организации учебного процесса. Простые, но очень важные советы для первокурсников помогут быстро адаптироваться к новой жизни и провести студенческие годы весело, интересно и с хорошими оценками.

Основные моменты, к которым требуется привыкнуть и приспособиться, можно разделить на два блока:

  • Учеба и организация учебного процесса
  • Проживание и быт

Каждый первокурсник должен твердо уяснить: ВУЗ это не школа. Здесь практически никто и никогда не диктует материал, не проверяет домашние работы, не «разжевывает» новые темы, зато строго спрашивают на экзаменах, систематически устраивают и зачеты по пройденному материалу, а также требуют активного применения полученных знаний на лабораторных и практических занятиях. Чтобы новый ритм жизни приносил только удовольствие, привыкните соблюдать простые правила:

  1. Самостоятельно отслеживайте изменения в расписании и не бойтесь уточнять информацию по учебе в деканате.
  2. Старайтесь не пропускать лекции без необходимости, а если это произошло, отксерокопируйте пройденный материал и хотя бы прочитайте его.
  3. В аудиториях садитесь на первые парты – преподаватель автоматически заносит дальние ряды в «троечники» и на экзаменах уделяет им повышенное внимание на предмет шпаргалок. Вам же этого не надо?
  4. Демонстрируйте знания по предмету и проявляйте интерес к его изучению: поднимайте руку, задавайте вопросы, уточняйте пройденное после пар. Преподаватель отметит вас как усердного студента, а перед грядущими сессиями это определенный плюс.
  5. Настройтесь первый год получать хорошие отметки. Старая студенческая истина «сначала ты работаешь на зачетку, потом она на тебя» никуда не делась, халяву в форточку принято звать на последних курсах.
  6. Выполняйте и своевременно сдавайте контрольные, рефераты, доклады и исследования. Если у вас не нашлось времени или нет желания, то . Услуга недорогая, зато обеспечит вам отличную репутацию и уважение преподавателей.

Сложные правила? Совсем нет! Зато отлично работают и позволяют зарекомендовать первокурсника в качестве перспективного студента уже в самом первом семестре обучения.

Для активной молодежи рекомендуется не ограничиваться дружескими отношениями только со своей группой. Общение с второкурсниками поможет узнать неофициальные требования преподавателей, а также получить рекомендации, применимые к обучению на конкретной специальности.

Студенческий быт: что нужно знать

Проще всех живется тому, кто остался в своем городе в родной родительской квартире. Может «предки» и не радуют свои обществом, но студенту не приходится думать о магазинах, покупках, готовке и финансовом планировании. Самостоятельные первокурсники должны быть готовы к таким трудностям и знать, как их избежать. Здесь советы не столь универсальны, но искренне и действенны:

  1. Постарайтесь не жить в общаге, по крайней мере на первом курсе. Романтика совместного быта надоедает уже через месяц, а вот учеба и финансы страдают очень сильно. Оптимальное решение съемное жилье, даже если это будет просто комната в квартире с хозяйкой.
  2. Учитесь планировать расходы . И не устно, а письменно: что купить, где оплатить, когда и в какой сумме будет новое поступление средств. Простая схема домашней бухгалтерии не позволит остаться без денег или с пустым холодильником.
  3. Разумно распределяйте время на развлечения и учебу . Не забывайте, что большинство студентов отчисляют в течение первого года, потому что они не смогли во время остановить в своем веселье и безрассудно завалили и не сдали простейшие зачеты.

Список советов студентам первокурсникам можно продолжать бесконечно, но все они будут крутиться вокруг двух моментов: самостоятельность и разумность. Что же касается учебы, то тут мы постарались раскрыть все секреты, чтобы студенчество запомнилось как самая лучшая и безоблачная пора вашей жизни!

Вот и закончились школьные годы, теперь у многих начнется студенческая жизнь! Думаю многие уже определились с профессией, теперь осталось поехать и продолжить обучение чтоб получить техническую специальность! Но у многих стоит проблемы когда учится приходится в другом городе, где нету друзей или где никого не знаешь, не знаешь обстановку самого города, атмосферу, я лично сам учился в другом городе, и этот город стал мне почти родным) думаю советы мои многим первокурсникам поможет, итак поехали!

Первый что нужно определить это с место жительством. есть 3 варианта который я знаю

Жить в общаге

Снимать квартиру

Жить у родственников

лично я сам выбрал 3 вариант, теперь постараюсь описать минусы и плюсы этих 3х вариантов.

Жить в общаге

полный бардак

невозможность нормально учить уроки так как кругом люди, то там роут то другие лезут знакомится

не самое лучше питание

все ценное и дорогое носишь собой так как пропасть вещи могут запросто

ненормальный сон

да и на последних годах учебы как то не уютно становится жить в общаге

ну и большой минус если комендант строгий

а из плюсов можно сказать что начинаешь свободно чувствовать, можно делать что угодно, многие начинают пить курить и т.д., но лучше ими не баловаться так как думая мы все приехали учится а не ерундой заниматься, проблем не будет с новыми знакомствами, можно обмениваться мобильниками!

Съемная квартира

Снимать квартиру с хозяйкой или без тоже играют большую роль, если вы любитель гулять до поздно и немного выпить то желательно квартиру без хозяйкой, если вы некуда не выходите и обычно дома то вариант с хозяйкой оптимальный, если сравнить с общагой то обычной общаге очень много денег будет уходить на еду. Там вроде бы готовишь на себя, а ест целый этаж. И от этого никуда не уйдешь. А в комнате ты себе хозяин, готовишь как и когда хочешь, рассчитываешь на себя, любителей халявы рядом нет. Только следует наладить отношения с соседями, если вы живете в коммунальной квартире! минусы вроде особых нету, за исключением ЧП но не дай БОГ конечно.

Жить у родственников

Жить у родственников тоже отличный вариант но смотря какие родственники, минусы то что родственники часто беспокоятся за тебя или же смотрят косо, могут возникать ссоры что не желательно, плюс чувствуешь себя как дома, я лично выбрал этот вариант. Идем далее БЫТОВЫЕ УСЛОВИЯ

Покупка продуктов! Покупки покупать лучше мне кажется на неделю. При этом надо узнать где продаются дешевые продукты, студент и экономия ето не разлучные товарищи, так что экономить надо во всем что можно лишние деньги оставлять на проезд, на проезд кстати сразу положить в другое место, за проезд рассчитывать на месяц сразу, далее на еду, на гулянку и на мороженное) Ах да, чуть не забыл. Лучше идти/ехать в магазин с заранее сделанным списком, это очень экономит деньги, самая проблема это с одеждой ну тут что то конкретное не могу посоветовать, я получал стипендия и сразу же покупал себе нужные вещи! Лишние траты не желательно, думаю не этом все теперь разберемся с учебой!

Я очень прошу вас не садиться за последние парты. Во-первых, вас не замечают преподаватели, и от этого вы плохо все сдаете, а во-вторых, списать, вопреки общественному мнению, гораздо сложнее чем впереди. Впереди как? Ой они какие хорошие сидят впереди, они списать не могут, надо смотреть на последние парты. Вот так рассуждает преподаватель. На семинарах (практических занятиях), можно учить не всё, а определенных материал, и поднимать руку тогда когда тебе это выгодно. Также следует познакомиться со второкурсниками. Которые учились на твоей же специальности. Они могут дать очень много полезного.

Во первых преподаватели практически не меняются, и лекции одни и те же(ты же наверно прогуляешь хоть немного). Во-вторых, советы по подходу к преподавателям, что любит, что нет, как спрашивает и т.д. есть маленькие хитрости, я сам лично не пользовался а видел как мои одногруппники делали, то есть надо сидеть чуть сзади окошка и на выемку окошки прикрепить учебный материал, и периодический смотреть туда когда отвечаешь!

Еще один момент это отпросится в туалет когда до звонка остается минут 20 и уйти с концами) конечно от этого вам не будет плюсы! И скажу что первый курс лучше учится усердно и показать всем преподам что ты успеваешь во всем, войти в доверие к ним, второй курс можно чуть расслабится а на последнем можно спокойно ходить, до диплома а как подготовится к диплому напишу следующий раз, верите или нет но написал диплом когда да защиты оставалось 2 недели при этом защитил на 4! Удачи всем первокурсникам!

Не можете найти аудиторию? Не знаете, где купить проездной? Ничего не понимаете в документах и стипендиях? Поверьте, вы такой не один, и вокруг десятки людей, которые могут помочь. Во многих университетах у новичков даже есть куратор - студент старшего курса, который всё покажет и расскажет. Не бойтесь выглядеть глупо с вопросами вроде «А где столовая?». Нормально этого не знать, оказавшись в университете впервые.

Пробуйте себя в непривычных вещах

Танцевальный коллектив, студенческое телевидение, хор, да хоть команда по чирлидингу. Никто не знает, где вы найдёте себя. Университет предоставляет такие возможности, которых не было перед вами в школе.

Пробуйте и рискуйте - может быть, это изменит вашу жизнь?

Берите от этих возможностей всё: конкурсы, фестивали, программы международного обмена и многое другое, пока на ваши плечи не лёг груз рабочих будней.

Вы научитесь планировать своё время, чтобы потом не бегать за преподавателями во время сессии. Ведь совсем неприятно будет вылететь одновременно из КВН, хора и волейбольной команды, потому что разорваться-таки не получилось. теперь ваше всё!

Будьте активны на семинарах

Если в школе все любили молча отсиживаться на задней парте, то в университете лучше так не делать. Будете отвечать на семинарах - запомнитесь преподавателю и получите шанс на «автомат».

Заводите новые знакомства

Особенно с однокурсниками и старшекурсниками. С первыми вам предстоит общаться ещё четыре года, а вторые расскажут всё о преподавателях, поделятся конспектами и вопросами к экзаменам. Также полезно знать активистов и сотрудников университета.

Не бойтесь сессии

От университетских ещё никто не умирал, поверьте. Да, их будет больше, чем в школе, они будут два раза в год, но это не страшно. А если вести конспекты, вникать в учебный процесс и начинать готовиться заранее, то не придётся даже зубрить ночами напролёт. Многие группы имеют практику готовиться вместе: вопросы делятся между всеми, и писать билеты становится намного проще.

Ходите на физкультуру

Всё просто: не получить зачёт и лишиться стипендии из-за того, что вы почему-то решили, что это неважный предмет, - обидно и глупо. Если не хотите в конце года схватиться за голову, то лучше исправно посещайте тренажёрный зал и бассейн.

Вообще, это отличный способ быть в форме, ведь университетская физкультура не похожа на школьную и чаще всего идёт в формате свободных тренировок или фитнеса.


Забудьте всё, чему вас учили в школе

Во-первых, ваши баллы ЕГЭ уже ничего не значат. Во-вторых, стоит убрать из лексикона слова «урок», «учитель» и «перемена». А в-третьих, учёба теперь только ваша проблема. Маму к директору не вызовут и кол не поставят, но вот проблемы посерьёзней заработать можно с лёгкостью. Самостоятельность на входе в университет не выдают, а жаль.

Относитесь ко всему проще

Если вы простыли и пропустили один день, вас не отчислят. Если вы не будете носить с собой по десять учебников, вас тоже не отчислят. Даже если вы опоздали на пару, можно продолжать учиться дальше. Старайтесь найти общий язык с преподавателями, и всё будет отлично.

Не забрасывайте учёбу

Несмотря на предыдущий пункт. Да, студенческая жизнь - это здорово, но про лекции и исправное посещение забывать не стоит. В конце концов, вы ведь здесь ради этого?


Студенчество - лучшая пора

Верьте! Школьные годы пролетели слишком быстро, а уж студенческие тем более задержать не получится.

1. Главное - стремиться вырабатывать свой индивидуальный стиль учебно-профессиональной деятельности, то есть совсем не обязательно быть «как все» или вообще «копировать» действия каких-то «особо одаренных» и «успевающих» студентов. Успехов в учебе можно достигать самыми разными способами. Поэтому само обучение в вузе - это одновременно и своеобразное «экспериментирование» с самим собой, тем более, что, как уже отмечалось ранее, главный предмет для любого ученика - это он сам как развивающийся, самоизменяющийся и рефлексирующий «субъект учебной деятельности». В дальнейшем опыт формирования своего индивидуального стиля может стать основой формирования в себе индивидуального стиля самой профессиональной деятельности.

2. Правила тактичного поведения и эффективного слушания на лекциях:
. Слушать (и слышать) другого человека - это настоящее искусство, которое очень пригодится в будущей профессиональной деятельности психолога.

Если преподаватель «скучный», но Вы чувствуете, что он действительно владеет материалом, то скука - это уже Ваша личная проблема (стоит вообще спросить себя, а настоящий ли Вы студент, если Вам не интересна лекция специалиста?).

Существует очень полезный прием, позволяющий студенту-психологу оставаться в творческом напряжении даже на лекциях заведомо «неинтересных» преподавателях. Представьте, что перед Вами клиент, который что-то знает, но ему трудно это сказать (а в консультативной практике с такими ситуациями постоянно приходится сталкиваться). Очень многое здесь зависит от того, поможет ли слушающий говорящему лучше изложить свои мысли (или сообщить свои знания). Но как может помочь «скучному» преподавателю студент, да еще в большой аудитории, когда даже вопросы задавать неприлично?

Прием прост - постарайтесь всем своим видом показать, что Вам «все-таки интересно» и Вы «все-таки верите», что преподаватель вот-вот скажет что-то очень важное. И если в аудитории найдутся хотя бы несколько таких студентов, внимательно и уважительно слушающих преподавателя, то может произойти «маленькое чудо», когда преподаватель «вдруг» заговорит с увлечением, начнет рассуждать смело и с озорством (иногда преподаватели сами ищут в аудитории внимательные и заинтересованные лица и начинают читать свои лекции, частенько поглядывая на таких студентов, как бы «вдохновляясь» их доброжелательным вниманием). Если это кажется невероятным (типа того, что «чудес не бывает»), просто вспомните себя в подобных ситуациях, когда с приятным собеседником-слушателем Вы вдруг обнаруживаете, что говорите намного увереннее и даже интереснее для самого себя. Но «маленького чуда» может и не произойти, и тогда главное - не обижаться на преподавателя (как не обижается на своего «так и не разговорившегося» клиента опытный психолог-консультант). Считайте, что Вам не удалось «заинтересовать» преподавателя своим вниманием (он просто не поверил в то, что Вам действительно интересно).

Чтобы быть более «естественным» и чтобы преподаватель все-таки поверил в вашу заинтересованность его лекцией, можно использовать еще один прием. Постарайтесь молча к чему-то «придраться» в его высказываниях. И когда вы найдете слабое звено в рассуждениях преподавателя (а при желании это несложно сделать даже на лекциях признанных психологических авторитетов), попробуйте «про себя» поспорить с преподавателем или хотя бы послушайте, не станет ли сам преподаватель «опровергать себя» (иногда опытные преподаватели сначала подбрасывают провокационные идеи, а затем как бы сами с собой спорят). В любом случае, несогласие с преподавателем - это прекрасная основа для диалога (в данном случае - для «внутреннего диалога»), который уже после лекции, на семинаре может превратиться в диалог реальный. Естественно, не следует извращать данный прием и всем своим видом показывать преподавателю, что Вы его «презираете», что он «ничтожество» и т.п. Критика (особенно критика преподавателя) должна быть конструктивной и доброжелательной. Будущему психологу вообще противопоказано «демонстративное презрение» к кому бы то ни было (с соответствующими «вытаращенными глазами» и «фыркающим ротиком») - это скорее, признак «пациента», чем специалиста-человековеда...

Если Вы в чем-то не согласны (или не понимаете) с преподавателем, то совсем не обязательно тут же перебивать его и, тем более, высказывать свои представления, даже если они и кажутся Вам верными. Перебивание преподавателя на полуслове - это верный признак невоспитанности. А вопросы следует задавать либо после занятий (для этого их надо кратко записать, чтобы не забыть), либо выбрав момент, когда преподаватель сделал хотя бы небольшую паузу, и обязательно извинившись. Неужели не приятно самому почувствовать себя воспитанным человеком, да еще на глазах у целой аудитории?

3. Правила конспектирования на лекциях:
. Не следует пытаться записывать подряд все то, о чем говорит преподаватель. Даже если студент владеет стенографией, записывать все высказывания просто не имеет смысла: важно уловить главную мысль и основные факты.

Желательно оставлять на страницах поля для своих заметок (и делать эти заметки либо во время самой лекции, либо при подготовке к семинарам и экзаменам).

Естественно, желательно использовать при конспектировании сокращения, которые каждый может «разработать» для себя самостоятельно (лишь бы самому легко было потом разобраться с этими сокращениями).

Стараться поменьше использовать на лекциях диктофоны, поскольку потом трудно будет «декодировать» неразборчивый голос преподавателя, все равно потом придется переписывать лекцию (а с голоса очень трудно готовиться к ответственным экзаменам), наконец, диктофоны часто отвлекают преподавателя тем, что студент ничего не делает на лекции (за него, якобы «работает» техника) и обычно просто сидит, глядя на преподавателя немигающими глазами (взглядом немного скучающего «удава»), а преподаватель чувствует себя неуютно и вместо того, чтобы свободно размышлять над проблемой, читает лекцию намного хуже, чем он мог бы это сделать (и это не только наши личные впечатления: очень многие преподаватели рассказывают о подобных случаях). Особенно все это забавно (и печально, одновременно) в аудиториях будущих психологов, которые все-таки должны учиться чувствовать ситуацию и как-то положительно влиять на общую психологическую атмосферу занятия...

4. Правила самостоятельной работы с литературой.
Как уже отмечалось, самостоятельная работа с учебниками и книгами (а для психологов - это также самостоятельное теоретическое исследование проблем, обозначенных преподавателем на лекциях) - это важнейшее условие формирования у себя научного способа познания. Основные советы здесь можно свести к следующим:

Составить перечень книг, с которыми Вам следует познакомиться; «не старайтесь запомнить все, что вам в ближайшее время не понадобится, - советует студенту и молодому ученому Г. Селье, - запомните только, где это можно отыскать» (Селье, 1987. С. 325).

Сам такой перечень должен быть систематизированным (что необходимо для семинаров, что для экзаменов, что пригодится для написания курсовых и дипломных работ, а что Вас интересует за рамками официальной учебной деятельности, то есть что может расширить Вашу общую культуру...).

Обязательно выписывать все выходные данные по каждой книге (при написании курсовых и дипломных работ это позволит очень сэкономить время).
. Разобраться для себя, какие книги (или какие главы книг) следует прочитать более внимательно, а какие - просто просмотреть.

При составлении перечней литературы следует посоветоваться с преподавателями и научными руководителями (или даже с более подготовленными и эрудированными сокурсниками), которые помогут Вам лучше сориентироваться, на что стоит обратить большее внимание, а на что вообще не стоит тратить время...

Естественно, все прочитанные книги, учебники и статьи следует конспектировать, но это не означает, что надо конспектировать «все подряд»: можно выписывать кратко основные идеи автора и иногда приводить наиболее яркие и показательные цитаты (с указанием страниц).

Если книга - Ваша собственная, то допускается делать на полях книги краткие пометки или же в конце книги, на пустых страницах просто сделать свой «предметный указатель», где отмечаются наиболее интересные для Вас мысли и обязательно указываются страницы в тексте автора (это очень хороший совет, позволяющий экономить время и быстро находить «избранные» места в самых разных книгах).

Если Вы раньше мало работали с научной психологической литературой, то следует выработать в себе способность «воспринимать» сложные тексты; для этого лучший прием - научиться «читать медленно», когда Вам понятно каждое прочитанное слово (а если слово незнакомое, то либо с помощью словаря, либо с помощью преподавателя обязательно его узнать), и это может занять немалое время (у кого-то - до нескольких недель и даже месяцев); опыт показывает, что после этого студент каким-то «чудом» начинает буквально заглатывать книги и чуть ли не видеть «сквозь обложку», стоящая это работа или нет...

. «Либо читайте, либо перелистывайте материал, но не пытайтесь читать быстро... Если текст меня интересует, то чтение, размышление и даже фантазирование по этому поводу сливаются в единый процесс, в то время как вынужденное скорочтение не только не способствует качеству чтения, но и не приносит чувства удовлетворения, которое мы получаем, размышляя о прочитанном», - советует Г. Селье (Селье, 1987. - С. 325-326).

Есть еще один эффективный способ оптимизировать знакомство с научной литературой - следует увлечься какой-то идеей и все книги просматривать с точки зрения данной идеи. В этом случае студент (или молодой ученый) будет как бы искать аргументы «за» или «против» интересующей его идеи, и одновременно он будет как бы общаться с авторами этих книг по поводу своих идей и размышлений... Проблема лишь в том, как найти «свою» идею...

5. Правила подготовки к зачетам и экзаменам и корректного поведения при их сдаче преподавателям:

Лучше сразу сориентироваться во всем материале и обязательно расположить весь материал согласно экзаменационным вопросам (или вопросам, обсуждаемым на семинарах), эта работа может занять много времени, но все остальное - это уже технические детали (главное - это ориентировка в материале!).

Сама подготовка связана не только с «запоминанием» (хотя некоторые преподаватели оценивают больше именно эту способность студента, и с этим приходится считаться...). Подготовка также предполагает и переосмысление материала, и даже рассмотрение альтернативных идей; это оправдывает себя лишь тогда, когда экзамен принимает преподаватель, способный оценить такой творческий подход студента, но ведь и преподаватели бывают разными... Поэтому студент обязательно должен все это учитывать и иногда все-таки оставлять свое «творчество» за рамками данного экзамена (надо быть реалистом, и не только при сдаче экзаменов).

Готовить «шпаргалки» полезно, но пользоваться ими рискованно. Главный смысл подготовки «шпаргалок» - это систематизация и оптимизация знаний по данному предмету, что само по себе прекрасно - это очень сложная и важная для студента работа, более сложная и важная, чем «тупое», «методическое» и «спокойное» поглощение массы (точнее - «кучи») учебной информации. Если студент самостоятельно подготовил такие «шпаргалки», то скорее всего, он и экзамены сдавать будет более уверенно, так как у него уже сформирована общая ориентировка в сложном материале. К сожалению, многие студенты даже в собственных конспектах часто ориентируются очень плохо.

Например, иногда мы проводили экзамены, разрешая пользоваться своими конспектами (и даже учебниками) во время самого ответа. Иногда нескольких секунд было достаточно, чтобы оценить, заглядывал ли студент в свои конспекты (и тем более, в книги) при подготовке к данному экзамену.

Как это ни парадоксально, но использование «шпаргалок» часто позволяет отвечающему студенту лучше демонстрировать свои познания (точнее - ориентировку в знаниях, что намного важнее знания «запомненного» и «тут же забытого» после сдачи экзамена).

Если у студента имеется сильное несогласие с тем, что преподаватель говорил на лекциях или с тем, что написано в учебниках, то существует правило: сначала студент должен продемонстрировать, что он «усвоил» все, что требуется по программе обучения (или по программе данного преподавателя), и лишь после этого он вправе высказать иные, желательно аргументированные точки зрения.

Если преподаватель, с точки зрения студента, необъективен, то у него есть формальное право потребовать проведение зачета с участием другого преподавателя, но иногда возникают проблемы, связанные с тем, что данный курс является «авторским», и другого квалифицированного преподавателя может просто не оказаться... Поэтому лучше все-таки находить взаимопонимание с данным преподавателем (обращение к иным экзаменаторам всегда рассматривается в вузе как редкое, очень нежелательное ни для кого «чрезвычайное происшествие» и лучше таких ситуаций самому студенту не организовывать, хотя всякое бывает...).

6. Правила написания научных текстов (рефератов, курсовых и дипломных работ):

Важно разобраться сначала, какова истинная цель Вашего научного труда (сообщить миру о своих идеях, просто «спихнуть» реферат по неинтересной для Вас проблеме, поупражняться в написании научных текстов и т.п.) - все это поможет Вам разумно распределить свои силы, время и главное, - чувства («стоит ли вкладывать душу в данную работу или не стоит»..).

Важно разобраться, кто будет «читателем» Вашей работы (заранее известный строгий и придирчивый «оппонент», доброжелательный научный руководитель, Ваши сокурсники, а может, работу, скорее всего, вообще никто даже не прочитает или всего лишь пролистают, посмотрят «по диагонали»...).

Как создать у себя подходящее творческое настроение для работы над научным текстом (как найти «вдохновение»)? Во-первых, должна быть идея, а для этого нужно научиться либо относиться к разным явлениям и фактам несколько критически (своя идея - как иная точка зрения), либо научиться увлекаться какими-то известными идеями, которые нуждаются в доработке (идея - как оптимистическая позиция и направленность на дальнейшее совершенствование уже известного). Во-вторых, важно уметь отвлекаться от окружающей суеты (многие талантливые люди просто «пропадают» в этой суете), для чего важно уметь выделять важнейшие приоритеты в своей учебно-исследовательской деятельности. В-третьих, научиться организовывать свое время, ведь, как известно, свободное (от всяких глупостей) время - важнейшее условие настоящего творчества, для него наконец-то появляется время. Иногда именно на организацию такого времени уходит немалая часть сил и талантов.

Естественно, писать следует ясно и понятно, стараясь основные положения формулировать четко и недвусмысленно (чтобы и самому понятно было), а также стремясь структурировать свой текст. Каждый раз надо представлять, что ваш текст будет кто-то читать и ему захочется сориентироваться в нем, быстро находить ответы на интересующие вопросы (заодно представьте себя на месте такого человека). Понятно, что работа, написанная «сплошным текстом» (без заголовков, без выделения крупным шрифтом наиболее важным мест и т, п.), у культурного читателя должна вызывать брезгливость и даже жалость к автору (исключения составляют некоторые древние тексты, когда и жанр был иной и к текстам относились иначе, да и самих текстов было гораздо меньше - не то, что в эпоху «информационного взрыва» и соответствующего «информационного мусора»).

Объем текста и различные оформительские требования во многом зависят от принятых в конкретном учебном заведении порядков.
Учеба в вузе - процесс очень непростой. С первых же сентябрьских дней на студента обрушивается громадный объем информации, которую необходимо усвоить. Нужный материал содержится не только в лекциях (запомнить его - это только малая часть задачи), но и в учебниках, книгах, статьях. Порой возникает необходимость привлекать информационные ресурсы Интернет.

Система вузовского обучения подразумевает значительно большую самостоятельность студентов в планировании и организации своей деятельности. Вчерашнему школьнику сделать это бывает весьма непросто: если в школе ежедневный контроль со стороны учителя заставлял постоянно и систематически готовиться к занятиям, то в вузе вопрос об уровне знаний вплотную.встает перед студентом только в период сессии. Такая ситуация оборачивается для некоторых соблазном весь семестр посвятить свободному времяпрепровождению («когда будет нужно - выучу!»), а когда приходит пора экзаменов, материала, подлежащего усвоению, оказывается так много, что никакая память не способна с ним справиться в оставшийся промежуток времени.

Поэтому студенту (а тем более студенту-психологу) следует знать о некоторых важных правилах организации деятельности, подсказанных наукой психологией.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Йошта рецепты Ягоды йошты что можно приготовить на зиму
Каково значение кровеносной системы
Разделка говядины: что выбрать и как готовить?