Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

В наибольшей степени сохранили свои этнокультурные особенности. Этнокультурная характеристика

В России соединяются два мира, две цивилизации - Восток и Запад

Набор сходных базовых ценностей не отменяет различий, связанных с особенностями материальной культуры, образа жизни, стереотипов бытового поведения, представлений о жизни, а также с особенностями социального поведения.

Речь пойдет об образе жизни и о русском национальном характере. О нем говорил еще в XVIII веке французский философ Гельвеции, понимая его как «свой особенный способ видеть, чувствовать» и жить, - добавим мы. Истоки русского национального характера неразрывно связаны с географией, климатом и историей страны К тому же, как представляется, они связаны с ее геополитическим положением Еще сто лет тому назад наши отечественные философы, рассуждая о России, отмечали, что русские не чисто европейский и не чисто азиатский народ, и что в этой стране соединяются два мира, две цивилизации.

Русский национальный характер - это особенный способ чувствовать и жить

«Восточность» России - особая, лишенная экзотики, какую мы находим, например, в индийской йоге или в китайских церемониях, или в космических тайнах Тибета и т. д. О «восточности» России можно говорить, если иметь в виду два компонента ее культуры.

Первый - это византийский компонент , который она переняла у Византии после крещения по православному образцу в 988 г. Византийская империя, образованная при распаде Римской империи из ее восточных территорий, существовала с IV по XV век. Она в то время была лидером европейской цивилизации и была населена сирийцами, греками, армянами, коптами и др. Значит, Россия связана духовно не вообще с Востоком, а именно с Ближним Востоком. Древняя Русь унаследовала от Византии некоторые особенности:

  • централизованный государственный аппарат,
  • налоговую систему,
  • отсутствие сословной замкнутости,
  • сельские общины и
  • городские коммуны,
  • многокупольные церкви,
  • традиции иконографии и
  • герб с двуглавым орлом.

Россия и русские духовно связаны с Ближним Востоком

Влияние Византии не прекратилось и после падения империи в XV веке на Руси появилась идея «Москва - Третий Рим», которая переносила мировое значение Византии на Русь. Согласно этой идее Москва стала считать себя последним православным царством, символом чистоты веры. Это, в свою очередь, породило мессианское сознание в русском архетипе - представление об особой роли России в истории человечества. Не случайно Россия приняла на себя главный удар полчищ хана Батыя в XIII веке; это она после долгих войн сокрушила Оттоманскую империю и избавила Юго-Восточную Европу от турецкого рабства.

На нее же легла основная тяжесть двух мировых войн XX века. «Никто, как русские, так не спасал других. Никто, как русские, так сам себя не губит», - сказал поэт Евгений Евтушенко. В этих словах схвачена доминанта «русского характера» : действия в ущерб себе во имя некоей благородной цели, пренебрежение своими интересами. Как показала жизнь, мессианские идеи очень дорого обошлись России. Только сейчас россияне начинают приучать себя к мысли, что у любого государства должна быть только одна «идея»: создать условия для благополучной и стабильной жизни своих граждан.

Второй восточный компонент русской культуры - это плоды ее многочисленных контактов с татаро-монголами, результат татарского влияния . Значит, дело здесь не только в геополитическом расположении России, но и в ее истории. Отношения Руси с татарами были очень многогранны. Это правда, что между обеими сторонами было множество военных столкновений. Всем известны результаты татаро-монгольского нашествия:

  • разрушение городов,
  • уничтожение населения,
  • разрыв связей с Европой,
  • приостановка культурного развития страны,
  • огрубление нравов,
  • появление в русском языке некоторых грубых слов и т. д.

Однако это лишь часть правды Русские и кочевники не только воевали, но и дружили, торговали между собою Через степи, населенные кочевниками, пролегали транзитные пути, связывающие Русь и Среднюю Азию, Ближний Восток. Татары повлияли на развитие русской государственности. Так, по мнению русского философа С.Н. Трубецкого, «Московское государство возникло благодаря татарскому игу». Русские цари появились тогда, когда был свергнут татарский хан. Более того, ученые считают, что именно татары дали покоренным русским землям главные элементы русского государства:

  • самодержавие,
  • централизм и
  • крепостничество

Татары воздействовали на самые разные стороны жизни русского человека. Как считают ученые, именно под влиянием тюркского элемента сформировался особый этнический тип, ставший основой психики русского человека. Завоеватели привнесли также жестокость в сферу уголовного права при них была введена смертная казнь, наказание кнутом и пытки. В русском языке до сих пор сохранилось множество монгольских слов , которые относятся к сфере денег и налогового обложения. Этикет дипломатических переговоров московские цари заимствовали также у татаро-монголов, что помогло им налаживать дипломатические отношения с другими восточными государствами. А вот в отношениях со странами Запада случались и недоразумения, поскольку западные и восточные нормы этикета не совпадали.

Следы татаро-монгольского нашествия глубоко врезались в память русского народа. Для русских оно стало суровым уроком, доказавшим, что внутренние раздоры опасны, а единая сильная государственная власть - жизненно необходима . Победа русских над монголами дала им ощущение собственной силы и национальной гордости, чувство патриотизма и недоверие к чужеземцам. Эти качества сохранились в русском архетипе до сих пор.

Междоусобицы опасны, а сильная государственная власть - жизненно необходима

Можно утверждать, что именно расположение России между цивилизациями Запада и Востока стало глубинной основой ее двойственности. Стоя одной ногой в Европе, а другой в Азии, Россия вобрала в себя черты и западной, и восточной цивилизации. Но еще важнее то, что именно в России возникли такие идеи и мировоззрения, такие культурные явления, которые не примыкают ни к одной из известных культур. Они настолько оригинальны, что чужды для восприятия как Запада, так и Востока. Они создали в России атмосферу, благоприятную для разнообразного, динамичного, бурного, а главное - самобытного культурного развития . Но, с другой стороны, именно это своеобразие русской цивилизации обрекло ее на непонимание со стороны других стран можно даже сказать - на своеобразную культурную изоляцию. Отсюда истоки многочисленных клише, предвзятых суждений о России и русских, в том числе и пресловутые рассуждения о «загадочной русской душе», непостижимой и непредсказуемой, поскольку подобрать «ключ» к «коду» русского характера невозможно.

Оставив в стороне общие рассуждения о непознаваемости русского народа, все же останемся при мнении: геополитическое положение России повлияло на формирование здесь особого культурного архетипа, т. е. глубинных установок коллективного бессознательного , которые устойчивы, не осознаются людьми и с трудом поддаются изменениям. Проще говоря, это значит, что одни и те же качества характера и особенности поведения русских можно найти и на стадии крещения Руси, и в царствование Иоанна Грозного, и в советский период. Сюда относятся:

  • образ жизни,
  • стереотипы бытового поведения,
  • особенности жилища,
  • одежды и питания,
  • общественная нравственность и
  • личная этика людей,
  • суеверия и
  • представления о жизни и прочее.

Геополитическое положение России повлияло на формирование особого архетипа

Ошибочно объяснять поведение современных русских, исходя только из «советского» периода российской жизни и жонглируя уничижительными штампами. Говоря об особенностях поведения современного русского человека, наблюдая какие-то непонятные или малосимпатичные детали, будем помнить, что они появились уже давно и с течением времени меняются незначительно, образуя структуру русского архетипа.

БИЛЕТ 4.

Вопрос: 1.Особенности современных этнических процессов.

Этнические процессы

Процесс развития этноса называется этногенезом. В его основе лежат разнообразные этнические процессы - изменения отдельных этнических элементов, частей этноса и этноса в целом. Различают эволюционные и трансформационные этнические процессы.

Эволюционные процессы - это значительные изменения основных элементов этноса, прежде всего - языка и культуры. Подразделяются на языковые (изменение языка, расширения или сужение его функций, словарного запаса, распространенности другого языка, двуязычие, языковая ассимиляция), внутриэтнические (ослабление или усиление культурной однородности), межэтнические (заимствование материальной и духовной культуры других этносов), надэтнические (вытеснение элементов традиционной культуры интернациональными).

Трансформационные процессы - изменения этнических элементов, влекущие за собой перестройку этнического самосознания, смену этнической принадлежности и этнонима. Различают этническое разделение (распад этнической общности на несколько новых или отделение части этноса от более крупной этнической общности) и этническое объединение (слияние групп людей различной общественной принадлежности или объединение нескольких этносов).

Для современного общества характерны две противоположные тенденции развития этнических процессов:

стремление малых этносов к самоопределению в любой форме социально-территориальной организации от автономии до государственной независимости

интернационализация образа жизни, проявляющаяся в отмирании традиционных внешних признаков этнических особенностей и в унификации культурно-бытовых и производственных условий существования этносов.

Оба процесса развиваются параллельно и могут проявляться в одних и тех же этносах.

Этнические процессы в современном мире

Анализ исторического развития этнических процессов позволяет сделать вывод, что этническая история человечества характеризуется действием двух взаимосвязанных тенденций, одна из которых имеет интегрирующую, а другая - дифференцирующую направленность. При этом на каждом этапе этнической истории соотношение этих тенденций и формы их проявления изменяются в соответствии с различного рода детерминирующими факторами.

Действие дифференцирующей и интегрирующей тенденций прослеживается на протяжении всей этнической истории человечества, в том числе и в современном мире. Однако это действие во многом зависит от изменений в социально-экономическом базисе этнических общностей и поэтому далеко не одинаково в разных этнических средах. В современных условиях особое влияние на ход этнических процессов оказывает научно-технический прогресс, в первую очередь развитие средств массовой коммуникации. Немалая роль принадлежит также политическому фактору, традиционному образу мышления и демографическим изменениям в структуре этносов.

Реальная оценка состояния современной этнической картины мира и определяющих факторов ее развития позволяет прийти к заключению, что отмеченные выше тенденции этнических процессов будут специфическим образом проявляться в различных регионах нашей планеты. Вполне закономерно, что наиболее активно этнические процессы происходят в развивающихся странах, где процесс формирования этносов еще далек от своего завершения.

вопрос: 2. Этнокультурная характеристика русских.

Этнокультурные особенности в жизни населения ярче проявились в его традиционной материальной культуре. В лесостепной и степной полосе со сравнительно теплым климатом, в условиях развитого земледельческого хозяйства с распространенной барщинной системой феодализма преобладали крупные многодворные поселения, расположенные в речных долинах, по балкам и оврагам, в районах с пересеченно-холмистым рельефом местности. В пореформенную эпоху возрастает удельный вес водораздельных поселений. В Х1Х- начале ХХ в. здесь строили небольшие рубленые (нередко кирпичные или саманные) низкие дома без подклета, с глинобитным или деревянным полом, под соломенной четырехскатной крышей. На юго-западе в районах смешанного русско-украинского расселения стены дома обмазывали глиной и белили. Как и на Украине, такие дома называли хатой. В отличие от более северных районов, в южнорусских селах дом выходил на улицу длинной стороной, вход в сени был с улицы. Свои особенности имела и внутренняя планировка дома: русская печь была расположена в дальнем от входа углу, по диагонали от печи(т.е. рядом с дверью) находился передний (святой, красный) угол, где стоял обеденный стол и висели иконы. В зависимости от того, куда было повернуто устье печи, этнографы выделили восточный (в Тамбовской, Воронежской, частично в Рязанской и Пензенской губерниях) и западный (в Тульской, Калужской, Орловской, Курской губерниях) план избы (хаты).

Распространен открытый тип двора: значительная площадь двора была не занята постройками и не покрыта крышей. Характер расположения, состав хозяйственных построек, варьировавшие в разных районах региона, зависели от достатка крестьянской семьи. Амбар, кладовую, погреб нередко ставили или перед окнами дома посредине улицы или на огороде, на гумне. Баня, типичная для северных и некоторых среднерусских губерний, на юге Черноземья встречалась не везде. Здесь чаще парились в русской печи, мылись дома, летом на речке.

В традиционной одежде преобладали особенности южнорусского костюма. Наиболее древним для этого региона был комплекс одежды с поневой, связанный с южнорусской средой. Он включал длинную холщовую рубаху с косыми поликами (т.е. плечевыми вставками трапециевидной формы); поневу – архаичную поясную одежду, в которой несколько продольных полотнищ из домотканой клетчатой шерстяной ткани были частично или полностью сшиты друг с другом (распашная или глухая понева).

Поверх рубахи и поневы надевали длинный с рукавами или на лямках передник (занавеска, запан) и туникообразный мешковидной формы нагрудник (навершник, шушпан, шушка, носов и др.) с длинными или короткими рукавами, из тонкой домотканой шерсти или холста, подчас богато украшенный ярким орнаментом. Замужние женщины носили сложный, так называемый кичкообразный головной убор, состоявший из кички (волосник, роги) – с твердой основой, нередко в форме рогов, сороки – из ткани, надеваемой на кичку, позатыльника – из ткани или с твердой основой, закрывающего затылок и шею, и множества ярких красочных деталей – разноцветных лент, подвесков из бисера, гаруса, шнурков, птичьих перьев и пуха. Для южнорусского костюма характерна своеобразная яркая, построенная на контрастных сочетаниях цветовая гамма. О древности многих компонентов этого костюма свидетельствуют исторические и археологические материалы.

Некоторые детали этой одежды указывали на древние связи с аборигенами финно-угорского происхождения: старинный покрой глухого туникообразного нагрудника, поясные наспинные парные подвески из полосок ткани, высокие лопатообразные кички, лапти мордовского типа, обилие украшений из бисера, гусиного пуха, птичьих перьев и др. Сходные черты в одежде могли сложиться как на базе культурной общности древних насельников края, так и позднее, в результате контактов и взаимовлияний русских с финно-уграми. Эти древние связи проявились также в топонимии и гидронимии рязанских и тамбовских селений, рек и озер.

Более поздний пласт одежды южнорусского населения составляли компоненты, типичные в прошлом для средней полосы России и отчасти для ее западных районов: разные типы сарафанов, головной убор с кокошником, комплекс одежды с полосатой шерстяной домотканой юбкой и рубахой с прямыми поликами и отложным воротником. Они появились вместе с переселенцами из центральных и западных районов России.

На юго-западе, в районах смешанного русско-украинского расселения, этнокультурные особенности формировались в ходе активно протекавших процессов межэтнической интеграции и непосредственного влияния украинской культуры. Наиболее ярко это проявилось в жилище, в пище, в свадебных обрядах. Например, большой популярностью пользовались такие блюда национальной украинской кухни, как борщ, вареники, галушки, колбасы, сало, взвар, различные сдобные лепешки и др. В конце Х1Х- начале ХХ в. многие из этих кушаний распространяются в русских селах более северных районов региона. В свадебном обряде сложилось множество вариантов. Если структура южнорусской свадьбы более сопоставима с северно-среднерусской традицией, то ее отдельные обряды чаще встречались в южнорусских селах и на Украине.Это сложный «каравайный ритуал», исполняемый с соблюдением многих архаических обрядов, бесшабашные веселья послесвадебного цикла (перезва), пляски с живой разряженной курицей, обычай прятать невесту у соседей перед прибытием поезда жениха, более жизнерадостный характер всей свадьбы и многое другое.

В составе населения южнорусской зоны формировались различные по происхождению локальные историко-культурные группы. Они отличались от окружающего населения и названиями (или самоназваниями), и особенностями говора, и некоторыми компонентами культуры. Это: полехи – жители калужско-орловского Полесья, горюны – монастырские крестьяне Путивльского уезда Курской губернии, саяны – монастырские крестьяне на севере Курской губернии, мещеряки в рязанском Поочье, цуканы – преимущественно в бассейне реки Хворостань Воронежской губернии и наиболее многочисленная социальная категория – однодворцы – потомки бывшего служилого сословия, составлявшие значительную часть жителей Рязанской, Тамбовской, Воронежской, Курской, Орловской губерний, а также и другие сравнительно мелкие группы населения.

Таким образом, как свидетельствуют исторические и этнографические материалы, на формирование традиционно-бытовой культуры южнорусского населения оказали влияние преимущественно южнорусские, а также среднерусские и западные этнические традиции, которые и сами были многослойным продуктом предшествующего синтеза этнического субстрата. На основе древних и более поздних этнических компонентов происходила этнокультурная консолидация южнорусского населения, способствовавшая выработке общерусских черт в культуре с преобладающими южнорусскими реалиями. Вместе с тем у населения региона в пределах крупных и мелких его ареалов возникали локализмы в говорах и культуре, обусловившие ее многообразие.

Немцева Татьяна Ильинична 2008

Немцева Т.И.

ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ НАСЕЛЕНИЯ КАК СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ ГЕОКУЛЬТУРНОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ РЕГИОНА

В географии для описания территории на разных уровнях (от локального до глобального) научно обоснованы и успешно применяются в педагогической практике физико-географическая (ФГП) и экономико-географическая (ЭГП) характеристики. В последние годы в связи с обострением экологической ситуации в мире ученые заявляют о необходимости введения геоэкологической характеристики территории. На наш взгляд, представление о той или иной территории, полученное при использовании перечисленных описаний, не может быть полным без ее гео-культурной характеристики.

Это обусловливается тем, что в настоящее время актуальным направлением в педагогической деятельности становится культурологический подход. Реализация такого подхода выдвигает в качестве цели образовательного процесса развитие, движение к умственной, духовной зрелости личности, последовательное наращивание кругозора и, таким образом, получение просвещенной, нравственно развитой личности, которая на практике отражает переориентацию «знаниецентристской» системы образования в «культуросообразную».

Наибольшими возможностями для культурологического образования располагает география и особенно география своего региона, построенная на основе гуманитарного страноведения. Плодотворной в этом отношении является концепция геокультурного пространства. Данная концепция возникла как консолидированное отражение культуры как цели, ценности, процесса и результата в географическом образовании.

Определение сущности понятия «культура» и ее составляющих (материальная культура, духовная культура и соционормативная культура) указывает на пространственное бытие этого социального феномена. Несомненно, материальная культура есть результат приспособления человека к окружающей географической среде. В свою очередь, территориальная дифференциация свойств географической среды обусловливает и территориальную дифференциацию материальной культуры.

Очевидно и то, что духовная и связанная тесно с нею соционормативная культуры формируются под влиянием окружающей среды. Так, еще ученые древней Греции (Аристотель, Гиппократ) отмечали, что природные условия оказывают влияние на темперамент людей, на их обычаи и общественное бытие, а французские философы (Монтескье, Бюффон) стремились вывести «дух законов» общественного развития из природных условий. На взаимосвязь культуры с территорией, на которой она развивается, с ландшафтом этой территории указывали и отечественные ученые-географы (Д.Н. Анучин, А.И. Воейков, П.П. Семенов-Тян-Шанский, В.П. Семенов-Тян-Шанский и другие).

Поэтому пространственная взаимосвязь культуры как самостоятельного социального феномена с другими элементами географической среды позволяют говорить о существовании геокультурного пространства.

Геокультурное пространство (ГКП) - это системное (многослойное) территориальное образование, возникающее в результате взаимодействия различных территориальных систем: природных (НТК), экономических (ТНК), экистических (ЛСР), территориальных общностей людей (ТОЛ) и др. Материальной основой ГКП является территория, а связующим элементом -культура в широком понимании, которая включает материальную, духовную и соционорматив-ную составляющие. Культура и ее составляющие имеют пространственное бытие и входят во все географические образования, превращая их в геокультурные: ПТК включают антропогенные (культурные) ландшафты; ТПК и ЛСР полностью состоят из элементов материальной культуры; ТОЛ выступают в качестве носителей социально-культурной деятельности, являясь одно-

временно объектами и субъектами культурного развития.

Итак, ГКП можно рассматривать, как совокупность отношений между географическими объектами и географическими образованиями, с одной стороны, и целостными образованиями культуры и их элементами, с другой. Содержание категории «геокультурное пространство» углубляет представление о географическом пространстве и ставит во главу угла человека как носителя определенного типа культуры, осваивающего это пространство утилитарно-практически, семантически, символически. Последнее указывает на взаимоотношение ментальности человека с географическим пространством и показывает мировоззренческую нагрузку понятия «геокультурное пространство» .

Моделью изучения особенностей геокультурного пространства того или иного региона может служить геокультурная характеристика (ГКХ) территории. Основные факторы ГКХ региона определены нами в соответствии с выделенными в культурной географии четырьмя ее отраслями (субдисциплинами): эколого-культурной, социально-культурной, этно-культурной и хозяйственно-культурной.

Определим предметы исследования формирующихся субдисциплин культурной географии.

Этнокультурная география изучает процессы и результаты пространственной дифференциации и организации этнокультурных общностей (в частности, компонентов этнической культуры: традиций и норм поведения, образа жизни и бытового уклада, этнических стереотипов и ментальности в целом).

Хозяйственно-культурная география призвана заниматься изучением пространственного разнообразия хозяйственно-культурных комплексов, т. е. традиций природопользования, существующих в различных гео- и этнокультурных общностях, и их связи с географической средой, а также территориальных различий в экономической культуре населения.

Эколого-культурная география может характеризоваться изучением природно-культурных комплексов, в частности, исследованием выраженности в ландшафте (культурном ландшафте) отдельных элементов материальной и духовной культуры, их связи с географической средой, а также территориальных различий в экологической культуре населения.

Социально-культурная география должна изучать процессы и результаты дифференциации геокультурных общностей, т.е. территориальных общностей людей с устойчивыми стереотипами мышления и поведения, оригинальными системами ценностей и предпочтений, выраженными в специфике социальной и политической культуры, и нашедшими отражение в геопространственной (региональной, локальной и т. п.) идентичности .

Такое представление согласуется и с концепцией геокультурного пространства. К выделенным особенностям комплексной ГКХ нами добавлен еще фактор культурно-географического положения территории. Итак, план ГКХ территории региона (области, края, республики) может включать, на наш взгляд, следующие пункты:

1. Культурно-географическое положение региона.

2. Эколого-культурные особенности региона.

3. Социально-культурные особенности региона.

4. Этнокультурные особенности населения региона.

5. Хозяйственно-культурные особенности региона.

В рамках геокультурной характеристики территории рассмотрим более подробно этнокультурные особенности населения.

Этнический состав населения (национальные группы)

Этнический состав населения - не единственный, но достаточно яркий признак этнокультурного своеобразия региона. С этой точки зрения специфику субъектов РФ раскрывает типология регионов по структуре национального состава: многонациональные, двунациональные, и мононациональные .

С позиций межэтнических отношений субъекты РФ представлены регионами: а) в которых проживает преимущественно отдельный этнос; б) одна этническая группа компактно проживает на территории другого этноса; в) отдельные представители этноса проживают в иноэтническом окружении рассеянно .

Этнический портрет субъекта федерации включает характеристику этнических групп, их численность, соотношение этнических групп в общем составе населения, описание «малых» народов, опыт совместного проживания и взаимодействия народов.

В настоящее время проблема малых народов получила широкое развитие в мире. Практически в каждом субъекте РФ проживают народности, которые являются малочисленными. Важно показать не только их национальные черты, традиции, но и историю их заселения. В Псковской области в Печорском районе (на границе с Эстонией) проживает финно-угорская народность - сету, родственная эстонцам. В отличие от эстонцев сету, как и русские, приняли православие. В XX веке сету превратилась в своеобразный «заповедник» многих черт культуры древних финно-угорских и русского народов. «Переплавив» эти черты, сету создали свою совершенно неповторимую культуру. Рассмотрим это на примере женской одежды, которая подверглась сильному русскому влиянию. В XVII веке сету заимствовали у псковичей сарафан, дав одной из их разновидностей название «рююд». Так раньше именовали верхнюю одежду эстонцев с длинными ложными рукавами. Под этим названием псковский сарафан распространился по всей Руси и являлся самой модной одеждой. Еще один важный элемент женской одежды сету -головной убор «линик». Но он не получил распространение ни в России, ни в Эстонии. Известный эстонский общественный деятель и священник Яков Хурт из-за белого цвета верхней одежды сравнивал сетуских девушек со стаей белых лебедей .

Культурные особенности населения:

Уровень образованности населения;

До революции на уровень образованности населения влияли ряд факторов: место проживания населения (в городе или сельской местности), национальность, пол. После революции в нашей стране произошло значительное повышение уровня образованности занятого населения. В конце XX века около 90% населения России имело среднее, среднее специальное и высшее образование. Более высокий уровень образованности имеют женщины. При характеристике уровня образованности в каждом регионе необходимо сравнить данный показатель с другими субъектами РФ и с показателем по стране в целом.

Религии;

Важную роль в развитии культуры всегда играла религия. Каждая из религий (католицизм, православие, ислам, буддизм и др.) становилась основой духовной культуры народов, исповедующих ее. Основой русской культуры является православие - одно из направлений христианской религии. Историю этой религии можно проследить по монастырям и храмам. Но в каждом регионе страны помимо наиболее распространенной религии имеются приверженцы и других религий. При их характеристике необходимо выделить отличительные особенности разных религий, проанализировать географию религиозных организаций на территории родного края, показать необходимость уважения и терпения к верующим.

Этнографические различия населения;

Культура народа имеет местные, региональные различия. Их изучает наука этнография, поэтому они называются этнографическими. До революции сложились две основные этнографические группы русского народа: севернорусская и южнорусская. Культурные особенности этих групп отличались устойчивостью и передавались от поколения к поколению. Различия проявлялись в одежде, вышивке, орнаменте, типах жилища и хозяйственных построек, особенностях семейного строя, свадебной обрядности, характере устной поэзии и другие. Граница между северной и южной этнографическими областями русского народа тянулась через всю европейскую часть России - от Пскова через Москву до Средней Волги. В районе соприкосновения двух

основных этнографических областей образовалась переходная - среднерусская зона, где в культуре сочетались многие северные и южные черты, но имелись и свои особенности .

Особая группа с переходными признаками между северными, средними и южными великорусами сложилась на западе древней территории расселения русских - в бассейне р. Великой, верховьях Днепра и Западной Двины . Ныне ареал западнорусской культуры соответствует территории Псковской и Смоленской областей, а также западной части Ленинградской и Новгородской областей.

Лингвистические особенности;

Язык - один из важнейших признаков культуры. Его структурный анализ проводится на нескольких уровнях - языковые семьи, языковые группы, языки, диалекты, наречия, говоры.

Всякий язык делится на диалекты (наречия, говоры). В русском языке различают два наречия - севернорусские и южнорусские, районы распространения которых примерно соответствуют двум основным этнографическим областям русского народа. Как и в материальной культуре, в зоне контакта наречий встречаются переходные черты, которые характеризуют среднерусские говоры. Севернорусские говоры часто называют окающими; южнорусские - акающими. Среднерусские говоры образуют две большие зоны - западную и восточную, в каждой из которых имеются и окающие и акающие говоры, но по происхождению большинство из них северорусские, так как южнорусское наречие как бы надвигалось на севернорусское, в результате чего и сформировалась зона переходных (среднерусских) говоров .

Может быть также исследовано распространение отдельных лингвистических характеристик (фонетических, лексических и др.). В этом плане можно воспользоваться учебным пособием «Язык русской деревни» (И. Букринская и др.), в котором имеются карты, показывающие распространение разных названий крестьянского жилища, различных названий одних и тех же орудий труда, кухонной утвари, фонетических норм и многих других (Букринская И. и др. Язык русской деревни. Школьный диалектологический Атлас. М.: АО «Аспект-Пресс», 1994).

География творческой деятельности населения;

Это направление выводит нас на геоаксиологическую проблематику. Школьники должны оценить вклад жителей родного края в историко-культурное наследие региона, страны, мира.

Искусство (литература, живопись, музыка и др.);

География искусства получила большое развитие в России, где ее основателем стал Ю. А. Веденин (Веденин Ю.А. Очерки по географии искусства. СПб: «Дмитрий Буланин», 1997). Учащиеся должны знать места родного края, связанные с именами писателей, поэтов, композиторов, художников, внесших значительный вклад в развитие искусства своей страны. Кроме того, анализ их творческой деятельности позволяет определить, как территория повлияла на то или иное художественное произведение. Место может быть просто описано в данном стихотворении, романе, изображено на картине или стать образцом для вымышленного автором города, региона. Или каким-то еще сложным образом оно может повлиять на настроение автора, сюжетную канву или стилистику и мы, определив, где было создано то или произведение, сможем сказать, как местная культурная среда, воспринятая автором, «подстрочно» отразилась в произведении искусства.

Необходимо показать территориальные аспекты деятельности известных ученых-земляков

Их территориальное происхождение, места научной деятельности.

Культура быта (типы жилищ и их деталей);

Ученики знакомятся с типами жилищ и их деталями. Для каждого из выделенных учеными поясов русской культуры характерен свой тип традиционного жилища. Северорусское жилище отличалось большими размерами, высоким подклетом, двускатной крышей, крытой чаще всего деревом, богатством резных украшений, объединением жилых и хозяйственных построек под одной крышей, наличием бани. Среднерусское жилище было несколько меньшего размера, имело более низкий подклет, дву- или четырехскатную крышу, крытую деревом или соломой,

отличалось меньшим распространением бани. Южнорусское жилище не имело подклета, крыша дома четырехскатная, соломенная, снаружи дома обычно обмазывали глиной и белили, характеризовалось открытыми и полузакрытыми дворами, отсутствием бани. Западнорусское жилище характеризовалось подклетом низкой или средней высоты, двускатной крышей, крытой соломой (реже - деревом); слабо развитым украшением резьбой, тремя типами двора (открытого, крытого и с трехрядной застройкой); бани встречались не во всех хозяйствах .

Народная культура;

Школьники должны знать местные фольклорные традиции - народные песни и танцы, сказания, былины, легенды, праздники, традиционные развлечения и др.

Таким образом, такая комплексная характеристика территории региона позволяет не только сделать описания определенных культурных характеристик в их расположении в пространственном аспекте, а и привлекать обширный материал из смежных дисциплин (географии, истории, экономики, социологии, демографии и др.). Представление этнокультурных особенностей населения дополняет геокультурную характеристику территории, делая описание региона более полным и многоплановым.

Литература

1. Букринская И. и др. Язык русской деревни. Школьный диалектологический Атлас. М.: АО «Аспект-Пресс», 1994.

2. Веденин Ю.А. Очерки по географии искусства. СПб: «Дмитрий Буланин», 1997.

3. География Псковской области: природа, население, хозяйство: Учебное пособие для 8-9 классов / Под ред. А. Г. Манакова. - 2-е изд., испр. и доп. - Псков: ПОИПКРО, 2000. - 200 с.

4. Корнев И.Н., Поздняк С.Н. Геокультурное пространство региона: структура образа и педагогические основы ее формирования у учащихся // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2003. - №2. -С. 35-36.

5. Манаков А.Г. Геокультурное пространство Северо-Запада Русской равнины: динамика, структура, иерархия. - Псков: Центр «Возрождение» при содействии ОЦИП, 2002. - 300 с.

6. Народы России: энциклопедия / Гл. редактор В.А. Тишков. - М.: Большая российская энциклопедия, 1994.

7. Ром В.Я. Новое в России: цифры и факты. Доп. главы к учебнику «География России. Население и хозяйство. 9 кл.» - М.: Дрофа, 1997.

Этническая культура - совокупность обычаев, набор традиций, багаж верований, ценностей. Общество, которому она характерна, руководствуется этими постулатами (хотя отдельные участники могут быть исключениями из правила). Если большая часть участников сообщества придерживается некоторой этнической культуры, ее можно читать доминантой, господствующей. Кроме этнической, такую роль может играть национальная. Многое зависит от специфических особенностей организации конкретного общества, а также многочисленности населения державы, о которой идет речь.

О чем идет речь?

Этническая культура представляет собой такую совокупность, которая дает описание повседневной жизнедеятельности, особенностям быта. Принято выделять ядро, периферию. В современной трактовке термина этническая культура - это нрав, обычаи, традиции. Сюда относятся и применяемые правовые нормативы, используемые в рабочих процессах орудия, ценности общества и даже типичная одежда. Культура - это продукты питания, транспортные средства, дома, информационная база, накопленная представителями нации и в собраниях знаний. Сюда же причисляют веру и народное искусство.

Принято говорить, что этническая культура народа двухслойна. Первичен ранний слой, который обусловлен элементами, переданными по наследству. Второй слой - поздний, некоторые теоретики предпочитают называть его верхним. Такие элементы этнической культуры пришли позднее, они описывают современные явления и обусловлены новообразованиями, свойственными обществу.

База нашей повседневности

Категорически нельзя недооценивать нижний слой. Он включает в себя такие особенности этнической культуры, которые наиболее устойчивы, так как обусловлены традициями, насчитывающими долгие столетия. Принято говорить, что именно такими элементами сформирован этнический, национальный каркас. Подобный подход к рассмотрению структуры явления позволяет связать наследственность и обновление.

Если основа этнической культуры приходит из прошлого, то обновления могут быть связаны с разными процессами. Принято выделять экзогенные факторы, когда нечто новое заимствуется из другой культуры, а также эндогенные, то есть сформированные народностью при развитии и совершенствовании как естественном процессе продвижения вперед, а вот внешнее влияние на них не оказало влияния, требующего учета.

Из поколения в поколение

Преемственность, свойственная этнической, национальной культуре, а также стойкость формирующих ее элементов объясняется особенностью передачи информации между поколениями. Задействуются традиции, в отправлении которых участвуют представители одного поколения, при этом такие действа растягиваются на годы, десятилетия. Впрочем, есть ситуации, когда определенная традиция характерна лишь только ограниченной части - смежным возрастным прослойкам.

Не менее важны для этнической и национальной культуры межпоколенные традиции. Такие затрагивают очень длинные временные промежутки. Механизм незаменим, когда речь идет о передаче новому поколению ценностей, определявших жизнь предков.

Традиционная этническая культура

Принято обозначать таким термином ситуацию, когда некоторое количество людей меж собой связаны происхождением, деятельностью, которую они ведут сообща, единством. Это очевидно показывает, почему в разных местностях формируются достаточно сильно отличающиеся друг от друга по сути и характеру этнические культуры.

Явлению характерна ограниченность по территориям, привязка к местности, обособленность социального пространства. Нередко этническая народная культура предполагает некоторое племя, группу людей или сформировавшуюся под влиянием некоторого фактора общину. Именно ограниченность - ключевая особенность этнической культуры. На первое место для всех участников сообщества выходят привычки традиции. Очень тесно связаны такое понимание этнической культуры и язык, который характерен этой группе людей. Методы общения, особенности выражения мысли, правила поведения, принятые обычаи сохраняются из века в век, передаются между поколениями. Очень важны семейные связи, соседские, помогающие сохранить эту информацию и передать ее молодежи.

Особенное внимание

С точки зрения функционализма особенно важные признаки этнической культуры связаны с бытом, свойственным национальности. Культура, связанная с повседневностью и ведением дел, - это в некоторой степени синтезированный объект, сформированный результатами активности многих человек на протяжении нескольких поколений. Также этническая культура отражает общественное сознание, связанное с бытовыми вопросами, накопленную общественностью базу данных, информации, помогающей сориентироваться при решении обыденных задач.

Этническая культура представляет собой комплекс таких инструментов, посредством которых каждого нового члена сообщества можно без особенных сложностей приобщить к достижениям, ценностям, характерным и типичным для этого этноса. Наиболее актуально это для явлений непреходящего характера. Личность получает своеобразный нравственный, духовный облик, обусловленный принадлежностью к социальной группе. Это позволяет ориентироваться в жизни, выработать индивидуальную позицию и определиться с ценностями и направлением развития. В некоторой степени можно сравнить ценности этнической культуры с родником: она также питает человека.

Сила и стойкость

Считается, что этническая культура - это источник уверенности в себе на базовом уровне. Информация, которую человек получает от своих соплеменников, помогает сформироваться личности полноценной и сильной, на основании чего относительно легко сформулировать принципы оправдания жизни. Чем сильнее и насыщеннее этническая культура, тем проще принадлежащему к ней индивиду справляться со сложностями в повседневности, с ударами судьбы, потрясениями, катастрофами, в том числе крупномасштабными социальными.

Считается, что этническая культура сильно влияет на личность, так как вынуждает бороться со свойственной людям пассивностью. Наиболее характерные черты этнической культуры - отрицание созерцательности, требование активности, принятия участия в общественных действиях. Это выражается в социальном характере обрядов, празднований, мероприятий разного рода. Народные традиции позволяют всем участникам узкого социума проявлять собственные таланты, способности, тем самым приобщаясь к единому духу нации. С одной стороны, это помогает развиваться индивиду, в то же время положительно влияет на культуру этноса, привносит в нее новое, укрепляет существующее веками, помогает сохранить информацию и передать ее следующим поколениям.

Важность этнической культуры

Современный подход к пониманию явления предполагает, что термином обозначают такую систему ценностей, норм поведения, которые общеприняты в пределах некоторого этноса. Культура в таком понимании - способ деятельности, внебиологические систематизированные механизмы, позволяющие эффективно стимулировать, программировать, воплощать в реальность человеческую активность. Такой подход к пониманию термина позволяет говорить о его первичной роли как компонента, помогающего образовать народность и сохранить ее целостность на протяжении многих веков. На основании исследования этнической культуры можно говорить, что общность - это некоторое образование, внутри которого есть культурные связи в наиболее широкой трактовке слова.

Развивая тему, необходимо отметить, что этнос - общность, которая образована носителями конкретной культуры, которая, в свою очередь, является структурой, осложненной системами самосохранения. Это помогает каждому участнику этноса адаптироваться к внешним условиям, культурному, политическому окружению общности, природе. Жизнедеятельность всех участников этноса, их общение с применением собственного языка и другие бытовые аспекты помогают закреплять свойственные национальной культуре модели.

Функциональная нагрузка

По мнению ряда теоретиков, основная функция, возложенная на этническую культуру - обеспечение защиты индивида, его психики. Всякий человек подсознательно ощущает себя в опасности, приходящей из внешнего мира, причем источник тревоги редко можно сформулировать - это буквально «все», что нас окружает. Для активности во враждебных условиях человеку необходимо определиться с тем, что вызывает наибольшее ощущение опасности, сформулировать ключевые факторы. Во многом, этническая культура становится источником информации о таких опасностях, поэтому нет нужды познавать все «на собственной шкуре».

Если человек не предпринимает попытки рационализировать повседневность, он лишает себя возможности осмысленно действовать. Рационализация помогает трансформировать общее состояние тревожности в конкретные образы, связанные с опасностью. Это сопровождается формулированием образа действия в опасных условиях, отрицательных, враждебных ситуациях. Этническая культура дает некоторые готовые шаблоны, позволяющие преодолевать опасность, избегать ее, что несколько сокращает необходимость собирать «шишки» самостоятельно.

Уверенность и знания

Современный человек вынужден выживать в огромном и опасном мире, представление о котором с рождения не заложено, и информацию приходится постепенно собирать буквально по крупинкам. Для продвижения вперед необходима уверенность в себе, которая достигается наличием специальных знаний или инструментов, талантов. Начало действия обычно сопровождается предварительным сбором информации об обстоятельствах, которые помогут прийти к успеху. Необходимо знать, какие качества нужны человеку, начинающему активность, чтобы достигнуть в ней успеха.

Этническая культура помогает ответить на все эти вопросы, не приступая непосредственно к деятельности. В некоторой степени это призма восприятия окружающего мира, набор парадигм, в соответствии с которыми человек реализует повседневность. Это дает защиту, что и является главной особенностью и функцией этнической культуры.

Особенности формирования

Считается, что ключевой стимул, который инициирует процесс становления этнической культуры - это стремление людей адаптироваться ко внешним условиям, постоянно меняющимся на протяжении жизни человека, поколения, нескольких поколений. Одновременно с этим общественное производство также приводит к изменению внешних условий, вынуждая индивидуумов адаптироваться к этому, следом меняется структура общества в целом. Изменения обычно происходят постепенно, но в ретроспективе можно заметить факторы, их спровоцировавшие.

Современная теория развития культуры и общественности предполагает понимать культурогенез как совокупность многочисленных процессов в прошлом и настоящем. Рассматриваются все народности, разные эпохи и времена. Такой термин включает в себя исторические изменения, динамику развития социума, изменчивость культурных особенностей, что суммарно является непрерывным процессом появления феноменов культуры и трансформации существовавших ранее.

Особенности становления культуры во времени

Принято говорить о расслоении: верхней, нижней части культуры, характерной некоторому этносу. Оба этих слоя не остаются стабильными, постоянно происходят изменения. Культурные ценности, позволяющие реализовать потребности обширных масс населения, со временем упрощаются, народ сам генерирует новые такие ценности - достаточно простые, не имеющие четкого следа индивидуальности личности, сотворившей некоторое явление или объект. Определенные ценности, появившись в верхних слоях, проникают вниз, в ходе чего упрощаются, меняются, происходит подстройка под требования широких масс. Новые объекты приспосабливаются под уже заправляющие в умах народа. В то же время верхние культурные слои строятся по иной логике.

Свойственные широким массам культурные ценности - это не то, что может удовлетворить всех и каждого. Обязательно находятся индивидуумы, для которых общепринятые ценности неприемлемы, неприменимы или не ценны. Такие принимают меры по усовершенствованию общепринятого, что происходит посредством приспособления под собственные вкусы. Нередко ценность в ходе такого видоизменения становится недоступной широким массам, зато оказывается актуальной для узкого сообщества, господствующего в этносе. Это помогает пробиться в культурные верха.

Генерируя и перенимая

Некоторый объем культурных ценностей, характерных доминирующим слоям этноса, создается внутри этого узкого сообщества, причём участие могут принимать как все члены «верхушки», так и некоторый ее процент. Продукт такой работы более тонкий, подстроенный под требовательные вкусы. Если сравнивать его с культурой, характерной для широких масс, здесь будут более сложные ценности, недопустим элементарный подход.

Тем не менее, зачастую отправная точка - это нечто, генерируемое принадлежащим к низкому культурному слою индивидуумом. Значит, народные массы становятся источником ценностей, применяемых для бытового обихода. Процесс достаточно сложный: хотя автор и является индивидуумом из нижнего слоя, широким массам эта ценность приходит в рамках упрощения идеи, принятой «верхушкой». Взаимодействие, постоянный обмен информацией, достижениями - суть любого человеческого сообщества. Активизация обмена сведениями зачастую провоцируется переменчивостью состава, численности высшего слоя общества.

Особенности русской этнической культуры

Рассматривая это общественное явление, нужно помнить, что широкие массы нашей страны - это довольно разрозненное сообщество. Сложный этнографический характер, обилие тесных связей с разными культурами других племен и народностей оказали сильное влияние на становление этнических особенностей современной России. Базовым элементом выступает славянский, но даже облик предков для многих в настоящее время представляется очень слабо - его лишь передают некоторые языковые образы, знакомые многим из литературных произведений. Известно, что ранее существовал общий язык, который в настоящее время тоже безвозвратно ушел в прошлое.

Славяне, в свою очередь, были частью индоевропейцев, что предрешило культурный облик этноса. Тесные связи с югом, востоком и западом были обусловлены тем, что племена поселились в центре и вынуждены были поддерживать взаимоотношения со всеми соседями. Со временем славяне разделились на несколько ветвей, каждая из которых наладила тесные связи с ближайшими соседями по сторонам света. Это также оказало сильное влияние на формирование этнической культуры. Со временем стало ясно, что классическая особенность русской этнической культуры - стремление верхнего слоя к традициям, заимствованным из других народностей, что сопровождалось переработкой информации под привычный образ жизни, а то время как нижний культурный слой жил своими корнями, что провоцировало четкое разделение общества на два уровня.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Йошта рецепты Ягоды йошты что можно приготовить на зиму
Каково значение кровеносной системы
Разделка говядины: что выбрать и как готовить?