Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Влияние природных факторов и особенностей исторического развития на трансформацию этнической культуры, традиций, менталитета народа северного и южного вьетнама. Наша презентация темы

Страна Япония

Япония состоит из четырех основных островов и множества маленьких, общей площадью более 377 тыс. кв. км. Столица страны Токио - очень современный и оживленный город. Вместе с пригородами он образует мегаполис, в котором проживает около трети всего населения Японии, поэтому плотность населения Токио и пригородов во много раз превышает плотность населения остальной страны. Большую часть Японии занимают горы, представляющие собой великолепное зрелище, некоторые из них являются действующими вулканами. Гора Фудзи - самая высокая в Японии, она известна своим симметричным силуэтом.

Климат Японии

Когда вы собираетесь в чужую страну, нужно знать ее климат. Японские острова лежат в северо-восточной части зоны муссонов. Климат преимущественно мягкий, хотя может очень сильно меняться в зависимости от того, в какой части страны вы находитесь. Лето жаркое и влажное, где-то в середине июля начинается сезон дождей, обычно длящийся месяц. Зима тоже теплая и солнечная, за исключением только севера страны. Но самыми лучшими для посещения Японии временами года являются, без сомнения, осень и весна.

Если вам удастся попасть на праздник цветения сакуры хана-мацури в апреле, продолжающийся, правда, всего несколько дней, вам представится прекрасная возможность лучше понять японцев, считающих, что истинная красота может быть лишь так же мимолетна и преходяща, как цветение сакуры. А осенью лучше всего посетить старинный город Киото, в котором расположены более тысячи буддистских храмов и синтоистских святилищ. Утопающие в зелени, осенью становящейся красновато-золотистой, они представляют собой неописуемо прекрасное зрелище.

Люди Японии

Перед поездкой в Японию хорошо было бы проникнуться культурой и обычаями населения этой страны. Плотность населения Японии одна из самых высоких в мире - 330 человек на кв. км, и это с учетом того, что большую часть страны занимают горы, мало пригодные для проживания. Огромное влияние на культуру Японии оказал Китай, в частности японская письменность представляет собой измененную и упрощенную китайскую письменность. Практически до 19 в. Япония была почти полностью изолирована от внешнего мира, что сильно сказалось на самобытности и уникальности японской культуры. Даже сейчас Япония остаётся достаточно закрытой страной. К иностранцам японцы относятся приветливо, но несколько снисходительно.

Религия Японии

Как ни одна другая страна мира, Япония очень лояльна к самым различным религиям. Одной из самых распространенных религий, завезённой, как и многое другое, из Китая, является буддизм. Буддизм - это не просто религия, это искусство, философия и общественные организации. Большинство японцев считают себя членами одной из множества буддистских школ.

Исконно японской религией является синтоизм, основанный на мифах, легендах и поклонении природе. Синтоизм считает, что всё, что есть на земле, в небе и в воде, а также все природные явления имеют в себе божественный дух. Этих духов и божеств очень много, и у каждого из них своё имя. В Японии можно, например, идти по лесу и увидеть камень, окруженный специальной веревочкой, указывающей, что этот камень священен.

Географическая среда, те или иные природные условия влияют на то, что называют этническим, или национальным характером.

Длительное многовековое пребывание народа в определенной местности отражается, конечно, не только на его экономике, материальной и духовной культуре, но также и на обычаях, психическом складе, менталитете.

К примеру, горцы в обыденной жизни, по общему мнению, бывают более замкнутыми и молчаливыми, чем жители равнин (хотя встречаются и очень говорливые горцы). Это вполне понятно и объяснимо: в горах обычно людям приходится поневоле жить небольшими замкнутыми группами, и возможность общения между ними здесь ограничена.

Различия в манере поведения между южанами и северянами казались заметными еще в глубокой древности (таким различиям придавалось даже преувеличенно большое значение). В наше время такие различия наглядно проявляются у жителей нашей страны. Например, горячность и пылкость жителей Кавказа явно бросаются в глаза, если сопоставить, скажем, черкеса и мурманчанина или архангельчанина.

Следует отметить, что иногда трудно определить, в какой мере психологические особенности поведения связаны с традиционным образом жизни, в решающей мере определяемым социальными условиями, а что идет от географических условий, также сказывающихся на национальном образе жизни.

Бытует мнение, что южные народы ленивы - знойный климат расслабляет их энергию. Конечно, в южных чрезвычайно жарких странах сложились свои особенности трудовой деятельности. Во многих странах работы ведутся в утренние и вечерние часы. Днем, в самое жаркое время, люди прячутся в тени, отдыхают или спят. В общем, нельзя отрицать, что рабочий ритм северян отличается от ритма и интенсивности работы южан. Но это не свидетельствует о ленивости южных народов.

Не только специалистами, но и многими другими людьми замечены связи между национальным характером и родной природой. Мир поворачивается к каждому из нас его родной землей. Образы родной природы становятся не только частью нашей жизни, на них строятся наши мысли и чувства, прямо с природой не связанные. Вот, скажем, для северян со щемящим чувством грусти связан вид осеннего журавлиного клина. А какое огромное значение имеет для русской души русская береза! Как воспеты «милые березовые рощи» поэтами!

А для Японии символом страны стала вишня - сакура. Говорят, чтобы понять душу Японии, нужно увидеть ее весной, когда она цветет, ибо лепестки сакуры - это поэтическое образное воплощение японского национального характера.

Символы Англии - дуб, тис и терновник. А спутником англичанина, отправляющегося жить «за океан», в Америку, Африку или Австралию, непременно была примула - ее сажал поселенец перед домом.

Символ Испании - лавр.

Садовничество - национальная страсть англичан, ключ к пониманию многих сторон их характера, отношения к жизни. Благодаря умеренному влажному климату в Англии круглый год зеленеет трава и почти всегда что-то цветет, так что садовод долгое время может трудиться на свежем воздухе и любоваться плодами своего труда. Физический труд в саду, практические навыки в этом деле одинаково чтимы во всех слоях британского общества. На природе англичанин отбрасывает свою сдержанность. Его вкусы, поведение в саду говорят о его личности и характере гораздо правдивее, чем любая автобиография.

Япония - это страна зеленых, нередко огнедышащих гор и морских заливов, страна живописнейших панорам. В отличие от ярких красок Средиземноморья, которое лежит на тех же широтах, ландшафты Японии составлены из мягких тонов, приглушенных влажностью воздуха. Эта сдержанная цветовая гамма природы, лишь изредка нарушаемая какими-либо сезонными красками, развила у японского народа характерную черту - нелюбовь к блестящему яркому, контрастному. При виде блестящих предметов японцы испытывают какое-то неспокойное состояние. Они отдают предпочтение тому, что имеет глубинную тень.

Контрольные вопросы и задания

1. Раскройте теоретические основы взаимодействия природы и этноса.
2. Как влияет географическая среда на этногенез?
3. Каково воздействие географической среды на этнические
процессы?
4. Покажите влияние природных условий на ход этнической истории.
5. Каким образом влияли географические условия на формирование русского этноса?
6. Проанализируйте влияние географической среды на национальный характер.
7. Попробуйте определить, каким образом холодный климат воздействует на психологические и поведенческие особенности этносов?
8. Что Вы можете рассказать об этнической экологии?
9. Какие характеристики русских людей непосредственно связаны с географическими факторами?
10. Отличаются ли русские, живущие в Сибири и на Севере, от русских, живущих в Центрально-Европейской и Южной частях
России?

Литература

1. Берг А.Е. Климат и жизнь. - М., 1947.
2. Вернадский Г.В. Начертание русской истории. - Прага, 1927.
3. В, Гумилев Л.Н. Этносфера. История людей и история природы. - М., 1993.
4. Колесник С.В. Человек и географическая среда. - Л., 1949.
5. Лурье С.В. Историческая этнология. - М., 1997.
6. Природа и общество. - М., 1968.
7. Тавадов Г.Т. Этнология. Словарь-справочник. - М., 1998.
8. Токарев С.А. История зарубежной географии. - М., 1978.
9. Чебоксаров Н.Н., Чебоксарова И.А. Народы, расы, культуры. - М., 1985.
10. Этнология. - М., 1994.
11. Яцунский В.К. Историческая география. - М., 1955.

ВЛИЯНИЕ ПРИРОДНЫХ ФАКТОРОВ И ОСОБЕННОСТЕЙ ИСТОРИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ НА ТРАНСФОРМАЦИЮ ЭТНИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, ТРАДИЦИЙ, МЕНТАЛИТЕТА НАРОДА СЕВЕРНОГО И ЮЖНОГО ВЬЕТНАМА

Нгуен Тхи Хонг Бак Лиен (Вьетнам)

студент 2 курса, кафедра истории и регионоведения, ТПУ, РФ, г. Томск

Седельникова Светлана Федоровна

научный руководитель, ассистент кафедры МД ИМОЯК, Томский политехнический университет, РФ, г. Томск

Воздействие природной среды на жизнь общества пытались объяснить в своих работах многие мыслители и историки. Они «видели в особенностях географии своей страны один из ключей к пониманию «духа» ее народа, который помог бы объяснить особенности национальной истории и современного состояния общества» .

Сергей Михайлович Соловьев писал, что «три условия имеют особенное влияние на жизнь народа: природа страны, где он живет; природа племени, которому он принадлежит; ход внешних событий, влияния, идущие от народов, которые его окружают» . В рамках данного подхода попытаемся выделить специфические различия между Севером и Югом Вьетнама и покажем, что они обусловлены влиянием географической среды и особенностями исторического развития.

Колыбелью каждого народа является природа, которая определяет его историческую судьбу. Влияние, которое она оказывает на жизнь общества, называется географическим фактором. Именно он, на раннем этапе развития, оказывает прямое и определяющее влияние на быт и содержание трудовой деятельности, на темперамент, способности и наклонности людей. В этих рамках и формируются традиции, соответствующая культура, особенности менталитета народа.

Для того чтобы проследить воздействие географического фактора на развитие народов Севера и Юга Вьетнама, нужно рассмотреть особенности географического положения, климата и рельефа этих регионов.

Вьетнам является небольшим по площади государством в Юго-Восточной Азии, его территория протянулась вдоль Тихого океана узкой и длинной полосой на 1650 км. Благодаря своей большой протяженности с севера на юг, Вьетнам обладает различными природными условиями. Будем считать, что 17-я параллель делит территорию Вьетнама на две части - Северный Вьетнам и Южный Вьетнам. Климат также является одним из важных факторов территориального разделения.

Хотя вся страна лежит в зоне субэкваториального муссонного климата, но существует довольно большая разница в климате между севером и югом Вьетнама. На севере Вьетнама существует четкое разделение сезонов: короткая и прохладная зима сменяется солнечной весной, теплым летом и мягкой осенью, тогда как на юге Вьетнама есть только 2 сезона: сухой и дождливый. На севере Вьетнама зима влажная и холодная (15° С). Иногда, зимой, из-за проникновения холодного воздуха из Китая температура понижается до 1 °С, и в горах можно увидеть снег. К тому же, ежегодно, осенью и зимой в северо-центральную часть Вьетнама приходит много мощных тайфунов с моря. Летом же, сухой ветер из Лаоса часто вызывает сильную засуху.

Почвенно-климатические условия обуславливают характер хозяйства. Еще в древности, предки вьетнамцев, заметив, что дикий рис любит тепло и влагу, начали высаживать его на заливных полях. В течение тысяч лет население Вьетнама выращивает рис в дельте реки Красной на Севере, и в дельте Меконга на Юге. Рис во Вьетнаме считается символом жизни и плодородия, не случайно появилась традиция посыпать новобрачных рисом, желая им счастья и благополучия. На севере Вьетнама, на затопленных дождевой водой рисовых полях возник уникальный жанр вьетнамского искусства - кукольный водный театр. Занятость населения в трудоемком рисосеянии повлекло в этих регионах распространение традиции многодетных семей. В этих районах наибольшая плотность населения страны (1100 чел/км²) на севере, и на юге (450 чел/км²).

Теплый и влажный климат оказал большое влияние на тип жилища и его обустройство. Долины рек во время продолжительных ливневых дождей часто затоплялись, поэтому вьетнамцы придумали дома на сваях, которые к тому же служили им защитой от змей и тигров. Стиль одежды тоже исходит от климата, от характера местности, от рода занятий человека. Если говорить о традиционной одежде вьетнамцев, то это куртка и брюки прямого покроя темно-коричневого (на севере) и черного (на юге) цвета. На голове - конические шляпы из пальмовых листьев, ставшие защитой от муссонного дождя и палящего солнца.

Идея Л.Н. Гумилева о том, что характер этносов (особенно в доиндустриальный период) очень тесно связан с особенностями климата и ландшафта территории, где он появился и жил, не лишена оснований . Человек, приспосабливаясь к определенным природным условиям, воспитывает и развивает те качества характера, которые оптимально подходят к данной природной среде.

Во влажный сезон на побережье Вьетнама обрушиваются мощные тайфуны, нередки наводнения, порой бывают засухи, оползни с гор. Постоянная борьба с такими природными явлениями сформировало и развило у вьетнамцев традиции коллективизма. Общественные интересы стоят выше личных, родовая община доминирует над семьей. И сейчас во Вьетнаме, жители небольших деревень являются кровными родственниками. Это видно из названия деревень: Дангса (Đặng Xá ) - «место, где живут Данги», Нгуен (Nguyễn) - «место, где живут Нгуены», Ли (Lý) - «место, где живут Ли».

Согласно истории Вьетнама, цивилизация вьетов возникла в бассейне реки Красной (Северный Вьетнам) более 2000 тысяч лет назад, а Южный Вьетнам был заселен вьетами в XV-XVI dеках. Северная часть является культурной родиной Вьетнама, именно здесь можно найти самые старые вьетские королевские дворцы, буддийские пагоды и остатки военных крепостей.

После обретения независимости от Китая, началась «долгая история вьетнамской экспансии на юг». К 1673 году, страна впервые разделилась на две части двумя правящими семьями. В национальном сознании зародились такие понятия, как «южане» и «северяне».

При движении на юг горы уступают место бескрайним равнинам и широким рекам. На Юге Вьетнама жарко круглый год и наблюдается только 2 сезона: сухой и дождливый. Не случайно в Северном Вьетнаме такие тропические культуры как кокосовая пальма не плодоносит, каучуковое дерево-гевея экономически выгодна в Южном Вьетнаме.

Но если происходят изменения в природе, то и при переселении части этноса в другую среду обитания, с ними происходят те же изменения. При этом что-то сохранялось неизменным, что-то утрачивалось, но многое и приобреталось за счет воздействия географии нового места проживания и межкультурного общения с проживающими здесь народами. Изменения начинали проявляться в быте, в обрядах, в характере и поведении людей, в меняющемся самосознании. В результате, происходила трансформация элементов материальной и духовной культуры.

Северный Вьетнам до сих пор отличается своей особой самобытностью, а традиции на юге становились проще. Например, на севере, во время праздника, за столом сидят старики и мужчины, тогда как на юге, вся семья сидит за столом. Позиция женщины в семье и в обществе на юге выше, чем на севере. Дети могут разговаривать и комментировать взрослых, такой ситуации не бывает на севере. Кроме того кухня северного Вьетнама более традиционна - известные блюда фо и банькуон (bánh cuốn) появились на заре вьетнамской цивилизации. На Юге из-за большого изобилия специй - блюда более пряные, часто присутствует сладкий вкус.

Отличие Юга и Севера проявляется даже в речи жителей этих регионов. Они заключается в следующем:

· в северных диалектах s произносится как «с», а на юге страны как «ш»;

· V произносится как [v] на севере, и [j] на юге;

· d и gi произносятся либо как [z] (на севере), или как [j], й (на юге).

К тому же северный вьетнамский язык имеет полных 6 тонов, в то время как язык южного Вьетнама имеет только 5 тонов (слияние двух тонов в одном).

Немаловажным является и то, с какими странами граничит государство. Северная часть Вьетнама граничит с Китаем. На протяжении тысячи лет Вьетнам входил в состав Китая, поэтому взаимодействие с культурой этой страны очень ощутимо, начиная с иероглифической письменности, использовании палочек в еде, производства шелка, постройки плотин и заканчивая дворцовой и храмовой архитектурой и элементами духовной культуры - конфуцианство и даосизм

Южная часть Вьетнама принадлежала Камбодже, этот регион является колыбелью кхмерской цивилизации, что обусловило их ориентацию на индийскую культуру.

Итак, мы можем сказать, что во многом, именно географический фактор влияет на особенности быта и ментальность человека, определяет перспективу развития государства. Но, как сказал, Л.И. Мечников: «Изучая пространство, необходимо, конечно, отдавать себе отчет и о действии другого равносильного элемента - времени». Иными словами, взаимодействие категории «географической среды-человека-культуры» нельзя рассматривать однозначно, потому что она может меняться, обогащаться и трансформироваться в ходе истории под воздействием других факторов, таких как смена места проживания, история взаимовлияния народов приграничных стран, смена политических режимов и т. д. Географический фактор является основой становления национального характера, а исторический опыт народа воспитывает и утверждает его.

И.Г. Гердер писал, что образ жизни, политический строй и этническая история являются основными факторами в формировании менталитета. История Вьетнама - это национально-освободительная борьба с иноземными захватчиками: борьба с китайскими династиями; борьба против вторжения монгольских войск и японской империалистической агрессии; борьба против французской колониальной зависимости и т. д. Постоянная борьба за свою свободу развила во вьетнамском народе стойкость, выносливость, превратила их в подлинных патриотов. Из поколения в поколение на генном уровне передается чувство собственного достоинства и любовь к свободе.

С 1954 по 1975, Вьетнам пережил гражданскую войну между коммунистическим Севером и капиталистическим Югом, в которую ввязались США и выступили на стороне Юга. В результате Вьетнам был разделен на два отдельных государства, которые развивались диаметрально противоположными путями общественно-экономического развития - социализма и капитализма. Изменение социально-политических отношений, воздействует на содержание национального характера .

Север - это корни нации, очаг революции, молчаливая очередь к мавзолею Хо Ши Мина. Северные люди более трудолюбивы, сдержанны, бережливы, организованны.

Юг - это лидер капиталистической перестройки страны, где глубоко укоренились традиции и навыки частного предпринимательства, механизмы капиталистической экономики, свободы в обществе, чуждой массовой культуры. Поэтому Южные люди не жалуют ограничения власти, правила этикета, они более предприимчивы и мобильны.

Главный город Севера, Ханой, считается административным и политическим центром страны. Главный город Юга, Хошимин - крупнейший экономический центр и многочисленный по населению мегаполис.

Авторы отдают себе отчет в том, что это очень широкая тема, но на отдельных примерах мы показали, что степень трансформации этнической культуры, традиций, менталитета, зависит от географического фактора и набора воздействующих факторов истории государства. Сейчас Вьетнам единое государство. С провозглашением политики «обновления» происходит возращение к базисным духовным ценностям, прежде всего к национальной культуре и к традиционным этическим и религиозным положениям на высшем партийном и государственном уровне .

Мы не можем изменить географические факторы, но мы можем найти методы, чтобы преодолеть трудности и отрегулировать свой собственный образ жизни, чтобы вписываться в общую тенденцию развития страны и продолжать особенности и традиции этой земли.

Список литературы:

  1. Гринин Л.Е. Лекция: Природный фактор в аспекте теории истории/Философия и общество//2011 г., - стр. 190- 196.
  2. Крысько В.Г. /Этническая психология /4-е изд. М.: Академия// 2008 г., стр. 102
  3. Мак Лам Статья/ «Культурные различия в поведении между людьми в Сайгоне и Ханое» // Алан перспектива-2014 г.
  4. Нгуен Мин Туэ/ Географическое путешествие - Вьетнам // Зао Дук, 2010, - с. 30-60.
  5. Новакова О.В., Логинова В.Н. / Вьетнам «у себя дома» и в АТР// Юго-Восточная Азия и Южнотихоокеанский регион 2014 г., - стр. 60.
  6. Соловьев С.М. Начало Русской земли.
  7. Хонг Фук Статья/ «Я Ханой люблю, а Хо Ши Мин мне нравится» // Экономика Шай Гон-2009.
  8. Article on Vietnam tourist including some informations about Hanoi and Saigon // Vietnam Travel Coverage, 2014.

1. Культура и природа как две формы бытия.
Культура – это вторая природа, результат человеческой деятельности, и поэтому культура очень часто противопоставляется природе. Но культура и природа тесно взаимосвязаны между собой. Природа – это необходимое условие возникновения и существования культуры. Культура – это посредник между человеком и природой, результат их взаимодействия. Характер этого взаимодействия исторически менялся. Между природой и человеческим обществом происходит обмен веществом и энергией. Есть две формы этого обмена:
- непосредственное присвоение человеком объектов природы
- опосредованное человеческой деятельностью присвоение объектов природы.
Маркс и Энгельс выделили в истории человечества два этапа по характеру взаимодействия человека и природы:
- присваивающий тип хозяйства, основанный на естественных орудиях труда
- производящий, основанный на орудиях труда, созданных цивилизацией.
Если для первого этапа характерно собирательство, рыболовство, охота, то для второго – земледелие скотоводство. Переход от первого этапа ко второму получил название «неолитическая революция».
Современный этап характеризуется огромным расширением масштабов взаимодействия человека с природой, что связано с НТР.

2. Влияние природы на культуру.
Воздействие природы на культуры было и будет всегда, поскольку человек – это часть природы, деятельность которого направлена на удовлетворение физиологических и биологических потребностей.
Природа влияет на материальную культуру:
- состояние флоры и фауны влияет на тип присвоения хозяйства
- состояние природных ресурсов определяет характер орудий труда
- полезные ископаемые и энергетические ресурсы определяют развитие общества
- климат определяет тип одежды, транспорта, жилища.
Природа влияет на духовную культуру, так как она определяет обычаи и обряды народа, традиции, менталитет.
Природа влияет на художественную культуру, так она дает материал для творчества, определяет образы, сюжеты, темы произведений.
Та совокупность природно-климатических условий, в которых существует культура, называется в русской литературе «месторазвитием».
Мечников пишет, что развитие культуры во многом определяется природой. Например, 4 великие цивилизации возникли в бассейнах рек (Нил, Хуанхэ и т.д.). Цивилизация возникает потому, что река создает благоприятные условия для человека, и условия, существующие там, требуют коллективных усилий людей, их солидарности. Поэтому возникают общественные связи и само общество.

3. Влияние культуры на природу.
Влияние культуры на природу огромно. Результатом этого влияния является культурный ландшафт, тог есть преобразованная человеком природа. Выделяются два вида культурного ландшафта:
- Агросфера – совокупность природных объектов, созданных самим человеком (сады, огороды, пастбища).
- Техносфера – совокупность материальных объектов, внесенных человеком в природу (железные дороги, шоссе, мосты).
В начале 20в в философской литературе появляется термин «ноосфера». С точки зрения Вернадского, под влиянием усилий всего человечества, биосфера постепенно перейдет в качественно новое состояние – ноосферу. Ноосфера – это превращение разума в величайшую биологическую и космическую силу.
Причины образования ноосферы:
- экспансия разума во все уголки вселенной
- объединение человечества
- развитие науки

4. Экологический кризис.
Сегодня взаимоотношение культуры и природы приобретает конфликтный характер. С точки зрения философов, причиной экологического кризиса стали культурные причины. Такой причиной считается установка на антропологическую исключительность человека, основными постулатами которой являются:
- Высшую ценность этого мира представляет человек. Все остальное ценно лишь потому, что полезно для человека. Природа – это собственность человека, над которой он обладает неограниченной властью.
- Иерархическая картина мира. Мир людей противопоставлен миру природы.
- Целью взаимодействия человека с природой является удовлетворение его потребностей.
- Характер взаимодействия с природой определяется прагматическим императивом: правильно и разрешено все то, что полезно для человечества.
- Этические нормы и правила распространяются лишь на отношения с людьми, но не на отношение к природе.
- Природно-охранная деятельность также подчинена императиву: природу нужно сохранить для следующего поколения.
Такие установки приводят к разрушению природы, к экологическому кризису.

1

Деловой климат многонациональных регионов сегодня играет значительную роль в системе комплексного подхода к оценке эффективности функционирования всей региональной экономики. Говоря об эффективности функционирования региональной экономики, необходимо отметить, что конечным результатом эффективного функционирования экономики многонационального региона является повышение качества и рост уровня жизни населения. Проблематика решения задач улучшения качества и повышения уровня жизни населения в регионах России обуславливает растущий интерес к рассматриваемой проблеме. Определено, что первостепенной задачей для многонационального региона является обеспечение роста благосостояния всех народностей, населяющих его. Установлено, что рост благосостояния многонационального населения региона является той «целью» и «идеологической основой», которая позволит консолидировать усилия всего общества, и послужит импульсом для развития экономики региона. Рассмотрены мировые примеры влияния менталитета народности на развитие деловых отношений, а также традиции и культуру деловых отношений многонационального народа Республики Дагестан. Определено, что культура и традиции народов Дагестана должны выступить своего рода общественным стабилизатором, который также позволит значительно улучшить имидж республики, повысить уровень узнаваемости и привлекательности региона для потенциальных инвесторов.

деловой климат

инвестиционный имидж

брендинг территорий

инвестиционный климат

инвестиции

инвестиционная привлекательность

1. Арсланов Ш.Д. Современные проблемы определения содержания, факторов и особенностей инвестиционной привлекательности региона // Региональные проблемы преобразования экономики. – 2013. – № 2. – С. 270–273.

2. Арсланов Ш.Д. Проблемы формирования и развития инвестиционной сферы в Республике Дагестан // Региональные проблемы преобразования экономики. – 2014. – № 4. – С. 122–127.

3. Арсланов Ш.Д. Современный инвестиционный имидж Республики Дагестан: национально-культурные особенности // Вопросы региональной экономики. – 2014. – Т. 21. – № 4. – С. 3–6.

4. Арсланова Х.Д. Устойчивое развитие промышленного комплекса на основе развития инновационной деятельности // Региональные проблемы преобразования экономики. – 2009. – № 1. – С. 76–82.

5. Арсланова Х.Д., Арсланов Ш.Д Взаимодействие малых и крупных предприятий на основе франчайзинга // Вопросы структуризации экономики. – 2003. – № 2. – С. 33–35.

6. Арсланова Х.Д., Арсланов Ш.Д. Кооперативные структуры, как разновидность микровзаимодействий малых предприятий // Вопросы структуризации экономики. – 2003. – № 3. – С. 70–73.

7. Гаджиева А.Г. Современное состояние и особенности формирования молодежного рынка труда на региональном уровне // Региональные проблемы преобразования экономики. – 2014. – № 5(43). – С. 155–159.

8. Идзиев Г.И. Синергетический подход к анализу инновационного фактора экономического роста // Вопросы структуризации экономики. – 2011. – № 3. – С. 19–25.

9. Ниналалова Л.Г. Государственная поддержка народных художественных промыслов как основа их возрождения // Региональные проблемы преобразования экономики. – 2013. – № 3(37). – С. 114–117.

10. Рабаданова А.А. Человеческий капитал как фактор реализации долгосрочной стратегии социально-экономического развития // Вопросы структуризации экономики. – 2009. – № 2. – С. 240–241.

11. Редикульцева А.А. Проблемы развития инвестиционного кредитования в России // Апробация. – 2013. – № 4(7). – С. 41–43.

12. Сагидов Ю.Н. Подходы к развитию региона с экономикой периферийного характера (на примере Республики Дагестан) // Региональная экономика: теория и практика. – 2012. – № 29. – С. 2–9.

Деловой климат многонациональных регионов сегодня играет значительную роль в системе комплексного подхода к оценке эффективности функционирования всей региональной экономики. Говоря об эффективности функционирования региональной экономики, необходимо отметить, что конечным результатом эффективного функционирования экономики многонационального региона является повышение качества и рост уровня жизни населения. Проблематика решения задач улучшения качества и повышения уровня жизни населения в регионах России обуславливает растущий интерес к рассматриваемой проблеме.

Основной задачей для руководства многонационального региона на сегодняшний день является создание благоприятного инвестиционного имиджа региона, основанного на примере реализованных инвестиционных проектов, а также на гибкости инвестиционной политики, базирующейся на непрерывном мониторинге изменений в инвестиционной сфере и предусматривающей механизм быстрой адаптации к изменениям при строжайшем соблюдении интересов всех субъектов инвестиционного процесса .

Решение этой задачи неразрывно связано с процессом решения более сложной и многоаспектной задачи - обеспечения роста благосостояния всего дагестанского народа . Именно рост благосостояния Дагестана и дагестанцев может выступить той «целью» и «идеологической основой», которая позволит руководству республики консолидировать усилия всего общества и послужит импульсом для развития экономики региона, где наиболее четче отражается прямое влияние культуры на благосостояние.

Сегодня изучение любого региона нашей страны необходимо начинать со знакомства с народами, его населяющими. Такое знакомство с народом и анализ его национальной культуры должны включать в себя не только изучение материальных составляющих этой культуры, знание и изучение ее исторической, географической и экономической детерминант, но и в обязательном порядке попытку анализа образа мышления и менталитета народа. Необходимо попробовать взглянуть на мир глазами представителей этого народа, через призму его менталитета и культуры. Менталитет народа всегда проявляется в привычках, обычаях, которые передаются из поколения в поколение, в нормах поведения, в традициях.

Мировым примером влияния менталитета на деловые отношения является обычай, характерный для японских бизнес-сообществ «кейрецу» (приобретать товары и услуги друг у друга, игнорируя более выгодные предложения от сторонних производителей). Другая мировая экономика, включающая аспект «американской национальной культуры», пропагандирует сутяжничество и неуклонное отстаивание личных интересов во вред благоприятным перспективам для общества. Говоря о таких ценностях, как уважение к авторитету, стремление к образованию, популяризация семейных ценностей, можно с определенной долей уверенности заявить, что они в большей степени присущи азиатам, чем европейцам. Это определяется как историческими условиями, политическими институтами, так и культурой .

Интересна ментальная особенность представителей северных народов, а также жителей пустынь и гор, которые в силу сложных, а иногда губительных для человека климатических условий выбирают «коллективное» выживание, поскольку индивиду выжить в подобных условиях достаточно непросто. Для них на сегодняшний день достижение благосостояния в одиночку, на подсознательном уровне, является недостижимой задачей, причиной этого являются условия существования и история их культуры.

Во всей многонациональной России самая уникальная республика - это Республика Дагестан, на территории которой проживают в мире и согласии более тридцати народностей. Одних только языковых групп, на которых говорят народы Дагестана, четыре: нахская и дагестанская ветвь нахско-дагестанской языковой семьи (даргинцы, лезгины, аварцы, лакцы, табасаранцы, чеченцы, агулы, рутульцы. цахуры); тюркская группа алтайской языковой семьи (кумыки, азербайджанцы, ногайцы); славянская группа индоевропейской языковой семьи (русские, украинцы, белорусы); иранская группа индоевропейской языковой семьи (таты, горские евреи).

Именно поэтому Дагестан называют не только «страной гор», но и «страной языков», хотя в первую очередь надо сказать, что Дагестан - это «страна разнообразия культур и традиций».

На протяжении сложной многовековой истории народы Дагестана сформировали свою культуру и свои традиции (адаты), которые в большинстве случаев имели силу закона и, что самое важное, являли собой накопленный нравственный потенциал.

Условия существования и история культуры народов, проживающих на территории Республики Дагестан, также определяют мышление и менталитет дагестанцев . Наиболее поразительным для любого человека, посетившего Дагестан, является обычай гостеприимства, этот обычай священен для каждого дагестанца.

Особое значение в Дагестане уделялось институту развития деловых и дружественных отношений - куначеству. Куначество обязывало людей оказывать друг другу помощь и поддержку наравне с близкими родственниками, а порой и более действенную. Для Дагестана развитие торговых либо иных экономических отношений в большей степени зависело от наличия куначеских связей, морально-этических установок и общественного мнения.

Другой обычай отражает честность, порядочность и уважение к чужому имуществу. Так, потерянную вещь принято по обычаю оставлять на видном месте либо отнести к роднику.

Современное восприятие Дагестана весьма сложно и очень противоречиво, поскольку первая ассоциация с регионом - это край жестоких обычаев, кровной мести, разгула национально-религиозного экстремизма и терроризма, и только потом Дагестан - это цветущий край на берегу Каспийского моря, центр уникальной культуры на Северном Кавказе, край дружбы народов, край спорта и туризма, край природных контрастов.

Сегодня необходимо понимать, что культура и традиции народов Дагестана - это та незыблемая сила, которая объединяла и консолидировала все народы республики в единый дагестанский народ. Все особенности культуры и традиций, во всем своем своеобразии и явном различии, являются отражением как самобытности и менталитета народов Дагестана, так и их общих интересов и общей истории. Весь многовековой опыт истории народов Дагестана заключен в его культуре, в его традициях, стержнем которых являются общепринятые морально-нравственные устои.

Духовное и культурное наследие народов Дагестана как исторически сложившееся явление приобретает ключевое значение в жизни республики, именно оно должно выступить своего рода общественным стабилизатором, должны уберечь общество от проведения необдуманных и несвоевременных реформ.

В свою очередь возрождение и популяризация исторически сложившихся морально-нравственных устоев, присущих всей многогранной культуре Дагестана, - это тот шаг, который позволит значительно улучшить деловой имидж республики. Развитие бренда региона имеет огромное значение для дотационной экономики Дагестана, поскольку выступает в роли узнаваемого, вызывающего чувство доверия и эмоционально привлекаемого товара.

Для гармоничного развития региона становится важным понимание того, что формирование делового климата региона должно основываться на комплексе мер, которые в первую очередь должны включать популяризацию культуры и традиций всех дагестанских народов, а также учитывать историческое и культурное наследие многонационального региона, при реализации программ развития экономических, политических и социальных сфер.

За последние двадцать лет большинство экономических реформ во многих регионах России, в том числе и в Дагестане, претворялись в жизнь без учета их исторических и национально-культурных особенностей мышления и жизни. Это привело к тому, что «старые» обычаи и культура национального экономического этикета были отодвинуты и забыты. На их смену пришли бездумно принятые традиции и этикет западной экономической культуры. Результат этих двух десятилетий не может быть ни вычеркнут, ни заменен, он часть нашей истории и является жизнеобразующим для последующих поколений. Однако нельзя отказываться от того, что когда-то было отодвинуто и забыто. Исторически сложившиеся национально-культурные экономические особенности народа/народов Дагестана не могут быть признаны «старомодными» либо «отсталыми», они являются отражением нашей истории, представляют собой часть сложной системы традиций, обычаев и устоев, определяющих ход исторического развития. Если мы откажемся от национально-культурных особенностей, присущих народу/народам нашей многонациональной республики, то какой бы передовой опыт экономического развития мы ни перенимали - это не принесет планируемого положительного результата.

Сегодня дагестанцам как никогда необходимо осознать и понять свой собственный путь экономического развития республики, основанного на ее историческом опыте, ее обычаях и традициях, национально-культурных особенностях населяющих ее народов.

Необходимо понять, что традиционное сегодня это не «устаревшее» и «отсталое», а врожденная часть нас, которая не только способна существовать со всем новым, но и позволит нам не только сохранять, но и опираться в своем развитии на нашу историческую многонациональную культуру и менталитет.

Сегодня социально-экономическое развитие, как и развитие всего традиционного и устоявшегося в Дагестане подвержено собственным закономерностям, но шагами такого развития были и остаются новации, которые со временем становятся традициями. С учетом объективной реальности, можно сделать вывод, что традиции и новации взаимосвязаны друг с другом и в своем развитии действуют совместно.

Экономика - это та сфера жизни общества, где больше всего новаций и четче проявляется влияние национально-культурных особенностей. Основная задача любой экономической системы - это улучшение благосостояния народа.

Для Дагестана рост благосостояния и развитие экономики напрямую связаны со значительным увеличением объема инвестиций, что представляется трудно достижимым при оценке делового климата региона как неблагоприятного. Деловой климат Дагестана находится под влиянием нескольких групп факторов, одной их которых является группа региональной специфики, которая должна включать малоизученное влияние традиций, обычаев и менталитета дагестанских народов. Для улучшения делового климата необходимо обратить внимание на такие важные для республики направления, как развитие культурных контактов инвестора и инвестиционной среды, популяризация национально-культурных особенностей, менталитета и традиций народов Дагестана. Подобные направления работы по улучшению делового климата должны развиваться неразрывно с механизмами формирования и улучшения как инвестиционного имиджа, так и брендинга республики. Создание благоприятного имиджа современного делового Дагестана должно стать главным приоритетом в работе государственной власти, основными показателями эффективности работы которой является достижение следующих ключевых территориальных ассоциаций:

  • Республика Дагестан - территория комфортных условий для ведения бизнеса.
  • Республика Дагестан - территория комфортного места проживания.
  • Республика Дагестан - территория внедрения инновационных технологий.
  • Республика Дагестан - территории эффективного взаимодействия бизнеса, власти и общества.
  • Республика Дагестан - территория успешной региональной и международной коммуникации.

Формирование и улучшение делового климата, а также продвижение бренда нового Дагестана возможно лишь при соблюдении следующих рекомендаций:

1) экономический потенциал республики необходимо пополнить такими активами, как деловой климат, инвестиционный имидж и новый бренд Дагестана;

2) обычаи, традиции и культурно-национальные особенности народов Дагестана должны стать неотъемлемой частью делового и инвестиционного имиджа республики;

3) основным субъектом формирования, улучшения, а также корректировки имиджа и репутации республики как на российской, так и на мировой арене должно выступать Правительство РД;

4) улучшение делового климата и формирование благоприятной деловой репутации Дагестана - это первоочередные вопросы и для органов государственной власти, и для частных компаний республики;

5) необходима широкая общественная и информационная поддержка деятельности, направленной на создание имиджа современного делового Дагестана.

Решить задачи, связанные с закреплением Дагестана на достойном месте отечественной и мировой хозяйственной системы, можно только при условии:

  • сохранения национально-культурной самобытности народа/народов и поиск развития по своему, собственному, уникальному, соответствующему культуре и традициям пути;
  • использования исторически накопленного опыта, заложенного в обычаях, традициях и многонациональной культуре народа/народов Дагестана;
  • развития и взаимосвязи традиций с новациями в своей уникальной экономической системе с учетом общественного развития страны;
  • создания собственной, учитывающей все национально-культурные особенности народа/народов Дагестана модели модернизации хозяйственной системы.

Работа подготовлена при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (проект № 14-06-00066-а).

Рецензенты:

Рабаданов А.Р., д.э.н., декан факультета финансов и аудита, Дагестанский государственный технический университет, г. Махачкала;

Эсетова А.М., д.э.н., профессор, заведующая кафедрой мировой экономики, Дагестанский государственный технический университет, г. Махачкала.

Работа поступила в редакцию 17.04.2015.

Библиографическая ссылка

Арсланов Ш.Д. ВЛИЯНИЕ КУЛЬТУРЫ И ТРАДИЦИЙ НАРОДОВ МНОГОНАЦИОНАЛЬНОГО РЕГИОНА НА ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ЕГО ДЕЛОВОГО КЛИМАТА (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН) // Фундаментальные исследования. – 2015. – № 2-17. – С. 3780-3784;
URL: http://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=37857 (дата обращения: 26.01.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
Включайся в дискуссию
Читайте также
Йошта рецепты Ягоды йошты что можно приготовить на зиму
Каково значение кровеносной системы
Разделка говядины: что выбрать и как готовить?