Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Традиционная китайская культура. Культура Китая: Китайская культура как этическая система, дающая основу для стабильности, мира и гармонии в обществе

Китайская культура - одна из наиболее интересных и, безусловно, уникальных восточных культур. Она принадлежит к кругу великих речных цивилизаций, возникших в древности. Начало культурной истории Китая восходит к рубежу III-II тыс. до н. э. Именно к этому времени китайская историография относит период правления пяти легендарных императоров, эра владычества которых воспринималась как золотой век мудрости, справедливости и добродетели. Непрерывность развития китайской культуры - одна из важнейших ее особенностей, неразрывно связанная с такими чертами этой культуры как традиционализм и замкнутость. Замкнутость китайской культуры основана на убеждении китайцев в своей исключительности, в том, что их страна является центром обитаемой земли и всего мироздания. Поэтому китайцы называли ее Срединной империей. Становлению единой культуры способствовало то обстоятельство, что древние китайцы населяли единую равнину, целостный географический район. Это обусловливало тесное общение народов Китая между собой. У них сравнительно быстро сложился единый хозяйственный уклад, что, в свою очередь, предопределило общность самых разных сторон быта, начиная с облика жилищ и кончая годовым ритмом праздников. Замкнутый характер развития древнекитайской культуры, обеспечивший ей стабильность, самодостаточность, консерватизм, любовь к четкой организации и порядку, предопределил исключительную роль традиций, обычаев, ритуалов и церемоний. В зависимости от социального положения каждому человеку предписывались строго определенные нормы поведения, широко известные как «китайские церемонии». Из всех известных нам стран и культур именно в Китае система обязательных и общепринятых норм поведения была особенно развитой. Существовало даже специальное учреждение - Палата церемоний, которая строго следила за выполнением правил, обрядов и процедур, унаследованных от прошлого. Статус человека в Китае мог меняться. Простолюдин в Китае мог стать даже императором, но нормы поведения, характерные для определенного статуса, никогда не менялись. На очень ранней стадии развития культуры в Китае вся человеческая жизнь стала соизмеряться с природой, через законы которой люди пытались осмыслить принципы своего бытия. Поэтому у китайцев было особое отношение к природе: наряду с ее обожествлением для китайской культуры, как ни для какой другой, были характерны ее эстетизация и поэтизация. Понять специфику китайской культуры можно лишь обратившись к картине мира, сложившейся в китайской культуре, ее основным категориям, нормам и ценностям. Одним из главных факторов, объясняющих особенности китайской культуры, является тоново-изолирующий язык, создающий совершенно иное (по сравнению с европейским) семантическое пространство. Значение слова в китайском языке зависит от тона, которым оно произнесено. Поэтому одно слово может означать совершенно разные вещи. Эти слова записываются с помощью иероглифов. Общее количество иероглифов доходит до 80 тысяч. Иероглифическая письменность и мышление составляют основание символизма китайской культуры, поскольку именно образы-иероглифы стали средством мышления, что сближает китайское мышление с мышлением первобытных людей. Важной чертой китайской культуры также является холизм - представление о целостности и гармоничности мира. Мир в представлении китайцев - это мир абсолютного тождества противоположностей, где многое и единое не отрицают друг друга, а все различия относительны. В каждом явлении природы - будь то цветок, животное или водопад, просвечивает богатство всего мира.

Важнейшие особенности религиозной структуры Китая были заложены в глубокой древности, начиная с эпохи Шан-Инь. У иньцев был немалый пантеон богов и духов, который они почитали и которому приносили жертвы, чаще всего кровавые, в том числе человеческие. Но с течением времени на передний план среди этих богов и духов всё более отчётливо выходил Шанди, верховное божество и легендарный родоначальник иньцев, их предок -тотем. Шанди воспринимался как первопредок, заботившийся о благосостоянии своего народа. Смещение в культе Шанди акцента в сторону его функций первопредка сыграло в истории Китайской цивилизации огромную роль: именно оно логически привело к ослаблению религиозного начала и к усилению начала рационального, проявившегося в гипертрофировании культа предков, ставшего затем основой основ религиозной системы Китая. У Чжоусцев было такое религиозное представление, как почитание Неба. С течением времени культ Неба в Чжоу окончательно вытеснил Шанди в главной функции верховного божества. При этом на Небо перешло представление о прямой генетической связи божественных сил с правителем: чжоуский ван стал считаться сыном Неба, и этот титул сохранился за правителем Китая до XX века. Начиная с эпохи Чжоу Небо в его основной функции верховного контролирующего и регулирующего начала стало главным всекитайским божеством, причём культу этого божества был придан не только сакрально-теистический, сколько морально-этический акцент. Считалось, что великое Небо карает недостойных и вознаграждает добродетельных.

Также существует в Китае культ умерших предков, культ Земли, тесно связанный с магией и ритуальной символикой, с колдовством и шаманством.

Все отмеченные системы верования и культов в древнем Китае сыграли огромную роль в становлении основной традиционной китайской цивилизации: не мистика и метафизические абстракции, но строгий рационализм и конкретная государственная польза; не эмоциональный накал страстей и личная связь индивида с божеством, но разум и умеренность, отказ от личностного в пользу общественного; не духовенство, направляющее эмоции верующих в русло, возвеличивающее бога и усиливающее значение религии, но жрецы-чиновники, исполняющие свои административные функции, частью которых были регулярные религиозные отправления. Все эти специфические особенности, складывавшиеся в иньско-чжоуской китайской системе ценностей за тысячелетие, предшествовавшие эпохе Конфуция, подготовили страну к восприятию тех принципов и норм жизни, которые навсегда вошли в историю под наименованием конфуцианства. Конфуций (Кун-цзы, 551-479 до н.э.) родился и жил в эпоху больших социалистических и политических потрясений, когда чжоуский Китай находился в состоянии тяжёлого внутреннего кризиса. Высокоморальный Цзюнь-цзы, сконструированный философом в качестве модели, эталона для подражания, должно было обладать двумя важнейшими в его представлении достоинствами: гуманностью и чувством долга. Конфуций разработал и ряд других понятий, включая верность и искренность (чжен), благопристойность и соблюдение церемоний и обрядов (ли). Следование всем этим принципам будет обязанностью благородного Цзюнь-цзы. “Благородный человек” Конфуция - это умозрительный социальный идеал, назидательный комплекс добродетелей. Конфуций сформулировал основы того социального идеала, который хотел бы видеть в Поднебесной: «Пусть отец будет отцом, сын - сыном, государь - государем, чиновник – чиновником», то есть пусть всё в этом мире хаоса и сумятиц станет на свои места, все будут знать свои права и обязанности и делать то, что им положено. И общество должно состоять из тех, кто думает и управляет - верхов, и тех, кто трудится и повинуется - низов. Такой социальный порядок Конфуций и второй основоположник конфуцианства Мэн-цзы (372 - 289 до н.э.) считали вечным и неизменным, идущим от мудрецов легендарной древности. Одной из важных основ социального порядка, по Конфуцию, было строгое повиновение старшим. Любой старший, будь то отец, чиновник, наконец, государь - это беспрекословный авторитет для младшего, подчинённого, подданного. Слепое повиновение его воле, слову, желанию - это элементарная норма для младших и подчинённых, как в рамках государства в целом, так и в рядах клана, корпорации или семьи. В условиях эпохи Чжаньго (V – III вв. до н.э.), когда в Китае ожесточённо соперничали различные философские школы, конфуцианство по своему значению и влиянию стояло на первом месте. Но, несмотря на это, предлагавшиеся конфуцианцами методы управления страной тогда не получил признания. Этому помешали соперники конфуцианцев – легисты. Учение законников - легистов резко отличалось от конфуцианского. В основе легистской доктрины лежал безусловный примат писаного закона. Сила и авторитет которого должен держаться на палочной дисциплине и жестоких наказаниях. По легистским канонам, законы разрабатывают мудрецы – реформаторы, издаёт их государь, а осуществляют на практике специально отобранные чиновники и министры, опирающиеся на мощный административно-бюрократический аппарат. В учении легистов, почти не апеллировавших даже к Небу, рационализм был доведён до своей крайней формы, порой переходившей в откровенный цинизм, что можно легко проследить на примере деятельности ряда легистов – реформаторов в различных царствах чжоуского Китая в VII –IV вв. до н.э. Но не рационализм или отношение к Небу было основным в противостоянии легизма конфуцианству. Важнее было то, что конфуцианство делало ставку на высокую мораль и другие традиции, тогда как легизм выше всего ставил закон, державшийся на строгих наказаниях и требовавший абсолютного повиновения сознательно оглуплённого народа. Конфуцианство ориентировалось на прошлое, а легизм бросал этому прошлому открытый вызов, предлагая в качестве альтернативы крайние формы авторитарной деспотии. Несколько позже конфуцианства появилась совершенно иная ветвь китайской культуры, совершенно новое учение о жизни, а также и способ жизни - даосизм. Вторым по степени влияния в Китае было философское учение о Великом Абсолюте, даосизм, оформившееся при-мерно в IV в. до н. э. Китайское слово «дао» многозначно; оно означает «путь», «мировую основу бытия», «первооснову всякого бытия». Главный канон даосизма- «Дао де цзин»- приписывают китайскому философу Лао-Цзы, легендарному современнику Конфуция, имя которого в переводе означает «мудрый старец». Есть основания полагать, что это не реально существовавшая лич-ность, а мифическая, созданная позже самими даосами.

Согласно концепции даосизма, нет абсолютного добра и абсолютного зла, нет абсолютной истины и абсолютной лжи- все понятия и ценности относительны. Все в мире подчинено естественно выбранному небом закону, в котором сокрыто бесконечное разнообразие и вместе с тем порядок. Человек должен стремиться взаимодействовать с вещью или миром как целым, поэтому синтез предпочтительнее анализа. Ремесленник, обрабатывающий дерево или камень, стоит ближе к истине, чем мыслитель, занятый бесплодным анализом. Анализ же бесплоден по причине своей бесконечности.

Даосизм наставлял человека на непосредственное постижение любого целого, будь то предмет, событие, явление природы или мир как целое. Он учил стремиться к спокойствию души и интеллектуальному пониманию всякой мудрости как какой-либо целостности. Для достижения такой позиции полезно абстрагироваться от всяких связей с обществом. Полезнее всего размышление в одиночестве. Основная идея практической философии или этики Лао-Цзы - принцип неделания, бездействия. Всякое стремление что-нибудь сделать, что-либо изменить в природе или в жизни людей осуждается. Главной добродетелью считается воздержание; это есть начало нравственного совершенствования.

Идеалы даосизма вдохновляли китайских поэтов и художников на изображение природы, а многих китайских мыслителей, стремящихся к познанию мира, побуждали покинуть общество и жить в уединении на лоне природы. В правящих кругах даосизм, разумеется, не мог вызвать подобного энтузиазма.

В это же время в Китай проникает буддизм, который в начале благодаря аскетической практике и отсутствию жертвоприношений выглядел как разновидность даосизма. Но уже в IV веке буддизм завоевывает все большую популярность и начинает оказывать воздействие на традиционную китайскую культуру. Буддизм просуществовал в Китае почти два тысячелетия, сильно изменившись в процессе приспособления в китайской цивилизации. На основе синтеза идей и представлений, извлеченных из философских глубин буддизма, с традиционной китайской мыслью, с конфуцианским прагматизмом и возникло в Китае одно из наиболее глубоких и интересных, интеллектуально насыщенных и пользующихся до сих пор немалой привлекательностью течений мировой религиозной мысли -- чань-буддизм (японский дзэн).

Именно буддийская идея гармоничного единения человека с природой стала не только душой китайского искусства, но и способом осмысления бытия. Истина и Будда везде и во всем. В молчании гор, в журчании ручья, в сиянии солнца. Это нашло отражение в живописи, в знаменитых китайских свитках (не на полотне, а на шелке). И в их сюжетах преобладали изображение гор, птиц, цветов, трав и насекомых. Следует отметить, что каждый элемент Китайской живописи символичен: сосна - символ долголетия, бамбук - стойкости и мужества, аист - одиночества и святости, змея - самая красивая и самая умная. Особую роль в китайском изобразительном искусстве играют иероглифы. Не только в письме и живописи, но и в архитектуре.

Буддизм способствовал распространению круглой скульптуры. Китайско-буддийские монахи изобрели искусство ксилографии, т.е. книгопечатание с помощью матриц. Под влиянием буддизма происходила аристократизация искусства, проявилась большая утонченность и субъективное начало. Стали известными имена художников, около 500 г. написан первый трактат о живописи (Се Хе), возникают различные типы портрета.

Для литературы того времени характерны пессимизм и мотивы душевного одиночества, расцвела лирическая поэзия. Буддийские истоки просматриваются в пейзажной и философской лирике.

Немалое влияние оказали на китайский народ и его культуру буддийская и индо-буддийская философия и мифология. Многое из этой философии и мифологии, начиная от практики гимнастической йоги и кончая представлениями об аде и рае, было воспринято в Китае. Таким образом, можно предположить, что классическая китайская культура представляла собой сплав конфуцианства, даосизма и буддизма. Эти течения практически не соперничали друг с другом, а сосуществовали в духовной жизни китайцев, занимая свои собственные ниши. А поскольку они являются не только философскими, но и религиозными течениями, для китайской культуры характерен религиозный синкретизм и функциональный подход к религии, выбор которой определяется конкретной жизненной ситуацией. Своего наивысшего расцвета архитектура и искусство Древнего Китая достигли в III в. до н. э. - III в. н. э. Разрозненные мелкие царства объединились в могущественную державу. После многолетних войн наступил период передышки, и была создана единая обширная империя. Этому времени объединения страны соответствует и создание наиболее грандиозных монументальных памятников древнего китайского зодчества. Самое крупное сооружение Китая конца IV-III вв. до н. э. - Великая китайская стена, достигающая в высоту 10 м и в ширину 5-8 м, она служила одновременно и суровой глинобитной крепостью со множеством сигнальных башен, защищающей от набегов кочевых племен, и дорогой, протянувшейся по уступам труднопроходимых горных хребтов. На раннем этапе строительства протяженность Великой китайской стены достигала 750 км, а позднее превысила 3000 километров. Города в этот период строились как крепости, обнесенные стенами и обведенные рвами с несколькими воротами и дозорными башнями. Они имели прямоугольную планировку, прямые магистрали, на которых размещались дворцовые комплексы. Летописи сообщают, что самыми известными дворцовыми комплексами того времени были дворец Эфангун в Сяньяне (длиной более 10 км вдоль реки Вэйхэ) и дворец Вэйангун в Чаньане (длиной по периметру 11 км), . состоявший из 43 зданий. Особым явлением в древнекитайской архитектуре были подземные каменные дворцы знати - их погребальные склепы. Поскольку ритуал погребения стал одним из важнейших обрядов, покойник и после смерти окружался той же роскошью, теми же почестями и теми же оберегающими его предметами, что и при жизни. Усыпальницы составляли целые комплексы подземных комнат, ориентированных на стороны света, и учитывающих благоприятное расположение ветров и небесных светил. К подземным сооружениям вела наземная «аллея духов» - охранителей могилы, обрамленная с двух сторон статуями крылатых львов и каменными пилонами, обозначающими вход в склеп. Зачастую в комплекс входили и небольшие наземные святилища - цытаны. Внутрь погребения вели каменные двери, на которых изображались четыре сторожа сторон света: тигр - запада, феникс - юга, дракон - востока, черепаха - севера. Древняя эпоха для развития художественной культуры Китая и всей Восточной Азии имела такое же значение, что и греко-римский мир для Европы. В древнекитайскую эпоху были заложены основы культурных традиций, которые отчетливо прослеживаются на протяжении многовековой истории Китая вплоть до Нового и Новейшего времени.

Китайская культура является одной из древнейших. Самые ранние памятники культуры, найденные на территории Китая, относятся к V-III тыс. до н.э. На китайской земле сформировался один из древнейших предков современного человека — синантроп, существовавший около 400 тыс. лет назад. Однако цивилизация Древнего Китая сложилась несколько позднее, чем в . и Индии, — лишь во 11 тыс. до н.э. В течение длительного времени она была неирригационного типа: только с середины I тыс. до н.э. китайцы стали создавать оросительные системы. К тому же до середины I тыс. до н.э. китайская цивили зация существовала изолированно, в отрыве от других древнейших цивилизаций.

Как и другие культуры, китайская культура самобытна и неповторима. В отличие от индийской она более рациональна, прагматична, обращена к ценностям реальной земной жизни. Вторая характерная ее черта — это исключительная, огромная и определяющая роль традиций, обычаев у ритуалов и церемонии. Отсюда существующее выражение — «китайские церемонии».

Еще одна особенность китайской культуры связана с религией и отношением к природе. Как и в других религиях, в китайских верованиях обожествляются прежде всего силы природы. Верховным божеством для китайцев выступает Небо, главным храмом — храм Неба, а свою страну они именуют Поднебесной. У них существует культ Солнца и других светил. С древнейших времен китайцы поклоняются горам и водам как святыням.

Однако наряду с обожествлением природы для китайской культуры, как ни для какой другой, характерны ее эстетизация и поэтизация. Именно поэтому в ней раньше всего возникают пейзажная живопись, лирика и архитектура. Можно даже сказать, что «пейзажный» взгляд распространяется в Китае на все явления жизни. По глубине эстетического и поэтического проникновения в жизнь природы китайская культура не знает себе равных.

Культура Древнего Китая существовала с начала II тыс. до н.э. и до 220 г. н.э., когда распалась империя Хань. Ее непосредственной предшественницей была культура Яншао (III тыс. до н.э.) — культура позднего неолита. Уже на этой стадии китайцы приручали животных, возделывали поля, строили заглубленные в землю жилиша, владели многими ремеслами, осваивали пиктографическое письмо. Они почитали культы Солнца, Луны, гор и других явлений при роды; у них возник культ предков. Высокого уровня в этот период достигают гончарные изделия. Керамические сосуды — блюда, чаши, амфоры, кувшины — украшаются сложными геометрическими (зигзаги, ромбы, треугольники, круги) и зооморфными узорами.

Во II тыс. до н.э., вместе с возникновением цивилизации, китайская культура претерпевает глубокие изменения. В этот период происходит распад первобытного общества и образование первых раннеклассовых государств. Одним из них стан город-государство Шан, стоявший во главе крупного объединения. Остатки этого города, открытые близ Аньяна, свидетельствуют о том, что города отличались четкой планировкой, окружались глинобитной стеной толщиной до 6 м. Дворец правителя («ван») «великого рода Шан» возвышался на глинобитной платформе, а его крыша опиралась на ряды деревянных колонн, базами которых служили бронзовые диски. В этом дворце обнаружены также каменные скульптуры людей и животных (бык, тигр), стенные росписи в ярких красных, черных и белых тонах.

В эпоху Шан китайцы изобретают технику бронзового литья, создают систему иероглифического письма, о чем свидетельствуют древнейшие письменные памятники — надписи на камнях, костях жертвенных животных, щитах черепахи. Существенно усложняются религиозно-мифологические представления о мире. В частности, усиливаются вера в загробную жизнь и значение культа предков. Более сложными становятся погребения. Гробница правителя Шана представляет собой две подземные камеры, расположенные друг над другом, охраняемые тотемными стражами в виде полузверей-полулюдей. В камерах находилась утварь из бронзы, керамики и нефрита, были мечи и секиры, колесницы и многие другие предметы, необходимые в загробной жизни, чтобы она ничем не отличалась от жизни земной.

Получившие широкое распространение в эпоху Шан изделия из бронзы также свидетельствуют об усложнениях религиозно-мифоло- гических представлений древних китайцев. В частности, массивные и тяжеловесные бронзовые сосуды, предназначенные для жертвоприношений духам предков и духам природы, украшаются геометрическим орнаментом, составляющим лишь фон, на котором выделяются узоры, близкие к барельефу, изображающие быка, барана, змея, птицу, дракона и маску фантастического зверя таотэ. Ручки, крышки и углы таких сосудов делатись в виде бычьих голов и туловищ драконов, а на самих сосудах изображались колючие зубья, плавники и чешуя, что приумножало их магический смысл. Из всех тотемных животных основными покровителями человека чаше всего выступают тигр, баран и дракон.

В I тыс. до н.э. во всех областях жизни Древнею Китая происходят самые значительные сдвиги и изменения. К началу I тыс. до н.э. царство Шан было завоевано западными чжоусцами, вследствие чего возникло большое, но непрочное государственное образование Западный Чжоу, правители которого переняли от шанцев титул «ван».

В это время завершается разработка религиозного учения о божественном происхождении «царственности» и священном праве на власть чжоусских ванов, которое опиралось на мифологические представления и исходило из чжоусского культа неба как верховного божества. Так впервые была создана единая и стройная мифологическая история Китая, включавшая культ первопредков и повествующая о золотом веке мудрых правителей древности. Чжоусский ван был провозглашен Сыном Неба и Единственным его земным воплощением. Он наделялся магической силой дэ, делавшей его посредником между небом и людьми, а также владыкой Поднебесной. Позднее, в VIII в. до н.э., Западный Чжоу оказывается под властью Восточного Чжоу, однако и это новое образование, и многие другие государства признавали над собой священный приоритет чжоусско- го правителя как Сына Неба. К концу первой половины I тыс. до н.э. на территории Срединных царств образуется этнос хуася и возникает представление о его превосходстве над народами всей остальной периферии — «варваров четырех стран света». Возникший культурный этноцентризм в дальнейшем еще более усиливается.

В середине I тыс. до н.э. Китай переживает бурный социально- экономический рост. Складываются новые центры торговли, численность населения многих городов приближается к полумиллиону. Высокого уровня достигают плавка железа и использование железных орудий. Успешно развиваются ремесла, строятся гидротехнические сооружения. В земледелии широко используются оросительные системы.

Особого выделения заслуживает так называемая эпоха «Борющихся царств» — «чжаньго» (V-III в. до н.э.), когда между несколькими сильными государствами шла борьба за гегемонию. В этой борьбе особую роль сыграло царство Цинь : по имени этого царства всех древних китайцев называют «циньцами». Оно также послужило основой для наименования Китая на европейских языках: латинского Синэ, французского Шин, немецкого Хина, английского Чайна.

Эпоха «Борющихся царств» считается классической в истории культуры Древнего Китая. Ее также называют эпохой «соперничества ста школ». Страна действительно переживает невиданный духовный и интеллектуальный подъем. Ускоряется развитие научных знании. В астрономии уточняется продолжительность солнечного года, создается лунно-солнечный календарь, составляется звездный каталог, исчисляются лунные затмения, складывается концепция движения небесных светил — «дао».

Успешно развиваются математика и другие науки. В частности, публикуется «Трактат о горах и морях». Рост научных знаний ведет к ослаблению религиозно-мифологического мышления, вызывает даже некий религиозный скептицизм. Об этом свидетельствует трактат «Вопросы к Небу», где звучит критика мифологических представлений.

Эпоха Чжаньго стала , в этот период складываются все основные философские течения — конфуцианство, даосизм и легизм.

Основатель — Кун-цзы (551-479 до н.э.) — избрал темой своих размышлений не проблему бытия или познания, но отношения между людьми. Наблюдая вокруг себя нескончаемую борьбу всех против всех, он видел путь к установлению мира, порядка, социальной гармонии в возрождении вековых традиций, обычаев и ритуалов. Он считал, что главная задача воспитания человека заключается в освоении им строгих норм и правил отношений между равными и неравными, старшими и младшими, высшими и низшими, отцом и детьми.

Был решительным противником любых новшеств и реформ. По его мнению, именно прошлое, забытая древняя мудрость таят в себе ключи от решения проблем настоящего. Освоение опыта прошлого и традиций должно помочь человеку правильно осознать свое место в жизни и понять простую истину: «Правитель должен быть правителем, отец — отцом, сын — сыном». Конфуций рассматривал общество-государство как большую семью, где главным носителем норм и правил поведения выступает гуманный правитель.

Созданное Конфуцием и его последователями учение выходит за рамки философии и религии и составляет основу всего уклада жизни. В нем можно найти ответ и на вопрос о смысле жизни, и о том, как вести себя в конкретной ситуации. Конфуцианство сыграю определяющую роль в создании древнекитайской системы образования, где явное предпочтение отдавалось гуманитарным наукам. Благодаря этой системе в китайском обществе сформировалось достаточно широкое сословие образованных чиновников, составлявшее привилегированную элиту и напоминавшее по своей социальной роли касту жрецов в Индии. Конфуцианство способствовало усилению китайского культурного этноцентризма.

Примерно одновременно с конфуцианством в Китае возникло другое влиятельное религиозно-философское течение — даосизм, основателем которого считается легендарный Лао-Цзы. В учении главное внимание уделяется законам, действующим в природе. В основе даосизма лежит идея о дао-пути, или учение о «пути природы », о вечной изменчивости мира. Свое кредо Jlao-Цзы формулирует так: «Человек следует законам Неба. Небо следует законам дао. а дао следует самому себе».

Как и конфуцианство, даосизм не ограничивается рамками философии и религии, а составляет особый образ жизни. Он многое позаимствовал у буддизма и йоги, в частности систему физических и дыхательных упражнений. В этом плане конечной целью для его приверженцев является достижение бессмертия. Даосизм развивает теорию пассивности и недеяния , побуждает к отказу от активного участия в жизни, к бегству от суеты повседневности, к созерцательности. Принцип недеяния распространяется и на правителя: «Лучший правитель тот, о котором народ знает лишь то, что он существует».

В круг интересов даосизма входило не только естествознание, но и так называемые оккультные науки, в частности алхимия. Эксперименты китайских алхимиков в конце концов привели к изобретению пороха. Особое место занимала также геомантия - наука о связи космоса и земного рельефа. Здесь знания и рекомендации китайских магов не только имели большое значение для земледельцев и архитекторов, но и привели к изобретению компаса. Важная роль принадлежала также астрологии, особенно в составлении гороскопов на все случаи жизни.

Многие принципы даосизма создали философскую основу известных китайских единоборств . включая у-шу. Именно даосизм сыграл ключевую роль в эстетизации и поэтизации природы, что стало в китайской культуре одним из главных принципов отношения человека к природе.

Еще одним влиятельным философским течением стал легизм, который первоначально выступал оппонентом конфуцианства, но впоследствии почти полностью растворился в нем. В отличие от конфуцианства легизм в строительстве сильного государства опирался не на мораль и традицию, а на строгие и суровые законы, считая, что политика несовместима с моралью.

Для легистов главными способами управления человеком, обществом и государством выступали принуждение, строжайшая дисциплина, исполнительность и повиновение, жестокие наказания, личная ответственность и заслуги. Легисты разработали концепцию деспотического государства, которая с конфуцианскими поправками была реализована в Древнем Китае и с небольшими изменениями просуществовала до начала XX в.

Художественная культура Древнего Китая

Эпоха «Борющихся царств» характеризуется также значительными событиями в области художественной культуры. В этот период существенно расширяется круг затрагиваемых искусством тем. Создается первый трактат по архитектуре «Чжоули». в котором закрепляются строгие принципы четкой планировки города с указанием размеров и расположения зданий, ширины главных улиц и дорог.

Больших успехов достигает литература. К этому времени завершается создание знаменитого памятника китайской словесности — «Книги песен» — «Шицзин» (X1-VI вв. до н.э.), включившей в себя более 300 несен и стихов, отбор и редакция которых приписывается Конфуцию.

В этот период творит великий китайский поэт Цюй Юань (340- 278 до н.э.), который был одновременно и лириком и трагиком. Истоками его творчества были народная поэзия и мифы. Его произведения отличаются изысканной формой и глубоким содержанием. Оказавшись в изгнании, Цюй Юань создал оду «Скорбь изгнанника», ставшую поэтической исповедыо старца. Вторым большим поэтом стал Суп Юй (290-222 до н.э.), произведения которого наполнены надеждой и жизнерадостностью. Он стал первым певцом женской красоты и любви.

Своего наивысшего подъема культура Древнего Китая достигает на его завершающей стадии — с 111 в. до н.э. до 111 в. н.э. Этому способствовали глубокие изменения в других областях жизни.

Министр Циньского царства Шан Ян, опираясь на идеи легизма, выступил инициатором широких реформ, в результате которых было установлено единое законодательство и судопроизводство; отменены наследственные титулы и привилегии; место колесниц и бронзового оружия в армии заняли конница и железное оружие и т.д. Реформы проводились методами жесточайшего насилия и принуждения, однако благодаря им царство Цинь, опираясь на самую сильную армию, смогло подчинить себе все другие «борющиеся царства», став мощной и централизованной державой. В 221 г. до н.э. циньский правитель принял новый титул «хуанди» — «император Цинь». В 206 г. до н.э. династия Цинь уступает место новой династии Хань , которая остается у власти до конца существования Древнего Китая — до 220 г. н.э.

В эпоху Хань Китайская империя становится одной из сильнейших в мире. Ее население достигло 60 млн жителей, что составляло 1/5 мирового населения. Современные китайцы называют себя ханьцами.

В этот период Китай переживает настоящий социально-экономический расцвет. Страна покрывается сетью дорог, связавших центры провинций со столицей. Сооружаются многочисленные каналы как дешевые транспортные артерии, что стимулировало торговый обмен.

В сельском хозяйстве используются самые передовые технологии взращивания с использованием удобрений и севооборотов. Высокого уровня достигают ремесла. Особого выделения заслуживает производство шелка, где Китай обладал абсолютной монополией. Соседние с траны тщетно пытались раскрыть тайны шелковой технологии. К I в. до н.э. объемы производства шелка достигают огромных размеров. Он становится главным товаром китайского экспорта.

Примерно то же самое можно сказать о лаковом производстве. Созданный китайцами лак не знал себе равных. Он использовался для покрытия оружия и предметов воинского снаряжения, дерева и тканей, увеличивая срок их сохранности и придавая им прекрасный эстетический вид. Лаковые изделия имели огромный спрос как внутри страны, так и за ее пределами.

Величайшим достижением Древнего Китая стало изобретение бумаги (II-I вв. до н.э.), которая вызвала настоящий переворот во всей культуре. Не меньшее значение имело также доведенное до совершенства иероглифическое письмо, воспринятое в Корее, Вьетнаме и Японии.

В художественных ремеслах данного периода утверждаются черты зрелого и высокого совершенства, которые становятся основными стилистическими свойствами последующих эпох. В частности, бронзовые сосуды имеют более обтекаемые и простые формы, они утрачивают свой магический смысл. Орнамент уступает место инкрустации разноцветными металлами.

В Цинь-Ханьскую эпоху Китай устанавливает широкие и интенсивные связи с другими государствами. Особую роль в этом играл Великий шелковый путь протяженностью в 7 тыс. км, по которому шли торговые караваны в Среднюю Азию, Индию, Иран и страны Средиземноморья. Помимо шелка Китай поставлял на международный рынок железо, никель, драгоценные металлы, лаковые, бронзовые, керамические и другие изделия.

В Ханьский период складываются благоприятные условия для развития науки. Китайские ученые как бы подводят итоги, систематизируют уже накопленные знания о мире и смело идут дальше. В математике создается трактат «Математика в девяти книгах», где впервые в истории математической науки говорится об отрицательных числах и приводятся правила операций над ними.

В астрологии уточняется и расширяется карта звездного неба, на которой отмечается 28 созвездий, делается запись о наблюдении солнечных пятен, изобретается первый небесный глобус. В медицине составляется каталог медицинских книг, где перечислены 36 трактатов. содержащих сведения по различным болезням, пишется первый китайский трактат по фармакологии. К этому следует добавить изобретение первого в мире сейсмографа.

Не менее успешно развиваются гуманитарные науки. В частности, возникают филология, поэтика, составляются первые словари. Сыма Цянь (145-86 до н.э.) — «отец» китайской истории — создает фундаментальный труд «Исторические записки» (130 томов), в которых не только излагается почти вся древнекитайская история, но и даются сведения по истории соседних стран и народов.

Невиданный подъем переживает художественная культура. В Цинь- Ханьскую эпоху окончательно складываются классические формы традиционной китайской архитектуры , которые сохраняются до наших дней. Высокого уровня достигает градостроительство. Главные центры империи — Лоян и Чань-ань — отличаются четкой планировкой и красотой улиц. Китайские зодчие с успехом строили дома в два-три этажа и более, с многоярусной крышей из цветной черепицы. Самым знаменитым архитектурным памятником Древнего Китая стала Великая китайская стена. Наиболее известный ее участок (750 км) находится недалеко от Пекина, где она имеет ширину 5-8 м и высоту до 10 м. Вся же длина стены со всеми ответвлениями составляет более 6 тыс. км.

Не менее удивительным памятником является также погребальный комплекс императора Цинь Ши-хуанди. Он поражает не только своими грандиозными масштабами, но и содержимым гигантского подземного дворца. Помещения этого дворца заполнены рядами стоящих плечом к плечу фигур керамических воинов, коней и колесниц, выполненных в натуральную величину. Все это глиняное войско насчитывает три тысячи пехотинцев и всадников.

Значительного уровня достигает скульптурный рельеф. Наиболее интересными представляются рельефы из Шаньдуна, обнаруженные в погребальном храме знатного рода У, а также каменные рельефы их могильных склепов в Сычуане. На первых изображены сюжеты на религиозные и мифологические темы, сцены сражений, охоты, приема гостей и т.д. На вторых встречаются сцены из народной жизни — жатва, охота, тяжелый труд в соляных рудниках.

В Ханьский период появляется станковая живопись , о чем свидетельствует найденная часть картины с изображением на шелке девушки, феникса и дракона. Для развития живописи и изобразительного искусства большое значение имело изобретение волосяной кисти и туши.

Эпоха Хань была временем расцвета литературы, а последние ее десятилетия (196-220 н.э.) — считаются золотым веком китайской поэзии. Многие императоры поощряли развитие литературы и искусства. приближали ко двору лучших поэтов, писателей и ученых. Именно так поступал император Уди. создавший при своем дворе большую библиотеку и музыкальную палату, где собирались и обрабатывались народные песни, творились новые музыкальные произведения.

Самым выдающимся поэтом ханьской эпохи стал Сыма Сянжу (179-118 до н.э.). Он воспевал бескрайние просторы и красоты Империи, ее могущество, а также самого «великого человека» — императора Уди. Наиболее известными произведениями являются ода «Красавица» и песенка «Удочка», созданная в подражание народным лирическим песням. Блестящими поэтами были также Лу Цзя, Цзя И. Наряду с поэзией в ханьский период создаются первые крупные произведения художественной прозы, легенды, сказки, книги чудес и фантастики.

Наивысшего подъема и расцвета китайская культура достигнет позже, в середине века, однако все необходимые основы и предпосылки были заложены уже в древнекитайской цивилизации и культуре. Эпоха Чжаньго-Цинь-Хань имела для Китая и всей Восточной Азии примерно такое же значение, что и греко-римская культура для Западной Европы.

С 1966 по 1976 года в стране проходила Культурная революция, в ходе которой традиционная китайская культура запрещалась и уничтожалась. С 1980-хх годов китайское правительство отказалось от этой политики, и приступило к возрождению традиционной культуры. Современная китайская культура является смешением традиционной культуры, коммунистических идей и пост-модернистского влияния, связанного с процессами глобализации.

Архитектура

Китайская архитектура так же стара, как вся китайская цивилизация. Со времём династии Тан китайская архитектура оказывала значительное влияние на строительные технологии Вьетнама, Кореи и Японии. В XX веке в Китае распространились западные строительные технологии, особенно в городах. Традиционные китайские здания редко превышают три этажа, и требования урбанизации привели к тому, что современные китайские города имеют западный вид. Однако в пригородах и деревнях зачастую до сих пор строят по традиционным технологиям.

Для традиционных китайских зданий характерна двусторонняя симметрия, которая символизирует баланс и равновесие.Китайские здания занимают максимум отведённой для них территории, свободное пространство оказывается внутри здания в виде внутренних двориков.

Внутри здания размещаются отдельные корпуса, соединённые крытыми галереями. Система внутренних двориков и крытых галерей имеет практическое значение - защищает от жары. Для китайских зданий характерна протяжённость по ширине, в отличие от европейцев, предпочитающих строить ввысь.

Корпуса внутри здания размещены иерархично: самые важные находятся по центральной оси, менее важные по краям, старшие члены семьи живут на дальней стороне, младшие и слуги - в передней, у входа.

Для китайцев характерна геомантия, или фэн-шуй. В соответствии с этим сводом правил, здание строят задней частью к возвышенности, а передней к воде, за входной дверью стоит препятствие, так как китайцы верят, что зло путешествует только по прямой линии, по зданию развешиваются талисманы и иероглифы, привлекающие счастье, удачу и богатство.

Традиционно в Китае строят из дерева, каменные постройки всегда были редкостью. Также редко встречаются несущие стены, вес крыши обычно несут деревянные колонны. Число колонн обычно чётное, оно позволяет создать нечётное количество отсеков, а вход разместить ровно по центру.

Деревянные конструкции с минимумом несущих частей значительно устойчевее к землетрясениям. Крыши бывают трёх типов: плоские наклонные встречаются на домах простолюдинов, со ступенчато меняющимся наклоном используются для более дорогих зданий, а плавные крыши с приподнятыми углами являются привелегией храмов и дворцов, хотя встречаются и на домах богачей.

Конёк крыши обычно украшается резными фигурами из керамики или дерева, сама крыша покрыта черепицей. Стены и фундаменты строились из утрамбованной земли или кирпича, реже - из камня.

Живопись и каллиграфия

Традиционная китайская живопись называется Гохуа (национальная живопись). В императорские времена практически не было профессиональных художников, живописью занимались на досуге аристократы и чиновники.

Писали чёрной краской и кистью из шерсти живатных по шёлку или бумаге. Картины являлись свитками, которые вешали на стенах или хранили свёрнутыми. Зачастую на картине писались стихи, сочинённые художником, и относящиеся к изображению. Основным жанром был пейзаж, который называется Шаньшуй (горы и вода).

Главным был не реализм, а передача эмоционального состояния от созерцания ландшафта. Живопись расцвела во время династии Тан, и совершенствовалась при династии Сун. Сунские художники начали писать размыто удалённые объекты для создания эффекта перспективы, а также исчезание контуров в тумане.

При династии Мин в моду вошли картины-повествования. С приходом к власти коммунистов в живописи воцарился жанр социалистического реализма, изображающий жизнь рабочих и крестьян. В современном Китае традиционная живопись сосуществует с современными западными стилями.

Каллиграфия (Шуфа, законы письма) считается в Китае высшей формой живописи. Каллиграфия включает в себя умение правильно держать кисть, с умом выбирать чернила и материал письма. На занятиях каллиграфией стараются скопировать почерк известных художников.

Литература

Китайская литература имеет более, чем трёхтысячелетнюю историю. Первыми расшифронанными текстами являются гадательные надписи на панцырях черепах при династии Шан. Художественная литература традиционно имела второстепенное значение.

Классическим литературным каноном считаются сборники конфуцианских этико-философских книг: Пятикнижие, Четверокнижие и Тринадцатикнижие. Отличное знание конфуцианского канона было необходимым условием для сдачи экзаменов на государственные должности. Большое значение имеют традиционные династийные хроники.

После прихода к власти новой династии, начиная с Хань, учёными составлялась подробнейшая летопись правления предыдущей династии. Двадцать четыре истории являются сборником таких хроник. Существует также Семикнижие - сборник трудов о военном искусстве, самым известным из которых является "Искусство войны" Сунь Цзы.

Во время династии Мин популярность обрели развлекательные романы. Образцом китайской прозы являются Четыре классических романа: "Троецарствие", "Речные заводи", "Путешествие на Запад" и "Сон в красном тереме". В 1917-1923 годах появилось Новое Культурное движение.

Его писатели и поэты, для того, чтобы быть более понятными, стали писать на разговорном китайском, байхуа, вместо вэньяна, или древнекитайского. Основоположником современной китайской литературы является Лу Синь.

Музыка

В Древнем Китае социальный статус музыкантов был ниже, чем у художников, однако музыка играла важное значение. Одной из книг конфуцианского канона является Ши Цзин - сборник народных песен. С приходом к власти коммунистов появились такие жанры, как революционные песни, марши и гимны.

Традиционная китайская музыкальная гамма состоит из пять тонов, существуют также 7-ми и 12-ти тоновые гаммы. По китайской традиции музыкальные инструменты делятся по материалу звучащего элемента: бамбуковые, глиняные, деревянные, каменные, кожаные, шёлковые, металлические.

Театр

Классический китайский театр называется Сицюй, который соединяет в себе пение, танец, сценические речь и движение, а также элементы цирковых и боевых искусств. В зачаточном виде театр Сицюй появился во время династии Тан (VII в. н. э.).

В разных провинциях развивались свои варианты традиционного театра. Наиболее известной из них является Пекинская опера - Цзинцзю. Театр Сицюй продолжал развиваться и изменяться и в Китайской республике, и после прихода к власти коммунистов.

Кинематограф

Первый киносеанс в Китае прошёл в 1898 году, первый китайский фильм снят в 1905 году. До 1940-хх годов Шанхай оставался главным кинематографическим центром страны, киноиндустрия развивалась с помощью США и испытывала сильное американское влияние.

С провозглашением КНР в 1949 году киноиндустрия бурно развивалась. До начала Культурной революции было выпущено 603 полнометражных и 8 342 документальных фильмов. Для развлечения и обучения детей снималось большое разнообразие анимационных фильмов. Во время Культурной революции кинематограф был сильно ограничен, множество старых фильмов запрещено, новых снималось мало.

В новом тысячелетии китайский кинематограф испытывает влияние традиции Гонконга и Макао, после их присоединения к Китаю. Снимается большое количество совместных картин. В 2011 году объём кинорынка Китая составил 2 миллиарда долларов и, опередив Индию и Великобританию, вышел на третье место в мире после США и Японии.

Боевые искусства

Китайские боевые искусства являются не приёмами боя с оружием или без оружия, но комплексом различных культурных явлений. Помимо приёмов рукопашного и вооружённого боя китайские боевые искусства включают в себя различные оздоровительные практики, виды спорта, акробатику, способы самосовершенствования и психофизического тренинга, элементы философии и ритуал как способ гармонизации отношений человека и окружающего мира.

Китайские боевые искусства называются У-шу, или Кунг-фу. Главными центрами развития У-шу являются монастыри Шаолинь и Уданшань. Бой ведётся в рукопашную, либо одним из 18-ти традиционных видов оружия.

Кухня

В Китае имеется множество кулинарных школ и направлений. Каждая провинция имеет свою кухню, почти каждый город или посёлок - свои фирменные блюда. Самыми известными и влиятельными кулинарными школами являются Кантонская, Цзянсусская, Шаньдунская и Сычуаньская.

Праздники

В Китае существует множество праздников и фестивалей, как традиционных, так и современных. Главным праздником в Китае является Новый год по традиционному лунному календарю.

Он наступает от 21 января до 21 февраля, в зависимости от фаз луны. Китайский новый год официально отмечают три дня, фактически - две недели и больше. Важный государственный праздник - день образования КНР, 1 октября, его также отмечают три дня. Так как эти два праздника сливаются с выходными, фактически их отмечают до семи дней, эти ва празника называют «Золотыми неделями».

Другими официальными праздниками являются Новый год, Фестиваль Цинмин, Праздник труда, Праздник драконьих лодок и Праздник середины осени. Существуют праздники для отдельных социальных групп: Женский день, дни детей, молодёжи и военнослужащих. Рабочий день для этих групп сокращается на половину. Традиционные праздники национальных меньшинств являются нерабочими днями в национальных автономиях.

Революционная опера

Китай имеет крайне богатую и разнообразную культуру. Китайская традиционная культура формировалась тысячелетиями практически в изоляции. После 1949 года культура значительно обогатилась коммунистическим влиянием. С 1966 по 1976 года в стране проходила Культурная революция, в ходе которой традиционная китайская культура запрещалась и уничтожалась. С 1980-хх годов китайское правительство отказалось от этой политики, и приступило к возрождению традиционной культуры. Современная китайская культура является смешением традиционной культуры, коммунистических идей и пост-модернистского влияния, связанного с процессами глобализации.

Архитектура

Китайская архитектура так же стара, как вся китайская цивилизация. Со времём династии Тан китайская архитектура оказывала значительное влияние на строительные технологии Вьетнама, Кореи и Японии. В XX веке в Китае распространились западные строительные технологии, особенно в городах. Традиционные китайские здания редко превышают три этажа, и требования урбанизации привели к тому, что современные китайские города имеют западный вид. Однако в пригородах и деревнях зачастую до сих пор строят по традиционным технологиям.

Дворец Высшей Чистоты

Для традиционных китайских зданий характерна двусторонняя симметрия, которая символизирует баланс и равновесие.Китайские здания занимают максимум отведённой для них территории, свободное пространство оказывается внутри здания в виде внутренних двориков. Внутри здания размещаются отдельные корпуса, соединённые крытыми галереями. Система внутренних двориков и крытых галерей имеет практическое значение - защищает от жары. Для китайских зданий характерна протяжённость по ширине, в отличие от европейцев, предпочитающих строить ввысь. Корпуса внутри здания размещены иерархично: самые важные находятся по центральной оси, менее важные по краям, старшие члены семьи живут на дальней стороне, младшие и слуги - в передней, у входа. Для китайцев характерна геомантия, или фэн-шуй. В соответствии с этим сводом правил, здание строят задней частью к возвышенности, а передней к воде, за входной дверью стоит препятствие, так как китайцы верят, что зло путешествует только по прямой линии, по зданию развешиваются талисманы и иероглифы, привлекающие счастье, удачу и богатство.

Традиционно в Китае строят из дерева, каменные постройки всегда были редкостью. Также редко встречаются несущие стены, вес крыши обычно несут деревянные колонны. Число колонн обычно чётное, оно позволяет создать нечётное количество отсеков, а вход разместить ровно по центру. Деревянные конструкции с минимумом несущих частей значительно устойчевее к землетрясениям. Крыши бывают трёх типов: плоские наклонные встречаются на домах простолюдинов, со ступенчато меняющимся наклоном используются для более дорогих зданий, а плавные крыши с приподнятыми углами являются привелегией храмов и дворцов, хотя встречаются и на домах богачей. Конёк крыши обычно украшается резными фигурами из керамики или дерева, сама крыша покрыта черепицей. Стены и фундаменты строились из утрамбованной земли или кирпича, реже - из камня.

Живопись и каллиграфия

«Зимнее озеро»

Традиционная китайская живопись называется Гохуа (национальная живопись). В императорские времена практически не было профессиональных художников, живописью занимались на досуге аристократы и чиновники. Писали чёрной краской и кистью из шерсти живатных по шёлку или бумаге. Картины являлись свитками, которые вешали на стенах или хранили свёрнутыми. Зачастую на картине писались стихи, сочинённые художником, и относящиеся к изображению. Основным жанром был пейзаж, который называется Шаньшуй (горы и вода). Главным был не реализм, а передача эмоционального состояния от созерцания ландшафта. Живопись расцвела во время династии Тан, и совершенствовалась при династии Сун. Сунские художники начали писать размыто удалённые объекты для создания эффекта перспективы, а также исчезание контуров в тумане. При династии Мин в моду вошли картины-повествования. С приходом к власти коммунистов в живописи воцарился жанр социалистического реализма, изображающий жизнь рабочих и крестьян. В современном Китае традиционная живопись сосуществует с современными западными стилями.

Каллиграфия (Шуфа, законы письма) считается в Китае высшей формой живописи. Каллиграфия включает в себя умение правильно держать кисть, с умом выбирать чернила и материал письма. На занятиях каллиграфией стараются скопировать почерк известных художников.

Литература

Страница «Путешествия на запад»

Китайская литература имеет более, чем трёхтысячелетнюю историю. Первыми расшифронанными текстами являются гадательные надписи на панцырях черепах при династии Шан. Художественная литература традиционно имела второстепенное значение. Классическим литературным каноном считаются сборники конфуцианских этико-философских книг: Пятикнижие, Четверокнижие и Тринадцатикнижие. Отличное знание конфуцианского канона было необходимым условием для сдачи экзаменов на государственные должности. Большое значение имеют традиционные династийные хроники. После прихода к власти новой династии, начиная с Хань, учёными составлялась подробнейшая летопись правления предыдущей династии. Двадцать четыре истории являются сборником таких хроник. Существует также Семикнижие - сборник трудов о военном искусстве, самым известным из которых является "Искусство войны" Сунь Цзы.

Во время династии Мин популярность обрели развлекательные романы. Образцом китайской прозы являются Четыре классических романа: "Троецарствие", "Речные заводи", "Путешествие на Запад" и "Сон в красном тереме". В 1917-1923 годах появилось Новое Культурное движение. Его писатели и поэты, для того, чтобы быть более понятными, стали писать на разговорном китайском, байхуа, вместо вэньяна, или древнекитайского. Основоположником современной китайской литературы является Лу Синь .

Музыка

Музыканты с традиционными инструментами

В Древнем Китае социальный статус музыкантов был ниже, чем у художников, однако музыка играла важное значение. Одной из книг конфуцианского канона является Ши Цзин - сборник народных песен. С приходом к власти коммунистов появились такие жанры, как революционные песни, марши и гимны.

Традиционная китайская музыкальная гамма состоит из пять тонов, существуют также 7-ми и 12-ти тоновые гаммы. По китайской традиции музыкальные инструменты делятся по материалу звучащего элемента: бамбуковые, глиняные, деревянные, каменные, кожаные, шёлковые, металлические.

Театр

Пекинская опера

Классический китайский театр называется Сицюй, который соединяет в себе пение, танец, сценические речь и движение, а также элементы цирковых и боевых искусств. В зачаточном виде театр Сицюй появился во время династии Тан (VII в. н. э.). В разных провинциях развивались свои варианты традиционного театра. Наиболее известной из них является Пекинская опера - Цзинцзю. Театр Сицюй продолжал развиваться и изменяться и в Китайской республике, и после прихода к власти коммунистов.

Кинематограф

Первый киносеанс в Китае прошёл в 1898 году, первый китайский фильм снят в 1905 году. До 1940-хх годов Шанхай оставался главным кинематографическим центром страны, киноиндустрия развивалась с помощью США и испытывала сильное американское влияние.

С провозглашением КНР в 1949 году киноиндустрия бурно развивалась. До начала Культурной революции было выпущено 603 полнометражных и 8 342 документальных фильмов. Для развлечения и обучения детей снималось большое разнообразие анимационных фильмов. Во время Культурной революции кинематограф был сильно ограничен, множество старых фильмов запрещено, новых снималось мало.

В новом тысячелетии китайский кинематограф испытывает влияние традиции Гонконга и Макао , после их присоединения к Китаю. Снимается большое количество совместных картин. В 2011 году объём кинорынка Китая составил 2 миллиарда долларов и, опередив Индию и Великобританию, вышел на третье место в мире после США и Японии.

Боевые искусства

Статуя в Шаолине

Китайские боевые искусства являются не приёмами боя с оружием или без оружия, но комплексом различных культурных явлений. Помимо приёмов рукопашного и вооружённого боя китайские боевые искусства включают в себя различные оздоровительные практики, виды спорта, акробатику, способы самосовершенствования и психофизического тренинга, элементы философии и ритуал как способ гармонизации отношений человека и окружающего мира.

Китайские боевые искусства называются У-шу, или Кунг-фу. Главными центрами развития У-шу являются монастыри Шаолинь и Уданшань. Бой ведётся в рукопашную, либо одним из 18-ти традиционных видов оружия.

Кухня

В Китае имеется множество кулинарных школ и направлений. Каждая провинция имеет свою кухню, почти каждый город или посёлок - свои фирменные блюда. Самыми известными и влиятельными кулинарными школами являются Кантонская, Цзянсусская, Шаньдунская и Сычуаньская.

Праздники

В Китае существует множество праздников и фестивалей , как традиционных, так и современных. Главным праздником в Китае является Новый год по традиционному лунному календарю. Он наступает от 21 января до 21 февраля, в зависимости от фаз луны. Китайский новый год официально отмечают три дня, фактически - две недели и больше. Важный государственный праздник - день образования КНР, 1 октября, его также отмечают три дня. Так как эти два праздника сливаются с выходными, фактически их отмечают до семи дней, эти ва празника называют «Золотыми неделями». Другими официальными праздниками являются Новый год, Фестиваль Цинмин, Праздник труда, Праздник драконьих лодок и Праздник середины осени. Существуют праздники для отдельных социальных групп: Женский день, дни детей, молодёжи и военнослужащих. Рабочий день для этих групп сокращается на половину. Традиционные праздники национальных меньшинств являются нерабочими днями в национальных автономиях.

Китайская культура - одна из наиболее интересных и, безусловно, уникальных восточных культур, она принадлежит к кругу великих речных цивилизаций, возникших в древности. Но если культуры Месопотамии и Древнего Египта давно уже канули в Лету, Китай продолжает существовать уже пятое тысячелетие, являясь одной из старейших цивилизаций на Земле. Возникшая в древности культурная традиция Китая никогда не прерывалась, даже в периоды чужеземного господства. Никогда китайцы не отказывались от своего культурного наследия (как это было в Европе в Средние века по отношению к античной культуре). Подавляющее большинство традиций и обычаев Китая, особенности духовной жизни китайского общества прямо выводятся из культурных особенностей, возникших на самых ранних этапах истории страны. История и культура Китая достаточно хорошо известны, подкрепляются археологическими материалами и, начиная с XIII в. до н.э., письменными источниками.

Начало культурной истории Китая восходит к рубежу 3-2-го тыс. до н.э. Сами китайцы именно с этого времени ведут периодизацию истории своей страны, в ее основе - смена правящих династий китайских императоров. Начинается китайская историография с периода правления пяти легендарных императоров, эра владычества которых воспринималась как золотой век мудрости, справедливости и добродетели. Это время основания первой в китайской традиции династии Ся, когда на смену выборным должностям приходит наследственная власть. Правда, вопрос об историчности этой династии вызывает у специалистов определенные сомнения из-за отсутствия достоверных письменных источников, относящихся к этому времени. По этой же причине невозможно точно решить вопрос о том, что представляло собой китайское общество этого времени. Этот период, начавшийся еще в раннем палеолите и продолжавшийся до образования первых государств, может быть назван Архаическим Китаем.

Древнейший период китайской культуры, который можно изучить на основании письменных документов, начинается с XVIII в. до н.э. Он связан с правлением китайской династии Шан-Инь. С этого времени отсчитывают этап древней истории и культуры Китая. Период Древнего Китая продолжается под властью Чжоу (XI-V вв. до н.э.), а также Цинь и Хань (III в. до н.э. - III в. н.э.). Эпоха Древнего Китая очень важна, так как именно в это время формируются все основные элементы, идеалы и ценности китайской культуры.

Затем выделяется эпоха Традиционного Китая, включающая этапы правления шести династий (III-VI вв.), периоды Тан (VII-IX вв.), Сун (X-XIII вв.), Юань (XIII-XIV вв.), Мин (XIV-XVII вв.) и Цин (XVII-XX вв.). Это время практически не создало принципиально новых культурных явлений, а лишь развивало тенденции, заложенные ранее, в Древнем Китае.

И с 1912 г. начинается период Современного Китая, точкой отсчета которого является отречение последнего китайского императора и установление в стране республики.

Хотя сами китайские ученые настаивают, что большинство особенностей китайской культуры возникли еше в период Ся, европейские исследователи по- прежнему ориентируются на более поздний период Шан-Инь, подробно изученный с помощью археологических материалов и письменных источников, считая, что именно с него и начинается китайская цивилизация. Именно в период Шан- Инь было начато бронзолитейное производство, сложились основы китайской государственности (царская власть), сформировано специфическое мировоззрение, изобретена письменность, возникшая из надписей на гадательных костях.

Важнейшими достижениями периода Чжоу стали использование железа, поливного земледелия, пахоты с использованием тяглового скота, нефтепродуктов и газа (для освещения городских улиц и отопления жилиш в активно строящихся городах), появление настоящих денег. В это же время формируются специфическая китайская философия и религия (конфуцианство и даосизм), складывается национальная письменная культура и рождается книга.

В период Цинь появляется первая империя Китая. В это время был проведен целый ряд хозяйственно-экономических и политических реформ, в ходе которых формирующиеся товарно-денежные отношения в стране были полностью подчинены государственному контролю. Самыми известными памятниками этой эпохи стали Великая китайская стена и Великий китайский канал.

И наконец, Ханьская империя - в это время окончательно складываются основные черты китайской культуры, язык и письменность, остающиеся неизменными до сегодняшнего дня. Также в это время преодолевается традиционная замкнутость Китая - функционирует Великий шелковый путь, связавший империю с другими странами. По этому пути в Китай проникают различные технические и идеологические новации, самой значимой из них было появление буддизма.

С гибелью Ханьской империи начинается Традиционный Китай. Первый этап носит название Шести династий. Среди достижений этого периода - окончательное оформление конфуцианства, даосизма и буддизма в основную идеологическую систему общества, получившую название «Три учения», давшую китайцам возможность одновременно исповедовать несколько религий. Даосизм стимулировал развитие алхимии и медицины, буддизм принес с собой астрономию и математику. Чай становится национальным китайским напитком. Начинается новый этап и в развитии художественной культуры - анонимное народное творчество заменяется авторским, формируются основные жанры в литературе и изобразительном искусстве, которые приобретают светский характер.

Отмеченные тенденции своего полного расцвета достигают в периоды Тан и Сун, которые считаются классическими в китайской культуре. В это время Китай ведет активную завоевательную политику, стремясь взять под контроль весь Великий шелковый путь. Тесные связи возникают с Японией, арабским миром. Среди важнейших достижений этого времени - изобретение книгопечатания, появление библиотек, распространение тяги к образованию среди самых широких народных масс. В этот период были созданы эталонные образцы поэтического, прозаического и живописного творчества. Сложилась полноценная городская культура, что, в свою очередь, вызывало демократизацию художественной культуры. Этому способствовали введенные в стране экзамены на любой чиновничий чин, в ходе которых оценивались лишь знания кандидатов, а не их происхождение. Поэтому получение образования, открывавшего человеку путь на самые вершины социальной лестницы и включавшего в себя знания и навыки в области художественного творчества, стало целью большинства китайских семей (даже крестьянских). Этот период можно сравнить с европейским Возрождением.

Монгольское нашествие положило начало новому периоду в истории страны - Юань. Оно нанесло огромный ущерб экономике страны. Пытаясь управлять страной, монголы были вынуждены использовать китайский опыт в области государственного управления, усвоив, в конце концов, ценности китайской культуры в целом. Также шла дальнейшая эволюция изобразительного искусства, рождается театр, считающийся эталонным в искусстве драмы. Народные антимон- гольские восстания привели к власти династию Мин. Основной тенденцией периода Мин стала реставрация национальных культурных ценностей. В конце концов это привело к «окаменению» китайской культуры. Завершением процессов консервации культуры стала внешнеполитическая самоизоляция империи. Периодически случающиеся военные конфликты с португальцами, испанцами, японцами только поддерживали уверенность Китая в избранном пути.

Тем не менее эта политика не помогла, и приглашенные для подавления народных волнений маньчжурские войска привели к власти новую династию - Цин. Маньчжуры были полукочевым народом. Заняв место привилегированного сословия, они пытались сохранить свою этническую чистоту и традиции. Но управлять огромной страной, обладая лишь навыками стрельбы из лука и верховой езды (это было обязательно для всех маньчжурских юношей), было невозможно. Поэтому, так же как и в период монгольского владычества, маньчжуры приняли китайские духовные ценности и политический опыт китайской цивилизации, но оставили всю духовную деятельность китайцам, которых при этом всячески унижали. Консерватизм и невежество правящих маньчжурских кругов, презрение к духовному творчеству, проникшее и в круги китайской интеллигенции, привели к стагнации китайской культуры, а затем и к ее вырождению. «Три учения» вырождаются в ортодоксальные, догматические системы. Образование становится полностью формальным, превращаясь в простую зубрежку. Государственные экзамены превращаются в фарс, коррупция приобретает невиданные масштабы. Процессы деградации затрагивают и художественную культуру, произведения которой становятся помпезными, вычурными (похожими на европейское рококо).

Со второй половины XIX в. страну потрясали народные антиманьчжурские восстания, колониальные войны, которые вели в Китае европейские державы. Двойственным было влияние европейской культуры. С одной стороны, она воспринималась в штыки как культура захватчиков. С другой стороны, несостоятельность правящего режима заставила многих представителей интеллигенции обратиться к научной и философско-политической мысли Европы. И в начале

XX в. в китайской культуре можно было отчетливо выделить три основные тенденции - отрицание патриархальных устоев в том виде, в котором они существуют в эпоху Цин; рост патриотических настроений и призыв вернуться к подлинным ценностям китайской культуры; преклонение перед европейской цивилизацией.

С отречением последнего китайского императора от трона закончился период Традиционного Китая, сменившийся Современным Китаем. С 1911 г. Китай формально стал республикой, но до 1949 г. (образования КНР) в стране мало что изменилось. Страна распалась на множество полугосударственных образований, между которыми периодически возникали конфликты. Японская интервенция осложняла существующую ситуацию. Тем не менее в это «смутное время» шли интенсивные процессы обновления в духовной сфере - на основе реформирования старой элитарной письменности создаются новые литература и искусство, испытывающие серьезное европейское влияние.

После создания Китайской Народной Республики в китайской культуре (как и в политической жизни) происходят крайне противоречивые процессы. В период так называемой «культурной революции» провозглашается политика критики прошлого, запрета всех традиционных ценностей, многие представители китайской интеллигенции были физически уничтожены. Но уже с начала 1980-х вновь наблюдается тенденция возвращения к культурным истокам. Так, в 1989 г. с огромным размахом была отпразднована 2540-я годовщина со дня рождения Конфуция. В стране была создана разветвленная сеть музеев, оказана широкая поддержка религиозным конфессиям, создано большое число научно-исследовательских и образовательных учреждений, работающих в области изучения национальной культуры. Большими тиражами издаются классические произведения.

Сегодня Китай, взяв многое от европейской цивилизации в области науки и техники, создав современное промышленное производство и финансовые структуры, в целом сохранил свой традиционный духовный облик, большинство ценностей своей культуры.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Йошта рецепты Ягоды йошты что можно приготовить на зиму
Каково значение кровеносной системы
Разделка говядины: что выбрать и как готовить?