Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Китайская живопись как рисовать поэтапно. Китайская живопись

Здравствуйте,товарищи!

Давайте нарисуем китайского дракона. Но прежде чем браться за дело, прочтите обсуждений «китайский дракон» - там дано немало полезной и занимательной информации по теме.

Теперь, ознакомившись со статьей, перейдем к делу. У нас есть картинка: дракон, которого мы назвали S. Его для начала и нарисуем. Расположим прямоугольный лист вертикально. Сначала -рисунок карандашом, а затем поэтапно -фломастером.

Самое важное для начала: наметить линию извивов туловища чудовища. Туловище это, мы с вами помним, а не . То есть предполагает отсутствие выраженного брюха и равную толщину почти по всей длине, а так же возможность виться и гнуться петлями. Желательно чтобы композиция смотрелась выигрышно избразить дракона в динамике полета, изогнутым и перевившимся в 2-3 местах. В то же время, на листе следует оставить место для лап и головы: помните об этом. Мы изобразили дракона в такой позе. Перерисовать – здорово, но выбрать свою, пусть даже несколько менее сложную – стократ лучше. Еще раз: помните, что толщина дракона везде примерно одинаковая, сужается он только к хвосту. Теперь отметим голову и лапы. Голова большая и шире шеи, но в основном за счет усов и языков пламени, напоминающих плавники. Не спешите сильно выделять шею, она поуже чем туловище но не намного.

Пасть будет открытой, что придаст картинке шарма. Теперь разберемся с ногами. Ноги чудища толстые и короткие, мускулистые, конически сужающиеся к лапе. Лапа большая, и напоминает птичью – костистая, с длинными пальцами и когтями. Пальцев пять штук, один против четырех, как у человека. Обратите внимание: в бедренной части ноги дракона очень толстые, почти толщиной с туловище. Насчет расположения этих ног на туловище уже достаточно сказано во вступлении. В общем, помните что без ног не обойтись, а как они растут, или крепятся – для так называемого «китайского» дракона вопрос вторстепенный. Важно расположить ноги как можно зрелищнее. И заметим – сами лапы обычно направлены вовне, от туловища, как бы можно сказать, нарочно вывернуты. Хвост сужающийся и как и тело вьётся свободно петлями. Теперь давайте уточнять детали. Вдоль хребта пустим огнистый гребень. У нас дракон перекрутился вдоль оси симметрии, чуть не как лента Мёбиуса. Кто сможет, непременно пусть попробует передать это типично рептильное движение, но в целом можно обойтись и без него. На конце хвоста добавим всполохи пламени, немного напоминающие оперение.

Уточним ноги, прорисуем отдельные пальцы на которых выделяются фаланги, и острые когти, выходящие из гротескно утолщенных концов пальцев. Обратите внимание: из-под лап также вырываются небольшие языки пламени, здесь они напоминают лепестки цветов. Теперь голова. Сама по себе она не очень большая, и похожа немного на детскую прищепку.

Она вытянутая, с маленькой черепной коробкой и длинными широкими челюстями. Пасть раскроем и покажем длинный язык. Поглядите на выросты венчающую эту голову: они тоже играют существенную роль. Голова окружена пламенистым венчиком. Из(под) носа торчат изогнутые как змеи усы. Закончив основной облик, переходите к второстепенным деталям: наведите чешую, пропишите когти, разделите языки пламени, непременно заострите внимание на голове. И вот он возникает перед нами на листе бумаги: такой же могучий и первозданный как тысячелетия назад. А еще говорят, драконов нет или они вымерли. Они есть, вот вам один для примера. Отличный дракон и как здорово парит и вьётся в облаках- как дельфин в родной стихие.

Китайские художники оказали огромное влияние на мировое искусство, а их потрясающие произведения, выполненные на рисовой бумаге и шелке, вот уже несколько веков восхищают лаконичным художественным языком.

Эстетические каноны живого наследия, насчитывающего тысячелетнюю историю, сложились под влиянием философских традиций даосизма, буддизма и конфуцианства. Считается, что природа учит людей видеть прекрасное, и именно эта истина является основной темой традиционной живописи Китая. Уникальные шедевры, созданные мастерами в разные эпохи, - это важный вклад в мировое изобразительное искусство.

Традиционная живопись Китая

Гохуа - китайская живопись, которая отличается от западной особенностями техники выполнения рисунка: на шелк или специальную тончайшую бумагу при помощи кисти наносят изображение. Художники используют минеральные, растительные черную тушь, а их произведения часто имеют форму горизонтальных или вертикальных свитков.

Занимающая центральное место среди разных направлений искусства Поднебесной гохуа (китайская живопись) возникла в VII-VIII веках до нашей эры, а с конца XIX столетия стиль получает второе дыхание.

«Четыре сокровища»

Для написания традиционных картин авторы используют ограниченный набор средств: черная тушь (или акварель), китайская кисть из натуральной шерсти, бумага и приспособление для растирания краски. Многие художники все-таки отдают предпочтение считая, что это «раскроет суть природы».

Большое внимание в стране уделяется качеству туши, и для работы используются плитки с черным лаковым блеском. Мастера растирают их с водой, получая нужную консистенцию и создавая разнообразие оттенков. Как признаются китайские художники, из-за низкого качества европейской туши достичь нужных эффектов невозможно.

Для живописи используется особая бумага суан (рисовая) со специфической текстурой. Иногда рисунки выполняются на шелке или хлопчатобумажной ткани.

Тушечницы очень высоко ценятся, и многие передаются из поколения в поколение. Эти приспособления, иногда изысканно украшенные, выполняются из нефрита или обожженной глины.

Линейный рисунок

Если рассматривать европейские полотна, написанные акварелью, то в них можно не заметить линию как таковую. В китайской живописи все образы создаются посредством линейного рисунка. Этим и отличается традиционный стиль гохуа, сильно напоминающий успешно развивающуюся в стране каллиграфию, элементы которой художники обязательно вносят в свои произведения.

Нельзя не отметить отличную технику владения кистью, которая совершенствуется на протяжении нескольких веков. При помощи тонкой или толстой линии художники, использующие одни и те же инструменты, что и каллиграфы, передают пространство, объем, движение, не пользуясь при этом привычными приемами светотени. Красота китайской живописи заключается в мастерском владении особой техникой би-мо, название которой переводится как «кисть-тушь». Черная краска, нанесенная на рисовую бумагу, мгновенно впитывается, и одно неловкое движение, неверная линия могут изменить общее настроение картины, исказив правду жизни. Каждый мазок обязан быть точным и четким, ведь ни стереть, ни поправить рисунок автор уже не сможет.

Техника нанесения изображений пальцами

Любопытно, что китайские картины в технике гохуа не всегда пишутся кистью. Часто мастера используют руки, выводя ими линии и растушевывая краску. Живописцы наносят контурные линии ногтем, а широкие мазки выполняют подушечкой большого пальца.

Стихотворная надпись

Традиционная китайская живопись отличается от европейской тем, что на рисунке имеется стихотворная надпись, выполненная в каллиграфическом стиле. Так мастера выражали свое отношение к произведению, а иероглифы дополняли его образное содержание. Известный каллиграф, литератор и художник Су Ши, живший в XI веке, боролся за то, чтобы в живописи обязательно присутствовала поэзия. Такие надписи отражают мнение автора и становятся его почерком.

Свитки

Гохуа - китайская живопись, в которой существует необычный вид картин. Они свертываются на палочке в свиток и хранятся в продолговатых футлярах. Произведения пишутся на специальной бумаге не только тушью, но и красками из минерального и растительного сырья. Картины в рулонах, не предназначавшиеся для массового зрителя, хранятся вот уже более тысячи лет, не теряя при этом яркость и насыщенность оттенков. И в наши дни можно любоваться шедеврами, написанными несколько веков назад известными мастерами.

Аллегоричность

Живопись водяными красками и тушью отличается лаконичностью, и такой язык символов понятен настоящему ценителю китайского искусства. Например, растения и стихотворные строчки изображают времена года, а луна или горящая свеча указывают на ночь.

Незаполненные пустоты на картинах

Еще одна особенность, отличающая китайскую живопись от западной, заключается в том, что на произведениях авторы оставляют незаполненные участки, которые могут маскироваться под изображения светлого облачка или белесого тумана. Иногда пустое место оставляют для того, чтобы у зрителя оставалась свобода для фантазии, ведь китайские картины - это удивительный вид искусства, который невозможен без единства автора и зрителя.

Обязательная печать

По традиции мастера обязательно ставят на произведения печать красного цвета, удостоверяя таким образом свою личность.

Рассмотрев особенности традиционного можно сказать, что гохуа - китайская живопись, в которой гармонично сочетаются поэзия, каллиграфия и проявляющееся в оттиске печати граверное мастерство.

Жанры живописи

В традиционной китайской живописи выделяют несколько жанров. Первый - шаншуй (пейзаж). В стране получила широкое распространение философская концепция, согласно которой люди и природа едины и между ними не существует никаких преград. Пейзажное произведение вызывает соответствующее настроение у зрителя.

Второй жанр - хуаняо (изображение флоры и фауны). Китайские мастера вглядываются в совершенные формы животных, камней, растений и передают их истинную сущность, которую невозможно выразить словами.

Третий жанр - жэньу (портрет). Еще в древности художники, работавшие с людьми, знали одно непреложное правило: наравне с внешним сходством творец должен передать душевное состояние и характер человека, подчеркнув красоту его внутреннего мира. Все живописцы четко следовали этому принципу, и даже на ранней стадии развития китайского искусства мастерство портретного жанра достигло невероятно высокого уровня.

Стили гохуа

Известны два традиционных стиля: гунби, преобладающий на ранних этапах, и се-и, получивший широкое распространение в конце XIX века. Разберем особенности этих направлений.

Китайский стиль гунби - это определенная манера письма, при которой тщательно наносится краска (в том числе и цветная) и прописываются самые мелкие детали. Главная цель художника - точно изобразить действительность, и такая идея натурализма тесно связана с влиянием даосизма. Гунби считается официальной академической живописью. В стиле четких линий работали мастера, оформлявшие интерьеры императорского дворца.

Однако после распространения буддизма на территории страны художники переосмыслили эту идею, и появился новый китайский стиль се-и, характеризующийся свободной манерой письма. Творцы изображают не внешнее сходство предмета или объекта, а заботятся о передаче настроения. Они стремятся показать искренние эмоции, оперируя образами. Считается, что се-и - это живопись философов и поэтов, и в этом стиле работают творцы под влиянием сиюминутного настроения.

Разновидностью се-и является шуймо (для написания картин используется лишь черная тушь).

Многие китайские художники удачно сочетают в своих произведениях приемы одного и другого стиля, используя смешанные техники. Ли Кэжань, Ци Байши, Фу Баоши, Ян Ифэн, Хуан Биньхун, Пань Тяньшоу и другие мастера сумели достичь в своих работах выразительных эффектов, передавая изображения природы и фиксируя даже самые незначительные детали.

«Чтение» картин

Национальная живопись водяными красками характеризуется изящным образным языком, и художники закладывают в свои произведения определенный подтекст. Если европейцы рассматривают полотна, то китайцы их читают. Картины наполнены положительным настроем и дарят своему хозяину хорошее настроение.

Китайские произведения полны символизма и аллегорий. Например, горы олицетворяют мужское светлое начало, а вода - темное женское. Живописец передает лирические настроения, переживания, которые возникают после общения с природой, и не стремится к натурализму и внешнему сходству.

На фоне величественных ландшафтов миниатюрные фигурки людей символизируют, что человек - это незначительное звено Вселенной, которое полностью подчинено ее мощи. А вот в европейском искусстве люди всегда изображались как могучая сила, способная управлять стихиями, и такими представлениями о человеке кардинально отличается от западной китайская живопись.

Цветы - это отдельная тема для разговора. Существует живопись, которая носит название «четырех благородных»:

  • орхидея, символизирующая чистоту;
  • хризантема, воплощающая скромность и целомудрие;
  • дикая слива мэйхуа - стойкость и несгибаемость;
  • бамбук - это символ человеческого характера.

Часто художники изображают иву, которая воплощает красоту и изысканную утонченность. Она олицетворяет собой весну и женское изящество. А вот сосна - это идея вечной юности и конфуцианской сдержанности.

Такой язык символов очень понятен китайцам, а тем, кто не сможет разгадать иносказания, постичь национальную живопись невероятно сложно.

Мастера гохуа

Сюй Бэй-хун прекрасно владел основными навыками европейского искусства и в своем творчестве сочетал их с китайскими традициями. Его великолепные портреты, в которых живописец умело раскрывал психологические черты людей, считаются шедеврами китайского искусства.

Ян Ифэн, являющийся лауреатом многих национальных премий, достойно продолжает выработанные столетиями традиции.

Гу Йинчжи, получившая титул «королевы кошек», работает в стиле се-и. Она мастерски изображает домашних животных, и ее полотна китайские послы дарят иностранным гостям.

Ци Бай-ши - один из самых ярких представителей стиля. Наблюдательный творец, способный уловить основные черты, пишет оригинальные картины, соединяя высокое мастерство с искусством каллиграфии и выразительностью линий.

Обучение живописи

Многие хотят овладеть секретами гохуа, однако научиться творить в этой технике не так уж и просто. Художники много времени тренируются, прежде чем приступить к работе, которая ведется на одном дыхании, чтобы избежать ошибок.

Китайцы ценят не только внешнюю красоту картин, но и внутреннюю, их силу и энергетику. Во многих магазинах страны продаются специальные альбомы для раскрасок, где показана последовательность выполнения рисунка. Такое обучение живописи дает свои плоды, и практически любой человек сможет нарисовать картины в традиционном стиле. Так прививается хороший вкус и воспитывается любовь к искусству.

Поэзия, обретшая форму

Надо сказать, что сейчас гохуа следует за временем. Она давно вышла из узких рамок китайских национальных традиций. В изобразительном искусстве появляются сюжеты на современные темы, и такие картины наполнены новым содержанием. Позволим согласиться с классиком, заметившим, что «живопись - это поэзия, которая обрела форму».

На протяжении многих тысячелетий китайская живопись продолжает развиваться и процветать. Именитые китайские художники, создающие картины в традиционном стиле гохуа, продают свои творения на аукционах за огромные суммы, составляющие не один миллион долларов.

Одним из наиболее востребованных и любимых художниками жанров является пейзаж. Именно он занимает особое место во всей китайской живописи , дух которой обитает на склонах молчаливых гор и в долинах быстрых рек.

Традиционный китайский пейзаж является основой для обучения всем техникам живописи восточной культуры. Благодаря сравнительно небольшому набору изобразительных средств, достигается невообразимая полнота, рельефность и выразительность картины. Такие произведения искусства обладают не только внешней красотой, но и внутренней наполненностью, включающей и поэзию, и философию, и каллиграфию, и даже музыку.

Пейзажная живопись – базовый стиль китайской эстетики

Основные положения китайской живописи разрабатывались на протяжении многих столетий, что определило исключительный, своеобразный и неповторимый стиль развития изобразительного искусства Китая. Уместно будет вспомнить знаменитый аналитический трактат «Слово о живописи из сада с горчичное зернышко » первый том которого вышел в в 1679 году и был посвящен пейзажной живописи.

Каждая работа китайского художника содержит в себе и отображает основы философии Древнего Китая.

В самом названии китайского пейзажа — «шань-шуй» — заложено описание природного ландшафта, характерного для данной территории, где иероглиф «шань» 山 обозначает гору, а «шуй» 水 — воду.

Китайская пейзажная живопись изображает окружающую действительность в виде безграничного, одушевленного и многогранного мира, в котором невидимо, но ощутимо присутствует единое, великое и могущественное Божество.

Именно элемент духовности позволяет зрителю в полной мере ощутить внутреннюю и внешнюю гармонию, которая оказывает положительное воздействие на психологическое состояние человека в целом.

Тонко чувствуя все особенности природы Китая, художники с годами смогли выработать особенные приемы в живописи, способные полноценно передать их в процессе создания картины.

Чаще всего, пейзаж выполнялся на шелке с помощью туши. Для создания впечатления сумерек художник использовал приглушенные оттенки, полутона и краски. Своеобразная асимметричность композиции, мягко изогнутые линии русла реки, потоков водопада, ветвей деревьев придавали пейзажу особую утонченность. Невероятное сочетание разных природных энергий – деревьев, скал, воды, тумана и облаков – передавали зрителю всеобъемлющую и гармоничную картину мира.

Важной деталью является то, что сам по себе китайский пейзаж – это не реальное отображение какого-либо участка местности, а собственное творение автора, плод его восприятия окружающей действительности, фантазии. Создавая картину, художник будто бы отправляется в путешествие в свой внутренний мир, сквозь призму которого он отображает размышления, воспоминания и восприятие действительности. Благодаря данному приему зритель, изучающий пейзаж, в определенной степени также является его создателем, поскольку пытается разгадать «секрет» художника через собственные эмоции и мироощущение.

Духовный смысл пейзажа нередко дополняют философские высказывания либо поэтические строчки, исполненные идеальной каллиграфией.Даже печать полностью подходит сюжету, внутреннему состоянию художника или местности, в которой создавалась картина.

Особенностью китайского пейзажа является четкая прорисовка деталей внизу ближнего плана картины (фигурок людей, камней, деревьев, кустарников), отделяемых от изображений на дальнем плане воздушными облаками, пеленой тумана или водой. Данный прием позволяет создать ощущение полноты и простора. В картину гармонично вписываются крохотные силуэты людей: уставших путников с поклажей, прозябших рыбаков в маленьких лодках, умиротворенных отшельников на извилистой тропке.

Художественные приемы присущие китайскому пейзажу позволяют чудесным образом безмолвно передавать отдаляющиеся крики отдаляющихся птиц, тишину и спокойствие осенней природы либо ее пробуждение и оживление весной.

Интересно, что китайские художники работая над пейзажем не оставляют очерченных границ, что позволяет нам догадываться о задумках мастера.

В древности картины представляли собой шелковые или бумажные полотна, порой достигающие нескольких метров. Хранили их, приклеивая на плотную бумагу, которую сворачивали вокруг деревянного валика и помещали в специальный футляр. Доставали их исключительно для просмотра, и разворачивали постепенно, давая зрителям полностью прочувствовать каждую деталь пейзажа.

Кстати в этом и кроется одно из основных отличий китайской живописи от европейской. Китайская живопись символична и зрителю предлагается прочитать картину и понять.

Свиток с пейзажем – икона для китайца

Как найти общие черты у пейзажа и иконы, как увидеть философский смысл и как подобает «обходить» существующие испокон веков правила?

Разобраться во всех этих нюансах можно лишь при помощи полноценного и глубокого изучения техник и методов традиционного воспроизведения пейзажа, чтения древних философских текстов и классических канонов живописи. Именитые мастера гохуа считали, что лишь усвоив незыблемые основы и следуя умению древних виртуозов, можно усовершенствовать собственные навыки и даже развить уникальный авторский стиль.

Также приобрести подобные навыки можно пройдя курс китайской живописи в нашем клубе Две империи, после которого каждый сможет самостоятельно создать пейзаж в той технике и того размера, который придется по душе. А в дальнейшем – осваивать новые и более сложные приемы и методы современной китайской живописи.

Знаменитые художники прошлого

Один из самых известных китайских художников XX века 齐百石 (1 января 1864 - 16 сентября 1957) - настоящее имя Чунь Чжи, родился в бедной семье. Долгое время помогал своей семье, занимаясь домашним хозяйством. Но благодаря своему таланту и упорству, благодаря своему неординарному подходу к китайской живописи, он стал известным и популярным художником с мировым именем. Ци Байши часто называют Пикассо из Китая.

Ци Байши был разноплановым художником, он творил в разных жанрах традиционной китайской живописи. Ему принадлежат много пейзажей.

(张大千 Zhang Dagians, 1899 -1983) еще один величайший мастер традиционной китайской живописи. «Гений пяти столетий» — так назвал Сюй Бэйхун мастера в предисловии к сборнику работ Дацяня.

Чжан Дацянь — замечательный художник и каллиграф прожил не простую жизнь, много раз менял место жительства, жил в различных странах, в конце жизни поселился на Тайване, где и умер.

В своем завещании Чжан Дацянь дом и все предметы подарил Тайбэйскому музею Гугун. Там и был создан мемориал.

Этот художник, сумел добиться высочайших вершин в искусстве. На счету живописца свыше 40 тыс. произведений! Тем не менее, его работы одни из самых продаваемых в мире.

Благодаря новой техники прерывистой туши и широких мазков кисти, Чжан Дацянь подтолкнул китайскую пейзажную живопись к новому этапу своего развития.

Сюй Бэйхун 徐悲鸿 Xú Bēihóng (1895 -1953), китайский художник и график, представитель шанхайской школы. Родился в семье художника и поэта. Долгое время жил во Франции и изучал европейское искусство. Там же во Франции и была заложена реалистическая манера живописи. Много путешествовал по Европе. Его смело можно назвать реформатором в китайской живописи, так как он один из первых объединил традиции китайской живописи и европейской.

В Китае существует музей, посвящённый жизни и творчеству великому мастеру, отцу современной китайской живописи.

Прежде всего художник известен своими картинами великолепно написанных лошадей, большинство из которых были созданы в традиционном китайском стиле, то есть тушью или акварелью на шелке или бумаге.

Но так же Сюй Бэйхун написал множество картин в жанре китайского пейзажа. В основно произведения создавались в технике монохромных пейзажей, но в его творчестве есть и несколько цветных пейзажей.

…» Китайская национальная живопись появилась в глубокой древности. Она отличается большим своеобразием и совершенно отлична по материалу, технике и художественным средствам от европейской живописи… Китайские картины пишутся тушью, минеральными и растительными красками типа акварели на шёлке (иногда на хлопчатобумажной или пеньковой ткани) или на особой бумаге из мягкого тонкого волокна и имеют форму свитков - горизонтальных для рассматривания на столе и вертикальных для украшения стен…
Художники пользуются кистями разных размеров, от очень тонких до очень толстых (от 5 миллиметров до 5 сантиметров). Штрих может быть легким, как облако, или мощным,какдракон…»

Просматривая кучу роликов по теме, я заметил, что старые кит. художники предпочитают работать на сто метровых рулонах бумаги, разводить краску в эмалированных ведрах и рисовать кистями, размером с трубу от пылесоса. Я буду использовать обычные кисточки, небольшие палитры и формат А3.

Также очень рекомендуется рисовать на рисовой бумаге, «на которой последние две с лишним тысячи лет создают картины китайские художники» , но кроме рисовой водки в наших магазинах я ничего не обнаружил.
Никогда не оставляйте кисть в воде, лучше сложите на какую-нибудь подставку. А когда оставляете кисть надолго (день, месяц, тысячелетие) обмакните в мыльный раствор, чтобы она засохла и сохранила форму.

«Одной из отличительных черт китайской живописи является то, что образы в ней создаются посредством линейного рисунка, в то время как в европейской живописи образы выражаются с помощью объёмов и форм,цветом и светотенью…»

«В традиционной китайской живописи установились определенные жанры: пейзаж “горы и воды”, живопись “цветов и птиц”, портрет и анималистический жанр…»

В китайской живописи самое главное - «передать одухотворённый ритм живого движения, который присущ всему в природе, передать его сущность, а не внешнее натуралистическое изображение… Художник стремился передать сущность, мировую гармонию, ритм, лежащие в основе явлений природы.»

Каждый мазок, элемент и картина в целом - это символ. И философия. Все для них имеет собственный смысл. Горы - мужское начало (янь), вода - женское (инь). Любое растение - это воплощение определенного человеческого характера. И так во всем…

«…Язык символов, лишенный предметной реальности, близок и понятен истинному ценителю китайского искусства. Тот, кто не понимает смысла иносказаний,не может постичь китайскую живопись…»

Переходим к изображению -

Самое главное - научиться чувствовать кисть и делать нужные именно вам мазки. Вообще мазок - это основа . Только не тот мазок, который сдается на анализы, а который произошел от каллиграфических штрихов. Все иероглифы построены на последовательности определенных мазков.
Для начала несколько положений кисти в руке.

Вертикальное положение. При нем хорошо получаются отрывистые штрихи с широким началом и тонким концом)))
Наклонное положение - для покрытия большой площади краской. Всегда нужно контролировать направление мазка. До самого конца. С помощью пальцев.

Советую извести пару листов бумаги на тренировку со штрихами, как это сделал я.)))
Почувствовать кисть. Сопротивление бумаги. Рождающуюся из под вашей кисти форму на листе.

Начинаю рисовать ветку с цветами .Так как эт оодно из любимых объектов в китайской живописи…

Сначала широкой кистью с черной краской обозначаю первые штрихи, толстое место ветки…

Дальше чуть с меньшим нажимом рисую продолжение этой ветки. Мазки тоньше и короче…

Более тонкой кистью добавляю мелких веток…

Наконец стволовая основа закончена теперь можно рассаживать цветы…)))Берем кисть потолще…цвет в принципе любой, главное не черный))) я выбрал желтый…

Рассаживаем цветы дальше…На сгибах веток самые крупные на концах меньше. Практически все время держу кисть вертикально.

Нужно научиться наносить, градиентные мазки, как я их назвал.))) То есть берем на кисть основной цвет(в нашем случае желтый), потом один раз макаем в оранжевый и рисуем. Должен выходить плавный переход двух цветов.

Потом тонкой кистью с яркой теплой краской наносим тычинки и всякую мелочь на цветы.

Эта картина нарисовалась за 20 минут)))

У меня под рукой две чашки с водой. В одной я смываю плотный раствор с кисти, а в другой домываю уже почти очищенную кисть.

Следующее упражнение…конечно же бамбук )))

«…Изображая бамбук, художник воспевает настоящего мужа высоких моральных качеств, порой сравнивая с ним свой характер…»

Чаще всего его рисуют в монохромной гамме. То есть семь тонов черного цвета.

Сначала рисуем основной ствол, вертикально держа кисть. Каждая часть стебля должна быть прямой, одинаковой толщины, а расстояние между узлами должно быть постоянным. В начале и конце мазка задержите кисть. Чтобы обозначился бамбуковый узел на стволе.

Потом густой черной краской наношу передние листья. Каждый листок - это одно прикосновение к бумаге. В идеале, сколько мазков - столько листьев.

Более разбодяженной кистью добавляем второстепенные стволы.

Потом той же разбавленной краской рисуем крупные листья второго плана.

И еще…

И в конце уже тонкой кисточкой добавляем всякий мусор в виде тонких веточек, переплетений, мелких листочков...не забывая про общую композицию на листе.

20 минут работы и бамбук готов)))

Следующий этап работы - птицы. Анималистический жанр - немалая часть в работах китайских мастеров. Конечно, у них не было такого понятия как референсы. Они рисовали то что их окружало и было знакомо с детства.)))

Мы же можем воспользоваться дарами Интернета и рассмотреть объект рисования не отрывая за…простите, не сходя с места)))

Колибри…

Любую птичку надо начинать с клюва и глаз. От них строится оперение и общие пропорции пернатого.

Пользуемся «градиентными» мазками, а в некоторых местах разведенной водой краской…
Мелкие вещи лучше прорисовывать сухой кистью с краской. То есть выжимать немного кисть тряпочкой или снимать жидкость о край стакана или поверхность палитры…Есть экземпляры, среди художников, которые облизывают кисть…))) Ну тоже вариант…

И еще пара птиц…

Каждая рисовалась минут 10.

«Из всех жанров наибольшее значение приобрел пейзаж…Китайские живописцы использовали целый комплекс формальных приемов, таких как "плавающий", подвижный фокус вместо линейной перспективы, "глубины" и психологический масштаб, то есть, то, что мыслилось более значительным и изображалось больше, независимо от естественного масштаба. Так же в распоряжении живописцев был целый арсенал технических средств: большое количество различных видов мазков, линий, размывов и т. п. Причем каждый прием использовался для передачи совершенно определенного эффекта или состояния…»

Пора приниматься за пейзажи…

Так как большинство пейзажей рисовались на листах, напоминающих длинный кусок туалетной бумаги, то и мы не будем нарушать традиции.
Я, например, разрезал А3 напополам…
Тут мы будем использовать технику «мазюкать на мокром». Я промочил весь лист большой кистью и сильно разбавленной краской нанес крупные разводы на листе, помня, что сверху - небо, снизу - земля.

Более густой краской, но все еще с большим количеством воды наметил основную массу будущих гор. После этого даем высохнуть полотну.

Еще более насыщенным цветом добавляю деталей.
Так как речь идет об живописи Поднебесной страны, то без облаков - никуда))) Заполним пустоты слоем облаков…

И уже тонкой кистью с черной краской наносим детали в виде деревьев, трещин на скалах и прочей мишуры. Чем выше,(то есть дальше))) разводим краску больше.
Готовность - 30 минут.

Ну и еще один пейзаж…уже без комментариев.

«Ещё одной особенностью китайских картин является пометка их личной печатью художника, заменяющей его подпись.»

Также они любили прописать поперек листа какое-нибудь мудрое изречение или стих.
Я же выдумал свой собственный китайский экслибрис)))
Он ничего не значит, просто пусть будет)))

На этом закончим наш мастер-класс. Надеюсь вам понравилось и принесло какую-то пользу… Как, говорил мой учитель по рисованию в университете - «даже обезьяну можно научить рисовать…» (причем, мне кажется имел в виду меня всегда)))))))но тут главное не в технике… В китайской живописи есть огромный плюс - это язык символов. Символов простых, вечных и понятных любому - красота, гармония, любовь. Тут нет строгих правил…И произведение ценится не за то, что оно рисовалось годами…просто…

Напоследок, для любителей Фен-Шуя - несколько иероглифов с положительной энергией)))

В этом уроке мы рассмотрим, как нарисовать водяного дракона и как нарисовать восточного, китайского дракона карандашом поэтапно, посмотрите их скелет и строение тела.

Эти два дракона похожи, только одни живут в воде, а другие являются небесными драконами. Их тело имеют змеино-образную форму с маленькой головой, короткими лапами и длинным хвостом.

1. Ниже приведены 3 изображения со скелетом, мышцами и общим видом двух драконов в сравнении. У китайского дракона(восточного) лапы очень небольшие по сравнению с его телом, он обладает магией, которая дает ему возможность летать без необходимого физиологического строения тела. Нажмите на картинку, чтоб увеличить ее.


2. Сравнение голов водяного дракона с китайским.

У водного дракона зубы расположены в два ряда в форме игл, имеется выдвигающиеся челюсть, которая предназначена для перекусывания, на них зубы очень прочные. Также у водного дракона есть еще пара клыков с парализующим ядом. Для защиты глаз предназначены прозрачные веки, покрыт дракон шероховатой чешуей со слизью.

Особенностью китайского дракона являются ярко выраженные ноздри, из которых он выпускает огонь. Зубы его расположены в один ряд. Глаза смотрят вперед, как у человека.

3. Приведены примеры построения задних и передних лап.

4. Нарисуем водяного дракона. Чертим основу тела линией, кружочками выделяем места головы, грудной и задних областей. Изображения увеличиваются.

Прорисовываем голову, тела, ласты и хвост.

Стираем вспомогательные линии и наводим контуры водного дракона, детализируем и выполняем штриховку.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Йошта рецепты Ягоды йошты что можно приготовить на зиму
Каково значение кровеносной системы
Разделка говядины: что выбрать и как готовить?