Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Раскройте понятие композиция художественного произведения. Композиция художественного произведения

Композиция – важный компонент, касающийся организации художественной формы, литературной, изобразительной, объемной. Композиция придает произведению цельность и единство, подчиняет его элементы друг другу и соотносит с общим замыслом художника. Более точное определение того, что такое композиция, зависит от сферы, к которой относится то или иное произведение искусства. Это может быть распределение предметов в пространстве, структура текста, соотношение объемов, цветов, света и тени.

Что такое композиция в литературе

В литературе понятие композиции означает построение литературного произведения, структура его составляющих частей, их последовательность и система. Но композиция в литературе – это не просто последовательность сцен, глав, разделов, актов. Это – система произведения, включающая в себя все формы художественного изображения, использованного писателем.

Частями композиции в литературе являются: портреты, монологи и диалоги героев, авторские и лирические отступления, пейзажи, описания, системы образов, фабулы и сюжеты произведений. Часто авторы выбирают для своих произведений циклическую структуру или развитие сюжета по спирали, и это тоже составные части композиции. К примеру, композиция «Мастера и Маргариты» Михаила Булгакова - роман в романе. Основной сюжет, повествующий читателю об истории Мастера и его подруги, вмещает в себя еще одну историю – рассказ о Иешуа Га-Ноцри и прокураторе Понтии Пилате.

Что такое композиция произведения изобразительного искусства

Композиция в изобразительном искусстве – важнейший организующий фактор. Композиция картины, скульптуры, архитектурного творения придает ему цельность, единство, объединяет в гармонии все его элементы, дает ему содержание и характер.

Композиция создает совершенную форму, придающую гармонию всему произведению. К примеру, необычайно симметрично построено произведение Леонардо да Винчи «Тайная вечеря». Причем изображение на знаменитой фреске сбалансировано не только визуально, но и в самом сюжете, образах картины.

Что такое композиция в фотографии

Композиция для фотографии – это гармоничное, сбалансированное размещение в кадре объектов. Как часто возникает такая ситуация, что снимки одного фотографа кажутся нам чуть ли не гениальными, а снимки второго вызывают ощущение халтурной или любительской работы, хотя изображены на них одни и те же котики и деревья. Чаще всего, в таком случае все дело в удачно или неудачно подобранной композиции. Существуют следующие композиционные приемы для построения наиболее удачного фотоснимка:

Лаконичность

Не стоит подкидывать в кадр все самые красивые и интересные мелочи – глаз зрителя устанет моментально. Выберите одну, но такую, чтобы она была самой важной и впечатляющей. На фотографии в сером скучном здании такой деталью может стать красное развевающееся платье девушки.

Правило золотого сечения

Лицо и тело человека подчиняется правилу «золотого сечения» да Винчи, этому же правилу подчиняется вся природа и удачный кадр фотографа.

Направляющие линии

Немало значения имеют в кадре и направляющие линии. Чередующиеся одинаковые фрагменты помогут добавить динамику в снимок и направят взгляд зрителя от одного края фотографии в другой, более важный. К примеру, хорошо будет смотреться кадр из сочетания вертикальных полос массивных колонн и горизонтальных полос ступенек лестницы, очерченных солнцем.

Равновесие элементов

Человек привык ощущать опору под ногами и отсутствие ее, даже на фотографии, будет создавать для него крайне некомфортное ощущение. Баланс света и тени, цветовых элементов, объектов на фотографии – все это важно для уравновешенности кадра. Плохой пример уравновешенности – девочка, находящаяся на кадре в нижнем левом углу лицом к фотографу. Хорошим примером будет та же самая девочка в том же самом углу, но устремленная лицом в небо, где парит ее воздушный шарик (в верхнем правом углу кадра) того же цвета, что и ее платьице.

Ритм

Ритм также неплох для создания динамики кадра. Чередование света и тени, цветов, повторяющихся элементов – это может быть что угодно, на что богата ваша фантазия.

Ольга Валентиновна ВИКТОРОВА - старший преподаватель Московского государственного университета культуры и искусств.

Литературная композиция на школьной сцене

Н аиболее распространённый театральный жанр на школьной сцене - это, конечно же, литературная композиция. Она популярна потому, что наиболее доступна в работе, как полагают многие учителя. Форма литературной композиции позволяет живо реагировать на события, происходящие в современном мире, высказываться, что называется, “на злобу дня”. Идея, основной замысел могут быть выражены особенно ярко и лаконично именно средствами литературно-художественной композиции, что позволяет использовать её как эффективный педагогический приём при решении задач школьного воспитания. Считается, что литературная композиция более доступна в работе и более предпочтительна для постановки, так как не требует большой репетиционной работы с исполнителями, позволяет соединять почти любой литературный материал и не “городить огород” из декораций на сцене, как при постановке драматического спектакля. Примерно таково общее мнение. Всё это так… и не так. Попробуем разобраться.

Особенности жанра “художественное чтение” формировались достаточно долго. У древних эллинов особым почётом пользовалось искусство декламации - жанр, в котором были определены жёсткие рамки мелодики речи и обязательные условные жесты. Форма произнесения текста являлась обязательной и подчиняла себе содержание. Создавался некий идеальный классический образец для подражания. Декламационные правила складывались на протяжении нескольких веков. Так формировался особый театральный исполнительский жанр. Однако строгость канона очень ограничивала творческую природу актёра, так как отступление от правил считалось бунтом против культуры. Только в начале XIX века лишённые жизни правила декламации начали отступать под натиском новой театральной правды, основу которой заложил великий француз­ский трагик Тальма. Начав обучение в Королевской школе декламации и пения, впоследствии он преодолел установившиеся правила напевности речи и внешнего жеста. На смену формализму и иллюстративности пришли эмоциональность и страстность, разнообразная жизненная интонация. Содержание произносимого текста стало для исполнителя не менее важным, чем форма.

Основа русской школы художественного слова была заложена в 1830-е годы на первых публичных чтениях писателей и актёров. У истоков этого начинания стояли А.С. Пушкин и Н.В. Гоголь, признаваемые как одарённые чтецы. Ими же были сделаны и первые теоретические обобщения в искусстве художественного слова. Простота и правдивая жизненная интонация - вот что должно лежать в основе искусства звучащей литературы. В книге «Выбранные места из переписки с друзьями» Гоголь в главе «Чтения русских поэтов перед публикою» писал: “Мы как-то охотнее готовы действовать сообща, даже и читать… Искусные чтецы должны создаться у нас: среди нас мало речистых говорунов, способных щеголять в палатах и парламентах, но много есть людей, способных всему сочувствовать ”.

Вот, оказывается, что есть главное в звучащем слове - не идеальный образец для подражания, пустой и холодный, а живое слово, способное вызывать сочувствие у слушателей, авторские мысли и чувства, прожитые исполнителем на сцене, как свои собственные. Только через естественную живую интонацию можно добиться ответного сопереживания слушателя.

В XX веке жанр художественного слова достиг своего апогея и размножился на ряд родственных исполнительских жанров. Прежде всего это авторское чтение на встречах с читателями, которое очень любили, например, Есенин и Маяковский. В начале XX века становились популярны чтецкие вечера А.Я. Закушняка и В.И. Качалова, где актёры выступали как чтецы-рассказчики. Чуть позже сложился жанр “театр одного актёра”, одним из основателей которого был актёр В.Н. Яхонтов, и жанр “живого портрета” И.Л. Андроникова. “Театр одного актёра” совместил в себе черты художественного чтения, художественного рассказывания и, отчасти, законы драматического театра. Внутри этого жанра и появилась литературно-художественная композиция, вклинившаяся между литературой и театром.

Ираклий Андроников писал о Владимире Яхонтове: “То, что делал Яхонтов, представляло собой сплав художественного чтения с театральным действием ”. То есть в композиции должны сочетаться простота и жизненность интонации с театральным действием, выстроенным по законам драматического искусства. Только при соблюдении этого симбиоза литературно-художественная композиция будет целостной и воздействующей на зрителя. Таким образом, миф о простоте постановки литературной композиции заметно пошатнулся. “Городить огород” всё-таки придётся, только более продуманный и отобранный, чем в драматическом спектакле, да и работы с исполнителями не меньше, чем над ролью. Поиск той самой естественной интонации, понимание и проживание событий композиции учеником, а не учителем - работа очень кропотливая и не быстрая.

“Искусство выразительного чтения” как учебный предмет был в XIX веке введён в программы обучения гимназий и лицеев в России, Франции, Германии и Америки. Его необходимость объяснялась просто - он учил выражать содержание произносимого, он учил рисовать звуковые картины при помощи слов, чтобы зрители их увидели. Зачем? Чтобы вызвать ответную ожидаемую реакцию у слушателя. Это и есть наша цель, наша главная задача при постановке композиции. Каким образом этого достичь? Создать “киноленту видений” тех событий, о которых идёт повествование, как писал К.С. Станиславский, и передать её зрителю, вызвав тем самым его эмоцию, его сопереживание происходящим в композиции событиям. Занимаясь с учениками художественным словом, учителю нужно непременно помнить об одном интересном открытии - художественное слово формирует образное мышление . Согласитесь, это особенно важно сегодня, когда культура чтения снижается, заменяясь другими формами проведения досуга - кино, компьютерные игры, Интернет, где видеоряд уже задан изначально. Такая задача будет поважнее, чем просто получение информации об авторе или о времени. Нередко же учителя берутся за постановку литературной композиции, видя в ней только продолжение учебной программы, поданной в инновационной форме, и ставят исключительно информационные задачи.

Статья опубликована при поддержке компании "Гермес" – надежного поставщика и стабильного партнера на рынке одежды second hand в Москве. На складах компании в Москве, Брянске, Краснодаре и Орле всегда есть в наличии сортированный секонд хенд (мужская, женская и детская одежда, обувь, текстиль и предметы домашнего обихода), а также сток из таких европейский стран, как Швейцария, Франция, Нидерланды, Бельгия, Германия, Англия и др. Продажа осуществляется как крупными, так и мелкооптовыми партиями от одной упаковки весом 15 кг. Секонд хенд оптом от "Гермеса" – это стабильное наличие на складах товара высокого качества и его бесплатная доставка по Москве и регионам РФ, гибкая система скидок для постоянных покупателей и специальные условия и предложения для новых клиентов, прайс-лист с весьма привлекательными ценами и удобный график работы. Став постоянным посетителем сайта http://www.secondhand-optom.ru/ , Вы сможете одним из первых узнавать о дате поступления новых партий товара, постоянно быть в курсе скидок, акций и спецпредложений, знакомиться с ассортиментом и категориями имеющегося в наличии секонд хенда.

Т еперь несколько слов об идеологической направленности в литературной композиции. Жанр складывался в 1920–1930-е годы. В России это была эпоха жёстких идеологических приоритетов. Слово выражает дух времени и передаёт его векам. Слово в художественных композициях 20–30-х годов выражало дух того времени очень определённо, безапелляционно. Видимо, это и послужило тому, что за жанром литературно-художественной композиции закрепилось клише “на злобу дня” и стало своеобразным “классицистическим идеалом” своего времени, к которому следовало стремиться. Идеологическая направленность в композиции стала канонической, что и явилось со временем “удавкой” для жанра.

Пусть художественное слово в композиции выражает дух своего времени, а не является учительской указкой, как это часто бывает сегодня. Идеал не может быть навязан извне, он должен сформироваться в человеке самостоятельно, родиться в нём через развитие эмпатии (вчувствования), через самостоятельное постижение добра и зла при помощи хорошей литературы с разнообразной жизненной интонацией. Вот и оказывается, что литературная композиция не так уж доступна и легка в работе, как казалось. Популизм не есть популярность жанра, и вреда от него куда больше, чем предполагаемой пользы, ибо клишированность в суждениях не лучше, чем вообще отсутствие суждений. Клишированность в образном мышлении не лучше, чем вообще отсутствие образного мышления. Так зачем же нам нужны школьные театральные “достижения”, ничего не достигающие - ни речевого слуха, ни вкуса к художественному слову и литературе в целом, ни развитого образного мышления, ни развитой творческой фантазии ученика? Будем помнить об этих “подводных камнях” и постараемся их обойти, будем верно определять приоритеты и выбирать действительно важные цели при работе с детьми, а не решать частные учебные задачи.

Е сли всё-таки вы решились взяться за постановку литературной композиции, то вам поможет знание некоторых театральных законов и правил создания литературно-художественной композиции. Относиться к ним нужно как к рекомендациям, не ограничивающим вашу творческую природу, а, наоборот, помогающим раскрывать её.

Что же такое литературно-художественная композиция? Это самостоятельное художественное произведение, создаваемое режиссёром на базе недраматургического материала, используемого полностью или частично, как то: поэзия, проза, публицистика, мемуарная литература, отрывки из пьес (как дополнение, оттенок мысли), научная литература, критика, документы. Композиция может включать в себя музыку, песни, фото и видеоматериалы.

Не следует путать с композицией инсценировку и монтаж. Инсценировка - это перевод прозаического литературного материала на язык драматургии, то есть написание пьесы. Монтаж - это способ отбора, построения и соединения частей композиции, через которые идёт развитие действия. Монтаж - это особый метод художественного мышления, способ создания художественного произведения. В качестве примера можно привести роман «Мастер и Маргарита»: здесь главы, где разворачиваются события современной истории, монтируются с главами, повествующими о событиях Священной истории. При таком способе построения художественного текста плавное развитие сюжетной линии прерывается. Зачем это было нужно Булгакову? Ответив на этот вопрос, мы поймём, зачем нужен монтаж в художественном произведении. Это и столкновение сквозного и контрсквозного действия, это и способ включения ассоциативного ряда у зрителя (таким способом часто пользовались Ф.Феллини и А.А. Тарковский в своих фильмах), это может быть и способ построения событийного ряда, когда событие прямо не называется, а воплощается в другом музыкальном или литературном материале. Например: документальная хроника событий дуэли Пушкина прерывается стихотворным текстом - это не иллюстрация произошедшего события, а его осмысление. Используемый стих - это авторская позиция по отношению к произошедшему событию, суждение.

Первым к методу художественного монтажа в композиции обратился В.Н. Яхонтов и довёл его до высочайшего уровня художественности - он синтезировал современный и исторический материал, сочетал различных авторов и различные жанры. О том, как он создавал свои композиции от выбора материала до воплощения на сцене, можно прочитать в его книге «Театр одного актёра».

С чего же начинать постановку композиции? С выбора и точного определения темы и отбора материала. Чтобы определиться с темой, прежде всего нужно проанализировать возможности и интересы ваших будущих исполнителей и аудитории, которой вы это будете показывать. Сформулированная тема и выбранный материал должны соответствовать исполнителям по возрасту, по глубине понимания проблемы, по сложности литературного материала, по их интересам. Язык композиции должен соответствовать языку аудитории, должен быть понимаем этой аудиторией и находить внутренний отклик у неё. Немаловажны и ваши технические возможности при простановке композиции: сколько человек может поместиться на вашей сцене без ущерба для восприятия? Каковы возможности вашей звуковой, световой и видеоаппаратуры? Все эти мелочи могут оказаться решающими при воплощении уже написанного литературного сценария. Если ваше решение строится на световых или видеоэффектах, а возможности для воплощения нет, то решение придётся менять по ходу репетиций, что не всегда возможно.

При отборе материала мы уже в общих чертах должны представлять структуру будущей композиции, её сюжетную линию. Попробуйте ответить себе на вопрос: “О чём я буду рассказывать историю ? И для чего я буду её рассказывать здесь, сегодня, этим людям?” Пример сюжета одной композиции: девочка живёт в любимом городе, которым гордится, среди любимых людей. Начинается война, и всё, что было дорого и любимо с детства, начинает на глазах разрушаться. Чтобы остановить разрушение, девочка и все оставшиеся жители города делают всё возможное и невозможное. В итоге общими усилиями останавливают врага и побеждают. Тема композиции - Ленинградская блокада. В композиции использованы блокадные дневники, стихи А.Ахматовой и О.Берггольц.

При работе над одним автором тему лучше ограничить какой-либо проблемой. Часто бывает так, что точная тема (о чём?) и идея (для чего?) формулируются только в процессе работы с композицией, а не заранее, они уточняются и проверяются. При работе с многими авторами и разнообразными произведениями отбор будет зависеть от вашего построения. Композиция должна иметь драматургическое развитие, оно будет зависеть от вашего сюжета. Из обилия отобранного материала мы начинаем собирать композицию с учётом кусков-событий, пользуясь методом художественного монтажа: экспозиция - начало начал, древние называли это приступом , в нём вскрываются ваши внутренние мотивы обращения к данной теме; завязка - это событие с которого начинает развиваться интрига; развитие действия - это развитие повествования, ряд событий и их следствий, препятствия на пути развития сюжета, которые приводят к высшей точке накала в композиции, то есть к кульминации; кульминация - это и есть та высшая точка накала конфликта, после которой жизнь не может идти по-прежнему и стремится к развязке конфликта; заключение - это ваша позиция, ваша оценка произошедшего. Не всегда композиция бывает сюжетной, но в бессюжетной ассоциативной композиции увеличивается нагрузка на исполнителя. Он должен тащить на себе развитие интриги, а это под силу только хорошему, опытному актёру. Но в любом случае без учёта драматургического построения композиция может оказаться “ни о чём”. Используя метод монтажа, мы выстраиваем не только события и факты, но и сталкиваем друг с другом конфликтные взгляды, мысли. Последовательные и мирно развивающиеся события можем сочетать с контрастными по форме и содержанию эпизодами. У В.Н. Яхонтова в композиции «Петербург» совмещались отрывки из пушкинской поэмы «Медный Всадник», повести Гоголя «Шинель» и «Белых ночей» Достоевского. Благодаря соединению образов Башмачкина, Евгения и Мечтателя, противостоящих “стихии”, у каждого своей, вылепился обобщённый образ Маленького Человека.

В от некоторые основные способы построения материала в литературных композициях. Они не обязательно существуют отдельно, чаще всего они смешиваются между собой.

  • Исторический (хронологический) способ построения материала. Чаще встречается в биографиях или при подаче событий исторического характера. Связующим звеном здесь являются даты или значительные события. При таком построении материала существует причинно-следственная связь.
  • Пространственный способ построения. Здесь встречается широкий временной или географический охват событий. Одна из композиций на тему любви и творчества строилась от Песни Песней, включала историю любви Данте и Беатриче (использовался комментарий Боккаччо и сонеты Данте), историю любви Маяковского и Лили Брик (использовались письма и стихи Маяковского) и заканчивалась сонетом Шекспира.
  • Ступенчатый способ построения использует последовательное изложение темы - цепочки посылок и следствий, когда одно вытекает из другого. Часто это сочетание внешней речи (письма и воспоминания) с внутренней речью (стихи как переживание лирического героя).
  • Построение, основанное на принципе повтора. В поэзии это единый образ или ритмическая фигура, сюжетный или мелодический элемент используется несколько раз, развивается и подчёркивает значимость поставленной проблемы. В кино это неоднократный повтор сюжета или кадра.
  • Концентрический способ подачи материала - когда изложение строится вокруг единого центра. Сквозь призму одного произведения воспринимаются и другие используемые литературные произведения. Через стихотворение Б.Пастернака «Гамлет», которое являлось основой литературной композиции, велось повествование о событиях и поэтах той эпохи, были использованы стихи и документальные материалы.
  • Дедуктивный способ подачи материала строится от общих положений к частным примерам и выводам. На этом принципе были основаны многие чтецкие агитки советской эпохи, например, яхонтовская композиция о Ленине: актёр начинал повествование с документов - первых декретов большевиков, а заканчивал отрывками из поэмы Маяковского «Владимир Ильич Ленин».
  • Индуктивный способ подачи материала строится, наоборот, от частностей к общим выводам.

З амысел построения композиции рождается от идеи композиции, поставленной режиссёром цели. Также необходимо помнить о пропорциональности частей вашей композиции. Экспозиция и заключение (концовка) наиболее короткие части, а кульминация (главное событие) чаще всего располагается чуть дальше середины вашей композиции. При составлении композиции нередко приходится жертвовать некоторым отобранным материалом во имя целостности и законченности произведения.

Литературный материал собран, можно переходить к воплощению его на сцене. Исполнитель в композиции не является драматическим актёром, а является актёром-чтецом. Он не перевоплощается в персонажей композиции, а рассказывает о них и происходящих событиях, проживая мысли и чувства автора по-своему, делая свои выводы и расставляя свои акценты. Задача режиссёра - верно определить позицию чтеца: может быть чтец-автор , находящийся в центре событий и по-своему их оценивающий; чтец-персонаж , стоящий на позициях одного из героев, трактующий происходящие события с позиции персонажа; или чтец - лирический герой , повествующий о своих личных переживаниях, размышлениях.

Для исполнителя действие в композиции развивается до начала повествования. В драматическом спектакле актёр “не знает”, что с ним будет через минуту и чем закончится спектакль, его реакция непосредственна и сиюминутна; исполнитель же в композиции знает, что произойдёт далее и чем всё закончится, тем самым проставляет акценты в происходящих событиях и ведёт за собой зрителя к логическому завершению сценического действия. Исполнитель не перевоплощается в “образ”, то есть не играет персонаж, а передаёт своё авторское отношение к нему, так как перевоплощение не позволит ему выразить авторскую идею. Такое ненужное перевоплощение в “образы” часто встречается при неумелом чтении басен. Исполнитель, кажется, сыграл за всех персонажей, а о чём басня, так и не понятно. Общение с залом в литературной композиции происходит непосредственно в отличие от драматического спектакля, в котором присутствует “четвёртая стена”, то есть зрительный зал не объединяется со сценой в единое игровое пространство. Зритель же в композиции становится собеседником и партнёром, участником действия.

О речевой работе с исполнителями и приоритетах мы говорили в начале статьи, сейчас поговорим о внеречевых средствах выразительности: о музыке, мизансцене, жесте, костюме, реквизите и сценическом свете. Здесь важен тщательный отбор выразительных средств. Для композиции необходим предельный лаконизм средств при максимальной их выразительности. Неумело или не в меру используемые средства становятся вашими врагами, мешают исполнителю и зрителю, отвлекая их от главного, от основного сценического действия. Вот как об этом говорит мастер создания литературных композиций В.Яхонтов: “Сущность театрального очарования и механику иллюзий, порой самую незатейливую, я держал уже в руках - исходя из того великого закона, что палочка у мальчика превращается в боевого коня, и он убеждает в этом не только самого себя, но, что ещё удивительнее, и окружающих зрителей… Вступивши на этот путь, я заставил мои простые, ничем не замечательные предметы создать ряд дополнительных представлений. Предстояло уверить зрителей, что я поднимаю не палку, а пистолет Дантеса, убившего Пушкина… Зрителя убеждала моя актёрская вера в эти преобразования”.

Мизансцена в литературной композиции является самым скупым, но и самым выразительным и точным средством. Фигура человека на сцене сама по себе очень выразительна, и нет необходимости в добавлении ненужных суетливых движений. Часто только изменение жеста у исполнителя сродни изменению крупной мизансцены в драматическом спектакле. Вспомните, как об этом говорила героиня Вии Артмане актриса Джулия Ламберт в фильме «Театр», снятом по роману С.Моэма. Изменение мизансцены может привести к изменению идеи постановки. И, конечно же, сценическая пауза, которая часто бывает красноречивее подтекста, является основным выразительным средством в словесном действии. В жизни мы привыкли суетиться в словах и жестах, а они порой раскрывают внутреннее состояние исполнителя и очень важны для понимания происходящего. Позвольте зрителю увидеть и понять их, не спешите.

Реквизит в композиции не носит значения бытовых вещей, как в драматическом спектакле (так же, как и костюм). Он несёт глубокий образ, определённый смысл, обобщение. В одной из композиций о жизни А.С. Пушкина пасквиль, написанный на поэта, сворачивается в трубочку и становится дулом пистолета, из которого поэта убивают. У В.Яхонтова в композиции «Петербург» разные цвета зонтиков обозначают мужские и женские персонажи. У него часто один предмет на протяжении всей композиции трансформируется в различные образы.

Музыку в композиции надо использовать очень осторожно. Она концентрирует внимание зрителя на основной теме. В музыкальном подборе лучше придерживаться единого стиля и решения - она может быть иллюстративной, может вскрывать внутренние или грядущие события, может быть использована, наоборот, на контрасте с происходящими событиями и поддерживать внутренний ритм постановки. Часто музыка выполняет функцию внутреннего монолога и ведёт действие. Одна из наиболее распространённых ошибок начинающих режиссёров - использование музыки во время чтения. Музыка, по своей природе, может оказаться сильнее, чем смысловая нагрузка в слове, или исполнитель оказывается несостоятельным при сильном музыкальном сопровождении и слово становится мелким и ненужным. Читать на музыке очень сложно.

Как говорили древние, дорогу осилит идущий. Понимание приходит с опытом, и с первого раза не удастся избежать ошибок. Но опыт нарабатывается не только при самостоятельных постановках. Читайте больше специальной литературы - книги Владимира Яхонтова, Сурена Кочаряна, Сергея Юрского, Александра Кравцова… Смотрите больше литературно-художественных постановок в профессиональных и любительских театрах. Учитесь на своём и чужом опыте.

Прологом называется вступительная часть произведения. Она либо предваряет сюжетную линию или основные мотивы произведения, либо представляет собой событий, предшествовавших описанным на страницах .

Экспозиция в чем-то сродни прологу, однако, если пролог не оказывает особого влияния на развитие сюжета произведения, то непосредственно вводит читателя в атмосферу . В ней дается характеристика времени и места действия, центральных персонажей и их взаимоотношений. Экспозиция может находиться как в начале (прямая экспозиция), так и в середине произведения (задержанная экспозиция).

При логически ясном построении за экспозицией следует завязка – событие, которое начинает действие и провоцирует развитие конфликта. Иногда завязка предшествует экспозиции (например, Л.Н. Толстого «Анна Каренина»). В детективных романах, которые отличаются так называемым аналитическим построением сюжета, причина событий (т.е. завязка) обычно открывается читателю уже после порожденного ею следствия.

За завязкой традиционно следует развитие действия, состоящее из ряда эпизодов, в котором персонажи стремятся разрешить конфликт, но он лишь только обостряется.

Постепенно развитие действия подходит к своей наивысшей точке, которая носит название кульминация. Кульминацией называется столкновение персонажей или переломное событие в их судьбе. После кульминации действие неудержимо движется к развязке.

Развязка – это завершение действия или по крайней мере конфликта. Как правило, развязка наступает в конце произведения, но иногда появляется и в начале (например, И.А. Бунина «Легкое дыхание»).

Часто произведение завершается эпилогом. Это заключительная часть, в которой обычно рассказывается о событиях, последовавших после завершения основного сюжета, и о дальнейших судьбах персонажей. Таковы эпилоги в романах И.С. Тургенева, Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого.

Лирические отступления

Также в композиции могут присутствовать внесюжетные элементы, например, лирические отступления. В них сам предстает перед читателем, высказывая собственные суждения по разным вопросам, не всегда имеющим непосредственное отношение к действию. Особый интерес представляют лирические отступления в «Евгении Онегине» А.С. Пушкина и в «Мертвых душах» Н.В. Гоголя.

Все перечисленные позволяют придать произведению художественную цельность, логичность и увлекательность.

Композиция - это расположение частей литературного произведения в определённом порядке, совокупность форм и способов художественного выражения автором в зависимости от его замысла. В переводе с латинского языка означает «составление», «построение». Композиция выстраивает все части произведения в единое законченное целое.

Она помогает читателю глубже понять содержание произведений, поддерживает интерес к книге и помогает в финале сделать нужные выводы. Иногда композиция книги заинтриговывает читателя и он ищет продолжение книги или другие произведения этого писателя.

Композиционные элементы

Среди таких элементов можно выделить повествование, описание, диалог, монолог, вставные рассказы и лирические отступления:

  1. Повествование - главный элемент композиции, рассказ автора, раскрывающий содержание художественного произведения. Занимает большую часть объёма всего произведения. Передаёт динамику событий, его можно пересказать или проиллюстрировать рисунками.
  2. Описание . Это статичный элемент. Во время описания события не происходят, оно служит картинкой, фоном для событий произведения. Описание - это портрет, интерьер, пейзаж. Пейзаж - это не обязательно изображение природы, это может быть пейзаж города, лунный пейзаж, описание фантастических городов, планет, галактик или описание вымышленных миров.
  3. Диалог - разговор двух людей. Он помогает раскрыть фабулу, углубить характеры действующих лиц. Через диалог двух героев читатель узнаёт о событиях прошлого героев произведений, об их планах, начинает лучше понимать характеры героев.
  4. Монолог - речь одного персонажа. В комедии А. С. Грибоедова через монологи Чацкого автор передаёт мысли передовых людей своего поколения и переживания самого героя, узнавшего об измене любимой.
  5. Система образов . Все образы произведения, которые взаимодействуют в связи с замыслом автора. Это образы людей, сказочные персонажи, мифические, топонимические и предметные. Бывают несуразные выдуманные автором образы, например «Нос» из одноимённой повести Гоголя. Многие образы авторы просто придумали, и их названия стали общеупотребительными.
  6. Вставные рассказы , рассказ в рассказе. Многие авторы используют этот приём для завязывания интриги в произведении или при развязке. В произведении может быть несколько вставных рассказов, события в которых происходит в разное время. У Булгакова в «Мастере и Маргарите» использован приём роман в романе.
  7. Авторские или лирические отступления . Много лирических отступлений у Гоголя в произведении «Мёртвые души». Из-за них изменился жанр произведения. Это большое прозаическое произведение называют поэмой «Мёртвые души». А «Евгения Онегина» называют романом в стихах из-за большого количества авторских отступлений, благодаря которым перед читателями предстаёт впечатляющая картина российской жизни начала 19-го века.
  8. Авторская характеристика . В ней автор рассказывает о характере героя и не скрывает своего позитивного или негативного отношения к нему. Гоголь в своих произведениях часто даёт ироничные характеристики своим героям - такие точные и ёмкие, что его герои часто становятся нарицательными персонажами.
  9. Сюжет повествования - это цепочка событий, происходящих в произведении. Сюжет является содержанием художественного текста.
  10. Фабула - все события, обстоятельста и действия, которые описываются в тексте. Главное отличие от сюжета - хронологическая последовательность.
  11. Пейзаж - описание природы, настоящего и воображаемого мира, города, планеты, галактик, существующих и вымышленных. Пейзаж является художественным приёмом, благодаря которому глубже раскрывается характер героев и даётся оценка событий. Можно вспомнить, как меняется морской пейзаж в Пушкинской «Сказке о рыбаке и рыбке», когда старик вновь и вновь приходит к Золотой рыбке с очередной просьбой.
  12. Портрет - это описание не только внешнего вида героя, но и его внутреннего мира. Благодаря таланту автора портрет бывает таким точным, что все читатели одинаково представляют облик героя прочитанной книги: как выглядит Наташа Ростова, князь Андрей, Шерлок Холмс. Иногда автор привлекает внимание читателя к какой-нибудь характерной черте героя, например, усы у Пуаро в книгах Агаты Кристи.

Не пропустите: в литературе, примеры использования.

Композиционные приёмы

Сюжетная композиция

В развитии сюжета есть свои этапы развития. В центре сюжета обязательно стоит конфликт, но читатель узнаёт о нём не сразу.

Сюжетная композиция зависит от жанра произведения. Например, басня обязательно заканчивается моралью. Драматические произведения классицизма имели свои законы композиции, например, они должны были иметь пять актов.

Своими незыблемыми особенностями отличается композиция произведений народного фольклора. Песни, сказки, былины создавались по своим законам построения.

Композиция сказки начинается с присказки: «Как на море-океане, да на острове Буяне …». Присказка часто сочинялась в стихотворной форме и порой была далека от содержания сказки. Сказочник присказкой привлекал внимание слушателей и ждал, когда его будут слушать не отвлекаясь. Потом он говорил: «Это присказка, не сказка. Сказка будет впереди».

Затем следовал зачин. Самый известный из них начинается словами:”Жили-были” или «В некотором царстве, в тридесятом государстве…». Затем сказочник переходил к самой сказке, к её героям, к чудесным событиям.

Приёмы сказочной композиции, троекратный повтор событий: богатырь три раза сражается со Змеем Горынычем, три раза царевна сидит у окна терема, а Иванушка на коне долетает до неё и срывает кольцо, три раза Царь испытывает невесток в сказке «Царевна-лягушка».

Концовка сказки тоже традиционная, про героев сказки говорят: «Живут - поживают и добра наживают». Иногда концовка намекает на угощение: «Вам сказка, а мне баранков вязка».

Литературная композиция - это расположение частей произведения в определённой последовательности, это целостная система форм художественного изображения. Средства и приёмы композиции углубляют смысл изображённого, раскрывают характеристику персонажей. Каждое художественное произведение имеет свою неповторимую композицию, но есть традиционные её законы, которые соблюдаются в некоторых жанрах.

Во времена классицизма существовала система правил, которые предписывали авторам определённые правила написания текстов, и их нельзя было нарушать. Это правило трёх единств: время, места, сюжета. Это пятиактное построение драматических произведений. Это говорящие фамилии и чёткое разделение на отрицательных и положительных героев. Особенности композиции произведений классицизма ушли в прошлое.

Композиционные приёмы в литературе зависят от жанра художественного произведения и от таланта автора, который имеет в наличии виды, элементы, приёмы композиции, знает её особенности и умеет пользоваться данными художественными способами.

Любое литературное творение - это художественное целое. Таким целым может быть не только одно произведение (стихотворение, рассказ, роман…), но и литературный цикл, то есть группа поэтических или прозаических произведений, объединенных общим героем, общими идеями, проблемами и т.д., даже общим местом действия (например, цикл повестей Н.Гоголя "Вечера на хуторе близ Диканьки", "Повести Белкина" А.Пушкина; роман М.Лермонтова "Герой нашего времени" - тоже цикл отдельных новелл, объединенных общим героем - Печориным). Любое художественное целое - это, по существу, единый творческий организм, имеющий свою особую структуру. Как и в человеческом организме, в котором все самостоятельные органы неразрывно связаны друг с другом, в литературном произведении все элементы так же и самостоятельны, и взаимосвязаны. Система этих элементов и принципы их взаимосвязи и называются КОМПОЗИЦИЕЙ:

КОМПОЗИЦИЯ (от лат. Сompositio, сочинение, составление) - построение, структура художественного произведения: отбор и последовательность элементов и изобразительных приемов произведения, создающих художественное целое в соответствии с авторским замыслом.

К элементам композиции литературного произведения относятся эпиграфы, посвящения, прологи, эпилоги, части, главы, акты, явления, сцены, предисловия и послесловия "издателей" (созданных авторской фантазией внесюжетных образов), диалоги, монологи, эпизоды, вставные рассказы и эпизоды, письма, песни (например, Сон Обломова в романе Гончарова "Обломов", письмо Татьяны к Онегину и Онегина к Татьяне в романе Пушкина "Евгений Онегин", песня "Солнце всходит и заходит…" в драме Горького "На дне"); все художественные описания - портреты, пейзажи, интерьеры - также являются композиционными элементами.

действие произведения может начаться с конца событий, а последующие эпизоды восстановят временной ход действия и разъяснят причины происходящего; такая композиция называется обратной (этот прием применил Н.Чернышевский в романе "Что делать?");

автор использует композицию обрамления, или кольцевую, при которой автор использует, например, повтор строф (последняя повторяет первую), художественных описаний (произведение начинается и заканчивается пейзажем или интерьером), события начала и финала происходят в одном и том же месте, в них участвуют одни и те же герои и т.д.; такой прием встречается как в поэзии (к нему часто прибегали Пушкин, Тютчев, А.Блок в "Стихах о Прекрасной даме"), так и в прозе ("Темные аллеи" И.Бунина; "Песня о Соколе", "Старуха Изергиль" М.Горького);

автор использует прием ретроспекции, то есть возвращения действия в прошлое, когда закладывались причины происходящего в настоящий момент повествования (например, рассказ автора о Павле Петровиче Кирсанове в романе Тургенева "Отцы и дети"); нередко при использовании ретроспекции в произведении появляется вставной рассказ героя, и такой вид композиции будет называться "рассказ в рассказе" (исповедь Мармеладова и письмо Пульхерии Александровны в "Преступлении и наказании"; глава 13 "Явление героя" в "Мастере и Маргарите"; "После бала" Толстого, "Ася" Тургенева, "Крыжовник" Чехова);

нередко организатором композиции выступает художественный образ, например, дорога в поэме Гоголя "Мертвые души"; обратите внимание на схему авторского повествования: приезд Чичикова в город NN - дорога в Маниловку - усадьба Манилова - дорога - приезд к Коробочке - дорога - трактир, встреча с Ноздревым - дорога - приезд к Ноздреву - дорога - и т.д.; важно, что и заканчивается первый том именно дорогой; так образ становится ведущим структурообразующим элементом произведения;

автор может предпослать основному действию экспозицию, каковой будет, например, вся первая глава в романе "Евгений Онегин", а может начать действие сразу, резко, "без разгона", как это делает Достоевский в романе "Преступление и наказание" или Булгаков в "Мастере и Маргарите";

композиция произведения может быть основана на симметрии слов, образов, эпизодов (или сцен, главок, явлений и т.д.) и будет являться зеркальной, как, например, в поэме А. Блока "Двенадцать"; зеркальная композиция нередко сочетается с обрамлением (такой принцип композиции характерен для многих стихотворений М.Цветаевой, В.Маяковского и др.; прочтите, например, стихотворение Маяковского "Из улицы в улицу");

нередко автор использует прием композиционного "разрыва" событий: обрывает повествование на самом интересном месте в конце главы, а новая глава начинается с рассказа о другом событии; например, его используют Достоевский в "Преступлении и наказании" и Булгаков в "Белой гвардии" и "Мастере и Маргарите". Такой прием очень любят авторы авантюрных и детективных произведений или произведений, где роль интриги очень велика.

Композиция - это аспект формы литературного произведения, но через особенности формы выражается его содержание. Композиция произведения является важным способом воплощения авторской идеи. Прочитайте самостоятельно стихотворение А.Блока "Незнакомка" полностью, иначе наши рассуждения будут вам непонятны. Обратите внимание на первую и седьмую строфы, вслушиваясь в их звучание:

1-я строфа
По вечеРам над РестоРанами

ГоРячий воздух дик и глух,

И пРавит окРиками пьяными

Весенний и тлетвоРный дух.

7-я строфа

И кАждый вечер, в чАс нАзнАчеННый

(Иль это только снится мне?),

Девичий стАн, шелкАми схвАчеННый,

В тумАННом движется окне.

Резко и дисгармонично звучит первая строфа - из-за обилия [р], которое будет, как и другие дисгармоничные звуки, повторяться и в следующих строфах вплоть до шестой. Иначе и нельзя, ведь Блок здесь рисует картину отвратительной обывательской пошлости, "страшного мира", в котором мается душа Поэта. Так представлена первая часть стихотворения. Седьмая строфа знаменует переход в новый мир - Мечты и Гармонии, и начало второй части стихотворения. Этот переход плавен, сопровождающие его звуки приятны и мягки: [а:], [нн]. Так в построении стихотворения и с помощью приема так называемой звукописи Блок выразил свое представление о противопоставленности двух миров - гармонии и дисгармонии.

Композиция произведения может быть тематической, при которой главным становится выявление отношений между центральными образами произведения. Этот тип композиции больше характерен лирике. Различают три вида такой композиции:

последовательная, представляющая собой логическое рассуждение, переход от одной мысли к другой и последующий вывод в финале произведения ("Цицерон", "Silentium", "Природа - сфинкс, и тем она верней…" Тютчева);

развитие и трансформация центрального образа: центральный образ рассматривается автором с различных сторон, раскрываются его яркие черты и характеристики; такая композиция предполагает постепенное нарастание эмоционального напряжения и кульминацию переживаний, которая нередко приходится на финал произведения ("Море" Жуковского, "Я пришел к тебе с приветом…" Фета);

сопоставление 2-х образов, вступивших в художественное взаимодействие ("Незнакомка" Блока); такая композиция строится на приеме антитезы, или противопоставления.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Йошта рецепты Ягоды йошты что можно приготовить на зиму
Каково значение кровеносной системы
Разделка говядины: что выбрать и как готовить?