Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Общество как целостная динамическая система. Общество как динамичная система

"Общество как динамичная система".

Вариант – 1.

А. 1.Выделяя основные элементы общества, их взаимосвязь и взаимодействие, ученые характеризуют общество как

1)систему

2) часть природы

3) материальный мир

4) цивилизацию

2.Общество в понимании ученых - это:

2) способы взаимодействия и формы объединения людей

3) часть живой природы, подчиняющаяся ее законам

4) материальный мир в целом

3.Верны ли следующие суждения об обществе?

А. Общество представляет собой систему, состоящую из взаи­мосвязанных и взаимодействующих элементов.

Б. Общество является динамической системой, в которой постоянно возникают новые и отмирают старые элементы и связи между ними.

1)верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4)оба суждения неверны

4. В отличие от природы, общество

1) является системой 3) выступает в качестве творца культуры

2) находится в развитии 4) развивается по собственным законам

5. Появление частной собственности на средства производства привело к усилению расслоения общества. Связь каких сторон жизни общества проявилась в этом явлении?

1)производства, распределения, потребления и духовной сферы

2)экономики и политики

3) экономики и социальных отношений

4) экономики и культуры

6. Что из перечисленного относится к глобальным проблемам современности?

1) становление социально-ориентированной экономики

2) возрождение культурных и нравственных ценностей

3) разрыв в уровне развития между регионами планеты

4) развитие международного сотрудничества

7.Верны ли следующие суждения об обществе?

А. К числу подсистем и элементов общества относятся соци­альные институты.

Б. Не все элементы общественной жизни подвержены изме­нениям.

1)верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4)оба суждения неверны

8. Какой из названных признаков характеризует индустриаль­ное общество?

1) ведущая роль сельского хозяйства 3) слабый уровень разделения труда

2) преобладание промышленности 4) решающее значение сферы услуг в экономике

9. Какой из признаков присущ традиционному обществу?

1) интенсивное развитие инфраструктуры 3) преобладание патриархального типа семьи

2) компьютеризация промышленности 4) светский характер культуры

10. Переход к постиндустриальному обществу характеризуется

1) формированием рыночной экономики 3) развитием средств массовой коммуникации

2) ограничением социальной мобильности 4) организацией фабричного производства

11. Характерной чертой западной цивилизации является:

1) низкая социальная мобильность

2) длительное сохранение традиционных правовых норм

3) активное внедрение новых технологий

4) слабость и неразвитость демократических ценностей

12.Верны ли следующие суждения о процессе глобализации?

А. Все глобальные процессы являются следствием усиления междуна­родных контактов.

Б. Развитие массовой коммуникации делает современный мир целостным.

1)верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4)оба суждения неверны

13. Страна А. с населением в 25 млн. человек расположена в Северном полушарии. Какая дополнительная информация позволит судить о принадлежности А. к обществам постин­дустриального типа?

1) Страна имеет многоконфессиональный состав населения.

2) Страна имеет разветвленную сеть железнодорожного транспорта.

3) Управление обществом осуществляется посредством компьютерных сетей.

4) В средствах массовой информации пропагандируются традиционные семейные ценности.

14.Характерной чертой эволюции как формы общественного развития является:

1)революционный характер перемен 3) насильственные методы

2)скачкообразность 4) постепенность

В. 1 Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов.

Западную цивилизацию называют ____(1). Сло­жившееся в европейском регионе _____(2) производство требовало предельного напряжения физических и интеллектуальных сил общества, постоянного совершенствования орудий труда и способов воздействия на природу. В связи с этим сформировалась новая система ценностей: на первый план выдвигается активная творческая, ______(3) деятельность человека.

Безусловную ценность приобрело_______(4) познание, расширяющее интеллектуальные силы человека, его изобретательные возможности. Запад­ная цивилизация выдвинула в качестве важнейших ценностей _____(5) личности и ______(6) собственность. Главным регулятором общественных отношений являются_____(7).

Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пробелов.

а) частная

б)коллективная

в)правовые нормы

г) индустриальная

д) приспосабливающаяся

ж) научное

з) преобразующая

и)свобода

к) религиозное

2. Найдите в приведенном списке черты общества как дина­мичной системы и обведите цифры, под которыми они указаны.

1) обособление от природы

2) отсутствие взаимосвязи подсистем и общественных инсти­тутов

3) способность к самоорганизации и саморазвитию

4) выделение из материального мира

5) постоянные изменения

6) возможность деградации отдельных элементов

С1. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «цивилизация»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащих информацию о цивилизации.

С2. Раскройте на трех примерах достоинства формационного подхода.

С3. Прочитайте текст и выполните задания к нему.

Набирая все новые и новые силы, цивилизация нередко обнаруживала явную склонность навязывать идеи с помощью миссионерской деятель­ности или прямого насилия, идущих от религиозных, в частности христианских, традиций... Так цивилизация неуклонно распространялась по планете, используя для этого все возможные пути и средства - ми­грацию, колонизацию, завоевания, торговлю, промышленное разви­тие, финансовый контроль и культурное влияние. Мало-помалу все страны и народы стали жить по ее законам или создавали их по установленному ею образцу...

Развитие цивилизации, однако, сопровождалось расцветом радужных надежд и иллюзий, которые не могли осуществиться... В основе ее фи­лософии и ее действий всегда лежал элитаризм. А Земля, как бы ни была она щедра, все же не в состоянии разместить непрерывно расту­щее население и удовлетворить все новые и новые его потребности, же­лания и прихоти. Вот почему сейчас наметился новый, более глубокий раскол - между сверхразвитыми и слаборазвитыми странами. Но да­же и этот бунт мирового пролетариата, который стремится приоб­щиться к богатствам своих более благополучных собратьев, протекает в рамках все той же господствующей цивилизации... Маловероятно, чтобы она оказалась способной выдержать и это новое испытание, особенно сейчас, когда ее собственный организм раздира­ют многочисленные недуги. НТР же становится все строптивее, и ус­мирять ее все труднее и труднее. Наделив нас невиданной дотоле си­лой и привив вкус к такому уровню жизни, о котором мы даже не по­мышляли, НТР не дает нам порой мудрости, чтобы держать под контролем наши возможности и запросы. И нашему поколению пора, наконец, понять, что только от нас зависит теперь... судьба не отдель­ных стран и регионов, а всего человечества в целом.

А. Печчеи

1) Какие глобальные проблемы современного общества выделяет ав­тор? Укажите две-три проблемы.

2) Что имеет в виду автор, утверждая: «Наделив нас невиданной дото­ле силой и привив вкус к такому уровню жизни, о котором мы даже не помышляли, НТР не дает нам порой мудрости, чтобы держать под контролем наши возможности и запросы»? Сделайте два пред­положения.

3) Проиллюстрируйте на примерах (не менее трех) утверждение авто­ра: «Развитие цивилизации... сопровождалось расцветом радуж­ных надежд и иллюзий, которые не могли осуществиться».

4) Возможно ли, на ваш взгляд, в обозримом будущем преодолеть кон­траст между богатыми и бедными странами. Ответ обоснуйте.

С4*Общество - свод камней, который обрушился бы, если бы один не поддерживал другого» (Сенека)

Общество как сложная динамическая система 1 страница

Системе (греч.) – целое, составленное из частей, соединение, совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которые образуют определенное единство.

Общество – понятие многогранное (филателисты, охрана природы и т.п.); общество как противопоставление природе;

общество – устойчивое объединение людей, не механическое, а имеющее определенную структуру.

В обществе действуют разные подсистемы. Близкие по направлению подсистемы принято называть сферами человеческой жизни:

· Экономическая (материально – производственная): производство, собственность, распределение благ, денежное обращение и т.д.

· Правовая политика.

· Социальная (классы, социальные группы, нации).

· Духовно – нравственная (религия, наука, искусство).

Существует тесная взаимосвязь всех сфер человеческой жизни.

Общественные отношения – совокупность различных связей, контактов, зависимостей, возникающих между людьми (отношение собственности, власти и подчинения, отношение прав и свобод).

Общество – сложная система, которая объединяет людей. Они находятся в тесном единстве и взаимосвязи.

Науки, изучающие общество:

1) История (Геродот, Тацит).

2) Философия (Конфуций, Платон, Сократ, Аристотель).

3) Политология (Аристотель, Платон): теория о серединном государстве.

4) Правоведение – наука о законах.

5) Политическая экономия (возникла в Англии от Адама Смита и Давида Ренардо).

6) Социология (Макс Вебер (антимаркс), Питирим Сорокин).

7) Лингвистика.

8) Социальная философия – наука о глобальных проблемах, стоящих перед обществом.

9) Этнография.

10) Археология.

11) Психология.

1.3. Развитие взглядов на общество:

Первоначально развивались на основе мифологического мировоззрения.

В мифах выделяется:

· Космогония (представления о происхождении космоса, Земли, неба и Солнца).

· Теогония (происхождение богов).

· Антропогония (происхождение человека).

Развитие взглядов на общество древнегреческих философов:

Платон и Аристотель стремятся разобраться в сущности политики и определить лучшие формы государственного правления. Знание о политики определяли как знание о высшем благе человечества и государства.

/См. идеальное гос-во по Платону/

Взгляды меняются в эпоху средневековья под влиянием Христианства. Ученые смутно представляли природу общественных взаимоотношений, причины расцвета и упадка государств, связь между устройством общества и его развитием. Все объяснялось божьим промыслом.

Возрождение (XIV – XVI века): возвращение к взглядам древних греков и римлян.

XVII век: переворот во взглядах на общество (Гуго Гроций, обосновавший необходимость решения вопросов между народами при помощи права, в основе которого должна лежать идея справедливости).

XVII – XVIII века: ученые создают концепцию общественного договора (Томас Гоббс, Джон Локк, Жан-Жак Руссо). Попытались объяснить возникновение гос-ва и современных форм человеческого состояния. Все они обосновали договорной характер возникновения гос-ва.

Естественное состояние по Локку отличается общим равенством, свободой распоряжаться своей личностью и собственностью, но в естественном состоянии нет механизмов в разрешении споров и наказании нарушителей. Гос-во возникает из необходимости защиты свободы и собственности. Локк первым обосновал идею разделения властей.

Руссо считает, что все беды человечества родились с возникновением частной собственности, т.к. она привела к экономическому неравенству. Общественный договор оказался обманом для бедных. Экономическое неравенство усугубилось политическим неравенством. Руссо предложил подлинный общественный договор, в котором народ выступает суверенным источником власти.

С XVI века возникает утопический социализм, его первый этап продлился по XVIII век (Мор, Кампанелла, Стенли, Мелье). Развивали социалистические и коммунистические идеи, подчеркивали необходимость общественной собственности и социального равенства людей.

Социализм – всеобщее равенство людей.

2) Труженики (индустриалы);

при этом в обществе он сохраняет право частной собственности.

Шарль Фурье: общество представляет ассоциацию, где существует свободный труд, распределение по труду, всестороннее равенство полов.

Роберт Оуэн: будучи состоятельным человеком, попытался перестроить общество на новых началах, но разорился.

В 40-ые годы XIX века начинает развиваться марксизм, основоположниками которого были Карл Маркс и Фридрих Энгельс, которые считали, что новое коммунистическое общество возможно создать только путем революции.

До этого все выступления рабочих за свои права заканчивались поражением (луддиты (разрушители машин), лионские ткачи (1831 и 34 гг.), селезские ткачи (1844 г.), чартистское движение (требовали всеобщего избирательного права)). Причина поражений была в отсутствии четкой организации и отсутствии политической партии, как организации, защищающей интересы рабочих на политическом уровне. Программу и устав партии поручили написать Марксу и Энгельсу, которые создали манифест Коммунистической Партии, в котором обосновывали необходимость свержения капитализма и установление коммунизма. Учение в ХХ-ом веке было развито Лениным, защищавшим в марксизме учения о классовой борьбе, диктатуре пролетариата и неизбежности социалистической революции.

1.4. Общество и природа:

Человек – часть природы, т.е. общество, как часть природы, неразрывно с ней связано.

Значение «природа» употребимо для обозначения не только естественных, но и созданных человеком условий для существования. Во время развития общества менялись и представления людей о природе и взаимосвязь человека с природой:



1) Античность:

Философы трактуют природу, как совершенный космос, т.е. противоположность хаосу. Человек и природа выступают как единое целое.

2) Средневековье:

С утверждением Христианства природа мыслится как результат творения бога. Природа занимает более низкое место, чем человек.

3) Возрождение:

Природа – источник радости. Возрождается античный идеал гармонии и совершенства природы, единения человека с природой.

4) Новое время:

Природа – объект экспериментирования человека. Природа инертна, человек должен ее покорить и подчинить. Укрепляется идея, высказанная Бэконом: «Знание – сила». Природа становится объектом технологической эксплуатации, она утрачивает священный характер, происходит разрыв связей между человеком и природой. На современном этапе возникает необходимость в новом мировоззрении, объединяющем лучшие традиции европейских и восточных культур. Необходимо понимание природы как уникального целостного организма. Отношение к природе необходимо строить с позиции сотрудничества.

1.6. Сферы жизни общества и их взаимосвязь:

1.7. Развитие общества, его источники и движущие силы:

Прогресс (движение вперед, успех) – представление о том, что общество развивается от простого к сложному, от низшего к высшему, от менее упорядоченного к более организованному и справедливому.

Регресс – представление о таком развитии общества, когда оно становится менее сложным, развитым, культурным, чем было.

Стагнация – временная остановка развития.

Критерии прогресса:

1) Кондорсе (XVIII век) считал критерием прогресса развитие разума.

2) Сен-Симон: критерий прогресса – нравственность. Общество должно быть таким, где все люди по отношению друг к другу – братья.

3) Шеллинг: прогресс – постепенное приближение к правовому устройству.

4) Гегель (XIX век): усматривает прогресс в сознании свободы.

5) Маркс: прогресс – развитие материального производства, что позволяет овладеть стихийными силами природы и добиться социальной гармонии и прогресса в духовной сфере.

6) В современных условиях прогресс – это:

– продолжительность жизни общества;

– образ жизни;

– духовная жизнь.

Реформа (изменение) – изменение какой – либо области жизни, проведенное властью мирным путем (социальные изменения общественной жизни).

Виды реформ: – экономические,

– политические (изменения Конституции, избирательной системы, правовой сферы).

Революция (поворот, переворот) – коренное, качественное изменение основных каких-либо явлений.

Модернизация – приспособление к новым условиям.

Что движет человеческой историей (?):

1) Провиденциалисты: все в мире идет от бога, по божественному провидению.

2) Историю творят великие люди.

3) Общество развивается по объективным законам.

а) Часть ученых придерживается позиции, что это теория социального эволюционизма: общество, как часть природы развивается прогрессивно и идет однолинейно.

б) Другие придерживаются теории исторического материализма: движущей силой развития общества является признание первичности материальных потребностей людей.

С точки зрения Вебера, источником и движущей силой развития общества является протестантская этика: человек должен трудиться, чтобы стать избранным богом к спасению.

1.8. Формация:

В зависимости от того, что является главным источником развития общества, существуют разные подходы к рассмотрению истории.

1) Формационный подход (основатели Маркс и Энгельс). Общая экономическая формация – это определенный этап развития человечества. Маркс выделял пять формаций:

а) Первобытно – общинная.

б) Рабовладельческая.

в) Феодальная.

г) Капиталистическая.

д) Коммунистическая.

Марксизм рассматривает человеческую жизнь с точки зрения материалистического решения основного вопроса философии.

Материалистическое понимание истории:

Общественное сознание

Общественное бытие

Общественное бытие – материальные условия жизни людей.

Общественное сознание – вся духовная жизнь общества.

В общественном бытие Маркс выделял способ производства материальных благ

Производительные Производственные

силы отношения

Производительные силы включают в себя средства производства и людей, с их умениями и навыками.

Средства производства: – орудия труда;

– Предмет труда (земля, ее недра, хлопок, шерсть, руда, ткань, кожа и т.д. в зависимости от рода деятельности);

Производственные отношения – отношения между людьми в процессе производства, они зависят от формы собственности на средства производства.

От того, кому принадлежат средства производства зависят не только производственные отношения, но и процесс обмена, распределения и потребления благ.

Производственные силы и производственные отношения находятся во взаимодействии, а от производственных отношений зависит социальная структура общества. Закон соответствия производственных отношений к характеру и уровню развития производственных сил был сформулирован Марксом:

Производственные отношения
Производственные отношения

Производственные отношения


1 – определенному уровню производственных сил должны соответствовать определенные производственные отношения, так при феодализме собственность на землю в руках феодала, крестьяне пользуются землей, за что несут повинность (орудия труда примитивны).

2 – производственные силы развиваются быстрее, чем производственные отношения.

3 – наступает момент, когда производственные силы требуют изменений производственных отношений.

4 – форма собственности меняется на новую, что приводит к изменениям во всех сферах жизни общества.

Маркс, исследуя способы пр-ва материалистических благ, сделал вывод, что люди создают не только материальные блага, но и воспроизводят свою социальность, т.е. воспроизводят общество (социальные группы, общественные институты и т.д.). Из вышесказанного Маркс определил 5 способов производства, сменявших друг друга (то же, что и 5 формаций /см. выше/).

Отсюда было выведено понятие общественно-экономической формации (ОЭФ):


* – политика, право, общественные организации, религия и пр.

Смена ОЭФ с точки зрения марксизма – это естественный процесс, который определяется объективными законами общественного развития.

Закон классовой борьбы (который является движущей силой истории):

Маркс и Энгельс, анализируя буржуазное общество, пришли к выводу, что капитализм достиг своего предела и не может справиться с производственными силами, которые вызрели на основе буржуазных производственных отношений. Частная собственность на средства производства стала тормозом в развитии производственных сил, поэтому гибель капитализма неизбежна. Он должен погибнуть через классовую борьбу пролетариата с буржуазией, в результате которой должна установиться диктатура пролетариата.

1.9. Цивилизация:

/Происходит от латинского civil – гражданский./

Понятие стало употребляться с XVIII века.

Значения: 1) Синоним «культурный»

2) «Ступень исторического развития человечества, следующая за варварством»

3) Определенная стадия в развитии локальных культур.

По Вальтеру:

Цивилизованным называется общество, основанное на началах разума и справедливости (цивилизация = культура).

В XIX веке понятие «цивилизация» употреблялось для характеристики капиталистического общества. А с конца века появляются новые теории цивилизационного развития. Автором одной из них был Данилевский, обосновавший теорию, согласно которой не существует Всемирной Истории, есть лишь теория локальных цивилизаций, имеющих индивидуальный замкнутый характер. Он выделил 10 цивилизаций и сформулировал основные законы их развития, по которым каждая цивилизация имеет циклический характер:

1) Стадия зарождения

2) Период оформления культурной и политической независимости

3) Стадия расцвета

4) Период упадка.

Шпенглер: («Закон Европы»):

Цивилизация проходит рождение, рост и развитие.

Цивилизация – отрицание культуры.

Признаки цивилизации:

1) Развитие индустрии и техники.

2) Деградация искусства и литературы.

3) Огромное сплочение людей в больших городах.

4) Превращение народов в безликие массы.

Выделяет 21 локальную цивилизацию и пытается выделить связи различных цивилизаций друг с другом. В них он выделяет меньшинство людей, не вовлеченное в экономическую деятельность (творческое меньшинство, или элита):

– профессиональные солдаты;

– администраторы;

– священники; они – носители основных ценностей цивилизации.

При начале разложения она характеризуется недостатком творческих сил у меньшинства, отказом большинства от подражания меньшинству. Связующим звеном в истории, обеспечивающим новый творческий импульс в цивилизационном развитии, является универсальная церковь.

Питирим Сорокин:

Цивилизация – система взглядов по поводу истины, красоты, добра и объединяющей их пользы.

Выделяет три типа культур:

1) Культура, основанная на системе ценностей, связанных с представлением о боге. Вся жизнь человека связана с его приближением к богу.

2) Культурная система, основанная на рациональных и чувственных аспектах.

3) Чувственный тип культуры, основанной на идее о том, что объективная реальность и ее смысл чувственны.

Цивилизация - это устойчивое культурно–историческое сообщество людей, отличающееся общностью духовно-нравственных ценностей и культурных традиций, материально-производственного и социально-политического развития, особенностями образа жизни и типа личности, наличием общих этнических признаков и соответствующих географических и временных рамок.

Выделяемы цивилизации:

– Западная

– Восточно – Европейская

– Мусульманская

– Индийская

– Китайская

– Латиноамериканская

1.10. Традиционное общество:

Обычно таковым считается восточное общество. Основные черты:

1) Неразделенность собственности и административной власти.

2) Подчинение общества государству.

3) Отсутствие гарантий частной собственности и прав граждан.

4) Полное поглощение личности коллективом.

5) Деспотическое государство.

Основные модели стран современного Востока:

1) Японская (Южная Корея, Тайвань, Гонконг): западно-капиталистический путь развития. Характерно: - в экономике свободный конкурентный рынок

Государственное регулирование хозяйства

Гармоничное использование традиций и новаций

2) Индийская (Таиланд, Турция, Пакистан, Египет, группа нефтедобывающих государств):

Западноевропейская экономика сочетается с глубоко не перестроенной своей традиционной внутренней структурой.

Многопартийность.

Демократические процедуры.

Европейский тип судопроизводства.

3) Африканские страны: отличаются отставанием и кризисами (большинство африканских стран, Афганистан, Лаос, Бирма).

В экономике значительную роль играют западные структуры. Весомую роль занимает отсталая периферия. Скудность природных ресурсов. Неспособность к самообеспечению, низкий уровень жизни, характерно стремление к выживанию)

1.11. Индустриальное общество:

Характеристика западной цивилизации:

Истоки идут из Древней Греции, давшей миру частнособственнические отношения, полисную культуру, демократические структуры устройства государства. Эти черты развивались и в Новое время с формированием капиталистической системы. В конце XIX века весь неевропейский мир был разделен между империалистическими державами.

Характерные признаки:

1) Образование монополий.

2) Слияние промышленного и банковского капиталов, образование финансового капитала и финансовой олигархии.

3) Преобладание вывозов капиталов над вывозом товаров.

4) Территориальный раздел мира.

5) Экономический раздел мира.

Западноевропейская цивилизация – индустриальное общество. Для него характерны:

1) Высокий уровень промышленного производства, ориентированного на массовое производство товаров потребления длительного пользования.

2) Влияние НТР на производство и управление.

3) Радикальные изменения всей общественной структуры.

60 – 70-ые годы XX века:

Западная цивилизация переходит в постиндустриальную стадию, что связано с развитием экономики услуг. Становится доминирующим слой научно-технических специалистов. Происходит возрастание роли теоретического знания в развитие экономики. Бурное развитие индустрии знаний.

1.12. Информационное общество:

Сам термин пошел от Тоффлера и Белла. В качестве доминирующего рассматривается четвертичный информационный сектор экономики, следующий за сельским хозяйством, промышленностью и экономикой услуг. Ни труд и ни капитал являются основой постиндустриального общества, а информация и знание. Компьютерная революция приведет к замене обычной печати электронной литературой, замена крупных корпораций меньшими экономическими формами.

1.13. НТР и ее социальные последствия:

НТР – составная част НТП.

НТП – процесс последовательного взаимосвязанного прогрессивного развития науки, техники, производства и сферы потребления.

НТП имеет две формы:

1) Эволюционную

2) Революционную, когда происходит скачкообразный переход к качественно новым научно-техническим принципам развития производства (НТР). НТР подразумевает и социально-экономические изменения.

НТР на современном этапе охватывает:

1) Социальное устройство. Появление слоя работников с высокой квалификацией. Возникает необходимость нового учета качества труда. Увеличивается значение работы дома.

2) Хозяйственная жизнь и труд. Все большую значимость начинает играть информация, которая включается в себестоимость продукции.

3) Область политики и образования. С помощью информационной революции и расширения возможностей человека возникает опасность контроля над людьми.

4) Влияние на духовно-культурную сферу общества. Способствует культурному развитию и деградации.

1.14. Глобальные проблемы (дополнение к докладу):

Термин появился в 60-е годы ХХ века.

Глобальные проблемы – совокупность социо-природных проблем, от решения которых зависит сохранение цивилизации. Возникают как объективный фактор развития общества и требуют объединенных усилий всего человечества для их решения.

Три группы проблем:

1) Суперглобальные проблемы (общемировые). Предотвращение мировой ракетно-ядерной войны. Развитие экономической интеграции. Новый международный порядок на условиях взаимовыгодного сотрудничества.

2) Ресурсные (общепланетарные). Общество и природа. Экология во всех проявлениях. Демографическая проблема. Энергетическая проблема, продовольственная. Использование космоса.

3) Общечеловеческие (субглобальные) проблемы гуманитарного ряда. Общество и человек. Проблемы ликвидации эксплуатации, нищеты. Образование, здравоохранение, права человека и т.д.

2. Человек:

2.1. Человек:

Одна из основных философских проблем – вопрос о человеке, его сущности, назначении, происхождении и месте в мире.

Демокрит: человек часть космоса, «единого порядка и стоя природы». Человек – микрокосм, часть гармоничного мира.

Аристотель: человек – живое существо, наделенное разумом и способностью к общественной жизни.

Декарт: «Мыслю, значит существую». Специфика человека в разуме.

Франклин: человек – животное, производящее орудия.

Кант: человек принадлежит двум мирам: природной необходимости и нравственной свободе.

Фейербах: человек – венец природы.

Рабле: человек – животное, которое смеется.

Ницше: главное в человеке не сознание и разум, а игра жизненных сил и влечений.

Марксистская концепция: человек – продукт и субъект общественно-трудовой деятельности.

Религиозное представление: 1) божественное происхождение человека;

2) признание души, как источника жизни, как того, что выделяет человека из царства животных;

3) человек – обладатель бессмертной души от бога, в отличие от животных.

Научные представления о происхождении человека:

1) Биология, анатомия, генетика.

2) Теория естественного отбора.

3) Влияние труда.

/4) Космическое происхождение (теория палеовизита)/

Проблема происхождения человека остается тайной.

2.2. Природные и социальные факторы о становлении человека:

Антропогенез – процесс становления и развития человека. Связан с социогенезом – становлением общества.

Современный тип человека появился 50 – 40 тыс. лет назад.

Природные факторы, повлиявшие на выделение человека:

1) Изменение климата.

2) Исчезновение тропических лесов.

Социальные факторы:

1) Трудовая деятельность (человек изменяет природу в соответствии со своими потребностями).

2) Развитие речевого общения в процессе труда (развитие мозга и гортани).

3) Регулирование семейно-брачных отношений (экзогамия).

4) Неолитическая революция (переход от собирательства и охоты к скотоводству и земледелию, от присваивающего к производящему).

Человек, по своей сути – существо биосоциальное (био – часть природы, социо – часть общества). Как часть природы, принадлежит к высшим млекопитающим и образует особый вид. Проявляется биологическая природа в анатомии и физиологии. Человек, как социальное существо, неразрывно связан с обществом. Человек становится человеком только вступая в контакт с другими людьми.

Отличия человека от животных:

1) Способность изготавливать орудия труда и использовать их, как способ производства материальных благ.

2) Человек способен к социальной целенаправленной творческой деятельности.

3) Человек преобразует окружающую действительность, создает необходимые ему материальные и духовные ценности.

4) Человек обладает высокоорганизованным мозгом, мышлением и членораздельной речью.

5) Человек обладает самосознанием.

2.3. Личность и социализация личности:

Личность (от лат. «персона») – маска, в которой выступал античный актер.

Личность – понятие, обозначающее человека в системе общественных отношений.

Личность – субъект социальной деятельности, обладающий совокупностью социально-значимых черт, свойств, качеств и т.д.

Человеком рождаются, а личностью становятся в процессе социализации.

Индивидуальность:

Индивид – один из людей.

Индивидуальность (биолог.) – специфические черты, присущие определенной особи, организму в силу сочетания наследственных и приобретенных свойств.

----| |---- (психология) – целостная характеристика определенного человека через его темперамент, характер, интересы, интеллект, потребности и способности.

1.1 Общество как динамичная система. Подходы к определению понятия "общество"; понятия "система" и "динамичная система"; признаки общества как динамичной системы. Понятие об обществе. В определении понятия "общество" в научной литературе существует многообразие подходов, что подчеркивает абстрактный характер этой категории, и, определяя ее в каждом конкретном случае, необходимо исходить из того, в каком контексте употребляется это понятие. В узком смысле: * первобытное, рабовладельческое общество (исторический этап развития человечества); * французское общество, английское общество (страна, государство); * дворянское общество, высшее общество (круг людей, объединенных общностью положения, происхождения, интересов); * спортивное общество, общество защиты природы (объединение людей с какой-либо целью). В широком смысле обществом называют человечество в целом, в его историческом и перспективном развитии. Это все население Земли, совокупность всех народов; общество - это обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, которая включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения. Таким образом, в этом определении выделяются два основных аспекта: связь общества и природы, а также связь между людьми. Далее эти два аспекта конкретизируются и углубляются. Общество как сложная динамичная система. Второй аспект понятия "общество" (способы взаимодействия людей и формы их объединения) можно уяснить, используя такую философскую категорию, как динамичная система. Слово "система" греческого происхождения, означает целое, составленное из частей, совокупность. Системой принято называть множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенную целостность, единство. Каждая система включает в себя взаимодействующие части: подсистемы и элементы. Общество относится к числу сложных систем (образующих его элементов и связей между ними чрезвычайно много), открытых (взаимодействующих с внешней средой), материальных (реально существующих), динамичных (изменяющихся, развивающихся в результате внутренних причин и механизмов). Из всех этих характеристик в экзаменационных заданиях специально рассматривается положение об обществе как о сложной динамичной системе. Общество как сложная система состоит из множества элементов, которые, в свою очередь, могут быть объединены в подсистемы. Подсистемами (сферами) общественной жизни являются: * экономическая (производство, распределение и потребление материальных благ, а также соответствующие отношения); * социальная (отношения между классами, сословиями, нациями, профессиональными и возрастными группами, деятельность по обеспечению социальных гарантий); * политическая (отношения между обществом и государством, между государством и политическими партиями); * духовная (отношения, возникающие в процессе создания духовных ценностей, их сохранения, распространения, потребления). Каждая сфера общественной жизни, в свою очередь, представляет собой сложное образование, ее элементы дают представления и об обществе в целом. Важнейшим элементом общества выступают социальные институты (семья, государство, школа), которые представляют собой устойчивую совокупность людей, групп, учреждений, деятельность которых направлена на выполнение конкретных общественных функций и строится на основе определенных идеальных норм, правил, стандартов поведения. Институты существуют в политике, экономике, культуре. Их наличие делает поведение людей более предсказуемым, а общество в целом более устойчивым. Таким образом, конкретизировав второй аспект понятия "общество", можно сказать, что общественные отношения - это многообразные связи, возникающие между социальными группами, классами, нациями (а также внутри их) в процессе экономической, социальной, политической, культурной жизни и деятельности общества. Динамизм общественной системы подразумевает возможность ее изменения и развития. Изменение общественной системы - это переход общества из одного состояния в другое. Изменение, в ходе которого происходит необратимое усложнение общества, называют социальным или общественным развитием. Выделяют два фактора общественного развития: 1) Природный (влияние географических и климатических условий на развитие общества). 2) Социальный (причины и исходные моменты общественного развития обусловлены самим обществом). Совокупность этих факторов предопределяет общественное развитие. Существуют различные пути развития общества: * эволюционный (постепенное накопление изменений и их естественно-обусловленный характер); * революционный (характеризуется относительно быстрыми изменениями, субъективно направляемыми на основе знания и действий). Тесты ЕГЭ по теме: "Общество как динамичная система". Часть А. А1. В отличие от природы, общество: 1) является системой; 2) находится в развитии; 3) выступает в качестве творца культуры; 4) развивается по собственным законам. А2. Обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, которая включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения, называется: 1) народом; 2) культурой; 3) обществом; 4) государством. А3. Обществом в широком смысле слова называют: 1) весь окружающий мир; 2) совокупность форм объединения людей; 3) группы, в которых происходит общение; 4) взаимодействия людей в повседневной жизни. А4. Понятие "общество" включает: 1) природную среду обитания; 2) формы объединения людей; 3) принцип неизменности элементов; 4) окружающий мир. А5. Понятия "развитие", "взаимодействие элементов" характеризуют общество как: 1) динамичную систему; 2) часть природы; 3) весь окружающий человека материальный мир; 4) не подверженную изменениям систему. А6. Верны ли следующие суждения об обществе? А. Общество, как и природа, является динамичной системой, отдельные элементы которой взаимодействуют друг с другом. Б. Общество вместе с природой образует окружающий человека материальный мир. 1) Верно только А; 2) верно только Б; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны. А7. Верны ли следующие суждения об обществе? А. Общество является развивающейся системой. Б. Общество как динамическая система характеризуется неизменностью частей и связей между ними. 1) Верно только А; 2) верно только Б; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны. А8. Верны ли следующие суждения об обществе? А. Общество находится в состоянии постоянного развития, что позволяет характеризовать его как динамическую систему. Б. Общество в широком смысле - это весь окружающий человека мир. 1) Верно только А; 2) верно только Б; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны. А9. Верны ли следующие суждения об обществе? А. Общество - это часть материального мира. Б. Общество включает в себя способы взаимодействия людей. 1) Верно только А; 2) верно только Б; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны. А10. Общество в узком смысле - это: 1) часть материального мира; 2) производительные силы; 3) природная среда; 4) этап исторического развития. А11. Что из нижеприведенного характеризует общество как систему? 1) обособление от природы; 2) постоянное развитие; 3) сохранение связи с природой; 4) наличие сфер и институтов. А12. Издержки производства, рынок труда, конкуренция характеризуют сферу общества: 1) экономическую; 2) социальную; 3) политическую; 4) духовную. А13. Какую сферу общества представляют религия, наука, образование: 1) экономическую; 2) социальную; 3) политическую; 4) духовную. А14. Верны ли следующие суждения об обществе? Общество можно определить как... А. обособившаяся от природы, но тесно с ней связанную часть материального мира, которая включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения. Б. целостный социальный организм, включающий в себя большие и малые группы людей, а также связи и отношения между ними. 1) Верно только А; 2) верно только Б; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны. А15. К общественным отношениям не относятся: 1) отношения между большими группами людей; 2) межнациональные отношения и взаимодействия; 3) отношения между человеком и компьютером; 4) межличностные отношения в малой группе. А16. Сферу политики характеризует: 1) производство материальных благ; 2) создание произведений искусства; 3) организация управления обществом; 4) открытие новых научных направлений. А17. Верны ли следующие суждения? А.Общество - это население Земли, совокупность всех народов. Б. Общество - это определенная группа людей, объединяющихся для общения, совместной деятельности, взаимопомощи и поддержки друг друга. 1) Верно только А; 2) верно только Б; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны. А18. Верны ли следующие суждения? А. Главное в обществе как системе - связи и отношения между частями. Б. Общество как прочная динамическая система характеризуется неизменностью частей и связей между ними. 1) Верно только А; 2) верно только Б; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны. А19. Сфера общественной жизни, отражающая взаимодействие классов, общественных слоев и групп: 1) экономическая; 2) социальная; 3) политическая; 4) духовная. А20. К элементам общества как системы можно отнести: 1) этнические общности; 2) природные ресурсы; 3) экологические зоны; 4) территорию государства. Часть В. В1. Какое слово пропущено в схеме? В2. Найдите в приведенном ниже списке общественные явления и обведите цифры, под которыми они указаны. 1) Возникновение государства; 2) генетическая предрасположенность человека к конкретному заболеванию; 3) создание нового лекарственного препарата; 4) формирование наций; 5) способность человека к чувственному восприятию мира. Обведенные цифры запишите в порядке возрастания. В3. Соотнесите системные элементы общества и характеризующие их объекты. ЭлементыОбъекты1) социальные институты;А) обычаи, традиции, ритуалы;2) социальные нормы;Б) эволюция, прогресс, регресс;3) социальные процессы;В) конфликт, консенсус, компромисс;4) социальные отношения.Г) образование, здравоохранение, семья. В4. Укажите позиции, характеризующие общество в наиболее широком смысле слова и обведите цифры, под которыми они указаны: 1) население крупнейшей страны мира; 2) объединение любителей шахмат; 3) форма совместной жизнедеятельности людей; 4) обособившаяся от природы часть материального мира; 5) определенная стадия в истории человечества; 6) все человечество в целом в прошлом, настоящем и будущем. Обведенные цифры запишите в порядке возрастания. В5. Соотнесите сферы общественной жизни с соответствующими им элементами. Сферы общественной жизниЭлементы общественной жизни1) экономическая сфера жизни общества;А) деятельность государственных органов;2) социальная сфера жизни общества;Б) межнациональные отношения и конфликты;3) политическая сфера жизни общества;В) производство материальных благ;4) духовная сфера жизни общества.Г) научные учреждения. В6. Найдите в приведенном списке черты общества как динамичной системы и обведите цифры, под которыми они указаны. 1) обособление от природы; 2) отсутствие взаимосвязи подсистем и общественных институтов; 3) способность к самоорганизации и саморазвитию; 4) выделение из материального мира; 5) постоянные изменения; 6) возможность деградации отдельных элементов. Обведенные цифры запишите в порядке возрастания. Часть С. С1. Раскройте на трех примерах различные значения понятия "общество". Ответы к тестам ЕГЭ

Основные типы (виды) общественной деятельности

Итак, существуют 4 элемента человеческой деятельности: люди, вещи, символы, связи между ними. Осуществление любого типа совместной деятельности людей без них невозможно.

Выделяют 4 основных типа (вида) общественной деятельности:

Основные типы общественной деятельности:

    Материальное производство;

    Духовная деятельность (производство)

    Регулятивная деятельность

    Социальная деятельность (в узком смысле слова)

1. Материальное производство – создает практические средства деятельности, которые используются во всех ее видах. Позволяет людям физически преобразовывать природную и социальную реальность. Здесь создается все необходимое для повседневной жизни людей (жилье, продовольствие, одежда и т.п.).

Однако нельзя говорить об абсолютизации роли материального производства в общественной деятельности. Постоянно возрастает роль информационных ресурсов. В постиндустриальном обществе резко возрастает роль культуры и науки, переход от производства товаров к сфере услуг. Поэтому роль материального производства будет постепенно падать.

2. Духовное производство (деятельность) – производит не вещи, аидеи, образы, ценности (картины, книги и др.).

В процессе духовной деятельности человек познает окружающий мир, его многообразие и сущность, разрабатывает систему ценностных представлений, определяя значение (ценность) тех или иных явлений.

«Муму», Л. Толстой «Ваня и сливы», колбаса в туалете.

Его роль постоянно возрастает.

3. Регулятивная деятельность – деятельность администраторов, управляющих, политиков.

Она направлена на обеспечение согласованности и упорядоченности различных сфер общественной жизни.

4. Социальная деятельность(в узком смысле слова) – деятельность по непосредственному обслуживанию людей. Это деятельность врача, учителя, артиста, работников сферы обслуживания, отдыха, туризма.

Создает условия для сохранения активности и жизни людей.

Эти четыре основных типа деятельности существуют в любом обществе и образуют основу сфер общественной жизни.

Общество как динамическая система

Основные понятия

Общество есть постоянно изменяющаяся, динамическая система.

Процесс (П. Сорокин) – есть любое изменение объекта в течение определенного времени

(будь то изменение его места в пространстве либо модификация его количественных или качественных характеристик).

Социальный процесс – последовательная смена состояний общества или его подсистем.

Виды общественных процессов:

Они различаются:

1. По характеру изменений:

А. Функционирование общества - происходящие в обществе обратимые изменения, связанные с повседневной деятельностью общества (с воспроизводством и поддержанием его в состоянии равновесия и стабильности).

Б. Изменение – начальный этап внутреннего перерождения в обществе или в его отдельных частях и их свойствах, носящий количественный характер.

В. Развитие – необратимые качественные сдвиги в результате постепенных количественных изменений (см. закон Гегеля).

2. По степени осознанности людьми:

А. Стихийные – не осознанные людьми (бунты).

Б. Осознанные целенаправленная деятельность человека.

3. По масштабности:

А. Глобальные – охватывающие все человечество в целом или большую группу обществ (информационная революция, компьтеризация, Интернет).

Б. Локальные – затрагивающие отдельные регионы или страны.

В. Единичные – связанные с отдельными группами людей.

4. По направленности:

А. Прогресс поступательное развитие общества от менее совершенного к более, увеличение жизнеспособности,усложнение системной организации.

Б. Регресс – движение общества по нисходящей линии с упрощением и в перспективе – с разрушением системы.

Тема: Общество как сложная динамичная система

Цель: подвести курсантов к выводу о том что общество сверхсложная система и для того чтобы жить с ним в гармонии необходимо приспособиться к нему. Условия адаптации к современному обществу является знания о нем.

Образовательные:

    Раскрыть особенности социальной системы.

    Объяснить курсантам такие понятия как: общество, социальная система, социальные институты

    Охарактеризовать главные социальные институты

Развивающие:

1. Развивать умения и навыки работы с текстом

    Прививать навыки критически оценивать и анализировать обществоведческую информацию

Воспитательные:

    Формировать любознательность и интерес к данному курсу на примере темы: Общество как сложная динамичная система

    Особенности социальной системы

    Социальные институты

Ход урока

Особенности социальной системы

    Существует ли связь между разнообразными событиями и явлениями в жизни общества?

    Что придает устойчивость и предсказуемость развитию общества?

На предыдущем занятии мы разбирали определения понятия «общество», подчеркнута идея взаимосвязи людей и взаимодействия различных сфер общественной жизни. В философской литературе общество определяется как «динамическая система». Новое понятие «система» может показаться сложным, но есть смысл в нем разобраться, так как в мире немало объектов, которые охватываются этим понятием. Системами являются и наша Вселенная, и культура отдельного народа, и деятельность самого человека. Слово «система» греческого происхождения, означает «целое, составленное из частей», «совокупность». Таким образом, каждая система включает взаимодействующие части: подсистемы и элементы. Главное значение приобретают связи и отношения между ее частями. Динамические системы допускают различные изменения, развитие, возникновение новых и отмирание старых частей и связей между ними.

    Что означает понятие система

    Каковы же характерные черты общества как системы?

    Чем эта система отличается от природных систем?

В общественных науках выявлен ряд таких отличий.

Во-первых, общество как система имеет сложный характер, поскольку включает в себя множество уровней, подсистем, элементов. Так, можно говорить о человеческом обществе в глобальном масштабе, об обществе в пределах одной страны, о различных общественных группах, в которые включен каждый человек (нация, класс, семья и т. п.).

    Из каких подсистем состоит общество?

Макроструктура общества как системы состоит из четырех подсистем, которыми являются основные сферы человеческой деятельности - материально-производственной, социальной, политической, духовной. Каждая из этих известных вам сфер имеет свое собственное сложное строение и сама является сложной системой. Так, политическая сфера выступает как система, включающая в себя большое число компонентов - государство, партии и т. п. Но государство, например, тоже является системой с множеством составляющих.

Таким образом, любая из существующих сфер общества, являясь по отношению к обществу подсистемой, одновременно и сама выступает как достаточно сложная система. Поэтому можно говорить об иерархии систем, состоящих из ряда различных уровней.

Иными словами, общество - это сложная система систем, своего рода суперсистема.

    Назовите характерную черту общества

Во-вторых, характерной чертой общества как системы является наличие в ее составе разнокачественных элементов, как материальных (различных технических устройств, учреждений и т. п.), так и идеальных (ценностей, идей, традиций и т. п.). Например, экономическая сфера включает в себя предприятия, транспортные средства, сырье и материалы, производственные товары и вместе с тем экономические знания, правила, ценности, образцы экономического поведения и многое другое.

    Назовите основные элементы общества

В-третьих, основным элементом общества как системы является человек, который обладает способностью постановки целей и выбора средств осуществления своей деятельности. Это делает социальные системы более изменчивыми, подвижными, чем природные.

    Опираясь на исторические знания докажите что общественная жизнь находиться в постоянном изменении (письменно)

Общественная жизнь находится в постоянном изменении. Темпы и масштабы этих изменений могут быть различными; в истории человечества известны периоды, когда сложившийся порядок жизни не менялся в своих основах столетиями, но со временем темпы изменений стали нарастать.

Из курса истории вы знаете, что в обществах, существовавших в различные эпохи, происходили те или иные качественные изменения, в то время как природные системы тех периодов существенных изменений не претерпевали. Этот факт свидетельствует о том, что общество - динамичная система, обладающая свойством, которое в науке выражается понятиями «изменение», «развитие», «прогресс», «регресс», «эволюция», «революция» и т. д.

Следовательно, человек - это универсальный элемент всех социальных систем, поскольку он непременно включен в каждую из них.

    Приведите примеры доказывающие что общество представляет собой упорядоченную целостность

Как и любая система, общество представляет собой упорядоченную целостность. Это означает, что компоненты системы не находятся в хаотичном беспорядке, а, напротив, занимают внутри системы определенное положение и определенным образом связаны с другими компонентами. Следовательно, система обладает интегративным качеством, которое присуще ей как единому целому. Ни один из компонентов системы, рассматриваемый в отдельности, этим качеством не обладает. Оно, это качество,- результат интеграции и взаимосвязи всех компонентов системы. Так же как отдельные органы человека (сердце, желудок, печень и т. д.) не обладают свойствами человека, так и экономика, система здравоохранения, государство и другие элементы общества не имеют тех качеств, которые присущи обществу в целом. И только благодаря многообразным связям, существующим между компонентами социальной системы, она превращается в единое целое, т. е. в общество (как благодаря взаимодействию различных человеческих органов существует единый организм человека).

Проиллюстрировать связи между подсистемами и элементами общества можно различными примерами. Изучение далекого прошлого человечества позволило ученым сделать вывод о том, что нравственные отношения людей в условиях первобытности строились на коллективистских началах, т. е., говоря современным языком, приоритет всегда отдавался коллективу, а не отдельному индивиду. Известно также, что моральные нормы, существовавшие у многих племен в те архаические времена, допускали убийство слабых членов рода - больных детей, стариков - и даже людоедство. Повлияли ли на эти представления и взгляды людей о пределах морально допустимого реальные материальные условия их существования? Ответ ясен: бесспорно, повлияли. Необходимость сообща добывать материальные блага, обреченность на скорую гибель человека, оторвавшегося от рода, и заложили основы коллективистской морали. Руководствуясь теми же способами борьбы за существование и выживание, люди не считали безнравственным освобождаться и от тех, кто мог стать обузой для коллектива.

Другим примером может быть связь правовых норм и социально-экономических отношений. Обратимся к известным историческим фактам. В одном из первых сводов законов Киевской Руси, который называется Русская Правда, предусмотрены различные наказания за убийство. При этом мера наказания определялась в первую очередь местом человека в системе иерархических отношений, его принадлежностью к тому или иному социальному слою или группе. Так, штраф за убийство тиуна (управителя) был огромен: он составлял 80 гривен и равнялся стоимости 80 волов или 400 баранов. Жизнь смерда или холопа оценивалась в 5 гривен, т. е. в 16 раз дешевле. Интегральные, т. е. общие, присущие всей системе, качества любой системы не являются простой суммой качеств, ее составляющих, а представляют новое качество, возникшее в результате взаимосвязи, взаимодействия входящих в нее компонентов. В самом общем виде это качество общества как социальной системы - способность созда вать все необходимые условия для своего существования, производить все потребное для коллективной жизни людей. В философии самодостаточность рассматривается в качестве главного отличия общества от составляющих его частей. Как органы человека не могут существовать вне целостного организма, так не может существовать ни одна из подсистем общества вне целого - общества как системы.

    Как вы понимаете управленческую функцию общества

Еще одна черта общества как системы заключается в том, что эта система относится к числу самоуправляемых. Управленческую функцию выполняет политическая подсистема, придающая согласованность всем компонентам, образующим социальную целостность.

Любая система, будь то техническая (агрегат с автоматической системой управления), или биологическая (животное), или социальная (общество), находится в определенной среде, с которой она взаимодействует. Средой социальной системы любой страны является как природа, так и мировое сообщество. Изменения в состоянии природной среды, события в мировом сообществе, на международной арене являются своего рода «сигналами», на которые общество должно реагировать. Обычно оно стремится либо адаптироваться к изменениям, происходящим в среде, либо адаптировать среду к своим потребностям. Другими словами, система реагирует на «сигналы» тем или иным образом. При этом она реализует свои основные функции: адаптации; целедостижения, т. е. способности поддерживать свою целостность, обеспечивающую реализацию ее задач, влияя на окружающую природную и социальную среду; поддержания образца - способности сохранять свою внутреннюю структуру; интеграции - способности интегрировать, т. е. включать новые части, новые общественные образования (явления, процессы и т. п.) в единое целое.

Социальные институты

Важнейшим компонентом общества как системы являются социальные институты.

    Что такое социальные институты

Слово «институт» в переводе с латинского institute означает «установление». В русском языке оно часто используется для обозначения высших учебных заведений. Кроме того, как вы знаете из курса основной школы, в области нрава слово «институт» означает совокупность норм права, регулирующих одно общественное отношение или несколько отношений, связанных друг с другом (например, институт брака).

В социологии социальными институтами называют исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной деятельности, регулируемой нормами, традициями, обычаями и направленной на удовлетворение фундаментальных потребностей общества.

    Перечислите признаки социальных институтов, опираясь на определение

В истории общества сложились устойчивые виды деятельности, направленные на удовлетворение важнейших жизненных потребностей.

    Перечислите общественные потребности

Социологи выделяют пять таких общественных потребностей:

    потребность в воспроизводстве рода;

    потребность в безопасности и социальном порядке;

    потребность в средствах существования;

    потребность в получении знаний, социализации подрастающего поколения, подготовке кадров;

    потребность в решении духовных проблем смысла жизни.

    Какие социальные институты соответствуют названным потребностям

Соответственно названным потребностям в обществе сложились и виды деятельности, которые, в свою очередь, потребовали необходимой организации, упорядочения, создания определенных учреждений и иных структур, выработки правил, обеспечивающих достижение ожидаемого результата.

    Какие социальные институты вы знаете

Этим условиям успешного осуществления главных видов деятельности отвечали исторически сложившиеся социальные институты:

    институт семьи и брака;

    политические институты, особенно государство;

    экономические институты, в первую очередь производство;

    институты образования, науки и культуры;

    институт религии.

Каждый из этих институтов объединяет большие массы людей для удовлетворения той или иной потребности и достижения определенной цели личного, группового или общественного характера.

Возникновение социальных институтов привело к закреплению конкретных видов взаимодействия, сделало их постоянными и обязательными для всех членов данного общества.

Итак, социальный институт - это, прежде всего, совокупность лиц, занятых определенным видом деятельности и обеспечивающих в процессе этой деятельности удовлетворение определенной значимой для общества потребности (например, все работники системы образования).

    Как регулируются социальные институты

Далее, институт закреплен системой правовых и нравственных норм, традиций и обычаев, регулирующих соответствующие типы поведения. (Вспомните, например, какие социальные нормы регулируют поведение людей в семье).

    Назовите характерную черту социального институты

Еще одна характерная черта социального института - наличие учреждений, снабженных определенными материальными средствами, необходимыми для какого-либо вида деятельности. (Подумайте, к каким социальным институтам относятся школа, завод, милиция. Приведите свои примеры учреждений и организаций, относящихся к каждому из важнейших социальных институтов.)

Любой из названных институтов интегрирован в социально-политическую, правовую, ценностную структуру общества, что позволяет узаконить деятельность данного института и осуществлять контроль за нею.

Социальный институт стабилизирует социальные отношения, вносит согласованность в действия членов общества. Для социального института характерно четкое разграничение функций каждого из субъектов взаимодействия, согласованность их действий, высокий уровень регуляции и контроля. (Подумайте, как эти черты социального института проявляются в системе образования, в частности в школе.)

    Назовите признаки социального института

Рассмотрим основные признаки социального института на примере такого важного института общества, как семья. Прежде всего, каждая семья - это основанная на интимности и эмоциональной привязанности небольшая группа людей, связанных узами брака (супруги) и кровного родства (родители и дети). Потребность в создании семьи - одна из фундаментальных, т. е. основополагающих, потребностей человека. Вместе с тем семья выполняет в обществе важные функции: рождение и воспитание детей, экономическую поддержку малолетних и нетрудоспособных и многое другое. Каждый член семьи занимает в ней свое особое положение, предполагающее соответствующее поведение: родители (или один из них) обеспечивают средства к существованию, ведут домашние дела, занимаются воспитанием детей. Дети, в свою очередь, учатся, помогают по дому. Такое поведение регулируется не только внутрисемейными правилами, но и общественными нормами: моралью и правом. Так, общественная мораль осуждает отсутствие заботы старших членов семьи о младших. Закон закрепляет ответственность и обязательства супругов по отношению друг к другу, к детям, совершеннолетних детей к престарелым родителям. Создание семьи, основные вехи семейной жизни сопровождаются установившимися в обществе традициями и обрядами. Например, во многих странах брачный ритуал включает обмен супругов обручальными кольцами. Наличие социальных институтов делает поведение людей более предсказуемым, а общество в целом более устойчивым.

    Какие социальные институты можно отнести к главным

    Какие социальные институты можно отнести к неглавным

Помимо главных социальных институтов, существуют и неглавные. Так, если главным политическим институтом является государство, то неглавными - институт судебной власти или, как в нашей стране, институт представителей президента в регионах и т. п.

Наличие социальных институтов надежно обеспечивает регулярное, самовозобновляющееся удовлетворение жизненно важных потребностей. Социальный институт делает связи между людьми не случайными и не хаотичными, а постоянными, надежными, устойчивыми. Институциональное взаимодействие - это хорошо отлаженный порядок социальной жизни в основных сферах жизнедеятельности людей. Чем больше социальных нужд удовлетворяется социальными институтами, тем более развито общество.

Поскольку в ходе исторического процесса возникают новые потребности и условия, постольку появляются новые виды деятельности и соответствующие связи. Общество заинтересовано в придании им упорядоченности, нормативного характера, т. е. в них институциализация.

    Что такое институализация

    Каким образом она проходит

В России в результате реформ конца XX в. появился, например, такой вид деятельности, как предпринимательство. Упорядочение этой деятельности привело к возникновению различных видов фирм, потребовало издания законов, регулирующих предпринимательскую деятельность, способствовало становлению соответствующих традиций.

В политической жизни нашей страны возникли институты парламентаризма, многопартийности, институт президентства. Принципы и правила их функционирования закреплены в Конституции Российской Федерации, соответствующих законах.

Таким же образом происходила институциализация других возникших за последние десятилетия видов деятельности.

Бывает, что развитие общества требует модернизации деятельности социальных институтов, исторически сложившихся в предшествующие периоды. Так, в изменившихся условиях возникла необходимость по-новому решать проблемы приобщения к культуре молодого поколения. Отсюда предпринятые шаги по модернизации института образования, в результате которых может произойти институциализация Единого государственного экзамена, нового содержания образовательных программ.

Итак, мы можем вернуться к определению, данному в начале этой части параграфа. Подумайте, что характеризует социальные институты как высокоорганизованные системы.

    Почему их структура устойчива?

    Какое значение имеет глубокая интеграция их элементов?

    В чем заключается многообразие, гибкость, динамичность их функций?

Подведение итогов

    Общество - сверхсложная система, и, для того чтобы жить с ним в гармонии, необходимо приспособиться (адаптироваться) к нему. Иначе не избежать конфликтов, неудач в своей жизни и деятельности. Условием адаптации к современному обществу являются знания о нем, которые дает курс обществознания.

    Понять общество можно лишь при условии выявлений его качества как целостной системы. Для этого необходимо рассмотреть различные срезы структуры общества (основные сферы деятельности людей, совокупность социальных институтов, социальные группы), систематизирующие, интегрирующие связи между ними, особенности процесса управления в самоуправляющейся общественной системе.

    В реальной жизни вам придется взаимодействовать с различными социальными институтами. Чтобы сделать это взаимодействие успешным, необходимо знать цели и характер деятельности, оформившейся в интересующий вас социальный институт. В этом вам поможет изучение правовых норм, регулирующих данный вид деятельности.

    В последующих разделах курса, характеризующих отдельные сферы деятельности людей, полезно повторно обращаться к содержанию данного параграфа, чтобы, опираясь на него, рассматривать каждую сферу как часть целостной системы. Это поможет понять роль и место каждой сферы, каждого социального института в развитии общества.

Закрепление

    Что означает понятие «система»?

    Чем социальные (общественные) системы отличаются от природных?

    В чем заключается главное качество общества как целостной системы?

    Каковы связи и отношения общества как системы со средой?

    Что такое социальный институт?

    Охарактеризуйте главные социальные институты.

    Каковы основные черты социального института?

    В чем значение институциализации?

Организация домашнего задания

Применяя системный подход, проанализируйте российское общество начала XX в.

    Охарактеризуйте все основные черты социального института на примере института образования. Используйте материал и рекомендации практических выводов данного параграфа.

В коллективной работе российских социологов говорится: «...общество существует и функционирует в многообразных формах... Действительно важный вопрос сводится к тому, чтобы за особенными формами не потерять само общество, за деревьями - леса». Как это утверждение связано с пониманием общества как системы? Аргументируйте свой ответ.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Йошта рецепты Ягоды йошты что можно приготовить на зиму
Каково значение кровеносной системы
Разделка говядины: что выбрать и как готовить?