Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Литературные произведения в форме дневника или писем. Жанр дневника Жанр дневника в русской литературе в русской литературе XIX и XX веков

Порой автор самоустраняется, чтобы мы, читатели, смогли увидеть развитие событий глазами того или иного персонажа, самостоятельно оценить его характер, поступки, окружение, постигнуть логику и философскую подоплеку сюжета. Перед вами семь захватывающих романов в форме дневника, классических и современных, – идеальное чтение для ленивых выходных.

Михаил Лермонтов «Герой нашего времени» (1838–1840)

Перечитывая классику для себя, а не для галочки в школьные годы, открываешь много интересного, прежде не оцененного или не замеченного. Как точны, едки и современны высказывания Печорина об окружающих и о самом себе, как опасно его обаяние для женских сердец и как важны вечные вопросы, которыми он задается, о смысле жизни и судьбе своего поколения!..

В «Журнал Печорина» – журналом в XIX веке называли дневник – входят такие части романа, как «Тамань», «Княжна Мери» и «Фаталист». В них психологический портрет «героя своего времени» раскрыт полно и многогранно, ведь Печорин сам описывает, что с ним происходит, что его волнует. Не будь этого дневника, нам во многом пришлось бы полагаться на расплывчатое мнение сослуживцев опального прапорщика о его персоне: «славный малый, но с большими странностями».

История души человеческой, хотя бы самой мелкой души, едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа, особенно когда она – следствие наблюдений ума зрелого над самим собою и когда она писана без тщеславного желания возбудить участие или удивление

Брэм Стокер «Дракула» (1897)

Готический роман ирландца Брэма Стокера – «крестный отец» всех последующих вампирских саг. Образ стокеровского вампира-аристократа Дракулы, владыки всех творений ночи, пугает и манит, леденит кровь и будоражит воображение не одного поколения читателей. История зловещего графа рассказана с помощью дневников и писем молодого юриста Джонатана Харкера и его невесты Мины Мюррей, чью свадьбу чуть не расстроили вампирские козни. Добро пожаловать… в негостеприимную Трансильванию!

Лишь тот, кто познал ужас ночи, может понять сладость наступления утра

Евгений Замятин «Мы» (1920)

Самый известный роман-антиутопия русской литературы написан в форме дневника главного героя – инженера с номером Д-503 вместо имени. В идеальном (по факту тоталитарном) государстве будущего врагами человечества объявлены свобода, творчество, любовь и эмоции вообще, а также инакомыслие. Все унифицировано, подчинено строгому ритму и распорядку, а законопослушные члены общества больше похожи на биороботов, нежели на самостоятельных личностей. Услышав живую музыку, сыгранную на рояле, Д-503 испытывает эмоциональное потрясение, а вскоре влюбляется и понимает, что у него образовалась душа и появилась «опасная болезнь» – фантазия.

Человек – как роман: до самой последней страницы не знаешь, чем кончится. Иначе не стоило бы и читать…

Альбер Камю «Чума» (1947)

Философский роман-притча выстроен как хроника чумного года в маленьком городке Оране – французской префектуре на побережье Средиземного моря. Ведет эту хронику некий летописец, скрывающий от читателей свое имя до самого конца произведения. Рассказчик подчеркивает, что признает лишь власть факта и законы логики, но в его бесстрастное, объективное повествование о том, как по-разному ведут себя люди, столкнувшись со страшной болезнью, то и дело вплетаются весьма эмоциональные зарисовки, а также философские размышления о свободе, природе человека (греховная она или божественная?), проблеме выбора и абсурдности бытия.

Все, что человек способен выиграть в игре с чумой и с жизнью, – это знание и память

Джон Фаулз «Коллекционер» (1963)

У этой истории красавицы и чудовища, уж простите за спойлер, совсем не сказочный финал. Психологический триллер о невзрачном закомплексованном клерке Фредерике Клегге, который коллекционирует бабочек и одержим чувствами к талантливой студентке-художнице Миранде Грей, стал первым опубликованным романом Фаулза. Книга в одночасье превратила британского университетского преподавателя во всемирно известного писателя.

Вторая половина романа – дневник Миранды, который та ведет втайне от своего похитителя. Страницам записной книжки девушка доверяет свои страхи и боль, надежды, воспоминания и планы побега. Благодаря этим строкам острее чувствуется ужас происходящего, трагедия, в которой красота, талант, ум, духовность, сама жизнь проигрывают в неравной борьбе с косностью и бесчеловечностью.

Прошлой ночью мне показалось, я схожу с ума. Взялась писать дневник и писала, писала, пока не очутилась в том, совершенно ином мире. Совершила побег – если и не на самом деле, то хотя бы мысленно. Чтобы доказать себе, что тот мир все еще существует

Дэниел Киз «Цветы для Элджернона» (1966)

Одно название объединяет два произведения американского профессора-филолога Дэниела Киза: в 1959 году был опубликован рассказ «Цветы для Элджернона», а семь лет спустя – одноименный роман с тем же сюжетом. Чарли Гордон, человек с ментальной инвалидностью (в рассказе ему 37 и он мойщик полов в компании, производящей пластиковую тару; в романе – 32 и он уборщик в хлебопекарне), по своей воле участвует в эксперименте по повышению интеллекта. После операции на мозге IQ Чарли стремительно растет, как и у другого «подопытного» – мыши по кличке Элджернон. Отчеты Гордона напоминают американские горки: тут и радость от прочтенных книг и экстерном освоенных знаний, и счастье влюбленного, и горечь от осознания того, как насмешливо люди к нему относились раньше и как неприязненно – сейчас… Увы, обмануть природу авторам эксперимента не удается, и все возвращается на круги своя.

Раньше меня презирали за невежество и тупость, теперь ненавидят за ум и знания. Господи, да чего же им нужно от меня?

Хелен Филдинг «Дневник Бриджит Джонс» (1996)

Это книга-антидепрессант, с которой хорошо отдохнуть холодным зимним вечером в любимом кресле, завернувшись в плед. Проблемы одинокой британки за 30, которыми она искренне и с юмором делится с, пожалуй, единственным настоящим другом – дневником, близки девушкам во всем мире. Неудивительно, что роман стал бестселлером и его хочется перечитывать, разбирать на цитаты и советовать подругам с разбитым сердцем.

…гомосексуалисты и одинокие женщины, которым за тридцать, во многом похожи: и те и другие постоянно расстраивают своих родителей, и общество смотрит на них как на ненормальных

«Дневник — это еще одна прожитая жизнь. Не внешняя, а внутренняя… Нигде литература и жизнь не соприкасаются так бесстыдно, нигде человеческая душа не предстает такой обнаженной…»

Текст: Павел Басинский (писатель)
Фото: Дневник Льва Толстого/realnoevremya.ru

Его Величество Дневник

Лично для меня приятное событие случилось недавно. В целом ряде СМИ неожиданно широко отметили вроде бы довольно странный «юбилей»:

170 лет назад, 30 марта (17 марта по старому стилю) 1847 года Лев Толстой начал вести свой дневник.

Не помню случая, когда начало ведения дневника каким-то писателем когда-либо отмечалось как юбилейная дата.

Понятно, что дело тут не в дневнике, а в Толстом. Градус интереса к нему во всем мире растет какими-то невероятными темпами. Даже не совсем понятно, что это? Но как будто сбывается пророчество Игоря Волгина , поэта и исследователя . Он еще в начале «нулевых» годов высказал мысль, что ХХ век был веком Достоевского, а XXI век, возможно, будет веком Толстого.

Женские дневники — особого рода литература.

Они всегда отличаются от дневников, написанных мужчинами. Дневник — мужского рода. О том, почему женщине писать их труднее, можно долго говорить, но нельзя рассуждать об этом вообще. Вообще можно предъявлять общие требования — объективности, достоверности и т. п. Но поверьте мне, что эти требования совершенно бессмысленны в отношении всех дневников, любого рода — неважно, женских или мужских. Дневник не про это.

Конечно, дневник может служить и свидетельством своей эпохи и людей, которые в ней жили. По дневникам мы изучаем прошедшее время больше, чем по литературным произведениям. И тем не менее, считать дневник настоящим документом эпохи может только наивный читатель. Скажу больше, чем достовернее и убедительнее вам кажется такой «документ», тем с большим опасением и подозрением нужно к нему относиться. И наоборот:

самые правдивые дневники те, что при первом прочтении вызывают сопротивление: нет, так не бывает! не могло быть! неправда!

Именно такое впечатление оставляют, скажем, фронтовые дневники неизвестных участников Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. Когда их читаешь, то поражаешься, насколько их безыскусная правда расходится даже с самыми правдивыми романами об этой войне. Словно это была какая-то другая война, не та, которую мы знаем.

В любом случае дневник — это еще одна прожитая жизнь. Не внешняя, а внутренняя. В этом — великая сила и магия дневников, поэтому они так нам интересны.

И будут еще интереснее со временем. Потому что

нигде литература и жизнь не соприкасаются так бесстыдно, нигде человеческая душа не предстает такой обнаженной.

Оригинал статьи:
Его Величество Дневник — «Российская газета», 09.04.2016

Просмотры: 0

mmoires ), воспоминания - записки современников, повествующие о событиях, в которых автор мемуаров принимал участие или которые известны ему от очевидцев. Важная особенность мемуаров заключается в установке на «документальный» характер текста, претендующего на достоверность воссоздаваемого прошлого.

К таким жанрам в литературоведении принято относить следующие мемуарные жанры : мемуары (в узком смысле слова), записки, записные книжки, автобиографии, некрологи, дневники .

Видимо, без обращения к этому бесценному наследию трудно понять и современное состояние литературы. Поэтому наша задача заключается в анализе исторического изменения дневника как жанра мемуарной литературы, выяснении этапов эволюции жанра на примере дневников русских и зарубежных авторов.

Жанр дневника - один из древнейших жанров в литературе, первые сведения о котором восходят к истокам письменности.

Дневник как литературный жанр

«Чтобы научиться писать, надо писать. Поэтому пишите письма друзьям, ведите дневник, пишите воспоминания, их можно и нужно писать как можно раньше - не худо ещё в юные годы - о своём детстве, например» (Д.С. Лихачёв)

Дневник - важный и в известном смысле знаменитый атрибут школьной жизни. Но кроме обычного дневника (как формы учёта успеваемости учащихся) существует дневник как литературный жанр, как древнейшая форма словесного творчества.

Наверное, некоторые из вас тоже ведут свои личные дневники, записывая события из своей жизни. Сегодня я бы хотела познакомить вас со сведениями из истории дневниковой традиции, о построении дневника, о его интеллектуальных и художественных возможностях. Одним словом, помочь вам овладеть основами этой популярнейшей формы письменной речи.

Определений дневника существует множество. Одно из них, принадлежащее М.О. Чудаковой, точное и ясное, представляется особенно приемлемым для школьной практики: “ Дневник - форма повествования, ведущегося от первого лица в виде подневных записей» (Краткая литературная энциклопедия).

Как правило, дневники начинают вести в подростковом возрасте. Подневные записи могут содержать обобщения, размышления, заметки о прочитанных книгах, газетных новостях или о погоде. Часто ведение их продиктовано желанием автора дневниковых записей проследить собственное духовное развитие; дневник также служит средством самовоспитания и самоорганизации.

История дневника

  1. Развитие дневниковых записей началось с 10 века . Это тексты различных типов дневникового жанра: “хождения”, путешествия, путевые очерки, автобиографические записи, которые ещё трудно отделить от публицистики и летописного повествования, например, сочинение Андрея Курбского «История о великом князе Московском...».
  2. С 13 по 19 вв . в России начинается издание записных книжек и дневников, дорожных заметок (Гильденштедт И. «Дневник путешествия по Слободско-Украинской губернии академика С.-Петербургской Академии наук Гильденштедта в августе и сентябре 1774 года»; «Записки князя Бориса Ивановича Куракина о пребывании в Англии, отъезде в Россию к армии, путешествии с царём Петром Алексеевичем в Карлсбад и о назначении своём на съезд в Утрехт. 1710–1711–1712»; Вяземский П. «Из старой записной книжки»).
  3. С 20 века благодаря использованию писателями фрагментарной формы письма дневниковая форма повествования получает широкое распространение в современном литературном процессе. Так, примером такого дневника является дневник Печорина в романе М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени». В романе дневник не только способ авторской характеристики и форма самовысказывания героя, но и предмет изображения человеческой души. В романе сам жанр дневника подвергается анализу. Он как бы раздваивается и теряет свою ценностно–смысловую бесспорность: дневник вводит нас в сложный мир Печорина, заставляет поверить в неподдельность его душевных движений. Вопрос о сущности дневника как жанра вырастает здесь в серьезную общественно-нравственную проблему. С одной стороны, дневник дает возможность беспрепятственного анализа окружающего и самоанализа, служит и сохранению памяти о случившемся и передуманном. Но с другой стороны, дневник ведет к духовной разрозненности – герой втайне казнит окружающих скрытым от них словом дневника.

Итак, дневник – это, в первую очередь, прием психологического изображения героя. Вводя в текст своего романа дневник, Лермонтов позволяет увидеть, как сложные душевные состояния героя раскладываются на элементы и тем самым объясняются, становятся ясными для читателя. И наконец, в произведении, где используется дневник как форма художественного повествования, позиция автора довольно резко обособлена от позиции персонажа, так что не может быть и речи о том, чтобы индивидуальности автора и героя совмещались.

В форме дневника пишутся целые произведения. Так, «Записки сумасшедшего» Н.В.Гоголя являются таким произведением, когда в форме дневника отражаются личные воспоминания и впечатления автора, знавшего быт и психологию петербургских чиновников.

* Блоги состоят из “постов” (пост - сообщение в дневнике), каждый из которых содержит дату и время публикации, а также ссылки на страницы с фотографиями, комментариями и именем автора. Но в отличие от бытового дневника, представляющего собой систему записей, связанных с определённой датой, записи блогов разных пользователей возникают в ленте новостей и по прошествии времени замещаются другими; временные промежутки, в реальности существующие между ними, не могут быть отражены в режиме он-лайн.

Главное отличие дневника «ЖЖ» от бытового дневника состоит в установке автора блога на поиск единомышленников, людей, разделяющих его жизненную позицию, - для общения с ними. Автор создаёт коммуникативно грамотный текст, на который потенциальный адресат захотел бы так или иначе отреагировать.

* Твиттер – аналог дневника.

Независимо от того, в какой форме будет вестись дневник, необходимо научиться продуманно делать записи в нём.

Основные правила ведения дневника

1. “Ни дня без строчки” (Ю.Олеша).

2. Каждую запись датируй.

3. Будь искренним и честным в записях.

4. Не читай чужого дневника без разрешения!

Помимо бытового, можно вести дневник читателя , указывая в нём:

  • автора и название книги;
  • выходные данные: место издания, издательство, год;
  • время создания произведения, а также время, о котором идёт речь в книге;
  • желательно обозначить тему произведения;
  • в общих чертах изложить содержание;
  • сформулировать для себя идею книги;
  • записать общее впечатление от книги.

М.М. Пришвин вёл дневник всю жизнь. Он был убеждён, что, если собрать все записи в один том, получилась бы книга, ради которой он и родился. По оценкам издателей Пришвина, рукописи его дневников втрое превышают объём собственно художественных произведений автора. Как писал сам Пришвин, “форма маленьких записей в дневник стала больше моей формой, чем всякая другая” (1940). А незадолго до смерти, в 1951 году, оглядываясь на свою жизнь, он признался: “Наверно, это вышло по моей литературной наивности (я не литератор), что я главные силы свои писателя тратил на писание своих дневников”.

Литературные произведения в форме дневника («Демикотоновая книга» в «Соборянах» Н.С. Лескова, «Журнал Печорина» в «Герое нашего времени» М.Ю. Лермонтова, «Чапаев» Д.А. Фурманова, «Дневник лишнего человека» И.С. Тургенева, «Дневник Кости Рябцева» Н.Огнева, «Деревенский дневник» Е.Я. Дороша). («Робинзон Крузо» Даниэль Дефо)

З ачем же нужен личный дневник ? В чём его польза?

Почти у каждого из нас есть такие тайны, рассказать о которых мы не можем даже саамы близким людям. То ли боимся того, что нас не поймут и осудят, то ли ещё чего-то… Но порою эти самые тайны вызывают очень сильные эмоциональные переживания, которые, не найдя выхода, могут со временем отразиться на поведении человека. Если же выплёскивать свои переживания на бумаге, это послужит своеобразной психологической разгрузкой. Да и потом – бумага всё стерпит и уж точно не осудит вас за ваши откровения.

Кроме того, когда мы описываем какую-либо проблему, над решением которой бьёмся уже не первый день, изложение своих мыслей порою помогает найти верное решение. Ведь когда мы пишем, нам волей неволей приходится упорядочить тот эмоциональный хаос, который творится внутри нас, а наведение порядка очень часто помогает найти именно то, что мы ищем – не важно, вещь ли это или выход из сложной ситуации.

В личный дневник можно записывать также идеи, которые у вас возникли. Кто знает, может, через определённый период времени эта запись, когда вы её перечтёте на досуге, даст вам новый толчок к развитию.

В дневнике можно также подробно отражать процесс работы над собой, если вы, допустим, решили выработать в себе определённые черты, освоить новые навыки или избавиться от старой привычки. Такое детальное описание позволит вам как бы со стороны увидеть свои слабые и сильные стороны, а также и то, как далеко вы продвинулись на пути к своей цели.

Некоторые люди делают записи в дневнике ежедневно в конце дня, описывая произошедшие события, свои чувства и анализируя то, что произошло, что получилось или не получилось и почему.

В любом случае, ведение личного дневника позволяет быть более внимательным к себе, к своему внутреннему миру, более осознанно воспринимать чувства и эмоции и со временем понимать причины их возникновения.

Личный дневник – это отличный собеседник, который не станет вас перебивать и всегда выслушает до конца. Хотя, безусловно, вести его или нет – личное дело каждого.

Дневник - один из наиболее демократичных литературных жанров. Ведение дневника доступно каждому грамотному человеку, и польза, приносимая им, огромна: ежедневные записи, пусть небольшие, в несколько строк, учат вниманию к себе и другим, развивают навыки самоанализа, воспитывают искренность, наблюдательность, вырабатывают вкус к слову, точному суждению, строгой отточенной фразе.

Сделаем выводы : жанр дневника, приобретая различные черты в ходе эволюции, на современном этапе характеризуется так: «Дневник – жанр мемуарной литературы, для которого характерна форма повествования от первого лица, ведущегося в виде повседневных, обычно датированных, синхронных с точки зрения системы отражения действительности, записей. Дневник отличает предельная искренность, доверительность. Все записи дневника, как правило, пишутся для себя.

Д/з: В течении недели, начиная с сегодняшнего дня, каждый день записывайте какие-либо события из вашей жизни, всё то, что вы хотели бы отметить в своем дневнике. Через неделю мы посмотрим, что у вас получилось.

Дневник Робинзона Крузо

С этих-то пор я и начал вести свой дневник, записывая все, что я сделал в течение дня. Первое время мне было не до записей: я был слишком завален работой; к тому же меня удручали тогда такие мрачные мысли, что я боялся, как бы они не отразились в моем дневнике.
Но теперь, когда мне наконец удалось совладать со своей тоской, когда, перестав баюкать себя бесплодными мечтами и надеждами, я занялся устройством своего жилья, привел в порядок свое домашнее хозяйство, смастерил себе стол и стул, вообще устроился по возможности удобно и уютно, я принялся за дневник…

Наш корабль, застигнутый в открытом море страшным штормом, потерпел крушение. Весь экипаж, кроме меня, утонул; я же, несчастный Робинзон Крузо, был выброшен полумертвым на берег этого проклятого острова, который назвал островом Отчаяния.
До поздней ночи меня угнетали самые мрачные чувства: ведь я остался без еды, без жилья; у меня не было ни одежды, ни оружия; мне негде было спрятаться, если бы на меня напали враги. Спасения ждать было неоткуда. Я видел впереди только смерть: либо меня растерзают хищные звери, либо убьют дикари, либо я умру голодной смертью.
Когда настала ночь, я влез на дерево, потому что боялся зверей. Всю ночь я проспал крепким сном, несмотря на то что шел дождь.

Проснувшись поутру, я увидел, что наш корабль сняло с мели приливом и пригнало гораздо ближе к берегу. Это подало мне надежду, что, когда ветер стихнет, мне удастся добраться до корабля и запастись едой и другими необходимыми вещами. Я немного приободрился, хотя печаль о погибших товарищах не покидала меня. Мне все думалось, что, останься мы на корабле, мы непременно спаслись бы. Теперь из его обломков мы могли бы построить баркас, на котором и выбрались бы из этого гиблого места.
Как только начался отлив, я отправился на корабль. Сначала я шел по обнажившемуся дну моря, а потом пустился вплавь. Весь этот день дождь не прекращался, но ветер утих совершенно.

Сегодня заметил, что у меня осталось очень мало сухарей. Нужно соблюдать строгую бережливость. Пересчитал все мешки и решил съедать не более одного сухаря в день. Это печально, но ничего не поделаешь.

Сегодня печальная годовщина моего прибытия на остров. Я сосчитал зарубки на столбе, и оказалось, что я живу здесь ровно триста шестьдесят пять дней!
Посчастливится ли мне когда-нибудь вырваться из этой тюрьмы на свободу?
Недавно я обнаружил, что у меня осталось очень мало чернил. Надо будет расходовать их экономнее: до сих пор я вел мои записи ежедневно и заносил туда всякие мелочи, теперь же буду записывать лишь выдающиеся события моей жизни.

Если вы регулярно читаете, то читательский дневник может оказаться отличной идеей. Подобно обычному дневнику, литературный дневник будет представлять собой хроники ваших книжных приключений. Создавайте отдельную заметку для каждой прочитанной книги, записывайте свои мысли и рассуждения. Такой подход поможет вам стать вдумчивым читателем, а также улучшит ваши писательские навыки. Вдобавок, если вы начнете путаться в сюжете, то записанные мысли помогут вспомнить детали. Самое главное - спустя некоторое время можно открыть дневник и поразмыслить о книгах, которые вы прочитали.

Шаги

Часть 1

Как создать читательский дневник

    Оцените преимущества дневника. Полезность читательского дневника зависит от того, как много и часто вы читаете. Если вы читаете почти каждый день, то за год наверняка скапливается столько книг, что и не упомнить во всех подробностях. Не удается вспомнить важные моменты из тех книг, которые вы прочитали буквально несколько месяцев назад? Ведите литературный дневник, так как сам процесс записи мыслей помогает лучше запомнить информацию.

    • Если вы читаете лишь несколько книг в год, то литературный дневник будет вам менее полезен. Такой дневник целесообразен только для очень активных читателей.
  1. Выберите способ. Существует два основных варианта: записи в обычном бумажном блокноте или блог в интернете. Кому-то нравится чувствовать в руках настоящую записную книжку, другие предпочитают удобство и доступность публикаций в сети.

    • Рассмотрите оба варианта и примите взвешенное решение, даже если у вас уже есть некоторые предпочтения.
    • В некоторых случаях удобно совмещать бумажные и электронные записи. Компьютер не всегда под рукой, а окончательные умозаключения можно сохранить в электронном виде, когда закончите читать книгу.
  2. Купите качественный блокнот. Если вы решите писать от руки, то не используйте дешевую тетрадь на пружине. Она вполне удобна для записей, но быстро изнашивается. Лучше выбрать качественный и прочный блокнот с надежным переплетом (кожаным).

    • Помимо надежности, блокнот должен нравиться вам, ведь он прослужит вам дневником не один месяц. У авторов нередко возникает эмоциональная привязанность к дневнику, поэтому покупайте качественный блокнот на свой вкус.
  3. Создайте блог. Блог - это бесплатный онлайн-дневник. В таком случае вам не придется думать о том, что свободное место в дневнике может закончиться. В блоге проще организовать и находить материалы. Вдобавок, у блога может появиться круг читателей.

    Зарегистрируйтесь на LiveLib. Если вы хотите вести учет прочитанных книг в интернете, то LiveLib станет более удачным выбором, чем простой блог. LiveLib - это сайт, который позволяет людям следить за своими читательскими привычками и публиковать мысли о прочитанных книгах. Приятным дополнением станет обширная база материалов и активное сообщество любителей книг.

    Часть 2

    Как вести дневник
    1. Укажите важные сведения о книге. Каждая отдельная статья должна включать основную информацию: имя автора и название книги. Выделяйте такие данные полужирным шрифтом или другими внешними особенностями, чтобы они бросались в глаза на странице или на экране. Так вам будет проще видеть ключевую информацию в больших объемах текста.

      Записывайте факты, которые легко забыть. Наша память ненадежна. Даже если вы в восторге от книги, не факт, что через год вы сможете вспомнить детали сюжета. Чем больше вы читаете, тем чаще возникает такая проблема. Конечно, не обязательно записывать каждую мелочь, но укажите хотя бы те идеи, которые вас заинтересовали или удивили.

      • Такие крупицы информации станут подсказкой, которая поможет вспомнить другие детали.
    2. Записывайте в дневник любимые цитаты. В хороших книгах всегда есть строки, которые заденут струны вашей души. Не нужно писать все подряд, но выберите несколько цитат из книги, которые стоит зафиксировать дословно. Отличным выбором станут цитаты, которые заключают в себе всю суть книги.

      Комментируйте авторский стиль и приемы. В некоторых дневниках пишут только о содержании книг, но не менее интересно оценить форму произведения и авторские приемы. Проанализируйте авторский ракурс (от первого или от третьего лица), объем книги, образы и художественные средства, которые используются в произведении.

      • Дополните запись своей оценкой эффективности и уместности авторских приемов. Ваша запись в дневнике может представлять собой неофициальную рецензию. Тщательно исследуйте разные технические аспекты, чтобы научиться отличать хороший текст от плохого.
    3. Указывайте время и место создания каждой записи. Литературный дневник - это не просто список прочитанных книг. Как и любой дневник, он будет содержать косвенные суждения о событиях вашей жизни. Жизненный опыт влияет на книги, которые вы читаете, а книги, в свою очередь, могут олицетворять жизненные этапы и отрезки времени. Помните об этом и указывайте место и время, когда вы читали эту книгу и создавали заметку.

      • Записывайте факты, которые связывают книгу с событиями жизни, чтобы лучше запомнить оба аспекта. Укрепляйте и расширяйте ассоциации между книгой и жизненными обстоятельствами.
    4. Соотносите книгу со своей жизнью. Через время вам будет проще понять эмоции при прочтении книги, если указать свои мысли и события, с которыми вам пришлось иметь дело в этот момент. Общие сведения (где вы жили, с кем состояли в отношениях) помогут вспомнить множество деталей данного временного отрезка.

      • Благодаря фоновой информации будет проще вспомнить настроение и образ мыслей, с которым вы читали книгу. Это поможет объяснить внимание к конкретным цитатам или некоторые мысли.
      • Естественно, глубоко личные подробности следует указывать только в личном литературном дневнике, который не смогут прочесть посторонние.
    5. Подумайте о том, как книга повлияла на вас. Книги - это вариант досуга и развлечения, но также они помогают нам развиваться. Многие из прочитанных книг не оставят после себя длительных впечатлений, но некоторые точно повлияют на вашу жизнь. Если книга навсегда изменила ваше мировосприятие, укажите этот факт в конце заметки.

      • Такие моменты также можно выделять жирным шрифтом, чтобы спустя годы при беглом взгляде в записи было проще найти мысли, которые были для вас особенно значимыми.

    Часть 3

    Как сформировать полезные привычки
    1. Ставьте перед собой читательские цели. Читать книги интересно, но для активного чтения нужно немного больше мотивации, чем для просмотра телевизора или видеоигр. Некоторые люди ставят цели, чтобы мотивировать себя. Например, если вы хотите читать больше, но напишите: "В этом месяце я прочитают три книги".

Дневник это периодически пополняемый текст, состоящий из фрагментов с указанной датой для каждой записи. Обычно то или иное произведение в форме дневниковых записей относится к какому-либо из известных жанров (роману, повести, репортажу), и «дневниковость» лишь придает ему дополнительную специфику. Дневниковая форма записи характеризуется рядом особенностей, которые могут быть реализованы в большей или меньшей степени в каждом дневнике:

  1. периодичность, регулярность ведения записей;
  2. связь записей с текущими, а не с давно прошедшими событиями и настроениями;
  3. спонтанный характер записей (времени между событиями и записью прошло слишком мало, последствия еще не проявили себя, и автор не в состоянии оценить степень значительности происшедшего);
  4. литературная необработанность записей;
  5. безадресность или неопределенность адресата многих дневников;
  6. интимный и поэтому искренний, частный и честный характер записей.

Вне художественной литературы дневник обычно тяготеет либо к официальному документу («документальный» дневник), либо к частной записи (так называемый «бытовой» дневник). В обоих случаях дневник удовлетворяет человеческой потребности в наблюдении и определяется необходимостью фиксировать текущие изменения, с чем связано возникновение разнообразных научных дневников, протоколов, историй болезни, корабельных журналов, школьных дневников, дневников придворных дежурств - камерфурьерских церемониальных журналов. В античной литературе со времен Платона известны так называемые гипомнемы - различного рода протоколы частного и официального характера. При дворах восточных и поздне эллинистических монархов, например, при штабе Александра Македонского, велись отчеты о текущих событиях - эфемериды (возможно, в пропагандистских целях; их достоверность в новейшее время подвергается сомнению). Документальные дневники представляют существенный интерес для историка. В «бытовых» дневниках пишущий также является наблюдателем, но следит больше за самим собой, за изменениями в обстоятельствах своей частной жизни, своего внутреннего мира. Широкое распространение «бытовые» дневники получили в эпоху сентиментализма, когда интерес к частной жизни, и особенно к области чувств, был очень высок. «Бытовые» дневники могут иметь значительную ценность, если пишущий был знаменит или участвовал в политической жизни страны («Дневник члена Государственной думы Владимира Митрофановича Пуришкевича», 1916), общался с интересными людьми (Е. А.Штакеншнейдер «Дневник и записки». 1854-86). Дневники становится не только исторической, но и эстетической ценностью, если у пишущею есть литературный талант («Дневник Марии Башкирцевой», 1887; «Дневник Анны Франк», 1942-44).

Тексты, записанные «по дням», близко соприкасаются по различным параметрам с широким спектром самых разнообразных форм документалистики. Подобно мемуарам, дневники повествует о реально имевших место в прошлом событиях внешней и внутренней жизни. Как в автобиографии, в дневнике пишущий рассказывает по преимуществу о себе и своем ближайшем окружении и также бывает склонен к самоанализу. Как исповедь, дневник часто говорит о тайном, скрытом от посторонних глаз, однако исповедь, в отличие от дневника, мемуаров и автобиографий, бывает лишена развертываемого хронологически последовательного повествования. И в мемуарах, и в автобиографиях, и в исповедях, в отличие от дневников, текст тщательно выстроен, из всей информации отбирается только существенное. В этом отношении дневник ближе к письмам, особенно к регулярной переписке, где также сообщается о текущем, материал не отбирается и новости записываются «по горячим следам». Близость переписки и дневников хорошо видна в «Дневнике для Стеллы» (1710-13) Дж.Свифта и в «Дневнике для Элизы» (1767) Л.Стерна. Первый писался дважды в день (хотя почта отправлялась гораздо реже), в письма вносились вопросы, бессмысленные при обычной переписке («Как вы думаете, надеть мне сегодня камзол?»). Напоминают дневники написанные в форме писем «Страдания молодого Вертера» (1774) И.В.Гёте: Вертер мало интересуется своим корреспондентом Вильгельмом, ответы которого почти не влияют на характер писем Вертера. Есть общее у дневников и литературой путешествий: постоянно переезжая, не имея возможности осмыслить происходящее, путешественник, как и автор дневника, схватывает события на лету и записывает, не отделяя важное от случайного. Путешественник обычно обозначает место, где была еде, сделана запись; если же в путешествии указывается дата записи, то его уже трудно отличить от дневника.

Рассказывая о событиях в хронологической последовательности и фиксируя любое изменение вне зависимости от его значимости, дневник имеет сходство с летописью, однако время записи в нем указывается точнее (дни, а не годы), а круг охватываемых событий ограничен. Дневник обнаруживает определенное родство с периодикой, которая тоже идет за событиями, но предназначена для публичного прочтения, лишена интимности. Часто творческие люди называют дневник свои записные книжки. Так, «Дневнику» Жюля Ренара присущи художественные образы, и только даты позволяют прочитывать не связанные между собой записи как дневниковые. Черты дневника (исповедальный характер, фиксация «мелочей», самоанализ, точная дата) прослеживаются в произведениях многих поэтов (М.Ю.Лермонтова, Н.А.Некрасова, А.Ахматовой, А.А.Блока). «Дневник писателя» Ф.М.Достоевского становится периодическим изданием; на него объявляется подписка. В то же время Достоевский пишет далеко не обо всем, что его волнует, а только о том, что представляет, по его мнению, общественный интерес. Иногда приуроченность дневниковой записи к определенному числу, периодичность записей оказывается конструктивным моментом повествования. В «Записках сумасшедшего» Н.В.Гоголя, целиком построенных в форме дневника, счет и порядок дней постепенно ускользает от пишущего. Но обычно указание на дату не так уж важно. Смысл «Журнала Печорина» в «Герое нашего времени» (1840) Лермонтова мало изменится, если убрать все даты.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Йошта рецепты Ягоды йошты что можно приготовить на зиму
Каково значение кровеносной системы
Разделка говядины: что выбрать и как готовить?