Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Учебный проект «История краски. Волшебные краски средневекового художника

Сложно представить себе современный мир без использования красок. Ее используют в быту и промышленных целях, окрашивая целые сооружения и расставляя предупреждающие разметки. Использование человечеством краски в разнообразных областях своей деятельности уходит корнями в глубинные пласты истории.

Учеными и археологами найдены многочисленные рисунки и наскальная живопись в различных уголках земного шара. Также был доказан факт использования красящих пигментов во время проведения разнообразных обрядов. Неоднократно были найдены древние захоронения, возраст которых составляет около 20-40 тыс. лет до н.э. Низ могилы и останки полностью покрыты охрой красного цвета. Похожие могилы были найдены на территории Украины и Карелии.

Помимо этого, учеными были найдены части сгоревшего в 1240 году дома. Среди найденных предметов были обнаружены доски для написания икон, емкости с красками и прочая утварь иконописца. Уже в те времена процветали иконописные мастерские, что подтвердили аналогичные находки на территории Новгорода.

Как создавались краски на Руси?

История создания красок на Руси - исследование глубокое. Многие из красок применялись для окрашивания вытканного материала и пряжи. В основном использовались натуральные ингредиенты: шафран, вайда, марена, чермес, куркума, крушина. Каждое из растений давало свой уникальный оттенок. При смешении нескольких цветов можно было варьировать интенсивность оттенка и получать новые необычные тона. В XIX веке был найден способ добычи желтых оттенков - для этого использовали отвар ольхи, березы и золы. Багульник использовали для получения зеленой краски. А уже к концу этого столетия палитра красок пополнилась синтетическими составляющими. Чаще всего их использовали для придания нового цвета материалам, использовали - индиго, хризамин, красную кровяную соль, анилиновые пигменты, кадмиевую желтую, ультрамарин и иные красители.

Краски всевозможных оттенков природного происхождения широко использовали для окрашивания жилых строений, раскрашивания церквей, резных украшений различных строений, мебели и предметов интерьера. Искусственно полученными красками пользовались гораздо реже. В XIX веке для окрашивания кровли из железа задействовали мумию, железный сурик и ярь-медянку. Смесью мела и извести часто белили дома весной. В военной сфере часто красили ножи из дерева и кожаные части оружия.

Не отставала и бумажная промышленность. Для окрашивания бумаги была разработана широкая палитра красящих материалов. В конце XVIII века краски, созданные по особому рецепту, стали использовать при печатании бумажных купюр. Состав хранился в строжайшем секрете и был доверен только нескольким лицам. Существовала даже такая профессия как красильщик бумаги.

В настоящее время ассортимент краски поражает воображение. Ее использование достигло промышленных масштабов. Согласитесь, невозможно представить современный мир без этого важного изобретения.

На уроках живописи мы часто рисуем акварелью и гуашью, и однажды перед нами возник вопрос, чем же рисовали раньше, когда ещё не было таких замечательных ярких красок? Захотелось попробовать своими руками сделать краски и создать рисунок, но, прежде всего, предстояло узнать, как раньше создавали, сохраняли и восстанавливали живописные произведения.

В Краеведческом музее г. Красноярска нам рассказали о том, как русские иконописцы создавали сами не только иконы, но и краски, которыми они нарисованы. Прошло больше 600 лет, а некоторые иконы (например «Троица» Андрея Рублева, которая хранится в Третьяковской галерее в Москве) продолжают сиять всеми цветами. Люди берегут и сохраняют в музеях своё прошлое, свою культуру. А без знания того, как наши предки жили раньше, не будет будущего. Люди не имели возможности пользоваться библиотекой и Интернетом, но то, что они создали, до сих пор интересует и волнует людские сердца. Мы решили попробовать по старинным рецептам создать краски, чтобы понять, как это делали великие мастера.

Материал для изготовления красок человек первоначально брал из того, что его окружало,- это были натуральные пигменты и другие красящие вещества природного происхождения. Краски существуют так давно, что невозможно сказать, когда и кем они были изобретены. С древнейших времен люди растирали сажу, пережженную глину, замешивали на животном клее и творили в свое удовольствие. Охрами, красками на основе глины, и сажей расписаны пещеры - первые свидетели труда живописцев, дошедших до наших времен.

Со временем люди стали претворять в краски минералы, камни, глины и химические смеси (окиси, оксиды и так далее). Если вы хотите сегодня увидеть, как работали художники тысячи лет назад, придется заглянуть в мастерскую темперной живописи, к иконописцам. Мы решили получить консультацию художников-иконописцев, но в Енисейской епархии нам сообщили, что в Красноярске нет иконописных мастерских. Поэтому весь последующий материал был изучен с помощью Интернета и справочной литературы.

Мы решили выяснить, кто из мастеров-иконописцев представлял Средневековье на Руси. Оказалось, что на рубеже XIV-XV вв. в Москве творил величайший из мастеров Древней Руси Андрей Рублев - основатель московской художественной школы. Именно его репродукция поразила нас. Краски Андрея Рублева интенсивные, но легкие и светлые. Широкую известность мастеру принесла работа в Троице - Сергиевой Лавре. Именно здесь предположительно в 1412-1427 гг. Андрей Рублев написал икону «Троица».

Для своего шедевра Рублев использовал ляпис-лазурь - краску, которая ценилась дороже золота. Природный ультрамарин использовался только в самой тонкой работе из-за его дороговизны. Краску изготавливали сложным способом, извлекая из минерала незначительное количество чистейшего синего пигмента. Этот цвет можно увидеть на плаще центрального ангела на иконе.

2. Темперная живопись

Из книг мы узнали, что средневековые иконописцы применяли темперные краски. Благодаря иконописи темперная живопись развивалась и распространялась.

Яичная темпера получила особенное распространение в средние века на Руси, о чем убедительно говорят росписи XV-XVI веков многих русских храмов. Существует несколько видов яичной темперы: из цельного яйца, белковая, но самое широкое распространение получила желтковая темпера.

Нам стало интересно, почему этот вид техники имеет такое название? Так как до начала 18 века масляные краски не были известны, художники пытались найти вещество, которое бы равномерно растворяло пигменты и позволяло им прилипать к различным поверхностям, сохранять свои истинные цвета. И они нашли такое вещество – желток сырого яйца. Яичная темпера оставалась основным материалом художников на протяжении почти 800 лет.

2. 1. Основа для составления красок – эмульсия.

Оказалось, что для получения этой краски яйцо разбивают с тупого конца (со стороны воздушного мешка). Отверстие скорлупы выравнивают и из нее выкатывают мешочек с желтком на руку, а скорлупу промывают водой от оставшегося на ней белка. Мешочек с желтком перекатывают с ладони на ладонь и этим очищают его от остатков белка. Затем прокалывают мешочек и выливают желток в промытую скорлупу, в которую до края наливают двухпроцентный раствор уксусной кислоты - с таким расчетом, чтобы количество ее было равно объёму желтка.

Для приготовления эмульсии древние живописцы пользовались вместо раствора уксуса хлебным квасом в тех же пропорциях. Они считали, что краски, приготовленные на хлебном квасе, ложатся «мягче» и по высыхании становятся более «звучными».

После добавления к желтку раствора уксусной кислоты состав размешивался деревянной лопаточкой. В приготовленную эмульсию добавляли пигмент и перетирали ее с пигментом. Сейчас смешивают эмульсию с пигментом в блюдцах или в пластмассовых стаканчиках.

Эта эмульсия являлась только основанием для составления различных темперных красок. Для получения различных цветов художники использовали пигменты. После растирания минерала полученный порошок разводился в разбавленном яичном желтке и краска, называемая «яичная темпера», была готова. Использовать её следовало сразу после приготовления, так как в жидком виде она не подлежала долгому хранению и могла быстро испортиться, а также при неумелом использовании, (при введении в краску в чистом виде или большом количестве), способствовала образованию трещин.

В практической части мы проведем эксперимент по составлению эмульсии для яичной темперы.

2. 2. Пигменты темперы.

Пигменты – красящие вещества – могут быть минерального, органического происхождения или приготовленные химическим путем из природных материалов, главным образом глин, содержащих окислы или соли металлов. Также в живописи использовались красители растительного происхождения, полученные из листьев, коры и корней растений (шафран, индиго и др.), а также пигменты, получаемые обжигом виноградных, персиковых косточек и костей животных.

В иконописи широко применялись:

Природные земляные краски (различные оттенки охры, умбры, зеленая земля),

Краски, приготовляемые из природных минералов (малахит, азурит, лазурит),

Пигменты животного происхождения (из кошенили),

Неорганические пигменты, получаемые искусственным путем или добываемые из природных месторождений (киноварь, сурик, свинцовые белила, ярь-медянка и др.).

Средневековые художники, иконописцы были практикующими химиками и часто использовали ядовитые компоненты для создания ярких красок. Например, мышьяк для желтого цвета, ляпис-лазурь для голубого, сульфид ртути для красного. Эти компоненты были опасными и труднодоступными, их тайно собирали и хранили. По мнению средневековых авторов, самой древней краской были свинцовые белила, которые получали искусственным путем, окисляя уксусом свинцовые стружки. Особая потребность была в зеленых пигментах. Распространенной краской в те времена была ярь-медянка, цвет которой мог иметь оттенки от зеленого до голубого.

При изучении красочного слоя древнерусских икон было установлено, что палитра красок того времени была крайне невелика. . Несмотря на небольшое количество основных красок, древнерусские художники путем умелого смешения, а так же виртуозного наложения одной краски на другую достигали необычайно богатой цветовой гаммы. (илл. 6) Обязательным компонентом сложных смесей были белила или уголь. Для достижения незаметного перехода от одного цвета к другому иконописцы наносили слои тонко, иногда в виде мелких мазков, работая маленькой беличьей кистью. Иногда художники использовали крупные кристаллы пигмента – это объединяло цветовой строй нижних и верхних слоев, создавая ощущение гармонии. Большинство удачных рецептов смешивания цветов строго охранялись. Поэтому произведения той поры отличались самобытностью каждого автора. Также важно отметить, что все краски того времени несли особую смысловую нагрузку.

Большинство пигментов, применявшихся средневековыми художниками, прочны, стойки и применимы в современных росписях. Яичная темпера используется и в наше время иконописцами.

В следующей главе мы выясним, какая основа была необходима древнерусским мастерам для нанесения темперы.

2. 3. Основа для нанесения темперы. Грунты.

Темперные краски наносят на разные виды основы: дерево, ткань, металл, пергамент и бумагу.

Яичная темпера была предназначена главным образом для живописи на твердых основаниях, так как отличалась хрупкостью, склонностью к растрескиванию, которое может происходить даже от вибрации холста.

Поэтому работы яичной темперой почти всегда выполнялись на досках (иконы). Древнерусские иконописцы использовали в основном липу, реже бук, а также другие лиственные породы. Современные живописцы, работающие яичной темперой, применяют доски из выдержанной и сухой древесины.

Другим важным материалом, применявшимся как основа для живописи, была бумага (в Европе появилась в 1154г.). Известно также, что некоторые художники пользовались бумагой как основой для живописи, предварительно наклеивая её на доску.

В древнерусской живописи также использовали ткань – её наклеивали на доску и покрывали многослойным грунтом из мела или гипса. Эта наклеенная ткань называлась поволокой. Такой способ подготовки основания, распространенный в иконописи, увеличивал сохранность доски. Тканью для наклеивания служил льняной холст или холст, вытканный из пеньки. Следует отметить, что древнерусские мастера пользовались иногда и просто склеенным холстом, покрытым с двух сторон грунтом. Для живописи на холсте применялся особый грунт, представляющий собой смесь из муки и орехового масла, в которую вводили свинцовые белила. Данный способ использовать невозможно, так как свинцовые белила являются ядовитым компонентом.

2. 4. Покрытие лаком

В главе 2. 2. мы писали о том, что работы, выполненные темперными красками, имели свойство растрескиваться. Поэтому покрытие лаком картин, написанных темперными красками, имеет чрезвычайно важное значение:

Тона красок на картине, покрытой лаком, приобретают интенсивность, что особенно характерно для темперных красок, но при этом лак несколько утемняет темперные краски.

Красочный слой, покрытый лаком, приобретает приятный блеск, одновременно картина воспринимается более четко, выделяются и подчеркиваются мелкие живописные детали, часто незаметные в матовой живописи.

Лаковая пленка играет не только чисто оптическую роль, но и защищает красочный слой от действия агрессивных компонентов, находящихся в воздухе.

Покрывают картину лаком не ранее чем через год со дня окончания работы. В течение всего-этого времени живопись должна предохраняться от пыли, загрязнений и т. п.

Из исследования живописи разных эпох известно, что до XVI века лаки приготовляли на основе смол янтаря, камеди и др. Русские живописцы применяли главным образом льняное масло, в котором растворяли янтарь. Иногда покрывали картины яичным белком (в XVIII веке).

Выводы по теоретической главе

Теперь мы знаем, что средневековые художники, иконописцы и иллюстраторы книг были практикующими химиками и часто использовали ядовитые компоненты для создания ярких красок. Мы не можем использовать такие краски в своей работе, поэтому будем искать им замену растительного происхождения.

Большинство красочных пигментов, применявшихся средневековыми художниками, безусловно, прочны, стойки к внешним воздействиям и вполне применимы в современных росписях. Яичная темпера используется и в наше время иконописцами. Эту технику мы будем использовать в своей работе.

В своей работе на первом этапе в качестве основы мы будем использовать бумагу. Поэтому отпадает необходимость в покрытии грунтом и лаком. Исполнять работу будем беличьими кистями, т. к. мы узнали, что в Средневековье художники использовали именно этот инструмент.

II глава. Практическая часть.

Для создания красок нам понадобились:

Лоток для смешивания акварели;

Несколько сырых яиц;

Ступка с пестиком;

Несколько пластиковых пакетов;

Деревянная доска;

Молоток;

Напильник;

Ситечко;

Маленькая банка с крышкой;

Несколько листов бумаги;

Чайная ложка;

Деревянная круглая лопаточка;

Нож для резки бумаги;

Чашка и блюдце;

Беличьи кисти.

Для пигментов: медная полоска, 2-х процентный раствор уксуса, древесный уголь, белый мел, голубой аквариумный гравий, красный сухой перец, сухая горчица, пакетик чая, железные опилки, металлическая мочалка.

2. 1. Изготовление пигментов:

1. Зеленый (ярь-медянка): мы потерли медную полоску металлической мочалкой, пока она не засверкала. Положили полоску на блюдце и смочили обе стороны раствором уксуса. Дали уксусу подсохнуть и еще раз смочили полоску уксусом. Когда полоска подсохла, увлажнили её небольшим количеством воды. Через 24 часа полоска покрылась зеленоватой коркой. Когда корка затвердела, мы взяли нож для резки бумаги и соскоблили образовавшийся слой ярь - медянки на лист бумаги.

2. Желтый (сафлоровая охра): 1 чайную ложку сухой горчицы завернули в бумагу и сохранили.

3. Синий (ляпис-лазурь): положили 1 чайную ложку голубого аквариумного гравия в два пластиковых пакета. На деревянной доске побили молотком по пакетам, пока гравий не превратился в мелкий песок. Растерли получившийся песок молотком, чтоб он стал еще мельче. Перетерли через ситечко, получился порошок голубого цвета (ляпис-лазурь).

4. Красный (лакмус): 1 чайную ложку сухого красного перца завернули в бумагу и сохранили.

5. Чёрный (сажа): Чтобы получить черный пигмент, мы взяли кусок древесного угля, положили его в два пакета и разбили молотком на мелкие кусочки на твердой поверхности. Растерли получившийся песок молотком, чтоб он стал еще мельче. С помощью ситечка отбросили более крупные частички. Получившийся порошок чёрного цвета пересыпали в бумажный пакет.

6. Белый (квасцово-белый): растерли кусок белого мела напильником, пока не получился мелкий порошок. Завернули порошок в бумагу и сохранили.

7. Коричневый чернила (сепия): положили чайный пакетик в банку и залили его кипятком так, чтобы вода полностью закрыла пакетик. Добавили половину чайной ложки железных опилок и 3 капли раствора уксуса. Дали смеси настояться в течение 6-7 дней. Получившийся порошок коричневого цвета растолкли.

2. 2. Смешивание и применение разных веществ:

1. Мы растерли в ступке получившиеся пигменты, чтобы они были похожи на порошок.

2. Приготовили яичную эмульсию. Яйцо разбили с тупого конца. Выкатили мешочек с желтком на руку, а скорлупу промыли водой от оставшегося на ней белка. Мешочек с желтком перекатывали с ладони на ладонь, тем самым, очищая его от остатков белка. Затем прокололи мешочек и вылили желток в промытую скорлупу, в которую до края налили 2-процентный раствор уксуса. Все вместе аккуратно перемешали.

3. Положили примерно половину чайной ложки желтка в каждую чашу лотка для смешивания. Одну из оставшихся чаш лотка заполнили сепией.

4. Затем аккуратно насыпали немного сухого пигмента в каждую чашу, перемешивая пигмент с яичной эмульсией при помощи деревянной лопатки. Полученный результат сфотографировали.

5. Существует несколько секретов нанесения подобной краски. Если надо получить более насыщенный цвет, то необходимо насыпать больше пигмента. Для получения полутонов к цветному пигменту надо добавить белый пигмент. А средневековые художники наносили краску таким способом: начинали со слоя светлой краски, давали ему затвердеть, потом наносили следующий слой. Так решили поступить и мы.

6. После того как рисунок высох, мы закончили свои рисунки, нанеся тени и контуры сепией.

Работа над данными произведениями заняла у нас примерно две недели. На создание подобных рисунков с помощью акварельных красок и гуаши ушло несколько часов. Не все получилось сразу, но это было увлекательно. В результате усердной и терпеливой работы мы написали картины, по оттенку похожие на те, что создавали средневековые художники.

1. Для получения красок средневековые художники использовали природные материалы и минералы.

2. Применяя современные безопасные материалы, можно создать краски средневекового художника и выполнить с их помощью рисунок.

3. Технологии создания красок в Средневековье были связаны с ядовитыми веществами, а краски на растительной основе имели приглушенный оттенок.

Цвет Минералы Происхождение Символ, смысловая нагрузка в Иллюстрации.

иконописи

Красный Натуральная или искусственная Минеральная искусственная краска на основе сульфида Царский цвет, символ власти и киноварь; красная охра; сурик; ртути. В переводе с арабского означает «драконова могущества, в других случаях – символИл. 1. Красная киноварь - велум в иконе «Благовещение» (начало XV

красная органика кровь». Ядовита. искупительной крови, мученичества. в.) из Праздничного ряда иконостаса Благовещенского собора

Московского Кремля. Натуральная киноварь. Фотосъемка через бинокулярный микроскоп, увеличено в 10 раз.

Желтый Охра светлая; сиена; Минеральная естественная краска. Не ядовита. Желтая Желтый цвет символизировал сияние свинцово-оловянистая жёлтая; охра – природный земляной пигмент, состоящий в Божественной славы, цвет высшей аурипигмент основном из глины. Светлые оттенки приобретают власти ангелов. Ил. 2. Желтая и коричневая охры - горки в иконе «Рождество красный тон при нагревании. Золотой цвет символизировал сияние Христово» (начало XV в.) из Праздничного ряда иконостаса

Относилась к самым дешевым краскам. Божественной славы, в котором Благовещенского собора Московского Кремля. Охра светлая и пребывают святые. Золотой фон иконы, коричневая, свинцовые белила. Фотосъемка через бинокулярный нимбы святых, золотое сияние вокруг микроскоп, увеличено в 6 раз.

фигуры Христа, золотые одежды

Спасителя и Богородицы – все это служит выражением святости и принадлежащих к миру вечных ценностей.

Синий Натуральный ультрамарин, Минеральная естественная краска или органическая Голубой – цвет Богородицы, означал полученный из лазурита; (индиго). также чистоту и праведность. Синий ультрамарин - вода в клейме «Всемирный потоп» иконы натуральный или искусственный Не ядовит. Синий – цвет величия, символизировал «Архангел Михаил с деяниями ангелов» (90-е гг. XIV в.) из азурит; индиго божественное, небесное, Архангельского собора Московского Кремля. Натуральный ультрамарин непостижимость тайны и глубину из минерала лазурит. Фотосъемка через бинокулярный микроскоп, откровения. увеличено в 40 раз.

Зеленый Глауконит; малахит натуральный Минеральная естественная (измельченный малахит) или Символизировал вечную жизнь, вечное или искусственный; ярь-медянка искусственная краска (ярь-медянка). Использовалась с цветение, цвет Духа Святого. Зеленый - позём на иконе «Благовещение» (начало XV в.) из античных времен. Получается при окислении меди парами Праздничного ряда иконостаса Благовещенского собора Московского уксуса или вина или кваса, которую потом Кремля. Натуральный малахит, уголь, свинцовые белила. Фотосъемка соскабливали, сушили, размалывали. Русские живописцы, через бинокулярный микроскоп, увеличено в 25 раз.

не имея хорошего и дешевого уксуса, заменяли его кислым молоком.

Ярь – медянка не ядовита.

Коричневый Железо – и марганцевосодержащие охры; умбра; гематит Ил. 5. Коричневая охра - розовая стена в клейме «Давид и Урия или

Обличение Навуходоносора» иконы «Архангел Михаил с деяниями ангелов» (90-е гг. XIV в.) из Архангельского собора Московского

Кремля. Смесь натуральной киновари, коричневой охры, белил и угля.

Фотосъемка через бинокулярный микроскоп, увеличено в 40 раз.

Чёрный Древесный уголь Черный – цвет символизировал в одних случаях ад, максимальную удаленность Изображение древесного угля.

от Бога, в других – знак печали и смирения.

Белый Свинцовые белила Минеральная искусственная краска. Ядовита. Белый – цвет символизировал чистоту

Свинцовые полоски помещали в горшок с уксусом на 4 и непорочность. Основной карбонат свинца (свинцовые белила).

недели и подвергали действию уксусных паров, после божественному миру.

чего промывали и сушили.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №22»

Городской конкурс исследовательских работ и проектов школьников

«Я - исследователь»

Направление: Изобразительное искусство

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

Тема: Изготовление красок для рисования в древности

учащийся 3 «В» класса

Руководитель: Соловьева Елена Викторовна

учитель начальных классов

Артемовский городской округ

2018

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3-4

1.Основная часть

1.1. История возникновения красок в древности…………….…….5-7

1.2. История возникновения современных красок……………..…..7-8

1.3. Пищевые красители……………………………………………….8-9

1.4. Состав красок…………………………………………………. ..9- 10

2.Экспериментальная часть…………………………………………………11-13

Заключение………………………………………………………………………14

Список литературы…………………………………………………………… .15

Приложение…………………………………………………………………16-18

Введение

Природа наградила нас необычайным даром - цветовым зрением, а вместе с ним дала возможность восхищаться красотой окружающего растительного мира. Кто не восхищался красками цветущего луга, лесной опушки, осенней листвы, даров сада и поля? Но далеко не всем известно, откуда у природы такая богатая палитра цветов.

Тему исследования красок я выбрал потому, что очень люблю рисовать. Однажды я задумался над вопросами: когда появились краски? Какими они были? Ведь раньше не было такого разнообразия красок, как сейчас, все нужно было делать самому.

Цель работы: выяснить, из чего делали краски в древности.

Задачи:

1. Отыскать в различных источниках материал по теме моего проекта.

2. Узнать состав древних красок.

3.Изучить, из каких веществ состоят краски.

4. Провести эксперимент:

Самостоятельно изготовить краски в домашних условиях;

Нарисовать рисунки разными красками и провести сравнение рисунков, нарисованных красками: в домашних условиях и в промышленности.

Объект исследования : краски в домашних условиях и в промышленности.

Предмет исследования : получение красок в домашних условиях.

Гипотеза:

Предположим, что в древности люди получали краски из различных частей растений.

Возможно, в качестве краски использовали различные породы камней.

В проекте использованы следующие методы:

Работа с различными источниками информации;

Эксперимент.

1.Основная часть

1.1. История возникновения красок в древности.

Роль краски сложно переоценить. Без ярких цветов мир и предметы были бы очень скучными и унылыми. Недаром человек старается подражать природе, создавая чистые и сочные оттенки. Краски известны человечеству с первобытных времён.

Яркие минералы притягивали взор наших далёких предков. Именно тогда человек догадался растирать такие вещества в порошок и, добавляя некоторые элементы, получать первые в истории краски. Цветная глина также шла в ход. Чем больше развивались люди, тем больше становилась потребность запечатлеть и передать свои знания. Сначала для этого использовались стены пещер и скал, а также самые примитивные краски. Считается, что самым древним из обнаруженных наскальных рисунков уже более 17 тысяч лет! При этом живопись доисторических людей довольно хорошо сохранилась.

В основном первые краски изготавливались из железистого природного минерала охры. Название имеет греческие корни.

Для светлых оттенков использовали чистое вещество, для получения более тёмных добавляли в смесь чёрный древесный уголь. Все твёрдые вещества растирались вручную между двумя плоскими камнями. Далее непосредственно краску замешивали на животных жирах. Такие краски хорошо ложились на камень и долго не высыхали из-за особенности взаимодействия жира с воздухом. Получаемое покрытие было очень прочным и стойким к разрушительным воздействиям окружающей среды и времени.

Для наскальной росписи использовалась преимущественно жёлтая охра.

Для создания белой краски с древнейших времён люди использовали известь, которая является конечным продуктом сжигания известняковых минералов, устриц, мела и мрамора. Такая краска была одной из самых дешёвых и простых в изготовлении. Кроме того, белая известь может поспорить с охрой в вопросе древности рецепта.

Китайской цивилизации принадлежит пальма первенства в создании бумаги. Здесь же, за Великой Китайской стеной, появились лёгкие акварельные краски. В их состав, помимо красящих веществ и масел, входят мёд, глицерин и сахар.

Средневековье подарило миру масляные краски. Их преимуществом стали большая стойкость и надёжность, а также сравнительно малое время высыхания. Основой для таких красок служат натуральные растительные масла: ореховое, маковое, льняное и другие.

Однако существовало одно немаловажное обстоятельство, которое значительно понижало популярность искусственных красок. Компоненты, используемые в их составе, нередко были вредны или даже смертельно опасны для здоровья человека.

Как было выяснено в 70-х годах 19-го века, особенно большую угрозу представляла изумрудно-зелёная краска. В её состав входили уксус, мышьяк и окись меди – действительно, страшная смесь. Существует легенда, что на самом деле бывший император Наполеон Бонапарт умер, отравившись парами мышьяка. Ведь стены в его доме, находящемся на острове Святой Елены, где Бонапарт пребывал в ссылке, были покрыты именно зелёной краской.

Однако в последнее время возвращается спрос на натуральные краски. Скорее всего, это связано с безопасностью благодаря входящим в состав природным компонентам.

1.2. История возникновения современных художественных красок.

Шли тысячелетия. Человеку понадобились другие краски, более стойкие и яркие, такие, которыми можно было бы разрисовывать щиты, выделанные кожи, раскрашивать головные уборы и оружие, а затем и первые ткани. Желтую краску научились вырабатывать из коры барбариса, ольхи, молочая и шелковицы.

Коричневую - из отвара луковой шелухи, оболочки грецких орехов, коры дуба, листьев хны.

Для получения красного цвета пригодились некоторые ягоды.

Словом, у каждой из красок, которыми сегодня пользуются и взрослые и дети, есть своя длинная и удивительная история.

Если пурпур обязан своим происхождением морской улитке, индиго – кустарнику, то кармин ведет свое начало от… насекомых. От крохотных тропических насекомых, которых называли «кошениль».

Так, если хорошие краски добывались с большим трудом и стоили очень дорого, то почему же сейчас красок сколько угодно и стоят они совсем дешево?

Теперь краски получают из каменноугольной смолы и других веществ. Оказалось, что в черном каменном угле можно разыскать все цветовое богатство матушки-природы. От старинных красок сегодня сохранились лишь звучные названия да удивительные истории.

Подробно описать все этапы приготовления красок просто невозможно, но мы постараемся кратко описать процесс создания некоторых красок.

Акварельные краски замешивают на основе природной смолы растительного происхождения, а в качестве связующего вещества используют мёд, глицерин или сахар. Потому и пишут на упаковках "Акварель медовая". Несмотря на всю безобидность состава, пробовать акварель не стоит: в состав входят и некоторые антисептики, в частности, фенол. При попадании в организм он может стать причиной отравления. Акварельные краски родом из Китая, так же как бумага.

Гуашь по своему составу близка к акварельным краскам. Однако при высыхании гуашевые краски значительно светлеют, и их поверхность становится бархатистой. Связано это с тем, что в гуашь добавлены белила, дающие такой эффект.

Масляные краски чаще всего изготавливают на основе льняного масла. Впервые эти краски начали делать в Европе в 15 веке, но кто именно их изобрёл - неизвестно. При высыхании масляные краски не меняют свой цвет, позволяя добиваться поразительно глубоких тонов и оттенков.

1.3. Пищевые красители

Из всех способов добывания красок из природных материалов с древних времен некоторые сохранились и в наше время. Мы все с вами практически пользуемся ими хотя бы один раз в год. Например, красим яйца шелухой лука.

От мамы я узнал, что самый простой способ получить пищевую краску – измельчить, протереть продукты (фрукты, овощи) и отжать сок. Красная и розовая краски получаются из малины, клубники, клюквы, смородины, вишни, красных сиропов, варенья, свёклы.

Фиолетовая краска получается из сока краснокочанной капусты.

Оранжевый краситель получается из смеси красной и желтой краски, а также морковного сока.

Желтая краска получается из мякоти и цедры лимона, апельсина.

Зеленую краску можно получить из сока киви или листьев петрушки, которые протирают и отжимают сок.

Коричневая краска получается из крепкого кофе.

1.4. Состав красок

В любой краске можно выделить 4 компонента: красящий пигмент, связующие вещества, растворитель, наполнитель. Каждый из этих компонентов влияет на свойства краски.

В качестве связующих элементов используются клеи животного или растительного происхождения, смолы, углеводороды, которые можно растворить в воде или в маслах, твердеющие масла, различные полимеры.

В красках эти вещества играют роль пленкообразователей. То есть при высыхании краски, именно благодаря связующим, образуют на поверхности прочную пленку, удерживающую в своем составе пигменты и наполнители.

Растворители нужны для того, чтобы краски были менее вязкими, их было проще набирать на кисточку и наносить на окрашиваемую поверхность. Выбор растворителя зависит от того, какое связующее использовано в краске, как правило, в этой роли выступают вода, масла, спирты, эфиры и другие углеводороды.

Наполнители вводятся в состав красок с целью модификации их текстуры и матовости. Также не обойтись без наполнителей при изготовлении термостойких красок, в том числе и тех, что применяются в гончарном деле для росписи изделий.

2. Экспериментальная часть.

Итак, изучив различную литературу, мы выяснили, что краски состоят из пигмента и связующего вещества. Я решил попробовать получить краски в домашних условиях, сравнить их с современными и попробовать нарисовать ими рисунок.

Для эксперимента мне понадобился:

    Древесный уголь;

    Яичный желток.

    Кофе.

    Порошок куркумы

    Свёкла.

Эксперимент 1. Получение черной краски.

В качестве пигмента взял древесный уголь, а связующим веществом стал яичный желток.

Древесный уголь растер в порошок, просеял и смешал с яичным желтком. У меня получилась черная краска.

Эксперимент 2. Получение коричневой краски.

В качестве пигмента взял кофе, а связующим веществом - яичный желток.

Кофе размолол в кофемолке, просеял и смешал с яичным желтком. Получилась коричневая краска.

Эксперимент 3. Получение оранжевой краски.

В качестве пигмента взял порошок куркумы, а связующим веществом - яичный желток.

Смешал пигмент (куркуму) со связующим веществом (яичный желток). У меня получилась оранжевая краска.

Эксперимент 4. Получение розовой краски.

В качестве пигмента взял сок свёклы, а связующим веществом - яичный желток.

Смешал сок свёклы со связующим веществом (яичный желток). У меня получилась розовая краска.

Эксперимент 5. Рисунок красками домашнего приготовления.

Получив краски, решил попробовать нарисовать ими рисунок и сравнить краски и получившийся рисунок с рисунком, выполненным гуашью.

п/п

Свойства современных красок

Свойства красок, приготовленных в домашних условиях

Цвет гуаши более насыщенный

Цвет краски менее насыщенный

Густая

Густые и вязкие

На бумагу ложатся легко, ровно

На бумагу ложатся неровно, неоднородно

Сохнут быстро

Сохнут долго

Не деформируют бумагу при высыхании

Деформируют бумагу при высыхании

Результаты экспериментов.

Сравнив рисунок, выполненный красками домашнего приготовления, с рисунком, выполненным гуашью, пришел к выводу, что современными красками рисовать легче, работа получается ярче, бумага не деформируется, высыхает быстрее, можно использовать большее количество различных цветовых оттенков.

Заключение

Полученное исследование помогло мне узнать историю древних красок, а также:

Узнать компоненты древних красок;

Изучить, из каких веществ состоят краски.

Гипотеза моя подтвердилась: краски можно изготовить самостоятельно из различных частей растений в домашних условиях.

В результате проведенного мной эксперимента, я научился:

    самостоятельно создавать краски в домашних условиях;

    провел сравнение рисунков, нарисованных красками разных способов изготовления: в домашних условиях и промышленным путём.

В результате исследования я проверил все свои гипотезы и подтвердил их в работе.

Использованные методы помогли мне достичь цели.

В дальнейшем мне хотелось бы продолжить эксперимент и создать краски других цветов и оттенков с использованием других связующих веществ и пигментов.

Список литературы.

    Алексеева В.В. Что такое искусство? – М.: Советский художник, 1973

    Орлова Н.Г. Иконопись – М.: Белый город, 2004

    Энциклопедия для детей: Искусство. Часть 2. – М.: Аванта+, 2005

    Петров В. Мир искусства. Художественное объединение ХХ. –М.: Аврора 2009

Открытие пещерных картинных галерей поставило перед археологами ряд вопросов: чем рисовал первобытный художник, как он рисовал, где размещал рисунки, что рисовал и, наконец, зачем он это делал? Изучение пещер позволяет с той или иной степенью достоверности ответить на них.

Палитра первобытного человека была бедной: в ней четыре основных краски - черная, белая, красная и желтая. Для получения белых изображений использовался мел и мелоподобные известняки; черного - древесный уголь и окислы марганца; красного и желтого - минералы гематит (Fe2O3), пиролюзит (МnО2) и природные красители - охры, представляющие собой смесь гидроокислов железа (лимонит, Fe2O3.H2O), марганца (псиломелан, m.MnO.MnO2.nH2O) и глинистых частиц. В пещерах и гротах Франции найдены каменные плиты, на которых растиралась охра, а также куски темно-красной двуокиси марганца. Судя по технике росписи, куски краски растирались, разводились на костном мозге, животном жире или крови. Химический и рентгеноструктурный анализ красок из пещеры Ласко показали, что использовались не только природные красители, смеси которых дают разные оттенки основных цветов, но и довольно сложные соединения, полученные путем их обжига и добавления других компонентов (каолинита и окислов алюминия).

Серьезное изучение пещерных красителей только начинается. И сразу возникают вопросы: почему использовались только неорганические краски? Первобытный человек-собиратель различал более 200 различных растений, среди которых были и красящие. Почему в одних пещерах рисунки выполнены разными тонами одного цвета, а в других - двумя цветами одного тона? Почему так долго входят в раннюю живопись цвета зелено-сине-голубой части спектра? В палеолите их почти нет, в Египте они появляются 3,5 тыс. лет назад, а в Греции - только в IV в. до н. э. Археолог А. Формозов считает, что наши далекие предки не сразу разобрались в ярком оперении "волшебной птицы" - Земли. Самые древние цвета, красный и черный, отражают суровый колорит тогдашней жизни: солнечный диск у горизонта и пламя костра, полный опасностей мрак ночи и приносящую относительное спокойствие тьму пещер. Красное и черное ассоциировалось с противоположностями древнего мира: красное - тепло, свет, жизнь с горячей алой кровью; черное - холод, тьма, гибель... Эта символика универсальна. Долгим был путь от пещерного художника, имевшего в своей палитре всего 4 цвета, до египтян и шумерийцев, добавивших к ним еще два (синий и зеленый). Но еще дальше от них до космонавта XX века, взявшего в первые полеты вокруг Земли набор из 120 цветных карандашей.

Вторая группа вопросов, возникающих при изучении пещерной живописи, касается технологии рисунка. Проблему можно сформулировать так: звери, отображенные на рисунках палеолитического человека, "вышли" из стены или "ушли" в нее?

В 1923 г. Н. Кастере обнаружил в пещере Монтеспан позднепалеолитическую глиняную фигуру медведя, лежащую на земле. Она была покрыта углублениями - следами ударов дротика, а на полу обнаружились многочисленные отпечатки босых ног. Возникла мысль: это "макет", вобравший в себя закрепленные десятками тысячелетий охотничьи пантомимы у туши убитого медведя. Далее прослеживается следующий ряд, подтвержденный находками в других пещерах: макет медведя, выполненный в натуральную величину, одетый в его шкуру и украшенный настоящим черепом, сменяется его глиняным подобием; зверь постепенно "встает на ноги" - его для устойчивости прислоняют к стене (это уже шаг к созданию барельефа); затем зверь постепенно "уходит" в нее, оставив прочерченный, а затем и живописный контур... Так представляет себе возникновение палеолитической живописи археолог А. Соляр.

Не менее вероятен и другой путь. По мысли Леонардо да Винчи, первый рисунок - это тень предмета, освещенного костром. Первобытный человек начинает рисовать, осваивая технику "обвода". Пещеры сохранили десятки таких примеров. На стенах пещеры Гаргас (Франция) видны 130 "призрачных рук" - отпечатков рук человека на стене. Интересно, что в одних случаях они изображаются линией, в других - закраской внешнего или внутреннего контуров (позитивный или негативный трафарет), затем появляются рисунки, "оторванные" от объекта, который изображается уже не в натуральную величину, в профиль или фронтально. Иногда предметы рисуются как бы в разных проекциях (лицо и ноги - профиль, грудь и плечи - фронтально). Постепенно растет мастерство. Рисунок приобретает четкость, уверенность штриха. По лучшим рисункам биологи уверенно определяют не только род, но и вид, а иногда - подвид животного.

Следующий шаг делают мадленские художники: средствами живописи они передают динамику и перспективу. В этом очень помогает цвет. Полные жизни кони пещеры Гранд-Бен как бы пробегают перед нами, постепенно уменьшаясь в размерах... В дальнейшем этот прием был забыт, и подобные рисунки не встречаются в наскальной живописи ни в мезолите, ни в неолите. Последний шаг - переход от перспективного изображения к объемному. Так появляются скульптуры, "вышедшие" из стен пещеры.

Какая из приведенных точек зрения справедлива? Сопоставление абсолютных датировок фигурок, выполненных из костей и камня, свидетельствует, что они имеют примерно один возраст: 30-15 тыс. лет до н. э. Может быть, в разных местах пещерный художник шел разными путями?

Еще одна из загадок пещерной живописи - отсутствие фона и обрамления. Фигуры лошадей, быков, мамонтов свободно разбросаны по скальной стене. Рисунки как бы висят в воздухе, под ними не проведена даже символическая линия земли. На неровных сводах пещер животные помещены в самых неожиданных положениях: вниз головой или боком. Нет в рисунках первобытного человека и намека на ландшафтный фон. Только в XVII в. н. э. в Голландии пейзаж оформляется в особый жанр.

Изучение палеолитической живописи дает специалистам обильный материал для поиска истоков различных стилей и направлений в современном искусстве. Так, например, доисторический мастер за 12 тысяч лет до появления художников-пуантилистов изобразил животных на стене пещеры Марсула (Франция) с помощью крохотных цветных точек. Количество подобных примеров можно множить, но более важно другое: изображения на стенах пещер - это сплав реальности сущего и его отражения в мозгу палеолитического человека. Таким образом, палеолитическая живопись несет информацию об уровне мышления человека того времени, о проблемах, которыми он жил и которые волновали его. Первобытное искусство, открытое более 100 лет назад, остается настоящим Эльдорадо для всевозможных гипотез по этому поводу.

Дублянский В. Н., научно-популярная книга

Включайся в дискуссию
Читайте также
Йошта рецепты Ягоды йошты что можно приготовить на зиму
Каково значение кровеносной системы
Разделка говядины: что выбрать и как готовить?