Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Саул, первый царь еврейский. Саул биография, внешность и характер, происхождение, избрание саула Кто был царем после саула

Когда израильский народ осел в Ханаане, Богом ему были дарованы большие свободы, и еврейский народ стал устраивать свою жизнь самостоятельно. Но, без опытного и мудрого руководителя, они как дети попадали из беды в беду. В таких случаях вмешивался Бог и через «судей», то есть вождей израильского народа помогал ему выпутываться из сложных ситуаций. Но, народ захотел выбирать себе судьбу самостоятельно, а еще основать свое собственное новое государство.

Израильтяне пришли к решению, что им нужна твердая рука, стабильность. У Господа Бога они потребовали, чтобы он поставил над ними руководителя – царя Израиля . Богу такое требование не понравилось, ведь до этого момента только он назывался Царем Израилевым – того народа, которого он спас из Египетской неволи и вывел из пустыни. Ведь именно Господь сделал из огромной толпы рабов – израильский народ. Но, хоть заявление народа Израиля ему и не понравилось, он все, же позволил «своему» народу поступать так, как люди сочтут нужным. Однако через Самуила, судью, который был вождем в то время еврейского народа, Бог предупредил, что новый Царь будет царствовать над народом, сделает сам народ и его сыновей и дочерей рабами. И сколько бы ни стонал потом еврейских народ от царя своего – Господь не будет отвечать.

Такое заявление Господа не смутило израильтян. Надо сказать, что в древние времена монархия не воспринималась как просто форма государственного устройства. Царская власть, не ограниченная практически ни чем, требовала какого-то оправдания. А проще всего – оправдать тем, что ее установил Бог. Царь же является как бы посредником между Богом и людьми. И именно царь представляет перед Господом Богом свой народ. А потому Бог самолично избирает царя, и спрашивает с него очень строго! По своей сути царь на земле – это наместник Бога, истинного народного Царя.

Первым царем Израиля стал молодой красавец по имени Саул, что в переводе с древнееврейского означает – «выпрошенный».

Как произошло назначение первого царя Израиля? Саул отправился искать пропавших ослиц. В процессе поиска он обратился к Самуилу, и именно тот узнал в Сауле избранника Господа. В те далекие времена, простые люди, для решения важных жизненных задач, спрашивали совета у пророков или священников. Саул нашел у Самуила не совет как найти ослиц, он нашел царское достоинство. Самуил устроил Саулу очень торжественную трапезу, оставил в своем доме переночевать, а утром, вывел Сеула за город и излил ему на голову оливковое масло. Эта процедура помазания означала посвящение в царское достоинство.

Так написано об этом в Библии. Но, здесь, же говориться и о том, что Господь Бог всегда оставляет самую высшую власть за Собой. А на земле назначает просто земного царя, который является Наместником Бога и которого можно при возникшей необходимости отстранить от царствования, что впрочем, и произошло в дальнейшем с Саулом.

Итак, Саул стал первым царем Израиля. Он вел успешные войны с соседними народами, вел свой народ от одной победы к другой. Но, другая сторона царской власти проявилась очень скоро. Земной Царь стал отвергать приказания Верховного Царя и поступал по своему усмотрению. А за то, что Саул отверг слово Бога, Господь отверг и его. Пророк Самуил сказал Саулу, что тот не будет царем. Первый царь Израиля – Саул долго еще правил израильским народом. Но, после него не его сын должен был взойти на царский престол. А сам Саул был полностью лишен покровительства Господа Бога. В Библии написано, что после того, как Саула покинул Бог своим покровительством, то «Саула отступил Дух Господень, и возмущал его злой дух». А чтобы властелин Израиля успокоился, его придворными был найден очень искусный музыкант. Звали того музыканта – Давид. Давид стал любимцем властелина, он был его оруженосцем и придворным музыкантом. Саул догадывался, что он отвергнут Господом, но то, что Давид его преемник – не имел даже малейшего представления.

А история правления первого царя Израиля продолжилась далее. Снова израильский народ отправился на войну с другими народами. На этот раз это были филистимляне. В древности, перед сражением существовал обычай: предлагался поединок между двух богатырей с одной и другой стороны. Филистимляне выставили на бой своего огромного и непобедимого доселе бойца – Голиафа. Голиаф был огромен, его рост составлял три метра, а его доспехи и оружие не имели равных себе во всем войске.

Как правило, на брошенный врагами вызов ответить должен был царь противодействующей стороны, то есть на бой должен был выйти Саул. Ведь изначально израильский народ и просил царя у Господа для того, чтобы тот возглавлял израильтян, в том числе и на войне. Но царь, от которого ушел Дух Господень от того, что Саул оказался недостойным призвания перед Господом, Саул также не смог выполнять и взятых обязательств перед своим народом. Идти на бой вызвался молодой оруженосец первого царя Израиля – Давид. На бой Давид вышел с обыкновенной пастушьей пращей. И на поединке сразу же поразил своего грозного соперника метким выстрелом. Голиаф не успел даже приблизиться к Давиду, как был сражен.

Вот с тех пор имя Голиафа стал нарицательным, и стало символизировать неповоротливого, могучего великана, победа над которым досталась гибкому и легковооруженному сопернику. Возможно дело не только в гибкости и ловкости Давида или его боевых отличных качествах, возможно дело в том, что перед боем Давид сказал Голиафу, что он идет на него с мечом и копьем, а он идет против него «во имя Господа». Так пастух, который прежде был защитником своего стада, стал орудием Господа, который защитил СВОЕ стадо – израильский народ.

Как и положено, после победного поединка первому царю Израиля Саулу нужно было наградить своего любимого оруженосца. И Саул выдал за Давида свою дочь – Мелхолу.

Но, отныне Саул понял и то, что с момента победы в поединке Давид стал его соперником. Ведь израильский народ, празднуя победу Давида над Голиафом, распевал песни о том, что Саул победитель тысяч врагов, тогда как Давид – победитель десятков тысяч. Довольно часто первый царь Израиля хотел даже сам убить Давида, однако от этого шага его сдерживали собственные дети. Первый раз Давида предупредила его жена, дочь Саула – Мелхола, второй раз – лучший друг – Ионафан, сын правящего царя. Еще не раз Саул разговаривал с Давидом. Он ловил Давида по горам и пустыням Израиля со своим войском, пытаясь убить своего соперника. Несколько раз Саул раскаивался и просил у Давида прощения, но это было ненадолго. Но, злоба и зависть, полностью овладевшие первым царем Израиля не давали ему покоя и вскоре войска Саула снова гонялись за Давидом по пустыням и горам Израиля .

Через некоторое время первый царь Израиля снова отправляется на войну. Он знал, что его положение очень шаткое и требовался дельный совет от мудрого человека. Но посоветовать ему никто ничего не мог. Раньше советы давал пророк Самуил, но к тому времени его уже не было в живых. И Саул решил воспользоваться помощью волшебницы, которая бы помогла вызвать Самуила из могилы. Но, надо сказать, что израильскому народу было строго-настрого запрещено пользоваться услугами всяческого рода гадалок, ворожек, заниматься оккультной практикой и колдовством. Хранить верность своему Богу и пользоваться только его милостью и помощью, вот что должен делать истинный израильтянин.

Переодевшись в платье простого человека Саул, обратился к гадалке. Он попросил ее вызвать дух пророка Самуила. Этим поступком первый царь Израиля совсем потерял свое царское достоинство. Колдунья дала согласие вызвать дух Самуила. Дух Самуила ответил, что зачем же спрашивать совета у него, если сам Господь Бог отступил от царя и сделался врагом? И власть Саула будет отобрана и царство будет отдано Давиду. Так и произошло. В бою с филистимлянами погиб и сам первый царь Израиля, и его сыновья. А на царский престол взошел Давид, который стал основателем вечной династии израильских царей.

Саул

САУЛ

Саул (שָׁאוּל , Шаул , буквально "испрошенный [у Бога]"), первый царь Израиля (около 1029-1005 гг. до н. э.), единственный сын Киша из колена Биньямина, - реальное историческое лицо. Согласно Танаху он был основателем объединённого Израильского царства, создателем регулярной еврейской армии. В ветхозаветном повествовании он воплощение правителя, поставленного на царство по воле Бога, но ставшего Ему неугодным ..

Согласно ТаНаХу, являющемуся единственным источником, из которого известна история Шаула, он был человеком высокого роста (среди народа он возвышался на целую голову), «и не было никого из Израильтян красивее его ». Он был отличным воином и, став царём, оставался простым в обращении. При этом характер у него был вспыльчивый и подверженный приступам ярости, меланхолии, ревности и подозрительности.

Поздний мидраш рассказывает, что когда мужчины из колена Венеамина отправились похищать девушек из Шило (поскольку в их племени не хватало невест), Саул оказался слишком робок, чтобы схватить одну из плясавших в виноградниках девушек, и она сама побежала за ним. С этим эпизодом связывается упрёк, который Саул бросит сыну Ионафану — «сын дерзкой женщины» . Еврейские мудрецы, комментируя этот эпизод, пишут, что молодой Саул отличался при своей храбрости крайней застенчивостью.

До Шаула над евреями царя не существовало, ТаНаХ рассказывает об этом событии следующим образом: народ потребовал у судьи и пророка Самуила : «поставь над нами царя, чтобы он судил нас, как у прочих народов ».

Подобные речи не понравились Самуилу (поскольку требование шло наперекор традициям) и он обратился за ответом к Богу. «И сказал Господь Самуилу: послушай голоса народа во всём, что они говорят тебе; ибо не тебя они отвергли, но отвергли Меня, чтоб Я не царствовал над ними; (…) итак послушай голоса их; только представь им и объяви им права царя, который будет царствовать над ними». И Самуил сказал народу, попытавшись его предостеречь описанием того, как будет поступать новый царь:

сыновей ваших он возьмёт и приставит их к колесницам своим и [сделает] всадниками своими, и будут они бегать пред колесницами его; (...) и дочерей ваших возьмёт, чтоб они составляли масти, варили кушанье и пекли хлебы; (...) и сами вы будете ему рабами; и восстенаете тогда от царя вашего, которого вы избрали себе; и не будет Господь отвечать вам тогда.

Джеймс Тиссо. «Самуил встречает Саула»

Нарисованная им мрачная картина не испугала народ, который все также хотел, чтобы его возглавил военный лидер:

Некоторое время спустя Бог возвестил Самуилу, что юноша из колена Вениамина, который должен прийти на следующий день, и окажется тем человеком, который по Его воле должен быть помазан на царство в Израиле. Шаул же тем временем как раз отправился на поиски пропавших отцовских ослиц. Самуил встретил его при входе в город и сообщил, что ему суждено стать царем. Узнав о своей грядущей судьбе Шаул возразил: «Разве я не из колена Вениамина, самого маленького из колен Израиля? И семья моя самая младшая из семейств колена Вениамина». Но Самуил настоял на своём. После того, как Самуил совершил помазание Шаула, тот вернулся домой, однако в пути встретил сонм бродячих пророков (вероятно, юродивых; «и сошёл на него Дух Божий, и он пророчествовал среди них ». Знакомые, увидев это, с недоумением говорили: Неужто и Шаул среди пророков? — что даже войдёт в поговорку, употреблявшуюся для выражения изумления при виде всякого необычайного и поразительного явления.

Вверху: «Саул сокрушает аммонитян».

Внизу: «Самуил помазывает на царство Саула и совершает жертвоприношение»,

Библия Моргана, XIII век

Вскоре после помазания Саула на царство Самуил созвал народ в Массифе (Мицпе ), чтобы избрать царя — помазание его было ещё тайной для народа, и чтобы оно получило гражданскую силу, нужно было подвергнуть все дело народному решению. Бросили жребий, который указал на Саула, который и был провозглашён царём. В толпе его не нашли — из скромности он оставался в обозе. Узнав об этом, народ побежал и взял его оттуда, «и он стал среди народа, и был от плеч своих выше всего народа». Собравшийся народ в восторге от его представительной внешности воскликнул: «Да живёт царь! ».

Когда Саул был поставлен царём, Самуил сказал всему народу: «Если будете бояться Господа и служить Ему и слушать гласа Его, и не станете противиться повелениям Господа, и будете и вы и царь ваш, который будет царствовать над вами, [ходить] вслед Господа Бога Вашего, то рука Господа не будет против вас. А если не будете слушать гласа Господа и станете противиться повелениям Его, то рука Господа будет против вас ». Затем Самуил изложил народу права и обязанности царя, записал их в книгу и положил в скинии вместе с другими памятниками исторической жизни народа.

В 1Цар. 11 же рассказывается, что Саул был провозглашён царём в Гилгале после того, как нанёс поражение аммонитянам , пытавшимся поработить жителей Иависа Галаадского, родственных колену Вениамина. В этом рассказе Саул предстает как типичный «судья» — глава колена, посланный спасти Израиль от чужеземной угрозы. Саул снискал всеобщее уважение во время войны с аммонитским царём Наасом, который напал на заиорданских иудеев и велел всем пленным выкалывать один глаз. Узнав об этом повелении, Саул разгневался, велел подрезать жилы у своих быков и послал их по стране с угрозой, что он сделает то же самое со скотом тех ослушников, что не явятся на следующий день с оружием к Иордану . Собравшееся ополчение скрытно перешло через реку, внезапно напало на врагов и перебило множество аммонитян, включая самого Нааса. Затем они пошли в их страну и совершенно опустошили её.

Первое время своего царствования Шаул поступал по воле Божьей, показывая себя достойным правителем. Многими победами над врагами он приобрёл себе любовь народа. Поначалу он отказывался от почестей и в мирное время сам пахал на своём поле.

Иосиф Флавий пишет, что не все евреи поначалу восприняли Саула после его избрания всерьёз: некоторые относились к нему с презрением, насмехались над ним и не приносили надлежащих даров, однако после победы над амманитянами он завоевал всеобщее уважение.

Шаул на протяжении всех лет своего царствования вёл непрерывные войны с врагами Израиля — Моавом , Аммоном , Идумеей и другими, в особенности «была упорная война против филистимлян во все время Саулово ».

Второй военной операцией Шаула, вслед за победой над аммонитянами, стало освобождение его родного города Гивы от стоявшего там филистимского гарнизона, что было осуществлено его сыном Ионафаном. Первое время по месту пребывания Саула своим центром управления он сделал город Михмас, откуда начал предпринимать военные походы для окончательного освобождения страны. После потери Гивы филистимляне послали 30 000 колесниц и 6 000 конницы, но и это войско было разбито евреями (при Галгале).


Рембрандт «Давид приносит Саулу голову Голиафа»

Для первого периода правления Шаула показательна его вера, проявленная им после битвы при Галгале: он был готов принести в жертву собственного сына, Ионафана, который накануне победы по незнанию совершил богохульство — в этот день был объявлен пост, а Ионафан об этом не знал и съел немного мёда. Но народ не дал царю казнить сына. При этом Саул накануне нарушил запрет Самуила, и приказал совершить жертвоприношение, так как пророк опаздывал и войско начало разбегаться. Начиная с этого момента начинается второй период царствования Саула, омрачённый конфликтом с Самуилом, считавшим, что Саул оскорбляет Бога.

Следующей военной операцией Саула стала война с амаликитянами, причём пророк Самуил перед выступлением приказал истребить их полностью в отмщение за то нападение, которое они сделали на израильтян по переходе ими Чермного моря ещё при Моше . Он разбил их при Кармиле. Затем состоялась очередная битва с филистимлянами, примечательная тем, что перед ней в единоборстве Давид убил Голиафа . Наконец, в следующей битве с ними же Шаул погибнет.

Царство Шаула включало уделы Иуды и Эфраима, Галилею и области в Заиорданье . Символом царской власти Саула было, по-видимому, его копьё (поздние легенды свяжут его со знаменитым Копьём Судьбы), а также, возможно, венец и браслет.


«Самуил отрекается от Саула»

Очень интересна история отношений Саула с Самуилом: пророк и царь были тесно связаны не только обстоятельствами, но и на семантическом плане: имя Шауль («испрошенный») является частью имени Шмуэль («испрошенный у Бога» — шауль меЭль ).

Тем не менее, Самуил, помазавший Саула на царство, со временем отвернулся от него. Трения между ними начались после того, как царь, собравший войско в Гилгале, чтобы вступить в бой с филистимлянами, сам принёс жертвы Богу, не дождавшись прихода Самуила, который должен был произвести этот обряд. Саул поступил таким образом потому, что еврейское войско, устав от ожидания, стало разбегаться, а филистимляне были уже на подходе. Прибывший уже после жертвоприношения Самуил был весьма оскорблен и объявил Саулу, что в наказание за поступок его царствование не будет долговечным. По-видимому, Самуил увидел в этом покушение царя на священнические прерогативы. Со временем, как рассказывает Библия, Саул перестал исполнять повеления Божии, став самонадеянным, и Дух Божий оставил его.

Окончательный разрыв между представителями религиозной и светской власти произошёл, когда Саул не выполнил указания Самуила — полностью истребить амалекитян : он пощадил царя амаликитского и пригнал множество скота, лучших волов и овец, под тем предлогом, что их будут использовать для жертвоприношения. Самуил, узнав о нарушении своего приказа о тотальном уничтожении вражеского народа, разгневался и сказал царю, что послушание лучше жертвоприношения и повиновение лучше «тука овнов». Затем он объявил ему, что Саул не будет более царём и предрёк гибель всему его потомству. Испуганный Саул схватился за край его плаща и не отпускал, пока плащ не порвался.

Ганс Гольбейн Младший. «Самуил проклинает Саула»

После этого Самуил сказал Саулу: «Оторвал Господь сегодня от тебя царство Израильское и отдал его ближнему твоему, который лучше тебя» . Затем по требованию Самуила к нему привели пощажённого было царя амаликитского, и Самуил его казнил: «Приведите ко мне Агага, царя амаликитского. И подошёл к нему Агаг дрожащий, и сказал Агаг: конечно горечь смерти миновалась? Но Самуил сказал: как меч твой жён лишал детей, так мать твоя между жёнами пусть лишена будет сына. И разрубил Самуил Агага пред Господом в Галгале».

Хотя после этого царь правил ещё несколько лет, но, чувствуя на себе проклятие Самуила, он верил, что Бог оставил его, и с этого времени «упал духом и сделался рабом ревности, лукавства и злобы»; им овладел злой дух (иногда это толкуют даже как некую душевную болезнь), и царские почести больше его не утешали.

Как повествует о дальнейших событиях ТаНаХ , Самуил печалился о Сауле и о том, что ошибся, выбрав его в цари. Бог, который выступает в ТаНаХе полноправным собеседником прочих действующих лиц, также был согласен с Самуилом в этом вопросе:

Раскаялся я, что сделал Саула царём, потому что он отвернулся от меня и не выполнил слов моих.


Эрнст Йосевсон «Саул внемлет музыке Давида»

Пророк решил поставить над народом Израиля нового царя и, согласно библейскому рассказу, нового кандидата он выбрал также согласно Божьему гласу: «И сказал Господь Самуилу: доколе будешь ты печалиться о Сауле, которого Я отверг…? <…> Я пошлю тебя к Иессею Вифлеемлянину, ибо между сыновьями его Я усмотрел Себе царя». Таким образом, Самуил нашёл своему первому помазаннику замену: он отправился в Вифлеем и тайком помазал на царство взамен него Давида, сына Иессеева, из колена Иудина.

Душа изнывает моя и тоскует, —
О, пой же мне, отрок мой, песню твою:
Пусть звуки её мою скорбь уврачуют, —
Я так твои песни святые люблю!

Гнетут меня злобного духа объятья,
Опять овладело уныние мной,
И страшные вновь изрыгают проклятья
Уста мои вместо молитвы святой.

Томлюся я, гневом пылая, и стражду;
Недугом палимая мучится плоть,
И злоба в душе моей... Крови я жажду,
И тщетны усилия зло побороть.

Не раз, жалом немощи той уязвлённый,
Тебя мог убить я в безумном бреду.
О, пой же! Быть может, тобой исцелённый,
Рыдая, к тебе я на грудь упаду!..

К.Р. (Константин Романов) "Царь Саул"

Юлиус Кронберг «Давид играет Саулу»

Юный Давид, тайно помазанный на царство, был «белокур, с красивыми глазами и приятным лицем», ловок и отважен, имел кроткое и доброе сердце и славился пением и хорошей игрой на гуслях (арфе). На Саула же со времен ссоры с Самуилом стали часто нападать тоска и уныние, он сделался мрачен и жесток. Ему советовали развлекать себя музыкой и рассказали, что в городе Вифлееме есть прекрасный музыкант. Давида призвали во дворец, и когда он приходил и музицировал, Саулу становилось лучше, и «злой дух» отступал от него.


Рембрандт «Саул слушает пение Давида», ок.1638

С появлением при царском дворе Давида и победой его над Голиафом Саул начал осознавать, что народ благоволит к юноше сильнее, чем к нему самому. Он выдал за него свою младшую дочь Мелхолу (сначала пообещав старшую Мерав и нарушив своё обещание), таким образом Давид стал царским зятем. Как условие свадьбы Саул потребовал от Давида сто краеобрезаний филистимлян как свадебный дар, и Давид принёс Саулу не 100, а 200 фрагментов крайней плоти убитых. Но этот брак Давида оставался бездетным, и не появилось внука, который мог бы консолидировать отношения Саула и юного соперника.

Константин Хансен «Саул мечет в Давида копье»

Победы Давида над филистимлянами, о которых женщины пели «Саул победил тысячи, а Давид — десятки тысяч!», вызвали зависть царя, перешедшую в слепую ненависть, временами затемнявшую его рассудок, — в приступах гнева он покушался на жизнь собственного сына Ионатана , казнил священников в Нове (I Сам. 22:12-19). Подозрительность Саула заставляла его повсюду видеть заговор и побуждала его убить Давида.

Гверчино. «Саул мечет в Давида копьё»

Случай с копьём, которое царь внезапно посреди мирного вечера метнул в Давида, и угроза заключения, от которой юношу уберегла только жена, вынудили Давида бежать к пророку Самуилу в Раму. При последней встрече Ионатан, царский сын, подтвердил Давиду, ставшему его ближайшим другом, что примирение с Саулом невозможно. Саул приказал убить всех священников из Номвы за то, что они помогли Давиду убежать (спасся один лишь Авиафар ) и едва не убил за это же Ионатана. В конце концов Саул ожесточился настолько, что безо всякого предлога приказал перебить Гаваонитян - потомков амореев .

«Давид отрезает кусок плаща Саула» , Bible Historiale, 1372

До самой гибели царя Давид продолжал скрываться. Саул отдал его жену, свою дочь, другому и продолжал его преследовать, впрочем, безуспешно. При этом Давид не раз демонстрировал свою добрую волю и нежелание поднимать руку на тестя, например, однажды застав Саула в пещере, (куда тот зашёл справить нужду — отсюда устарелое переносное выражение «уйти по надобности царя Саула ») он незаметно отрезал у него край плаща, который потом показал Саулу со словами, что вполне мог убить его, но этого не сделал. Также он пощадил царя, однажды прокравшись в лагерь и увидев его спящим у костра без охраны.

Во время этих поисков имел место второй пророческий экстаз Саула, когда все, кого он посылал за беглецом в дом пророков в Раме, начинали пророчествовать. Саул решил туда отправиться собственной персоной и тоже испытал приступ пророческого дара.

Постоянно преследуя скрывавшегося Давида (и после смерти пророка Самуила) царь продолжает вести войны с филистимлянами. Когда вражеские силы собрались в Изреельской долине , он выступил против них и разбил стан у подножия горы Гелвуй (Гильбоа ).


Питер Брейгель Старший

«Гелвуйская битва»

Как гласит Писание, испуганный Саул попытался вопросить Бога об исходе битвы, «но Господь не отвечал ему ни во сне, ни чрез урим, ни чрез пророков». По этой причине накануне битвы он отправился к Аэндорской волшебнице , чтобы узнать свою судьбу, поскольку чувствует себя оставленным Господом. Он нашел эту предсказательницу с большим трудом, поскольку до этого сам приказал изгнать всех колдунов из своего царства, но он преследовал волшебство «не с полным убеждением в его суетности; и, быть может, не столько из религиозных побуждений, сколько из опасений его чар против себя ».


Д. Мартынов «Аэндорская волшебница

вызывает тень пророка Самуила»

Волшебница вызвала ему дух Самуила, и тот предрек ему гибель. Обращение к волшебнице поздние книги Библии называют причиной смерти Саула — «умер Саул за своё беззаконие, которое он сделал пред Господом, за то, что не соблюл слова Господня и обратился к волшебнице с вопросом ». В Талмуде написано, что в Библию вошла лишь небольшая часть разговора между призраком Самуила, вызванным Аэндорской волшебницей , и царём Саулом, который также спросил пророка: «Спасусь ли я, если обращусь в бегство? ».


Николай Ге «Явление тени Самуила царю Саулу»

Самуил ответил: «Да, если убежишь с поля боя, то будешь в безопасности. Но если ты согласишься с приговором Господа, то завтра окажешься в раю рядом со мной ». Таким образом, сборы царя на заведомо проигрышную битву оказываются героическим подвигом.

(илл. к «Иудейским древностям» Иосифа Флавия)

В состоявшейся после посещения колдуньи Гелвуйской битве пали три сына Саула — Ионатан , Аминадав и Мелхисуа. Окружённый вражескими лучниками и израненный их стрелами, Саул бросился на свой меч; или же ему помог совершить самоубийство оказавшися рядом воин. Когда на следующий день филистимляне обнаружили среди павших тело Саула, они отсекли его голову «и послали по всей земле филистимской, чтобы возвестить о сём в капищах идолов своих и народу ». Оружие Саула было пожертвовано в храм Астарты , а его тело вывешено на стене Вефсана (Бет-Шеана ). Жители Иависа Галаадского, помнившие, как Саул в начале своего правления спас их от аммонитян, сняли тело со стены и похоронили в своём городе под дубом, почтив его памяти 7-дневным постом. Оттуда впоследствии кости Саула были перенесены в усыпальницу его отца в местности Цела, по-видимому, близ Гивы.

Давид казнил вестника, который доставил ему новость о смерти Саула, поскольку тот признался, что помог царю в самоубийстве, а поднимать руку на помазанника — преступление. Затем Давид оплакал смерть Саула и Ионафана в погребальном плаче.

Давиду приносят известие о смерти Саула ,

Жан Фуке, 1470—1475

(илл. к «Иудейским древностям» Иосифа Флавия)

Правление Саула в летописи истории еврейского народа является уникальным с той точки зрения, что он — единственный царь, о котором авторы Библии не знают времени царствования (они приводят даты даже для узурпаторов, завладевших троном на несколько дней). Это особенно удивительно в случае первого царя страны и основателя государства.

Современные исследователи приводят следующие даты: 1067—1055 гг. (то есть 12 лет); ок. 1029—1005 гг. до н. э. (то есть 24 года).

Иудейские учёные, основываясь на библейском тексте и комментариях Раши утверждают, что Саул был царём 3 года . . Существуют и другие варианты исчисления.

В первую половину своего царствования Саул выступает как харизматический вождь, человек, руководимый Духом Господним. Именно Дух Божий вливает в него силы и делает мирного крестьянина военным вождём. Дух Божий (Руах YHWH) снисходит на него после помазания Самуилом (это проявляется, например, в его приступе пророчествования). Но затем «харизма, ниспосланная Господом Саулу и сделавшая его вождём, теперь отделилась от него. Именно теперь и началась меланхолия Саула. Когда он открыто отрёкся от Бога, то есть нарушил его приказ, и Бог его отверг, в Сауле тотчас начались внутренние изменения: Руах YHWH трансформировался в злую одержимость; он обратился в злого демона» (Злой Дух YHWH/Элохима: Руах YHWH ра’а, Руах элохим ра’а).

И дух Господа отошёл от Саула, и стал мучить его злой дух от Господа. (1Цар.16:14)

Хусепе Леонардо, «Саул мечет копье в Давида»

Когда ритуал помазания перевернул душу Саула, в результате этого он приобрёл способность пророчества, которая сохранилась у него позднее, но пророком он не стал. Отвлекаясь от сакрального толкования событий, учёные пытаются оценить их и с психиатрической точки зрения: «вероятно, появление пророческого дара в результате помазания явилось началом патологического процесса, который, в конечном счёте, привёл нормального здорового юношу к утрате душевного равновесия». Уже Маймонид (XIII век) в своём комментарии к Мишне пишет о болезни Саула следующее: «Термин „злой дух“ используется для обозначения всех болезней, которые по-арабски называются меланхолией».

«Откуда это раздвоение личности, — спрашивает раввин Штейнзальц, — с одной стороны, храбрый, здравомыслящий предводитель, делавший все для блага народа, а с другой — человек, одолеваемый страхами и сомнениями и преследовавший своего верного соратника столь диким образом, что это может быть объяснено лишь состоянием, близким к умопомешательству? Был ли Шауль жалким созданием, мучимым неконтролируемыми приступами паранойи? (…) Прежде всего, Шауль был человеком, в котором чувства преобладали над разумом. (…) Импульсивная эмоциональность и недостаток способности адекватно мыслить, трезво оценивать свои действия характеризовали личность Шауля и определяли его поведение».

Но при всех своих недостатках, странностях и приступах Саул оставался человеком, которому были свойственны благородство и подлинная искренность, человеком, до конца сохранявшим прямодушие и простоту. Он был цельной натурой и не страдал сложными комплексами (в отличие от многих других невропатов).

Агада (Тосеф) прямо пишет: «За что удостоился Саул царского сана? За кроткий нрав свой». Когда пропали ослицы у его отца, он взял одного из слуг и отправился на поиски. Обойдя несколько округов, он сказал слуге «Пойдем назад, чтобы отец, оставив мысль об ослицах, не стал беспокоиться о нас ». Агада пишет — «слугу он ставил на один уровень с собою. А чтобы уклонится от царской власти, для которой он указан был Самуилу Богом, он спрятался в обоз ». Раби Иуда со слов Рава объяснял: "За что понес кару Саул? За то, что он не отстаивал достоинства своего. Как гласит Писание: «Негодные люди говорили: „Ему ли спасать нас?“. И презрели ему и не поднесли ему даров. Но он как бы не замечал того» .

Саул - в Ветхом Завете, первый царь Израиля после возвращения евреев из Египта. Он был помазан на царство пророком Самуилом, когда народ потребовал дать ему царя.

Библия изображает Саула рослым и красивым человеком, храбрым в битве и простым в обращении. Но временами на Саула нападали тоска и уныние, он делался мрачен и жесток. Приступы меланхолии прогоняли лишь звуки музыки искусного гусляра Давида из Вифлеема. Давид, прославился победами над филистимлянами и Голиафом, женился на дочери Саула, был другом его сына Ионафана, ему благоволил народ. Это вызывало зависть и злость Саула. Но вскоре Саул сам вызвал гнев пророка Самуила. Самуил предрек гибель дому Саула и тайно помазал на царство Давида как преемника.

Еврейское царство в то время подвергалось частым нападениям. Перед очередным боем Саул пытался узнать исход сражения, для чего обратился к аэндорской волшебнице. Она вызвала дух Самуила, который предрек Саулу и его сыновьям гибель на поле боя. Так и случилось.

Гаврила Державин
Целение Саула

Саул, Сиона царь, сын Кисов, волю Бога
Взгордясь презрел, тем власть Его уничижил.
Господь средь гнева яра, строга,
Блестящее лице с Саула отвратил
И рек: "Поди, злой дух! круши его".
Глаголом сим вострепетали бездны,
Сквозь пропасти подземны
Со огненна одра покоя своего
Восстала злая Месть и идет на Саула.
Пук лютых стрел на ней за плечьми среди тула
Вися гремит, как гром вдали, - и перед ней
Отверзлись ржавые со скрипом ада двери,
Из коих зависти и злобы бледны дщери,
Боязнь, и грусть, и скорбь, и скука, и тоска,
Змеистых клочья влас вкруг ней, как облака,
Пустив на ветр, летят в призраках черным роем:
Те с скрежетом зубов, те с хохотом, те с воем,
Как враны, волки как на труп с лесов, степей
Стадами гладными на казнь бегут цареву.
Средь крику их и реву
Унынье дикое безмолвно, тяжело,
Густой подобно мгле, на грудь, на очи, на чело,
На дух преступника, на сердце налегло,
Огнем всю внутренность, тоской смертельно жгло;
И ночь и день его терзая угнетало,
Мечтами ужасало.
Почувствовал, почул
Еговы гнев Саул.

Веселья от него повсюду удалились
И утучняющий спорхнул от веждей сон,
По ссохшимся щекам потоки слез катились,
И был как тень, как остов он.
В размученном таком, тревожном состояньи
Друзья вокруг его во плаче, во стенаньи
Вещают, что пастух, по имени Давид,
Болезни тяжкие бряцаньем струн целит;
Что арфы громкие и тихозвучны тоны
Волшебством некаким обворожают слух,
Покоят, веселят, лелеют, нежат дух
И прогоняют грусть, задумчивость и стоны,
И словом, мочной что гармоньи сладка власть
Удобна исцелять болезнь и всяку страсть.
Поспешна повелел звать сына Иессея.

Певец пришел, и хор с ним пред него,
И зря, что на одре царь, взором пламенея,
Лежит и день клянет рожденья своего,
С созвучностию струн, касаясь чуть ушес,
Двугласну тихо песнь вознес:

О Боже! поспеши
Сердечный внять мой глас,
Скорбь царску утиши,
Отри потоки с глаз
И просвети Твое лице
На блещущем его венце.

Виждь, стрелы, Судия,
Твои его разят,
Как лютая змия,
Лиют во сердце яд.
О Боже! поспеши,
Скорбь царску утиши.

Внимает песнь монарх; но сила звуков, слов
Так от него скользит, как луч от холма льдяна;
Снедает грусть его, мысль черная, печальна.
Певец то зрит - и, взяв других строй голосов,
Поет уж хором всем; но сонно, полутонно,
Смятенью тартара, душе смятенной сходно:
На пустых высотах, на зыбях Божий дух
Искони до веков в тихой тьме возносился,
Как орел над яйцом, над зародышем вкруг
Тварей всех теплотой, так крылами гнездился.
Огнь, земля и вода и весь воздух в борьбе
Меж собой внутрь и вне беспрестанно сражались,
И лишь жизнь тем они всем являли в себе,
Что там стук, а там треск, а там блеск прорывались;
Гром на гром в вышине, гул на гул в глубине
Как катясь, как вратясь даль и близь оглушали,
Бездны бездн, хляби хлябь колебав в тишине
Без устройств естество, ужас, мрак представляли.

Под томной песнью сей царя тягчайший сон
Давил, что больше мертв, чем жив казался он.
Был сходен хаосу, в сон вечный погруженну,
В себе самом смятенну.
Но глас взгремел:
Стихиев бездны разделились;
Огнь с воздухом на высоту взлетел,
Земля с водою вниз спустились:
Бысть свет!
Чертеж, в уме Творца предвечно изложенный,
Напечатлелся всей природы на ростках,
На скрытых семенах.
Всех дум его отсвет,
От слова образ взяв, стал вид одушевленный,
И в роде всяка тварь своем,
К чему назначенна, явилась точно тем.
Как искра, от кремня и из стали воспрянув,
Так солнце излилось, из мрака возблеснув.

Прекрасное светило!
Грядет среди небес,
Величие открыло
Тьмы Божеских чудес.
В следы его смотря,
Румянилась заря,

В безмолвном утра мраке
Сияет Орион;
Но звезд царя при зраке
Бледнеет, меркнет он.
На севере в полнощи льет
Свой Арктус яркий свет.

И ты, о милая лампада,
Луна! (так воспевал пастух)
Средь звезд вдали блестяща стада
Свой тихо совершаешь круг.
Сумрачны тучи удивились
Задумчивой красе твоей,
Когда края их посребрились
От светлости твоих лучей,
И ты царицей нощи стала, -
Оспоривая день, блистала.

Так тьмы планет в молчаньи путь
Проходят свой благоговейно,
Стремяще неотложный труд
К мете всеобщей стройно, верно.
О, коль сей дивен тихогром {1}
И льет гармонию какую!
Как светлых Серафимов сонм,
Крылами песнь на нем святую
Порхав, по сферам издают,
Созвучно все Творца поют.
Воскликни, хор, воскликни вдруг,
И ты Творца с тьмой звезд согласно
Пой с Серафимы велегласно;
И ты Его творенье рук.
Веселой трепетной душой
Хвалу Его любовью пой!

1 Фортепиано (подстрочное примечание Г. Р. Державина.)

В бесчувствии глухом лежащего владыку
Проникнул сладкий шум сего священна лику.
Оцепенелый взор вкруг дико водит он
И чудесам небес дивится, мыслей полн.
Но ново пение восстало
И вновь царя слух обуяло:
Он слышит, Океан, восстав, с чел звезд потек
Шумяще в свой предел, во глубины безмерны;
Возникли гор хребты мгновенно из середь бездны
И меж себя пути отверзли бегу рек;
А там, нагнувшися, скалы круты, кремнисты
Низвергнули с себя журчащий чистый ключ,
Который, как жемчуг пересыпаясь чистый,
Катит по мураве поток свой в понт зыбуч.

Виждь, пестреет стадом холм,
Агнцы по лугам резвятся,
Тонким скрыты облачком
Песни жавронков гласятся;
А как солнца луч багряный
Загорится средь ручья,
Отдаются рощи дальны
Свистом громким соловья.
С неба Ангелы нисходят,
Песни ангельски поя,
И блаженство их низводят
В тени злачные рая.
Мир ликует и спокойство,
Под смоковницей сидя;
Цвет вдруг, запах и довольство
К их желаниям ведя,
Непорочность и веселья
Рука об руку идут;
Там не знают лицемерья,
А все в радости живут.
Будь, чета благословенна,
Век невинностью спряженна,
Ублажайся счастьем вновь,
Чистая сердец любовь.

Хор смолк. Монарх челом своим с одра склонился
И, благовенья полн, во помыслах молился
Толиких множества Создателю чудес.
Но злобы дух в нем вновь воскрес
И черным жег огнем его с сугубой силой.
Царь бьет себя во грудь с душой унылой:
Почто веселье и покой,
Рек, в хижинах живут, а дом забыли мой?

Быстрые гласы, теките,
Духа печальна будите,
Коль не почувствует сам,
Грех что его есть тиран.

Стени и жалуйся, о арфа! скорбным тоном,
Стени и наполняй весь свет его уроном.
Несется, слышу, вопль, и стон, и плач, и вой.
Какое зрелище я вижу пред собой!
Увы! напрасны суть твои уж слез потоки:
Преступная чета, ты пала в грех жестокий.
С невинностью твоей веселость протекла,
Смерть косу на тебя, яряся, занесла
И Херувима меч огнем вокруг сверкает,
Отчаянье в очах везде тебя пужает;
Возненавиженна сама собою став,
Куда сокроешься, себя собой терзав?
Несчастная чета! оставленная Богом,
В лесах ли будешь жить, с зверьми под листьев кровом;
Но ты жалка, твое плачевно состоянье!
Подвиглись небеса, все Ангелы в рыданье;
Дол плачет, плачет холм, гул вкруг твердит: увы!
О, коль несчастливы, сердца порочны, вы!

Быстрые гласы, теките,
Души преступны разите,
Правд не познают коль сих,
Что грех мучитель есть их.

Кичливу грудь царя и страх и стыд бунтуют,
В надменном гнев лице и злость изобразуют,
Кровавы, выпуклы глаза его свирепо зрят.
Но юноша хоть то и примечает,
Без робости играет,
Ланиты правдою горят,
И смотрит так на злость тирана он спокойно,
Как добродетели смотреть на злобу сродно.
Под взором блещущим вслед скачущим перстам
По арфе огнь бежит, сверкая по струнам,
И возбуждаючи высоки, страшны тоны,
Грех в бедствии поет и казнь его и стоны:

Громы в громы ударяют,
Гул за гулами ревет,
Смерть и ужасы летают,
Молния вселенну жжет;
Бездны разверзают зевы,
Бог преступников казнит.
Князь и царь, рабы царевы,
Кто от Бога убежит?
Род Иаковль! веси, грады
Брось и кущи ты свои,
Ты умрешь, - и нет пощады
За злодействия твои.
Ты умрешь, - и я уж внемлю
Шум вокруг небесных стрел;
Тропы смрадны кроют землю
И Солима пуст предел.

Внемли! се крик и вопль из бездны возникает,
Се слабо до ушей доходит он моих,
Се тише от часу, все тише, - исчезает,
И вот уже совсем затих.
Погибли навсегда хулители Господни,
Землей поглощены, низверглись в преисподни.
Пропал их след,
И слуху нет.
Но ах! возмогут ли мои плачевны струны
Те живо описать и молньи и перуны,
Какие праведный определил Судья
В казнь вечную злодеям. Увы! уж вижу я:

Грядет, грядет свирепо мщенье,
Вкруг в бурю, в мрак облечено.
Повергнуло скалы трясенье;
Понт, небо в кровь превращено.
Мир дрогнет, веет знамя гнева.
Восстань, хлябь вод, восстань!
Глас рек: и из твоих бездн чрева
Потопом с неба шумным грянь
И погреби в волнах вселенну,
Нечестьем, злобой оскверненну.
Пусть знает свет мой правый суд,
Из сна грехов себя возбудит.

Восстань! - да воды не придут
В свой паки одр почить покойно;
Но да стремятся всюды грозно,
Поколь заклепов не прорвут,
Сквозь гор камнистых не пройдут
И сушей Океан не будет.

Се гласу Господня
Вмиг преисподня
И звездна хлябь вод
На землю течет.
Море волнами,
Небо дождями
Шумит и ревет,
Мир топит и жрет.

Бог прав - и суд Его есть правда,
И праха сын всегда зреть слаб ее лучи.
Ненависть с завистью покрыла ярых волн громада;
Там сластолюбие, там роскошь, мрак пьючи,
С развратом, с леностью погрязли бездн в стремленьи,
И тщетно о своем мнят смертные спасеньи.

Скал прорван свод,
Встал к небу понт,
Нет больше в споре
С брегами волн,
На море море
Кидает челн
По всей вселенной
Опустошенной.

Но гласы, пламенея,
Возвыстеся певцов,
Воскликни хор живее
Спокойных пастухов,
Чтоб огненные стрелы
Струн их и песней вдруг
Пронзали онемелы
Цареву грудь и дух,
И он бы, правды сам став зритель,
Познал, что грех - его мучитель.

Меж тем как пел Давид так песнь, восторга полн,
И сильный арфы глас чертожны двигал стены,
Саул, в отчаяньи пуская дикий стон,
Зубами скрежетал, терзал власы смятенны
И рдел в жару, как угль, и мерз в хладу, как лед;
По бледному лицу катился градом пот,
И с пеною из уст клубилася желчь черна.
В неистовстве его схватив рука кинжал
Взнесла на грудь свою, но, быв остановленна
От сущих близь его, - вдруг острый сей металл
Повергла на Давида. Давид отсторонился,
И действующий зря
Страх Божий на царя,
И что спасен был сам, - восторгом оживился,
И стал приятно с струн, как ветерок, дышать,
По малу дух царя к спокойству приучать;
Но, тщетным зря и то, что скорбь хотя телесну
И рану облегчить возможно нам известну;
Но слабы все бальзамы суть
Целить и утолять душевную в нас грусть,
Сердечны скрыты раны,
Терзающие тайны, -
Приди ж, раскаянье, он рек, скорей с небес,
О ты, что тусклый взор возводишь к милосердью твердью,
Приди, к святыне вождь, в лице печали, слез,
И милость приведи Творца со умиленьем,
Чтоб сердце царское пред ним с благоговеньем
Соделалось тобой способным к чувству благ
И от него б ушли уныние и страх!
Раскаянье приходит:
Внемли его, монарх;
Оно покой приводит
И сладость во слезах;
Печаль им радостью бывает,
Коль все желанье обитает
И мысль твоя на небесах:
Оно к блаженству первый шаг.
И се раскаянье прогнало уже ярость.
Царь смотрит на кинжал, являя трепет, жалость,
И тихий на певцов кидает с вздохом взгляд.
Зеницы, пламенно вращаясь, не горят,
В которых перед сим отчаянность грозила,
Небесная печаль грусть ада заступила.

О! как милость есть любезна,
Всех она славней доброт!
Плачет царь - и струйка слезна
По ланите его льет.
Ее Ангел принимает
Не пустя упасть во тму;
Милосердью посвящает,
Жертв приятней всех ему.

Еще, еще, - но ах! болезнь приходит снова,
Биенье сердца, грусть видна в очах царя сурова.
Возвысьте, пастыри, ваш выспреннее глас,
Покудова недуг в нем в корне не погас,
Поколь обильный ток с очей не устремился
И мук с души его ярем не низложился.

Всемогущий! приими
Вздох раскаянья царева,
Искушения изми
И надежду среди гнева
Брось ему твоим лучом,
Чтоб он, сердца сокрушенье
Слез излив тебе дождем,
Зрел в тебе свое целенье.

Спустись теперь в юдоль с холмов, парящий хор,
И к пенью вышнему не напрягайтесь струны:
Триумф явили свой гармонии перуны.
Монарх их чувствует, его светлеет взор,
Ланиты бледные румянятся зарею.
Блажен! - уж от него бежит унынье прочь;
Не мучится уже он совестью своею.
Раскаянной душе спешит сам Бог помочь,
И черна скорбь к нему уж вспять не возвратится.
Песнь ваша, пастыри, ему да усладится,
И арфы тихие приятный сердцу звук
Надеждою небес его да тешат дух,
Забавы сельские, невинность и свобода,
Да обольстит его ваш пением предел,
Чтоб гордость позабыл, чтоб нравилась свобода
И он богатству бы спокойство предпочел.

Поля, леса, пустыни дики,
Сквозь дебрь журчащие ручьи,
Пастушьи громки слышьте клики,
Поющи светлы дни свои.

Меж скал от резвых стад брыканья
Хохочет эхо вкруг его,
И он, священна полн вниманья,
То зрит, другой не зрит чего.

Под тихие вечерни сени
Идет к нему покой с небес,
Любовь, невинность в восхищеньи
В цветах сидят с ним меж древес.

Вокруг чела его довольна
Звезд зрится блеск, льет с ризы свет;
Вся жизнь его покрова пальм достойна,
Шалаш его покой дает.

Да ввек, о Ангел! ощущает
Твою беседу грудь моя;
Спесь, зависть при дворах блистает;
Пастушья хижина твоя.

Тише, о песни! теперь вы звучите,
Скорбному духу дремоту внушите;
Лей на него свой аромат, сон, вкруг;
Сладко спокойство, лелей его дух.

Слетайте на него, о воины небесны,
Стрегущи Божий град, - и манием своим его
Владеющие сном, чем вы, мечты прелестны,
Грядуща время вид являете того,
Где приготовлена душам благим награда,
А злобы Извергам грозящи страхи ада,
Слетите и, его восхитя дух с собой,
Представя перед ним небесный сад златой, звездной,
Где о бессмертьи лишь звучит бессмертный хор;
Где, кроме радости, ничто не существует,
И новой вечностью жизнь вечна торжествует.

Арф своих тоном,
Божественным звоном,
Стрясите с него
Скорбь люту его;
Плач будет в радость,
Стон его в сладость.

И се уже его гармония живит;
Потоком сладких слез кропит отрадный вид,
Бежит уныние, проходит беспокойство.
Согласье новое, яви свое устройство,

Какая сильна мощь томит души волненье?
Какая возбуждать в ней может бурну страсть?
Твое, Гармония, волшебное веленье
И над природой всей твоя чудесна власть.
Ты, дщерь небес,
Вселенной зримой сей с тех пор известна стала,
Как с трона вечного Премудрость глас снислала,
Который мир вознес.
Явилась ты, - и твердь усеялась звездами,
По звуку твоему потек сей красный, светлый строй!
Полк ангельск, поразясь согласием его, красой, -
Велик, воспел, велик Творец наш чудесами!
И в изумлении с тех пор с высот глядит
На сей лучистый сонм, в его заряся токе.
И совокупно с ним гласит
Песнь первую звезды, возникшей на востоке,
Котору сферы все и вблизь и вдаль твердят
Едиными усты: Осанна! свят, свят, свят!

М.Ю.Лермонтов
Еврейская мелодия

(Из Байрона)

Душа моя мрачна. Скорей, певец, скорей!
Вот арфа золотая:
Пускай персты твои, промчавшися по ней,
Пробудят в струнах звуки рая.
И если не навек надежды рок унёс,
Они в груди моей проснутся,
И если есть в очах застывших капля слез -
Они растают и прольются.

Пусть будет песнь твоя дика. Как мой венец,
Мне тягостны веселья звуки!
Я говорю тебе: я слез хочу, певец,
Иль разорвётся грудь от муки.
Страданьями была упитана она,
Томилась долго и безмолвно;
И грозный час настал - теперь она полна,
Как кубок смерти, яда полный.

К.Р. (великий князь Константин Романов)
Царь Саул

Душа изнывает моя и тоскует, -
О, пой же мне, отрок мой, песню твою:
Пусть звуки ее мою скорбь уврачуют, -
Я так твои песни святые люблю!

Гнетут меня злобного духа объятья,
Опять овладело уныние мной,
И страшные вновь изрыгают проклятья
Уста мои вместо молитвы святой.

Томлюся я, гневом пылая, и стражду;
Недугом палимая мучится плоть,
И злоба в душе моей... Крови я жажду,
И тщетны усилия зло побороть.

Не раз, жалом немощи той уязвленный,
Тебя мог убить я в безумном бреду.
О, пой же! Быть может, тобой исцеленный,
Рыдая, к тебе я на грудь упаду!..

Марина Цветаева
Лютня

Лютня! Безумица! Каждый раз,
Царского беса вспугивая:
"Перед Саулом-Царем кичась"...
(Да не струна ж, а судорога!)

Лютня! Ослушница! Каждый раз,
Струнную честь затрагивая:
"Перед Саулом-Царем кичась -
Не заиграться б с аггелами!"

Горе! Как рыбарь какой стою
Перед пустой жемчужницею.
Это же оловом соловью
Глотку залить... да хуже еще:

Это бессмертную душу в пах
Первому добру молодцу...
Это - но хуже, чем в кровь и в прах:
Это - сорваться с голоса!

И сорвалась же! - Иди, будь здрав,
Бедный Давид... Есть пригороды!
Перед Саулом-Царем играв,
С аггелами - не игрывала!

Лев Мей
Эндорская прорицательница

Cаул разгневан и суров:
Повсюду видит тайный ков;
Везде врагов подозревая,
Он, в лютой ярости, из края
Изгнал пророков и волхов.

Ему висонная хламида
И золотой венец - обида
И бремя тяжкое, с тех пор,
Как восхвалил евреек хор
Певца и пастыря Давида.

Меж тем напасть со всех сторон:
Народ взволнован и смятен;
Перед Сунемом, в крепком стане,
Опять стоят филистимляне:
Гроза собралась на Сион.

Душа Саула тьмой одета...
Нет Самуила - нет совета...
Склонив молитвенно главу,
Царь вопросил Иегову:
Но не дал бог ему ответа.

Призвал он вельмож: "Хочу сполна
Изведать - что сулит война?
Сыщите мне волхов... " И вскоре
Ему приносят весть: "В Эндоре
Есть духовница - жена".

Пошел он к ней; в ночную пору,
Как тать, приблизился к Эндору,
И двое слуг любимых с ним...
Старуха призраком седым
Предстала царственному взору.

"Я знаю, - царь промолвил ей: -
Тебе, на вызов твой теней
Являет темная могила:
Внемли же мне и Самуила
Из гроба вызови скорей".

Ему старуха: "Я не смею:
Могильной чарою владею,
Но гнева царского страшусь... "
И отвечал ей царь: "Клянусь
Душой и жизнию моею, -

Саул простит тебя, жена! "
... И - тайным ужасом полна
И прорицанья вещим жаром -
Старуха приступила к чарам...
Но вдруг замедлилась она,

Умолкла, вся затрепетала...
"Ты - сам Саул! - она сказала: -
Зачем меня ты обманул?.. "
И молвил ей в ответ Саул:
"Скажи, пророчница, сначала,

Что видишь? " - "Вижу я вдали
Богов, исшедших из земли" -
"Кого ты увидела прежде? " -
"Кто-то в шелковой одежде,
В покрове белом... " - "Но внемли

И отвечай. - Саул ей снова: -
Лицо ты видишь сквозь покрова? "
Старуха: "Вижу: он седой,
В кидаре, с длинной бородой... "
И царь Саул не молвил слова

И в прах главу свою склонил...
Тогда Саулу Самуил
Вещал: "Зачем ты потревожил
Мой дух и дерзостно умножил
Грехи пред господом всех сил? "

Саул: "Вот... ополчившись к бою,
Спросил я господа с мольбою:
Предаст ли в руки мне врагов?
Но не ответил Саваоф... " -
"Зане прогневан я тобою!

Зане на смерть обречены -
И ты и все твои сыны! "
Пророк усопший возглашает:
"Тобой Израиль погибает
И ввержен в ужасы войны.

Не ты ль добра личиной лживой
Прикрыл свой дух властолюбивый
И угнетенья семена
В Израиль высеял сполна?
Любуся ж, пахарь, спело нивой

И жни на ней позор и страх...
То царство распадется в прах,
В пучине зол и бед потонет,
Где царь пророков вещих гонит
И тщится мысль сковать в цепях! "

И поднял он покров над ликом...
Саул восстал с безумным криком...
А утром бой был... а потом
Саул пронзил себя мечом. -
В урок неистовым владыкам.

Первым царём еврейского народа был Саул - сын Киса из колена Вениаминова. По повелению Божию Саула помазал на царство пророк Самуил. Произошло это важное событие за тысячу лет до Рождества Христова.

Уже несколько столетий израильтяне жили в земле Обетованной. Двенадцать колен израильских объединяла вера в единого истинного Бога. Их Верховным Владыкой был Сам Господь. Будучи Богом и Небесным Царём всех народов, в отношении Своего избранного народа Господь был и Царём земным. От него исходили законы, постановления, распоряжения не только чисто религиозного, но и семейного, общественного, государственного характера. Такой образ правления требовал от израильского народа непоколебимой веры в Бога - своего Небесного Владыки. Ослабление объединяющей израильтян веры грозило им распадом и междоусобицами.

Не всегда еврейский народ сохранял верность истинному Богу. Нередко иудеи уклонялись в идолопоклонство. Чтобы вразумить их, Господь попускал частые и разорительные набеги язычников.

Изнемогая под игом многочисленных нашествий, израильтяне попросили пророка Самуила поставить над ними царя. Евреи надеялись, что под руководством земного владыки они справятся со своими врагами.

Ревностному стражу Господню Самуилу не понравилось желание народа. Пророк усмотрел в нём измену истинному Царю израильтян. Но Господь сказал Самуилу: «послушай голоса народа во всём, что они говорят тебе; ибо не тебя они отвергли, но отвергли Меня, чтоб Я не царствовал над ними».

Самуил, которому предстояло помазать на царство нового правителя, уговаривал израильтян одуматься. Но народ, утомлённый войнами и внутренними раздорами, отвечал: «пусть царь будет над нами, и мы будем, как прочие народы: будет судить нас царь наш, и вести войны наши».

Господь открыл пророку имя человека, которому предстояло стать во главе богоизбранного народа. Это был Саул, сын Кисов. Он происходил из небогатой семьи, живущей в городе Гиве к северу от Иерусалима.

По промыслу Божию Саул сам пришёл к пророку Самуилу. Праведник почтительно встретил его и поведал о предстоящем ему высоком назначении. Затем Самуил взял сосуд со священным маслом и возлил его на голову сына Кисова. Божественное помазание Саула означало, что с этого момента во всех делах царя, совершаемых во благо Израиля, будет незримо присутствовать Дух Божий и помогать ему.

Но ещё предстояло утвердить выбор нового царя в глазах народа. Для этого пророк Самуил созвал всех сынов израилевых. Бросили жребий. Он пал на Саула. Увидев, как красив и статен молодой царь, народ возликовал. Самуил изложил народу права царя и записал их в книгу. Свиток положили в скинии, походном храме, где хранились главные святыни Израиля.

В начале царствования Саул поступал по воле Божией, показывая себя достойным своего избрания. Царь сражался с филистимлянами, моавитянами, аммонитянами, амаликитянами, и военная удача сопутствовала ему. Многими победами над врагами он приобрёл себе любовь народа.

Окрылённый победами, Саул перестал исполнять повеления Божии, став самонадеянным. Однажды Саул, не дождавшись пророка Самуила, сам принёс жертвоприношение, чего не дозволялось делать царю. Этот момент стал переломным в царствовании Саула. Пророк сказал ему: «теперь не устоять царствованию твоему: Господь найдёт Себе мужа по сердцу Своему».

Перед битвой с амаликитянами Бог через пророка Самуила возвестил Саулу Свою волю: «иди и порази Амалика и истреби всё, что у него; не бери себе ничего у них, но уничтожь и предай заклятию всё, что у него».

Саул не исполнил воли Божией и взял себе «лучших из овец, волов и откормленных ягнят» и все хорошие вещи амаликитян. Свои земные интересы царь поставил выше заветов Божиих.

Дух Господень оставил Саула, и он сделался мрачен и жесток. Конец жизни Саула был безрадостен. Царь панически боялся потерять свою власть и многих подозревал в покушении на неё. Он знал, что, нарушив Божии повеления, навлёк на себя гнев Господень, и страшился наказания. В одной из битв с филистимлянами пал он и два его сына. Так бесславно закончилось царствование первого царя израильского.

Жизнь Саула является ярким примером того, как мрачно и уныло существование отступника. как гармонична и наполнена любовью может быть жизнь человека, который следует заповедям Божиим, и Правление Саула показало, что защитником богоизбранного народа является не царь, не подверженный страстям человек, а Сам Господь - истинный и неизменный заступник Израиля.

Саул, первый царь еврейский

Саул был сыном знатного еврея, по имени Киса, из колена Вениаминова. Он был высокого роста (среди народа он возвышался на целую голову), и не было никого из израильтян красивее его.

Вскоре после помазания Саула на царство Самуил созвал народ, чтобы избрать царя. Бросили жребий. Жребий пал на Саула, и он был объявлен царем. Народ, восхищенный его ростом и красотою, в восторге воскликнул: "Да живет царь!"

Избрание на царство Саула

Когда Саул был поставлен царем, Самуил сказал всему народу: "Если будете бояться Господа и служить Ему и слушать гласа Его, и не станете противиться повелениям Господа, и будете и вы и царь ваш, который будет царствовать над вами, ходить вслед Господа Бога Вашего, то рука Господа не будет против вас. А если не будете слушать гласа Господа и станете противиться повелениям Его, то рука Господа будет против вас".

Саул первое время своего царствования поступал по воле Божией, показывая себя достойным своего избрания. Многими победами над врагами он приобрел себе любовь народа. Но когда он перестал исполнять повеления Божии, став самонадеянным, то Дух Божий оставил его и Саул сделался мрачен и жесток.

Самуил печалился о Сауле. Господь сказал ему: "долго ли тебе печалиться о Сауле? Пойди в город Вифлеем, там между сыновьями Иессея Я усмотрел Себе царя". Самуил пошел в Вифлеем и, по указанию Божию, помазал на царство Давида , сына Иессеева, из колена Иудина. Дух Божий сошел на Давида. Давид был младший сын Иессея, был белокур, с красивыми глазами и приятным лицом. Он был ловок и отважен, имел кроткое и доброе сердце и славился хорошей игрой на гуслях.

Давид играет на гуслях перед царем Саулом

На Саула же нападали тоска и уныние от действия злого духа. Ему советовали - развлекать себя музыкой и сказали, что в городе Вифлееме у Иессея есть сын Давид, который хорошо играет на гуслях. Давид был призван во дворец, и когда он приходил и играл на гуслях, тогда Саулу становилось отраднее и лучше, и злой дух отступал от него.

ПРИМЕЧАНИЕ: См. Библию, "1-я Книга Царств": гл. 10, 17-27; 11-15.

Из книги Патриархи и пророки автора Уайт Елена

Глава 59 ПЕРВЫЙ ЦАРЬ ИЗРАИЛЯ Эта глава основана ни Первой книге Царств 8-12 гл. Управление Израилем осуществлялось от имени Бога и Его власти. Задача Моисея, семидесяти старейшин, начальников и судей заключалась только в проведении в жизнь законов, данных Богом, но власти

Из книги Новейшая книга фактов. Том 2 [Мифология. Религия] автора Кондрашов Анатолий Павлович

За что царь Саул возненавидел Давида? Когда войско царя Саула возвращалось домой после победы над филистимлянами, одержанной благодаря подвигу юного Давида, поразившего богатыря Голиафа, навстречу царю выходили израильтянки с пением и плясками, с тимпанами и кимвалами.

Из книги Утраченный Завет автора Рол Дэвид

Почему Иеровоам, первый царь Израильского царства, стал идолопоклонником? После разделения общееврейского государства на два царства – Иудейское и Израильское – многие израильтяне по-прежнему считали обязательным для себя приносить праздничные жертвы Богу своих

Из книги Толковая Библия. Том 1 автора Лопухин Александр

Из книги Толковая Библия. Том 5 автора Лопухин Александр

8. И вышли царь Содомский, царь Гоморрский, царь Адмы, царь Севоимский и царь Белы, которая есть Сигор; и вступили в сражение с ними в долине Сиддим, 9. с Кедорлаомером, царем Еламским, Фидалом, царем Гоимским, Амрафелом, царем Сеннаарским, Ариохом, царем Елласарским, - четыре

Из книги Толковая Библия. Том 10 автора Лопухин Александр

6. Так говорит Господь, Царь Израиля, и Искупитель его, Господь Саваоф: Я первый и Я последний, и кроме Меня нет Бога, 7. ибо кто как Я? Пусть он расскажет, возвестит и в порядке представит Мне все с того времени, как Я устроил народ древний, или пусть возвестят наступающее и

Из книги Впервые в Библии автора Шалев Меир

37. Пилат сказал Ему: итак Ты Царь? Иисус отвечал: ты говоришь, что Я Царь. Я на то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать о истине; всякий, кто от истины, слушает гласа Моего. Пилат понял, что Христос не имеет никакого намерения выступить в качестве претендента

Из книги Андрей Десницкий Статьи о Библии автора

Первый царь Первый упоминаемый в Библии царь - это Нимрод, он же первый в Библии герой-охотник, «сильный зверолов пред Господом», личность явно мифологическая. Правда, его имени не предшествует титул «царь», но зато фигурирует слово «царство»: «Царство его вначале

Из книги Ветхий Завет с улыбкой автора Ушаков Игорь Алексеевич

Саул- первый царь Израиля Отношения Бога иЕго избранного народа, какими ихописывает Библия, напоминают отношения родителя иребенка. Сразу после Исхода изЕгипта Бог через Моисея, апотом через Иисуса Навина давал народу–младенцу детальные указания полюбому поводу.

Из книги Мессия в еврейских праздниках и традициях автора

Саул - царь Израилев «Хотим царя, как все порядочные люди!» Пришли все старейшины Израиля к Самуилу в Раму, не стерпев того сраму, и сказали ему:- Ты уж совсем сбрендил, старый хрен, от дел отошел, а сыночки твои совсем оборзели, не ходят путями твоими. Дай нам царя, как у

Из книги Основы Православия автора Никулина Елена Николаевна

ЕВРЕЙСКИЙ ГОД У каждого народа на земле есть свои праздники, которые являются памятью о событиях в истории государства. У нашего народа тоже есть свои праздники, но они были не просто учреждены людьми, но даны были Самим Богом.Основой еврейского календаря является

Из книги Сорок библейских портретов автора Десницкий Андрей Сергеевич

Первый царь – Саул Однажды Господь сказал Самуилу: «Завтра в это время Я пришлю к тебе человека из земли Вениаминовой, и ты помажь его в правителя народу Моему – Израилю, и он спасет народ Мой от руки Филистимлян» (1 Цар. 9.16). Когда Самуил увидел приближающегося к нему Саула,

Из книги автора

10. Самуил и Саул: последний судья и первый царь Последний судья: рождение Отношения Бога и Его избранного народа, какими их описывает Библия, напоминают отношения родителя и ребенка. Сразу после Исхода из Египта Бог через Моисея, а потом через Иисуса Навина давал

Из книги автора

Первый царь: избрание Самуилу такое требование было не по душе, не понравилось оно и Богу. До сих пор только Он мог называться Царем Израиля – народа, который Он спас из Египта, в буквальном смысле слова создал из толпы рабов, как Адама – из земного праха. Но Он позволил

Из книги автора

Первый царь: отвержение Саул вел достаточно успешные войны с соседними народами. Казалось бы, израильтяне получили именно то, чего искали: царя, который организовал свой народ и повел его от победы к победе. Конечно, при отсутствии центральной власти о подобных успехах

Из книги автора

Первый царь: бесславная гибель Тем временем Саул отправился на очередную войну с филистимлянами. Он чувствовал, что его положение пошатнулось. К тому времени Самуил, когда-то помазавший Саула на царство, уже умер, но Саулу все же хотелось получить от него совет и

Включайся в дискуссию
Читайте также
Отто фон герике эксперимент с вакуумным насосом
Бразилия – это не только футбол, это еще и капоэйра: боевое искусство, сочетающее в себе танец, акробатику, игру и стремление к свободе
Бразилия – это не только футбол, это еще и капоэйра: боевое искусство, сочетающее в себе танец, акробатику, игру и стремление к свободе