Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Что такое капоэйра. Бразилия – это не только футбол, это еще и капоэйра: боевое искусство, сочетающее в себе танец, акробатику, игру и стремление к свободе

История капоэйры

Достоверные сведения о капоэйре начинаются с XVIII века , но, фактически, она зародилась несколько ранее. Согласно общепринятой версии, капоэйра возникла в Южной Америке благодаря чернокожим рабам, которых португальцы привозили из других колоний - Анголы , Мозамбика , Гвинеи , Конго . Вследствие жестокого обращения бразильских рабовладельцев часть рабов бежала в сельву , где африканская религия и культура встретилась с индейской. Беглые селились в киломбуш (ед.ч. - киломбу) - «вольных городах», из субкультуры которых и начала своё распространение капоэйра.

По разным сведениям, капоэйра ведёт своё происхождение от :

  • субкультуры африканского национального танца. Первоначально она не несла в себе боевого аспекта, который появился уже позднее, на территории Бразилии.
  • африканского ритуального боевого танца «нголо » («n’golo»), являвшегося неотъемлемым атрибутом обряда инициации в южных районах Анголы, и изображавшего танец зебр - молодые воины вступали в ритуальный бой друг с другом.

Однако, несмотря на разные версии, качества танца в капоэйре присутствуют.

Развитие капоэйры в то время неразрывно связано с легендарным героем - Зумби , который стал для народа Бразилии символом сопротивления. Зумби дус Палмарис (порт. Zumbi dos Palmares ) возглавлял один из крупнейших киломбу - Палмарис , который просуществовал в условиях правительственной блокады около семидесяти лет .

Происхождение названия

Споры относительно этимологии слова «капоэйра» не прекращаются до сих пор. Самые распространенные версии:

Капоэйра в подполье

Новым этапом в развитии капоэйры стало официальное документирование информации, касающейся капоэйры. Этот период начинается подписанием в г. на территории Бразилии Золотого Закона , который отменил рабство. При этом необходимо отметить, что ввоз рабов был запрещён ещё раньше - в г. - законом Кейроза, но на протяжении ещё почти сорока лет работорговля продолжалась нелегально, вплоть до 13 мая 1888 года . В тот день принцесса Изабелла, правившая в то время вместо заболевшего императора, подписала закон следующего содержания:

Несмотря на официальное уравнение всех индейцев, негров и метисов в общечеловеческих правах с европейцами, в стране по-прежнему существовала социальная дискриминация , проявлявшаяся во всех сферах жизни общества. Религия Кандомбле и капоэйра, как и многие другие элементы культуры не-европейского населения Бразилии, оказались под официальным запретом. Социальной рефлексией на этот факт явилось т. н. «Сопротивление» - капоэйра стала одновременно и танцем, и оружием среди группировок подпольщиков и уличных банд . В г. практика капоэйры была запрещена первой конституцией Бразильской Республики .

Разделение стилей

Капоэйра Режионал

Достаточно яркими представителями стиля Капоэйры Ангола являются:

Капоэйра Контемпоранеа

Термин «Контемпоранеа» используется для групп, которые практикуют стиль Ангола, одновременно модернизируя его. Этот стиль является очень спорным, так как многие современные капоэйристы утверждают, что нельзя смешивать стили Ангола и Режионал, что ученик должен практиковать лишь один из них для того, чтобы полностью принять форму игры. Другие утверждают, что капоэйрист должен иметь навыки как традиционной, так и современной капоэйры и поддерживают тренировки в обоих стилях одновременно. В целом стиль Контемпоранеа является предметом множества споров среди капоэйристов.

Название «Контемпоранеа» также применяется к различным группам, которые не связывают себя ни с Местре Бимба , ни с Местре Пастинья .

На протяжении последних нескольких лет различные философии современной капоэйры выражались в создании различных школ, в частности в Северной Америке , которые создают и продолжают развивать их индивидуальную школу современного искусства. Это стало определяющей характеристикой многих школ, вплоть до того, что опытный ученик порой может определить, из какой школы происходит его соперник, судя лишь по стилю игры капоэйриста. Некоторые школы обучают смешанным техникам, основанным на сочетании нескольких стилей. Традиционно, роды в этих школах начинаются со стиля Ангола, во время которого местре или опытный ученик поет ладаинью (которую, как правило, можно услышать в начале игры в Капоэйре Ангола). Через некоторое время игра ускоряется и вскоре местре подает знак, после которого ритмы беримбау становятся традиционными для стиля Режионал.

Каждый из стилей, Режионал и Ангола, уделяют основное внимание различным свойствам и ключевым моментам. Режионал концентрируется на развитии скорости и быстроты рефлексов, в то время как Ангола делает упор на глубокую осмысленность каждого движения, практически как в партии шахмат. Школы, которые учат сочетать оба вида, преподают это как возможность использовать сильные стороны каждого из направлений в своей игре.

Распространение капоэйры по миру

Капоэйра в Европе

Первое близкое знакомство Европы с капоэйрой датируется 1951 годом - европейским туром артистической труппы Companhia Brasiliana , за которой последовали другие - например Furacões da Bahia или Brasil Tropical , основанная мастером Камиза Роша . После этого отдельные специалисты получили возможность оставаться в Европе продолжительное время, обучая капоэйре или выступая с сольными номерами. Пионером европейской капоэйры считается Martinho Fiuza , приехавший в г. Следует отметить, что регулярное преподавание капоэйры в США началось всего на три года раньше - в г. мастером Jelon Vieira (школа Senzala ) в Нью-Йорке . В г. в Германию прибыл Пауло Сикейра (Paulo Siqueira ), это событие принято считать началом непрерывного развития капоэйры в Европе .

Капоэйра в СНГ

Первый серьёзный интерес к этому виду искусства в России и СНГ был проявлен в г., после выхода на экраны фильма «Только сильнейшие », с Марком Дакаскосом в главной роли.

Ситуация, связанная с недостатком информации, начала изменяться, когда капоэйристы из стран СНГ стали посещать тренировочные лагеря и семинары по капоэйре в Европе , США и Бразилии .

Следующим этапом в развитии отечественной капоэйры стали визиты бразильских мастеров. Каждый год в СНГ с программой семинаров приезжают многие известные бразильские мастера капоэйры, и, как правило, они действительно заинтересованы в развитии групп капоэйры в России и СНГ .

Капоэйра в России

Капоэйра сегодня

Встречи капоэйристов

Встречи капоэйристов, в абсолютном большинстве случаев, проходят по следующим правилам. Музыканты становятся в изголовье круга (порт. Roda ). Роду образуют капоэйристы или публика, стоящая или сидящая по кругу. Все поют песни на португальском языке. Двое входят в игру около места расположения музыканта с Гунгой, называемого Пе ду Беримбау (порт. Pe do Berimbau ), иногда используя акробатические элементы. Начинается игра - передвижения, удары, прыжки чередуются в попытках достать соперника или вынудить его упасть. Характер игры в Роде (быстро или медленно, дружески или агрессивно) зависит от ритма, который играет беримбау, и песен .

Музыка

«Умение петь и отвечать… это обязанность каждого капоэйриста. Неумение петь соло - это не дефект, но неумение отвечать вместе с хором - это большой недостаток. В батерии не должны находиться люди, которые не поют вместе с хором».

«Почему в песнях есть сюжет?.. …Для того, чтобы, когда в роду приходит представитель другой группы или мастер, импровизация предупреждала бы роду, нужно ли остановиться, или подбадривала бы продолжить игру».

Тренировки и рода проходят под живую музыку, которую создает специальный «оркестр капуэйры» - батери́я (или шара́нга). Существуют несколько традиций состава батерии, они довольно разнообразны.

Основную роль в аккомпанементе и ведении роды играет Беримба́у (порт. Berimbau ) - инструмент, напоминающий лук с резонатором. Беримбау задаёт основной ритм и темп игры в Роде .

Более-менее общепринятой считается традиция, когда основой батерии являются три беримбау , каждый из которых служит своей цели:

Кроме беримбау, «классическая» батерия имеет в своем составе:

Ритмы беримбау

Три основных вида беримбау

Ритм беримбау определяет характер игры в Роде, существует множество популярных традиционных и «авторских» ритмов для этого инструмента, например:

Существуют и другие ритмы, подробней описанные в главной статье раздела.

Песни

В традиционной капоэйре песенный цикл делится на три основных части:

Открывает музыкальную последовательность ладаинья - это традиционная сольная песня местре (или человека, «ведущего» роду). Певец может рассказать притчу или передать сообщение зрителям. Соло может быть импровизированным. Пока поёт мастер, первая пара игроков, сидя, ждёт, расположившись по обе стороны от него.

Общие понятия и определения в капоэйра

  • порт. Abadá / Абада - специальные капоэйристские штаны белого цвета.
  • порт. Amazônia / Амазониа - стиль игры капоэйра, при игре в этом стиле капоэйристы подражают движениям животных, используя преимущественно нижнюю технику.
  • порт. Angola / Ангола - стиль игры капоэйра, характеризуется особым ритмом игры на беримбау, в роде играют очень близко и медленно.
  • порт. Apelido / Апелиду - имя в капоэйре, даётся местре до батизаду.
  • порт. Axé / Аше - энергия капоэйры.
  • порт. Bateria / Батериа - оркестр, инструменты и люди, играющие на них, они задают темп игры.
  • порт. Batizado / Батизаду - церемония посвящения, крещение, получение первой корды.
  • порт. Benguela / Бенгела - стиль игры капоэйра, характеризуется особым ритмом игры на беримбау, в роде преобладают уходы, перемещения, ритм средний, удары плавные ине высокие.
  • порт. Volta ao mundo / Волта ау мунду - проход в роде по кругу, используется для передышки игроков или музыкантов.
  • порт. Grimas / Гримаш - палки для макулеле.
  • порт. Jogo / Жогу - игра в роде.
  • порт. Jogo de compra / Жогу ди компра - игра, в которой выходят в роду по одному человеку, сменяют того, кто дольше играет.
  • порт. Iuna / Иуна - стиль игры капоэйра, характеризуется особым ритмом игры на беримбау, в роде преобладает акробатика, играют на расстоянии, чтобы не мешать друг другу.
  • порт. Corda / Корда - цветной шнур, показывающий статус капоэйриста, носится на поясе.
  • порт. Corridos, quadros / Курридус, куадрус - песни, исполняемые участниками роды.
  • порт. Ladainha / Ладаинья - песня-вступление, поётся только в анголе, исполняется сольно.
  • порт. Maculelê / Макулеле - танец-игра с палками, участники выполняют разнообразные движения, попадая в ритм, задаваемый барабанами.
  • порт. Regional / Режионал - стиль игры капоэйра, характеризуется особым ритмом игры на беримбау, в роде играют быстро, преобладают высокие и быстрые удары, можно делать прыжки и акробатику.
  • порт. Roda / Рода - круг, образуемый участниками, в котором играют капоэйристы.
  • порт. Solo / Соло - одиночное выступление капоэйриста, в роде или без неё, в котором он показывает своё умение выполнять какие то удары, связки, акробатические движения.
  • порт. Toque / Токе - ритм игры на беримбау.
  • порт. Troca de corda / Трока ди корда - смена корды, переход на следующий уровень.
  • порт. Chamada / Шамада - вызов, определённая последовательность шагов и действий, используется исключительно в анголе для передышки или изменения хода игры.
  • порт. Chulas / Шулас - восхваляющая песня, поётся только в анголе.

Движения и удары

В капоэйре нет статических стоек. Её основа - джинга (порт. ginga ). Джинга - это непрерывное движение, игрок постоянно передвигается, готовый уйти от удара или провести удар самому. Основные стойки и перемещения:

  • Джинга (порт. Ginga ).
  • Негачива (порт. Negativa ).
  • Эшкива (порт. Esquiva ).
  • Кокоринья (порт. Cocorinha ).
  • Роле (порт. Role ).

Стойки и перемещения на руках:

  • Ау аберту (порт. Au aberto )
  • Ау фешаду (порт. Au fechado ).
  • Ау добраду (порт. Au dobrãdo ).
  • Ау агулья (порт. Au agulha ).
  • Бананейра (порт. Bananeira ).
  • Бику ди папагайу (порт. Bico de papagaio ).
  • Макаку (порт. Macaco ).

Названия движений в разных школах различаются, приведённые выше термины характерны для определённых школ направлений Режионал и Капоэйра Контемпоранеа. Под теми же названиями в других школах могут подразумеваться несколько другие движения.

Градации мастерства

В современной капоэйре направлений режионал и контемпоранеа для обозначения мастерства принята система поясов или платков, цвета которых определяются каждой отдельной школой. Поясами (порт. cordão ) или нашейными платками (порт. lenço ) являются цветные шнуры-платки, которые носят капоэйристы. Степень, апелиду (и пояс-платок) они могут получить только на церемонии посвящения (порт. batizado ). Вместе с практикой в роде и отработкой новых элементов ученик изучает португальский язык, музыку, песни, историю капоэйры и её философию. При упорстве и постоянных тренировках через несколько лет можно достичь звания опытного ученика (порт. formado ). Следующий уровень уже позволяет помогать своему учителю. Высшие звания - местре-шарангейру (порт. mestre-xarangeiro ) контра-местре (порт. contra-mestre ) и местре (порт. mestre ). Звание местре позволяет открыть собственную школу, достижение этого звания занимает не менее десяти лет.

В традиции большинства школ направления Ангола выдача поясов и проведение батизаду не практикуется.

Батизаду (Batizado)

Посвящение в капоэйристы, когда новичку могут дать имя («апелиду») и первый кордао. В капоэйра нет традиционной сдачи на пояс по нормативам как в других боевых искусствах, готовность к смене пояса определяет тренер по итогам тренировок за всё время. Если игрока вызвали в круг на батизаду, можно считать, что повышение в градации поясов у него есть, если только он не допустит «громких ошибок» или не выкажет элементарного незнания правил выхода в роду. В разных школах церемония проходит по-разному, обычно проводить батизаду имеет право капоэйрист не ниже уровня «профессор». Церемония смены пояса (степени) называется «Трока ди кордао» (порт. Troca de Cordaо ) и обычно проводится вместе с батизаду.

Организация движения капоэйристов

Школы капоэйры сейчас объединяют десятки тысяч людей по всему миру. Регулярно проводятся фестивали, семинары.

Школа определяется принадлежностью к одному из стилей капоэйры. Как правило, у каждой школы существует базовое местоположение и множество филиалов по всему миру. Местре (или его ученики) регулярно посещает филиалы и проводит батизаду. Существует множество как всемирно признанных и уважаемых школ, так и малоизвестных.

Вместе с тем, безусловно, необходимо учитывать следующие мнения:

«…Капоэйра - она как воздух: мы знаем, что он есть, мы им дышим, мы не можем жить без него. И в то же время мы не можем поймать его, заключить в какие-то рамки. Капоэйра не может ограничиваться лишь одной единственной группой занимающихся, одной единственной формальной организацией и тем более одной группой мастеров, которые заявляют монополию на владению ею. Капоэйра выходит за рамки всех нас. Никакое общество, группа или человек никогда не будут её контролировать…
…Прежде чем думать о создании института капоэйры, мы должны спросить самих себя: почему кому-то нужно нас организовывать? Зачем нам нужна организация, которая будет контролировать наш образ жизни? Кто от этого выиграет? Капоэйра? Капоэйрист? Бюрократы ? Действительно ли создание подобных организаций так необходимо?…
…мы открыты для познания капоэйры, но не хотим, чтобы кто-либо навязывал нам собственную шкалу ценностей. Мы хотим такого сообщества, в котором ценится и поощряется как индивидуальность каждого участника, так и сотрудничество между ними…» - Местре Кобра Манса

Таким образом, можно заметить, что существуют две основные тенденции: максимум организованности и максимум свободы. И, разумеется, сколько угодно мнений, находящихся между этими полюсами. Каждая группа, объединение капоэйристов или человек, не имеющий прочной связи с конкретной группой, выбирает свой путь. Впрочем, тут вступает в действие другой принцип - следования «линии» - традиции, передаваемой от учителя к ученику.

Капоэйра в фильмах, клипах, рекламных роликах и компьютерных играх

Современная капоэйра включает в себя множество зрелищных акробатических прыжков, трюков и перемещений. Игра, в которой мощные удары комбинируются с головокружительной акробатикой, способна произвести на постороннего наблюдателя сильнейшее впечатление. Закономерно, что капоэйра не осталась незамеченной голливудскими режиссёрами.

Only the strong

Первый художественный фильм, полностью посвящённый капоэйре.

Другие игры

Кроме игры «Capoeira Fighter», сделанной энтузиастами, существует множество коммерческих игр, в которых капоэйра присутствует в том или ином виде. В число игр подобного рода входят такие тайтлы как «Tekken » (эпизоды с 3-го и выше: Эдди Гордо, Тайгер, Кристи Монтейро), Prince of Persia (The Sands of Time; WW; TTT), «Fatal Fury» (FF1, 3, Real Bout 1, 2, Special), «The King of Fighters» (KoF: MI 1, KoF: MI2, KoF 11), «Street Fighter 3» (все версии), Rage of the Dragons. Перечисленными играми дело не ограничивается, и далеко не во всех играх капоэйра представлена именно как боевая дисциплина. К примеру, в онлайновой ролевой игре World of Warcraft тролли после команды танцевать (/dance) начинают выполнять движения капоэйры.

Примечания

  1. Health"snews.com Капоэйра – пристало ли джентльмену? ,
  2. Health"snews.com Капоэйра – Главное – растяжка ,
  3. ISBN 5-93347-205-0 .
  4. Статья Киломбуш - свободные города на v8mag.ru
  5. Капоэйра Ангола: сборник статей. М., Русаки, 2005., ISBN 5-93347-205-0 . Дэниэл Досон, статья «Капоэйра Ангола и местре Жоао Гранди», англ.
  6. Капоэйра Ангола: сборник статей. М., Русаки, 2005., ISBN 5-93347-205-0 . стр. 22
  7. Статья КАПОЭЙРА: БРАЗИЛЬСКИЙ БОЕВОЙ ТАНЕЦ на idance.ru
  8. Более подробно капоэйра в этот период описана в книге Жоржи Амаду «Лавка чудес»
  9. Mestre Bimba
  10. Капоэйра Ангола: сборник статей. М., Русаки, 2005., ISBN 5-93347-205-0 . Статья «Капоэйра Ангола», Мартин де Моор.
  11. «GRUPOS PARAFOLCLÓRICOS BAIANOS. Olhar o passado e entender o presente para redimensionar o futuro» Nadir Nóbrega Oliveira (порт.)
  12. Mestre de Capoeira Paulo Siqueira (нем.)
  13. «Herança de Pastinha. Metafísica da Capoeira». Decanio, Ângelo; Colecão São Salomão 3, Salvador: Produção Independente, 1996., стр. 38, стр. 54

Что такое капоэйра

Капоэйра — это бразильское национальное искусство, которое сочетает в себе танец, игру и акробатику. Здесь тонко переплетено искусство сражения, духовное единение с высшими силами и общение. Капоэйра имеет свою уникальную философию, характерные черты, направления и стили. Ударная техника капоэйры во многом схожа с техникой других боевых искусств. А красоту добавляют силовые стойки и акробатические элементы.

В нынешнее время боевой аспект занятий капоэйрой немного отступил на задний план, и современная техника представляет собой в большей степени танцевальную игру. Ритм и музыка воплощаются в движениях бойцов, и создается впечатление, что они разговаривают между собой на языке танца, а победителем становится тот, кто сумел запутать противника своей хитростью и мастерством.

Во время так называемого боя участники собираются в круг, играют на музыкальных инструментах, поют и хлопают. Два игрока выходят в центр, и начинается импровизация, состоящая из сложных движений, вращений, стоек на голове и на руках. Участники по очереди выходят в круг, постепенно сменяя друг друга.

Существует множество самых противоречивых гипотез и догадок, касающихся истории возникновения капоэйры как воинского искусства. Одни исследователи говорят, что прообразом был танец, распространенный среди африканских племен, другие утверждают, что капоэйра произошла от слияний различных культур бразильских индейцев. И даже само слово «капоэйра» не имеет однозначного толкования. Но многие мастера переводят это слово как «низкая растительность», а точнее место с невысокой травой, где удобно практиковать занятия.

В России капоэйра появилась менее 10 лет назад и не сразу была понята. Сочетание акробатики и танцевальных элементов у нас восприняли как новое направление фитнеса и на тренировки ходили с целью похудеть. Но постепенно люди поняли, что капоэйра - это больше чем фитнес. И, несмотря на то, что все удары наносятся мимо противника, в реальной жизни они достаточно эффективны. Поэтому приверженцы самозащиты не будут разочарованы.

Сегодня многие фитнес центры приглашают заняться капоэйрой и полностью погрузиться в бразильскую культуру. Можно прийти одному или с компанией друзей - будьте уверены, что каждый найдет для себя что-то свое. А акции фитнес клубов позволят приобрести абонемент на несколько занятий со скидкой.

С чего начать

Заниматься капоэйрой может каждый желающий, вне зависимости от возраста и физической подготовки. Для начала можно сходить на пробное занятие и понаблюдать. Сами занятия имеют две разновидности: тренировки и Рода, поэтому прежде чем записаться, лучше уточнить, куда вы попадете. Тренировки состоят из упражнений на растяжку, выносливость и гибкость, которые дополнены акробатическими элементами.

Рода - самая интересная и зрелищная часть. Под бразильскую музыку капоэйристы попарно выходят в круг, и начинается танцевальный диалог. Удары наносятся в большей степени ногами, а руки используются для защиты, бросков и подсечек. Рода, как правило, проходит без физических контактов, и удары идут на дистанции. Бойцы тесно взаимодействуют друг с другом и стремятся сделать капоэйру красивой.

Одежда для занятий, прежде всего, должна быть удобной. Цветом капоэйры является белый, но не произойдет ничего страшного, если вы придете в темном. Обувь на занятиях не требуется, поскольку они проходят на босую ногу. Девушкам лучше собрать волосы в хвост, иначе, как вы будете стоять на голове?

Необязательно воспринимать капоэйру как путь воина. Кому-то она помогает расслабиться после тяжелого дня, кто-то занимается, чтобы поднять настроение или завести друзей, а для кого-то это веселый и необычный вид спорта.

Капоэйра (Capoeira) — афро-бразильское национальное боевое искусство, синтез танца, акробатики и игры, и все это сопровождающееся национальной бразильской музыкой. Согласно общепринятой версии, капоэйра возникла в Южной Америке в 17-18 в.в.

Но все же о родине и времени возникновения такого уникального искусства эксперты спорят до сих пор. Никто точно не знает, откуда она появилась, кто был основателем древнего мастерства и, как капоэйра, от столетия к столетию достигла стремительной популярности. Существуют несколько основных гипотез ее возникновения.

1. Прототипом воинственных движений стал африканский танец зебр, который был распространен у местных племен.

2. Капоэйра - слияние древних культур - латиноамериканских и африканских танцев.

3. Танец рабов-невольников, который постепенно перерос в боевое искусство . Связано с высадкой европейцев на континент и зарождение работорговли.

В любом случае, истоки капоэйры нужно искать в глубине веков.

История возникновения капоэйры

Наиболее вероятной принято считать последнюю теорию. Завезенные из Африки рабы от непосильного труда на плантациях были вынуждены бежать в джунгли Амазонки и создавать свои общины «Киломбуш» - свободные поселения или присоединяться к тем индейским племенам, которые еще не были покорены колонизаторами Старого Света. Беглым рабам приходилось защищать «Киломбуш» всеми доступными методами. От недостатка оружия вводилось обучение рукопашному бою. В это время, как предполагают историки, и появилось искусство защиты - капоэйра.

Слово капоэйра не имеет точного перевода. По некоторым предположениям, оно означает разновидность джунглевых зарослей - капоэйрас. Согласно другим источникам - место с низкой травой - площадка, где удобно проводить воинствующие тренировки.

Практическое владение искусством капоэйры

С отменой крепостного права в 1888 году все рабы стали свободны, однако сей факт мало повлиял на благополучие Африканских невольников. Большинство из них стали на путь криминала. В городах увеличилось число убийств, грабежей, разбоев. С тех пор слова капоэйра - капоэйрист стали носить неприглядные синонимы: бандит, вор, грабитель. И властям пришлось официально запретить капоэйру. Существует даже задокументированный полицейский рапорт, в котором упоминается некий Besouro или Бизору. Он один, без посторонней помощи, ради собственной забавы, используя искусство капоэйры «надавал тумаков» отряду полицейских, забрал все оружие и отнес в отделение полиции, чтобы похохотать над слабостью блюстителей порядка. Среди капоэйристов он стал человеком-легендой.

Однако, несмотря на все запреты, капоэйра продолжала существовать как танец и, как боевое искусство. Мастера-капоэйристы набирали учеников, давали им второе имя (прозвище) и обучали методике ведения боя. Прозвище нужно было для конспирации, а также использовалось во время тренировочного процесса.

Первые школы капоэйры в Бразилии

Если полиции становилось известно место проведения танцев капоэйры, и она хотела застать всех врасплох - ничего не получалось. Раздавались звуки беримбао, ударного музыкального инструмента и тогда музыканты выстукивали особый ритм кавалариа. Он служил сигналом опасности. Капоэйристы и зрители разбегались, а музыканты продолжали развлекать сами себя - играть и танцевать.

После революции в Бразилии в 1930 году и последующего признания капоэйры, в 1937-м, в городе Сальвадоре зарегистрировали первую школу этого боевого искусства. Возглавил региональный центр физической культуры учитель капоэйры - Бимба. Впоследствии, обучение у Бимбы сформировалось в одно из направлений боя. Другой стиль искусства капоэйры был разработан учителем Пастинья в 1941 году и стал именоваться ангола. Название пошло от организованного им спортивного центра.

Распространение по всему миру

С начала 50-х годов капоэйрой стали интересоваться в Европе. Первое знакомство с латиноамериканским танцем связывают с фигурой Камиза Роша, однако пионером европейской капоэйры все же принято считать Martinho Fiuza. В Соединенных Штатах родоначальником капоэйры был Jelon Vieira - мастер школы Senzala.

Это боевое искусство нельзя однозначно назвать средством силового достижения цели, хотя на протяжении столетий большинство ударов практиковалось уличными бандами, телохранителями, наемниками. С капоэйрой такие личности не имеют ничего общего. Настоящая капоэйра скрыта от посторонних глаз. Мастера древнего искусства и преданные ученики собираются на «роду» в тайных местах, чтобы поддержать древние традиции. В капоэйре заключена не только сила ведения боя, но и философский смысл, физическое развитие. Такие представления проходят под песни и музыку простых музыкальных инструментов. Традиции сохранились и в наши дни.

Капоэйра — эта школа боевого искусства, визуально напоминающая удивительный танец. Освоить этот стиль под силу каждому, стоит лишь иметь желание и приложить много усилий. Сегодня в нашей статье мы поговорим о приемах капоэйра, происхождении этого направления, какую пользу подобные тренировки приносят для организма человека, а также, что человеку необходимо, чтобы каждая тренировка была максимально результативной.

Что это такое?

Капоэйра представляет собой национальное боевое искусство Бразилии, в котором уникальным образом сочетаются элементы борьбы, игры, акробатики и даже танца. Каждое движение должно осуществляться под зажигательную бразильскую музыку и в конечном итоге мы получаем превосходный энергический микс!

Стоит обратить внимание, в капоэйре удары сведены на нет, невзирая на то, что элементы боя все же присутствуют. Обусловлено это тем, что контакта между партнерам практически нет, поскольку большую часть занимают низкие положения, имитирующие удары ногами, разнообразные подсечки и акробатические приемы. В то время, когда один танцор начинает нападать , второй старается всячески увернуться, в итоге мы получаем удивительной красоты поединок. Но для того чтобы достичь мастерства в этом деле, необходимо, прежде всего, довести каждый свой прием до скоординированности и слаженности.

История возникновения

История образования и развития этого вида боевого искусства уходит корнями в XVIII столетие, но существуют предположения, что оно появилось значительно раньше. На сегодняшний день, существует общепринятая версия, которая гласит о том, что этот вид борьбы возник в Южной Америке благодаря чернокожим рабам, которые массово привозились в Португалию со своей родины: Анголы, Мозамбики, Конго и Гвинеи.

В те времена отношение к ним было невероятно жестоким и безжалостным, поэтому они никогда не теряли возможности сбежать. Беглые рабы формировали целые вольные города, которые получили название киломбуш, в которых не только самобытная, но и невероятно яркая африканская культура соединялась с более спокойной индийской. Чтобы поддерживать себя в хорошей физической форме и при этом развлекаться, они танцевали. На основании этой истории и появилось понятие -капоэйра .

Существуют разные версии о происхождении первых ударов. Одни полагают, что они относятся к субкультурам национальных танцев африканских народов. Стоит обратить внимание, что изначально в этом виде искусства не использовались боевые приемы. Однако, имеет место быть и другая версия, которая гласит о том, что фундаментальной основой капоэйра стал национальный боевой танец Африки под названием нголо, который являлся обязательной составляющей обряда инициации в южных регионах Анголы.

Молодые люди, которые вступали в бой друг с другом, изображали зебр. В любом случае, истоки боевого искусства капоэйра всегда связывается с именем героя Зумби, который олицетворял для бразильского народа сопротивление.

Что касается названия, то существует тоже несколько вариаций его происхождения. Одна версия гласит, что в переводе с индейского языка тупи капоэйра переводится, как «поле, которое заросло кустарником и очищено выжиганием или вырубкой». Вполне возможно, что трактовка актуальна, поскольку для танцев необходимы были большие площадки, приходилось расчищать.

Вторая версия полагается на перевод слова с португальского — «клетка для кур» . Однако, существует и третья версия, приверженцы которой убеждены в том, что капоэйра является следствием искаженного произношения слов «kipura» и «kipula», которые в переводе с языка африканского киконга означают «порхать с места на место» и «драться». Стоит упомянуть о том, что некоторое время этот вид боевого искусства являлся запрещенным, поэтому долго находился в подполье.

Стили

В 1930 в Бразилии произошел военный переворот, который полностью видоизменил политическое положение вещей. С тех пор капоэйра признана законом и активно развивается. С тех пор появилось несколько ответвлений, каждое из которых позиционирует себя, как самостоятельное направление.

Давайте же рассмотрим основные стили капоэйры:

Стоит обратить особое внимание на то, что отличить друг от друга каждый из видов, невероятно сложно даже опытному человеку, поскольку некоторые элементы, удары и движения свойственны всем направлениям, а прочие постоянно видоизменяются и совершенствуются .

Полезные свойства капоэйра

Чем полезны тренировки этого вида искусства не только для взрослого, но и для ребенка? Уже неоднократно отмечалось во многих источниках, что такие тренировки имеют множество неоспоримых преимуществ:

Что касается недостатков, то их мало. К ним следует отнести небольшое количество профессиональных школ, а также опасность некоторых ударов и движений!

Что необходимо для начала занятий?

Прежде всего следует определиться, с какой целью человек желает освоить данный вид боевого искусства: чтобы разнообразить свой досуг или получить пояс и звание мастера, чтобы в дальнейшем заниматься преподавательской деятельностью.

Так вот, чтобы каждая тренировка была результативной, следует найти подходящую школу и записаться в нее. К сожалению, профессиональных тренеров в России крайне мало , поэтому капоэйру преподают в фитнес-центрах в качестве направления фитнеса.

Для полноценных тренировок потребуется немного:

  • хорошее настроение;
  • боевой настрой, принуждающий трудиться и выкладываться по полной;
  • приобретать экипировку необязательно, достаточно любых свободных и удобных вещей;
  • рекомендуется заниматься без обуви, так удобнее.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Отто фон герике эксперимент с вакуумным насосом
Бразилия – это не только футбол, это еще и капоэйра: боевое искусство, сочетающее в себе танец, акробатику, игру и стремление к свободе
Бразилия – это не только футбол, это еще и капоэйра: боевое искусство, сочетающее в себе танец, акробатику, игру и стремление к свободе