Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Романтизм в английской литературе XIX века. Байрон

Английский романтизм. Романтики сыграли огромную роль в превращении культа Шекспира (как нового явления обыденной жизни Англии) в эстетическую программу, в которой достойное место заняла еще предромантиками освоенная шекспиризация . Однако разные романтики и на разных этапах выражали свое отношение к Шекспиру в широком спектре: от шекспиризации , граничившей с шекспиризмом (например, у С. Т. Кольриджа, представителя «Озерной школы» — т. е. начального этапа английского романтизма) до «анти-шекспиризма» (например, у представителя следующего поколения — Дж. Г. Байрона , противопоставление которого Шекспиру было блестяще изложено и аргументировано А. С. Пушкиным).

Эстетической предпосылкой английского романтизма было разочарование в классицизме и просветительском реализме как художественных системах, в основе которых лежала просветительская философия. Они недостаточно полно раскрывали внутренний мир человека, законы человеческой истории, которые были осмыслены по-новому в свете французской революции. Основы романтизма в Англии заложены Уильямом Блейком (1757-1827), но признание романтизм получил позже.

«Озерная школа». Первый этап английского романтизма(1793-1812) связан с деятельностью «Озерной школы». В нее входили Уильям Вордсворт (1770-1850), Сэмюэл Тейлор Кольридж (1772-1834), Роберт Саути (1774-1843). Они жили в краю озер, поэтому их стали называть лейкистами (от англ. lake — озеро).

Все три поэта в молодости поддерживали Великую Французскую революцию. Но уже в 1794 г. они отходят от этих позиций. В 1795 г. впервые встречаются Вордсворт и Кольридж. Их объединяет разочарование в революции, страшит буржуазный мир. В этих условиях они создают сборник «Лирические баллады» (1798). Успех этого сборника положил начало английскому романтизму как литературному направлению. Предисловие Вордсворта ко второму изданию «Лирических баллад» (1800) стало манифестом английского романтизма. Вордсворт так формулирует задачи авторов: «Итак, главная задача этих Стихотворений состояла в том, чтобы отобрать случаи и ситуации из повседневной жизни и пересказать или описать их, постоянно пользуясь, насколько это возможно, обыденным языком, и в то же время расцветить их красками воображения, благодаря чему обычные вещи предстали бы в непривычном виде; наконец — и это главное — сделать эти случаи и ситуации интересными, выявив в них с правдивостью, но не нарочито, основополагающие законы нашей природы…».

Вордсворт вносит большой вклад в английскую поэзию тем, что он порывает с условностью поэтического языка XVIII века. Переворот, совершенный Вордсвортом и Кольриджем, А. С. Пушкин охарактеризовал так: «В зрелой словесности приходит время, когда умы, наскуча однообразными произведениями искусства, ограниченным кругом языка условленного, избранного, обращаются к свежим вымыслам народным и к странному просторечию, сначала презренному» («О поэтическом слоге», 1828).

Вордсворт стремится проникнуть в психологию крестьянина. Особую естественность чувств сохраняют крестьянские дети, считает поэт. В его балладе «Нас семеро» рассказывается о восьмилетней девочке. Она наивно уверена в том, что в их семье семеро детей, не сознавая, что двое из них умерли. Поэт же видит в ее ответах мистическую глубину. Девочка интуитивно догадывается о бессмертии души.

Но город, цивилизация лишают детей естественных привя-занностей. В балладе «Бедная Сусанна» пение дрозда напомнило юной Сусанне «родимый край — на склоне гор цветущий рай». Но «виденье скоро пропадает» . Что ждет девочку в городе? — «Сума с клюкой, да медный крест, // Да нищенство, да голодовки, Да злобный окрик: «Прочь, воровка...».

Несколько иной путь в «Лирических балладах» избирает Кольридж. Если Вордсворт писал о необычности обыденного, то Кольридж — об исключительных романтических событиях. Наиболее известным произведением Кольриджа стала баллада «Сказание старого морехода». Старый моряк останавливает юношу, спешащего на пир, и рассказывает ему свою необыкновенную историю. Во время одного из путешествий моряк убил альбатроса — птицу, приносящую кораблям удачу. И на его корабль пришла беда: кончилась вода, умерли все матросы, и моряк остался один среди трупов. Тогда он понял, что причиной несчастья было его злое дело, и вознес к небу покаянную молитву. Сразу подул ветер, корабль пристал к земле. Не только жизнь, но и душа моряка была спасена. Герой Кольриджа, вначале лишенный духовного начала, в своем страдании прозревает. Он узнает о существовании иного, высшего мира. Пробужденная совесть открывает ему высшие нравственные ценности. Этот романтический идеал окрашен мистикой.

Таким образом, для представителей «озерной школы» характерно сочетание смелых эстетических исканий, интерес к родной истории, стилизация форм народного творчества — и консервативность политических и философских взглядов.

Второй этап английского романтизма охватывает 1812-1832 гг. (от выхода в свет I и II песен «Паломничества Чайльд-Гарольда» Байрона до смерти Вальтера Скотта). Основные достижения этого периода связаны с именами Байрона , Шелли, Скотта, Китса. В поэме Байрона «Паломничество Чайльд-Гарольда» прозвучала мысль о свободе для всех народов, утверждалось не только право, но и обязанность каждого народа бороться за независимость и свободу от тирании. Впервые был создан романтический тип характера, получивший название «байронический герой». Второе замечательное достижение этого периода — возникновение жанра исторического романа, создателем которого был Вальтер Скотт.

К началу второго периода окончательно оформился кружок лондонских романтиков. Кружок выступал в защиту прав личности, за прогрессивные реформы. Наибольшее значение среди произведений лондонских романтиков имеют поэмы и стихи Джона Китса (1795-1821). Он развивал традиции поэзии великого шотландского поэта XVIII в. Роберта Бернса . Китс передает в своих стихах чувство светлой радости от соприкосновения с природой, он утверждает: «Поэзия земли не знает смерти» (сонет «Кузнечик и сверчок», 1816). В его поэмах («Эндимион», 1818, «Гиперион», 1820) сказалось свойственное романтикам увлечение древнегреческой мифологией и историей (в противоположность классицистическому увлечению античным Римом). Консервативные критики резко осудили новаторскую поэзию Китса. Больному и непризнанному поэту пришлось уехать в Италию. Китс умер совсем молодым. А в следующем году погиб Шелли, великий английский поэт, определивший вместе с Байроном лицо английской романтической поэзии второго периода.

Лит. : История всемирной литературы: В 9 т. М. : Наука, 1988. Т. 5 (есть библ.).

Английский романтизм 19 века в литературе

В Англии, в отличие от Германии, романтизм долгое время сам себя не осознавал, хотя романтические тенденции там проявились еще в XVIII в. (ироническая самооценка, антіраціоналізм, представление о "оригинальность", "необычность", "непояснимість", тяготение к старины).
Одновременно с Великой Французской в Англии происходила своя революция, гораздо тише, но не менее трагическая, - индустриальная революция. Умирала "old kind England" (старая, добрая Анлія), "green wood"s England" (Англия времен зеленого леса), рождалась "workshop of the world" (мастерская мира). Англия начала строить общество буржуазной демократии еще в XVIII в. Получив права, равные с аристократами, буржуа ринулись к штурму общества. Аристократы не могли конкурировать с ними в плане изобретательности, деловитости, хитрости. В результате, например, лорд Байрон-за недостатка средств вынужден был продать собственное родовое имение, который его предки получила награду за служение Британии. И воспитанный по законам родовой чести дворянин, в простой крестьянин, потомок свободных иоменов, чувствовали себя бессильными перед новой силой. Английский романтизм развился на почве растерянности людей художественного мышления перед миром буржуазного процветания.
Английский романтизм условно разделяется на три поколения: старшее (Блейк, Вордсворт, Кольридж, Саути, Скотт); среднее (Байрон, Шелли, Китс); моложе (Карлейль).
Уильям Блейк предсказал развитие романтизма чуть не на двадцать лет, при жизни был известен небольшой кучке поклонников, его творчество было оценено позже. Творчество Блейка считается романтическим за то, что в ней постоянно ощущается сопротивление времени. Гравер и поэт создал свой собственный мир. Его творчество напоминает сны наяву, причем Блейк всю жизнь искренне верил: он видит золотых птиц на деревьях, ведет беседы с Сократом, Данте, Христом. Глубоко религиозный Блейк постоянно пытался свести небо и землю, увидеть небесное в обыденном. "В одном миге видеть вечность, и небо - в цветении цветки", - так поэт сформулировал собственное кредо. Его произведения ("Песни невинности" (1789), "Песни опыта" (1794), "Брак Неба и Ада" (1790), "Книга Уризена" (1794), "Ієрусалім, или Воплощение Гиганта Альбиона" (1804), "Повод Авеля" (1821) демонстрируют абсолютную чуждость Блейка передовой науке своего времени. Для него беконівська "достоверность" является худшим из всех обманов, а Ньютон выступает в творчестве Блейка в виде символа зла. Современный ему мир поэт сравнивал с чудесной церковью, к которой влез грязный змей и загадив ее ("Я видел храм..."). Через пятнадцать лет после смерти поэта его открыли "прерафаэ ли ты", художники, которые пытались вернуть искусство в "дорафаелівських" времен. Они творили по законам старинного ремесленничества, и Блейк с его утверждением блудливості разговоров о "мрак средневековья", которой, по его мнению, на самом деле не существовало, с его погружением в абсолютную духовность и изготовлением книг собственными руками, без помощи машин, был воспринятым на уровне пророку. А в конце XIX века. Блейка конечно канонизировали символисты.
Имена Вордстворта и Кольриджа часто задуються рядом, потому что они являются представителями так называемой "озерной школы" ("лейкісти"). Уильям Вордсворт родился на севере Англии, в Кемберленді, там и прожил большую часть своей жизни. Кемберленд называют "страной озер". Имение Вордсворта было расположено именно там, там он предоставлял убежище своим друзьям-поэтам, поэтому и стали называть их "лейкістами". Вордсворт считается в Англии одним из крупнейших, если не самым значительным поэтом. Он сторонник английского пейзажа, спокойного и уютного. В 1798 г. Вордсворт вместе с Кольріджем издает сборник "Лирические баллады". Сборник открывала поэма Кольриджа "Сказание о старом морехода", таинственная история о мести природы тем, кто ее не уважает. Сэмюэль Тейлор Кольридж с девятнадцати лет начал принимать опиум (довольно распространенное развлечение в среде богемно настроенных романтиков), и это существенно сократило его творческий путь. Но "Старый мореход" остался в истории мировой литературы. Моряки с глубокой древности уважают альбатросов, красивых птиц, которые практически никогда не садятся на землю. Считается, что в них вселяются души людей, которые погибли на море. Поэтому альбатросов нельзя убивать. Но старый морехід рассказал современном прохожему: когда он был молод, то просто ради глупой развлечения убил одну из таких птиц, которая провожала их корабль. А затем члены экипажа начали погибать один за другим, сначала во время шторма, потом - от жажды во время штиля. И только винуваться трагедии духи природы оставили в живых, и теперь он бродит по городу, искалеченный алкоголем и безумием старец, и рассказывает людям об ошибке, которая разрушила ему жизнь, но никто не прислушивается к нему. Духи природы приговорили его к Жизни - в - Смерти, муки совести пытают старого моряка тяжелыми видениями о смерти и предсмертные проклятия товарищей. Этот человек не живет, а существует под бременем тяжкого наказания. Чеканные строки поэмы действуют на читателя магнетически. Шелли потерял сознание, когда впервые услышал эту поэзию. Роберт Саути, еще один представитель "лейкізму", сделал выдающуюся государственную карьеру. Его, также, как и Вордсворта, назначен придворным поэтом. Позже, в "Дон Жуане", Байрон подвергнет "лейкістів" сарказма за их созерцательную и аполитичную позицию. Хотя нельзя признать абсолютную правоту Байрона. Например, в Саути является баллада "Блейхемській бой", которая представляет собой ироничное представление государственной истории. Внуки нашли на поле, где когда-то проходила битва, череп, и просят дедушку рассказать, каким был знаменитый Блейхемський бой? Ведь в учебниках написано, что он является славной страницей истории английского. Дедушка в розгубленні: его память сохранила ужасные, нечеловеческие картины, а в школе учат только парадной странице исторических событий.
Вальтер Скотт, шотландский баронет (настоящее имя - герцоґ Бокль), происходил из фамилии, внесенной в исторических анналов. Всю жизнь Скотта было посвященным истории: он собирал исторический шотландский фольклор, коллекционировал рукописи и антиквариат. К литературы Скотт пришел довольно поздно, в тридцать три года. В 1805 г. он опубликовал свои "Песни шотландской границы". К которой поступили как фольклорные, так и авторские баллады. А в сорок два года писатель впервые представил на суд публики свои исторические романы. В числе своих предшественников на этом поприще Скотт называл многочисленных авторов "готических" и "антикварных" романов, особенно его увлекали книги Мэри Эджуорт, которая посвятила свое творчество изображению ирландской истории. Но Скотт искал свой собственный путь. "Готические романы" не удовлетворяли его излишне придирчивым мистицизмом, "антикварные" - непонятностью для современного читателя. После долгих поисков Скотту удалось создать универсальную структуру исторического романа, проведя перераспределение реального и вымышленного так, чтобы показать - не жизни исторических лиц, а постоянное движение истории, который не может остановить ни одна из выдающихся личностей, является настоящим объектом, достойным внимания художника. Взгляд Скотта на развитие человеческого общества называют провідеціалістським (от лат. Providence - Божья воля). Здесь Скотт идет вслед за Шекспиром. Исторические хроники Шекспира постигали национальную историю, но на уровне "истории королей", Скотт перевел исторических личностей в плоскость фона, а на авансцену событий вывод вымышленных персонажей, на долю которых имеет влияние распря между стариной и новизной, смена эпох. Таким образом Скотт показал: рухаючою силой истории выступает народ, именно народное жизни является основным объектом художественного исследования Скотта. Его старина никогда не бывает размытой, туманной, фантастической. Скотт является абсолютно точным в изображении исторических реалий, поэтому считается, что он разработал явление исторического колорита, т.е. мастерски показал своеобразие определенной эпохи. Еще одна деталь: предшественники Скотта изображали историю ради истории, демонстрировали свои выдающиеся знания, и таким образом обогащали знания читателей, но ради самих знаний. У Скотта не так: он знает историческую эпоху подробно, но всегда связывает ее с современными проблемами, показывая, как подобные проблемы находить свое решение в прошлом. Особенно интересовала Скотта "шотландский проблема", ей он посвятил романы "Уэверли" (1814), "Роб Рой"(1818), "Пуритане" (1816). Роман "Айвенго" (1819) было создано на материале английской истории, но его центральная проблема касается все же "шотландского вопрос". Шотландия и Англия шли к объединению несколько веков и окончательно объединились в XVIII в. Но объединения не удовлетворяло старинные шотландские кланы, и они начали борьбу. Англичане подавили одно восстание за другим. Становилось понятным: маленькая, экономически недорозвинута Шотландия не может противостоять силой оружия могучий, индустриально развитой Англии. И поэтому Скотт занял позицию примирения. Утверждению мирного сосуществования шотландцев и англичан он посвятил целый ряд романов, показывая борьбу между Шотландией и Англией в разные исторические эпохи и всегда заканчивая свои романы романтичным и символическим свадьбой, свадьбой парня и девушка из двух враждующих станов. Главные герои, также, как и традиционный happy end, всегда воплощают авторский нравственный идеал и соответствуют особенностям романтического субъективизма. Скотт никогда не скрывал своих симпатий: Роб Рой (шотландский Робин Гуд), вызывает уважение автора, захватывает своей безудержной отвагой и жаждой свободы. Но Скотт одновременно признает: старинные обычаи горцев являются дикими, и как бы он сам не любил все шотландское, разгул вільготи является обреченным. В романе "Айвенго" мы также видим, что привязанности автора отдано саксам, которые страдают под гнетом жадных феодалов-норманнов, но национальное единство является неизбежной, через века на месте двух враждующих лагерей возникнет единственная английская нация, которая впитает в себя элементы как саксонской, так и норманнской культур. Универсальную структуру исторического романа, которую создал Скотт, было подхвачено во многих странах (Гюго, Купер, Кулиш и др.), причем не только историческим романом. Роман всегда является историческим, потому что он осмысливает события, которые, хоть на несколько лет, но виддалюються от современности, и потому что реалистический роман воспринимает человека на фоне движения истории (Стендаль, Бальзак, Толстой). Поэтому Скотта считают одним из создателей современного жанра романа.
Когда на горизонте английской поэзии появился Байрон Скотт прекратил писать стихи, признав что не имеет никакого смысла делать это на фоне того, кого так щедро был наделен поэтическим даром от природы. Джордж Гордон Байрон на общемировом уровне считается самой крупной фигурой английского романтизма. "Поэтом гордыни" назвал его Пушкин. Красивый, но кривой на одну ногу Байрон, якобы лично воплощал своих величественных, но морально искалеченных героев. Его ранние стихи составили сборник "Часы досуга" (1807), в которой студент Кембриджского университета выразил свое отношение к современности ("Дом родителей, ты пришел к разора..."), и продемонстрировал, во всяком случае - на словах, легкомысленное отношение к поэзии. Возможно поэтический дар поразил современников, возможно - пренебрежительный взгляд на человечество, но сборник вызвала ряд негативных рецензий со стороны романтиков старшего поколения (особенно со стороны "лейкистів"). Молодой поэт ответил полемическим сочинением, в котором высказал собственное понимание места художника в обществе. "Английские барды и шотландские обозреватели" (1809) является поэтическим, полным сарказма, сатирой на состояние английской литературы романтической эпохи. Созерцательная позиция "лейкистів" кажется ему смешной, их отрыв от реальности - преступным. Он называет своими учителями сатириков XVIII вв. - Свифта (которого в Англии считают сумасшедшим гением), Филдинга, декларирует свою принадлежность к просветительского культа Разума. Хотя творчество Байрона, безусловно, носила романтический характер, об этом свидетельствует его нежелание видеть современную ему Англию, в которой его древний и славный род отныне мало что значил. Появились новые ценности, главными из которым стали деньги.
"Он был весь за действительность", - говорил друг и биограф Байрона Т.Мур. Но эти слова нужно понимать, учитывая следующий аспект: за какую действительность? Байрон не хотел видеть действительность будничную, суматошную. Его привлекала действительность романтическая, тем более, что, в отличие от других романтиков, которые воспевали вымышленные замки и вымышленные путешествия Востоком, Байрон имел собственный родовой замок и до Восхода действительно ездил. Путешествие молодого поэта к Португалии, Испании, острова Мальта, Албании, Турции, Греции современники считали безумием. Никто не верил, что лорд вернется домой. Но он вернулся, прославив себя штурмом Дарданелл, которые, как античный герой Леандр, переплыл. Байрон не просто писал стихи, он жил поэтично. Об этом свидетельствует и его политическая позиция. Унаследовав место в Палате Лордов, поэт начал с защиты луддитов, рабочих текстильных предприятий, которые ломали состояния, пытаясь таким образом предотвратить сокращение. Парламент рассматривал законопроект (билль) о введении смертной казни для луддитов. Байрон, как в парламенте, так и в поэзии, посоветовал государству вешать рабочих на шерстяных чулках. Чтобы весь мир видел: в индустриальной Англии машину, которую производит чулки, ценят гораздо выше, чем человеческая жизнь. В 1828 г. Байрон публикует две первые песни "Паломничества Чайльд Гарольда" и получает бешеную популярность. Поэму, которая дала жизнь лиро-эпическое жанра, было создано на основание дорожного дневника, до которого Байрон вносил свои впечатления во время путешествия. Вымышленный, разочарован в жизни Чайльд Гарольд появляется в начале произведения и потрясая воображение своим черным плащом и чисто английским спліном. Но автор вскоре отодвигает его в сторону и начинает говорить с читателями от первого лица. Таким образом эпическая линия (странствия Гарольда) пересекается с линией лирической (авторские отступления). В результате появляется жанр лиро-эпической поэмы. С 1813 до 1816 года Байрон опубликовал ряд поэм-фрагментов, которые получили имя "восточных" ("Гяур", "Абідоська невеста", "Корсар", "Осада Коринфа", "Лара"). В них появляется такое явление, как "байронический герой", тесно связан тем, что имеет название "байронизма". "Байронизм" является явлением неодновимірним. Он воплощает стремление к абсолютной свободе, отталкивается от всего, связанного с традиционным образом жизни человечества. Герой Байрона бросает вызов традиционной морали, религии, и поэтому "байронизм" нередко отождествляют с демонизмом. Это явление привлекательное и одновременно ужасное. "Байронизм" привлекает отчаянной храбростью, пренебрежение любой опасностью, даже смертельной, и отталкивает индивидуализмом. "Ты для себя лишь хочешь воли", - сказал Пушкин в поэме "Цыганы", и тем вынес приговор этому явлению. Байрона не очень уважают на родине. Англичане видят в этой чрезвычайно одаренной личности в первую очередь разрушительную силу, жестокую и опасную. Байрон и его герои играют не только собственной жизни, они приносят в жертву собственном "Я" и жизнь других людей, превращая существование близких на страдания невыносимо. Но байронический герой и сам страдает, он не может найти себе приют в среде обычных людей, и навсегда остается одиноким. Поэзия Байрона "Мрачная душа" приобрели значение символа "мировой скорби". Байрон скорбит не только из-за несовершенства современного ему мира или через трагичность собственной судьбы. Его тоска приобретает значение всемирной: мир, по его мнению, является построенным несправедливо, потому что построил его несправедливый Бог. Поэтому и выбирает характерный для Байрона герой Каин в поводыри не Бога, а Люцифера, который когда-то был ангелом, но не согласился с абсолютной властью Бога и решился на бунт (поэтическая драма "Каин").
После публикации "Чайльд Гарольда", а также ряда стихотворений, Байрон становится кумиром молодежи. Вокруг него собираются люди искусства и быстро становятся жертвами жестокости и эгоизма поэта. После громкого развода с женой (одной из образованнейших женщин того времени, Анабелою Милбенк), которая обвинила поэта в преступных отношениях с сестрой (инцест), Байрон был вынужден навсегда покинуть родину. В тяжелый для поэта 1816 г. на его защиту неожиданно выступил Вальтер Скотт, который пытался объяснить возмущенным англичанам, что поведение поэта представляет собой "странное совпадение качеств, которые имеют название поэтического темперамента". В 1816 -1818 гг. Байрон живет в Швейцарии, где создает "Стансы к Августы", "Шильонского узника", заканчивает "Паломничество Чайльд Гарольда". В швейцарских Альпах появляется драматическая поэма "Манфред", историческая поэма "Мазепа", начинается "Дон Жуан". Поэзия позднего Байрона поражает простотой, естественностью, свободным выражением поэтического темперамента. Читателю кажется, что автор просто "дышит стихами" , создавая их буквально "на ходу". Якобы он просто передает собственные мысли, которые от природы рождаются в виде поэтических строк. До конца жизни Байрон переезжал из одной страны в другую. "Храбрый везде найдет родину", - любил повторять он. В Италии поэт примыкает к карбонариев, итальянских борцов за независимость от Австрии, но его борьба носит несерьезный, експериментаторський характер. Байрон был и остался лордом, и, скорее, играл роль революционера. В мае 1823 г. Байрон переехал в Грецию, где принял участие в восстании патриотов против турецкого ига. Он щедро финансировал восстания, поставляя повстанцам зрою, и одновременно писал "Дон Жуана", который так и остался недописанным. 19 апреля 1824 г. лорд Байрон умер в городе Міссолонга при невыясненных обстоятельствах (информация, которую долгое время подавалась в советских учебниках, и касалась героической смерти в лагере повстанцев сейчас не подтверждается).
Поэму "Дон Жуан" можно считать духовным завещанием Байрона. Ее называют поэтической энциклопедией Европы конца XVIII - начала XIX в. Перед читателями проходят исторические события и исторические личности, и все это служит фоном для приключений беспомощного Дон Жуана (Байрон кардинально меняет традиционный образ). И сам герой (а он есть отчасти автобиографичным), и "большие люди", которые встречаются на его комическом пути, не вызывают у автора ничего, кроме иронии. Не помиловал лорд и знаменитых англичан, за что английский сообщество отказала ему в почетном захоронении (в Вестминстерском аббатстве). Легкие поэта было похоронено в Міссолонга, а тело в церкви городка Гекнолл, которое находится на родовой земле поэта.
"Англичане могут думать о Байрона все, что им заблагорассудится, но другого такого поэта они не породили", - сказал Гете, который осмыслил творческую личность Байрона в "Фаусте" в образе Евфуріона, сын Фауста и Елены Прекрасной. Евфуріон родился для чистого искусства, но не захотел существовать в искусственных условиях, погрузившись в царство действительности, которая его убила. Успех наследие Байрона на общемировом уровне является гораздо большим, чем на родине. Этот поэт ненавидел "человеческое стадо", выступал против "рабской покорности", цинично отрицал все человеческие святыни, и все одно - он не может не вызывать уважения, хотя бы за абсолютную откровенность своего творчества, которая прошла путь от страстного бунтарства к абсолютно равнодушного отношения к миру через опустошенность души.
В 1816 г. Байрон в Швейцарии познакомился с Шелли, и их дружба стала литературным фактом. Все мемуаристы и биографы Шелли признают: это был человек неминуемой привлекательности, которая силой своего обаяния буквально превращала людей в собственные вещи. Но заканчивалось такое преобразование как правило трагически. Перси Биши Шелли происходил из знатной и очень влиятельной семьи. Но аристократическое среду разорвало с ним любые связи. Еще учась в школе, будущий поэт получил репутацию сумасшедшего за кощунственное отношение к Богу. Из университета Шелли исключили за брошюру "Необходимость атеизма". После окончательного разрыва с родителями поэт вел странствующее жизни, создал что-то на подобие собственного общества, которое состояло главным образом из влюбленных в него девушек, одной из которых, дочерью трактирщика, он взял брак. Шелли считал себя революционером, выступал на митингах рабочих, но в действительности жизнь простого народа его интересовало мало. Это был скорее акт искусства. Существенные последствия имело знакомство с Вильямом Годвином, революционно настроенным романтиком, с дочерью которого, писательницей Мэри Годвин, Шелли взял новый брак. Его бывшая жена, а также сестра Мэри Годвин наложили на себя руки. Суд лишил Шелли права воспитание детей, английское общество заставило его покинуть родину. Молодые супруги некоторое время болталось Европой, а в 1822 г. после шторма у берегов Италии было найдено мертвое тело Перси Биши Шелли. Яхта осталась невредимой. Его смерть осталась загадкой. Существует версия, согласно которой, Шелли имел тайные отношения с контрабандистами, которые и отправили его в другой мир. Советское литературоведение увенчало Шелли уважением за его революционные убеждения, не замечая разрушительных тенденций его творчества. Мир относится к поэта более осторожно, хотя и признает его несомненный талант.
Наследие Шелли впитывает лирику, поэмы, стихотворные драмы, трактат о поэзии, немалое по объему переписка, дневники, политические памфлеты, философские этюды. Особенно известной есть поэтическая драма "Прометей освобожденный" (1819), в которой человеческая история представляется как процесс постепенного подавления инициативы, угасание воли, подавление смелости. Освобожденный Прометей оставляет горы Кавказа и якобы растворяется в образе Человечества. Прометей освобожденный, по мнению автора, и есть это новое человечество, просветленное и поднят на новый уровень развития. "Ода западному ветру", также, как и "Прометей освобожденный", демонстрирует нигилистические тенденции, которые вообще характерны для творчества Шелли.
В 1818 г. жена Шелли, Мэри Годвин, публикует техническую антіутопію "Франкенштейн", в которой выводит на авансцену "современного Прометея". Талантливый ученый открыл тайну живой материи и думал, что осчастливил человечество. Создав искусственную человека, он чувствует себя победителем над природой, но дальнейшие события доказывают: "просветленное", рационально настроено человечество является чудовищем, а гениальный ученый - сумасшедшим.
В кармане мертвого Шелли нашли книгу стихов Джона Китса. Джон Китс происходил из внешне благополучной буржуазной лондонской семьи, над которой якобы тяготел рок. Китс еще был подростком, когда умерли его родители: отец убился, когда упал с лошади, мать умерла от туберкулеза. Старший брат вскоре пошел за ней, а младший, Джон, через семейное заболевание не успел прожить полноценную поэтическое жизни. В 1820 г. поклонники поэта собрали деньги и отправили поэта в Италию, где в 1821 г. его не стало. Китса похоронили на одном кладбище с Шелли. "Поэт красоты", как его называют, оставил сонеты, оды, баллады, поэмы. Отношение к наследия Китса было разным по жизни, различным оно есть и сейчас. В отличие от аристократической поэзии Байрона и Шелли, стиль Китса ярко демонстрирует особенности так называемой "мещанской школы поэзии". Китс поражает квітчастістю, но не банальной, а вполне оригинальной. Китса привлекала античность, книжная культура, которую он хорошо не знал, потому что не имел классического образования. Поэтому его произведения содержат в себе немало фактических ошибок, но этот курьез только предоставляет его творчества привлекательности. Жизнь Китса не отличалось большим количеством интересных событий, а потому чтение "Илиады", стрекотание сверчка, пение соловья, посещение дома Бернса, получения письма от друга, даже перемены в настроении и погоде, становятся для Китса поводами для создании стихов. Сам поэт называл свое творчество " скорее сумасшедшей попыткой, чем завершенной делом", но мир до сих пор ценит его. Китс считал, что поэзия должна сдаваться воспоминаниями", таким образом предвидя дальнейшее развитие поэзии как символическую, так и модерністьської.
Проза английского романтизма представлена именами Метьюрина, Лема, Хезлітта, Лендора, де Квинси, Карлейля. Она тяготеет к загадочного. На страницах английского романтического романа постоянно появляются вампиры, средневековые замки, таинственные незнакомцы, путешественники, призраки, страшные семейные тайны, и все это - на фоне простых бытовых подробностей и мотивированного психологизма. То есть налицо продолжение традиций "готического романа", который зародился еще в XVIII в., и рождение нового искусства - искусства классического реализма.

Лекция 13

Историческое развитие Англии в ХIХ веке характеризуется дальнейшим ростом ее экономики после промышленного переворота ХVШ века, который по своему значению может быть приравнен к Французской буржуазной революции, крайне тяжелым положением крестьян (продолжение «Огораживания» и лишение крестьян аренды) и рабочих, обострение противоречий в социальной и культурной жизни Англии, которые в середине века вызовут рабочее движение («Чартизм»)и другие социальные движения. Под влиянием этих моментов в границах романтизма возникнут различные течения – прогрессивное крыло (Т.Мур, П.Б.Шелли, Д.Г.Байрон) и консервативное («озерная школа» -Вордсворт, Кольридж, Саути)

Отношение к Французской революции было неоднозначным – сначала в прогрессивных кругах ее приветствовали, но с началом террора началась ее переоценка, а консервативные круги и английское правительство во главе с Уильямом Питом Младшим перешли к политике подавления любого свободомыслия и к борьбе против «корреспондентских обществ». Английская буржуазия вступает в блок с консервативными кругами земледельческой и финансовой аристократии. Репрессии против инакомыслящих. Восстание в английском военном флоте, восстание в Ирландии. Но несмотря на политику правительственного террора, проводимую Питом, передовые идеи продолжают распространяться. Антинаполеоновские войны, Венский конгресс. Рост промышленности и рабочее движение «ломателей машин» - луддитов. «Питерлоо» - подавление выступления рабочих. Все эти моменты находят отражение в английском романтизме.

«Озерная школа»

«Озерная школа» возникла в 90-х годах ХVШ века. Она получила свое название потому, что трое ее крупнейших представителей – поэты Вордсворт, Кольридж и Саути – жили в графстве Кемберленд, где было множество озер. Другое их название «лейкисты» - от слова «лейк» - озеро.

Эстетические принципы «озерной школы»: изображать не крупные исторические события, а повседневность, быт простых людей, внутренний мир человека. Интерес к Возрождению, драматургии Шекспира, к самобытности и оригинальности, к национальному фольклору. Поэтический язык обогащался посредством включения в него разговорных выражений, приближения поэтического языка к обыденной речи.

Как лейкисты, так и представители прогрессивного крыла отрицали и критиковали капиталистический прогресс, но двигались при этом в своих творческих исканиях в разных направлениях. Так, лейкисты видели свой идеал в старинной патриархальной сельской жизни, в картинах природы, еще не затронутой буржуазной цивилизацией.

Предисловие к сборнику «Лирические баллады»(1800) Вордсворта и Кольриджа как манифест английского романтизма.



У.Вордсворт. «Последняя из стада», «Нас семеро», «Юродивый мальчик», «Разоренная хижина» - тема трагедии английской деревни.

С.Кольридж. «Баллада о старом мореходе» (1797-1798), «Кристабель» (1797-1800), «Кубла-хан»)

Вальтер Скотт (1771 -1832)

Создатель исторического романа и европейского романа ХIХ века.

Основные группы романов, которые в целом охватывают семь веков.

1.Романы о Средневековье и о возникновении национальных монархий («Айвенго», «Квентин Дорвард»)

2.Романы о религиозной и политической борьбе в Англии ХVП-ХVШ веков («Пуритане»)

3.Романы о борьбе шотландских кланов против английского владычества («Уэверли», «Роб Рой», «Легенда о Монтрозе»)

Вальтер Скотт использует опыт «антикварного» и приключенческого романа ХVШ века, театр Шекспира, фольклор – в первую очередь жанр баллады.

Если в ХVШ веке человеческая природа рассматривалась как единая во все времена, а изменения во внешней жизни – только как не имеющая большого значения «одежда» для этой природы, то в романтизме возникает новая концепция истории и романтический метод исследования и художественного воплощения исторического процесса. В ХVШ веке передавали историческую атмосферу какой-либо эпохи (романы Филдинга), но эта эпоха еще не осознавалась как звено в живом историческом движении общества. В английской литературе основу романа составляет биография героя, его приключения, - то, что с ним случается. У Вальтера Скотта в его романах обрисовывается только тот период жизни героя, когда он становится участником исторических событий, когда выявляется связь каждого человека с движением истории. И причина всего того, что происходит с героем, заключается не в «случайности» или «судьбе», а в большом социальном конфликте, в котором участвуют те главные силы, которые вступают в борьбу в данную историческую эпоху, составляют движущую, «действующую» силу истории. В этом проявляется сходство с шекспировскими драмами – герои яркие, сильные, их характеры резко очерчены, это свободные натуры – и большинство таких героев появляется по концепции Вальтера Скотта именно в эпоху Средневековья. Все процессы этой эпохи уже завершились и явственно видны из исторической перспективы. На это время приходится становление первых европейских национальных государств. Вальтер Скотт создает в своих исторических романах обобщенный образ Средневековья как исторического пролога, без которого было бы невозможно возникновение современного автору периода истории и современного государства. Вальтер Скотт исходит из консервативных представлений об эволюции общества. Современная буржуазная Англия кажется ему идеалом законности и гуманизма. Но художественная правда его романов вступает в противоречие с его взглядами – главные герои, носители идеи современного гуманизма, - самые бесцветные и неинтересные в романах.

Скотт заимствует из драматургии приемы описания бытового фона и создает таким образом национальный колорит – описывает подробности костюмов, поведения, обычаи и нравы. Все повествование строится как развертывание все более широкой перспективы, а частная судьба вплетается в общее историческое полотно. Скотт изображает различные социальные типы. Как и у Шекспира, большое значение имеют массовые сцены – народные праздненства, сражения, народные восстания. Главные герои – как правило вымышленные персонажи, это молодая влюбленная пара, втянутая в водоворот исторических событий. Исторические деятели появляются как участники событий – но по мере того, как судьба главных героев оказывается связана с их ходом.. Второстепенные персонажи – наиболее яркие и запоминающиеся в романах Скотта. Это слуги, ремесленники, шуты, воины, крестьяне. У каждого из них свой характер, особенности речи, костюм, привычки, они участвуют в развитии интриги и самой истории. Народ как движущая сила истории впервые с такой полнотой и наглядностью отражается именно в романах Вальтера Скотта. Наиболее четко в эволюции европейского общества выделяются три этапа: племя или клан, средневековое государство и современное автору государство. Современность все время присутствует в романах, поскольку Скотт дает каждое событие в двух ракурсах – историческом (как его видят его участники) и современном (с позиции ХIХ века). Центральное понятие романа – это единство страны, которое должно создаваться в процессе истории, и положительные герои – те, которые способствуют возникновению этого единства. А отрицательные это, как правило, представители средневековых феодальных сил, сопротивляющихся такому единству. И в почти каждом романе Скотта есть представители трех временных этапов – прошлого, будушего и настоящего, они вступают друг с другом в конфликт и борьбу, в процессе которых и осуществляется движение истории вперед, какие бы жертвы и утраты не требовало бы это движение. В начале многих романов описывается дорога и путешествующий по ней молодой герой. Его путь – это опосредованное отражение пути самой истории, участником которой – вольным или невольным- он становится во время своих странствий.

В русской литературе ХIХ века наиболее живо и органично многие элементы поэтики Скотта были восприняты и переосмыслены А.С.Пушкиным («Капитанская дочка»).

Роман Вальтера Скотта «Айвенго». Анализ.

В романе «Айвенго» описывается конец ХП века, царствование Ричарда Львиное сердце. Т.е. период, когда начинает формироваться английская нация, складывающаяся из местного населения – англосаксов, французских рыцарей, потомков завоевателей-норманов и широких народных масс, еще сохраняющих общинный или племенной уклад жизни. После норманнского завоевания 1066 года в действительности происходила длительная и кровавая общественная и национальная борьба. Но в официальной исторической науке Англии этот процесс рассматривался как сравнительно недолгий и почти безболезненный. Вальтер Скотт в своем романе раскрывает действительную историческую ситуацию, которая сложилась в Англии спустя сто с лишним лет после Вильгельма-завоевателя. Король Ричард Львиное Сердце томится в австрийском плену, норманнские дворяне во главе с братом короля принцем Джоном притесняют местную родовую знать – Франклинов и угнетают народ, который ждет возвращения короля, ведь он один может положить конец бесчинствам норманнов и сплотить вокруг себя английскую нацию. Молодой рыцарь Айвенго, приближенный и друг Ричарда возвращается в одежде пилигрима из крестового похода, вызывает на бой гордого храмовника (тамплиера) Бриана де Буагильбера, сражается на турнире, попадает раненным в плен к Реджинальду Фрон-де-Бефу, замок которого берут штурмом Ричард, вернувшийся из плена, Робин Гуд и крестьяне. Айвенго, несмотря на рану, спасает жизнь еврейки Ревекки, выступив ее бойцом на «божьем суде». Но фактически Айвенго очень мало участвует в действии, его роль как главного героя романа заключается не в участии в битвах и интригах, а в том, что он – сын Франклина Седрика и рыцарь Ричарда – является носителем идеи единства страны. Три группы героев представляют три временных этапа.

Седрик Сакс, Ательстан – прошлое

Феодалы-норманы и Ричард – настоящее

Айвенго – будущее

Реджинальд Фрон де Беф, Бриан де Буагильбер представляют рыцарей-разбойников, а орден тамплиеров, к которому принадлежит Бриан, долгие века считался препятствием на пути возникновения европейских национальных государств. Поражение и изгнание ордена из Англии воспринимается как предвестие его разгрома французским королем Филиппом 1У Красивым.

Леди Ровена и Ревекка – дочь еврея Исаака представляют два различных женских типа – в традициях еще рыцарского романа главная героиня должна быть белокурой и синеглазой, а черноволосой – либо служанка, либо злодейка. Это противопоставление двух типов будет повторяться во многих романах Скотта.

Исторический роман Вальтера Скотта оказал большое влияние на развитие романа в ХIХ веке (Бальзак, Гюго и др.)

Джордж Гордон Байрон (1788 – 1824)

«Часы досуга» -1807

«Английские барды и шотландские обозреватели» 1809

«Паломничество Чайлд Гарольда» 1812

Восточные поэмы: «Гяур» 1813, «Корсар» 1814 , «Лара» 1816 байронический герой

«Еврейские мелодии» 1815

«Шильонский узник» 1816

«Беппо» 1817 развенчание байронического героя

«Драма «Мариино Фальери» 1821

«Каин» 1821

1. Своеобразие и основные этапы английского романтизма.

2. Новаторство поэтов Озерной школы.

3. Вальтер Скотт и его исторический роман.

1. Английский романтизм возникает как самобытное явление, обусловленное спецификой английской жизни.

Своеобразие английского романтизма в том, что:

1) Рано появились романтические тенденции, которым предшествовал долгий период предромантизма (его компоненты: готический роман, сентиментальная поэзия, интерес к национальной истории и фольклору)

2) Французская революция и промышленный переворот отразились на двойственном восприятии действительности: с одной стороны, надежда на лучшее будущее, с другой – ощущение катастрофичности общественного развития, тоска по «старой, доброй Англии».

3) Увлечение национальной духовной культурой, крестьянским фольклором (в творчестве старших романтиков); обращение к жизни рабочих и защита их интересов (в творчестве младших романтиков).

4) Особый интерес к жизни природы, осознание ее роли в жизни человека.

5) Темы Востока и Юга, дальних странствий как отражение колониальных завоеваний.

6) Использование христианской библейской образности и тематики, обращение к Ветхому Завету, его интерпретации Джоном Мильтоном («Потерянный рай» - восприятие образа Сатаны как первого богоборца).

7) Герой – сосредоточенный на собственных чувствах, неудовлетворенный действительностью, эгоист, скиталец, страдалец, бунтарь.

8) Преобладание лирики и лироэпических форм над эпикой и драмой.

Этапы развития английского романтизма:

1) Ранний английский романтизм. Творчество У. Блейка: политическая революционность, отказ от догматики традиционной религии, мифотворчество, поэтика контрастов, образы детей («Песни невинности», «Песни опыта»).

Блейк – первый поэт-урбанист, вы учите наизусть одно из его стихотворений «Лондон», в котором нарисована мрачная картина лондонской жизни. Наиболее известное произведение – циклы «Песни невинности» и «Песни опыта», отражающие противоречивость человеческой души. «Песни невинности» воплощают светлую сторону жизни и реакцию на нее человека, эмоциональный тон «Песен опыта» - негативный. Целый ряд стихотворений в этих циклах имеет одно и то же название, они связаны на уровне отдельных фраз и строк, но представляют разные стороны сознания – детское, ожидающее от мира чудес, и взрослое, исполненное безысходности (Прочитать «Дитя-радость» и «Дитя-горе»). У Блейка впервые появляются поэтические образы детей, заблудившихся и найденных, вынужденных работать с малых лет («Маленький трубочист»). Спасением является Бог, но Блейк создает образ собственного доброго и милосердного Господа, отрицая Бога традиционной церкви (Прочитать «Разговор духовного отца с прихожанином»).



2) Старшее поколение английских романтиков: Уильям Вордсворт, Сэмюэль Кольридж, Роберт Саути - поэты «озерной школы» и В. Скотт. Связь с сентиментализмом, культ природного и увлечение фантастикой.

3) Молодое поколение романтиков (младше первого на 15-25 лет ): Джордж Байрон, Перси Шелли, Джон Китс. Бунтарство, драматизм, увлечение поэзией, античностью и философией.

2. Творчество поэтов, объединенных позже под названием Озерной школы (в силу проживания в Озерном крае – Lake District) (90-е годы 18 в.), становится известным с изданного в 1798 г. сборника – «Лирические баллады» У. Вордсворта и С. Кольриджа. Предисловие ко второму изданию сборника, написанное Вордсвортом, стало теоретическим манифестом английского романтизма. Сборник очертил пути отхода от классицизма, провозгласил демократизацию проблематики, расширение поэтического диапазона, новаторство стихосложения.

По мысли автором сборника, стихи Вордсворта воссоздавали простые вещи, людей, события, поэтизируя их с помощью воображения (поле нарциссов – толпа танцующих людей, терновый куст над маленьким холмиком – мать над могилой своего ребенка) , а стихи Кольриджа воплощали в обычном слове нечто фантастическое и сверхъестественное. Вордсворт расширил тематический и жанровый спектр поэзии (послания, элегии, сонеты), Кольридж акцентировал ирреальное, чудесное, выражал общечеловеческие проблемы в формах фантастики и аллегории («Сказание о старом мореходе» - где разрабатывалась тема преступления человека против природы и его наказание потусторонними силами ), отличительная черта его поэзии – сочетание реальных и фантастических образов (Огонь, Голод и Резня, представленные в облике трех макбетовских ведьм).

Роберт Саути разрабатывал жанр баллады, сочетая сюжеты народных баллад с дидактикой.

3. Вальтер Скотт (1771–1832) – переводчик, журналист, собиратель фольклора, автор романтических поэм и баллад, при жизни получил огромную славу как автор романов («шотландский волшебник»).

Увлечение фольклором (особенно шотландским в условиях зависимости от Англии – Шотландское Возрождение ) совпало с общей тенденцией европейской романтической литературы и отразилось в собирании фольклора. Результат – сборник «Песни шотландской границы» (1802-1803), содержащий не только тексты народных баллад, но и комментарий к ним.

Скотт создает и собственные, очень популярные произведения: драматическая поэма «Песнь последнего менестреля», поэма «Дева озера» и др. Эти произведения отразились в дальнейшем творчестве Скотта (воспевание Средневековья, элементы фантастики, балладное осмысление исторических персонажей, национальный колорит).

Но после выхода первой песни «Паломничества Чайльд Гарольда» Байрона Скотт отказывается от поэзии.

1814 – первый исторический роман «Уэверли» (издан анонимно в силу неуверенности Скотта в его успехе). Принес ему такую славу, что другие романы он долго подписывал «автор «Уэверли». Это стало его визитной карточкой.

Исторические романы Скотта: романы шотландского цикла (до 1820 г.) и романы, действие которых происходит в средневековой Европе (цикл открывается романом «Айвенго»). Другие известные романы: «Роб Рой», «Квентин Дорвард», «Пуритане».

Интерес романтиков к истории был вызван общественными событиями конца 18 – начала 19 веков: Личность ощутила себя частью общего хода истории, прогресса и стремилась разобраться в принципах его движения, понять прошлое и сделать выводы по поводу будущего.

История воспринимается Скоттом как ключ для познания современности; эта концепция определяет исторические произведения практически всех романтиков.

По мысли Скотта, история развивается по особам законам: общество проходит сквозь периоды жестокости и постепенно движется к более моральному состоянию, так как стремится к добру (христианская мораль). Эти периоды жестокости связаны с борьбой покоренных народов с завоевателями (саксы и норманны в «Айвенго»). В результате этих исторических конфликтов каждый следующий этап развития примиряет враждующие стороны и делает общество более совершенным. В восприятии истории Скоттом ощущаются просветительские идеи – объективность и вера в прогресс.

Особенность Скотта – понимание роли народа в истории. Он не только связывает жизнь отельного человека с историей, а и вводит в романы образы людей из народа (народных защитников (Робин Гуд, Роб Рой)), которые часто берет из исторических хроник, народных легенд, создавая яркие образы. При этом Скотт не идеализирует народ, рисуя позитивные и негативные качества людей из народа, который воспринимает не как массу, а отдельными индивидуальностями.

Романтизм как литературное направление возникает на рубеже XVIII и XIX столетий, в эпоху перехода от феодального строя к буржуазному. Становление романтизма в литературе происходит во время и после Французской буржуазной революции 1789-1794 гг. Эта революция явилась важнейшим моментом в истории не только Франции, но и других стран. Значение исторического опыта Французской буржуазной революции для XIX в. очень велико. Крушение феодально-дворянского мира, торжество новых социальных отношений вызвали важные сдвиги в сознании людей.

Как идейно-художественное направление романтизм отразил разлад мечты и действительности, порожденный совокупностью социально-политических причин, характерных для рубежа XVIII-XIX вв. В романтическом искусстве проявились неудовлетворенность результатами Французской революции, разочарование в буржуазной цивилизации, в социальном, политическом и научном прогрессе, в идеологии просветителей, чьи идеалы и обещания не могли быть реализованы в буржуазном обществе.

Социально-историческая почва романтизма в Англии имела свои особенности. Буржуазная революция произошла в стране в середине XVII в., и к концу XVIII столетия ее результаты проявились вполне очевидно. В народной среде зрело и крепло недовольство последствиями промышленного переворота. В условиях социальных противоречий буржуазной Англии переход к машинному производству обогащал лишь предпринимателей, в то время как условия труда и жизни простых людей ухудшались.

Романтическая культура с ее специфическими принципами является отражением процесса отчуждения личности в буржуазном обществе, разрыва прежних социальных связей в переходную эпоху, неопределенности и зыбкости устанавливающихся отношений. Индивид оказывается изолированным от прежней вековой социальной системы. Формируется характерный для романтизма художественный принцип - изображение личности как самоценной, не зависящей от уродливых социальных обстоятельств, которые романтиками подвергаются резкому осуждению. Эта личность живет своим неповторимым, индивидуальным внутренним миром и, не принимая реальной действительности, творит сама, с помощью своего воображения или эмоциональной активности, идеальный мир, соответствующий порывам и стремлениям ее субъективного духа. Но романтики не могут не сознавать, что на пути субъективного творчества самоценной личности и в процессе утверждения ее свободной воли она неизбежно наталкивается на жестокую реальность современного общества. Отсюда - появление романтической иронии, которая указывает на невозможность абсолютизации свободы личности и самоценности индивида.

Романтическая ирония получила развитие и в теории, и в художественной практике романтиков (Ф. Шлегель, Гофман, Тик и Брентано - в Германии, Мюссе - во Франции, Байрон -в Англии). Ее источником явилось нежелание подчинить жизнь во всем богатстве и многообразии ее проявлений косным формам всевозможных ограничений и запретов. Романтическая ирония содействовала утверждению свободы личности. Однако со временем романтическая ирония претерпевает эволюцию: отстаивая внутреннюю свободу личности, поэт-романтик осознает вместе с тем, что жизнь подчиняет личность своей власти. Ирония как всеобщее отрицание, как своеобразная игра фантазии сменяется ироническим отношением автора к самому себе и своим героям.


Психологии личности, живущей в эпоху романтизма, свойственны ожидание коренных перемен, стремление к новому, тоска по бесконечному, а также сомнения и колебания как выражение неопределенности и трагичности перехода от старого к новому. Психология человека переходного неустойчивого времени, полного трагических противоречий, отличается индивидуалистическим характером, метанием между крайностями веры и скепсиса, восторга и иронии, разладом с действительностью и томлением по идеалу, напряженностью и сложностью эмоциональной жизни, рефлексией, обостренным вниманием к субъективному душевному миру, стремлением объяснить хаос не социально, а философски, определить свою нравственную позицию, осознать с помощью свободной жизни чувств нравственные ценности.

Самоценная личность у писателей-романтиков живет своим внутренним миром, который есть выражение неповторимого душевного склада самого автора. С этим связан лирический характер творчества романтиков; лиризм выливается в поэтические формы особого музыкального звучания.

Отрыв личности от социальных обстоятельств и отказ от рационалистического объяснения противоречий жизни приводил к идее зла как вечного начала жизни. Представление о всемирном зле вызывало «мировую скорбь».

Какими бы ни были острыми разногласия между течениями и отдельными поэтами, сколь напряженной ни была бы полемика между ними, безусловно, существуют общие эстетические принципы, связанные с определенными идеологическими исканиями эпохи, составляющие общую основу для развития романтизма как литературного направления.

Первый критерий общности состоит в реакции на переломный характер эпохи, на Французскую буржуазную революцию и ее последствия. Шелли в письме к Байрону заметил, что «французская революция может быть названа основным содержанием эпохи, в которую мы живем». И хотя у романтиков устанавливалось разное и противоположное отношение к революционным переменам, сама реакция на историческое значение революции определяла историзм в изображении и оценке действительности, а также обусловливала критическое отношение к буржуазному обществу, развивающемуся после революции и обнаруживающему свою порочность.

Принцип неприятия современного буржуазного общества характерен для романтического направления в целом, для романтиков, представляющих все течения. Эта идеологическая позиция неприятия приобрела, однако, разный политический характер. Вордсворт и Колридж вначале приветствовали Французскую революцию, но затем отошли от нее; Байрон поддерживал ее, хотя видел, что и в послереволюционной Европе царила несправедливость; Шелли также отмечал, что революция «не осчастливила человечество». В своем неприятии сущего и в поисках должного, в утверждении идеала мечты романтики обращались либо к прошлому (эпоха античности и Возрождения), либо к утопическим представлениям о будущем.

В эстетике романтизма большое место занимает возвышенное и прекрасное. Правда жизни для романтиков состояла в пересоздании реальности с помощью поэтической фантазии. Мощным средством воздействия на индивида и на все общество считалась поэзия. В поэтическом творчестве главными оказывались эмоциональная стихия и воображение. Полет фантазии требовал особых художественных средств. Отсюда - обращение к условным приемам: символу, аллегории, гротеску. Романтики считали воображение высшей формой познания. Поэтическое воображение ставилось выше разума, так же как поэзия объявлялась самой важной формой человеческой активности. Искусство было откровением, поэтическое воображение с помощью интуиции проникало в таинственный мир красоты. Романтики высоко ценили в искусстве его нравственное воздействие на души людей. Для одних романтиков искусство - источник нравственного самоусовершенствования, для других - сила, побуждающая к революционному действию.

Поэтическое воображение, открывающее красоту, осмысливалось романтиками по-разному. «Лейкисты» видели в нем божественное откровение, лондонские романтики считали, что воображение открывает красоту реального мира, однако противопоставляли этот открытый ими идеал красоты самой действительности. Байрон в своих высказываниях отвергал первенствующую роль воображения в творчестве. Тем не менее в своих художественных произведениях Байрон обнаруживает характерный для романтиков полет воображения и поэтическую фантазию. С точки зрения Шелли, воображение способно обнаружить «интеллектуальную красоту» (intellectual beauty), активно воздействующую на сознание людей, зовущих их к борьбе.

Романтики восторгались гением Шекспира, шекспировское воображение воспринималось ими как свобода творческой активности, как способность проникновения в мир человеческих страстей.

Повышенная роль эмоционального начала и воображения в романтическом искусстве, субъективизм в изображении действительности, особо активная роль автора в мире художественных образов определяются также и недоверием к рациональному, рассудочному объяснению реальности. В этом -второй общий критерий романтизма. В глазах романтиков рационализм XVIII в. оказался обесцененным, так как в послереволюционное время стало очевидным, что царство разума обернулось царством буржуазии. Механистичность рассудочного подхода к жизни была отброшена. Это не значит, что романтики всецело отвергали разум и тем самым впадали в иррационализм. Романтический субъективизм состоял в том, что романтики отводили разуму подчиненное по отношению к чувству и интуиции место; разум признавался в той мере, в какой он помогал работе воображения.

Эстетика романтизма связана с философскими идеями И. Канта, Ф. Шеллинга. Защита свободной фантазии художника, не стесненной никакими правилами, близка мысли И. Канта о том, что гений стоит выше существующих рационалистических норм и свободно творит свой мир. Выступления романтиков против регламентирующего подхода к искусству определялись во многом идеей Ф. Шеллинга о бесконечном как вечной смене форм жизни, как непрекращающемся развитии мысли.

Философское начало в английском романтизме проявилось не только в художественных произведениях, но и в эссеистике. Ярким философско-публицистическим характером отличались очерки У. Хэзлитта и Т. Карлейля.

Романтизм, возникший в переломную эпоху конца XVIII-начала XIX в., рассматривает жизнь в ее противоречиях, становлении и развитии. Романтики противопоставляют выдвинутые ими формы художественного мышления просветительской прямолинейности и метафизичности, изображают жизнь в движении, в историческом становлении - от прошедшего к будущему. Шелли в трактате «Защита поэзии» пишет о том, что поэт «не только пристально созерцает настоящее, как оно есть, но и открывает законы, которые должны были бы им управлять; в настоящем он провидит будущее, и думы его являются зародышем цветения и плодов позднейших времен...» Романтики стремились понять действительность во всей ее сложности и противоречивости. Следствием этого была большая диалек-тичность художественного освоения реальности у романтиков. В их творчестве развивается принцип историзма, раскрывается сложная диалектика борьбы между добром и злом.

Третьим общим критерием романтизма является обращение к внутреннему миру человека, к раскрытию его чувств, дум и переживаний. Отвергая враждебную социальную действительность, романтики уходили в субъективный мир личных переживаний, открывали нравственные ценности в душе человека.

Для романтиков характерно обращение к природе, в которой они ищут гармонию и красоту, обращение к народному творчеству. Общество и мир воспринимаются ими как нечто универсальное. Интерес к индивидуальному в человеке сочетается со стремлением к универсальному. Внимание к личному как бы уравнивает душевный мир человека с универсальным миром общества и вселенной. В романтическом методе социальное и психологическое выступает как философско-универсальное и символическое. Шелли говорил в статье «Защита поэзии»: «Поэзия - универсальна. Она содержит в себе в зародыше все побуждения или действия, которые только возможны в бесконечном разнообразии человеческой природы».

Среди многообразных жанров романтической литературы выдающееся место занимает лиро-эпическая, философско-символическая поэма, которая отличается выражением гражданской позиции автора, накалом субъективных авторских чувств, полемичностью. Структура поэмы становится все более свободной, тяготеющей к универсальному охвату проблем эпохи.

Поэтика романтиков складывалась в борьбе против строгого стиля классицистов. Романтики выступили против резкого разделения трагического и комического в искусстве, против строгих правил в отборе лексики, против классицистических единств. Для романтического произведения характерны особая эмоциональная атмосфера высоких чувств и страстей, искренность и непосредственность эмоций, поэтика неожиданных сопоставлений, впечатление новизны и чуда, сближение трагического и комического, парадоксальное сочетание разнородных деталей, скрепленных единым лирическим чувством, свободная композиция.

Считается, что романтическому искусству не свойствен юмор. Действительно, комическое у романтиков уступает первенство трагическим темам. Однако можно отметить юмор в очерках Чарлза Лэма, в ряде стихотворений Байрона и Шелли. Но наиболее типична для них ирония как средство сатирического изображения. Доминирующее место иронии определяется господством трагедийных тем, ибо ирония ближе к трагическому, чем юмор. Романтическое искусство, к каким бы элементам образности оно ни обращалось - античным, библейским, ориентальным, фольклорным, - всегда отражает современное бытие, откликается на проблемы времени.

Эти основы романтизма как литературного направления и художественного метода раскрывались в творчестве отдельных романтиков по-разному в зависимости от их политической позиции и эстетических вкусов. В романтизме как направлении есть общие типологические черты, общие принципы художественного метода, определяемые идеологией послереволюционного поколения. Политические разногласия отдельных групп романтиков привели к образованию различных течений.

В английском романтизме было три основных течения:

1. «лейкисты» (поэты «озерной школы») -Вордсворт, Колридж, Саути;

2. революционные романтики - Байрон и Шелли;

3. лондонские романтики -Ките, Лэм, Хэзлитт, Хант.

Соотношение течений в английском романтизме как литературном направлении не сводится к разделению на революционных и консервативных романтиков; указанные течения действительно существовали, но характер литературного процесса того времени нельзя представить только как идеологическую борьбу между революционными и консервативными романтиками. Лондонские романтики, к примеру, не были революционными, но занимали довольно прогрессивные позиции. Истинное состояние литературной жизни было бы искажено, если бы вопрос о политических разногласиях заслонил всю сложность идеологических и эстетических отталкиваний и сближений. Поэзия «лейкистов» Вордсворта и Колриджа не может считаться только выражением их консервативных воззрений; она оказала влияние на всю романтическую поэзию Англии. И революционные романтики в эстетическом плане, да в определенной мере и в идеологическом, испытывали воздействие «лейкистов».

Романтизм в Англии отличается национальным своеобразием. В произведениях английских романтиков сказывается национальная традиция фантастико-утопического, аллегорического и символического изображения жизни, традиция особого драматического раскрытия лирических тем. В английском романтизме сильны просветительские идеи (у Байрона, Скотта, Хэзлитта). В английском романтизме возвышенное не всегда понимается как исключительное. Часто возвышенное раскрывается в простом, обыденном, внешне неярком.

Воображение открывает чудесное, великолепное, героическое в самом обычном и будничном и приобщает простое к возвышенному, желаемому, должному, к идеалу. Идеалистическое понимание сути искусства сочетается с английской традицией сенсуалистического эмпиризма. Английские романтики хотели видеть красоту в правде и правду в красоте; они активно искали и утверждали идеал. Для английских романтиков, например для Байрона, ирония является формой трезвой оценки поисков неведомого, идеального мира.

Романтическое искусство в целом отличалось новизной видения жизни и по-своему отразило жизненную правду, передало характер эпохи.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Йошта рецепты Ягоды йошты что можно приготовить на зиму
Каково значение кровеносной системы
Разделка говядины: что выбрать и как готовить?